Как написать гармонию к мелодии

Когда речь идет о большинстве музыкальных произведений (если только вы не имеете дело с древними григорианскими песнопениями), у вас есть

мелодия

и

гармония

.

В то время как мелодии запоминаются, помогая поддерживать постоянство на протяжении всего произведения, к которому слушатели могут привязаться, гармонии могут преобразить музыкальное произведение, добавляя новые слои и измерения, которые мелодии не под силу в одиночку.

Давайте вскочим и узнаем, как гармонизировать в музыке, будь вы певец или инструменталист.

Как гармонизировать мелодию

Хотя гармонизация мелодий не требует тонкого знания теории музыки, есть несколько основных теоретических концепций, которые сделают гармонизацию с нотами мелодии гораздо более легкой.

Понимание мелодических интервалов

Прежде чем приступить к гармонизации нот, необходимо понять, какие
мелодические интервалы

встречаются в различных ключах. Для примера мы рассмотрим
мажорный

лад, поскольку в этом ладу нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы играли ноты до-мажора на фортепиано, это выглядело бы следующим образом:


C-D-E-F-G-A-B

Чтобы получить представление о ключе, полезно играть или петь эти ноты последовательно. Например, как только вы почувствуете ключ C, вы можете начать изучать его аккорды, которые состоят из этих интервалов.

Самый основной аккорд в ключе
до мажор

состоит из трех нот
(C-E-G)

. Мы рекомендуем сыграть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они сочетаются и гармонируют друг с другом.

C — это
тоника

или
корневая

нота аккорда. По отношению к ноте E, C — это
мажорная терция

. По отношению к G, C — совершенная пятая. Мажорные трети и совершенные пятые — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, как знакомо они звучат, когда играются вместе.

Нахождение интервалов от корневых нот

Хотя ваша практика должна состоять в нахождении интервалов от
всех

нот, для данного примера мы остановимся на С. Вот интервалы от С и то, на сколько полушагов они отстоят друг от друга:

  • C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
  • C-D — мажорная секунда — два полушага
  • C-D#/Eb — минорная терция — три полушага
  • C-E — мажорная терция — четыре полуступени
  • C-F — Совершенная четвертая — пять полушагов
  • C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть половинных шагов
  • C-G — Совершенная пятая — семь полушагов
  • C-G#/Ab — минорная шестая — восемь полутактов
  • C-A — мажорная шестая — девять полушагов
  • C-A#/Bb — минорная седьмая — десять полушагов
  • C-B — мажорная седьмая — одиннадцать полушагов
  • C-C — октава — двенадцать полушагов

Независимо от того, от какой корневой ноты вы начинаете, количество полустепеней и качества этих аккордов останутся одинаковыми. Например, если вы играете мажорный аккорд C и считаете от корневой ноты C до мажорной терции E, вы увидите, что это четыре полушага. С другой стороны, если вы играете в тональности ля мажор и начинаете от корневой ноты А в аккорде ля мажор, вы можете двигаться на четыре полушага, чтобы добраться до мажорной терции C#.

При попытке найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, полезно практиковаться в пении или напевании, когда вы играете ноты. Например, если вы споете корневую ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны тональности аккордов. С другой стороны, если вы последовательно споете корневую ноту и ее дополненную четвертую, вы поймете, насколько
диссонируют

тональности аккордов.

Понимание разницы между мажором и минором

Ноты в мажорных тональностях отличаются от нот в минорных тональностях, поэтому важно научиться чувствовать и те, и другие.

Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд.

В то время как мажорный аккорд читается как
C-E-G

, минорный аккорд читается как
C-Eb-G

. Третья ступень на полступени ниже. В минорных ладах мы понижаем терции, шестые и седьмые. Когда вы практикуете гармонизацию, хорошо бы практиковаться как в мажорных, так и в минорных тонах.

Гармонизирующие ноты на практике

Независимо от того, являетесь ли вы певцом, инструменталистом или и тем, и другим, мы рекомендуем вам петь и играть на фортепиано во время практики. Однако если у вас нет дома пианино, существует множество отличных приложений для виртуального фортепиано, которые вы можете загрузить на свой смартфон или планшет.

Играя и напевая во время гармонизации, вы учитесь воплощать ноты. В конечном итоге это поможет вам гармонизировать на слух.

Давайте рассмотрим несколько способов, которыми вы можете практиковаться:

Используйте легкую мелодическую линию

Начните с мелодии, которая вам хорошо знакома. Затем сыграйте эту мелодию на фортепиано, одновременно напевая ее. Если вам неудобно играть на инструменте, вы можете записать мелодию с
помощью MIDI
и виртуальной клавиатуры в
вашей любимой DAW
и зациклить ее.

Пока ноты в мелодии меняются, попробуйте удерживать ноту гармонии вместе с ней. Когда мелодия продолжится, нота гармонии, которую вы держите, может продолжать работать. Вы должны внимательно следить за тем, как сочетаются или противоречат друг другу ноты.

Например, если ваша мелодия и выбранная гармония, с которой вы начинаете, — это совершенная пятая, нет причин поддерживать интервал совершенной пятой по мере продвижения мелодии. На самом деле, это может звучать очень скучно.

