Как написать эту задачу

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 9,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 73,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 9,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 11,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 52,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 66,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 97,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 67,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 40. ПР 6. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 59,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 75,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 107,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 19,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 74,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 14,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 52,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 93,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 32,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 38. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 13,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 61,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 72,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 92,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

5 класс

Задание 373,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 410,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 293,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 295,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 318,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 481,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 486,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 499,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 500,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 5,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 370,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 382,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 383,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 393,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 398,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 430,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 443,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 450,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 451,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


Образцы оформления задачи

 

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше«

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на … меньше«

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «БылоСтало…»

В вопросе «Сколько добавили

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «БылоОсталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «УбралиОсталось…»

В вопросе «Сколько было сначала   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по их условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

0 / 0 / 0

Регистрация: 01.12.2017

Сообщений: 1

1

Как написать эту задачу на Си?

01.12.2017, 03:55. Показов 1358. Ответов 2


только начал изучать Си, вот такую задачку нужно организовать на языке.
V1=1, V2=2, Vi=2*Vi-1+3*Vi-2, i=[3,4,…,n].
Буду благодарен за помощь.

__________________
Помощь в написании контрольных, курсовых и дипломных работ, диссертаций здесь



0



Programming

Эксперт

94731 / 64177 / 26122

Регистрация: 12.04.2006

Сообщений: 116,782

01.12.2017, 03:55

2

1272 / 1029 / 470

Регистрация: 25.12.2016

Сообщений: 3,333

01.12.2017, 08:32

2

Это почти числа Фибоначчи. Про них тут много написано, поищите.



0



mid150

39 / 37 / 21

Регистрация: 02.04.2016

Сообщений: 127

01.12.2017, 09:47

3

Лучший ответ Сообщение было отмечено c_beg как решение

Решение

c_beg,

C
1
2
3
4
5
6
7
8
... // начало программы, подключение библиотек и прочее
     const int n=3; //задаём количество элементов
     int m[n]; //создаём массив чисел
     m[0]=1; //задаём первый элемент (из вашего условия)
     m[1]=2; //задаём второй элемент (из вашего условия)
     for(int i=2;i<n;i++)  //цикл заполнения массива
    m[i]=2*m[i-1]+3*m[i-2]; //расчёт элементов массива
...//окончание программы



0



Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л
Выпили — 12 л
Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м 
Израсходовали — 10 м 
Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр.
Полили — 5 гр. и 3 гр.
Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к.
Посадили — ? кл. по 6 к.
Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р. 
Пришли — 3 д. и 4 м. 
Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н.
Подарил — 2 н.
Купил — 5 н.
Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

В ходе работы на уроках математики возникают частные вопросы оформления отдельных заданий: решения задач, нахождения значения числовых выражений, уравнений, неравенств, выполнения геометрических заданий.

Рассмотрим примерные рекомендации по оформлению отдельных заданий младшими школьниками в тетрадях по математике.

Во-первых, необходимо научить младших школьников легко определять количество строк, которые следует пропускать. Между работами — 4 клетки, внутри работы между заданиями — 2 клетки, внутри заданий между действиями — 1 клетку (образец 1).

Образец 1

Image

Требования к написанию цифр как в однозначных числах, так и в многозначных предъявляются единые. Каждая цифра пишется с наклоном в отдельной клетке, прислоняясь к её правой стороне. Особенно это требование актуально при выполнении действий с многозначными числами. Образцы написания цифр представлены в учебном наглядном пособии «Демонстрационный набор письменных цифр и математических знаков».

Во II классе учащимся удобнее все буквы в тетрадях по математике писать высотой в целую клетку (аналогично письму на уроках языка). В III и IV классах высота букв при повышении скорости письма может уменьшаться до 2/3 высоты клетки.

После даты, слов Домашняя работа, Классная работа, Задача точка не ставится. Слова Примеры, Уравнения, Неравенств, Математический диктант, Контрольный устный счёт в начальных классах не пишутся.

Как ученику II класса (именно в этом возрасте они начинают записывать дату выполнения работы) научиться определять место начала записи даты? Например, можно договориться отсчитывать от начала страницы (или от полей) 10 полных клеток, а в 11-й начинать запись даты, тогда будет достигнуто единство оформления письменных записей и ученику легко будет расположить дату посередине страницы.

Оформление математических диктантов может быть выполнено разными способами. Учащиеся I класса пишут под диктовку числа, учатся писать математические диктанты, записывая результаты в строку через запятую. Начиная со II класса результаты диктанта можно оформлять в строку или в столбики. Учащиеся должны быть научены фиксировать ответы поразному. Перед математическим диктантом учитель оговаривает с учащимися способ записи ответов. При записи результатов математического диктанта в строку учащиеся пишут каждый последующий результат через запятую. В случае отсутствия ответа на месте его ученик ставит прочерк. В противном случае проверка результатов выполненного диктанта вызовет затруднения, как у учителя, так и учащихся (при самопроверке и при взаимопроверке). (Образец 2.)

