Как написать гайд пример

Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-листПолезный чек-лист, гайд или мини-книга — отличный вариант лид-магнита.

Для их создания не нужно дорогостоящее оборудование, освоение сложных навыков, специальное помещение и видео съемки при полном параде.

Вы можете создать их за пару дней, сидя дома с пучком на голове.


* Примечание: Лид-магнит — это подарок, который вы отдаете потенциальному клиенту в обмен на его контактные данные.


Есть только одно «но».

В наше время информационного перегруза материал, который вы подаете, должен быть не только интересным и полезным. Важно его красиво и грамотно упаковать. Правильное оформление напрямую влияет, захочет ли ваш потенциальный клиент:

• скачать лид-магнит
• прочитать его до конца
• продолжить сотрудничество с вами

Как оформить чек-лист, гайд или мини-книгу, если их цель — привлечение клиентов? В этом посте вы найдете 7 рекомендаций, которые увеличат продающую способность вашего лид-магнита.

Показывать буду на примере готовых шаблонов для оформления гайдов и чек-листов. Потому как их я создавала с соблюдением всех правил и канонов.

Шаблоны для оформления лид-магнитов и инфопродуктов. Редактируются в простых программах: Microsoft PowerPoint или Canva

Встречают по обложке…

Обложка отвечает за то самое первое впечатление, которое нельзя произвести дважды. Именно она будет красоваться на ваших баннерах в соцсетях и на сайте, изо всех сил стараясь привлечь внимание потенциальных клиентов. Две важнейшие  составляющие «успешной» обложки — это правильная картинка и заголовок.

1. Понятный и емкий заголовок

Заголовок — это первое, на что реагирует клиент и решает, надо оно ему или нет. Поэтому заголовок должен быть заметным, содержательным и простым для понимания.

Тандем из основного заголовка и проясняющего его подзаголовка —  прием, который используется во многих бестселлерах. Причин тому две:

  1. Два предложения вмещают больше информации, чем одно (вас приветствует капитан-очевидность!).
  2. Два коротких предложения наш мозг понимает намного быстрее, чем одно длинное.

Поэтому все обложки в своих шаблонах я оформляю по этому принципу.
Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист


Полезный пост в тему: Как придумать название проекта


Подсказка! Разделить название на заголовок и подзаголовок можно двумя способами.

Вариант 1. Вы можете поделить название своего лид-магнита на заголовок и подзаголовок в буквальном смысле. Т.е. оно будет состоять из двух законченных предложений. Пример:

Дизайн, который продает за вас
Как правильно оформить чек-лист, гайд или мини-книгу

Вариант 2. Вы можете оставить название длинным, но визуально поделить его на две части. Так оно будет намного легче читаться. Например, название этой статьи могло бы выглядеть так:

Как оформить чек-лист, гайд или мини-книгу,
чтобы они сами приводили клиентов

2. Изображение обложки

В шаблонах, которые я создаю, поменять изображения можно в пару кликов. Это очень полезная функция, так как она дарит полную свободу для творчества.

Правильно подобранная картинка способна заменить тысячу слов.

Посмотрите, как один и тот же шаблон выглядит с разными фотографиями. Даже без заголовка вы уже можете предположить, на какую тему будет содержание.

Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист
Для оформления обложки вы можете использовать собственные фотографии или взятые с легальных фотостоков. Использовать картинки с Яндекс, Гугл или Пинтерест я настоятельно не советую, так как вы можете ненароком нарушить чьи-то авторские права и нажить неприятности.


Полезный пост: Лучшие бесплатные фотостоки с самыми стильными фотографиями


Подсказка! Если вам сложно подобрать фотографии для своего гайда или чек-листа, можете использовать «универсальные» изображения. К ним относятся: чашка чая/кофе, красивая канцелярия, части тела (например руки), изображения природы. Последний вариант — это выручалка на все случаи:

  • для бизнес темы отлично подойдут фотографии леса, гор, зеленых листьев, камней
  • для женской: красивые цветы, море, пляж, небо
  • для детской тематики: солнце, радуга, облака, полевые цветы, лужайка

Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист

3. Вступительная часть

Оформляете ли вы чек-лист, пошаговое руководство или мини-книгу — этот формат подразумевает краткость. Именно таким должно быть вступление перед основным содержанием: лаконичным, емким и интересным. Вступление должно мотивировать читателя к дальнейшему чтению — это его главный критерий.

Что здесь будет уместно?

Вы можете кратко представиться, в двух словах рассказать, чем занимаетесь, почему решили создать этот документ, как им лучше пользоваться, что ждет вашего читателя на следующих страницах. Ещё один хороший вариант — начать с увлекательной истории в тему.

    • Это примеры того, как визуально оформлены подобные страницы в моих шаблонах для гайдов и чек-листов ↓↓↓

Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист

4. Перечень шагов или пунктов

Вот мы и добрались до основной части — содержания.


Если вы ещё не определились с ним, настоятельно рекомендую вам изучить пост «12 примеров чек-листов, которые приведут вам клиентов». Там вы наверняка найдете для себя вдохновляющую идею.


Главное требование к содержанию подобных продуктов — никакой воды. Здесь всё должно быть кратко, сжато и по сути.

Что касается дизайна, тут тоже важна четкая структура. Оставляйте побольше воздуха между блоками. Пусть глаза легко скользят от одного пункта к другому.  В дизайне это называется «дорожкой внимания».
Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист
Будьте аккуратнее с яркими цветами. Вам может казаться, что сделав названия шагов огненно-красными, вы помогаете читателю увидеть структуру. На деле — создаете визуальный шум. Глаз начинает метаться от одного яркого пятна к другому и прощай внимание.

Если вы хотите выделить заголовок, используйте менее раздражающие приемы:

  • другой шрифт
  • более крупный размер символов
  • жирный шрифт
  • ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ
  • курсив

5. То, что должно быть всегда на виду

Если вы хотите, чтобы ваш лид-магнит работал на ваше имя и приводил клиентов, информация о вас должна быть всегда на виду. Разместите на обложке и в конце каждой страницы свои основные данные. К ним относятся:

  • ваши Имя Фамилия или название проекта
  • сайт или ключевой профиль в соцсетях

Более подробные контакты можно и нужно расположить в заключительном разделе с предложением дальнейшего сотрудничества. Про него мы поговорим в следующей части.
Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист

6. Приглашение к сотрудничеству

Возможность встраивать ненавязчивые продажи — ещё одна причина, почему я люблю чек-листы и подобные материалы. Если человеку интересно дальнейшее сотрудничество с вами, он прочитает продающий блок. Нет — спокойно закроет.

Что здесь обязательно должно быть? 

  1. Ваша фотография и/или картинка относящаяся к вашему продукту.
  2. Все контакты, которые вы готовы предоставить: сайт, соцсети, мессенджеры, телефон, почта. Если вы раздаете материал в формате PDF, дополнительное удобство здесь в том, что все ссылки можно сделать активными.
  3. Предложение вашей платной услуги или продукта.
  4. Четкая и простая инструкция, что нужно человеку сделать, если он готов воспользоваться вашим предложением.

Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист

Важный момент! Не стоит в этом разделе вываливать на клиента весь спектр своих услуг. Лучше сделать одно понятное предложение.

Если одним предложением никак не обойтись, не нужно пытаться их втиснуть на одну страницу. Сделайте несколько полноценных, красиво оформленных разворотов.

7. Правильное имя файла

Случалось ли вам находить на своем компьютере файлы со странными названиями? Или безуспешно искать нужный файл, который сохранился под непонятно каким именем?

Когда вы переводите лид-магнит в формат PDF, важно этот файл правильно назвать, чтобы люди, которые скачают его на свой компьютер, могли легко его найти. Или, случайно обнаружив ваш документ, вспомнить, о чем он и от кого.

Например так: названиелидмагнита_вашеимя_вашсайт.pdf

И не нужно бояться длинных названий. Нужно бояться непонятных.

Как оформить лид-магнит красиво, быстро и без Photoshop?

Современные программы и онлайн-редакторы позволяют сделать это самостоятельно, даже если у вас нет навыков в дизайне.

Хотите еще проще? Используйте готовые шаблоны, которые я оформила специально для вас. Редактируются они в простых программах: Microsoft PowerPoint или Canva ↓↓↓

Шаблоны для оформления лид-магнитов и инфопродуктов. Редактируются в простых программах: Microsoft PowerPoint или Canva

В них уже есть:

  • красивая обложка
  • страницы для вступительной части
  • страницы для самого гайда или чек-листа
  • страницы для рассказа о себе и своих услугах

Во всех шаблонах вы можете поменять изображения, цвета и шрифты, передвинуть или удалить любой из элементов. После покупки вы получите видео инструкцию, которая поможет вам быстро во всем разобраться, даже если до этого вы  никогда не пользовались редактором Canva.

