Как написать хороший пресс релиз

Примеры пресс-релиза. Как написать цепляющий пресс-релиз

Каким должен быть хороший пресс-релиз? Как написать его так, чтобы он не полетел в мусорную корзину, чтобы журналист прочитал его и взял в работу. Pressfeed разобрал цели, структуру, правила написания и конкретные примеры.

Как написать цепляющий пресс-релиз

Иллюстрация Екатерины Урусовой

Что такое пресс-релиз?

С понятием пресс-релиза стоит определиться еще на берегу, дабы избежать возможных неточностей, ошибок и заблуждений. Пресс-релиз — это информационное сообщение для прессы, в котором есть новость, официальная позиция по какому-то вопросу, ответная реакция на определенный информационный повод, анонс какого-то события.

Нужно четко понимать, что пресс-релиз — это в первую очередь новость, поэтому он должен отвечать четким критериям:

  • новизна;
  • актуальность;
  • информативность.

Если вы хотите, чтобы материал напечатали в целевых СМИ, важно, чтобы информация, в нем отраженная, была прежде всего интересной, в этом случае шансы на успех значительно возрастают. Не стоит забывать и о золотом правиле: в одном пресс-релизе должна быть одна новость. Рассказывать обо всем и сразу не стоит, это будет запутывать, отвлекать адресата и, в итоге, может негативно сказаться на общем впечатлении от материала.

Готовый пресс-релиз можно разместить здесь. Если он попадает в повестку — СМИ берут его в публикации.

Не стоит пренебрегать и возможностью снабдить пресс-релиз комментариями руководителя компании , авторитетных в своей теме экспертов. Хорошо, если в тексте будет статистика и уникальные факты. Не забывайте про то, что текст должен быть тематически и профессионально ориентирован и интересен аудитории того издания, в которое он отправляется.

Итак, примером хорошего пресс-релиза будет текст с актуальной новостью, наполненный информативным содержанием и без воды.

Структура пресс-релиза

Задаваясь вопросом о том, как написать пресс-релиз, нужно в первую очередь подумать о его структуре. Внутреннее строение пресс-релиза похоже на дом. И фундаментом для него служит краткий, четкий и одновременно яркий, интригующий заголовок.

Заголовок

Не используйте скучный или малоинформативный заголовок. Заголовок – это основная часть вашего пресс-релиза, его «визитная карточка», он должен быть коротким и интересным.

Заголовок должен содержать в себе новость (информационный повод), упоминать название компании (имя бренда) или события, о котором пойдет речь в тексте и отвечать на вопрос: что? Помните о том, что заголовок, это одна из главных составляющих текста, яркий маркер, который выделяет его среди множества других, и именно от него зависит, будут ли вообще читать вашу новость.

Некоторые придумывают заголовок до написания самого текста, другие возвращаются к этому пункту в конце, универсального совета в таком вопросе быть не может, поскольку подход у всех разный, важно одно — заинтересовать читателя.

Лид

Конкурировать по степени значимости с заголовком может только лид, его задача рассказать: когда и где что-то произойдет или уже произошло. Лид в пресс-релизе — это информационная основа всего текста, он призван моментально привлечь внимание к основной части материала и дополнить идею заголовка. Лаконичность — главная черта лида. Достаточно 2-3 предложений, которые дадут читателю ответы на вопросы: когда, где, как и зачем.

Пример удачных заголовка и лида в пресс-релизе

Заголовок: Теперь в Москве наливают бесплатно!

Лид: Приложение iDrink: за 390 рублей в месяц можно каждый день получать бесплатные кофе, вино, коктейли в 200+ ресторанов и кафе Москвы. Ежемесячная выгода при частом использовании iDrink превышает 10-15 тыс. рублей.

Источник: пресс-релиз компании «Айдринк».

Тело текста

Тело пресс-релиза или его основная часть должно стать логическим продолжением лида и раскрыть все подробности инфоповода. Здесь уже могут быть выдержки из исследований, факты, цифры, статистика, аргументы, цитаты экспертов, руководителя.

Уделите особое внимание первому абзацу, сделайте его максимально информативным, ведь не секрет, что внимание читателя от абзаца к абзацу рассеивается, поэтому не стоит списывать «вступление» со счетов.

Помните, вы должны рассказать историю. Конечно, это не художественный текст и требования к лаконичности (пресс-релиз должен быть объемом не более 2 тыс. знаков) не очень-то располагают к сторителлингу, но люди всегда охотнее будут обмениваться историей, а не сухими фактами, поэтому стоит найти определенный баланс в этом вопросе и сделать новость интересной.

При этом не пишите художественный текст. Пресс-релиз – это не та вещь, где нужно упражняться в творчестве. Релиз – это сообщение СМИ. Поэтому никому не нужны «языковые навороты» в вашем тексте.

Когда пресс-релиз будет готов, дайте ему некоторое время «полежать». Затем прочитайте его вслух, желательно несколько раз, это поможет убрать лишнее, скорректировать текст и сделать его более информативным и лаконичным.

Пример пресс-релиза

Заголовок

6 причин начать использовать виртуальный тур 360° при просмотре недвижимости

Лид

Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.

Тело текста (первый абзац)

Аренда и покупка жилья в интернете уже давно перестали быть сценариями из научно-фантастических фильмов. Более того, сегодня при подборе объекта недвижимости стало необязательным даже приезжать на осмотр — новейшие достижения человечества в области использования виртуальной реальности (VR) позволяют «прогуляться» по будущей квартире, не выходя из дома или офиса. Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.

Источник: пресс-релиз портала Mesto.ua.

Далее в пресс-релизе рассказывается, что такое виртуальный тур 360°, как с его помощью повысить свою конверсию, про мобильность сервиса, экономию времени, преимущества визуализации объекта и т. д. То есть полностью раскрывается содержание заголовка и лида. Причем текст разделен на главки, что очень удобно для восприятия.

Что еще нужно знать о подготовке и рассылке пресс-релизов

  1. Избегайте сложно читаемых предложений с деепричастными и причастными оборотами, витиеватых фраз, специальной лексики, аббревиатур, кроме общеизвестных. Пишите понятным и живым языком.
  2. Избегайте оценочных суждений.
  3. Старайтесь не употреблять слов-связок, которые воспринимаются, как канцелярит: «вследствие чего», «таким образом», «впоследствии».
  4. Проверяйте орфографию и пунктуацию.
  5. Старайтесь уместить пресс-релиз на одной, максимум на двух страницах.
  6. Сделайте краткий анонс пресс-релиза и поместите его в тело письма, это повысит шансы на прочтение его журналистом. Находясь в цейтноте, зачастую просто некогда открыть файл с пресс-релизом, поэтому важно уловить суть моментально, из самого тела письма.
  7. Формулируйте тему письма кратко.
  8. Заранее создайте шаблон пресс-релиза со своими контактами:

Шапка. Вся информация о компании, название, логотип, адрес, номера телефонов, указание на распространителя пресс-релиза в случае, если компания прибегает к услугам пиар-агенства.

Информация о контактных лицах. Фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты и персонального сайта, если таковой имеется. Дополнительно можно указать время, в которое лучше связываться по тем или иным вопросам.

Выходные данные пресс-релиза: место, время события.

В качестве бонуса

Релиз готов и вышколен. Осталось понять как быстро выйти на редакции российских топовых и отраслевых СМИ — Forbes, Коммерсант, Аргументы и факты и другие, — и при этом не спамить на имейлы редакции, вызывая отторжение. Делается это самостоятельно и бесплатно с помощью платформы Pressfeed.

Работает так: после регистрации вы попадете на ленту запросов, где журналисты из различных медиа, включая телеканалы и радио, запрашивают материалы для своих статей по различным темам. Часто требуются эксперты для интервью, авторы статей и колумнисты.

Нашли запрос по своей теме, отвечаете журналисту. Не имеет значения являетесь ли вы представителем крупной компании или частным лицом, главное — располагать информацией по теме запроса.

А теперь вишенка — платить за публикации в СМИ не нужно! Это взаимовыгодное сотрудничество — журналисты получают экспертные мнения, а эксперты — бесплатный пиар в целевых СМИ и увеличение трафика потенциальных клиентов.

Алиева Кристина

Последние лет 10 пиарщики и прочие сочувствующие люди из медиаиндустрии дружно хоронят пресс-релизы. Мол, пресс-релиз мёртв и теперь всем СМИ подавай уникальную информацию. Но бывают случаи, когда пресс-релиз компании просто необходим — например, когда у вас ПАО и вам по закону необходимо известить общественность о финансовых результатах компании или сообщить о перестановках в топ-менеджменте. Или когда от деятельности вашей организации зависит благополучие всего города (например, вы отвечаете за электричество, воду или подачу тепла), а на линии случилась авария. Или когда вы организуете масштабный event и хотите пригласить на него как можно большее количество людей.

