Как написать доверенность удаленно

С 29 декабря 2020 года нотариусы могут совершать ряд нотариальных действий в удаленном формате, то есть без личного посещения заявителем нотариальной конторы. Заявка на совершение нотариального действия в этом случае направляется через интернет, в личном кабинете на портале Федеральной нотариальной палаты: https://lk.notariat.ru или посредством веб-сервиса Единой информационной системы нотариата (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

Примечание: Дистанционное удостоверение сделок двумя и более нотариусами не относится к удаленным нотариальным действиям, это иной формат, которым могут воспользоваться участники сделок. Подробно об этом здесь: https://notariat.ru/ru-ru/remote/distancionnoe-udostoverenie-sdelok/

Внимание: чтобы подать заявку на совершение нотариального действия через интернет, вам необходима подтвержденная регистрация на портале Госуслуг (для входа в Личный кабинет на портале ФНП) и ключ УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписи. Получить его можно в соответствующих организациях: https://digital.gov.ru

Результат нотариального действия — удостоверенный нотариусом документ в электронном виде, будет направлен заявителю в Личный кабинет на портале ФНП или посредством веб-сервиса Единой информационной системы нотариата. Если действие не предполагает удостоверения документа (например, внесение средств в депозит нотариуса), то на почту придет уведомление о совершении нотариального действия. Этот электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и нотариальный акт в бумажной форме. При необходимости его можно перевести в бумажный вид с сохранением его юридической силы у любого ближайшего нотариуса. Также возможно получить результат удаленного нотариального действия сразу в бумажной форме — для этого необходимо будет лично обратиться к нотариусу, который его удостоверил, если территориально это удобно.

· Совершение исполнительной надписи

· Выписка из Реестра уведомлений о залоге движимого имущества

· Обеспечение доказательств в сети интернет

· Конвертация электронного документа из одного формата в другой с сохранением его юридической силы

· Свидетельство верности перевода

· Принятие на хранение либо выдача электронных документов

· Принятие на депонирование безналичных денежных средств для расчетов по сделке

· Принятие на депозит нотариуса безналичных денежных средств для исполнения обязательств

· Передача электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам

Иные нотариальные действия в удаленном режиме совершать нельзя, так как для этого требуются проверка соответствия воли и волеизъявления заявителя, разъяснение правовых последствий и ряд других действий, которые можно совершить только при личном посещении. Иначе существуют высокие риски нарушения прав заявителя или третьих лиц.

— вам необходимо авторизоваться в Личном кабинете на портале ФНП с использованием подтвержденной регистрации на портале Государственных услуг или подключиться к веб-сервису Единой информационной системы нотариата.

— в течение одного часа с момента подачи заявки ее принимает любой нотариус на территории указанного вами субъекта РФ. Если в течение часа ни один нотариус не принял вашу заявку (например: ночное время в указанном субъекте РФ, вы выбрали малонаселенный субъект, где мало нотариусов), то вам на почту поступит соответствующее уведомление, что заявка не принята. Вы можете выбрать любой субъект, который вам удобен по тем или иным причинам, при этом обращаем ваше внимание на то, что в крупных регионах количество нотариусов, готовых оперативно принять заявку, обычно больше, чем в малонаселенных.

— нотариус, принявший вашу заявку, высылает вам счет для оплаты данного нотариального действия. С момента совершения вами оплаты у нотариуса есть пять дней на то, чтобы либо совершить нотариальное действие и выслать вам результат, либо отложить его для запроса дополнительных сведений, либо отказать в совершении, если это требуют положения законодательства. В таком случае денежные средства вам будут возвращены в течение одного дня.

Объем действий нотариуса при совершении нотариального действия как в обычном режиме, так и в удаленном, не отличается, ввиду этого тарифы остаются неизменными. С тарифами и размерами оплаты услуг правового и технического характера можно ознакомиться здесь: https://notariat.ru/ru-ru/actions-and-tariffs/

Прогресс добрался и до нотариально заверенных документов. Теперь у нотариуса можно оформить электронную доверенность.