Выбирайте свой шаблон здесь»

© Оксана Колесникова

Text.ru - 100.00%

Сохранить в Pinterest

Структура лид-магнита: как правильно оформить гайд или чек-лист

Гайд – это инструкция, руководство, эдакий план действий. В нем описывается порядок действий для достижения конкретного результата. Соответственно, он должен быть максимально понятен и полезен рецепиенту.

В этой статье я рассмотрю, по каким принципам нужно составлять гайд и каких требований придерживаться.

Требования к гайду

Чтобы гайд был максимально полезным для читателей, он должен соответствовать определенным требованиям. Не все они обязательны, но будет неплохо, если вы будете их придерживаться.

  • Четкий алгоритм. Вообще, гайды можно использовать не везде. Лучше всего они подойдут там, где процесс идет по каким-либо этапам. В идеале должен получиться пошаговый «рецепт». Каждый шаг, конечно же, включает только одно простое действие.
  • Описание конкретного результата. Нужно точно представлять или хотя бы понимать, чего именно хочет достичь человек после прочтения вашего гайда. Основываясь на этих знаниях, вы даете точное направление «развитию сюжета».
  • Строго по факту. Фраза «без воды» никогда не была столь актуальной… Люди хотят решить свою проблему, и им не всегда нужны какие-либо философские рассуждения или углубления в прилегающую сферу. Просто путь из точки А в точку Б, грубо говоря. В крайнем случае можете дать ссылку на другой источник, где подробнее описываются детали какого-либо этапа. 
  • Соответствие уровню знаний читателя. Когда вы садитесь писать материал, то четко представляете, для кого именно он предназначен. Важен четкий образ: это может быть чайник, который решил освоить что-то новое, профи, пожилой человек, школьник и так далее. Отсюда следует, что чем меньше уровень осведомленности аудитории в затрагиваемой сфере, тем подробнее инструкции. А ежели вы не знаете, кому пишете, и делаете это просто для галочки, то просто тратите свое время и время читателей.
  • Наличие иллюстраций. Будет не лишним, если весь процесс будет сопровождаться изображениями. Ежели это какая-то инструкция по компьютерам, то это скриншоты. Рецепт? Тогда фотографию процесса приготовления. Где-то может понадобиться видео, где-то и текст вообще ни к чему. Но если используете чужие картинки, не забывайте про авторские права.

Тут ведь еще важно не переборщить, не начать перечислять каждую мелочь или очевидные детали, дабы материал казался объемнее (или по другим причинам). Вставлять картинки ради забавы или красоты в гайдах не стоит. Вряд ли читателю понадобится какой-то мем или фото забавного котика.

Отличия гайда от обзора

Обзор – это рассмотрение самого продукта, его характеристик и каких-то качеств. А гайд – это инструкция по использованию с четко обозначенными действиями. Для описания сути обзора больше подходит слово «Что», а для гайда – «Как».

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Как правильно написать гайд

При написании инструкции нужно придерживаться нескольких принципов. С их помощью вы сделаете материал максимально полезным и поймете, кому он вообще нужен.

Определение аудитории

Если вы пишете гайд для крупного ресурса, ориентируйтесь на его «стратегию». Посмотрите, какие материалы на нем публикуются и какие темы затрагиваются, как другие авторы объясняют пользователям те или иные детали. Отталкивайтесь от этого.

Другой вариант – спросите у читателей или клиентов. Будучи экспертом, вы с легкостью сможете определить их уровень знаний. Кстати, таким способом можно еще и определить, в каком стиле лучше излагать мысли.

В случае с продуктом неплохо будет почитать комментарии, опросить менеджеров по продажам или сотрудников техподдержки. У последних постоянно копятся актуальные вопросы, ведь люди обращаются к ним за уточнением деталей.

Оптимальный объем

Его нет. Но есть теория, что чем короче гайд, тем лучше. На вкус и цвет… Главное, чтобы из материала (будь это хоть одно предложение или лонгрид) человек узнал, как действовать.

Личный опыт

В идеале при написании гайда автор должен разбираться в затрагиваемой теме. Описывая собственный опыт, можно понять сложность или простоту некоторых этапов, определить, какие ошибки часто допускаются людьми. Частая практика, если человек пишет текст под руководством эксперта в рассматриваемой области. Или когда эксперт пишет сам – готовая инструкция проверяется хорошим редактором на наличие ошибок.

Структура и оформление

Четкая последовательность действий, никаких неожиданностей и резких поворотов. Придерживайтесь пошагового принципа и старайтесь не уходить от него.

Типичной структуры по написанию гайда не существует, все зависит от темы, осведомленности читателей и прочих факторов. Но если проанализировать множество материалов, общая структура все же вырисовывается. И она такова:

  • Краткое описание.
  • Когда нужно использовать инструкцию.
  • Описание работы по шагам.

Помните про обозначение шагов. Обозначайте разделы разными заголовками. Не делайте слишком длинные абзацы – оптимальный размер составляет от 3 до 7 строк.

Хотите что-то сравнить? Вставьте таблицу. Привязывайте к каким-то элементам полезные ссылки. Используйте списки, если идет перечисление, и не забывайте оформлять их маркерами или номерами.

Объяснения

Если вы в гайде что-то запрещаете, обоснуйте, дайте причины и разъяснения. Пользователь должен понять, по какой именно причине указанное действие недопустимо. Такое вполне можно отобразить в виде картинки, перечеркнутой красной линией или обозначенной словом «Неправильно».

Тест-драйв

После того как гайд будет написан, пройдитесь по шагам и посмотрите на результат. Будет неплохо, если вы попросите других людей пройти всю описанную в инструкции процедуру. Если результат, которого они достигнут, соответствует тому, что вы представляете в голове и описываете, значит, гайд хорош.

Проверка

Если у вас нет редактора, проверять текст придется самостоятельно. Рекомендуется после написания отойти на некоторое время от текста, отвлечься, и на «свежую голову» перечитать материал. Полезно еще читать вслух – так вы поймете, не осталось ли спорных моментов.

После завершения вычитки проверьте текст в различных онлайн-сервисах. Первый пункт проверки – это антиплагиат. Вам поможет Text.ru, Etxt или Advego. Второй – грамотность. Здесь вам в помощь Главред, Орфограммка и ОРФО. Третий, если вы размещаете гайд на сайте и ориентируетесь на SEO, – это водность и тошнота текста.

Заключение

Как подтвердить полезность гайда? Если прочитавший его человек достиг нужного результата с помощью указанной последовательности. И сделал он это при одном прочтении, не открывая другие источники и не ища значений незнакомых ему терминов. Основной принцип гайда – простота.

Руководства с инструкциями используются повсеместно: как собрать шкаф, как выбрать шампунь, как решить проблему с ноутбуком или как экспертно рассказать о правильном похудении. Гид подходит для самых разных тематик и сфер бизнеса. В этой статье мы узнаем, что такое гайд, как его составлять, использовать и где продвигать.

Содержание:

  • Что такое гайд
  • Где и зачем используют гайды
  • Какими бывают гайды
  • Как написать гайд
  • Советы для качественного гайда
  • Ошибки создания
  • Как и где продвигать свой гайд
  • Заключение

Что такое гайд

Гайд — это пошаговая инструкция, которая помогает пользователям получить результат. В переводе с английского языка означает «руководство», «справочник», «мануал», «гид».

Простой пример: «Нажмите на кнопку-значок Xbox в центре геймпада, чтобы его включить».

Действие — «нажать на кнопку». Результат — «включить геймпад».

Из этой краткой инструкции пользователь узнает, какое действие нужно совершить, чтобы получить желаемый результат.

Важно! В гайде всегда есть конкретное решение, без него полезность руководства близится к нулю.

Мануалы создаются, как для профессионалов, так и для новичков, чтобы они могли разобраться в каком-то вопросе. В гиде вся информация подается поэтапно — сжато и максимально просто.

Например, когда вы собираете мебель из IKEA, к ней прилагается иллюстрированная инструкция с последовательными шагами: взять деталь номер 1, найти шуруп из прозрачного пакетика и прикрепить панель к детали номер 2.