Образец 2

Image

Запись результатов математического диктанта может быть выполнена в столбики. Для этого перед началом диктанта учитель сообщает классу количество заданий предстоящего диктанта (10 или 12). Учащиеся до диктанта записывают половину порядковых номеров ответов (5 или 6) в первый столбик, а вторую половину — во второй, отступив вправо от записанных номеров заданий первого столбика оговоренное количество клеток, например 10. Порядковые номера заданий записываются с круглой скобкой. В ходе выполнения математического диктанта учащиеся записывают ответ рядом с порядковым номером. Ответы, в которых учащийся сомневается, могут быть им пропущены. Заполнение их возможно и при самопроверке. Перед тем как отдать работу на проверку учителю или однокласснику, ученик должен рядом с номерами невыполненных заданий поставить прочерк. (Образец 3.)

Образец 3

Image

В IV классе при изучении нумерации многозначных чисел фиксация результатов математического диктанта может производиться в один столбик. (Образец 4.)

Образец 4

Image

В оформление задачи входит слово Задача, запись решения и ответа.

Слово Задача записывается с большой буквы посередине строки. Ориентировочно необходимо отступить от левого края страницы 10 клеток. Если запись слова Задача располагается на той же странице, что и дата, то учащимся удобно провести по воздуху линию от первой цифры даты вниз, так как первая буква слова будет расположена под первой цифрой даты. (См. образец 1.)

В I классе решение задачи записывается в виде числового выражения. Значение числового выражения (ответ задачи) подчёркивается. Полный ответ задачи проговаривается устно. (Образец 5.)

Образец 5

Задача. Наде 7 лет, а её сестра на 3 года старше. Сколько лет сестре?

Image

Со ІІ класса пишутся слова Задача и Ответ. Второклассники учатся оформлять запись решения составной задачи. При записи решения задачи по действиям каждое действие пишется с новой строки. В начале строки ставится порядковый номер действия с круглой скобкой, отступается одна клетка и записывается действие. (Образец 6.)

Образец 6

Задача. В одном аквариуме было 24 рыбки, а во втором — на 8 рыбок меньше. Сколько рыбок было в двух аквариумах?

Image

Запись решения задачи может быть оформлена выражением. В этом случае порядковый номер в начале строки не ставится. (Образец 7.)

Образец 7

Image

В III и IV классах решение может быть оформлено по действиям без пояснений, с полными или краткими пояснениями, с вопросами, с планом, а также выражением. Если решение задачи записывается выражением, то нет необходимости делать пояснения после действия. Результат поясняется только в ответе.

Решение задачи по действиям с краткими пояснениями оформляется следующим образом. Пояснения к каждому из действий формулируются кратко (словосочетанием). Сразу после наименования ставится тире, и с маленькой буквы записывается пояснение, в котором заключается основной смысл ответа на поставленный вопрос. (Образец 8.)

Образец 8

Задача. В одной коробке 20 кг печенья, а в другой 12 кг. Из второй коробки продали 8 кг печенья. Во сколько раз в первой коробке стало больше печенья, чем во второй?

Image

Решение задачи по действиям с полными пояснениями оформляется следующим образом. (Образец 9.)

Образец 9

Задача. Расфасовали 70 кг яблок и несколько килограммов груш в пакеты. Один пакет с яблоками весит 10 кг, а с грушами — 9 кг. Сколько было килограммов груш, если пакетов с яблоками и грушами получилось поровну?

Image

Решение задачи с вопросами предполагает постановку вопросов к каждому из действий. Вопрос записывается с большой буквы с начала строки. После него ставится вопросительный знак, а затем с новой строки записывается действие. Порядковый номер действия в этом случае ставится один раз перед вопросом. (Образец 10.)

Образец 10

Задача. В коробке было 16 конфет. Четвёртую часть всех конфет съел брат, остальные конфеты разделили поровну между собой три сестры. Сколько конфет съела каждая сестра?

Image

Решение этой же задачи можно оформить с планом. (Образец 11.)

Образец 11

Image

При необходимости выполнить письменные вычисления решение задачи записывается сразу в столбик. (Образец 12.)

Образец 12

Задача. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Расстояние между городами 564 км. Один поезд шёл со скоростью 42 км/ч. С какой скоростью шёл другой поезд, если они встретились через 6 ч?

Image

Если решение задачи записывается выражением, при этом необходимо произвести письменные вычисления, они располагаются под выражением. (Образец 13.)

