Как написать должностной регламент

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

С 29.04.2023 в ч. 1 ст. 47 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 645-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг (видов деятельности), оказываемых по запросам граждан и организаций в соответствии с административным регламентом (иным нормативным правовым актом) государственного органа;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

КонсультантПлюс: примечание.

С 29.04.2023 ч. 3 ст. 47 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.12.2022 N 645-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

КонсультантПлюс: примечание.

С 29.04.2023 ч. 4 ст. 47 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.12.2022 N 645-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Должностная инструкция – это очень интересный документ. Все мы не раз о ней слышали и знаем, что она фиксирует трудовые обязанности работника. На практике именно на нее часто ссылаются работодатели, описывая трудовую функцию в договоре.

При этом официального определения понятия «должностная инструкция» нет ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в других нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Несмотря на это, ссылки на данный документ встречаются в разъясняющих письмах органов власти и судебной практике.

О том, что такое должностная инструкция, зачем она нужна работодателю и как ее составить, вы узнаете из статьи нашего эксперта.

Что такое должностная инструкция?

Должностная инструкция, несмотря на отсутствие упоминания о ней в трудовом законодательстве, это важный документ, в содержание которого входят не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности ( Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6, Письмо Роструда от 27.05.2022 № ПГ/13204-6-1).

Работодатель, исходя из целесообразности, может разработать индивидуальные инструкции на каждого работника или типовые для определенных должностей.

Зачем нужна должностная инструкция?

Должностная инструкция не является обязательным документом, то есть ее наличие является правом работодателя, но не обязанностью. При этом многие работодатели разрабатывают для сотрудников такие документы. В чем же польза должностных инструкций? На этот вопрос существует несколько ответов.

  1. В должностной инструкции можно подробно расписать весь функционал работника. В данном случае не будет необходимости включать в трудовой договор весь перечень обязанностей, достаточно будет сделать отсылку на документ.
  2. Документ может помочь работодателю в спорах о неправомерном отказе в приеме на работу. Достаточно четко сформулировать требования к уровню образования, квалификации и стажу работы в документе. Например, в Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2021 № 88-9433/2021 суд признал правомерным отказ работодателя в приеме на работу кандидату, который не соответствовал должностной инструкции.
  3. С помощью инструкции работодатель может подтвердить правомерность применения дисциплинарного взыскания. Например, Апелляционное определение Воронежского областного суда от 01.02.2018 по делу № 33-689/2018. Работник обратился в суд с заявлением о признании незаконными выговоров за то, что не представил работодателю отчет о проделанной работе. Работодатель представил в суд должностную инструкцию, где такая обязанность была обозначена, и суд признал дисциплинарные взыскания правомерными.
  4. Должностные инструкции помогут обосновать разные оклады для должностей с похожим набором функций, но разным уровнем квалификации. Например, в Апелляционном определении Верховного суда Удмуртской Республики от 22.07.2019 по делу № 33-3229/2019 отмечено, что одинаковое наименование должности при различных по своему содержанию должностных обязанностях работников не является безусловным основанием для установления одинакового размера заработной платы.

консультант плюс 30 лет

Как не допускать ошибок в кадровых перестановках, приеме и увольнении сотрудников?

подробнее

Какие разделы должны быть в должностной инструкции?

Обязательных требований к структуре и содержанию должностной инструкции нет. Рекомендуем включить в документ следующие разделы.

  • Общие сведения о должности и требования к образованию и стажу работы по специальности. Данная информация в том числе поможет правомерно отказать неподходящему кандидату в приеме на работу.
  • Должностные обязанности. Рекомендуем прописать данный раздел максимально подробно и включить в него всё, что должен делать сотрудник и в какие сроки. В данном разделе также можно предусмотреть, кого работник замещает.
  • Взаимодействие с другими сотрудниками и руководством, в том числе взаимодействие посредством электронной почты и менеджеров.

При составлении должностной инструкции рекомендуем избегать общих формулировок, например: «обеспечить высокий уровень работы», «осуществлять мониторинг текущей ситуации». Такие формулировки не несут смысловой нагрузки и утяжеляют текст документа. Должностные обязанности должны быть прописаны четко и конкретно.

Также не рекомендуем переписывать в должностную инструкцию нормы из Трудового кодекса. Например, обязанности работника по ст. 21 Трудового кодекса, ответственность и др. Данные нормы не являются обязательными для включения в документ и обязательны по закону.

В каком виде составляется должностная инструкция?

Должностная инструкция может быть приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ ( Письмо Роструда от 27.05.2022 № ПГ/13204-6-1).

Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, то она, как и трудовой договор, должна составляться в двух экземплярах, один из которых передается работнику, а другой остается у работодателя. Получение работником экземпляра должно в общем случае подтверждаться подписью работника на экземпляре работодателя ( ч. 1 ст. 67 ТК РФ).

Должностная инструкция в виде отдельного документа – это локальный нормативный акт организации. При приеме на работу необходимо работника ознакомить с инструкцией в установленном порядке до подписания трудового договора ( ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Рекомендуем оформить должностную инструкцию отдельным документом, а не приложением к трудовому договору. Это связано с тем, что обязанности, включенные в трудовой договор, в том числе и в виде приложения к нему, это предмет согласования между работником и работодателем. Соответственно, изменить или дополнить их можно, только заключив дополнительное соглашение к трудовому договору.

Итак, несмотря на то что должностная инструкция не является обязательным документом, она может быть полезна для работодателя. Рекомендуем разработать такие инструкции для эффективной работы сотрудников и минимизации рисков трудовых споров.

Вопрос:

Установлены ли сроки действия и сроки хранения должностных инструкций?

Ответ:

Сроки действия должностных инструкций нормативно не установлены. Они могут быть установлены работодателем самостоятельно в соответствующей инструкции или ином локальном нормативном акте ( ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

Сроки хранения установлены законом и зависят от вида должностной инструкции. Индивидуальные должностные инструкции работников хранятся в организации 50 либо 75 лет, в зависимости от того, когда прекратили их использовать:

  • 75 лет – если документы окончены делопроизводством до 1 января 2003 года;
  • 50 лет – если документы окончены делопроизводством после 1 января 2003 года.

Типовые должностные инструкции хранятся три года после их замены новыми ( ст. 442, 443 Перечня, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

консультант плюс 30 лет

Незаменимая помощь в кадровом делопроизводстве – путеводители по кадровым вопросам.

подробнее

Автор: преподаватель-юрист «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ» Анастасия Чекмарева

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ   ДОЛЖНОСТНЫХ   РЕГЛАМЕНТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ   ГРАЖДАНСКИХ   СЛУЖАЩИХ  

 РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

По своей сути должностной регламент является локальным нормативным актом, регламентирующим содержание и результаты деятельности гражданского служащего. В нем содержатся требования, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность государственной гражданской службы области (далее — гражданская служба), отражаются его права и обязанности по должности, взаимодействие с другими служащими, а также критерии оценки его деятельности.

Целями должностного регламента являются:

1. Создание организационной основы служебной деятельности гражданского служащего.

2. Закрепление конкретных функций, прав и обязанностей по конкретной должности гражданской службы.

4. Установление форм и видов ответственности по должности.

5. Определение квалификационных и иных требований по конкретной должности

6. Обеспечение объективности при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (конкурс, аттестация и т.д.).

7. Решение иных, предусмотренных законом или нормативными правовыми актами целей и задач.

Должностные регламенты призваны обеспечить разделение служебных обязанностей гражданских служащих в конкретном государственном органе, содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением о государственном органе, структурном подразделении.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

При разработке должностного регламента необходимо исходить из:

положений Конституции Российской Федерации;

Устава Ростовской области;

Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 58‑ФЗ);

Федерального закона № 79-ФЗ;

задач и функций государственного органа области, закрепленных соответствующим нормативным правовым документом об этом органе;

задач и функций структурного подразделения государственного органа области, закрепленных в его положении;

содержания федеральных и областных государственных программ;

задач по развитию соответствующей сферы (отрасли) экономики, установленных соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Ростовской области.

