Как написать джентльмены удачи

Определение и разбор слова

Данное слово является одушевленным существительным, которое употребляется в значении “человек, относящийся к привилегированным слоям общества, строго следующий установленным в них правилам и нормам поведения”.

Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “джентльмен”, где после “т” и “л” не пишется гласная “е”,
  • “джентельмен”, где после “т” и “л” пишется гласная “е”.

Как правильно пишется: “джентльмен” или “джентельмен”?

Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:

джентльмен

Почему не пишем гласную “е” после буквы “т”?

Отметим, что слово “джентльмен” является транслитерацией английского слова gentleman (джентльмен).

В русском языке для проверки слова необходимо подобрать поверочное однокоренное слово, в котором сомнительная буква будет звучать отчетливо.

В данном случае подобрать проверочное слово не представляется возможным, так как “джентльмен” – это словарное слово и его правописание следует запомнить.

Примеры для закрепления

  • Этот джентльмен помог мне донести сумку.
  • Приятный джентльмен скрасил мое одиночество.
  • Знакомьтесь, этот джентльмен – мой сын!

Правильное написание слова джентльмен удачи:

джентльмен удачи

Крутая NFT игра. Играй и зарабатывай!

Правильный транслит слова: dzhentlmen udachi

Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: l;tynkmvty elfxb

Тест на правописание

Синонимы слова Джентльмен удачи

  • Корсар
  • Морской разбойник
  • Мошенник
  • Флибустьер
  • Рыцарь наживы
  • Пират

Dasha Sokolova



Ученик

(70),
на голосовании



7 лет назад

Голосование за лучший ответ

Rustem Ayupov

Мыслитель

(7804)


7 лет назад

2

DiANA))

Искусственный Интеллект

(100688)


7 лет назад

Джентельмены

Алексей Кожанов

Мудрец

(16709)


7 лет назад

Второе.

Министерство НЕ ТВОИХ ДЕЛ

Просветленный

(45688)


7 лет назад

Вы правда не знаете?? ? =(

МИГ ТАЙСОН

Просветленный

(32400)


7 лет назад

Если — Джентльмены удачи, то правильно.. .
Остальных — пиши как хочешь, им всё равно…

Камиля Топаллер

Знаток

(434)


7 лет назад

Владимир Анатольевич

Искусственный Интеллект

(289363)


7 лет назад

правильно «лИкермены»

Alexandra Berg

Гуру

(2855)


7 лет назад

Джентльмен от англ. gentleman, gentle — знатный, благородный, man — человек. Пишется «Е».

Саша Анчугин

Профи

(517)


7 лет назад

Джентльмен

Эдик Загуменнов

Гуру

(2754)


7 лет назад

джентльмены

Довольно часто люди встречаются с вопросами правописания слов иностранного происхождения. Например, как правильно пишется слово джентльмен. Ведь этимология термина берёт начало в совершенно другом государстве.

Сперва следует разобраться, кто им считается. Существуют споры о том, можно ли именовать так обычного воспитанного человека, или же звания удостоен только мужчина благородного происхождения.

Слово «джентльмен» пишется через «е» в первом слоге и опуском произносимой гласной, идущей вслед за буквой «т».

Разбор слова: происхождение, фонетический анализ

Этимология представляет собой раздел языка, который занимается изучением происхождения слов. Так, можно определить первоначальное звучание слова и вариант его произношения и правописания в русском языке.

Так как писать «джентльмен»? Термин был заимствован русским языком из французского. Он является производным слова «gentil» (жонтий), что обозначает «благородный». Т.е. им можно назвать каждого, кто имеет понятие о добросовестности и культуре.

Русский язык не предусматривает проверочного слова для такого существительного, но зато есть правило о том, как правильно написать слово джентльмен. Сперва нужно произвести краткий фонетический анализ, т.е. разобрать на буквы, слоги и звуки:

д (д),

ж (ж)

е́ (ы́)

н (н)

т (тэ)

л (л’)

ь (-)

м (м’)

е (э)

н (н).

Таким образом, можно прийти к выводу, что слово произносится как «джынтэльмен».

Как правильно писать

Следует поставить гласную «е» в первом слоге и опустить произносимую гласную, идущую вслед за буквой «т». В качестве смягчения согласных необходимо использовать мягкий знак (ь).

Как пишется слово "джентльмен"

Проверочное слово

Чтобы убедиться в том, как правильно написать слово джентльмен, можно посмотреть некоторые предложения из литературных источников: Вы считаете себя джентльменами удачи? (Р. Л. Стивенсон, Алмаз раджи (сборник)).

Как будет по-английски

Слово джентльмен на английском звучит как «gentlemen» (джэ́нтлмэн). Можно заметить, что в нём отсутствуют мягкие согласные.

При проверке нужно опираться на историю происхождения слова и фонетический разбор. Таким образом, вопрос о том, как писать джентльмен, закрыт.

Правописание этих слов надо знать:

  • «Аплодисменты»
  • «Несмортя на»
  • «До сих пор»

Правильно

Джентльмен — единственно правильное написание существительного, которое зафиксировано во всех словарях русского языка. Слово заимствовано из английского языка (gentleman — благородный мужчина), правильность написания следует запомнить.
Игорь — невероятный мужчина и настоящий джентльмен.
Джентльмены удачи — один из моих самых любимых фильмов.
Костюм я купил в магазине «Джентльмен».
Воспитать джентльмена в современном обществе очень сложно.

Неправильно

Джентельмен, джинтельмен, джентльмэн.

Читайте также:

Джентльмены удачи

Джентльмены удачи
Джентльмены удачи
ДЖЕНТЛЬМЕ́Н, -а, м.

