Определение и разбор слова
Данное слово является одушевленным существительным, которое употребляется в значении “человек, относящийся к привилегированным слоям общества, строго следующий установленным в них правилам и нормам поведения”.
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “джентльмен”, где после “т” и “л” не пишется гласная “е”,
- “джентельмен”, где после “т” и “л” пишется гласная “е”.
Как правильно пишется: “джентльмен” или “джентельмен”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
джентльмен
Почему не пишем гласную “е” после буквы “т”?
Отметим, что слово “джентльмен” является транслитерацией английского слова gentleman (джентльмен).
В русском языке для проверки слова необходимо подобрать поверочное однокоренное слово, в котором сомнительная буква будет звучать отчетливо.
В данном случае подобрать проверочное слово не представляется возможным, так как “джентльмен” – это словарное слово и его правописание следует запомнить.
Примеры для закрепления
- Этот джентльмен помог мне донести сумку.
- Приятный джентльмен скрасил мое одиночество.
- Знакомьтесь, этот джентльмен – мой сын!
Правильное написание слова джентльмен удачи:
джентльмен удачи
Крутая NFT игра. Играй и зарабатывай!
Правильный транслит слова: dzhentlmen udachi
Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: l;tynkmvty elfxb
Тест на правописание
Синонимы слова Джентльмен удачи
- Корсар
- Морской разбойник
- Мошенник
- Флибустьер
- Рыцарь наживы
- Пират
Dasha Sokolova
Ученик
(70),
на голосовании
7 лет назад
Голосование за лучший ответ
Rustem Ayupov
Мыслитель
(7804)
7 лет назад
2
DiANA))
Искусственный Интеллект
(100688)
7 лет назад
Джентельмены
Алексей Кожанов
Мудрец
(16709)
7 лет назад
Второе.
Министерство НЕ ТВОИХ ДЕЛ
Просветленный
(45688)
7 лет назад
Вы правда не знаете?? ? =(
МИГ ТАЙСОН
Просветленный
(32400)
7 лет назад
Если — Джентльмены удачи, то правильно.. .
Остальных — пиши как хочешь, им всё равно…
Камиля Топаллер
Знаток
(434)
7 лет назад
Владимир Анатольевич
Искусственный Интеллект
(289363)
7 лет назад
правильно «лИкермены»
Alexandra Berg
Гуру
(2855)
7 лет назад
Джентльмен от англ. gentleman, gentle — знатный, благородный, man — человек. Пишется «Е».
Саша Анчугин
Профи
(517)
7 лет назад
Джентльмен
Эдик Загуменнов
Гуру
(2754)
7 лет назад
джентльмены
Довольно часто люди встречаются с вопросами правописания слов иностранного происхождения. Например, как правильно пишется слово джентльмен. Ведь этимология термина берёт начало в совершенно другом государстве.
Сперва следует разобраться, кто им считается. Существуют споры о том, можно ли именовать так обычного воспитанного человека, или же звания удостоен только мужчина благородного происхождения.
Слово «джентльмен» пишется через «е» в первом слоге и опуском произносимой гласной, идущей вслед за буквой «т».
Разбор слова: происхождение, фонетический анализ
Этимология представляет собой раздел языка, который занимается изучением происхождения слов. Так, можно определить первоначальное звучание слова и вариант его произношения и правописания в русском языке.
Так как писать «джентльмен»? Термин был заимствован русским языком из французского. Он является производным слова «gentil» (жонтий), что обозначает «благородный». Т.е. им можно назвать каждого, кто имеет понятие о добросовестности и культуре.
Русский язык не предусматривает проверочного слова для такого существительного, но зато есть правило о том, как правильно написать слово джентльмен. Сперва нужно произвести краткий фонетический анализ, т.е. разобрать на буквы, слоги и звуки:
д (д),
ж (ж)
е́ (ы́)
н (н)
т (тэ)
л (л’)
ь (-)
м (м’)
е (э)
н (н).
Таким образом, можно прийти к выводу, что слово произносится как «джынтэльмен».