Образец 13

Задача. Товарный и пассажирский поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов. Товарный поезд шёл со скоростью 56 км/ч и прошёл 224 км. Пассажирский поезд шёл со скоростью 74 км/ч. Какое расстояние до встречи прошёл пассажирский поезд?

Image

Наименование пишется после каждого действия задачи или после выражения в скобках с маленькой буквы. В записи наименования допускаются сокращения (обязательно должно заканчиваться на согласный). После сокращения ставится точка, в случаях, если это сокращение не является общепринятым. Точка не ставится в наименованиях, обозначающих единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км, единицы измерения веса: г, кг, т, ц, единицы измерения времени: сут, ч, мин, с.

Слово Ответ записывается с начала строки, после него ставится двоеточие. После двоеточия на первом месте желательно записать число (результат решения задачи), а после него с маленькой буквы пояснение к нему. Ответ задачи может записываться как целыми словами, так и с использованием общепринятых сокращений (километров — км, метров — м, километров в час — км/ч и т. п.). Ответ записывается к каждой задаче. В случае если задача решается несколькими способами, делается пометка «1 способ, 2 способ» и ответ записывается один раз. Если решение задачи записано по действиям, а затем выражением, то ответ тоже записывается один раз. Если решение задачи выполнялось с полным пояснением, с записью вопросов по действиям, ответ может быть записан кратко. При этом записывается числовое значение и наименование либо число и словосочетание, отражающие ответ задачи. (См. образцы 9, 10, 11.) Если решение задачи записано выражением, по действиям с краткими пояснениями или без них, то ответ задачи должен быть полным (в виде числа и предложения). (См. образцы 6, 7, 8, 12, 13.)

К задаче может быть выполнена краткая запись. Она записывается после слова Задача. Между строками пропускается одна клетка. Буквы и цифры пишутся в соответствии с рассмотренными выше требованиями.

Запись нахождения значения математического выражения также оформляется единообразно. Если математическое выражение состоит из одного действия, которое решается устно, ученик записывает его в строку и рядом — его ответ. При записи нескольких таких выражений между столбиками рекомендуется пропускать в сторону 3 клетки, а вниз между столбиками — 2. (Образец 14.)

Образец 14

Image

Если математическое выражение состоит из одного действия, и для его решения требуются письменные вычисления, то оно сразу записывается в столбик и вычисляется. В строке можно разместить несколько математических выражений с письменными вычислениями при условии, что вправо между ними необходимо пропускать не менее 3 клеток. (Образец 15.)

Образец 15

Image

При письменном умножении на трёхзначное число следует рекомендовать учащимся размещать на одной строке только 2 примера, так как при записи происходит значительный сдвиг влево. При необходимости на строке размешается математическое выражение, а рядом проверка вычислений. (Образец 16.)

Образец 16

Image

Учащийся вправе сам принять решение о рациональном размещении на странице выполненных заданий. К примеру, если необходимо выполнить несколько примеров на деление многозначных чисел и сделать к ним проверку, на одной строке можно разместить примеры на деление, а под ними проверку. В таких случаях рекомендуется отступать вниз 2 клетки. (Образец 17.)

Образец 17

Image

Если математическое выражение состоит из нескольких действий, решение которых предполагает устные вычисления, то учащийся сначала определяет порядок действий (его можно надписать над выражением), затем производит устные вычисления и записывает ответ. Выполнять запись устных действий не нужно. (Образец 18.)

Образец 18

Image

Если математическое выражение состоит из нескольких действий, решение которых предполагает письменные вычисления, то сначала оно записывается в строку. Определяется порядок выполнения действий. Затем каждое действие записывается под выражением и выполняется. Полученный конечный результат записывается в первоначальную запись после знака «равно». (Образец 19.)

Образец 19

Image

Решение простейшего уравнения записывается в столбик: само уравнение, способ нахождения неизвестного, результат вычисления (значение неизвестного), проверка решения уравнения. Можно расположить решение двух уравнений в 2 столбика. При этом между уравнениями в сторону необходимо отступить 3 клетки. Слова Решение и Проверка, которые используются в образце оформления уравнения на страницах учебника, в тетрадях учащимися не записываются. (Образец 20.)

Образец 20

Image

Решение уравнений в два действия также записывается в столбик. Расположение двух таких уравнений также допустимо на одной строке при условии, что их решение не требует письменных вычислений. (Образец 21.)

Образец 21

Image

Если при решении уравнения необходимо выполнять письменные действия с многозначными числами, их следует располагать справа от записи решения уравнения. (Образец 22.)

Образец 22

Image

Сравнение чисел, выражений, величин. При сравнении двух чисел они записываются на строке с интервалом в одну клетку. В ней учащийся ставит знак. (Образец 23.)