Должностной регламент составляется для каждой штатной должности, предусмотренной штатным расписанием, носит обезличенный характер и объявляется гражданскому служащему под роспись при заключении служебного контракта, в том числе при переводе (перемещении) на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

2. Содержание должностного регламента

Фактически структура должностного регламента определена в части 2  статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ.

С учетом положений данной статьи должностной регламент конкретного гражданского служащего государственного органа области может содержать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Квалификационные требования к образованию, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, уровню и характеру знаний и навыков.

3. Должностные обязанности, права и ответственность.

4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.

5. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

6. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

7. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями в связи с исполнением им должностных обязанностей.

8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

9. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Содержание разделов должностного регламента

3.1. Раздел «Общие положения»

В данный раздел включаются следующие общие сведения организационного характера:

1. Категория и группа должности в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Ростовской области.

В соответствии со статьей 6 Областного закона от 26 июля 2005 года № 344‑ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» (далее – Областной закон № 344-ЗС) должности гражданской службы подразделяются на следующие категории и группы.

I. Категории:

1) «руководители» — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) «помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) «специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) «обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Отнесение должностей гражданской службы к категориям «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» производится по решению представителя нанимателя в зависимости от характера функций, выполняемых гражданским служащим, замещающим соответствующую должность.

II. Группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

2. Порядок назначения и освобождения от должности[1].

3. Непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный гражданский служащий).

4. Наличие и состав подчиненных.

5. Порядок замещения (кто замещает данного гражданского служащего во время его отсутствия; кого замещает данный государственный служащий).

6. Нормативная правовая база служебной деятельности гражданского служащего, регулирующая отношения, связанные с гражданской службой (определена в статье 5 Федерального закона № 79-ФЗ), а также необходимая для выполнения непосредственных функциональных обязанностей.

Она включает:

— Конституцию Российской Федерации;

— Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

— Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции в Российской Федерации»

— другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

— указы Президента Российской Федерации;

— постановления Правительства Российской Федерации;

— Устав, законы и иные нормативные правовые акты Ростовской области;

— нормативные правовые акты государственных органов.

3.2. Раздел «Квалификационные требования»

В данном разделе указываются квалификационные требования, предъявляемые к должностям гражданской службы с учетом категории и группы должностей гражданской службы, в том числе:

— к уровню профессионального образования;

— к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

— к уровню и характеру профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— к уровню и характеру навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

В соответствии со статьей  10 Областного закона  № 344-ЗС в число квалификационных требований к должностям гражданской службы:

категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования;

категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Для граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности:

1) для замещения должности, относящейся к группе высших должностей гражданской службы, — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа (опыта) работы по специальности;

2) для замещения должности, относящейся к группе главных должностей гражданской службы, — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности;

3) для замещения должности, относящейся к группе ведущих должностей гражданской службы, за исключением должности помощника депутата Законодательного Собрания Ростовской области — ведущего специалиста, — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа (опыта) работы по специальности;

4) для замещения должности помощника депутата Законодательного Собрания Ростовской области — ведущего специалиста, а также должности, относящейся к группе старших и младших должностей гражданской службы, — требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности не предъявляются.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

В число требований к уровню и характеру профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, могут включаться  следующие знания: Конституции Российской Федерации; федеральных законов применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; Устава и законов Ростовской области применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства, иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики; основ экономики, организации труда, производства и управления в условиях рыночных отношений, передового отечественного и зарубежного опыта в области государственного управления; методов управления аппаратом государственного органа; правил делового этикета; правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией и другие.