Как правильно писать
Следует поставить гласную «е» в первом слоге и опустить произносимую гласную, идущую вслед за буквой «т». В качестве смягчения согласных необходимо использовать мягкий знак (ь).
Проверочное слово
Чтобы убедиться в том, как правильно написать слово джентльмен, можно посмотреть некоторые предложения из литературных источников: Вы считаете себя джентльменами удачи? (Р. Л. Стивенсон, Алмаз раджи (сборник)).
Как будет по-английски
Слово джентльмен на английском звучит как «gentlemen» (джэ́нтлмэн). Можно заметить, что в нём отсутствуют мягкие согласные.
При проверке нужно опираться на историю происхождения слова и фонетический разбор. Таким образом, вопрос о том, как писать джентльмен, закрыт.
Правописание этих слов надо знать:
- «Аплодисменты»
- «Несмортя на»
- «До сих пор»
Правильно
Джентльмен — единственно правильное написание существительного, которое зафиксировано во всех словарях русского языка. Слово заимствовано из английского языка (gentleman — благородный мужчина), правильность написания следует запомнить.
Игорь — невероятный мужчина и настоящий джентльмен.
Джентльмены удачи — один из моих самых любимых фильмов.
Костюм я купил в магазине «Джентльмен».
Воспитать джентльмена в современном обществе очень сложно.
Неправильно
Джентельмен, джинтельмен, джентльмэн.
Читайте также:
Джентльмены удачи
- Джентльмены удачи
-
- Джентльмены удачи
- ДЖЕНТЛЬМЕ́Н, -а, м.
Толковый словарь Ожегова.
1949-1992.
.
Смотреть что такое «Джентльмены удачи» в других словарях:
-
Джентльмены удачи — С английского: Gentlemen of fortune. Из романа «Остров сокровищ» (1883) английского писателя Роберта Льюса Стивенсона (1850 1894), в котором пират Джон Сильвер так именует своих собратьев по ремеслу. Выражение стало особенно популярным после… … Словарь крылатых слов и выражений
-
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ — ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ, СССР, Мосфильм, 1971, цв., 88 мин. Эксцентрическая комедия. Популярная писательница Виктория Токарева и известный режиссер Георгий Данелия, основываясь на традиционном сюжете о двойниках, в котором один герой подменяет другого … Энциклопедия кино
-
Джентльмены удачи — У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи (значения). Джентльмены удачи … Википедия
-
Джентльмены, удачи! — Эта статья или раздел содержит информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых фильмах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода фильма и появления новой информации … Википедия
-
Джентльмены удачи — 1. Разг. Ирон. О пиратах. БМС 1998, 160. 2. Разг. Ирон. Об авантюристах, обманщиках, жуликах. 3. Разг. Шутл. Об удачливых людях. Ф 1, 163; Дядечко 2, 23. 4. Жарг. арм. Шутл. Дежурные на контрольно пропускном пункте. БСРЖ, 157. 5. Жарг. шк. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок
-
Джентльмены удачи (фильм — Джентльмены удачи (фильм, 1971) У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи. Джентльмены удачи Жанр … Википедия
-
Джентльмены удачи (фильм, СССР) — Джентльмены удачи Жанр комедия Режиссёр Александр Серый Автор сценария Виктория Токарева Георгий Данелия … Википедия
-
Джентльмены удачи (значения) — Джентльмены удачи идиома, обозначающая пиратов. Существуют также фильмы с таким названием: Джентльмены удачи фильм (СССР). Джентльмены удачи (фильм, 1990) фильм (США). См. также Джентльмены, удачи! фильм (Россия) … Википедия
-
Джентльмены удачи (фильм) — Джентльмены удачи идиома, обозначающая пиратов. Существуют также фильмы с таким названием: «Джентльмены удачи» фильм (СССР, 1971). «Джентльмены удачи» фильм (США, 1990) … Википедия
-
Джентльмены удачи (фильм, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи. Джентльмены удачи Жанр комедия … Википедия
«Редиска!», «Почему Воркута? — А я там сидел», «Кто ж его посадит, он же памятник!», «Yes, yes, ОБХСС» — эти и многие другие реплики из фильма «Джентльмены удачи» накрепко вошли в лексикон жителей постсоветского пространства. Премьера комедии в кинотеатре «Россия» прошла 13 декабря 1971 года — в 2021 году ей исполняется полвека. Вспоминаем, как создавался фильм, попутно находя разницу между ним и сценарием, восхищаясь спецэффектами из манной каши и называя тех, без кого бы не было «кина»: Плеханова, Брежнева и Георгия Данелию.
Всё вышло из цемента
Искусство не создаётся из ничего — появлению произведения предшествует множество событий и обстоятельств жизни художника, каждое из которых имеет значение. Правда, большинство из них спустя время невозможно (а может, и не нужно) восстановить. Как детство Шекспира повлияло на отношения Гамлета с родителями? Что в дни съёмок «Твин Пикса» ел на завтрак Дэвид Линч?
Все нюансы, из которых произошли «Джентльмены удачи», назвать тоже не получится. Но кое-что есть в нашем распоряжении.
В начале 50‑х годов в будущем известный режиссёр, а пока что студент архитектурного института Георгий Данелия проходил практику на строительстве главного здания МГУ на Воробьёвых горах. В автобиографической книге «Безбилетный пассажир» он пишет:
«На шпиле над нами работали заключённые. Двое каким‑то образом умудрились бежать и попали в цементный раствор. Потом мы использовали это в сценарии „Джентльмены удачи“».
Сюжета о заведующим детским садом, который помогает искать шлем Александра Македонского, попутно перевоспитывая похитителей, тогда ещё не было и в помине. Просто маленький эпизод, который запомнился, чтобы пригодиться через двадцать лет. «Когда б вы знали, из какого сора…»
Правда, в документальной ленте «Фильм про фильм. Джентльмены удачи» из цикла «Рождение легенды» (2005–2008) тот же Георгий Данелия рассказывает другую историю про цемент:
«Мы работали на практике в одном военном учреждении, кабинет отделывали одному из военных начальников. <…> Вот этот шланг цементный забыли, а он же довольно массивный. Там шло заседание у военных, и вдруг перепутали, и включился насос, и всех их облило цементом, и они чуть не превратились в статуи…»
Как было на самом деле? Возможно, имели место оба случая, а может быть, шутник и выдумщик Данелия что-то досочинил смеха ради. То, что он так мог, сомнений не вызывает: в другой книжке воспоминаний «Тостуемый пьёт до дна» Георгий Николаевич периодически забавляет читателя, сдабривая мемуары небылицами о том, как Николай II вручил Эйзенштейну орден Ленина и тому подобное.
Так или иначе, почти наверняка можно утверждать, что, если б советских студентов не заставляли на практике месить цемент, не «замесились» бы и «Джентльмены удачи».
Сценарий для Серого
В 1956 году архитектор Георгий Данелия и инженер Александр Серый решили сменить профессии и поступили на Высшие режиссёрские курсы при «Мосфильме». Через 15 лет они вместе сделают «Джентльменов…». Но стартовала карьера молодых киношников по-разному. В «Безбилетном пассажире» Данелия вспоминает:
«[Серый] не доучился — вместо дипломной работы получил срок. Он приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. И Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет.
Освободился он досрочно, через четыре года. <…> И теперь ему надо было помочь — пробить постановку фильма. [Мне] и другим нашим сокурсникам <…> удалось уговорить начальство, и Серый снял на Одесской киностудии фильм „Иностранка“.
Фильм приняли плохо. И когда мы опять пришли, нам сказали: “У нас и так в кино много серого“».
На этом попыток помочь другу Данелия не оставил. Титулованный мастер — к концу 60‑х на его счету несколько известных работ, в том числе один из главных фильмов оттепели «Я шагаю по Москве (1963), — понимал, что Серому дадут снимать, если у него будет действительно хороший сценарий. Сочинить его решил сам, взяв в соавторы Серого и молодую писательницу Викторию Токареву. В основе — замысел, который пришёл в голову несколько лет назад и лежал без дела: человек заставляет работать жуликов, убеждая их, что они не работают, а воруют.
Начали писать. Тут-то Серому и пригодился тюремный опыт: как устроена жизнь на зоне, какие неписанные законы действуют в уголовном мире — всё это ему было известно не понаслышке. Но одним своим опытом Александр Иванович не ограничивался. Для того чтобы речь преступников была правдоподобной, умудрился раздобыть специализированный словарь. Дочь Серого Ольга в «Фильме про фильм» рассказывала:
«…отец принёс, ему в МВД дали, там такая печать была „для служебного пользования“ — словарь воровского жаргона. И большая часть выражений, они действительно реально вполне существующие, употребляемые нормальными такими, реальными уголовниками».
Пожалуй, кроме «редиски». Любимое ругательство Доцента и компании предложила Виктория Токарева. Согласно её интервью в той же документалке, взят «оскорбительный» овощ был из арсенала ругательств вождя мирового пролетариата:
«…это слово придумал Владимир Ильич Ленин. Он называл не то Троцкого, не то Плеханова редиской, потому что он был красный сверху и белый внутри. То есть сверху он был как бы коммунист, а внутри он был как бы белый».
Быков-Миллиметр и погоня за Фрунзиком
Сценарий писался с расчётом на конкретных актёров. В «Фильме про фильм» демонстрируется архивный документ — заявка с рабочим названием «Рецидивисты», где говорится:
«…хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актёры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и другие».
В этом варианте милиционер-Леонов добровольно садился за решётку, чтобы научить жуликов — фальшивомонетчика по кличке Миллиметр (Быков), профессионального альфонса-многожёнца (Юрий Никулин), мошенника по кличке Пижон (Андрей Миронов) и мелкого карманника Косого (Савелий Крамаров) — жить честно. Но, пока сценаристы писали, артисты строили свои планы. В результате трое из заявленной пятёрки отказались от съёмок. Пришлось писать заново.
Милиционер переквалифицировался в «детсадовца» Трошкина, который из-за внешнего сходства с рецидивистом по кличке Доцент вынужден заниматься «тюремной» педагогикой. Подопечных стало трое: опять Косой-Крамаров, вор средней руки Хмырь (Георгий Вицин) и Али-Баба — он же Василий Алибабаевич, которого сочинили специально под Фрунзика Мкртчяна.
Кажется, теперь осталось только дать команду «мотор». Нет — опять не везёт: Мкртчян не может участвовать из-за занятости в театре. Как выкручивались, рассказано в «Безбилетном пассажире»:
«…консультантом у нас был полковник МВД Голобородько. Голобородько принимал в фильме горячее участие — ему нравилось, что он занимается кино. Каждый день звонил и спрашивал: „Как дела?“ Когда он узнал, что Фрунзик не сможет сниматься, то сказал, что попробует утрясти этот вопрос. На следующий день из Еревана звонит мне Фрунзик в истерике:
— Гия, скажи милиции, что я не нужен! Мне ихний министр два раза звонил, сказал, что очень просит. Если откажусь — обидится, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет.
И мы сказали Голобородько, что Фрунзик уже не нужен. И пригласили Радика Муратова, который прекрасно сыграл Али-Бабу».
Сегодня финальный сценарий «Джентльменов», как и другие драматургические тексты Георгия Данелии, опубликован. Интересно читать его, держа в голове, что разрабатывался он с расчётом на Мкртчяна. Меланхоличная мужественность сценарного Али-Бабы напоминает о других героях Фрунзика: Джабраиле из «Кавказской пленницы» (1966), пленном турке из «Не горюй!» (1968), Рубике из «Мимино» (1977). Муратов «сделал» этого персонажа немного на свой лад — этаким восточным Россом из «Друзей» с примесью мелкой уголовщины.
Есть и другие отличия от экранной версии. В тексте у Косого была песня про Ялту, куда он так мечтал попасть («Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!»):
«Ялта, где растёт голубой виноград!
Ялта, где цыгане ночами не спят!..
Ялта, там, где мы повстречались с тобой,
Там, где море шумит о прибрежный гранит,
Поёт прибой…»
Али-Бабе понравилась песня, он пытается её повторить, но плохо запомнил слова и получается: «Ялта, где растёт голубой цыган». Песню даже записали, но при монтаже решили вырезать. Однако запись осталась, её можно послушать в Сети.
«Солнышко» для Косого и «научные» дрожжи
Итак, есть актёры, есть сценарий — осталось перенести всё на плёнку. Но одно дело придумать, а другое — воплотить. Как, например, быть с тем, что в начале верблюд должен плюнуть в Крамарова-Косого? Дразнить верблюда? Положим — ну а если верблюд промахнётся? К тому же верблюжья слюна неприятного зелёного цвета, в кадре она может выглядеть неэстетично.
Вышли из положения при помощи монтажа и советского шампуня «Солнышко». Сняли голову верблюда, наложили звук плевка и смонтировали с лицом Косого в белой безопасной пене. Магия кино!
Теперь сцена побега из тюрьмы: нельзя же в самом деле посадить актёров в цистерну, да ещё и залить сверху цементом! Сконструировали специальную ёмкость, но чем её заполнить? Об этом в «Фильме про фильм» рассказывает директор картины Алла Демидова:
«В начале хотели манную кашу сварить. Стали варить манную кашу, и выяснилось, что когда манная каша в большом объёме, то она в середине такая горячая, она не остывает. То есть в горячую, когда она жидкая, как цемент, посадить актёров нельзя — в середине кипяток. Но когда она остывает, она становится кашей, а не цементом. Тогда обратились в институт питания. Потом к химикам, к учёным. Все вместе стали думать, чтобы такое изобрести».
Ситуация уникальная: лучшие умы, отложив дела, пытаются придумать жижу, в которой можно будет искупать любимых артистов. В конце концов родилась смесь на основе дрожжевого сусла, которая в кадре смотрелась как самый настоящий цемент.
Но спецэффекты — дело техники. Настоящая беда, которая постигла съёмочную группу, — болезнь режиссёра Александра Серого. В ходе работы над фильмом ему поставили смертельный диагноз — рак крови. Серый впал в депрессию, что, конечно, не сопутствовало съёмкам комедии. Из-за его ухудшившегося самочувствия и необходимости проводить время в больнице часть режиссёрской работы на себя взял Данелия, который уже был сценаристом и художественным руководителем картины. В итоге многие думают, что «Джентльмены удачи» — это целиком картина Данелии. Но Георгий Николаевич в «Безбилетном пассажире» по-джентльменски указывает:
«На „Джентльменах удачи“ я был худруком — это было обязательное условие начальства. Но режиссёром фильма „Джентльмены удачи“ был Александр Иванович Серый. И только он».
После «Джентльменов» Серый поставил ещё два фильма: «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Берегите мужчин!» (1982). Но болезнь прогрессировала, и Александр Иванович решил не ждать мучительной развязки: в 1987 году он покончил с собой.
Смех Брежнева и гэги низкого сорта
Фильм снят, смонтирован и сдан в Госкино. Скоро премьера? Не тут-то было. Начальство смущает обилие ненормативной лексики, да и сам факт — комедия о преступниках. Почему бы не сделать для зрителей что-нибудь мирное вроде «Свадьбы в Малиновке» (1967)?
Дальнейшие события, согласно «Фильму о фильме», считаются легендарными — возможно, ничего подобного на самом деле и не было. Но кто знает — может, и было:
«Как гласит легенда, фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали „Джентльменов удачи“, и он так хохотал, что на раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Как говорит ещё одна легенда, Брежнев тоже видел фильм до премьеры и смеялся не меньше Щёлокова. А по поводу жаргонных словечек сказал: „Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает“».
Так или иначе, в конце 1971 года фильм выходит на экраны и имеет ошеломительный успех. Но, как это часто бывает, у зрителей, а не у критиков. В рецензии для журнала «Искусство кино» (№ 6, 1972) Михаил Блейман не оставляет от комедии камня на камне, критикуя за отсутствие глубины, нереалистичность и плохой вкус:
«…я знаю, что гэги могут быть и дурными, вульгарными и остроумными. Знаю я и то, что в искусстве „комедии-буфф“, — не только в американской „комической“, а и осмысленные по-другому в средневековом театре — они необходимы и законны. И я не собираюсь опровергать право режиссёра поставить фильм, используя эксцентрические нелепости, подчёркивая неправдоподобно смешные ситуации, комическое поведение и даже смешную внешность актёров. Обидно другое, что весь фильм идёт на уровне гэгов этого сорта, хотя сценарий давал некоторые возможности и для других решений, более интересных и остроумных».
Блейман пытается быть объективным, но всё-таки остаётся ощущение, что ему просто нравятся комедии иного плана и вообще иначе устроенные фильмы. Поэтому он считает важным в качестве санитара от искусства пожурить авторов за легкомыслие. «Возникает впечатление, что режиссёр ставил перед собой единственную задачу — смешить зрителей», — сердится критик, видимо, находя подобный подход чем-то аморальным. Тем не менее в «Безбилетном пассажире» Данелия даёт понять, что так оно во многом и было:
«Мы писали комедию. И я впервые дал себе волю — вставлял в сценарий проверенные репризы — те, что всегда вызывают смех: двойники, переодевание мужчин в женское платье и т. д. И потом сценарий „Джентльменов удачи“ расходился как бестселлер».
Второй план, отсутствие которого тяготит Блеймана, находится за рамками фильма — в истории его создания. В непростой судьбе Александра Серого, в желании Георгия Данелии помочь другу, в том, чтобы наперекор, быть может, даже собственным вкусам, создать кассовый шлягер, который не войдёт в пантеон «высокого» искусства, но поможет в трудную минуту — не только Серому, но и зрителю, которому подчас, чтобы не свалиться от жизненных тягот, требуются комедии-буфф без психологизма и вторых-третьих планов.
Конечно, в 1972 году критик не мог знать все подробности появления «Джентльменов удачи». Но если бы знал, то рецензия наверняка была бы мягче. И он не нравоучал бы тяжело больного Серого в духе пародийного героя Владимира Басова из «Я шагаю по Москве», который повсюду искал суть, правду характеров и требовал глубоко проникать в жизнь. Сравните:
«…комедийная режиссура состоит не в стремлении вызвать смех во что бы то ни стало, не только в выдумке и постановке гэгов; ей нужно вглядываться в жизнь, в психологию человека».
Сублимация и простое счастье
Тут мы сталкиваемся с парадоксом: если цели создания «Джентльменов…» были утилитарными, то почему он популярен до сих пор? Фильмов, снятых «на потребу», много, нередко мы смотрим их с удовольствием, но только один раз. И уж, конечно, не через 50 лет после первого показа.
А что, если эта популярность мнима и вызвана лишь ностальгией старшего поколения зрителей? Однако заглянем на самые известные ресурсы о кино. В топ-250 сайта Кинопоиск «Джентльмены удачи» на 21‑м месте с рейтингом 8,6 (по данным на 7 декабря 2021 года). Выше из отечественных фильмов только «Иван Васильевич меняет профессию». Конечно, рейтинг Кинопоиска — не самый авторитетный источник, но то, что сегодняшняя аудитория ценит «Джентльменов…» Александра Серого даже больше, чем «Джентльменов» Гая Ричи (30‑е место в рейтинге) или «Гарри Поттера и узника Азкабана» (49‑е место), о чём-то да говорит.
Посмотрим, как дела на IMDb. Рейтинг — 8,4. В рецензиях зарубежные зрители сравнивают фильм с сериалом «Сайнфелд» и хвалят за абсурдный юмор. И правда: заведующий детским садом учит уголовников делать добрые дела, называя их редисками и попутно разыскивая золотой шлем — что это, если не комедия абсурда? Плюс настоящий учебник классических комедийных приёмов. А то, что нет психологизма и глубины, ну так не ищут же их, например, в «Летающим цирке Монти Пайтона». Произведение стоит судить по тем законам, по которым оно сделано.
Но дело не только в абсурде: в конце концов, мастерски сделанных комедий тоже хватает. Почему так выстрелили именно «Джентльмены»? Объяснение в духе психоаналитического учения Фрейда предлагает Виктория Токарева в документальном фильме «Тайны кино: Георгий Данелия» (2019):
«Данелия, конечно, влюбился. В этом причина живучести этого фильма. Потому что там, внутри него, стоит молодость и предчувствие любви».
В период работы над сценарием у 26-летней Токаревой и 36-летнего Данелии возникла взаимная симпатия. Оба состояли в браке и не могли окунуться в чувства с головой, поэтому, как настоящие художники, сублимировали, направив энергию в творчество. В «Безбилетном пассажире» Георгий Николаевич об этом прямо не пишет, но намекает:
«…[редактор] привела ко мне молодую и хорошенькую писательницу Викторию Токареву. <…> Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное».
Вот он — психологизм. Ведь получается, что «Джентльмены удачи» — художественно зачатый плод любви, и под плотью из нелепиц и гэгов у него бьётся настоящее живое сердце. Данелия, хоть и не был режиссёром ленты, относился к ней как к родной — по-отечески. Даже вернулся в одной из поздних работ к одному из «джентльменов», чтобы завершить его сюжетную линию. Данелия в «Тостуемый пьёт до дна» пишет:
«В 1991‑м, когда я снимал фильм „Настя“, Савелий [Крамаров] мне позвонил и сказал, что он в Москве.
— Вот и хорошо <…> Завтра я тебя сниму.
— А кого я буду играть?
— Пока не знаю.
И мы с Сашей Адабашьяном в тот же день придумали ему роль бандита, который грабит квартиру, а потом как меценат появляется на презентации на станции метро».
Помните, как в «Джентльменах…» Косой мечтал: «Вот отсижу срок и всё — завяжу. На работу устроюсь…»? Не вышло: в «Насте» он всё ещё вор. Правда, в духе лихих 90‑х, Косой, натаскав чужих вещей из открытых окон, в итоге оказывается респектабельным богачом.
Неоднозначный финал для героя. Зато — отрада артисту, который возвращался в Россию, думая, что никому там не нужен. Однако:
«Появление Крамарова вызвало бурю аплодисментов. Люди кинулись к нему, стали обнимать, благодарить за радость, которую он доставил им! У Савелия на глаза навернулись слезы, и он сказал:
— Я думал, меня давно забыли.
А потом <…> он сказал мне:
— Георгий Николаевич, наверное, это и есть счастье…»
Простое человеческое счастье — вот чем «Джентльмены удачи» в той или иной мере стали как для создателей, так и для зрителей. Такое счастье, наверное, глуповато, но загадочно и прекрасно, как заведующий детсадом, преследующий в завершающей сцене своих новых взрослых «детей», судя по всему, решив никогда больше с ними не расставаться.
Так что наверняка многие читатели согласятся с Георгием Данелией. В «Безбилетном пассажире» он заканчивает рассказ о фильме словами:
«…смотрю его каждый раз с удовольствием».
Читайте также «Детям о сатане и комикс-гонки на „Москвичах“: 10 редких фильмов Игоря Масленникова».
Поделиться
«Джентльмены удачи» появились на экране в декабре 1971 года, завоевав сердца советских зрителей. Комедийный фильм продолжает радовать нас по сей день, однако актеры, воплотившие любимых героев в ленте, остались только лишь в воспоминаниях.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
Первым, в возрасте 67 лет, ушел из жизни Евгений Леонов, сыгравший Доцента и Трошкина. Он умер 29 января 1994 года, когда собирался на спектакль «Поминальная молитва». В этот день он плохо себя чувствовал, но не хотел подводить коллег и зрителей. Великий актер упал в коридоре собственного дома, а его супруга, Ванда Владимировна, сразу же вызвала скорую. Медики приехали всего через 5 минут, но к тому моменту Евгений Павлович уже скончался. Как выяснилось позднее, у него оторвался тромб.
Зрителям в театре объявили о смерти Леонова и предложили сдать билеты в кассу, но ни один человек этого не сделал. Наоборот, люди сходили в церковь и купили свечи, с которыми несколько часов простояли на морозе в память о кумире.
Похоронен актер на Новодевичьем кладбище в Москве. Могила Леонова очень скромная: она огорожена простой плитой, на которой высечено изображение театрального занавеса, а на гранитном памятнике имеются факсимильная подпись актера и годы жизни.
Вторым, в возрасте 60 лет, скончался Савелий Крамаров — всего через год после Евгения Павловича. Всю свою жизнь он следил за здоровьем, занимался спортом и не имел вредных привычек. Крамаров боялся онкологических заболеваний, и именно тут судьба сыграла с ним злую шутку. В начале 1995 года он обратился к врачу, поскольку чувствовал сильную боль в животе. У актера обнаружили рак прямой кишки, а после операции начался эндокардит, затем тромбоз и инсульт. Спасти Савелия Викторовича врачам не удалось.
Его жизнь оборвалась в тот момент, когда актер добился всего, о чем мечтал: купил дом в Санта-Монике, на берегу Тихого океана, снимался в кино, обрел любовь и стал счастливым отцом. Крамарова похоронили на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» в Сан-Франциско, США.
В 1997 году на его могиле установили надгробие в виде гримерного стола, на котором лежат различные маски, зеркало и книги. Данная композиция отражает умение актера вживаться в различные роли и меняться на сцене.
Последним из легендарной троицы умер Георгий Вицин. Он ушел из жизни в 2001 году в возрасте 84 лет. Несмотря на то, что актер тщательно следил за здоровьем, у него имелись проблемы с легкими, сердцем, почками и печенью. Незадолго до смерти Вицин согласился принять участие в концерте. Он попросил выступить первым, поскольку плохо себя чувствовал. После выступления его пришлось госпитализировать в столичную больницу, где он и скончался.
Георгий Михайлович похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Скромный памятник на могиле актера поставили только спустя три года. По словам дочери Вицина, Натальи, что именно такое надгробие, отражающее характер артиста, одобрил бы ее отец.
Источник: kleo.ru
Источник фото: кадр из фильма
Русский[править]
Тип и синтаксические свойства сочетания[править]
джентль—ме́н у·да́—чи
Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.
Произношение[править]
- МФА: [d͡ʐʐɨntlʲˈmʲen ʊˈdat͡ɕɪ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- истор., фам. пират, разбойник ◆ «Я ваш капитан, потому что я на целую морскую милю умнее вас всех. Вы не хотите драться со мной, как подобает джентльменам удачи; тогда, клянусь громом, вы должны меня слушаться!» ❬…❭? Но тут вмешался желтоглазый верзила. «Довольно болтать, Джон Сильвер», сказал он. «Команда, собравшись на сходку, как велит обычай джентльменов удачи, вынесла решение послать тебе чёрную метку; переверни её, как велит наш обычай, и прочти, что на ней написано.» Р. Л. Стивенсон, «Остров сокровищ» / перевод Н. Чуковского, 1935 г.
- разг., шутл. жулик, мошенник ◆ .. пара замызганных гопников .. Беспрекословно,? промаршировав преувеличенно «деревянным» шагом к ближайшим дверям, парочка несостоявшихся «джентльменов удачи» тупо пялится на известную трафаретную надпись на стекле. А. Г. Набат, «Параллельные дневники Виталика Туманова», ? г.
Синонимы[править]
- пират, разбойник
- жулик, мошенник
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Этимология[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Библиография[править]
- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.