Толковый словарь Ожегова.

1949-1992.

.

Смотреть что такое «Джентльмены удачи» в других словарях:

  • Джентльмены удачи — С английского: Gentlemen of fortune. Из романа «Остров сокровищ» (1883) английского писателя Роберта Льюса Стивенсона (1850 1894), в котором пират Джон Сильвер так именует своих собратьев по ремеслу. Выражение стало особенно популярным после… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ — ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ, СССР, Мосфильм, 1971, цв., 88 мин. Эксцентрическая комедия. Популярная писательница Виктория Токарева и известный режиссер Георгий Данелия, основываясь на традиционном сюжете о двойниках, в котором один герой подменяет другого …   Энциклопедия кино

  • Джентльмены удачи — У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи (значения). Джентльмены удачи …   Википедия

  • Джентльмены, удачи! — Эта статья или раздел содержит информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых фильмах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода фильма и появления новой информации …   Википедия

  • Джентльмены удачи — 1. Разг. Ирон. О пиратах. БМС 1998, 160. 2. Разг. Ирон. Об авантюристах, обманщиках, жуликах. 3. Разг. Шутл. Об удачливых людях. Ф 1, 163; Дядечко 2, 23. 4. Жарг. арм. Шутл. Дежурные на контрольно пропускном пункте. БСРЖ, 157. 5. Жарг. шк. Шутл.… …   Большой словарь русских поговорок

  • Джентльмены удачи (фильм — Джентльмены удачи (фильм, 1971) У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи. Джентльмены удачи Жанр …   Википедия

  • Джентльмены удачи (фильм, СССР) — Джентльмены удачи Жанр комедия Режиссёр Александр Серый Автор сценария Виктория Токарева Георгий Данелия …   Википедия

  • Джентльмены удачи (значения) — Джентльмены удачи  идиома, обозначающая пиратов. Существуют также фильмы с таким названием: Джентльмены удачи  фильм (СССР). Джентльмены удачи (фильм, 1990)  фильм (США). См. также Джентльмены, удачи!  фильм (Россия) …   Википедия

  • Джентльмены удачи (фильм) — Джентльмены удачи  идиома, обозначающая пиратов. Существуют также фильмы с таким названием: «Джентльмены удачи»  фильм (СССР, 1971). «Джентльмены удачи»  фильм (США, 1990) …   Википедия

  • Джентльмены удачи (фильм, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи. Джентльмены удачи Жанр комедия …   Википедия

«Редис­ка!», «Поче­му Вор­ку­та? — А я там сидел», «Кто ж его поса­дит, он же памят­ник!», «Yes, yes, ОБХСС» — эти и мно­гие дру­гие репли­ки из филь­ма «Джентль­ме­ны уда­чи» накреп­ко вошли в лек­си­кон жите­лей пост­со­вет­ско­го про­стран­ства. Пре­мье­ра коме­дии в кино­те­ат­ре «Рос­сия» про­шла 13 декаб­ря 1971 года — в 2021 году ей испол­ня­ет­ся пол­ве­ка. Вспо­ми­на­ем, как созда­вал­ся фильм, попут­но нахо­дя раз­ни­цу меж­ду ним и сце­на­ри­ем, вос­хи­ща­ясь спе­ц­эф­фек­та­ми из ман­ной каши и назы­вая тех, без кого бы не было «кина»: Пле­ха­но­ва, Бреж­не­ва и Геор­гия Данелию.


Всё вышло из цемента

Искус­ство не созда­ёт­ся из ниче­го — появ­ле­нию про­из­ве­де­ния пред­ше­ству­ет мно­же­ство собы­тий и обсто­я­тельств жиз­ни худож­ни­ка, каж­дое из кото­рых име­ет зна­че­ние. Прав­да, боль­шин­ство из них спу­стя вре­мя невоз­мож­но (а может, и не нуж­но) вос­ста­но­вить. Как дет­ство Шекс­пи­ра повли­я­ло на отно­ше­ния Гам­ле­та с роди­те­ля­ми? Что в дни съё­мок «Твин Пик­са» ел на зав­трак Дэвид Линч?

Все нюан­сы, из кото­рых про­изо­шли «Джентль­ме­ны уда­чи», назвать тоже не полу­чит­ся. Но кое-что есть в нашем распоряжении.

В нача­ле 50‑х годов в буду­щем извест­ный режис­сёр, а пока что сту­дент архи­тек­тур­но­го инсти­ту­та Геор­гий Дане­лия про­хо­дил прак­ти­ку на стро­и­тель­стве глав­но­го зда­ния МГУ на Воро­бьё­вых горах. В авто­био­гра­фи­че­ской кни­ге «Без­би­лет­ный пас­са­жир» он пишет:

«На шпи­ле над нами рабо­та­ли заклю­чён­ные. Двое каким‑то обра­зом умуд­ри­лись бежать и попа­ли в цемент­ный рас­твор. Потом мы исполь­зо­ва­ли это в сце­на­рии „Джентль­ме­ны удачи“».