Пример иллюстрированной инструкции от IKEA.
Пример иллюстрированной инструкции от IKEA.

Задачи гайда:

  • Облегчить процесс понимания и запоминания материала.
  • Устранить разночтения в понятиях и терминах.
  • Охватить весь материал по определенной теме.
  • Внести порядок, четкость и логику в действия пользователя.
  • Помощь в контроле глубины анализа проблемы. Например, в материале для экспертов нужно охватить больше деталей, чем в статье, которая написана для новичков и только знакомит их с тематикой.

Где и зачем используют гайды

Руководства можно встретить в любой сфере, потому что людям нужно понимать, как использовать продукт или решить проблему, которая связана с хобби, работой, здоровьем или бытом. Например, рецепт — это тот же самый гид с последовательными шагами.

Примечание. Вы можете отследить заинтересованность потребителей из их запросов в «Яндекс.Метрике» или Google Trends.

Мануалы используют везде — статьи в блогах, технические инструкции по применению, посты, видео, инфографика, картинки. Информацию вы можете найти:

  • На коммерческих сайтах.
  • В соцсетях.
  • На инфосайтах и в СМИ.
  • В книгах, журналах, буклетах и рекламных брошюрах.

В нашем блоге вы можете ознакомиться с гайдами не только в формате статьи, но также и в виде полноценных справочников и видео.

Например, одна тема рассмотрена в двух вариантах контента:

  • Статья — «Создание квиз чат-ботов: правильная механика подсчета результатов».
  • Видео — «Как сделать квиз в чат-боте».

Разные форматы используются потому, что одним пользователям проще воспринимать информацию через текст, а другим для запоминания больше подходит вариант видео.

Какими бывают гайды

В маркетинге существует несколько видов инструкций:

  • Гайд на исследование — это план маркетингового исследования: группового — интервью фокус-группы, либо индивидуального — экспертное или глубинное интервью. Например, когда вы пишете статью, вы ищите материал и задаете ключевые вопросы, по которым сможете раскрыть тему. То есть в некотором роде проводите интервью с самим собой.
  • Гайдлайн, или guideline — технический документ, содержащий правила использования логотипа и фирменного стиля на различных видах продукции.
  • Кат-гайд, или cut guide — это подробная инструкция, описывающая все действия, которые необходимы для реализации какого-либо процесса. Сюда можно отнести руководства по созданию сайтов, схемы мерчандайзинга, планы отделки интерьеров.

Для лучшего понимания можете изучить наши гайды, посмотрите на стиль написания текста и монтажа видео:

  • «Раскрутка Youtube канала для новичков — полный гайд»,
  • «Рассылка к Черной Пятнице: полный гайд по email, мессенджерам, SMS, Viber, push»,
  • «Руководство по WhatsApp для бизнеса»,
  • «Как сделать продающий лендинг: инструкция, советы, примеры»,
  • «Как стать фрилансером: руководство для начинающих»,
  • «Оформление группы VK: руководство по основным настройкам»,
  • «Как настроить и вести бизнес-аккаунт в соцсетях: руководство для новичков»,
  • «Продающий текст: руководство для копирайтера и бизнеса»,
  • «Практическое руководство по AMP: от А до Я»,
  • «Как протестировать нишу для бизнеса. Пошаговое руководство»,
  • «Настройка умной торговой кампании в Google Ads: пошаговая инструкция»,
  • «Чат-боты и мессенджеры. Инструкция к применению ивент менеджеру»,
  • «Digital стратегия — инструкция по сборке»,
  • «Построение успешной контент-стратегии».

Формат руководства

Выше мы рассмотрели виды гайдов, а здесь остановимся на их форматах.

Инструкция по применению, в которой описывается и демонстрируется каждый этап. Ниже показан рецепт с пошаговым описанием и видео, а также количеством ингредиентов для приготовления блюда.

Пример инструкции по применению
Пример инструкции по применению

Руководство по использованию продукта или инструмента. Это может инструкция по эксплуатации холодильника, как в примере ниже.

Пример руководства по применению
Пример руководства по применению

Формат «вопрос-ответ», в котором вы или эксперт отвечаете на запросы клиентов.

Например, этот принцип можно проследить в нашей статье про чат-бота по медитациям. Сначала автор кейса составляет список вопросов для эксперта, затем оформляет ответы последнего в текст. Итоговая публикация дает ответы на следующие вопросы: для чего нужен инструмент (в данном случае — чат-бот), какие у него задачи и цели. После чего приводится подробная инструкция по подготовке и реализации идеи.

Пример формата гайда «вопрос-ответ»
Пример формата гайда «вопрос-ответ»

Пошаговая методика решения проблемы. Например, статья о том, как почистить ноутбук или инфографика о том, как завязать галстук.

Вариант пошаговой методики решения проблемы в виде инфографики
Вариант пошаговой методики решения проблемы в виде инфографики

Экспертная оценка, когда вами или специалистом предлагается несколько практических решений.

Ниже показана часть гайда про скетчинг, написанная экспертом-дизайнером. В статье девушка рассказывает, какими инструментами можно пользоваться, чтобы быстро сделать эскиз интерьера и продемонстрировать его клиенту.

Пример статьи, написанной экспертом
Пример статьи, написанной экспертом

Виды подачи информации

Руководство можно написать в виде статьи, снять и смонтировать в видеоматериал или нарисовать инфографику. Варианты подачи информации:

  • Статья — это подробная инструкция со скриншотами, видеороликами, таблицами и инфографикой. Данный формат подойдет в тех случаях, когда вам нужно показать мнение эксперта и его кейсы, рассказать об этапах использования продукта со сносками и примечаниями, а также при сборке нескольких статей в единый гайд.
  • Видео — этот формат может быть в виде коротких или длинных роликов, в которых автор рассказывает о чем-то пользователю, параллельно дублируя слова и важные моменты субтитрами. В видео добавляют картинки, таблицы, инфографику и кадры из других роликов. Подойдет для обзоров продукта, интервью с экспертами, демонстрации приготовления блюд и руководств, в которых нужно крупным планом показать этапы работы, также действия с товаром.
  • Инфографика — она подойдет для рассылок, публикаций в соцсетях, а также для инструкций по сборке.

Как написать гайд

В этом разделе рассмотрим основные шаги для написания руководства.

Определение целевой аудитории

Для начала изучите целевую аудиторию, для которой будете создавать гид. Это могут быть как эксперты в определенной области, так и новички. Пользователи будут отличаться по возрасту, полу, интересам и проблемам — сегментируйте их и найдите актуальные темы.

Если вы пишите для крупного сайта — посмотрите прошлые статьи: какие темы уже рассматривали, какие приемы используют авторы и что подписчики оставляют в комментариях под текстами.

Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как вести свой блог в 2021 и зарабатывать на нем.

Проследите за тем, чтобы ваша тема не повторялась, в том случае, когда вы пишите несколько небольших статей. А если вы создаете большой гайд — соберите все публикации в единый материал.

Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как сэкономить на контент-маркетинге используя переработку контента.

Опросите пользователей и узнайте, какой контент им интересен или какую проблему они не могут решить. Например, с помощью рассылок и анкет в email и чат-ботах. Также актуальные вопросы потребителей можно узнать в отделе продаж, у техподдержки и менеджеров.

Выбор темы

Далее переходите к выбору тематики. Вне зависимости от того, какого формата текст вы решите написать — большой гайд или несколько коротких статей, чтобы и охватить всю тему и не запутаться в тонкостях, используйте, к примеру, матрицу контента.

Примечание. Одна инструкция — одна тема.

Проанализируйте конкурентов и то, как они раскрывают тематику, возьмите на заметку их фишки и адаптируйте для своего материала.

Рекомендуем к прочтению! Узнайте, где и как искать идеальные темы для блога. Бонус — подборка «вечных» тем.

Далее выберите, в каком формате и виде будет подана информация: видео, текст, инфографика и тому подобное.

Изучение вопроса

Если вы не эксперт в выбранной тематике — постарайтесь досконально изучить вопрос, обратиться к специалистам и провести с ними интервью, прочитать книги и статьи, прослушать вебинары, ознакомиться с информацией на конкурентных сайтах и дать редакторам на проверку.

Гайд — это практическое пособие. Поэтому попробуйте провести личный эксперимент и посмотреть, как работают советы для решения выбранной проблемы.

Составление плана

Распишите план тезисно с пошаговым решением проблемы:

  • Наличие проблемы.
  • Актуальность темы.
  • Трудности или ошибки.
  • Варианты решения данных трудностей.
  • Результат.

Помните, что логика действий должна быть четкой — не перескакивайте с этапа на этап и не забывайте указать все шаги. Иначе пользователь просто не сможет применить полученные знания на практике.

А здесь показан пример структуры гида, как сделать pop-up.

Пример плана статьи
Пример плана статьи

Рекомендуем к прочтению! Узнайте, какие бывают заголовки и как быстро их придумывать.

Для видео — продумайте сценарий, который можно написать или схематично нарисовать. А для инфографики нужно выбрать цветовую гамму и составить план пошаговой инструкции.

Объем материала

Здесь нет каких-то ограничений. Одни специалисты говорят, что инструкция должна быть краткой — это, например, можно отнести к инфографике. Другие считают — информации должно быть много, чтобы раскрыть тему в полном объеме.

Ваша задача — максимально ответить на запрос пользователя, не вдаваясь в философские мысли и лирические отступления.

Добавление визуального контента

Обязательно разбавьте материал скриншотами, видеоматериалами, чек-листами, картинками, диаграммами, примерами, графиками и таблицами. Пользователь должен понимать, как описанные действия выглядят на практике.

Ниже показан пример скриншота в статье про то, как добавить организацию в «Яндекс.Карты». Вы можете видеть здесь описание действий и скриншот, который поможет найти нужный раздел и кнопку.

Пример скриншота в статье
Пример скриншота в статье

Примечание. Старайтесь не увлекаться стоковыми фотографиями, которые нельзя использовать на практике. Например, общие картинки с людьми. Добавляйте собственные креативы и изображения.

Вычитка текста и тест-драйв

После того, как инструкция будет готова — не забудьте проверить ее на наличие опечаток, ошибок и тавтологии.

Перечитайте или пересмотрите полученный материал и попытайтесь взглянуть на него со стороны пользователя:

  • Все ли пункты понятны?
  • Нет ли излишне сложных терминов?
  • Соблюден ли порядок этапов?
  • Вся ли тема раскрыта в тексте или в видео?
  • Имеются ли ненужные подробности?
  • Нужно ли обрезать из видео лишние кадры?
  • Можно ли какой-то материал передать ссылками в тексте или добавить их в описание к видео?
  • Не нужно ли какой-то этап разбить на несколько более мелких?

Советы для качественного гайда

Рассмотрим несколько советов для создания качественного руководства.

Последовательный алгоритм действий

Гид имеет четкий алгоритм действий или пошаговый план с простыми этапами. К примеру такими, как в справочнике продуктов Microsoft.

Пример шагов в руководстве
Пример шагов в руководстве

Начинать мануал нужно с первых шагов, а не с середины. Например, если вы пишете статью о том, как работать с «Фотошопом» — расскажите сначала про инструменты и рабочее пространство. Потому что новичкам будет непонятно, на какую кнопку нажимать и как разобраться в многообразии иконок.

Конкретный результат

Гайд подразумевает, что после прочтения пользователь совершит все действия, о которых вы говорили. Поэтому конструкция руководства должна привести человека к достижению результата.

Например, мануал в Инстаграме про то, как правильно отрегулировать шлейку, показывает и описывает особенности расположения ремней на собаке. Также авторы рассказывают об ошибках и демонстрируют результат корректной регулировки.

В данном случае задействован текст, GIF и инфографика.

Пример руководства в соцсети

Факты

Не используйте в инструкциях «воду». Пользователь хочет решить проблему и ему нужен четкий ответ без философских рассуждений. Если без подобной информации не обойтись — дайте на нее ссылку.

Старайтесь также не использовать большое количество оборотов и метафор. В инструкции каждое слово должно передавать четкий смысл. Все лирические отступления лучше убрать в сноски или не использовать вовсе.

Иногда в рецептах, как приготовить кофе, добавляют краткую информацию о происхождении напитка. В этом случае можно сделать сноску, как в примере ниже.

Пример сноски в инструкции
Пример сноски в инструкции

Информация соответствует уровню знания аудитории

Материал должен помогать потребителю решать задачу. Поэтому вы должны четко представлять своего пользователя: новичок он или профи.

Чем ниже уровень осведомленности аудитории, тем более подробную инструкцию вам нужно написать — начиная с самых азов.

Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как рассказывать истории, общаться с читателями по-дружески и с юмором.

Иллюстрации

Добавляйте иллюстрации в текст, которые будут дублировать действия, описанные вами в инструкции.

Например, для:

  • Рецепта — покажите фотографии процесса.
  • Прохождения игры — скриншоты экрана со всеми действиями персонажа.
  • Инструкции по применению — видео с использованием продукта или инструмента.
  • Решения проблемы — варианты практических методик, которые помогут пользователю.

Ниже показана инфографика, как собрать лебедя с помощью оригами:

Пример иллюстрации, которую можно добавить к тексту или видео.
Пример иллюстрации, которую можно добавить к тексту или видео.

Для видео лучше всего использовать крупные планы, чтобы детально показать каждое действие. При этом задержите внимание на важных моментах, чтобы пользователь смог разобрать этап и в случае чего поставить на паузу и повторить за вами.

Пример крупного плана в видео
Пример крупного плана в видео

Ошибки создания

В этом разделе рассмотрим ошибки при создании инструкции.

  1. Неправильное определение ЦА. Пользователи либо не поймут руководство, либо не будут его читать, так как уже знают материал.
  2. Плохое раскрытие темы. В этом случае инструкция не сможет помочь пользователю решить проблему.
  3. Сплошной текст — его будет сложно читать.
  4. Отсутствие визуализации — у пользователя не будет понимания, как применить полученные знания. Подобные статьи даже не начинают читать.
  5. Нет результата в конце. Если вы не можете предложить решение пользователю — ваш гид является обзором и не несет пользы именно как инструкция.
  6. Пропуск шагов. Пользователь запнется на каком-то моменте и не сможет прийти к результату, а значит — руководство не решит его проблему.
  7. Не была проведена проверка материала. Это тоже приведет к тому, что потребитель не сможет найти решение или вообще испортит оборудование, как это часто бывает из-за плохих статей про починку техники.

Как и где продвигать свой гайд

Гайд можно продвигать на сайте через блог с помощью SEO, чтобы ваша статья попала в топ поисковых систем.

Пример статей, которые располагаются на первых строчках в поисковой системе Google
Пример статей, которые располагаются на первых строчках в поисковой системе Google

Если хотите больше узнать о SEO, стоит почитать вот эти наши сатьи:

  • «Как LSI копирайтинг поможет вывести сайт в топ и почему он лучше обычного SEO»,
  • «SEO-текст: как писать оптимизированные и полезные статьи»,
  • «Как определить конкурентность тематики в SEO»,
  • «Что такое классическая и академическая тошнота текста. Зачем их считать и как снизить».

В соцсетях: публикации в ленте и на стене, stories, guides в Instagram и видео. А также на партнерских сайтах, где можно разместить инструкции. Например, на маркетплейсах — о том, как пользоваться продуктом.

Пример гайда в соцсети
Пример гайда в соцсети

Ниже показан гайд в виде инфографики в соцсети.

Можно продвигать гид через email рассылки. Помимо продающего контента вы можете сделать обзор товара и приложить инструкцию или сделать подборку полезного материала, который поможет решить проблемы подписчиков.

Ниже показан пример рассылки со списком полезных статей, среди которых есть гайд:

Пример рассылки от SendPulse
Пример рассылки от SendPulse

Заключение

В этой статье мы рассмотрели гайд, узнали, как и где его можно использовать, а также как составить руководство и что обязательно нужно учесть.

Ваша инструкция должна быть:

  • Полезной для ЦА.
  • Подробной с детальным описанием.
  • Наглядной с иллюстрациями, инфографикой, видео и так далее.
  • Структурированной с заголовками, абзацами, буллетами и ссылками.
  • Актуальной. Если информация в статье устарела — обновите инструкцию.
  • Экспертной. Автор должен хорошо разбираться в теме, чтобы суметь помочь пользователю.

А чтобы продвигать руководства — регистрируйтесь в сервисе SendPulse и подключайте наши инструменты: используйте рассылки через email, SMS и мессенджеры, подключайте бесплатную CRM систему для сбора данных о ЦА и создавайте инфографику и одностраничные сайты в конструкторе лендингов.

Прежде чем писать руководство для какой угодно аудитории, подумайте о том, зачем люди вообще читают гайды. Они хотят получить конкретный результат от конкретных действий.

«Нажмите зеленую кнопку на пульте, чтобы включить телевизор».

