Перейти к содержанию
«Хрестоматия» или «христоматия» — как правильно?
На чтение 2 мин Просмотров 229 Опубликовано 29.11.2021
Не можете определиться, как написать слово – «хрестоматия» или «христоматия», чтобы избежать грамматических ошибок? Выясним верный вариант написания вместе!
Как пишется правильно: «хрестоматия» или «христоматия»?
Какое правило применяется?
Слово «хрестоматия» в русском языке относится к категории заимствованных, и в оригинале выглядит как chrēstómatheia. Оно произошло от двух греческих слов — chrēstós — полезный и manthánō – учусь. Согласно действующим правилам преобразования иноязычных слов на кириллицу, орфография русифицированного варианта должна как можно более полно совпадать с орфографией оригинала. Поскольку в исходном слове корень пишется через Е, то и в русскоязычной версии он должен писаться так же.
Путаница может возникнуть, поскольку в начале 20-го века в словарях был закреплен вариант написания рассматриваемого нами слова через букву И – «христоматия». Но современные орфографические нормы считают его неверным.
Примеры предложений
- Хрестоматия по родной литературе оказалась довольно интересной.
- Больше всего места на полке занимала толстенная хрестоматия, подаренная ему тетушкой.
Как неправильно писать
Данный вариант написания грамматически неверен.
УРОКИ СОСТАВЛЕНИЯ ХРЕСТОМАТИИ
Приучай ученика работать,
заставь его не только полю-
бить работу, но настолько
с ней сродниться, чтобы она
стала его второй натурой…
Приучи его к тому, чтобы для
него было немыслимо иначе,
как собственными силами что-
то усвоить; чтобы он самостоя-
тельно думал, искал, проявлял
себя, развивал свои дремлющие
силы, вырабатывал из себя
стойкого человека.
А. Дистервег.
Термин “нестандартный урок”, появившийся на страницах педагогического журнала, привлек мое внимание. Многие формы нестандартных уроков я опробировала в своей работе: урок-рецензия, урок-обозрение, урок-диспут, урок — собрание, урок проповедь, урок-викторина и др. Глубоко убедилась , что нестандартные уроки отличаются новизной, оригинальностью: каждый урок неповторим, основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привития интереса к учебе. Считаю, что нестандартные разновидности современного урока должны занять свое место рядом с усовершенствованными традиционными уроками.
Поделюсь своими находками в проведении нестандартного урока – составления хрестоматии. Наша учебная книга – хрестоматия. Что же такое хрестоматия? Обращаемся к энциклопедическому словарю: хрестоматия (греч.) – (полезный и учусь) – сборник систематических подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой – либо теме, отрасли знания.
Учащиеся уже знакомы с особенностями оформления книги. Знают они термины: обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, иллюстрация и пр. Работая над составлением хрестоматии, они будут использовать свои знания и умения в оформлении книги. Форзац подсказывает читателю, о чем пойдет речь в книге. Фронтиспис – рисунок или портрет автора – это идея хрестоматии. Иллюстрация отражает тему и идею, передает настроения художника. Портреты поэтов – это творчество наших “художников” и необыкновенное творчество (в хрестоматии, посвященной в поэзии XIX века, ребята поместили портреты Я.П.Полонского, И.С.Кольцова, И.С.Никитина).
На уроках внеклассного чтения, посвященных поэзии, составляем хрестоматии.
Цель, которую ставлю на этих уроках перед собой и ребятами; следующая:
Заинтересовать их, увлечь миром поэзии.
Пробудить у учащихся “видеть и слышать” красоту русского слова, его живописность.
Развивать воображение, способствовать возникновению ассоциативных связей с окружающим миром.
Расскажу о методике проведения данных уроков. Уроки составления хрестоматии – это уроки кооперированно – групповой формы обучения, их провожу с 6 по 11 классы.
Какими умениями и навыками должны уже владеть учащиеся, чтобы приступить к проведению таких уроков?
Выразительно читать наизусть стихотворение.
Уметь иллюстрировать художественное произведение.
Знать биографические термины.
Иметь оформительские навыки.
6 КЛАСС – составление хрестоматии “Времена года в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета”.
4 группы учащихся – 4 времени года (зима, весна, лето, осень).
