Как написать хорошую рецензию на спектакль

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу…).

Рецензия на спектакль

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Театральная рецензия

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Написание рецензии

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов…).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Составляем план рецензии

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Советы рецензенту

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”…
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

Рецензия на спектакль (образец)

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Спектакль для детей

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Рецензия на спектакль имеет публицистическую направленность.

Этот жанр увлекательный и сложный одновременно, ведь рецензент должен подать свою точку зрения так, чтобы она была интересной для окружающих.

При этом создается собственное произведение, наполненное объективными рассуждениями автора.

Содержание

  • 1 Кто пишет рецензию на спектакль
  • 2 Алгоритм действий процесса рецензирования пьесы
  • 3 Что должна содержать рецензия на спектакль
  • 4 Разберем на примерах
  • 5 Советы по типичным ошибкам рецензентов

Кто пишет рецензию на спектакль

Кто пишет рецензии

Рецензию на спектакль может написать и дилетант

За рецензирование спектакля может взяться как профессионал, так и дилетант в этой области.

В первом случае от рецензента требуется развернутый анализ спектакля, прочно стоящий на теоретическом фундаменте.

Если же рецензию пишет любитель, можно подать ее в форме эссе (оно основывается на впечатлениях рецензента), но все же познать азы теории также желательно.

Обратите внимание, что большинство театров выделяет для критиков и друзей театра отдельный ряд с хорошим обзором сцены.

Алгоритм действий процесса рецензирования пьесы

Для написания рецензии на спектакль недостаточно его просмотра и прочтения рецензий других авторов.

Чтобы процесс рецензирования не остановился на полпути, а ваша рецензия заняла достойное место среди своих «собратьев», следуйте проверенному алгоритму-инструкции:

  1. Предварительный сбор информации: прочтение пьесы, по которой поставлен спектакль (это даст возможность оценить соответствие постановки оригиналу), сбор информации о количестве и местах постановки этого же спектакля.
  2. Просмотр спектакля (желательно с блокнотом и ручкой для заметок). В блокноте необходимо зарисовать внешний вид сцены, записать наиболее яркие реплики (по вашему мнению) и впечатления.

Заметки по спектаклю делаются в темноте и очень быстро, поэтому больше напоминают краткие очерки, обрывки фраз.

Алгоритм действий

Заметки, сделанные на спектакле, лучше разбирать сразу после спектакля

Для того чтобы ничего не забыть, по приходу домой сразу же приступайте к расшифровке своих набросков: 

  1. Беседа с режиссером спектакля (позволит сравнить свое мнение с мнением постановщика и внести интересную нотку в рецензию).
  2. Сравнение первых впечатлений с послевкусием.
  3. Написание рецензии по плану, предоставленному ниже.
  4. Проверка содержания и оформления рецензии.

Работа с набросками сразу после спектакля поможет не упустить ничего важного.

Что должна содержать рецензия на спектакль

Рецензия на спектакль традиционно включает такие элементы:

  • общие сведения о пьесе;
  • анализ идейного содержания постановки;
  • оценка игры актеров;
  • особенности сценографии (свет, цветовые решения, декорации, как все это помогло раскрыть содержание, донести идею).

Можно также говорить о соотношении пьесы и ее постановки, содержании.

Эту составляющую включают в анализ идеи или же представляют как отдельный элемент.

В конце рецензии (после выводов) часто вставляют перечисление актеров.

Разберем на примерах

Для разбора наиболее важных частей рецензии на спектакль возьмем примеры таких текстов на спектакли театра «Современник» (http://www.theatre.ru/review/sovr.html или https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcd1hSaG9sWmZHdG8/view?usp=sharing).

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем.

Пример изложения выглядит так:

«Пигмалион» Бернард Шоу, перевод с английского Е.Калашниковой

Постановка — Галины Волчек

Художник — Павел Каплевич

Премьера — 22 декабря 1994 года

Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность — 3 часа 15 минут

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя.

