Как написать хорошо словарный диктант

В школах основным видом промежуточного и итогового контроля является диктант. Этот вид проверочной работы используется по многим предметам, так как имеет множество модификаций. Наибольшую сложность вызывают контрольные по русскому языку. В связи с этим у учеников и родителей нередко возникает вопрос, как написать диктант по русскому на «5».

Словарный диктант

На начальном этапе подготовки хорошо использовать словарные диктанты. Как правило, это набор отдельных слов, которые встречались по ходу изучения темы, и ученики имеют к ним доступ. Чтобы подготовиться к такому варианту письменной работы, необходимо:

  1. Выяснить значение каждого слова (можно использовать толковые словари или ресурсы интернета).

  2. Разделить слова на слоги и поставить в них ударение.

  3. Проговорить слова по слогам, отчетливо произнося опасные с точки зрения ошибок места.

  4. Написать слова по памяти или под диктовку.

Как написать диктант на «5», знают разработчики нетрадиционных методик. Дети хорошо запоминают правописание слов, если попросить их придумать нелепую историю с ними. Например, даны слова: «пилот», «сосиска», «салфетка». Представляем, что пилот, на головном уборе которого большими красными буквами написано это слово, летит на сосиске, размахивая облака салфеткой. Желательно, чтобы воображение четко нарисовало письменный вариант слов. Если с воображением туго, историю можно написать в черновике или оформить в виде картинки (в зависимости от пристрастий ребенка).

Готовимся к диктанту

Подготовленный диктант

Как написать диктант на «5», подскажет следующий алгоритм:

  1. Необходимо внимательно прочитайте текст.

  2. Нужно выписать слова, которые вызывают особую сложность, подумать, какие орфограммы позволят написать их без ошибок.

  3. Отдельно поработать с непроверяемыми словами (можно использовать предыдущий алгоритм).

  4. Написать текст под диктовку или по памяти.

  5. Сверить работу с оригиналом.

Работая над данным видом работы, хорошо использовать различные таблицы и схемы для классификации правил написания.

Например, дано предложение: «В лесу росло большое дерево». Чтобы запомнить правописание всех слов, можно составить таблицу.

Гласные, проверяемые ударением

Гласные, не проверяемые ударением

В лесу – лес

Росло (о//а)

Большое – больше

Дерево – деревья

Неподготовленный диктант

Как написать диктант без ошибок на «5», если нет возможности заранее подготовиться? Во-первых, желательно регулярно выполнять два предыдущих вида задания. Во-вторых, во время контрольной работы необходимо себя хорошо чувствовать (выспаться, не чувствовать голода, не иметь заболеваний в стадии обострения).

Дети на уроке

Если все условия соблюдены, как написать диктант на «5», продемонстрируют следующие пункты:

  1. Внимательно прослушать текст.

  2. Выяснить значение непонятных слов (спросить у учителя или обратиться к словарям).

  3. Не торопиться писать предложение. Каждое из них читается три раза. При первом прочтении нужно проследить за интонацией. Это позволит правильно поставить знаки препинания. Затем записать диктуемые слова. И при третьем прочтении обязательно сравнить написанное с оригиналом.

  4. При проверке всего текста стоит обратить внимание на то, что написанный текст должен быть легко читаемым. Он не должен содержать помарок, исправлений, непонятных слов.

  5. Исправления необходимо вносить ручкой, использованной при письме. Нельзя пользоваться корректирующей жидкостью или ластиком. Оценка за такую работу снижается.

Класс на уроке

Не задумываются, как написать диктант на «5», те, кто регулярно готовится к нему.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Занимаетесь ли вы изучением иностранного языка или пополняете словарный запас родного, возможно, вы испытываете стресс, не зная, как выучить все новые слова, которые вам задали. Старайтесь не отчаиваться, потому что существует множество способов, которые делают процесс запоминания намного проще! В зависимости от вашего индивидуального стиля обучения, вы можете выбрать метод повторения, мнемоники или контекста. Комбинирование всех этих методов также может оказаться действенным.

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 8

    1

    Посмотрите значения незнакомых слов. Убедитесь, что вы действительно понимаете определения всех новых слов. Если вы не знаете определение, вы не сможете понять и истинное значение слова, а значит, вам будет труднее его запомнить.[1]

  2. Изображение с названием Do a Case Study Step 21

    2

    Поищите примеры. Даже если вы понимаете определение, возможно, вы не совсем уверены в том, как это слово употребляется. Поэтому будет полезным найти предложения, содержащие это слово.[2]

    • Попробуйте использовать простой поиск в Google. Скорее всего, вы найдете множество различных предложений, где слово используется по-разному. Запишите те варианты, которые лучше всего помогают вам понять значение и употребление слова.
    • Вы также можете попробовать поискать слово на YouTube. Вы можете найти песню, в тексте которой оно употребляется.
    • Если вам трудно понять значение слова по контексту в предложениях, попробуйте поиск в Google по картинкам. Вы можете найти изображения, демонстрирующие это слово, что поможет вам лучше понять, что оно значит.
  3. Изображение с названием Ace English Class Step 2

    3

    Изучите приставки и суффиксы. Это части слова, которые ставятся либо в конце, либо в начале. Слова с одинаковыми приставками или суффиксами часто имеют схожее значение. Если вы выучите приставки и суффиксы, возможно, вы сможете понимать значение слова на интуитивном уровне. Вот несколько примеров из английского языка:[3]

    • «Dis» означает отсутствие чего-либо: distance, disengaged или dissolve.
    • «Mis» означает что-то плохое, негативное: misread или misfit.
    • «Ous» означает полноту чего-либо: dangerous или fabulous.
    • Less означает недостаток, нехватку: mirthless или guileless.
    • Другие распространенные приставки и суффиксы в английском языке: mal, mega, super, extra, equi, sub, post, ism, ness, ment и прочее.[4]
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 11

    4

    Сочините собственные предложения. Как только у вас появилось ясное понимание, как употребляется слово, попробуйте самостоятельно придумать предложения с ним. Чем больше вы сможете написать, тем лучше.[5]

    • Убедитесь, что вы действительно понимаете, что обозначает слово в вашем предложении. Если вы не уверены, поищите больше примеров.
    • Не меняйте всего пару слов в собственном образце предложения. Это упражнение будет полезнее, если вы полностью придумаете что-то новое.
    • Ваше предложение должно быть достаточно детальным, чтобы контекст помог вам запомнить определение слова. Например, вместо того, чтобы писать: «She looked dejected», – напишите: «She looked dejected after her boyfriend broke up with her». Особенно это важно, если вы имеете дело со словом, у которого несколько значений.
    • Попробуйте использовать слово в как можно больших вариациях. Например, если это существительное, употребите единственную и множественную формы. Если это глагол – используйте настоящее и прошедшее время.
  5. Изображение с названием Review a Book Step 8

    5

    Используйте слова в повседневной жизни. Лучший способ по-настоящему выучить новые слова – внедрить их в свою обычную речь и письмо. Во время учебы старайтесь сознательно использовать эти слова, вместо их более простых и распространенных синонимов.[6]

    • Даже если вы не используете эти слова в разговоре, употребите их как-нибудь еще. Например, вы можете попробовать описать ими статью, прочитанную в газете, или вставить в эссе по книге.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 9

    1

    Прочитайте список слов несколько раз. Начните со списка, где в первой колонке указано слово, а во второй – его перевод или определение. Закройте одну колонку и прочитайте другую слово за слово, стараясь изо всех сил вспомнить то, что написано в прикрытой колонке. Чем больше раз вы это проделаете, тем больше сможете запомнить.[7]

    • Полезно проходить по списку в обоих направлениях. Начните с чтения слова и посмотрите, сможете ли вспомнить определение. Затем читайте определение и старайтесь вспомнить слово.
    • Если вы с легкостью запоминаете определенные слова, вы можете составить список только из тех слов, которые вам даются с трудом.
    • Проделав это какое-то время, сделайте перерыв и займитесь чем-то, не связанным со словами. Затем вернитесь ко списку и убедитесь, что ничего не забыли.
  2. Изображение с названием Ace English Class Step 5

    2

    Запишите слова. Многим людям записывание слов и определений помогает лучше закрепить их в памяти. Если это ваш случай, попробуйте переписать термин и его значение несколько раз.[8]

  3. Изображение с названием Study Well Step 8

    3

    Используйте карточки со словами. Это простой и легкий способ освежить словарный запас и разделить слова на разные категории. Так вы сможете повторять слова практически в любом месте, а значит, и найти время для обучения станет проще.[9]

    • Прекрасная идея – брать карточки с собой в тренажерный зал. Воспользуйтесь стимуляцией мозга, которая происходит во время тренировок.
    • Для более интерактивного подхода, попросите кого-то проверить вас при помощи этих карточек.[10]
    • Если вы не хотите делать карточки, вы можете достичь схожего эффекта при помощи онлайн игр. Поищите те, что содержат нужные вам слов или позволяют создавать свой словарик.
  4. Изображение с названием Study Well Step 7

    4

    Повторяйте слова вслух. Это может вам помочь так же, как и некоторым людям запись слов. Особенно этот метод полезен для слов с трудным произношением. Как только вы сможете их правильно выговаривать, вы с большей вероятностью запомните их значение (а так же то, как оно пишется по буквам).[11]

    • Вам также может помочь запись своего голоса при повторении слов вслух.
    • Вы также можете попробовать объяснить значения слов другим людям. Если вы уверены в том, что можете научить других этим словам, значит вы сами в них прекрасно разбираетесь.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 1

    5

    Сделайте слова визуальными. Если вам действительно с трудом даются некоторые слова, запишите их на стикеры и расклейте в самых видных местах. Это поможет словам влиться в вашу память.[12]

    • Если вы изучаете иностранные слова, расклейте по дому стикеры с названиями предметов.
    • Если вы учите слова из родного языка или более абстрактные иностранные термины, просто повесьте список с наиболее трудными из них на зеркало в ванной комнате, на холодильник или другое видное место. Возьмите за правило перечитывать список каждый раз, как видите.

    Реклама

  1. Изображение с названием Get Better at Drawing Step 1

    1

    Нарисуйте картинку. Если у вас хорошо развита визуальная память, простая картинка действительно поможет вам увеличить словарный запас. Попробуйте нарисовать что-то, что ассоциируется у вас со значением слова. Например, вы можете нарисовать счастливое лицо рядом со словом «elated.»[13]

    • Возможно, более эффективным использовать более ассоциативное мышление. Например, вы можете нарисовать рога дьявола рядом со словом «malevolent», напоминая себе, что это значит «evil.»
  2. Изображение с названием Study Step 7

    2

    Замените слова в песне. Если вам трудно запомнить значение слова, к которого слишком много синонимов, возможно, вам будет проще ассоциировать их попарно. Вспомните текст песни, где содержится синоним и замените его на свое слово, прокручивая в голове много раз. Проделав это достаточное количество времени, вы сможете с легкостью вспомнить эти два слова с одинаковым значением.[14]

    • Например, если вам нужно запомнить слово «jubilant», которое значит «happy», попробуйте изменить слова с «If You’re Happy and You Know It» на «if you’re jubilant and you know it, clap you hand.»
  3. Изображение с названием Study Step 8

    3

    Используйте мнемонику. Это слово или предложение, которое поможет вам что-то запомнить. Когда вы используете мнемонику для словарного запаса, вы можете попробовать ассоциировать звуки с определением слова.[15]

    • Например, если вам нужно вспомнить значение слова «perilous,» возможно, для вас оно будет созвучно с «pear is lost.» Используйте это предложение, чтобы придумать короткую историю для запоминания. Она может быть насколько угодно смешной, главное, чтобы вела вас к определению слова. История может быть следующей: «I was hopping across a high balance beam on one foot while holding a pear in each hand. I lost my balance, and the only way I could prevent myself from falling was to drop one of my pears». Эта глупая история поможет вам запомнить, что значение слова «perilous» (pear is lost) — «dangerous.»
    • Если вы не можете придумать мнемонику самостоятельно, поищите примеры в специальном онлайн словаре. Вам выдадут несколько вариантов, как запомнить слово.
  4. Изображение с названием Review an Album Step 2

    4

    Создавайте ассоциации. Еще один отличный способ быстро запомнить слово – придумать к нему ассоциацию с предметом или человеком. Например, вы можете соотнести разные слова с мебелью в комнате, основываясь на внешнем виде. Вы также можете проделать это с людьми из вашего списка в социальных сетях, взяв за критерий особенности их характера. Пока существует любая, даже глупая форма ассоциации, вы сможете быстро воспроизвести в памяти каждое слово.[16]

    Реклама

Советы

  • Расслабьтесь в день проведения словарного диктанта, а также хорошо выспитесь накануне.
  • Если вы имеете дело со словом-гомонимом, убедитесь, что вы правильно поняли, какое определение нужно знать.
  • Каждый учится в своем стиле и на своей скорости. Попробуйте смешать несколько методов, чтобы понять, какой из них больше вам подходит.
  • Найдите удобное, тихое место, чтобы заниматься, не отвлекаясь на окружение. Не смотрите телевизор, не слушайте музыку или не говорите по телефону во время обучения.

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 452 раза.

Была ли эта статья полезной?

Диктант был и остается одним из самых сложных испытаний для учащихся всех возрастов. Секрет успеха в написании диктанта заключается в отсутствии спешки, сосредоточенности на задаче и тщательной перепроверке сомнительных мест.

Как написать диктант на 5

Инструкция

На первом этапе, когда текст диктанта зачитывается целиком, вам нужно просто вникнуть в текст, если вдруг вы слышите незнакомые слова, обязательно уточните их значение после того, как экзаменатор окончит читать.

На следующем этапе текст читается по фразам. Причем каждая фраза зачитывается по три раза. Сначала целиком, затем по частям, и в конце еще раз целиком с хорошо выраженной интонацией. Не бросайтесь записывать текст во время первого прочтения, сосредоточьтесь на предложении и определите его структуру.

Во время диктовки каждой фразы по частям не торопитесь. Ставьте только те знаки препинания, которые не вызывают у вас вопросов, обычно к ним относятся «технически» запятые, которыми выделяются части предложений. Во время диктовки предложения по частям сконцентрируйтесь на правильном написании слов.

Во время последнего чтения предложения экзаменатором расставьте недостающую пунктуацию, когда экзаменатор будет подчеркнуто выделять голосом знаки препинания.

После завершения диктанта экзаменующимся полагается несколько минут на самостоятельную проверку. Отвлекитесь ненадолго от текста, подумайте о чем-то другом, глубоко вдохните и с усилием выдохните. После этого внимательно прочтите свой текст, причем для начала обращайте внимание именно на пунктуацию. Все места, где есть спорные знаки препинания, проговорите про себя, подумайте, какую функцию должна нести та или иная запятая.

Теперь проделайте такую же работу со словами, в написании которых вы не уверены на сто процентов. Если это возможно, проведите разбор слова, найдите проверочные слова. Если возникает необходимость исправить неверную букву, перечеркните ее одной косой линией, а сверху напишите правильную.