Как оформляется электронная доверенность

Для оформления электронного документа достаточно поставить подпись в присутствии нотариуса на планшете.

Пример оформления электронной доверенности у нотариуса:

  1. Вы находитесь во Владивостоке. Необходимо оформить и передать доверенность в Москву.
  2. В нотариальной конторе привычным образом оформляется доверенность на бумажном носителе.
  3. Следующим этапом является преобразование бумажного варианта в электронный путем шифрования крипто-ключом электронной подписи нотариуса посредством специальной программы.
  4. Заявитель получает архивный файл с доверенностью. Этот файл направляется нотариусу в Москве.

Таким образом, если в одном городе нотариально удостоверить электронный документ, отправить его по электронной почте, провести обратную процедуру (удостоверение равнозначности документа на бумаге электронному) в другом городе, можно получить нотариально заверенную версию документа практически в реальном времени.

Даже самые быстрые логистические компании не могут обеспечить передачу документов в более сжатые сроки. И пересылка доверенности курьерской службой не требуется.

Бухгалтерия

С развитием удаленного документооборота граждане и организации получили возможность совершать сделки и выполнять действия с использованием ЭП. Для некоторых действий разрешена электронная доверенность взамен бумажной. Рассказываем, как ее оформить и где применить.

Что такое электронная доверенность

В документообороте электронная доверенность с 2022 года получила широкое распространение. Она представляет собой скан-образ бумаги, подписанной цифровой подписью. Её не требуется распечатывать, для предъявления достаточно открыть или отправить полученный документ контрагенту. К отсканированной версии нет необходимости дублировать бумажный носитель.

Кто ее может оформить

В 2022 году оформить электронные доверенности вправе:

  • граждане, в том числе ИП;
  • юридические лица;
  • нотариус.

Нотариальное удостоверение требуется как гражданам, так и организациям для работы представителя с государственными реестрами, для совершения сделок в нотариальной форме, для операций с недвижимостью, при регистрации организации и пр. В иных случаях соблюдение нотариальной формы необязательно.

Во всех случаях необходима ЭЦП для электронной доверенности в 2022 году, поскольку без цифровой подписи бумага не имеет юридической силы, а к скан-образу потребуется приложить бумажный оригинал.

Где разрешено использовать электронную доверенность

Цифровые полномочия применяют для:

  • заключения сделок;
  • сдачи отчетности в контролирующие органы;
  • электронные доверенности по 63-ФЗ выдают для использования представителем ЭЦП;
  • регистрации недвижимости;
  • регистрации организаций;
  • получения справок;
  • направления запросов;
  • участия в судебных заседаниях;
  • совершения иных действий от имени доверителя.

Цифровой формат удобен при нахождении доверителя в другом регионе, когда ждать бумажный оригинал нет времени. Изготовление цифрового образа занимает минимум времени.

При сдаче отчетности по цифровым каналам контролирующих органов применяют и скан-образ полномочий, если отчетность сдает представитель от имени гражданина или организации.

При заключении сделок с использованием цифровой подписи, договор вправе подписать представитель на основании скан-образа полномочий от доверителя. Если договор подписывает представитель, то электронные доверенности для электронной подписи в 2022 году применяют так (ст. 17.2 ФЗ № 63):

  • представитель подписывает документ собственной подписью;
  • к подписанному представителем документу прикладывают полномочия от доверителя, подписанные его подписью.

Как оформить доверенность

Для совершения действий и заключения сделок, не требующих нотариального оформления, достаточно изготовить документ в любом машиночитаемом формате и подписать его ЭЦП. Наиболее распространен формат PDF.

Электронная доверенность

Если требуется нотариальное оформление полномочий, no необходимо обратиться к нотариусу. Он изготовит документ по правилам ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате. Для этого доверитель подписывает документ ЭЦП в присутствии нотариуса, а затем нотариус ставит свою ЭЦП. Готовую бумагу записывают на флэш-носитель или направляют на указанную доверителем почту.

