Как написать хоррор музыку

Speciality, Смотреть страшно. Кто и как пишет музыку к фильмам ужасов Смотреть страшно. Кто и как пишет музыку к фильмам ужасов

Смотреть страшно. Кто и как пишет музыку к фильмам ужасов

Попробуйте посмотреть фильм ужасов без звука. Ну хоть несколько минут. Согласитесь, эффект отвратительный. Теряется что-то главное, как будто вы зашли в бассейн, а там воды как в лягушатнике. И ведь это совершенно особый музыкальный жанр, со своими законами и огромным звуковым арсеналом, непохожим ни на один другой.

Кто же пишет музыку для ужастиков? Психически не очень нормальные граждане, дни напролет выискивающие звуковые диссонансы и какофонии (очень ёмкое древнегреческое слово, складывающееся из «κακ?ς» — дурной и «φων?» – звук, – т.е. сочетания звуков, производящие впечатление беспорядочного, хаотического их нагромождения)? Как добываются эти странные звуки? Ведь не все они могут быть «зашиты» в синтезатор или библиотеку семплов? 

По ту сторону звуков

Начнем с того, что современным композиторам, пишущим в жанре «хоррор», несомненно, повезло больше, чем их предшественникам. Как раз из-за возможности работы с огромным количеством материала. Крики, плач, звуки дождя и грозы, птиц и животных, ритуальных минорных песнопений (часто в хоровом исполнении), скрип и стук, стоны, шорох и шепот – все это – «базовая комплектация», которая давно поставляется с музыкальным ПО.

Канонические принципы построения музыкальных треков для фильмов ужасов также можно назвать даже навскидку: подчеркнутая атональность (отказ от логики гармонической тональности, то есть, не «ля минор», а неизвестно что), «блуждающие» многозначные аккорды, аритмичность, внезапная смена громкости звука.

Впрочем, главное качество, которое отличает хоррор-композиторов и звукорежиссеров, это страсть к эксперименту. А здесь все уже зависит от фантазии.

Как показал наш серфинг по просторам интернета, в ход может идти все, что угодно – от старых диванных пружин до овощей и фруктов. Оказывается, если устроить с последними «техасскую резню бензопилой» — то есть ударять по ним различными режущими и другими предметами, всячески деформируя, можно получить аццкие звуки хруста сломанных конечностей и чавканья зомби, питающихся человеческой плотью.

Звукорежиссер Тим Преббл из «HISS and a ROAR» записал этот процесс на видео и выложил на youtube, назвав его «Жестокое обращение с фруктами и овощами»:

 

Изощренный звуковик также инициировал ремикс — конкурс, посвященный экспериментам с библиотекой звуков «Tortured Piano» — «Замученное пианино», расположенной на его сайте. Преблл писал, что после долгих экспериментов со звуками этой библиотеки, он был очарован многообразием способов, которыми эти звуки могут быть обработаны, преобразованы и поданы в совершенно другом контексте.

«Но я, — пишет Тим, — даже в большей степени заинтересован тем, что другие люди могут сделать с ними». На сайте есть целая гора интересных звуков (в том числе горка из бесплатных, доступных для скачивания), а процесс их создания запротоколирован и выложен в виде коротких видеофайлов.

 

Инструменты 

Помимо всякого барахла, годного для извлечения интересных потусторонних звуков, существуют и специальные музыкальные инструменты, весьма востребованные в жанре ужасов.  

Например,вотерфон (от англ. waterphone – голос воды) – он же акустический синтезатор и китофон (да-да, от слова «кит», поскольку его звучание напоминает звуки, издаваемые этим чудесным животным), а еще waterharp – водная арфа.

Создал его американец Ричард Вотерс, быстренько запатентовал, и теперь клепает на заказ, каждый раз в формате handmade. В качестве материалов мастер использует нержавеющую сталь и бронзу. Вотерфон выглядит прямо как знакомый нам спутник — «чаша» с прутиками, внутри которой может быть налита (а может, и не налита) вода. Именно это позволяет менять звучание инструмента.

Кстати, если налить в него кипяток, звучание будет весьма своебразным:

Можно вообще записать музыку с помощью подводного микрофона (гидрофона), а звук при этом извлекать чем угодно – руками, смычками, всевозможными молоточками, металлическими девайсами и т.д. Звуковые библиотеки вотерфона содержат около 180-200 сэмплов.  

Вокодер

Наверняка многие читатели не раз слышали музыку с «роботизированными голосами» и «говорящими инструментами». Эта магия осуществляется при помощи вокодера (vocoder), весьма сложного устройства, который позволяет перенести свойства одного (модулирующего) сигнала на другой сигнал, который называют носителем.

В качестве сигнала-модулятора используется голос человека, а в качестве носителя — сигнал, формируемый музыкальным синтезатором или другим инструментом. Так достигается эффект «говорящего» или «поющего» музыкального инструмента. Помимо голоса, модулирующий сигнал может быть и гитарой, клавишными, барабанами и вообще любым звуком синтетического и «живого» происхождения. Также нет ограничений и на несущий сигнал.

Экспериментируя так, можно получать совершенно разные эффекты — говорящая гитара, барабаны со звуком фортепиано, гитара, звучащая как ксилофон. Вокодер как необычный эффект был взят на вооружение электронными музыкантами и впоследствии стал полноценным эффектом благодаря фирмам-изготовителям музыкального оборудования. На youtube размещено много роликов, обучающих работе с этим инструментом, одну из его возможностей (когда инструмент «подпевает» исполнителю его же голосом) талантливо продемонстрировал шоумен Александр Пушной:

Меллотрон

(от англ. melody + electronics) — клавишный музыкальный инструмент, весьма популярный в рок-музыке в 60-70-е годы (впоследствии выдавленный с рынка цифровым прогрессом, и вернувшего к себе интерес через 20 лет из-за необычного звучания).

