Как написать гамму соль мажор

Тональность соль мажор (G-dur, G-Major) является в музыке не только одной из самых простых, но и самых востребованных. Эта гамма и ее составляющие основные ноты широко используются многими музыкантами: от венских классиков до современности. Наибольшее распространение соль мажор получил у гитаристов и пианистов. Аппликатура исполнения гаммы, арпеджио и аккордов совершенно проста. Ее могут использовать даже новички, не говоря уже о том, что соль мажор с параллельным минором просто идеально подходит для голосовых данных большинства людей.

Ключевые знаки и ноты

В самой гамме соль мажор присутствует один ключевой знак — «фа-диез». Означает это только то, что чистая нота «фа» играется и звучит на полтона выше. Как и в любом мажоре, в соль мажор ноты следуют единому принципу построения гаммы в соотношении тонов и полутонов: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

соль мажор

В роли основной ноты или тоники выступает нота «соль». От нее и производится дальнейшее построение гаммы. Так, вся гамма соль мажор выглядит по возрастанию в следующей последовательности: соль (G)/ля (A)/си (H)/до (C)/ре (D)/ми (E)/фа-диез (F#). Как известно, главными ступенями в любой тональности выступают первая (тоника), четвертая (субдоминанта) и пятая (доминанта). В нашем случае это ноты «соль», «до» и «ре». На первой ступени строится тоническое трезвучие (соль-си-ре), на четвертой – субдоминантовое трезвучие (до-ми-соль), а на пятой — субдоминантовое трезвучие (ре-фа#-ля). Соответственно, на этих же ступенях строятся и аккорды, состоящие из четырех нот. Если первые два аккорда при построении используют диапазон октавы, то в третьем аккорде, называемом доминантсептаккордом, присутствует малая септима, то есть аккорд заканчивается на ноте «до», которая сверху присоединяется к основному доминантовому трезвучию.

Виды гаммы соль мажор

Наряду с основным ключевым знаком в гамме могут присутствовать и дополнительные. Прежде всего, это касается разновидностей мажорных гамм. В данном случае основной ключевой знак используется только в натуральном мажоре. Следует различать еще и гармонический мажор, и мелодический мажор. Как правило, такие гаммы в музыке используются нечасто, тем не менее они способны придавать музыкальным произведениям загадочность и психоделическую насыщенность.

В гармоническом мажоре понижается шестая ступень, то есть нота «ми». В мелодическом мажоре имеется уже две пониженных ступени: шестая и седьмая. Понижаются ноты «ми» до «ми-бемоль» и «фа-диез» до чистой «фа».

Исполнение аккордов на фортепиано

У людей, хоть немного знакомых с фортепиано, трудностей с исполнением гаммы или аккордов в тональности соль мажор возникнуть не должно. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это аппликатура. Например, главные трезвучия исполняются с использованием на правой руке первого, третьего и пятого пальцев.

тональность соль мажор

Полный аккорд использует первый, второй, третий и пятый пальцы. Тональность соль мажор, как и другие элементы гармонии, подразумевает и специальные обращения основных аккордов, при которых первая нота трезвучия переносится на октаву выше. Как видно из вышесказанного, каждое трезвучие имеет по два обращения.

Исполнение аккордов на гитаре

Другое дело, когда соль мажор играется на гитаре. Для этого инструмента характерна своя специфика построения аккордов. В качестве самого простого примера можно использовать стандартную аппликатуру, тем более что сам аккорд соль мажор является одним из самых простых.

соль мажор

Сначала зажимаем пятую струну на втором ладу, потом шестую и первую струну на третьем ладу. В этом варианте можно добавить еще и зажимание второй струны на третьем ладу. В таком виде в аккорде вместо ноты «си» на второй струне будет присутствовать нота «ре».

В дополнение к этому можно использовать для извлечения аккорда соль мажор и технику баррэ, когда первый палец левой руки полностью перекрывает гриф со всеми шестью струнами на третьем ладу. Соответственно, дальше вторым пальцем зажимается третья струна на четвертом ладу, пятая струна на пятом ладу и четвертая струна на шестом ладу. В случае игры на гитаре следует учитывать, что нумерация пальцев начинается не с большого, а с указательного.

гамма соль мажор

Параллельный минор

Данная тональность в качестве параллельного использует ми минор, в котором имеется точно такой же ключевой знак. Разница в дополнительных знаках проявляется только при построении гармонических и мелодических гамм. Так, в ми миноре в отличие от мажора ступени не понижаются, а повышаются на полтона. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень, и гамма играется без изменений повышения. В мелодическом миноре дела обстоят несколько сложнее. При исполнении гаммы по восходящей шестая и седьмая ступени повышаются, а при нисходящей игре уже используются чистые ноты. Если показать это на примере, то исполнение гармонического ми минора будет выглядеть так (вверх и вниз): ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре#-ми-ре (бекар)-до (бекар)-си-ля-соль-фа#-ми. Бекар в данном случае означает отмену использования знака диез (#), то есть звучит чистая нота без повышения на полтона.

Удобство использования

Что касается использования соль мажора и ми минора, то такие комбинации можно встретить во многих произведениях. К примеру, в классике очень часто встречается соната соль мажор. Произведения такого плана писали даже Гайдн, Бах, Моцарт, Шуберт и др.

соната соль мажор

В наше время две эти тональности в основном используют гитаристы. Во-первых, сочетание основных аккордов исполняется очень просто, во-вторых, даже начинающие музыканты начинают обучение аккордовое технике именно с них. Ну, а в-третьих, эти тональности являются универсальными для женского и мужского голоса.

Если посмотреть на рок-музыку, можно заметить, что даже со времен ее зарождения при игре на гитаре квинтами с драйвом в качестве основных использовались именно эти аккорды и тональности. Это только сейчас группы, исполняющие Black Metal, Gothic Metal, Doom Metal или что-то подобное, стали перестраивать свои инструменты в пониженные тональности типа ре минора или до минора. Классика рока, как правило, исполняется на базе квинт-аккордов с основой на ноте «ми».

соль мажор ноты

Заключение

В общем и целом, тональность соль мажор является достаточно простой не только для изучения, но и для освоения техники игры на многих инструментах. Этому способствует не только минимальное содержание ключевых знаков, но и простота использования в музыкальном плане. Кроме всего прочего, основной диапазон гаммы как нельзя более подходит к основному диапазону голоса человека. Однако это совершенно не значит, что нужно строго следовать правилам и использовать только те ноты, которые присутствуют в тональности. Эксперименты зачастую могут привести к самым неожиданным результатам, отчего музыкальное произведение только выиграет и станет намного более интересным.

На чтение 4 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 30.01.2023

Гамма соль мажор принадлежит соответствующей тональности и является очень популярной и несложной в построении. Знание позиций и табулатуры позволит любому музыканту свободно импровизировать в данной тональности. Для этого стоит подробно разобраться в строении гаммы соль мажор.

девушка и гитара

Содержание

  1. Состав и ступени гаммы соль мажор
  2. Как построить гамму соль мажор
  3. Устойчивые ступени гаммы соль мажор
  4. Параллельная гамма
  5. Аппликатуры гаммы соль мажор на грифе
  6. Упражнения с использованием гаммы соль мажор

Состав и ступени гаммы соль мажор

Основными ступенями любой гаммы являются 1, 3 и 5 или тоническое трезвучие. Гамма соль мажор имеет такие ноты главных ступеней — тоника, или 1 ступень в гамме соль мажор — Соль, 3 — Си, а 5 — Ре. Остальные являются побочными и требуют разрешения в устойчивые. К ним относят Ля, До, Ми и Фа — диез.

гамма соль мажор

Как построить гамму соль мажор

Все гаммы строятся по определенному принципу с учетом расстояния между ступенями.

