Как написать идею произведения

Понятие идеи книги

Как придумать интересную идею? Этим вопросом задаются все писатели. Идея — это основа книги, первый кирпичик будущего произведения. Также идеей можно назвать краткую формулировку всего замысла книги.

Важность идеи для творчества

Идея должна быть оригинальной. Полностью оригинальной она, конечно, быть не может, так как все литературные произведения уходят корнями в мифы. Но главное — преподнести книгу необычно и интересно.

80% издаваемых книг банальны, потому что ничем не отличаются от миллионов уже изданных, а всё дело в том, что в них отсутствует оригинальная идея.

Что мне помогает придумать идею?

Лично я пользуюсь следующими методами. Их я применял при написании трилогии «Король-Дворец». Молодым и опытным коллегам тоже их рекомендую.

Дать команду сознанию и подсознанию думать о новой идее

Мозг будет это выполнять сознательно, рационально, а подсознание будет думать, где бы отыскать для вас идею подсознательно. Вы будете читать книги, смотреть фильмы, ходить в театр, цирк, да просто гулять по улице, а подсознание будет искать, где бы найти интересную идею. Направьте, одним словом, свои думы в конструктивное русло.

Расскажу, как я придумал идею трилогии «Король-Дворец». Я твёрдо решил, что напишу интересную историю, которая охватит много территорий: леса, озёра, горы, равнины, поля, моря, города и т.д. Потом стал прорисовываться необычный герой — Король-Дворец. Затем появились и другие интересные герои. Идея пришла мне в 13 лет, а к написанию трилогии я приступил лишь в 22 года, поскольку не знал, как физически воплотить придуманное. У разной формы разный срок и созревания. Идея сказки может созреть за неделю, а вот с романом дольше, на это может уйти и полгода, и год, и больше.

Начитанность так же важна для придумывания идей

Нужно как минимум прочесть классическую литературу, классику фэнтези, фантастики. А для детских писателей и авторов фэнтези и фантастики просто обязательно надо сначала прочитать древние мифы. Подробнее о важности основ мировой мифологии будет написано в статье «Писательский карантин».

Писатель должен читать и специальную литературу: по символам, нумерологии, истории. Дополнительные знания будут только способствовать расширению кругозора. Для писателя-фантаста важно изучать новейшие изобретения и достижения науки.

Важно также увидеть свою идею

Для этого я всегда просматриваю картинки в интернете, чтобы обогащать свою фантазию. Рядом со мной всегда блокнот, куда я вписываю интересные идеи. За вечер просмотра картинок приходит порядка 5 хороших идей.

Услышьте свою идею

Слушайте побольше музыки, которая вас вдохновит на написание. Это может быть героическая мелодия, грустная, веселая и т.д. Лично я прослушиваю классическую музыку и героическую.

Идея должна поднимать сложную проблему

Сейчас многие авторы сознательно избегают проблем. Некоторые жалуются на их отсутствие в жизни! Только вдумайтесь: в России и нет проблем? Да стоит только выйти в люди, как повсюду одни проблемы. Ещё слышал, что детей надо уберегать от проблем. Но и книги такие кисельно-сиропные никому не интересны и не нужны! Они явно не останутся в памяти читателя!

Степень гениальности и величия книги зависит напрямую от уровня затронутой проблемы. Почему так популярен «Гарри Поттер»? В нём затронуты все проблемы человечества!

Очень важно, чтобы у вас была чёткая гражданская позиция, внутренний стержень

Лично мне не нравятся писатели, которые пишут идея для конкурсов и для того, чтобы понравиться публике. А ещё хуже те, которые пишут фанфики. Это книги-однодневки, и на них нет смысла терять время и силы.

Важно найти то, что вас вдохновляет!

Лично мне помогает придумывать идеи листы белой бумаги. Когда передо мной стоит блок из 500 листов А5, то за вечер удается придумать не менее 5 хороших идей. Я записываю идеи перьевой ручкой и чернилами и оставляю идею на «просушку» сроком не менее недели. А уже после этого времени трезво оцениваю идею: стоит ли ее развивать.

Писателю необходимо слушать и слышать окружающих!

Здорово, если у вас богатый внутренний мир, но если пока туго с сюжетами, то советую запастись блокнотом и ручкой и побольше общаться с окружающими, пытаясь найти интересную идею. Станьте на время экстравертом. Расспросите родных, близких, друзей.

Даже если вы пишете фэнтези, интересные истории и биографии не помешают! Как вести эффективные записи и пользоваться записной книжкой, будет описано в статье: «Записная книжка писателя».

Побольше путешествуйте!

Перемены места и климата обогащают впечатлениями и будят фантазию!

Хорошо придумываются те идеи, в чем писатель хорошо разбирается

К примеру, Александра Маринина как следователь по профессии очень хорошо применяет полученный опыт и знания при написании детективов.

Если идея никак не рождается, просто рисуйте

В этом плане мне, как сыну художника, повезло. Я подолгу рисую наброски, и обязательно идея приходит!

Какого автора я рекомендую?

Это Юрген Вольф и его книга «Школа литературного мастерства». До него я читал очень много книг и статей, как писать книги. Но авторы больше любовались собой и кокетничали, однако советы не раскрывали.

Я долго обдумывал свою трилогию и никак не мог понять: как же мне написать книгу? Только после того, как я прочел книгу Юргена Вольфа, я понял, как мне действовать дальше. Он подсказал очень интересные приемы генерации идей.

Правила придумывания идей от Юргена Вольфа

  • Стремиться придумывать как можно больше идей;
  • Не пытаться анализировать идеи, потому что это тормозит процесс их генерации;
  • Записывать абсолютно все идеи;
  • Использовать достижения предыдущих писателей.

Методы, как придумать идею, от Юргена Вольфа

Методы рабочие, лично их применял и применяю.

Задавайте больше вопросов!

Они помогают рассмотреть свою книгу с разных сторон. Вольф советует первый вопрос: «Что будет, если?» Возьмем, к примеру, такую ситуацию: за сварливый характер следователю стараются давать самые сложные «висяки», но он раскрывает их. «А что будет, если все подозреваемые — это его коллеги, которые стараются от него избавиться?» «А что, если главный убийца — это мэр города, хотя с виду божий одуванчик?» Также Вольф советует задавать и другие вопросы: «А что, если бы это происходило в другое время, в другом месте, закончилось по-другому?»

Активно используйте сны

Во сне были придуманы многие гениальные произведения. Мэри Шелли придумала во сне идею «Франкенштейна», часто таким образом идеи книг приходят Стивену Кингу. Во сне к нему пришла идея романа «Мизери». Мелодия песни Yesterday пришла Полу Маккартни во сне.

Писатель-фантаст Ван Вогт ставил на ночь будильник ровно на 45 минут и после пробуждения записывал идеи, которые ему пришли за это время. Лучше всего держать под рукой блокнот и ручку.

Используйте диктофон для решения задач

Причем пока вы не решили первую, не надо переходить к другой.

Учитесь у успешных людей

Изучайте эффективные методики придумывания идей и сюжетов, интересуйтесь всем необычным.

Метод двойника

Для выполнения монотонной работы, а также той, что вам не по душе, используйте Двойника. Представьте, что вы перевоплотились в человека, который с радостью разбирает бумаги, чистит стол и прочее.

Волшебный вопрос: «Почему?»

Задавая этот вопрос, можно узнать много интересного о своей истории и раскрыть образы героев. Задав не меньше десяти «почему», можно ответить на очень важные вопросы.

Советы классиков о том, как придумывать идеи книг

Давайте рассмотрим, как придумывали идеи великие писатели.

Шекспир

Старался тщательно обдумывать свои произведения. Между задумкой и написанием «Ромео и Джульетты» прошло пять лет.

Бальзак

Задумал написать роман «Шагреневая кожа», чтобы «свести воедино предприимчивый век, нашу жизнь, наш эгоизм». Для Бальзака было важно выразить своим произведением атмосферу того времени, ведущую концепцию, мировоззрение.

Также Бальзак увлекся научной теорией сравнения животного мира и человеческого общества. Это была общая идея «Человеческой комедии». Также Бальзак считал, что первоначальный этап работы над произведением, процесс придумывания, обладает большей привлекательностью, чем обработка и доделка произведения. К концу написания замысле может существенно измениться.

Флобер

Указывал, что стиль вытекает из концепции, что фраза писателя «до отказа насыщена идеей». Общий замысел произведения «Госпожа Бовари» сформировался не сразу, а лишь в процессе работы над романом. В первоначальном варианте Эмма Бовари была девственница, но это тормозило и мешало работе над книгой, и автор отказался от этой идеи.

Лев Толстой

У Льва Толстого эпопея «Война и мир» полна патриотических идей. А ведь изначально писатель хотел показать историю дворянских семей. Но это очень ограничивало идею, и Толстой описал историю и русского народа. Временной масштаб тоже изменился.

Первоначально Толстой охватил 1856 год, потом 1805, 1807, 1812 и 1825 годы. Во время работы над «Войной и миром», «Утром помещика» он обдумывал замысел романа «Анна Каренина».

В процессе работы над «Анной Карениной» Толстой был полон неприязни к героине, но потом поменял мнение о ней. Процесс созревания идеи был очень важен для Толстого, он приступал к написанию книги, только когда мысль созрела настолько, «чтобы вы горели ею, плакали над ней, чтобы она отравляла вам покой».

Достоевский

Достоевский считал главной идеей «Преступления и наказания»: «Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием». А идею «Идиота» писатель сформулировал так: «изобразить вполне прекрасного человека».