История меллотрона началась в 1946 году, когда канадский музыкант Гарри Чемберлин, играя на домашнем органе, решил записать на магнитофон свои произведения. После записи в его голову пришла идея: «Если я могу записать то, что играю, почему бы не создать машину, которая могла бы воспроизводить записи каждой ноты, которую я нажимаю?». Все клавиши фортепианной клавиатуры по отдельности запускают воспроизведение пленки с нотой выбранного инструмента, записанной на магнитофонной ленте.

Внешне меллотрон похож на пианино, на панели над клавишами которого чудак-изобретатель разместил кнопки и переключатели. Использование меллотрона давало потрясающую возможность создания многоинструментальных произведений, не прибегая к помощи больших оркестров:

Практически все группы прогрессивного рока использовали этот инструмент: Genesis, Jethro Tull, Van der Graaf Generator, Yes… The Beatles нашли ему применение в «Strawberry Fields Forever», а позже использовали его в альбоме «Magical Mystery Tour» и «Белом» альбоме. Меллотрон, принадлежавший Джону Леннону, был впоследствии приобретен Трентом Резнором и использовался для музыки Nine Inch Nails и Marilyn Manson. 

Синтезатор

Конечно же, синтезатор и различные его вариации. Его появление значительно расширило возможности композиторов (в том числе пишущих для «ужастиков»). Первый же успех к синтезатору пришёл в 1970 году, после выпуска легендарной модели Minimoog, изобретенной Робертом Мугом (о ее профите можно судить по музыкальным группам, которые на нее «подсели»: ABBA, Pink Floyd, Depeche Mode, Michael Jackson, The Prodigy, Nine Inch Nails и так далее). Minimoog отличается своеобразным, специфическим и уникальным звучанием, что делает его актуальным и сейчас:

Сумасшедшие сочинители 

К сожалению, композиторы ужастиков — это в большинстве своем, «бойцы невидимого фронта». Найти информацию о них – все равно что взломать базу данных Сами Знаете Кого. Про рунет я вообще молчу, но и за его пределами приходилось применять навыки Холмса. 

Как оказалось, многие из хоррор-композиторов – вполне адекватные и жизнерадостные люди, у них почти нет мрачных сайтов в инфернальном стиле, как, например, у автора музыки к фильму «Астрал» (а также к «11-11-11», «Ночи демонов», «Вскрытие», «Осквернители могил») Джозефа Бишара.

К тому же, они часто работают как «многостаночники» — то есть, утром сочиняют для комедий, ночью – наоборот. Оговорюсь сразу: рассказать обо всех невозможно, поэтому остановимся лишь на нескольких знаковых фигурах. (Простите мне также и полное забвение российских композиторов этого жанра, поскольку кроме «Вия», я, пожалуй, и вспомнить-то не смогу приличных отечественных ужастиков). 

Начнем с корифеев. Таким, без сомнения, является Джерри Голдсмит («Чужой», «Омен», «Чернокнижник», «Полтергейст», «Гремлины», «Психо» и др.). Это классик киномузыки, который создал незабываемые музыкальные темы для огромного количества художественных фильмов и телешоу («Основной инстинкт», «Рембо», «Планета обезьян», «Мумия», «Star trek» и еще штук 200), получивший «Оскара» за музыку к культовому «Омену». Творческий путь Джерри Голдсмита охватил почти половину столетия, и умение быть музыкальным хамелеоном сильно способствовало развитию его таланта. В основном, Голдсмит использовал оркестровую музыку, и даже с появлением электроинструментов оставался верен себе, лишь иногда допуская музыкальные инновации. 

Фото: htbackdrops.com

Голдсмиту удавались не просто саундтреки-иллюстрации, а полноценные музыкальные произведения, которые живут вне фильма. Эдуард Артемьев, знающий Голливуд изнутри (он уехал туда в 1989 году), отдал ему второе место (после Джона Уильямса) среди голливудских композиторов, назвав «мастером прозрачного, таинственного звучания, звуковым мистиком». Создавая музыку для фильма «Чужой», Голдсмит написал таинственную, импрессионистскую, но в целом довольно лиричную музыку, которая, как выразился режиссер Ридли Скотт, «красива и ужасна одновременно».

В 1976 году успех ему принесла леденящая кровь и смелая для своего времени музыка к нашумевшей экранизации триллера Дэвида Зельцера «Омен» («Предзнаменование»). Хоровое пение, использованное в ней, не просто передает религиозный оттенок сюжета, но и сгущает без того мрачную атмосферу. С усердной настойчивостью повторяется библейская фраза «Sanguis bebimus corpus edimus» — «Пейте кровь, ешьте мясо», от чего у тех, кто знаком с древним языком, волосы могут стать дыбом. Одна радость, что сами-то мы не из латинцев, как говорила героиня крестьянки Фимки из рязановской «Формулы любви». 

Достойный продолжатель дела маэстро – его ученик Марко Белтрами, один из самых востребованных композиторов в жанре ужасов, работающий для студии «Hammer». Уже в ранних своих работах («Крик», «Мутанты», «Факультет») он показал, что многому научился у мэтра, а именно – непоколебимой вере в симфонические темы и мелодию.

Фото: marcobeltrami.com

Его последняя работа — «Женщина в черном» — классическая история мести, действие которой происходит в конце XIX века. Здесь и канонические ряды пыльных могильных плит, и затянутый паутиной чердак, и печальный миловидный герой, одетый с иголочки по моде тех лет (фанаты узнают Гарри Поттера без очков). И леденящая кровь музыка. Атмосферное музыкальное сопровождение вообще характерно для «хаммеровских» фильмов — постоянные композиторы студии, законодатели жанра — Джеймс Бернард («Дракула»), Бенжамин Франкель («Проклятие оборотня»), Гарри Робинсон («Близнецы зла») — писали для олдскульных ужастиков страшные оркестровые темы.

Не так давно «Hammer» озаботился апгрейдом своих монстров в соответствии с требованиями времени. Новые креативные веяния отразились и на музыке. Для историй о детках-убийцах («Впусти меня. Сага» и «Пробуждающий лес»), ставших знаковыми для перерождающейся студии, музыку написали Майкл Джаккино («Остаться в живых», «Рататуй», «Вверх», «Звездный путь», «Жизнь прекрасна», «Суперсемейка») и Майкл Конвертино («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Танцуй со мной», «Под прицелом»).