  1. Действие – жмем на кнопку.
  2. Результат – включаем телек.

Отсюда вывод…

В основе хорошего гайда лежат две составляющие:

  • Конкретный алгоритм действий по шагам – наглядно показываем, что пользователь должен сделать для результата. Подробности действий будут зависеть от уровня знаний аудитории. Чем меньше аудитория знает, тем подробнее гайд.
  • Конкретный результат – пользователь следует инструкции по шагам и получает результат – вкусный борщ, правильный договор для бизнеса или готовый сайт на WordPress.

Без конкретного результата полезность гайда стремится к нулю.

Допустим, вы пишете гайд о том, как выбрать микрофон. С виду это довольно просто. Заходим в интернет, вбиваем в поиске «купить микрофон», переходим на сайт, смотрим производителя, оплачиваем заказ и ждем курьера.

Однако люди выбирают микрофоны для разных целей: студия звукозаписи, стримы, выступления на сцене. Есть разные типы микрофонов: конденсаторные, динамические, ламповые. А что если бюджет ограничен?

Вот видите, у такого гайда нет конкретного результата, потому что каждый человек выбирает микрофон для своей индивидуальной задачи. Если мы будем писать гайд под каждую из них, получится «Война и мир» Толстого, помноженная на все части «Гарри Поттера». Никто не будет это читать.

В этом случае людям больше подойдут обзоры микрофонов, которые подскажут, в каком направлении двигаться. Решение о покупке человек принимает уже сам. «Где же тогда использовать гайды?» – спросите вы.

Можно написать гайд на тему: «Как подключить микрофон к звуковой карте и настроить программу для звукозаписи». Конкретные действия дают конкретный результат – готовый к записи микрофон и аудиоредактор.

Гайды применимы там, где можно разбить процесс по этапам: чистим, варим, жарим, солим, перчим и получаем блюдо. Гайд – это пошаговый рецепт конкретного результата.

Уровень знаний читателя

Например, вы решили написать гайд: «Как вырастить огурцы в любой почве». Сначала задайтесь вопросом: «Кто будет вашим читателем?»

  1. Опытный агроном из команды Илона Маска, который лично вырастил миллион огурцов, и теперь готовится построить парник на Марсе.
  2. Чья-то бабушка, которая тоже имеет богатый опыт, но при этом не хочет тратить деньги на дорогие удобрения.
  3. А, может быть, это школьник, которому задали домашку по биологии на лето.

Для каждого портрета аудитории нужны разные гайды. Они должны отличаться объемом, проработкой, базовыми моментами, количеством картинок и примеров, структурой и стилем повествования.

Вряд ли бабушка будет разбираться в терминах ученого-селекционера, в то время как школьнику не нужно рассказывать про масштабы, поскольку ему по заданию надо вырастить три огурца.

Важно запомнить: если вы не определите аудиторию гайда, можете вообще ничего не писать, потому как зря потратите время. Подумайте о том, кто ваш читатель, и пишите для него. Гайды для новичков и продвинутых пишутся по-разному.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Интересно и эффективно

Подробнее

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Выкидываем лишнее – оставляем мясо

Не надо писать в гайде на отвлеченные темы и засыпать читателя эпитетами – пишите по делу. Не забывайте, зачем люди читают гайды. Они хотят решить свою проблему и получить результат.

Освободите читателя от лишнего и оставьте только суть. Взгляните на этот гайд по приготовлению окрошки :)

Окрошка

Ваш читатель знает историю происхождения огурцов – ему важно вырастить их побольше, поэтому не рассказывайте ничего лишнего. Проведите его по процессу: раз, два, три + результат.

Задача гайда – провести читателя из точки «было» в точку «стало». Любые детали, которые не ведут к результату, надо безжалостно удалить. Если гайд можно написать на одной странице, так и сделайте.

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

Иллюстрируем по максимуму

Наглядность – обязательное свойство хорошей инструкции. Вместо длинного описания, куда нажимать – вы можете сделать скриншот.

Есть процессы, которые невозможно показать без иллюстраций. Например, сборку журавлика из бумаги.

Схема оригами бумажного журавлика

На картинках гораздо проще показать процесс, результат и возможные ошибки. Грамотные иллюстрации помогают пользователю понять, что он делает правильно и где ошибается. В некоторых случаях лучше использовать видео, чтобы не нагружать материал большим количеством картинок.

Не иллюстрируйте просто так

Если в статьях можно вставлять милых котиков или мемы для красоты, то в гайдах такое делать непростительно. «Да, с этим как бы ясно» – скажете вы. Однако кроме котиков некоторые авторы начинают иллюстрировать каждую мелочь. Это мгновенно усложняет восприятие инструкции.

Не иллюстрируйте очевидные детали. Скорее всего, ваш пользователь в курсе, где находится кнопка Enter. Вспомните про уровень знаний читателя – от него зависит количество базовых вещей, которые нуждаются в иллюстрации. Не переборщите.

Личный опыт

«Чтобы учить, надо уметь» – с этим выражением сложно поспорить. Автор гайда должен описывать собственный опыт, иначе косяков не избежать. Если эксперты не сильны в написании текстов, вам потребуется помощь редакторов. Но авторы в любом случае остаются практиками с личным опытом.

После редактуры гайда эксперты проверяют материал на наличие ошибок.

Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Соблюдаем последовательность шагов

«Берем почву для высадки, которую вы приготовили неделю назад» – подобные выражения не должны быть сюрпризом для читателя. Если мы «берем почву», значит этот шаг был предыдущим и выглядел примерно так: «приготовьте почву, она понадобится вам через неделю».

Избавьте читателей гайда от неожиданностей – сохраняйте последовательность шагов.

Тестируем руководство по шагам

Когда вы закончите гайд, в идеале надо провести тесты – самостоятельно дойти до результата, пользуясь руководством. Еще лучше привлечь к тестам целевую аудиторию – людей, которые получают результат впервые. Если они легко решат свою задачу с помощью руководства, считайте, дело сделано.

Вопросы по гайдам

Каким категориям бизнеса рекомендуется использовать гайды?

Безусловно, они необходимы прежде всего интернет-магазинам. Полезно публиковать гайды о своих продуктах также финансовым компаниям: банкам, страховщикам, брокерским компаниям, предлагающим, например, торговые платформы для трейдеров. Фирмы, работающие в сфере туризма, могут разнообразить гайдами свой блог: материалами о турах и статьями в духе «Какую страну выбрать для летнего отпуска?»

По большому счету, гайды как жанр – это интересно и полезно для множества отраслей бизнеса. Практически в любой тематике они могут прекрасно работать.

Делясь объективной информацией со своей аудиторией, компании получают лояльного представителя ЦА, который, если ему полезны рекомендации из публикуемых гайдов, с высокой степенью вероятности может конвертироваться в клиента. Так, собственно, и работает контент-маркетинг.

Чем гайд отличается от обзора?

По большому счету при наблюдаемой тенденции к смешению жанров очевидных отличий остается все меньше. С чисто формальной точки зрения можно сказать следующее: задача обзора – представить конкретный продукт, задача гайда – рассказать о том, как выбрать наиболее отвечающий потребностям конкретного человека продукт из всего разнообразия представленных на рынке товаров этого типа.

Именно поэтому наиболее отвечает характеру и задачам гайда заголовки в духе: «Как выбрать?» Ведь гайд – это пошаговая инструкция, выполнив которую пользователь сможет самостоятельно справиться с задачей – выбрать тот бренд и ту модель товара, которая оптимально ему подходит.

Как узнать, для какой аудитории пишется гайд?

Если вы автор, пообщайтесь с клиентом.

Пообщайтесь с людьми, чью проблему вы хотите решить своим гайдом. Оцените уровень подготовки этих людей, обратите внимание на «язык аудитории», определите, какой стиль изложения лучше подходит для вашего читателя.

Изучите форумы, почитайте комментарии людей, которые решают проблему – узнайте, как они делают это сейчас и насколько успешно.

Опросите менеджеров по продажам или сотрудников техподдержки – узнайте, какие вопросы по продукту возникают у пользователей чаще всего.

Какой объем гайда считается оптимальным?

Объема должно хватить для получения результата. Чем короче, тем лучше. Сможете решить проблему читателя в одном предложении? Пожалуйста.

***

Надеюсь, мои советы были для вас полезны — в таком духе вы можете завершить ваш гайд.