Отдельные правила оформления установлены при сдаче отчетности в контролирующие органы. Например, при подаче документов в ФНС применяют формат, установленный Приказом ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@.

Об авторе статьи

Челозерцева Александра

Юрист по корпоративным вопросам.

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности «юриспруденция». Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Часто руководителю приходится передавать полномочия на подписывание документов другим должностным лицам, в том числе и в электронном виде. Для этого понадобится доверенность на ключ электронной подписи. Рассказываем, когда понадобится этот документ и как его правильно оформить.

18 мая 2022

Законодатель регламентирует количество планируемых мероприятий контроля, а вот внеплановая таможенная проверка никаких ограничительных рамок по периодичности не имеет и может проводиться с любой частотой. 

30 сентября 2022

Результаты инвентаризации нужно оформить документально. Члены комиссии заполняют инвентаризационные описи или акты и выдают свое заключение. Если выявили отклонения, опись не подойдет: понадобится сличительная ведомость.

21 сентября 2022

С развитием электронного документооборота (ЭДО) электронная доверенность (ЭД) получила широкое распространение среди деловой документации и организаций, оказывающих услуги гражданам и юрлицам. При ее оформлении необходимо соблюдать требования законодательства.

2 июня 2022

(введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 480-ФЗ)

Нотариус может совершать удаленно (без личной явки к нотариусу лица, обратившегося за совершением нотариальных действий) нотариальные действия, предусмотренные статьями 81, 85.1, 86, 87, 88.1, 89, 97 (в части хранения электронных документов), 103, 103.7, 103.9-1, 103.14, 103.10-1, 103.14 настоящих Основ.

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2022 N 266-ФЗ, от 14.07.2022 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нотариус совершает нотариальное действие удаленно и регистрирует его в реестре нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, единой информационной системы нотариата. По просьбе заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, нотариальный документ, изготовленный в электронной форме, выдается на бумажном носителе с учетом требований, установленных статьей 45.1 настоящих Основ.

В целях совершения нотариального действия удаленно заявитель или его представитель направляет в Федеральную нотариальную палату через единую информационную систему нотариата, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, заявление о совершении нотариального действия удаленно с приложением установленных законодательством Российской Федерации документов в электронной форме.

Указанное заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, которая проверяется нотариусом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Форма заявления о совершении нотариального действия удаленно, а также требования к формату такого заявления и форматам прилагаемых к нему документов в электронной форме устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, если требования к форматам прилагаемых к заявлению документов не установлены законодательством Российской Федерации.

Федеральная нотариальная палата направляет поступившее заявление о совершении нотариального действия удаленно и прилагаемые к нему электронные документы нотариусу, заявившему в автоматическом режиме о готовности совершить соответствующее нотариальное действие удаленно.

Прилагаемые к заявлению электронные документы принимаются для совершения нотариального действия при условии, если они подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, либо лица (лиц), от которого (которых) исходят электронные документы, либо нотариуса, удостоверившего равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе. Действительность электронных подписей, которыми подписаны электронные документы, прилагаемые к заявлению, проверяется средствами единой информационной системы нотариата в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Принадлежность указанных электронных подписей соответствующим лицам подтверждается нотариусом, заявившим о готовности совершить нотариальное действие.

Нотариус, получивший заявление о совершении нотариального действия удаленно и прилагаемые к нему документы в электронной форме, указывает размер платы, взимаемой за его совершение с учетом требований статьи 22.1 настоящих Основ, с указанием платежных реквизитов счета для оплаты. Нотариус незамедлительно информирует заявителя или его представителя посредством единой информационной системы нотариата о поступлении платы за совершение нотариального действия по адресу электронной почты, указанному в заявлении о совершении нотариального действия удаленно, или иным способом, определенным в соответствии с частью одиннадцатой настоящей статьи.

Нотариус не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения информации, подтверждающей оплату нотариального действия, направляет в электронной форме заявителю или его представителю нотариальный документ, или мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия удаленно, или постановление об отложении совершения нотариального действия удаленно.

В течение десяти дней со дня вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия удаленно нотариус производит возврат суммы платежа, осуществленного в соответствии с частью восьмой настоящей статьи.

Порядок направления заявления о совершении нотариального действия удаленно, совершения оплаты нотариального действия, в том числе с использованием электронных средств платежа, возврата заявителю суммы платежа за совершение нотариального действия удаленно, а также взаимодействия заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса устанавливается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Что такое электронная доверенность и как её оформить

Если вместо руководителя подписывает документы и сдаёт отчётность работник или другой представитель, нужна доверенность. Её можно оформить на бумаге, но налоговая служба рекомендует переходить на электронный вариант. Рассказываем, для чего нужна такая доверенность, как её оформлять и использовать.

Что такое электронная доверенность и как её оформить

Иллюстрация: Моё дело

Что такое электронная доверенность и для чего она нужна

Это электронный аналог обычной бумажной доверенности, в которой руководитель даёт право представлять интересы компании – сдавать отчёты, подписывать документы, принимать товары и материалы, получать деньги в банке. Представителем может быть работник компании или человек со стороны, другая организация или ИП.

Электронную доверенность формируют в виде файла с расширением .XML, а передают по телекоммуникационным каналам связи через операторов ЭДО. Официально её называют машиночитаемой доверенностью – МЧД.

Такой вид доверенностей появился в 2022 году после изменения закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи». По новым правилам чтобы сотрудники могли подписывать рабочие документы от имени организации или ИП, у них должна быть отдельная электронная подпись физлица без реквизитов работодателя, а к ней – машиночитаемая доверенность.

Для сдачи электронной отчётности ФНС утвердила формат доверенностей в приказе № ЕД-7-26/445@ от 30.04.2021 и запустила сервис, где организации и ИП могут их формировать, скачивать и проверять.

Если пользоваться такой доверенностью, бумажную версию уже не понадобится предоставлять в налоговую инспекцию, а ИП не придётся заверять её у нотариуса. Одну МЧД можно оформлять для нескольких налоговых инспекций или даже для всех сразу. К сервису ФНС подключаются операторы ЭДО, поэтому работу с электронными доверенностями постепенно внедряют в программы и сервисы для сдачи отчётности.

Подарок для наших читателей – запись вебинара по изменениям в бухучёте и налогообложении с 1 января 2023 года. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Подарок для наших читателей – запись вебинара по изменениям в бухучёте и налогообложении с 1 января 2023 года. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикеры – известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  • Алексей Иванов – директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».

  • Людмила Архипкина – ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

Обязательно ли использовать электронную доверенность

В письме № ЕА-3-26/5811@ от 3 июня 2022 года ФНС сообщила, что продолжает принимать отчётность по ТКС от представителей налогоплательщиков на основании бумажных доверенностей. Обязанности использовать их исключительно в электронном виде в НК РФ пока нет. Но налоговики рекомендуют именно такой способ, потому что в дальнейшем он будет предпочтительнее.

Также пока остаётся вариант со сканом бумажной доверенности. Его по-прежнему можно отправлять в налоговую по каналам ТКС. Главное – заверить усиленной квалифицированной электронной подписью. Но в отличие от доверенности в формате XML, сервис ФНС не считывает автоматически информацию со сканов.

До 1 сентября 2023 года действует переходный период, когда пользоваться электронными доверенностями можно по желанию. Предполагается, что после этой даты отчётность от представителей компаний и ИП будут принимать только с МЧД.

Как оформить электронную доверенность

В электронной доверенности должна быть информация из п. 2 Единых требований, утверждённых Приказом Минкомсвязи № 857 от 18.08.2021:

  • наименование документа;

  • сведения о доверителе – название организации, ИНН/КПП, ОГРН/ОГРНИП, юридический адрес, ФИО директора или ИП и их СНИЛС;

  • сведения о представителе;

  • дата выдачи и номер доверенности;

  • срок действия (если устанавливаете его);

  • перечень полномочий, которыми наделяете представителя – в виде идентификаторов из единого справочника от Минцифры или текстом;

  • сведения об информационной системе, которая предоставит сведения об отзыве доверенности;

  • разрешено или нет передоверие.

Как сформировать доверенность в сервисе ФНС:

  1. На стартовой странице нажмите кнопку «Продолжить» и дайте согласие на обработку персональных данных – поставьте галочку в пустой ячейке и нажмите «Подтвердить».

  2. Выберите пункт «Формирование доверенности» и нажмите «Сформировать».

  3. Заполните первую вкладку со сведениями о доверенности – её номер и дату начала действия. Конечную дату можно не вписывать, а выбрать «Бессрочное действие». Тогда доверенность будет действительна в течение года с даты оформления.

  4. Заполните вкладки со сведениями о доверителе и представителе. Часть реквизитов подтягивается из базы ФНС. Например, заполните ИНН, КПП и ОГРН организации и нажмите кнопку «Загрузить» – название и юридический адрес заполнятся автоматически.

  5. Заполните сведения о полномочиях представителя. В поле «Признак (код) области регистрации» отметьте галочкой нужные пункты: подписать налоговую декларацию, получить документы в инспекции, внести изменения в документы налоговой отчетности.

  6. В следующем поле можно выбрать номера ИФНС, в которых будет действовать доверенность. Можно оставить его незаполненным и отметить галочкой ячейку «Действует в отношении всех налоговых органов».

  7. На последней вкладке будет просмотр готовой доверенности. Проверьте текст и нажмите «Сформировать XML» – сформируется файл, который нужно сохранить.

В сервисе можно на любом этапе сохранить черновик доверенности в XML-формате и продолжить заполнение позже. Также есть функция проверки файла, созданного на стороннем ресурсе.

Отдельно можно оформить электронную доверенность для работы с контрагентами, если с ними налажен ЭДО и есть нужный функционал. Сформировать такую доверенность можно на сайте реестра МЧД, выбрав «B2B доверенность», или в своей учётной программе.

Как пользоваться электронной доверенностью

Для оформления МЧД у руководителя ООО должна быть КЭП юридического лица, где в качестве владельца сертификата он указан как физлицо, действующее от имени организации без доверенности. У ИП – КЭП индивидуального предпринимателя. С 2022 года их получают только в налоговой и её доверенных центрах. Работнику ООО или ИП нужен сертификат КЭП физлица, в котором будут только его данные, без реквизитов работодателя. Получить его можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

Работодатель отправляет доверенность по ТКС, то есть через программы или сервисы для сдачи отчётности. Отправить МЧД нужно в налоговую, в которой он стоит на учёте: ООО – по месту нахождения, а ИП – по прописке. Сделать это нужно до того, как представитель начнёт сдавать электронные отчёты и обмениваться документами с налоговиками.

Если МЧД оформлена для нескольких ИФНС, достаточно отправить её только в свою инспекцию, на все остальные она распространится автоматически.

Информация о доверенности сохранится в базе ФНС. Работнику не придётся прикладывать МЧД при каждой отправке. Отчётность и документы для налоговой он будет заверять своей подписью и отправлять вместе с информацией о реквизитах доверенности и сведениями о себе. Формат такого информационного сообщения утверждён приказом ФНС № ММВ-7-6/602@ от 19.10.2018. Система проверит совпадает ли информация из этого файла с реквизитами владельца электронной подписи.

Работодатель может отозвать электронную доверенность. Например, это нужно, когда у работника изменились обязанности или он увольняется. Для этого тоже есть специальный формат заявления, в котором указывают, с какого дня МЧД перестанет действовать. Подать его нужно в ту же инспекцию, что и саму доверенность и таким же способом.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать доверенность от руки образец на авто
  • Как написать доверенность от руки образец другому человеку на техническое обслуживание
  • Как написать доверенность от руки на ребенка сестре образец
  • Как написать доверенность от руки на получение справки
  • Как написать доверенность от руки на получение документов на другого человека