Как написать финансово экономическое обоснование пример

Финансово-экономическое обоснование проекта – это документ, целью которого является доказать техническую эффективность будущих затрат, показывающих повышение показателей продуктивности. В план может входить все что угодно, в том числе ремонт и переоснащение производственных помещений, покупка улучшенного оборудования или техники.

Основные аспекты, которым стоит придерживаться при составлении ФЭО

  1. Главной целью экономического обоснования является доведение до инвестора целесообразности затрат на модернизацию и сроки окупаемости. Основным отличием от биснес-плана является отсутствие оценки рынка, так как предприятие уже существует. Так же в плане экономического обоснования прописаны приоритетные улучшения при новом оборудовании, а также причины их выбора и стоимость.

  2. Составляя экономическое обоснование стоит соблюдать основные нормы последовательности. Начинать всегда следует с информации о секторе рынка. После следует описать возможные вариации для повышения производства и обосновать.

  3. В связи с чем экономическое обоснование состоит из описания отрасли, в которой работает организация, ассортимента производимой продукции, установленных цен. С финансовой точки зрения в документе производятся расчеты по привлечению финансов и их возврату инвесторам с просчетом возможных издержек.

  4. Составляя экономическое обоснование, следует досконально изучить предприятие и понять на каком уровне оно находится, в это входит: рентабельность на рынке, технологии, внедренные в производство, станки. Стоит просчитать готовность персонала, способы получения дополнительной прибыли при реализации плана. Так же написать правила для очередности внедрения улучшений, составить смету расходов и общую экономическую ликвидность инвестиций.

Финансово экономическое обоснование бизнес проекта 

Документ, написанный для полного раскрытия целесообразности экономической части. Финансовые расчеты, приведенные в бизнес плане должны убедить инвесторов в прибыльности проекта.

Необходимо понимать, что денежные средства на текущий момент, имеют большую значимость чем деньги через некий промежуток времени. Частыми случаями является нехватка финансов, самый простой вариант, это займ под проценты. А при наличии свободных денег появляется возможность положить их на депозит, и получать проценты. Если появляется нужда вливания денег в бизнес, то стоит рассчитать возможное повышение прибыли, которое в перспективе должно превышать проценты от депозита, или проценты по кредиту.

Состав бизнес-плана полностью изменяется в связи с его полнотой и ряда других причин: объема проекта, сферы и рынка. Существует несколько готовых методик построения бизнес-плана разработанных:

  1. ЮНИДО – помощь в развитии промышленности благодаря ООН.

  2. МБРР — международный банк реконструкции и развития, некий институт инвестиций, созданный ООН.

  3. ЕБРР — европейский банк реконструкции и развития, 61страна приняла участие в создании инвестиционной машины, целью стало поддержание рыночной экономики.

На текущий момент существует одна общая форма построения бизнес-плана. Она состоит из:

  • обобщенная характеристика проекта,

  • информация о товаре выходящим на рынок,

  • Купить бизнес-план

    анализ рынка,

  • производственная составляющая,

  • маркетинг план,

  • расчет не предвиденных ситуаций и их устранение,

  • план по распоряжению финансами.

Стоит выделить план по распоряжению финансами. Финансово экономические обоснования проекта играют главную роль при принятии решения о целесообразности инвестиций. План финансово экономического обоснования дает пояснение в количестве привлекаемых инвестиций, поток доходов и расходов, сроках окупаемости проекта и о точке безубыточности.

Расчет окупаемости и необходимость привлечения внешних активов происходит, опираясь на валовый объем инвестиций, распределенных для создания и модернизации объекта. Не стоит забывать и отобразить нужный объем инвестиций и необходимость создания резервного фонда. Составляя план прибыли и убыточности, распределяющий вложенные деньги, стоит рассчитать целевые показатели производимости плана, общая и чистая прибыль, расходы на содержание, распоряжение денежными потоками.