Во всех этих случаях тот или иной вид пресс-релиза бывает просто жизненно необходим. Но, несмотря на то, что пресс-релиз является самым базовым PR-текстом, от журналистов с подозрительной частотой поступают жалобы на то, что профессиональные (вроде как) пиарщики, писать релизы не умеют.

Кристина Алиева, директор по связям с общественностью сервиса InPresso подготовила небольшой текст с рекомендациями о том, как сделать релиз максимально удобным для журналиста.

Правило №1: Придерживайтесь правила «перевернутой пирамиды»

Правило «перевернутой пирамиды» возникло в эпоху расцвета печатных СМИ в Америке. Тогда журналисты придумали очень удобную систему написания новостей, которая сокращала бы временные затраты на редактуру: основная информация новости содержится в первом абзаце (лиде), а дальше абзацы содержат детали новости по убыванию значимости. Такая структура текста позволяла при нехватке площади на полосе не глядя отсекать абзацы, начиная с самого последнего.

Идеально написанная новость — это та, в которой можно оставить только лид, и при этом читатель всё равно сможет понять, в чем же, собственно, новость.

Позже пиарщики тоже прознали про это правило, и, чтобы увеличить шансы своей новости на попадание в газету, начали писать пресс-релизы по правилу «перевернутой пирамиды».

Самое главное, что тут надо запомнить — в первом абзаце должна содержаться вся ключевая информация о событии. Очень коротко эту информацию можно уложить в формулу 5W1H: what, who, where, when, why, how, т.е. в лиде должны быть ответы на вопросы «что произошло?», «кто участвовал/организовывал?», «где произошло/произойдет событие?», «когда произошло событие?», «почему произошло событие?» и «как оно произошло?».

Помните — лид должен быть новостью уже сам по себе. Не обязательно всю информацию укладывать в одно предложение, но желательно уместить пару предложений с ответами на ключевые вопросы в один короткий абзац.

Правило №2: Выберите информативный заголовок

Некоторые компании до сих пор предпочитают высылать пресс-релизы без заголовков (или с заголовком «Пресс-релиз»). Это очень затрудняет работу журналиста, который получает по нескольку десятков, а то и сотен писем в день. Если заголовок заинтересует журналиста, то он прочитает лид, если заинтересует лид, то он прочитает и новость до конца.

Существует три базовых подхода к заголовкам новостей.

· Подход первый — вы просто делаете в заголовке выжимку основной идеи пресс-релиза. Например, «Компания N сделала то-то» или «Генеральный директор компании N заявил о том-то».

· Подход второй: представить, как это будет смотреться в СМИ в виде новости, то есть уцепиться за интересную и общественно-значимую деталь. Например: «17 июня возможны перебои с подачей горячей воды в районах X, Y и Z» или «Из-за проведения мероприятия X улицы в центре города будут перекрыты».

· Подход третий — это выноска в заголовок интересной цитаты спикера вашей компании, который комментирует новость. Например, «Иван Иванов, генеральный директор компании N: «Ситуация с X — это происки конкурентов»» или «Иван Иванов, N: «Сотрудники, допустившие ошибку, уже уволены»». Все три типа заголовков могут быть информативны и интересны, но в каждом конкретном случае необходимо выбрать наиболее уместную стратегию.

Правило №3: Дайте цитату эксперта

Цитата очень хорошо оживляет новость, позволяет вписать в неё то, что невозможно вписать в официальный текст новости. Но и тут есть несколько правил.

Во-первых, цитата должна быть от компетентного в вопросе и/или высокопоставленного в организации человека. К слову, это совсем не обязательно должен быть именно генеральный директор.

Например, дать комментарий по вопросам безопасности пользователей интернет-сервиса может технический директор, который по-человечески объяснит, почему ваш сервис так тяжело взломать, а прокомментировать новость о новых возможностях стажировки в вашей компании сможет HR-директор.

Некоторые компании привлекают для своих релизов комментарии экспертов, которые не являются сотрудниками компании — например, запуск новой линии производства полезных продуктов может прокомментировать квалифицированный врач-диетолог, а развенчать скандальную новость о том, что в вашей колбасе нашли мышь, может руководитель местного отделения надзорного органа, который совсем недавно проверял соответствие вашего производства требованиям законодательства и никаких отклонений не нашел.

Во-вторых, цитата должна быть достаточно эмоциональной, чтобы иллюстрировать речь живого человека, но содержать достаточное количество конкретики — данных, цифр, мнений и т.д.

Правило №4: Используйте только редактируемые форматы файлов

Пиарщики, которые отправляют пресс-релизы в формате PDF или в виде скана подписанного начальством релиза, конечно, давно уже стали притчей во языцех среди журналистской братии. Скажем только одно — не надо так.

Присылайте пресс-релиз журналисту в том виде, в котором он сможет его прочесть, скопировать и отредактировать.

Самые продвинутые, помимо приложенного файла релиза в Word, дублируют ещё и текст новости в теле письма, чтобы сэкономить журналисту и те наносекунды, которые тот тратит на открытие или загрузку приложенного к письму файла. Стоит так делать или нет — решать, конечно, вам, но журналисту такой подход и правда очень удобен.

Вообще, в принципе, сопроводительное письмо к релизу игнорировать не стоит. Даже если вы не дублируете текст новости в письмо, хотя бы в двух словах объясните, в чем содержание новости. И да, вместо темы можно (и нужно) использовать заголовок релиза, чтобы журналист не запутался в километрах переписки с вами, если такая возникнет.

Правило №5: Позаботьтесь о дополнительных материалах

Не нужно думать, что работа над релизом закончилась тем моментом, когда вы написали сам текст. Журналистам сегодня нужны и дополнительные материалы. Например, если вы написали релиз о финансовых результатах компании, пришлите и отчет о финансовой деятельности, чтобы журналист мог сам его изучить и найти что-то интересное. Если вы пишете релиз об аварии, которая вызвала гололёд на улицах города, приложите фотографию с места событий. Если ваша новость заключается в том, что в вашей компании сменился топ-менеджмент, то приложите к релизу биографические справки менеджеров и их фотографии. Если ваш релиз содержит комментарий спикера и при этом вы отсылаете его на радиостанцию, запишите аудио-версию комментария.

Важный совет: если файлов слишком много и они тяжелые, то не стоит прикреплять их к письму — так возникает риск того, что ваше письмо не дойдет до адресата из-за большого размера или попадет в спам. Делайте скидку на то, что не всем журналистам нужен весь объем мультимедиа-файлов, которые вы собрали: кому-то нужна только одна фотография, а кто-то захочет скачать аудиокомментарий. На этот случай лучше выложите все тяжелые мультимедиа-файлы на файлообменник и дайте журналистам доступ к этому архиву (пришлите ссылку). Максимально облегчите журналистам навигацию по виртуальной папке в файлообменнике: на каждом файле должна быть подпись того, что там внутри. То есть «Фото Ивана Иванова (портрет)», а не просто «IMG 082012».

Ну и, конечно, не стоит писать новости по всем маломальски значимым поводам. Здраво оценивайте новостной потенциал вашего релиза и не отправляйте новость в те СМИ, которые априори не заинтересованы в подобной информации.

Как сделать правильный пресс-релиз

author__photo

Содержание

Чтобы получить эффективное освещение в СМИ, необходимо уметь составлять грамотные пресс-релизы. Но в какие сроки они должны вписываться и какую информацию следует туда включать?

Есть несколько чётких правил написания пресс-релизов, охватывающих все сферы —  от подачи до структуры. Именно о них пойдёт речь в данной статье.

Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch

Узнать подробнее

Что такое пресс-релиз

Пресс-релиз — информационное сообщение, предназначенное для прессы. Оно содержит официальную позицию компании по какому-либо вопросу, анонсирует событие или высказывает реакцию на происходящие события. Чаще всего пресс-релизы выпускают в связи с:

  • Выходом новой продукции. Вспомните, какую рекламу проводит Apple перед выходом нового айфона. В новостях уже за несколько недель появляются тексты пресс-релизов.
  • Мероприятием. Любое значимое и интересное аудитории событие — конкурс, акции в честь праздников можно оформить в пресс-релиз.

В основе любого пресс-релиза лежит новость, а потому он обязательно характеризуется:

  • новизной;
  • актуальностью;
  • информативностью.

В сообщении не должно быть больше одной новости. Смешивание нескольких событий может расставить неверные акценты и запутать аудиторию.

Виды пресс-релизов

Пресс-релизы бывают нескольких видов, в зависимости от целей публикации:

  • Информационный. Цель такого сообщения — рассказ о компании, услуге, продукте. В тексте говорится об изменениях, выходе на новый уровень. Информационный материал обязательно содержит сведения о промежуточных этапах работы.

информационный пресс-релиз

  • Анонсирующий. Сообщение рассказывает о грядущем событии. Такой пресс-релиз обычно содержит приглашение на мероприятие. В тексте есть план, идея и цели будущего события.
  • Новостной. Рассказывает о прошедших событиях. Пресс-релиз насыщен подробностями: имена участников, ход мероприятия, результаты. Другое название такого типа пресс-релиза — итоговый.

новостной пресс-релиз

Для качественной рекламы нужно правильно подобрать тип пресс-релиза, учитывая его особенности и маркетинговую стратегию компании.

Структура пресс-релиза

Структура пресс-релиза

Некоторые утверждают, что пресс-релизы более не актуальны. Говорят, это скучный формат, нацеленный на нерелевантную аудиторию. Но, прежде чем развеять некоторые мифы, начнём с определения того, что такое пресс-релиз и для чего он на самом деле нужен.

Основная идея пресс-релиза — коммуникация. Неважно, оформлен он в виде колонки в газете или на сайте, интервью или видеоролика. Главное — эффективность. Основная цель пресс-релиза — получить освещение и быть замеченным целевой аудиторией.

Чтобы иметь возможность написать эффективный пресс-релиз, необходимо сначала понять его структуру:

Заголовок

Прежде всего, пресс-релиз должен иметь привлекательный заголовок. Это первое, что люди прочтут, и на основании этого примут решение, хотят ли они прочитать всё целиком или нет.

Постарайтесь сделать заголовок коротким — так он легче будет читаться и выглядеть привлекательно. До тех пор, пока его длина не превышает 110 символов, им могут поделиться в твиттере. Придумайте свежий интересный заголовок — процесс принятия решения занимает около 3 секунд, поэтому важно успеть привлечь внимание зрителей.

Лид

Вторая самая важная часть вашего пресс-релиза — это лид, краткое вступление к основному тексту, подводка.

Именно здесь нетерпеливые найдут ответы на самые важные вопросы. В своей подводке ответьте на вопросы 5W:

  • О чем новость?
  • Кто действующие лица?
  • Когда это произошло?
  • Где это произошло?
  • Почему это так важно?

Ваш лид должен быть достаточно длинным, чтобы охватить основные моменты, но достаточно коротким, чтобы сохранить интерес аудитории. Не тратьте время читателя — вы должны разжечь его любопытство, а не давать все детали сразу.

Источник

Если пресс-релиз берёт за основу внешние источники, обязательно приведите ссылки. Таким образом, он станет более достоверным в глазах аудитории. Крайне важно убедиться, что все источники оперируют реальными фактами, а не фейками.

Детали

Раскройте важные детали — основную информацию, которая подтверждает, что пресс-релиз заслуживает публикации. Не нужно писать роман — просто дайте краткие вводные, чтобы репортерам захотелось создать на их основе качественный интересный материал.

Цитаты

Цитаты нравятся людям. Они всегда привносят в текст альтернативный взгляд и делают его более разнообразным. Цитаты сделают выпуск интересным, а структуру более комфортной для восприятия.

Дополнительные данные

Если есть что добавить, лучше это сделать, но не стоит переусердствовать. Иногда меньше — значит лучше, и это полностью актуально для пресс-релизов.

Контактная информация

Добавьте свои контактные данные, чтобы журналисты, получившие пресс-релиз, знали, как с вами связаться. Это важно, так как у вас могут взять интервью или задать дополнительные вопросы. Если элементарно не представиться, шансы на публикацию невелики.

На каких аспектах сосредоточиться и на кого ориентироваться

Прежде чем приступить к написанию пресс-релиза, самое важное, о чем следует подумать — это целевая аудитория. Помните, что угол освещения события, который заинтересует читателей специализированного издания и местной газеты, сильно отличается. Лучше готовить разные версии пресс-релиза для разных целевых аудиторий.

Журналисты и лица, принимающие решения, ищут в истории ключевые элементы. Необходимо точно понимать тематику издания и общий тон материалов, иначе у вашего релиза велик риск попасть в мусорную корзину.

Как написать пресс-релиз

В первую очередь определите цель сообщения. Новость нужно подавать кратко, понятно и в то же время интересно. Поэтому объем пресс-релиза не должен занимать больше 2500 знаков без пробелов — примерно полторы страницы формата А4. Но лучше уложиться в одну страницу.

Каждое сообщение имеет заголовок, отражающий суть текста. По его названию должно быть понятно, о каком событии идет речь. Читателю сложно воспринимать несколько мыслей в одном предложении. По этой же причине абзацы должны состоять не более чем из 6 предложений, чтобы текст не выглядел «простыней».

Есть несколько правил по написанию успешного пресс-релиза:

  1. Не усложняйте текст предложениями с деепричастными и причастными оборотами. Пишите простым, понятным, но при этом живым языком.
  2. Избегайте профессионализмов, канцеляризмов, жаргонной и разговорной речи. 
  3. Исключайте оценочные суждения. Используйте вместо них факты и цифры.
  4. Подкрепляйте историю аргументами, избегайте неопределенных формулировок. 
  5. Вместо местоимений используйте название организации.
  6. Вставляйте в пресс-релизы ключевые слова, важные для ваших покупателей.
  7. Размещайте в релизе гиперссылки на основные страницы вашего сайта.

Оформлять пресс-релиз лучше минималистично — без смайликов и нестандартных шрифтов. Чтобы дополнить текстовую информацию, используйте графические баннеры.

Чек-лист: идеальный пресс-релиз

Дважды проверьте содержание и структуру пресс-релиза, прежде чем его отправить. Удостоверьтесь, что он отвечает следующим критериям:

  • Содержит все вышеперечисленные элементы.
  • Достоин отдельной новости.
  • Объём 200-400 слов.
  • Цепляющий заголовок.
  • Объективный, не рекламный.

Если соблюдены все эти простые условия, есть большие шансы, что пресс-релиз пройдёт во многие медиа. Только внимательно отнеситесь к выбору ресурсов и отправьте заготовку в правильный момент.

Примеры лучших пресс-релизов

Рассмотрим способы создания пресс-релизов на примере самых удачных. 

пример пресс-релиза

В тексте есть все, что нужно успешному пресс-релизу: 

  • привлекательный заголовок с упоминанием бренда;
  • актуальный инфоповод;
  • правильная структура с делением на абзацы;
  • экспертное мнение;
  • упоминание бренда в заголовке;
  • актуальный и цепляющий новостной повод.

Пресс-релиз максимально информативный, без «воды» и оценочных суждений.

пример хорошего пресс-релиза

В этом примере пресс-релиза заголовок сразу привлекает внимание за счет актуальности темы. В лиде и основной части раскрыты детали новости: описание функций новой платформы, ее преимущества перед Zoom. Важно, что здесь есть экспертное мнение — цитата автора проекта.

пресс-релиз строительной компании

На изображении пресс-релиз строительной компании. Его тоже отличает цепляющий заголовок, который сообщает новость. Несмотря на то, что в заголовке нет названия бренда, релиз выигрывает за счет актуального информационного повода. Причем, компания сама его создала, ведь никаких событий или мероприятий не происходило. Строго соблюдая структуру (лид, основная часть с подробностями, экспертное мнение), компания аккуратно и ненавязчиво вплела в текст ссылки на свой сайт и предложение для потенциальных покупателей.

пресс-релиз одноклассников

Статья про «Одноклассники» — пример эффективного пиара с помощью пресс-релиза. Компания рассказывает о новых функциях, которые будут удобны пользователю. В тексте видно, что авторы знают потребности и «боли» своей аудитории. Они делают упор на техническую часть и пользу для потребителя, упоминая бренд.

Заключение

Пресс-релизы — эффективный элемент рекламной кампании. Публикации в СМИ помогают повысить узнаваемость бренда, расширяют клиентскую базу и привлекают новых партнеров. Правильное сообщение будет в меру сдержанным, с ненавязчивым рекламным посылом. С помощью такого формата можно не только анонсировать событие в прессе, но и рассказать о компании читателям — потенциальной аудитории бренда.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Когда я работала в СМИ, нам присылали много пресс-релизов. Некоторые мы забраковывали сразу, некоторые публиковали
платно, а из некоторых получались вполне годные новостные материалы. Расскажу, почему так получалось, как написать
правильный пресс-релиз и какими они бывают.

Что такое пресс-релиз

Пресс-релиз — это небольшая заметка, в которой компания сообщает прессе о событии: проведенном или предстоящем
мероприятии, запуске нового продукта или услуги, кадровых изменениях, простыми словами, это информационное сообщение
для СМИ.

Зачем компании присылают в СМИ релизы?

  • Чтобы рассказать о своем бренде, повысить его узнаваемость.
  • Проинформировать о важном событии.
  • Укрепить репутацию
    компании, дать комментарий по ситуации.
  • Привести трафик на сайт.
  • Расширить целевую аудиторию, привлечь новых клиентов и повысить продажи.

Пресс-релиз относится к пиар-активностям. СМИ, медиа и
новостные сайты могут публиковать их за деньги, а могут и бесплатно. Предлагаю рассмотреть именно бесплатный
вариант: зачем тратить деньги компании, если можно постараться заинтересовать журналистов!

Да-да, журналисты и редакторы тут главные действующие лица. Если они забракуют материал — пиши пропало, или
заново переписывать, или оплачивать публикацию. Хороший пресс-релиз должен быть:

  • Актуальным. Странно сообщать о событии, которое прошло месяц назад или
    состоится через год.
  • Информативным. Причем событие должно быть релевантно масштабам издания.
    Новость об утреннике в детском саду, который провела местная компания, с радостью примет районная газета, но
    никак не федеральное СМИ.
  • Акцентированным на одном событии. Каша из инфоповодов — не лучший
    вариант.
  • Кратким. Стандартной странички А4, или 2000 знаков без пробелов, вполне
    достаточно.
  • Не рекламным. Многие пиарщики этим грешат: нахваливают компанию,
    скатываются в откровенную рекламу. Нативнее, нативнее!

Виды пресс-релизов

Они различаются по целям публикации.

Информационный. Пишется, чтобы проинформировать читателей о новостях
компании, запуске нового продукта, расширении или поглощении бренда и т. д.

 Пример информационного релиза

Пример информационного релиза

Анонсирующий. Цель такого релиза — рассказать о предстоящем событии:
пресс-конференции, мероприятии и т.д.

Пример анонсирующего релиза

Пример анонсирующего релиза

Новостной. Рассказывает об уже прошедших событиях, информирует читателей. По
сути это та же новость — ее готовят пиарщики и предлагают СМИ и новостным сайтам.

Пример новостного релиза

Пример новостного релиза

Структура пресс-релиза

Во многом похожа на структуру новости и идет от самого важного к самому незначительному. Каждый релиз строится по
универсальному шаблону:

  1. Заголовок.
  2. Лид — краткое описание инфоповода.
  3. Основной текст:
    • Как к этому причастна компания — организует, проводит, анонсирует, сообщает.
    • Самые важные тезисы, которые зацепят читателя.
    • Комментарий представителя компании или героя релиза.
  4. Блок о компании
  5. Контакты, ссылки.

Разберем каждый пункт.

Заголовок

Я уже писала, как составить кликабельный заголовок и как не
скатиться в кликбейт. Так вот: заголовок пресс-релиза ничем не отличается от заголовка статьи: чем он будет
ярче, тем больше шансов зацепить журналистов. Выносите в заголовок броские цитаты руководства компании, ставьте
цифры, удивляйте фактами. При этом не забудьте описать сам инфоповод. Очень кратко расскажите, что произошло и какое
отношение к этому имеет бренд.

Просто представьте себе журналиста крупного СМИ: ему приходит несколько десятков пресс-релизов в день. Могу
поспорить, что некоторые письма со скучными заголовками он даже не читает и не открывает, потому что по
опыту знает, что там будет скукота и самореклама. А вот если среди них попадется яркий заголовок —
огонь, буря, безумие! Как минимум такой материал дочитают до конца.

Лид

Или первый абзац текста, 2–3 предложения. Контрольный выстрел нашему уставшему журналисту — заголовок
классный, да еще и лид интересный — ну все, берем!

Есть много советов о том, как написать лид для статьи. Но не будем городить огород: мы говорим все же не об авторской
статье, а о скромном (но достойном!) пресс-релизе. Просто берем основной инфоповод из заголовка и раскрываем его
детальнее: что произошло, когда и где, почему это должно быть важным читателям.

Здесь помимо основной информации, читателям предлагается триггер: даже обычная женщина может стать королевой!

Здесь помимо основной информации, читателям предлагается триггер: даже
обычная женщина может стать королевой!

Основной текст

Берем все тот же инфоповод и раскрываем его еще детальнее. Заголовок, лид, текст — как матрешки, в которых
текст раскрывается поэтапно, глубже и глубже.

Чем дальше в текст, тем больше новых подробностей мы открываем читателям

Чем дальше в текст, тем больше новых подробностей мы открываем
читателям

Вот что можно написать в основном тексте:

  • Проблематика. Расскажите, почему ваша новость так важна для мира,
    страны, города, конкретного сегмента целевой
    аудитории.
  • Данные исследований, статистика. Такие данные внушают больше доверия
    написанному.
  • Мнения и аргументы. Постарайтесь, чтобы они были хоть немного разными, а
    не все наперебой восхваляли компанию и ее услуги.
  • Польза для читателя. Очень важный пункт: мало кому интересно читать
    новость компании, а вот если указать выгоды, дать советы и рекомендации — материал обретет дополнительную
    ценность.
  • Комментарии эксперта со стороны компании. Необязательный пункт, но с
    ними материал смотрится живее.

 «ВКонтакте» в своих релизах почти всегда приводит цитаты

«ВКонтакте» в своих релизах почти всегда приводит цитаты
  • Визуал: фото и видео по теме, инфографика.

Инфографика кратко объясняет суть новшества. Это тоже релиз VK

Инфографика кратко объясняет суть новшества. Это тоже релиз VK
  • Ссылки на сайт компании. Далеко не
    всегда получится убедить редактора оставить их и сделать кликабельными — это возможно, только если
    пресс-релиз платный и о-о-о-чень важный и полезный для редакции. Но попробовать можно: у меня получалось.

Информация о компании

Кратко напишите самое важное о бренде: когда был создан, основные направления развития. Также сюда можно прикрепить
логотип.

Контакты

Напишите их в теле письма и продублируйте в конце документа, чтобы журналисты знали, как вас найти. Укажите не только
телефон и почту, но и рабочие мессенджеры.

Как написать пресс-релиз, чтобы угодить журналистам и читателям

Помните: вы работаете на две аудитории. Сначала надо понравиться журналистам или редакторам: именно от них зависит
судьба публикации. Да и на долгосрочное сотрудничество это влияет.

Если вы несколько раз пришлете хорошие пресс-релизы, которые только чуть обработать и ставить в печать
— к вам будут относиться лояльно. Это как зачетка, на которую сначала работаете вы, а потом она
работает на вас.

Но если и другая ЦА — читатели, под них тоже надо подстроиться. В онлайн-изданиях реакцию читателей отследить
легко: хороший трафик и охваты, положительные комментарии — значит, материал нормальный, будем сотрудничать.
Если публикация не приносит редакции профита — какой в ней смысл?

Дам советы по написанию успешного пресс-релиза:

  1. Подчеркивайте уникальность. Если вы предлагаете то, чего еще не было или
    редко было на российском рынке — поверьте, за это зацепятся. Любому изданию всегда нужны интересные
    инфоповоды.
  2. Можно прямо написать в заголовке «уникальный»

    Можно прямо написать в заголовке «уникальный»
  3. Пишите проще, как можно проще. Иногда пиарщики изъясняются столь высоким
    слогом, что непонятно — а что сказать-то хотели? «В настоящее время деятельность нашей компании
    тесным образом связана с индустрией необходимых для жизнеобеспечения и поддержания здоровья компонентов»
    — что, простите? Может, имелось в виду — в 2022 году мы начали поставлять лекарства?
  4. Уберите штампы и канцелярит. «В нашей динамично развивающейся
    компании гибкая система скидок и индивидуальный подход к каждому клиенту, особенно это стало актуальным в наше
    непростое время» — на этом моменте даже самый терпеливый журналист матюкнется и закроет документ.
  5. Давайте конкретику. Скажите как есть — не как в цитате из
    предыдущего пункта, а прямо — «Мы снизили цены на 20 % в связи с кризисом».
  6. Не расхваливайте компанию, если это не заметка для корпоративной газеты
    или не платная публикация. Да и в принципе избегайте оценочных суждений: пресс-релиз должен быть объективным,
    четким и по делу.
  7. Оформляйте документ правильно. Форматируйте, разбивайте на абзацы,
    добавляйте списки, цитаты, врезки, обязательно украшайте визуалом. Если сами подберете картинку-превью —
    будет отлично. Журналистам меньше работы — кто же от такого откажется!
  8. Давайте пользу читателям, заинтересовывайте их. В идеале сделайте так,
    чтобы они прошли по ссылке на сайт (если ее не уберут в редакции) или хотя бы запомнили название компании.

Мой личный совет: чтобы заинтересовать журналистов и читателей, сделайте из скучного пресс-релиза настоящую
статью со всеми ее атрибутами: ярким заголовком, богатой фактурой, прямой речью экспертов.

Сейчас расскажу на примере, как это сделать.

Однажды ко мне обратился заказчик с просьбой написать пресс-релиз про конкурс красоты, одну из победительниц и ее
бизнес. Информации было мало: мне прислали ссылку на «Нельзяграм» героини, страницу конкурса там же и
название номинации. Негусто.

Конкурс прошел недавно, я нашла буквально пару новостей о событии. Для полноценного материала этой фактуры было явно
мало.

Предложила заказчику связаться с героиней пресс-релиза и задать ей вопросы:

Получилось полноценное интервью

Получилось полноценное интервью

После того как героиня ответила, я вплела ее слова в информацию о событии. Аккуратно и нативно рассказала о ее
бизнесе, указала название компании. Одно из высказываний решила вынести в заголовок. Набросала несколько вариантов,
чтобы была возможность выбрать:

Скрин материала из Google Docs

Скрин материала из Google Docs

В итоге получилась полноценная мини-статья, написанная по всем правилам.

Статью опубликовали на новостном портале, цель была достигнута

Статью опубликовали на новостном портале, цель была достигнута

Написали, а что дальше?

А дальше, как в сказке, три пути:

  1. Вручную отправлять материалы в СМИ и медиа. Времени придется потратить немало: сначала найти подходящие
    площадки, узнать контакты редакции, затем отправить письма, потом еще переписываться с сотрудниками, а может и
    вносить правки… Но все это окупается тем, что вы можете лично общаться с редакторами, налаживать
    отношения и строить задел на дальнейшую работу.
  2. Самостоятельно публиковать на специальных площадках-агрегаторах: inthepress.ru, press-release.ru, P-Reliz.ru и
    других. Это быстро, бесплатно, плюс такие площадки индексируют новостные сайты, и ваш релиз может появиться в
    новостях.
  3. Свежие релизы, опубликованные на одном из таких сервисов в рубрике «PR, маркетинг, реклама»

    Свежие релизы, опубликованные на одном из таких сервисов в рубрике
    «PR, маркетинг, реклама»

    Но при этом вы не получите обратную связь от редакции и не сможете понять, что не так в материале и как сделать
    его лучше. Модерация на этих площадках есть, но условная: главное, чтобы релиз соответствовал правилам сайта.
    Поэтому там можно встретить и канцелярит, и штампы, и тяжелый язык с обилием терминов. В СМИ такое вряд ли
    пропустят.

  4. Найти специалиста или агентство, которое возьмет на себя публикацию на релевантных площадках и общение с
    журналистами. Это здорово экономит время: даже бесплатные публикации требуют много ресурсов. Найти эти площадки,
    зарегистрироваться на них, залить текст, добавить картинки… Иногда проще отдать эти работы на аутсорс.

Что еще учесть? Будьте готовы: если материал публикуется бесплатно, его могут отредактировать: сократить текст,
убрать фотографии и ссылки, добавить свои редакционные ссылки.

В релиз добавлены ссылки на другие материалы и Telegram-канал сайта. Это нормально: изданию тоже надо себя пропиарить

В релиз добавлены ссылки на другие материалы и Telegram-канал сайта.
Это нормально: изданию тоже надо себя пропиарить

Сохраните эту статью, возьмите наши советы на вооружение, и пусть ваши пресс-релизы публикуют нужные издания
безвозмездно, то есть даром!

Как написать пресс-релиз

Рано или поздно любой копирайтер сталкивается с задачей написать пресс-релиз. И главная проблема, которая встает чаще всего, – как правильно его написать, если заказчик не дал достаточно информации. Что ж, в написании пресс-релиза, и правда, есть масса нюансов, поскольку этот вид текстов за свою историю претерпел множество изменений и требования к его написанию существенно исказились, равно как и значение понятия «копирайтинг». Впрочем, не все так сложно как кажется на первый взгляд. Устраивайтесь поудобнее, сегодня мы распутываем клубок связей с общественностью и разбираем, как написать пресс-релиз, от которого будет реальный толк.

Что такое пресс-релиз

Пресс-релиз – это информационное сообщение, освещающее тот или иной повод. Как правило, это сообщение пишется для журналистов или редакторов периодических изданий и не носит рекламный характер. Очень часто заказчик просит: напишите мне рекламный пресс-релиз. Если исходить из определения, то это нонсенс.

Для кого пишется пресс-релиз

Исторически сложилось, что пресс-релизы должны были писаться для журналистов печатных изданий – газет и журналов. Это было особенно актуально лет двадцать назад, когда пресса в буквальном смысле правила миром. Сейчас же влияние печатных СМИ существенно уменьшилось, и если раньше PR менеджеры из кожи вон лезли, чтобы зацепить пресс-релизом журналистов, то с развитием информационных технологий и тотальной глобализацией это стало никому не нужным, бесполезным занятием. Теперь пресс-релизы пишутся непосредственно для целевой аудитории и в умелых руках являются очень мощным оружием покорения широких масс.

Структура пресс-релиза

Любой пресс-релиз состоит как минимум из трех основных частей:

  1. Цепляющий заголовок
  2. Лид
  3. Тело пресс-релиза

Рассмотрим их более подробно:

1. Заголовок

Одна из самых важных составных частей пресс-релиза – заголовок. Именно по нему журналисты (изначально) и целевая аудитория (в наши дни) определяют, стоит ли уделять внимание основному тексту. Хороший заголовок – это более 90% успеха пресс-релиза. Одна из грубейших ошибок всех начинающих копирайтеров – игнорирование заголовка или создание его банальным и скучным.

О том, как написать классный заголовок, Вы может прочитать в статье «10 приемов создания эффектных цепляющих заголовков».

2. Лид

Лид – это первый абзац. Информационная основа всего текста. Сразу стоит отметить, что пресс-релиз пишется по принципу «перевернутой пирамиды». В лиде содержится вся основаня информация, которая впоследствии раскрывается в основном тексте.

3. Тело пресс-релиза

Тело пресс-релиза является логическим продолжением лида и раскрывает подробности информационного повода, которому посвящен пресс-релиз. Как правило, в теле содержатся факты, цитаты и описания.

Например, если пресс-релиз посвящен выпуску новой линейки промышленных роботов, то в теле будут в обязательном порядке описаны преимущества новой линейки перед аналогами, выгоды для потребителей и перспективы, которые эта линейка открывает в промышленности.

Особенности современных пресс-релизов

При написании пресс-релиза для СМИ можно давать информацию как угодно (сухо, сжато, официально и т.д.), полагаясь на то, что журналисты сами сделают тексты для своих изданий интересными и читаемыми. Однако теперь, когда пресс-релизы пишутся для потребителей, такой подход показал очень низкую эффективность. Объясняется это просто: каждый день в интернете и без того появляется масса информации. У людей просто нет времени на очередное скучное чтиво.

Секрет написания убойного пресс-релиза

На самом деле, «секрет» – это очень громко сказано. Просто для того, чтобы пресс-релиз возымел должный эффект, нужно писать его не по правилам и канонам классического подхода двадцатилетней давности, а как продающий текст, который делает акцент на проблеме и предлагает ее решение целевой аудитории.

Основное различие состоит только в том, что структура может не в полной мере соответствовать модели AIDA, но, тем не менее, цеплять внимание читателя и вызывать у него живой интерес. Главное правило в этом случае сохраняется: классный заголовок – 90% успеха.

Пример пресс-релиза

Предположим, есть некая вымышленная компания, например, Shard-Toys, которая выпустила на рынок новую игрушку – робота «Мимик», который умеет обучаться и подстраиваться под характер и темперамент ребенка, становясь для него лучшим другом.

С одной стороны, можно было бы просто выложить голые факты, но это неинтересно. Вместо этого пресс-релиз можно красиво обыграть. При этом не стоит забывать, для кого Вы пишете. Если это розничные торговцы, то акцент будет на одних ценностях, а если родители – то на совершенно других.

Вот, например, как может выглядеть пресс-релиз для родителей:

НОВИНКА! Идеальный друг ребенка с совместимостью 99,9%

Практика показывает, что в 40% случаев ребенку трудно угодить с игрушкой, поскольку каждый ребенок имеет уникальное сочетание характера и темперамента. Однако компании Shard-Toys удалось разработать новый формат интеллектуальных игрушек, которые имеют успех у 99,9% детей, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания.

Все дело в том, что большинство родителей покупает игрушки, примеряя их «под себя» или руководствуясь общепринятыми стереотипами: мальчику – машинка, девочке – кукла, при этом совершенно не учитывая, чего хочет сам ребенок.

Инновационная разработка от компании Shard-Toys – робот «Мимик», который с точностью до десятых долей процента анализирует характер и темперамент ребенка, и реагирует на его воздействие самым оптимальным образом, приносящим максимальные положительные эмоции. Кроме того, этот робот обладает встроенной интеллектуальной системой, которая способна обучаться. Таким образом, робот развивается совместно с ребенком и остается его лучшим другом на протяжении долгих лет.

Более того, робот «Мимик» постоянно отслеживает пульс ребенка, его температуру и прочие биологические параметры, и в случае их изменения подает сигнал родителям на сотовый телефон, становясь не только игрушкой, но и переносной диагностической системой, гарантируя родителям дополнительную степень защиты их малыша.

Вот как прокомментировал выпуск новой игрушки директор концерна Shard-Toys, Даниил Шардаков:

Кредо нашей компании – не только приносить детям радость, но и способствовать их развитию самым эффективным образом. Современные ритмы жизни делают многих родителей занятыми, ограничивая их общение с детьми. Конечно, ничто не может заменить родительское внимание, но многие вещи дети узнают посредством игр, и наша цель – сделать эти игры максимально результативными, чтобы они не заменяли внимание родителей, а дополняли его, позволяя ребенку развиваться и делая его счастливым. Робот «Мимик» — еще один шаг в этом направлении.

«Мимики» по специальным акционным предложениям доступны в фирменных магазинах концерна Shard-Toys.

Если Вы распространяете Ваш пресс-релиз в Сети и имеете возможность вставить гиперссылку на промо-материалы, то это позволит повысить эффективность Вашей работы в разы.

Главное – помнить, что любой пресс-релиз – это не только способ заявить о чем-то, но и действенное средство отстройки от конкурентов, которым можно и нужно пользоваться.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Начните пресс-релиз с броского заголовка, выделенного жирным шрифтом. Начните основной текст с даты и города, где пресс-релиз будет выпущен. Первое, оно же ключевое, предложение должно кратко излагать предмет релиза. В остальной части текста важно отразить все важные детали сообщения: кто, что, когда, где, почему и как. Сначала изложите наиболее важные моменты, затем приведите общую информацию, а в конце не забудьте указать контакты.

  1. Изображение с названием Write a Press Release Step 1

    1

    Напишите заголовок. Он должен быть кратким, четким и по существу: для пресс-релиза важно, чтобы заголовок был как можно короче. Профессионалы в области пиара рекомендуют писать заголовок только после того, как написан пресс-релиз. Вернитесь к этому пункту, когда закончите с основным текстом. Помните, именно за заголовок зацепится взгляд любого читателя, так что этот момент крайне важен.[1]

    • Сайт wikiHow признан самым надежным источником информации. Поняли, как это работает? Теперь вы хотите узнать подробности! Заголовок пресс-релиза должен захватывать журналиста так, как читателей захватывают заголовки газет. Он может описывать последнее достижение организации, недавнее событие, заслуживающее огласки, новый продукт или услугу.
    • Заголовки пишутся жирным шрифтом! Шрифт заголовка должен быть крупнее остального текста. Обычно заголовки пишутся в настоящем времени.
    • Первое слово пишется с заглавной буквы, как и все имена собственные. Большинство заголовков пишется строчными буквами, но использование заглавных букв с подходящим шрифтом может придать заголовку более привлекательный внешний вид. Не делайте все слова заглавными.
    • Выделите из пресс-релиза важные ключевые слова. Это самый простой способ написать заголовок. Попробуйте составить из ключевых слов логическое и привлекающее внимание заявление. Если после заголовка идет резюмирующее предложение, примените ту же тактику. Ключевые слова позволят не только улучшить позиции в поисковых системах, но и помогут журналистам и читателям сразу понять содержание пресс-релиза. Посмотрите на действия, указанные в этом первом шаге, и вы поймете, что каждое из них могло бы быть заголовком пресс-релиза.
  2. Изображение с названием Write a Press Release Step 2

    2

    Напишите основной текст. Пресс-релиз должен быть написан так, как вы хотели бы видеть его в новостях. Помните, у журналистов вечно не хватает времени, поэтому они не будут искать дополнительную информацию о вашем особом событии, а напишут рецензию по вашему пресс-релизу. Поэтому он должен охватывать все, что вы хотите, чтобы написали журналисты.[2]
    >

    • Начните с даты и города, в котором будет выпущен пресс-релиз. Не указывайте город только в том случае, если это запутает читателя, например, релиз написан в Москве о филиале компании в Туле.
    • Первое предложение должно захватывать читателя и раскрывать содержание релиза. Например, если заголовок звучит так: «Издательство Карпрен выпускает новую книгу о Второй мировой войне», то первое предложение должно быть примерно таким: «Издательство Карпрен сегодня выпустило новую книгу талантливого писателя Арчи Кей о событиях Второй мировой войны». Это предложение дает дополнительную информацию к заголовку, но также зазывает читать дальше. Следующие одно-два предложения должны развить высказанную в первом предложении информацию.[3]
    • Текст пресс-релиза должен быть компактным. Не используйте слишком длинных предложений и абзацев. Не повторяйтесь и постарайтесь использовать поменьше жаргона. Стремитесь к простоте без лишних слов.
    • Первый абзац (2–3 предложения) должен резюмировать пресс-релиз. В наши дни ни журналисты, ни другие читатели не будут читать пресс-релиз целиком, если начало статьи не вызывает интереса.
    • Предоставляйте факты — события, товары, услуги, люди, цели, намерения, планы, проекты. Вы должны использовать максимальное количество фактов. Простой метод написать эффективный пресс-релиз — это составить список пояснений на вопросы: кто, что, когда, где, почему и как.
  3. Изображение с названием Write a Press Release Step 3

    3

    Текст должен быть ясно связан. Кто, что, когда, где, почему и как — ответы на эти вопросы должны четко проинформировать читателя. Рассмотрим пример составления пресс-релиза на вышеуказанном заголовке:[4]

    • Кто? Издательство Карпрен.
    • Что за новости? Издательство Карпрен выпускает книгу.
    • Когда это произойдет? Завтра.
    • Где будет иметь место данное событие? Во всех крупных книжных магазинах.
    • Почему это новости? Потому что книга написана известным писателем Арчи Кей.
    • Как это будет происходить? Писатель будет раздавать автографы в книжном магазине в Чикаго, а затем совершит тур по стране.
      • После определения основных деталей заполните пробелы дополнительной информацией о людях, продукции, датах и так далее, главное, чтобы она (информация) была связана с новостями.
      • Если ваша компания не является основным предметом новостей, но служит источником пресс-релиза, четко укажите это в тексте.
    • Краткость — сестра таланта. Пресс-релиз не должен превышать трех страниц. В распечатанном варианте должен быть двойной интервал между строками.
    • Вы должны постараться сделать пресс-релиз заслуживающим освещения в печати. Это увеличит его шансы попасть в прессу. Поинтересуйтесь, что актуально для вашего сектора и используйте это, чтобы заинтересовать журналиста или редактора.
  4. Изображение с названием Write a Press Release Step 4

    4

    Напишите пресс-релиз так, чтобы он был написан по делу и с учетом читателей. Есть все шансы, что редактор, которому вы отправите свой пресс-релиз, ежедневно получает десятки таких писем! Если хотите, чтобы ваш пресс-релиз опубликовали, он должен быть хорош, очень хорош! Ну или хотя бы как можно более «готовым к печати»…

    • Первая мысль редактора при виде любого пресс-релиза формулируется примерно так: «Сколько времени я убью на то, что подготовить это к печати?» Если в вашем релизе полно ошибок, не хватает нужной информации и так далее, то, возможно, редактор даже не будет за него браться. Соответственно, проверьте все — от орфографии и до содержания.
    • Почему тем людям не все равно, что вы говорите? Скажем так, если вы обращаетесь к правильной, подходящей аудитории, то все и так понятно. А если нет, то, кхм, зачем им тратить на вас свое время? Чтобы быть на верном пути, вам нужно предоставлять заинтересованным людям интересующие их новости (новости, не рекламу!).
      • Кстати, если отправить пресс-релиз утром, то есть все шансы, что к нему отнесутся внимательнее — так у редакторов будет больше времени привести ваш пресс-релиз в соответствующий формат. В общем, не забывайте про такт.
  5. Изображение с названием Write a Press Release Step 5

    5

    Свяжите все воедино. Добавьте в релиз ссылки на новостные и информационные источники, которые связаны с описываемой вами новостью. Компания, пресс-релиз которой вы подготовили, разместила онлайн какую-то полезную для читателей информацию? Отлично, впишите ссылку!

    • Если волнуетесь о том, соответствует ли ваш релиз стандартам, сделайте ход конем и посмотрите, что и как пишут люди. Возможно, вы даже найдете пресс-релизы, написанные в честь события, аналогичного тому, про которое пишете вы! Сайты вроде PR Web[5]
      и PR Newswire[6]
      вполне подойдут для такого поиска.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Press Release Step 6

    1

    Изучите базовую структуру пресс-релиза. Итак, вы знаете, что должно быть в пресс-релизе. Это хорошо, не спорим. Остается другой вопрос — а как это все между собой связать? Для начинающих, пожалуй, основным советом будет постараться изложить все на одной-единственной странице, не более. Если только вы не пишете про сводки с фронтов Третьей мировой, вряд ли кто-то будет тратить на чтение вашего пресс-релиза много времени. Вот что вам понадобится (о чем-то, к слову, мы уже рассказали):[7]

    • Фраза ПРЕСС-РЕЛИЗ должна находиться вверху слева.
      • Если релиз приурочен к какой-то дате, следует написать «ОПУБЛИКОВАТЬ…», а дальше ту дату, когда надо опубликовать. Без этого примечания релиз будет опубликован сразу же (если, конечно, будет).
    • Далее идет заголовок, выделенный жирным начертанием и расположенный по центру страницы.
      • Если хотите, можно набрать заголовок курсивом.
    • Первый абзац: самая важная информация. Начните с даты появления новости, будет довольно профессионально и по-деловому.
    • Второй (и, возможно, третий) абзац: менее важная информация. Тут место цитатам и фактам.
    • Информация о фирме: тут уже расскажите про вашу компанию. Кто вы, что вы, чем гордитесь, ради чего работаете — объясните все это людям!
    • Контактная информация: тут уже больше про автора (возможно, про вас!). Если ваш пресс-релиз окажется кому-то интересным, то эти люди наверняка захотят разузнать побольше!
    • Мультимедийные материалы: разместите здесь хотя бы ссылку на Twitter.
  2. Изображение с названием Write a Press Release Step 7

    2

    Под текстом релиза разместите стандартный шаблон. Какой именно шаблон? Шаблон с информацией о компании! Когда журналист выберет ваш пресс-релиз для статьи, ему понадобится эта информация — ее надо будет указывать в статье, которую он готовит! Поэтому предоставьте ее заблаговременно в данном разделе.[8]

    • Название раздела должно быть таким: «О компании XYZ».
    • Написав заголовок, в одном-двух абзацах (каждый в 5–6 строк) расскажите о своей компании. В тексте необходимо описать вашу компанию, чем она занимается, какой политикой руководствуется. У большинства организаций имеются профессионально написанные брошюры, презентации, бизнес-планы и так далее. Вы можете взять информацию оттуда.
    • В конце раздела дайте ссылку на ваш сайт. Ссылка должна содержать точный и полный URL (без вложений), чтобы при печати она распечатывалась полностью. Например: http://www.your_company_website.com, а не «нажмите сюда, чтобы посетить наш сайт».
    • Если на сайте компании имеется отдельная страница для средств массовой информации, то это тоже необходимо указать и предоставить URL. На таких страницах указывается контактная информация и информация для прессы.
  3. Изображение с названием Write a Press Release Step 8

    3

    Добавьте контактную информацию. Если ваш пресс-релиз заслуживает освещения в печати, то журналистам понадобится дополнительная информация или они захотят провести интервью с основными действующими лицами. Если вы ничего не имеете против того, чтобы СМИ связывались с вашими ключевыми сотрудниками напрямую, можете предоставить их контакты в пресс-релизе. Например, если вы пишете про инновации, тогда можете предоставить контактные данные вашего инженерного или исследовательского отдела.[9]

    • В противном случае вы должны предоставить контактные данные вашего отдела по связям с общественностью. Если у вас нет такой команды, назначьте кого-либо связующим звеном между СМИ и вашими сотрудниками.
    • Контактные данные должны быть ограниченны текущим пресс-релизом и должны включать в себя:
      • официальное название компании;
      • официальное название отдела по связям с общественностью и контактное лицо
      • адрес офиса;
      • номера телефона и факса с правильными кодами страны и города и добавочными номерами;
      • номер мобильного телефона (необязательно);
      • часы работы;
      • адреса электронной почты;
      • адрес веб-сайта компании.
  4. Изображение с названием Write a Press Release Step 9

    4

    По возможности укажите ссылку на электронную копию релиза. Это, так сказать, правило хорошего тона, так что ведите журнал пресс-релизов на веб-сайте компании — не помешает. Более того, так вам буде существенно проще и распространять пресс-релиз в электронном формате, и следить за ним в архивных целях.[10]

  5. Изображение с названием Write a Press Release Step 10

    5

    Закончите пресс-релиз тремя символами решетки (#) под последней строкой по центру. Это стандарт журналистики. Кто-то может подумать, что вы просидели в Twitter’е слишком много, но на самом деле вы все сделаете правильно.[11]

    Реклама

Советы

  • Используйте заголовок в качестве темы письма. Если вы написали хороший заголовок, то это выделит ваше письмо в почтовом ящике редактора.
  • Почитайте в интернете другие пресс-релизы. Так вы прочувствуете тон, язык, структуру и формат пресс-релиза.
  • Не тратьте время на написание заголовка, пока не напишете текст релиза. Заголовки в газетах и журналах пишут редакторы, но вам не помешает придумать броское название для релиза. Заголовок может быть единственным вашим шансом. Он должен быть кратким и фактическим. Но если вы попытаетесь придумать его до того, как возьметесь за релиз, вы потратите время впустую, ведь вы еще точно не знаете, что именно будет в вашем релизе.
  • Обрабатывайте каждый релиз, фокусируйте его на конкретном секторе и отсылайте его конкретному журналисту, который занимается именно этой темой. Всю эту информацию вы можете найти в интернете. Не ищите легких путей, рассылая один и тот же пресс-релиз по разным секторам разным журналистам.
  • Отправляйте пресс-релиз по электронной почте, однако не забывайте про форматирование в частности и форматы файлов в общем. Релиз должен быть приложен к письму, а не, собственно, размещен в теле письма. Формат вложенного файла, в свою очередь, это или так называемый plain text (.txt), или .RTF. Можно, конечно, отправлять и файлы, созданные в Word, но тут есть тонкость — если вы используете более новые версии этого текстового редактора, в котором файлы сохраняются в формате .docx, то вместе с таким файлом надо отправлять и файл .doc. Сами понимаете, программное обеспечение дорогое, обновлять все и сразу удается не всем. В свою очередь, .pdf-файлы надо отправлять лишь тогда, когда вы отправляете пресс-релиз, где много графических материалов. Разумеется, не надо сначала распечатывать релиз, потом сканировать его и отправлять редактору в формате .jpg — это пустая трата времени (как вашего, так и времени редактора). Отправляйте релиз электронным сообщением.
  • Включите в ваш релиз «призыв к действию». Эта информация о том, что вы хотите от читателя. Например, хотите ли вы, чтобы читатель купил вашу продукцию? Если да, то укажите где ее найти. Вы хотите, чтобы читатель посетил ваш веб-сайт и принял участие в конкурсе или узнал побольше информации о вашей компании? Если да, то укажите адрес веб-сайта компании.
  • Упомяните название компании в заголовке, подзаголовке или первом параграфе, чтобы поисковые системы легче находили ваш релиз. Если вы отсылаете кому-либо распечатанную версию вашего пресс-релиза, то распечатайте его на официальных бланках компании.
  • Очень важно время выпуска. Пресс-релиз должен содержать актуальные и свежие новости.
  • Используйте жаргон и специализированные технические термины только в крайнем случае.
  • Контрольный звонок может помочь продвижению пресс-релиза в печать.

Реклама

Предупреждения

  • Статьи должны быть положительными. Не употребляйте такие фразы, как: «После ухода в отставку предыдущего председателя…», — или: «После определенного периода бездействия…». Такие фразы могут заинтересовать журналиста, и он проведет свое собственное расследование. Даже если председатель ушел в отставку по причине плохого здоровья, в статье могут написать обратное.
  • Не предоставляйте контактную информацию других людей без их согласия. Кроме того, они должны быть доступны в первые дни после релиза.
  • Помните, что у большинства редакторов слишком много работы и мало сотрудников. Если вы облегчите им жизнь, они ответят тем же. Если вы напишете подходящий релиз, то редактор может его напечатать, так как с текстом не придется много работать. Соответственно, если основу релиза будет составлять реклама, в тексте не будет выдержан пиар стиль, то редактор просто его удалит.
  • Всегда включайте цитаты, лучше всего от лица, непосредственно участвовавшего в предмете релиза. Цитата не должна быть слово в слово, но она должна быть правдоподобной. В любом случае вы должны получить разрешение на публикацию цитаты непосредственно у автора фразы. Это также позволит журналистам подготовить статью без подтверждающих интервью.
  • Отправляя пресс-релиз по электронной почте, не указывайте в заголовке письма «пресс-релиз», иначе вы только смешаетесь с толпой. Привлеките внимание редактора броским названием и используйте для этого заголовок пресс-релиза, например: «Компания Бренд выиграла государственный тендер на 30 миллиардов рублей».

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 152 999 раз.

Была ли эта статья полезной?

Пресс-релизы — это своего рода классика в мире разнообразных инструментов для коммуникации PR-специалистов с журналистами. Они были, есть и будут одним из самых эффективных способов донесения информации до медиа. Но судьба множества пресс-релизов печальна — письма нередко попадают в спам, минуя «входящие» журналиста. Таковы особенности массовых рассылок. В статье рассказываем о простых правилах написания и отправки качественных пресс-релизов в СМИ, которые вдохнут в них вторую жизнь.

Как написать пресс-релиз для СМИ

Пресс-релизы являются основным инструментом взаимодействия компаний со СМИ. Но мало выбрать новость, гораздо важнее — суметь грамотно ее подать (с учетом выбора темы) и написать действительно цепляющий пресс-релиз — такой, чтобы его хотелось прочитать от начала и до конца.

Чек-лист факторов читабельности: есть ли новость? 

Для начала стоит определиться, является ли ваш инфоповод новостью. Новость для журналистов — это информация, которая меняет представление человека о каком-либо факте и процессе.

Хокан Хвитфельдт (из книги Э. Фихтелиуса «НОВОСТИ. Сложное искусство работы с информацией») выделяет следующие факторы новости:

  1. Традиционный предмет обсуждения;
  2. Близость к месту событий;
  3. Сенсационный или неожиданный характер;
  4. Участие частных лиц или звёзд;
  5. Доступность содержания для аудитории;
  6. Значимость; 
  7. Отрицательный оттенок. 

Проверьте, соответствует ли ваша новость этим факторам? Если да, то двигаемся дальше.

Визуальная составляющая

Помните, что все любят инфографику? Это доказано многими исследованиями. Инфографика всегда делает текст более ярким и цепляющим, особенно если представлено большое количество статистических данных.

Современные смартфоны позволяют сделать хорошие фотографии даже в полевых условиях, равно как и записать нормальное видео (если важен звук, качество — это решается простой петличкой). И постарайтесь, чтобы человек не заснул, пока смотрит ваше видео.

Если нет подходящей картинки, то можно воспользоваться и другими методами. Например, если вы отправляете пресс-релиз в экономическое издание, то обязательно добавьте цифры с помощью простых графиков в таблице Excel — так пресс-релиз будет выглядеть нагляднее и интереснее. >

Критерии описания события

Важно помнить, что в пресс-релизах нет единого правила описания произошедшего. Главное — менять описание в зависимости от события. Это лучше всего проиллюстрировать примерами: 

Представим, что произошло ЧП. Тогда наше описание должно строиться следующим образом: пострадали ли люди? (в первую очередь) -> как это повлияет на жизнь людей и производство? -> каковы причины? -> какие сроки ликвидации последствий? -> что компания предпримет, чтобы ликвидировать последствия и избежать такого в будущем? 

>А теперь посмотрим на примере собрания акционеров. Здесь важно подсветить состав участников, его цель, принятые решения и их влияние на будущее. >

Структура пресс-релиза

Структура пресс-релиза проста и давно известна всем — это перевернутая пирамида. Вот основные требования (кстати, журналисты за этим очень следят):

  • Новостной повод — в начале;
  • Правило 5W: Что?/Где?/Когда?/Кто?/ Почему?
  • Стиль — информативный, без канцелярита.
  • Текст должен быть простым и кратким, разбитым на абзацы;
  • При использовании цифр добавляем наглядное сравнение (стало/было). 

Проверяем все данные

Здесь важно не ошибиться, иначе через пару минут после публикации наши цитаты будут красоваться в каком-нибудь “Беспощадном пиарщике” (а негативный PR, конечно, тоже PR, но не всегда хороший). Поэтому на данном этапе стоит перепроверить все факты, цитаты и цифры. Также проанализируйте аудиторию и подумайте, какая новость может быть важна для нее.

Кому и как отправлять пресс-релизы

Не забываем, что под разные СМИ нужны разные пресс-релизы: адаптируйте тексты и инфоповоды под тематику выбранных вами медиа.

Например, деловым СМИ интересна компания с точки зрения фактов, цифр и значения события. 

«Челябинск, Россия – 30 июня 2020 г. – ПАО «Мечел» <…> сообщает о завершении заводом «Мечел-Кокс» очередного этапа экологической модернизации производства. Проведена реконструкция <…>, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ. Инвестиции в проект составили 218 млн рублей.

А общественным СМИ интересен человек. Здесь необходима оценка, как то или иное событие влияет на «простого» человека, чем оно ему может помочь. 

«Многие центры и отделения переливания крови сообщают о резком снижении количества добровольцев, готовых сдать кровь и ее компоненты. В то же время <…> потребность в донорской крови только возрастает. Мы решили поддержать доноров в этот непростой период и предоставили центрам и отделениям переливания крови промокоды на бесплатную поездку до места донации и обратно». (Ситимобил).

Освежите список журналистов

>Используйте только свежие списки журналистов — так вероятность того, что ваш пресс-релиз попадет в папку “спам”, снижается. Например, в СКАНе можно посмотреть ТОП наиболее значимых СМИ или сделать рейтинг медиа по цитируемости в конкретной отрасли или регионе. 

Оформляем письмо

К оформлению пресс-релиза стоит подойти так же ответственно, как и к его написанию. Журналисты любят, когда текст релиза содержится в “теле” письма, а в названии — заголовок. Во вложении можно прикрепить текст или дополнительные материалы.

Оцениваем эффективность

Оценить результаты всех выходов в СМИ и посмотреть, какие пресс-релизы были наиболее востребованы, поможет функция пресс-клиппинга в СКАНе. В ней отображаются все перепечатки (а также перепечатанные фрагменты) и полнота цитирования. 

Предлагаем посмотреть, как работает функционал пресс-клиппинга на примере пресс-релиза Сбербанка. 

На картинке ниже мы видим, сколько всего вышло публикаций (139) и какая у новости полнота цитирования (29%). Также график демонстрирует, когда пресс-релиз перепечатали больше всего — 10-го и 11-го января.

Количество перепечаток, сервис «пресс-клиппинг», СКАН-Интерфакс.

Ниже представлена “тепловая карта”, которая показывает, какие отрывки перепечатали больше остальных. Ярко-красным выделены фрагменты, которые лучшего всего разошлись в СМИ.

Тепловая карта, сервис «пресс-клиппинг», СКАН-Интерфакс.

Там же можно посмотреть список СМИ, которые перепечатали пресс-релиз.

Список источников, сервис «пресс-клиппинг», СКАН-Интерфакс.

Пресс-релизы по-прежнему актуальны, а правильно написанные пресс-релизы являются эффективным способом коммуникации со СМИ. Главное — придерживаться простых правил. А оценить эффективность пресс-релизов поможет СКАН.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать хороший отзыв фотографу
  • Как написать хороший отзыв фармацевту
  • Как написать хороший отзыв стоматологу своими словами
  • Как написать хороший отзыв продавцу консультанту
  • Как написать хороший отзыв про автошколу