Как написать характеристику слова

63 месяца назад

Что такое характеристика слова

Ответы1

Чтобы дать слову характеристику, вы должны сказать о слове всё:

  • лексическое значение слова, то есть что слово означает (посмотрите толковый словарь);
  • однозначное слово или многозначное;
  • указать к какому стилю слово принадлежит, например, к разговорному или книжному;
  • слово неологизм или историзм, архаизм и т.д.;
  • происхождение слова, заимствованное (из какого языка) или исконное, либо слово употребляется в определённой географической местности;
  • указать синонимы к слову, антонимы (если есть);
  • указать какой части речи слово, указать грамматические признаки: род, число, падеж, вид, склонение и т.д. (смотрите какие грамматические признаки есть у данной части речи);
  • для полной картины укажите фонетический состав слова, то есть сколько слогов в слове, сколько и каких звуков;
  • укажите синтаксическую роль слова, то есть каким членом предложения может быть это слово;
  • если слово словарное, то в характеристике следует указать и этот факт;
  • укажите какие в слове есть орфограммы, например, безударная гласная в корне, приведите проверочное слово и текст самого правила.

Наш язык состоит из слов. Но не только из них, ведь каждое слово также состоит из букв и звуков, а сочетания слов формируют фразы. Язык – это сложная и многоуровневая система знаков. Морфологическая характеристика поможет узнать, какую ячейку в системе языка занимает конкретное слово. Итак, подробнее.

морфологическая характеристика

Чем занимается наука морфология?

Морфология – это область лингвистики, которая изучает грамматическое значение слова. Название этой науки произошло от греческих слов «логос» – «знание, учение», и «морфо» – «форма». То есть морфология исследует форму слова, но форму не внешнюю, звуковую, а внутреннюю, структурную.

Именно благодаря развитию морфологии нам удалось узнать о том, что в языке существуют части речи – группы слов, объединенные общими признаками. Так, мы знаем, что существительные называют предмет, прилагательные – его качество или признак, глаголы – действие или процесс и т. д. Также любой школьник без труда определит, что «груша» – это слово женского рода, а «яблоко» – среднего. Что «бегут» – глагол настоящего времени, поставленный в 3 л. мн. ч. (они), а «бегу» – настоящего времени, употребленный в 1 л. ед. ч. (я). Описание различных грамматических категорий называют морфологической характеристикой слова. Но обо всем по порядку.

Зачем нужна морфологическая характеристика слова?

В прошлом веке академик Л. Щерба предложил своим студентам понять смысл такой фразы: «Глокая куздра будланула бокра». Согласитесь, что с первого взгляда это абсолютно бессмысленная реплика, ведь в русском языке не существует ни слова «куздра», ни слова «бокр», ни каких-либо других слов из этого предложения. Однако приглядевшись повнимательней, мы поймем, что все же возможно уловить в этой фразе некоторый смысл.

морфологическая характеристика слова

Так, мы знаем, что женский род прилагательных в русском языке имеет окончание –ая: зеленАЯ трава, краснАЯ роза. Значит, «глокАЯ» – это форма имени прилагательного. Также нам известно, что прошедшее время глаголов образуется при помощи суффикса -л-: читать – читал(а), гулять – гулял(а). Соответственно, «будланула» – это глагол, действие которого произошло в прошлом. А гипотетический инфинитив этого слова будет «будлануть».

Как видим из примера Л. Щербы, слова в языке имеют не только лексическое, то есть смысловое значение. Но и каждая их часть несет какую-то информацию, которая без труда и как бы подсознательно воспринимается носителями языка. Морфологическая характеристика слова нужна для того, чтобы охарактеризовать лексему с точки зрения ее принадлежности речевой структуре.

Как составить?

Разберемся. Чтобы составить морфологическую характеристику слова, нужно знать параметры, по которым его можно описать. Для разных главных частей речи они будут отличаться.

составить морфологическую характеристику

В расположенной ниже таблице представлены морфологические критерии. Характеристику слова нужно вести постепенно от определения частеречной принадлежности к описанию грамматических форм.

Часть речи

Параметры морфологической характеристики

Существительное

Род, склонение, число, падеж, одушевленное/неодушевленное

Прилагательное

Род, число, падеж

Глагол

Начальная форма (инфинитив), действительный/страдательный залог, время, лицо и число (настоящее и будущее время) или род (прошедшее время), совершенный/несовершенный вид, переходный/непереходный.

И еще. В зависимости от целей анализа, слово можно охарактеризовать по всем параметрам или только по некоторым.

Примеры: имя существительное

Все существительные в русском языке имеют постоянный критерий – род. Нельзя изменить слово по родам, но можно просклонять по падежам и числам. Однако для несклоняемых существительных нельзя определить падеж, а их род часто можно узнать, только если заглянуть в словарь. Также следует учитывать, что формы мужского рода родительного и винительного падежа совпадают для одушевленных существительных.

правильная морфологическая характеристика слова

  1. Звезда – ж. р., I склонение, единств. ч., им. п.
  2. Звёзды – ж. р., I склонение, множ. ч., им. п.
  3. Звезды – ж. р., I склонение, единств. ч., род. п. Как видно из этого примера, формы им. падежа множественного числа и род. падежа единственного числа различаются только по написанию буквы -ё- и месту ударения.
  4. Времени – ср. р., разносклоняемое, единств. ч., род. п.
  5. Кенгуру – м. р., несклоняемое, единств. ч.

Примеры: имя прилагательное

Имя прилагательное склоняется по родам, числам и падежам. Как правило, прилагательные согласуются с существительными, а потому его род нужно определять по роду существительного.

  1. Чёрный (кофе) – м. р., единств. ч., им. п. Форма среднего рода «чёрное кофе» является разговорной.
  2. Шотландское (виски) – ср. р., единств. ч., им. п.
  3. Русской (традицией) – ж. р. (так как «традиция» – ж.р.), единств. ч., тв. п.
  4. Русскими (танцами) – множ. ч., тв. п. Для прилагательных, употребленных во множественном числе, род не указывается.
  5. Молодых (студентов) – множ. ч., род. п. или вин. п., так как «студент» — одушевленное существительное.

Примеры: глагол

Русские глаголы имеют инфинитив (начальную форму) и изменяются по временам, лицам и числам в настоящем и будущем временах. А по родам – в прошедшем. Вид глагола, его залог, переходность – это постоянные морфологические характеристики этой части речи.

морфологический критерий характеристика

  1. Рисую – начальная форма: рисовать, несоверш. вид (что делаю?), действ. залог, наст. вр., 1 л. единств. ч., переходный (рисую – что? – картину).
  2. Влюбился – начальная форма: влюбиться, соверш. вид (что сделал?), действ. залог, прош. вр, м. р., непереходный.
  3. Придёт – начальная форма: прийти, соверш. вид (что сделает?), действ. залог, буд. вр., 2 л. единств. ч., непереходный.