Финансово экономические обоснования законопроекта 

В российской федерации при принятии законопроекта не редким случаем становится применение ФЭО соответствуя статье 105 регламента Госдумы Российской Федерации. Инициатор должен предъявить финансово экономические обоснования проекта, только в случае если воплощение проекта требует финансов для реализации. При расчете финансового обоснования для законопроекта доводятся до сведения расчеты, касающиеся изменений в:

  • Поступления и расходы в бюджете

  • Денежные потери отраслей экономики

  • Стоимость бизнес-плана

    Затраты граждан страны

  • Пополнение казны за счет налогов

  • Эффективность бюджета

Список документов, требуемый для добавления закона в исполнительный орган государства. Необходимые требования утверждаются на законодательно, или внутренним регламентом палаты парламента. К примеру, во многих областях Российской Федерации данная ситуация решается на законодательном уровне. К проекту так же прилагается поясняющая записка, обосновывающая действие субъекта на законодательном уровне, для реализации законопроекта. Приложение, вносящее пояснения, содержат образцы:

  • Обобщающие сведения положения законодательства в данной области 

  • Нужду законопроекта

  • Обобщающую информацию о законопроекте

  • Определение списка, в который добавят закон 

  • Финансово экономические обоснования при необходимости финансирования со средств бюджета

  • Планирование изменений в социально-экономической сфере

  • Данные об ученных и организациях, написавших пояснения к законопроекту, указать звание ученных и людей группы разработчиков, принявших участие в проектировании законопроекта

В пояснительной записке стоит обратить внимание на правовой акт и необходимость принятия законопроекта. Тщательно расписать недостатки текущего законодательства и ряд устраняющих факторов, которые дадут должный результат.

Как правильно составить финансово экономическое обоснование

Здесь можно ознакомится с очерёдностью составления ФЭО и необходимыми формулами для составления полного экономического плана.

иконка wordПример ФЭО.

  • Что такое финансово-экономическое обоснование и для чего оно нужно

  • Порядок составления ФЭО

  • Пример финансово-экономического обоснования проекта

Что такое финансово-экономическое обоснование и для чего оно нужно

Документ с расчётом экономического эффекта от внедрения конкретного проекта, указывающего на целесообразность инвестиционных вложений, называется финансово-экономическим обоснованием проекта.

Основные адресаты ФЭО — инвесторы и заказчики проекта. Прежде чем вкладывать свои или заёмные средства, они должны убедиться, что:

  • проект окупит все вложения;
  • срок окупаемости не превысит их ожидания;
  • прибыль будет выше чем у альтернативных источников.

Банки также рассматривают ФЭО проекта для принятия решения о выдаче кредитной линии. Обычно они требуют заполнить расчёты по своим шаблонам.

Порядок составления ФЭО

Законодательно регламентированной формы ФЭО нет, ориентироваться нужно на требования инвестора или кредитора. Тем не менее, в любое обоснование желательно включать следующую информацию:

  1. общее описание рыночной ситуации, отрасли;
  2. план-график мероприятий по реализации проекта;
  3. помесячный план доходов и расходов до окупаемости проекта и на несколько лет после;
  4. график денежных потоков (поступления и платежи ежемесячно до выхода на окупаемость и на несколько лет после);
  5. пояснительная записка к расчётам (расшифровка затрат, коэффициенты-дефляторы, и т.д.).

Последовательность составления ФЭО совпадает с вышеуказанным списком — сначала информация об общей рыночной ситуации, отрасли ведения бизнеса. Здесь прописываются плюсы и минусы рынка, отрасли, ассортимент представленной продукции (услуг), данные об основных конкурентах, ценообразовании. Указывается необходимость и целесообразность реализации проекта, улучшения которые он принесёт. Тут же прописываются источники поступлений для внедрения проекта.

Во втором разделе расписывают конкретные мероприятия проекта и предполагаемые даты их реализации — в виде таблицы или графика Ганта. Далее составляется план доходов и расходов проекта. Тут важно определить срок окупаемости — период до момента, когда проект начнёт генерировать чистую прибыль.

На основании указанного плана формируют график денежных потоков. Он позволяет определить необходимый объём финансирования и выявить возможные кассовые разрывы — периоды нехватки денег, когда поступления не покрывают необходимые расходы по реализации проекта. Уже на этом этапе можно скорректировать притоки и оттоки денег и определить дополнительные источники финансирования.