Каждая группа выпускает газету, оформляет соответственно времени года свои столы (букет, календарь, рисунки). Я готовлю выставку книг “Стихи о природе”. Ребята выбирают редакторов, их задача – оформить хрестоматию, подобрать и вписать эпиграфы.
Учитель дает консультации для каждой группы, оказывает помощь литературоведам по составлению рассказа о поэтах. Итак, подготовка к уроку закончена.
Урок начинается со вступительного слова учителя, затем учащиеся – литературоведы рассказывают биографию Фета и Тютчева.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. На фоне музыки каждая из четырех групп ведет поэтический рассказ об одном времени года, отраженном в творчестве Фета и Тютчева, дает анализ лирических произведений, сопоставляют творчество двух поэтов.
Материал, собранный группой по теме урока, руководитель (ведущий группы) передает в редакцию (за столом работают редакторы, художники, оформители). Учитель на данном уроке – консультант, помощник, он подводит итог урока, оценивает ребят, дифференцированное домашнее задание (урок прилагается).
8 КЛАСС – составление хрестоматии по теме “И муза тоже воевала” (стихи поэтов, павших в годы войны).
Каждая группа готовит рассказ о поэте, погибшем на войне, выразительное чтение его стихов и анализ. Любимые стихотворения помещают в хрестоматию.
Учащимся предложено продумать ответы на вопросы:
Каким представляется поэт, написавший это стихотворение?
Что можно сказать о нем, о его отношении к жизни, к человеку?
Что волновало поэта?
Что он утверждает и о чем заставляет задуматься читателя?
Группам предложено подумать музыкальное оформление. Редактор, художник в ходе урока оформляет хрестоматию.
Ребята взрослеют, изменяется их отношение к предмету, повышается требовательность. Я учу ребят составлять самостоятельный монологический рассказ, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения, формирую культуру чтения, развиваю эстетический вкус. Поэтому уроки составления хрестоматии – это итог сделанного. Ребята показывают свои умения давать оценку изученным произведениям с учетом их ритмико-интонационных и языковых особенностей.
10 КЛАСС – составление хрестоматии “Эволюция пейзажной живописи в русской поэзии XIX века” (кооперативно-групповая форма работы).
1 группа – А.Н.Майков;
2 группа – И.С.Никитин;
3 группа – А.В.Кольцов;
4 группа – Я.П.Полонский.
11 КЛАСС – составление хрестоматии по теме “Поэт, о котором хочется поговорить” (Владимир Высоцкий). (Дифференцированно – групповая форма работы)
1группа – художники-оформители (выпуск газеты “я не люблю, когда мне лезут в душу”)
2 группа — музыкальное оформление урока (запись песен на стихи В.Высоцкого с учетом тем, выбранных ребятами).
3 группа – литературоведы (работа над биографическими данными, воспоминания родных, близких, знакомых, выставка книг, монографий о поэте).
4 группа – режиссеры постановщики урока (их задача – составить композиция урока с учетом стихотворений, понравившихся учащимся)
Каждый учащийся выбрал для себя самое любимое или понравившееся стихотворение В.Высоцкого, название и тему сообщил режиссерам. Они распределили стихи по темам. Какие стихи будем анализировать, зависело от ребят.
Так проходила подготовка к уроку по творчеству Высоцкого.
Режиссеры выделили в творчестве Высоцкого 4 темы:
Тема войны и мира.
Тема любви и дружбы.
“Наше время иное, лихое”.
Гражданская позиция человека.
А далее каждая группа выбрала себе тему для анализа поэтического творчества Высоцкого.
1 группа – составляла хрестоматию “Тема войны в творчестве В.Высоцкого”.
Старшеклассникам такие уроки импонируют еще и потому, что они чувствуют себя авторами урока, осознают и реализуют свои творческие возможности, проводят урок сами, получив нужные консультации учителя.
Как правильно «хрестоматия» или «христоматия»
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово , необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Часть речи — Существительное
ХРЕСТОМАТИЯ — неодушевленное
Начальная форма слова: «ХРЕСТОМАТИЯ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Правильно писать:
«ХРЕСТОМАТИЯ»
Какое правило применять при написании?
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Правило звучит так:
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
НЕВЕРНО!
«ХРИСТОМАТИЯ»
Примеры предложений со словом «хрестоматия»
Основанием выбора темы для первого выпуска хрестоматии явилось особое значение проблемы личности в психологии.
