Как написать хроматическую гамму

Хроматической называется гамма, построенная по полутонам. Мажорные и минорные хроматические гаммы не отличаются по звучанию, но различны по написанию. Построение хроматической гаммы выполняется по простому алгоритму.

ВАЖНО! Исходя из своего опыта, настоятельно рекомендую учащимся и преподавателям сначала изучать тему Диатонические лады, а потом приступать к теме Хроматическая гамма. Но не наоборот!

Таблица всех мажорных и минорных гамм приведена ниже на этой странице.

Мажорная хроматическая гамма

Основой для любой хроматической гаммы является диатоническая гамма. Повышаться и понижаться могут лишь те ступени, расстояние между которыми — целый тон. Следовательно, в мажорной гамме в восходящем движении не могут повышаться III и VII ступени. Все остальные ступени повышаются, за исключением VI ступени, вместо которой понижается VII ступень.

В нисходящем движении можно понижать все диатонические ступени, кроме I и IV (им некуда понижаться), а также V ступени, вместо которой надо повысить IV ступень.

Звучит весьма запутанно. Но если действовать по определённому алгоритму — то ничего сложного в этом нет.

Алгоритм построения хроматической мажорной гаммы

Чтобы построить хроматическую мажорную гамму, надо выполнить следующие действия:

1.Записать диатоническую гамму, расставляя ноты на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было вставить между ними хроматическую ноту. Ступени, между которыми расстояние полутон, следует записать близко друг к другу, чтобы случайно не воткнуть между ними ненужную хроматическую ноту. Подписать все ступени.

Шаг 1 в построении хроматического мажора

2. В восходящем движении добавьте ступень миксолидийского лада (VII♭), а в нисходящем движении напишите ступень лидийского лада (IV#). Не забудьте поставить знак бекар перед следующей за ними нотой.

Шаг 2 в построении мажорной хроматической гаммы

3. Все оставшиеся ступени в восходящем движении повышайте, а в нисходящем движении — понижайте.

Шаг 3 в построении хроматического мажора

Теперь стало понятно, почему сначала надо изучить тему Диатонические лады?

Ступени диатонических мажорных ладов (VII♭ и IV#) присутствуют в мажорной хроматической гамме.

Минорная хроматическая гамма

При построении минорной хроматической гаммы надо проделать те же три шага, что и в мажорной гамме. Правило гласит, что при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо которой понижается II ступень. При движении вниз гамма записывается как одноименная мажорная гамма.

ВАЖНО! В связи с тем, что в нисходящем движении хроматическая минорная гамма заменяется на одноименную мажорную гамму, следует вывод: нисходящей минорной хроматической гаммы не существует!

Алгоритм построения минорной хроматической гаммы

1.Записываем минорную диатоническую гамму. Ступени, между которыми расстояние полутон, записываем поближе друг к другу. Ступени, между которыми тон, записываем на расстоянии друг от друга, чтобы вписать между ними хроматическую ноту.

ля минор натуральный (диатонический)

2.В восходящем движении вписываем ступень фригийского минора (II ♭). В нисходящем движении проставляем знаки одноименного мажора. И дописываем лидийскую ступень (IV#) как положено в хроматическом мажоре.

шаг 2 алгоритма построения хроматического минора

3.Повышаем оставшиеся ступени в восходящем движении и понижаем ступени в нисходящем движении.

шаг 3 алгоритма построения хроматического минора

Итак, при построении хроматической гаммы вверх все ступени повышаются. При построении вниз все ступени понижаются.
В мажорной гамме вверх имеется миксолидийская ступень (VII♭), а при движении вниз имеется лидийская ступень (IV#).
В минорной гамме вверх имеется фригийская ступень (II♭), а вниз гамма записывается как одноименная мажорная с лидийской ступенью (IV#).

Все мажорные хроматические гаммы

хроматические мажорные диезные гаммы хроматические бемольные мажорные гаммы

Все минорные хроматические гаммы

Минорные хроматические гаммы # минорные хроматические гаммы -b

Обратите внимание, что при движении вниз в минорных хроматических гаммах знаки около нот сохраняются такими же, что и при движении вверх.

Заключение

При построении мажорной хроматической гаммы в восходящем движении все ступени повышаются, кроме VII♭ миксолидийской. А в нисходящем движении все ступени понижаются, кроме IV# лидийской.

В минорной хроматической гамме вверх все ступени повышаются, кроме II♭ фригийской. При движении вниз гамма записывается как одноименная мажорная с IV# лидийской ступенью. А еще проще — вниз сохраняются те же знаки, что и при движении вверх.

Статья посвящена одной из музыкально-теоретических тем – хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в ладах мажорного и минорного наклонения. В качестве наглядного образца для построения избраны следующие тональности: до мажор, ре мажор и ля минор. Также вы узнаете интереснейшие высказывания известных музыкальных теоретиков о хроматической гамме.

Что такое гамма хроматическая?

хроматическая гамма

Это такая гамма, которая состоит из сплошных полутонов. Может быть как восходящей, так и нисходящей. Она отнюдь не является отдельной ладовой системой, несмотря на то что образовалась вследствие заполнения абсолютно всех сплетений из больших секунд хроматическими полутонами. То есть основой послужили именно семиступенные гаммы как минорного, так и мажорного ладов. В восходящей хроматической гамме применяются повышающие звук знаки альтерации: диез, дубль-диез, бекар (при бемолях в ключе). В нисходящей хроматической гамме применяются понижающие звук знаки альтерации: бемоль, дубль-бемоль, бекар (при диезах в ключе). Если не выделять ладотональную первооснову определенными гармоническими аккордами или не подчеркивать метроритмическими средствами устойчивых ступеней лада, то определить по слуху тональность и лад исполняемой хроматической гаммы — совершенно невыполнимая задача. Реальнее выявить ее ладовое наклонение и тональность визуально. Так как при ее построении соблюдаются строгие правила.

Правописание хроматической гаммы

хроматическая гамма построение

При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:

• Нотация осуществляется при учете опорных ступеней диатонического минора или мажора. Эти ступени никогда не изменяются. То есть для успешного и правильного построения гаммы нужно написать устойчивые ступени избранной тональности, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки следует заштриховать.
• Когда строится вверх хроматическая гамма, построение осуществляется следующим образом: повышенными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является шестая ступень в мажорном ладу и первая — в минорном. Они не повышаются. Но как же тогда получить хроматическую гамму? Для этого надо в мажоре понизить на полутон седьмую ступень, а в миноре – вторую.
• Когда хроматическая гамма строится вниз, то следует знать, что пониженными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является пятая. Как вы уже догадались, она не понижается. Вместо нее повышается четвертая ступень.

Интересен такой момент, что написание хроматического звукоряда в миноре при движении вниз полностью совпадает с нотацией одноименного мажора (безусловно, со всеми необходимыми ключевыми знаками альтерации).

Построение хроматической гаммы

Чтобы построить хроматическую гамму вверх и вниз в мажорном и минорном ладах корректно, нужно запомнить следующие правила:

• При построении гаммы в восходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений третью и шестую ступени.
• При построении в нисходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений первую и пятую ступени.
• При построении гаммы в восходящем и нисходящем движении минорного ладового наклонения следует сохранять без хроматических изменений первую и пятую ступени.

Построение хроматических гамм в мажоре

До мажор в восходящем движении: до (c), до диез (cis), ре (d), ре диез (dis), ми (e), фа (f), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), си бемоль (b), си бекар (h), до (c).

хроматическая гамма минор

В нисходящем движении: до (c), си (h), си бемоль (b), ля (a), ля бемоль (as), соль (g), фа диез (fis), фа (f), ми (e), ми бемоль (es), ре (d), ре бемоль (des), до (c).
Тональность с двумя знаками — ре мажор. Хроматическая гамма в восходящем движении в этой тональности: ре (d), ре диез (dis), ми (e), ми диез (eis), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), ля диез (ais), си (h), до (c), до диез (cis), ре (d).

ре мажор хроматическая гамма

В нисходящем движении: ре (d) — до диез (cis) — до бекар (c) — си (h) — си бемоль (b) — ля (a) — соль диез (gis) — соль (g) — фа диез (fis) — фа бекар (f) — ми (e) — ми бемоль (es) — ре (d).

По данному образцу, придерживаясь основных правил, можно построить любые гаммы мажорного наклонения.

Хроматическая гамма: минор. Построение

В восходящем движении ля минор: a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a. В нисходящем движении: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a.

Если придерживаться основных правил, то по данному образцу можно построить абсолютно все гаммы минорного наклонения.

Высказывания известных теоретиков о хроматической гамме

построить хроматическую гамму

Академик Б. М. Теплов справедливо отмечал в своих исследованиях, что хроматическая гамма гораздо сложнее интонируется голосом, нежели диатоническая. И это действительно так. Каждый музыкант подтвердит данный факт. Трудность ее исполнения объясняется тем, что пение реализовывается благодаря тонкому ощущению чувства лада. Когда вокально интонируется хроматическая гамма, то достаточно трудно опираться на лад. Некоторые считают, что если ориентироваться не на лад, а на интервальное чутье, то спеть такую гамму чисто не составит никакого труда. Но это мнение является ошибочным, так как опора все-таки приходится именно на лад, а не на интервалы.

Поддерживает мнение Б. Теплова о ладовом чувстве как важной основе при пении хроматической гаммы Ю. Тюлин. Он считает, что когда интонируется хроматическая гамма, то певец ориентируется не на абсолютную величину м.2 (малой секунды) и б.2 (большой секунды), а на консонирующие интервалы диатоники. Так, например, если нужно спеть хроматическую гамму от ноты до вверх, то в качестве опорных звуков будут ми и соль. Если сложить эти звуки: до-ми-соль – то образуется тоническое трезвучие тональности до мажор. Эти же звуки являются устойчивыми в данной тональности. Ю. Тюлин при высказывании таких мыслей основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах. В качестве «материала для исследования» он избрал четырех вокалистов-исполнителей, которые подтвердили выдвинутое мнение.

Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (не учитывая повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Она строится во всех тональностях мажорного и минорного наклонения. Для того чтобы научиться ее строить, нужно знать определенные правила. Приведенные в статье образцы (тональности до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор) обязательно помогут вам в самостоятельном построении различных хроматических гамм.

October 27 2012, 18:24

как строить хроматическую гамму

Хромати’ческая га’мма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное как правило на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами

Мажорная хроматическая гамма вверх: пишется путем повышения всех ступеней, III и VI не меняются.
Мажорная хроматическая гамма вниз: пишется путем понижения всех ступеней, I и V не меняются
Минорная хроматическая гамма вверх (вниз): пишется путем повышения (понижения) всех ступеней, I и V не меняются. Другими словами — заполнение происходит вверх аналогично параллельному, а вниз — одноимённому мажору.
ПОДРОБНО: http://morozov1982.ucoz.kz/publ/7-1-0-4
http://www.music-teoria.ru/rodstvo-tonal…
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хроматическ…
http://www.startvocal.ru/publ/2-1-0-162

Хроматической
называется гамма, строящаяся только по
полутонам
.
Сама по себе она не выражает какой-либо
самостоятельной ладовой системы, хотя
и возникла в результате заполнения
хроматическими полутонами всех
большесекундовых соотношений диатонической
семиступенной гаммы мажорного или
минорного лада. Если не подчеркивать
ладотональную первооснову хроматической
гаммы соответствующими гармоническими
средствами или хотя бы метроритмическим
выделением опорных диатонических
ступеней лада, то на слух ладовое
наклонение и тональность хроматической
гаммы определить практически невозможно.
Визуально это можно сделать лишь по
нотации, которая производится по
следующим правилам:

1) хроматическая
гамма нотируется с учетом лежащего в
ее основе звукоряда диатонического
мажора или минора, ступени которого
всегда сохраняют свою орфографию в
неизменности;

2) в восходящем
движении повышаются на полтона все
диатонические ступени, которые отстоят
от следующих за ними ступеней на целый
тон, исключение составляет VI
ступень в мажоре и

I
ступень в миноре, вместо повышения
которых соответственно понижаются на
хроматический полутон VII
ступень в мажоре и

II
ступень в миноре;

3) в нисходящем
движении в мажоре понижаются на полтона
все диатонические ступени, которые
отстоят от следующих за ними ступеней
на целый тон; исключение составляет V
ступень, вместо понижения которой
повышается IV
ступень.

Орфография
нисходящего хроматического звукоряда
в миноре (где не понижаются I
и V
ступени) совпадает с нотацией такого
же звукоряда в одноименном мажоре
(разумеется, с учетом ключевых знаков
альтерации).

287 в C-dur
(хроматический)

Как видно из
приведенного выше примера, различие в
записи мажорной и минорной хроматических
гамм обусловливается прежде всего тем,
какие именно из двенадцати звуков
принимаются за семиступенную диатоническую
основу лада, а уже в соответствии с этим
нотируются и остальные звуки (или
добавляются необходимые знаки альтерации
у диатонических ступеней).

В восходящем
движении всякая повышенная ступень
воспринимается как напряженное
вводнотоновое тяготение (то есть как
терция доминантсептаккорда или прима
вводного септаккорда) к следующему за
ней полутоном выше диатоническому
звуку, на котором может быть построено
мажорное или минорное трезвучие, то
есть аккорд, могущий стать тоническим
устоем. Именно потому, что в мажоре на
VII
ступени встречается уменьшенное
трезвучие, являющееся неустойчивым
аккордом, к которому, естественно, не
может быть и тяготения, в мажорной
хроматической гамме не производится и
повышение VI
ступени.

В нисходящем
движении всякая пониженная ступень
рассматривается либо как септима
доминантсептаккорда (то есть как IV
ступень лада), либо как септима уменьшенного
вводного септаккорда или же нона малого
доминантнонаккорда (то есть как VI
ступень лада) в соответствующей
родственной тональности. Как известно,
этот звук должен разрешаться ходом на
полтона вниз: в первом случае — в
терцию, а во втором — в квинту
соответствующего тонического трезвучия.
Однако поскольку уменьшенное трезвучие
ни при каких обстоятельствах не является
устойчивым аккордом, к нему не может
быть тяготений ни снизу, ни сверху,
поэтому V
ступень в хроматической гамме и не
понижается.

В миноре уменьшенное
трезвучие строится на II
ступени натурального вида лада, и именно
по этой причине в нотации хроматической
гаммы в миноре отсутствуют звуки, имеющие
восходящее и нисходящее полутоновые
тяготения соответственно к приме и
квинте этого трезвучия:

288 в C-dur
(хроматическом)

в с-moll
(хроматическом) ум.5/3

ум.5/3

ум.5/3

Тем не менее в
музыке XIX
и особенно XX
века встречаются случаи и иной —
более свободной — нотации некоторых
звуков в отдельных отрезках хроматической
гаммы. Зачастую это бывает связано или
с применением данного хроматизма в
качестве вспомогательного
звука к одной из диатонических ступеней,
или же с подчеркиванием при помощи самой
нотации параллелизма голосов за счет
проходящих
хроматических звуков. Например:

289

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

После знакомства с музыкальными интервалами и принципами построения аккордов (см. Интервалы в музыке, Аккорды для пианино и клавишных), настало время изучить гаммы для фортепиано.

Гаммы — основополагающий элемент музыкальной теории. Изучение игры на любом музыкальном инструменте, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, обязательно сопровождается изучением гамм.

Гаммы, наравне с музыкальными диатоническими ладами, не только помогают понять, как устроена музыка, но и повышают мастерство музыканта. Знание структуры и состава гамм открывает доступ к свободной импровизации в любой тональности (знаешь звуки в гамме — не сыграешь мимо нот), служит инструментом развития ловкости рук и пальцев музыканта.

Все гаммы сопровождаются пояснениями, схемами, составом входящих нот и интервалов, что поможет транспонировать гамму в любую тональность. К каждой гамме прилагается аудиопример, помогающий понять отличия звучания разных звукорядов.


Гаммы для фортепиано и клавишных:

  • Восходящая хроматическая гамма
  • Нисходящая хроматическая гамма
  • Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад)
  • Натуральная минорная гамма (Эолийский лад)
  • Гармоническая мажорная гамма
  • Гармоническая минорная гамма
  • Пентатоническая мажорная гамма
  • Пентатоническая минорная гамма
  • Блюзовая мажорная гамма
  • Блюзовая минорная гамма

Лады народной музыки для фортепиано и клавишных:

  • Дорийский лад
  • Фригийский лад
  • Фригийский доминантный лад
  • Лидийский лад
  • Миксолидийский лад
  • Локрийский лад

С точки зрения теории музыки, гамма – это звукоряд любой длины, движущийся вверх или вниз. Ступени гаммы всегда располагаются на определенном расстоянии друг от друга, составляющем целый или половину тона. Теоретически, длина звукоряда бесконечна, но отечественная музыкальная школа несколько сужает понятие гаммы, используя более короткие звукоряды – в одну или несколько октав.

На основе принципов построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные. Вне зависимости от тональности и подвида гаммы (натуральная, гармоническая), расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в следующие схемы:

  • Для мажорной гаммы – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон;

Структура мажорной гаммы.
  • Для минорной гаммы – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Структура минорной гаммы.

Также выделяют и третий, особый вид гамм – хроматические гаммы, в которых расстояние между звуками всегда составляет половину тона.

Хроматическая гамма структура гаммы для фортепиано

Структура хроматической гаммы. Расстояние между всеми звуками хроматического звукоряда равняется половине тона.

Хроматические гаммы

Хроматические гаммы просты в освоении – расстояние между звуками равно половине тона, а сама гамма строится на основе мажорного или минорного звукоряда. При этом гамма может двигаться как вверх (восходящая гамма), так и вниз (нисходящая гамма).

Восходящая хроматическая гамма До

Схема хроматической восходящей гаммы До (C).

В восходящей хроматической гамме движение звукоряда происходит вверх, а в состав гаммы входят все звуки (тона и полутона) в пределах октавы (см. Интервалы в музыке).

Восходящая хроматическая гамма

Структура хроматической восходящей гаммы До

  • До
  • До-диез
  • Ре
  • Ре-диез
  • Ми
  • Фа
  • Фа-диез
  • Соль
  • Соль-диез
  • Ля
  • Ля-диез
  • Си
  • До

Нисходящая хроматическая гамма До

Схема хроматической нисходящей гаммы До (C).

В нисходящей гамме также задействованы все звуки в пределах октавы (двух, трех или сколько угодно более октав), но движение идет вниз.

Нисходящая хроматическая гамма

Структура хроматической нисходящей гаммы До

  • До
  • Си
  • Си-бемоль
  • Ля
  • Ля-бемоль
  • Соль
  • Соль-бемоль
  • Фа
  • Ми
  • Ми-бемоль
  • Ре
  • Ре-бемоль
  • До

Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных

В отличие от хроматических, построенных на полутонах, диатонические гаммы чередуют 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук).

Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)

Схема гаммы До мажор (натуральный мажор, ионийский лад).

Фундаментальная гамма из семи нот, знакомая каждому с детства. Вокруг натуральной мажорной гаммы строится вся музыкальная теория.

Звучит легко и весело благодаря входящим в нее мажорным трезвучиям.

Натуральный мажор, ионийский лад

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Структура мажорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)

Схема гаммы До минор (натуральный минор, эолийский лад).

Среди трех видов минорных гамм, эолийский лад (натуральный минор) – самый общий. В состав натурального минора входят минорные трезвучия, что делает звучание минорной гаммы грустным и мрачным.

Натуральный минор, эолийский лад

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура натуральной минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Гармонические гаммы

Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор

Схема гармонической гаммы До мажор (гармонический мажор).

Гармонический мажор – это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль). Пониженная шестая ступень позволяет строить в мажоре интервалы, идентичные минорным (увеличенная секунда от VI ступени, см. Интервалы в музыке).

Гармонический мажор

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, полутон, полуторатон, полутон

Структура мажорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор

Схема гармонической гаммы До минор (гармонический минор).

Гармонический минор – разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си). Повышенная VII ступень имитирует вводный тон и позволяет строить мажорные интервалы в минорных тональностях.

Гармонический минор

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, полутон, полуторатон, полутон

Структура гармонической минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Мелодические гаммы

Свое название мелодические гаммы получили из-за особенностей звучания – верхняя половина гаммы звучит мелодично, легко и певуче, словно образуя единую мелодию.

Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор

Мелодический мажор: Гаммы для фортепиано и клавишных

Схема мелодической мажорной гаммы. Движение этой гаммы всегда идет вниз (в обратную сторону).

Мелодический мажор – редкая разновидность натурального мажора, главная особенность которого в том, что при звучание гаммы меняется в зависимости от направления движения. Если послушать мелодический мажор отдельно, то его звучание напоминает натуральный минор.

Мелодический мажор (короткий пример)

Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.

Движение вверх – натуральный мажор, движение вниз – мелодический мажор.

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон

Структура натуральной минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор

Схема мелодической гаммы До минор (мелодический минор, джазовый минор).

Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.

Мелодический минор (короткий пример)

Мелодический минор также называют джазовым минором. В полной версии мелодического минора при движении вверх исполняется мелодический минор, а при движении вниз – натуральный минор.

Движение вверх – мелодический минор, движение вниз – натуральный минор.

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон

Структура мелодической минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Голос ученых А.Н Мясоедова и Б.К. Алексеева

При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).

Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.

С точки зрения серьезной науки, профессиональные педагоги правы, а мы – нет. Но так как мы говорим просто и без премудростей, учтем мнение авторов учебника “Элементарная теория музыки” (1986, §43), и запомним:

  • Мелодический мажор = натуральный мажор (вверх) + мелодический минор (вниз);
  • Мелодический минор = мелодический минор (вверх) + натуральный минор (вниз).

Пентатонические гаммы

Пентатонический мажор / Пентатоническая гамма До мажор

Пентатонический мажор схема гаммы для фортепиано и клавишных

Гамма-пентатоника в мажоре от До.

Мажорная пентатоническая гамма состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней.

Пентатонический мажор

Принцип построения

Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон

Структура пентатонической мажорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень).

Пентатонический минор / Пентатоническая гамма До минор

Схема пентатонической гаммы До минор (пентатоника До минор).

Минорная пентатоническая гамма представляет собой натуральную гамму До минор, из которой убрали II и VI ступени.

Пентатонический минор

Принцип построения

Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон

Структура пентатонической минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Блюзовые гаммы для фортепиано и клавишных

Блюзовая гамма До мажор

Блюзовый мажор структура гаммы для фортепиано и клавишных

Структура блюзовой гаммы в мажоре.

Блюзовая мажорная гамма – мажорная пентатоника с добавлением дополнительных звуков.

Блюзовая мажорная гамма

Принцип построения

Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон

Структура мажорной блюзовой гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень).

Блюзовая гамма До минор

Блюзовый минор структура гаммы для фортепиано и клавишных

Структура блюзовой гаммы в миноре.

Блюзовая минорная гамма представляет собой минорную пентатонику с добавлением дополнительных нот. Это одна из самых популярных гамм при написании партий соло-гитары и мелодических линий.

Блюзовая минорная гамма широко используется в блюзе, роке, метале и других стилях музыки.

Блюзовый минор

Принцип построения

Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон

Структура минорной блюзовой гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль-бемоль (Gb) – доминанта (пониженная V ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Диатонические лады народной музыки

Диатонические лады народной музыки (или натуральные лады) – понятие, введенное в 1937 году советским музыковедом Ю.Н. Тюлиным для описания звукорядов, присущих традиционной и народной музыке. Тем не менее, в международной практике не существует понятия ладов народной музыки и натуральных ладов – вместо этого используется термин “диатонические лады”.

Дорийский лад

Схема дорийского лада от До.

Название лада происходит от названия одного из племен, населявших территорию Древней Греции – дорийцев.

Лад широко использовался в античной и средневековой музыке, а древние греки считали дорийский лад олицетворением мужества и суровости.

Второй лад мажорной гаммы. Дорийский лад схож с натуральным минором, но содержит в себе дополнительную мажорную VI ступень (нота Ля).

Дорийский лад

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон

Структура дорийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Фригийский лад

Схема фригийского лада от ноты До.

Фригийский лад также пользовался большой популярностью в античности и средневековье. В отличие от дорийского лада, древние греки считали фригийский лад легкомысленным, связывая его с богом виноделия Дионисом.

Это третий лад мажорной гаммы. Мрачный окрас звучания фригийского лада достигается за счет полутона между первой и второй ступенью.

Фригийский лад

Принцип построения

Полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура фригийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Фригийский доминантный лад

Фригийский доминантный лад схож с обыкновенным фригийским, но акцент здесь делается на III ступени. Звучание мрачное, даже экзотическое.

Фригийский доминантный лад

Принцип построения

Полутон, полуторатон, полутон, тон, полутон, тон, тон

Структура фригийского доминантного лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Лидийский лад

Четвертый лад мажорной гаммы. Звучание легкое и мечтательное.

Лидийский лад

Принцип построения

Тон, тон, тон, полутон, тон, тон, полутон

Структура лидийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа-диез (F#) – субдоминанта (пониженная IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Миксолидийский лад

Пятый лад мажорной гаммы, схожий с натуральной мажорной гаммой. Отличие заключается в использовании VII ступени, пришедшей из натурального минора (нота Си-бемоль).

Миксолидийский лад

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон

Структура миксолидийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Локрийский лад

Седьмой лад мажорной гаммы. Самый редкий лад, чье звучание нельзя назвать ни мажорным, ни минорным. Неопределенность звучания возникает из-за V ступени – ноты Соль-бемоль.

Локрийский лад

Принцип построения

Полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура локрийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль-бемоль (Gb) – доминанта (пониженная V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать цифрами 1000600
  • Как написать храп буквами
  • Как написать цифрами 1000300
  • Как написать храм христа спасителя
  • Как написать цифрами 1000050