В число требований к уровню и характеру навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, могут включаются следующие: умение работать с людьми; умение вести деловые переговоры; навыки  межличностных отношений и мотивации подчиненных; умение стимулировать достижение результатов; способность управлять временем; умение контролировать и анализировать, воспринимать конструктивную критику; навыки публичных выступлений; навыки делового письма; умение осуществлять подбор сотрудников; умение эффективно взаимодействовать с другими организациями, госорганами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, государственными и муниципальными служащими, населением; умение создавать команду и правильно использовать эффект от ее работы; умение создавать эффективные взаимоотношения в коллективе (психологический климат), делегировать полномочия подчиненным; умение обучать сотрудников и партнеров, способность руководить, быть требовательным, энергичным, настойчивым; умение помогать в работе, принимать советы подчиненных и других коллег; способность признавать свою неправоту; умение ставить перед подчиненными достижимые цели и выполнимые задачи; умение подчинять тактические цели стратегическим, разрабатывать план конкретных действий, оперативно принимать и реализовывать решения; умение адаптироваться к ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое; готовность советоваться с коллективом; умение использовать современные информационные технологии[2], компьютерную и другую оргтехнику; готовность систематически повышать свою квалификацию; умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками и представителями вышестоящих органов; способность к гибкости и компромиссам при решении проблем в конфликтных ситуациях; ответственность по отношению к людям, отзывчивость, дружелюбие и другие.

3.3. Раздел «Должностные обязанности, права и ответственность»

Основные обязанности гражданского служащего определены в статье 15 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ею установлено, что:

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую   федеральным   законом   тайну,   а    также    сведения,   ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Кроме этого, в соответствии со статьей 18. Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий в целях соблюдения требований к служебному поведению обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В данный раздел в обязательном порядке также включаются обязанности гражданского служащего, возлагаемые на него по занимаемой должности гражданской службы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на государственный орган и структурное подразделение с учетом сложившейся в данном структурном подразделении практикой распределения обязанностей. Недопустимо включение в должностной регламент гражданского служащего функций и обязанностей, выходящих за рамки компетенции соответствующего органа.

При разработке этого раздела рекомендуется учитывать методические правила технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также общие функции управления, в которые входят планирование, организация, координация, регулирование, контроль, анализ.

Ряд общих обязанностей гражданского служащего определены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так гражданский служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статья 8).

Кроме  этого гражданский служащий обязан:

уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9);

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (статья 10).

Общие права гражданских служащих определены статьей 14 Федерального закона  № 79-ФЗ. Ею установлено, что гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом от № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от                  № 79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Кроме этого в данный раздел включаются права гражданского служащего, вытекающие как из функций государственного органа, так и его структурного подразделения, а также связанные с необходимостью обеспечения им должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, следующих из должностных обязанностей, установленных относительно других должностей, делегированные руководством.

Например:

Руководитель органа государственной власти области имеет право:

— представлять государственный орган по вопросам, относящимся к его компетенции, издавать приказы и распоряжения, давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию;

— принимать решения в соответствии с должностными обязанностями;

— осуществлять контроль (проверку) учреждений, организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области по вопросам, относящимся к компетенции органа исполнительной власти;

— поощрять и налагать дисциплинарные взыскания на руководителей подведомственных предприятий, организаций и работников вверенного ему органа государственной власти;

 — вести переписку с государственными органами Российской Федерации и Ростовской области, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации и Ростовской области в соответствии с действующим законодательством;

— делегировать предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам органа исполнительной власти и другие.

В разделе  «Должностные обязанности, права и ответственность» необходимо детально сформулировать виды и показатели установленной действующим законодательством  ответственности гражданского служащего за:

неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей;

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан;

не сохранение государственной тайны;

разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В зависимости от возложенных на государственного гражданского служащего должностных обязанностей в должностном регламенте могут быть установлены следующие виды его ответственности:

материальная ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с характером служебной деятельности;

административная ответственность за снижение эффективности коллективного труда;

дисциплинарная ответственность за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;

социальная ответственность за предупреждение социальных последствий принимаемых решений; обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан; выполнение работ, связанных с риском для жизни других людей.

Согласно статье 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

3.4. Раздел «Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения»

В зависимости от того, на каком уровне в управленческой вертикали находится должность, замещаемая гражданским служащим, в перечень его прав и обязанностей могут входить права и обязанности по принятию решений по вопросам, входящих в состав полномочий по должности.

В этом случае в разделе указываются вопросы, по которым гражданский служащий:

— вправе самостоятельно принимать управленческие или иные решения;

— обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения.

