Как написать этапы проекта

Чтобы ориентироваться в проектном менеджменте, каждый PM специалист должен хорошо разбираться в его терминологии. Все проекты уникальны. Но, есть кое-что общее, что их объединяет. Они имеют свои жизненные циклы, разделённые на отдельные этапы. Каждый этап завершается ключевой точкой, от успешного прохождения, которой во многом будет зависеть успешность реализации проекта. В нашем обзоре мы подробнее рассмотрим основные этапы проекта. Разберёмся, какие действия нужно совершать на каждом из них, чтобы получить запланированный результат.

Управляйте каждым этапом проекта с помощью ЛидерТаск

Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск

Из чего состоит проект

Этапы проекта

Понятие проекта гораздо шире идеи или цели. Это – набор определённых действий, в результате последовательного выполнения которых получается готовый продукт. Отличительные особенности проекта:

  • У него есть начало и конец.
  • Он состоит из сложных заданий, которые выполняются в определённом порядке.
  • Его результатом является абсолютно новый, ранее не существовавший продукт или результат, который можно представить заказчику.
  • Для его реализации необходим определённый набор ресурсов.
  • Его бюджет и ресурсы ограничены.
  • В его реализации принимает участие большое количество людей.

Задачи в рамках проекта выполняются ответственным исполнителем или группой исполнителей по списку, задающему последовательность действий. Несколько проектов могут объединяться в программы. В качестве примера можно привести космическую программу США, включающую несколько крупномасштабных проектов, в том числе, Challenger.

Жизненным циклом проекта называют последовательно сменяющие друг друга этапы, в ходе которых совершаются определённые действия, преобразующие идею в конкретный результат. Получив знания об этих процессах, команда, работающая над проектом, получает возможность действовать рационально и осознанно. Благодаря этому:

  • Работа над проектом будет структурированной, организованной и эффективной.
  • Задачи в рамках проекта можно отслеживать на каждом этапе.
  • Проект быстрее завершится, так как все непредвиденные препятствия будут минимизированы в ходе предварительного и текущего планирования.

Используя преимущества концепции жизненного цикла проекта, можно избежать расходования денег впустую, на задачи, не соответствующие изначальным целям.

Этапы работы над проектом

Этапы управления проектами

Итак, мы определились, что жизненный цикл любого проекта состоит из отдельных этапов. Они следуют друг за другом. Чтобы достичь желаемого результата, нужно двигаться последовательно. Чтобы понять, как это сделать правильно, рассмотрим основные этапы работы над проектом. Разберёмся, что происходит на каждом этапе. Как конечный результат каждого из них влияет на успешность и сроки реализации проекта.

В проектном менеджменте выделяют пять этапов управления проектом:

  • Инициацию.
  • Планирование.
  • Выполнение.
  • Мониторинг.
  • Завершение.

На каждом из данных этапов остановимся подробнее.

Что такое инициация проекта

Любой проект начинается с этого этапа. Он начинается, когда проект находится на стадии утверждения. Его цель – выяснить целесообразность проекта. Решить для себя, стоит ли приступать к его реализации. Для этого выполняются следующие действия:

  • Составляется бизнес-сценарий.
  • Определяется выгода от его выполнения.
  • Уточняются необходимые ресурсы.
  • Формируются критерии, по которым он будет оцениваться.
  • Назначается куратор.
  • Уточняются цели, границы.
  • Утверждается список процессов.
  • Производится согласование устава и плана проекта.

На этой стадии составляется подробное описание проекта, изучается бизнес-среда, в которой он будет осуществляться, выбирается путь его реализации с объяснением причины такого решения. Определяются результаты и выгоды, которые будут достигнуты при успешном завершении проекта.

После тщательного анализа всех факторов, влияющих на проект, делаются выводы о возможности и перспективности его осуществления. При положительном решении нужно переходить к следующему этапу. Если по проекту принимается отрицательное решение, необходимо вернуться к фазе обсуждения и найти возможные способы решения проблемы. Для этого можно воспользоваться шаблоном карты проекта.

Особенности планирования

Планирование проекта

Планирование начинается с момента запуска проекта и продолжается вплоть до его завершения. Даже если вам не терпится приступить к работе, игнорировать этот этап нельзя. От точности, скрупулёзности планирования во многом зависит успешность реализации проекта. Хорошо составленный план поможет избежать многих ошибок и предотвратить провал проекта из-за неточности оценок и плохо налаженных коммуникаций. На данном этапе необходимо ответить на следующие вопросы:

  • С какой целью создаётся проект?
  • Как будут определяться его показатели эффективности (KPI)?
  • В какой области он будет реализован?
  • Какие задачи нужно выполнить исполнителям?
  • Кто будет над ним работать?

Также на стадии планирования уточняется бюджет проекта, рассчитываются его риски, контрольные точки.

Одним из важных разделов планирования является управление рисками. К ним относят факторы, способные повлиять на ход реализации проекта. Риски делят на категории по вероятности возникновения (случится или нет) и по влиянию на процесс (низкое или высокое). Для минимизации последствий рисков резервируют часть ресурсов. Если их слишком много, стоит задуматься о целесообразности проекта. На стадии планирования определяют критический путь проекта – перечень работ, которые невозможно выполнить, не завершив предыдущую задачу.

При использовании итеративного подхода управления проектом составляется план управления событиями (вехами), помогающий установить ориентиры достижения целей на каждом этапе. Веха – это результат, достигнутый к установленному времени. Обычно вехами считают точки, в которых выполнение каких-то действий даёт значимый и заметный результат.

Для определения конечной цели проекта используют систему SMART, основанную на принципах конкретности, достижимости, измеримости, уместности и ограничения во времени. В ходе планирования разрабатывается детальное руководство к действию, составляется календарный план выполнения работ. Результатом данного этапа должен стать чёткий график или план с задачами для каждого исполнителя.

Выполнение проекта

Когда подробный план проекта составлен, пора приступать к выполнению задач, поставленных каждому участнику. При этом выполняются следующие действия:

  • Подбирается команда специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для выпуска нового продукта.
  • Выбираются поставщики ресурсов, необходимых для выполнения проектных работ.
  • Уточняются параметры, определяющие качество произведённого продукта или услуги. Для этого разрабатываются стандарты производства и взаимодействия с клиентами. Их включают в систему обучения персонала компании.
  • Организуются коммуникации между участниками рабочих процессов, их руководителями и клиентами.
  • Продолжается работа по развитию и обучению команды. Проводятся мероприятия по сплочению её участников, поддержанию корпоративного духа, поддержки в коллективе.
  • Формируются эффективные каналы передачи информации.

Мониторинг проекта

Мониторинг выполнения проекта

В процессе выполнения проекту необходим контроль движения в соответствии с планом. На данном этапе важно отследить, как выполняются поставленные задачи:

  • Сдаются ли они в срок.
  • Как справляются со своими заданиями исполнители.
  • Насколько эффективно расходуется бюджет.

Для мониторинга используются различные инструменты и методики. Например, внезапные проверки совместно с руководителями групп, ежедневные собрания или еженедельные совещания с подробным разбором текущих рабочих процессов. На основе информации, поступающей из всех этих и других источников, вносятся необходимые корректировки.

Проведение регулярных планёрок поможет держать всю команду «в тонусе». Поможет устранить препятствия для решения поставленных задач на начальном этапе их возникновения. Для документальной фиксации обсуждаемых тем разрабатывается шаблон протокола еженедельного собрания. При выявлении отклонения от плана у руководителя проекта будет возможность изменить направление работы или скорректировать начальный план в соответствии с новыми обстоятельствами. Для упрощения мониторинга используется программное обеспечение, обеспечивающее централизованное хранение информации.

На данном этапе выполняются следующие действия, влияющие на ход проекта:

  • Осуществляется мониторинг групп и рабочих процессов на критическом пути.
  • Выявляются возможности для повышения производительности.
  • Сопоставляются фактические и плановые затраты по проекту.
  • Анализируются риски и подбираются пути для их устранения или снижения.