Для этого рецензенты используют различные приемы:

  • описание начала постановки;
  • краткий анализ места пьесы среди других театральных постановок;
  • описание примечательной особенности (сравните рецензии на спектакли «Пигмалион» и «Мы едем, едем, едем…», «Аномалия»).

После вступления необходимо дать оценку спектакля по указанным выше параметрам, при этом должна быть четко видна позиция автора, обратите внимание на второй абзац в рецензии на спектакль «Мы едем, едем, едем…».

Рецензии на спектакли "Современника"

«Современник» — один из самых популярных театров Москвы и России

Автор по порядку перечислил то, чем не доволен, и при этом аргументировал свои замечания конкретными примерами.

Никаких неоднозначностей в его характеристике мы не найдем.

Хороший пример описания сценографии можно найти в рецензии на спектакль «Вишневый сад», а сравнение с текстом пьесы – в рецензии на спектакль «Играем… Шиллера!».

Каждая рецензия должна заканчиваться выводами, представляющими общее впечатление и выводы автора.

Интересный прием для этой части – обращение к читателям, пример такого заключения можете посмотреть в рецензии на спектакль «Уйди-уйди» на указанном сайте.

Советы по типичным ошибкам рецензентов

Не увлекайтесь пересказом содержания спектакля, вам ведь неинтересно смотреть фильм, о событиях которого все знаете.

Выберите самые яркие моменты и обыграйте их в рецензии так, чтобы читатель сам захотел посмотреть спектакль.

Обратите внимание на рецензию к спектаклю «Аномалия», в ней автор явно переборщил с изложением сюжета и припрятал за ним свою позицию.

Нельзя заявлять «нравится»/«не нравится» без аргументации своей позиции.

Если вы говорите об открытиях, новшествах, замеченных в спектакле, обязательно убедитесь, не были ли они введены в театральную практику раньше.

Все эти советы имеют рекомендационный характер, как их воплотить, решать только вам, ведь рецензия – это не просто анализ, а самостоятельный продукт творчества.

В этом видео вы узнаете, как написать рецензию на выставку:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Как написать театральную рецензию

Театральная рецензия – самый популярный жанр театральной критики, цель которого – рассказ о спектакле. Рецензия должна быть посвящена именно спектаклю, а не пьесе. Для написания рецензии необходимо “прочитать” спектакль, понять режиссера, его концепцию, которая воплощается через мизансцены, актеров, сценографию, музыкальное сопровождение. Рецензия, как любой жанр, имеет свою структуру. Существуют нормы написания рецензии, и существует структура рецензии: нужно идти от общего к частному

Вначале должен быть общий тезис: о чем спектакль. В рецензии возможно описание ключевых мизансцен, каких-то эпизодов, работы актеров. В процессе написания рецензии нужно внимательно обращаться с театральными терминами. Чтобы избежать неправильного употребления, лучше всего заглянуть в словарь. Очень важно не сбиваться на “нравится” или “не нравится”. Это из области зрительского комментирования спектакля. Такие фразы, как “порадовал актер”, “была убедительна в роли”, “хорошо справилась с ролью”, лучше не использовать. Они не несут никакой информации для потенциальных зрителей и для актеров. Еще одной частой ошибкой является пересказ сюжета. Если это и нужно делать, то очень изящно и кратко. И очень важно не говорить об открытиях, когда их не было. А это часто встречается из-за недостатка опыта у рецензента, незнания истории театральных постановок. Рецензия – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух спектакля, чтобы читатель захотел или не захотел его посмотреть.