Ширли Уокер («Пункт назначения», «Уиллард», «Черное рождество», известна также по музыке к фильму «Бэтмен») — это имя просто не имело шансов остаться за пределами нашего музобзора. Ширли – Валентина Терешкова в киномузыке и самая успешная женщина-композитор в Америке. Она первой взяла олимпийскую высоту в Голливуде — ее работа для фильма «Исповедь невидимки» Джона Карпентера в 1992 году стала прецедентом в истории голливудского кино (доселе всю музыку для крупного игрового фильма представители прекрасной половины человечества еще не писали).

Ширли также создавала саундтреки для телефильмов и анимации в жанре фантастики и фэнтези. В период учебы в средней школе музыкально одарённая Ширли уже была солисткой фортепиано в Симфоническом оркестре Сан-Франциско. В 1978 году Уокер стала причастной к «большому кино», будучи нанятой в качестве синтезаторщика для записи музыки «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.

Ширли писала партитуры с оркестром от трех до пятнадцати музыкантов, в зависимости от «музыкальных потребностей» кино и телепроизведений. А если не хватало бюджета, то оркестр заменял синтезатор. И если в первой части самого известного ее ужастика – «Пункте назначения» — еще было достаточно консервативное (оркестровое) музыкальное оформление, то во второй уже вовсю использовался синтезатор и электрогитара, что позволило обыграть уже знакомые музыкальные мотивы абсолютно иным образом и привнести в музыку «свежее дыхание».

Несмотря на широкий творческий диапазон, Ширли тяготела к романтической музыке, и признавалась, что вдохновляют ее отнюдь не мертвецы, а совершенная красота природы. Она была настолько энергична, работоспособна и талантлива, что стереотип о композиторах-мужчинах был разрушен, а двери киноиндустрии для женщин наконец-то стали приоткрываться.  

Чарли Клоузер («Пила», «Обитель зла», «Мертвая тишина»). Известен также по музыке к сериалам «Числа», «Лас Вегас». Записывал ремиксы для White Zombie, Marilyn Manson, Rammstein. Клоузер – отвязный чувак в самом лучшем смысле этого слова, любимое дело которого – «делать ушам больно».

Он впервые стал известен публике в качестве клавишника Nine Inch Nails (американская группа, играющая в жанрах индастриал-рок, индастриал-метал), где работал с 1994 по 2000 год.

Его первая – и самая известная музыкальная работа в художественном фильме — хоррор «Пила». На вопрос о том, почему директор фильма доверил «озвучку» «Пилы» Клоузеру, Чарли гордо заявил, что просто потому, что «атмосфера фильма имеет сходство со стилем музыки Nine Inch Nails». – «Джеймс Ван искал того, кто смог бы синтезировать звуки в стиле индастриал (шумные, тяжелые звуки промышленных заводов) для его аранжировок. Это для меня давно не Эверест. Гораздо сложнее было работать с малой группой струнных инструментов в конце фильма. Короче, нанять могут не только за то, в чем вы дока, но и за то, что вы найдете способ разобраться с тем, с чем никогда не работали», — говорит Клоузер.

Оказывается, долго с созданием музыки для «Пилы» композитор, что называется, «не парился» — все было готово за 6 недель, параллельно с этим он заканчивал запись альбома для рок-группы Helmet.

Чарли пишет музыку полностью на компьютере, однако старается заставить ее звучать органично. «Лучшая музыка была сделана в музыкальной лаборатории сумасшедшими фриками, которые использовали всю дребедень, что попадалась под руку. Я рад, что это звучит по-настоящему, потому что это когда вы работаете с цифровыми инструментами, это всегда борьба. Это такой квазиорганический, квазиэлектронный суп полусумасшедшего повара».

Из фрагмента творческого процесса: «Используя характерное звучание барабанов и гитары я сымитировал некоторые звуки, которые создают эффект жужжащего и грохочущего механизма в момент, когда герою Дэнни Гловера перерезают горло. Затем я передал запись Лонеру (бас-гитаристу NIN), который подлил своего гитарно-басового настроения. То, что получилось, я и замиксовал в создаваемый трек». 

Tomandandy («Незнакомцы», «У холмов есть глаза», «Человек-мотылек», «Обитель зла» — 4, 5)  – это два не менее безбашенных, чем предыдущий персонаж, парня, по имени Томас Хаджду и Энди Милбурн. Собственно, название группы образовалось путем сложения имен этого тянитолкая. Дуэт может быть известен соотечественникам благодаря музыке для компьютерной игры Quake.

Их творчество – это сплав рока и электронной музыки, слияние разностилевых мелодий и звуковых эффектов. «Нередко музыка знаменитого композитора похожа на него самого, узнаешь руку мастера. У нас все иначе – мы каждый раз пишем по-новому. Все наши саундтреки звучат жестко, но каждый уникален в плане мелодии, ритма, оркестровки. Немного необычный подход, но нас это держит в тонусе», — говорит Томас. – «Наши методы непривычны для любителей этого жанра, потому что истоки нашего музыкального языка лежат в эстетике андеграунда. Такие современные звуки и технологии записи — новшество для киношной среды. Но эмоции и переживания, которые передает музыка, архетипичны. Мы создали матрицу неорганических звуков, как чистых, так и искаженных. Это позволило нам построить сразу два музыкальных мира: один агрессивный, перекошенный, как в кривом зеркале, другой – ясный, призрачный, полный грез».

Одна из последних работ «Томэндэнди» — «Обитель зла», в которой узнаваемы лавкрафтовские мотивы.

Американский писатель и журналист Говард Лавкрафт – автор жанра фэнтези (и даже мифов о Ктулху), автор особого жанра имени себя – «лавкравтовских ужасов», где используется психологический ужас неизведанного, а не страх перед вампирами, ожившими мертвецами, оборотнями и другой нежитью.