Мониторинг или планомерное, систематическое наблюдение за всеми участниками и процессами проекта направлено на выявление любых отклонений от целей. Для этого используются критерии, зафиксированные в бюджетах, календарных планах, нормативных и финансовых документах, утверждённых в ходе планирования.

В самом начале проекта определяются возможные отклонения от плана. В исследовательских проектах отклонения могут составлять до 20 %. Из-за высокой доли неопределённости план таких проектов обычно бывает приблизительным и корректируется по ходу выполнения.

Контроль проекта

Совместно с этапом мониторинга осуществляется контроль над реализацией проекта. Он бывает:

  • предварительным.
  • текущим;
  • заключительным.

Задача предварительного контроля – обеспечение соблюдения установленных правил и процедур. Он действует до начала фактических работ по проекту. Затрагивает материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В ходе предварительного контроля определяются требования к качеству материалов и оборудования, происходит отбор поставщиков. Изучаются профессиональные навыки и знания исполнителей. Устанавливаются лимиты по расходованию средств на каждом этапе.

Текущий контроль необходим для отслеживания рационального расходования времени (достижения определённых результатов к намеченным срокам), бюджета и ресурсов. Цель заключительного контроля – обобщение полученного опыта для последующих разработок и реализации проектов аналогичного плана.

Завершение проекта

Данный этап означает формальное завершение работ по проекту. Включает следующие фазы:

  • Передачу заказчику описания продукта, отчётов, протоколов тестирования.
  • Финальную оценку финансовой ситуации по проекту.
  • Составление заключительного отчёта и проектной документации.
  • Формирование списка незавершённых вопросов и финишных работ.
  • Регулирование спорных вопросов.
  • Закрытие проекта приказом компании.

Документация по проекту сохраняется в надёжном месте, обеспечивающем свободный доступ для дальнейшего использования. После сдачи работы заказчику производится оценка его удовлетворённости, на основании которой делаются выводы для будущих проектов. Неудачи и успехи фиксируются для более успешной работы в дальнейшем.

Перспективы применения ПО в сфере управления проектами

Учитывая сложность управления проектами, отслеживать все процессы вручную достаточно проблемно. На помощь приходят современные цифровые технологии. Для планирования и мониторинга его процессов разумно использовать соответствующее программное обеспечение. Благодаря его применению повышаются шансы на успех, снимается нагрузка на менеджеров. Среди преимуществ автоматизации управления проектами стоит отметить:

  • Повышение прозрачности и наглядности работы.
  • Детальное пояснение ролей и обязанностей каждого участника.
  • Упрощение практической работы благодаря назначению задач исполнителям.
  • Организацию эффективных коммуникаций, устраняющих риск потери важной информации.

Приложение ЛидерТаск – программа для управления проектами

Главный экран ЛидерТаск полный экран

ЛидерТаск – инновационный инструмент для управления проектами, выполненный в виде мультиплатформенного планировщика задач с возможностью обмена данными между устройствами и участниками проекта. Помогает организовать работу в команде, создавать задачи для исполнителей и контролировать их исполнение на каждом этапе работы над проектом.

Экономит время, обеспечивает систематизацию и надёжное хранение информации в одном месте с возможностью доступа к задачам и организации совместного контроля над процессом. Поддерживает Agile-методологию управления проектами. Имеет функции электронного органайзера, таск-менеджера и планировщика задач.

Программа удобна для ежедневного и стратегического планирования, ведения персональных и групповых проектов с задачами, разбивающимися на отдельные подзадачи. Функционирует на всех цифровых платформах. Позволяет организовать эффективную работу над проектом, как в офисе, так и в дистанционном режиме.

Заключение

Рассматривая этапы реализации проекта, важно затронуть вопрос об управлении каждым из них. Для этого нужно определить правильный способ коммуникации с участниками процесса, выбрать подходящую методологию.

Для управления жизненным циклом проекта используются предективные, итеративно-инкрементные и гибкие модели. Каждая методология базируется на собственной стратегии, от которой зависит способ и успешность реализации проекта. Грамотно подобрав модель управления, вы получите правильные принципы, эффективную командную работу и другие преимущества в работе над проектами.

Вопросы и ответы

Что такое жизненный цикл проекта?

Михаил Калашников

Михаил Калашников

Жизненным циклом проекта называют последовательно сменяющиеся этапы, в ходе которых совершаются действия, преобразующие идею в конкретный результат. Используя преимущества концепции жизненного цикла проекта, можно избежать расходования денег впустую, на задачи, не соответствующие изначальным целям.

Сколько всего этапов проекта?

Михаил Калашников

Михаил Калашников

Проект можно разделить всего на пять этапов:
Инициацию(составляется бизнес-сценарий и уточняются цели);
Планирование(кто будет работать и какие задачи необходимо выполнить);
Выполнение(основная деятельность по достижению поставленной цели проекта);
Мониторинг(сопоставление фактического и планируемого результата);
Завершение.

Этапы работы над проектом

Основные результаты:

  • Определение конкретной, социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической.
  • Определение направления деятельности.
  • Предварительная формулировка основной идеи (гипотезы).
  • Создание плана работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.
  • Анализирует потребности, формулирует тему, противоречие, проблему, цели и задачи работы.
  • Составляет план работы над проектом.
  • Мотивирует учащихся.
  • Проводит установочное занятие: знакомит с целями, задачами, формами работы в рамках проектной деятельности, требованиями к проекту, критериями оценивания и т.п.
  • Организует деятельность по анализу и выявлению потребностей.
  • Консультирует по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации, формулировке основных идей и замыслов.
  • Утверждает темы проектов, планы работы.
  • Устанавливает критерии оценки проектов в соответствии со спецификой выбранных тем.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, перечни примерных тем, письменные рекомендации авторам проектов, требования, сроки, график консультаций, алгоритмы работы и пр.

Основные результаты:

  • Анализ литературы по проблеме.
  • Теоретическое обоснование идеи (гипотезы).
  • Выбор и обоснование путей решения проблемы.
  • Определение вида продукта и сроков презентации.
  • План действий по разрешению проблемы.

* По окончании этого этапа должен быть готов черновик первой главы пояснительной записки, обоснован выбор инструментов и материалов, составлены инструкционные карты (для практико-ориентированного проекта), составлен план эксперимента (для исследовательского проекта).

  • Анализирует проблему, определяет источники информации, выбирает критерии оценки результатов, обосновывает свои критерии успеха.
  • Осуществляет анализ и отбор информации для теоретической главы пояснительной записки.
  • Конкретизирует и обосновывает идею, определяет желаемый результат проекта, его параметры, способы достижения.
  • Проводит индивидуальные консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помогает учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. Консультирует по содержанию проектов.
  • Организует промежуточные отчеты учащихся, проводит организационно-консультационные занятия.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, информационные базы данных, образцы выполненных проектов, письменные рекомендации авторам проектов: требования к оформлению, инструкционные карты и т.п.

Основные результаты:

  • изготовление изделия, продукта,
  • окончательное оформление технологической документации.

* По окончании этого этапа должен быть готов черновик пояснительной записки и изделие.

  • Выполняет подготовительную работу: эскизы, поиски, упражнения и т.п.
  • Изготавливает продукт (проводит эксперимент), вносит коррективы согласно замечаниям.
  • Вносит коррективы в технологическую документацию.
  • Организует работу учащихся в учебных мастерских (исследовательских лабораториях). Контролирует, корректирует.
  • Консультирует по вопросам изготовления изделия, выбору материалов, методов, корректировке изделий.

Дидактическое обеспечение: учебные мастерские (лаборатории). Образцы инструкционных карт, протоколов экспериментов.

Основные результаты:

  • подготовка к защите,
  • оформление результатов работы.
  • Оформляет пояснительную записку.
  • Готовит защиту проекта: публичное выступление, презентацию.
  • Консультирует по вопросам подготовки к защите: знакомит с требованиями к публичной защите, требованиями к оформлению презентации.
  • Проводит репетиционно-консультационное занятие: предзащиту проекта (при необхо-димости).
  • Организует процедуру защиты.
  • Определяет программу и сценарий публичной защиты.
  • Определяет список гостей, приглашаемых на защиту.
  • Подготавливает аудиторию.
  • Подготавливает раздаточные материал и бланки оценки проектных работ.
  • Проверяет готовность учащихся к защите.

Дидактическое обеспечение: образцы оформления пояснительной записки. Примеры докладов и презентаций.

Основные результаты:

  • защита проекта,
  • внедрение результатов работы.
  • анализирует выполненный проект, выясняет причины успехов и неудач.
  • Проводит анализ достижений поставленной цели.
  • Участвует во внедрении проекта.
  • Организует публичную защиту проекта.
  • Организует оценку проекта, рефлексию учащегося.
  • Участвует в коллективном анализе проекта.
  • Подводит итог, обнародует результаты оценивания проектов.
  • Оформляет распоряжения по внедрению результатов проекта (при необходимости).
  • Организует выставку работ (при необходимости).

Дидактическое обеспечение: аудитория для публичной защиты с мультимедиа обеспечением и стендами для размещения изделий. Бланки оценивания, бланки рефлексии.

Эксперт в области управления индустриальными инвестиционными проектами в FMCG на территории СНГ и в Европе с 16-летним опытом. Руководитель проектов цифровой трансформации в компании Danone, студент программы Skillbox и СПбГУ MBA «Лидеры изменений».

Email: aiparamonov@mail.ru

Даже если человек не имеет никакого отношения к менеджменту, он сталкивается с проектами каждый день. Проект — это процесс получения нового продукта или уникального результата. Строительство нового жилого дома, поездка в отпуск, покупка новой пары обуви и организация ужина — всё это проекты. Проект начинается с замысла и постановки цели, а заканчивается результатами.

Структура проекта — это инструмент, который поможет достигать цели проектов с минимальными затратами времени и денег.

В статье расскажем, что такое структура проекта и для чего она нужна. На примере разберём, как пошагово разработать структуру проекта и какие методики для этого использовать.

Структура проекта — система элементов проекта, необходимых для того, чтобы эффективно им управлять. К элементам относятся:

  • цели проекта и результаты, которых нужно достичь;
  • бюджет проекта и график финансирования;
  • команда проекта и матрица распределения ответственности между исполнителями;
  • задачи проекта и график их выполнения;
  • матрица рисков проекта и план их минимизации.

Задача структуры проекта — настроить все процессы так, чтобы главная цель была достигнута с оптимальным соотношением цены, времени и качества. Для каждого проекта можно сделать приоритетными только два фактора из трёх. Сделать быстро, качественно и дёшево в одном проекте не получится — нужно решить, что важнее, но при этом стремиться к тому, чтобы сбалансировать эти факторы.

Для одного проекта можно выбрать только два фактора из трёх — этот принцип можно назвать главным в проектном управлении
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Мы будем изучать структуру проекта на примере — нашим проектом будет подготовка семейного ужина. Представим, что ужин хотят устроить дёшево и быстро. Тогда снизится качество: на столе окажутся простые блюда из некачественных ингредиентов.

Если делать качественно и быстро, вырастет стоимость: придётся заказать доставку блюд из ресторана или заплатить повару. Если делать дёшево и качественно, проект потребует больше времени: все блюда нужно будет готовить самостоятельно.

Структура проекта нужна, чтобы определить приоритеты проекта и правильно сбалансировать их. Ниже на примере разберём, как составить структуру проекта в семь этапов.

Выделяют семь основных шагов для создания структуры проекта. Каждый шаг — это ответ на вопрос.

Шаг 1. Что делаем и зачем? С этими вопросами поможет разобраться интеллект-карта «Дерево целей». На ней отмечают основную цель проекта и все задачи, которые нужно выполнить, чтобы её достичь. Затем к каждой задаче прописывают подзадачи, к каждой подзадаче — подзадачи второго уровня и так далее. Получается дерево, где в центре расположено общее, а по краям частное, как на рисунке ниже.

«Дерево целей» — декомпозиция основной цели на задачи и подзадачи
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

В нашем примере конечная цель — организовать званый ужин. Задачи — приготовить все блюда, навести порядок, накрыть на стол. Следующий уровень задач — приготовить отдельные ингредиенты, помыть пол и вытереть пыль, подготовить скатерть, посуду.

Дерево целей стоит делать подробным. Тогда объяснить участникам проекта их задачи будет проще. Команда будет вовлечена в проект и сильнее мотивирована.

Шаг 2. Как сделать? На этом этапе нужно разобраться, в какой последовательности будут выполнены задачи и подзадачи. Кроме того, нужно определить взаимосвязи между ними. Например, сначала сварить яйца, потом их почистить и уже потом нарезать. Здесь пригодится составленная интеллект-карта.

В итоге получится сетевая модель проекта. Она поможет найти минимальные сроки завершения проекта и его отдельных этапов. По этой же модели определяют критический путь — цепочку задач, без завершения которых невозможно закончить проект.

Шаг 3. Когда сделать? На этом этапе нужно подготовить график выполнения работ со сроками. Это поможет сделать уже составленная сетевая модель.

Сначала длительность работ определяют на основе своего опыта или экспертного мнения коллег. Затем ещё раз проверяют, насколько сроки реальны: для этого сопоставляют объёмы работ с числом участников и временем, которое они будут посвящать проекту.

Может оказаться, что один из этапов проекта займёт больше времени, потому что в команде не хватает исполнителей. Лучше это выяснить в начале проекта, пока не поздно что-то предпринять: перебросить людей с одних задач на другие или договориться о сверхурочной работе.

Вернёмся к нашему примеру: подготовка ужина займёт больше времени, если всё делать самостоятельно. Если с приготовлением некоторых блюд поможет подруга, то можно закончить работу в два раза быстрее.

Шаг 4. Кто сделает? На этом этапе внутри сформированной команды выделяют роли и распределяют обязанности. Если проект несложный, всё может сделать один исполнитель. В больших проектах роли чаще всего распределены между многими участниками.

В нашем примере это выглядит так: кто-то отвечает за составление меню, кто-то — за закупку продуктов, кто-то — за приготовление блюд, а кто-то — за уборку.

Распределить ответственность важно в начале проекта, чтобы в процессе не возникло соблазна изменить правила. Если правила нигде не закреплены, выполнение проекта может оказаться под угрозой.

Для распределения полномочий, ролей и управления отношениями в команде используют матрицу RACI. По вертикали выписывают перечень задач, по горизонтали — исполнителей. На их пересечении ставят буквы, которые означают степень ответственности:

  • R (responsible) — ответственный за часть задачи или подзадачу. Например, ребёнок перед сбором гостей идёт в магазин за хлебом. Он не готовит блюда, но принимает участие в организации ужина.
  • A (accountable) — ответственный за всю задачу полностью. Может делегировать подзадачи R-участникам. В нашем примере это подруга, которая отвечает за сервировку стола и отправляет ребёнка за хлебом.
  • C (consult) — эксперт, который консультирует команду по вопросам, связанным с его компетенцией. Допустим, друг семьи знает уникальный рецепт блюда.
  • I (informed) — участники, которые должны быть в курсе статуса работ. В нашем примере это гости. Если мы будем задерживать подачу ужина, нужно будет их об этом предупредить.

Так выглядит готовая матрица RACI
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Шаг 5. Сколько стоит проект? На этом этапе составляют бюджет проекта. К нему важно приступать только после качественной проработки предыдущих пунктов. Нужно ещё раз вернуться к шагам 1–3 и задать вопрос: «Сколько это будет стоить?» Когда бюджет ограничен, лучше с самого начала выстраивать процессы, ориентируясь на максимальную сумму.

Если проект начинают выполнять без проработанной структуры, он может попасть в ловушку — внезапно выяснится, что на его завершение в срок с приемлемым качеством не хватает средств.

Если есть сомнения, нужно вернуться к шагу 1 и ещё раз задать вопросы: «Нам точно нужен этот проект? Какая у него цель?» Лучше остановить все процессы на этом этапе, чем вписаться в авантюру, потратить время, деньги и силы команды, а затем остановить проект на середине из-за нехватки бюджета. Это приведёт к тому, что команда потеряет мотивацию.

Шаг 6. А что, если?.. На этом этапе составляют матрицу рисков — один из важнейших элементов проработки структуры проекта. Нужно представить, что может пойти не так, и написать план защиты от рисков. Важно описать все сценарии, которые могут негативно повлиять на проект, затянуть сроки, увеличить бюджет, ухудшить результат.

Затем получившиеся сценарии обсуждают с командой. Это повышает уровень осознанности исполнителей. Кроме того, вся команда прорабатывает резервные планы. Так в ситуации цейтнота участники не будут тратить время на поиск решения — нужно будет просто запустить нужный протокол.

Все риски нужно заранее предусмотреть в графике и бюджете проекта. Например, если дома отключат свет, к приходу гостей ужина не будет. Или если мясо в духовке сгорит, придётся покупать и готовить его заново. На этот случай нужно оставить запас в несколько дополнительных часов и тысяч рублей.

Шаг 7. Начните всё заново. Важно повторить все шаги с первого по шестой минимум три раза. На втором и третьем круге структура проекта станет более подробной и прикладной — появится больше нюансов, которые до этого не учли. После этого нужно поправить все графики, изменить очерёдность работ, уточнить бюджет, перераспределить ответственных, доработать матрицу рисков.

Подробная структура проекта нужна, чтобы после его запуска не нужно было размышлять, как действовать дальше. Команда будет просто выполнять задачи.

Материалы, которые останутся после того, как команда пройдёт все семь этапов, не нужно класть в стол. Они должны стать инструментом для управления проектом. Возможно, на одном из этапов проект свернёт в сторону. Тогда сведения, с помощью которых можно будет принять взвешенное решение о его дальнейшей судьбе, будут под рукой.

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

  • Главная
  • Виды проектов
  • Виды продуктов
  • Темы проектов
  • Инструменты



Этапы написания проектной (исследовательской) работы



Перед началом написания проектной (исследовательской) работы следует правильно распределить этапы выполнения работы, это позволит сэкономить время и не делать одно и то же по несколько раз, а в некоторых случаях от правильности распределения этапов зависит итоговый результат.

Возможные варианты планирования выполнения проектной (исследовательской) работы

Вариант 1 — Этапы написания в соответствии с положением

Существует общепризнанная этапность выполнения проектных (исследовательских) работ и иных школьных и студенческих работ:

  1. Подготавливается введение работы.
  2. Подготавливается либо паспорт, либо аннотация, либо пояснительная записка.
  3. Подбирается литература, которая будет использоваться в ходе выполнения работы.
  4. Составляется план (главы, параграфы, пункты) будущей работы.
  5. Подготавливается теоретическая глава, в которой сразу расставлены сноски и сделаны выводы.
  6. Подготавливается практическая глава (проводится исследование) и подготавливаются выводы.
  7. На основании проведённого исследования подготавливаются рекомендации.
  8. Подготавливаются выводы по всей работы (заключение).
  9. Работа объединяется в один документ, также в него добавляется титульный лист.
  10. Подготавливается презентация и речь на защиту.
  11. Подготавливается продукт проектной деятельности (в том случае, если он не включён в текстовую часть проектной (исследовательской) работы).
  12. Работа сдаётся на проверку руководителю.
  13. Вносятся правки, которые были обнаружены руководителем в ходе проверки.
  14. Защита выполненной работы.

Итог, в среднем выполнение проектной (исследовательской) работы содержит в себе 13 этапов.

Данная этапность указана в положениях и ей пытаются следовать учащиеся и студенты при выполнении проектных (исследовательских) работ, но он не всегда является верным и удобным для реализации, так если практическое исследование занимает длительный период, то можно не успеть провести само исследование или подготовить выводы по его итогу, кроме того, составить план (содержание) по теме, которая досконально не изучена не всегда, возможно, поэтому, составив план до начала выполнения работы, можно прийти к тому, что информации по указанным в плане разделам недостаточно или наоборот слишком обширные разделы выведены для параграфов.

Вариант 2 — Этапы написания, которые позволят упростить написание проекта

В том случае если проектная (исследовательская) работа выполняется и сдаётся на проверку руководителю (куратору) полностью выполненной то можно следовать следующему плану выполнения проекта:

  1. Подбирается и анализируется теоретический материал, составляется план теоретической главы.
  2. Выполняется теоретическая глава со списком использованных источников, расставляются сноски на заимствованный материал.
  3. В таком случае список литературы составляется не отдельно от выполнения работы, а сразу, т.е. в список литературы источник добавляется сразу, как с него взята информация.

  4. Составляется план практической главы (после выполнения теоретической части, составить план практической главы гораздо легче, т.к. становится понятным какое исследование можно провести).
  5. Проводится практическое исследование, подготавливаются выводы и рекомендации.
  6. Рекомендации могут быть подготовлены не по каждой теме, так в большинстве случаев рекомендации по проектным (исследовательским) работам, которые выполняются по «Истории», «МХК», «Литературе», «Музыке» не могут быть подготовлены, они, например, могут быть заменены «Интересными фактами по теме исследования».

  7. Подготавливаются выводы – «Заключение» проектной (исследовательской) работы.
  8. Пишется вводная часть – «Введение». В случае её написания по завершении выполнения проектной (исследовательской) работы:
    • будет понятно, чем данная тема актуально, т.е. легче написать актуальность;
    • точно известно, что является объектом и предметом исследования;
    • задачи уже готовы, ведь они соответствуют параграфам работы;
    • известны все используемые методы, которые были использованных в ходе работы;
    • понятно, что является практической и теоретической значимостью проектной (исследовательской) работы.
  9. Подготавливается паспорт, либо аннотация, либо пояснительная записка к проектной (исследовательской) работе.
  10. Оформление работы, добавление титульного листа.
  11. Работу лучше оформлять по итогу полного её выполнения, так оформлять работу будет проще и оформление будет единообразным.

  12. Подготавливается продукт проектной деятельности, либо его описание, если продуктом является сценка, классный час и прочее.
  13. Данный этап актуален для проектных (исследовательских) работ, в которых продукт проектной деятельности является отдельной частью работы и не включён в сам проект.

  14. Проектная работа сдаётся на проверку руководителю.
  15. Вносятся правки, которые были обнаружены руководителем в ходе проверки.
  16. Подготавливается презентация и речь к защите проекта.
  17. Презентацию и речь лучше подготавливать после полной проверки работы руководителем (куратором), так как в случае необходимости внесения изменений их не придётся вносить в речь и презентацию.

  18. Защита выполненной работы.

Итог, также выполнение проектной (исследовательской) работы состоит из 13 этапов, как легче выполнять работы решает каждый для себя, но в том случае, если проектная (исследовательская) работа сдаётся на проверку полностью выполненная, то второй вариант выполнения будет легче.

Как не надо выполнять проектную (исследовательскую) работу

Существует ряд ошибок допустив которые можно усложнить себе выполнение проектной (исследовательской) работы:

  1. Не следует делать всё и сразу, т.е. делать теоретическую часть и практическую, попутно выполнять презентацию и речь к защите – такой подход может привести к тому, что в определённый момент придётся изменить план работы и тогда всё придётся переделывать заново, или будет решено добавить/убрать материал, что также приведёт к изменению во всех выполненных материалах.
  2. Если руководитель (куратор) просит приносить работу на проверку по частям, не следует это игнорировать, так как при проверке по частям руководитель будет вносить правки и давать советы по ходу написания, а если работа будет принесена сразу вся, то при внесении правок придётся переделывать больший объём работы.
  3. Не стоит использовать в ходе выполнения работы чужие наработки, то есть даже в том случае, если в интернет есть работа по схожей теме, не стоит использовать их в качестве источников информации, так как проверить работу на достоверность невозможно.



Помогла статья, поделись ссылкой



Реклама

Актуальные и интересные темы проектных работ

Описание теоретической, практической главы, а также продукта проектной деятельности

Перейти

Статьи в категории

  • Этапы написания проектной (исследовательской) работы

Смотрите также

Реклама

Опрос

Метки

Реклама

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU — Самостоятельное написание проектных работ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дополнение к письму образец как написать
  • Как написать эмэндэмс
  • Домогание как пишется
  • Как написать хорошую квенту
  • Доброго здоровьечка как пишется