Советы по написанию рецензии:

  1. Проведите предварительную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль. Узнайте, когда и где ее уже ставили. Не торопитесь с написанием рецензии. Лучше ее писать на следующий после спектакля день. Сравните первые впечатления с послевкусием. После этого можно приниматься за сам текст. В первой части статьи необходимо предоставить краткую информацию о театре, главном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Необходимо рассказать о традиции ее постановки.
  2. Напишите разбор идейного содержания. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько важных эпизодов, отметьте оригинальные режиссерские решения. Приведите аргументы вне зависимости от того, хвалите вы или ругаете. Очень важно сохранить объективность, даже если постановка в целом вам не понравилась. В любом спектакле можно найти положительные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского или Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.
  3. Оцените игру актеров и актерские находки. Называя героев пьесы по именам, не забудьте в скобках указать фамилии актеров, которые исполняли роли. Не обязательно подробно перечислять всех действующих лиц. Достаточно отметить тех, чья игра действительно вас поразила.
  4. Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях, как форма помогала раскрытию содержания… Стоит уделить несколько слов работе хореографа, костюмера и гримера.

Вы можете использовать следующие слова и сочетания:
важно отметить, что…, в моем восприятии…, больше всего меня впечатлило…, исполнитель главное роли, доминировали актеры, очень удачным мне кажется решение режиссера…, цвето-световое решение, костюмы актеров, декорации были призваны передать…,  оригинальные находки, показалось лишним, не хватило для восприятия, разрушило мои представления, заставило задуматься, осталось в памяти…

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ Подготовила

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ Подготовила

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ

Подготовила Е. А. Букурова – педагог МАУДО «Дом детского творчества МО Староминский район Краснодарского края

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре…

Этапы создания рецензии Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре…

Этапы создания рецензии

Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
Просмотр спектакля.
Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
Непосредственное написание критической статьи.

План рецензии (примерный) Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки

План рецензии (примерный) Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки

План рецензии (примерный)

Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
Оценка актерской игры.

Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность

Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность

Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов…).
Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем. «Пигмалион» Бернард Шоу, перевод с английского Е.Калашниковой Постановка — Галины Волчек
Художник — Павел Каплевич
Премьера — 22 декабря 1994 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность — 3 часа 15 минут.

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя.
Для этого рецензенты используют различные приемы: описание начала постановки; краткий анализ места пьесы среди других театральных постановок; описание примечательной особенности.
После вступления необходимо дать оценку спектакля по указанным выше параметрам, при этом должна быть четко видна позиция автора.

Советы по написанию рецензии:

Советы по написанию рецензии:

Советы по написанию рецензии:

До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
Посмотрите спектакль сами.
Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.

Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля

Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля

Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.

Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,

Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,

Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
Обязательно приводите аргументы.
Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

Основные ошибки написания театральной рецензии

Основные ошибки написания театральной рецензии

Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”…
Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
Неграмотное использование терминов.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества

Рецензия на спектакль – это продукт творчества

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Как написать рецензию на спектакль

Театроведческая критическая статья сама по себе является маленьким художественным произведением с зачином, кульминацией и развязкой. Удачная театральная рецензия отражает главные особенности постановки, оставаясь при этом краткой и увлекательной: удерживать читательское внимание зачастую не менее сложно, чем зрительское в театре.

Как написать рецензию на спектакль

Инструкция

Проведите предварительную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль. Узнайте, когда и где ее уже ставили. Сам спектакль лучше посетить несколько раз, чтобы проверить свои первые впечатления. Предупредите главного режиссера о своем приходе. В большинстве театров есть служебный ряд для друзей театра и критиков, откуда хорошо видна сцена. По окончанию спектакля побеседуйте с режиссером и исполнителями главных ролей. Сравнить свое впечатление с мнением постановщика будет полезно. Так вы сможете оценить, чего режиссер хотел добиться, и какие из поставленных задач ему удалось выполнить. Кроме того, за кулисами с вами наверняка поделятся яркими театральными историями, которые смогут оживить будущую статью.

Захватите блокнот и ручку, отправляясь на спектакль. Делать пометки в темноте не слишком удобно, но это необходимая часть работы. Зарисуйте, как выглядит сцена, запишите понравившиеся реплики и все свои впечатления, которые возникли во время спектакля и могут позже забыться. Вернувшись домой, лучше сразу «расшифровать» все сделанные наскоро пометки.

Не торопитесь с написанием рецензии. В течение нескольких дней возвращайтесь мысленно к спектаклю, сравните первые впечатления с послевкусием. После этого можно приниматься за сам текст. В первой части статьи необходимо предоставить краткую информацию о театре, главном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Необходимо рассказать о традиции ее постановки.

Напишите разбор идейного содержания. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько важных эпизодов, отметьте оригинальные режиссерские решения и актерские находки. Приведите аргументы вне зависимости от того, хвалите вы или ругаете. Очень важно сохранить объективность, даже если постановка в целом вам не понравилась. В любом спектакле можно найти положительные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского или Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.

Оцените игру актеров. Называя героев пьесы по именам, не забудьте в скобках указать фамилии актеров, которые исполняли роли. Не обязательно подробно перечислять всех действующих лиц. Достаточно отметить тех, чья игра действительно вас поразила.

Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях и как форма помогала раскрытию содержания. Стоит уделить несколько слов работе хореографов, костюмеров и гримеров.

Полезный совет

В начале рецензии необходимо дать краткое содержание спектакля. Слово «краткое» здесь ключевое, поскольку статья не должна свестись к пересказу событий на сцене.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

От книги к спектаклю, от спектакля к рецензии. (Из опыта написания театральных рецензий)

      В молодости каждый человек задумывается над многими вопросами, которые ему ставит жизнь. И главный из них: найти собственный путь в жизни со всеми сложностями, неудачами, потерями, взлетами или падениями. Что лучше? Идти своей дорогой, ни на кого не оглядываясь, или продолжить семейные традиции, опираясь на опыт предыдущего поколения, и подняться на новую ступень по сравнению со своими родителями? Единственным предметом в школе, который помогает найти ответы на волнующие вопросы, является литература. Нет таких жизненных проблем, которые бы не ставили русские классические писатели. И наибольшее количество споров, противоположных точек зрения, даже конфликтов вызывает роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». В 1862 году, когда автор опубликовал это произведение, многие критики не приняли его, а знакомые перестали здороваться с писателем. Не утихает полемика и в наше время. Я как учитель литературы старших классов считаю необходимым не только обсуждать проблемные вопросы этого произведения, анализировать текст автора, но и пригласить учащихся в драматический театр «на Литейном» на постановку Сергея Морозова «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила и роману И.С. Тургенева.

    После просмотра спектакля (не ранее, чем через два-три дня) я провожу урок , на котором учу ребят писать рецензию на спектакль. Любому ученику необходимо уметь дать критическую оценку тому или иному событию, книге, спектаклю. Именно так формируется своя жизненная позиция, появляются аргументы, человек становится личностью.

   Рецензия- это жанр журналистики, в котором надо указать как сильные , так и слабые стороны спектакля, книги. Статьи пишутся в публицистическом стиле. Цель рецензии- оценка спектакля (то есть интерпретации художественного текста), а не романа

И.С. Тургенева и пьесы Б. Фрила. Ребята должны понять творческий замысел режиссера, концепцию спектакля, которая выражается через оформление сцены, игру актеров, мкзыку, свет.

                                                                                                             Этапы работы

1. Чтение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

2.Просмотр спектакля

3.Обсуждение и анализ постановки

4.Написвние рецензии

   На уроке, посвященном обсуждению спектакля, ставятся вопросы о теме, идее, проблематике увиденного. Наиболее удачные ответы:

«Спектакль поднимает такие вопросы, которые интересны и актуальны всегда: неприятие молодыми идеалов старшего поколения, отрицание традиционной жизни, невозможность компромисса»

«Это спектакль прежде всего о любви к Родине, к близким людям, о выборе идеалов, о жизни общества в целом и человека в отдельности в борьбе за идею, о противостоянии людей».

«Отцы и сыновья»- это попытка еще раз ответить на вопрос об отношении родителей и детей, о противостоянии человека и общества, о ценности своей семьи, это спектакль о любви и одиночестве»

«Это пьеса о жизни, которую человек выбирает сам»

«Семейную жизнь провинциальных дворян нарушает приезд Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Начинаются споры о смысле жизни и ее ценностях, которых, по мнению молодежи, нет и не может быть. Это пьеса о бескомпромиссности, отсутствия преклонения перед старшими, авторитетами, о приоритете материального над духовным».

«Какими мы должны стать в этом мире? Кто такой современный Базаров? Есть ли ему место сейчас в нашем современном обществе? Нужны ли Базаровы сегодня?»

   Обсуждая игру актеров, ребята отмечают, что главная роль принадлежит, конечно, Базарову, его нигилистическим взглядам. В исполнении Ивана Рябченко этот герой интереснее, важнее всех других. Его взгляды сначала шокируют, потом раздражают, его поведение не вписывается ни в какие рамки. Он разрушает окружающий мир, его хочется выгнать из традиционной жизни. Но несмотря на это ты понимаешь, что перед тобой личность, способная изменить русскую провинциальную жизнь к лучшему, что Базаровы очень нужны Росси сейчас, чтобы постоянно было движение вперед.

   Учащиеся отмечают необычное сценическое решение: занавес по диагонали сцены как бы делит мир на 2 части: старую и новую, прошлую и будущую. В одной части сцены -Базаров, он одинок, на стене появляются иероглифы, не понятные другими. В другой части сцены толпа: все отношения людей просты, понятны, естественны.

    Обсуждая вопрос отличия пьесы Брайана Фрила и романа И.С. Тургенева, ребята говорят о том, что пьеса освободилась от длинных диалогов и политических споров, упор сделан на отношении мужчин и женщин. Спектакль по пьесе Фрила получился интересным и динамичным.

После обсуждения на уроке ребятам предлагается план написания театральной рецензии.

                                                                                                                        План

1.Вступление: название спектакля, фамилия режиссера, полное название театра, дата постановки, данные об авторе произведения

2.Творческий замысел автора и его реализация (тема, идея, проблематика, отличие режиссерского замысла от замысла автора)

3. Анализ главных эпизодов спектакля

4.Композиция спектакля

5.Оценка актерской игры

6.Особенности режиссерской интерпретации текста

7.Общее впечатление о спектакле

    Предлагаю наиболее интересную рецензию на спектакль «Отцы и сыновья»  ученика 10 класса

          Рецензия на спектакль «Отцы и Сыновья», поставленный в Драматическом театре «на Литейном» режиссером Сергеем Морозовым.

     Режиссер Сергей Морозов поставил спектакль не по  роману И.С. Тургенева, а по пьесе Б. Фрила. Для того чтобы  по-настоящему понять, о чем идет речь в спектакле, необходимо прочитать  книгу Б. Фрила. В пьесе автор  каждого  героя ставит перед проблемой выбора жизненного пути. Павел Петрович Кирсанов живет в деревне и очень сильно выделяется на фоне обычных провинциальных дворян своим внешним видом и своими взглядами.  Может быть, его место в Петербурге или в Москве, Дрездене или Цюрихе? Николай Петрович Кирсанов живет в своем поместье Марьино, читает А. С. Пушкина, играет на виолончели, наслаждается своей счастливой жизнью с Фенечкой. И тут приезжает его законный сын и наследник Аркадий… Все ли правильно сделал Николай Петрович? Милая, кроткая, добрая Фенечка стала спутницей жизни Николая Петровича, несмотря на разницу в возрасте, разное социальное положение, разные интересы. А не хочет ли она только  подняться выше по социальной лестнице, стать дворянкой и соответственно Федосьей Николаевной? Аркадий Кирсанов приезжает в Марьино с Базаровым и тут же всем объявляет, что он нигилист. Но вся его дальнейшая жизнь очень далека от идей нигилизма. Он подружился с Фенечкой, рад был узнать, что  у него есть брат, сам влюбился в Катю. А сам Базаров? Вместо того чтобы изучать ботанику и проповедовать идеи нигилизма, он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. После просмотра пьесы непроизвольно приходишь к выводу, что все сделали несколько странный и неожиданный выбор в жизни. Читая роман И. С. Тургенева, я не задумывался над проблемой выбора. Мне кажется, автор хотел показать новых людей, их идеологию и соответственно возникший конфликт между либеральными дворянами и нигилистами. В творчестве Б.  Фрила, есть несколько интересных переводов русских классических произведений и создание пьес на их основе, например, «После занавеса» (пьеса, воплощающая в себе два произведения А. П. Чехова – «Дядя Ваня» и «Три сестры»). Впервые познакомившись с пьесой, я задумался: в чем же разница в произведениях И. С. Тургенева и Б. Фрила? И чем же, наконец, отличаются эпохи писателей от современности? Ответить на эти вопросы однозначно невозможно. У каждого писателя идея своя.  В романе Тургенев показал свое отношение к нигилизму, используя диалоги за столом у Кирсановых. Он не был никогда консерватором и не был революционным демократом, как Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа. Тургенев относил себя к либералам. Интересно и то, что Тургенев не отрицал нигилизм, а лишь только «намекал» на преждевременность идей нового течения. Подтверждением этому, служит «быстрая», на мой взгляд, смерть Базарова. Таким «символическим» действием, он пресекает нигилизм в умах дворян, давая понять, что герою не суждено претворить идею при жизни. Иван Сергеевич Тургенев при этом, относится к своему герою «по-отечески», впоследствии в своем дневнике он сделал запись: «Во все время писания я чувствовал к Базарову невольное влечение . Я хотел сделать из Базарова лицо трагическое, тут было не до нежностей». Брайан Фрил решил добавить в произведение эмоций.  Он драматизирует тургеневское произведение, называя «вещи своими именами». Любимую героиню И.С. Тургенева, Фенечку (Феодосию Николаевну), Фрил называет «любовница Николая». Образ Базарова писатель не дополняет, а меняет: придает вежливость в его общении с родителями, и грубость, с которой «наставник» общается со своим «учеником» Аркадием. Аркадию Фрил придал большей самостоятельности, чем в романе русского писателя, он,  уверенный в себе, знающий «свою миссию» — нести идеи нигилизма. В произведениях присутствует  не столько много изменений в действиях персонажей, сколько в значении каждого действия. Наконец, могу отметить, что в пьесе Фрила было изменео и несколько урезано несколько сцен. Знакомство Аркадия Кирсанова и Базарова с Одинцовой происходят не как в тургеневском романе, во время бала, где они оказались с Кукшиной и Ситниковым, а на балу, в доме Кирсановых. Что же можно сказать про постановку в театре? Я могу сказать: это было интересное представление. Во-первых, деление сцены происходит на 3 части, в каждой из которых происходит в определенный момент, какое-то действие. При этом  главным местом является именно «комната Базарова».  Например, разговор Евгения Базарова с Аркадием и сцена отъезда Базарова из деревни Кирсанова произошли именно в его комнате, что непременно подчеркивает значимость Базарова. Во-вторых, обстановка комнаты подобрана следующая: кровать, шкаф и стена из досок, на которой работает герой романа (пьесы). Интересно, что разделенная на части сцена, в один момент может стать единым пространством во время спектакля. Различные эпизоды балов, ужина и откровенных бесед происходят в атмосфере преображенной большой сцены.

Игра актеров запомнилась очень хорошо, мне, как зрителю, было видно, что малейшее движение продумано до мелочей. Особенно мне понравился Александр Цыбульский, исполнитель роли Николая Петровича. В пьесе он представлен очень открытым , добрым человеком, но его все время перебивают, учат жить, отодвигают на задний план Примером может служить сцена, когда Николай Петрович произносит тост в кругу семьи, он весь как будто дрожит от удовольствия, желания сказать свою речь, но… Аркадий прерывает его, отрезав своим замечанием: «просил же, без тостов..». Следующий, наиболее яркий актер  Иван Рябенко, играет Евгения Базарова. Он не играл роль, он им был.  Именно Иван, как актер, смог продемонстрировать наглость, самоуверенность персонажа, его взгляд, манеры – все было настолько естественно, что я убежден был: вот он – самый настоящий Базаров. Александра Жарова, исполняющая роль Кати Одинцовой, ничуть не меньше Базарова создала образ «молодости» спектакля, самые энергичные моменты пьесы на сцене связаны именно с Катей. Забрав ботинок Аркадия, они вместе бегали, плескались и наслаждались теми минутами, которые так дороги в жизни влюбленных.

При этом необычно распущенной оказалась роль Дуняши в исполнении Аглаи Гершовой. На момент, когда должен уезжать Базаров, Аглая (Дуняша) закатила чуть ли не плачь о своем новом фаворите. Сцена пьесы, когда она вместе с Петром убирала со  стола грязную посуду и   недопитую рюмку водки,  привела в восторг зал. Дуняша с  удовольствием допила и доела за господами.  Именно такие маленькие сценки очень понравились зрителям.  Актер Иван Рябенко после спектакля признался, что когда в школе на уроках литературы обсуждали роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева, он не придавал роли Базарова большого значения  и даже в чем-то отрицал героя с его идеями. Но нужно признаться, что за время постановки спектакля, он «влюбился» всей душой в своего героя и показал Евгения Васильевича Базарова с наилучшей стороны. Александра Жарова, играющая роль  Кати Одинцовой, прочла книгу И.С. Тургенева  семь раз. Такой подход заставляет восхищаться актрисой.  Режиссер Сергей Морозов в беседе со зрителями подчеркнул наиболее важное различие между романом И.С. Тургенева и пьесой Б. Фрила: «пьеса Фрила – это произведение о выборе человеком своего пути, а роман Тургенева – произведение о нигилизме». «И в спектакле Базаров не говорит, что он нигилист. Это делает Аркадий».  Под конец можно добавить, что каждый актер как будто вжился в роль и сыграл ее безукоризненно.

Я рекомендую этот спектакль для посещения, потому что постановка спектакля, актерское мастерство  помогут понять произведение и посмотреть на него по-новому. Кроме того, поход в театр веселой компанией, семьей или просто в сопровождении второй половинки, подарит вам незабываемые эмоции и впечатления, обсуждать которые вы будете еще очень долго.

Содержание статьи:

  • Инструкция
  • Инструкция

Театроведческая критическая статья сама по себе является маленьким художественным произведением с зачином, кульминацией и развязкой. Удачная театральная рецензия отражает главные особенности постановки, оставаясь при этом краткой и увлекательной: удерживать читательское внимание зачастую не менее сложно, чем зрительское в театре. Как написать рецензию на спектакль

  • Как написать рецензию на спектакль
  • Как поставить современную пьесу
  • Как написать отзыв о спектакле

Как придумать легендуВам будет интересно:Как придумать легенду

Вопрос «помогите найти книгу » — 1 ответ

Инструкция

Проведите предварительную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль. Узнайте, когда и где ее уже ставили. Сам спектакль лучше посетить несколько раз, чтобы проверить свои первые впечатления. Предупредите главного режиссера о своем приходе. В большинстве театров есть служебный ряд для друзей театра и критиков, откуда хорошо видна сцена. По окончанию спектакля побеседуйте с режиссером и исполнителями главных ролей. Сравнить свое впечатление с мнением постановщика будет полезно. Так вы сможете оценить, чего режиссер хотел добиться, и какие из поставленных задач ему удалось выполнить. Кроме того, за кулисами с вами наверняка поделятся яркими театральными историями, которые смогут оживить будущую статью.

Захватите блокнот и ручку, отправляясь на спектакль. Делать пометки в темноте не слишком удобно, но это необходимая часть работы. Зарисуйте, как выглядит сцена, запишите понравившиеся реплики и все свои впечатления, которые возникли во время спектакля и могут позже забыться. Вернувшись домой, лучше сразу «расшифровать» все сделанные наскоро пометки.

Не торопитесь с написанием рецензии. В течение нескольких дней возвращайтесь мысленно к спектаклю, сравните первые впечатления с послевкусием. После этого можно приниматься за сам текст. В первой части статьи необходимо предоставить краткую информацию о театре, главном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Необходимо рассказать о традиции ее постановки.

Напишите разбор идейного содержания. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько важных эпизодов, отметьте оригинальные режиссерские решения и актерские находки. Приведите аргументы вне зависимости от того, хвалите вы или ругаете. Очень важно сохранить объективность, даже если постановка в целом вам не понравилась. В любом спектакле можно найти положительные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского или Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.

Оцените игру актеров. Называя героев пьесы по именам, не забудьте в скобках указать фамилии актеров, которые исполняли роли. Не обязательно подробно перечислять всех действующих лиц. Достаточно отметить тех, чья игра действительно вас поразила.

Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях и как форма помогала раскрытию содержания. Стоит уделить несколько слов работе хореографов, костюмеров и гримеров.

Полезный совет В начале рецензии необходимо дать краткое содержание спектакля. Слово «краткое» здесь ключевое, поскольку статья не должна свестись к пересказу событий на сцене.

Совет 2: Как написать рецензию на работу

Одним написать рецензию на работу легко, другие — даже боятся начать. Чтобы не было проблем в создании рецензии, можно воспользоваться простым планом, который направит по верному пути и поможет грамотно высказать свое мнение. Как написать рецензию на работу

Инструкция

Рецензия — это цивилизованная форма обсуждения чего-либо, которая представляет собой анализ и оценку какой-либо работы. Рецензия является жанром литературной критики и газетно-журнальной публицистики. Но в последнее время навыками создания рецензий должны владеть практически все, потому что ежедневно сотни тысяч людей высказывают свое мнение о каких-либо вещах и событиях.
Рецензировать можно практически все: бытовую технику, приборы и аксессуары, компьютерные технологии, музыку, фотографии, фильмы, компьютерные игры и сайты, художественные произведения, последние события, происшествия, политические заявления. Одним словом, все, что интересует, может быть подвергнуто строгой оценке, которая должна определить ценность объекта.
Без рецензии нельзя обойтись и в научной деятельности. Рецензия научной работы: статьи, диссертации, курсовой и дипломной работы, — является одним из двигателей развития науки.

Если вы пишете рецензию в первый раз, это занятие может показаться вам очень сложным. Однако не такое оно и сложное, потому что процесс создания рецензии можно разделить на шесть простых шагов:
Шаг первый. Укажите предмет анализа, тему и жанр работы. (Можно ответить на вопросы: что анализируем? о чем работа?)
Шаг второй. Подумайте об актуальности выбранной автором темы. (Вопрос: чем интересна тема? сможет ли она заинтересовать других людей?)
Шаг третий. Кратко перескажите содержание работы, выделите основные положения. (Можно составить план или воспользоваться содержанием работы, если она имеет слишком большой объем).
Шаг четвертый. Дайте общую оценку работе. (Вопрос: что заинтересовало в работе? какие выводы автора являются оригинальными, новыми?)
Шаг пятый. Перечислите недостатки работы, ошибочные выводы.
Шаг шестой. Сделайте выводы.
Чтобы освоить технологию написания рецензии, достаточно пройти этот путь один-два раза. И не нужно бояться ошибиться.

Видео по теме

Источник

Корнил Калашников

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать хорошую музыку
  • Как написать хорошую мелодию
  • Как написать хорошую курсовую работу самостоятельно
  • Как написать хорошую комедию
  • Как написать хорошую книгу фэнтези