Для мажорной гаммы расстояния между нотами следующие:

Тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон

В данной гамме используется только один знак альтерации — диез к ноте Фа.

Гармонический вид гаммы соль мажор отличается седьмой ступенью Ми-бемоль, которая заменяет Ми.

Хроматический тип строится путем повышения всех ступеней, кроме 3 и 6 при движении вверх.

соль мажор на гитаре

Устойчивые ступени гаммы соль мажор

В гамме соль мажор устойчивыми ступенями являются первая — соль (G), третья — Си (H) и пятая — Ре (D). Остальные же вне зависимости от положения требуют разрешения в одну из главных ступеней, каждая из которых называется неустойчивая ступень.

Параллельная гамма

Соль мажор имеет параллельную себе тональность — Ми — минор. Их звукоряд имеет сходные ноты и также одинаковую ноту Фа с диезом, но строение отличается.

ми минор

Аппликатуры гаммы соль мажор на грифе

Для гаммы соль мажор на гитаре имеется несколько позиций. Чтобы без труда найти все из них, необходимо хорошо изучить положение нот на грифе, а также начинать игру в медленном темпе с использованием метронома.

Первая позиция строится на 2 ладу, но играть ее также можно начинать с 3 из-за того, что тоника соль находится на 3 ладу. Такой бокс является основным и используется очень часто. Зная его наизусть, можно легко использовать данную позицию в импровизациях.

Вторая позиция смещается по грифу на 5 лад, туда, где находится тоника соль. Найдя эту главную ноту, можно без труда построить гамму.

Третья позиция располагается на 7-10 ладах.

Четвертая позиция является последней из используемых на акустических гитарах. Она располагается с 9 по 13 лад.

Пятая позиция играется на открытых струнах и является самой легкой из всех. В некоторых случаях в импровизации игра в данной позиции вносит в звучание новые краски и звучит уместно.

Также одним из механизмов исполнения гаммы на гитаре является игра по 3 ноты на каждой струне. Это имеет практическое применение и достаточно удобное перемещение по струнам.

В этом случае аппликатуры будут немного отличаться от стандартных положений.

Данные позиции также актуальны и помогут построить аккорды на гитаре в тональности соль мажор.

Упражнения с использованием гаммы соль мажор

Для того чтобы отработать позиции гаммы соль мажор на гитаре, необходимо выполнять некоторые упражнения:

  • первое исполняется на бас — струнах. Принцип следующий: пальцы сменяют друг друга. Сначала идут указательный и средний, а им на замену приходят безымянный или мизинец.
  • Второе также отрабатывается на басовых струнах с использованием мизинца и указательного пальцев.
  • Третье упражнение уже распространяется на все струны. Его принцип — обыграть звукоряд полностью с частичной сменой нот в нем.
  • Четвертое упражнение подразумевает игру через струну с глушением неиспользуемых струн.

Разучивание всех упражнений необходимо начинать только с медленного темпа и сохранять регулярный ритм на протяжении всей цепочки. Лучше всего использовать метроном. Со степенью освоения темп необходимо наращивать. Но не забывать о том, чтобы он был постоянным, а ноты звучали ровно и четко.

Гамма Соль-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 14452
24.11.2020 08:19
Категория: Основы теории музыки

Содержание: [Скрыть]

    • 1.Состав и ступени гаммы соль-мажор
      • 1.1.Как построить гамму соль-мажор
      • 1.2.Устойчивые ступени гаммы соль-мажор
    • 2.Аппликатуры гаммы соль-мажор на грифе
      • 2.1.Пять позиций гаммы соль-мажор на грифе гитары
      • 2.2.Первая позиция
      • 2.3.Вторая позиция
      • 2.4.Третья позиция
      • 2.5.Четвертая позиция
      • 2.6.Пятая позиция

Гамма соль-мажор на гитаре

Если вы играете в стандартном строе, то очень часто будете пользоваться нотами из гаммы соль-мажор. Дело в том, что она является параллельной популярному ми-минору. Ноты в них абсолютно одинаковые, различия лишь в ступенях. В тональности Em можно играть в параллельном мажоре, что делает звучание очень интересным. Более подробно про теорию музыки и про гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы соль-мажор

Как построить гамму соль-мажор

Гамма соль-мажор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (соль-мажор). Одна ступень гаммы с диезом, это F# (Фа диез) — седьмая ступень. Все диатонические гаммы в мажоре строятся по следующей схеме:

тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Тональность и тоника гаммы соль-мажор (исходя из названия) — нота Соль (G). Построив гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

G-A-B-C-D-E-F#-G

Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа диез-Соль

Как уже было сказано выше, у соль-мажора есть параллельная гамма — ми-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Ми (D). Поэтому под песню в соль-мажоре можно весьма успешно играть в ми-миноре, что очень удобно в стандартном строе гитары.

Устойчивые ступени гаммы соль-мажор

Самыми устойчивыми ступенями диатонической гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — G (Соль) B (Си) D (Ре). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд соль-мажор (G). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если исключить вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Соль.

Аппликатуры гаммы соль-мажор на грифе

На грифе гитары гамму соль-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы соль-мажор.

Пять позиций гаммы соль-мажор на грифе гитары

Гамма соль-мажор на грифе

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Соль (G). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Гамма соль-мажор 1 позиция

Табулатура соль-мажор 1 позиция

Вторая позиция

Гамма соль-мажор 2 позиция

Табулатура соль-мажор 2 позиция

Третья позиция

Гамма соль-мажор 3 позиция

Табулатура соль-мажор 3 позиция

Четвертая позиция

Гамма соль-мажор 4 позиция

Табулатура соль-мажор 4 позиция

Пятая позиция

Гамма соль-мажор 5 позиция

Табулатура соль-мажор 5 позиция

Гамма Соль-мажор на гитаре

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Гамма Соль-мажор на гитаре. Общая информация
  • 3 Краткая инструкция по правильной игре гамм
  • 4 Гамма Соль-мажор теоретическая часть
    • 4.1 Ступени гаммы Соль-мажор
    • 4.2 Как построить гамму Соль-мажор
    • 4.3 Параллельная гамма
  • 5 Гамма Соль-мажор ноты и табы в 5 позициях для начинающих
    • 5.1 Аппликатура гаммы Соль-мажор
    • 5.2 Как играть гамму Соль-мажор
    • 5.3 1-ая позиция
    • 5.4 2-ая позиция
    • 5.5 3-яя позиция
    • 5.6 4-ая позиция
    • 5.7 5-ая позиция
  • 6 Гамма Соль мажор «По 3 ноты на струне» — 7-позиций
    • 6.1 1 позиция
    • 6.2 2 позиция
    • 6.3 3 позиция
    • 6.4 4 позиция
    • 6.5 5 позиция
    • 6.6 6 позиция
    • 6.7 7 позиция
  • 7 Упражнения с использованием гаммы Соль-мажор
    • 7.1 Упражнение #1
    • 7.2 Упражнение #2
    • 7.3 Упражнение #3
    • 7.4 Упражнение #4
  • 8 Заключение и советы для начинающих гитаристов

Гамма Соль-мажор на гитаре. Общая информация

Гамма соль-мажор принадлежит к одноименной тональности. По своей сути гамма представляет из себя последовательность ноты, выстроенных определенным образом. Для того, чтобы свободно импровизировать в данном ключе, вам необходимо выучить все боксы, или позиции, которые входят в него, после чего вы сможете без проблем подбирать сольные партии к любой текстуре в этой тональности. Импровизация – первоочередная вещь, для чего нужны гаммы.

Краткая инструкция по правильной игре гамм

Мы уже рассказывали об этом ранее, и, в целом, в случае с тональностью Соль-мажор, ничего не меняется. Инструкция указана ниже, и может использоваться при игре любых гамм вообще.

