Сегодня люди путешествуют на поездах, самолётах, автомобилях. Стоимость поездки для многих не имеет значения, главное – впечатления. Но иногда путешествие срывается, и сам путешественник не может сдать билет, чтобы вернуть свои деньги. Существует образец доверенности на возврат РЖД билетов.
Что собой представляет Доверенность на осуществление процедуры возврата билета на ЖД транспорт
Нередко поездки осуществляются в компании родственников или друзей. И если путешествие срывается, то срывается сразу у нескольких человек. Сдать билеты в кассу за себя, ребёнка, друга или родственника может любой человек. Для этого необходимо предъявить проездной билет, свой паспорт и паспорт того человека, за которого сдаётся билет. Если поехать не сможет ребёнок, то нужно его свидетельство о рождении.
Чтобы без проблем вернуть деньги за себя, друга, родственника или ребёнка, необходимо сдавать билеты, которые покупались вместе одной партией. Желательно, чтобы на один состав и в один вагон. Доверенность в этом случае не нужна.
Если же возникла необходимость сдачи билетов за человека, к поездке которого сдающий не имеет отношения, то необходимо иметь на руках доверительную бумагу. Она составляется по общим правилам, с указанием срока действия, сведений об обеих сторонах и другими данными. Рекомендуется даже указать реквизиты проездного документа, который подлежит возврату. Тогда у принимающей стороны не возникнет вопросов.
Чем раньше с даты покупки до момента возврата пройдёт времени, тем большую часть от стоимости проезда удастся вернуть. Поэтому побеспокоиться о том, чтобы выписать доверенность нужно заранее. Доверительная бумага на передачу полномочий может быть составлена только в письменном виде, устной формы передачи не существует.
Посещать нотариальную контору нет необходимости, достаточно выписать доверенность от руки. Можно напечатать текст на компьютере, а потом распечатать документ, а можно оформить рукописный вариант.
Главное условие правомочности доверенности на возврат проездного билета на ЖД транспорт – указание календарной даты выпуска. Также рекомендуется указать срок правомочности документа, но это условие не обязательное. Если доверитель не пропишет временной промежуток действительности доверенности, он будет составлять ровно 1 календарный год.
Может ли пассажир передать право возврата собственного проездного документа другому человеку
На всех железнодорожных вокзалах есть касса для сдачи билетов. Достаточно принести сам проездной, паспорт того, кто сдаёт и того, за кого сдают. Рекомендуется взять доверенность. Если сдавать проездной документ за совершенно постороннего человека, то нужна доверительная бумага. Рекомендуется посетить нотариальную контору, чтобы правильно её составить. В противном случае у принимающей стороны могут возникнуть вопросы.
Деньги будут в том же виде, в котором производилась оплата. Если наличными, то в кассе вокзала. Но тогда в доверенности нужно прописать полномочия по получению наличных средств за плательщика. Если оплата производилась безналичным способом, то деньги вернут на карту плательщика. Тогда дополнительные условия в «тело» доверенности включать не нужно.
Сейчас появилась возможность сдачи билетов онлайн. Сделать так можно, если они покупались на официальном сайте РЖД. Но процесс возврата нужно производить с личного кабинета покупателя. Тогда дополнительных документов предъявлять не нужно будет. Купленные онлайн-проездные также можно сдать в кассе вокзала. Потребуется доверенность на возврат билетов от РЖД.
Образец заполнения доверенности на возврат ЖД билета
Образец заполнения доверенности на возврат ЖД билета
Доверенность на сдачу ЖД билетов оформляется по общим правилам. То есть:
- Только письменная форма.
- Желательно нотариально заверенная.
- Обязательно указывается дата и место составления.
- Обязательно досконально прописываются передаваемые полномочия. Если есть необходимость получения наличных средств за возврат, это также нужно указать.
- Доверитель ставит свою подпись.
- Поверенный может не присутствовать при оформлении, но необходим его паспорт.
Если доверитель принял решение оформить доверенность в нотариальной конторе, то заранее составлять текст документа не нужно. Это сделает Нотариус. Работники нотариальной конторы не заверяют доверительные бумаги, составленные доверителем. Хотя законодательно такой нормы не прописано.
За заверение доверенности взимается плата.
Как оформить доверенность
Только в письменном виде. Передавать полномочия в устной форме не разрешается. Рекомендуется посетить нотариальную контору, можно выбрать любую. У нотариуса объяснить, зачем нужен доверительный акт. Работник нотариальной конторы правильно составит документ, разъяснит правовые последствия передачи полномочий. Он также проверит документы обеих сторон.
Образец доверительного акта
Образец доверенности на передачу полномочий выглядит так:
Доверенность на возврат билета РЖД образец
Срок действия доверенности
Может быть любой – устанавливается по согласованию сторон. Течение срока правомочности начинается с календарной даты оформления, поэтому указывать её обязательно. Если доверитель не прописал срок действия, он будет считаться один календарный год с момента оформления.
У доверителя есть право выдать разовую доверенность – то есть, указать конкретную дату, когда нужно выполнить поручение. В прочие дни правомочности у документа не будет.
Если не прописать календарную дату оформления, доверенность будет считаться недействительной. Рекомендуется срок всё-таки указать – например, месяц с момента оформления. После того как рейс будет выполнен, вернуть деньги за билет не получится.
Как можно сдать билет с помощью доверенности
Есть несколько вариантов сдачи ЖД билетов:
- Через кассу вокзала.
- Онлайн.
Оба способа правомочны, воспользоваться можно любым. Отличается лишь алгоритм действий.
Алгоритм сдачи
Чтобы сдать билет, необходимо иметь на руках сам проездной документ, паспорт сдающего и паспорт несостоявшегося путешественника. Если комплект проездных покупался вместе, и сдаёт их тот человек, который также должен был ехать этим же составом, то доверенность может и не потребоваться.
Также не нужна доверительная бумага, если билет сдаётся за себя, ребёнка или за близкого родственника. В прочих случаях доверенность нужна. Точный порядок действий зависит от того, где покупался билет – в кассе вокзала или онлайн. Деньги вернут так, как они уплачивались – наличными или безналичным способом. При получении наличных средств в кассе, в «теле» доверительной бумаги нужно прописать соответствующие полномочия.
В кассе
Нужно посетить железнодорожный вокзал того направления, в котором куплен билет, найти возвратную кассу. Работнику кассы нужно предъявить свой паспорт, билет и паспорт того человека, за которого происходит возврат. При необходимости предоставляется доверенность.
Важно! Полную стоимость не вернут. Сдать билет можно максимум за час до отправления поезда – если состав ушёл, ничего не вернут. Если поездка не состоялась по причине болезни или по иным условиям, необходимо предоставить документальное подтверждение. Тогда будет выделено дополнительно 5 дней на возврат.
Если проездной документ утерян, возврата средств ждать не стоит, так как в возникшей ситуации виноват только сам несостоявшийся путешественник. Деньги будут возвращены на руки через кассу. В доверенности нужно прописать данное полномочие.
Через кассу можно вернуть электронный билет. Достаточно назвать кассиру идентификационный код, состоящий из 14 чисел. Сдать проездной электронный проездной через кассу можно:
- Если не была произведена электронная регистрация.
- Если регистрация произведена, но до отправления поезда больше часа.
При себе необходимо иметь:
- Оригинал доверенности.
- Копию паспорта человека, который осуществляет возврат.
- Копию паспорта человека, который не смог поехать.
