Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вы недовольны своими джазовыми навыками? Играете правильные ноты, но не можете добиться нужного звучания? Эта статья поможет вам понять, как устроен джаз, и как начать играть его.
Шаги
-
1
Слушайте много джазовой музыки. Чарли Паркер, Телониус Монк, Элла Фитцджеральд, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн, Чарльз Мингус, Эрик Долфи, Пеппер Адамс, Луи Армстронг, Чет Бейкер, Маккой Тайнер, Арт Татум, Сидни Беше, Оскар Питерсон Эл Джерро, Рэй Браун, Джон Скофилд, Дэвид Бенуа, Кэннонболл Эддерли, Херби Хэнкок, Билл Эванс, Дэйв Брубек и Питер Уайт являются отличными джазовыми музыкантами, каждый из которых по-своему уникален.
-
2
Слушайте джаз постоянно. В течение определенного времени не слушайте никакую другую музыку. Вы начнете чувствовать разницу.
-
3
Найдите места в своем городе, где можно послушать выступления джазовых коллективов, и посетите их.
-
4
В джазе часто присутствует ритмический рисунок, который называется ‘свинг’. Его можно описать по-разному, но лучший способ понять его — это слушать джаз. Стоит отметить, что такие исполнители, как Монк и Мингус, используют особые разновидности свинга, которые не всегда звучат привычным образом.
-
5
Тренируйте свои уши и мышление. Старайтесь определить ритм песни и следовать ему. Начните с простого рисунка, состоящего из четырех тактов, как в свинговой композиции Moanin’ музыканта Арта Блэйки и группы The Jazz Messengers (обратите внимание на синкопирование в этой песне). Слушайте эту и многие другие композиции.
-
6
Используйте аналитический подход. Слушайте, как взаимодействуют между собой опытные джазовые коллективы на живых выступлениях, например, группы Билла Эванса или Дэйва Холланда. Обратите внимание на то, как они “чувствуют” друг друга в коллективе, как реагируют на происходящее. Ваши музыкальные познания будут расширяться по мере вашего изучения. Начните анализировать более сложную и комплексную музыку.
-
7
Сравните джазовую композицию с современной поп-песней или классическим произведением. Внимательно послушайте их, и запишите отличия в комбинациях нот, и том, как они играются.
-
8
Сыграйте блюзовую гамму. Существует много разных блюзовых гамм. Вот гамма C: C, Eb, F, F# , G, Bb, C.
-
9
Левой рукой играйте хроматическую гамму, и держите каждую ноту две доли.
-
10
Выберите ноту C (первой октавы, второй, и т.д.), и играйте ее правой рукой по мере того, как играете хроматическую гамму левой рукой.
-
11
Экспериментируйте с разными ритмами. Через некоторое время, добавьте в игру Eb.
-
12
Играйте C и Eb вместе или по отдельности. Поочередно используйте все ноты из приведенной выше блюзовой гаммы.
-
13
Выучите блюзовую гамму как минимум в семи разных мажорных тональностях.
-
14
Попробуйте выучить соло из вашей любимой композиции, и сыграйте его. Это требует много терпения, но очень хорошо развивает ваши музыкальные способности.
-
15
Зарегистрируйтесь на сайте www.learnjazzpiano.com и учитесь там.
-
16
Пробуйте что-то новое, и ищите звучание, которое вам нравится.
-
17
Занимайтесь как можно больше.
-
18
Соберите небольшой или даже большой джаз-коллектив, и репетируйте каждую неделю. Это не только поможет вам развить ваши навыки чтения с листа и импровизации, но и научит лучше играть в ансамбле (даст понимание того, как играть в гармонии с другими участниками, не нарушать баланс, и т.д.). Джазовым навыкам лучше всего обучаться непосредственно у джазовых исполнителей, поэтому старайтесь играть с лучшими музыкантами, которых вы сможете найти. В идеале, они должны быть лучше и опытнее вас. Вы ничему не научитесь, пытаясь быть “звездой” своего коллектива. Посетите , чтобы найти бесплатные материалы для джазовых коллективов, доступные для загрузки.
Реклама
Советы
- Практикуя джаз, установите удары метронома на вторую и четвертую доли — это слабые доли, на которые ставятся основные акценты в джазе.
- Практикуя гаммы/аккорды (с акцентами на второй и четвертой доле) , пробуйте артикулировать слабые доли; вы также можете смещать ритм на одну долю каждый раз при игре гаммы.
- В джазе есть также лады, например дорийский, который строится от второй ступени мажорной гаммы. Ладов и их вариаций большое множество, но их не обязательно использовать постоянно. Вы можете играть лады, и затем начать постепенно выходить за их рамки.
- Если вы хотите научиться играть джаз на пианино, берите уроки — всегда полезно учиться у профессионалов.
- Начинающим хорошо начать учить аккорды с простого 12-тактового блюза. Аккорды обычно являются следующими 1|4|1|1|4|4|1|1|5|4|1|1. 1 — это аккорд тоники (первая нота тональности), а другие номера являются соответствующими ступенями гаммы. Если вы играете блюз в C, аккорды будут следующими C7|F7|C7|C7|F7|F7|C7|C7|G7|F7|C7|C7. Вариацией может быть последовательность “2-5-1” в последних четырех тактах, или “3-6-2-5-1”.
- Сборник The Play-Along Series от Джейми Аберсолда является очень полезным инструментом для занятий, поскольку в нем присутствует ритм-секция, под которую вы можете практиковаться. Бас/пианино можно убрать, отключив левый/правый канал.
- Много играйте! Импровизируйте под джазовые минусы.
- Проявляйте терпение. Прогресс не приходит за одну ночь или месяц.
- Стиль Бэйси — это спокойный стиль, вдохновленный Каунтом Бэйси, Фредди Грином и Джо Джонсом. Играйте с небольшим отставанием от ритма, но продолжайте чувствовать его.
- Не бойтесь импровизировать! Изучайте гаммы, и просто играйте то, что звучит по-джазовому! Добивайтесь джазового звучания во всем!
Реклама
Предупреждения
- Инструменты осваиваются длительное время. Не расстраивайтесь, если у вас не получается с первого раза. Практикуйтесь как можно чаще.
Реклама
Что вам понадобится
- Хороший инструмент
- Ловкие пальцы
- Терпение и время
- Базовые навыки чтения нот
- Джазовая и блюзовая музыка
- Метроном
- Решительность
Источники
- Джазовая импровизация
Джазовое пианино Советы пользователей
Allmusic.com Для исполнителей, играющих в разных стилях. Не стоит доверять всем отзывам на сайте.