Сюже­та о заве­ду­ю­щим дет­ским садом, кото­рый помо­га­ет искать шлем Алек­сандра Маке­дон­ско­го, попут­но пере­вос­пи­ты­вая похи­ти­те­лей, тогда ещё не было и в помине. Про­сто малень­кий эпи­зод, кото­рый запом­нил­ся, что­бы при­го­дить­ся через два­дцать лет. «Когда б вы зна­ли, из како­го сора…»

Прав­да, в доку­мен­таль­ной лен­те «Фильм про фильм. Джентль­ме­ны уда­чи» из цик­ла «Рож­де­ние леген­ды» (2005–2008) тот же Геор­гий Дане­лия рас­ска­зы­ва­ет дру­гую исто­рию про цемент:

«Мы рабо­та­ли на прак­ти­ке в одном воен­ном учре­жде­нии, каби­нет отде­лы­ва­ли одно­му из воен­ных началь­ни­ков. <…> Вот этот шланг цемент­ный забы­ли, а он же доволь­но мас­сив­ный. Там шло засе­да­ние у воен­ных, и вдруг пере­пу­та­ли, и вклю­чил­ся насос, и всех их обли­ло цемен­том, и они чуть не пре­вра­ти­лись в статуи…»

Как было на самом деле? Воз­мож­но, име­ли место оба слу­чая, а может быть, шут­ник и выдум­щик Дане­лия что-то досо­чи­нил сме­ха ради. То, что он так мог, сомне­ний не вызы­ва­ет: в дру­гой книж­ке вос­по­ми­на­ний «Тосту­е­мый пьёт до дна» Геор­гий Нико­ла­е­вич пери­о­ди­че­ски забав­ля­ет чита­те­ля, сдаб­ри­вая мему­а­ры небы­ли­ца­ми о том, как Нико­лай II вру­чил Эйзен­штей­ну орден Лени­на и тому подобное.

Так или ина­че, почти навер­ня­ка мож­но утвер­ждать, что, если б совет­ских сту­ден­тов не застав­ля­ли на прак­ти­ке месить цемент, не «заме­си­лись» бы и «Джентль­ме­ны удачи».


Сценарий для Серого

В 1956 году архи­тек­тор Геор­гий Дане­лия и инже­нер Алек­сандр Серый реши­ли сме­нить про­фес­сии и посту­пи­ли на Выс­шие режис­сёр­ские кур­сы при «Мос­филь­ме». Через 15 лет они вме­сте сде­ла­ют «Джентль­ме­нов…». Но стар­то­ва­ла карье­ра моло­дых кинош­ни­ков по-раз­но­му. В «Без­би­лет­ном пас­са­жи­ре» Дане­лия вспоминает:

«[Серый] не доучил­ся — вме­сто диплом­ной рабо­ты полу­чил срок. Он при­рев­но­вал свою неве­сту Мари­ну к одно­му чело­ве­ку, избил его, и тот попал в боль­ни­цу с серьёз­ны­ми трав­ма­ми. И Шури­ку за нане­се­ние тяж­ких телес­ных повре­жде­ний дали шесть лет.

Осво­бо­дил­ся он досроч­но, через четы­ре года. <…> И теперь ему надо было помочь — про­бить поста­нов­ку филь­ма. [Мне] и дру­гим нашим сокурс­ни­кам <…> уда­лось уго­во­рить началь­ство, и Серый снял на Одес­ской кино­сту­дии фильм „Ино­стран­ка“.

Фильм при­ня­ли пло­хо. И когда мы опять при­шли, нам ска­за­ли: “У нас и так в кино мно­го серого“».

На этом попы­ток помочь дру­гу Дане­лия не оста­вил. Титу­ло­ван­ный мастер — к кон­цу 60‑х на его сче­ту несколь­ко извест­ных работ, в том чис­ле один из глав­ных филь­мов отте­пе­ли «Я шагаю по Москве (1963), — пони­мал, что Серо­му дадут сни­мать, если у него будет дей­стви­тель­но хоро­ший сце­на­рий. Сочи­нить его решил сам, взяв в соав­то­ры Серо­го и моло­дую писа­тель­ни­цу Вик­то­рию Тока­ре­ву. В осно­ве — замы­сел, кото­рый при­шёл в голо­ву несколь­ко лет назад и лежал без дела: чело­век застав­ля­ет рабо­тать жули­ков, убеж­дая их, что они не рабо­та­ют, а воруют.

Алек­сандр Серый (сле­ва) на съё­моч­ной площадке

Нача­ли писать. Тут-то Серо­му и при­го­дил­ся тюрем­ный опыт: как устро­е­на жизнь на зоне, какие непи­сан­ные зако­ны дей­ству­ют в уго­лов­ном мире — всё это ему было извест­но не пона­слыш­ке. Но одним сво­им опы­том Алек­сандр Ива­но­вич не огра­ни­чи­вал­ся. Для того что­бы речь пре­ступ­ни­ков была прав­до­по­доб­ной, умуд­рил­ся раз­до­быть спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный сло­варь. Дочь Серо­го Оль­га в «Филь­ме про фильм» рассказывала:

«…отец при­нёс, ему в МВД дали, там такая печать была „для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния“ — сло­варь воров­ско­го жар­го­на. И боль­шая часть выра­же­ний, они дей­стви­тель­но реаль­но вполне суще­ству­ю­щие, упо­треб­ля­е­мые нор­маль­ны­ми таки­ми, реаль­ны­ми уголовниками».

Пожа­луй, кро­ме «редис­ки». Люби­мое руга­тель­ство Доцен­та и ком­па­нии пред­ло­жи­ла Вик­то­рия Тока­ре­ва. Соглас­но её интер­вью в той же доку­мен­тал­ке, взят «оскор­би­тель­ный» овощ был из арсе­на­ла руга­тельств вождя миро­во­го пролетариата:

«…это сло­во при­ду­мал Вла­ди­мир Ильич Ленин. Он назы­вал не то Троц­ко­го, не то Пле­ха­но­ва редис­кой, пото­му что он был крас­ный свер­ху и белый внут­ри. То есть свер­ху он был как бы ком­му­нист, а внут­ри он был как бы белый».


