Как написать характеристику источников

  1. Характеристика исторического источника

Работа
и источниками — важнейшая часть учебного
процесса на историческом факультете.
Анализ источников лежит в основе
семинарских, контрольных, курсовых и
дипломных работ.

Исторический
источник — это то, что наиболее
непосредственно отражает определенный
момент исторического процесса и служит
для его изучения. Следует четко различать
источники, исторические исследования,
художественную историческую литературу
(в источниковедческом плане). Последние
представляют собой отражение прошлого,
опосредованное сохранившимися
источниками.

Правильная
интерпретация источника и использование
его данных для реконструкции исторического
процесса возможны лишь при условии
применения научной критики. При этом
выясняется:

  1. Публикация
    (указать выходные данные).

  2. Классификация:

а)
группа
источника

(письменные, вещественные, этнографические,
устные, лингвистические, фотокинодокументы,
фонодокументы. В нашей учебной практике
используются главным образом письменные
источники.

б)
тип
источника.

В частности, для письменных: законодательные,
актовые, статистические, делопроизводственная
документация, нарративные (повествовательные)
и др.;

в)
вид
источника.

В частности для нарративных: литературные
памятники, трактаты, летописи, агиография,
частная переписка, мемуары, публицистика
и др. является ли первоисточником.

  1. Место
    и время находки источника, его внешний
    вид (в т.ч. указать, к какому типу
    источников в зависимости от материала
    письма он относится: папирологическим,
    эпиграфическим, нумизматическим,
    рукописным, печатным).

  2. Установление
    подлинности и степени сохранности.

  3. Место
    и время создания.

  4. Авторство.

  5. Язык
    подлинника.

  6. Переводы
    на русский язык.

  7. Характер
    публикаций (научный, научно-популярный,
    учебный).

  8. Принцип
    отбора материала издателем.

  9. Форма
    и структура.

  10. Терминология
    источника. Летоисчисление, обозначения
    мер веса, площади, географические
    названия и т.д. (Составить словарик
    терминов).

После
«внешней»
характеристики источника следует
«внутренняя»
критика, т.е.:

  1. Выявление
    первоисточника; история информации до
    ее аккумуляции в тексте (какими
    источниками пользовался автор).

  2. Определение
    исторических условий (ситуации), в
    которых появился источник.

  3. Цель
    его создания.

  4. Социальная
    (партийная) направленность.

  5. Политические
    позиции и, шире, мировоззрение автора.
    Его социальная среда.

  6. Качество
    информированности автора. Степень его
    объективности и тенденциозности.

  7. Полнота,
    точность, достоверность сведений,
    содержащих в источнике.

  8. Выявление
    истинного смысла содержания источника:
    толкование «эзоповского» языка,
    выявление подтекста, тех сведений, о
    которых «неумышленно» проговорился»
    автор, терминологический анализ и т.п..

В
заключение необходимо сделать вывод
степени важности рассматриваемого
источника для изучения данного вопроса,
его месте в совокупности всех источников
по этой теме. В дальнейшем при анализе
источника и использовании его данных
необходимо руководствоваться полученными
выводами.

Предложенным
планом необходимо руководствоваться
при подготовке к практическим занятиям
и при написании раздела «Характеристика
источников» в контрольной работе
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.

Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.

Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен

Что такое анализ литературы

Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.

Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.

Зачем нужен анализ литературы

Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.

Литературный обзор в курсовой работе позволяет:

  • показать знания специальной литературы по теме;
  • применить на практике умение систематизировать материалы и выделять главное;
  • дать оценку существующих достижений в изучении проблемы;
  • определить теоретическую основу и методы, в рамках которых будет проходить исследование;
  • раскрыть термины и концепции, использованные в работе;
  • сформулировать гипотезы и предположения, которые будут проверяться в практической части;
  • продемонстрировать способность в своих исследованиях опираться на прошлый опыт.

Для анализа литературы можно использовать только научные публикации. Данные Википедии и непроверенные источники из интернета не подойдут.

Каким должен быть объём литературного анализа

Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.

Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность.

Каким должен быть объём литературного анализа

Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
  Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
  Использовать литературные источники десятилетней давности

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Анализ литературы в курсовой: примеры

Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.

Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе

Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.

Скачать пример анализа литературы в формате word

Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе

В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:

3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Скачать пример анализа литературы в формате word

Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Обзор литературы в курсовой работе: нужно ли это, как сделать + пример

Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.

Все мы помним, что, опираясь на чье-либо мнение, конкретный факт, важно указать первоисточник и автора, который доказал и изложил информацию. За сокрытие данных о первоисточнике и незаконное копирование (плагиат) может наступить серьезное последствие: от недопуска к защите за нарушение требований к плагиату до административной/гражданской или уголовной ответственности за мошенничество или кражу интеллектуальной собственности. Поэтому к каждому задействованному материалу следует относиться с особым вниманием.

Сегодня мы расскажем, нужно ли делать обзор использованной литературы в курсовой работе, ответив на самые важные вопросы: что, где, когда и как.

Анализ литературы в курсовой работе: что это такое и где его место?

Специально предназначенного для описания задействованных источников в курсовой работе не предусмотрено. Подобного рода подпункт свойственен более масштабным исследованиям: монографии, диссертации, НИР, иногда – дипломный проект и пр.

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

В курсовых работах принято кратко описывать использованные первоисточники без конкретизации роли. При этом согласно действующим нормам и методическим рекомендациями при вузах, включать в структуру проекта обзор литературы не запрещено. Поэтому в какой форме, насколько подробно или емко указывать информационный фундамент – решать только Вам и научному руководителю.

Анализ литературы в курсовой работе чаще всего производится в 1-2 абзацах во введении, реже – в заключении. Притом непосредственно полный список задействованных материалов с отражением из авторов, публикационных особенностей оформляется в библиографическом списке.

Формы включения первоисточников в НИР

Формы включения первоисточников в НИР

Анализ использованных в ходе написания исследования источников представляет собой краткий обзор фундаментальных трудов, послуживших опорой при раскрытии темы. Отсюда следует: что описывать все подряд материалы не стоит, важно выделить лишь самые важные. Как правило, их количество не превышает 3-5 штук, все остальное – «разбивочные файлы» для дополнения или наращивания объема, пополнения доказательной базы и актуализации данных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:

  • Анализ литературы в курсовой работе носит вспомогательный характер для конкретизации основы исследования. он позволяет отметить самые важные труды, сыгравшие ведущую роль в раскрытии темы и схеме исследования (методологии).
  • Место и объем литературного обзора в курсовой работе определяется непосредственно автором и научным руководителем с учетом действующих правил: ГОСТом, методическими рекомендациями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как сделать обзор использованной литературы в курсовом проекте?

Рассмотрим два основных варианта. Самый распространенный первый – краткий обзор основополагающих трудов в составе введения. В рамках данного сценария на выполнение миссии отводится буквально 1-2 небольших абзацев. Здесь важно отметить автора и суть его утверждения, место в курсовой работе (что показывает/доказывает).

Обзор литературных источников в составе введения целесообразно производить после отражения существенных постулатов: после описания предмета, объекта, конкретизации цели и задач, выдвижения гипотезы. Нередко данным описанием завершают вводный раздел, подводя итоги проделанной работы и значимость доказательной базы.

Образец оформления анализа литературы в курсовой работе

Образец оформления анализа литературы в курсовой работе

Второй сценарий – выведение литературного анализа в отдельный пункт. Данный раздел может появиться вслед за введением или стать завершением теоретической главы в качестве «подводящей итог/вывод» части. В данном случае объем подпункта должен быть соразмерен с предыдущими частями, но в среднем он достигает 3-5 страниц печатного текста. Данный вариант призван детальнее описать основополагающие моменты, задействованную литературу, отметив ее актуальность, суть (основные постулаты, репутация автора, весомость фактов и пр.). Здесь важно предоставить развернутый анализ, но серьезно углубляться с детализацией (истории создания/появления) не стоит. Данный формат студентами и авторами курсовых работ используется редко.

Инструкция по подготовке литературного обзора для курсовой работы или студенческой работы

Чтобы выделить «информационный фундамент» курсовой работы, достаточно внимательно изучить задействованные источники и выделить из общей массы:

  • Наиболее часто упоминающиеся материалы и авторы, чье мнение было задействовано;
  • Материалы, доля которых значительно больше по сравнению с остальными данными, включенными в исследование;

Этапы подготовки литературного обзора

Этапы подготовки литературного обзора
  • Сведения, процитированные автором курсовой работы для убедительности. Чаще всего мнение автора цитаты упоминается неоднократно, а в сами цитаты попадают только проверенные факты, заявления и пр.;
  • Результаты исследований, которые повлияли на точку зрения автора и ход изыскания, общий вывод курсовой работы.
  • Чтобы обзор литературы в курсовой был информативен, можно представить его в виде небольшого анализа. Для этого рекомендуется разделить все задействованные источники по группам (единомышленники, идеи, результаты и пр.) и кратко описать их роль в исследовании: для чего использовались, что доказывают, как пригодились. При этом важно отметить именно полученный результат и позицию исследователей, сопоставив с собственной гипотезой (позицией). В одном случае первоисточники выступит в качестве доказательной базы, а во втором – противовесной базой, подвергающей гипотезу сомнениям, способствуя проведению дополнительных исследований.

Именно на этих моментах следует заострить внимание на обзоре литературных источников независимо от выбранного формата. Средний объем анализа использованной литературы и доказательной базы может зависеть от ряда параметров: общие требования к проекту (методические рекомендации), объем курсового проекта и пр. Средний объем анализа задействованных в курсовой работе первоисточников обычно укладывается в 1-2 абзаца (около 3-7 предложений), что эквивалентно 30-50% страницы печатного текста.

Учтите, что все первоисточники должны быть отражены в библиографическом списке: как описанные в обзоре, так и включенные в проект для дополнения доказательной базы, наращивания объема и пр. О его оформлении мы писали ранее. Ни в коем случае не путайте и не смешивайте эти понятия: список литературы — это банальное перечисление всех использованных трудов (основных и вспомогательных) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и пр.), а литературный обзор – это выделение роли наиболее важных изысканий и результатов научной работы, повлиявших на мировоззрение автора и его опыт, вычленение наиболее актуальных и полезных сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какова роль литературного обзора в курсовой работе?

Большинство студентов пренебрежительно относится к подготовке анализа использованных источников в курсовом проекте, полагая, что он носит лишь формальный характер. На самом деле роль данного фрагмента велика.

Во-первых, анализ задействованных источников информации позволяет автору разобраться в роли каждого задействованного фрагмента, его значимости в исследовании в целом, выделении основополагающих и вспомогательных материалов, а также оценить вклад авторов в новый студенческий или научно-исследовательский проект.

Миссия анализа первоисточников в студенческих работах

Миссия анализа первоисточников в студенческих работах

Во-вторых, посредством литературного обзора целевая аудитория, научный руководитель и простой читатель может понять достаточно ли хорошо автор курсовой работы разобраться в теме, степень актуальности задействованных данных, научную разработанность изучаемой проблемы и степень ее разрешения, потенциальные пути и пр. В данном разделе исследования принято выделять лишь значимые и проверенные источники.

В-третьих, описанные источники подчёркивают соприкосновение с рассматриваемой темой. Если уже на данном этапе будут отмечены отступления ил нестыковки, неправильная трактовка мнения известных ученых, то у проверяющих и экспертов могут возникнуть сомнения и масса вопросов относительно качества курсовой работы в целом, верности суждений автора и пр.

В-четвертых, данная часть проекта поможет определить качество исследования и задействованных работ. Определить их можно благодаря ссылкам на место публикации: престижные научные журналы не станут размещать низкосортные и непроверенные данные.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом, литературный обзор в курсовой работе позволяет подчеркнуть актуальность темы и исследования, качество задействованных первоисточников и информации в целом, логику проведенного исследования, а также значимость и новизну полученных результатов.

Не рекомендуется в анализе использованных материалов и работ давать категоричную личную оценку суждениям автора первоисточника, использовать фрагменты без отражения авторства и ссылок на первоисточник, пересказывать суть из изученных работ без констатации фактов и формулирования окончательного вывода, опираться на неактуальные работы и пр. Пренебрежение указанными моментами приведет к ухудшению качества курсовой работы, снижению уникальности и необходимости доработок.

Пример оформления литературного обзора в курсовой работе

Образец анализа использованной литературы в курсовой работе

Образец анализа использованной литературы в курсовой работе

Литературный обзор в курсовых работах краток, ясен и четок. Поэтому студентам следует максимально сконцентрироваться на тебе, проблеме и основополагающих трудах, чтобы грамотно описать их в нескольких предложениях. Помочь в подготовке данного раздела готова команда Дисхелп.

«В науке нет такого запретного соседнего или дальнего участка, где
висела бы надпись: «Посторонним вход воспрещен». Ученому всё
дозволено – всё перепроверить, всё испробовать, всё продумать, не действительны
ни барьеры дипломов, ни размежевание дисциплин. Запрещено ему только одно: быть
неосведомленным о том, что сделано до него в том или ином вопросе, за который
он взялся».

Б.Ф. Поршнев 

» … — Папа, списывать из
книжки жульничество?

— Не понимаю.

— Ну, если кто-то – например,
если я буду писать сочинение и возьму чего-нибудь из книжки, это как?
<>

— Зависит от того, как ты это
сделаешь.

— Теперь я не понимаю.

— Если ты поставишь кавычки и
сделаешь сноску с указанием, кто автор, это только придаст твоей работе солидность
и значительность. <…>

— А если без этих самых…
кавычек?

— Тогда это все равно что
воровство, самое настоящее воровство. Надеюсь, ты не сделала ничего подобного?

— Нет.

— Тогда что же тебя смущает?

— А за это могут посадить в
тюрьму?

— Могут – если ты таким образом
получишь деньги. Так что лучше ты этого не делай, дочка.»

Стейнбек
Д.
  Зима тревоги нашей. Гл. IX.  

Обзор источников
и литературы по заданной теме является непременной частью любого исследования.
Его составление необходимо, во-первых, для формулировки и детализации основных
направлений исследования, во-вторых, для реализации исследовательского процесса
как такового, в-третьих, для того, чтобы не «изобретать велосипед» и
выяснить, какие исследования в интересующей вас области уже проведены, а какие
проводятся.

Следует
различать два вида обзора источников и литературы:

1) обзор
существующей литературы (т.е. обзор текстов) по данной тематике: академические
издания, монографии, аналитические обзоры, рефераты, статьи и т.д.

2) обзор
источников вторичных данных (статистических данных и иных видов информации,
например, нормативных актов или годовых отчётов предприятий), которые лягут в
основу вашего исследования.

Это два разных
вида обзоров, и обзор источников данных обычно
делается в разделах введения, которые называются «Статистическая база
исследования», «Нормативно-правовая база исследования» и т.д.
после формулирования цели и задач исследования, в то время как обзор
литературы
может быть как частью введения (предваряющей формулировку
цели исследования), так и отдельным разделом – например, частью теоретической
главы.

Обратите
внимание на то, что существует путаница в применении термина
«источник». При составлении обзора литературы мы называем
«источниками» различные виды текстов (монографии, статьи и т.д.), но не
следует называть их «источники литературы», так как это неверно и
тавтологично. При составлении обзора источников данных термин
«источник» применяется напрямую: например, источник статистических
данных, источник информации.

Итак,
рассмотрим виды источников.

Рис. 1. Три типа источников[1].

Все источники, используемые во время
исследований, можно разделить на три категории: первичные (опубликованные и
неопубликованные), вторичные и третичные. Хотя сами категории определены
достаточно четко, в отдельных случаях источник может относиться сразу к двум
категориям: например, протоколы конференций могут быть опубликованы в журналах,
а книги – содержать ссылки на первичные и вторичные источники.

Три типа
источников представляют собой три стадии перемещения информации. По мере того,
как информация перемещается от первичных к вторичным и далее к третичным
источникам, она становится все менее детализированной и заслуживающей доверия,
но более доступной. Из рис. 1 видно, что по сравнению с первичными вторичные
источники имеют меньшую ценность, поскольку отражают информацию, уже однажды
обнародованную. Другие отличия первичных и вторичных источников демонстрирует
таблица 1.

Таблица 1. Характеристика
первичных и вторичных источников.[2]

Источник

Частота публикации

Формат публикации

Охват
третичными источниками

Доступность

Аннотированные академические журналы

Другие академические журналы

Обычно
ежемесячно
или ежеквартально

Обычно как печатное издание, но многие
можно получить через
Интернет. Также могут быть доступны на дисках CDROM или микрофишах

Хороший

В большинстве университетов включены в каталоги. Если
источник отсутствует, его можно получить через систему
межбиблиотечного
заимствования и все
чаще
через Интернет

Профессиональные журналы

Обычно
еженедельно
или
ежемесячно

Обычно как печатное издание, но многие
можно получить через
Интернет. Также могут быть доступны на дисках CDROM или микрофишах

Не такой
хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо «про
листывание»

В большинстве университетов включены в каталоги. Если
источник отсутству
ет, его можно получить через систему межбиблиотечного
заимствования и все
чаще через Интернет. Многие профессиональные журналы
можно прочитать
на веб-страницах соответствующих организаций

Отраслевые
журналы

Обычно еженедельно или ежемесячно

Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет.
Также могут быть доступны на дисках CD-ROM или микрофишах

Не такой хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо
«пролистывание»

В библиотеках обычно представлены плохо. Их можно получить через
систему межбиблиотечного заимствования

Книги

В форме книги или аннотированного академического журнала

В виде книги или аннотированного
академического журнала

Хорошо
отражены в третичных изданиях. Поиск можно проводить в Интернете

Легко
достижимы. Если источник отсутствует, его можно получить через систему
межбиблиотечного заимствования

Газеты

Обычно
ежедневно или еженедельно

Все
современные британские газеты можно читать в Интернете или по подписке в
интерактивных базах данных, а также на CD-ROM и микрофильмах. Многие
международные газеты доступны через Интернет

Хорошо
отражены в специализированных каталогах. В формате CD-ROM и в Интернете
эффективен поиск по ключевым словам

Обычно хорошо
отражены в третичных источниках в библиотеках. Большинство из них можно
прочитать в Интернете на веб-сайтах соответствующих изданий

Протоколы
конференций

В зависимости от типа конференции;
иногда публикуются в журналах

В виде книги
или аннотированного академического журнала. Некоторые протоколы или их резюме
доступны через Интернет

Зависит от
конференции, хотя обычно ограничен. Существуют специализированные каталоги

В библиотеках обычно представлены плохо. Можно получить через систему
межбиблиотечного заимствования

Отчеты

Единожды

В виде
аннотированного академического журнала

Несмотря на
то, что существуют специализированные каталоги, охват слабый

В библиотеках
обычно представлены плохо. Можно получить через систему межбиблиотечного
заимствования

Диссертации

Для получения
ученой степени

В основном
печатаются, но все чаще издаются на микрофишах

Хороший для
диссертантов

Обычно
достижимы через систему межбиблиотечного заимствования. Как правило, хранятся
в одном экземпляре 

При составлении обзора литературы
вы должны:

·       
рассмотреть основные академические теории (и
зарубежных, и российских учёных), относящиеся к об­ласти исследований;

·       
показать, что вы знакомы с самыми последними
работами в дан­ной области, в том числе и на иностранных языках;

·       
раскрыть, каким образом ваше исследование
соотносится с пред­ыдущими исследованиями в данной области;

·       
оценить сильные и слабые стороны предыдущих
исследований, включая разного рода упущения и проявления предвзятости;

·       
обосновать ваши аргументы, снабдив обзор
необходимым коли­чеством ссылок на литературные источники.

Кроме того,
не стесняйтесь высказать благодарность тем, чьи пло­ды труда вы используете в
своей работе. Например, «благодаря исследованиям такого-то учёного»,
«на основании признанной большинством специалистов монографии таких-то
авторов», «по совету профессора такого-то» и т.д. Это избавит
вас от возмож­ных обвинений в плагиате и от соответствующих угрызений
совести и возможных неприятностей.

Основные
этапы создания обзора литературы приведены на рис. 2. вот их примерное
перечисление:

Этап 1. Задание параметров
поиска.

Этап 2. Поиск литературы.

Этап 3. Составления списка
литературы.

Этап 4. Определение ценности
источников, выбор наиболее ценных.

Этап 5. Чтение, обзор литературы,
реферирование наиболее ценных источников информации.

Этап 6. Создание предварительного
варианта обзора литературы.

Этап 7. Уточнение ключевых слов,
сужение тематики, возврат к первому этапу.

Этап 8. Создание окончательного
обзора литературы.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Этап 1. Задание параметров
поиска.

На первом
этапе можно применить стандартные методы осмысления задачи, например, метод
«мозгового штурма» или метод построения «дерева относительной
важности».[3]

Метод
«мозгового штурма» может быть полезным при отборе ключевых слов. В
процессе работы (независимо от того, работаете вы один или с группой)
необходимо записать все пришедшие в голову слова и короткие фразы по теме
исследования. После этого оцените, может ли быть данное слово ключевым.
Обсуждайте свою тему с как можно большим количеством людей, особенно со
специалистами.

«Дерево
относительной важности» напоминает структуру книги с ее названием,
главами, разделами и подразделами. Эти структурные части книги либо отражают
тему исследования, либо являются ключевыми словами (с учетом имен авторов).
Чтобы построить дерево, следует предпринять ряд действий. Поместите контрольный
вопрос (или цель исследования) на самом высоком уровне. Идентифицируйте две или
более области исследования, представляющие интерес для вашей темы. Каждую из
областей разделите на подобласти, которые также представляют соответствующий
интерес. Каждую из подобластей разделите на еще более узкие подобласти. Идентифицируйте
области, которые необходимо исследовать немедленно, и те, на которые нужно
обратить особое внимание. Обязательно обратитесь за помощью к руководителю
проекта. По мере ознакомления с литературой добавляйте новые ветви к вашему
дереву.

Фактически, Вы
можете составить подробный тезаурус Вашей темы. Сразу продумайте источники
дефиниций (определений) важнейших понятий Вашего исследования.

Этап 2. Поиск
литературы.

Поиск
литературы осуществляется с помощью поисковых программ Интернета, а также по
каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по
спискам литературы в учебниках или монографиях. Следует обязательно пообщаться
с преподавателями, с научным руководителем – они могут посоветовать ценные
источники. Можно также пообщаться с участниками тематических Интернет-форумов.
Главное – не забывайте каждый найденный источник вне зависимости от его
ценности записывать в список литературы. 

Этап 3.
Составление списка литературы.

При нахождении
того или иного источника СРАЗУ ЗАПИСЫВАЙТЕ ЕГО В СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
При этом соблюдайте правила библиографической записи (см. отдельный материал
«Оформление источников»). Иначе потом этот источник невозможно будет
найти и правильно оформить. При записи текстов из Интернета не забывайте
указывать дату обращения (т.е. дату, когда вы посетили эту Интернет-страницу). 

Этап 4. Определение
ценности источников, выбор наиболее ценных.

Не каждый
найденный вами источник будет представлять ценность для вашей работы и для
упоминания и тем более анализа в обзоре литературы.

Определение
ценности источника:

·       
Как давно написана работа?

·       
Может ли она повторять другую работу?

·       
Насколько согласуется общая направленность этой
работы и вашего исследования?

·       
Видели ли вы ссылки на данную работу (или другие
работы этого же автора) в источниках, которые считаете ценными?

·       
Подтверждает ли работа ваши идеи или
противоречит им? В обоих случаях ее необходимо изучить!

·       
Кажутся ли вам предвзятыми выводы автора? Не
имеет значения, насколько актуальна тема работы!

·       
Какие методологические упущения вы обнаружили в
работе? Даже если таковые есть, работа может представлять ценность для вашего
исследования!

·       
Насколько точны результаты исследований? Даже
если точность их невысока, работа может оказаться полезной!

Рис. 2. Мониторинг литературы
в процессе формулирования темы, написания обзора литературы и дальнейшего исследования[4].

Этап 5.
Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.

На этом этапе не забывайте записывать и сразу правильно оформлять кажущиеся вам
нужными цитаты. До цитаты указывайте источник, страницу источника, адрес страницы
Интернет-сайта. Активно пользуйтесь возможностями ксерокопирования,
сканирования нужных источников (например, отдельных страниц монографии,
посвящённых Вашей теме), но не опускайтесь до плагиата, т.е. всегда
указывайте источник той или иной цитаты или парафраза (передачи смысла слов
автора своими словами). Не выдавайте текст, написанный другими людьми, за свой.

Этап 6.
Создание предварительного варианта обзора литературы.

Далее можно
приступить к написанию предварительного варианта обзора. Начните его с более
общего теоретического уровня. Кратко изложите основные идеи, почерпнутые из уже
прорабо­танных источников. Обобщите, сравните и противопоставьте позиции
различных ав­торов. Сузьте круг работ, чтобы сконцентрировать внимание на наибо­лее
актуальных. Тщательно проанализируйте результаты этих исследований. Отметьте
вопросы, по которым ваше исследование предлагает «свежий» взгляд на
предмет исследования. Подготовьте читателя к следующему разделу отчёта о Вашем
исследовании.

Оценка качества обзора литературы[5]

·       
Начинается ли ваш обзор литературы на более обобщенном
уровне, чем уровень об­ласти исследования?

·       
Имеет ли отобранная вами литература прямое
отношение к контрольным во­просам и целям вашего проекта?

·       
Отражены ли в обзоре основные теории ведущих
специалистов в области ис­следования?

·       
Даны ли в обзоре основные источники литературы
или, по крайней мере, их репрезентативная выборка?

·       
Отражены ли в обзоре вопросы, по которым ваш
отчет предлагает «свежий» взгляд?

·       
Есть ли в отобранной вами литературе последние
работы в области вашего исследования?

·       
Были ли вы объективны при обсуждении отобранной
вами литературы?

·       
Включили ли вы ссылки на источники, в которых
высказанные идеи не согла­суются с вашей точкой зрения?

·       
Старались ли вы размежевать факты и точки
зрения?

·       
Пытались ли вы оценить ценность каждого
источника для темы вашего иссле­дования?

·       
Четко ли обоснованы ваши собственные идеи?

·       
Является ли ваша формулировка темы исследования
логически последова­тельной?

·       
Подводит ли ваш обзор читателя к последующему
разделу вашего отчета?

Этап 7. Уточнение ключевых слов,
сужение тематики, возврат к первому этапу.

После создания
предварительного обзора литературы следует вернуться к постановке и
формулировке темы, к плану Вашей работы. Вы увидите, как много ранее туманных
вопросов Вы выяснили, как точно Вы теперь стали понимать смысл вашего
исследования. У вас может появиться идея несколько скорректировать формулировку
темы, цели, задач исследования, заголовки отдельных разделов. Все желаемые
изменения обязательно обсудите с научным руководителем.

 Этап 8. Создание окончательного
обзора литературы.

Итоговый
вариант обзора литературы должен логически выводить читателя на исследуемую
Вами проблему. Проверьте правильность оформления цитат, уберите из текста
банальности, общие слова, любые части, не отвечающие конкретике Вашего
исследования. Не забывайте о том, что если краткость – сестра таланта, то
вместе с точностью и конкретикой они составляют целый любовный квадрат.

Основные
выводы, которые вы делаете в обзоре, следует сформулировать и подытожить в виде
кратких тезисов или даже сравнительной таблицы для того, чтобы их можно было
представить на первых слайдах отчётной презентации.


[1] Льюис Ф., Сондерс М.,
Торнхилл Э. Методы проведения экономических исследований. Пер. с англ. – 3-е
изд. – М.: Эксмо. – 2006. – С. 89.

[2] Там же, с. 92.

[3] Там же, с. 120.

[4] Там же, с. 81.

[5] Там же, с. 86-87.

Обновлено: 03.03.2023

Важнейшим квалификационным требованием является умение дать развернутую характеристику использованных источников. При их анализе необходимо остановиться на следующих моментах:

Исторические условия возникновения источника.

Источник как материальный продукт целенаправленной человеческой деятельности, как исторический феномен вызван к жизни определенными условиями, задачами, целями. Поэтому важно понять, что представляла собой та историческая социальная реальность, в которой он возник. Любой источник, идет ли речь, например, о письменных, вещественных, устных источниках информации, не может быть интерпретирован вне той общекультурной ситуации, с которой он связан возникновением и функционированием.

Проблема авторства источника.

Невозможно интерпретировать источник, предварительно не поняв его автора, не зная его биографию, сферу практической деятельности, уровень его культуры и образования, род занятий, его принадлежность к определенной социокультурной общности с соответствующими ценностными установками. Масштаб личности создателя произведения, степень завершенности произведения, цель его создания — все эти параметры определяют совокупность социальной информации, которую можно почерпнуть из него.

3. Обстоятельства создания источника.

Данная исследовательская проблема состоит в выявлении факторов, которые могли влиять па полноту и достоверность сведений, на оценочные суждения, включенные автором в создаваемое им произведение.

В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать произведения, существенно различающиеся как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности. Это зависит от обстоятельств, в которых находится автор. В ряде ситуаций автор не располагает необходимой информацией, обращается к недостоверным свидетельствам или доверяется собственной памяти. Иногда автор не дает полной или достоверной социальной информации намеренно, поскольку находится в обстоятельствах, которые диктуют ему подобное произведение.

История текста и публикаций источника.

Анализ содержания.

В процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности источника, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствуя прямо или косвенно о своем авторе, о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму.

Опираясь на результаты проведенного исследования, автор обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Синтез — завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника.

На этом этапе автор обобщает результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании его структуры и содержания.

Приведенные выше элементы источниковедческого анализа позволяют выделить отдельные источниковые группы и дать их общую характеристику. Как правило, обзор архивных (неопубликованных) источников дается в первую очередь. Однако в отдельных случаях такой порядок может быть изменен при условии логичного обоснования со стороны автора.

Ж) Методы исследования

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Методы научного познания делят на общенаучные и специальные, относящиеся к конкретной отрасли науки.

Современное научное исследование основывается на критериях объективности, соответствия истине, правде, опирается на совокупность трудов отечественных и зарубежных ученых. Исследователь постоянно обращается к методу анализа, который позволяет разложить исследуемый предмет на составные части, и синтезу – соединению полученных при анализе частей в целое. При подготовке курсовых и дипломных работ исторической направленности могут быть применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы, альтернативность, социальный подход.

Один из основополагающих принципов при подготовке диссертационного исследования — объективность. Он обязывает рассматривать развитие исторического процесса с учетом объективных закономерностей, которые определяли процессы государственного и общественно-политического развития на изучаемом историческом этапе, опираться на реальные факты, рассматривать каждое событие и явление в их многогранности и противоречивости. К числу наиболее значимых для исторического исследования принципов относится принцип историзма. Его суть выражается в изучении социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии и предполагает анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Для исследователя это означает, что изучая какое-либо историческое явление, он должен учитывать, где, когда, по каким причинам (политическим, идеологическим, экономическим, социальным) это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось и каким в конечном счете стало.

Историческое исследование требует одновременного использования двух общих методов: исторического и логического. Исторический метод предусматривает исследование истории в ее последовательном развитии, со всеми присущими ей чертами и особенностями, через которые проявлялись общие закономерности развития. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения.

Используются специфические исторические методы – хронологический, проблемно-хронологический, синхронистический, метод периодизации (диахронный), ретроспективный, статистический.

З) Научная новизна

Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

В формулировке новизны исследования должны быть отражены наиболее значимые результаты, достигнутые в данном конкретном исследовании, отличие их от результатов предшественников. Следует указать, какие теоретические выводы предложены в данной работе, в чем их оригинальность. Надо показать новизну исследования и с учетом использования ставших ныне доступными новых архивных и иных материалов, позволяющих объективно оценить исследуемое явление, увидеть его новые грани.

Как написать обзор литературы в курсовой работе + пример

Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.

Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.

Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен

Что такое анализ литературы

Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.

Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.

Зачем нужен анализ литературы

Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.

Литературный обзор в курсовой работе позволяет:

  • показать знания специальной литературы по теме;
  • применить на практике умение систематизировать материалы и выделять главное;
  • дать оценку существующих достижений в изучении проблемы;
  • определить теоретическую основу и методы, в рамках которых будет проходить исследование;
  • раскрыть термины и концепции, использованные в работе;
  • сформулировать гипотезы и предположения, которые будут проверяться в практической части;
  • продемонстрировать способность в своих исследованиях опираться на прошлый опыт.

Каким должен быть объём литературного анализа

Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.

Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность.

Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
Использовать литературные источники десятилетней давности

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Анализ литературы в курсовой: примеры

Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.

Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе

Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе

Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:

3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Часто у студентов возникают проблемы с написанием реферата, особенно это касается внешнего вида работы. Принимаясь за форматирование текста, надо изучить правила оформления и образцы.

Как делать реферат, образец для студента

Реферат – это небольшое исследование, которое подтверждает те или иные знания студента. Первое, с чем придется столкнуться учащемуся – структурный план будущего проекта. Озаглавить разделы и подразделы следует согласно теме реферата. Если тема касается анализа финансового состояния организации, то и названия глав должны быть связаны с данным разделом экономики. Вместе с титульным листом, содержанием и списком литературы максимальный объем текста составляет до 20 листов. Поэтому необходимо определить, сколько страниц будет занимать каждая часть реферата:

Введение – 1 стр.

1 глава – 5-7 стр.

2 глава – 5-7 стр.

Заключение – 1 стр.

Набирая текст на компьютере, исходный материал перепечатывается своими словами. Преподавателю необходимо понять, что студент не просто поработал с источниками, но смог сформировать и свою точку зрения. Помимо грамотного внутреннего содержания, реферат должен быть качественно оформлен.

Реферат по истории.

Реферат по биологии.

Реферат по экономике.

Структура реферата на примере готовых работ

Даже придерживаясь рекомендаций методических пособий и государственных стандартов не всегда получается правильно написать реферат. Намного легче делать задание, когда перед глазами есть хороший пример, ведь у каждой части учебного проекта есть свои определенные правила написания и нормы оформления.

Образец титульного листа

Образец титульного листа реферата поможет более подробно изучить его визуальную составляющую.

Как оформляется вторая страница реферата

Левое поле – 3 см.

Правое поле – 1,5 см.

Верхнее и нижнее поля – 2 см.

В случае, когда составление оглавления дается с трудом, всегда можно воспользоваться шаблонами и образцами .

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . 3
1 ГЛАВА. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА . 4
1.1. Появление и становление экстремальной журналистики как профессиональной деятельности . 4
1.2. Правовые и этические аспекты работы журналиста в зоне экстремальных ситуаций . 8
2 ГЛАВА. УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ КОНЦА XX ВЕКА . 11
2.1. История и становление экстремальной журналистики в России . 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 15

Как писать введение

Введение – это краткое изложение всего проекта, с обоснованием актуальности темы и целей исследования. Данная часть работы должна уместиться на одном листе. Чаще всего во введении используются шаблонные фразы. Написать введение можно по следующему плану:

Несколько слов о теме реферата.

Рассказать об актуальности поставленной проблемы.

Определить объект исследования.

Выделить несколько задач, используя слова: исследовать, изучить, рассмотреть.

Рассказать о методологической составляющей работы, описать источники.

Рассказать о структуре работы: сколько глав, объем, количество таблиц и рисунков.

Пример основной части

Проверить правильность разметки.

Выставить шрифт Time New Roman, кегль – 14, с полуторным интервалом.

Заголовки выровнять по центру, основной текст – по ширине листа.

Пример, как делается оформления основной части исследования, можно увидеть в образце.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1 Основные организационно-правовые формы предприятия, регистрируемые на территории Российской Федерации

Организационно-правовая форма предприятия – это понятие, которое позволяет определить финансово-экономическую и хозяйственную направленность организации. Вместе с тем это помогает определить отраслевую принадлежность и предприятия.

1.2 Законодательные предпосылки для регистрации предприятия, последствия их нарушения

Все действия граждан нашей страны регулируются конституционным правом. Для создания и ведения бизнеса также существуют определенные законодательные нормы. Данные акты прописаны в Гражданском Кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Федеральном Законе и Уголовном Кодексе Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
2.1. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм, их преимущества и недостатки

Для того чтобы наиболее полно раскрыть тематическую составляющую нашего реферата, мы разобрали и сравнили следующие, самые распространенные организационно-правовые формы предприятия:

  • Индивидуальное предпринимательство (ИП).
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
  • Акционерное общество (АО).
  • Некоммерческая организация (НКО).

2.2. Основные критерии выбора организационно-правовой формы предприятия на этапе его создания

Выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия является важным этапом на пути к ведению прибыльного бизнеса. Первый критерий – это соответствие уровню ответственности. Предприниматель должен отвечать за последствия своей деятельности: ИП – собственным имуществом, ООО – размерами уставного капитала.

Образец заключения

Как оформить список литературы

Каждый источник, который студент использовал в ходе написания реферата, надо отражать в списке литературы. Все нюансы составления библиографии прописаны в ГОСТ 7.1-2003. Важно использовать только актуальные и новые источники, не старше 5 лет на начало написания реферата. Располагать источники необходимо по фамилии авторов в алфавитном порядке, используя арабскую нумерации. Самое оптимальное количество источников – это 10 учебников, монографий, статей и законодательных актов вместе взятых.

Образцы с оформлением готового реферата по ГОСТу

Оформление реферата регламентируется не только методическими рекомендациями учебного заведения, но и требованиями государственных стандартов . При формировании внешнего вида исследования необходимо пользоваться следующими нормами:

Для того, чтобы понять как полностью выглядит структура реферата, сформированная по ГОСТу, ниже представлен образец.

Реферат на книгу, образец

В студенческой практике встречаются ситуации, когда преподаватель дает задание написать реферат по книге. Это аннотация произведения или небольшой доклад. Для данного проекта необходимо прочитать то, о чем студент собирается писать. Дополнительно можно использовать статьи известных критиков, отзывы читателей и авторефераты. Реферировать книгу необходимо в соответствии с последовательностью глав, анализируя процессы и явления, происходящие в произведении.

Все использованные материалы необходимо занести в список литературы, включая интернет-порталы. В зависимости от размера книги и ее жанрового направления, можно разделить текст реферата на несколько логических блоков – подразделов. Написание подобной работы может быть произведено в более свободной форме, нежели стандартный учебный реферат . Не всегда для аннотаций требуется наличие титульного листа. В самом начале текста необходимо указать автора работы, название книги, информацию об издании, год выпуска и количество листов. Завершить реферат следует небольшими выводами или полноценным заключением, а также библиографическим списком. Материал формируется в соответствии со стандартами:

Размер шрифта – 14 кегель.

Цвет текста – черный.

Выравнивание должно быть по ширине листа, заголовки по центру.

Стиль шрифта – Times New Roman.

Интервал между строк – полуторный.

Жирный шрифт используется для выделения заголовков и структурных элементов реферата, возможно написание заголовков заглавными буквами.

Абзацный отступ – 1,25 см.

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Главное, в такой работе, чаще высказывать собственное мнение и использовать, в качестве подкрепления точки зрения, цитаты автора произведения. Более наглядно образец оформления реферата на книгу представлено ниже.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос. Сколько должно быть разделов в реферате?

Ответ. Обязательными разделами реферата являются: введение, название главы, заключение, список литературы. Сколько будет глав зависит от темы и объема работы. В каждой главе могут быть еще и параграфы.

Вопрос. Что написать в резюме в конце реферата,если преподаватель требует писать его без учета содержания реферата а просто написать об опыте его написания?

Ответ. Преподаватель хочет, чтобы Вы подытожили и сказали, как далось написание работы, с какими трудностями пришлось столкнуться при написании, а какие моменты, наоборот, писались легко.

Написание реферата является важной составляющей учебного процесса. При написании используются источники как на бумажных, так и на электронных носителях. Любой студент должен знать, как правильно оформить список литературы в реферате. Полное и верное написание источников в конце реферата позволяют по достоинству оценить готовый труд студента.

Содержание:

Оформление по ГОСТу

Существуют общеобязательные требования по оформлению списка литературы в реферате. Есть международные стандарты оформления источников, прописанные в ГОСТ 7.1-2003 и российские стандарты оформления — ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Общие правила по ГОСТУ:

  • каждый источник должен быть написан в отдельном абзаце;
  • первоначально необходимо указывать автора книги, потом наименование работы, потом дополнительные сведения;
  • список литературы надлежит делать нумерованным в реферате;
  • библиографический список следует прописывать в конце реферата.

Помимо обязательных правил есть рекомендательные:

  • использовать актуальную литературу (если только речь идет не о рефератах на историческую тему);
  • при написании реферата использовать разнообразные источники: учебники, энциклопедии, статьи, диссертации, электронные ресурсы, а при необходимости, учебные пособия на иностранных языках;
  • использовать хотя бы десять источников информации, актуальной для темы реферата.

Наполнение

Успех написания реферата зависит от того, какими материалами пользовался человек. Литература, используемая для написания реферата, должна подходить под тему научной работы, быть актуальной.

Какими должны быть источники

Подготовка любой научной студенческой работы начинается с поиска необходимых источников информации, это могут быть авторские труды педагогов или ученых, справочники, методические пособия, газеты или журналы. Каждый материал, использованный для написания реферата или курсовой, должен быть обозначен в списке литературы и правильно оформлен.

Для учащегося считается хорошим тоном отметить в списке использованной литературы научный труд своего преподавателя. Выбор источников с необходимой информацией начинают с поиска в библиотеке. Здесь можно найти большое количество научной специализированной литературы, необходимой для качественного написания работы. Помимо библиотек подбор литературы осуществляется во Всемирной сети Интернет.

Обычно основной перечень полезной литературы предоставляется преподавателем, но студент также может поискать дополнительные источники на свое усмотрение.

Если по вашей теме недостаточное количество литературы, то можно использовать литературу по смежным темам. Допустимо и приветствуется использование литературы на иностранных языках, экспертных исследований. Учебники и учебные пособия могут быть использованы при написании теоретической части работы.

Не стоит увлекаться информацией, взятой из интернета, ее доля не должна составлять больше третьей части от общего количества информации.

К основным требованиям, определяющим качество списка литературы относятся:

— срок давности издания — источник информации должен быть не старше трех-пяти лет;

— использованная литература должна полностью соответствовать изучаемой теме;

— оптимальное количество используемых источников, около 10-15 для реферата;

— обязательное наличие авторского труда преподавателя (при его наличии).

Список использованной литературы позволяет быстро оценить качество проделанного исследования. Так, при отсутствии в перечне новейших материалов или признанных в научной среде трудов по избранной теме можно сделать вывод, что проверяемая работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних достижениях научной мысли.

Поиск литературы для написания реферата порой занимает больше времени, чем создание научной работы. Поэтому нужно со всей ответственностью подойти к поиску источников и не откладывать этот этап на потом.

Рекомендовано использовать современные источники для реферата. Особенно, если речь идет о написании научной работы на юридическую тему. Учитывая, что законодательство периодически меняется, важно следить, чтобы использованная литература была достоверной и актуальной. Использование устаревшей литературы может негативным образом повлиять на качество работы.

Можно использовать любую литературу для написания реферата:

  • международные и государственные документы (конституции, законы, указы, договоры);
  • справочная литература (энциклопедии, словари, толкователи);
  • учебная литература (сборники, учебники, хрестоматии);
  • научные публицистические статьи;
  • монографии отечественных и зарубежных авторов;
  • электронные ресурсы;
  • средства массовой информации;
  • другие источники, полученные законным путем.

Каждому источнику в списке присваивается порядковый номер, который указывается в тексте работы при ссылках на данный источник. На каждый источник должна быть, по крайней мере, одна ссылка в тексте. Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами и писать с абзацного отступа.

Сколько источников должно быть

Нет единого требования, устанавливающего определенное количество источников для написания реферата. Многое зависит от тематики научной работы, объема реферата.

Для написания реферата используется десять – двадцать источников.

Структура

При структуре оформления списка литературы учитываются некоторые аспекты: вид и тип документов, литература, используемая на бумажных или электронных носителях.

Варианты заглавия списка

Список литературы ставится в самом конце реферата. Прежде, чем начать перечислять используемые материалы, надлежит озаглавить данный раздел научной работы. Существует несколько распространенных вариаций заглавия библиографического списка:

  • библиографический список;
  • список литературы;
  • библиография;
  • список использованной литературы (источников).

При написании списка источников можно выбрать любой вышеперечисленный заголовок. Однако, перечисление литературы без соответствующего заглавия будет считаться грубейшей ошибкой и может негативным образом повлиять на итоговую оценку.

Алфавитный порядок

После того, как написан заголовок списка литературы, можно переходить к перечислению самих источников. Перечисление в алфавитном порядке распространено на практике. Алфавитный порядок удобен, если при написании было использовано много источников. Алфавитный порядок позволяет быстро найти нужного автора или работу.

Рекомендации по написанию списка в алфавитном порядке:

  • в случае, когда несколько авторов начинаются с одной буквы, необходимо смотреть на вторую букву фамилии (первым в списке будет стоять Абакумов И.А, а потом уже Антонов Р.Т.);
  • в случае, когда в качестве источников служит несколько произведений одного автора, нежно смотреть по заглавной букве названия работы (сперва – Агафьева, О.П. Культурология отдельных регионов России, затем Агафьева, О.П. Управленческая деятельность);
  • если авторы источников однофамильцы, нужно смотреть на их инициалы (сперва Васьков Г.Б., потом Васьков Р.Л.).

Список литературы в алфавитном порядке

Систематический порядок

Систематический порядок подразумевает оформление списка литературы в зависимости от отраслей знаний, тем. Как правило, изначально идет написание общей литературы в алфавитном или хронологическом порядке, а затем изложение литературы по блокам. Внутри каждого блока также можно сделать оформление в алфавитном, хронологическом или ином порядке.

Систематический порядок позволяет сгруппировать собранный материал по небольшим группам. Лучше использовать такой порядок при написании научных трудов, где задействованы различные виды и типы источников.

Хронологический порядок

Применение хронологического порядка в оформлении списка литературы приемлемо, когда речь идет о научных исторических трудах. Сперва размещаются источники, которые описывают более ранние периоды. Можно размещать в хронологическом порядке сперва работы, которые были выпущены ранее, затем материалы, изданные позже.

В соответствии с порядком упоминания

Такой вид порядка актуален для научных работ небольшого объема. Первой в списке упоминается литература, которая цитировалась на первых страницах реферата. Порядок оформления списка в соответствии с цитированием не удобен для больших трудов или в рефератах, где неоднократно цитируются одни и те же материалы. В противном случае, придется по несколько раз указывать один и тот же материал в общем библиографическом списке в реферате.

В соответствии с типом документа

Иногда используется группировка по типу документа. По общему правилу вначале указываются официальные государственные документы. При этом официальные документы также имеют свою иерархию. Первыми указываются источники, имеющие высшую юридическую силу.

Перечень будет выглядеть примерно так:

  1. Международные правовые акты.
  2. Конституция РФ.
  3. Конституционные федеральные законы.
  4. Кодексы.
  5. Федеральные законы.
  6. Законы.
  7. Указы Президента РФ.
  8. Постановления и Распоряжения Правительства РФ.
  9. Постановления, приказы, распоряжения министерств РФ;
  10. Региональные акты;
  11. Муниципальные акты;
  12. Локальные акты (внутри одной организации: инструкции, приказы, распоряжения);
  13. Книги и учебники.
  14. Научная публицистика.
  15. Электронные материалы, статьи из Интернета.
  16. Зарубежные материалы.

Учебники

При оформлении книг пишутся только такие характеристики книги, какие без труда позволяют ее найти в случае необходимости.

Особенности оформления в библиографическом списке учебников (пример приведен ниже в разделе с шаблонами):

Статьи

Часто в своих трудах студенты пользуются различными статьями, взятыми из журналов. Оформление статей близко к оформлению учебников, но имеет некоторые отличия (пример приведен ниже в разделе с шаблонами).

  1. Вначале необходимо указать фамилию автора (авторов) статьи. Фамилия пишется полностью, а имя и отчество – инициалами.
  2. Далее идет наименование статьи, написанное с большой буквы и без кавычек. Наименование статьи должно быть написано в полном, а не сокращенном варианте.
  3. После наименования нужно поставить две косые черты // и с заглавной буквы указать наименование журнала.
  4. После наименования нужно поставить точку и тире. Указать год написания статьи.
  5. Следом поставить точку и тире, написать номер журнала.
  6. Затем необходимо поставить точку и тире и написать большую букву С., означающую страницы. Далее нужно поставить тире, указать страницы, которые занимает журнальная статья.

Сборники

При оформлении сборников в библиографический имеются особенности (пример приведен ниже в разделе с шаблонами).

  1. Первой следует написать фамилию автора и его инициалы. Если авторов несколько, фамилии должны быть перечислены через запятую.
  2. Затем следует написать наименование статьи. Кавычки при написании наименования не нужно ставить.
  3. Далее надлежит указать наименование сборника. Название статьи от наименования сборника отделяется двумя косыми чертами //. Название сборника надлежит написать с заглавной буквы без кавычек.
  4. Затем необходимо указать наименование конференции со строчной буквы в сокращенном виде.
  5. После наименования ставится точка и тире. Далее надлежит указать город, в котором был выпущен сборник.
  6. Затем надлежит поставить двоеточие и прописать издательство. Дале ставится запятая и пишется год издания сборника.
  7. Далее надлежит поставить точку и тире. Потом прописать большую букву С. и точное число страниц.

Электронные ресурсы

Студенты часто прибегают к электронным ресурсам для написания рефератов. Оформить в списке литературы такой ресурс не сложно (пример приведен ниже в разделе с шаблонами).

  1. Сперва необходимо указать заголовок или наименование статьи. Наименование надлежит прописать с заглавной буквы и без кавычек.
  2. Затем нужно сделать акцент на том, что материал принадлежит к электронному ресурсу. Обозначается это так [Электронный ресурс].
  3. Затем надлежит поставить точку и тире и указать унифицированный указатель ресурса. Обозначается этот указатель, как URL.
  4. Далее нужно поставить двоеточие и верно указать электронный адрес статьи. Его можно скопировать и вставить из строки поиска.
  5. Следует указать дату, когда сведения были взяты и использованы с сайта.

Шаблоны оформления литературы разного типа

Оформляя список литературы нужно помнить, что он нумеруется и указывается в определенном порядке, а не хаотично.

Примеры оформления библиографических списков:

Пороховников Г.Д., Зарубаев К.Т. Античная философия: учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 315 с.

Миллер Н. Организация досуга пенсионеров/ Пер. с англ. Т.Н. Ульянова. – СПб.: Перо, 2019. – 208 с.

Коровников К.Т. Древнерусская община// Культура и цивилизация. – 2012. – № 10. – С. 12-13.

Кнебель, М. О. Поэзия педагогики// О действенном анализе пьесы и роли:учеб. пособие / М. О. Кнебель ; Рос. акад. театр. искусства. – Москва: Изд-во ГИТИС, 2010. – С. 294 – 298.

Образец оформления списка литературы в реферате:

Образец оформления списка литературы в реферате

Образец оформления списка использованных источников реферата:

Образец оформления списка использованных источников реферата

ТОП-5 ошибок

Составление списка литературы считается обязательной частью написания реферата. Некоторые пренебрегают этой частью, а потом удивляются, почему оценка за реферат была снижена.

  1. Некоторые оставляют написание библиографического списка на потом. Затем сложно вспомнить, какие источники использовались при написании, тем более, если нет сносок или ссылок в самом тексте реферата. Библиографический список нужно писать параллельно с текстом работы.
  2. Многие грешат тем, что бездумно вставляют в список литературу, которая по теме подходит, но уже устарела или содержит недостоверную информацию. Студенты юридических факультетов часто этим пользуются, а затем при защите рефератов или курсовых попадаются на этом.
  3. Преподаватели любят сверять текст реферата с источниками литературы, используя сноски. При указании сносок нужно быть внимательным и по ошибке не указать другой учебник.
  4. Некоторые студенты так торопятся сдать работу, что оформляют список литературы, как попало. Некоторые забывают писать заглавие или нумеровать, а некоторые пишут источники в хаотичном порядке.
  5. В написании реферата главное качество. Не нужно брать количество источников, если они не уместны. Лучше использовать десять, но проверенных и изученных материалов, чем писать двадцать, которые не подходят по тематике.

Данное видео также показывает, какие ошибки допускаются при оформлении списков в реферате.

Заключение

Библиографическим списком завершается написание реферата. При написании необходимо использовать только проверенные источники, которые содержат достоверную информацию. При оформлении списка литературы нужно быть внимательным, чтобы не допустить досадных ошибок.

Более подробно с образцами оформления списка литературы реферата можно ознакомиться на нашем сайте в каталоге готовых работ.

Читайте также:

      

  • Классификация морских отложений реферат
  •   

  • Сплоченность и толерантность в группе реферат
  •   

  • Реферат учетная политика организации для целей управленческого учета
  •   

  • Атқару өндірісінің заңдылығына прокурорлық қадағалау ұғымы реферат
  •   

  • Реферат радиоволны в технике

Бывает, что научные руководители просят студентов написать аналитический обзор использованной при написании диплома литературы. При этом наставники редко поясняют, что именно они хотят увидеть и зачем это нужно. В данном материале мы постараемся объяснить, какую роль играет обзор источников и как его писать.

Книги

Источник: sm-news.ru

Что такое литературный обзор в дипломной работе

Обзор использованной литературы — это раздел введения к дипломной работе, в котором студент обязан продемонстрировать, насколько глубоко он ознакомился с существующей научно-теоретической базой по теме исследования.

Проще говоря, в этой части необходимо дать краткую характеристику и, по возможности, проанализировать научные труды, которые вы используете в качестве теоретической основы вашей собственной работы.

Важно понимать, что обзор источников является обязательной частью исследовательской работы (если научный руководитель и кафедра, на которой вы будете защищать свою дипломную работу, не вводят другие требования).

Как писать обзор литературы

Первый шаг к написанию обзора источников — подбор самих источников. Это не значит, что к моменту написания обзора вам необходимо иметь завершенный список использованных источников, так как в обзоре, как правило, акцент делается на наиболее значимые работы известных авторов. Иными словами, если вы знаете, какие труды и авторы пользуются большим доверием и считаются основополагающими в сфере вашего исследования, то их будет достаточно для написания обзора литературы.

Подбор источников для обзора не должен быть случайным — литература должна четко соответствовать теме исследования.

Что конкретно нужно писать об источниках — это вопрос индивидуальный, все зависит от темы исследования, хронологических рамок, цели, предмета и объекта. Приведем список того, на что рекомендовано обращать внимание во время написания аналитического обзора литературы:

  • значение работы для развития области знаний;
  • степень раскрытия в работе выбранной вами проблематики;
  • дата публикации работы и ее актуальность;
  • степень доверия научного сообщества к автору и его работам.

Плюсом будет, если вы не только опишете несколько источников, но также сравните некоторые из них между собой и выделите в них ключевые для вашего исследования идеи. Так вы продемонстрируете, что в действительности владеете теоретической базой и в курсе того, что было сделано в конкретной области знаний до вас.

Как правильно оформить обзор литературы

Объем аналитического обзора источников зависит от типа исследовательской работы: в курсовой он может занимать всего два-три абзаца, в то время как для ВКР характерны обзоры на несколько страниц. При этом, несмотря на то что литобзор, как правило, включают в введение к исследовательской работе, для него можно выделить отдельную главу. Однако в этом случае следует подойти к изучению источников более ответственно и включить в обзор подробное описание основных тезисов, содержащихся в работах.

Чтение

Источник: eksmo.ru 

После того как вы решили, каким образом будете включать обзор литературы в исследование, необходимо определить последовательность, в которой вы будете описывать источники. Обычно сначала пишут либо об авторах, чьи работы внесли наиболее значительный вклад в развитие выбранной вами проблематики, либо о работах, являющихся наиболее важными в контексте вашего исследования.

Описываемые работы можно группировать по различным критериям: по содержанию, времени написания, позиции авторов и прочим.

В обзоре литературы обязательно делайте сноски независимо от того, цитируете ли вы автора или нет. Во-первых, у вас есть возможность дать полное библиографическое описание источника во введении, чтобы в основной части работы пользоваться сокращенным описанием. Во-вторых, если введение кажется вам недостаточно объемным, за счет сносок вы искусственно увеличите количество страниц (метод сомнительный, но работает).

Примеры обзора использованных источников

Вы можете ознакомиться с образцами обзора литературы по социологии, истории и маркетингу.

Как вы можете заметить, обзор источников является достаточно трудоемкой задачей ввиду необходимости досконально изучать те работы, которые вы точно планируете включить в список использованной литературы. Более того, при написании обзора от студента требуется качественная аналитика и навыки реферирования (выделения и пересказа основных положений работы). Мы настоятельно призываем не игнорировать данный раздел исследовательской работы и не оставлять его подготовку на последний день перед сдачей диплома.

В данной статье мы постарались подробно разобрать принципы и правила написания аналитического обзора источников, использованных при написании дипломной работы. Если у вас остались вопросы, ответы на которые вы не нашли в предложенном материале, обратись к специалистам сервиса Феникс.Хелп, они всегда готовы оказать информационную поддержку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать характеристику для ребенка дауна
  • Как написать характеристику для пдн от соседей
  • Как написать характеристику для осужденного условно
  • Как написать характеристику для осужденного от соседей
  • Как написать характеристику для опеки от соседей