Поэтому вместо этого посмотрите, как долго вы сможете удерживать одну и ту же ноту, пока мелодия не столкнется с ней. Затем, когда это произойдет, спросите себя,
почему

. Вероятно, вы попали на аккордовый тон в мелодии, который диссонирует по сравнению с выбранной вами нотой мелодии.

Чтобы почувствовать, как создавать свои собственные гармонии, полезно поэкспериментировать с сочетаниями нот. Если какая-то нота конфликтует или плохо звучит с другой, попробуйте переставить эту ноту в гармонии, чтобы определить, где она работает. Когда вы найдете ноту, которая работает с нотой в мелодии, определите,
почему

она работает, посмотрев на интервал.

Прослушайте несколько своих любимых песен

Одним из лучших способов научиться гармонии на слух является прослушивание любимых песен. Будь то инструментальная или вокальная музыка, в большинстве музыкальных произведений есть мелодия. Попробуйте определить мелодию и гармонии, которые существуют вокруг нее.

Пока вы слушаете, попробуйте определить, какие интервалы лежат в гармонии.


Хорошо ли гармония сочетается с мелодией?


Они напряженные или диссонирующие?


Какие бывают комбинации нот?


Используют ли они ноты гармонии, находящиеся в основном аккорде (аккордовые тона) или гармонии вне основного аккорда (неаккордовые тона)?

Запишите ответы на эти вопросы и потренируйтесь петь или играть вместе с песней. Слушая разные виды музыки, вы заметите, что в разных жанрах гармония используется по-разному.

Например, в романтической песне в стиле ду-воп 50-х годов будут использоваться терции и пятые, так как эти гармонии более органично сочетаются с мелодиями в западной музыке. С другой стороны, группа блэк-метал может использовать более диссонансные гармонии, такие как минорные секунды или увеличенные четвертые/ уменьшенные пятые (тритоны), чтобы создать ощущение напряжения, страха или отчаяния.

Гармонизирующие аккорды

Конечно, мелодии не имеют смысла, если под ними нет
аккордовой прогрессии
. Поэтому, придумывая гармонии, вы должны не только найти интервалы, которые приятно звучат с нотой мелодии, но и убедиться, что ваши гармонии являются правильными нотами для аккорда.

Именно здесь может пригодиться практика гармонизации с аккордами.

Давайте снова воспользуемся нашим примером с
до-мажором

.

Допустим, мы используем аккордовую прогрессию:

До мажор / Ре минор / Ля минор / Соль / Си

  • До мажор — C-E-G
  • Ре-минор — D-F-A
  • Ля минор — A-C-E
  • Соль мажор — G-B-D

Для простоты предположим, что аккорды меняются каждый такт, а в мелодии используются
только

аккордовые тона в каждом аккорде.

Как видите, использование C в качестве мелодической ноты для первого аккорда (до-мажор), скорее всего, будет отличным выбором, поскольку это корень аккорда. Кроме того, E находится на расстоянии мажорной терции от C, а G — на расстоянии совершенной пятой.

Однако, когда мы дойдем до ре-минора, все может стать немного странным в зависимости от нот в мелодии. Например, если бы в мелодии использовались F или A, то C может сработать, поскольку F находится на расстоянии совершенной четверти от C, а A — на расстоянии минорной шестой. Однако игра D, мажорной секунды от C, может вызвать странное напряжение.

То же самое произойдет, если мы попробуем сыграть C через мажорный аккорд. В то время как C, скорее всего, будет хорошо сочетаться с G благодаря своей совершенной пятой тональности, он может не очень хорошо сочетаться с B из-за своей мажорной седьмой (или минорной второй в обратном направлении) тональности.

Конечно, это фундаментальный способ гармонизации аккордов, поскольку легкий диссонанс иногда может быть очень приятным. Диссонанс постоянно используется в джазе, и без него многие из наших любимых джазовых мелодий были бы довольно скучными. Например, джазовые композиторы постоянно используют секунды, седьмые, тритоны, девятые и одиннадцатые для создания уникальных гармоний.

Дело в том, что это зависит от контекста, а контекст возникает из аккордов. Поэтому, когда вы играете аккорды и пытаетесь играть или петь гармонии для этих аккордов, вы услышите, что сочетается, а что нет.

Тренировка слуха

Хотя вам не нужно платить за дорогие уроки музыки, чтобы научиться гармонии, неплохо было бы попрактиковаться в базовой тренировке слуха, чтобы чувствовать себя более комфортно при пении и игре на гармонии.

Тренировка слуха — это процесс соединения нот, интервалов, гамм, аккордов, мелодий и гармоний с тем, что мы слышим. По сути, занимаясь тренировкой слуха, вы наводите мосты между различными музыкальными структурами.

Одним из основных направлений этого вида обучения является развитие
слуховых навыков

. Когда музыканты обладают хорошими слуховыми навыками, они могут определять звуки на слух, называть их, транскрибировать и петь/воспроизводить их. По мере развития слуховых навыков человек может импровизировать, основываясь на понимании гармонических правил.

Мы рекомендуем загрузить несколько приложений или программ для тренировки слуха, чтобы начать практиковаться. В свою очередь, вы получите более глубокое понимание теории музыки и обретете способность слышать гармонию, что позволит вам с легкостью петь, играть, сочинять и импровизировать.

Читать ноты

В Интернете существуют огромные нотные библиотеки, которые могут быть очень полезны при построении понимания гармонии. Читая ноты профессиональных авторов и композиторов, вы можете начать представлять, как они пишут гармонию в своей музыке.

Вы можете увидеть, как мелодии развиваются по аккордовым прогрессиям или как определенный тон аккорда используется в мелодии для придания ей уникального вкуса.

Как практиковать пение гармонии

Если научиться гармонии на инструменте, таком как фортепиано или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, то научиться петь гармонию может быть гораздо сложнее, поскольку вы не можете петь несколько нот одновременно своим голосом.

Для тренировки вокальной гармонии вы можете практиковать гармонизацию с записями собственного пения.

Начните с записи своей мелодии из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, воспроизводя запись, попробуйте гармонизировать мелодию. В процессе гармонизации запишите все неровности, с которыми вы столкнулись, а затем спросите: «Почему?».

Возможно, вы поете интервал, который не совсем подходит к данной ноте мелодии, так что было бы неплохо поменять его и посмотреть, что получится. Чем больше и чаще вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш тембр и подача, и тем легче будет гармонизировать на слух.

Заключительные мысли — Важность гармонии в музыке

Гармония — один из самых важных аспектов музыки. Создаете ли вы аккорды или пишете гармонические линии для мелодий, вы используете гармонию. Развитие гармонических навыков поможет вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.

Следуйте нашим инструкциям, и вы станете экспертом в мире музыкальной гармонии.

Как известно, одна из основных задач музыкальной гармонии — это дополнение мелодии и раскрытие ее образного строя.
Хорошо написанная мелодия, как правило, содержит в себе направление гармонического движения, которое каждый композитор или аранжировщик использует для составления полной схемы гармонизации.

Классическая школа строится в основном на выполнении заданий по гармонизации в 4-х голосии.
При этом как таковых базовых принципов гармонизации мелодии не выделяют. (По крайней мере я таких не нашел).

Однако учебники и живая музыкальная практика всегда отличаются, в том числе и в подходах к гармонизации мелодии.

В поисках различных вариантов гармонизации мелодии я нашел 2 варианта, которые перекрывают все возможные варианты гармонизации, как в модальной так и в тональной гармонии.

Сразу отмечу, что эти принципы отражают взаимодействие мелодии и гармонического сопровождения, а не законы гармонии и мелодии. То есть, данная классификация предполагает следующую иерархию

ier

Такой подход позволяет более свободно экспериментировать с гармонизацией и получать современной звучание.

Итак, рассмотрим 2 вида взаимодействия аккордов и мелодии.

1. Мелодия подчиняет гармонию.
2. Гармония подчиняет мелодию.

При этом в каждом пункте можно выделить еще несколько.

1. Мелодия подчиняет гармонию
Данный подход является базовым во многих стилях музыки и основан на доминировании мелодического начала.
Любая нота мелодии принимается за аккордовую, не аккордовую или хроматическую.
Здесь стоит отметить, что само понятие аккордовых-неаккордовых нот является достаточно условным поскольку не отражает реальной музыкальной ситуации и используется больше для удобства работы с гармонизацией. Например, нота B в аккорде Am можно назвать неаккордовой, а можно принять за надстройку sus2 тогда она превращается в аккордовую.
После маркировки тонов мелодии выстраивается гармоническая цепочка. При этом выбор аккордовых тонов может быть абстрактным ( например, каждая целевая или длинная нота может выполнять роль только 4 ступени или только 7 ступени аккорда).

Или основанным на принципах тонального движения. Например, 7 ступень мажора в тональном движении, гармонизуется, чаще всего, D функцией, а в джазе любым аккордом.
Базовым подходом в данном методе будет сохранение тональности мелодии и подчеркивание отклонений если они присутствуют.

2. Гармония подчиняет мелодию

Аккорды двигаются в любом установленном композитором порядке. Это может быть и тональное движение. Можно использовать отклонения, далекие модуляции, необычные переходы.
Мелодия здесь это только базовый посыл для раскрытия гармонии. Любая нота мелодии может быть помещена в любую тональность и гармонизована.
Как пример, посмотрите на гармонизацию гаммы C мажор

Начинается она с Db мажора, затем двигается Dm и заканчивается в А.

Такая техника позволяет даже самую тривиальную мелодию заставить звучать очень необычно и интересно.

Помните, что это только базовые принципы, которые нужно использовать, как указатели при использовании самых разных способов гармонизации.

Просто не забывайте, кто главные в этой паре мелодия или гармония.

Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 19K

Рассмотрим квинтовый круг аккордов. Число — значение мажорности аккорда. Вне зависимости от лада, тоника должна быть установлена в верхнее положение:

Установка тоники

Установка тоники

В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг

Мельчайшие шаги по кругу аккордов. Здесь C-Am(+2) и C-Dm(-1)

Мельчайшие шаги по кругу аккордов. Здесь C-Am(+2) и C-Dm(-1)

Мельчайшие шаги по кругу аккордов происходят при ходе мажорный-параллельный минорный аккорд, +2(изменение числа при этом ходе), а также при движении мажорного аккорда на секунду вверх в минорный, -1, и назад с обратным знаком для обоих случаев. Движение по часовой стрелке ведёт к музыкально мажорным, против часовой к минорным аккордам(отрицательные числа). Для запуска простейшей гармонии достаточно создать некую закономерность например волну из значений(чисел) аккордов:

Гармоническая фигура "Волна". Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Гармоническая фигура «Волна». Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.

Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру «Пила»:

Гармоническая фигура "Пила". Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Гармоническая фигура «Пила». Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.

На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.

Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.

Рассмотренный выше подход к созданию прогрессий я назвал линейным. Ниже будет рассмотрен второй — квинтовый. Оба подхода связаны и один другому не мешает — можно их комбинировать.

В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Вкратце скажу о программе слева. Она показывает расположение звуков аккордов на квинтовой цепи. Чёрная линия посередине(сейчас между C и G) показывает тонику и доминанту. Выше линии находятся — мажорные звуки, ниже — минорные(сейчас это не особо важно, можно пропустить,а кому интересно почитайте потом предыдущую статью).

Секрет золотой секвенции

Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im

Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:

Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Золотая секвенция на квинтовой цепи
Золотая секвенция на квинтовой цепи

Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.

В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.

Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.

Динамичная золотая секвенция

Динамичная золотая секвенция

На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).

Осевые прогрессии

Осевые прогрессии

Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:

Нисходящий лад Шепарда дают также ходы dim7 по полутонам вниз, увеличенные по полутонам вверх, и уменьшенные по квартам вверх что часто можно увидеть в цепочках доминантсептаккордов:

Вернёмся к простым аккордам.

Перед минорной тоникой на крайней мажорной точке движения вместо аккорда VIIb(Bb) lin-1 или Vm(Gm) lin1 часто встречается мажорная доминанта со значением 8(G подчеркнул на рисунке ниже) для усиления мажорности на этой фазе движения гармонии и более резкого утвердительного прихода в тонику(8->-2 Δ10). Возникает один внеладовый звук VII(B), а квинта(G-D) остается в ладу. При этом в цепочке также могут присутствовать аккорды Bb или Gm например в фигуре шаг вперед 2 назад или обратной осевой гармонической:

Сопоставление минорных аккордов с мажорной доминантой звучит динамично так как при этих ходах сильно меняется линейное значение. Максимальное изменение гармонического минора можем наблюдать в прогрессии VI-V-I(крайний круг справа):

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Ещё большую динамичность можно получить заимствуя аккорды из крайних ладов, например лидийский D lin11(ещё называют двойной доминантой) или фригийский Db lin -10:

Круг с квартаккордами(sus), уменьшенными и увеличенными.

Для тех продвинутых кому интересны уменьшенные(-) и увеличенные(+) аккорды и квартаккорды(4, две кварты вверх, они же sus в обращениях) сделал версию круга с ними(ссылка в конце статьи). Для прямого сравнения(в экспериментальных целях) корректнее сопоставлять однотипные(G4-C4,C-Bbm…) аккорды на фоне постоянно звучащей тоники т.к. они немного из разных «измерений».

Круг аккордов С

Круг аккордов С

А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi «Седьмой лепесток»(тоника Bb).

Анализ гармонии

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Куплет начинается с обратной осевой. Во втором проходе аккорд -7 меняется на +8(ход в него более динамичен) что создает сопоставление двух квадратов или вопрос-ответ(рисунок выше).

Перед припевом гармония останавливается на Db(IIIb) и плавно выходит на припев(Δ-3). Припев начинается уже не с тоники, а с минорного аккорда Gb. Создается метрическая и гармоническая неустойчивости и это запускает фазу движения: минорный аккорд Gb(-7) на сильном времени, а тонический Bbm на слабом. Гармония замедляется в 2 раза, один аккорд на 2 такта, и плавно идёт на подъём. На стыке первого и второго прохода(красная стрелка выше) возникает самый динамичный ход натурального 7 звучного лада Δ8.

Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:

Весь гармонический путь песни:

Фигура "Волна" в куплете и проигрыше и "Пила" в припеве

Фигура «Волна» в куплете и проигрыше и «Пила» в припеве
Кому интересно откуда взялись числа мажоности аккордов.

Каждый звук аккорда можно представить как отдельный голос который при переходе в другой аккорд двигается на определенный интервал. Суммарное изменение в голосах при такой смене легко вычислить. Переводим все звуки первого созвучия в линейный вид(б звуки становятся отрицательными:
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6), суммируем, то же самое для второго и находим разницу между ними — линейную дельту.
К примеру хотим узнать какое изменение будет при переходе созвучия Fm в C. Первое в линейном виде при тонике C 0 -1 -4 что суммарно -5а. Второе 0 4 1 сумма 5а. Получаем разницу между ними +10а. И действительно убеждаемся что в этом переходе аккордов два голоса идут на м2 вниз что даст +5а и +5а(таблица интервалов в предыдущей статье). Это значит что второе созвучие на 10 единиц мажорнее первого и при переходе слушатель это изменение почувствует причем вне зависимости от тоники и обращения. Собственно и почему ход Fm-C(Δ+10) звучит также хорошо как и G-Cm(Δ-10).
Линейное значение созвучия относительно других не зависит от текущей тоники, поэтому такой учёт будет абсолютным.

Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры).

Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности

Инструкция по изготовлению круга

Инструкция по изготовлению круга

После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке «Установка тоники».

Квинтовые круги аккордов(файлы «Круг для печати» и «Круг для печати sus,dim,aug») и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.

Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:

Предыдущие статьи:
Природа музыкальных ощущений. Родство звуков.
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции.


Download Article


Download Article

A harmony is a series of notes that blends with a song’s melody to add character and please the ears. From figuring out the best combination of notes to singing without straying from your part, harmonizing is tough. Sing along as you play notes on a piano first to get a feel for how harmonies work, then practice with apps, recordings, and alongside other singers. With the right techniques and practice, you can even learn how to harmonize by ear to any tune you hear.

  1. Image titled Harmonize Step 1

    1

    Sing a C major triad to get a feel for intervals. A triad is a chord created by 3 notes; the C major chord is made of the notes C-E-G. Sing or hum along as you play the notes on a piano (or a virtual keyboard app) one at a time. Then play all 3 notes on the piano at the same time, and notice how the notes blend and agree with each other.[1]

    • The root note in this chord is C, and the distances between C and the other notes in the chord are called intervals.
    • Different intervals create harmonies with distinct tones. In relation to C, E is a major third and G is a perfect fifth. These intervals blend well with the root note, creating a pleasing harmony.
  2. Image titled Harmonize Step 2

    2

    Practice finding a root note’s major third. Find the C key on your keyboard. If you count the 4 black and white keys to the right, you’ll land on E. For any root note, a note that’s 4 half-steps away will always be a major third.[2]

    • On a piano, a half-step is the distance between 2 keys that are right next to each other. For a white key that’s next to a black key, the black key counts as a half-step and the next white key over is a full step. However, white keys like E and F, which aren’t separated by a black key, are a half-step apart.
    • Sing or hum along as you play root notes and major thirds on the keyboard. Play a note, then count 4 half-steps and play that note. Singing a root note and its major third will help you learn how to find a good harmony note by ear any time you hear a melody.

    Advertisement

  3. Image titled Harmonize Step 3

    3

    Move onto minor intervals after getting a feel for major chords. Instead of playing C-E-G, play C-E♭-G (E♭ is the black key to the left of E) to create a C minor chord. Sing or hum along as you play each note one at a time, then play all 3 notes together. Note how a minor interval sounds darker or more unstable than a major chord.[3]

    • Count 3 half-steps to find a root note’s minor third. Sing or hum along as you play a root note and its minor third.
    • While there are countless exceptions, in Western music, composers often use minor thirds to evoke sadness and major chords to convey happiness.
    • Understanding major and minor thirds is key, whether you want to write harmonies or sing a harmony by ear when you hear a tune.
  4. Image titled Harmonize Step 4

    4

    Try holding and moving the harmony note as the melody note changes. As the notes in a melody change, you don’t necessarily have to move the harmony note with it. Try keeping the harmony note the same as you play a melody on the keyboard. Pay attention to how the note combinations blend, convey feelings, or clash with each other.

    • For instance, the harmony note doesn’t need to change with the melody to maintain a major third interval. It may stay the same until the melody moves to a note that clashes with it.
    • Experiment with note combinations to get a feel for coming up with your own harmonies. If notes clash or sound bad together, try moving the harmony note the same number of steps as the melody.
  5. Advertisement

  1. Image titled Harmonize Step 5

    1

    Continue practicing with a piano. From kids’ tunes like “Row, Row, Row Your Boat” to contemporary pop hits, play basic melodies on the piano and practice singing along. To focus on hitting the right notes, hum or sing “La” instead of singing a song’s lyrics.[4]

    • A piano or virtual keyboard app can help you visualize the relationships between notes, which is the foundation of harmonizing.
  2. Image titled Harmonize Step 6

    2

    Listen closely for harmonies in your favorite songs. Now that you know more about creating harmonies, listen closely to your favorite songs. See if you can identify relationships between melodies and harmonies. As you listen, ask yourself what kind of intervals a harmony employs, if it blends seamlessly with the melody, and if there are dissonant, or tense, note combinations.[5]

    • As you listen to a song, work on memorizing the harmony. To make things easier, look online for harmony-only tracks of the song.
  3. Image titled Harmonize Step 7

    3

    Practice with a sing-a-long harmony app. Useful apps include Sing Harmonies and Harmony Voices. Download an app, learn a song’s harmony, then practice singing your part as you play the melody. When you first practice singing the harmony, lower the volume of the melody so you won’t get drawn away from your part.

    Refine your timing: In addition to a harmony app, it’s also wise to practice with a metronome or metronome app. Singing a harmony requires precise timing, so work on perfecting your sense of rhythm.[6]

  4. Image titled Harmonize Step 8

    4

    Harmonize with recordings of yourself singing melodies. Record a track of yourself singing a melody, then play it while you sing the harmony. Gradually increase the volume of the recording each time you practice. This will help you learn how to stay on your part without getting distracted by other singers.[7]

    • Additionally, note any rough spots when you listen to recordings of yourself singing. If necessary, spend extra time practicing those sections of the song to improve your pitch and timing.
  5. Advertisement

  1. Image titled Harmonize Step 9

    1

    Practice singing chords with 1 to 2 partners. Using a piano or virtual keyboard app as a guide, start by practicing a simple C major chord. For the note C, sing “one;” sing “three” for E and “five” for G. Sing “one” together at C, then have one person sing “three” at E while the other 2 hold the C.[8]

    • Then, have someone sing “five” at G while the other 2 hold a C and E, respectively. After practicing C-E-G, try other combinations, such as G-B-D and F-A-C.
    • If you’re practicing with 1 other person, just work on 2-part harmonies.

    Tip: Singing the numbers when you practice the C major chord can help you and your friends visualize where the chords’ notes are in relation to each other. Additionally, humming, singing numbers, or using “La” instead of lyrics can help you focus on pitch when you’re learning to harmonize.[9]

  2. Image titled Harmonize Step 10

    2

    Learn your part perfectly to avoid getting distracted by other singers. It’s easy to get distracted by other singers when you’re harmonizing. The key to sticking to the harmony is to learn your part inside and out. Work measure by measure to commit each of your part’s notes to memory.[10]

    • If you’re in a choir, don’t rely on others in your section (such as other altos or baritones) to stay on track. Additionally, don’t assume that you’ll always be surrounded by other members of your section when you perform.
    • If you have trouble sticking to your part, practice singing with a recording of the melody. Play it softly at first, then gradually increase the volume.[11]
  3. Image titled Harmonize Step 11

    3

    Join a choir to put your harmonizing skills to the test. The best way to learn how to harmonize is to sing with others in a group. Look for a choir or chorus group at your school or place of worship, or look online for one in your community.[12]

    • If you’re a soprano and want to harmonize better, try to join a choir as an alto. Sopranos usually sing the melody, while alto, tenor, and baritone sections sing harmonies.
  4. Image titled Harmonize Step 12

    4

    Take lessons from a voice teacher. While apps and other resources can be super helpful, nothing beats working one-on-one with an experienced voice teacher. In addition to harmonizing, a voice teacher can help you with other singing techniques, such as breath control and vocal health.[13]

    • Additionally, consider taking classes in music theory to learn more about how harmonizing works.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What notes harmonize with E?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    The perfect 5th above (B) and below (A) harmonize best. Major and minor thirds above (G#, G) and below (C, C#) do also, depending on the other musical context happening. If you get deep enough into music theory, like Jazz prodigy and composer Jordan Collier, any note can harmonize with E.

  • Question

    What does it mean to sing melody?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    Singing melody is singing the primary notes of the song. For example, if all instruments were taken away and all that was left was one singer singing the most important part of the song, that is the melody of the song.

  • Question

    What does it mean to harmonize in music?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To harmonize, you want to add notes that complement the melody of a song. Every note blends and agrees with some notes more than others, so you’ll need to determine which notes to sing or play together to create a harmony. For example, the notes C, E, and G go nicely together, and you could play all 3 notes at the same time to harmonize. To practice harmonizing, try using a sing-along-harmony app on your phone or computer. For more tips from our Musician co-author, like how to harmonize with other singers, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,119,296 times.

Reader Success Stories

  • Alice Garcia

    Alice Garcia

    Mar 10, 2018

    «Very clear and concise. I know the notes on the piano and not much more. The third and fifth information made…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

A harmony is a series of notes that blends with a song’s melody to add character and please the ears. From figuring out the best combination of notes to singing without straying from your part, harmonizing is tough. Sing along as you play notes on a piano first to get a feel for how harmonies work, then practice with apps, recordings, and alongside other singers. With the right techniques and practice, you can even learn how to harmonize by ear to any tune you hear.

  1. Image titled Harmonize Step 1

    1

    Sing a C major triad to get a feel for intervals. A triad is a chord created by 3 notes; the C major chord is made of the notes C-E-G. Sing or hum along as you play the notes on a piano (or a virtual keyboard app) one at a time. Then play all 3 notes on the piano at the same time, and notice how the notes blend and agree with each other.[1]

    • The root note in this chord is C, and the distances between C and the other notes in the chord are called intervals.
    • Different intervals create harmonies with distinct tones. In relation to C, E is a major third and G is a perfect fifth. These intervals blend well with the root note, creating a pleasing harmony.
  2. Image titled Harmonize Step 2

    2

    Practice finding a root note’s major third. Find the C key on your keyboard. If you count the 4 black and white keys to the right, you’ll land on E. For any root note, a note that’s 4 half-steps away will always be a major third.[2]

    • On a piano, a half-step is the distance between 2 keys that are right next to each other. For a white key that’s next to a black key, the black key counts as a half-step and the next white key over is a full step. However, white keys like E and F, which aren’t separated by a black key, are a half-step apart.
    • Sing or hum along as you play root notes and major thirds on the keyboard. Play a note, then count 4 half-steps and play that note. Singing a root note and its major third will help you learn how to find a good harmony note by ear any time you hear a melody.

    Advertisement

  3. Image titled Harmonize Step 3

    3

    Move onto minor intervals after getting a feel for major chords. Instead of playing C-E-G, play C-E♭-G (E♭ is the black key to the left of E) to create a C minor chord. Sing or hum along as you play each note one at a time, then play all 3 notes together. Note how a minor interval sounds darker or more unstable than a major chord.[3]

    • Count 3 half-steps to find a root note’s minor third. Sing or hum along as you play a root note and its minor third.
    • While there are countless exceptions, in Western music, composers often use minor thirds to evoke sadness and major chords to convey happiness.
    • Understanding major and minor thirds is key, whether you want to write harmonies or sing a harmony by ear when you hear a tune.
  4. Image titled Harmonize Step 4

    4

    Try holding and moving the harmony note as the melody note changes. As the notes in a melody change, you don’t necessarily have to move the harmony note with it. Try keeping the harmony note the same as you play a melody on the keyboard. Pay attention to how the note combinations blend, convey feelings, or clash with each other.

    • For instance, the harmony note doesn’t need to change with the melody to maintain a major third interval. It may stay the same until the melody moves to a note that clashes with it.
    • Experiment with note combinations to get a feel for coming up with your own harmonies. If notes clash or sound bad together, try moving the harmony note the same number of steps as the melody.
  5. Advertisement

  1. Image titled Harmonize Step 5

    1

    Continue practicing with a piano. From kids’ tunes like “Row, Row, Row Your Boat” to contemporary pop hits, play basic melodies on the piano and practice singing along. To focus on hitting the right notes, hum or sing “La” instead of singing a song’s lyrics.[4]

    • A piano or virtual keyboard app can help you visualize the relationships between notes, which is the foundation of harmonizing.
  2. Image titled Harmonize Step 6

    2

    Listen closely for harmonies in your favorite songs. Now that you know more about creating harmonies, listen closely to your favorite songs. See if you can identify relationships between melodies and harmonies. As you listen, ask yourself what kind of intervals a harmony employs, if it blends seamlessly with the melody, and if there are dissonant, or tense, note combinations.[5]

    • As you listen to a song, work on memorizing the harmony. To make things easier, look online for harmony-only tracks of the song.
  3. Image titled Harmonize Step 7

    3

    Practice with a sing-a-long harmony app. Useful apps include Sing Harmonies and Harmony Voices. Download an app, learn a song’s harmony, then practice singing your part as you play the melody. When you first practice singing the harmony, lower the volume of the melody so you won’t get drawn away from your part.

    Refine your timing: In addition to a harmony app, it’s also wise to practice with a metronome or metronome app. Singing a harmony requires precise timing, so work on perfecting your sense of rhythm.[6]

  4. Image titled Harmonize Step 8

    4

    Harmonize with recordings of yourself singing melodies. Record a track of yourself singing a melody, then play it while you sing the harmony. Gradually increase the volume of the recording each time you practice. This will help you learn how to stay on your part without getting distracted by other singers.[7]

    • Additionally, note any rough spots when you listen to recordings of yourself singing. If necessary, spend extra time practicing those sections of the song to improve your pitch and timing.
  5. Advertisement

  1. Image titled Harmonize Step 9

    1

    Practice singing chords with 1 to 2 partners. Using a piano or virtual keyboard app as a guide, start by practicing a simple C major chord. For the note C, sing “one;” sing “three” for E and “five” for G. Sing “one” together at C, then have one person sing “three” at E while the other 2 hold the C.[8]

    • Then, have someone sing “five” at G while the other 2 hold a C and E, respectively. After practicing C-E-G, try other combinations, such as G-B-D and F-A-C.
    • If you’re practicing with 1 other person, just work on 2-part harmonies.

    Tip: Singing the numbers when you practice the C major chord can help you and your friends visualize where the chords’ notes are in relation to each other. Additionally, humming, singing numbers, or using “La” instead of lyrics can help you focus on pitch when you’re learning to harmonize.[9]

  2. Image titled Harmonize Step 10

    2

    Learn your part perfectly to avoid getting distracted by other singers. It’s easy to get distracted by other singers when you’re harmonizing. The key to sticking to the harmony is to learn your part inside and out. Work measure by measure to commit each of your part’s notes to memory.[10]

    • If you’re in a choir, don’t rely on others in your section (such as other altos or baritones) to stay on track. Additionally, don’t assume that you’ll always be surrounded by other members of your section when you perform.
    • If you have trouble sticking to your part, practice singing with a recording of the melody. Play it softly at first, then gradually increase the volume.[11]
  3. Image titled Harmonize Step 11

    3

    Join a choir to put your harmonizing skills to the test. The best way to learn how to harmonize is to sing with others in a group. Look for a choir or chorus group at your school or place of worship, or look online for one in your community.[12]

    • If you’re a soprano and want to harmonize better, try to join a choir as an alto. Sopranos usually sing the melody, while alto, tenor, and baritone sections sing harmonies.
  4. Image titled Harmonize Step 12

    4

    Take lessons from a voice teacher. While apps and other resources can be super helpful, nothing beats working one-on-one with an experienced voice teacher. In addition to harmonizing, a voice teacher can help you with other singing techniques, such as breath control and vocal health.[13]

    • Additionally, consider taking classes in music theory to learn more about how harmonizing works.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What notes harmonize with E?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    The perfect 5th above (B) and below (A) harmonize best. Major and minor thirds above (G#, G) and below (C, C#) do also, depending on the other musical context happening. If you get deep enough into music theory, like Jazz prodigy and composer Jordan Collier, any note can harmonize with E.

  • Question

    What does it mean to sing melody?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    Singing melody is singing the primary notes of the song. For example, if all instruments were taken away and all that was left was one singer singing the most important part of the song, that is the melody of the song.

  • Question

    What does it mean to harmonize in music?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To harmonize, you want to add notes that complement the melody of a song. Every note blends and agrees with some notes more than others, so you’ll need to determine which notes to sing or play together to create a harmony. For example, the notes C, E, and G go nicely together, and you could play all 3 notes at the same time to harmonize. To practice harmonizing, try using a sing-along-harmony app on your phone or computer. For more tips from our Musician co-author, like how to harmonize with other singers, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,119,296 times.

Reader Success Stories

  • Alice Garcia

    Alice Garcia

    Mar 10, 2018

    «Very clear and concise. I know the notes on the piano and not much more. The third and fifth information made…» more

Did this article help you?

Подбираем музыкальные гармонииМузыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

Содержание статьи

    • Как правильно подбирать музыкальную гармонию
  • Примеры аккордовых последовательностей
      • До мажор
      • Ре мажор
      • Ля минор
    • Как найти тонику

Как правильно подбирать музыкальную гармонию

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й  и 6-й ступеней. Реже –  7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже — ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных — 1, 4 и 5 ступеней — базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем — стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж.  Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят — «простенький аккомпанемент».  Он действительно несложный — при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии — это уже ближе к профессионализму.  Поэтому и называется «подобрать» аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную  ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках — то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и «подбираем» на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, «щупаем» другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет — удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии — дело практики.

Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический «минус». Посмотрите и убедитесь сами.

Как гармонизировать мелодию

Гармонизация – одна из задач на уроках сольфеджио, гармонии и теории музыки в музыкальных школах, училищах и вузах. Смысл задачи – подобрать аккорд, с которым звук или группа звуков мелодии имеет благозвучие. В гармонизацию не входит создание фактуры и инструментовка произведения (то есть создание оригинального ритмического, инструментального и других рисунков произведения).

Как гармонизировать мелодию

Инструкция

Под каждым звуком мелодии напишите римскую или арабскую (как удобно) цифру, обозначающую номер ступени в тональности. Если в мелодии встречаются модуляции и отклонения в другие тональности, отметьте их и после изменения ведите счет уже от новой тоники.

Каждый звук входит в один или два аккорда конкретной тональности. Это могут быть основные аккорды (тонический, субдоминантовый или доминантовый) или аккорды побочных ступеней (медианы, от второй, третьей, шестой и седьмой ступеней). Вы можете использовать практически любой из этих аккордов, но соблюдайте общие правила классической гармонии.К примеру, доминантовый аккорд лучше использовать в конце формы, перед заключительным тоническим. В редких случаях он может использоваться в затакте, в начале формы. Вслед за ним обычно ставится тонический аккорд.

Плохо понятна (практически не воспринимается обычным слушателем) смена гармонии чаще двух раз за такт. При этом в четырехдольном размере распространены два вида гармонии: на счеты «раз, два» — один аккорд, на «три, четыре» — второй. Иногда весь такт держится один аккорд.Это правило не обязательно к исполнению. Наоборот, если вы время от времени будете нарушать ритм гармонии (первый аккорд на три доли, второй на две, третий на одну), в мелодии появится некоторая живость.

Отличайте звуки, на которые необходима смена аккорда, от проходящих. Последние могут без ущерба для мелодии прозвучать на фоне основного аккорда, даже если составляют диссонанс с одним из звуков аккорда.

Начинайте упражняться в гармонизации с простых, давно знакомых мелодий: «Чижик-пыжик», «Елочка», другие любимые детские мелодии. Кстати, пример гармонизации первой песни:Раз, два – тоника (в до-мажоре – до-мажор).
Три, четыре – доминанта (соль-мажор).
Раз, два – доминанта.
Три, четыре – тоника.

Аккорды можно играть «столбами» (левой рукой одновременно три или четыре звука), арпеджио или другим способом, принципиального значения это не имеет. Важно одновременно правой рукой сыграть мелодию без заминок.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать гарантийное письмо об оплате задолженности образец правильно
  • Как написать гарантийное письмо на поставку товара
  • Как написать гарантийное письмо на оказание услуг
  • Как написать гангста рэп
  • Как написать гамму соль мажор