Хрестоматия публикуется в двух частях
УРОКИ СОСТАВЛЕНИЯ ХРЕСТОМАТИИ
Приучай ученика работать,
заставь его не только полю-
бить работу, но настолько
с ней сродниться, чтобы она
стала его второй натурой…
Приучи его к тому, чтобы для
него было немыслимо иначе,
как собственными силами что-
то усвоить; чтобы он самостоя-
тельно думал, искал, проявлял
себя, развивал свои дремлющие
силы, вырабатывал из себя
стойкого человека.
А. Дистервег.
Термин “нестандартный урок”, появившийся на страницах педагогического журнала, привлек мое внимание. Многие формы нестандартных уроков я опробировала в своей работе: урок-рецензия, урок-обозрение, урок-диспут, урок — собрание, урок проповедь, урок-викторина и др. Глубоко убедилась , что нестандартные уроки отличаются новизной, оригинальностью: каждый урок неповторим, основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привития интереса к учебе. Считаю, что нестандартные разновидности современного урока должны занять свое место рядом с усовершенствованными традиционными уроками.
Поделюсь своими находками в проведении нестандартного урока – составления хрестоматии. Наша учебная книга – хрестоматия. Что же такое хрестоматия? Обращаемся к энциклопедическому словарю: хрестоматия (греч.) – (полезный и учусь) – сборник систематических подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой – либо теме, отрасли знания.
Учащиеся уже знакомы с особенностями оформления книги. Знают они термины: обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, иллюстрация и пр. Работая над составлением хрестоматии, они будут использовать свои знания и умения в оформлении книги. Форзац подсказывает читателю, о чем пойдет речь в книге. Фронтиспис – рисунок или портрет автора – это идея хрестоматии. Иллюстрация отражает тему и идею, передает настроения художника. Портреты поэтов – это творчество наших “художников” и необыкновенное творчество (в хрестоматии, посвященной в поэзии XIX века, ребята поместили портреты Я.П.Полонского, И.С.Кольцова, И.С.Никитина).
На уроках внеклассного чтения, посвященных поэзии, составляем хрестоматии.
Цель, которую ставлю на этих уроках перед собой и ребятами; следующая:
-
Заинтересовать их, увлечь миром поэзии.
-
Пробудить у учащихся “видеть и слышать” красоту русского слова, его живописность.
-
Развивать воображение, способствовать возникновению ассоциативных связей с окружающим миром.
Расскажу о методике проведения данных уроков. Уроки составления хрестоматии – это уроки кооперированно – групповой формы обучения, их провожу с 6 по 11 классы.
Какими умениями и навыками должны уже владеть учащиеся, чтобы приступить к проведению таких уроков?
-
Выразительно читать наизусть стихотворение.
-
Уметь иллюстрировать художественное произведение.
-
Знать биографические термины.
-
Иметь оформительские навыки.
6 КЛАСС – составление хрестоматии “Времена года в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета”.
4 группы учащихся – 4 времени года (зима, весна, лето, осень).
Каждая группа выпускает газету, оформляет соответственно времени года свои столы (букет, календарь, рисунки). Я готовлю выставку книг “Стихи о природе”. Ребята выбирают редакторов, их задача – оформить хрестоматию, подобрать и вписать эпиграфы.
Учитель дает консультации для каждой группы, оказывает помощь литературоведам по составлению рассказа о поэтах. Итак, подготовка к уроку закончена.
Урок начинается со вступительного слова учителя, затем учащиеся – литературоведы рассказывают биографию Фета и Тютчева.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. На фоне музыки каждая из четырех групп ведет поэтический рассказ об одном времени года, отраженном в творчестве Фета и Тютчева, дает анализ лирических произведений, сопоставляют творчество двух поэтов.
Материал, собранный группой по теме урока, руководитель (ведущий группы) передает в редакцию (за столом работают редакторы, художники, оформители). Учитель на данном уроке – консультант, помощник, он подводит итог урока, оценивает ребят, дифференцированное домашнее задание (урок прилагается).
8 КЛАСС – составление хрестоматии по теме “И муза тоже воевала” (стихи поэтов, павших в годы войны).
Каждая группа готовит рассказ о поэте, погибшем на войне, выразительное чтение его стихов и анализ. Любимые стихотворения помещают в хрестоматию.
Учащимся предложено продумать ответы на вопросы:
-
Каким представляется поэт, написавший это стихотворение?
-
Что можно сказать о нем, о его отношении к жизни, к человеку?
-
Что волновало поэта?
-
Что он утверждает и о чем заставляет задуматься читателя?
Группам предложено подумать музыкальное оформление. Редактор, художник в ходе урока оформляет хрестоматию.
Ребята взрослеют, изменяется их отношение к предмету, повышается требовательность. Я учу ребят составлять самостоятельный монологический рассказ, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения, формирую культуру чтения, развиваю эстетический вкус. Поэтому уроки составления хрестоматии – это итог сделанного. Ребята показывают свои умения давать оценку изученным произведениям с учетом их ритмико-интонационных и языковых особенностей.
10 КЛАСС – составление хрестоматии “Эволюция пейзажной живописи в русской поэзии XIX века” (кооперативно-групповая форма работы).
1 группа – А.Н.Майков;
2 группа – И.С.Никитин;
3 группа – А.В.Кольцов;
4 группа – Я.П.Полонский.
11 КЛАСС – составление хрестоматии по теме “Поэт, о котором хочется поговорить” (Владимир Высоцкий). (Дифференцированно – групповая форма работы)
1группа – художники-оформители (выпуск газеты “я не люблю, когда мне лезут в душу”)
2 группа — музыкальное оформление урока (запись песен на стихи В.Высоцкого с учетом тем, выбранных ребятами).
3 группа – литературоведы (работа над биографическими данными, воспоминания родных, близких, знакомых, выставка книг, монографий о поэте).
4 группа – режиссеры постановщики урока (их задача – составить композиция урока с учетом стихотворений, понравившихся учащимся)
Каждый учащийся выбрал для себя самое любимое или понравившееся стихотворение В.Высоцкого, название и тему сообщил режиссерам. Они распределили стихи по темам. Какие стихи будем анализировать, зависело от ребят.
Так проходила подготовка к уроку по творчеству Высоцкого.
Режиссеры выделили в творчестве Высоцкого 4 темы:
-
Тема войны и мира.
-
Тема любви и дружбы.
-
“Наше время иное, лихое”.
-
Гражданская позиция человека.
А далее каждая группа выбрала себе тему для анализа поэтического творчества Высоцкого.
1 группа – составляла хрестоматию “Тема войны в творчестве В.Высоцкого”.
Старшеклассникам такие уроки импонируют еще и потому, что они чувствуют себя авторами урока, осознают и реализуют свои творческие возможности, проводят урок сами, получив нужные консультации учителя.
Перейти к контенту
Содержание
- Как писать правильно
- Какое правило применяется
- Как писать правильно
- Примеры
- Как неправильно писать
Для владеющего литературным русским языком человека вопрос, как писать, «хрестоматия» или «христоматия», вероятно, не вызовет затруднения. Конечно, хрестоматия, скажет большинство. Но не все так просто. Давайте посмотрим, что используется на письме и что соответствует орфографической норме.
Как писать правильно
Многие будут удивлены, но менее 100 лет назад можно было писать и «хрестоматия», и «христоматия». В современном же языке закреплен только первый вариант.
Какое правило применяется
В данном случае пользоваться можно только словарем и запоминанием, ведь слово является словарным. А значит, никаким правилам написание первой безударной гласной не регламентируется. Согласно этимологическому словарю Фасмера, около 1900 года было распространено и написание через И – христоматия. Это связано с происхождением слова от древнегреческого χρηστομάθεια. В новогреческом же звук, обозначавшийся буквой η, соответствует русскому И. Еще в «Толковом словаре русского языка» (редакцией Д. Н. Ушакова) допускалось вариативное использование, то есть писать можно было и так, и эдак.
Однако более поздние словари регламентируют исключительное написание через Е, «хрестоматия», так как слово было заимствовано до фонетических изменений в языке Эллады, когда η звучало как Е.
Как писать правильно
Правильное написание «хрестоматия», устаревшее — «христоматия».
Примеры
- Хрестоматия — это учебное пособие, в котором собраны отрывки из литературных произведений или сами произведения.
Проверь себя: «Завтрашнюю» или «завтрашнею» как пишется?
Как неправильно писать
На сегодняшний день написание слова через И в первом слоге, христоматия, будет считаться ошибкой.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )