Как написать эмпирическую часть курсовой работы

Написать исследование без методологической базы невозможно. Однако это далеко не весь инструментарий, который нужен студенту для курсовой, дипломной или других работ. Иногда стоит использовать эмпирическую, теоретическую, нормативную и другие виды баз.

В этой статье мы подробно поговорим об эмпирической базе исследования в курсовой или дипломной работе. Вы не только разберётесь в терминологии, но и увидите примеры описания эмпирической базы исследования.

Хотите первыми получать полезные материалы? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Эмпирическая база исследования: что это такое

Эмпирическая база исследования — это фактический материал научной работы, неопровержимые и достоверные данные. Их студент использует в соей работе как основу для наблюдения, эксперимента, построения гипотезы, создания модели и так далее.

Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования? 

Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.

Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.

Что может составлять эмпирическую базу

Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:

  1. В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
  2. В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
  3. В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
  4. В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
  5. В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
  6. В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.

В эмпирическую базу могут входить как первичные, так и вторичные данные. Первичные получают из первых рук — годовая отчётность на предприятии, результаты социального опроса. А вторичные — из открытых официальных источников. Например, законы, нормы и акты российского правительства.

Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что может составлять эмпирическую базу

Для основательного исследования, стоит собрать больше данных

Месторасположение эмпирической базы в работе

Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.

Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:

  • показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
  • уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
  • привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
  • объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.

Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.

Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.

Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.

Эмпирическая база исследования: примеры

Можно долго читать характеристики эмпирической базы и так и не разобраться, что это такое на самом деле. Поэтому мы собрали реальные примеры описания, которые можно встретить в курсовых, дипломах и диссертациях. Изучайте образцы и используйте их в качестве шаблона для своего исследования.

Примеры описания эмпирической базы исследования в курсовых

Курсовая работа по социологии

Тема: «Российские женщины-политики в социальных медиа: анализ сетевых аккаунтов»

Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа аккаунтов российских женщин-политиков в социальных сетях Twitter, Facebook, «Вконтакте», Livejournal, Instagram, «Одноклассники» и YouTube. Наблюдение велось в период с 1 января 2017 года по 8 апреля 2017 года. Изучения этого периода достаточно, чтобы увидеть, как политики комментировали праздники, важные события России (например, митинги 26 мая или теракт в Санкт-Петербурге) и дает возможность изучить публикации на протяжении достаточно длительного периода времени.

Аккаунты отбирались по следующему принципу:

Посты на страничках должны публиковаться не реже раза в неделю, в противном случае аккаунт будет считаться заброшенным.

В выборку попадают аккаунты политиков разных рангов:

  • высший эшелон власти — министры;
  • депутаты, пресс-секретари; 
  • местные политики.

Для каждой группы было отобрано 2-3 наиболее популярных представителя. Степень их известности и популярности оценена при помощи статистики их цитирования в СМИ. Также учитывалось то, насколько популярны их аккаунты (сколько у них фолловеров).

Курсовая работа по психологии

Тема: «Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей»

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие две группы детей (экспериментальная и контрольная), насчитывающие 15 испытуемых, в возрасте 10-11 лет, проживающих на территории Москвы и Московской области, с диагностированным расстройством аутичного спектра, не отягощённым умственной отсталостью.

Примеры описания эмпирической базы исследования в дипломных

Дипломная работа по финансовому праву

Тема: «Особенности правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на российском рынке ценных бумаг»

Эмпирическая база исследования: Фактологической основой работы явились статистические сведения Госкомстата России, Минфина России, ФСФР России, Банка России, официальные материалы МНС России, а также другие официальные источники.

Дипломная работа по медицине

Тема: «Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности»

Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета путём анкетирования. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, а также врачи ЛПУ и Центра санэпиднадзора г. Волгограда и г. Волжского.

Пример описания эмпирической базы исследования в диссертации

Диссертация по праву

Тема: «Право и корпоративные нормы»

Эмпирическая база исследования: Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности ряда организаций, как местного, так и межрегионального масштаба, в основу которого было положено изучение и детальный анализ корпоративных актов указанных структур.

Все образцы описания эмпирической базы исследования в курсовых работах, дипломах и диссертациях вы можете скачать в формате Word.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Надеемся, теперь вы сможете уверенно описать эмпирическую базу своего учебного исследования и с лёгкостью защитите его перед комиссией. А если не хватает времени оформлять реферат, курсовую или дипломную самостоятельно — доверьте это нашему студенческому сервису.

Эмпирическая часть курсовой работы

Эмпирическая часть курсовой работы
представляет собой описание
организации ипроведенияопытно-экспериментальной работы.
Эта работа складывается из 1)
подготовительного
(организационного) и 2)
основного этапов (этап исполнения
исследования).

На подготовительном
этапеэмпирического
исследованиянеобходимо:
сформулироватьцелии задачиисследования
в соответствии с предметом и объектом
исследования, обосноватьметоды исследования;
подобрать, модифицировать или разработатьметодикиисследования,
составитьпрограмму(план проведения) эмпирического
исследования.Выбор метода
иметодикисследования
определяетсяцелямии задачамиисследования,
условиямиего
проведения, техническойоснащенностьюидр.Необходимо обосновать выбор методики,указать, кем разработана
данная методика,в каком
варианте используется методика в данном
исследовании. При описании
методики
исследования
указываются
цель, инструкциядляисследователя, описание
процедуры проведения
(этапы, серии, варианты заданий и т.п.),инструкция испытуемому,
способыобработки и
анализа данных, формы представления
полученных результатов.

Дополнительно необходимоспланировать процесс проведения
исследования, т.е. определить местои время его проведения,
способы мотивации испытуемых к участию
в исследовании, осуществить подбор
испытуемых и предварительное знакомство
с ними(по материалам
личных дел, анкет, личных листов, бесед
с лицами,хорошо знающимииспытуемых – учителями,
воспитателями, непосредственными
руководителямии др.), сформировать
экспериментальную и контрольную
группы, заготовить
необходимое количество бланков ответов,
буклетов-опросников, протоколов.

Далее в соответствии с планом исследования
реализуется этап его исполнения, или
реализации. В тексте эмпирической части
обязательно представляются следующие
данные:

организация исследования: в какие
сроки и где (указываются конкретные
учреждения) проводилось исследование,
как оно организовывалось, какие этапы
выделяются в эмпирической части
исследования, сроки проведения этапов;

состав испытуемых: указать
общее количество испытуемых, принявших
участие в исследовании, отдельно указать
количество испытуемых, с которыми
проводились конкретные методики, если
их количество различалось при использовании
разных методик; указать возраст испытуемых
(либо средний возраст, либо возрастной
интервал, например, от 5 до 7 лет); указать
распределение испытуемых по полу. Если
в исследовании принимали участие разные
группы испытуемых, например, родители
и их дети, учащиеся классов из разных
параллелей, то характеристики каждой
группы испытуемых указываются отдельно.
Описывается также, каким образом
получилось побудить или стимулировать
испытуемых к участию в исследовании,
как удалось установить с ними контакт,
помогал ли кто-либо в процессе проведения
исследования.

Полученные в процессе эмпирического
исследования материалы подвергаются
далее обработке и анализу.

Способы обработки данных эмпирического исследования

Основным
назначением
обработки полученных в эмпирическом
исследовании данных является обнаружение
фактов, закономерностей и связей, а
также механизмов изучаемых в курсовой
работе явлений (предмета исследования).
Если до начала исследования искомые
факты, закономерности и механизмы были
сформулированы в виде гипотезы (основной,
дополнительных, контр-гипотезы), то
обработка данных должна быть направлена
на проверку этих предположений. Основными
способами обработки данных являются
их упорядочивание,
обобщение

(качественная и количественная обработка),
статистическая
проверка

и интерпретация.

Первичная
обработка данных

начинается с их упорядочивания.
В большинстве случаев
обработку целесообразно начать с
составления на основе исходных протоколов
так называемых сводных таблиц полученных
данных. Обычно в подобных таблицах
данные конкретного
испытуемого вносятся по строкам.
Имеет
смысл сгруппировать испытуемых по
экспериментальным подгруппам, а внутри
этих подгрупп полезно упорядочить
испытуемых по полу, возрасту или другому,
важному параметру и
другим значимым для исследования
параметрам,
которые будут сравниваться между собой.
В этом случае строки, относящиеся к
испытуемым одной подгруппы, будут
следовать одна за другой. В вертикальных
графах таблицы
(столбцах)
обычно фиксируют
различные показатели

изучаемого явления. Это могут быть
конкретные виды ожидаемых и обнаруженных
реакций испытуемого, последовательные
этапы или серии эксперимента, типы
предъявленных заданий, номера и содержание
вопросов анкеты или беседы и т.д. Грамотное
определение граф сводной таблицы
позволяет правильно расчленить полученные
данные, особенно если это качественные
данные, получаемые в ходе наблюдения,
беседы, а также при анализе монологических
высказываний или сочинений испытуемых.
В ячейке на пересечении вертикальных
столбцов и горизонтальных строк может
быть помещена любая значимая информация,
полученная от конкретного испытуемого
в ходе исследования. Это может быть как
формальная числовая информация
(количественные данные), так и
содержательная (качественные данные).

Примером количественных
данных являются
латентное время ответа на вопрос в
секундах, количество элементов в
созданной ребенком постройке, количество
прилагательных, использованных
испытуемым в высказывании, количество
придуманных образов при восприятии
чернильного пятна, приблизительное
минимальное расстояние между испытуемыми
в ходе совместной деятельности в виде
определенного диапазона расстояния
(до 0,5 м; от 0,5 до 1 м, свыше 1 м), выбранный
испытуемым вариант ответа из пяти
предложенных, время решения второй
задачи в пятой серии. Качественные
данные могут быть представлены
высказываниями испытуемого в виде
прямой речи, окончаниями незавершенных
предложений, описанием поведения на
конкретном этапе эксперимента
(например, после того, как испытуемому
была дана подсказка к задаче) и т.д. В
ячейке также может содержаться
какая-либо пометка, фиксирующая наличие
или отсутствие какого-либо факта в
поведении, в действиях или высказываниях
испытуемого. Например, при использовании
рисуночного теста «Дерево» можно в
качестве параметра (заголовка столбца)
рассматривать наличие/отсутствие
листьев на ветках в
рисунке. Тогда в соответствующей
ячейке может быть помещен знак «+» или
«–». Для сокращения
записей и для облегчения последующей
вторичной обработки можно использовать
различные условные обозначения, а
также цветовое выделение важных
элементов информации.

В сводной
таблице необходимо предусмотреть
итоговые строки как для всей выборки
(в нижней части таблицы), так и для
отдельных подвыборок (выделенных
подгрупп испытуемых) в соответствующих
местах таблицы.
В ячейках итоговых строк фиксируются
суммы и средние значения численных
показателей. Для качественных показателей
подсчитываются частоты
встречаемости
интересующих
индикаторов поведения, речи и т.п.
(общее количество случаев появления
события) и частности (относительные
частоты к количеству испытуемых или к
количеству испытаний). Эти простейшие
способы
количественной обработки завершают
создание сводной таблицы. Таблице
необходимо дать название.

Примечание.
1) Поскольку сводные таблицы фиксируют
всех испытуемых и все значимые индикаторы
поведения, то их размер может быть
достаточно большим. Иногда целесообразно
составить сводные таблицы отдельно для
каждой подгруппы испытуемых. 2) После
создания сводной таблицы необходимо
проверить внесенные данные для выявления
различных ошибок. В некоторых случаях
возникает необходимость «отбраковки»
данных некоторых испытуемых. Это могут
быть данные, полученные с нарушением
процедуры, при неточном измерении, при
несоблюдении испытуемым инструкции
или при попытке испытуемого преднамеренно
изменить цель или процедуру, о чем можно
судить по поведению испытуемого или по
его прямым и косвенным высказываниям.
Зачастую возникает необходимость
количественного уравнивания подгрупп
для того, чтобы можно было применить
некоторые статистические критерии. В
этом случае прибегают к случайному
исключению данных некоторых испытуемых.
При возникновении так называемых
«подозрительных» значений, величина
которых существенно отличается от
основных данных, может потребоваться
специальная статистическая процедура
для оценки правомерности включения
этих значений в общий массив данных
(подробнее см. Куликов Л.В. Психологическое
исследование: методические рекомендации
по проведению. – СПб: Изд-во «Речь»,
2001. – 184 с.).

Вторичная обработка данных.
На этом этапе необходимо составить
таблицы, в которой будут представлены
данные не по отдельным испытуемым,
а для целых групп (подгрупп) и даже всей
выборки. Это позволит сделать
шаг к обобщению
и более целостному представлению
информации.

На основании одной и той же сводной
таблицы на этапе вторичной обработки
могут быть созданы самые разные обобщающие
таблицы, в которых исходная информация
может быть представлена под разным
углом зрения. Ракурс представления
результатов в этих таблицах определяется
конкретными задачами исследования.
Другими словами, данные должны быть
обобщены и показаны так, чтобы они
позволяли ответить на поставленные в
задачах вопросы.

Например,
при изучении воображения у дошкольников
могли быть поставлены задачи изучения
возрастных (1), гендерных (2) различий
в развитии воображения, а также задача
изучения условий, стимулирующих
процесс воображения (3). С помощью
черно-белых и цветных чернильных пятен
было проведено исследование воображения
старших дошкольников. Одним из значимых
показателей было выбрано количество
образов, продуцируемых каждым ребенком
при восприятии каждого конкретного
чернильного пятна (отражено в сводной
таблице). В обобщающих таблицах могут
быть даны
средние
значения

количества продуцируемых образов
отдельно для групп четырехлетних и
пятилетних детей (задача 1), отдельно
для мальчиков и девочек (задача 2) или
же отдельно для черно-белых и цветных
стимулов (задача 3).

В таблицах
чаще всего отражают такие обобщающие
данные как средние (а иногда и максимальные
и/или минимальные) значения какого-либо
параметра, абсолютные и относительные
частоты (частости), процентные доли и
т.п. В некоторых случаях в этих же таблицах
указывают и статистическую значимость
соответствующих данных.

Для большей
наглядности результаты могут быть
представлены не только в таблицах, но
и в виде графиков и диаграмм. Каждая
таблица, диаграмма, график должны иметь
название.

В нем указывают значимый показатель и
параметры, в связи с которыми этот
показатель изменяется. Например,
«Изменение среднего количества
продуцированных образов в зависимости
от возраста испытуемых». При подготовке
текста курсовой работы следует подыскать
наилучшие способы представления данных,
варьируя конкретную форму таблицы,
способы обозначения и выделения столбцов,
строк, значимых ячеек таблицы; выбрать
наиболее показательные типы и виды
диаграмм (удобным средством здесь может
быть компьютерная программа Microsoft
Excel,
позволяющая быстро создать и просмотреть
разные виды диаграмм применительно к
полученным данным с тем, чтобы оценить
их наглядность).

Статистическая
обработка данных
.
Главным результатом обработки и анализа
полученных данных служат выводы
относительно отдельных задач исследования
и цели в целом. Для того чтобы
эти выводы были более обоснованными
,
в современной психологии широко
используют
методы статистической обработки
.
Первым этапом при статистической
обработке результатов должно стать
определение содержания предположения
о характере
отношений

между
теми или иными данными.

Это может быть предположение о различии
(или сходстве) показателей у испытуемых,
относящихся к различным экспериментальным
группам и подгруппам. Это могут быть
предположения о существенности
произошедших в результате некоторого
экспериментального воздействия изменений
с каждым отдельным испытуемым или со
всей выборкой в целом. В некоторых
случаях гипотеза предполагает обнаружение
различий в разбросе данных. Также может
возникнуть необходимость установить
согласованность изменений двух и более
показателей или обнаружить корреляцию
того или иного типа между различными
показателями. Помимо определения
сущности статистических отношений
между изучаемыми показателями важно
также установить тип измеренных данных
(качественные, порядковые и т.п.). На
основании характера предполагаемой
статистической связи и типа данных
выбираются конкретные статистические
критерии. Результаты расчетов
статистических критериев и их сопоставление
с критическими (пограничными) значениями
позволяет определить степень значимости
установленных зависимостей.

Более подробно
о вариантах статистической обработки
см. в кн.: Сидоренко Е. В. Методы
математической обработки в психологии.
– СПб.: Изд-во «Речь», 2001; Ермолаев О. Ю.
Математическая статистика для психологов.
– М.: Флинта, 2003.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Помогаю в написании дипломных, курсовых, магистерских работы по психологии, а также рефератов и эссе; контрольных, отчетов по практике и статистических расчетов.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 15 лет (этот сайт существует с 2007). Качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии

Наличие в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирического исследования определяет их отличие от ВКР по другим гуманитарным дисциплинам.

Эмпирическое исследование – ключевой элемент выпускной квалификационной работы по психологии. Для того, чтобы написать практическую главу дипломной по психологии, содержащую в себе результаты эмпирического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В чем суть эмпирического метода познания?
  2. В чем особенности эмпирического исследования в дипломе по психологии?
  3. В чем особенности реального и выдуманного исследования?
  4. Какова структура эмпирической главы диплома по психологии?
  5. Каковы этапы эмпирического исследования?
  6. Какие существуют типы эмпирических исследований?
  7. В чем особенности формирования выборки эмпирического исследования?
  8. Как подбирать психодиагностические методики для эмпирического исследования?
  9. Как определять надежность и валидность психологических тестов?
  10. В чем специфика проведения тестирования испытуемых?
  11. Как правильно описать результаты эмпирического исследования?
  12. В чем особенность выводов по эмпирическому исследованию?

Что такое эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма — отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира. Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир.

Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).

Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.

Эмпирическое исследование в дипломе психологии

Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные взаимосвязи или различия показателей) определяют ее суть.

От студента вряд ли ждут каких-то открытий в теоретической главе: создать новую теорию, модель и т.п. – задача слишком серьезная. А вот получить новый, оригинальный эмпирический результат – задача, которая может быть реализована в дипломе, магистерской, даже в курсовой.

Например, тема дипломной: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости» изучалась многократно на различных испытуемых. Но всегда можно найти такую выборку, в которой такие исследования не проводились. Например, у сотрудников аптеки, или у педагогов со стажем более 20 лет, или у женщин, увлекающихся шитьем, и т.д.

Реальное или выдуманное

Проведение эмпирического исследования — трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых (сформировать выборку), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.

В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования (таблицу исходных данных). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий. На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.

Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.

Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы, а затем под них формируем таблицу результатов тестирования (сводную таблицу результатов), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).

Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии. Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования.

Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.

В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.

Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).

Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.

Структура эмпирической главы диплома

В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:

  1. Методика эмпирического исследования.
  2. Результаты эмпирического исследования.
  3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
  4. Анализ результатов эмпирического исследования.

Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:

1.1. Процедура исследования.

В этом параграфе описываются цель и задачи, гипотеза, выборка, а также психодиагностические методики. Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.

В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов. Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.

1.2. Результаты исследования

В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений. Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.

1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования

В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.

В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей. В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости.

Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.

1.4. Анализ результатов эмпирического исследования

Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов. Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.

Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:

1.1. Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования.

1.2. Выборка исследования.

1.3. Методики исследования.

1.4. Результаты эмпирического исследования.

1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.

Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:

  • Методологический раздел.
  • Раздел описания результатов.

Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:

1.1. Методик эмпирического исследования.

1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.

При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.

При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе.

Этапы эмпирического исследования

Этапы эмпирического исследования отражают те действия, которые должны быть сделаны при реализации эмпирического исследования и представлении его результатов. Этапы эмпирического исследования согласуются с его структурой. Формулировки могут быть разными, но суть сводится к следующей последовательности этапов:

1. Подготовительный этап.

Формирование выборки исследования, подбор психодиагностических методик.

2. Диагностический этап.

Проведение тестирования испытуемых, обработку данных по ключам, занесение данных психодиагностики в таблицу исходных данных.

3. Этап обработки данных эмпирического исследования.

Качественный анализ данных, статистические расчёты, анализ и интерпретация результатов.

4. Завершающий этап эмпирического исследования.

Оформление результатов эмпирического исследования (построение графиков, диаграмм, таблиц корреляций, таблиц результатов сравнительного анализа, корреляционных плеяд). Формулировка выводов по эмпирическому исследованию.

Более строгий подход к планированию эмпирического исследования предполагает такие операции, как выбор экспериментального плана исследования, проверки надежности и валидности психологических тестов; определения метода формирования выборки и пр. Однако в практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии эти научные тонкости, как правило, не нужны.

Как написать выводы по эмпирической части курсовой работы

Эмпирическая часть любой научной работы представляет собой описание тех понятий и действий, которые будут воспроизводиться в практическом разделе. То есть, по сути, это теоретическая глава проекта.

Что отражается в эмпирической части курсовой работы?

В эмпирической части курсовой работы автору необходимо рассмотреть ключевые понятия, тезисы, методики и механизмы, которые пригодятся ему при написании «практики», проведении эксперимента и пр.

Важно, чтобы весь текст был хорошо структурирован, приводил читателей к новым понятиям, раскрывал их суть, показывал правильный ход действий и мыслей. Для этого необходимо излагать материал короткими предложениями, исходя из принципов логичности, связности, четкости и емкости, последовательности.

Что должно содержаться в выводах?

В конце каждого подраздела должны присутствовать выводы. Они представляют собой краткое описание всех ключевых моментов, описанных в подпункте или разделе. Важно не просто копировать текст и обыграть его, а кратко интерпретировать его в иной форме, не искажающей смысл.

Все выводы должны быть обоснованными и аргументированными. Важно, чтобы автор при их написании опирался исключительно на достоверные данные. Не стоит лишний раз дублировать информацию. Такой шаг может быть расценен, как намеренное наполнение текста лишней информацией ради увеличения объема курсовой работы.

В выводах следует кратко отражать суть изложенного текста, акцентировав внимание на наиболее ярких и значимых фрагментах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формирование общего вывода по эмпирической части курсовой работы

Итак, теоретический (эмпирический) раздел готов.  Как же грамотно подвести аудиторию к следующему этапу? Для начала, необходимо сформулировать грамотные выводы по изученной теме.

Вывод – это тот итог, к которому приходит автор по мере изучения информации, ее анализа. Следовательно, исследователю необходимо отразить в конце эмпирической части курсовой работы краткий «экскурс» по ключевым понятиям и моментам.

Обратите внимание, что не стоит просто копировать отдельные тезисы и выводы по подпунктам. Важно, чтобы вывод по эмпирической части курсовой работы был логичным, последовательным, четким, понятным. В выводах следует отразить позицию автора, которая будет аргументироваться с помощью рассмотренной информации.

Считается, что самый правильный и лаконичный способ отражения выводов по главе — это создание таблицы. В ней можно уместить самое важное, кратко очертить ход исследования, без лишних слов. Под таблицей или иным графическим материалом обязательно следует кратко описать, что хотел показать автор.

Также можно разбить выводы на подпункты, каждый из которых будет посвящен наиболее важным моментам: понятия, способы применения, методики, проблема и ее анализ, стандартные способы решения и пр. Важно, чтобы выводы не противоречили рассмотренным в эмпирической главе данным и цели курсовой работы.

Формулировка выводов основывается на принципах краткости, лаконичности и емкости. Детальное изучение информации должно быть изложено в эмпирической части, а в выводах следует отразить лишь наиболее значимые моменты.

Рекомендации

Перед написанием выводов тщательно проверьте все данные, чтобы в работе не было никаких противоречий.

Не менее важно внимательно перечитать весь материал, проанализировав его на ошибки, выделив в нем ключевые моменты и пр.

Не забывайте, все работы проходят проверку на плагиат. Поэтому старайтесь качественно обрабатывать найденные ресурсы, не увлекайтесь копированием.

Первая часть ВКР по психологии – это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Содержание

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Структура эмпирического исследования

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики – тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования, как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования, как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования – это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования – это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования – это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования – это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования – это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий. Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап – качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап – статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика — Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Результаты эмпирического исследования 

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни, который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

Россия

США

Конфронтационный копинг

43,6

44,3

1777

0,904

Дистанцирование

62,1

49,0

1136

0,000*

Самоконтроль

45,3

50,8

1348,5

0,018*

Поиск социальной поддержке

65,7

49,3

724

0,000*

Принятие ответственности

54,9

54,0

1690,5

0,565

Бегство-избегание

41,8

41,4

1718

0,667

Планирование решение проблемы

50,4

56,4

1293,5

0,008*

Положительная переоценка

45,3

45,2

1760

0,834

* — различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим – в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

Если внимательно прочитать текст под таблицей с результатами статистического анализа, то можно увидеть, что анализ результатов статистического расчета включает следующие блоки:

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования – исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования.

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии – это контрольное исследование. Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Далее проводится сравнительный анализ интересующего исследователя качества до и после проведения корректирующей программы или тренинга.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

© СтудентуПсихологу.рф

Эмпирическая глава дипломной работы по психологии, как правило, вызывает у студентов наибольшее количество вопросов и затруднений. В действительности написание эмпирической части диплома по психологии не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

План эмпирической главы

Проще всего написать план эмпирической части. Пунктов или параграфов в эмпирической главе, как правило, столько же, сколько и задач дипломной работы (с более подробной информацией о задачах дипломной работы можно ознакомиться в разделе «Введение»). Пункты эмпирической главы соответствуют поставленным во введении задачам. Названия параграфов эмпирической части можно почти дословно скопировать из наименований задач исследования, с тем лишь отличием, что задачи сформулированы как поставленные вопросы, а пункты эмпирической главы — как заголовки ответов на эти вопросы. Например:

Задача: «выявить особенности волевой сферы личности военнослужащих»

Пункт эмпирической главы: «Особенности волевой сферы личности военнослужащих»

Некоторые научные руководители требуют от студентов написания еще одного пункта эмпирической главы — параграфа с общим описанием результатов диагностики испытуемых. Этот пункт добавляется в самое начало эмпирической главы (параграф 3.1.), и в нем перечисляются и анализируются описательные статистики.

Содержание эмпирической части

Все содержание эмпирической части дипломной работы по психологии сводится по сути лишь к описанию закономерностей, выявленных по результатам обработки данных.

Описание каждой закономерности осуществляется следующим образом:

  1. Констатируем факт обнаруженного статистически значимого числового результата обработки данных (какие цифры получились);
  2. Пишем, о чем свидетельствует выявленный числовой результат (о чем говорят полученные цифры);
  3. Высказываем свои предположения о возможной интерпретации данного результата (чем может объясняться выявленная закономерность).

Рассмотрим порядок описания выявленных закономерностей на максимально простом примере взаимосвязи между возрастом и ростом детей, не имеющим практически никакого отношения к психологии, но зато очень наглядном:

(1) По результатам корреляционного анализа обнаружена статистически значимая прямая связь между показателями роста и возраста детей (r=0,57; p=0,01).

(2) Следовательно, чем больше возраст детей, тем выше их рост.

(3) Вероятно, выявленная закономерность обусловлена тем, что у многих биологических организмов, включая человека, в процессе эволюции была приобретена и закреплена на генетическом уровне способность к росту и развитию в течение начальных периодов онтогенеза, да простят меня биологи.

Самой многословной оказывается, как правило, интерпретация выявленных закономерностей.

В простых случаях (которых меньшинство) полученные эмпирические данные подтверждают точку зрения кого-либо из авторов литературных источников, с которыми мы подробно ознакомились, когда писали теоретическую часть. И тогда мы просто пишем, что выявленный результат говорит о том, что позиция такого-то автора по такому-то вопросу верна. Автор считал так-то и эдак-то, и он был прав, а мы получили математическое доказательство его правоты.

В большинстве же случаев приходится думать над причинами выявленных закономерностей самостоятельно. В этом очень помогает багаж знаний, полученный в ходе чтения литературных источников для теоретической главы.

Каждый параграф эмпирической части заканчивается кратким выводом.

Любая исследовательская работа опирается на определенные базы: теоретическую, методологическую, статистическую, нормативную, аналитическую. Большинство исследований проводится на конкретном эмпирическом материале. Он необходим для подтверждения, доказательства каждой теоретической концепции. Поэтому важное место в курсовой, дипломной или другой научной работе занимает эмпирическая база исследования. Она содержит описание материалов, анализируемых в процессе работы.

Что такое эмпирическая база исследования

Эмпирическая база — это и есть материал исследования: факты, неопровержимые данные, на основе которых проводятся наблюдения, формулируются выводы и строятся гипотезы, модели.

Материалом для эмпирической базы могут служить результаты социологических опросов, интервью, статистические и архивные данные, документация, тексты. Все данные, которые входят в эмпирическую базу делятся на:

  • Первичные, полученные из первых рук: результаты соцопросов, информация о продажах, статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.
  • Вторичные, полученные из открытых информационных источников: публикации государственных органов, средств массовой информации, научно-исследовательских, проектных институтов, отраслевых изданий.

Выбор материалов зависит от дисциплины, темы научной работы и методов исследования, которые применяет автор. Например:

  1. В трудах по социологии материалом для эмпирической базы могут быть данные статистических реестров, мониторингов, соцопросов, анкетирования определенных групп населения.
  2. В лингвистических исследованиях выбирают словари, данные языковых корпусов, экспериментов.
  3. В работах по экономике основой для анализа послужат данные статистических отчетов, экономические индексы, индикаторы поведения компании, балансовые показатели.
  4. В курсовых и дипломных проектах по менеджменту анализируются кейсы, статистические данные, стратегии ведения бизнеса.

Эмпирическую базу стоит отличать от библиографического списка. Первая объединяет конкретные материалы, которые анализируются в работе. В списке же литературы содержатся предшествующие изыскания по выбранной теме, на которые ссылается автор в процессе обоснования выводов. Эмпирическую базу можно назвать разновидностью аналитической. Она также содержит материалы, к которым применяются методы исследований. Однако эти материалы в большинстве случаев являются продуктом исследователя, например, результаты обработки ответов на вопросы анкеты, разработанной автором.

Местоположение эмпирической базы в работе

Эмпирическая база есть в курсовой, дипломной, диссертации, или в каждой научной работе, в которой используются практические исследования, требующие обработки данных. Размещается она во введении, после описания предмета, объекта, цели и задачи, методологической базы. Текст оформляется по стандартам работы и обычно занимает один абзац, около 5 строк. Он содержит краткое описание методов, типов данных, их источников с указанием периода и места сбора. Исследователь должен показать, что данные:

  • Получены из надежных и авторитетных источников.
  • Соответствуют проблеме, показательны для данного вопроса, охватывают все стороны исследуемого объекта.
  • Статистически достаточны.

Объем данных зависит от области научных изысканий, проблемы и определяется средствами статистики. Даже один пример может быть показательным и статистически достаточным, если дать грамотное обоснование ценности полученных выводов.

Не всегда возможно получить достаточное количество материала. В таком случае при описании эмпирической базы необходимо детально указать, каких данных недостает, и оговорить ограничения исследования. Это актуально, когда выводы делаются в рамках определенных условий, например, при мониторинге особой группы респондентов.

Девушка с компьютером

Формирование эмпирической базы курсовой, дипломной работы

Первый опыт самостоятельных научных изысканий студент получает при написании курсовых работ. Он учится проводить практические исследования, анализировать результаты, делать выводы, а также грамотно оформлять научную работу по установленным правилам и ГОСТам. Элементом курсовой работы является эмпирическая база. Она располагается во введении и включает эксперименты, научные исследования, практические применения, которые используются при раскрытии темы.

Эмпирическая база исследования курсовой работы, диплома формируется в несколько этапов:

  • Изучение исследований, их практического применения в рамках заданной темы.
  • Составление плана формирования эмпирической базы.
  • Проведение исследований и анализ полученных результатов.

Суть эмпирических исследований сводится к тому, чтобы собрать и структурировать точные знания об объекте изучения. Для этого подбираются различные методы, инструменты. Они отличаются в зависимости от специальности, по которой пишется студенческая работа. К ним относятся методы:

  • Наблюдения — элементарный метод, изучающий объект при помощи наблюдения.
  • Сравнения — для получения информации сравниваются два и более объекта, выбранные по общим характеристикам, признакам.
  • Измерения — данный метод актуален для величин, которые измеряются в существующих единицах измерения.
  • Экспериментальный — эффективный метод получения желаемых результатов путем воздействия на объект изучения, создания особых условий.

Экспериментальный метод эмпирических исследований применяется для более глубокого изучения объекта. Он включает методы наблюдения, измерения, сравнения и другие более простые инструменты.

Данные, полученные из различных методов исследования, анализируются и структурируются в таблицы и расчеты. Таким образом, формируется эмпирическая база, необходимая для качественного написания всей работы.

В качестве базы студент часто использует современные технологии, социальные сети, публичные данные известных людей. Например, эмпирическую базу для студенческой работы по социологии могут составлять результаты анализа аккаунтов в социальных сетях группы людей, выделенной по общим признакам, взятые за определенный период времени.

Опыт, полученный при написании курсового, дипломного проекта пригодиться при работе над диссертацией.

Эмпирическая база диссертации

Диссертация отличается от студенческой итоговой работы глубиной и масштабом исследований. Это серьезный научный труд, который обязательно содержит авторские наработки по поводу решения конкретных проблем, а также доказательства их практической ценности. Отличается и подход к выбору методов исследования и формированию эмпирической базы.

В этом разделе указываются все источники, которые использовались при написании диссертации. Рекомендуется группировать документы и данные по типам, классификациям. Структура формирования эмпирической базы диссертации:

  • Принципы изучения и обобщения материала, положенные в основу исследования.
  • Как получена информация, которая используется в работе. Например, анализ, результатов социологических опросов, экспертных оценок, документальных публикаций или библиографических элементов.
  • Каким материалам уделено внимание в диссертации: документы международных организаций, тексты договоров и соглашений, выступления официальных представителей.

Эмпирическая база в магистерской, кандидатской диссертации располагается во введении. Она обязательно включает данные исследований, проведенных лично или при участии соискателя. В качестве материалов исследования выступают российские и международные социологические, статистические исследования, такие как РМЭЗ-ВШЭ, ESS, а также информация по теме, которая имеется в свободном доступе или предоставленная научным руководителем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать эмоциональный текст
  • Как написать эмодзи на компьютере
  • Как написать эмодзи на клавиатуре виндовс 10
  • Как написать эмоджи я тебя люблю
  • Как написать эмоджи на компьютере