Структура короткого выступления: 13 готовых схем и видеопримеров

Структура короткого выступления: 13 готовых схем и видеопримеров

«Guide» в переводе с английского означает «путеводитель» или «гид». Гайд в современном понимании — это инструкция, которая логично, подробно и пошагово показывает решение какой-либо конкретной задачи. Задача при этом может быть любой — создать и отредактировать Google Docs, разработать структуру сайта, зарегистрироваться в диджитал-сервисе, написать контент-план для группы «ВКонтакте», пройти очередной этап в очередной компьютерной игре или вкусно пожарить свинину.

Самый простой пример очень практичного гайда — это инструкция по сборке мебели, которую производители прикладывают к каждым шкафу, кровати или тумбе.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

По этой инструкции можно попробовать самостоятельно собрать шкаф

Особенностями гайдов можно считать:

  • Четкую направленность. Один гайд — одна тема или одна задача.

  • Ситуативность. Обычно в гайдах указывают, для кого это инструкция предназначена и в каких случаях она точно будет полезна.

  • Алгоритм действий. Гай представляет собой не просто перечень действий, а их логическую последовательность, необходимую для достижения результата.

Пример:

«В Google Docs можно зайти и сразу же создать новый документ, и начать с ним работать — писать текст, форматировать его, вставлять картинки» — это не гайд, а рассуждение.

«Чтобы создать новый документ в Google Doc необходимо:

  1. Зарегистрировать аккаунт в Google (гиперссылка).

  2. Перейти в Google Docs.

  3. Кликнуть на значок „Пустой документ“ рядом с шаблонами брошюр, презентаций и резюме.

Вы окажетесь на странице нового текстового файла, в котором можно набирать текст» — это короткий гайд.

Важно: «А почему вы говорите гайд, опять эти англицизмы! Скажите проще — обзор!» — Нет, это так не работает. Обзор это описание сервиса или продукта, его характеристик. Обзор отвечает на вопрос «Что это?» Гайд же обозначает действия пользователя и отвечает на вопрос «Как я могу это сделать?»

Задачи, которые решает гайд

Стратегическая задача гайда показать человеку руководство к действию и показать, какие конкретные шаги нужны для решения конкретной задачи. Гайд помогает:

  • Заинтересовать целевую аудиторию и собрать трафик. Гайды отлично работают в блогах, например, и нередко по тематическим запросам попадают на первую страницу поисковой выдачи.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Пример руководства на первой странице поисковой выдачи, сразу после быстрых ответов

  • Объяснить тематические термины. Например, принятые в маркетинге сокращения — LTV, CAC, ROMI.

  • Дать легкий для восприятия материал. В том числе на не самые простые темы.


Что такое гайд и как сделать его действительно классным


Пример кейса:
Полный гайд по микроразметке Shema.org: как сделать, проверить и разместить

  • Зацепить людей, находящихся на определенной стадии изучения вопроса. Гайды обязательно учитывают степень осведомленности аудитории, гайд для новичка и для эксперта в одной и той же теме будут различаться кардинально.

Виды гайдов в интернет-маркетинге

В маркетинге используют такие основные виды гайдов:

  • Инструкция для проведения исследований, например, для проведения глубинного интервью. Руководство описывает процесс подготовки, действия организатора, дает перечень вопросов, которые можно адаптировать под свой бизнес и задавать аудитории.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Начало гайда по проведению глубинных интервью

  • Гайдлайн (guideline). Это технический документ, которые описывает как работать с фирменным стилем бренда — логотипов, товарным знаком, типографикой, фирменными цветами. Незаменимая штука для дизайнеров и верстальщиков; полезно и маркетологам, которые следят за тем, как соблюдается фирстиль бренда.

  • Кат-гайд (cut guide). Это инструкция по реализации процессов: руководство как создать сайт, как выложить товар на полках (мерчандайзинг), как подобрать ключевые слова для статьи, как сделать 3D-визуализацию проекта.

  • Гайд по технологиям. Применяется в IT-отрасли, преимущественно при создании сложных решений, например, может быть описано создание облачного хранилища. Предназначены для специалистов, новичкам и сочувствующим дадут разве что самое общее понимание процесса.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

А вот такие гайды-мемы можно встретить в социальных сетях

Форматы гайдов

Основных форматов гайдов четыре, и это:

Инструкция по эксплуатации или подключению

Вы купили новый роутер, и хотите его подключить, или купили смарт-телевизор и хотите его настроить. У вас появился аэрогриль, и вы хотите понять, как с ним взаимодействовать, чтобы блюда получались вкусными и сочными. Инструкция поможет.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Пример инструкции по подключению видеокамеры к телевизору

Пошаговый процесс достижения цели

Как заниматься йогой, чтобы похудеть за две недели на 5 килограмм, как сесть на шпагат за 30 дней — примеры таких инструкций. Нередко пошаговые инструкции используют и в кулинарии, для визуализации приготовления блюд. Например:

https://dzen.ru/video/watch/623a996dfb09c47385adefac

Теперь приготовить свинину с нутом точно будет проще

Вопросы и ответы

В таком формате тоже может быть представлен гайд. Это тоже своего рода инструкция, в которой каждый вопрос обозначает отдельный шаг в пределах выбранной темы. Например, гайд «Как в 2022 году работать самозанятым» может включать ответы на такие вопросы:

  • Кто может стать самозанятым?

  • Какие виды деятельности доступны самозанятым?

  • Где я могу зарегистрироваться в качестве самозанятого?

  • Где и как мне добыть чеки об оплате, чтобы отправить их заказчику?

  • Как я могу подтвердить свой доход?

  • Как и когда я узнаю, сколько мне нужно уплатить налога?

  • Как мне проще всего уплатить налог?

Гайд-экспертная оценка

В этом случае специалист может показывать несколько альтернативных путей решения задачи. Примеры:

  • Как создать новый документ в Google Docs 3 разными способами.

  • Как зарегистрироваться в качестве самозанятого через сайт ФНС, через приложение «Мой налог» и через банк СБЕР.

  • Какие 3 инструмента можно использовать, чтобы быстро разработать контент-план.

Этапы создания гайда

Как любая серьезная работа, создание гайда требует системного подхода и прохождения нескольких обязательных этапов.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Ничего в интернет-маркетинге не бывает просто так

Ниже вас ждет короткий гайд по созданию гайдов.

1. Определите целевую аудиторию

Вы намерены написать руководство по выращиванию грибов в домашних условиях для тех, кто только присматривается к теме, или для тех, у кого дома уже растут шампиньоны и вешенки? От этого зависит информация, которую вы будете собирать и давать. А это или как выбрать сорт грибов и грунт, или как повысить урожайность на 25 % с помощью особых технологий освещения и подкормки.

2. Выберите конкретную тему гайда

Гайд это не статья-рассуждение о том, что выращивать грибы полезно, легко и прибыльно, это подборка полезных тематических советов, выстроенная в логическую цепочку. Посмотрите, что уже написано по этой теме, проведите анализ тематических групп грибоводов в соцсетях, выясните, какими вопросами они интересуются, какой информации им недостает. Можно провести опрос в рассылке по ваше базе, если вы работаете в диджитале и хотите написать гайд, например, о том, как самостоятельно оптимизировать контент и не попасть под фильтры поисковых систем. Можно спросить в отделе продаж, какие вопросы задают покупатели, если вы занимаетесь коммерцией. В конце концов, можно и в «Яндекс.Вордстат» заглянуть, чтобы понять, чем интересуется аудитория в вашей тематике.


Что такое гайд и как сделать его действительно классным


Пример гайда:
Как создать свой бренд: пошагово

3. Изучите тему и используйте личный опыт

Личный опыт прекрасное подспорье при создании гайдов. Специалист по таргетированной рекламе напишет про алгоритм работы с рекламным кабинетом «ВКонтакте», даже не изучая дополнительные источники, а самозанятый, работающий в этом статусе 2-3 года, легко расскажет о процедуре регистрации, опираясь на собственный опыт. Если же опыта нет, необходимо погружение в тему, изучение нюансов, по возможности самостоятельно прохождение всех шагов, о которых пойдет речь в гайде. Очень хорошо воспользоваться помощью экспертов. В любой диджитал-тематике найти их можно на бирже Workspace в разделе специалистов по комплексному маркетингу — их зарегистрировано больше 1 000 человек.

4.Составьте подробный план

Распишите в нем:

  • Кому и когда будет полезна информация.

  • Какую задачу можно решить с помощью гайда.

  • Как именно решать эту задачу.

  • Какова последовательность действий.

  • Какой результат получит пользователь, применяя руководство.

Здесь сразу понятно, для кого этот гайд и кому он нужен: «Из студента в айтишники: как быстро устроиться на работу».

5. Подготовьте материал

Напишите гайд в виде классической инструкции или в виде вопросов и ответов максимально просто и понятно. Гайды по сложным процессам могут быть объемными, и максимально важно отжимать их от воды, чтобы сделать восприятие более легким и не утомить пользователя.

6. Добавьте визуальный контент

Скрины, схемы, рисунки, видео — в гайдах важно все, что помогает человеку разобраться в новом для него или непонятном пока процессе. Для людей-визуалов, которые в принципе лучше воспринимают картинки или видео, чем текст, очень важно понимать, как описанные действия выглядят практически. Да и в принципе визуальный контент добавит любому гайду наглядности.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Пример гайда «Как сделать кролика в технике оригами»

Как сделать гайд по-настоящему классным: 9 советов

А теперь немного о том, как сделать не просто среднестатистическую инструкцию-объяснялку, а эффективный гайд, который будут сохранять и которым будут делиться.

  • Не жалейте времени на изучение целевой аудитории. Если вы не понимаете, кто и с какой ситуации будет читать ваш гайд, лучше вообще его не пишите — толку будет мало. Если пропустить этот этап или отнестись к нему поверхностно, можно в гайде для новичков дать лишнюю и слишком сложную для них информацию, а в гайде для профи осветить давно известные азы.

  • Следуйте принципу «чем меньше — тем подробнее». Чем меньше знаний у пользователей в теме, которую вы освещаете, тем более подробным и детально расписанным должен быть гайд.

  • Позаботьтесь о том, чтобы тема была раскрыта полностью, а не фрагментарно. Если какие-то шаги будут пропущены, то человек, который решит воспользоваться гайдом, не достигнет своей цели и запутается.

  • Сделайте текст легким для восприятия. Подумайте о форматировании — заголовок, подзаголовки, списки и абзацы, все это помогает легче воспринимать текст и усваивать информацию.

  • Не философствуйте. Красивые образы, метафоры, экскурсы в историю — все это никак не вписывается в формат гайда. Информация должна быть четкой, конкретной и прикладной.

  • Дублируйте информацию. Если тема располагает, делайте гайды и в формате текста, и в формате видео. Иногда это может быть очень актуально.

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Пользователь просит продублировать информацию из видео текстом…

…и создатель гайда откликается:

Что такое гайд и как сделать его действительно классным

Это пример грамотной работы с аудиторией

  • Откажитесь от отвлеченных картинок. Котики, мемы, красивые девушки — все это в гайдах будет выглядеть как минимум неуместно. Все иллюстрации должны нести практический смысл.

  • Не перебирайте с иллюстрациями. Вновь ориентируйтесь на степень осведомленности аудитории и на здравый смысл — например, вряд ли сегодня есть смысл показывать на картинке, где на компьютерной клавиатуре находится клавиша Enter.

  • Обязательно показывайте результат. Если вы пишете гайд по регистрации самозанятости сделайте акцент: «Поздравляю, теперь вы зарегистрированы как самозанятый». Если вы пишете гайд по открытию магазина на маркетплейсе, покажите как выглядит только что созданный магазин.

Чек-лист: проверьте свой гайд на эффективность

Когда гайд готов, перед публикацией чекните его по нескольким пунктам.

Вот признаки гайда, который точно будет работать:

  • Понятно, о чем гайд и для кого он.

  • Нет сложных и, возможно, неизвестных аудитории терминов без их объяснения.

  • Все действия выстроены логически, исключены варианты, что сначала идет «Кликните вот сюда и создайте новый документ», и только потом — «Зарегистрируйтесь в сервисе N».

  • Тема от начала до конечного результата раскрыта полностью.

  • Информация актуальна, учтены все самые свежие изменения/обновления.

  • Нет лирических отступлений.

  • Текст хорошо структурирован, в видео есть субтитры.

  • Информация подкреплена наглядно — картинками, схемами, скринами.

  • Показан результат, к которому приведут действия пользователя.

Классный гайд — это гайд, который привел человека к нужному ему предсказуемому результату и не позволил перейти в поисковик для уточнения какой-либо информации.

Как писать гайды

Контур.Гайды выдержаны в одном стиле: в них рассказано, как делать правильно, и нет тональности запретительных законов. Советы, собранные здесь, помогут вам придерживаться этого стиля. Прочитайте их перед началом работы над новым гайдом.

Текст

Информационный стиль

Избегайте канцеляризмов и усилителей оценки. Подкрепляйте рекомендации фактами или иллюстрациями.

Неправильно

Цвет в интерфейсе сразу обращает на себя внимание и несет определенную смысловую нагрузку, его следует использовать осторожно и со смыслом.

Правильно

Цвет — это инструмент управления вниманием пользователя: он помогает выделять главное. Используйте цвет в интерфейсе для передачи смысла, а не для оформления.

Избегайте общих или очевидных формулировок, которые показывают важность или призывают делать хорошо, но не сообщают никакой полезной информации.

Неправильно

В интерфейсах Контура должна быть простая и понятная навигация.

Не используйте местоимение «мы» там, где можно без него обойтись, даже если это породит пассивный залог.

Если в тексте встречается упоминание другого компонента или гайда, делайте его ссылкой.

Ссылаясь на другой гайд, дайте выжимку этого гайда. Например, в случаях с валидацией или анимацией.

Проверяйте перед публикацией орфографию и пунктуацию, прогоняйте текст через Главреда и отправьте на вычитку корректору.

Рекомендации и запреты

Есть несколько способов что-то запретить:

  • «Не рекомендуется делать так» — самый мягкий вариант.
  • «Нельзя делать так» — средний.
  • «Запрещается делать так» — самый жесткий, когда нет исключений и делать так действительно нельзя никогда.

Поясняйте, почему что-то запрещается или рекомендуется делать определенным образом. Гайд становится интереснее и полезнее, если помимо сухих инструкций содержит примеры, пояснения и выдержки из истории интерфейсов.

Описание компонента

Разделяйте описание компонента или контрола на три блока:

  • Когда использовать — контекст применения.
  • Примеры (варианты) использования — рекомендации по использованию, примеры применения компонента, допустимые варианты, которые можно собрать из компонента библиотеки.
  • Описание работы. То же, что и спецификация — настройки и режимы работы и детальное описание, как компонент ведет себя.

Рекомендации по использованию компонента пишите в форме призыва:

  • «Используйте радиокнопки, только если количество вариантов не более пяти».
  • «Показывайте меню на странице постоянно, а не только по наведению».
  • «Избегайте называть кнопку в две строки: делайте кнопку шире или меняйте название».

Каждый блок должен быть независимым — содержать минимум отсылок к другим частям текста.

Помечайте, какие из пунктов описания работы компонента уже реализованы, а какие нет.

Даже если компонент или его функция еще не реализованы, описывайте его так, как будто всё готово: «Многострочное поле увеличивается по высоте по мере набора текста». Избегайте слов «должно», «нужно», «будет» и подобных.

Структура гайда компонента

Ниже приведен стандартный набор блоков для описания компонентов интерфейса. Придерживайтесь указанного порядка.

  • Краткое описание без заголовка
  • Когда использовать
  • Примеры использования
    • Название (текст лэйблов, заголовки)
    • Состояние по умолчанию
  • Описание работы
    • Размер и расположение
    • Фокус и работа с клавиатурой
    • Валидация
    • Дизайн и анимация

Оформление текста

Для обозначения пикселей используйте сокращение px, отбивайте его тонким пробелом: 50 px.

Знаки № и % также отбивайте тонким пробелом, в html —  .

Не путайте длинные тире и дефисы. В диапазонах используйте среднее тире.

Используйте математические символы, там где они необходимы. Например знак минуса − вместо дефиса -, знак умножения × вместо буквы x.

В словах с неочевидным ударением показывайте ударную гласную явно: бо́льшая.

При упоминании цвета вставляйте закрашенный кружок размером 14×14 px и код цвета в hex-формате: #E3071C.

Чтобы выделить кусок кода, используйте стиль c заливкой фона и моноширинным шрифтом: -webkit-font-smoothing: antialiased;.

Для обозначения клавиш или клавиатурных сокращений используйте специальный стиль c обводкой и тенью: Enter или  .

Иллюстрации и примеры

Используйте примеры из контуровских интерфейсов. Даже если нужно показать, как делать не надо, используйте скриншот нашего сервиса или нарисуйте картинку специально для данного случая. Примеры неконтуровских интерфейсов размещаются на полях.

Избегайте слишком больших иллюстраций, оптимальный размер — до 700 px по ширине.

Переходы между состояниями

Чтобы показать автоматический переход из одного состояния в другое, используйте стрелки ↓ → из шрифта Lab Grotesque K, цвета #ADADAD:

Если состояние меняется после нажатия клавиши, это иллюстрируется соответствующим образом:

Предпочтительно горизонтальное расположение состояний. Если у контрола обязательно должно быть указано название, можно использовать вертикальный лэйаут:

Рекомендации и запреты

Чтобы показать, как делать нельзя, приведите пример, используя пару «неправильно — правильно»: вначале перечислите некорректные варианты, затем подытожьте, показав, как нужно делать:

Если правильный пример придумать сложно и хочется просто показать недопустимость какого-то варианта, можно использовать черту цвета
#E3071C под углом 45°. Убедитесь, что линия не перекрывает значимые детали интерфейса.

Подготовка картинок

Все картинки в гайде должны быть сохранены в двух размерах: 100 % и 200 %. Называться должны соответственно: button-green.png и button-green@2x.png, где:

  • button — это название контрола на английском;
  • green — название картинки, подбирается по смыслу;
  • 2x — суффикс картинки для ретиновых экранов.

Руководства и инструкции позволяют установить контакт с потребителями и подчеркнуть свою экспертность. Они подходят для разных тематик: ремонта, медицины, онлайн-продвижения, кулинарии, воспитания детей. Например, «Руководство по использованию СВЧ-печи», «Как вылечить дерматит у ребёнка», «Пошаговый рецепт приготовления лазаньи» и «Продвигаем сайт в ТОП: исчерпывающая инструкция».

Сегодня вы узнаете, зачем нужны пошаговые руководства и где их можно использовать. Получите чёткий план написания статьи-инструкции с полезными советами.

Реклама: 2VtzquY3wEz


Читайте также: Как сделать лонгрид

Зачем нужны инструкции и где их можно использовать

Полезная информация, которую можно использовать на практике, всегда остаётся востребованной. Посетители обращаются к таким материалам, чтобы решить проблемы, связанные с хобби, здоровьем, работой или бытом. Так, видеоролики формата «Как сделать» на YouTube в несколько раз популярнее остальных.

Гайды и инструкции — это вечно работающий контент. Даже если популярность поднятого вами вопроса снизится или произойдут изменения, вы сможете дополнить, исправить свой текст. Допустим, у вас интернет-магазин туристических палаток. Каждому покупателю будут полезны статьи «Как выбрать палатку» и «Как правильно установить палатку». Особенно актуальны эти публикации будут летом – в сезон отпусков и активного отдыха.

Где использовать пошаговые руководства:

Правила составления и написания статей-инструкций

Контент должен быть:

  • полезным — решайте актуальную для вашей ЦА проблему;
  • подробным — расскажите в деталях обо всех этапах, нюансах и распространённых ошибках;
  • наглядным — подберите для своего материала инфографику, чек-листы, видео, скриншоты и иллюстрации;
  • структурированным — с подзаголовками, абзацами и списками для удобного восприятия читателем;
  • актуальным — если порядок действий, интерфейс программы, который вы описываете, меняется, то статью нужно обновлять;
  • экспертным — автор обязан хорошо разбираться в теме, желательно, писать на основе личного опыта.

Как сделать инструкцию экспертной, если вы не эксперт?

  • Получите нужный опыт (установите программу или палатку и напишите об этом руководство).
  • Пишите на основе опыта другого эксперта. Пусть он поделится опытом, внесёт правки в ваш контент и при необходимости дополнит его примерами из своей практики.

Это интересно: Как придумать цепляющий заголовок статьи

Как написать пошаговую инструкцию: наглядный пример

Рассмотрим поочерёдно все этапы.

1. Выбор темы

Выберите актуальную, полезную для вашей ЦА тему. Она обязана соответствовать тематике блога или сайта. Тема должна быть интересной пользователям и сейчас, и в перспективе — иначе нерационально вкладывать столько сил и времени на написание подробного гайда.

Чтобы найти подходящую тему, можно проанализировать статьи конкурентов или собрать популярные поисковые запросы в Вордстате. Ещё один вариант – изучить распространённые темы вопросов в техническую поддержку.

Запомните: одна инструкция — одна тема. Распыляться не стоит.

2. Выбор формата инструкции

Выберите наиболее подходящий вид руководства:

  • «Инструмент для…» — расскажите об инструменте/методике из вашей отрасли, которые мало кто использует правильно;
  • «Проблема и её решение» — озвучьте актуальную для ЦА проблему и предложите несколько практик, рекомендаций для её решения;
  • «Экспертная оценка» — проанализируйте новинку на рынке товаров, известный факт, событие или книгу, дайте полезный совет;
  • «Вопрос-ответ» — опишите проблемную ситуацию, с которой к вам обратился клиент, распишите подробно варианты решения;
  • «Практические рекомендации» — предоставьте читателям пошаговую методику решения проблемы (или несколько методик).

3. Выбор названия

Выберите для будущей статьи-инструкции простое и понятное читателям название, раскрывающее тему руководства. При этом заголовок обязан привлекать внимание, интриговать.

Шаблоны заголовков:

  • «Простой/уникальный способ…»;
  • «Как…»;
  • «Краткая инструкция…»;
  • «Теперь вы сможете»;
  • «Создайте…»;
  • «Быстрое/бесплатное решение…»;
  • «10 шагов для…»;
  • «Метод…»;
  • «Это обязан знать каждый…»;
  • «Секрет…».

4. Глубокое изучение вопроса

Ваша задача — досконально изучить проблему аудитории и найти решение. Проведите личный эксперимент, на основе которого будете писать руководство.

5. Составление плана

Напишите тезисный план с пошаговым решением проблемы, где первый пункт — наличие проблемы, а последний — результат решения. Промежуточными этапами должны быть чёткие последовательные шаги для достижения цели. Если логика действий будет нарушена, читатель не сможет применить вашу инструкцию на практике.

6. Подробное рассмотрение всех шагов

Оформите каждый этап руководства как отдельный блок инструкции со своим подзаголовком.

Как сделать структуру пошагового руководства

Обычно структура этапов строится по следующей схеме:

  • в начале расскажите об актуальности проблемы, почему важно её быстро решить, укажите, какие материалы и инструменты для этого нужны;
  • в основной части опишите сам процесс решения проблемы, что и как надо делать для достижения цели;
  • в конце напишите советы и уточнения, опишите полученный результат и добавьте призыв к действию.

7. Добавление визуального контента

После составления пошагового алгоритма подготовьте для блоков диаграммы, картинки, примеры, видео и скриншоты. Это поможет пользователям представить весь процесс, соответственно, легче усвоить информацию.

Как составить инструкцию для сайта

8. Вычитка текста

Проверьте, чтобы в статье-инструкции не было опечаток, ошибок, тавтологий. Кроме того, посмотрите на руководство глазами обычного читателя:

  • Всё ли вам понятно в инструкции, нет ли сложных предложений и трудных терминов?
  • Перечислено ли то, что следует взять и проверить перед началом работы?
  • Соблюден ли порядок этапов, ничего не пропущено?
  • Учтены ли все подводные камни и тонкости, с которыми может столкнуться читатель?
  • Есть ли чересчур большие этапы, которые лучше разбить на отдельные блоки
  • Имеются ли ненужные подробности (их следует убрать, чтобы не размывать тему)?

9. Проверка уникальности

При прочих равных, уникальность текста будет положительно влиять на продвижение в поисковых системах. Это позволит статье занять лидирующее место среди других текстов подобной тематики.

Проверить уникальность текстов можно с помощью специальных сервисов.

Читайте также: Как сделать анонс статьи, чтобы привлечь читателей

Заключение

После того, как вы опубликовали руководство на сайте, сделайте посев в тематических пабликах (к примеру, ссылкой на статью о материнстве можно поделиться в группах мамочек).

В руководство можно вставить цитату эксперта и после публикации попросить его добавить ссылку на статью в своём блоге или социальной сети.

Отслеживайте обратную связь — обязательно отвечайте на вопросы пользователей под вашим материалом, благодарите их за интерес и внимание к статье.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать гайд интервью
  • Как написать гайд для инстаграмма
  • Как написать газманову олегу
  • Как написать газету про свой класс
  • Как написать газетный репортаж