Пример морфологической характеристики предложения

Определение параметров слова чаще всего осуществляют при анализе фразы. Морфологическая характеристика предложения нужна для понимания того, с помощью каких средств грамматики русского языка мы строим нашу речь. Кроме того, из-за совпадения некоторых форм (например, родительный и винительный падежи у одушевленных существительных), иногда правильная морфологическая характеристика слова возможно только в том случае, если известен контекст.

морфологическая характеристика предложения

В общем, все довольно просто. Ниже представлен один пример морфологического анализа состава предложения.

Папа

купил

Саше

белого

щенка

Подлежащее (субъект), представленное одушевленным существительным в м. р., единств. ч., им. п. (подлежащее всегда употребляется в именительном падеже)

Сказуемое (предикат), в роли которого выступает глагол, употребленный в прош. вр., м. р.

Дополнение, представленное одушевленным существительным в форме м. или ж. рода (так как мы не знаем, Саша – это девочка или мальчик), единств. ч., дат. п.

Определение, выраженное прилагательным м. р., единств. ч., вин. п.

Дополнение, в роли которого выступает одушевленное существительное в м. р., единств. ч., вин. п. (глагол «купил» требует прямой объект (кого?), который выражается винительным, а не родительным падежом).

Подытожим. Морфологическая характеристика – это важный этап анализа грамматической структуры как отдельного слова, так и целого предложения. Она помогает лучше понять внутреннее строение языка и научиться правильно использовать его в живой речи.

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, который изучает части речи. Часть речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

  • по лексическим значениям;

  • по морфологическим признакам и грамматическим категориям;

  • по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи Служебные части речи Междометия
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество или указывают на них. Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Существительное
Прилагательное
Числительное
Глагол
Наречие
Местоимение
Причастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Деепричастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Предлог
Союз
Частица

По поводу причастий и деепричастий лингвисты не договорились:

  • в одних учебниках их рассматривают как особые формы глагола, поскольку и причастия, и деепричастия образованы от глаголов, наследуют часть глагольных грамматических признаков и их значение тесно связано с действием;

  • в других учебниках причастия и деепричастия считают самостоятельными частями речи, поскольку у тех и у других есть свои уникальные грамматические признаки и в предложении они выполняют иные синтаксические роли, чем глаголы.

Что значит «морфологический разбор слова», мы уже сформулировали выше: это его грамматическая характеристика. А теперь узнаем, как именно его делать. В статье мы собрали алгоритмы и примеры, которые помогут разобраться, как выполняется морфологический разбор слов разных частей речи:

  • существительного;

  • прилагательного;

  • числительного;

  • местоимения;

  • глагола;

  • наречия;

  • причастия;

  • деепричастия.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Морфологический разбор существительного

План разбора имени существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма существительного (И. п., ед. ч.).

    Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

    Непостоянные морфологические признаки: в каком падеже и числе употреблено существительное.

  3. Синтаксическая роль существительного.

Образец разбора имени существительного

Дети не любят пить молоко.

  1. Молоко (что?) — имя существительное, обозначает предмет.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.): молоко.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род; 2-е склонение.

    Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже, единственном числе.

  3. В предложении является дополнением: любят пить (что?) молоко.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Морфологический разбор прилагательного

План разбора имени прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма прилагательного (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд (относительное, качественное, притяжательное).

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для качественных прилагательных), степень сравнения (для качественных прилагательных), падеж, число, род (в ед. ч.).

  3. Синтаксическая роль прилагательного.

Образец разбора прилагательного

Меня окружают высокие люди.

  1. Высокие (какие?) — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): высокий.

    Постоянные признаки: качественное.

    Непостоянные признаки: употреблено в полной форме, положительной степени сравнения, именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: люди (какие?) высокие.

Морфологический разбор числительного

Порядок разбора имени числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р. для порядкового, И. п. для остальных разрядов).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное, дробное); разряд по составу (простое, сложное, составное).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж; род и число (для порядкового).

  3. Синтаксическая роль числительного.

Образцы разбора числительных

Пролетело четыре дня.

  1. Четыре (сколько?) — имя числительное, обозначает количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): четыре.

    Постоянные признаки: количественное, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (сколько?) четыре дня.

В первой комнате никого не было.

  1. В первой (которой?) — имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): первый.

    Постоянные признаки: порядковое, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в предложном падеже, женском роде, единственном числе.

  3. В предложении является определением: в комнате (которой?) первой.

Морфологический разбор местоимения

План разбора местоимения-существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п. или Р. п. для местоимений, у которых нет формы И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению, лицо (для личных местоимений), число (для личных местоимений, а также то, это, всё, все), род (для личных местоимений третьего лица).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-существительного

У неё сегодня такой грустный взгляд.

  1. У неё (у кого?) — местоимение, указывает на лицо.

  2. Начальная форма (И. п.): она.

    Постоянные признаки: личное, 3-е лицо, женский род, единственное число.

    Непостоянные признаки: употреблено в родительном падеже.

  3. В предложении является дополнением: (у кого?) у неё.

План разбора местоимения-прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.; для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж, род (в ед. ч.), число (для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — только род и число).

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-прилагательного

Её глаза были полны слёз.

  1. Её (чьи?) — местоимение, указывает на признак предмета по его принадлежности к кому-либо или чему-либо.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): её.

    Постоянные признаки: притяжательное.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: глаза (чьи?) её.

План разбора местоимения-числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-числительного

Осталось ещё несколько кусочков рафинада.

  1. Несколько (сколько?) — местоимение, указывает на количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): несколько.

    Постоянные признаки: неопределённое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (что?) несколько кусочков.

Морфологический разбор глагола

План морфологического разбора глагола

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив).

    Постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

    Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род (если есть).

  3. Синтаксическая роль глагола.

Образец разбора глагола

Речь мы произнесли громко и выразительно.

  1. Произнесли (что сделали?) — глагол, обозначает действие предмета.

  2. Начальная форма: произнести.

    Постоянные признаки: глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения.

    Непостоянные признаки: употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, первом лице.

  3. В предложении является сказуемым: (что сделали?) произнесли.

Морфологический разбор наречия

Порядок разбора наречия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Морфологические признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть), неизменяемость.

  3. Синтаксическая роль наречия.

Образец разбора наречия

Цветы вкусно пахли.

  1. Вкусно (как?) — наречие, обозначает признак действия.

  2. Морфологические признаки: определительное, неизменяемое.

  3. В предложении является обстоятельством: пахли (как?) вкусно.

Морфологический разбор причастия

Порядок разбора причастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, вид, время.

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род (в ед. ч.), падеж (для причастий в полной форме).

  3. Синтаксическая роль причастия.

Образец разбора причастия

Выпишите все слова, соответствующие условиям.

  1. Соответствующие (какие?) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

  2. Начальная форма: соответствующий.

    Постоянные признаки: действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида.

    Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.

  3. В предложении является определением: слова (какие? что делающие?) соответствующие.

Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора деепричастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив глагола).

    Постоянные морфологические признаки глагола: вид, возвратность, переходность.

    Непостоянные морфологические признаки: неизменяемая форма.

  3. Синтаксическая роль деепричастия.

Образец разбора деепричастия

Задумавшись, я проехала свою остановку.

  1. Задумавшись (что сделав?) — деепричастие, обозначает добавочное действие к основному действию.

  2. Начальная форма глагола: задуматься.

    Постоянные признаки глагола: совершенного вида, возвратный, непереходный.

    Непостоянные признаки: неизменяемая форма.

  3. В предложении является обстоятельством: проехала (как?) задумавшись.

Слово в лексической системе языка: системные связи слов, характеристики слов

Содержание:

Основная единица языковой системы рассматривается на разных уровнях: грамматическом — части речи и их признаки, словообразовательном — морфемный анализ, синтаксическом — члены предложения. В лексике объектом изучения является значение.

Слово в лексической системе языка: кратко расскажем о месте слова в лексической системе языка

Значение слова, зафиксированное в толковых словарях, — это его содержание, явление действительности, получившее такую звуковую номинацию. Значение учитывает только те признаки, которые помогают выделить предмет из совокупности других.

Слово в лексической системе языка имеет различные типы значений:

  • Прямое — непосредственно соотносящееся с явлением действительности. Золотой — сделанный из золота, красный — красного цвета.
  • Переносное — основанное на ассоциациях. Золотая осень — цвета золота; золотой человек — очень хороший; красный — красивый.
  • Немотивированное — возникшее изначально. Лес, река, сосна и т.д.
  • Мотивированное связью с первоисточником. Лесник, речной, сосновый.
  • Свободное — сочетаемое с любыми элементами языка.
  • Несвободное — ограниченное сферой употребления. Карие — только в сочетании с «глаза».

Взаимосвязь всех слов языка, их классификация, многозначность слова

Слово в лексической системе языка кратко охарактеризовано выше. Рассмотрим, в какие взаимоотношения вступают языковые единицы внутри этой системы.

Структура лексики предполагает объединение единиц языка в группы по определенным признакам:

  1. Противопоставление — добрый-злой
  2. Общность значений — неправда-ложь-вранье
  3. Омонимия — частичное или полное совпадение в звучании или написании при наличии разных значений: ключ дверной — ключ родник, зАмок — замОк
  4. Паронимия однокоренных элементов — адресат-адресант, демократичный-демократический
  5. Сочетаемость — рыжие волосы — оранжевый цвет

С точки зрения семантики лексика разграничивается по:

  • Сфере употребления — профессиональная, разговорная, диалектная, поэтическая, устаревшая
  • Происхождению — заимствованная, древнерусская, общеславянская и т.д.
  • Выражению родо-видовых связей, например: длина, ширина, высота — единицы измерения
  • Тематике — нож, скальпель, лезвие, бритва, ножницы (то, чем можно резать); обнять, погладить, поддержать, помочь, пожалеть (выразить сочувствие)

Что такое полисемия — многозначность языковых единиц

Характеризует слово в лексической системе языка многозначность слова и однозначность.

Полисемия — способность употребляться в речи в разных значениях. Это свойство появилось в процессе развития языка и связано с ассоциациями, вызываемыми лексической единицей. Например, масло как пищевой продукт и как краски в живописи, а также как характеристика произведения — картина маслом; масса как физическая характеристика материи и как большое количество однородных явлений — масса народу, масса игрушек.

Многозначность возникает на основе смежности понятий, например: столовые изделия из серебра — слуги раскладывали столовое серебро для приема гостей.

Значения многозначных слов указаны в словарях под цифрами в составе одной словарной статьи.

Полисемия используется для придания речи образности и эмоциональности.

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Лексический разбор слова — что это такое? Примеры

Title: Лексический разбор слова — что это такое? Примеры
Description: Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.

Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.

Общая информация

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

Следует особо отметить, что такой анализ направлен на лексическую единицу русского языка, с указанием таких особенностей, как:

  • однозначности или, наоборот, многозначности слова;
  • вида его лексического значения в конкретном случае;
  • синонимов;
  • происхождения слова;
  • антонимов;
  • принадлежности слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике;
  • фразеологических связей того или иного выражения.

Лексический разбор слова представляет собой факультативный вид разбора для обычной школьной практики. Как правило, такой анализ не дается в качестве контрольного задания.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Подробный план лексического разбора слова

Напомню читателю, что под лексическим анализом обычно понимают анализ лексических характеристик какого-либо слова. Однозначно оно или многозначно, какие у данного слова имеются значения, какие есть синонимы, антонимы и омонимы, относится ли оно к общеупотребительной лексике и др. При этом выполнить такой разбор вне контекста употребления части речи обычно невозможно.

Данный вид изучения обычно не является обязательным в школьной программе, имея факультативный характер. Его осуществление предполагает использование нескольких словарей (толкового и фразеологического, словаря антонимов, омонимов, синонимов и др.). Или, в качестве альтернативы, наличие доступа к сети Интернет, где можно получить всю соответствующую информацию.

Итак, план лексического разбора любого слова выглядит следующим образом:

  1. Определяем лексическое значение слова в определённом контексте. Обычно это предполагает расположение слова в каком-либо законченном отрезке текста, имеющим некий смысл (например, в каком-либо предложении). Если же слово берётся само по себе, без контекста, то мы можем совершить ошибку при подборе правильного значения рассматриваемого нами слова;
  2. Если слово имеет несколько значений, укажите все имеющиеся его значения (в осуществлении указанного действия пригодится толковый словарь русского языка, например, под редакцией Ожегова С.И.);
  3. Определите тип имеющегося лексического значения в данном контексте (прямоепереносное). Напомню читателю, что прямое значение – это исходное (первоначальное) значение слова, а переносное – это значение, которое возникло на основе прямого значения (т. е. вторичное значение);
  4. Если лексическое значение указанного слова переносное, укажите на имеющийся вид переносного значения (синекдоха, метафора, метонимия);
    Виды имеющихся в русском языке тропов
  5. Постройте синонимический ряд;
  6. Найдите антонимическую пару;
  7. Проанализируйте, является ли рассматриваемое слово исконно русским, или заимствовано с иностранных языков;
    Особенности старославязнизмов и заимствованных слов в русской лексике
  8. Укажите, принадлежит ли слово к общеупотребительной лексике, или к ограниченной к употреблению (сфера употребления);
  9. Проанализируйте, является ли данное слово устаревшим;
  10. Определите, используется ли данное слово в составе используемых фразеологизмов.
    Виды деления слова по различным критериям

Читайте также: Примеры слов без окончания.

Общепринятая схема

Для того чтобы правильно осуществить лексический разбор слова, необходимо придерживаться следующей схемы:

  1. Определение лексического значения слова в том или ином контексте.
  2. Если выбранное выражение является многозначным, то необходимо указать его другие значения (при крайней необходимости можно воспользоваться толковым словарем русского языка).
  3. Установление типа лексического значения в отдельно взятом контексте (прямое или переносное).
  4. В том случае, если значение переносное, то следует охарактеризовать его вид.
  5. Построение синонимического ряда для слова в существующем значении.
  6. Подборка антонимической пары к выбранному слову.
  7. Определение принадлежности слова, то есть является ли оно исконно русским или когда-то было заимствовано из совершенно другого языка.
  8. Установление принадлежности выбранного слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике.
  9. Определение того, является ли данное выражение устаревшим.
  10. Вхождение данного слова в состав фразеологизмов.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Примеры лексического разбора слова

Для того чтобы понять, как осуществляется лексический разбор слова, мало лишь знать особенности такого анализа и его схему. Ведь любые теоретические знания должны обязательно подкрепляться практической работой. Для этого мы решили представить вашему вниманию несколько примеров различных слов, которые подверглись лексическому разбору.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.2020 © SINYKOVA.RU

Лексический разбор слова «косарь»

Итак, проанализируем слово «косарь», которое входит в следующее предложение: «Косарь расхаживал по быстро косимым степям».

1. Косарь – это человек, который занимается косьбой, то есть срезает траву или какие-либо хлебные злаки при помощи традиционной косы или косилки.

2. Слово «косарь» имеет несколько значений, а именно:

  • тот, кто осуществляет косьбу;
  • тяжелый и большой нож, предназначенный для соскабливания чего-либо или щепания лучины;
  • тысяча денежных единиц (жарг.).

3. Значение слова «косарь», в котором оно применяется в предложении – прямое.

4. Синонимами слова «косарь» являются «косец» или «косильщик».

5. Происхождение слова «косарь» — исконно русское.

6. В первом и втором значении данное слово является общеупотребительным. Что касается третьего – то в этом случае оно применяется только в разговорном стиле.

7. Слово «косарь» — устаревшее. Соответственно, оно не является частью активного словарного запаса современных людей.

Лексический разбор слова «золотая»

Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».

1. Золотая осень – время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).

2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:

  • сделанный из золота;
  • шитый золотом;
  • исчисляемый по курсу золота;
  • подобный цвету золота;
  • прекрасный, очень хороший и замечательный;
  • благоприятный и самый счастливый;
  • любимый, дорогой (в обращении к кому-либо);
  • минералогические и ботанические названия.

3. Значение – переносное.

4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» – метафора (обозначает подобный цвету золота).

5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, красивая, чудесная, сказочная, восхитительная и пр.

6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.

7. Происхождение — исконно русское.

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

9. Слово «золотая» — не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

Лексический анализ других слов

Приведем еще несколько примеров:

  • Лексический разбор слова «фантастических» в предложении «Я насмотрелся фантастических фильмов»:

1. Фантастический фильм – измышленный фантазией и в действительности не существующий.

2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.

3. Значение – прямое.

4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.

5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.

7. Происхождение – заимствовано из английского языка (fantastic).

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

  • Лексический разбор слова «доброте» в предложении: «По доброте душевной он отдал всю свою одежду»:

1. По доброте – душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.

2. Слово «доброта» имеет только одно значение.

3. Значение – прямое.

4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.

5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.

7. Происхождение – исконно русское.

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.

Арина Кляйн 17 августа, 2014Статья закончилась. Вопросы остались? Комментариев 2 Новые Обсуждаемые Популярные УдалитьЯ хочу получатьНовые комментарии в личный кабинет Ответы на мои комментарииНичегоОтправить Читают онлайн — -1 Правила публикации Игорь Чирковский 19 марта 2019, 14:51 -5 мяу Ответить Копировать ссылку ) 0 ответы (Показать Anonymous 6 апреля 2017, 9:15 1 лексический разбор на слову образцовы помогите пж Ответить Копировать ссылку ) 0 ответы (ПоказатьЗагрузить аватар УдалитьОтменаОтветить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. УдалитьОтменаСохранить×Причина жалобыНежелательная реклама или спамМатериалы сексуального или порнографического характераОскорблениеДетская порнографияПропаганда наркотиковНасилие, причинение себе вредаЭкстремизмВзлом аккаунтаФейковый аккаунтДругоеСообщить

Пример лексического анализа

  1. Ежи — маленькие лесные хищники. Еж — колючее млекопитающее семейства ежовых.
  2. Слово многозначное:
  • то же, что противотанковый ёж; сооружение, препятствующее прохождению бронетехники (перен., воен., разг.)
  • то же, что ёжик; короткая, обычно мужская причёска с торчащими дыбом волосами (перен., разг)
  1. Значение прямое.
  2. Исконно русское слово.
  3. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
  4. Слово не является устаревшим, входит в активный словарь русского языка.
  5. Слово входит в состав фразеологизма: ежу понятно (ежу ясно).

Лексический анализ слова предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.Правила РУССКИЙ ЯЗЫК Оцените автора

Добавить комментарий Отменить ответ

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

Пожалуйста, введите ответ цифрами:15 + 2 =

Вам также может понравиться

Что такое эвфемизмы? Примеры в речи Эвфемизмы широ­ко рас­про­стра­не­ны в рус­ском язы­ке.

Что такое омофоны и чем отличаются от омонимов Омонимы — это слова, которые пишутся и звучат одинаково

Иноязычные слова в русской лексике Для развития языка характерен процесс заимствования

Что такое омографы. Примеры Омографы — это сло­ва раз­ных частей речи или их форм

Как отличить прямое и переносное значение слова У каждого слова есть основное лексическое значение.

Что такое омонимы? Примеры Омонимы — это сло­ва, оди­на­ко­вые по напи­са­нии

Примеры лексического анализа

Приведём примеры лексического разбора русских слов, сопроводив их нашими комментариями.

Пример №1. Предложение «Старый друг лучше новых двух».

Руководствуясь вышеприведённым планом, проводим разбор:

  1. Старый друг – это друг, который у нас есть давно, долго.
  2. Слово «старый» является полисемантичным, имеет несколько значений (берём их со словаря Ожёгова):
    • Достигший старости. Старый человек;
    • Давний, существующий с давнего времени, долго;
    • Долго бывший в употреблении;
    • Уже не действительный, негодный;
    • Старинный, древний;
    • Прежний, не современный, устаревший;
    • Бывший прежде чего-нибудь другого;
    • Не являющийся новичком, давно где-нибудь находящийся, живущий, работающий;
    • В значении того, что давно известно, не ново.
  3. В предложении данное слово использовано в прямом значении;
  4. Синоним слова – давний;
  5. Антоним слова – новый;
  6. Это слово исконно русское;
  7. Слово используется в различных стилях речи, оно общеупотребительное;
  8. Слово не устаревшее, активно используется;
  9. Слово включено в ряд других фразеологизмов, например «старый конь борозды не испортит».

Пример №2. Предложение «Задремали звёзды золотые».

  1. Задремать – заснуть лёгким сном, впасть в дремоту;
  2. У данного слова есть переносное значение – олицетворение;
  3. Синонимы слова – забыться, уснуть, погрузиться в сон, забыться сном, заснуть;
  4. Это слово нейтральное;
  5. Это слово исконно русское.
    Лексика русского языка

Это может быть полезным: Орфографический разбор слова.

Заключение

Лексический разбор русских слов является преимущественно факультативным видом изучения, который невозможно выполнить без наличия соответствующих словарей (в частности, толкового). А также без понимания контекста употребления данной части речи. Руководствуясь приведённым выше планом, вы сможете легко осуществить указанный вид анализа. Тем самым углубив своё понимание лексики и семантики русского языка.

источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-leksicheskoe-znachenie-slova

http://russkii-po-tablicam.ru/leksicheskij-razbor-slova-chto-jeto-takoe-primery/

Как правильно пишется слово «характеристика»

характери́стика

характери́стика, -и

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мамелюк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «характеристика»

Синонимы к слову «характеристика»

Предложения со словом «характеристика»

  • Как одна из основных характеристик человека темперамент интриговал учёных на протяжении многих веков.
  • Это мало-помалу неизбежно ослабит общую тягу и значительно ухудшит общие технические характеристики печи.
  • Здесь мы дадим характеристики основных составляющих корма, расскажем о них кое-что интересное.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «характеристика»

  • Лист шестой: сравнительный анализ — у Гоголя столько-то строк занимают описания природы, столько-то характеристики, столько-то сцены, столько-то лирические отступления; у Лермонтова — столько-то, у Тургенева — столько-то, у Льва Толстого — столько-то.
  • Его занимало явление, классификация его, взгляд на него как на продукт наших социальных основ, как на характеристику русского элемента, и проч., и проч.
  • Самгин привык быстро составлять для себя измерения, характеристики, оценки людей по их склонностям, насколько склонности выражались в словах, людей этих он разделил на организаторов и дезорганизаторов.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Какой бывает «характеристика»

Значение слова «характеристика»

  • ХАРАКТЕРИ́СТИКА, -и, ж. 1. Описание характерных, отличительных свойств, черт кого-, чего-л. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ХАРАКТЕРИСТИКА

Афоризмы русских писателей со словом «характеристика»

  • Амбивалентность, мне кажется, — главная характеристика нашего народа. Нет в России палача, который бы не боялся стать однажды жертвой, нет такой жертвы, пусть самой несчастной, которая не призналась бы (хотя бы себе) в моральной способности стать палачом.
  • Сегодняшний день — в его законченной характеристике — понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Правила лексического анализа слова

Лексический анализ слова — разбор слова с точки зрения его лексических характеристик, который проводится при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов и фразеологического словаря русского языка.

Правила лексического анализа слова

Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Содержание

  1. Особенности лексического разбора
  2. Порядок лексического разбора
  3. Пример лексического анализа

Особенности лексического разбора

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка:

  • с указанием однозначности-многозначности слова;
  • определением типа его лексического значения в данном контексте;
  • определением синонимов и антонимов;
  • анализ происхождения слова;
  • определение принадлежности слова к общеупотребительной лексике или наоборот к лексике, ограниченной в употреблении;
  • определение фразеологических связей слова.

Лексические характеристики, по которым проводится лексический разбор слова

  • однозначность / многозначность;
  • прямое / переносное значение;
  • синонимия;
  • антонимия;
  • происхождение;
  • сфера употребления;
  • фразеологические связи.

Порядок лексического разбора

  1. Определить лексическое значение слова в данном контексте.
  2. Если слово многозначно, указать остальные значения.
  3. Определить, прямым или переносным является значение слова в данном контексте. Охарактеризовать вид переносного значения (если есть): метафора, метонимия, синекдоха.
  4. Построить синонимический ряд (если возможно).
  5. Подобрать антоним (если есть).
  6. Определить, происхождение слова (исконно русское или заимствованное).
  7. Установить сферу употребления.
  8. Определить, является ли слово устаревшим.
  9. Указать фразеологизмы, в которые входит слово (если есть)

Пример лексического анализа

  1. Ежи — маленькие лесные хищники. Еж — колючее млекопитающее семейства ежовых.
  2. Слово многозначное:
  • то же, что противотанковый ёж; сооружение, препятствующее прохождению бронетехники (перен., воен., разг.)
  • то же, что ёжик; короткая, обычно мужская причёска с торчащими дыбом волосами (перен., разг)
  1. Значение прямое.
  2. Исконно русское слово.
  3. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
  4. Слово не является устаревшим, входит в активный словарь русского языка.
  5. Слово входит в состав фразеологизма: ежу понятно (ежу ясно).

Лексический анализ слова предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Характеристики: образцы, примеры, шаблоны и бланки

Характеристика это…

Это информация, оформленная в виде документа, о личных и профессиональных качествах человека.

Для чего и где требуется предоставление характеристики?

Для изучения качеств человека:

Характеристика предоставляется с целью объективного изучения личностных качеств человек и его профессиональных особенностей, как работника.

ст. 62 ТК РФ – «По письменному заявлению работника (в течение 3-х рабочих дней) работодатель обязан выдать работнику характеристику для предоставления ее по месту требования».

Оформление характеристики

В качестве бумажного носителя информации служит лист бумаги стандарта А4, который может быть оформлен в произвольной форме, либо на фирменном бланке предприятия с указанием его юридического названия, места расположения и контактных данных. Текст характеристики должен предоставлять объективные данные о работнике (сотруднике) и отражать его личностные и профессиональные качества, как человека, так и работника.

Выдача характеристики фиксируется в специальном журнале по выдаче документации, где получатель расписывается в ее получении.

Образцы характеристик, составленные юристами

Перед вами примеры (образцы) наиболее часто используемых характеристик. В каждом разделе имеются шаблоны для самостоятельного заполнения документа и приведены особенности его оформления.

Переход по ссылке откроет следующие положительные характеристики с работы на:

Также в разделе имеются формы для самостоятельного оформления характеристик и шаблоны для их заполнения.

Переход по следующей ссылке откроет следующие положительные характеристики с работы на:

В конце раздела имеются формы для самостоятельного оформления характеристик и шаблоны для их заполнения.

В разделе следующие характеристики:

Формы и шаблоны для заполнения.

Также: различная дополнительная информация по теме раздела.

В разделе следующие характеристики:

Список документов в разделе:

В разделе имеется информация о том, как правильно написать и заверить эти документы.

Список характеристик раздела:

Общий образец с описанием вымышленного по фамилии и имени ребенка.

По ссылке откроются следующие отрицательные характеристики:

Источник

Характеристика с места работы на сотрудника. Образец написания

Эта важная бумага может быть составлена по просьбе самого сотрудника, по инициативе руководителя или по внешнему запросу, в зависимости от места и цели предполагаемого предъявления. Характеристика на сотрудника может быть внутренним документом и предназначенной для предоставления по любому месту требования. Ниже приведён пример характеристики на работника. Скачайте и отредактируйте под себя.

Образец написания универсальной характеристики

«____» _____________ 201_ года

Характеристика

на Аверину Веру Владимировну, старшего экономиста ООО «_____________»

Аверина В.В., «__» ________ 19__ года рождения, образование высшее (окончила в 2000 г. Московский Государственный Университет по специальности «Экономика и управление»).

Работает в ООО «_____________» на должности экономиста с 18 апреля 2007 г., в 2009 году переведена на должность «старший экономист». За время работы направлялась на курсы повышения квалификации, которые успешно окончила, получив сертификаты по программам: «Отчетность-2016», «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».

За время работы показала комплексное владение знаниями и умениями по своей специальности. Обладает отличными навыками ведения деловых переговоров, коммуникабельна, стремится к активному самосовершенствованию. Интересуется последними информационными новшествами в экономической области, посещает тренинги и семинары по специальности.

Зарекомендовала себя как надежный, ответственный работник, не нарушающий сроки выполнения заданий и предоставляющий исчерпывающую отчетность. В трудных ситуациях быстро принимает оптимальное решение. Стрессоустойчива и спокойно воспринимает критические замечания. В коллективе пользуется уважением и хорошим отношением коллег, в конфликтных ситуациях не замечена.

Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.

Характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Внутренние характеристики

Вышестоящий руководитель может затребовать непосредственное руководство дать оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника в различных ситуациях. Эти ситуации могут быть такие, как:

В составлении этого документа может принимать участие не только начальник структурного подразделения, где работает характеризуемый сотрудник, но и работники отдела кадров, а также, при необходимости, руководитель службы безопасности.

К СВЕДЕНИЮ! Основания для составления внутренних характеристик должны быть прописаны в локальных нормативных актах предприятия.

Внешние характеристики

Официальные документы, которые будут предоставляться в инстанции помимо предприятия, могут быть оформлены по запросу самого сотрудника или непосредственно по требованию самих инстанций.

ВНИМАНИЕ! Когда точно известна цель написания характеристики и место ее предоставления, легче сделать акцент на информации определенного рода. Например, для получения кредита не так важны производственные показатели, как дисциплинированность, ответственность, обязательность работника и т.п. На практике чаще всего в характеристике указывают «Для предъявления по месту требования», а значит, она должна носить универсальный характер.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В стороннем запросе далеко не всегда четко определено, какого рода информация о работнике требуется. Поэтому лучше составлять характеристику по базовым шаблонам, рекомендуемым для подобных документов.

Правильно оформленная характеристика

Любой документ требует правильного оформления и наличия соответствующих реквизитов. Основные моменты, важные для оформления характеристики, заключаются в следующем.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы характеристика набрала силу юридического документа, она должна быть датирована, завизирована руководством и заверена круглой печатью предприятия.

Содержание характеристики: необходимость и достаточность

Различие в написании внутренней и внешней характеристик базируется на том, что в первом случае изначально известно, где именно работает сотрудник, и куда будет предоставляться характеристика. Поэтому в документе «для внутреннего пользования» эти сведения можно опустить, зато полнее раскрыть рабочий и творческий потенциал работника.

Во внешней же характеристике нужно как можно полнее указать все личные данные сотрудника, причем только с письменного его согласия на их обработку и использование, как того требует закон (ст.88 ТК РФ).

Прежде чем составлять текст характеристики, определите цель ее предоставления: это поможет правильно отобрать факты для изложения.

Обычно характеристику содержательно можно разделить на несколько блоков:

Заголовок и заключение относятся к оформлению характеристики. Остальные пункты рассмотрим подробнее.

Анкета

В первом абзаце нужно коротко описать официальные данные о человеке: указать его год рождения, перечислить оконченные им учебные заведения, уточнить специальность, а также, если есть ученые степени и звания. В этом абзаце достаточно употреблять только фамилию с инициалами, так как полное имя уже было указано в заголовочной части.

Трудовая деятельность

Описание трудового пути работника может быть как полным, так и ограниченным работой в данной организации. При этом важно указать:

Личные качества

Один из самых важных разделов документа, ведь если трудовую деятельность можно оценить объективно (по наличию результатов, отсутствию дисциплинарных взысканий и т.п.), то характеристика личности всецело зависит от способа ее подачи. Особенно этот раздел имеет значение для внешних характеристик, ведь сторонние организации интересует, в первую очередь, «психологический портрет» человека, а не его трудовые достижения. Приведем план развернутой характеристики личности сотрудника, при необходимости можно выбрать нужные пункты и ограничиться ими.

Источник

Текст. Его основные свойства и характеристики.

Выступление на ШМО на тему:

«Текст. Его основные свойства и характеристики»

Полозова Татьяна Алексеевна

Учитель английского языка

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.

Основные признаки текста:

тематическое и композиционное единство всех его частей;

наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

смысловая цельность, относительная законченность.

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.

Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».

Текст можно рассматривать с точки зрения заключенной в нем информации (текст – это прежде всего информационное единство); с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью (текст – это продукт речемыслительной деятельности субъекта); текст можно рассматривать с позиций прагматических (текст – это материал для восприятия, интерпретации); наконец, текст можно характеризовать со стороны его структуры, речевой организации, его стилистики (сейчас появляется все больше работ такого плана, например, стилистика текста, синтаксис текста, грамматика текста, шире – лингвистика текста).

В лингвистике текста исследователями выделены такие его характеристики, как связанность, целостность, коммуникативная направленность, завершённость, информативность, членимость.

Каждая из характеристик субъекно-объектна. В совокупности они образуют шкалу, на которой место каждой характеристики определяется её близость либо к субъекту, либо к объектному полюсу.

Характеристики текста, расположенные ближе к субъектному полюсу, менее чётко определены исследователями текста. Возникает проблема при определении такой характеристики текста как его коммуникативная направленность. В работах исследователей текста указывается необходимость учёта коммуникативной направленности текста, но не расшифровывается, что под эти понимается.

Неотъемлемой характеристикой текста является его информативность, наличие в нём некоторого сообщения, смысла. Каждый текст должен нести некую новую информацию. Но при этом возникает проблема, что будет новым. И.Р. Гальперин, проведя анализ разных видов информации на различных текстах, подчёркивает, что информация, относящаяся к тексту, различается по своему прагматическому назначению.

Информативность может проявляться в разных формах – от нулевой, когда содержание текста не даёт ничего нового, а лишь повторяет уже известное, до концептуальной, когда для её выявления необходимо подвергнуть текст анализу. По мнению Т.М. Дридзе, «информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, … но лишь ту смысловую информацию, которая, скорее всего, станет достоянием реципиентов».

Такая характеристика, как завершённость может быть рассмотрена с позиции автора и реципиента. Автор текста ставит перед собой задачу представить, объяснить со своих позиций явление объективной реальности. Познание какого-либо явления протекает сложно, прерывисто, автор может, уходит от основной цели, но вновь позднее возвращаться к ней. Текст будет завершён, когда, по мнению автора, его замысел получил исчерпывающее выражения, «когда желаемый результат достигнут самым поступательным движением темы, её развертыванием». Л.Н. Мазурин и А.С. Штерн считают, что в каждом конкретном случае описание объекта может быть «исчерпывающим с точки зрения тех целей и задач, которые ставят перед собой данные коммуниканты, их уровня познания данного объекта. Актуально текст может быть завершён». А.А. Леонтьев подчёркивает отличие целостности текста от его завершённости. Она не определяется через интенцию говорящего, а только через её функциональное использование реципиентом. «Законченность является предпосылкой ценности, но её не исчерпывает».

Субъектно-объектной характеристикой текста является членимость. С одной стороны, это формальная характеристика текста, т.к. трудно воспринимать текст, в котором отсутствует разбиение на главы, части. С другой стороны, членимость текста обычно имплицитно выполняет установку автора на восприятие текста читателем и одновременно показывает его взгляды, делает акцент на определённых эпизодах, фактах, событиях.

Итак, характеристики текста завершённость и членимость могут быть рассмотрены как позиции с позиции объективного, так и субъективного полюса. В случае, когда текст не разделён на смысловые части или не завершён авторам, могут возникнуть трудности при его восприятии, однако это не приведёт к потере текста.

Большинство авторов отмечают важность таких характеристик текста, как связанность и целостность при восприятии текста. Данные характеристики текста обеспечиваются «законом инкорпорирования». Суть этого закона заключается в том, что каждое последующее предложение в тексте некоторым образом включает в себя предыдущее. Связанность есть результат инкорпорирования предыдущего предложения в последующее. Целостность связана с развёртыванием текста.

Наличие других характеристик текста является более или менее обязательным. Связанность текста обеспечиваются целым комплексом взаимодействующих и гармонически сочетающихся факторов – логикой изложения, особой организацией языковых средств (фонетических, лексико-семантических, грамматических), коммуникативной направленностью, композиционной структурой. А.А. Леонтьев отмечает, что связанность может быть не только одномерной, т.е. определяться на соседних предложениях, но и многомерной, когда она определяется на нескольких, необязательно непосредственно примыкающих друг к другу предложениях.

Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что в большинстве исследований текст рассматривается как лингвистический и психолингвистический феномен, в котором объединяются и взаимодействуют внешние (формальные) и внутренние (содержательные, смысловые) признаки, проявляющиеся в основных характеристиках текста.

Подводя итоги рассмотрению текста как предмета исследования, следует остановиться на основных положениях. Понятие текст определяется исследователями в широком и узком смыслах. В широком смысле текст – любая форма передачи информации, в узком смысле – письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о тексте как самостоятельной системе, подчиняющейся специфическим правилам существования. Среди характеристик теста исследователям выделяются коммуникативная направленность, информативность, завершённость, членимость, целостность, связность. В характеристиках отражаются как особенности самого текста, так и особенности реципиента. Характеристики текста такие, как коммуникативная направленность, информативность, менее чётко определены исследователями текста. Лучше всего изучены характеристики, идущие от самого текста как объекта восприятия: членимость, завершённость, целостность, связность. По мнению большинства исследователей, для восприятия текста важными характеристиками являются связность и целостность, в которых проявляются формальные (внешние) и содержательные (внутренние) признаки текста.

Источник

Характеристики

Характеристика — это документ, в котором перечисляют личностные и профессиональные качества работника (учащегося, студента или практиканта) для предоставления в различные органы, ведомства и структурные подразделения учреждения, где тот работает или учится. Назначение — дать объективное представление о личностных и профессиональных качествах человека.

Куда требуется и для чего

Документ часто требуется работнику (либо студенту, практиканту) для предоставления в органы власти или для трудоустройства на новую должность, а также некоторые ведомства могут самостоятельно запросить характеристику на гражданина. Как правило, она нужна, когда в отношении лица требуется принять какое-либо решение. Отказать в ее предоставлении наниматель не может.

Итак, куда может потребоваться характеристика:

Это неполный список мест, куда могут запросить характеристику.

К сведению! Согласно ст. 62 ТК РФ характеристику работодатель должен предоставить в течение 3 дней с момента письменного запроса.

Виды характеристик

В зависимости от места требования харатеристики дифференцируются по видам:

К сведению! От вида и места требования характеристики будет зависеть ее содержание.

Кто пишет характеристику

Лучше всего знает работника его непосредственный руководитель, именно он может описать все его профессиональные и личностные качества объективно. Помочь руководителю написать характеристику может кадровый работник. Он проинструктирует его и предоставит образцы формулировок и структуры документа.

На практике, конечно, характеристики пишут сотрудники отдела кадров. Но они должны подходить к делу со всей ответственностью, поскольку сведения в документе могут повлиять, например, на решение суда или руководителя компании.

Что касается студентов, то характеристику пишет работник деканата после общения с куратором студента или преподавателями.

Структура и содержание

Законодательно закрепленного бланка для характеристики не существует. Ее составляют в свободной форме. Писать нужно без орфографических, грамматических и иных ошибок, опечаток. О работнике сообщают в третьем лице, применяют глаголы в форме настоящего и прошедшего времени (поступил, устроился, работает, достиг и т.д.).

Итак, разберем по пунктам текст характеристики:

Важные моменты! Если характеристику составляют для будущего нанимателя, то надо делать упор на деловые и профессиональные качества, для различных ведомств — на личностные. Если документ составляют для принятия решения о переводе на другую должность, то необходимо уделить внимание описанию особенностей труда работника. Например, можно указать, какой объем работы сотрудник выполняет за смену, как адаптирован к условиям труда, любые сведения о сотруднике как специалисте.

Характеристика должна быть объективной. Читающий должен получить правильное представление о работнике, студенте, аспиранте и т.д.

Нужно избегать эмоций при описании качеств работника, недостоверных данных, оскорблений, обнародования какой-то личной информации о сотруднике.

Недостатки работника тоже нужно указать в характеристике, поскольку наличие только положительных качеств может насторожить.

Оформление и передача работнику

Характеристику оформляют на бумаге формата А4. Если документ нужно предоставить в органы власти или другие ведомства, то используют официальный бланк учреждения или компании с реквизитами. Характеристика в этом случае обязательно должна быть подписана руководителем хозяйствующего субъекта.

В том случае, когда документ формируют для внутренних целей организации, ее подписывают начальник отдела кадров и непосредственный руководитель сотрудника.

Характеристику после составления и подписания передают работнику под расписку, если «заказчиком» документа был он. Аналогичным образом поступают, если характеристику запросил адвокат. Сведения о выдачи подобного рода бумаг лучше фиксировать в специальном журнале учета.

В ведомство отправляют характеристику по почте или курьером. Информацию об этом также указывают в журнале учета выданных документов.

Источник

Характеристика с места работы

Часто в различные государственные органы и негосударственные организации требуется характеристика с места работы. Например, при приеме на новую работу или на работу по совместительству, в суд по гражданским, трудовым, уголовным делам, в рамках административного судопроизводства или рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Строго говоря, составление характеристики с места работы – задача отдела кадров. Но чаще всего такой документ составляется самим работником, а подписывается уже непосредственным руководителем и основным нанимателем (главным руководителем). Мы расскажем, как составить такой документ самостоятельно, что указать в его содержании, а также разместим пример характеристики с места работы для возможности использования в качестве образца.

Характеристика с места работы

Пример характеристики с места работы

Общество с ограниченной ответственностью «Новейшие Электронные Технологии»

ИНН 364616841365 ОГРН 3546516546 юр. адрес: 394054, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 49

11 марта 2019 г. г. Воронеж

Характеристика

Настоящая характеристика выдана Абакумову Валерию Степановичу, 30 марта 1972 года рождения, работающему в Обществе с ограниченной ответственностью «Новейшие Электронные Технологии» с 15 января 2012 года по настоящее время в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Абакумов Валерий Степанович, 30.03.1972 г.р., работает по трудовому договору в ООО «Новейшие Электронные Технологии» с 15.01.2012 г. в должности помощник электромонтера, с 12.12.2015 г. в должности электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 3 квалификация.

Имеет высшее образование по профессии «автомеханик», диплом о высшем образовании серии ПН № 687461, выдан 25.06.1996 г. (Вологодский государственный технический университет), среднее профессиональное образование, диплом Воронежского колледжа сварки и промышленных технологий серия AC № 65874351, выдан 20.06.2011 г.

Семейное положение: женат, 2 детей.

За время работы в ООО «Новейшие Электронные Технологии» Абакумов Валерий Степанович проявил себя, как профессиональный, грамотный и ответственный сотрудник. В обязанности Абакумова В.С. входит участие в ремонте, осмотрах и обслуживании электрооборудования, ремонт трансформаторов, переключателей, реостатов, магнитных пускателей, реконструкция электрооборудования, обработка изоляционных материалов.

Стремится к повышению квалификации (за время работы повысил разряд). Дисциплинарных взысканий не имеет, неоднократно поощрялся по итогам работы денежными премиями. В период трудовой деятельности аварийные ситуации с объектами работы места не имели. Трудолюбив, обладает высокой работоспособностью.

Неконфликтен. С коллегами находится в доброжелательных отношениях, проявляет деликатность и терпение. Выдержан, корректен. Отличается пунктуальностью, высокой требовательностью к себе и стремлением к профессиональному росту. Зарекомендовал себя инициативным, ответственным и надежным специалистом, способным выполнять порученные задания в установленные сроки. Способен самостоятельно принимать решения в трудных ситуациях и нести ответственность за результат своей деятельности..

Настоящая характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Генеральный директор ООО «Новейшие Электронные Технологии»

Когда используется характеристика с места работы

В советское время такой документ был очень распространен. Его требовали при каждом новом трудоустройстве, при переводах и т.п. Но и сейчас характеристика с места работы не утратила своего значения. Такой документ можно использовать в делах о лишении родительских прав, о порядке участия в воспитании ребенка, в трудовых спорах и др. в качестве доказательства по гражданскому делу.

Различают, так называемую, внутреннюю и внешнюю характеристики с места работы. Внутренняя используется для перевода, повышения, присвоения нового звания. Внешняя характеристика с места работы используется исключительно для предъявления во все иные (кроме той, где сотрудник трудится) организации и органы власти. В первом случае большее внимание рекомендуем уделить описанию трудовой деятельности: повышение квалификации, получение образования, переводы, поощрения, дисциплинарные взыскания. Когда характеристика составляется в иные организации, трудовую деятельность допускается описывать в краткой форме.

Содержание документа обычно определяется его целью, т.е. местом предъявления. В размещенном выше примере использована общая формулировка – по месту требования. Составитель характеристики может указать и более детально – в суд в рамках дела, в органы внутренних дел, в Комитет по образованию (например, при устройстве ребенка в ясельную группу) и т.п.

Характеристика с места работы имеет свою структуру. Юридическую силу такому документу придают: подпись руководителя организации, который имеет право выступать от имени организации (иногда характеристика подписывается еще и непосредственным начальником), печать, дата выдачи. Документ желательно изготовить на фирменном бланке организации с указанием ОГРН, ИНН, юридического адреса, телефонов.

Содержание производственной характеристики

Для Вашего удобства мы систематизировали сведения, которые могут указываться в характеристике с места работы. Воспользуйтесь ими, как шаблоном, для составления документа:

Характеристика с места работы не имеет срока давности, но представить актуальный по дате составления документ более логично и целесообразно.

Наш образец характеристики с места работы не является единственно возможным, но, как показала практика, при его использовании результат является наиболее оптимальным.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать характеристику текста, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как написать характеристику текста», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать характеристику своему ребенку
  • Как написать характеристику своего одноклассника
  • Как написать характеристику реки
  • Как написать характеристику работнику образец
  • Как написать характеристику предприятия для практики