В изложении данного раздела необходимо включить:

— ссылку на функцию структурного подразделения (должностную обязанность) в рамках которой гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения;

— указания на обязательства (обстоятельства) при которых гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения;

 — правовые формы выражения указанных решений.

Например:

Руководитель структурного подразделения органа исполнительной власти области в соответствии со своей компетенцией обязан подготавливать положение о вверенном ему подразделении и передавать его в службу по работе с персоналом для подготовки соответствующего приказа руководителя органа исполнительной власти.

         3.5. Раздел «Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений»

В данном разделе в зависимости от того на каком уровне в управленческой вертикали находится должность, замещаемая гражданским служащим, формулируются задачи, функции, права и ответственность при его участии в подготовке нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

К ним можно отнести:

проекты областных законов по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

постановления, распоряжения Администрации Ростовской области по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

приказы (распоряжения) руководителя государственного органа области по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

информационно-методические документы и материалы;

иные документы, приведенные в приложении 1 к данным рекомендациям.

В изложении данного раздела необходимо включить:

— ссылку на функцию структурного подразделения (должностную обязанность) в рамках которой гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

— указания на обязательства (обстоятельства) при которых гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

— правовые формы выражения указанного участия.

3.6. Раздел «Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений»

Подготовка проектов документов осуществляется в порядке и сроки, определенные требованиями Инструкции по делопроизводству и регламентом работы государственных органов.

Ответственность за подготовку документов лично несут:

1) руководители государственных органов области в соответствии с их компетенцией;

2) руководители соответствующих структурных подразделений;

3) непосредственные исполнители.

3.7. Раздел «Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями»

Определяются порядок, вопросы и ограничения взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями.

Например:

Гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

3.8. Раздел «Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом

государственного органа»

В соответствии с возложенными на государственный орган полномочиями в его функции могут входить обязанности по оказанию государственных услуг. В этом случае в Перечень прав и обязанностей гражданского служащего могут входить права и обязанности по оказанию государственных услуг.

Перечень этих услуг следует отразить в данном разделе.

Например:

В соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской  службы  области и  в  пределах должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, _____________________ принимает  участие  в оказании                                                                                                     

                                                          (указать должность)

следующих видов государственных услуг, осуществляемых ________________________________________________________________________ :

(наименование органа исполнительной власти)

согласовывает перечни документов, образующихся в  процессе деятельности       органов исполнительной власти области и подведомственных им организаций, с указанием    сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел;  

согласовывает положения об экспертных комиссиях и иных нормативных правовых актов по архивному делу органов исполнительной власти области и     подведомственных им и организаций;

организует информационное обеспечение граждан, органов исполнительной власти области, местного самоуправления, организаций и общественных  объединений  на основе документов архивного фонда  Ростовской области и других  архивных документов.            

3.9. Раздел «Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего»

В данном разделе устанавливаются конкретные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на основании определенных ему функций и должностных обязанностей.

Показатели эффективности и результативности деятельности определяются руководителем гражданского служащего.

Критериями для их определения могут являться:

1. Качество деятельности (результата);

соответствие требованиям подготовки документов;

полнота и логичность в изложении материала;

точность/недопущение ошибок;

другие.

2. Своевременность решения поставленных задач.

3. Организация труда.

Производительность (соответствие объема выполненной работы запланированному объему на отчетный период);

результативность (мера достижения поставленных задач/целей);

соблюдение дисциплины (отсутствие прогулов, опозданий и т.д.).

4. Мотивация

заинтересованность в выполняемой работе;

использование творческого подхода при решении поставленных задач.

5. Профессионализм.

соответствие  требованиям, предъявляемым к должности;

знание смежных сфер, использование системного подхода в работе;

широта профессиональных знаний.

6. Другие критерии в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

(К примеру: оценки, даваемые руководством по результатам проведенных мероприятий, совещаний, подготовленных  гражданским служащим.)

При разработке данного раздела можно использовать общие показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, разработанные Администрацией Ростовской области (приложение 2).

4. Порядок разработки, согласования, утверждения должностного регламента

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждение должностного регламента является функцией представителя нанимателя гражданского служащего (далее — представитель нанимателя).

Статьей 4 Областного закона № 344-ЗС установлено, что представителем нанимателя является:

1) Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в Администрации Ростовской области, иных органах исполнительной власти Ростовской области и в аппаратах мировых судей;

2) Председатель Законодательного Собрания Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в аппарате Законодательного Собрания Ростовской области;

3) председатель Избирательной комиссии Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в аппарате Избирательной комиссии Ростовской области;

4) председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в аппарате Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

В соответствии с Областным законом от 15 марта 2007 г. № 643-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области» представителем нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Ростовской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ростовской области в аппарате Уполномоченного по правам человека, является Уполномоченный по правам человека.

В соответствии с Областным законом  от 21 декабря 2005 г. № 419-ЗС «О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области» представителем нанимателя в отношении лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Ведомства,  является руководитель Ведомства по управлению государственной гражданской службой Ростовской области

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ  представитель нанимателя вправе делегировать частично или полностью свои полномочия лицу, замещающему государственную должность и работающему на профессиональной постоянной основе в соответствующем государственном органе, либо гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы, путем издания соответствующего правового акта.

Полномочия представителя нанимателя в части утверждения должностных регламентов гражданских служащих органов исполнительной власти (за исключением категории «руководители» высшей группы должностей Глава Администрации (Губернатор) области Ростовской области делегировал  руководителям органов исполнительной власти Ростовской области.

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ соответствующим органом по управлению государственной гражданской службой утверждаются примерные должностные регламенты.

В соответствии с Областным законом  от 21 декабря 2005 г. № 419-ЗС «О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области» в Ростовской области таким органом является Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области.

  Должностной регламент, разработанный с учетом настоящих методических рекомендаций, а также примерного должностного регламента, должен быть согласован с соответствующим подразделением по вопросам государственной службы и кадров государственного органа Ростовской области.

Согласованный и утвержденный должностной регламент хранится как оригинал нормативного акта в подразделении по вопросам государственной службы и кадров.

Гражданский служащий в обязательном порядке знакомится с ним после назначения на должность под роспись в листе ознакомления (приложение 3), который является неотъемлемой частью должностного регламента.

Экземпляр должностного регламента, заверенный печатью отдела кадров, может быть выдан гражданскому служащему, назначенному на соответствующую должность по его просьбе.

Для текущей работы начальнику соответствующего структурного подразделения государственного органа может быть выдана копия с оригинала должностного регламента, заверенная печатью отдела кадров.

Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения руководителем государственного органа или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до замены новым должностным регламентом, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Требования должностного регламента являются обязательными для гражданского служащего, назначенного на соответствующую должность (и заключившего служебный контракт), с момента его ознакомления с должностным регламентом под подпись и до перемещения на другую должность или увольнения из государственных органов.

Приложение 1

к методическим рекомендациям

по разработке должностных регламентов

государственных гражданских служащих 

Ростовской области

Перечень

некоторых официальных документов, в разработке которых государственный гражданский служащий может принимать участие, и по которым он вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения

Доклад — документ, содержащий изложение определенных вопросов, предложений и предназначенный в основном для устного прочтения.

Докладная записка — документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего государственного органа, содержащий обстоятельное изложение какого-нибудь вопроса с изложением выводов и предложений составителя.

Докладная записка может быть: инициативной, информационной, отчетной, профессионально-инициативной, отчетно-инициативной. Она может быть внутреннего и внешнего обращения. Внешнюю докладную подписывает руководитель или заместитель руководителя государственного органа, внутреннюю — ее составитель.

В докладной записке могут констатироваться как позитивные, так и негативные факты, а также излагаться предложения действий, которые необходимо предпринять в конкретном случае.

Заключение (участие в подготовке) — документ, содержащий мнение, экспертную оценку, вывод учреждения, комиссии или специалиста по вопросам компетенции федерального органа исполнительной власти.

Извещение — документ, информирующий о предстоящем мероприятии (например, заседании, конференции) и предлагающий принять в нем участие.

Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности государственного органа (например, «Инструкция по технике безопасности», «Инструкция по ведению делопроизводства», «Инструкция по работе с документами для служебного пользования» и т.д.). Утверждается руководителем государственного органа или по его поручению заместителем руководителя государственного органа.       

Обзор — документ, составленный в целях информации подведомственных и других организаций о научных и других работах в той или иной области или о деятельности группы учреждений в определенный период.

Отзыв — документ, содержащий мнение учреждения специалиста по поводу какой-либо работы, присланной на рассмотрение.

Перечень — систематизированное перечисление документов или иных предметов, объектов или работ, составленное в целях распространения на них определенных норм и требований.

Пояснительная записка — введение или заключение к какому-либо основному документу (плану, отчету, проекту и т.п.). Объяснительная записка — письменное изложение причины нарушения трудовой дисциплины, невыполнения заданий, отступления от установленных правил работы и т.д.

Правила — служебные документы, регламентирующие или предписывающие какие-либо действия, вытекающие из каких-либо норм (например, Основные правила работы ведомственных архивов).

Предложение — разновидность докладной, содержащей перечень конкретных предложений по определенному вопросу.

 Протокол — документ, фиксирующий обсуждение вопросов и принятие решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях, конференциях.

Протокол может быть кратким, если записываются обсуждаемые вопросы, фамилии докладчиков и выступающих, принятые решения; полным, когда кроме вопросов и решений в нем содержится краткая запись выступления докладчиков и участников; стенографическим, когда ход обсуждений записывается дословно. Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих коллегиальных органов (например, коллегий государственных органов).

Сводка — документ, содержащий свод каких-либо сведений, данных; информация, суммирующая такие сведения.

Служебное письмо — официальный документ информационно-справочного характера, используемый для обмена информацией в деятельности органов власти, организаций и граждан.

Список — документ, составляемый для регистрации лиц, предметов и т.д. Составляется в определенном порядке в целях регистрации или информационных целях.

 Справка — документ, содержащий описание тех или иных фактов или событий. В справке обычно содержится сообщение об определенных проверках, обследованиях, командировках и т.д. Справки бывают служебного и личного характера. Служебные составляются по указанию, запросу должностного лица или вышестоящей организации.

Тезисы — сформулированная основная мысль, положение доклада, лекции, статьи первичного документа. Могут быть краткими и развернутыми. Не содержат пояснений.

Приложение 2

к методическим рекомендациям

по разработке должностных регламентов

государственных гражданских служащих

Ростовской области

Показатели

эффективности и результативности профессиональной и служебной деятельности гражданского служащего

1. Показатели эффективности

№ п/п

Показатели

Варианты оценки

Бал-

лы

1.1

Использование в процессе работы методов         планирования

— навыки планирования отсутствуют;

— планирование работы осуществляется при постоянном контроле и необходимой помощи со стороны руководителя;

— планирование работы осуществляется преимущественно самостоятельно на основе комплексного анализа ситуации и точного определения приоритетов деятельности на определенную перспективу

0

1

2

1.2

Соответствие содержания выполненных работ нормативно установленным требованиям (регламенты, стандарты, нормы и т.п.)

— выполненная работа, как правило, не соответствует нормативно установленным требованиям;

— выполненная работа в основном соответствует нормативно установленным требованиям;

— выполненная работа полностью соответствует нормативно установленным требованиям

0

1

2

1.3

Широта использования знаний, указанных в п.2.2 должностного регламента, при выполнении работ

— используется узкий спектр знаний функционирования одного направления деятельности отдела или сферы управления;

— используется широкий спектр знаний функционирования одного направления деятельности отдела или сферы управления;

— используется широкий спектр знаний функционирования ряда смежных направлений или сфер управления

1

2

3

1.4

Использование в процессе работы автоматизированных средств обработки информации

— навыки практического использования автоматизированных средств обработки информации отсутствуют;

— возможности автоматизированных средств обработки информации используются не в полном объеме;

— возможности автоматизированных средств обработки информации используются в полном объеме

0

1

2

1.5

Способность устанавливать и поддерживать                 деловые взаимоотношения

— низкая (деловые контакты не выходят за рамки структурного подразделения);

— средняя (деловые контакты не выходят за рамки государственного органа, налаживание внешних деловых взаимоотношений осуществляется с трудом);

— высокая (спектр деловых контактов чрезвычайно широк, указанные взаимоотношения устанавливаются легко и поддерживаются в течение долгого времени)

0

1

2

1.6

Интенсивность работы

— низкая (работа выполняется крайне медлительно);

— средняя (работа выполняется в нормальном режиме);

— высокая (одновременно выполняется несколько разнородных видов работ)

0

1

2

1.7

Инновационность в работе

— низкая (инновационные решения не генерируются);

— средняя (инновационные решения генерируются, но реализуются ограниченно);

— высокая (инновационные решения генерируются и реализуются в большом объеме)

0

1

2

2. Показатели результативности

№ п/п

Показатели

Варианты оценки

Бал-лы

2.1

Своевременность выполнения работ в соответствии с должностными обязанностями

— порученная работа, как правило, выполняется несвоевременно;

— порученная работа выполняется своевременно, но при постоянном контроле и необходимой помощи со стороны руководителя;

— отдельные поручения выполняются несвоевременно;

— порученная работа всегда выполняется своевременно

0

1

2

3

2.2

Качество выполненных работ:

— выполненная работа, как правило, требует значительной доработки и правок;

— выполненная работа, как правило, требует незначительной доработки и правок;

— выполненная работа, как правило, не требует доработки и правок

0

1

2

Приложение 3

к методическим рекомендациям

по разработке должностных регламентов

государственных гражданских служащих 

Ростовской области

 Лист ознакомления с должностным регламентом


[1] если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы связано с использованием сведений, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, в данном пункте указывается, что назначение на эту должность производится только при наличии оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме

[2] квалификационные требования к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий, утвеждены приказом Мининформсвязи РФ от 27.12.2005 № 147 «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий»

Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, мы прежде всего расчитываем получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит. 

Чем четче и подробнее компания опишет свои ожидания от сотрудника, тем лучше будем всем.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.

Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.

Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.

Как написать должностную инструкцию

Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.

Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.

В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.

В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.

Обычно должностная инструкция содержит пять разделов:

1. Общие положения:

— точное и полное наименование должности работника;

— уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;

— подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;

— порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т д.);

— перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности (законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации и т п.).

2. Основные задачи:

— задачи, выполнение которых возлагается на работника;

— конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.

3. Права:

— перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

4. Ответственность:

— ответственность работника за невыполнение обязанностей;

— ответственность данного работника за действия его подчиненных, если таковые есть.

5. Требования к работнику:

— требования к уровню образования, квалификации, стажу работы и иным характеристикам, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.

Зачем нужна должностная инструкция

Без грамотно составленных должностных инструкций невозможны эффективное управление персоналом, разрешение конфликтов, связанных с расхождением в определении обязанностей работника, и деятельность организации в целом.

Ведь должностная инструкция — это:

  • основа для оценки результатов деятельности работника, информация для проведения обоснованного отбора работников при найме и оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности;
  • важная информация для самого работника: в ней сообщается, по каким критериям будут оценивать результаты его труда и каких действий от него ожидают, она дает ориентиры для повышения уровня образования и квалификации работника;
  • эффективные организационные методы, помогающие наладить работу отдела;
  • документ, без которого, например, нельзя списывать в расходы амортизацию автомобиля, так как для этого использование машины должно быть прописано в должностной инструкции владельца машины или работника, которому она временно выдана в пользование.

Должностные инструкции должны быть не просто данью бюрократии, а продуманным и серьезно составленным документом, тогда они смогут выполнять свои основные функции: наладить работу в организации и помогать в решении правовых и экономических споров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать документ на макбуке
  • Как написать документ на компьютере
  • Как написать документ на андроид
  • Как написать документ на английском
  • Как написать документ во вложении

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии