Как написать голландский натюрморт

Живопись маслом: голландский натюрморт

Не буду повторять теорию – о ней замечательно написано в статье Юрия Алексеева-Алюрпи в теме “живопись маслом”

Покажу учебный голландский натюрморт, который мы писали с начинающими, по стадиям.

Он достаточно простенький по композиции, поэтому на нем легко начинать обучение технике голландского письма.

живопись маслом, натюрморт
Вот исходный натюрморт – фотография фотохудожника. К сожалению, имя автора не сохранилось.

Живопись маслом: стадия 1 – подмалевок

масляная живопись, подмалевок

Задача подмалевка – создать объем предметов натюрморта и задать цвет теней.
Голландские мастера писали свои работы при естественном комнатном освещении, поэтому освещенные части предметов имеют холодный оттенок света от окна, а тени – теплый.

В подмалевке работа ведется прозрачными красками коричневых цветов. В моем случае это – умбра жженая. Она хорошо подходит для красноватого колорита этого натюрморта. В случаях, когда фон натюрморта более светлый, и преобладают охристые цвета, можно использовать умбру натуральную.

Изначально для работы над подмалевком использовались водорастворимые краски: акварель, темпера. Позже начали и подмалевок выполнять маслом. Использование масляных красок делает подмалевок еще более глубоким, лаковым.

Однако такую работу сложно выполнить за один сеанс, чтобы достичь всех нюансов светлоты оттенка. Используя масло, приходится набирать темные участки и тонкие переходы к ним в несколько этапов, давай просохнуть каждому слою.

Естественно, что сейчас не каждый автор может себе позволить такую длительную работу. А современная темпера не столь прозрачна.

Я нашла хороший выход из ситуации. Подмалевок можно выполнять акрилом. Это аналог темперных красок – они прозрачны при нанесении на них лака, быстро сохнут и дают более тонкие нюансы тона.

масляная живопись, мастер-класс

Особенно легко и приятно писать в голландской манере стекло. В подмалевке можно просто прописать фон за стеклянной поверхностью. Само стекло возникнет позже.

В результате работы над подмалевком вы должны видеть версию вашей законченной работы в стиле старого фото – намечен объем и тонкие переходы в тенях. Свет и полутени на предметах могут оставаться не тронуты. Они появятся на следующей стадии.

После просыхания акриловых красок я покрыла слой ретушным лаком. В результате слой приобрел глубину и прозрачность.


Ретушный лак также хорошо связывает слои между собой, поэтому, даже если вы работаете маслом, я рекомендую это делать. Но только ретушным. Остальные лаки здесь применять нельзя.


Живопись маслом: стадия 2 – корпусное письмо

Задача этой стадии – придать корпусности, т.е. непрозрачности и плотности освещенным участкам натюрморта. Также здесь можно набрать объем рельефа изображения, чтобы показать фактуру отдельных поверхностей.

Так, вы можете густо положить краски на поверхности апельсина и “почпокать” поверхность, чтобы она приобрела шершавость, создать рельефный рисунок чеканки на металлических предметах или соткать объемное кружево салфетки.
На моем натюрморте такой рельеф был сделан на ручке ножа.

Стадия корпусного письма различна в разных традициях. Некоторые художники работают здесь только чистыми белилами, а цвет набирают в третьей стадии. Большинство вводит цвет уже во второй.

Я начала с оттенков красного.

техники живописи

Прописываем освещенные части яблок, начиная с яркого блика чистыми белилами, постепенно сводя слой на нет к теневой части. Делаем корректное касание корпусного слоя и тени в подмалевке.

Если предполагается очень тонкая нюансировка (например, тело человека, виноград и пр.), можно растушевать край между белильным цветом и подмалевком пальцем.

яблоки, масляная живопись

Еще раз обращаю внимание, что в тени предметов заходить непрозрачными смесями с белилами уже нельзя! Я лишь оттенила розовым край яблока, в зоне рефлекса.

роза, живопись маслом

Продолжаем работу цветом на остальных объектах натюрморта. Посмотрите как легко возникает стеклянная поверхность стакана поверх фона. Нужно прописать яркие блики и светящиеся грани стекла.

В результате к финалу этой стадии картина выглядит так:

уроки живописи маслом


Полезная информация: Как правильно мыть кисти после живописи маслом?


Живопись маслом: стадия 3 – лессировки

Именно в лессировках достигаются все тонкие нюансы цвета.

Живопись становится лаковой. Мы видим ту характерную особенность голландской манеры письма – цвета как будто проступают из-под глубокой воды.

Лессировки могут выполняться в несколько слоев. С каждым лаковым слоем они будут придавать все больше и больше глубины.

В подмалевках не только уточняется цвет всех объектов, но и придается общая цельность композиции – все второстепенные детали списываются, становятся темнее, отступают на дальний план.

В лессировках участвуют только прозрачные краски: охра, краплак, синяя фц, зеленая фц, виридоновая зеленая, умбры, марс коричневый, сиена; а так же в малых дозах полупрозрачные: лимонная, кадмий желтый, кадмий красный, киноварь, ультрамарин.

Для разведения красок я использовала смесь лаков ретушного и пихтового с льняным маслом в равном соотношении.

лессировки, уроки масляной живописи

На стадии лессировок я прошла по всей поверхности картины, прописывая более тонкие нюансы цвета.

Эта стадия живописи похожа на многослойную живопись в акварели – изменение цвета получается за счет оптического смешения цветов. Нижний слой просвечивает через верхний, и верхний изменяет оттенок нижних.

Вот как теперь выглядит стакан:

живопись натюрморт

Яркие блики пригашены, форма собралась и стала реалистичной.

живопись маслом

Проявились детали на всех предметах. Например, на ноже стал виден узор гравировки. Лессировки попали вглубь канавок рельефа на белилах и создали тени внутри металла, блики же – высокие части рельефа остались светлыми.

На этом картина была завершена. Через год после написания ее можно покрыть слоем лака, чтобы придать большей глубины и теплоты цвета.

Делитесь мастер-классом, если он был вам полезен и интересен!

Для написания картины голландский натюрморт с тыквой вам понадобятся:

  • холст 50*60см мелкозернистый хлопок;
  • масляные краски (краплак розовый прочный, умбра натуральная ленинградская, марк коричневый темный прозрачный, кадмий лимонный, травяная зеленая, голубая фц, белила титановые);
  • тройник (лак 10%+скипидар75%+масло льняное15%;
  • кисти ( широкая плоская растушевка, маленькая и средняя плоские прямоугольные кисти, маленькая круглая длинная кисть, плоская круглая кисть средняя);
  • скипидар для промывания кисти;
  • салфетки (чтобы вытирать кисти);
  • палитра.

Для начала необходимо составить эскиз, нарисовать контуры карандашом. Правильно и детально составленный эскиз-залог успеха картины. Если вы рисуете копию картины, то можно перевести изображение нужного размера на телевизор, потом скопировать его через кальку и перенести с помощью копирки на холст. Так же можно воспользоваться проектором или перенести изображение с помощью расчерченных клеточек.

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 1

Затем необходимо сделать подмалевок. Особенность масляных красок такова, что первый слой ложится по холсту неохотно, зато когда ячеистая структура холста забита тонким первым слоем (подмалевком), все последующие слои ложатся очень легко и красиво.

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 2

Подмалевок должен быть нечетким, хорошо растушеванным. Особое внимание уделяем заднему плану, скорее всего он больше не коснется изменений.
Все перечисленные краски-лессировочные (те полупрозрачные), так что карандашные линии останутся видны.
Для столешницы берем охру и белила. Для резьбы по дереву — краплак розовый и умбру. Для тыквы-белила с охрой и кадмием лимонным (это тот случай ,когда оранжевая краска будет смотреться неестественно). Для зеленого винограда — охру с травяным зеленым. Виноград — полупрозрачная сфера, свет входит в нее, оставляя белый блик в месте входа, а на выходе -заставляет ягоду сиять изнутри (кадмий лимонный).

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 3

В первом сеансе виноград тоже будет мутным. Все детали пишутся в последующих сеансах.
Для фиолетового винограда берем голубую фц и краплак розовый.

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 4

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 5

Так же ,как и в зеленом винограде, место входа света будет белесым (белила в этом случае удобно наносить и растирать указательным пальцем), а место выхода света-розовый краплак. В тени ягоды насыщенные фиолетовые, местами синие, на свету больше красного.

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 6

Тыкву пишем очень нежными цветами, избегая чистых красных и охристых ( все замешиваем на белилах).
Рисунок резьбы стола удобно сначала нарисовать чистой умброй. Затем мы видим, что верхняя часть ветвей рисунка-написана на белилах с охрой, а нижняя-на умбре с охрой. Прямоугольной плоской кистью вписываем одни элементы в другие.
Не забываем написать тень от всех предметов на столе умброй ленинградской плоской кистью.

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 7

Для шелкового платка необходим подмалевок — красным краплаком или кармием красным. По просушенному подмалевку сначала прописываем умброй все тени. Нежно их растушевываем. Затем веерной кистью пишем отсветы на платке (на горизонтальной поверхности — с голубым отливом, на вертикальной поверхности — в желтым отливом).

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 8

При написании вазы используем охру, умбру, голубую фц. Все мазки необходимо мягко растереть пальцем (или широкой кистью). Свет на вазе-белила с кадмием лимонным и охрой.
Кисти на портьерах пишем легкими касаниями плоской прямоугольной кисти. Бахрому по темному подмалевку пишем подбеленной охрой веерной кистью.
Работа не быстрая, у меня на нее ушло около 20 часов чистого времени (без просушки).
Желаю удачи в ваших начинаниях .Добавляйтесь в друзья, я рада друзьям!!!

Пишем голландский натюрморт с тыквой, фото № 9

Техника многослойной живописи

 Нет такого человека, который может хладнокровно пройти мимо завораживающего и просто фантастического Голландского натюрморта, и портретов старых мастеров. С каким невероятным колористическим разнообразием передана гамма цветов… Как материалистично и живо выглядеть растительность и предметы на холсте… И конечно, главный секрет и тайна художников, передающих веками ту самую прозрачность, которая так будоражит и восхищает нас все это время. Давайте поднимем вуаль и коснемся к прекрасной технике многослойной живописи.

 1 Прозрачные краски. В масляной живописи существуют множество цветов с различной кроющей способностью. Не прозрачные краски имеют свойство отражать свет, тем самым, не давая свету проникнуть внутрь слоя и осветить нижний слой (Подложку) Прозрачные краски напротив пропускают свет и дают ту самую прозрачность в живописи. (С видами прозрачных и непрозрачных красок можно ознакомится самостоятельно)

2 Лессировка Главное в многослойной живописи-Лессировка. Для того, чтобы придать живописи глубину и прозрачность, нужно следовать определенной технике письма. Когда мы сделали карандашный эскиз будущего натюрморта, или портрета, нужно преступать к подмалёвку, который здесь играет чрезвычайно важную роль, а именно тон и цвет подмалёвка. Для того, чтобы в конечном итоге живопись светилась изнутри и появилась глубина, мы должны делать монохромный подмалевок (Обычно теплыми, коричневыми и охровыми, или черно-белыми красками) и, что самое важное подмалевок должен быть светлее, чем тон, который будет в конечной картине. Монохромный подмалевок такого типа, при наложении на него «Лессировочных » (Прозрачных) красок начинает, как-бы светится под воздействием света. Это и есть главная тайна и секрет, как мастера добивались эффекта прозрачности.

          

 3 Техника наложения после того, как мы сделали более светлый, чем в реальности монохромный подмалевок, нужно дать ему высохнуть. Каждый слой, который мы будем накладывать на холст, нуждается в хорошей просушке… Именно поэтому эта техника требует очень много времени для написания картины. Когда подмалевок полностью высох, нужно начать лессировать. Для того, чтобы сделать прозрачные краски более податливыми и прозрачными, нужно смешивать их с лаком, или маслом. После смешения и получения нужного цвета, тонким слоем краска наносится на нужный участок холста. Когда первый слой живописи окончен, нужно дать картине подсохнуть и после просушки начать покрывать картину вторым слоем лессировки. Так, поэтапно представляя какая в итоге должна получится по плотности и тону ваша картина, вы каждый раз просушивая и покрывая слой за слоем завершаете вашу работу.

4 Трудности Самое сложное в данной технике, с самого начала представлять готовый результат и понимать на сколько светлым делать подмалевок и слои лессировки, которые с каждым наложением все больше и больше делают плотнее по тону вашу работу. Также нужно понимать, что мы создаем глубину, как будто вы смотрите на дно реки, где через толщу воды просвечивает каменистое дно. Поэтому наше сознание должно работать в направлении того, что нужно начинать строить изображение с «Каменистого дна» и уже на него мы накладываем слои «Воды»

Каждый слой в той, или иной мере будет влиять на колористический и тональный строй всех слоев, поэтому нужно заранее продумывать какой свет и цвет будет наиболее выгодно и гармонично смотреться на изображении. И конечно такой стиль в живописи занимает уйму времени, т. к. краска (Если вы смешиваете ее с маслом) долго сохнет, а техника требует с каждым слоем сухой поверхности.

Безусловно, данный вид живописи требует определенного технического мастерства и некой художественной зрелости… Но, абсолютно точно можно сказать, что это чарующее, рискну сказать волшебное действо, когда художник создает глубину на плоском холсте, есть мощнейшее средство для получения воистину невероятных творений.

Как рисовать натюрморт

Марина Трушникова

Марина Трушникова – художник, чьи работы находятся в частных и музейных коллекциях России, США, Китая, Испании, лауреат международных конкурсов. Педагог с 14-летним стажем, автор курса «Мир глазами художника», тренингов «Открой в себе Творца», «Леди Акварель» и курсов Творческого центра «Лориэль».

По мнению автора,  урок достаточно прост по композиции, поэтому на нем легко начинать обучение технике голландского письма.

Вот исходный натюрморт – фотография фотохудожника. К сожалению, имя автора не сохранилось.

натюрмотр

Стадия 1. Подмалевок.

урок живописи

Задача подмалевка – создать объем предметов натюрморта и задать цвет теней.

Голландские мастера писали свои работы при естественном комнатном освещении, поэтому освещенные части предметов имеют холодный оттенок света от окна, а тени – теплый.

В подмалевке работа ведется прозрачными красками коричневых цветов. В моем случае это – умбра жженая. Она хорошо подходит для красноватого колорита этого натюрморта. В случаях, когда фон натюрморта более светлый, и преобладают охристые цвета, можно использовать умбру натуральную.

Изначально для работы над подмалевком использовались водорастворимые краски: акварель, темпера. Позже начали и подмалевок выполнять маслом. Использование масляных красок делает подмалевок еще более глубоким, лаковым.

Однако такую работу сложно выполнить за один сеанс, чтобы достичь всех нюансов светлоты оттенка. Используя масло, приходится набирать темные участки и тонкие переходы к ним в несколько этапов, давай просохнуть каждому слою. Естественно, что сейчас не каждый автор может себе позволить такую длительную работу. А современная темпера не столь прозрачна.

Я нашла хороший выход из ситуации. Подмалевок можно выполнять акрилом. Это аналог темперных красок – они прозрачны при нанесении на них лака, быстро сохнут и дают более тонкие нюансы тона.

поэтапное рисование

Особенно легко и приятно писать в голландской манере стекло. В подмалевке можно просто прописать фон за стеклянной поверхностью. Само стекло возникнет позже.

В результате работы над подмалевком вы должны видеть версию вашей законченной работы в стиле старого фото – намечен объем и тонкие переходы в тенях. Свет и полутени на предметах могут оставаться не тронуты. Они появятся на следующей стадии.

После просыхания акриловых красок я покрыла слой ретушным лаком. В результате слой приобрел глубину и прозрачность. Ретушный лак также хорошо связывает слои между собой, поэтому, даже если вы работаете маслом, я рекомендую это делать. Но только ретушным. Остальные лаки здесь применять нельзя.

Стадия 2. Корпусное письмо.

Задача этой стадии – придать корпусности, т.е. непрозрачности и плотности освещенным участкам натюрморта. Также здесь можно набрать объем рельефа изображения, чтобы показать фактуру отдельных поверхностей. Так, вы можете густо положить краски на поверхности апельсина и «почпокать» поверхность, чтобы она приобрела шершавость, создать рельефный рисунок чеканки на металлических предметах или соткать объемное кружево салфетки.
На моем натюрморте такой рельеф был сделан на ручке ножа.

Стадия корпусного письма различна в разных традициях. Некоторые художники работают здесь только чистыми белилами, а цвет набирают в третьей стадии. Большинство вводит цвет уже во второй.
Я начала с оттенков красного.

корпусное письмо

Прописываем освещенные части яблок, начиная с яркого блика чистыми белилами, постепенно сводя слой на нет к теневой части. Делаем корректное касание корпусного слоя и тени в подмалевке. Если предполагается очень тонкая нюансировка (например, тело человека, виноград и пр.), можно растушевать край между белильным цветом и подмалевком пальцем.

этап рисования

Еще раз обращаю внимание, что в тени предметов заходит непрозрачными смесями с белилами уже нельзя! Я лишь оттенила розовым край яблока, в зоне рефлекса.

роза

Продолжаем работу цветом на остальных объектах натюрморта. Посмотрите как легко возникает стеклянная поверхность стакана поверх фона. Нужно прописать яркие блики и светящиеся грани стекла.

стадия написания картины

В результате к финалу этой стадии картина выглядит так:

Стадия 3. Лессировки.

Именно в лессировках достигаются все тонкие нюансы цвета.
Живопись становится лаковой. Мы видим ту характерную особенность голландской манеры письма – цвета как будто проступают из-под глубокой воды.

Лессировки могут выполняться в несколько слоев. С каждым лаковым слоем они будут придавать все больше и больше глубины.
В подмалевках не только уточняется цвет всех объектов, но и придается общая цельность композиции – все второстепенные детали списываются, становятся темнее, отступают на дальний план.

В лессировках участвуют только прозрачные краски: охра, краплак, синяя фц, зеленая фц, виридоновая зеленая, умбры, марс коричневый, сиена; а так же в малых дозах полупрозрачные: лимонная, кадмий желтый, кадмий красный, киноварь, ультрамарин.

Для разведения красок я использовала смесь лаков ретушного и пихтового с льняным маслом в равном соотношении.

голландский натюрморт

На стадии лессировок я прошла по всей поверхности картины, прописывая более тонкие нюансы цвета. Эта стадия живописи похожа на многослойную живопись в акварели – изменение цвета получается за счет оптического смешения цветов. Нижний слой просвечивает через верхний, и верхний изменяет оттенок нижних.
Вот как теперь выглядит стакан:

стадия рисования

Яркие блики пригашены, форма собралась и стала реалистичной.

Проявились детали на всех предметах. Например, на ноже стал виден узор гравировки. Лессировки попали вглубь канавок рельефа на белилах и создали тени внутри металла, блики же – высокие части рельефа остались светлыми.
На этом картина была завершена. Через год после написания ее можно покрыть слоем лака, чтобы придать большей глубины и теплоты цвета.

Всем удачи!

Материал предоставлен специализированным блогом для учащихся рисовать: Как Научиться Рисовать .Секреты, советы, рекомендации, мастер-классы, видеоуроки, статьи о художниках и их творчестве…

Tags:

  • голландский натюрморт
  • как научиться рисовать
  • как рисовать натюрморт
  • обучение рисованию
  • поэтапная работа над картиной
  • рисуем натюрморт
  • стадия создания картины
  • учимся писать картины маслом
  • учимся рисовать
  • этап рисования
  • этапы написания картины

Последние материалы в этом разделе:

  • Живопись – это очень увлекательный вид искусства, который позволяет в полной мере выразить свои…

    2021-01-26

  • Подобный вопрос можно достаточно часто слышать от людей разного пола и возраста. Объединяет всех…

    2016-08-12

  • Школа рисования Вероники Калачёвой – это возможность для любого желающего раскрыть свой потенц�…

    2015-11-14

  • Все родители мечтают о том, чтобы их малыш был лучшим и самым талантливым. Но для того, чтобы этот �…

    2015-10-20

  • 25 октября в 17.00 в арт-клубе «День» пройдет мастер-класс Анны Силивончик по живописи акрилом на холс…

    2015-10-12

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать годный фанфик
  • Как написать год на английском словами
  • Как написать гневное письмо поставщику
  • Как написать гмаил на компьютер
  • Как написать глухонемому