Первопроходцами в этом стилистическом пространстве были уже упоминаемые нами Марко Белтрами, Чарли Клаузер, а также Мэрилин Мэнсон и Джефф Данна. Томэнденди же подняли этот музыкальный хайтек на еще более поэтическую высоту. 

Джефф Грэйс («Земля вампиров», «Гнезда», «Продавец мертвых», «Дом дьявола»)  — этот фигурант, несмотря на свою молодость, скорее «внук» Голдсмита, чем собрат двух предыдущих музыкальных революционеров. Его музыка интеллектуальна, тонка и мелодична.

Несмотря на то, что его инструменты не кричат, а шепчут, и ему не хватает того оркестрового ресурса, которым располагали его предшественники, Грэйс идеально вписывается в совместные проекты режиссера Ти Уэста и продюсера Ларри Фессендена.

Их фильмы (например, «Последняя зима» и «Дом дьявола») дают зрителю изрядно «помариноваться», прежде чем начинается резня, да и количество крови и спецэффектов сведено к минимуму. Это интеллектуальное кино для фанатов жанра, мрачное и стильное, с кропотливо создаваемой атмосферой. «В «Последней зиме» режиссер включил в фильм запись криков китов. А я подумал, что нужно ему подыграть, взял диковато звучащие сэмплы струнных и прописал небольшие задержки. Наряду с акустическими инструментами я смело использовал абстрактные электронные звуки для голосов тундры и паранойи героя. Взял басовую окарину для ветра, микротоновый материал для струнных, чтобы передать эмоциональное состояние героя. Агрессивные медные духовые для гнева природы», — рассказывает Грэйс.

Для более жестких и эксцентричных фильмов вроде «Гнезда», «Продавца мертвых» и «Земли вампиров» Грэйс тоже находит нетривиальные решения: импрессионистские струнные имитируют крики летучих мышей, другие причудливые и шокирующие звуки и (в последнем фильме) апокалиптическую музыку нашествия вампиров. Однако «Земля вампиров» – прежде всего роуд-муви, путешествие по вымирающим южным штатам США. Скрипки, фортепианные соло, колокольчики как у Карла Орфа как нельзя лучше соответствуют безотрадным картинам запустения, заката цивилизации, человеческой жестокости, которая страшнее монстров. Музыка к «Земле вампиров» получилась не депрессивной, а, скорее, поэтичной.

В фильме «Тайны старого отеля» Ти Уэста (получившего лучшие отзывы критиков) Грэйс задействует на полную катушку классические для ужасов мотивы: от печальной темы до потусторонних завываний и странноватого фортепиано, которое можно представить играющим без участия человека. Саундтрек вышел не только забавным, но и неподражаемо жутким. Удивительно гармоничная музыка с сильными темами и с массой сумасшедших примочек, заставляющих вздрагивать. Грэйс обожает ужасы. Потому что этот жанр предоставляет массу возможностей для создания настроения.

А еще фильмы ужасов — самый подходящий жанр для современной классики и новых технологий. Плохая же музыка, по словам автора, — результат мелкотемья, отсутствия интриги в фильме и нереальных сроков работы. Иногда, конечно, все эти факторы напрямую зависят от размера бюджета. Но главное, все же, талант. И драйв экспериментатора.  

Музыкальные кинофакты

Когда Ганнибал Лектер в картине «Ганнибал. Восхождение» вводит себе тиопентал натрия, он играет «Гольберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха — это та самая музыка, которая звучала в эпизоде побега Лектера в фильме «Молчание ягнят».

В мистическом триллер «Отзвуки эха» герой Кевина Бейкона погружается в состояние гипнотического транса под воздействием набора звуков, правда, сделано это так, чтобы особо впечатлительные зрители не подверглись гипнозу вместе с героем.

За всю историю премии «Оскар» только два саундтрека к фильмам ужасов удостаивались наивысшей награды — музыка к фильму «Омен» в 1977 г. и к картине «Челюсти» годом ранее — в 1976 г.

Французская рок-группа Art Zoyd в 1989 году написала саундтрек к классическому немому фильму Ф. Мурнау «Носферату. Симфония ужаса». Во время своих концертов группа демонстрировала кадры из фильма.

Текст: Анна Евгеньева

Страх напрямую связан с эволюцией: развитая лимбическая система подарила нам насыщенную гамму эмоций. Порой они могут казаться бесполезными, но широкая гамма страхов говорит о высокой способности к выживанию. Так что не стесняйтесь вздрагивать, придя на очередной хоррор. И помните, что команда мувимэйкеров использовала все возможные инструменты, чтобы сделать вам крипово. В том числе и композиторы: их дело не всегда заметно, и от этого кровь стынет ещё больше.

Одно дело на экране фильм с расчленёнкой — нам просто становится неприятно или любопытно. Иное, когда на тёмном экране происходит что-то неясное: любопытство и дискомфорт уже немного другой. Бывает так, что ничего не происходит, но мы чувствуем подвох.

Если вы внимательный скептик, то сразу обратите внимание на ту самую тревожную музыку. Но как она сделана и почему вам всё равно страшно?

Базовые страхи

Самый простой способ воззвать к человеческой защитной реакции — создать иллюзию приближения. Страх приближающегося объекта находится в генетической памяти и свойственен всем здоровым сапиенсам. Это не только звук автомобиля или чего-то узнаваемого. Гораздо чаще эффект «вшит» внутри композиции: резкое нарастание звука, усиление звучания отдельных групп инструментов (чаще скрипок) и другие маскирующие приемы.

Это андреналин-спринтер — он заостряет наше внимание на короткой дистанции, но не погружает в состояние тревоги. Как же создается атмосфера ужаса?

В первую очередь, нам потребуются низкие звучности или басы: без густого гудения контрабасов не обходится почти ни один фильм ужасов.

Почему низкие звуки закрепились в сознании, как нечто ужасное? Всё дело в размере — вот где он дейстивтельно имеет значение. Высокие звуки издают, в основном, беззащитные и мелкие существа: птицы, крошечные животные и детеныши. А кто обладает густым наливистым тембром? Медведи, тигры, львы и прочие крупные хищники. Отсюда следует и другой прием: шумовой комплекс с глухим рычанием. Послушайте рык медведя и вы поймете, откуда берутся голоса киномонстров.

Рык медведя
Голос мистера Бабадука
Голос Венома в озвучке на десяти разных языках

Из чего состоит игра на нервах

Если до монстров дело не дошло, но необходимо создать атмосферу настороженности — можно сочетать низкие звучности с устрашающей музыкой. Для её создания используются определённые системы взаимоотношений звуков — лады.

В авангарде таких мрачных систем взаимоотношений звуков выступает фригийский, затем дорийский, локрийский и хроматический лад.

Лад — это система взаимоотношений звуков, из которых складываются мелодии разного характера.

Ступени лада — это порядковые номера нот системы. На сегодняшний день стандартными ладами считаются мажор и минор. В каждом из них по семь ступеней и нот соответственно.

  • Фригийский лад отличается от стандартного минора пониженной второй ступенью, создающей мрачный колорит. Как утверждает Головин, ещё Апулей считал, что ведьмы напевают мелодии во фригийском ладу.
  • Дорийский, наоборот, отличается повышенной шестой ступенью и делает минор более светлым и загадочным.
  • Локрийский — самый неустойчивый и мрачный: здесь уже две пониженные ступени, отличающие его от минора, вторая и пятая.
  • Хроматический лад менее всего похож на все остальные и имеет 12 ступеней, расположенных самым тесным образом. Если на клавиатуре фортепиано по очереди нажмем каждую белую и черную клавишу, то получим хроматический лад.
Фригийский лад

Песня Джека из культового мультфильма Тима Бёртона содержит линию в хроматическом ладу, предчувствия Салли становятся «мрачными» за счет второй пониженной ступени — признака фригийского лада. Он отвечает за таинственность, поэтому сказочные фильмы и фэнтези всегда содержат дорийские мелодии.

Песня Джека
Песня Салли

Между таинственным и страшным очень тонкая граница: до определенного момента нам нравится легкое возбуждение тайны. Поэтому в озвучивании ужасов, мистики, фэнтези и сказочных фильмов используются общие средства. Неудивительно, что специфика «игры на нервах» находит своего профессионала: существует немало композиторов, работающих в этой нише. Джеимс Ньютон Ховард — один из них, на его счету более 150 разных фильмов, но наиболее успешные саундтреки принадлежат сказкам и фэнтези.

«Лемони Сникетт и 33 несчастья», фрагмент

Современная академическая музыка полна диссонансов — острых созвучий, которые в прежние времена считали дисгармоничными. Эпоха сменилась, искусство пошло вперед, но диссонирующие созвучия до сих пор воспринимаются как нечто зловещее.

В начале XX века композиторы открыли все прелести кластера — тесного сочетания звуков. Если вы свободно бросите ладонь на клавиатуру фортепиано, то с большой вероятностью услышите кластер.

Расслышать в нем каждую ноту сможет только профессионал, из-за чего музыкальное облако моментально становится пугающим.

Но пальму первенства среди всех диссонантных созвучий держит тритон: напряженное сочетание из первой и пятой пониженной ступени лада всегда сообщает нам об опасности. В сцене с приближающимся поездом в фильме «Лемони Сникетт и 33 несчастья» задействован тритон, звук приближения и, конечно же, дьявольский смех. А в музыке к «Фантастическим тварям…» Джеймс Ньютон Ховард воспользовался и хроматическим ладом и его противоположностью — целотонным. Фильм — часть вселенной «Гарри Поттера…», поэтому главная мелодия Поттерианы тоже вошла в этот саундтрек.

Музыка к фильму «Фантастические твари и где они обитают»

Если мистер Ховард знаменит не только благодаря мрачным саундтрекам, то имя Фабио Фрицци связано исключительно с хоррорами. В сотрудничестве с Лючио Фульчи они создали культовые ужасы, которые сегодня считаются классикой жанра.

Синтетический мужской хор, диссонансы, тритоны и фригийский лад — некоторые стандартные на сегодняшний день приемы хоррор-музыки были разработаны именно им.

Фабио Фрицци, музыка к фильму «Проклятое дитя»

А вот композитор, всю жизнь проработавший в тандеме с Линчем, создал культовые произведения, которые знают даже те, кто не смотрел озвученные им фильмы. Хотя найдется ли сегодня человек, который не смотрел «Твин Пикс»?

Анжело Бадаламенти — мастер создания композиций с двойным дном. Безмятежность и мнимое благополучие, за которыми всегда скрывается что-то нехорошее — вот о чём музыка Бадаламенти.

Без стандартных композиций-пугалок в его творчестве тоже не обходится, но настоящее лицо его творчества раскрывается в тех незатейливых композициях, где ужас просачивается через ностальгическое благолепие.

Помимо специфических тембров характерный прием Бадаламенти — трезвучие с задержанием к первой ступени и терцовые ходы в тональности субдоминанты. Звучит сложно, но в переводе с музыкального это почти что «2+2». Именно эти стандартные фигуры объединяют самый популярный опенинг из «Твин пикса» с менее известной композицией «Nostalgia» из фильма «Простая история».

Композиция из фильма «Простая история»
Вступительная композиция к сериалу «Twin peaks»

Своеобразная простота присуща работам Филиппа Гласса — академического композитора-минималиста, известного на поприще киномузыки. Представителю самого модного направления современной академической музыки удалось реализовать свой стиль в киноиндустрии. Это редкая удача ставит Гласса в привилегированное положение по отношению к другим кинокомпозиторам, собирающих свою музыку из общеизвестных штампов. Ему принадлежит саундтрек к фильму «Candyman», который стал гораздо популярнее самого фильма.

Оригинальная композиция к фильму «Candyman»
Musicbox-версия композиции к фильму «Candyman»

Как сделать музыку непостижимой

Нам не нравится, когда мы чего-то не понимаем; человек стремится к контролю ситуации, чтобы гарантировать свою безопасность. До эпохи электронной музыки «странные созвучия» создавались особым сочетанием акустических инструментов. То, что сегодня мы с улыбкой воспринимаем как «те самые скрипочки», на рассвете Хичкоковского хоррора воспринималось как нечто жуткое и непонятное.

Знаменитая сцена из «психо» содержит еще один устрашающий эффект, действующий на более глубоком уровне: шум душевой воды, который скрывает звуки опасности.

Отрывок из фильма «Психо», музыка Бернарда Херрмана

С возникновением электронной музыки появились инструменты изменения уже готовых записей: реверс — проигрывание музыки в обратном порядке; приглушение или создание дополнительного эха. Теперь саунд заброшенного ангара или мрачной пещеры можно создать вручную, выкрутив нужный контроллер. Известные нам страшные звуки можно подретушировать так, чтобы узнавание происходило не сразу: когда вы слышите нечленораздельное звуковое облако, в котором мерцает звук церковного хора, это создает дополнительное напряжение.

Японский трейлер «Темные воды»

Тот же эффект производят «плавающие звучности»: в музыке нередко используются глиссандо — изменение звуковысотности без четкого разделения на каждую ноту. Такой прием можно извлечь из струнных инструментов. При злоупотреблении ими создается эффект неустойчивости — а значит, и опасности. Этот же эффект используется в сигнальной сирене воздушной тревоги, который так любят использовать в фильмах про вторжение инопланетян и апокалипсис.

«Мгла», фрагмент

Самый знаменитый пример использования реверса — всё в том же сериале «Твин Пикс»: населяющие красную комнату сущности говорят на «обратном» языке. Любители разгадывать режиссёрские загадки до сих пор «переворачивают» весь сериал в поисках ответов, а одна из серий Симпсонов воссоздает ситуацию красной комнаты с Лизой Симпсон в «главной роли».

Фрагмент в красной комнате, «Твин Пикс»
Трейлер третьего сезона «Твин Пикс», выпущенного спустя 25 лет после окончания второго сезона.
Фрагмент из «Симпсонов», пародирующий красную комнату

Как музыка управляет дыханием зрителя

Как заставить зрителя затаить дыхание? Музыка тише, глаза открыты: герой напряженно перемещается в пространстве опасности, пока композитор готовит вам контрастный душ из тихих низких и громких высоких звуков.

Прямолинейно — не значит плохо. В фильмах самого модного хоррор-режиссера Джеймса Вана нередко звучит плач. Музыкально говоря, это тоже глиссандирующие неустойчивые звуки, и если приправить их такими же глиссанди (множественное число от glissando) в нижнем басовом регистре, получится годная крипота.

Во фрагменте с монахиней из фильма «Заклятие 3» напряженно вибрирующая музыкальная структура создается перебивками между тишайшими басовыми звучностями и громким магнитофоном: музыка дышит а вы — нет.

Заклятие 3, фрагмент

Порой вместо плавающих звуков используют ближайшие соотношения звуков, которые крутятся вокруг пятой ступени лада — чередование пятой и шестой, или пятой и повышенной четвертой ступени дает соответственно ощущение скорби и тревоги. Такие соотношения звуков называют интонацией ламенто (итал. lamento.— жалоба, плач), академические композиторы осознанно использовали этот прием в операх, начиная с XVII века. В плаче Ариадны кроме интонации ламенто появляется ее старшая ладовая родственница — хроматическая гамма.

Плач Ариадны из оперы Монтеверди «Ариадна»
Плач Аполлона из оперы Кавалли «Дафна»

В кино эта интонация используется постоянно. Если ее ускорить и многократно повторить, получится трель — стандарный фон, который обычно поручается струнным инструментам.

Фрагмент из фильма «Лестница Иакова»

Таблетка от скучной действительности

Смех и плач — яркие проявления человеческих эмоций. В зависимости от способностей к эмпатии эти звуки действуют на психику с тем или иным успехом.

Затертый многоразовым использованием крик вызывает меньший эмоциональный отклик, но основная причина его низкой эффективности не в этом: в отличие от плача и смеха, он не является бытовой реакцией — не знакомый с сильным стрессом человек просто не распознает этот «звуковой код». Кроме того, современное общество «дежурных улыбок» загоняет естественные человеческие проявления внутрь. Непроработанные эмоции несут вред организму, но и тут кинематограф «спешит на помощь». Проживание эмоций вместе с киногероями даёт +500 к ощущению полной жизни.

Таким же эмоциональным медиатором является хоррор: в ситуации формализованного благополучия он помогает осуществить такой необходимый нам выброс адреналина в кровь.

Проклятие 2, фрагмент

Скрипочка, орган и голос: главные инструменты хоррора

Франс Франкен, «Смерть, играющая на скрипке», 1625 год. Источник.

Какой инструмент может достучаться до наших сердечек? Считается, что лучше всего это удается скрипке. Ее секрет в близости к звучанию человеческого голоса: струнно-смычковые инструменты способны гибко отражать эмоциональные перепады, схожие с речью.

Всю историю ее преследует инфернальный образ любимицы дьявола. Она встречается на гравюрах в руках чертей, в роли «дьявольского скрипача» нередко изображали Паганини, а посвящённые ей стихи создают криповый образ:

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

(Николай Гумилёв, «Волшебная скрипка»)

Мрачная красавица с «сомнительной репутацией» рифмуется с образом Лилит и вдохновляет на легенды до сих пор, а струнный оркестр неизменно сопровождает любой хоррор.

Фрагмент из фильма «Ван Хельсинг»

Кто еще прослыл обладателем мрачного тембра? Конечно, царь инструментов — орган. Никогда не выходящий за пределы церкви или концертного зала, он становится лицом таинственного, а его величественный звук вкупе с пугающими музыкальными формулами действуют безотказно.

Horror of Dracula
Фрагмент из фильма «Сонная лощина»
Трейлер фильма «Три лика страха»

Младший клавишный собрат органа — клавесин — используется только в специальных ситуациях: ужин у графа Дракулы, фильмы про ведьм и вампиров.

Фрагмент из сериала «Семейка Аддамс»
Фрагмент из фильма «Интервью с вампиром»

Ударные инструменты сопровождают большую часть всей существующей музыки, но в фильмах ужасов их роль особенно заметна: гонги, литавры и электронные барабаны звучат в начале любого хоррор-тизера и составляют драматургический «скелет» страшных сцен.

Для саунд-дизайна фильма особенно важны индустриальные шумы: стук капель, скрежет железа и скрипы половиц. Отдельно от видеоряда саундтрек порой кажется перенасыщенным шумовыми эффектами, но в фильме они производят нужное угнетающее впечатление.

Фрагмент из фильма «Сияние»
Фрагмент из фильма «Отражение»
Трейлер индийского фильма «6-5=2»

На вершине ужаса стоит не инструмент, но человеческий голос: зловещий хор — музыкальный атрибут каждого уважающего себя мистического фильма ужасов.

Эмоциональное влияние также объясняется генетической памятью: наши предки использовали хоровую атаку, чтобы спастись от крупных животных и запугать врага на войне. Совместное звучание голосов в соединении с угнетающей музыкой становится дополнительным стимулятором в сценах с привидениями. В азиатских фильмах голоса привидений часто удвоены и обработаны дополнительным ревером, который изображает эхо загробного мира и оставляет тревожный вопрос о количестве (и качестве) говорящих существ.

Фрагмент корейского фильма «0.0MHz»

Самые главные мелодии ужасов

В академической музыке немало страшных мелодий, но на общем фоне выделяется тройка лидеров. Григорианский хорал Dies Irae пугал мирных граждан еще в средние века: описания страшного суда сменяются в нем молитвами о спасении.

Академические композиторы цитировали хорал более сорока раз, и сегодня эта мелодия стала эмблемой ужаса. Известно не менее шести саундтреков, включающих Dies Irae, в частности классический хоррор Стэнли Кубрика «Сияние».

Примеры использования темы «Dies Irae» в фильмах ужасов
Григорианский хорал «Dies Irae»

Сен-Санс был одним из первых авторов музыки к фильмам: ещё в эпоху немого кино он написал произведение специально для короткометражки «Убийство герцога де Гиза». Симфоническая поэма «Пляска смерти» была написана как самостоятельное произведение в 1874 году, но ее успех в кинематографе может сравниться только с Carmina Burana Орфа, которая поучаствовала в саундтреках более чем тридцати фильмов.

Фрагмент из мультфильма о Микки и Минни в гостях у ведьмы в сопровождении «Пляски смерти» Сен-Санса
«Франкенштейн» озвученный электронной версией «Пляски смерти» Сен-Санса
Концертное исполнение Carmina Burana Карла Орфа
Carmina Burana в фильме «Сало или 120 дней Содома»

Как озвучивают трейлеры

Трейлеры озвучиваются на отдельных кинопроизводствах, к саундтреку фильма они никакого отношения не имеют. На сайтах кинорецензий нередко мелькают претензии кинолюбителей к бездарным музыкальным решениям. Тем не менее, выверенные шаблоны производят нужное впечатление и тизеру удается продать фильм максимальному числу зрителей.

Тизер фильма «Зловещие мертвецы»

Как это работает: благодаря частой смене звукового ландшафта неоднородная музыка производит динамичное ощущение — внезапные громкие звуки сменяются продолжительными низкочастотными, вкрапляются тревожные шумовые эффекты: скрип двери, шепот, гром, битое стекло, шкворчащие и булькающие звуки. Обязательно присутствует эффект приближающегося звука и реверс.

Но в качественных фильмах жанра музыка не только пугает, но и рассказывает: чтобы создать многомерное пространство часто соединяют две самостоятельные композиции. Одна отвечает за внешние события, а другая — за внутренние.

Фрагмент из фильма «Корабль-призрак», 2002

В таком коктейле мелодии обязательно противостоят друг другу по характеру, и классическая «Кровавая Мэри» большинства ужасов включает в себя угнетающие низкие звучности + высокие детские песенки и мелодии из музыкальных шкатулок. Последние порой выходят на главную роль, как в фильмах «Кощунство», «Бойся своих желаний» и «Шкатулка проклятия».

Трейлер фильма «Кощунство»
Трейлер фильма «Бойся своих желаний»
Трейлер «Шкатулка проклятия»

Использование концепта лейтмотивов, созданного еще Вагнером в конце XIX века, широко освоен киноиндустрией. Вагнер закреплял за героем определенную мелодию, а ее изменение в течение оперы гораздо более красноречиво подсказывало зрителю о характере происходящего, чем либретто.

Кинематограф развивает этот метод и по сей день. Перенасыщенная всеми возможными стилями «Song to song» создает атмосферу погони за счастьем — актуальную психологическую проблему, созданную глянцем и самим же кинематографом.

Трейлер фильма «Между нами музыка»

«Студия звукозаписи «Берберян» раскрывает процесс записи музыки к ужастику как самостоятельную хоррор-историю: такая экскурсия по рекурсии создана в знак уважения к итальянским пионерам страшного звука — Фабио Фрицци, Бруно Николаи и Эннио Морриконе.

Трейлер фильма «Студия звукозаписи «Берберян»

Алехандро Аменабар сам сочинил музыку к своему фильму «Другие» — истории о семье призраков, до самого конца не понимающих, что с ними произошло. Подвешенное состояние вечного ожидания и тягостной незавершенности поддерживается звуковым повествованием, которое крутится вокруг шестой ступени лада — именно она делает заключительный музыкальный оборот прерванным, оставляя ощущение незавершенности.

Фрагмент фильма «Другие»

Современная жизнь хоррор музыки

Дарквэйв, дарк эмбиент, этерал-вэйв, витчхаус — целое дерево жанров и поджанров проросло на почве саундтреков к хоррорам. Разнообразие уже готового материала подсказывает продюсерам бюджетное решение: место композитора теперь нередко отдается специалисту в области подбора музыки. Некоторые из них даже становятся звездами.

Так, мастерский подбор треков в мини-сериале «Острые предметы» сделал Сьюзен Джейкобс узнаваемой фигурой: у нее берут интервью, а кинокритики перечисляют ее работу в топе причин посмотреть этот сериал.

Помимо прочего, Джейкобс идет по стопам Бадаламенти, помещая спокойную ностальгическую мелодию Франца Ваксмана «Dance and Angela» в смысловой центр страшной истории про маленький городок. Она не просто появляется в начальных титрах: каждую серию мелодия переигрывается в разных музыкальных стилях.

Песня Франца Ваксмана «Dance and Angela» в титрах мини-сериала «Острые предметы»
Хип-хоп версия «Dance and Angela» в исполнении Марка Бэйтсона
Инди-версия «Dance and Angela» в исполнении Жана Филиппа-Гонсальвеса
Джазовая баллада «Dance and Angela» в исполнении Александры Стрелиски

_________________

После электронных завоеваний 1980-х прогресс в киномузыке немного поутих. Но саундтреки последних лет дают повод надеяться, что «тревожная музыка» скоро перестанет быть такой узнаваемой. Музыкальные супервизоры создают звуковые вселенные, работая с глобальным контекстом, а в запасниках академической музыки ещё много потенциальных «Плясок смерти».

Если кооператив из «Американской истории ужасов» не устроит нам апокалипсис, то спустя несколько десятилетий мы будем пугаться уже совсем других мелодий.

Скачай шпаргалку, нажав на картинку. 

1. Играть минорные аккорды из тональности, смешивая их с минорными аккордами из других тональностей.

2. Превращать мажорные аккорды тональности в минорные, и смешивать с «родными» минорными аккордами тональности. (см. шпаргалку про аккорды, на каких ступенях какие аккорды строятся). В минорной тональности, по умолчанию, на 3, 6 и 7 ступенях строятся мажорные
аккорды. Превратите их в минорные и смешивайте их в сочетании с основными минорными аккордами тональности.

3. Играть минорные аккорды, расположенные на расстоянии полутона друг от друга. Например, первый аккорд Am, а второй G#m. Либо, первый аккорд Am, а второй A#m.

4. Использовать «мрачные лады»: фригийский, локрийский, дважды гармонический минор и аналогичные. (венгерский, восточный, и т.д. смотри таблицу по таким ладам ниже).

(Расшифровка таблицы по тонам и полутонам. Это различные строи, из которых вы можете строить мелодии и аккорды. Выбирайте понравившийся. Выстраивайте ноты строев-ладов по следующим схемам:

I Double Harmonic: полутон — полтора тона – полутон – тон – полутон – полтора тона

II Lydian #2 #6: полтора тона – полутон – тон – полутон – полтора тона – полутон

III Ultra Phrygian: полутон – тон – полутон – полтора тона – полутон – полутон – полтора тона

IV Hungarian Minor: тон – полутон – полтора тона – полутон – полутон – полтора тона

V Oriental: полутон – полтора тона – полутон – полутон – полтора тона – полутон

VI Ionian Aug #2: полтора тона – полутон – полутон – полтора тона – полутон – тон

VII Locrian bb3 bb7 : полутон – полутон – полтора тона – полутон – тон – полутон – полтора тона

5. Использовать аккорды в составе которых имеется тритон. Например, все уменьшенные аккорды звучат мрачновато, страшно, иногда испуганно.

6. Добавлять «малую секунду» к самой нижней ноте в состав общего аккорда. Например, играя трезвучие, для получения страшного звучания, дописать рядом с первой нотой еще одну, которая расположена
выше от первой на полутон. К аккорду Am (трезвучие) дописать ноту A# и играть все 4 звука вместе.

7. К минорным трезвучиям добавлять «большую септиму». Например, играя аккорд Am добавить ноту G#. В этом случае, между нотами А и G# получится интервал «большая септима» — она и придаст вам
необходимый страх ))

8. Используйте подходящие интервалы, которые сами по себе могут давать страх. Если в качестве пэда вы возьмете ту же самую «большую септиму» (расстояние в 11 полутонов) — то она станет для вас
хорошим фоном, олицетворяющим весьма тревожное состояние. И конечно же, отличным пэдом из двух нот может стать «тритон» — (расстояние в 6 полутонов), который тоже вселяет неслабый страх. А если
соединить эти два интервала и получить такой пэд – то будет очень страшшшно ))

9. Мелодия из нот, которые «расстроены» — наведет вам страху. Самые устойчивые ступени минорной тональности играйте либо на полутон выше, либо на полутон ниже. При этом в басу можете долго тянуть
тонику тональности. Такое активное непопадание в ноты в самой мелодии будет звучать тревожно и пугающе. Особенно усиливается страх, когда вы так «расстраиваете» 1 и 5 ступени в минорной
тональности.

10. Выбор правильного инструмента сильно определит, насколько страшным будет ваше звучание в произведении. Более гулкие по звучанию инструменты дают таинственность, мрачность в звучании
(деревянные духовые). А яркие по звучанию инструменты могут усилить эффект страха (медные духовые, струнно-смычковые). Не забывайте про динамику «тише-громче». За счет нее также можно сильно
увеличить эффект страха (создавайте резкое усиление звука, либо внезапно громкие звуковые вставки).

11. Эффекты – наше все! Обрабатывайте звуки грамотно. За счет fx-эффектов и грамотной обработки звуков, даже самые простые композиции могут зазвучать страшно ))

12. Реверс! Реверсируйте некоторые партии и пробуйте растягивать по времени. Бойтесь результатов )

Назад в список тем

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать хорошую характеристику на студента
  • Как написать хорошую характеристику на сотрудника образец для суда
  • Как написать хорошую характеристику на сотрудника образец для работы
  • Как написать хорошую страшную историю
  • Как написать хорошую страшилку