Быков-Миллиметр и погоня за Фрунзиком

Сце­на­рий писал­ся с рас­чё­том на кон­крет­ных актё­ров. В «Филь­ме про фильм» демон­стри­ру­ет­ся архив­ный доку­мент — заяв­ка с рабо­чим назва­ни­ем «Реци­ди­ви­сты», где говорится:

«…хотим создать фильм, в кото­ром будут участ­во­вать луч­шие коме­дий­ные актё­ры: Лео­нов, Нику­лин, Кра­ма­ров, Миро­нов, Ролан Быков и другие».

Фраг­мент сце­нар­ной заяв­ки. Кадр из «Фильм про фильм. Джентль­ме­ны удачи»

В этом вари­ан­те мили­ци­о­нер-Лео­нов доб­ро­воль­но садил­ся за решёт­ку, что­бы научить жули­ков — фаль­ши­во­мо­нет­чи­ка по клич­ке Мил­ли­метр (Быков), про­фес­си­о­наль­но­го аль­фон­са-мно­го­жён­ца (Юрий Нику­лин), мошен­ни­ка по клич­ке Пижон (Андрей Миро­нов) и мел­ко­го кар­ман­ни­ка Косо­го (Саве­лий Кра­ма­ров) — жить чест­но. Но, пока сце­на­ри­сты писа­ли, арти­сты стро­и­ли свои пла­ны. В резуль­та­те трое из заяв­лен­ной пятёр­ки отка­за­лись от съё­мок. При­шлось писать заново.

Мили­ци­о­нер пере­ква­ли­фи­ци­ро­вал­ся в «дет­са­дов­ца» Трош­ки­на, кото­рый из-за внеш­не­го сход­ства с реци­ди­ви­стом по клич­ке Доцент вынуж­ден зани­мать­ся «тюрем­ной» педа­го­ги­кой. Под­опеч­ных ста­ло трое: опять Косой-Кра­ма­ров, вор сред­ней руки Хмырь (Геор­гий Вицин) и Али-Баба — он же Васи­лий Али­ба­ба­е­вич, кото­ро­го сочи­ни­ли спе­ци­аль­но под Фрун­зи­ка Мкртчяна.

Кажет­ся, теперь оста­лось толь­ко дать коман­ду «мотор». Нет — опять не везёт: Мкрт­чян не может участ­во­вать из-за заня­то­сти в теат­ре. Как выкру­чи­ва­лись, рас­ска­за­но в «Без­би­лет­ном пассажире»:

«…кон­суль­тан­том у нас был пол­ков­ник МВД Голо­бо­родь­ко. Голо­бо­родь­ко при­ни­мал в филь­ме горя­чее уча­стие — ему нра­ви­лось, что он зани­ма­ет­ся кино. Каж­дый день зво­нил и спра­ши­вал: „Как дела?“ Когда он узнал, что Фрун­зик не смо­жет сни­мать­ся, то ска­зал, что попро­бу­ет утря­сти этот вопрос. На сле­ду­ю­щий день из Ере­ва­на зво­нит мне Фрун­зик в истерике:

— Гия, ска­жи мили­ции, что я не нужен! Мне ихний министр два раза зво­нил, ска­зал, что очень про­сит. Если отка­жусь — оби­дит­ся, и ГАИ меня на каж­дом шагу штра­фо­вать будет.

И мы ска­за­ли Голо­бо­родь­ко, что Фрун­зик уже не нужен. И при­гла­си­ли Ради­ка Мура­то­ва, кото­рый пре­крас­но сыг­рал Али-Бабу».

Сего­дня финаль­ный сце­на­рий «Джентль­ме­нов», как и дру­гие дра­ма­тур­ги­че­ские тек­сты Геор­гия Дане­лии, опуб­ли­ко­ван. Инте­рес­но читать его, дер­жа в голо­ве, что раз­ра­ба­ты­вал­ся он с рас­чё­том на Мкрт­чя­на. Мелан­хо­лич­ная муже­ствен­ность сце­нар­но­го Али-Бабы напо­ми­на­ет о дру­гих геро­ях Фрун­зи­ка: Джабра­и­ле из «Кав­каз­ской плен­ни­цы» (1966), плен­ном тур­ке из «Не горюй!» (1968), Руби­ке из «Мими­но» (1977). Мура­тов «сде­лал» это­го пер­со­на­жа немно­го на свой лад — эта­ким восточ­ным Рос­сом из «Дру­зей» с при­ме­сью мел­кой уголовщины.

Рад­нэр Мура­тов — фото­про­бы на роль Али-Бабы. Кадр из «Фильм про фильм. Джентль­ме­ны удачи»

Есть и дру­гие отли­чия от экран­ной вер­сии. В тек­сте у Косо­го была пес­ня про Ялту, куда он так меч­тал попасть («Авто­ма­ши­ну куп­лю с маг­ни­то­фо­ном, пошью костюм с отли­вом — и в Ялту!»):

«Ялта, где рас­тёт голу­бой виноград!
Ялта, где цыгане ноча­ми не спят!..
Ялта, там, где мы повстре­ча­лись с тобой,
Там, где море шумит о при­бреж­ный гранит,
Поёт прибой…»

Али-Бабе понра­ви­лась пес­ня, он пыта­ет­ся её повто­рить, но пло­хо запом­нил сло­ва и полу­ча­ет­ся: «Ялта, где рас­тёт голу­бой цыган». Пес­ню даже запи­са­ли, но при мон­та­же реши­ли выре­зать. Одна­ко запись оста­лась, её мож­но послу­шать в Сети.


«Солнышко» для Косого и «научные» дрожжи

Итак, есть актё­ры, есть сце­на­рий — оста­лось пере­не­сти всё на плён­ку. Но одно дело при­ду­мать, а дру­гое — вопло­тить. Как, напри­мер, быть с тем, что в нача­ле вер­блюд дол­жен плю­нуть в Кра­ма­ро­ва-Косо­го? Драз­нить вер­блю­да? Поло­жим — ну а если вер­блюд про­мах­нёт­ся? К тому же вер­блю­жья слю­на непри­ят­но­го зелё­но­го цве­та, в кад­ре она может выгля­деть неэстетично.

Вышли из поло­же­ния при помо­щи мон­та­жа и совет­ско­го шам­пу­ня «Сол­ныш­ко». Сня­ли голо­ву вер­блю­да, нало­жи­ли звук плев­ка и смон­ти­ро­ва­ли с лицом Косо­го в белой без­опас­ной пене. Магия кино!

Саве­лий Кра­ма­ров (Косой) и пена от шам­пу­ня Солнышко

Теперь сце­на побе­га из тюрь­мы: нель­зя же в самом деле поса­дить актё­ров в цистер­ну, да ещё и залить свер­ху цемен­том! Скон­стру­и­ро­ва­ли спе­ци­аль­ную ёмкость, но чем её запол­нить? Об этом в «Филь­ме про фильм» рас­ска­зы­ва­ет дирек­тор кар­ти­ны Алла Демидова:

«В нача­ле хоте­ли ман­ную кашу сва­рить. Ста­ли варить ман­ную кашу, и выяс­ни­лось, что когда ман­ная каша в боль­шом объ­ё­ме, то она в сере­дине такая горя­чая, она не осты­ва­ет. То есть в горя­чую, когда она жид­кая, как цемент, поса­дить актё­ров нель­зя — в сере­дине кипя­ток. Но когда она осты­ва­ет, она ста­но­вит­ся кашей, а не цемен­том. Тогда обра­ти­лись в инсти­тут пита­ния. Потом к хими­кам, к учё­ным. Все вме­сте ста­ли думать, что­бы такое изобрести».

Ситу­а­ция уни­каль­ная: луч­шие умы, отло­жив дела, пыта­ют­ся при­ду­мать жижу, в кото­рой мож­но будет иску­пать люби­мых арти­стов. В кон­це кон­цов роди­лась смесь на осно­ве дрож­же­во­го сус­ла, кото­рая в кад­ре смот­ре­лась как самый насто­я­щий цемент.

Джентль­ме­ны и дрож­же­вое сусло

Но спе­ц­эф­фек­ты — дело тех­ни­ки. Насто­я­щая беда, кото­рая постиг­ла съё­моч­ную груп­пу, — болезнь режис­сё­ра Алек­сандра Серо­го. В ходе рабо­ты над филь­мом ему поста­ви­ли смер­тель­ный диа­гноз — рак кро­ви. Серый впал в депрес­сию, что, конеч­но, не сопут­ство­ва­ло съём­кам коме­дии. Из-за его ухуд­шив­ше­го­ся само­чув­ствия и необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить вре­мя в боль­ни­це часть режис­сёр­ской рабо­ты на себя взял Дане­лия, кото­рый уже был сце­на­ри­стом и худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем кар­ти­ны. В ито­ге мно­гие дума­ют, что «Джентль­ме­ны уда­чи» — это цели­ком кар­ти­на Дане­лии. Но Геор­гий Нико­ла­е­вич в «Без­би­лет­ном пас­са­жи­ре» по-джентль­мен­ски указывает:

«На „Джентль­ме­нах уда­чи“ я был худру­ком — это было обя­за­тель­ное усло­вие началь­ства. Но режис­сё­ром филь­ма „Джентль­ме­ны уда­чи“ был Алек­сандр Ива­но­вич Серый. И толь­ко он».

После «Джентль­ме­нов» Серый поста­вил ещё два филь­ма: «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Бере­ги­те муж­чин!» (1982). Но болезнь про­грес­си­ро­ва­ла, и Алек­сандр Ива­но­вич решил не ждать мучи­тель­ной раз­вяз­ки: в 1987 году он покон­чил с собой.

Алек­сандр Серый

Смех Брежнева и гэги низкого сорта

Фильм снят, смон­ти­ро­ван и сдан в Гос­ки­но. Ско­ро пре­мье­ра? Не тут-то было. Началь­ство сму­ща­ет оби­лие ненор­ма­тив­ной лек­си­ки, да и сам факт — коме­дия о пре­ступ­ни­ках. Поче­му бы не сде­лать для зри­те­лей что-нибудь мир­ное вро­де «Сва­дьбы в Мали­нов­ке» (1967)?

Даль­ней­шие собы­тия, соглас­но «Филь­му о филь­ме», счи­та­ют­ся леген­дар­ны­ми — воз­мож­но, ниче­го подоб­но­го на самом деле и не было. Но кто зна­ет — может, и было:

«Как гла­сит леген­да, фильм спас гла­ва МВД Нико­лай Щёло­ков. В пред­две­рии Дня мили­ции ему пока­за­ли „Джентль­ме­нов уда­чи“, и он так хохо­тал, что на раз заглу­шал репли­ки, доно­ся­щи­е­ся с экра­на. Как гово­рит ещё одна леген­да, Бреж­нев тоже видел фильм до пре­мье­ры и сме­ял­ся не мень­ше Щёло­ко­ва. А по пово­ду жар­гон­ных сло­ве­чек ска­зал: „Да поло­ви­ну этих слов у нас каж­дый улич­ный маль­чиш­ка знает“».

Так или ина­че, в кон­це 1971 года фильм выхо­дит на экра­ны и име­ет оше­ло­ми­тель­ный успех. Но, как это часто быва­ет, у зри­те­лей, а не у кри­ти­ков. В рецен­зии для жур­на­ла «Искус­ство кино» (№ 6, 1972) Миха­ил Блей­ман не остав­ля­ет от коме­дии кам­ня на камне, кри­ти­куя за отсут­ствие глу­би­ны, нере­а­ли­стич­ность и пло­хой вкус:

«…я знаю, что гэги могут быть и дур­ны­ми, вуль­гар­ны­ми и ост­ро­ум­ны­ми. Знаю я и то, что в искус­стве „коме­дии-буфф“, — не толь­ко в аме­ри­кан­ской „коми­че­ской“, а и осмыс­лен­ные по-дру­го­му в сред­не­ве­ко­вом теат­ре — они необ­хо­ди­мы и закон­ны. И я не соби­ра­юсь опро­вер­гать пра­во режис­сё­ра поста­вить фильм, исполь­зуя экс­цен­три­че­ские неле­по­сти, под­чёр­ки­вая неправ­до­по­доб­но смеш­ные ситу­а­ции, коми­че­ское пове­де­ние и даже смеш­ную внеш­ность актё­ров. Обид­но дру­гое, что весь фильм идёт на уровне гэгов это­го сор­та, хотя сце­на­рий давал неко­то­рые воз­мож­но­сти и для дру­гих реше­ний, более инте­рес­ных и остроумных».

Фото из рецен­зии «Уда­ча ли это?» из жур­на­ла «Искус­ство кино». 1972 год

Блей­ман пыта­ет­ся быть объ­ек­тив­ным, но всё-таки оста­ёт­ся ощу­ще­ние, что ему про­сто нра­вят­ся коме­дии ино­го пла­на и вооб­ще ина­че устро­ен­ные филь­мы. Поэто­му он счи­та­ет важ­ным в каче­стве сани­та­ра от искус­ства пожу­рить авто­ров за лег­ко­мыс­лие. «Воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что режис­сёр ста­вил перед собой един­ствен­ную зада­чу — сме­шить зри­те­лей», — сер­дит­ся кри­тик, види­мо, нахо­дя подоб­ный под­ход чем-то амо­раль­ным. Тем не менее в «Без­би­лет­ном пас­са­жи­ре» Дане­лия даёт понять, что так оно во мно­гом и было:

«Мы писа­ли коме­дию. И я впер­вые дал себе волю — встав­лял в сце­на­рий про­ве­рен­ные репри­зы — те, что все­гда вызы­ва­ют смех: двой­ни­ки, пере­оде­ва­ние муж­чин в жен­ское пла­тье и т. д. И потом сце­на­рий „Джентль­ме­нов уда­чи“ рас­хо­дил­ся как бестселлер».

Вто­рой план, отсут­ствие кото­ро­го тяго­тит Блей­ма­на, нахо­дит­ся за рам­ка­ми филь­ма — в исто­рии его созда­ния. В непро­стой судь­бе Алек­сандра Серо­го, в жела­нии Геор­гия Дане­лии помочь дру­гу, в том, что­бы напе­ре­кор, быть может, даже соб­ствен­ным вку­сам, создать кас­со­вый шля­гер, кото­рый не вой­дёт в пан­те­он «высо­ко­го» искус­ства, но помо­жет в труд­ную мину­ту — не толь­ко Серо­му, но и зри­те­лю, кото­ро­му под­час, что­бы не сва­лить­ся от жиз­нен­ных тягот, тре­бу­ют­ся коме­дии-буфф без пси­хо­ло­гиз­ма и вто­рых-тре­тьих планов.

Конеч­но, в 1972 году кри­тик не мог знать все подроб­но­сти появ­ле­ния «Джентль­ме­нов уда­чи». Но если бы знал, то рецен­зия навер­ня­ка была бы мяг­че. И он не нра­во­учал бы тяже­ло боль­но­го Серо­го в духе паро­дий­но­го героя Вла­ди­ми­ра Басо­ва из «Я шагаю по Москве», кото­рый повсю­ду искал суть, прав­ду харак­те­ров и тре­бо­вал глу­бо­ко про­ни­кать в жизнь. Сравните:

«…коме­дий­ная режис­су­ра состо­ит не в стрем­ле­нии вызвать смех во что бы то ни ста­ло, не толь­ко в выдум­ке и поста­нов­ке гэгов; ей нуж­но вгля­ды­вать­ся в жизнь, в пси­хо­ло­гию человека».


Сублимация и простое счастье

Тут мы стал­ки­ва­ем­ся с пара­док­сом: если цели созда­ния «Джентль­ме­нов…» были ути­ли­тар­ны­ми, то поче­му он попу­ля­рен до сих пор? Филь­мов, сня­тых «на потре­бу», мно­го, неред­ко мы смот­рим их с удо­воль­стви­ем, но толь­ко один раз. И уж, конеч­но, не через 50 лет после пер­во­го показа.

А что, если эта попу­ляр­ность мни­ма и вызва­на лишь носталь­ги­ей стар­ше­го поко­ле­ния зри­те­лей? Одна­ко загля­нем на самые извест­ные ресур­сы о кино. В топ-250 сай­та Кино­по­иск «Джентль­ме­ны уда­чи» на 21‑м месте с рей­тин­гом 8,6 (по дан­ным на 7 декаб­ря 2021 года). Выше из оте­че­ствен­ных филь­мов толь­ко «Иван Васи­лье­вич меня­ет про­фес­сию». Конеч­но, рей­тинг Кино­по­ис­ка — не самый авто­ри­тет­ный источ­ник, но то, что сего­дняш­няя ауди­то­рия ценит «Джентль­ме­нов…» Алек­сандра Серо­го даже боль­ше, чем «Джентль­ме­нов» Гая Ричи (30‑е место в рей­тин­ге) или «Гар­ри Пот­те­ра и узни­ка Азка­ба­на» (49‑е место), о чём-то да говорит.

Фото со съёмок

Посмот­рим, как дела на IMDb. Рей­тинг — 8,4. В рецен­зи­ях зару­беж­ные зри­те­ли срав­ни­ва­ют фильм с сери­а­лом «Сайн­фелд» и хва­лят за абсурд­ный юмор. И прав­да: заве­ду­ю­щий дет­ским садом учит уго­лов­ни­ков делать доб­рые дела, назы­вая их редис­ка­ми и попут­но разыс­ки­вая золо­той шлем — что это, если не коме­дия абсур­да? Плюс насто­я­щий учеб­ник клас­си­че­ских коме­дий­ных при­ё­мов. А то, что нет пси­хо­ло­гиз­ма и глу­би­ны, ну так не ищут же их, напри­мер, в «Лета­ю­щим цир­ке Мон­ти Пай­то­на». Про­из­ве­де­ние сто­ит судить по тем зако­нам, по кото­рым оно сделано.

Но дело не толь­ко в абсур­де: в кон­це кон­цов, мастер­ски сде­лан­ных коме­дий тоже хва­та­ет. Поче­му так выстре­ли­ли имен­но «Джентль­ме­ны»? Объ­яс­не­ние в духе пси­хо­ана­ли­ти­че­ско­го уче­ния Фрей­да пред­ла­га­ет Вик­то­рия Тока­ре­ва в доку­мен­таль­ном филь­ме «Тай­ны кино: Геор­гий Дане­лия» (2019):

«Дане­лия, конеч­но, влю­бил­ся. В этом при­чи­на живу­че­сти это­го филь­ма. Пото­му что там, внут­ри него, сто­ит моло­дость и пред­чув­ствие любви».

В пери­од рабо­ты над сце­на­ри­ем у 26-лет­ней Тока­ре­вой и 36-лет­не­го Дане­лии воз­ник­ла вза­им­ная сим­па­тия. Оба состо­я­ли в бра­ке и не мог­ли оку­нуть­ся в чув­ства с голо­вой, поэто­му, как насто­я­щие худож­ни­ки, суб­ли­ми­ро­ва­ли, напра­вив энер­гию в твор­че­ство. В «Без­би­лет­ном пас­са­жи­ре» Геор­гий Нико­ла­е­вич об этом пря­мо не пишет, но намекает:

«…[редак­тор] при­ве­ла ко мне моло­дую и хоро­шень­кую писа­тель­ни­цу Вик­то­рию Тока­ре­ву. <…> Я, выпенд­ри­ва­ясь перед Тока­ре­вой, очень ста­рал­ся при­ду­мы­вать смешное».

Вик­то­рия Тока­ре­ва и Геор­гий Данелия

Вот он — пси­хо­ло­гизм. Ведь полу­ча­ет­ся, что «Джентль­ме­ны уда­чи» — худо­же­ствен­но зача­тый плод люб­ви, и под пло­тью из неле­пиц и гэгов у него бьёт­ся насто­я­щее живое серд­це. Дане­лия, хоть и не был режис­сё­ром лен­ты, отно­сил­ся к ней как к род­ной — по-оте­че­ски. Даже вер­нул­ся в одной из позд­них работ к одно­му из «джентль­ме­нов», что­бы завер­шить его сюжет­ную линию. Дане­лия в «Тосту­е­мый пьёт до дна» пишет:

«В 1991‑м, когда я сни­мал фильм „Настя“, Саве­лий [Кра­ма­ров] мне позво­нил и ска­зал, что он в Москве.

— Вот и хоро­шо <…> Зав­тра я тебя сниму.

— А кого я буду играть?

— Пока не знаю.

И мы с Сашей Адаб­а­шья­ном в тот же день при­ду­ма­ли ему роль бан­ди­та, кото­рый гра­бит квар­ти­ру, а потом как меце­нат появ­ля­ет­ся на пре­зен­та­ции на стан­ции метро».

Помни­те, как в «Джентль­ме­нах…» Косой меч­тал: «Вот отси­жу срок и всё — завя­жу. На рабо­ту устро­юсь…»? Не вышло: в «Насте» он всё ещё вор. Прав­да, в духе лихих 90‑х, Косой, натас­кав чужих вещей из откры­тых окон, в ито­ге ока­зы­ва­ет­ся респек­та­бель­ным богачом.

Неод­но­знач­ный финал для героя. Зато — отра­да арти­сту, кото­рый воз­вра­щал­ся в Рос­сию, думая, что нико­му там не нужен. Однако:

«Появ­ле­ние Кра­ма­ро­ва вызва­ло бурю апло­дис­мен­тов. Люди кину­лись к нему, ста­ли обни­мать, бла­го­да­рить за радость, кото­рую он доста­вил им! У Саве­лия на гла­за навер­ну­лись сле­зы, и он сказал:

— Я думал, меня дав­но забыли.

А потом <…> он ска­зал мне:

— Геор­гий Нико­ла­е­вич, навер­ное, это и есть счастье…»

Саве­лий Кра­ма­ров в филь­ме «Настя»

Про­стое чело­ве­че­ское сча­стье — вот чем «Джентль­ме­ны уда­чи» в той или иной мере ста­ли как для созда­те­лей, так и для зри­те­лей. Такое сча­стье, навер­ное, глу­по­ва­то, но зага­доч­но и пре­крас­но, как заве­ду­ю­щий дет­са­дом, пре­сле­ду­ю­щий в завер­ша­ю­щей сцене сво­их новых взрос­лых «детей», судя по все­му, решив нико­гда боль­ше с ними не расставаться.