Полезный совет

Немаловажно высыпаться перед наиболее серьезными диктантами, так вы можете повысить свою сосредоточенность и внимательность.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

В школах основным видом промежуточного и итогового контроля является диктант. Этот вид проверочной работы используется по многим предметам, так как имеет множество модификаций. Наибольшую сложность вызывают контрольные по русскому языку. В связи с этим у учеников и родителей нередко возникает вопрос, как написать диктант по русскому на «5».

Словарный диктант

На начальном этапе подготовки хорошо использовать словарные диктанты. Как правило, это набор отдельных слов, которые встречались по ходу изучения темы, и ученики имеют к ним доступ. Чтобы подготовиться к такому варианту письменной работы, необходимо:

  1. Выяснить значение каждого слова (можно использовать толковые словари или ресурсы интернета).

  2. Разделить слова на слоги и поставить в них ударение.

  3. Проговорить слова по слогам, отчетливо произнося опасные с точки зрения ошибок места.

  4. Написать слова по памяти или под диктовку.

Как написать диктант на «5», знают разработчики нетрадиционных методик. Дети хорошо запоминают правописание слов, если попросить их придумать нелепую историю с ними. Например, даны слова: «пилот», «сосиска», «салфетка». Представляем, что пилот, на головном уборе которого большими красными буквами написано это слово, летит на сосиске, размахивая облака салфеткой. Желательно, чтобы воображение четко нарисовало письменный вариант слов. Если с воображением туго, историю можно написать в черновике или оформить в виде картинки (в зависимости от пристрастий ребенка).

Готовимся к диктанту

Подготовленный диктант

Как написать диктант на «5», подскажет следующий алгоритм:

  1. Необходимо внимательно прочитайте текст.

  2. Нужно выписать слова, которые вызывают особую сложность, подумать, какие орфограммы позволят написать их без ошибок.

  3. Отдельно поработать с непроверяемыми словами (можно использовать предыдущий алгоритм).

  4. Написать текст под диктовку или по памяти.

  5. Сверить работу с оригиналом.

Работая над данным видом работы, хорошо использовать различные таблицы и схемы для классификации правил написания.

Например, дано предложение: «В лесу росло большое дерево». Чтобы запомнить правописание всех слов, можно составить таблицу.

Гласные, проверяемые ударением

Гласные, не проверяемые ударением

В лесу – лес

Росло (о//а)

Большое – больше

Дерево – деревья

Неподготовленный диктант

Как написать диктант без ошибок на «5», если нет возможности заранее подготовиться? Во-первых, желательно регулярно выполнять два предыдущих вида задания. Во-вторых, во время контрольной работы необходимо себя хорошо чувствовать (выспаться, не чувствовать голода, не иметь заболеваний в стадии обострения).

Дети на уроке

Если все условия соблюдены, как написать диктант на «5», продемонстрируют следующие пункты:

  1. Внимательно прослушать текст.

  2. Выяснить значение непонятных слов (спросить у учителя или обратиться к словарям).

  3. Не торопиться писать предложение. Каждое из них читается три раза. При первом прочтении нужно проследить за интонацией. Это позволит правильно поставить знаки препинания. Затем записать диктуемые слова. И при третьем прочтении обязательно сравнить написанное с оригиналом.

  4. При проверке всего текста стоит обратить внимание на то, что написанный текст должен быть легко читаемым. Он не должен содержать помарок, исправлений, непонятных слов.

  5. Исправления необходимо вносить ручкой, использованной при письме. Нельзя пользоваться корректирующей жидкостью или ластиком. Оценка за такую работу снижается.

Класс на уроке

Не задумываются, как написать диктант на «5», те, кто регулярно готовится к нему.

Как писать диктант без ошибок

Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.

Прокачивай свою грамотность

Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.

Тренируйся писать диктанты дома

Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка. И написать диктант на отлично будет не так сложно.

Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом

Во время диктанта держи ушки на макушке

Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, потом его заполнишь, когда будешь проверять весь текст. Записывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.

Помни о правилах орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.

В диктанте не ищи ошибок там, где их нет

Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию. Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. Однако про общий контекст предложения не забывай. Очень распространенная ошибка — слитное и раздельное написание «то же» и «тоже».

Диктант вовсе не так страшен, как тебе кажется. Главное — ответственно к этому отнесись: напиши пару диктантов заранее, заполни свои пробелы в знаниях грамматики, будь внимателен на самом испытании. Мы в тебя верим и желаем удачи.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЦТ 2022

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Как писать диктанты на «5»

1.   
Произнести
слово с ударением.

2.   
Пропустить
«ошибкоопасное» место.

3.   
Определить
в какой  части слова «ошибкоопасное» место:

( приставка, корень, суффикс,
окончание)

4.   
 Если  в
окончании, то определить часть речи:

существительное – ( 1 способ, по ударному
окончанию, заменяя проверяемое слово на слово-помощник )

    ж.род — лисА,  м.род – стол, ср.род
– окнО,  ж.род  с ь знаком —  печь.

                                       ( 2 способ – по
 склонению, падежу)

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-и, -ы

-а, -я

Д.п.

-у,-ю

П.п.

лисА

стол, окнО

печь

 Прилагательное- по вопросу ( какАЯ?)

Глагол – ( 1 способ, по 3 лицу мн.ч – ОНИ)

I спр. —  ( — Е)          

II спр. —  ( — И)

—  УТ, -ЮТ 

– АТ, -ЯТ

( 2 способ – по неопределенной форме глагола
того же вида)

I спр. —  ( — Е)          

II спр. —  ( — И)

-ать, -оть, -уть,-еть, -ть

-ить

Искл.: брить, стелить

Искл.: гнать, держать,
смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть, и
обидеть, и терпеть.

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Как написать диктант правильно и без ошибок

У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.

Содержание:

  • Основные правила написания диктанта
  • Как подготовиться к диктанту
  • Распространенные ошибки

Основные правила написания диктанта

  1. Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача – определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.
  2. При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.
  3. По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.

Как подготовиться к диктанту

Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:

  • Много читать. Чтение самой разной литературы (учебников, художественных книг, публицистики) развивает зрительную память, помогает запоминать написание слов;
  • Учить правила, уметь применять их при письме;
  • Постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.

Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.

Самые распространенные ошибки

На что обратить внимание:

К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта — это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Как писать диктант без ошибок

Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.

Прокачивай свою грамотность

Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.

Тренируйся писать диктанты дома

Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка. И написать диктант на отлично будет не так сложно.

Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом

Во время диктанта держи ушки на макушке

Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, потом его заполнишь, когда будешь проверять весь текст. Записывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.

Помни о правилах орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.

В диктанте не ищи ошибок там, где их нет

Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию. Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. Однако про общий контекст предложения не забывай. Очень распространенная ошибка — слитное и раздельное написание «то же» и «тоже».

Диктант вовсе не так страшен, как тебе кажется. Главное — ответственно к этому отнесись: напиши пару диктантов заранее, заполни свои пробелы в знаниях грамматики, будь внимателен на самом испытании. Мы в тебя верим и желаем удачи.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЦТ 2022

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Муниципальное
образовательное учреждение «Королевщинская средняя школа»

Новосёлки  Тверской
области Жарковского района

Словарный
диктант на уроках русского языка

Матвеева
Наталья Юрьевна

            Навык видеть орфограммы
развивается у школьников в процессе длительных тренировок. Одним из эффективных
видов работы по формированию орфографической зоркости  являются словарные
диктанты. Главная цель этих упражнений — формирование у учеников
орфографической и пунктуационной зоркости. Систематическое и планомерное
проведение разнообразных форм словарного диктанта способствует перерастанию
знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и
долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь.
 

            Словарный диктант может состоять
как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не
сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта состоит в
том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание
учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем
можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.

            Проведение словарного диктанта
обычно занимает 5–10 минут.

Виды диктантов

Предупредительный
диктант.

Порядок
работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих
повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный
ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём
подчёркиваются орфограммы.

Объяснительный
диктант.

Порядок
работы: 1) диктуемое слово (или предложение) записывается, 2)затем называется и
подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится
доказательство того, что орфограмма написана правильно)

Комментированный
диктант.

Порядок
работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий
читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать,
производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих
разбирает вслух.

Распределительный
диктант.

Порядок
работы: 1) диктующий дает задание распределить слова по столбикам в зависимости
от орфограммы (в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ);
2)читает слова или словосочетания, а учащиеся записывают их, распределяя по столбикам

Изложение,
прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое,
сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.

Выборочный
диктант.

Порядок
работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2)
предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только
слова (или словосочетания) с заданными орфограммами.

Творческий
диктант.

 Например,  диктующий ставит задачу записать
одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:

1)
(Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур
увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант
должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить
(опасность), презоркий (наблюдатель).

Графический
диктант.
 

Порядок
работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом,
3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях
схему этого предложения, расставляя знаки препинания.

Цифровой
диктант.

Порядок
работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое
языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только
ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.

Например,
при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 —
двусоствные предложения, 2 — безличные,
 3 — неопределённо-личные, 4
— определённо-личные, 5 — назывные.

Диктуемый
текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит
так: 521

Грамматический
диктант.

Порядок
работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым
признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.

Например,
корень такой же , как у слова ЗВОНОК; приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ;
суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ; второй суффикс такой же, как у слова
ПРИШЁЛ; окончание такое же как у слова КРАСКА (ЗАЗВОНИЛА)

Зрительный
диктант (самодиктант).

Порядок
работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно
всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах, которые в данный
момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или
необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или
записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими
учащимися.

Тематический
диктант.

Например,
диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих

Идёшь,
фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь

Словарный
диктант с табу (ограничением).

Порядок
работы: 1)
слова
расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного
проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова
табу.

Например,
слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.

Бурьян,
съёмка, семья, интерьер, вьюга, объявление, , вьёт, объём, шьёт, серьёзный,
съёжиться, отъехать, павильон, съедобный, съезд, соловьи, крестьянин, изъян,
бульон, объедки, побережье.

Свободный
диктант.
 

Порядок
работы
: 1) диктующий читает текст целиком, а
затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу; 2) ученики
не дословно, а свободно записывают прочитанное. Использование синонимического
ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только
потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Диктант
с продолжением.

Порядок
работы
:1)
учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, 2)
к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же
орфограммой.

Сигнальный
словарный диктант.

Порядок
работы: 1) перед диктантом уславливаются, каким цветом будет обозначенокаждое
языковое явление, 2) учащиеся слушают текст и показывают соответствующую
сигнальную карточку

Например,
поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку,
если пишется НН.

Львиный,
каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый,
фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.

Словарный диктант как
вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию
орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.  Но лишь при
систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе
тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной 
деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться
положительных.

Список использованной литературы

1.​ Александрова,
Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998.
– 652 с.

2.​ Арсирий,
А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.-
М.:Просвещение, 1995. – 377 с.

3.​ Волина,
В.В. Учимся играя [Текст]/ В.В. Волина.- М.:Новая школа, 1994, — 446 с.

4.​ Кашкарова,
Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка [Текст]/ Т.Н. Кашкарова
//Русский язык в школе. – 1991.- № 2. — С.41 — 44.

5.​ Косолапкова,
А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов
[Текст]// А.А. Косолапкова // Приложение к газете «Первое сентября.» — Русский
язык в школе. — 1990.-С.25 — 29.

6.​ Панов,
М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154
с.

7.​ Семенюк,
А.А. Новые виды диктанта [Текст]/ А.А. Семенюк //Русский язык в школе.- 1990. —
№ 4. — С.27 — 30.

Как написать диктант на «5»: рекомендации, методики подготовки

В школах основным видом промежуточного и итогового контроля является диктант. Этот вид проверочной работы используется по многим предметам, так как имеет множество модификаций. Наибольшую сложность вызывают контрольные по русскому языку. В связи с этим у учеников и родителей нередко возникает вопрос, как написать диктант по русскому на «5».

Словарный диктант

На начальном этапе подготовки хорошо использовать словарные диктанты. Как правило, это набор отдельных слов, которые встречались по ходу изучения темы, и ученики имеют к ним доступ. Чтобы подготовиться к такому варианту письменной работы, необходимо:

Выяснить значение каждого слова (можно использовать толковые словари или ресурсы интернета).

Разделить слова на слоги и поставить в них ударение.

Проговорить слова по слогам, отчетливо произнося опасные с точки зрения ошибок места.

Написать слова по памяти или под диктовку.

Как написать диктант на «5», знают разработчики нетрадиционных методик. Дети хорошо запоминают правописание слов, если попросить их придумать нелепую историю с ними. Например, даны слова: «пилот», «сосиска», «салфетка». Представляем, что пилот, на головном уборе которого большими красными буквами написано это слово, летит на сосиске, размахивая облака салфеткой. Желательно, чтобы воображение четко нарисовало письменный вариант слов. Если с воображением туго, историю можно написать в черновике или оформить в виде картинки (в зависимости от пристрастий ребенка).

Подготовленный диктант

Как написать диктант на «5», подскажет следующий алгоритм:

Необходимо внимательно прочитайте текст.

Нужно выписать слова, которые вызывают особую сложность, подумать, какие орфограммы позволят написать их без ошибок.

Отдельно поработать с непроверяемыми словами (можно использовать предыдущий алгоритм).

Написать текст под диктовку или по памяти.

Сверить работу с оригиналом.

Работая над данным видом работы, хорошо использовать различные таблицы и схемы для классификации правил написания.

Например, дано предложение: «В лесу росло большое дерево». Чтобы запомнить правописание всех слов, можно составить таблицу.

Гласные, проверяемые ударением

Гласные, не проверяемые ударением

Неподготовленный диктант

Как написать диктант без ошибок на «5», если нет возможности заранее подготовиться? Во-первых, желательно регулярно выполнять два предыдущих вида задания. Во-вторых, во время контрольной работы необходимо себя хорошо чувствовать (выспаться, не чувствовать голода, не иметь заболеваний в стадии обострения).

Если все условия соблюдены, как написать диктант на «5», продемонстрируют следующие пункты:

Внимательно прослушать текст.

Выяснить значение непонятных слов (спросить у учителя или обратиться к словарям).

Не торопиться писать предложение. Каждое из них читается три раза. При первом прочтении нужно проследить за интонацией. Это позволит правильно поставить знаки препинания. Затем записать диктуемые слова. И при третьем прочтении обязательно сравнить написанное с оригиналом.

При проверке всего текста стоит обратить внимание на то, что написанный текст должен быть легко читаемым. Он не должен содержать помарок, исправлений, непонятных слов.

Исправления необходимо вносить ручкой, использованной при письме. Нельзя пользоваться корректирующей жидкостью или ластиком. Оценка за такую работу снижается.

Не задумываются, как написать диктант на «5», те, кто регулярно готовится к нему.

Как подготовиться к диктанту в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как подготовиться к диктанту

Диктанты бывают разные. Наиболее популярен в начальной школе слуховой диктант, когда учитель диктует, а дети пишут.

Часто приходится слышать возмущенные возгласы: «И чему их учат? Прихожу с работы, сажаю писать диктант, он ничего не знает! Ошибка на ошибке! За что ему «3» («4») ставят?» Или: «Дома десять раз писали этот диктант, ошибок не было! А в классе опять на «2» написал!»

Прежде всего, надо помнить о том, что к вечеру ребенок утомляется, нет смысла (в большинстве случаев) по вечерам писать дома диктанты. Да и немаловажно правильно диктант давать. Существует специальная методика. «Учитель начальных классов» — это профессия, на получение которой уходит не один год. Не стоит родителям дома пытаться подменять учителя. Лучше работать вместе.

Ну, а когда текст диктанта ребенку хорошо знаком, несколько раз написан дома, то редкий ученик не теряет самоконтроля на уроке, ведь он все знает, у него все получалось! В таких случаях обычно ребенок написал одно, а читает именно то, что должен был написать, не видит своих ошибок.

Более того, был проведен эксперимент несколько лет назад, когда учитель диктовал незнакомый довольно простой текст, проговаривая каждое слово почти по слогам. В результате оказалось, что количество ошибок резко возросло даже у хорошо успевающих учащихся. А уж у тех, кто испытывает трудности по русскому языку, кому и был адресован такой способ написания диктанта, ошибки увеличились почти вдвое.

Для того чтобы написать слуховой диктант с минимальным количеством ошибок, ребенок должен овладеть рациональным способом написания диктанта. (См. статью «Выборочные диктанты»).

В учебниках довольно часто встречается задание подготовиться к диктанту по данному материалу и предлагается самый различный материал:

Ребенку, испытывающему трудности в обучении русскому языку, необходима помощь родителей. Подготовка к диктанту должна быть рациональной.

Если ребенок знает, что часто диктанты пишет неудовлетворительно и заранее переживает, необходимо успокоить его, убедить, что у него все получится прежде, чем готовиться к диктанту: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» Утром в день написания диктанта обязательно приободрите ребенка: « У тебя все получится!» Иногда именно психологическое состояние, боязнь того или иного вида работы не позволяет ребенку максимально реализовать свои возможности. Важно, чтобы ребенок шел в школу спокойным, не переживал и не боялся предстоящей работы.

Как подготовиться к диктанту по данному материалу, не перегружая ребенка.

Важно, чтобы подготовка не пошла во вред.

Способы подготовки зависят от того материала, который предлагается.

-только словарные слова,

-слова на изученные правила,

-словарные слова и слова на изученные правила.

Только словарные слова.

Словарные слова изучаются в классе, дома постепенно ребенок их заучивает. Бывает, что пока слово встречается часто, ребенок помнит, как оно пишется. А вот когда проходит время, подходит этот словарный диктант, все забывается. О том, как помочь ребенку заучивать словарные слова, можно прочитать в статье «Изучаем словарные слова».

Подготовка к диктанту по данным словарным словам несколько специфична. Безусловно, для каждого ребенка подходят разные способы. Предлагаемые помогали в самых сложных случаях.

1.Записать (ребенку) все словарные слова в столбик. Прежде, чем писать слово, необходимо его прочитать по слогам и повторить по слогам 2 – 3 раза.

2.Устно составить словосочетание с каждым словом.

3.Заштриховать все гласные (буквы не должны просвечиваться).

4.Над заштрихованными гласными другим цветом (не красным и не черным) написать пропущенные гласные. Если в слове допускается ошибка, ребенок ищет его в учебнике и записывает рядом.

Такой вид работы детям очень нравится. С одной стороны подобные задания позволяют удерживать интерес и внимание ребенка, с другой стороны помогают формировать орфографическую зоркость, прогноз чтения, уточнять и расширять словарный запас.

7.Повторить все еще раз со словами, в которых были допущены ошибки.

Желательно подготовку начинать за 2-3 дня.

Слова на изученные правила.

Прежде всего, анализируем, на какие правила встретились слова. По возможности подбираем проверочные слова, вспоминаем схемы правил. Группируем слова по правилам. Записываем группы слов. В каждой группе исключаем, а затем восстанавливаем гласные, потом согласные.

Аналогично работаем с материалом, содержащим словарные слова и слова на изученные правила. Но в данном случае необходимо разделить слова на эти две группы.

1. Составить с каждым словосочетанием предложение.

2. Выделить главное слово, поставить вопрос к зависимому, обозначить окончание в вопросе и в каждом слове словосочетания.

3. Проговорить словосочетания по слогам. Взрослый читает бегло, а ребенок медленно повторят по слогам 2 – 3 раза.

4. Выписать слова, в которых при проговаривании были допущены ошибки и проанализировать их написание (почему так, а не иначе).

5. Проговорить только те слова, в которых были допущены ошибки.

6. Выборочно записать под диктовку словосочетания, в которых не были допущены ошибки, и те, в которых ошибки были допущены. Лучше брать словосочетания не в том порядке, в котором они расположены в учебнике.

7. Для данного задания лучше отксерокопировать текст учебника. Исключить, а затем восстановить гласные, потом согласные.

Необходимо учитывать, что подготовка к диктанту – часть домашнего задания и обычно приходится на вторую половину дня. Лучше свести до минимума письмо ребенка. Нельзя несколько раз писать одно и то же.

Глубоко заблуждаются те взрослые, которые считают, что если ребенок допустил в слове ошибку, он должен писать это слово как минимум несколько строчек. Ребенок пишет вначале слово правильно, а потом опять ошибается, пишет неправильно, но с каждым новым написанием ошибка эта закрепляется.

Если же есть возможность подготовиться к диктанту в выходные, то необходимо это делать в утренние часы.

Предложения и текст.

Безусловно, текст необходимо прочитать целиком. Однако не стоит заставлять ребенка читать этот текст много раз. Далее работаем с каждым предложением.

1.Прочитать предложение целиком.

2.Проанализировать знаки препинания.

3.Составить схему предложения, используя знаки препинания.

Например: С деревьев летели желтые, красные, бурые листья.

4.Выделить те слова, в написании которых ребенок не сомневается.

5.Отдельно выписать те слова, написание которых вызывает трудности.

6.Проанализировать трудные слова.

7.Исключить, а затем восстановить гласные, потом согласные.

8.Записать в произвольном порядке (не как в учебнике) те предложения, в которых встретились трудные слова.

Для успешного написания диктанта в классе желательно:

-настроить ребенка на успех, успокоить,

-ребенок не должен знать текст диктанта наизусть,

-не стоит писать дома текст целиком,

подготовка должна идти в спокойной, доброжелательной обстановке.

Очень может быть, что с первого раза успех не будет достигнут. В этом случае необходимо проанализировать количество ошибок. Их обычно бывает чуть меньше. Несколько дней повторять те слова, словосочетания и предложения, в которых ребенок допустил ошибки.

Такая работа по подготовке к диктанту должна вестись систематически. Постепенно у ребенка сформируются необходимые навыки, он будет внимательнее анализировать написание тех или иных слов, будет развиваться орфографическая зоркость ребенка, его языковое чутье.

Диктант по русскому без ошибок

Писать под диктовку сложно. Это хорошо известно даже ученикам начальных классов. Такую форму проверки знаний боятся школьники и студенты. На самом деле нет ничего страшного. Главное – правильно подготовиться и знать, на что обращать внимание на уроке (паре). Чтобы контрольные работы по русскому языку больше не портили показатели успеваемости, предлагаем поговорить о том, как научиться правильно писать диктанты.

Основные рекомендации

Не существует секрета, позволяющего быстро научиться писать диктанты по русскому языку без ошибок. Это длительный и тяжелый труд. Чтобы справиться с заданием, нужно воспользоваться рекомендациями опытных преподавателей. Они советуют:

  1. Много читать. Не зря школьная программа предусматривает изучение огромного количества литературы. Это тренирует зрительную память. Человек визуально запоминает написание тех или иных слов. Лучше отдавать предпочтение классике. Там используется «чистый» русский язык. В современных печатных изданиях иногда встречаются ошибки.
  2. Изучать правила. Учиться никогда не поздно и не стыдно. Решили заняться подготовкой к диктанту в университете? Загляните в школьный учебник, повторите правила. Это поможет лучше справиться с заданием.
  3. Переписывать страницы книг. Такой способ подготовки требует значительных затрат времени. Его выбирают выпускники школ, которые готовятся к поступлению в ВУЗы.
  4. Выполнять упражнения. Не зря школьная программа предусматривает выполнение такого вида заданий. Упражнения помогают применять на практике выученные правила.
  5. Проводить занятия в паре. У людей не может быть одинаковый уровень знаний языка. Кто-то силен в грамматике, а кто-то в орфографии. Парные занятия более эффективные. В процессе общения будет вестись диалог, и оппоненты смогут поправлять друг друга.

Чтобы быть наверняка уверенным в правильности написания слов, нужно приобрести орфографический словарь. Он поможет развеять сомнения в спорных ситуациях.

Можно также завести словарь своих трудных слов и вписывать туда те, которые не получается запомнить.

Написание диктанта на уроке (паре)

Выполнение любой контрольной работы – стресс для ученика или студента. Можно так разволноваться, что забыть даже то, что знал. Поэтому главный совет перед началом написания – полное спокойствие. Далее нужно:

  1. Внимательно слушать преподавателя. При первом чтении не надо делать заметки, а просто следить за интонацией, отмечать мысленно, где и какой понадобится знак препинания.
  2. Писать не спеша. Учитель дает достаточно времени для написания текста.
  3. Не останавливаться на сложных моментах. Их можно будет обдумать при проведении проверки.

Внимание и сосредоточенность помогут реализовать все полученные ранее знания и хорошо написать диктант.

Во время проверки рекомендуется не спеша перечитать каждое слово «про себя». Это поможет выявить не только ошибки, но и описки.

источники:

http://infourok.ru/kak-podgotovitsya-k-diktantu-v-nachalnoy-shkole-2634516.html

http://www.napishem.ru/info/tips/diktant-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok-sekrety-uspeshnogo-napisaniya.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать хорошо изложение на огэ 9 класс
  • Как написать хорошо доехать
  • Как написать хорошо английскими буквами
  • Как написать хороший хоррор
  • Как написать хороший фанфик фикбук