Образец 23

Image

При сравнении многозначных чисел учащийся производит сравнение поразрядно. Достаточно обратить внимание на различающиеся цифры в разрядах, начиная с высшего, подчеркнуть их. Во второй строке можно записать только те цифры, которыми различаются числа. Это будет основанием для сравнения чисел. (Образец 24.)

Образец 24

Image

Если число необходимо сравнить с выражением, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значения выражения и сопоставления его с числом. (Образец 25.)

Образец 25

Image

Если необходимо сравнить два выражения, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значений обоих выражений. Найденные значения выражений целесообразно записать на следующей строке и после их сопоставления поставить знак сравнения между ними, а затем и на верхней строке в исходном выражении. (Образец 26.)

Образец 26

Image

При сравнении величин обращается внимание на единицы их измерения. Если величины выражены в одинаковых единицах измерения, то сравнение производится так же, как и сравнение чисел. Знак ставится между величинами после установления их равенства или неравенства. (Образец 27.)

Образец 27

Image

Если сравниваются величины, выраженные в разных единицах измерения, необходимо оценить возможность их сравнения без приведения их к единым единицам измерения; если это возможно, поставить требующийся знак. (Образец 28.)

Образец 28

Image

При сравнении величин, выраженных в разных единицах измерения, чаще всего обязательным условием является приведение их к одинаковым единицам (меньшим или большим). Запись лучше зафиксировать на следующей строке. После сопоставления преобразованных величин можно поставить знак равенства или неравенства и затем перенести его в исходное выражение. (Образец 29.)

Образец 29

Image

Задания геометрического характера могут включать только вычерчивание геометрических фигур, только нахождение параметров геометрических фигур, либо задание на нахождение параметров и вычерчивание фигур.

Если задание предполагает только вычерчивание фигуры (фигур), от предыдущего задания отступают две клетки и чертят заданную геометрическую фигуру.

Если задание предполагает только нахождение параметров геометрической фигуры, то ученик должен оформить выполнение задания как решение задачи: слово Задача, решение (нахождение параметров геометрической фигуры), ответ. Если в задаче не требуется вычерчивание фигуры, этого и не нужно делать. (Образец 30.)

Образец 30

Длина прямоугольника 12 см, а ширина в 4 раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника.

Image

Если задание предполагает нахождение параметров и вычерчивание фигуры, то оформляется это тоже как задача. Ученик должен привыкнуть к тому, что любые вычисления (даже устные) при нахождении параметров должны быть зафиксированы письменно. Сначала проводятся вычисления, затем вычерчивается фигура с полученными данными. (Образец 31.)

Образец 31

Начерти прямоугольник, длина которого 9 см, а ширина на 4 см меньше. Вычисли его периметр.

Image

В задании может быть задана длина первого отрезка. Второй и третий отрезки необходимо найти, а затем начертить. В таком случае ребёнку удобно начертить данный отрезок, вычислить размер второго отрезка (с записью действия), начертить полученный отрезок, затем найти длину третьего отрезка (с записью действия) и тогда его начертить. (Образец 32.)

Образец 32

Начерти отрезки. Длина первого 1 дм 1 см, второй на 8 см короче первого, а третий — в два раза длиннее второго.

Image

Это же задание учащийся может оформить иначе. (Образец 33.)

Образец 33

Image

Если к заданию было записано слово Задача, значит, к нему предполагается и Ответ.

Если необходимо произвести сравнение отрезков, значит, записывается слово Задача, после вычерчивания отрезков записывается математическое действие, с помощью которого производилось сравнение (вычитание, деление). Завершается выполнение задания записью ответа.

Отметим некоторые особенности вычерчивания отрезков.

  • Чертим отрезки, отступая от левого края страницы 1 полную клетку.
  • Все отрезки необходимо чертить друг под другом, при этом их начальные точки должны находиться на одном расстоянии от левого края страницы.
  • Пропуски между отрезками вниз составляют 1 клетку.
  • Края отрезков отмечаются небольшими штрихами.

Нахождение значения выражения с переменной записывается следующим образом. (Образец 34.)

Образец 34

Найди значение выражения:

а) 35 – а при а = 8,13

Image

Образец 35

При каких значениях буквы а неравенство а · 7 < 35 будет правильным?

Image

Требования к оформлению контрольных работ. Оформление их производится так же, как и классных работ. Исправления делаются в случае необходимости аккуратно. Краткая запись к задаче, вопросы, пояснения, которые помогают при обучении решению задач, в контрольной работе не требуются, так как их использование часто влечёт множество орфографических ошибок, не отражающих реальные математические знания детей. Формулировки заданий контрольной работы учащимися не переписываются в тетрадь. Ставится лишь порядковый номер выполняемого задания.

Порядок выполнения заданий контрольной работы учащийся может выбрать сам. Записывая решения заданий, он должен ставить тот порядковый номер задания, под которым оно стоит в контрольной работе. (Образец 36.)