Так что навер­ня­ка мно­гие чита­те­ли согла­сят­ся с Геор­ги­ем Дане­ли­ей. В «Без­би­лет­ном пас­са­жи­ре» он закан­чи­ва­ет рас­сказ о филь­ме словами:

«…смот­рю его каж­дый раз с удовольствием».


Читай­те так­же «Детям о сатане и комикс-гон­ки на „Моск­ви­чах“: 10 ред­ких филь­мов Иго­ря Мас­лен­ни­ко­ва»

Поделиться

«Джентльмены удачи» появились на экране в декабре 1971 года, завоевав сердца советских зрителей. Комедийный фильм продолжает радовать нас по сей день, однако актеры, воплотившие любимых героев в ленте, остались только лишь в воспоминаниях.

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Первым, в возрасте 67 лет, ушел из жизни Евгений Леонов, сыгравший Доцента и Трошкина. Он умер 29 января 1994 года, когда собирался на спектакль «Поминальная молитва». В этот день он плохо себя чувствовал, но не хотел подводить коллег и зрителей. Великий актер упал в коридоре собственного дома, а его супруга, Ванда Владимировна, сразу же вызвала скорую. Медики приехали всего через 5 минут, но к тому моменту Евгений Павлович уже скончался. Как выяснилось позднее, у него оторвался тромб.

Евгений Леонов в фильме «Джентльмены удачи»

Евгений Леонов в фильме «Джентльмены удачи» 

Зрителям в театре объявили о смерти Леонова и предложили сдать билеты в кассу, но ни один человек этого не сделал. Наоборот, люди сходили в церковь и купили свечи, с которыми несколько часов простояли на морозе в память о кумире.

Похоронен актер на Новодевичьем кладбище в Москве. Могила Леонова очень скромная: она огорожена простой плитой, на которой высечено изображение театрального занавеса, а на гранитном памятнике имеются факсимильная подпись актера и годы жизни.

Вторым, в возрасте 60 лет, скончался Савелий Крамаров — всего через год после Евгения Павловича. Всю свою жизнь он следил за здоровьем, занимался спортом и не имел вредных привычек. Крамаров боялся онкологических заболеваний, и именно тут судьба сыграла с ним злую шутку. В начале 1995 года он обратился к врачу, поскольку чувствовал сильную боль в животе. У актера обнаружили рак прямой кишки, а после операции начался эндокардит, затем тромбоз и инсульт. Спасти Савелия Викторовича врачам не удалось.

Савелий Краморов в фильме «Джентльмены удачи»

Савелий Краморов в фильме «Джентльмены удачи» 

Его жизнь оборвалась в тот момент, когда актер добился всего, о чем мечтал: купил дом в Санта-Монике, на берегу Тихого океана, снимался в кино, обрел любовь и стал счастливым отцом. Крамарова похоронили на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» в Сан-Франциско, США.

В 1997 году на его могиле установили надгробие в виде гримерного стола, на котором лежат различные маски, зеркало и книги. Данная композиция отражает умение актера вживаться в различные роли и меняться на сцене.

Георгий Вицин в фильме «Джентльмены удачи»

Георгий Вицин в фильме «Джентльмены удачи» 

Последним из легендарной троицы умер Георгий Вицин. Он ушел из жизни в 2001 году в возрасте 84 лет. Несмотря на то, что актер тщательно следил за здоровьем, у него имелись проблемы с легкими, сердцем, почками и печенью. Незадолго до смерти Вицин согласился принять участие в концерте. Он попросил выступить первым, поскольку плохо себя чувствовал. После выступления его пришлось госпитализировать в столичную больницу, где он и скончался.

Георгий Михайлович похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Скромный памятник на могиле актера поставили только спустя три года. По словам дочери Вицина, Натальи, что именно такое надгробие, отражающее характер артиста, одобрил бы ее отец.

Источник: kleo.ru

Источник фото: кадр из фильма

автор

Русский[править]

Тип и синтаксические свойства сочетания[править]

джентльме́н у·да́чи

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Произношение[править]

  • МФА: [d͡ʐʐɨntlʲˈmʲen ʊˈdat͡ɕɪ]

Семантические свойства[править]

Джентльмен удачи [1]

Значение[править]

  1. истор., фам. пират, разбойник ◆ «Я ваш капитан, потому что я на целую морскую милю умнее вас всех. Вы не хотите драться со мной, как подобает джентльменам удачи; тогда, клянусь громом, вы должны меня слушаться!» ❬…❭? Но тут вмешался желтоглазый верзила. «Довольно болтать, Джон Сильвер», сказал он. «Команда, собравшись на сходку, как велит обычай джентльменов удачи, вынесла решение послать тебе чёрную метку; переверни её, как велит наш обычай, и прочти, что на ней написано.» Р. Л. Стивенсон, «Остров сокровищ» / перевод Н. Чуковского, 1935 г.
  2. разг., шутл. жулик, мошенник ◆ .. пара замызганных гопников .. Беспрекословно,? промаршировав преувеличенно «деревянным» шагом к ближайшим дверям, парочка несостоявшихся «джентльменов удачи» тупо пялится на известную трафаретную надпись на стекле. А. Г. Набат, «Параллельные дневники Виталика Туманова», ? г.

Синонимы[править]

  1. пират, разбойник
  2. жулик, мошенник

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Этимология[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: gentleman of fortune

Библиография[править]

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать джеки чану письмо
  • Как написать джеки чану напрямую
  • Как написать джеки на английском
  • Как написать джейлбрейк на английском
  • Как написать джарвиса на питоне