- Сам билет.
- Квитанцию, если она выдавалась при покупке.
Работник кассы внимательно проверит документы. Если вопросов не возникнет, будет осуществлён возврат проездного талона. Средства вернуться покупателю тем же способом, которым производилась оплата.
Электронного
Сегодня многие путешественники предпочитают покупать билеты онлайн. Это экономит время, можно самостоятельно выбрать состав, вагон и место. Такой проездной документ также можно сдать.
Необходимо предпринять следующие действия:
- Зайти в личный кабинет перевозчика. Как правило, это РЖД.
- Выбрать вкладку «Мои заказы».
- Далее «Статус билетов».
- После «Оформление возврата». Здесь нужно выбрать проездные документы, которые необходимо вернуть.
Если было куплено сразу несколько и все подлежат возврату, то сделать это можно одновременно. Средства вернуться на карту.
В течение какого времени у пассажира есть право вернуть рассматриваемый документ
Стоимость проездного документа складывается из нескольких составляющих. Поэтому вернуть всю цену не получится. Чем быстрее после покупки будет оформлен возврат, тем больше средств вернёт себе несостоявшийся путешественник.
Но сумму к возврату влияет время сдачи. Так:
- Если состав уже уехал, то турист ничего не получит.
- Если до отправления состава 2 часа – вернут половину стоимости за минусом обязательных вычетов.
- Если сдавать билет ещё раньше, вернут всю сумму за вычетом обязательных комиссионных сборов.
Если куплен билет на международный рейс, то правила действуют следующие:
- Путешественнику будет возвращена вся сумма за минусом плацкарты, если он обратится за возвратом за 6 часов до отправления поезда.
- Вернут всю стоимость билета и половину стоимости плацкарты, если турист обратится за возвратом в промежуток от 24 до 6 часов до отправления состава.
- Всю стоимость билета и прочие сборы будут возвращены, если обратиться за 24 часа и ранее.
Возврат билетов межрегионального направления осуществляется по следующим правилам:
- При возврате проездного в промежуток за 2 часа до отправления и в течение 12 часов, путешественник получит всю стоимость, за вычетом плацкарты и прочих сборов.
- Вся цена минус половина плацкарты – при возврате в промежуток от 2 до 8 часов до отправления.
- Если сдавать за 8 часов и ранее – вся стоимость проездного документа и плацкарты, за вычетом комиссионных сборов.
Срок возврата денег на карту при возврате билета РЖД
Деньги будут возвращены путешественнику таким же способом, которым он оплачивал билет. Если наличными, то их так и нужно получить. Если безналичным способом – вернуться на карту или в электронный кошелёк.
Если оплата была наличными, то их вернут сразу же тому, кто билет возвращает. Важно! В доверенности нужно прописать полномочия по получению средств на руки.
При безналичной оплате средства должны вернуть в течение 30 дней с момента возврата. Многое зависит от платёжных систем и внутренних регламентов банка получателя.
Как показывает практика, средства на карту приходят быстрее. Если по истечении месяца баланс не пополнился, нужно обращаться с письменным заявлением в банк получателя.
Правовое регулирование возврата ЖД билетов
Покупатель билета – это Потребитель, поэтому его права защищаются несколькими законодательными актами. В частности, Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года. Также возврат денег за проездной талон регулируется:
- Устав железнодорожного транспорта – Закон № 18-ФЗ от 10.01.2003 года.
- Правила перевозок № 473.
Соблюдать данные нормы обязаны все перевозчики, осуществляющие свою деятельность в России.
Комиссионные сборы
Стоимость билета складывается из нескольких составляющих, в том числе из комиссионных сборов. При возврате проездного талона пассажир получит на руки не полную стоимость билета – перевозчик произведёт удержание.
В стоимость входит рекламационный сбор. Его размер фиксированный:
- В пригородных билетах – 50 рублей.
- В прочих – 184,50 рубля.
Важно! При возврате билета вычтут не только рекламационный сбор, но и сервисный, а также деньги за бронирование, телефонные консультации и прочие Услуги. Сумма сервисного сбора зависит от класса вагона, и может составлять от 274 до 785 рублей. Если путешественник бронировал билет онлайн, дополнительно вычтут ещё 90 рублей.
Заключение
Без доверенности можно сдать проездной талон за себя, своего ребёнка или за человека, с которым вместе собирался в поездку. В прочих случаях необходимо иметь на руках доверительную бумагу. Если покупка билета осуществлялась за наличные средства, то в «теле» доверенности необходимо прописать полномочия по получению наличных средств на руки.
Файлы для скачивания
Приобретённый гражданином билет предоставляет ему законное право получить определённую услугу. Естественно, что покупатель уплачивает за неё свои денежные средства, которые желает вернуть, если использовать приобретённый билет по назначению не удаётся.
В данном контексте часто возникают вопросы о возможности оформления процедуры возврата другим лицом.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Скрыть содержание
- Кто является доверителем и поверенным?
- Содержание документа
- Пошаговая инструкция по заполнению
- Как удостоверить?
- Срок действия
- Заключение
Кто является доверителем и поверенным?
Правомочие на сдачу ж/д билета появляется у лица, приобретшего его лично или через кассу с оформлением на собственное имя. Как правило, такие нормы оформления на имя приобретателя установлены в транспортных компаниях, предоставляющих услуги железнодорожного или авиационного сервиса.
Соответственно, доверителем будет выступать человек, на чьё имя приобретён проездной документ, независимо от того, кем он приобретался. Именно он должен составить доверенность, по которой будет оформлен возврат денег за неиспользованную услугу согласно нормам статьей 182 и 779 ГК РФ.
СПРАВКА! Оформлять доверенность на возврат билета на концерт, просмотр фильма или иное представление, не требуется, если он приобретался без внесения паспортных данных.
Поверенным является любое правоспособное лицо, на имя которого оформлена доверенность, с передачей полномочий, позволяющих получить возврат денежных средств вместо обладателя неиспользованного билета.
Подробнее о том, кто такие поверенный и доверитель, узнайте тут, а о том, для чего необходима доверенность и каким критериям соответствует документ, читайте в этом материале.
Содержание документа
В бланке доверительного документа обязательно должна быть отражена следующая информация:
- наименование документа;
- дата и место его составления;
- сведения о доверителе и поверенном;
- место, где планируется возврат билета;
- реквизиты приобретённого билета;
- действия, которые требуется совершить для исполнения поручения.
Обязательные сведения о доверителе и поверенном должны содержаться нижеследующие:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и год рождения;
- серия и номер паспорта;
- данные учреждения, его выдавшего;
- дата выдачи;
- место регистрации.
Всё, что касается купленного билета, вписывается из сведений, которые в нём содержатся:
- наименование и вид (полный, детский и т.п.);
- серия и номер;
- шифр рейса;
- время отправления;
- номер места, для железнодорожных билетов – вагон;
- стоимость.
ВАЖНО! На возврат детского билета доверенность составляет один из родителей, с обязательным указанием персональных данных ребёнка, на которого приобретался проездной документ.
О требованиях к содержанию и оформлению доверенности читайте тут.
Пошаговая инструкция по заполнению
В верхней части листа формата А-4, посередине пишется название: «Доверенность на возврат железнодорожного (авиа) билета». Строчкой ниже указывается место составления – населённый пункт.
- В основном тексте даются последовательно все обязательные сведения. Начинается он с «Я», после чего вносятся все перечисленные ранее сведения о доверителе.