Образец 36

Image

Хочется отметить, что далеко не все частные случаи оформления записей по математике удалось осветить в статье. Кроме того, прописанные в данной статье рекомендации являются примерными. Если учителем, методическим объединением учителей наработаны более рациональные приёмы обучения учащихся оформлению записей в тетрадях по математике без нарушения общепринятых норм, они имеют право внедрять их в свою деятельность. Важным остаётся требование единообразия оформления записей всеми учащимися.

Работа по формированию у младших школьников культуры оформления записей в тетрадях по математике кропотливая, требует терпения. Однако необходимо помнить, что эти условности, используемые школьниками, не отражают математической подготовки учащихся, поэтому не следует строго наказывать учащихся за то, что кто-то из них пропустил не 10, а 11 клеток при записи даты или допустил и прочие отклонения. Важно, чтобы записи были рациональными, единообразными, экономичными, лаконичными и при этом эстетично оформленными.

Образцы
оформления заданий на уроках математики

В
ходе работы на уроках математики
возникают частные вопросы оформления
отдельных заданий: решения задач,
нахождения значения числовых выражений,
уравнений, неравенств, выполнения
гео­метрических заданий.

Рассмотрим
примерные рекомендации по оформлению
отдельных заданий младшими школьниками
в тетрадях по математике.

Во-первых,
необходимо на­учить младших школьников
легко
определять количество строк, которые
следует пропускать.

Между
работами — 4 клетки, вну­три работы
между заданиями — 2 клетки, внутри
заданий между дей­ствиями — 1 клетку
(образец 1).

Требования
к написанию цифр
как
в однозначных числах, так и в многозначных
предъявля­ются единые. Каждая цифра
пи­шется с наклоном в отдельной
клетке, прислоняясь к её правой стороне.
Особенно это требование актуально при
выполнении дей­ствий с многозначными
числами. Образцы написания цифр
пред­ставлены в учебном наглядном
по­собии «Демонстрационный набор
письменных цифр и математичес­ких
знаков».

Во
II классе учащимся удобнее все буквы в
тетрадях по математи­ке писать высотой
в целую клетку (аналогично письму на
уроках язы­ка). В III и IV классах высота
букв при повышении скорости письма
может уменьшаться до 2/3 высоты клетки.

После
даты, слов Домашняя
работа, Классная работа. Зада­ча
точка
не ставится. Слова При­меры,
Уравнения, Неравенств, Математический
диктант, Кон­трольный устный счёт
в
началь­ных классах не пишутся.

Как
ученику II класса (именно в этом возрасте
они начинают за­писывать дату
выполнения рабо­ты) научиться
определять место
начала записи Даты?
Например,
можно договориться отсчитывать от
начала страницы (или от по­лей) 10
полных клеток, а в 11-й начинать запись
даты, тогда будет достигнуто единство
оформления письменных записей и ученику
легко будет расположить дату по­середине
страницы.

Оформление
математических диктантов
может
быть выполне­но разными способами.
Учащиеся I класса пишут под диктовку
чис­ла, учатся писать математические
диктанты, записывая результаты в строку
через запятую. Начиная со II класса
результаты диктанта можно оформлять
в строку или в столбики. Учащиеся должны
быть научены фиксировать ответы
по-разному. Перед математическим
диктантом учитель оговаривает с
учащимися способ записи ответов. При
записи результатов математи­ческого
диктанта в строку учащи­еся пишут
каждый последующий результат через
запятую.
В случае отсутствия ответа

на
месте его ученик
ставит прочерк. В против­ном случае
проверка результатов выполненного
диктанта вызовет затруднения, как у
учителя, так и учащихся (при самопроверке
и при взаимопроверке). (Образец 2.)

Запись
результатов матема­тического диктанта
может быть выполнена в столбики. Для
этого перед началом диктанта учитель
сообщает классу количество за­даний
предстоящего диктанта (10 или 12). Учащиеся
до диктанта записывают половину
порядко­вых номеров ответов (5 или 6)
в первый столбик, а вторую полови­ну
— во второй, отступив вправо от записанных
номеров заданий первого столбика
оговоренное количество клеток, например
10. Порядковые номера заданий за­писываются
с круглой скобкой.

В
ходе выполнения математиче­ского
диктанта учащиеся записы­вают ответ
рядом с порядковым номером. Ответы, в
которых уча­щийся сомневается, могут
быть им пропущены. Заполнение их
воз­можно и при самопроверке. Перед
тем как отдать работу на проверку
учителю или однокласснику, уче­ник
должен рядом с номерами не­выполненных
заданий поставить прочерк. (Образец
3.)

В
IV классе при изучении нуме­рации
многозначных чисел фикса­ция
результатов математического диктанта
может производиться в один столбик.
(Образец 4.)