Джазовые барабаны — Обучение джазовым барабанам в 4 этапа. Абсолютно бесплатно- Ноты для джазовых коллективов
Об этой статье
Эту страницу просматривали 5311 раз.
Была ли эта статья полезной?
Пошаговое руководство.
Приветствую вас, друзья, меня зовут Феликс, и я — композитор-фрилансер из города Москвы. В своей статье я поделюсь с вами некоторыми «фишками», которые открыл для себя за всё время моей работы в создании аранжировок, партитур, битов, песен, инструментальных произведений и так далее.
А если говорить конкретно, то речь пойдёт о том, как создать элегантно звучащий, в частности, бит нового для русского музыкального «поприща» — жанра JazzHop с нуля, не обладая при всём при том какими-либо специальными навыками.
Свойство, к которому мы будем стремиться — глубина звучания, именно глубина становится ключевым компонентом, позволяющим прочувствовать нужную атмосферу вечера. Я расскажу, какие гармонии, инструменты и эффекты стоит для этого использовать.
Сперва-наперво надо разобраться с основой бита. Если основной целю стоит что-то изысканное, то и гармония должна быть соответствующей, и здесь я посоветую использовать именно джазовые аккордовые прогрессии, а конкретно остановимся на классической джазовой «2-5-1», состоящей из двойной доминанты и доминанты, разрешающейся в тонику.
Это прогрессия основана на кварто-квинтовом движении, так характерном джазовой музыки. Она позволяет создать музыкальное «напряжение» и нужное настроение. Но нам не будет достаточно взять лишь установку в виде сухих цифр — нужно прописать сами аккорды, и лично я, для примера, возьму тональность «до-минор».
Что мы имеем: двойная доминанта D, после идёт доминанта G, а затем следует уже и сама тоника C. Для джазового звучания мы будем использовать септаккорды, что является ещё одной характерной чертой этого жанра, а конкретно: Dm7(b5) — G+7 – Cm9 — F7(+11).
Первый аккорд — это малый минорный септаккорд от ноты «ре» с пониженной пятой ступенью (квинтой аккорда), он как раз и призван к созданию этого самого «напряжения» (tension), о котором говорилось выше, после чего идёт септаккорд от «соль» с повышенной пятой ступенью, который являет собой кульминационный момент этого самого «напряжения». Последним следует малый минорный нонаккорд от «до» в качестве разрешения напряжения в минорную (то бишь грустную) тонику с прибавленной девятой ступенью (ноной) для богатства звучания.
Дополняет прогрессию малый мажорный септаккорд от «фа» с повышенной ундецимой, призванный ввести нас в новый круг прогрессии. Подобное сочетание аккордов позволяет настроить слушателя на серьёзный, философский лад, и все эти пониженные, повышенные и добавочные ступени играют роль «специй» для того, чтобы придать вкус. Итак, с гармонической основой определились. Идём далее.
Далее следует подобрать нужный набор инструментов. Здесь я бы порекомендовал не использовать их слишком много; ограничимся фортепиано, sub-басом и ритм-секцией в виде кика, снейра и, возможно, хай-хета (но это — на усмотрение).
Ритм секция должна быть свингованной, с упором на тяжёлый кик и эквализированный снейр (об этом я ещё скажу). Фортепиано тоже стоит записывать с небольшим покачиванием и акцентированием на слабую долю, что характерно для джазовой музыки, а басовая партия должна идти фоновым гулом и подкреплять клавишную партию, делая её глубже.
Важно не переборщить ни в чём, и в этой части процесса нам поможет правильный набор эффектов, совсем, к слову, небольшой, а если говорить точнее, то это будут: Reverb, EQ, limiter и Sidechain. С помощью этого «набора молодого бойца» можно создать так истово вожделенную глубину.
Начнём с ритм-секции. Её следует обработать эквалайзером, срезав высокие частоты (не совсем полностью, но хотя бы наполовину) у снейра и, соответственно, накрутив низкие у кика.
Этим мы добиваемся актуального нынче звучания в стиле «Lo-Fi», что очень важно соблюсти в жанре JazzHop. Когда эта часть пройдена, стоит заняться обработкой фортепиано, и здесь нужно применить уже два эффекта: тот же эквалайзер и теперь уже реверберацию. С помощью эквалайзера ослабляем (именно ослабляем, а не убираем) высокие частоты на фортепиано, а затем добавляем реверберацию с установкой на 30% процентов от полного значения параметра «wet».
Так мы создаем иллюзию большого помещения с хорошей акустикой и простором для распространения звука. Можно добавить и больше, но это дело тонкое, и главное — не переборщить. Я лишь описываю один конкретный вариант.
После проделанного приступаем к басу. Его стоит записывать в низком регистре, а после записи усилить его громкость до того момента, когда его не будет полностью перекрывать фортепиано, но одновременно с этим будет соблюдён баланс, при котором он всё равно сохранит дополняющую и подчеркивающую, а не доминирующую функцию. В этом аспекте нам поможет Limiter, который призван ограничить излишки звуковых частот, что позволит избежать перегруза и треска.
На фортепианную и басовую партию нужно поставить Sidechain, указав главной целью кик (не кик и снейр, а только кик), и тогда при каждом ударе кика звук фортепиано и баса будет приглушаться, что создаст ощущение «качовости». Это немаловажно, поскольку в названии жанра всё же присутствует слово «hop». Напоследок можно добавить для атмосферности немного «виниловой грязи», семплы которой можно спокойно найти в интернете.
Таким образом, мы смоделировали полноценный бит в данном жанре, и если вы будете следовать приведенным советам, то сможете создать свой первый трек в стиле JazzHop, показать его своим друзьям и услышать от них, что это говно, бездарная работа и что вам вообще не стоит заниматься музыкой.
Надеюсь, этим я вас замотивировал, а потому — дерзайте! Ежели вы не хотите мучиться с подобными делами, то для вас есть вариант написать мне по почте и заказать такой проект уже лично у меня (к слову, ко мне можно обратиться не только за такой музыкой, буду рад любым предложениям). Всем удачи
Джазовая гармония достаточно часто воспринимается непосвященными в нее музыкантами, как некое таинство, мистическая, я бы даже сказал иллюминатная система, понятная только избранным и которая кардинально отличается от принятых в классической гармонии стандартов
Конечно же это не так…
Появление джазовой гармонии было бы невозможным без открытий таких гениев, как Дебюсси, Равель, Стравинский, Скрябин, Римский-Корсаков и многих других.
Джазовые музыканты раннего периода не были мастерами теории музыки или гармонии, поэтому большую часть аккордов они заимствовали из профессиональной музыки. И хотя джаз имеет характерные, узнаваемые черты в контексте гармонии, на самом деле они не так далеки от принятой академической системы.
Функциональная логика, строение аккордов, кадансы, соотношение аккордов и мелодии — все это в джазе очень похоже на то, что можно найти в академической гармонии.
Поэтому стоит начать с такого заявления:
джазовая гармония — тональна и функциональна.
Если взять сборник 1000 джазовых стандартов, то лишь 5-10 процентов от общего числа будут содержать небольшие элементы нетонального движения.
В остальном же, большая часть гармонических прогрессий будет опираться на стандартное движение TSD, завуалированное септаккордами и эллипсисами.
Для джазовой гармонии нехарактерно уникальное движение аккордов. Джазовая гармония это фонизм звучания, в первую очередь. Просто сыграйте аккорд Cmaj7, а затем Db maj – любой, даже далекий от музыки человек скажет, что это что-то джазовое. Если вы сыграете тоже самое трезвучиями, то эффект будет совсем другой.
Это указывает нам на то, что именно звуковой состав аккордов и их фонизм создают неповторимую, матовую, джазовую, ламповую атмосферу:)
Основа джазовой гармонии, как это не странно, гармонизация мажорной гаммы и в первую очередь свойственные ей тяготения. Достаточно просто спеть мажорную гамму вверх и вниз, чтобы почувствовать следующее:
1,3,5 – фундаментальны и не требуют разрешения. Это напоминание о давнем прошлом современной ладовой системы. Любая из этих нот в качестве устоя образует новый лад.
2 ступень стремится в тонику
4 ступень стремится в 3 ступень
6 ступень тяготеет в 5 ступень
7 ступень в 1
Эти тяготения ступеней связаны не только с природой мажорного лада, но и с природой дочерних ладов, которые дают нам 3 и 5 ступень (Фригийский и миксолидийский соответственно).
Из курса классической теории вы также помните, что 2 ступень может разрешаться в 3, 4 в 5, а 6 и 7 ступень могут опосредованно разрешаться в 1 и 5 соответственно. Это фундаментальная основа тональной музыки.
Сведем это в наглядную схему:
Сравните это с буквами в языке. Словами же будут являться аккорды и их сочетания, которые мы рассмотрим.
Септаккорды
Первое, главное и фундаментальное отличие джаза от остальной музыки состоит в отношении к септиме. Для классической музыки септима это диссонанс, который должен быть разрешен. Соответственно трезвучие это устойчивый аккорд, а септаккорд это неустойчивый аккорд.
В джазе септаккорд это устойчивый аккорд и септима не должна никуда двигаться, скорее наоборот, разрешение в септаккорд рассматривается как устойчивое, а остальные аккорды базируются на основе септаккорда на основе надстроек, которые являются сущностью джазового гармонического языка.
Тем не менее, функциональность аккордов в джазовой гармонии сохраняется.
Функция или роль аккорда это то, что описывает характер его звучания и устремленность в движении гармонии. Тоника, субдоминанта, доминанта это три состояния аккорда в движении.
Первое состояние это покой или направленность во вне, второе состояние это неопределенность, третье состояние это направленность к разрешению. По сути, функциональность гармонии это то, что свойственно любому жизненному явлению. Мы можем либо быть в покое, либо быть активными, либо быть в состоянии между покоем и активностью.
Функции описывают состояние аккорда и его связь с предыдущим и следующим аккордом, что позволяет музыкантам прогнозировать гармонию композиции и легко импровизировать.
Тоника
Тоническая функция это дом, база, основа. То от чего все исходит и то к чему все возвращается. Это точка отсчета, с которой сверяются остальные аккорды и тональности. Для джаза такой точкой являются аккорды maj7, 6, 9/6. Большинство джазовых мелодий начинаются с тоники и заканчиваются на тонике.
Базовая идея тоники состоит в том, что один аккорд и одна нота являются базовыми, фундаментальными.
Субдоминанта контрастна тонике, но нейтральна по звучанию и подготавливает доминантовую функцию.
В джазе субдоминантовую функцию выполняет аккорд IVmaj или IV6. Из важных особенностей субдоминантовой функции стоит отметить то, что она расположена на чистую квинту ниже тонической. Субдоминанта содержит в своем составе звук тоники, но тем не менее представляет собой отдельную функцию, отличную по звучанию и от тоники и от доминанты, что связано с наличием в ней полутонового тяготения к 3 ступени от примы аккорд (IV) с одной стороны и слабого тяготения к 5 ступени с другой.
Именно тяготения IV ступени создает неустойчивое звучание субдоминантового аккорда, а наличие в его составе тоники делает его звучание не таким напряженным, то есть тоника сглаживает его тяготение и делает звучание нейтральным.
В джазовой гармонии звуки субдоминанты могут разрешаться как нисходящим движением, так и косвенным. В этом случае 6 ступень остается на месте.
Субдоминанта не является неустойчивой по следующим причинам:
1)В субдоминанте нет 7 ступени, которая является самой неустойчивой ступенью тональности
2)Субдоминанта связана с тоникой через 1 ступень входящую в состав аккорд S
3)Движение баса при разрешении в тонику от субдоминанты является квартовым, а не квинтовым, которое является более сильным в гармоническом тяготении
Однако гармоническое напряжение между субдоминантой и тоникой существует, что используется для создания последовательностей, о чем мы поговорим немного позже.
Доминанта
Задача доминанты заставить слушателя ожидать появление тоники, создать напряжение.
Аккорды 5 ступени является классическим примером доминантовой функции.
В состав 7 входят 2 самых неустойчивых звука лада это 7 и 2 ступени, кроме того в его составе есть 4 ступень. Все они неустойчивы и стремятся перейти в устойчивые звуки тонического аккорда. 5 ступень, которая является примой аккорда самая неустойчивая из устойчивых ступеней отстоит от тонического аккорда на интервал квинты, который является базовым в гармонических тяготениях. Все эти факторы являются определяющими в звучании аккорда доминанты. Наличие тритона между 4 и 7 ступени требует разрешения. Здесь мы видим классический вариант разрешения в трезвучие.
Для джаза более характерно использование 4-х звучных аккордов, поэтому 7 разрешается чаще всего так:
Здесь 7 ступень переходит в более нейтральную 6. Для создания более классического звучания возможен вариант в котором 7 ступень идет в 1, 5 ступень в 6, 4 в 5, 2 в 3
Джазовая гармония выступает одним из основополагающих компонентов, помогающих исполнителю развиваться профессионально и содействующих его становлению в джазовой музыке. Она подразумевает под собой гармонизацию самой мелодии, басовой линии, расшифровку аккордовой «цифровки».
Цель джазовой гармонии сходна с классической. Это прежде всего базирующаяся на единых общелогических правилах жанра гармонизация мелодии. Вместе с этим джаз основывается и на импровизации, поэтому знание основ гармонии добавит стилю импровизатора новые оттенки и штрихи.
Она представляет собой композиторскую зарисовку, задумку, которая не предполагает дополнительных толкований и аккордовых обозначений. Для фортепианной партии в музыке Чика Кореа, Боба Джеймса, Джо Сэмпла подобное изложение материала весьма распространено.
Понятие гармонии в джазе
Гармонические структуры аккордики в ходе эволюционного развития джазовой гармонии поэтапно усложнялись. Сначала это были трезвучия, септаккорды, затем – 5-6 голосные аккорды.
Представление аккордов в виде цифровых и буквенных символов сильно похоже на игру исполнителей на клавесине так называемого цифрованного баса во времена венских классиков. Выписывая бас в партии инструмента, сверху указывали циферно-буквенное аккордовое обозначение. Остальная часть дополнялась музыкантами в джазовом оркестре, которые придерживаются определенного стиля, не противоречащего авторской идее. Такие партии в основном соответствуют инструментам аккомпанемента — клавесину, фортепиано. В эстрадно-джазовых пьесах та же гармоническая последовательность схожа.
Джазовая гармония — это теория и практика того, как аккорды используются в джазовой музыке. Джаз имеет определенное сходство с другими практиками в традициях западной гармонии, например, аккордовые последовательности и использование мажорной и минорной гаммы как основы для конструкции аккордов.
Музыкальные инструменты
Фортепиано и гитара — это два инструмента, которые обычно обеспечивают гармонию для джазового оркестра. Разумеется, исполнители имеют дело с гармонией в режиме реального времени, протекающим в импровизационном контексте. Это одна из самых больших проблем в джазе.
Импровизация — один из наиболее часто упоминаемых и основополагающих аспектов джазовой исполнительской практики в сфере музыке, и это небезосновательно. Джазовые музыканты делают большую часть своей работы спонтанно, позволяя окружающей обстановке влиять на то, что они играют. Подробная информация о тембре, ритме, даже о том, какие ноты играть и когда, оставляются на усмотрение отдельного исполнителя, и варьируются от выступления до выступления в гораздо большей степени, чем в классической музыке, роке и практически любых других западных традиций.
Ожидается, что во время джазовой импровизации солист будет иметь полное представление об основах гармонии, а также свой собственный уникальный подход к аккордам и их связи с гаммами. Личный стиль состоит из этих строительных блоков и ритмической концепции.
Гармония и мелодия образуют очень важное партнерство. В джазовой песне гармония работает на нескольких уровнях:
- Гитарист или пианист играет аккорды — комбинации нот, которые гармонируют друг с другом по-разному.
- Певец или саксофонист добавляет мелодию поверх аккордов. Так мелодия гармонирует с аккордами.
- Басист ведет свою линию музыки под аккорды и основную мелодию, добавляя еще один уровень гармонии.
Джазовая гармония на гитаре не имеет различий с другими инструментами, но на ней не удастся исполнить классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник. Чтобы овладеть навыками гармонии на гитаре, музыканту требуется укрепить свои знания в джазовой теории, которая довольно своеобразна и в некотором смысле не согласовывается с общепринятой.
Джазовые музыканты
Джазовые исполнители также используют гармонию как основной стилистический элемент. Открытая ступенчатая гармония характерна для музыки Маккоя Тайнера, в то время как быстро сменяющиеся тональные центры стали главной отличительной чертой среднего периода работ Джона Колтрейна.
Хорас Сильвер, Клэр Фишер, Дэйвид Брубеки, Билл Эванс — это пианисты, чьи композиции наиболее типичны для насыщенного аккордами стиля, который ассоциируется с джазовой гармонией на фортепиано.
Джо Хендерсон, Вуди Шоу, Вэйн Шортер и Бенни Голсон не являются пианистами, однако они четко понимают роль гармонии в композиционной структуре и настроении мелодии. У этих композиторов (включая Диззи Гиллеспи и Чарльза Мингуса, которые нечасто записывались как пианисты) есть музыкальность, основанная на аккордах фортепиано, даже если они не используют клавишных инструментов в выступлении.
Джазовое пение
В джазовом вокале ключевую позицию занимают безупречное чувство ритма и гармонии, подвижность голоса. Джазовый вокалист должен ощущать конструкцию мелодии. Задача его состоит в том, чтобы не отходя от основной гармонии, показать свое видение мелодической темы, видоизменив ее по своему усмотрению. В настоящее время джазовый и эстрадный вокал довольно тесно связаны друг с другом, так как в популярной эстрадной музыке много элементов джаза. Мощный голос с широким рабочим диапазоном, высокоразвитый мелодический и гармонический слух отличают профессионального джазового вокалиста.
Практика игры на музыкальном инструменте — это отличный метод развития гармонического слуха и мышления. Музыканту необходимо проработать стандартные гармонические последовательности в различных тональностях и проанализировать весь гармонический материал.
Буквенные обозначения
Базой для джазовой гармонии служит мажорно-минорный лад и европейская функциональная система. Любому джазовому импровизатору необходимо разбираться и понимать обозначения, которые используются в гармонии. Для наименования аккордов используют буквы, цифры и знаки.
Заглавные латинские буквы указывают на:
- Мажорное трезвучие, которое построено от данного звука.
- В случае написания с цифрой или знаком — основной тон (приму) аккорда.
Малая буква m около заглавной указывает на то, что аккорд минорный.
Сокращения
Сокращение maj или буква М указывают на то, что большая септима добавляется к мажорному трезвучию.
Сокращение dim означает уменьшенный септаккорд.
Цифровые обозначения
- 6 — большая секста, прибавленная к мажорному/минорному трезвучию;
- 7 — малая септима, прибавленная к мажорному/минорному трезвучию;
- 9 — прибавленная большая нона;
- 9maj — большая нона, прибавленная к большому мажорному септаккорду;
- 9/6 — прибавленные большие секса и нона;
- 11 — прибавленные к мажорному или минорному трезвучию малая септима/ большая нона/чистая ундецима;
- 13 — прибавленные к трезвучию малая септима/большая нона/чистая ундецима/большая тердцецима.
Знаки ♭ и # справа от буквы указывают на понижение/повышение аккорда на полтона и называются знаками альтерации. Они также могут указывать на пониженную/повышенную квинту, септиму, нону, ундециму или тердециму, когда расположены около цифры.
Аккорды
Как правило, аккорды в джазовой гармонии размещены вертикально большими и малыми терциями, хотя распространены и чистые кварты.
В классической гармонии названия аккордов, обычно рассматриваемых в контексте лада, исходят от ладовых функций и ступеней: доминантовый септаккорд (D7), квинтсекстаккорд второй ступени. Джаз оперирует термином основной ноты. Это значит, что аккорд получает название в зависимости от того звука, который был использован при его построении: ре-минорный септаккорд (Dm7), фа большой мажорный септаккорд ( Fmaj7). При этом название не зависит от ладовой функции.
Также джазовая музыка поддерживает определенные гармонические последовательности и включает в себя интервалы, такие как ноны, ундецимы и тердецимы.
Септаккорды
Джазовая гармония отличается тем, что использование септаккордов в качестве основной гармонической единицы здесь чаще, чем трезвучий в основном в классической музыке.
На практике в джазе обычно распространены четыре основные группы аккордов, к ним добавляется малый септаккорд. Септаккорд — это аккорд из 4 звуков, которые располагаются по терциям. У одного уменьшенная септима, у трех — малая септима, у трех — большая септима.
Основные септаккорды:
- минорный;
- мажорный;
- большой минорный;
- доминантный.
Общее эмпирическое правило состоит в том, что альтерированные аккорды включены тогда, когда альтерации появляются в мелодии или имеют решающее значение для сущности композиции.
Аккорды могут содержать более чем 4 ноты. Например, аккорд до-диез С#9 включает ноты до, ми-бемоль, соль, ля, ре.
Эти аккорды могут иметь альтерации, указанные в скобках после аккордного символа. Существует огромное разнообразие в аккордных символах, использующихся в джазовой нотации.
Система именования джазового аккорда детерминирована так, как этого пожелает композитор.
Таблица символьных обозначений аккордов
Символьное обозначение аккорда |
Ноты | Название аккорда |
CΔ, CM7, Cmaj7 | C E G B | Большой мажорный септаккорд |
C7 | C E G B♭ | Доминантный септаккорд |
C-7, Cm7 | C E♭ G B♭ | Малый минорныйсептаккорд |
C-Δ7, CmM7, C⑦ | C E♭ G B | Большой минорный септаккорд |
C∅, Cm7♭5, C-7♭5 | C E♭ G♭ B♭ | Полууменьшенный септаккорд |
Co7, Cdim7 | C E♭ G♭ B♭♭ | Уменьшенный септаккорд |
Тритон
Тритон, или тритоновая замена — прием, встречающийся в основном в джазовой гармонии. При этом один аккорд заменяется другим, расположенным на три тона выше или ниже, при том, что функциональное значение такого аккорда сохраняется.
Задержание в аккордах
Основы джаза включают понятие «задержание», которое пришло в джаз из классической гармонии, но в классике — это то, как формируется мелодическая линия, а в джазе — как строится аккорд. Он заключается в том, что кварта используется вместо терции аккорда, являясь как бы «задержанным», неразрешенным в терцию звуком. Итогом становится формирование нового аккорда, который имеет собственное цифро-буквенное обозначение. Примером может послужить аккорд С9sus, который можно записать и более просто — С/Gm7.
Отличия от классической гармонии
Существует множество отличительных черт джазовой гармонии для чайников, которые помогут новичкам разобраться с практикой джаза.
- Вместо трезвучий (как в классической гармонии) наиболее распространены септаккорды и нонаккорды, а вместо септаккордов — ундецимы и терцдецимы.
- Частое используются альтерации, в том числе и противоречивые альтерации в одном и том же аккорде.
- Большое количество диссонансов: тритонов, септим, нон, секунд. При этом диссонирующие интервалы не должны быть заглушены голосами. Можно расположить аккорды так, чтобы в партии левой руки пианиста звучали в преобладании септимы. Вместо ступеней тональности используются отклонения и модуляции.
- Можно играть ходы параллельными интервалами или целыми аккордами, так как в джазе довольно распространены параллельные кварты, квинты, септимы и децимы, особенно в басах. Хорошее звучание добавят параллельные секстаккорды, септаккорды и нонаккорды.
- Удваивание тонов аккордов при необходимости.
- В мелодии могут не присутствовать аккордовые звуки. Отвлеченные пассажи сделают композицию более смелой и интересной.
- В джазовой гармонии одну из важнейших ролей играет басовая партия, поэтому линия баса должна быть выразительной, мелодично-протяжной. Там можно добавлять свинг, форшлаги, различные исполнительские приемы, например стаккато, когда звуки исполняются отрывисто, или маркато. Свинг подчеркнет мелодию тем что тона сложного аккорда не берутся одновременно. Таким образом, аккорд воспринимается частично, что делает возможным услышать каждую его черту.
- Тремоло делает акцент на нужном аккорде.
- Аккорд рекомендуется дополнять тонами (секстами и квартами).
В классической гармонии музыкант концентрируется на том, чтобы передать нотный текст по традициям классической школы, не изменяя его. Однако джазовый исполнитель состоит в непрерывном творческом поиске в области гармонии. В этом и заключается кардинальное расхождение. В джазе каждое проигрывание музыкального материала в контексте гармонии имеет различия с исходным материалом, но в то же время изменяется не сама мелодия, а гармония. В этом случае не изменяется авторский посыл. Креативные замыслы и воображение музыканта обеспечивают широкий спектр альтернатив таких видоизменений.
Продолжая интересоваться джазом, хочу предложить аналогично интересующимся взглянуть на емкий обучающий ролик «Как превратить любую песню в джазовую» с канала Walk That Bass. Мне лично этот ролик очень понравился (как и весь канал). В этом уроке автор взял битловскую песню Let It Be и на ее примере рассказал, как натянуть на неё джазовое звучание. В конце ролика он философски подытоживает, что музыкальное мышление всегда исторически развивается от консонансов к диссонансам и далее еще к большим диссонансам. Очень верно, по-моему, подмечено. Напоминает структуру обертонов струны: поднимаясь выше по их порядку, с более тонкими материями приходится иметь дело. Излишняя приверженность к простым консонансам – признак еще детского музыкального мышления. Я еще в школьном возрасте возопил против излишне гладких консонансов – надоели они мне за годы на уроках классической музыки – и тогда же направился приямиком в джаз. И Битлз, любимый в школе, меня не совсем удовлетворяет сейчас по звучанию. Хочется большей текстуры в звуке. Вот у меня в репертуаре тоже есть песня Битлз в джазовой обработке (не моей!). Но пока играю по нотам, так что пока это псевдо джаз:
Ролик же урока, о котором говорю, вот:
Он на 40 минут, почти как серия фильма, а говорит автор ролика почти без остановки и играет мало. Так что работы много… Но ролик мне нравится… Так ли он нужен кому-то еще? Чтобы мне было понятнее его востребованность я решил создать игровую ситуацию с его переводом. Внизу я даю перевод первых 5 минут. Далее я буду продолжать перевод только по запросам от читателей. Правило такое: в ответ на один комментарий от читателей я перевожу одну минуту видео. Один читатель может только один раз запросить минуту перевода. При этом в запросе читатель может указать конкретную минуту перевода на протяжении всего ролика (может только это место ему осталось непонятно). Анонимные комментарии в расчет не беру – в ЖЖ можно комментировать со своих аккаунтов из других социальных сетей, таких как МойМир, фейсбук, вконтакте, это будет засчитано.
Итак, перевод:
—————————————————————————————————————————————————
Привет. В этом уроке я надеясь показать вам как превратить любую песню джазовую песню. В этом видео я собираюсь взять очень простую песню стиля поп и постепенно шаг за шагом приводить ее в джазовую форму, используя целый набор разных концепций и техник, с надеждой, что к концу этого видео вы также сможете взять любую песню и создать для неё джазовое звучание.
Я уже много рассказывал об этих концепциях в моих предыдущих видео. Поэтому, в некотором смысле, это видео станет небольшим объединением многих моих прошлых видео. Но в этот раз я покажу вам, как вы можете применить эти концепции в своей реальной практике. Кроме того, будет много новой информации, особенно что касается изменения гармонии.
Есть несколько приемов, с помощью которых вы можете делать звучание джазовым. Использование этих различных техник и концепций будет давать вам разные степени джазового звука. В этом уроке я покажу вам такие приемы:
1. Расширение аккорда;
2. Альтерация аккорда;
3. Вставка проходящих аккордов;
4. Выбор подходящих голосов аккорда;
5. Замена аккордов (изменение гармонии)
А. Стандартные замены
Б. Общие правила
6. Добавление орнаментов к мелодии – вставки, гармония, проходящие ноты, трели, импровизация, и т.п.
Каждый из этих приемов даст вам иной уровень джазового звука. Начиная от расширения аккордов, которое даст вам легкий джазовый аромат, вплоть до изменения гармонии всей аккордовой последовательности, которое даст вам по-настоящему серьёзное джазовое звучание.
Изменение гармонии (регармонизация) – это лишь придуманное обозначение для аккордовой замены, за исключением лишь того, что вы заменяете всю аккордовую последовательность, а не индивидуальные аккорды. У меня есть отдельное видео по аккордовым заменам, где я охватываю большинство часто используемых и хорошо известных аккордовых замен, поэтому я не буду пускаться в детали здесь. Вместо этого я собираюсь дать общее правило или подспудную теорию, чтобы вы понимали, почему некоторые аккордовые замены срабатывают, а другие нет. Тогда вы сможете сами создавать свои аккордовые замены вместо следования стандартным формулам, таким как тритоновые замены для доминант септ аккордов, которые не всегда работают, и я объясню почему позже.
Песня, которую я собираюсь обратить в джазовую форму – это битловская Let It Be. Причина, по которой я выбрал её, в том, что, прежде всего, это очень простая поп песня из четырех аккордов в одной тональности. Она очень мелодична, что делает ее интересной для экспериментов с изменением гармонии. Она общеизвестна, и мне нравятся Битлз.
Я собираюсь перевести в джазовый вид только первые 8 тактов этой песни, иначе это видео окажется слишком длинным. Если вы посмотрите на картинку в углу экрана (2:55), вы увидите выписанную мной аккордовую последовательность и ключевую ноту мелодии для каждого такта.
Сначала заметьте, что все аккорды – это простые трезвучия. А затем обратите внимание на ключевые ноты мелодии, этот термин я сам придумал, чтобы обозначить самую важную ноту в каждом такте. Нота, на которую фокусируется больше всего внимания. Нота, которая в гармоническом смысле наиболее согласуется с этим тактом. Это понятие будет очень и очень важным в курсе этого урока, как вы увидите.
Выбор ключевой ноты мелодии для каждого такта отчасти субъективен, но основными факторами определения, является ли нота ключевой или нет, будут:
· первая ли эта нота в такте или нет. Обычно первая нота более важна, чем следующие ноты в такте.
· Исполняется ли нота на ритмическую долю или нет. Опять же, ноты, играемые на долю, обычно более важны чем ноты вне доли.
· Более протяженные по длительности ноты обладают большей значимостью чем короткие.
· Повторяющиеся ноты обычно более важны чем ноты, которые не повторяются.
В общем, как я сказал, ключевая нота мелодии – это гармонически самая важная нота в такте, и вы строите свою гармонию вокруг этой ноты, в некотором смысле трактуя все остальные ноты как проходящие, т.е. как ноты не настолько важные для гармонии песни.
ОК. Давайте сейчас я сыграю обычную простую поп версию Let It Be с трезвучиями и посмотрим, как это звучит (4:36).
Джазовая музыка характеризуется бесконечными экспериментами и стремлением к нарушению границ. При таком количестве нюансов может быть трудно научиться создавать джазовые аккордовые прогрессии или включать их в свою музыку.
К счастью, мы составили руководство по расшифровке джазовых аккордовых прогрессий, чтобы вы могли начать писать более сложную музыку. Мы расскажем о некоторых особенностях джазовых прогрессий и приведем классические примеры, чтобы вы могли начать создавать крутую музыку на своих собственных условиях.
Что такое аккордовая прогрессия?
Прежде чем строить джазовую аккордовую прогрессию, необходимо понять, что такое аккорд и как его строить. По сути, аккорд — это набор из трех или более нот, которые принадлежат к одному ключу, или нотному семейству. Помимо ключа, аккорды определяются такими модификаторами, как мажорный, минорный, увеличенный и уменьшенный, которые говорят о том, как они создаются.
Мажорный лад имеет тенденцию к более естественному течению, давая дорогу жизнерадостным, веселым песням, обычно встречающимся в поп-музыке. Минорные ключи, с другой стороны, имеют тенденцию быть немного более загадочными или печальными.
В джазовых аккордовых прогрессиях, как правило, смешиваются и сочетаются мажорные и минорные аккорды, создавая сложную форму выражения. Этот способ описания аккордов является универсальным для музыкантов, поэтому стоит потратить время на то, чтобы понять основную теорию, лежащую в его основе.
Аккордовая прогрессия — это набор аккордов в определенном ключе, порядок которых вызывает у слушателя определенные чувства. В аккордовых прогрессиях важен контекст. Те же три аккорда, представленные в другом порядке, могут дать совершенно иной эмоциональный результат.
Аккордовые прогрессии выражаются римскими цифрами. Для обозначения дополненных и уменьшенных аккордов используются символы в паре с цифрами. Для минорного лада римская цифра строчная. В мажорных тональностях римские цифры прописные.
Что такое джазовая музыка?
Чтобы понять эклектичный фирменный знак джазового прогрессива, полезно обратиться к истокам или корням жанра. Джазовая музыка зародилась в Новом Орлеане в начале XX века.
Этот город был невероятно разнообразен, что привело к тому, что джазовые музыканты объединили звуки свинга, джаз-блюза, регтайма и оркестровых маршей для создания фирменного звучания. Этот жанр широко основан на импровизации и экспериментах с такими героями жанра, как Дюк Эллингтон и Бенни Картер.
Джазовые исполнители и певцы известны тем, что обладают заметным уровнем технического мастерства и опыта. Как говорится, чтобы нарушать правила, нужно знать правила, и многие джазовые музыканты принимают это на веру, когда речь заходит о теории музыки.
Что определяет джазовые аккордовые прогрессии?
Если вы хотите, чтобы ваши аккорды выделялись из толпы, использование джазовой аккордовой прогрессии — отличное начало. Джазовая прогрессия, как правило, более сложная, чем типичная прогрессия аккордов в поп- или рок-музыке, часто нарушает некоторые традиционные правила теории музыки, используя стеки и напряжение для создания настроения и незабываемых ощущений.
От Чарли Паркера до Луи Армстронга, джазовые стандартные прогрессии имеют некоторые общие характеристики. Вот некоторые определяющие черты, которые можно ожидать от джазовых аккордовых прогрессий.
Ритм
Есть ритм? Фразировка джазовой музыки уникальна тем, что она включает в себя синкопирование и внебитовую экспрессию как часть своего фирменного звучания. В отличие от большинства других видов музыки, в джазовой музыке не обязательно аккуратно ложиться на удары вниз.
Джазовые аккордовые прогрессии плавные и часто имеют ведущие тона между аккордами для создания интереса и более органичной композиции.
Поскольку джазовая музыка родилась из импровизации, создание такого динамического контраста является ключевым моментом. Смена ритма в джазе заставляет вас быть начеку при прослушивании этой очень динамичной формы музыки.
Динамика
Джазовая музыка была построена на живом изменении жанров и импровизации. Поэтому, играете ли вы на джазовой гитаре или наяриваете аккорды джазового блюза, вы будете выражать широкий диапазон тонов и уровней. Джазовая музыка развивается в зависимости от музыкального посыла.
7-е/9-е
Седьмые и девятые ноты обозначают положение нот в 12 ключах, исходя из начального ключа. Например, в мажорном ключе 7-я нота в шкале — B. Таким образом, аккорд CMaj7 — это C-E-G-B, добавляющий 7-ю ноту к обычному мажорному аккорду, который пишется как C-E-G.
В 7-м аккорде есть дополнительная нота, которая добавляет напряжение и интерес к хорошо знакомому аккорду. 9-е, 13-е и т.д. используют тот же принцип, продолжая добавлять дополнительные ноты к базовому аккорду. Благодаря этим дополнительным нотам базовый джазовый аккорд звучит гораздо глубже.
Модуляции
Джазовая музыка не отличается прямолинейностью. В отличие от других популярных видов музыки, джазовая музыка часто меняет клавиши или тональность в процессе, называемом модуляцией. Эта смена создает динамичную атмосферу, которой славится джазовая музыка.
Диссонанс
Диссонанс относится к напряжению в музыке. Чем ближе две ноты, тем больше диссонанс. Многие джазовые аккорды специально подчеркивают эти отношения, создавая и ослабляя напряжение ради звукового вознаграждения. Такие звуковые приемы, как доминантсептаккорды, помогают облегчить диссонанс и модуляции, характерные для этого жанра.
Техника джазовых аккордовых прогрессий
Джазовые аккордовые прогрессии уникальны по своему звучанию и эффекту. Вот некоторые ключевые приемы, которые делают джазовые аккордовые прогрессии такими волшебными, какими они являются:
Замена тритона
Тритоновая замена, когда аккорд доминанты 7 заменяется на другой, расположенный на тритона дальше, широко используется в импровизации и применяется для создания напряжения, особенно во время соло.
Вторичный доминант
Вторичный доминантсептаккорд — это создание доминантсептаккорда 7 (или аккорда 5 с добавленной 7-й), построенного на любой степени шкалы, кроме аккорда 5. Этот звуковой прием создает удовлетворительную вариацию и помогает при переходе от одного движения к другому.
Уменьшающиеся пассирующие аккорды
Между ключевыми аккордами прогрессии в джазовых стандартах часто используются уменьшающиеся пассажные аккорды. Эти аккорды помогают создать напряжение и разрядку, особенно при движении между тоникой и 4 и 5 степенями гаммы.
Муки
Хотя это довольно общее и трудноопределимое понятие, джазовые аккордовые прогрессии обычно сложнее, чем типичная комбинация аккордов. Вместо прямолинейного перехода между минорными и мажорными аккордами вы работаете с прогрессиями типа Em7 A7 Dm7 G7 Cmaj7.