Также заполняют отдельный раздел — Пояснительную записку, в которую включают расшифровки расчётов основных статей доходов и расходов, калькуляции затрат, пояснения по подсчёту денежных транзакций с учётом коэффициента-дефлятора и прочую полезную для инвестора информацию.

Для краткосрочных и несложных проектов без заёмного финансирования, ФЭО можно упростить, оставив график реализации мероприятий и смету расходов.

Пример финансово-экономического обоснования проекта

Рассмотрим небольшой проект, который не требует вложения привлечённых средств. Компания «Пегас» оказывает полиграфические услуги и планирует закупить дополнительную мини-типографию на базе Canon. Так будет выглядеть ФЭО проекта:

Финансово-экономическое обоснование проекта
Финансово-экономическое обоснование проекта

В него можно включать мероприятия без финансирования, но важные для осуществления проекта.

Следующий документ которым желательно дополнить ФЭО — расчёт окупаемости. Он важен для инвестора, но при отсутствии заёмных средств его показывает собственнику. В нашем примере он будет выглядеть так:

Доходы и расходы, тыс.руб. Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 …. Ноябрь 2022 Декабрь 2022
Затраты -360 -15 -885 0 0 0 0
Выручка 0 0 0 220 250 250 250
Себестоимость 0 0 0 -110 -130 -130 -130
Сальдо -360 -375 -1260 -1150 -1030 50 170

Из отчёта следует, что проект окупится и начнёт приносить прибыль с ноября 2022 года. Таким образом, период окупаемости составит 13 месяцев.

Образец расчёта затрат

hidden>

В вышеуказанных таблицах вся информация представлена в сжатом виде. Поэтому нужно добавить расшифровку основных статей расходов и доходов, чтобы собственник видел их целесообразность.

Там где затраты не зависят от исполнителя проекта, нужно приложить основания — коммерческие предложения или счета от потенциальных поставщиков:

Статья затрат Сумма, руб. Основание
Мини-типография Canon 1 200 000 Коммерческое предложение от ООО «Принт+» №83 от 22.09.2022
Транспортные услуги по доставке 15 000 Коммерческое предложение от ООО «Транс-Логистика» №270 от 24.09.2022
Монтаж мини-типографии 10 000 Коммерческое предложение от ООО «Принт+» №83 от 22.09.2022

На прочие расходы нужны расчёты. Например, расходные материалы по запуску мини-типографии в работу:

  • Бумага А4 Svetocopy (2 пачки) — 600 рублей
  • Бумага А3 Svetocopy (1 пачка) — 800 рублей
  • Глянцевая бумага плотностью 300 г/кв.м.(100 листов) — 1500 рублей
  • Чернила цветные Canon (3 картриджа) — 2100 рублей.

ИТОГО 5000 рублей.

К расчёту срока окупаемости нужно приложить таблицу с планируемой выручкой от оказания услуг на новом оборудовании и калькуляцией планируемых затрат (себестоимости) этих услуги:

Вид услуги Кол-во в месяц Цена, руб. Стоимость, руб. Примечания
Печать визиток 100 000 1,0 100 000 с февраля 2022 года. В январе 2022 года — 88% от мощности оборудования
Печать афиш А4 2 000 10 20 000
…….
ИТОГО х х 250 000 х

Часто задаваемые вопросы

Чем финансово-экономическое обоснование отличается от бизнес-плана?

ФЭО обычно делают действующие предприятия, а бизнес-план часто предполагает создание нового бизнеса. Поэтому в ФЭО отсутствует раздел о расчёте рисков. Кроме того, бизнес-планы имеют жёсткую, регламентированную структуру документа, а к ФЭО таких требований нет.

Можно ли использовать финансово-экономическое обоснование для некоммерческих проектов?

Можно, но в этом случае ФЭО будет представлять собой обычную смету расходов с расшифровками и графиком осуществления проекта.

тинькоф инвестиции

Для того чтобы привлечь инвесторов и заказчиков к проекту, необходимо знать, как написать экономическое обоснование — пример правильного составления которого будет показан в статье. Критерии составления представлены в статье 105 Регламента Госдумы РФ. Задачи обоснования — объяснить суть проекта и вычислить его финансовую целесообразность, рассмотрев такие факторы, как затраты, сроки окупаемости и чистую прибыль. В экономическом документе должны быть приведены расчёты и анализы, показывающие предполагаемую выгоду для спонсоров.

Как написать экономическое обоснование образец

Содержание

  1. Суть понятия обоснования
  2. Цели обоснования и задачи документа
  3. Структура и содержание обоснования
  4. Обязательные данные обоснования
  5. Материальные и нематериальные элементы обоснования
  6. Советы по написанию обоснования

Суть понятия обоснования

Экономическое обоснование — это документ, в котором указаны причины того, почему организация должна выполнить проект. В нём рассматривается только один аспект — финансовая выгода. При составлении экономической аргументации нужно провести детальный анализ затрат на реализацию проекта, получаемую от него выгоду и сопоставить их, а также указать в обосновании на альтернативные варианты и решения. Правильно написанное обоснование ясно показывает риски и потенциальную прибыль от внедрения новой идеи, потому оно полезно как руководителям предприятий, так и инвесторам.

Для простоты понимания можно сравнить экономическую аргументацию обоснования с анализом, который человек проводит при совершении крупной покупки, например, нового компьютера. Он выбирает для себя несколько продуктов с необходимыми функциями и качествами, определяет их ценовую категорию, а затем сравнивает, выбирая наилучший. Затем, определившись с товаром, человек рассчитывает необходимую экономическую сумму с учётом всех издержек и дополнительных затрат (например, доставки, настройки или технического обслуживания) и решает, подходит ли ему товар.

Анализ такого же типа проводится при составлении финансового и экономического обоснования проекта. От примера с новой покупкой он отличается только тем, что деньги тратятся не на предмет электроники или бытовой техники, а на улучшение бизнеса. Конечно, в этом процессе нужно учесть намного больше факторов и деталей, но суть остаётся одинаковой.

Цели обоснования и задачи документа

Экономическое обоснование редко выступает как самостоятельный документ. Обычно присутствующая в нём информация включается в форму инициализации. Только для крупных проектов, при выполнении которых есть значительные финансовые риски, экономическое доказательство составляется в качестве отдельной бумаги, прилагающейся к основному пакету документов.

Основная задача экономического подтверждения — донести до читателей информацию о выгодности и целесообразности внедрения идеи, которая в нём описана. Для этого в документе обоснования должны быть такие данные:

  • объём требующихся для реализации проекта затрат, сроки их окупаемости и обоснование предполагаемой выгоды;
  • доход, доля рынка и прочие характеристики уже существующего предприятия;
  • информация о состоянии, прибыльности и перспективах развития сферы, в которой работает компания (обоснование нужно провести по стране и региону, где работает предприятие);
  • общее описание этой экономической сферы, виды выпускаемых ею типов продуктов и услуг, цены на них;
  • обоснование движения денежных потоков, источники, из которых будут получаться и покрываться средства на проект;
  • причины выбора тех или иных видов оборудования и техники, их сравнение с альтернативами;
  • соотношение затрат и доходов;
  • обоснование разделения расходов на постоянные и временные;
  • расчёт прибыли при разных уровнях спроса и соответствующие им сроки экономической окупаемости;
  • план внедрения проекта в уже существующее предприятие;
  • анализ степени готовности оборудования и сотрудников компании к введению проекта;общая экономическая оценка привлекательности инвестиций.

Поскольку экономическая аргументация составляется в основном для идей по улучшению и модернизации работы уже действующего предприятия, такие вещи как анализ рынка, составление и обоснование маркетингового плана в него не входят. Задачей документа является анализ идеи с финансово-экономической стороны, без организационных и технических подробностей.

Структура и содержание плана

Значительная часть экономического подкрепления посвящена обсуждению альтернатив и сравнению их с текущим предложением. В нём необходимо обосновать, почему были выбраны те или иные виды оборудования и материалов от конкретных поставщиков. Для этого проводится подробный анализ каждой из альтернатив с подробным учётом их технических характеристик, цен и трудовых затрат при работе.

