Как написать характеристику на персонажа произведения

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

• профессия, занятия;

• цель в жизни;

• уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героев;

• через поступки героев;

• с помощью предыстории и биографии героев;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

• профессия, занятия героя;

• цель в жизни;

• уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героя;

• через поступки героя / героев;

• с помощью предыстории и биографии героя;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сопоставляет этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сравнивает этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Как писать характеристику героя

При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания художественного произведения, а также об умении выделять главное и делать выводы, о зрелости ваших суждений. На что, в первую очередь, нужно обратить внимание, характеризуя героя? Как составлять характеристику героя?

Как писать характеристику героя

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике портрет героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время грозы вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя — важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», раскрывается в его речи: «Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы».

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина «Евгений Онегин», отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. «Татьяна, милая Татьяна…», — пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания художественного произведения, а также об умении выделять главное и делать выводы, о зрелости ваших суждений. На что, в первую очередь, нужно обратить внимание, характеризуя героя? Как составлять характеристику героя?

Во — первых, нужно вспомнить, что такое характеристика и характеристика литературного персонажа.

Характеристика ‒ это описание характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств и недостатков кого и чего либо.

Характеристика литературного персонажа ‒ описание его внешности, речевого поведения, характера и нравов, поведения в обществе, поступков, жизненной позиции; отражение места героя в сюжете произведения и среди других персонажей.

Затем можно приступать к написанию самой характеристики.

Характеристику можно написать по следующему плану:

  1. Место героя среди других персонажей произведения (главный или второстепенный).
  2. Его роль в развитии сюжета и конфликте произведения.
  3. Имя героя. Что оно значит (если это имеет значение).
  4. Происхождение героя. Семья и воспитание, образование. Род занятий. Как нравы эпохи отразились на воспитании героя?
  5. Внешность героя. Как она описана? На что обращено особое внимание? Как сопоставлена внешность с характером героя? Как описывают героя другие персонажи?
  6. Характеристика речи персонажа.
  7. Описание жилища героя, его быта.
  8. Поведение и поступки героя. Отношение к нему других персонажей произведения.
  9. Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие?
  10. Сравнение персонажа с другими участниками действия.
  11. Оценка героя автором.
  12. Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя.
  13. Отношение пишущего к герою.

Характеристика ‒ это описание характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств и недостатков кого и чего либо.

Характеристика литературного героя ‒ характеристика образа героя, описание его внешности, речевого поведения, характера и нравов, поведения в обществе, поступков, жизненной позиции; отражение места героя в сюжете произведения и среди других персонажей.

Характеристику героя можно составить по следующему плану:

  • Место героя среди других персонажей произведения (главный или второстепенный).
  • Его роль в развитии сюжета и конфликте произведения.
  • Имя героя. Что оно значит (если это имеет значение).
  • Происхождение героя. Семья и воспитание, образование. Род занятий. Как нравы эпохи отразились на воспитании героя?
  • Внешность героя. Как она описана? На что обращено особое внимание? Как сопоставлена внешность с характером героя? Как описывают героя другие персонажи?
  • Характеристика речи персонажа.
  • Описание жилища героя, его быта.
  • Поведение и поступки героя. Отношение к нему других персонажей произведения.
  • Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие?
  • Сравнение персонажа с другими участниками действия.
  • Оценка героя автором.
  • Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя.
  • Отношение пишущего к герою.

Опубликовано 28 января, 2019

примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя

Описание персонажа:

Независимо от того, что вы пишете: роман, повесть, небольшой рассказ — одним из важных вопросов будет: «Как описать персонажа?» Говорят, что этой задачи побаиваются даже опытные писатели. Мы собрали действенные правила, способы, приемы и примеры.

Вы узнаете, как описать героя, чтобы читатель сказал: «Верю!»

Как описать внешность персонажа

Каждому автору хотя бы раз в жизни хотелось стать телепатом и транслировать точное изображение своего героя прямиком в сознание читателя. Но нам это не нужно: у нас есть талант и теория ему в помощь. Разберем приемы, которые помогут составить описание внешности персонажа.

Статическое и динамическое описание

Для начала нужно решить, каким способом представить героя аудитории. Проще всего выбрать один из типов описания: статический или динамический.

Статический тип — описание внешности дается сразу, как только герой появляется в произведении.

  • Читатель получит представление о самых ярких чертах персонажа и быстрее его визуализирует.

  • Автор может увлечься и забыть, что элементы внешности должны не просто рисовать картинку, а служить замыслу.

Если бы Тургенев с появлением персонажа Кирсанова в «Отцах и детях» сразу отметил его изящные и утонченные руки, у него не получилось бы так ярко противопоставить их грубости Базарова в следующей главе. Именно эта деталь, преподнесенная не сразу, но в свое время, поставила акцент на социальном различии героев.

Если повествование идет от первого лица, статическое описание для главного героя лучше не применять. Иначе текст превратится в сочинение на тему «Рассказ о себе».

Второй способ — динамическое описание внешности персонажа. При таком способе читатель собирает портрет героя по частям, как мозаику, открывая новые элементы внешности по ходу событий. Например один из героев может прокомментировать внешний вид другого, тем самым сообщая нам новую подробность.

  • Такой подход пробуждает воображение аудитории. Каждый представит героя по-своему, наделит его разными особенностями внешности.

  • Недостаток динамического типа — возможная абстрактность. Некоторым читателям важно как можно скорее получить от автора описание персонажей, иначе им сложно воспринимать текст. А если внешность персонажей — важная часть авторского замысла, от динамического описания лучше отказаться.

Шекспир согрешил не слишком удачным динамическим описанием внешности Гамлета. Знали ли вы, что принц датский — обладатель тучной фигуры и одышки? А ведь это упоминается в тексте.

Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.

Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в «Процессе» Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.

Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.

Статический тип больше подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений

Длинные и краткие описания

  • Длинные

    Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности. Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.

    По красной отметке на фуражке солдата в «Тихом Доне» сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.

  • Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.

    Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.

Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.

В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.

Прием фотографии помогает ввести героя в историю до того, как тот станет непосредственным действующим лицом. Сперва мы увидим его изображение глазами другого персонажа.

Прием использовал Достоевский в романе «Идиот». Князь Мышкин, еще не знакомый с Настасьей Филипповной лично, видит ее портрет. Он сразу понимает, что прекрасной эту молодую женщину делает не внешний облик, а отраженное в черных глазах страдание.

Внешность исключительного героя

Внешность героя может рассказать, является он частью толпы или стоит в обществе особняком. Исключительных героев любили писатели-романтики, описывая их непременно высокими, с изящным телосложением и контрастными чертами лица. Так, если у персонажа темные кудри, то глаза должны были быть голубыми. А если глаза черные или карие, то герой обязательно светловолос, как лермонтовский Печорин. Это пример из литературы 19 века, который повторять не стоит, чтобы избежать клише. Либо использовать аккуратно.

Совсем иначе выделяет своего героя Томас Манн в новелле «Маленький господин Фридеман». Иоганн Фридеман — маленький горбун с «почти красивым» лицом, огромными глазами. Он настоящий эстет, что проявляется в умении одеваться со вкусом.

Прием противопоставления обликов

Сыграть на руку может прием противопоставления внешности героев. Это дополнительно подчеркнет конфликт их идей и взглядов на жизнь.

Например, образы братьев из «Тихого Дона» Шолохова. Григорий унаследовал турецкую кровь отца, и вместе с «коршунячим носом«, смуглой кожей и острыми скулами ему достался дикий, непокорный нрав. Петро же пошел в мать высокий, светловолосый и курносый, простой донской казак. Они — словно разные стихии, и это проявятся в сюжете.

  • Внешность героя важна, но это далеко не главная характеристика. Начинающие авторы склонны увлекаться изображением наружности персонажа и забывать о его личности, мыслях и чувствах. Не превращайте героя в фоторобот.

  • Но есть и другая крайность — совсем не уделить внимание внешности персонажа. Даже если для сюжета важнее внутренний мир героя, постарайтесь найти способ хоть как-то упомянуть о внешности. Для этого отлично подойдут приемы отражения или фотографии, о которых мы писали.

Как описать характер персонажа

Люди любят читать о людях, причем разных. Поэтому так важны персонажи и главные и второстепенные. Их характеры — материал конфликта и сюжета в целом. Даже если вы задумали героя бесхарактерного. Это и будет его главным качеством, которое нужно правильно передать.

У талантливого писателя характеры настолько объемны и правдивы, что порой сами диктуют, как далее будут развиваться события.

Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой почувствовал эмпатию к собственному персонажу, и образ Анны изменился.

Если поступки героя подчиняются лишь одной черте его характера, он получится плоским, неинтересным и предсказуемым. Однако наличие доминирующей отличительной черты будет плюсом. И тем сильнее будет эффект, если герой раскроется с противоположной стороны. Он может оказаться совершенно неожиданным для читателя и для себя самого.

Вряд ли у Анатоля Курагина из «Войны и мира» найдутся поклонники: настолько отталкивающим создал его Толстой. Однако вспомним сцену в госпитале, когда князь Андрей узнает Курагина в одном из раненых. Он был настолько беспомощен и беззащитен в своем положении, что Болконский простил ему бесчестный поступок — соблазнение Наташи.

Конфликтообразующий недостаток

Оставим идеальных героев эпохе классицизма 18-ого века. Персонаж современной книги должен быть правдоподобным, чтобы читатель мог узнать в нем себя. Именно этой цели служит конфликтообразующий недостаток качество, которое влияет на развитие отношений между персонажами.

Вновь обратимся к «Войне и миру» Толстого. Наташа Ростова — живая жизнь, как назвал ее автор. Она молода, наивна и легкомысленна. Это качество Наташи толкнуло ее на предательство князя Андрея — измену с Анатолем Курагиным. Однако у каждой отрицательной черты характера есть оборотная сторона. В случае с Наташей Ростовой это умение любить жизнь и радоваться каждому ее проявлению.

У каждого, даже самого заурядного персонажа, должна быть цель. Это движущая сила его поступков. Игра может стоить свечи пути, пройденного ради нее. Но персонаж может и разочароваться в своей цели, достигнув ее, а иногда и лишь приближаясь к ней.

Простой моряк Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона мечтал стать частью высшего общества. Он занялся самообразованием и обнаружил в себе талант писателя. Но свет не принимал его произведений ровно до тех пор, пока Мартин не приобрёл известность. Те же книги уже уважаемого писателя элита стала хвалить. Мартин разочаровался в своей цели и покончил с собой.

Основными мотивами могут выступать любовь, зависть, месть, стремление к славе, богатству, успехам в профессии и т. п.

Стоит сделать небольшую оговорку: если перед вами стоит задача раскрыть проблему бесцельного существования, смело реализуйте задумку! Это совершенно другой случай, осознанное авторское решение. Ситуации и конфликты в книге покажут, насколько пустой может быть жизнь, и читатель сделает для себя выводы.

В качестве примера возьмем помещика Манилова из «Мертвых душ». Этот человек погряз в болоте нерешенных задач и целые дни проводит в праздных разговорах ни о чем. Непонятно, чем и зачем Манилов живет. Гоголь создал это сонное царство для того, чтобы показать один из пороков русского дворянства.

Привычки добавляют герою человечности, а значит — правдоподобия.

Случайные привычки — те, которые вроде бы ничего не значат, но делают героя чуть более запоминающимся. Штрихи к портрету: кто-то поправляет челку, кто-то вертит кольцо на пальце, кто-то заказывает в «Макдональдсе» один и тот же ланч…

У не слишком уравновешенного героя (не важно, положительного или отрицательного) могут обнаружиться нервные привычки. Их причина чаще всего трагична, и либо известна читателю сразу, либо является интригой и объясняется со временем.

Если персонаж — типичный представитель какой-то профессии: врач, учитель, военный, полицейский — часто хочется наградить его профессиональной привычкой. Учителя за пределами класса продолжают говорить громким строгим голосом, врачи склонны оценивать здоровье любого собеседника, а полицейские — обстановку любого помещения… И снова остерегаемся клише. Попробуйте сыграть на контрасте: пусть герой ведет себя иначе, чем ожидают от «профессиональной деформации».

Вряд ли на свете найдется человек, который ничего не боится. А это значит, что для создания правдивого образа героя нужно определить его страхи.

Бояться можно чего угодно: от тараканов до апокалипсиса. Страхи — неотъемлемая часть личности. Поэтому реалистичный герой не может быть бесстрашным.

Рассмотрим несколько видов глубинных страхов:

  • Персонаж может бояться показаться недружелюбным, злым, нечестным. Такой герой хочет быть правильным и последовательным. Если его неправильно поймут — ударится в самоедство. Иногда такие люди искренне считают себя хуже остальных. Иногда — осуждают других, предъявляя к ним такие же высокие требования, что и к себе.

  • Кем угодно — романтическим партнером, семьей, объектом влюбленности, миром. Страх невзаимности заставляет либо работать над собой, либо смириться, либо стать мстительным манипулятором.

  • С какой силой герой любит свободу, с такой и боится ее потерять. Такие персонажи самостоятельны и уверены в себе, прирожденные лидеры. Их слабое место в том, что они не способны на близкие доверительные отношения, даже если очень в них нуждаются.

Наблюдайте за людьми вокруг, ищите вдохновение в своем окружении. Жизнь так многообразна, что вам, возможно, даже не придется ничего придумывать. Люди, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, — готовые персонажи. Остается только подметить их характерные черты, описать и включить в свое произведение.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать характеристику на педагога для награждения грамотой
  • Как написать характеристику на опекуна образец заполнения
  • Как написать характеристику на опекаемого ребенка
  • Как написать характеристику на неуспевающего ученика
  • Как написать характеристику на неговорящего ребенка