Памятка для начинающих по правильной игре гамм

Гамма Соль-мажор теоретическая часть

Ступени гаммы Соль-мажор

Ступени гаммы Соль-мажорОсновная тоника данной гаммы – это нота G, или соль. Внутри нее есть две устойчивые ступени – это третья и пятая. В нашем случае это ноты B-си и D-ре. Они и составляют собой главный аккорд этой тональности – G. Все остальное – неустойчивые ступени, которые входят в расширенные, например, sus-аккорды. Для начала запомните только эти ноты, и после переходите к следующему разделу.

Как построить гамму Соль-мажор

Любая мажорная гамма строится по следующей схеме — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Соль-мажор – не исключение из этого правила. Итак, ноты в гамме расположены следующим образом:

G A B C D E F#G

Как построить гамму Соль-мажор

Как можно увидеть, в данной тональности только одна диезная нота, поэтому она не сложна в понимании и проигрывании.

Параллельная гамма

Параллельная гамма соль-мажорПараллельная тональность Соль-мажору – Ми-минор. В ней содержатся те же самые ноты, но выстроенные немного в другой последовательности.

Аппликатура гаммы Соль-мажор

Внутри каждой из представленных позиций задействуются одни и те же ноты, только выстроенные в разном порядке. Поэтому для развития музыкальной памяти, а также более удобной и быстрой импровизации, вам надо запомнить только один бокс, и потом двигать его по грифу, помня про ноты. Ниже представлена разметка, которая будет использоваться в схемах – она показывает, какие пальцы надо использовать для извлечения ноты внутри бокса.

Аппликатура гаммы Соль-мажор

Как играть гамму Соль-мажор

Как играть гамму Соль-мажорРазумеется, не забывайте про метроном. Откройте его на каком-нибудь сайте или включите программу на компьютере, выставите удобный темп, и играйте. Кроме того, задействуйте все ваши пальцы – это необходимо при игре соло-партий – поскольку так вам будет гораздо удобнее исполнять их.

1-ая позиция

Первая позиция начинается со второго лада, и спускается вниз по всему грифу. Обратите внимание на ее структуру, а также на последние ноты этого бокса. Они являются началом для следующей позиции, то есть все положения гамм связаны между собой.

Гамма Соль-мажор 1 позиция

2-ая позиция

Эта позиция начинается с пятого лада и заканчивается на восьмом. Обращайте внимание на расположение пальцев, когда проигрываете каждый бокс.

Гамма Соль-мажор 2 позиция

3-яя позиция

Этот бокс начинается с седьмого лада и движется до десятого. По сути, он имеет ту же самую структуру, как и в прошлых упражнениях.

Гамма Соль-мажор 3 позиция

4-ая позиция

Она начинается с десятого лада, и иногда заходит на девятый. Последние ноты играются на двенадцатом ладу.

Гамма Соль-мажор 4 позиция

5-ая позиция

Последнюю позицию можно играть как с двенадцатого, так и открытого лада. По сути тогда вы будете играть одну и ту же гамму, но в разных октавах.

Гамма Соль-мажор 5 позиция

Гамма Соль мажор «По 3 ноты на струне» — 7-позиций

Помимо этого, существует еще один способ играть эту гамму, и выглядит он иначе. Хоть эти позиции и проще для запоминания, мы не советуем начинать с них, поскольку они скорее вспомогательные, чем основные.

1 позиция

Первая позиция начинается на втором ладу и проходит по грифу вниз. Вам точно так же важно следить за пальцами, чтобы каждый из них зажимал свой лад.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 1 позиция

2 позиция

Теперь сдвиньте весь бокс на один лад ниже и начинайте с третьего. Спускайтесь вниз по грифу и струнам, как и предыдущем примере.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 2 позиция

3 позиция

Начальный лад здесь – пятый.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 3 позиция

4 позиция

Переходите к седьмому ладу – здесь начинается следующий бокс.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 4 позиция

5 позиция

Следующая позиция начинается с восьмого лада.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 5 позиция

6 позиция

Начало здесь – на десятом ладу.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 6 позиция

7 позиция

Переходим к октаве – этот бокс можно так же сыграть как на открытых, так и на двенадцатых ладах каждой струны.