Структура и содержание обоснования

Официально не существует никаких строгих требований к структуре и стилю изложения экономического обоснования. Это значит, что форма и порядок подачи информации зависит от специфики деятельности компании, а также предполагаемого круга читателей. Однако, все эти документы довольно похожи. Их примерное содержание выглядит так:

Цели и задачи документа

  1. Цель обоснования. В этом экономическом пункте необходимо объяснить, для чего проект нужен компании, какие функции он будет выполнять и какую выгоду принесёт. Этот пункт должен быть раскрыт как можно подробнее, ведь именно от него чаще всего зависит, будет ли работа принята и профинансирована.
  2. Способ реализации. Объяснив экономическую цель, нужно назвать возможные пути её достижения и описать, какой способ для этого выбран. Необходимо также сравнить выбранные методы с альтернативными и обосновать, почему именно они являются наиболее эффективными. Кроме того, стоит привести описание выбранных технических решений.
  3. Экономические данные. Нужно подробно расписать все доходы и расходы от проекта, указать сумму начальных вложений и способ их получения. Информацию подкрепить расчётами всех параметров.
  4. План выполнения. Следует сделать обоснование минимальные и максимальные сроков завершения проекта, а также описать объём трудовых и финансовых затрат на его реализацию. Для удобства можно разбить весь экономический срок на этапы (например, закупку оборудования, его доставку, установку и настройку, обучение персонала и начало производства новой продукции) и провести анализ каждого из них. Нужно также описать все факторы, которые могут создать задержку в реализации проекта или ускорить её.
  5. Обязанности сотрудников. Указать, сколько людей нужно для осуществления идеи и какие задачи будут у каждого из них. Кроме того, обосновать необходимость каждого сотрудника для выполнения поставленной задачи.
  6. Прогнозы эффективности и оценка привлекательности для инвесторов. Вычисляются на основе экономических данных.
  7. Выводы. Рекомендация к внедрению проекта или отправке его на дальнейшую доработку для поиска более эффективных решений.

Правильно составленное экономическое подтверждение будет полезно, даже если обоснование не утвердят — собранная информация поможет найти недочёты и исправить их до того, как компания понесёт убытки. Особенности его содержания зависит от специфики — например, в строительстве понадобится смета и расчёт материалов, а в производстве пищевой продукции — данные об их сроках годности и технике для хранения.

Финансово экономическое обоснование проекта

Обязательные данные обоснования

Вне зависимости от структуры и порядка изложения экономической аргументации в неё обязательно следует включить все основные данные финансовых взаимосвязях проекта. Примеры необходимой информации:

  • общее описание обоснования, его задачи на предприятии, влияние на развитие экономики (как отдельной компании, так и региона или страны);
  • анализ условий на рынке и приспособленность проекта к ним;
  • экономические затраты;
  • характеристики внедряемых изменений, с точки зрения прибыльности;
  • период окупаемости с учётом всех процентов и инфляции (важно, чтобы вложение в проект было более выгодным, чем простое держание денег на депозитном счету);
  • оценка привлекательности проекта для инвесторов.

Эти пункты обоснования остаются неизменным в экономическом подкреплении для компании в любой отрасли. Они могут дополняться новыми разделами и подразделами, в зависимости от особенностей предприятия и интересов предполагаемого круга читателей.

Материальные и нематериальные элементы обоснования

Тщательный и детальный анализ всех материальных и нематериальных составляющих проекта необходим для того, чтобы написать экономическое обоснование. Образцы материальных элементов, которые стоит учесть и описать:

  • уменьшение расходов на производство, содержание оборудования и прочие нужды, которые будут получены в результате реализации проекта;
  • источники дополнительного дохода, вероятность его получения и размеры;
  • рост доли предприятия на рынке;
  • удовлетворение запросов и желаний потребителей, рост клиентской базы в результате увеличения качества и количества продуктов и/или услуг;
  • снижение экономических издержек по обоснованию, а также затрат на ремонт и техническое обслуживание;
  • оценка предполагаемого притока денежных средств с учётом всех факторов.

Расчет расходов компании

Нематериальные компоненты обоснования тоже должны обязательно присутствовать в экономическом доказательстве. К ним относятся все незапланированные, но возможные и сильно вероятные изменения, которые принесут компании дополнительную прибыль или убытки. Среди них можно выделить:

  • издержки переходного этапа экономики, которые появятся во время внедрения проекта;
  • обоснование затрат на эксплуатацию;
  • построение новых бизнес-процессов и трансформация текущих, затраты на их оптимизацию;
  • изменения в обязанностях сотрудников компании.

Помимо обоснования прибыльности проекта, при составлении экономической аргументации нужно также уделить внимание альтернативным вариантам осуществления рассматриваемой идеи и провести детальное сравнение между ними. На основании этого сравнения можно высказать предложения и идеи по улучшению проекта.

Советы по написанию обоснования

Прежде чем приступать к написанию экономического подкрепления, нужно для начала самостоятельно разобраться в проекте и понять его суть. Её необходимо будет изложить кратко, но ёмко, чтобы заинтересовать потенциальных заказчиков или инвесторов. Затем необходимо обосновать, почему внедрение новой идеи необходимо и целесообразно. Начать лучше всего с базовых утверждений, которые трудно будет оспорить. Затем основная экономическая мысль развивается, приводятся расчёты и дополнительные доводы в пользу выгодности проекта. Это выглядит примерно так:

Составление бизнес плана

  1. Стоимость содержания автоматизированного станка по производству деталей ниже, чем таковая у неавтоматизированного в сумме с зарплатой одного рабочего. Потому для развития предприятия, с экономической точки зрения, необходимо закупить автоматизированные станки.
  2. Поскольку станки способны работать 24 сутки и 7 дней в неделю, их эффективность по сравнению с рабочими (работающими по 160 часов в месяц) возрастёт в 4 раза. Кроме того, они не подвержены рискам, связанными с текучкой кадров и прочими человеческими факторами.
  3. Обоснование — предлагается закупить партию из 10 штук.

Затем экономическое утверждение нужно подтвердить обоснованием расчётов с учётом стоимости оборудования, расходов на его эксплуатацию и прочих факторов. Необходимо привести характеристики техники с подтверждением от поставщика. Пример расчётов:

  1. Обоснование расходов: стоимость партии в 10 автоматизированных станков — 1,2 млн рублей с учётом доставки и предварительной настройки. Часть из этой суммы в размере 200 тыс. рублей будет профинансирована за счёт продажи старого оборудования. Оставшийся 1 млн рублей будет покрыт кредитом под 12% сроком на 2 года.
  2. Обоснование экономии: установка нового оборудования позволит сократить рабочий штат на 10 сотрудников с зарплатой 30 тыс. рублей, но потребует найма специалиста по техобслуживанию с зарплатой в 50 тыс. Затраты на электроэнергию возрастут на 12 тыс. в месяц. Таким образом, выгода составит 238 тыс. рублей. В течение первых 24 месяцев 56,5 тыс. из них будет идти на погашение кредита.
  3. Обоснование новых доходов: прибыль предприятия от продажи деталей составляет около 150 тыс. рублей в месяц. Поскольку их количество возрастёт в 4 раза, доход увеличится до 600 тыс. рублей.
  4. Выводы: таким образом, доход от нововведения в первые 2 года будет составлять 781,5 тыс. рублей, а далее — 838 тыс. рублей в месяц.

Разумеется, в настоящем экономическом обосновании нужно учесть гораздо больше факторов и привести расчёты по ещё множеству параметров. Необходимо также заранее написать ответы на предполагаемые возражения и привести сравнение с альтернативами. Затем, на основании полученных данных, делается вывод с рекомендациями по внедрению проекта или против него.

При необходимости стоит дополнять обоснование приложениями и документами. Ими могут быть технические характеристики оборудования, образцы кредитных договоров, подробные экономические расчёты затрат на электроэнергию и прочие бумаги, специфика которых зависит от вида деятельности предприятия.

Для какого проекта вы собираетесь готовить экономическое обоснование?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать фиксики
  • Как написать фанфик ficbook
  • Как написать фантастическую книгу
  • Как написать фантастический рассказ 5 класс
  • Как написать фанера