- Продолжается формулировкой «доверяю», после чего вносятся сведения о поверенном, состоящие из таких же данных.
- После этого указывается место представительства: «представлять мои интересы», с указанием компании, в которой приобретался проездной документ, и куда он будет возвращён.
- После формулировки «где он от моего имени», перечисляются все действия входящие в перечень исполняемого поручения.
Такие действия вносятся в перечень в соответствии с ситуацией и установленными правилами, принятыми компанией локальными распоряжениями. По преимуществу в их число входят:
- «подавать заявление о возвращении денег за неиспользованный билет»;
- «делать заявления от моего имени»;
- «ставить подписи при возвращении билета и получении денег»;
- «подавать жалобы при отказе от возврата денежных средств»;
- «получить на руки деньги, положенные при возврате»;
- «исполнять иные действия в рамках указанного поручения».
Заключительную часть в таком документе оформлять не нужно, так как он имеет разовую форму.
СПРАВКА! Для возврата электронного билета доверенность не требуется. Заявка на возврат оформляется по электронной почте, а деньги возвращаются на номер той электронной карты, с которой производился расчёт.
Далее вы можете скачать бланк и образец заполнения доверенности на сдачу билета РЖД.
- Скачать бланк доверенности на возврат ж/д билета
- Скачать образец доверенности на возврат билета РЖД
О том, как составить и заполнить доверенность, узнайте в этом материале.
Как удостоверить?
Удостоверение такого документа обязательно. Существует распространённое мнение о том, что удостоверение обязательно должно производиться в нотариальной конторе. Согласно нормам п.1 статьи 185.1 ГК РФ нотариус действительно обязан удостоверять все виды документации, кроме тех, которые не требуют удостоверения.
Но если поездка отменяется или переносится из-за того, что пассажир попал в больницу, то удостоверить доверенность должен главный врач. То же касается других учреждений, которые покупатель билета не может свободно покинуть. Они входят в перечень п.2 статьи 185.1 ГК РФ.
Подробнее о том, удостоверяют ли подпись в доверенности на имя уполномоченного лица, а также обязательно ли заверение документа нотариусом, читайте тут, а о том, какие доверенности требуют обязательного нотариального удостоверения, узнайте в этом материале.
Срок действия
В данном случае составляется разовая доверенность, поэтому не нужно вносить срок действия доверенности, эту часть документа целесообразно просто упустить.
Тогда правоспособность документа будет определяться со дня, следующего за днём его составления, и в течение всего года, включая дату составления документа.
Тем не менее, сразу же после того как оформлен возврат, и деньги получены поверенным, доверенность утрачивает юридическую силу, и остаётся в качестве доказательства её наличия, у кассира билетной кассы (о том, кто такой поверенный и доверитель, читайте тут).
ВНИМАНИЕ! Доверенность действительна только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, данные которого внесены в её текст.
Заключение
По заверенной надлежащим образом доверенности, сдать купленный билет может другой человек. Для этого доверитель вносит его сведения в тело документа, и указывает: в какой компании, и какие юридические действия тот вправе совершить.
Это быстро и
бесплатно!
Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет
Опытные путешественники знают, что для того, чтобы сэкономить на поездках и выбрать самые удобные места, билеты нужно купить заранее. Но у каждого могут случиться непредвиденные обстоятельства, когда потребуется возврат ЖД билетов. Например, пассажир может заболеть, или ему стала неактуальной дата отъезда, когда нужно выехать позже или раньше. Сколько теряешь, если сдать билет на поезд, и в каких ситуациях можно вернуть деньги за несостоявшееся путешествие, расскажем в нашей статье.
Когда можно вернуть ЖД билеты?
Особенности возврата ЖД билетов, купленных в кассе или через интернет, регламентируются приказом Минтранса РФ № 473 от 19 декабря 2013 года. Данный нормативный акт разрешает гражданам отказываться от поездок в следующих случаях:
- задержка отправления поезда — при этом для транспорта дальнего следования конкретные сроки задержки не предусмотрены (п. 96);
- полная отмена поезда;
- непредоставление пассажирского места в соответствии с данными билета (при условии, что механик-бригадир или начальник составят акт об этом);
- добровольная отмена поездки по личным причинам путешественника;
- снятие с поезда пассажира медицинскими работниками — здесь гражданину выплачивается часть неиспользованной стоимости поездки.
Возможен ли возврат железнодорожных билетов, тариф которых не предусматривает отказ от путешествия? По общему правилу от невозвратных билетов действительно нельзя отказаться, однако п. 88 приказа Минтранса РФ № 473 предусматривает исключения. Получить деньги назад при оплате невозвратной поездки можно, если:
- пассажир внезапно заболел;
- заболел кто-то из членов семьи пассажира, которые должны были отправиться с ним в путешествие (дети, родители, муж или жена);
- смерть родственника (детей, родителей, супруга);
- полная отмена поезда;
- задержка отправления.
Держиева Елена Алексеевна
Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет
Сдача билета РЖД из-за непредвиденных обстоятельств — законное право каждого пассажира. Если сотрудники железнодорожного транспорта отказываются оформлять возврат, обратитесь к нашим юристам — мы поможем составить претензию и добьёмся перечисления денег на ваш счет за неиспользованную транспортную услугу.
Особенности возврата
Правила сдачи ЖД билетов будут отличаться в зависимости от того, где их купил пассажир — на кассе или через интернет.
Обратите внимание! В зависимости от ситуации пассажир сможет сдать билет на поезд и получить его полную стоимость, а в некоторых случаях ему возместят лишь часть затрат на поездку.
Через кассу
Возврат денег за билет, купленный на кассе, возможен на любом железнодорожном вокзале. Порядок действий будет следующим:
- В большинстве вокзалов есть специальные кассы, занимающиеся аннулированием билетов. Уточните у персонала, где она находится. Если такой нет, то вернуть деньги за неиспользованную транспортную услугу можно в обычной кассе.
- Предъявите кассиру документ, удостоверяющий личность. Чаще всего это паспорт гражданина РФ, но, если вы приобретали билет по другому документу (например, используя заграничный паспорт), то стоит предъявить именно его. Если возвращаются детские билеты, кассиру нужно представить свидетельство о рождении несовершеннолетнего путешественника (до 14 лет).
- Кассир предложит вам заполнить заявление. Чаще всего на вокзалах уже есть шаблоны документов, и вам останется заполнить только пропущенные реквизиты. Не нужно теряться, не бойтесь задавать вопросы кассиру о порядке заполнения заявления — правильно оформленный документ ускорит возврат билета РЖД.
- После заполнения заявления передайте его вместе с неиспользованными билетами на кассу.
- Если поездка оплачивалась наличными деньгами, то получить их на руки можно будет сразу. Если же оплата проводилась банковской картой, то срок возврата увеличивается до 1 месяца — за это время РЖД перечислит безналичные деньги на счет пассажира. Внимательно проверяйте личные банковские реквизиты при заполнении заявления, поскольку в противном случае средства, уплаченные за поездку, можно не получить.
Пример
Виталий был в командировке в Краснодаре и, решив, что он хочет отдохнуть на море, купил себе ЖД билет до Анапы. Зная, что он вернётся в Краснодар через месяц и сможет сесть на поезд, мужчина прибыл к себе домой, в Уфу. Однако из-за смены климата Виталий сильно простудился и решил отказаться от поездки Краснодар-Анапа. Он отправился в железнодорожный вокзал Уфы и сдал билет. Кассир изначально отказывался принимать документы, мотивируя это тем, что поездка была оплачена в Краснодаре, но после жалобы начальству деньги ему вернули.
Образец доверенности для возврата стоимости билета
Бывает, что человек не может сам вернуть деньги за билеты через кассу. Обстоятельства могут быть разными — занятость на работе, болезнь, семейные дела. При отсутствии времени можно поручить аннулирование поездки своему родственнику или другу. Для этого нужно будет оформить специальную доверенность.
В документе в обязательном порядке прописывается:
- информация как о покупателе перевозочных услуг, так и о доверителе, который будет представлять его интересы (указываются Ф.И.О., дата и место рождения, паспортные данные, адрес прописки);
- сведения о рейсе, от которого отказывается гражданин;
- перечень полномочий доверителя (оформить возврат, получить деньги, составить претензию, если деньги добровольно не вернули);
- срок действия доверенности.
При желании доверенность можно удостоверить у нотариуса. Так у кассиров не возникнет сомнений в полномочиях доверителя.
Образец доверенности
Образец доверенности на возврат ЖД билета
Через интернет
Возврат денег за билет, приобретённый через интернет, также проводится в режиме онлайн. Последовательность действий следующая:
- Авторизуйтесь на сайте РЖД или войдите в мобильное приложение. Помните, что если вы забыли пароль или логин, вы всегда можете попытаться восстановить доступ к своему аккаунту через электронную почту или иным удобным для вас способом.
- После входа на сайт РЖД необходимо перейти в раздел «Личный кабинет».
- Список приобретённых билетов отражается на вкладке «Мои заказы». Необходимо перейти в данный раздел и выбрать поездку, от которой вы намерены отказаться.
- Оформляйте отказ и выполняйте все шаги, предусмотренные инструкцией на сайте.
Если гражданин в одиночку оформлял заказ на билеты на нескольких граждан (например, при путешествии с семьёй), то, по правилам РЖД, при аннулировании поездки на всех другие люди автоматически считаются проинформированными о процедуре.
Также по правилам РЖД при одновременном отказе от всей поездки сначала возвращаются деньги по направлению «Обратно», и лишь потом — «Туда». Также допустимо отказаться только от билета «Обратно». Путешествие только в направлении «Туда» аннулировать невозможно.
Сколько потеряем денег?
Сколько теряешь при сдаче билетов по правилам РЖД? В таблице ниже представлены основные сроки и размеры компенсации по законам России:
Срок отмены |
Сумма компенсации |
За 8 часов до отправления железнодорожного состава |
Комиссия за возврат ЖД билетов не взимается, возвращается 100% их стоимости и цены плацкарта |
За 7 суток до отправления поезда (при путешествии с организованной группой пассажиров) |
Компенсируются 100% затраты |
Менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отбытия транспорта |
Возвращается 100% стоимость билета и 50% от цены плацкарта |
Менее чем за 7 суток, но не позднее чем за 3 дня до начала отъезда (при поездках с организованной группой пассажиров) |
Компенсация 100% цены билета и 50% стоимости плацкарты |
Менее чем за 2 часа до отбытия железнодорожного состава |
Возвращается только 100% цена билета, расходы на плацкарту не компенсируются |
Менее чем за 3 суток до отправления поезда (при путешествии организованной группой пассажиров) |
100% расходы на билет, 0% за плацкарту |
12 часов после отправления поезда |
100% компенсация по билету, расходы на плацкарт не компенсируются |
5 суток с момента ухода поезда (при аннулировании поездки по невозвратному тарифу в исключительных случаях) |
100% возврат билета, затраты на плацкарту не возвращаются |
Вышеупомянутые правила действуют только при аннулировании путешествий на железнодорожных составах дальнего следования. В течение скольких дней или скольких часов можно сдать документы при оформлении услуг на пригородном транспорте?
Срок отмены |
Сумма компенсации |
Не менее чем за 2 часа до отбытия транспорта |
Компенсируются 100% расходы, но взимается комиссия за возврат ЖД билетов |
Менее чем за 2 часа до отправления поезда |
Возмещаются 50% затрат, будут удерживаться сборы за перечисление денег пассажиру |
Правила возврата билета на поезд разрешают вовсе не компенсировать расходы пассажира. Это возможно в следующих случаях:
- был оформлен билет для разового проезда на пригородном транспорте без указания мест;
- если путешественник мешал спокойствию других пассажиров, нарушал правила общественного порядка и был удалён из вагона сотрудниками МВД;
- если выяснится, что гражданин путешествует по недействительному билету.
Держиева Елена Алексеевна
Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет
Если вы сомневаетесь, правильно ли вам рассчитали и вернули деньги при отказе от оказания транспортных услуг, обратитесь за консультацией к нашим юристам. Они оценят детали вашего путешествия, проанализируют сроки, когда нужно было сдавать документы и, если вам была перечислена неправильная сумма, помогут добиться полной компенсации.
Образец претензии для возврата денег за билет
Если кассиры говорят вам, что отказ от билетов невозможен (а вы покупали их по возвратному тарифу), а также угрожают штрафом за возврат, можно смело оформлять претензию. Ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ разрешает гражданам обращаться с претензиями к перевозчику на протяжении 6 месяцев после наступления события (в данном случае — несогласия РЖД вернуть деньги).
Для подачи претензии нужно соблюсти следующие условия:
- В документе обязательно прописываются персональные данные гражданина с указанием контактных данных, а также адреса с почтовым индексом.
- Описываются обстоятельства подачи претензии: в данном случае указывается, что кассир не принял добровольное заявление гражданина и отказался вернуть деньги.
- Указывается способ возврата средств: на банковскую карту, почтовым переводом или иным удобным для заявителя способом.
- Список прилагаемых к претензии документов (билет (или контрольный купон при покупке через интернет), если ранее направлялось заявление кассиру, которое не приняли, приложить его, а если документы направляет доверитель, то доверенность).
- Подпись пассажира с расшифровкой и дата оформления претензии.
Вы можете заранее составить претензию, используя наш шаблон.
Образец претензии
Образец претензии на возврат денег по ЖД билетам
Судебная практика по возврату стоимости билета
Если от путешествия приходится отказываться не по желанию (или вине) пассажира, а из-за проблем у перевозчика, установленные законом условия сдачи билетов допускают не только компенсации расходов на поездку, но взыскания штрафов с железнодорожной компании. Ст. 110 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает уплату штрафа в размере 3% от стоимости оплаченных гражданами услуг за каждый час задержки поезда. Взыскать штраф можно только за задержку рейсов дальнего следования, на пригородные маршруты санкция не распространяется. Максимально возможный штраф — 100% стоимость проезда.
Закон также допускает освобождение перевозчика от штрафа, если железнодорожный состав опоздал по не зависящей от него причине (например, повреждение транспорта во время движения, которого не было при отъезде с первой станции, или обстоятельства непреодолимой силы — например, стало плохо машинисту).
В деле № 2-2861/2020, рассмотренном Вологодским городским судом в октябре 2020 года, перевозчика освободили от штрафа и компенсации убытков семье, поскольку железнодорожный состав опоздал на 2 часа 55 минут по независящим от компании причинам. Оказалось, что в Ярославле (через пути города ехал транспорт) прошел ураган и повредил линии электропередачи. Из-за отсутствия электричества поезд попросту не мог ехать. И, хотя семья из-за опоздания транспорта опоздала на самолёт и пыталась добиться у перевозчика возврата стоимости авиабилетов, суд освободил ответчика от этой обязанности, поскольку задержка была непредвиденной для всех.
Частые вопросы
Можно ли добиться возврата средств за утрату багажа?
+
Да, ст. 107 Устава железнодорожного транспорта РФ устанавливает ответственность перевозчика за утерю багажа пассажиров. Он должен будет выплатить компенсацию в размере объявленной стоимости багажа. Компания будет освобождена от ответственности только в том случае, если потеря багажа произошла не по его вине.
Можно ли сразу подать иск в суд, если деньги не стали возвращать?
+
По общему правилу подача претензии к железнодорожной компании обычными потребителями не обязательна. Однако ст. 121 Устава железнодорожного транспорта РФ рекомендует перед подачей иска в суд направить претензию в случаях:опоздания поезда; просрочки доставки багажа; повреждения или недостачи багажа; утраты багажа.
В течение какого срока я могу направить претензию для выплаты штрафа за задержку поезда?
+
Ч. 1 ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ обязывает потребителей направлять штрафные претензии в течение 45 дней после дня задержки рейса. Если этого не сделать, то компания будет освобождена от штрафа.
Что делать, если я опоздал с подачей претензии?
+
Несмотря на пропуск сроков (6 месяцев для обычных и 45 дней для штрафных претензий), организация всё равно может принять документы от потребителя, но при условии, что сочтёт причины пропуска срока уважительными (например, длительная болезнь).
Заключение эксперта
Возврат ЖД билетов возможен только в ограниченные сроки. Если их не соблюсти, то добиться возврата денег будет невозможно. В зависимости от того, за сколько дней или часов был оформлен возврат, зависит и сумма компенсации. На 100% возмещение расходов смогут рассчитывать люди, у которых рейс задержался или был отменён по вине перевозчика или по независящим от сторон обстоятельствам (например, стихийное бедствие).
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от №473 от 19.12.2013 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», каждый пассажир может отказаться от билета на поезд по любым причинам и в любое время.
Иногда вернуть билет в кассу самостоятельно не представляется возможным, тому виной может быть болезнь, командировка и прочие жизненные ситуации. В таком случае пассажир может обратиться к доверенному лицу, которое вернет билет за него.
Для этой процедуры, согласно правилам РЖД, необходимо оформить нотариально заверенную доверенность.
Как составляется доверенность
Для того чтобы оформить доверенность, следует обратиться к нотариусу вместе с доверенным лицом. При себе необходимо иметь:
- собственный паспорт и его ксерокопию;
- паспорт доверенного лица и его ксерокопию.
Доверенность можно составить предварительно. Его можно оформить в свободной форме, главное, чтобы бумага содержала такую информацию, как:
- сведения о доверяющем: ФИО, паспортные данные;
- сведения о доверенном лице: ФИО, паспортные данные;
- сведения о билете, который предстоит сдать: номер, направление поезда;
- разрешение от заявителя о проведении конкретных манипуляций;
- срок действия доверенности;
- подписи и расшифровки.
Образец доверенности на возврат билета РЖД можно посмотреть здесь. Готовый документ должен также содержать подпись и печать нотариуса, только в этом случае бумага будет считаться действующей.
Как можно вернуть билет РЖД по доверенности
Для того чтобы вернуть билет РЖД по доверенности, доверенное лицо должно обратиться в кассу железнодорожного вокзала, предъявив билет, доверенность, а также оригинал паспорта человека, на которого оформлен билет. Ксерокопии паспорта не могут быть использованы, даже если они заверены нотариально.
Возврат денежных средств производится в той же форме, в которой была произведена оплата. То есть если билет был оплачен наличными, то возврат будет произведен сразу же через кассу, а если при покупке пользовались банковской картой, то средства поступят на счет в течение тридцати дней.
Сумма возврата зависит от времени, которое осталось до отправления: чем позже сдан билет, тем больше удержание. Кроме того, РЖД списывает сбор в размере 192 рублей 70 копеек.
Отмена или перенос поездки – всегда неприятно. Провожать глазами ушедший поезд, на который вы опоздали совсем чуть-чуть, тоже переживание не из лучших. Но можно хотя бы избежать финансовых потерь, главное – грамотно вернуть билеты, чтобы вам отдали деньги. В связи с пандемией появились новые нюансы, которые необходимо учитывать, планируя поездку.
Условия и сроки возврата ж/д билета
Вернуть билет на поезд и получить назад деньги (или их часть) можно до того, как поезд отправится с начальной станции маршрута, и даже после, если вы опоздали. Если у вас есть уважительная причина для отмены поездки (болезнь, непреодолимые обстоятельства), оформить возврат можно даже в том случае, если у вас невозвратные билеты.
Возврат стоимости билета
Чем раньше вы обратитесь с запросом, тем больше денег вы сможете вернуть. Если речь не идет о форс-мажоре и вы заранее понимаете, что не сможете отправиться в поездку, сразу же обратитесь в РЖД, в этом случае вы потеряете минимальное количество денег и не заплатите «штраф» (то есть не потеряете часть суммы).
Стоимость каждого билета складывается из двух частей:
-
«Билет» (вы платите за использование инфраструктуры железной дороги).
-
«Плацкарта» (вы платите за использование вагона).
Сколько денег пассажир теряет при возврате билета?
За сколько часов можно сдать ж/д билет? Для поездок по России актуальны следующие условия:
- Если вы сдаете билет за 8 часов до отправления поезда, вам возвращают полную стоимость, плату за сервисное обслуживание и другие платежи. В некоторых случаях могут взимать комиссию (например, если вы покупали билеты через посредников или в иных ситуациях, заранее уточняйте этот вопрос).
- Если вы сдаете билет менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда, вам вернут полную стоимость билета и половину стоимости плацкарты, а также плату за сервисное обслуживание и другие платежи.
- Если вы сдаете билет за 2 часа до отправления поезда и позднее, то вам возвращают деньги только за билет. Стоимость плацкарты и другие сборы не возвращаются.
Вернуть билет на поезд дальнего следования можно и для маршрутов международного сообщения со странами СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и Республикой Абхазия, но условия несколько иные:
- Если вы сдаете билет за 24 часа до поездки (или еще раньше), вы получаете назад полную стоимость (столько, сколько заплатили при покупке).
- Если вы обратились в РЖД не позднее чем за 6 часов до предполагаемой поездки, вам вернут стоимость билета и половину стоимости плацкарты.
- Если вы захотите отказаться от поездки менее чем за 6 часов до отправления поезда, вам вернут только стоимость билета.
А для билетов на поезд, который отправляется в дальнее зарубежье, имейте в виду, что правила возврата следующие:
- Если вы обратились не позднее чем за 6 часов до отправления поезда, то получите назад полную сумму, но с удержанием сбора на возврат (его величина варьирует в зависимости от направления и конечной точки маршрута).
- Если вы захотите сдать билет на поезд РЖД менее чем за 6 часов до поездки, вам вообще никаких денег не вернут.
Как видите, сколько удержат за возврат ж/д билетов, напрямую зависит от того, когда вы обратитесь с заявлением.
Условия невозвратного тарифа
Так называемые невозвратные тарифы предполагают, что пассажиру не будут возвращены потраченные средства, даже если он заранее сообщит об отмене поездки. Неиспользованный билет станет просто потерей денег. Но есть исключения! В случае форс-мажора, то есть болезни (своей или близких), получения травмы, возможен возврат билетов РЖД после отправления поезда. Обратитесь в кассу в течение пяти суток после отправления поезда. Но наличие уважительной причины придется подтвердить документально.
Если пассажир физически не был в состоянии обратиться с заявлением на возврат в указанное время или передать это право кому-либо еще (например, находится без сознания), можно попытаться взыскать деньги обратно и по истечении этого срока. Если РЖД откажет, стоит обращаться в суд. Если пассажир не может приехать лично возвращать билет, но находится в сознании, ему стоит оформить доверенность на того, кто подаст заявление на возврат билетов.
Также полную стоимость билетов можно вернуть в том случае, если поезд отменяется.
Какие нововведения появились в связи с пандемией?
С началом пандемии процент отмененных поездов многократно возрос, изменились и правила возврата билетов.
-
В связи с напряженной эпидемиологической ситуацией РЖД ввели специальные условия для возврата билетов. С 2 июня 2020 года несостоявшимся пассажирам возвращают полностью стоимость сервисных услуг (в том числе постельного белья), если билет был на поезд внутреннего сообщения или в страны СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, Республики Абхазия. Будет удержан копеечный (практически в прямом смысле этого слова) сбор – 2–3 рубля.
-
Если же поезд отменен из-за периодически вводимых ограничений, вы можете вернуть полную стоимость билета, но только после официального объявления об отмене поезда. Возврат можно оформить в течение полугода. Чтобы сделать это, требуется оформить претензионный лист и предоставить оригинал билетов, а также документ, подтверждающий личность, на основании которого билет куплен. Это справедливо и для невозвратных билетов.
-
Также у всех клиентов РЖД есть возможность обменять билет, если они хотят уехать на другом поезде. В этом случае нужно обращаться в кассы, при себе иметь номер билета и документ, удостоверяющий личность. Уехать можно будет на ближайшем поезде выбранного направления, если есть свободные места.
-
Пассажиры старше 65 лет получили возможность вернуть билеты дистанционно, так как пенсионерам рекомендовано воздержаться от социальных контактов. Для этого нужно обратиться в Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД» (ЕИСЦ) и сообщить о своем желании отменить поездку. Оператор поможет выбрать самый удобный пункт продажи (например, в Москве это любая железнодорожная касса или пункты партнеров), в котором в течение полугода можно будет получить назад деньги. А электронные билеты можно вернуть через интернет.
Инструкция по возврату билета
1. Возврат электронного билета
Возврат ж/д билета, купленного через интернет, возможен на сайте или в кассе.
Оформляя возврат на сайте или в приложении, вы можете отменить как один билет, так и весь заказ (если приобреталось несколько билетов). Но есть исключения: билеты по направлению Финляндия – Россия, в переговорном купе «Сапсана» или приобретенные со скидкой «День рождения» можно вернуть только все сразу.
Возврат билетов, купленных на «Сапсаны» и «Ласточки», тоже имеет некоторые особенности:
- Если поездка предполагалась «туда и обратно», сначала нужно отменить билеты «обратно», потом «туда».
- Можно вернуть отдельно билет в направлении «обратно», но нельзя отменить отдельно билет в направлении «туда».
Деньги вернутся на банковскую карту, с которой совершалась покупка.
Можно сдать электронный билет и в кассе. Условия возврата ж/д билетов РЖД через кассу таковы: необходимо предоставить номер билета (вы можете сдать билет по номеру заказа) и документ, удостоверяющий личность.
Это интересно! Если вы обращаетесь в кассу, а не действуете через сайт, у вас появляется возможность сдать только билет «туда».
Как сдать электронный билет на поезд и куда в целом сдавать билеты на поезд, вы можете уточнить на сайте РЖД.
2. Возврат билета, купленного в кассе
Чтобы вернуть билет через кассу, при себе необходимо иметь билеты и документ, удостоверяющий личность, с помощью которого они покупались. Для возврата денег кассир выдаст вам заявление, которое нужно заполнить.
Через кассу же возвращаются билеты в том случае, если вы опоздали на поезд. Сделать это нужно не позднее чем через 3 часа после того, как поезд ушел. Если вы не успеете в этот срок, то придется оформлять возврат по претензии, сделать это можно будет в течение 180 дней.
3. Возврат вашего билета другим человеком
Если вы хотите, чтобы кто-то сдал билет, оформленный на вас, или сами столкнулись с необходимостью совершить такую операцию, потребуется нотариально оформленная доверенность. В остальном порядок действий сохраняется.
Что делать с билетом с ошибками?
Опечатки в имени и фамилии. Если при оформлении электронного билета вы допустили одну или несколько опечаток в имени и фамилии, ничего страшного. Главное – иметь при себе паспорт. Если Ф. И. О. примерно узнаваемы и похожи на те, которые обозначены в документе, удостоверяющем личность, в поезд вас пустят.
Неточности в серии и номере. Если есть несоответствия в данных документа, удостоверяющего личность
, обратитесь в кассу (или через личный кабинет на сайте) и попросите исправить неточность, потому что в противном случае вас действительно могут не пустить в поезд.
Обязательно проверяйте все данные во время покупки или сразу после нее! Чем раньше вы обнаружите несоответствия, тем проще будет исправить ситуацию. В данном случае внимательность и расторопность – ваша страховка на непредвиденный случай.
Возврат электронных билетов
Как сдать электронный билет в кассе?
Возврат электронного билета возможен только на территории России в любой кассе, осуществляющей возврат.
Сдать билет может только лично пассажир. В исключительных случаях возможен возврат билета по доверенности. Для возврата необходимо предъявить:
- контрольный купон или номер электронного билета/заказа;
- паспорт (или иной удостоверяющий личность документ, указанный в билете).
Если ранее был получен бумажный билет в кассе или терминале самообслуживания – вместо контрольного купона необходимо предъявить именно его.
Какую часть стоимости сданного билета я получу?
При возврате электронного билета на поезд внутрироссийского сообщения к зачислению на банковскую карту, с которой осуществлялась оплата, причитается:
- не позднее чем за 8 часов до отправления поезда – полная стоимость проезда,состоящая из стоимости билета и стоимости плацкарты;
- менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда – стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
- менее чем за 2 часа до отправления поезда – только стоимость билета. Стоимость плацкарты не возвращается;
- при опоздании на поезд в течение 12 часов после отправления, либо вследствие болезни / несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) в течение 5 суток с момента отправления поезда – только стоимость билета. Стоимость плацкарты не возвращается.
Также при возврате взимается сбор в размере 2 руб. 40 коп. (с 01.01.2023 г. – 2 руб. 60 коп.) за каждое место (ставка установлена ФАС России).
При возврате электронного билета на скорые пригородные поезда с предоставлением мест:
- не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда – полная стоимость билета;
- менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда – 50% стоимости билета;
- менее чем за 2 часа до отправления поезда стоимость билета не возвращается.
За возврат электронного билета взимается сбор. Размер сбора устанавливается перевозчиком.
Возврат билетов на международные поезда.
Я вернул(а) электронный билет, когда на карточку или счет электронного кошелька придут деньги?
Зачисление причитающихся денежных средств за неиспользованный электронный билет осуществляется на счет плательщика, с помощью которого производилась оплата электронного билета, в сроки, установленные правилами платежных систем (от 7-ми до 30-ти календарных дней с момента оформления возврата в личном кабинете).
После обработки банком ВТБ (ПАО) операции возврата в личном кабинете пользователя сайта появляется вкладка «Детали возврата», в которой доступна информация о последних четырех цифрах номера карты плательщика, на которую был осуществлен возврат, дата обработки операции возврата, сумма, причитающаяся к возврату, и номер ARN (уникальный идентификатор транзакции в банковском эквайринге).
Внимание! В случае, если деньги не поступили на карту в период до 30 суток после возврата, необходимо обратиться в банк-эмитент карты, с которой осуществлялась оплата (последние 4-е цифры которой отмечены на вкладке «Детали возврата») с указанием в претензионном заявлении номера ARN. По данному номеру банк сможет отследить, где в настоящее время находятся деньги пассажира. При оплате электронных билетов электронными деньгами следует обратиться к оператору, осуществляющему поддержку вашего электронного кошелька.
Возврат денежных средств путем предъявления претензии
В соответствии со ст. 123 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
1. За неиспользованные электронные билеты, приобретенные через Интернет:
Перечисление денежных средств за возврат неиспользованных электронных билетов с электронной регистрацией производится:
— менее чем за 1 час до отправления поезда с первоначальной станции отправления поезда и не более 20 минут после отправления поезда со станции отправления пассажира;
— более 3 часов после отправления поезда со станции отправления пассажира, но не позднее сроков, установленных нормативными документами;
— в случае возврата электронных билетов с электронной регистрацией при предъявлении доверенности, уполномоченным лицом;
— в иных случаях предусмотренных нормативными документами.
В соответствии с пунктом 88 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом при возврате неиспользованных электронных билетов взимается сбор за оформление возврата.
Претензии рассматривает филиал, формирования поезда.
Право на предъявление претензий, возникших при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа имеет:
— физическое лицо, достигшее совершеннолетия, персональные данные которого указаны в электронном билете;
— физическое лицо, представляющее по доверенности интересы пассажира либо отправителя багажа;
— физическое лицо, являющееся законным представителем (родителем, опекуном, попечителем, усыновителем) пассажира.
Документы необходимые для подачи претензии:
— заявление (претензия). Претензия поданная физическим лицом, должна содержать:
1) персональные данные заявителя с указанием контактного номера телефона. Если пассажир несовершеннолетний заявление должно быть от имени законного представителя (родителя, попечителя, опекуна, усыновителя) с приложением копии документа подтверждающего право на предъявление претензии (свидетельство о рождении и т.д.).
2) адрес с указанием почтового индекса;
3) описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии;
4) способ перечисления денежных средств в случае удовлетворения заявленных требований: почтовым переводом с указанием адреса и индекса либо банковский счет с указанием номера лицевого счета заявителя и банковских реквизитов (наименование банка, ИНН, КПП, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет, № банковской карты, Ф.И.О, получателя);
5) перечень прилагаемых документов;
6) дата, подпись заявителя с расшифровкой.
— оригинал проездного документа (билета) ) или контрольный купон электронного билета из личного кабинета, распечатанный на бумаге формата А4;
— вспомогательный документ с информацией о возврате места и возврата денежных средств, в претензионном порядке;
— надлежаще оформленная доверенность и документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица в случае возврата электронных билетов с электронной регистрацией лицом, фамилия которого не указана в электронном билете.
2. За неиспользованные групповые проездные документы:
Возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы (билеты) для проезда организованных групп детей (школьников) и их сопровождающих, приобретенные по групповым заявкам за наличный расчет, производится по предъявлении в билетную кассу возврата руководителем группы письменного заявления с указанием места жительства и номера документа, удостоверяющего его личность.
В остальных случаях возврат денежных средств за проездные документы (билеты) для проезда организованных групп пассажиров (детей, школьников), приобретенные по групповой заявке по безналичному расчету или за наличный расчет (кроме детей и школьников), производится в претензионном порядке при предъявлении следующих документов:
— письма организации, с указанием причины возврата проездных документов, количества сдаваемых мест, полных реквизитов банка (наименования банка, расчетного счета, корреспондентского счета, КПП, ИНН, БИК), номера лицевого счета;
— доверенности, заверенной руководителем организации, в случае возврата проездных документов лицом, фамилия которого не указана в проездном документе (билете);
— оригинала проездного документа (билета);
— вспомогательный документ с информацией о возврате места.
Подать претензию можно при возврате проездных документов в билетной кассе или направить по адресу: 195027, г. Санкт-Петербург, улица Магнитогорская, д. 23, корп. 1, лит А, каб. 408, Северо-Западное железнодорожное агентство – структурное подразделение Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
3. За неиспользованные проездные документы, восстановленные взамен испорченных, утраченных проездных документов:
По восстановленным вследствие утраты (порчи) проездным документам возврат денег производится перевозчиком при наличии на проездном документе отметки о времени обращения пассажира в билетную кассу с заявлением о возврате билета. Возврат денег по восстановленным вследствие утраты проездным документам производится после прибытия поезда, в который был оформлен проездной документ, на станцию назначения и подтверждения факта несовершения поездки в претензионном порядке.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения претензии:
— заявление (претензия). Претензия, поданная физическим лицом, должна содержать:
- персональные данные заявителя с указанием контактного номера телефона. Если пассажир несовершеннолетний заявление должно быть от имени законного представителя (родителя, попечителя, опекуна, усыновителя) с приложением копии документа подтверждающего право на предъявление претензии (свидетельство о рождении и т.д.).
- адрес с указанием почтового индекса;
- описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии;
- способ перечисления денежных средств в случае удовлетворения заявленных требований: почтовым переводом с указанием адреса и индекса либо банковский счет с указанием номера лицевого счета заявителя и банковских реквизитов (наименование банка, ИНН, КПП, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет, № банковской карты. Ф.И.О, получателя);
- перечень прилагаемых документов;
- дата, подпись заявителя с расшифровкой.
— оригинал проездного документа (билета);
— вспомогательный документ с информацией о возврате места в претензионном порядке;
— надлежаще оформленная доверенность и документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица в случае возврата электронных билетов с электронной регистрацией лицом, фамилия которого не указана в электронном билете.
4. За неиспользованные или частично неиспользованные проездные документы вследствие болезни пассажира в случае отказа от продолжения поездки после остановки в пути следования:
При проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения, возобновлять действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), или получать обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное расстояние в случае отказа от поездки.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения претензии:
— заявление (претензия). Претензия поданная физическим лицом, должна содержать:
- персональные данные заявителя с указанием контактного номера телефона. Если пассажир несовершеннолетний заявление должно быть от имени законного представителя (родителя, попечителя, опекуна, усыновителя) с приложением копии документа подтверждающего право на предъявление претензии (свидетельство о рождении и т.д.).
- адрес с указанием почтового индекса;
- описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии;
- способ перечисления денежных средств в случае удовлетворения заявленных требований: почтовым переводом с указанием адреса и индекса либо банковский счет с указанием номера лицевого счета заявителя и банковских реквизитов (наименование банка, ИНН, КПП, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет, № банковской карты. Ф.И.О, получателя);
- перечень прилагаемых документов;
- дата, подпись заявителя с расшифровкой.
— оригинал проездного документа (билета) или контрольный купон электронного билета из личного кабинета, распечатанный на бумаге формата А4;
— надлежаще оформленная доверенность и документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица в случае возврата электронных билетов с электронной регистрацией лицом, фамилия которого не указана в электронном билете.
— вспомогательный документ, подтверждающий возврат места (при выплате денег за неиспользованный/частично неиспользованный проездной документ);
— документ из лечебного учреждения (если операция возврата произведена вследствие болезни пассажира, то к заявлению обязательно прикладывается копия документа из лечебного учреждения с указанием даты начала и окончания болезни);
— акт начальника поезда о снятии пассажира с поезда в следствии болезненного состояния.
Образец заявления на возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы
Выплата денежной компенсации путем предъявления претензии
1. В случае задержки отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения:
В случаях задержки отправления поезда или его опоздания на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, при условии предъявления проездного документа.
Уплата штрафа производится перевозчиком в размере 3% стоимости проезда за каждый полный час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчёт не принимается.
Уплата пассажиру штрафа по бесплатным проездным документам не производится, а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится исходя из уплаченной стоимости проезда.
Пассажир также вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Претензии, рассматривает филиал, формировавший пассажирский поезд и указанный в проездном документе.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения претензии:
— заявление (претензия). Претензия поданная физическим лицом, должна содержать:
- персональные данные заявителя с указанием контактного номера телефона. Если пассажир несовершеннолетний заявление должно быть от имени законного представителя (родителя, попечителя, опекуна, усыновителя) с приложением копии документа подтверждающего право на предъявление претензии (свидетельство о рождении и т.д.).
- адрес с указанием почтового индекса;
- описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии;
- способ перечисления денежных средств в случае удовлетворения заявленных требований: почтовым переводом с указанием адреса и индекса либо банковский счет с указанием номера лицевого счета заявителя и банковских реквизитов (наименование банка, ИНН, КПП, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет, № банковской карты, Ф.И.О, получателя);
- перечень прилагаемых документов;
- дата, подпись заявителя с расшифровкой.
— оригинал проездного документа (билета) или контрольный купон электронного билета из личного кабинета, распечатанный на бумаге формата А4;
Образец заявления на выплату штрафа за опозднание поезда дальнего следования
2. В случае опоздания скоростного поезда «Невский экспресс»:
При опоздании скоростного поезда «Невский экспресс» на станцию назначения пассажира, расположенную на территории РФ, установлена выплата денежной компенсации в следующих размерах:
— за опоздание от 30 до 60 минут (включительно) — 25% стоимости проезда (билет и плацкарта);
— за опоздание от 61 до 120 минут (включительно) — 50% стоимости проезда (билет и плацкарта);
— за опоздание более 121 минуты 100% стоимости проезда (билет и плацкарта).
Выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание скоростного поезда «Невский экспресс» производится только по проездным документам, оформленным в билетных кассах на территории РФ.
Выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание скоростного поезда «Невский экспресс» не производится, если опоздание произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажиров неисправности технических транспортных средств, возникшей не по вине ОАО «РЖД» и (или) АО «ФПК», либо вследствие иных не зависящих от ОАО «РЖД» и (или) АО «ФПК» обстоятельств.
В претензии необходимо указать:
ФИО (полностью), серию и номер паспорта, дату его выдачи, наименование органа выдавшего паспорт, дату и место рождения, адрес регистрации по месту жительства (с указанием индекса), гражданство, государство проживания, номер телефона, адрес электронной почты, ИНН пассажира, в случае согласия включения дохода ребенка (иждивенца), детей (иждивенцев) в виде денежной компенсации в доход законного уполномоченного представителя — его (их) ФИО (полностью) и дату рождения, а также номер поезда, вагона, места, дату отправления, номер проездного документа или электронного билета, адрес или расчетный счет с банковскими реквизитами и номер банковской карты для перечисления денежной компенсации за опоздание поезда.
Заполненную претензию и проездной документ (в том числе электронный) пассажир может передать проводнику в поезде или направить в структурное подразделение Северо-Западного филиала АО «ФПК» следующими способами:
— лично в г. Москва – старшему билетному кассиру Ленинградского вокзала;
— лично в г. Санкт-Петербург – старшему билетному кассиру Московского, Ладожского, Финляндского, Витебского вокзалов;
— лично или по почте в отдел по претензионной работе Северо-Западного железнодорожного агентства по адресу: 195027 г. Санкт-Петербург, улица Магнитогорская, д. 23, корп. 1, лит А, каб. 408. Режим работы отдела по претензионной работе: пн., вт., ср., чт.- с 08:30 до 17:30, пт. – с 08:30 до 16:30, обеденный перерыв – с 12:30 до 13:30. По возникшим вопросам с отделом по претензионной работе можно связаться по телефонам (812)436-01-49, (812)436-01-15.
Сумма компенсаций, выплачиваемая пассажирам за опоздание скоростных поездов сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, подлежит обложению НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
Образец заявления на выплату компенсации при опоздании скоростного поезда «Невский экспресс»
3. В случае опоздания скоростных поездов АО «ФПК»
За опоздание скоростных поездов АО «ФПК» на станцию назначения пассажира, расположенную на территории Российской Федерации, установлена выплата денежной компенсации в следующих размерах:
— за опоздание от 30 до 60 минут (включительно) – 25 % стоимости проезда (билет и плацкарта);
— за опоздание от 61 до 120 минут (включительно) – 50 % стоимости проезда (билет и плацкарта);
— за опоздание более 121 минуты – 100 % стоимости проезда (билет и плацкарта).
выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание скоростных поездов АО «ФПК» производится только по проездным документам, оформленным на веб-ресурсах, в билетных кассах и транзакционных терминалах самообслуживания на территории Российской Федерации;
Выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание скоростных поездов АО «ФПК» на станцию назначения пассажира, расположенную на территории Российской Федерации не осуществляется, если опоздание произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, неисправности технических транспортных средств, возникшей не по вине ОАО «РЖД» и (или) АО «ФПК», либо иных не зависящих от ОАО «РЖД» и (или) АО «ФПК» обстоятельств.
В претензии необходимо указать: ФИО (полностью), серию и номер паспорта, дату его выдачи, наименование органа, выдавшего паспорт, дату и место рождения, адрес регистрации по месту жительства (с указанием индекса), гражданство, номер телефона, адрес электронной почты, государство проживания, в случае согласия включения дохода ребенка (иждивенца) или детей (иждивенцев) в виде денежной компенсации в доход законного уполномоченного представителя – его фамилию, имя, отчество (полностью) и дату рождения, а также номер поезда, вагона, места, дату отправления, номер проездного билета, адрес фактического проживания, расчетный счет с банковскими реквизитами, номер банковской карты для перечисления денежной компенсации за опоздание поезда.
Претензия и проездной документ (в том числе электронный) через начальника поезда или пассажиром передается в филиал формирования поезда.
Сумма компенсаций, выплачиваемая пассажирам за опоздание скоростных поездов сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, подлежит обложению НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
Образец заявления на выплату компенсации при опоздании скоростных поездов АО «ФПК»
Подать претензию при возврате проездных документов на поезда формирования Северо-Западного филиала можно в билетной кассе или направить по адресу: 195027 г. Санкт-Петербург, улица Магнитогорская, д. 23, корп. 1, лит А, каб. 408. Северо-Западное железнодорожное агентство.
Консультационную помощь по возврату денежных средств в претензионном порядке можно получить по телефону 8(812)436-01-15, (812)436-01-49.
Режим работы отдела по претензионной работе: пн., вт., ср., чт.- с 08:30 до 17:30, пт. – с 08:30 до 16:30, обеденный перерыв – с 12:30 до 13:30.