Гамма Соль-мажор (3 ноты) 7 позиция

Упражнения с использованием гаммы Соль-мажор

Примеры упражнений схожи с теми, которые вы делали для гаммы До-мажор. Следите за своими пальцами и руками, а также играйте только под метроном.

Упражнение #1

Выполнение упражнения начинается с третьего лада и задействует 4 последние гитарные струны. Вы должны спускаться по боксу вниз, и желательно – обратно. Кроме того, вы без проблем сможете связать это упражнение со вторым.

Упражнение #2

Второе упражнение начинается там же, где закончилось предыдущее – на пятом ладу четвертой струны. Постепенно поднимайтесь выше по ним, возвращаясь на исходную позицию первого вашего упражнения.

Упражнение #3

Теперь данный паттерн переходит через весь гитарный гриф. Двигайтесь по нему, и после того, как дошли до конца – переходите обратно. Старайтесь, чтобы каждое ваше упражнение состояло из прохода в обе стороны – это способствует запоминанию боксов.

Упражнение #4

Здесь уже все несколько сложнее. Вам требуется играть интервалы, расположенные через струну друг от друга. Для этого понадобится хорошая координация – поэтому начинайте с медленного темпа и постепенно наращивайте его. Старайтесь так же возвращаться туда-сюда, прогоняя упражнение без остановок.

Заключение и советы для начинающих гитаристов

Всегда играйте под метроном. Это очень важно, если вы действительно хотите научиться играть ровно и четко.

Прогоняйте упражнения без остановок, в одном и том же темпе. Сначала вам будет сложно, однако потом, когда вы привыкните, пальцы будут делать все сами собой.

Выучите еще тональности, например, фа-мажор – это расширит ваш набор фраз.

Старайтесь импровизировать под аккомпанемент – например, записывать аккорды, и играть под них.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио — Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

Правильное написание нот гаммы

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так — в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Подписанные ступени гаммы

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре».

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Разрешение ступеней в гамме Соль мажор

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.

October 10 2007, 21:30

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Музыка на бумаге. Мажорная гамма.

Немного теории для начала. Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон. Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

А теперь, наконец, мажорные гаммы как они есть.

До мажор
MajorScale(C)

Ре мажор
MajorScale(D)

Ми мажор
MajorScale(E)

Фа мажор
MajorScale(F)

Соль мажор
MajorScale(G)

Ля мажор
MajorScale(A)

Си мажор
MajorScale(B)

Ре-бемоль мажор
MajorScale(DFlat)

Ми-бемоль мажор
MajorScale(EFlat)

Фа-диез мажор
MajorScale(FSharp)

Ля-бемоль мажор
MajorScale(AFlat)

Си-бемоль мажор
MajorScale(BFlat)

Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие.

*Music within.*

Строение мажорной гаммы.

ЦЕЛЬ
  1. Знать сколько ступеней в гамме.
  2. Знать характер мажорного лада.
  3. Знать знаки альтерации.
  4. Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
Лад

В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.

Это самый позитивный и жизнерадостный лад.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Ступени мажорного лада

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.

Ступени мажорного лада

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Ступени мажорного лада

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Тональность Соль-мажор

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Фрагмент

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Фрагмент

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.


  1. Ответ:

    C бемоль мажор


  2. Ответ:

    C мажор


  3. Ответ:

    E мажор

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать галерея или галлерея
  • Как написать гайдлайн
  • Как написать гайд пример
  • Как написать гайд интервью
  • Как написать гайд для инстаграмма