В
оформление
задачи
входит
слово Задача,
запись
решения и ответа.

Слово
Задача
записывается
с большой буквы посередине стро­ки.
Ориентировочно необходимо отступить
от левого края страни­цы 10 клеток.
Если запись слова Задача
располагается
на той же странице, что и дата, то учащимся
удобно провести по воздуху ли­нию от
первой цифры даты вниз, так как первая
буква слова будет расположена под
первой цифрой даты. (См. образец 1.)

В
I классе решение задачи запи­сывается
в виде числового выраже­ния. Значение
числового выраже­ния (ответ задачи)
подчёркивается. Полный ответ задачи
проговарива­ется устно. (Образец 5.)

Со
II класса пишутся слова За­дача
и
Ответ.
Второклассники
учатся оформлять запись реше­ния
составной задачи. При запи­си решения
задачи по действиям каждое действие
пишется с новой строки. В начале строки
ставит­ся порядковый номер действия
с круглой скобкой, отступается одна
клетка и записывается действие. (Образец
6.)

Запись
решения задачи мо­жет быть оформлена
выражением. В этом случае порядковый
номер в начале строки не ставится.
(Об­разец 7.)

В
III и IV классах решение мо­жет быть
оформлено по действи­ям без пояснений,
с полными или краткими пояснениями, с
во­просами, с планом, а также вы­ражением.
Если решение задачи записывается
выражением, то нет необходимости делать
пояснения после действия. Результат
поясня­ется только в ответе.

Решение
задачи по действи­ям с краткими
пояснениями

оформляется
следующим образом. Пояснения к каждому
из действий формулируются кратко
(словосоче­танием). Сразу после
наименова­ния ставится тире, и с
маленькой буквы записывается пояснение,
в котором заключается основной смысл
ответа на поставленный во­прос.
(Образец 8.)

Решение
задачи по действи­ям с полными
пояснениями
оформляется
следующим образом. (Образец 9.)

Решение
задачи с вопроса­ми
предполагает
постановку» во­просов к каждому
из действий. Вопрос записывается с
большой буквы с начала строки. После
него ставится вопросительный знак, а
затем с новой строки записыва­ется
действие. Порядковый номер действия в
этом случае ставится один раз перед
вопросом. (Обра­зец 10.)

Решение
этой же задачи можно оформить с планом.
(Образец 11.)

При
необходимости выполнить письменные
вычисления реше­ние
задачи
записывается сразу в
столбик.
(Образец
12.)

Если
решение задачи записы­вается
выражением, при этом не­обходимо
произвести письменные вычисления, они
располагаются под выражением. (Образец
13.)

Наименование
пишется
по­сле каждого действия задачи или
после выражения в скобках с ма­ленькой
буквы. В записи наиме­нования
допускаются сокращения (обязательно
должно заканчивать­ся на согласный).
После сокра­щения ставится точка, в
случаях, если это сокращение не является
общепринятым. Точка не ставится в
наименованиях, обозначающих единицы
измерения длины: мм,
см,
дм,
м, км,
единицы
измере­ния веса: г,
кг,
т, ц,
единицы
из­мерения времени: суг,
ч,
мин, с.

Слово
Ответ
записывается
с начала строки, после него ставит­ся
двоеточие. После двоеточия на первом
месте желательно записать число
(результат решения задачи), а после него
с_ маленькой буквы пояснение к нему.
Ответ задачи может записываться как
целыми словами, так и с использованием
общепринятых сокращений (кило­метров
— км, метров — м, кило­метров в час —
км/ч и т. п.). От­вет записывается к
каждой задаче.

В
случае если задача решается несколькими
способами, делает­ся пометка «1
способ,
2
способ»
и ответ записывается один раз. Ес­ли
решение задачи записано по действиям,
а затем выражением, то ответ тоже
записывается один
раз.
Если решение задачи выпол­нялось с
полным пояснением, с записью вопросов
по действиям, ответ может быть записан
кратко. При этом записывается числовое
значение и наименование либо число и
словосочетание, отражающие
ответ задачи. (См. образцы 9, 10, 11.) Если
решение задачи за­писано выражением,
по действиям с краткими пояснениями
или без них, то ответ задачи должен быть
полным (в виде числа и предложе­ния).
(См. образцы 6, 7, 8, 12, 13.)

К
задаче может быть выполне­на краткая
запись. Она записыва­ется после слова
Задача.
Между
строками пропускается одна клет­ка.
Буквы и цифры пишутся в соот­ветствии
с рассмотренными выше требованиями.

Запись
нахождения значения математического
выражения
также
оформляется единообразно. Если
математическое выражение состоит из
одного действия, кото­рое решается
устно, ученик запи­сывает его в строку
и рядом — его ответ. При записи нескольких
таких выражений между столбиками
ре­комендуется пропускать в сторону
3 клетки, а вниз между столбика­ми —
2. (Образец 14.)

Если
математическое выраже­ние состоит
из одного действия, и для его решения
требуются письменные вычисления, то
оно сразу записывается в столбик и
вычисляется. В
строке
можно раз­местить несколько
математических выражений с письменными
вычис­лениями при условии, что вправо
между ними необходимо пропу­скать
не менее 3 клеток. (Обра­зец 15.)

При
письменном умножении на трёхзначное
число следует реко­мендовать учащимся
размещать на одной строке только 2
приме­ра, так как при записи происходит
значительный сдвиг влево. При
не­обходимости на строке размеша­ется
математическое выражение, а рядом
проверка вычислений. (Об­разец 16.)

Учащийся
вправе сам принять решение о рациональном
разме­щении на странице выполненных
заданий. К примеру, если необ­ходимо
выполнить несколько при­меров на
деление многозначных чисел и сделать
к ним проверку, на одной строке можно
разме­стить примеры на деление, а под
ними проверку. В таких случа­ях
рекомендуется отступать вниз 2 клетки.
(Образец 17.)

Если
математическое выраже­ние состоит
из нескольких дей­ствий, решение
которых пред­полагает устные
вычисления, то учащийся сначала
определяет порядок
действий (его можно над­писать над
выражением), затем производит устные
вычисления и записывает ответ. Выполнять
за­пись устных действий не нужно.
(Образец 18.)

Если
математическое выраже­ние состоит
из нескольких дей­ствий, решение
которых предпо­лагает письменные
вычисления, то сначала оно записывается
в строку. Определяется порядок выполнения
действий. Затем каждое действие
записывается под выражением и выполняется.
Полученный конечный результат
записывается в первоначальную запись
после знака «равно». (Об­разец 19.)

Решение
простейшего урав­нения
записывается
в столбик: само уравнение, способ
нахож­дения неизвестного, результат
вычисления (значение неизвест­ного),
проверка решения уравне­ния. Можно
расположить реше­ние двух уравнений
в 2 столбика. При этом между уравнениями
в сторону необходимо отступить 3 клетки.
Слова Решение

и
Про­верка,
которые
используются в

образце
оформления уравнения на страницах
учебника, в
тетрадях
учащимися не записываются. (Об­разец
20.)

Решение
уравнений в два дей­ствия также
записывается в стол­бик. Расположение
двух таких уравнений также допустимо
на одной строке при условии, что их
решение не требует письменных вычислений.
(Образец 21.)

Если
при решении уравнения необходимо
выполнять письмен­ные действия с
многозначными числами, их следует
располагать справа от записи решения
уравне­ния. (Образец 22.)

Сравнение
чисел, выраже­ний, величин.
При
сравнении двух чисел они записываются
на строке с интервалом в одну клетку.
В ней учащийся ставит знак. (Об­разец
23.)

При
сравнении многозначных чисел учащийся
производит срав­нение поразрядно.
Достаточно об­ратить внимание на
различающие­ся цифры в разрядах,
начиная с высшего, подчеркнуть их. Во
вто­рой строке можно записать только
те цифры, которыми различаются числа.
Это будет основанием для сравнения
чисел. (Образец 24.)

Если
число необходимо срав­нить с выражением,
то в записи между ними также оставляется
клетка. Знак может быть вставлен только
после нахождения значения выражения
и сопоставления его с числом. (Образец
25.)

Если
необходимо сравнить
два выражения,
то
в записи меж­ду ними также оставляется
клетка. Знак может быть вставлен только
после нахождения значений обоих
выражений. Найденные значения выражений
целесообразно запи­сать на следующей
строке и после их сопоставления поставить
знак сравнения между ними, а затем и
на верхней строке в исходном вы­ражении.
(Образец 26.)

При
сравнении
величин
об­ращается
внимание на единицы их измерения. Если
величины вы­ражены в одинаковых
единицах измерения, то сравнение
произ­водится так же, как и сравнение
чисел. Знак ставится между ве­личинами
после установления их равенства или
неравенства. (Об­разец 27.)

Если
сравниваются величины, выраженные в
разных единицах измерения, необходимо
оценить возможность их сравнения без
приведения их к единым едини­цам
измерения; если это возмож­но, поставить
требующийся знак. (Образец 28.)

При
сравнении величин, вы­раженных в
разных единицах из­мерения, чаще
всего обязатель­ным условием является
приведе­ние их к одинаковым единицам
(меньшим или большим). Запись лучше
зафиксировать на следую­щей строке.
После сопоставления преобразованных
величин мож­но поставить знак равенства
или
неравенства
и
затем перенести его в исходное выражение.
(Об­разец 29.)

Задания
геометрического характера
могут
включать толь­ко вычерчивание
геометрических фигур, только нахождение
параме­тров геометрических фигур,
либо задание на нахождение параме­тров
и вычерчивание фигур.

Если
задание предполагает только вычерчивание
фигуры (фи­гур), от предыдущего задания
от­ступают две клетки и чертят
за­данную геометрическую фигуру.

Если
задание предполагает только нахождение
параметров геометрической фигуры, то
ученик должен оформить выполнение
за­дания как решение задачи: слово
Задача,
решение
(нахождение па­раметров геометрической
фигуры), ответ. Если в задаче не требуется
вычерчивание фигуры, этого и не нужно
делать. (Образец 30.)

Если
задание предполагает нахождение
параметров и вычер­чивание фигуры,
то оформляется это тоже как задача.
Ученик дол­жен привыкнуть к тому, что
любые вычисления (даже устные) при
нахождении параметров должны быть
зафиксированы письменно. Сначала
проводятся вычисления, затем вычерчивается
фигура с полученными данными. (Обра­зец
31.)

В
задании может быть задана длина первого
отрезка. Второй и третий отрезки
необходимо найти, а затем начертить. В
таком случае ребёнку удобно начертить
данный отрезок, вычислить размер
второ­го отрезка (с записью действия),
начертить полученный отрезок, за­тем
найти длину третьего отрезка (с записью
действия) и тогда его начертить. (Образец
32.)

Это
же задание учащийся может оформить
иначе. (Обра­зец 33.)

Если
к заданию было записа­но слово Задача,
значит,
к нему предполагается и Ответ.

Если
необходимо произвести сравнение
отрезков, значит, за­
писывается слово
Задача,
после
вычерчивания отрезков записыва­ется
математическое действие, с помощью
которого производилось сравнение
(вычитание, деление). Завершается
выполнение задания записью ответа.

Отметим
некоторые особенно­сти
вычерчивания отрезков.

  • Чертим
    отрезки, отступая от левого края
    страницы 1 полную клетку.

  • Все
    отрезки необходимо чертить друг под
    другом, при этом их начальные точки
    должны на­ходиться на одном расстоянии
    от левого края страницы.

  • Пропуски
    между отрезками вниз составляют 1
    клетку.

  • Края
    отрезков отмечаются небольшими
    штрихами.

Нахождение
значения выра­жения с переменной
записывает­ся следующим образом.
(Обра­зец 34.)

Требования
к оформлению контрольных работ.
Оформле­ние
их производится так же, как и классных
работ. Исправления делаются в случае
необходимости аккуратно. Краткая запись
к зада­че, вопросы, пояснения, которые
помогают при обучении решению задач,
в контрольной работе не требуются, так
как их использо­вание часто влечёт
множество ор­фографических ошибок,
не отра­жающих реальные математические
знания детей. Формулировки зада­ний
контрольной работы учащими­ся не
переписываются в тетрадь. Ставится
лишь порядковый номер выполняемого
задания.

Порядок
выполнения заданий контрольной работы
учащийся мо­жет выбрать сам. Записывая
ре­шения заданий, он должен ставить
тот
порядковый
номер задания, под которым оно стоит в
контроль­ной работе. (Образец 36.)

Хочется
отметить, что
далеко не все частные случаи оформ­ления
записей
по
математике удалось осветить в статье.
Кро­ме того, прописанные
в данной статье рекомендации являются
примерными.
Если
учителем, ме­тодическим объединением
учите­лей наработаны более рациональ­ные
приёмы обучения учащихся оформлению
записей в тетрадях по математике без
нарушения общепринятых норм, они имеют
право внедрять их в свою деятель­ность.
Важным
остаётся требо­вание единообразия
оформле­ния записей всеми учащимися.

Работа
по формированию у младших школьников
культуры оформления записей в тетрадях
по математике кропотливая, тре­бует
терпения. Однако
необходи­мо помнить, что эти условности,
используемые школьниками, не отражают
математической под­готовки учащихся,
поэтому не следует строго наказывать
уча­щихся за то, что кто-то из них
пропустил не 10, а 11 клеток при записи
даты или допустил и прочие отклонения.
Важно,
что­бы записи были рациональными,
единообразными, экономичными, лаконичными
и при этом эстетично оформленными.

Литература:

  1. Н.
    Л. Ковалевская,
    учитель
    высшей категории, методист высшей
    категории,

г.
Минск//Пачатковае
навучанне: сям’я,
дзіцячы сад, школа, 2012 г., № 10, стр. 5-12

16

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать этот знак на клавиатуре
  • Как написать это дорогого стоит
  • Как написать этапы работы над проектом
  • Как написать эстония на английском
  • Как написать эссе эмоционально