В джазовой музыке это видно на примере стекинга, добавления шагающих басовых линий и дополнительных ведущих нот, чтобы перейти от одной модуляции к другой. В джазовой музыке эти дополнения являются приоритетными, поскольку в них заключен дух импровизации.
Прогрессии джазовых аккордов в современной музыке
Не все являются поклонниками классической джазовой музыки. Однако джазовые аккордовые прогрессии часто встречаются в музыке, которую мы любим сегодня:
Примеры прогрессий джазовых аккордов
Теперь, когда вы услышали джазовые аккордовые прогрессии, пришло время применить их на практике. Вот пять классических джазовых аккордовых прогрессий, которые могут быть использованы в любом ключе, чтобы оживить вашу музыку.
ii-V-I
Вариации классической прогрессии 2 5 1 являются, вероятно, самыми популярными в джазовых стандартах. Как и в любой другой аккордовой прогрессии, вы также можете добавить 7-ю долю для дополнительного интереса. В ключе C эта аккордовая прогрессия равна Dm7 — G7 — Cmaj7.
Прогрессия ii v i, или ii V I, в данном случае, охватывает многие жанры музыки, включая песню группы Maroon 5 «Sunday Morning»:
I-vi-ii-V
Эта легкая прогрессия отлично подходит для определения тональности, начинаясь и заканчиваясь знакомым мажорным аккордом I и 5 или доминантой. Возьмите пример из классики, например, «Cheek to Cheek» Фреда Астера:
IV-iv
Хотя это может показаться странным, переход от мажорной 4-й к минорной 4-й может быть самостоятельной аккордовой прогрессией. Кроме того, это довольно простая аккордовая прогрессия, которую можно запомнить, если вы испытываете трудности при изучении джазовых аккордов. Например, в тональности до мажор это означает переход от Fmaj7 к Fmin7.
Эту прогрессию можно услышать в таких песнях, как «There Will Never Be Another You» Джорджа Бенсона:
I-IV
Аккордовая прогрессия I IV может состоять всего из двух аккордов, но это не делает ее менее впечатляющей. Она встречается гораздо реже, чем очень распространенная в поп-музыке прогрессия I V, но вы все равно услышите ее в известной классике, например, в песне Джона Леннона «Imagine»:
iii-vi-ii-v
Хотя аккорд iii vi ii v часто используется для перехода от одного раздела к другому, его все же стоит упомянуть в контексте джазовых аккордов. Песни с джазовым влиянием, как правило, довольно динамичны, в них регулярно используются переключения вместо того, чтобы повторять одни и те же аккорды снова и снова.
Минорный аккорд ii v может быть заменен на аккорд ii major V в зависимости от основы вашего трека. Так как джазовая музыка регулярно колеблется между мажором и минором, вы можете экспериментировать с любым аккордом так же, как вы подходите к замене аккорда ii v.
Imaj7-II7-iim7
Эта классическая джазовая аккордовая прогрессия заслужила репутацию одной из лучших, проявляя себя в таких песнях, как «The Girl From Ipanema» и «Take the A Train»:
В одной только песне «The Girl From Ipanema» вы сможете услышать аккордовые переходы от F#dim7 к Gm7 к C7 к Am7 обратно к C7. Каждый такт может быть разным в контексте джазовой аккордовой прогрессии.
Как создать джазовую аккордовую прогрессию
Вы слышали о волшебстве джазовых аккордовых прогрессий, теперь пришло время создать свою собственную! Вот как вы можете построить свои собственные джазовые аккорды за 5 простых шагов.
1. Выберите начальную клавишу
Для того чтобы построить аккордовую прогрессию, сначала нужно выбрать ключ или семейство нот для создания аккордов. Джазовая музыка уникальна тем, что вы часто переходите из одной тональности в другую, поэтому нелишним будет наметить все другие родственные тональности для будущих модуляций.
Выберите тональность в пределах вашего вокального или инструментального диапазона, в которой вам удобно играть. Если вы сомневаетесь, выберите тональность C, чтобы избежать случайностей при исполнении сложных оборотов и вариаций в вашей музыке.
2. Выпишите аккордовую диаграмму
После того, как вы выбрали ключ, настало время написать аккордовые диаграммы. В джазовых аккордовых прогрессиях целесообразно выписывать как мажорные, так и минорные аккордовые конфигурации, поскольку вы будете регулярно переходить от одного ключа к другому, добавляя при этом уменьшенные аккорды и другие изыски. Вы также можете воспользоваться справочником по аккордовым диаграммам, если вдруг застрянете.
3. Экспериментируйте с новыми комбинациями
Теперь пришло время повеселиться! Вы можете начать с традиционных для джаза комбинаций аккордовых прогрессий, таких как vi ii v, или играть на основе джазовых стандартов, но вы также можете смешивать и сочетать их по своему вкусу. Обратите внимание, что некоторые из самых сильных звуковых связей в джазовой музыке основаны на взаимодействии между степенями шкалы i, ii, iv и v, поэтому вам обязательно следует поиграть с этими различными комбинациями.
4. Добавьте фирменную приправу
Играть джазовую музыку — значит добавлять в свои мелодии дополнительный слой вкуса. Как только вы выбрали аккордовую прогрессию, которая вам нравится, найдите способы добавить вариации, движение и дополнительные слои в контексте вашей песни.
Может быть, вы возьмете мажорный аккорд и превратите его в Cmaj7. Может быть, вы включите изменения ритма, позволяя аккорду v ударять в такт. Может быть, вы используете полууменьшенные аккорды между аккордами сигнатуры, чтобы преодолеть разрыв.
В джазе нет правил! Играйте с фразировкой, чтобы сделать вашу мелодию как можно более динамичной и разнообразной.
5. Импровизируйте, пересматривайте и повторяйте!
Вот и все! Когда у вас есть аккордовая прогрессия, настало время импровизировать и дополнять музыку в истинно джазовом стиле. Играйте на джазовой гитаре, скат или рифф на клавишах поверх вашей прогрессии. Возможности безграничны.
Джазовые аккордовые прогрессии — особенные. Они идут на риск, добавляют расцветки и нагнетают напряжение, создавая в музыке глубину и измерения, которые трудно найти в другом месте. Надеемся, что это руководство облегчит вам использование джазовых аккордов в вашей музыке.
Если вы опытный джазовый гитарист или начинающий музыкант, интересующийся игрой более сложных аккордов, джазовая музыка для вас. Получайте удовольствие, экспериментируя с джазовыми аккордовыми прогрессиями!