Как написать хим диктант

В субботу, 12 мая, в Екатеринбурге впервые пройдет Всероссийский химический диктант. Написать его можно в корпусе Института естественных наук и математики УрФУ на ул. Куйбышева, 48, в аудитории № 700. За 60 минут участники диктанта должны будут ответить на 25 не очень сложных вопросов. Все они составлены в тестовой форме. Для того чтобы дать верный ответ, не нужно иметь специальные химические знания. Достаточно уметь рассуждать и мыслить логически. Принять участие в диктанте может любой желающий, записаться можно здесь.

Если вы хотите обновить свои знания по химии и хотя бы немного подготовиться к диктанту, предлагаем посмотреть пять коротких роликов химика и популяризатора науки из Екатеринбурга Александра Иванова. В них он не только показывает опыты, но и доступно, на примерах, объясняет все то, что в школе казалось вам очень сложным. Мы выбрали пять видео с эффектными экспериментами.

В первом ролике вас ждет опасный, но красивый опыт. Александр будет делать мороженое с помощью жидкого азота, спирта и огня. Все химические реакции будут происходить в стаканчике из «Старбакса». В конце ролика, чтобы вы точно не заскучали, Александр даже опустит указательный палец в жидкий азот.

Во втором ролике речь пойдет об экзотермических и эндотермических реакциях. Если вы не знаете, что это, не расстраивайтесь. Александр объяснит это за пять минут. Сначала на примере эксперимента с соляной кислотой и гидроксидом натрия, потом — роданида аммония и гидроксида баррия. Химический процесс, во время которого из бесцветных жидкости становятся красными и даже бордовыми, завораживает. Смотрите сами.

В этом ролике речь пойдет про йод. Самый эффектный момент — кристаллизация йода на листе бумаги. Йод оставляет красивый рисунок, сначала — фиолетового, потом — коричневого цвета. Правда, исчезает он быстро. «В обычной жизни такого не увидишь, а вот в химической лаборатории — это возможно», — говорит Александр.

То, что вы увидите в этом ролике, повторять в домашних условиях ни в коем случае нельзя, ведь речь в нем пойдет про уран — 92-й элемент периодической системы элементов, использование которого регламентируется нормами радиационной безопасности. В ролике для опыта используется химия урана. Эксперимент происходит в специально оборудованной лаборатории.

«После вуза сложнее всего химикам. Они знают, как взорвать или отравить любого человека, но держатся», — говорит Александр в подводке к видео про боевые отравляющие вещества. Оно было записано вскоре после отравления русского шпиона Сергея Скрипаля в Великобритании. На видео Александр рассказывает все, что нужно знать про BZ и «Новичок» (и показывает, как выглядит химический чемоданчик).

Химический диктант 14 мая 2022 года!

15 мая 2021 года будет проведена образовательная Всероссийская акция «III Химический диктант». В России она организована уже в 3-й раз. Организатором выступает химический факультет МГУ, группа компаний «Просвещение» и Ассоциация учителей и преподавателей химии. Целью мероприятия стало выявление одаренных химиков, а также распространение знаний о химии среди населения. К участию приглашаются взрослые и дети с пятого класса. За участие, вне зависимости от количества набранных баллов, конкурсанты получают сертификат участия.

Химический диктант 2021

Как принять участие в диктанте?

Чтобы поучаствовать в диктанте, кликните на кнопку «Принять участие» на официальном сайте конкурса https://chemistry.prosv.ru/.

Химический диктант регистрация

Далее нажимаем на кнопку «Хочу участвовать» и переходим к форме регистрации участника.

Регистрация на chemistry.prosv.ru

Нажимаем на кнопку «Зарегистрироваться» и вводим адрес своей электронной почты. На нее придет письмо для активации Личного кабинета на портале.

Регистрация на chemistry.prosv.ru

После этого подтверждаем регистрацию в письме на своей электронной почте.

Регистрация на chemistry.prosv.ru

После этого, потребуется придумать пароль от своего Личного кабинета на сайте Химдиктанта. Далее, выбираем, в каком формате мы хотим участвовать – онлайн или оффлайн.

Затем, необходимо указать свою роль в данном мероприятии – участник диктанта или педагог участника.

После этого, потребуется заполнить свой профиль. Нужно указать:

  • ФИО участника;
  • Номер телефона;
  • Страна проживания;
  • Регион участия;
  • Населённый пункт;
  • Пол участника;
  • Дата рождения.

Также в левой панели сайта нужно указать свою роль в данном мероприятии.

В следующем разделе «Ваша работа» потребуется указать:

  • Уровень образования, с которым Вы работаете;
  • Линия УМК;
  • Наименование организации;
  • Должность;
  • Стаж работы.

Все данные необходимо сохранять кнопкой внизу сайта «Сохранить».

Какие форматы написания диктанта?

Написать Химический диктант 2021 можно онлайн и оффлайн. Формат участия определяется при регистрации.

В случае, если Вы участвуете очно, то при регистрации Вам будут предложены существующие площадки проведения диктанта. Вам потребуется выбрать ту, в которой Вам будет удобнее всего принять участие в конкурсе. Всего организовано около 600 площадок. Увидеть их перечень можно по этой ссылке – https://chemistry.prosv.ru/offline-sites/.

Написать диктант оффлайн можно на выбранной Вами площадке в час дня по местному времени. Для участия Вам потребуется личный код участника, который будет отражен в Личном кабинете на сайте акции.

Для написания диктанта онлайн, достаточно зарегистрироваться на сайте акции и нажать кнопку «Участвовать в диктанте» в Личном кабинете. Ссылка будет активна в течение суток с полуночи 15 апреля.

Как будет проходить диктант, какими будут задания?

Участникам и очного, и заочного формата написания диктанта, будет предложено 25 заданий разных уровней сложности в тестовом формате. На их выполнение отведено 45 минут.

Организаторы конкурса уверяют, что для успешного выполнения всех заданий диктанта не требуется специальных научных знаний о химии. Понимание химических процессов на бытовом уровне и логика участника позволят правильно ответить на каждое из вопросов диктанта. Вопросы касаются тех явлений, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, или знаем о них из книг или других источников.

Как подготовиться к диктанту?

Несмотря на то, что диктант не является узкоспециализированным естественнонаучным конкурсом, организаторы всё же предоставляют литературу, которая поможет подготовиться к диктанту. Её можно увидеть внизу главной страницы сайта.

Также участникам предоставляются прошлогодние версии конкурсных работ. Ознакомившись с ними, можно определить существующие пробелы в знаниях и вопросы, на которых стоит сделать акцент при подготовке.

Как получить сертификат участника, узнать ответы и результат?

Именной сертификат участника в электронной версии появится в Личном кабинете каждого участника. Те, кто участвовал дистанционно, получат к нему доступ сразу после прохождения тестирования. Участники очного формата получат сертификат после закрытия конкурса 16 апреля.

Личный результат Химдиктанта участники онлайн-формата узнают сразу после завершения работы. Те, кто писал диктант оффлайн, увидят свой результат в ближайшие дни после закрытия конкурса.

Итоги конкурса будут подведены до 20 мая 2021 года. Ответы будут опубликованы на сайте Химического диктанта.

Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его
задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели
обучения. Обучающее значение контроля выражено в том, что он позволяет ученику
корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико.
Проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом
за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство
ответственности, стремление добиться лучших результатов. Он воспитывает
целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от
учащихся к учителю.
Различают индивидуальную, дифференцированную, групповую,
фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля
знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля.

В последнее время все большее значение приобретает компьютерная форма
контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности
письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический
диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка
письменного домашнего задания.

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме
контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется
мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные
сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к
изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве,
медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные
связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к
изучению предмета.

Приведенные ниже разработки химических диктантов могут применятся учителем в
разных классах и являются авторскими. Данные химические диктанты уже на
протяжении десяти лет проводятся в нашей гимназии и позволяют неплохо проверить
знания учащихся по разным темам программы.

Химический диктант по органической химии по теме
«Углеводороды с алифатической цепью»

Он проводится в 10 классе после изучения тем «Алканы», «Алкены», «Циклоалканы»,
«Диеновые углеводороды», «Алкины»
. Он является неплохим оценочным испытанием
для проверки знаний учащихся по этим темам, а также позволяет закрепить знания о
таких важных понятиях в органической химии, как «гомологи» и «изомеры».

Диктант поводится в течение одного урока и преследует цель обобщить
знания учащихся по данному разделу органической химии.

При проведении диктанта возможна организация индивидуальной работы или работы
учащихся в парах.

Учащиеся выписывают в столбик основные понятия темы «Углеводороды»
алканы, алкены, диены, алкины, циклоалканы, изомеры, гомологи. Учитель
зачитывает утверждение о том или ином понятии. Учащиеся напротив каждого понятия
ставят номер того утверждения, которое, по их мнению, характеризует данный
термин. Затем в конце диктанта проводится проверка знаний и соответствие ответов
учащихся правильным ответам.

  • Алканы (2, 5, 16)
  • Алкены (3, 8, 9, 10)
  • Алкины (3, 6, 9, 10, 13, 14)
  • Диены (3, 8, 10, 11, 14)
  • Циклоалканы (3, 7, 15)
  • Изомеры (1, 12)
  • Гомологи(4)
  1. Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но разное строение и
    свойства. (изомеры)
  2. Эти углеводороды по-другому называют парафины. (алканы)
  3. Для этих углеводородов характерны реакции присоединения. (алкены, алкины,
    циклоалканы, диены)
  4. Соединения, сходные по химическим свойствам, состав которых отличается друг от друга на одну или несколько групп CH2, называется. (гомологи)
  5. Представитель этого ряда углеводородов называется болотным газом, потому что выделяется со дна болот. (метан — алканы)
  6. Вещество, необходимое для проведения реакции Кучерова. Оно относится к следующему ряду углеводородов. (ацетилен — алкины)
  7. Предельные углеводороды с замкнутой цепью называются… (циклоалканы)
  8. Для этих углеводородов характерно явление SP2 — гибридизации..
    (алкены, диены)
  9. Углеводороды, обесцвечивающие раствор бромной воды… (алкены, алкины)
  10. Углеводороды, вступающие в реакцию полимеризации… . (алкены, диены, алкины)
  11. Производные этих углеводородов являются основным сырьём для получения каучука./
    (диены)
  12. Вещества бутин и бутадиен являются по отношению друг к другу… (изомерами)
  13. Это вещество можно получить двумя способами, один из которых.
    называется карбидным. К какому ряду углеводородов оно относится..
    (ацетилен, алкины)
  14. Углеводороды, имеющие в своём составе 2 связи… (алкины, диены)
  15. Другое название этих углеводородов нафтены (циклоалканы)
  16. Общая формула этих углеводородов CnH2n+2. (алканы)

Химический диктант по органической химии по теме.
«Обобщение знаний об основных кислородсодержащих органических соединениях»

Диктант проводится в начале учебного года в 11 классе при повторении учебного
материала 10 класса и в 10 классе при закреплении знаний о кислородсодержащих
органических соединениях. Он позволяет оценить знания учащихся о свойствах,
получении и применении кислородсодержащих органических соединений.

Учащиеся записывают в столбик следующие термины, обозначающие названия
органических веществ: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, простые эфиры,
сложные эфиры, фенол, толуол.

Учитель зачитывает утверждения — вопросы. Учащиеся должны записать номер
утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их
мнению, оно справедливо.

После проведения диктанта проверка результатов может осуществляться как самим
учителем, так и отдельными учащимися.

Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся.

Диктант позволяет разнообразить знания учащихся о применении органических
соединений и тесно связан с жизнью.

Применение данной методической разработки вполне оправдано и дает неплохие
результаты при проверке знаний учащихся.

  • Cпирты .(3, 7, 16.)
  • Альдегиды .(1, 8, 11, 14.)
  • Карбоновые кислоты .(1, 2, 6, 12, 17.)
  • Простые эфиры. (4, 13.)
  • Сложные эфиры .(5.)
  • Фенол .(10, 14, 15.)
  • Толуол .(9, 15.)
  1. Эти соединения содержат в своем составе карбонильную группу..
    (альдегиды, карбоновые кислоты)
  2. Соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу, называются….
    (карбоновые кислоты)
  3. При дегидратации этих соединений образуются простые эфиры. Например,
    диэтиловый эфир. (спирты)
  4. Представителя этого класса соединений часто используют в медицине для
    наркоза. (диэтиловый эфир — простые эфиры)
  5. Эти сложные органические соединения образуются при взаимодействии карбоновых
    кислот и спиртов. (сложные эфиры)
  6. Это вещество незаменимо при консервировании овощей. Оно относится к классу… (уксусная кислота — карбоновые кислоты)
  7. Представители этого класса органических соединений имеют общую формулу
    СпН2п+1ОН. (спирты)
  8. Эти органические соединения дают реакцию «серебряного зеркала» и образуются
    при окислении спиртов(альдегиды)
  9. Сильно взрывчатое вещество тротил является производным этого соединения. (толуол)
  10. Это соединение относят к ароматическим спиртам. (фенол)
  11. Представитель этого класса соединений широко используется в медицине под
    названием формалин. (40 % — ный водный раствор формальдегида, класс альдегиды)
  12. Как и их неорганические аналоги представители этого класса веществ легко
    взаимодействуют с металлами, оксидами металлов и основаниями. (карбоновые кислоты)
  13. Общая формула этих соединений R-O-R. (простые эфиры)
  14. Эти соединения хорошо используются при производстве смол и пластмасс. (фенолформальдегидные смолы — фенол, альдегиды)
  15. В структурных формулах молекул этих соединений присутствует бензольное
    кольцо. (фенол, толуол)
  16. Эти соединения имеют суффикс ол в названиях. (спирты)
  17. Это соединение широко используется для производства мыла. (стеариновая кислота С17Н35СООН — карбоновые кислоты)

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе
проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах
оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко
различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания
учащихся по данной теме.

Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в
которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того
утверждения, которое
соответствует данному термину. На выполнение задания
отводится 10 — 15 минут.

  • Оксиды (2,3,5,12,13,15)
  • Основания (4,7)
  • Кислоты (6, 14)
  • Соли (1,3,9,11)
  • Щелочи (4,7,8)
  1. Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления
    пищи и носит название хлорид натрия. (соль — NaCl)
  2. Эти соединения образуются при горении простых веществ. (оксиды)
  3. Продукты реакций взаимодействия кислот и оснований относятся к классам… (оксиды — H 2O, соли)
  4. Вещество едкое кали относится к этому классу соединений. (основания, щелочи)
  5. Они бывают кислотные, основные, амфотерные. (оксиды)
  6. При растворении SO2 в воде образуется соединение, которое относится к
    классу… (кислот — H2SO3 — сернистая кислота)
  7. Эти соединения состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. (основания, щелочи)
  8. Растворимые в воде основания называются… (щелочи)
  9. Эти соединения делятся на 3 группы. Бывают кислые, основные и средние… (соли)
  10. Соединения этого класса веществ используются под названием «сода» в быту.
    (соли — Na2CO3; NaHCO3)
  11. Соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, носят
    название… (соли)
  12. Соединения, общий состав которых выражается общей формулой RxOy,
    называются… (оксиды)
  13. Эти соединения образуются при разложении нерастворимых в воде оснований. (оксиды)
  14. С этими веществами могут реагировать не все металлы, а лишь некоторые,
    стоящие до водорода в ряду активности металлов, способные выделять его в
    свободном виде. (кислоты)
  15. При восстановлении этих соединений водородом образуются чистые металлы. (оксиды)

Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной
химии 8 класса на первых уроках в 9 классе.

Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются
ошибки, неточности.

Литература:

  1. Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии.
  2. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2002 год.
  3. Г.М.Чернобельская. Методика обучения химии в средней школе. Москва, «Владос»,
    2000 год.
  4. Учебники химии для учащихся 8 – 11 классов разных авторов.

Химический диктант как средство закрепления первоначальных химических понятий и быстрой проверки усвоения знаний.

     Кроме традиционных форм контроля знаний учащихся (устной, письменной, экспериментальной), я использую на своих уроках химический диктант, начиная с раздела «Первоначальные химические понятия».

     Формирование  знаний о первоначальных химических понятиях  имеют существенное значение для дальнейшего успешного изучения предмета.  К первоначальным химическим понятиям, с которыми учащиеся знакомятся, когда начинают изучать химию, относятся такие понятия, как «Чистые вещества и смеси», «Простые  и сложные вещества», «Физические и химические явления», «Химический элемент и атом». Нередко учащиеся не могут дать определения этим понятиям или путают их. От усвоения учащимися первоначальных химических понятий зависит глубина знаний учащихся о химических символах, формулах, сущности химических реакций (явлений).

      Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили такие конкурирующие понятия как «Чистые вещества и смеси», «Простые  и сложные вещества», «Физические и химические явления», выполняем диктант.     При выполнении диктанта задача учащихся заключается в правильном отнесении единичного понятия к общему.

     Такие диктанты можно использовать при закреплении нового материала, а также для проверки усвоения ранее изученного.

     Методика проведения диктанта проста: учитель называет  отдельные понятия, явления, факты, а учащиеся записывают их в соответствующую колонку в тетради или на листочке.  Приведу несколько примеров.

Так при  изучении темы «Предмет химии. Вещества» учитель диктует следующие понятия: стакан, железо, медь, ложка, серебро, вода, гвоздь, пружина, кислород, ключ, игла, свинец, льдинка, углекислый газ, свеча, ртуть. Учащиеся записывают в тетрадях:

Тела

Вещества

Стакан, ложка, гвоздь, пружина, ключ, игла, льдинка, свеча

Железо, медь, серебро, вода, кислород, углекислый газ, ртуть

При изучении темы «Чистые вещества и смеси» учитель диктует следующие понятия: сахар, медь, гранит, парафин, молоко, железо, сера, минеральная вода, кислород, морская вода, спирт, воздух, углекислый газ, почва, водород, а учащиеся записывают их в соответствующие колонки:

Чистое вещество

Смесь

Сахар, медь, парафин, железо, сера, кислород, спирт, углекислый газ, водород

Гранит, молоко, минеральная вода, морская вода, воздух, почва

При изучении темы «Физические и химические явления» учитель диктует различные явления, а учащиеся записывают их соответствующие колонки таблицы в тетради:

Физические явления

Химические явления

Плавление свинца

Образование инея

Фильтрование

Ковка металла

Таяние льда

Процесс отстаивания

Обугливание горящих дров

Протухание яйца

Ржавление железа

Гниение дерева

Горение свечи

Прогоркание сливочного масла

При изучении темы «Простые и сложные вещества» учитель произносит названия простых и сложных веществ, а учащиеся записывают каждое в соответствующую колонку:

Простые вещества

Сложные вещества

Сера, ртуть, водород, кислород, железо, медь, алюминий

Оксид ртути, ржавчина, углекислый газ, вода,

При изучении химических элементов учащиеся часто затрудняются, если нужно разделить понятия «простое вещество» и «химический элемент», так как и простое вещество и химический элемент из которого это простое вещество состоит имеют одинаковое название.

Чтобы научить различать эти понятия, можно также использовать диктант. Перед началом диктанта учитель поясняет, что ответы на предложения, в которых говорится о «простом веществе» записываются в соответствующей колонке в виде цифры, а ответы на предложения, где говорится о «химическом элементе» в другой колонке в виде цифры. Ответ можно записывать и в виде знаков. Например, предложения, в которых говорится о «простом веществе» записать в виде треугольника, а о «химическом элементе» в виде квадрата.

Предложения, которые можно продиктовать:

  1. В состав воды входит кислород
  2. Кислород – составная часть воздуха
  3. При разложении воды электрическим током выделяется кислород
  4. Из оксида ртути получили кислород
  5. Рыбы дышат кислородом, растворённом в воде
  6. Оксид меди состоит из кислорода и меди.

Ответ можно записать в колонках, где номера диктуемых предложений записывают в соответствующую колонку:

Химический элемент

Простое вещество

1,6

2, 3, 4, 5

Ответ можно записать и так:         ,

Где химический элемент обозначается треугольником, а простое вещество – квадратом.

Диктант занимает на уроке, как правило, 5-7 минут. В результате проведения диктанта появляется возможность в течение короткого времени выяснить пробелы в знаниях учащихся и устранить их.

Химический диктант,

как форма оценки образовательных достижений обучающихся

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего (полного) среднего образования происходит изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности), трансформируется видение конечного результата (компетентность выпускника), что вызывает соответствующие изменения контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.

Одной из особенностей программы курса химии базового уровня для старшей школы является небольшое количество часов (всего по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах) на её изучение. В этой связи возникает необходимость использовать в учебно-воспитательном процессе формы и методы контроля, которые дают экономию учебного времени. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из форм контроля образовательных достижений обучающихся являются химические диктанты. Учитель сам или с помощью звуковоспроизводящей техники задаёт вопросы, а учащиеся письменно отвечают на них в течение строго ограниченного времени. Использование технических средств многие считают более предпочтительным, так как приучает обучающихся внимательно слушать задание и не отвлекать учителя и одноклассников уточняющими вопросами.

Можно отметить следующие достоинства химического диктанта:

  • охватывает всех учеников;

  • не требует больших затрат времени, что особенно актуально для одночасового курса химии;

  • развивает умение воспринимать задания на слух, а это ведёт к умению слушать лекцию и слушать вообще;

  • активизирует мыслительную деятельность обучающихся;

  • показывает усвоение обучающимися химических терминов и понятий, особенностей строения, свойств и применения веществ.

Слишком часто использовать химические диктанты не следует, так как не все учащиеся способны хорошо воспринимать задания на слух.

Опишем две методики проведения химических диктантов, позволяющие осуществить контроль не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, поскольку в итоге обучающиеся проводят самопроверку и самооценку собственной деятельности. Эти методики учитывают такую особенность контроля и оценки образовательных достижений учащихся, как приоритет самооценки: самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель также получает возможность по горячим следам провести коррекцию знаний.

Методика 1. Класс делят обычно на два варианта, каждому из которых сообщают ключевое слово: название вещества, класса веществ и т.п. Обучающиеся записывают номер выполняемого ими варианта и ключевое слово. Затем все обучающиеся записывают на небольшом листе бумаги по горизонтали цифры, соответствующие количеству предлагаемых в диктанте суждений. Учитель называет номер суждения и зачитывает его дважды. Обучающиеся обводят кружком номера суждений, характерных для указанного в их варианте объекта, а номера, соответствующие неверным суждениям зачёркивают.

Методика 2. Класс делят на два варианта. Обучающиеся записывают номер выполняемого ими варианта и ключевое слово: да (вариант 1) или нет (вариант 2). Затем все обучающиеся записывают на небольшом листе бумаги по горизонтали цифры, соответствующие количеству предлагаемых в диктанте суждений. Учитель называет номер суждения и зачитывает его дважды. Обучающиеся, выполняющие вариант 1, обводят кружком номера верных суждений, а номера, соответствующие неверным суждениям, зачёркивают. Обучающиеся, выполняющие вариант 2, обводят кружком номера неверных суждений, а номера, соответствующие верным суждениям, зачёркивают.

Проверку химического диктанта и по методике 1, и по методике 2 проводят сразу же после его проведения сами обучающиеся. Учитель зачитывает номера правильных ответов сначала для одного варианта, затем для другого. Ребята самостоятельно подсчитывают количество правильно отмеченных суждений и выставляют отметки. Во время проведения проверки обучающиеся обычно сами обращают внимание на допущенные ошибки, пытаются определить их причину, найти верный ответ, т.е. возникает ситуация, способствующая коррекции результатов учебного процесса.

Учитель собирает работы, выполненные учащимися, проверяет их и проводит анализ. В случае расхождений отметок, выставленных обучающиеся и учителем, необходимо обсудить причины этого индивидуально с каждым обучающимся.

Отметим, что суждения в диктантах, проводимых по описанным методикам, могут быть как репродуктивными (предусматривают узнавание или воспроизведение отдельных фактов), так и частично-поисковыми (предполагают анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификацию). Выбор учителем суждений должен быть обусловлен особенностями класса.

Приведу примеры химических диктантов по разным темам курса химии 10-11 классов.

Химический диктант по теме «Алканы» (10 класс)

  1. При горении алканов в избытке воздуха в качестве основного продукта образуется углекислый газ.

  2. Реакции замещения с участием алканов происходят при высокой температуре.

  3. Этилен и этан являются гомологами.

  4. В химической промышленности используется меньшая часть добываемых алканов.

  5. При горении алканов в избытке воздуха в качестве основного продукта образуется угарный газ.

  6. Реакции замещения с участием алканов происходят под действием света.

  7. Алканы используются только в качестве топлива.

  8. Разложением метана можно получить только простые вещества.

  9. В молекулах алканов только один атом водорода способен замещаться на другие атомы и группы атомов.

  10. В алканах атомы водорода способны замещаться на другие атомы и группы атомов.

  11. При нагревании алканов до 1000оС происходит разрушение углеродного скелета.

  12. Метан и этан являются гомологами.

Химический диктант по теме «Углеводороды» (10 класс)

(вариант 1 — алканы, вариант 2 — алкены, вариант 3 — алкины, вариант 4 — арены)

  1. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n + 2.

  2. Между атомами углерода в углеродной цепи имеется одна двойная связь.

  3. Важнейший представитель этого класса — ацетилен.

  4. Атомы углерода образуют замкнутый цикл.

  5. Молекула простейшего представителя гомологического ряда содержит два атома углерода.

  6. Один из важнейших представителей этих веществ — этилен.

  7. Вступают в реакции присоединения.

  8. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n — 6.

  9. Молекула простейшего представителя гомологического ряда содержит шесть атомов углерода.

  10. Легко вступают в реакции замещения.

  11. Между атомами углерода в углеродной цепи имеются только одинарные связи.

  12. Обесцвечивают бромную воду.

  13. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n.

  14. Молекула простейшего представителя гомологического ряда содержит один атом углерода.

  15. Важнейший представитель этого класса — бензол.

  16. Между атомами углерода в углеродной цепи имеется одна тройная связь.

  17. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n — 2.

  18. К этому классу веществ относится большая часть компонентов природного газа.

Химический диктант по теме «Альдегиды» (10 класс)

  1. В молекулах альдегидов имеется гидроксильная группа.

  2. Взаимодействие фенола и формальдегида относится к реакциям полимеризации.

  3. Формальдегид используется для производства волокон.

  4. Простейший представитель альдегидов содержит один атом водорода.

  5. Формалин — это водный раствор метаналя.

  6. Гомологический ряд альдегидов начинается с вещества, в молекулах которого два атома углерода.

  7. Альдегиды взаимодействуют с водородом с образованием спиртов.

  8. Качественной реакций на альдегиды является их взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра.

  9. Формальдегид и ацетальдегид можно различить с помощью реакции «серебряного зеркала».

  10. Формальдегид вступает в реакцию поликонденсации с фенолом.

  11. В молекулах альдегидов имеется карбонильная группа.

  12. Формальдегид не растворяется в воде.

  13. Альдегиды взаимодействуют с аммиачным раствором оксида серебра с образованием спиртов.

  14. Формальдегид используется для производства пластмасс.

Химический диктант по теме «Полисахариды» (10 класс)

(вариант 1 — крахмал, вариант 2 — целлюлоза)

  1. Молекулы вещества имеют как разветвлённое, так и линейное строение.

  2. Вещество используют для производства патоки.

  3. Является полисахаридом.

  4. Вещество применяют для производства искусственных волокон.

  5. Молекулы вещества имеют только линейное строение.

  6. Структурное звено этого вещества имеет состав С6Н10О5.

  7. Вещество в растениях играет роль запасного питательного вещества.

  8. Моносахарид, образующийся при переработке вещества, используют для производства медицинского спирта.

  9. Вещество белого цвета.

  10. В растительной клетке выполняет строительную функцию.

  11. Моносахарид, образующийся при переработке вещества, используют для производства технического спирта.

  12. Подвергается гидролизу.

  13. Идентифицируют с помощью раствора иода.

  14. Продуктом гидролиза вещества является глюкоза.

Химический диктант по теме «Кристаллические решётки» (11 класс)

(вариант 1 — вещества с ионной кристаллической решёткой, вариант 2 — вещества с атомной кристаллической решёткой, вариант 3 — вещества с молекулярной кристаллической решёткой, вариант 4 — вещества с металлической кристаллической решёткой)

  1. Вещества пластичны, тепло- и электропроводны.

  2. Графит.

  3. В узлах кристаллической решётки находятся атомы.

  4. Магний.

  5. Между частицами вещества в кристаллической решётке ковалентная связь.

  6. Чрезвычайно твёрдые вещества с высокими температурами плавления, не летучи, не растворяются ни в каких растворителях.

  7. Поваренная соль.

  8. Между частицами вещества в кристаллической решётке ионная связь.

  9. Осмий.

  10. В узлах кристаллической решётки находятся ионы и атомы.

  11. Углекислый газ.

  12. Между частицами вещества в кристаллической решётке металлическая связь.

  13. Вещества твёрдые, имеют высокую температуру плавления, не летучи, не имеют запаха.

  14. Фуллерен.

  15. В узлах кристаллической решётки находятся ионы.

  16. Кварц.

  17. Вещества легкоплавкие, летучие.

  18. Гидроксид натрия.

  19. В узлах кристаллической решётки находятся молекулы.

Химический диктант по теме «Ковалентная связь» (11 класс)

  1. Между атомами брома образуется ковалентная полярная связь.

  2. Атом каждого химического элемента стрёмится приобрести электронную оболочку, подобную атомам благородных газов.

  3. Ковалентная связь в сложных веществах, образованных атомами неметаллов, как правило, неполярна.

  4. Между атомами водорода и кислорода образуется ковалентная полярная связь.

  5. При взаимодействии атомов элементов-неметаллов происходит переход электронов от одного атома к другому.

  6. Одна из химических связей в ионе аммония образована по донорно-акцепторному механизму.

  7. При взаимодействии двух атомов водорода происходит образование общей электронной пары.

  8. В молекуле хлороводорода общая электронная пара смещена к атому водорода.

  9. Электронная оболочка благородных газов является неустойчивой.

  10. Ковалентная связь между атомами в простых веществах-неметаллах неполярна.

  11. В молекуле воды общая электронная пара смещена к атому кислорода.

  12. Существует только один механизм образования общих электронных пар.

Химический диктант

Автор: Ряснова Людмила Григорьевна

Организация: МБОУ «Лянторская СОШ №4»

Населенный пункт: ХМАО, г.Лянтор

Химический диктант – метод письменного контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, формируется познавательная активность. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в жизни. Он усиливает межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.

Диктант как форма контроля имеет ряд преимуществ для учителя:

— сокращение времени на проверку знаний большого количества учащихся;

— возможность правильно организовать индивидуальную работу с учащимися и целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала,

— возможность своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом, не требуя специальных занятий для проверки изученного материала.

Ограничение времени на проведение диктанта (около 10 минут) приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально расходовать время, воспитывает у них собранность и другие качества личности. Количество вопросов может варьироваться (от 5 до 10).

Химический диктант – детективный квест

Химические диктанты могут проводиться в виде игры, примером может послужить игра «Тайное послание». По ходу данной игры обучающимся необходимо собрать определенный шифр, состоящий из 8 карточек. Две из них будут содержать одинаковое значение.

Ребята могут пользоваться только периодической системой химических элементов (далее ПСХЭ). Формулировки могут меняться в зависимости от цели.

  1. Запишите символ элемента, открытого в 1879 году шведским химиком Ларсом Нильсоном и названого в честь Скандинавии (эрудиция, смекалка)

ИЛИ

Запишите символ элемента, находящегося в 4 периоде, 3Б группе (проверка умения находить элемент в ПСХЭ по «химическим» координатам)

ИЛИ

Запишите символ элемента, в ядре которого 21 протон (проверка знаний о строении атома)

ИЛИ

Запишите символ элемента, описанного Д.И.Менделеевым, как гипотетический «экабор». Его можно назвать металлом XXI века и прогнозировать резкий рост его добычи, рост цен, так, например он используется для получения сверхтвёрдых материалов.

  1. ОН красой своей гордился,

Твердым был, но испарился.

Фиолетовый, как ночь,

Далеко умчался прочь.

О каком веществе идет речь? Запишите символ элемента, которым образовано это вещество.

  1. Поменяйте местами буквы в символе элемента, у которого на втором энергетическом уровне в 4 раза больше электронов, чем на первом.
  2. Запишите символ элемента, он первый в семействе лантаноидов.
  3. Запишите символ элемента, который в алхимические времена считался отцом всех элементов
  4. Запишите символ элемента, название которого происходит от нем. «Kobold» — домовой, гном. Соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет — этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.
  5. Первая буква последней карточки – символ самого распространенного элемента на земле, вторая буква карточки – вторая буква в символе самого распространённого металла в земной коре.

Финал – фраза на английском языке «Наука — это здорово!»

У данного типа проведения химического диктанта есть ряд положительных характеристик:

— обучающиеся активно включаются в игру. Нельзя не отметить соревновательный момент.

— каждый обучающийся работает самостоятельно, а результат обсуждают сообща. У более подготовленных обучающихся есть возможность проявить себя в роли консультанта.

— в ходе выполнения задания обучающиеся проводят само- и взаимооценку, закрепляют и обобщают понятия и определения по заданной теме.

— как дополнение к контролю оценки знаний обучающихся такая форма проведения химического диктанта весьма практична и интересна обучающимся, её можно использовать на открытых мероприятиях и в ходе проведения предметных недель.

Химический диктант с графическим ответом

Можно проверить скорость вычислений, задания на классификацию и т.д.

  1. Поставьте метку на чистом поле, в ту ячейку, соответствующую в основной таблице — матрице с правильным ответом:

— относительная молекулярная масса воды;

— относительная молекулярная масса метана;

— относительная молекулярная масса углекислого газа;

— относительная молекулярная масса серной кислоты;

— относительная молекулярная масса гидроксида натрия.

Матрица графического диктанта

А

Б

В

Г

Д

1

18

20

37

85

68

2

15

16

100

14

72

3

87

120

44

65

110

4

36

25

12

98

48

5

56

17

81

23

40

А

Б

В

Г

Д

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

Приложения:

  1. file0.docx.. 269,1 КБ

Опубликовано: 31.10.2022

«Химические диктанты»

Автор: учитель химии

Бижоева Лариса Аскеровна

2015 г.

Эффективность обучения учащихся основам наук предполагает не только систематическое и последовательное изучение нового материала на уроке, но в постоянный контроль и учет результатов работы.

В нашей практике большой популярностью пользуются проверочные работы на 10-15 мин. по дидактическим заданиям на 4-6 вариантов и химические диктанты на 7-10 мин на 2 варианта с дифференцированными заданиями.

Цель проверочных диктантов — помочь учителю сократить время на проверку зна­ний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу с ними, целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Резуль­таты проверки создают ясное представление о качестве усвоения учащимися раздела или темы, позволяют учителю в дальнейшем четко организовать индивидуальную в дифференцированную работу.

Опыт показывает, что проверка знаний учащихся при помощи химических диктан­тов в сравнении с другими методами имеет ряд преимуществ. Так, с помощью диктанта можно проверить самые разнообразные стороны химической подготовки учащихся, от­работать умения и навыки в составлении формул по валентности и определение ва­лентности по известной формуле, в написании уравнений реакций и т. д.

Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет учителю своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется спе­циальных уроков для проверки и закрепления изученного материала.

В процессе обучения мы предлагаем ученикам не только выполнять задания соот­ветствующего диктанта, но и составлять простейшие проверочные работы по опреде­ленному разделу программы. Такой подход позволяет развивать творческое и логиче­ское мышление учащихся.

При проведении химических диктантов мы используем три важнейших группы методов в преподавании химии: словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические, в которых успешно сочетается репродуктивная и продуктивная деятель­ность школьников в учебной работе. Задания химических диктантов, предусматриваю­щие репродуктивную деятельность, требуют воспроизведения учащимися ранее полу­ченных знаний: запись уравнений реакций, формул, схем, рисунков, таблиц, а также выполнение тренировочных задач.

Задания, предусматривающие продуктивную деятельность учащихся, подводят их к необходимости самостоятельного сравнения, обобщения, включают экспериментальные исследования, решение химических задач.

На первом уроке в начале учебного года определяем, как следует оформлять от­веты на задания диктанта.

Некоторые задания (запись формул по названиям и определение соответствую­щих названий по формулам и т. п.) выполняются сразу, об этом предупреждаем уче­ников перед началом диктанта. Каждый вопрос повторяем два раза, чтобы учащиеся успели вникнуть в содержание задания. На выполнение других заданий (составление уравнений, решение задач, выполнение экспериментального опыта и т. д.) даем необ­ходимое дополнительное время. Четкая организация работы позволяет мобилизовать внимание учащихся на самостоятельное выполнение заданий диктанта.

Затем мы вызываем к доске двух учеников, которые записывают правильные ответы на доске, при этом все учащиеся сразу видят допущенные ошибки и получают нужную консультацию.

Нередко работы проверяют сами ученики по контрольному тексту, записанному на доске, который закрыт во время диктанта. Для исправления ошибок учащиеся пользуются зеленой ручкой, ставят оценку согласно критерию, данному учителем.

Если работу проверяет другой ученик, то она оформляется следующим образом:

Графа отвечающего ученика

Графа проверяющего ученика

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Исправления, дополнения, сделанные проверяющим

1.

Na2SO4

1.

Na2SO3

2.

Al(OH)3

2.

3.

H2S

3.

4.

Сульфид калия

4.

Сульфит калия

Оценка:

Проверил(а): фамилия, имя

Проверяющий ученик заполняет свою графу только в том случае, если считает, что допущена ошибка. Такая проверка сопровождается повторением диктанта, проверяющий ставит свою оценку и подписывается. Ни одно исправление здесь не допус­кается. За рецензию учащиеся получают оценку. Этот вид проверки чаше практикуем в восьмых классах. Опыт показывает, что групповая работа на уроке, проведение об­щественных смотров знаний воспитывает у учащихся общественную мотивацию уче­ния, а отсюда — чувство ответственности, долга, принципиальности, добросовестности.

В текстах диктантов условно обозначены дополнительные вопросы, задания, которые проецируются на экран, записываются на доске или предлагаются в виде таблицы.

Приведем содержание диктантов, задания которых устно диктуются учителем.

Химический диктант в IX классе рассчитан на 8 мин урока и позволяет выявить знания учащихся о сильных и слабых электролитах, умение составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей, подготовить их к состав­лению полных и кратких ионных уравнений реакций.

I вариант

II вариант

1. Запишите формулы следующих веществ:

оксида хрома (VI) фосфорной кислоты

соляной кислоты (концентрированной) метана

карбоната кальция сульфата бария

гидроксида марганца (II) разбавленной серной кислоты

нитрата серебра воды

сульфида калия силиката натрия

фосфата натрия углекислого газа

Подчеркните названия

электролитов неэлектролитов

2. Какие из перечисленных ионов являются:

катионами? анионами?

Подчеркните их.

ион магния сульфат-ион

фосфат-ион ион алюминия

карбонат-ион сульфид-ион

иодид-ион силикат-ион

сульфид-ион ион лития

3. Дополнительное задание:

Запишите механизм диссоциации со­ляной кислоты

Почему воду можно считать кисло­той и основанием?

В этом диктанте все три задания учащиеся выполняют под диктовку. После выполнения первого задания делаем небольшую паузу, чтобы учащиеся успели подчеркнуть электролиты и неэлектролиты.

Целью химического диктанта в VIII классе, рассчитанного на 10 мин. является выявление знаний учашихся состава, классификации и свойств различных классов неорганических соединений.

I вариант

II вариант

1. Запишите формулы веществ по их названиям

иодоводородная кислота сульфат свинца (II)

гидроксид бария сероводородная кислота

сульфит цинка угольная кислота

оксид меди (I) хлорид натрия

фосфорная кислота иодид железа (II)

гидроксид марганца (II) гидроксид рубидия

хлорид алюминия фтороводородная кислота

2. Записать уравнения, соответствующие данным превращениям:

фосфороксид фосфора(V)

фосфорная кислотафосфат калия

сераоксид серы (IV)сернистая кислотасульфит калия

3. Дополнительное задание:

Составьте два примера уравнений реакций взаимодействия:

основного оксида с кислотой

щелочи с кислотным оксидом

Первое задание учащиеся выполняют сразу по мере диктовки, а второе и третье задания сначала диктуются, на их выполнение отводим 5—6 мин.

Нередко в диктантах встречаются задания, выполнение которых требует не только слухового, а и зрительного восприятия. Текст задания пишем на доске и в нужный момент открываем его.

Приведем текст такого диктанта в VIII классе:

I вариант

II вариант

1. Запишите названия веществ по их формулам:

NaOH Н3РО4

HNO3 Na2S

A12(S04)3 КОН

LIOH HCI

K20 SO2

H2S H2СO3

C02 P205

2. Запишите формулы веществ по валентности и уравнения реакций, соот­ветствующие следующим превращениям:

II II II I II I

Mn MnO MnNO3  МпОН

При помощи проектора также проецируем на экран условия задач, не требующих сложных вычислений и оформленных в виде таблиц. Например, текст химического диктанта в IX классе, рассчитанного на 10 мин, по теме «Гидролиз солей» оформляем на слайде:

I вариант II вариант

1. Как практически осуществить превращения, выраженные схемами:

SO32- + HOH HSO3 + OH Al3+ + HOH AlOH2+ + H+

2. Решите задачу:

СО

O2

СО2

2 моль

x моль

y моль

СО

O2

СО2

x л

44,8 л

y моль

3. Закончите уравнения окислительно-восстановительной реакции, напишите электронный баланс:

Al + НСl Н2 + ? Сu + H2SO4 (конц.) SO2 + ? + ?

Укажите окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстанов­ления.

Дополнительное задание: закончите уравнения окислительно-восстановительной реакции:

Zn + HN03 Zn (NO3)2 + NO + H20 Na + HNO3 NaNO3 + N2O + Н2О

Как показывает опыт, применение химических диктантов для проверки знаний учащихся позволяет более эффективно организовать учебный процесс и основную часть урочного времени использовать для объяснения нового материала и его закрепления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать херобрин присоединился к игре
  • Как написать хенде хох
  • Как написать хендай солярис на английском
  • Как написать хеллоу на калькуляторе
  • Как написать хеллоу ворлд на питоне