Гоголь

Гоголь много думал о порочной помещичьей системе, и потому на него снизошло озарение, когда он задумал идею «Мертвых душ», при этом он воскликнул: «Поздравьте меня, дети, я вскоре сделаюсь гением!»

Некрасов

У Некрасова описание тяжелой жизни русского народа в «Кому на Руси жить хорошо» меняется с простых зарисовок до призыва к свержению строя, бунтарству и народному протесту. Писатель работал над произведением более четырнадцати лет.

Чехов

А.П. Чехов активно использовал зарисовки из записных книжек, так возник замысел рассказа «Человек в футляре».

Алексей Толстой

А. Н. Толстой первоначально задумывал трилогию «Хождение по мукам» как небольшое произведение, но затем замысел стал расширяться, вбирая в себя новые сферы из жизни России.

Блок

А. Блок начал писать поэму «Двенадцать» со строк: «Уж я ножичком полосну, полосну!»

Толкин

Дж. Р. Р. Толкин начал работу над повестью «Хоббит» со строк: «В земле была нора, в норе жил хоббит». И уже потом стал придумывать уникальный мир, сюжет, героев.

Роулинг о способе придумать идею

Джоан Роулинг задумала «Гарри Поттера» в поезде. Но стоит оговориться, что саму идею она обдумывала явно долго, как и Толкин.

Защита авторских прав

Если вас посетила интересная идея, то до ее воплощения в жизнь никому не рассказывайте о ней, потому что закон не охраняет идею произведения. Опытный, но слабый писатель сможет воплотить вашу идею.

Бесплатный лайфхак от автора статьи по защите авторских прав на написанную книгу

До этого я додумался не сам, подсказала моя хорошая знакомая, редактор. Берете распечатанную рукопись книги. Относите на почту, пересылайте сами себе заказным письмом, не вскрываете — это важно! — при получении. Главное, чтобы у вас была отметка с датой на письме. Ни дай Бог, если будет судебный процесс, понадобится.

P.S. Когда я отправлял письмо самому себе, работники почты России в недоумении пожимали плечами. А когда пришел получать, то перешептывались (довольно громко), что пришел парень с «поехавшей крышей». Но у каждого, кто занялся литературой, нелегкий выбор: или быть как все, или пытаться изменить мир к лучшему.

P.S. Ещё оригинальный способ, как придумать идею — использовать необычный метод написания книг.

Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171

Поделиться в соц. сетях

Где искать идеи для книги?

Учимся у известных авторов и находим тему для вашего произведения

Зачем книге нужна идея?

Идея не то же самое, что полноценный сюжет. Это ядро истории, стержень, на который только предстоит нанизать фабулу. Например, по словам Мариам Петросян,

«Дом, в котором…»

начался с зарисовки про мальчика, который не находит общего языка с отцом.

Идея должна быть убедительной, интересной, непредсказуемой. Часто автор не проговаривает ее читателю в лоб. Суть произведения складывается из контекста. Так книга Айн Рэнд

«Мы живые»

 — роман о величайшей ценности человеческой жизни. Это и есть вывод, к которому читателя ведут события и герои книги.

«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»

Нил Гейман

Писатель

Где искать идеи?

Темой произведения может стать все, что угодно: строчка из книги или песни, вид из окна, новости, сны, рисунок на обертке печенья… Главное — разглядеть в этом историю. Когда начинаешь сознательно искать темы и образы, мозг подхватывает игру и идеи появляются всюду и складываются из разрозненных вещей. Вот несколько приемов, как попасть в это состояние (или выйти из творческого кризиса).

  • Сделать что-то необычное, зарядиться впечатлениями. Это может быть прыжок с парашютом, встреча со старыми друзьями или даже новый маршрут до работы. Например, возвращаясь домой другой дорогой, вы можете заметить необычный дом с единственным окошком. Кто в нем живет? Возможно, девушка, которая боится солнца, выходит в город только по ночам. Однажды ей приходится преодолеть свой страх и оказаться на улице днем… Что это за девушка? Какая ситуация заставила ее нарушить привычный режим? Как она будет себя вести в состоянии стресса?

  • Прислушаться к себе. Вспомнить людей или события, которые вызывали у вас эмоции. Например, воскресить в памяти самые трогательные моменты, связанные с родителями. Возможно, в процессе воспоминаний в голову придет идея для истории.

  • Поискать ассоциации. Посмотрите фильм, прочитайте книгу и подумайте: какие мысли они вызывают? С чем ассоциируются? Сформулируйте главную мысль чужого произведения и подумайте, как бы ее проиллюстрировали вы. Например, один из подтекстов повести Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» — о том, как человека меняет близость смерти. Та же мысль есть и в сериале «Во все тяжкие» — но там она изложена совсем иначе. А как бы воплотили эту идею вы? Какой бы выбрали жанр, чтобы донести свои мысли до читателя?

Если идей по-прежнему нет, можно начать с формальных вопросов.

  • В каком жанре вы хотите написать историю: мистика, фантастика, реализм, городское фэнтези, антиутопия?

  • Какой планируете объем: зарисовка, рассказ, небольшая повесть, роман в нескольких частях?

  • В каком мире будет происходить действие: таинственные подземелья, дальние страны, школа волшебства, приключения в космосе, студенческие будни? Подробней о мирах мы писали

    в статье о сеттинге

    . Возможно, она тоже поможет вам определиться с идеей.

  • Что любит современный читатель? Конечно, писать лучше о том, что знаешь сам, что просится изнутри. Но если идей нет, то можно оттолкнуться от запросов аудитории. Посмотрите, какие жанры и истории сегодня на пике популярности, и попробуйте вдохновиться ими. Список популярных книг разных жанров можно найти в разделе

    «Бестселлеры ЛитРес»

    .

Еще один совет — записывайте идеи. Если вы заведете блокнот с зарисовками и наблюдениями, то всегда сможете заглянуть в него в поисках вдохновения.

Сеттинг книги: что это такое

Как ищут идеи известные авторы?

  • Советует искать идеи на каждом шагу:

    • личный опыт и опыт семьи;
    • искусство;
    • работа;
    • подслушанные разговоры;
    • путешествия, природа;
    • дети, пожилые люди.

    Дмитрий Быков

    Писатель

  • Задает себе неожиданные вопросы:

    • «А что, если?..»: «Что, если бы ваша сестра превратилась в мышь?»
    • «Вот бы…»: «Вот бы мою домашнюю работу делал призрак»
    • «Интересно…»: «Интересно, что она делает, когда она одна?»
    • «Если так будет продолжаться…»: «Если так будет продолжаться, телефоны начнут разговаривать друг с другом, отключая посредника»
    • «Было бы интересно, если бы…»: «Разве не было бы интересно, если бы оказалось, что раньше миром правили кошки?»

    Нил Гейман

    Писатель

  • Находит сюжеты в повседневности:
    • Идея

    «Кладбища домашних животных»

    выросла из горя дочери Стивена Кинга: ее любимого кота Смаки переехало машиной возле дома писателя.
    • Идея романа

    «Куджо»

    появилась, когда Стивен Кинг забирал свой мотоцикл у механика и встретился там с огромным рычащим сенбернаром.

    Стивен Кинг

    Писатель

  • Вдохновляется впечатлениями, полученными от других произведений:
    • Идея

    «Голодных игр»

    пришла писательнице, когда она переключила программу с развлекательного реалити-шоу на репортаж о реальных военных событиях в Ираке.

    Сьюзен Коллинз

    Писательница

Идеи окружают нас всюду — это доказывают примеры из жизни писателей. Главное — научиться замечать происходящее вокруг, задавать себе неожиданные вопросы и не забывать записывать удачные находки.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!

автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.

Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.

Как придумать идею для книги

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.

Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.

На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.

Ингредиенты

Протагонист

Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.

Антагонист

Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.

Дейтерагонист

Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.

Массовка

Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.

Сеттинг

Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.

Главная мысль

Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?

Конфликт

Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.

Рецепт

Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:

Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.

В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.

Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.

Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Как призвать музу и зарядиться креативом

Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.

Дорожная карта поиска вдохновения

Любимое занятие

Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.

Прогулка

Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.

Смена обстановки

Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.

Чтение книг

Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.

Просмотр фильмов

Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.

Воспоминания

У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.

Информационное поле

Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.

Чек-лист по созданию уникального сюжета

5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:

Включите фантазию

Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.

Используйте возможности художественного допущения

Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.

Узнавайте новое

Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.

Обратитесь за помощью к миру сновидений

Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.

Поищите огонь в себе

Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.

Как писатели придумывали сюжеты

Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.

Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.

Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.

На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.

Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».

В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.

Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.

Что еще почитать по этой теме:

Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву

Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.

Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.

С черновиком произведения можно поступить так:

Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.

Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.

Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.

Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.

Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиДля начала уточним, что такое идея. Идея – это стержень истории, это основная мысль, которую вы вкладываете в произведение. Это, например, сакраментальное «любовь спасет мир» или «добро победит зло», «а если я вдруг проснусь в другом мире» или «а если бы я был магом?».

Идея – это необходимая составная часть истории. Более того, это искра, толчок, который возбуждает в писателе интерес к работе. Именно с появлением идеи, как правило, появляется и желание – записать историю.

Идеи бывают масштабными и глобальными – для одной (или нескольких книг) и небольшими – это идея интересного персонажа или ситуации.

Как появляются идеи

 1.«Сборная солянка» – идеи из накопленной информации.

На протяжении жизни мы усваиваем огромное количество информации. Что запоминаем, а что-то, как нам кажется, забываем. Однако «забытое» никуда не исчезает, любая информация либо полностью/частично откладывается в памяти, либо обдумывается, и в памяти сохраняются еще и выводы из усвоенного, опыт пережитого. И на подсознательном уровне работа над информацией ведется постоянно.

Возникновение идеи из «солянки» отследить очень сложно. Она может присниться, может «вдруг» всплыть из воспоминаний детства из-за какого-либо яркого впечатления, а может просто появиться в момент обдумывая ситуации, с идеей никак не связанной. Но в любом случае она является результатом мыслительного, жизненного опыта. И возникает, как нам порой кажется, из ниоткуда. И это самый интересный вид идей, самый оригинальный и глубокий, личный и «авторский».

2. Ассоциация – это сознательное развитие идеи по цепочке, от зацепившего образа до, собственно, идеи истории.
Например, вы смотрите интересный приключенческий фильм. И сюжет так цепляет, что включается неосознанный процесс: а если бы я был искателем? – что бы я искал? – а кто бы мне мешал и почему? – а какие опасности? – а любовь там будет, такая, как в фильме? – а какие приключения начнутся! Все, считайте, сюжет, выстроенный по случайной ассоциативной цепочке, готов.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиПричем роль толчка, спускового крючка для ассоциативного ряда может сыграть что угодно: и красивый образ, и любимый жанр, и случайная интересная фраза.

3. Ситуация – это идея, основанная на желании передать (развить) конкретную интересную ситуацию. Или высказать мысли, возникшие опять-таки под воздействием ситуации.

Часто такие идеи основаны на личном опыте – либо реальном и жизненном (автобиографические романы), либо наблюдательном (целенаправленный сбор информации по конкретной тематике). К ситуативным также относится написание фанфиков, когда перерабатывается чужая идея.

Как быть, если не знаешь, о чем писать книгу

А теперь поговорим о первой части названия статьи – «о чем писать?», то бишь об отсутствии идей.

Честно говоря, подобные вопросы вызывают недоумение. Что значит «не о чем писать», когда нас окружает бездна информации, когда мы живем в огромном и интересном мире?

И хотя мы уже выяснили, откуда можно брать идеи, давайте немного глубже разберемся в проявлении таинственного синдрома «не знаю, о чем писать».

«О чем писать?»: поиск идей для книгиИдеи любят новый опыт

Работа с идеей – процесс двусторонний: ей мало прийти – вам нужно суметь ее принять. Значит, вы должны быть открыты: для нового жизненного опыта, для получения информации, для переработки прежнего опыта в конце концов. Если вся ваша жизнь – пришел с работы, сел на диван и включил, допустим, «Универ» – конечно, вам будет не о чем писать. Впрочем, теоретически можно написать фанфик по «Универу»…

Что делать? Преодолевать лень и усталость. Читайте интересные книги – форумов с советами в Интернете хватает и онлайн-библиотек море. Смотрите познавательные или качественные жанровые фильмы. Ездите в отпуск не только за отдыхом у бассейна, но и за впечатлениями, за новой информацией. Ходите новыми дорогами и смотрите по сторонам, подмечайте детали. И обдумывайте то, что видите, фантазируйте.

Хотите написать любовный роман? Вот, на скамейке сидит и целуется парочка – готовые типажи. А дальше – по Шекспиру. Из какой семьи парень, из какой – девушка? Сколько они уже встречаются и надолго ли? А не прогуливают ли они учебу друг ради друга? И так далее.

Жизнь нам, писателям, все показывает – только не ленитесь смотреть и обдумывать то, что видите. Жизнь в состоянии «включенного приемника» интересна и без написания книг, кстати.

Поиск идей для книги внутри себя

Порой человек замыкается в своем собственном мирке, сосредотачивается на собственных проблемах и заботах. И идеи вроде стучатся, проявляются смутно, формируются и всплывают под воздействием переживаний, но их очень сложно зацепить, опознать и изучить. И хочется, и руки чешутся, но о чем писать – непонятно. Но так ли непонятно?

«О чем писать?»: поиск идей для книгиЧто делать? Разбирайтесь в себе, изучайте себя. Не бойтесь. По легенде, Стивен Кинг стал известным мистиком по совету психиатра, который рекомендовал переработать собственные страхи. Поймите, что вас мучает, чего вам не хватает. Вероятно, в этом кроется суть идей в реализации тайных желаний и стремлений. Может быть, в душе вы амазонка, а в реальности вам приходится сидеть в бухгалтерии за отчетами? Это мучительно. Но идейный выход для душевной самореализации есть всегда. 😉

Реалистический подход к поиску идей для книги

«Чего-то хочу, но сам не понимаю, чего» – тоже разновидность «безыдейности». Похоже на требования организма – он что-то хочет съесть, но что – непонятно, и даже поход в магазин проблему не решает.

Откуда такое желание? Часто – от того, что вы любите читать, но все пишут однотипное, скучное, а вам хочется свежего (а не написать ли самому?). Часто – от того, что вокруг все пишут, а писательство – это вирус, все пишут – и я хочу. А также – просто от желания стать писателем. Хочется, чтобы о вас узнали, чтобы ваши книги издавали и покупали, чтобы (а чем черт не шутит?) прославиться.

Что делать? Во-первых, задвинуть от греха подальше мечты о немедленной и громкой славе. 18-20-25-летний автор, который напишет шедевр за месяц и на века, – это фантастика. Шолохов, Горький и прочие таланты – исключения, которые подтверждают правило. Как это ни грустно, писательство – это труд, долгий и упорный. Поэтому, в первую очередь, учитесь работать и верить в себя.

А во-вторых, действуйте по плану.

1. Выберите жанр и форму – и «не знаю, о чем» сузится до границ фэнтези и рассказов, детективов и романов.
2. Выберите сферу – история (исторический роман, квестовые приключения), психология (как обезопасить свою личность в условиях…), технические науки (ага, есть ли жизнь на Марсе?).
3. Изучайте рынок, следите за трендом, читайте книги конкурентов и изучайте их идеи. Если свои не приходят, начните с небольших фанфиков. Напишите повесть от лица чужого героя, найдите в сюжете переломный момент и напишите альтернативную историю.

Чем это может помочь в поиске идей? Сработает метод ассоциаций. При хорошей проработке и увлеченности одна идея потянет за собой вторую, третью, четвертую. Сначала – с чужими «корнями», потом – на основе ваших мыслей.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиНо самое главное условие для всех трех подходов – живите. Живите и получайте от жизни удовольствие, находите время и развивайте в себе любознательность, интересуйтесь и развивайтесь, читайте, наблюдайте и анализируйте. Тогда и вопроса «откуда брать идеи?» не возникнет.

Прямо сейчас – вместо того чтобы бегать из угла в угол по комнате, вместо того чтобы сидеть и страдать, что вам не о чем писать – прямо сейчас идите на улицу, посмотрите по сторонам и подумайте: а чем можно написать?

Вокруг нет ничего интересного? Задействуйте свои интересы, придумайте на их основе героев и сюжет. Нет интересов? Заведите. Это полезнее, чем сидеть дома и уныло смотреть на экран монитора. Не хотите интересоваться и развиваться? Тогда не жалуйтесь и не пишите. Чем вы сможете заинтересовать читателя, если сами ничем не интересуетесь?
И еще: если вам уже приходили интересные идеи, подумайте – по какому методу? От ситуации, ассоциации или «из ниоткуда»? И ищите новые идеи, опираясь на собственный опыт, работайте в своем направлении.

Зоя Чернышевская говорила: «Стихи не приходят из пустоты. Они рождаются, как и все живое». С идеями происходит то же самое. Заполните информационную и душевную пустоту внутри себя, и вам никогда не придется страдать от недостатка идей.

Идея – это опыт, мыслительный, чувственный и «физический». Поэтому – живите, мыслите, чувствуйте и действуйте.

Сборник статей Работа над книгой

Сборник статей «Работа над книгой»

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

Краткий конспект

Что такое отличная идея для книги?

На разных стадиях развития писателя ответ на этот вопрос будет звучать по-разному.

Стадия 1. То, что дает самому автору силы.
На первой стадии перед ним стоит задача вообще что-то написать, поэтому он может работать только на основе своих идей (пусть даже слегка безумных).

Стадия 2. То, что востребовано рынком.
На этой стадии автор уже понимает, что нельзя ориентироваться только на свой вкус. Надо понимать, что если мы не в состоянии описать “о чем книга” и что в этом такого эдакого — мы потеряли читателя.

Стадия 3. То, что читатели готовы принять именно от вас.

Автор способен генерировать идеи, которые мало того, что его вдохновляют, но еще и востребованы рынком и несут в себе некие уникальные авторские черты. Исключения — это математическая погрешность в сверх-популярных жанрах.

Отличительные особенности хорошей идеи

  • Она вписывается в рынок
  • Она чем-то уникальна
  • Вы можете описать ее в двух словах

Если хоть в одном пункте у нас сбой, это проблема.

Крутая идея в мировых бестселлерах

“Голодные игры” — что, если гладиаторские бои будут показывать по телевидению и у главной героини не будет возможности отказаться от участия в них?

ГЛАВНОЕ: удивить

“Один день в декабре” Джози Силвер — что, если девушка увидит на автобусной остановке любовь своей жизни, будет искать его, а потом обнаружит, что это бой-френд ее лучшей подруги.

ГЛАВНОЕ: проиграть в голове сцену, которую сами читательницы проигрывают.

“Святая темная ночь” Майкла Коннелли — женщина-детектив работает в ночную смену и застает незнакомца, копающегося в файлах. Это оказался ушедший на пенсию полицейский, которому не давало покоя одно незаконченное дело. Женщина сама смотрит на кейс и понимает, что хочет помочь коллеге.

ГЛАВНОЕ: загадать загадку при интригующих обстоятельствах.

Как найти, что хотят почитать люди?

https://wordstat.yandex.ru/
Смотреть рейтинги на Litres, Litnet, Author.today — плюс искать в читательских сообществах
Также смотрим на то, что толкают крупнейшие издательства.
Так мы принимаем решение, в каком жанре нам хочется работать.
Если хотите мировые тренды — отслеживайте это на Амазоне.

Как ищут книги издатели?

Они ориентируются на данные отдела продаж + поиск по тому же WordStat. А дальше ключевую роль играют идея и исполнение.

Американцы смотрят на ключевые слова.

Итак, 10 способов придумать крутую идею

Способ 1. Смесь бульдога с носорогом

Берем известные сюжеты и начинаем их перемешивать.

Например, что получится, если взять сюжет “Гамлета” и скрестить с рассказами о животных? “Король лев”.
Что получится, если скрестить “Покахонтас” со “Звездным десантом”? “Аватар”.
Что получится, если смешать “Фауста” Гете с Библией и рассказами Зощенко? “Мастер и Маргарита”.

Упражнение: скрестить “Служебный роман” с “Унесенными ветром”? А как насчет “По щучьему велению” и “12 стульев”?

Способ 2. Боковая ветвь

Берем персонажа из известного произведения и придумываем его собственную историю.
Например, мы можем придумать, что случилось с доктором Борменталем из “Собачьего сердца”. Потом перемешать, поменять время, место и обстоятельства и вуаля!

А можно взять Швондера. Или машинистку в любовниковых чулках.

Способ 3. Загадка и разгадка

Наблюдаем за жизнью и ищем таинственные события.

Дом, окна которого всегда завешаны черным.
Лавочка, на которой ножом выцарапано непонятное слово — что оно означает? Это код?
Собака потерялась — кто был ее хозяин? При каких обстоятельствах потерялась собака?

Способ 4. Поставить в центр произведения пословицу или популярное утверждение.

Либо доказываем, что это так и есть, либо опровергаем народную мудрость.

В семье не без урода — развиваем в “Игру престолов”.

Способ 5. А что, если бы все было совсем не так?

Берем известную личность, изучаем биографию — вот ваш герой. Берем поворотный пункт этой биографии и переделываем. А что, если бы переворот Екатерины Второй не удался? А что, если бы немцы так и не смогли бы взять Брестскую крепость? А что, если бы СССР не развалился? А что, если бы ваша бабушка вышла замуж не за дедушку, а за космонавта?

Способ 6. Ваша собственная альтернативная история.

Напишите свою биографию, которая пошла бы по-другому.
А что, если бы сбылась ваша мечта? А что, если бы осуществился ваш главный страх?

Способ 7. Используем заголовки новостей и додумываем истории

  • Установлены личности погибших при пожаре.
  • Цунами смыло музыкантов со сцены во время выступления.
  • В Петербурге откроется кафе с дошираками.
  • Молодежь не умеет стирать, готовить и убирать. Кто зарабатывает на этом?

Способ 8. Вылезаем из своей раковины

Читаем журналы или сообщества, о которых мы даже не знали.

Исследуем сообщества вКонтакте — https://allsocial.ru/communities/:

Например:

  • Рисунки на уроках
  • Депрессивные мемы
  • И т.п.

Посещаем интересные места — исследуем местные легенды и истории. Там жил безумный помещик и его усадьба сгорела. Тут была фабрика подушек и матрасов. Тут строили метро и откопали… непонятно что.

Ходим в библиотеки. То, что вы там найдете — даже в голову не придет.

Способ 9. Новости науки

Читаем заголовки новостей науки и допридумываем — что было дальше. Или что могло пойти не так.

  • Загадочные структуры нашли на дне Тихого океана
  • Китайцы придумали “почти золото”.
  • Нарожденные акулы съедают своих братьев в утробе матери.

Способ 10. Несуществующая связь

Берем совершенно случайные слова и фразы и соединяем их между собой.
Например: “Ежегодная конференция” + “Врачи в США призвали отказаться от ожерелий смерти”.

Танец Лолиты в аэропорту + покрашенные тыквы, которыми можно украсить елку в новом году.

Бонус-идея

Смотрите, над чем хохочут ваши дети в соцсетях.

Самое важное в книге. 

Учимся формулировать и применять идею.

Александр Николаевич Бирюков

Вот как трактует понятие «идея художественная» Литературная энциклопедия: «И.х. — основная мысль, заключённая в художественном произведении. В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям, высказываемым персонажами. Идея произведения является обобщением всего содержания произведения».

В общем-то всё верно. Идея есть квинтэссенция того, что автор хочет сообщить читателю. Если брать анализ произведения, то такое определение идеи вполне отвечает задаче литературоведа. Однако когда дело доходит не до анализа готового романа, а до его создания с нуля, то это определение начинает пробуксовывать и усложнять задачу автору. Процесс раскладывания книги на элементы не есть зеркальное отражение процесса её создания. Если литературовед определяет идею произведения для того, чтобы понять, что сказал автор, то сам автор формулирует идею ещё не созданного произведения со всем с другой целью, а именно чтобы структурировать текст, отсеять ненужные эпизоды и героев. Ему не нужно изыскивать, что же именно он хочет сказать, поскольку он и есть автор, и уже поэтому отлично знает, что хочет сказать.

В российском литературоведении смешивается понятия идеи и морали. «Пятнать честь плохо», «нужно жить по совести», «подобострастие – это плохо», «фанатичная любовь к родине – это плохо».  Подходят ли эти фразы под словарную трактовку понятия «идея»? Да, подходят. Однако не кажется ли вам, что такие формулировки идей выглядят слишком примитивно и голо? Определённо, да. И дело даже не в том, что они не учитывают нюансов, подробностей, расшифровок. Дело в том, что идея, сформулированная в соответствии с её определением из литературной энциклопедии, показывает текст как некую статичную декларацию, нравоучение, наставление. Однако любой роман есть развитие: развитие сюжета, развитие конфликта, развитие персонажей. Мораль же статична сама по себе. Как же может «обобщение всего содержания» динамического произведения быть статичным? Любой роман есть последовательность событий, причём каждое последующее событие зависит от предыдущего и влияет на саму идею. Между любыми последовательными событиями художественного произведения есть причинно-следственная связь, которая, в свою очередь, связана с идеей. 

Боромир ради спасения родного Гондора задумал и попытался завладеть Кольцом. Не сделай он этого, его не убили бы орки.

Гринёв честно расплатился с Зуриным по карточному долгу, в пути одарил проводника тулупом и отказался присягать самозванцу. Если Пётр Андреевич не одарил бы Пугачёва тулупом, то погиб бы, а если бы присягнул, то отправился бы на каторгу.

Если бы Червяков не обрызгал Бризжалова, то не умер бы.

Это пример лишь отдельных, но крайне важных, узловых событий, связанных между собой в произведениях причинно-следственной связью. Без этой связи не было бы в первом случае Боромира и всего, что с ним сопряжено, а в двух других не получились бы сами произведения.

Итак, коль скоро идея есть обобщение содержания, стало быть, она должна выглядеть не как статичная басенная мораль, а как коротко сформулированная причинно-следственная связь, которая отражает исходную и конечную точки развития. Из этой формулировки, кстати, можно извлечь и мораль, если это необходимо. Не опровергая и не отвергая словарное определение термина «идея», достаточное для анализа произведения, для создания романа я рекомендую применять то, которое привёл в этом абзаце. Кстати, такая трактовка понятия «идея» близка зарубежному (англо-американскому) практическому литературоведению. 

Давайте посмотрим, как будут выглядеть идеи в случаях, приведённых выше:

«Желание помочь родной стране любой ценой ведёт к смерти» (Боромир, «Властелин колец»)

«Честная жизнь и поступки по совести ведут к счастью» (Гринёв, «Капитанская дочка»)

«Подобострастие и паническая боязнь гнева сильных приводит к смерти» (Червяков, «Смерть чиновника»)

Очень часто не только начинающие, но и давно начавшие авторы путают идею с моралью или с кратким пересказом сюжета. На вопрос «какова идея книги» они отвечают так: «Прежде всего – не навреди». Или так: «Главный герой отправляется на поиски своего пропавшего отца. Разыскивая его, он понимает, что отец хотел организовать добычу чистой воды…». 

В сложных произведениях с несколькими сюжетными линиями и важными героями идея может быть не одна. Каждый сюжетообразующий герой может быть носителем своей идеи. Если в рассказе «Смерть чиновника» идея одна, то в «Войне и мире», «Властелине Колец» или «Петре Первом» количество идей соответствует количеству основных персонажей.

Вот несколько носителей разных идей из эпопеи «Властелин колец»:

Боромир: желание помочь родной стране любой ценой ведёт к смерти

Фродо: верность долгу и чувство ответственности ведут к отчуждению

Арагорн: верность делу и храбрость ведут к счастью

Сэм: верность другу ведёт к высшей награде

Саруман: предательство ведёт к позору и гибели

Саурон: жажда безграничной власти ведёт к гибели

А есть ли носители других идей, кроме Гринёва, в «Капитанской дочке? Есть. Например, судьба Швабрина доказывает идею «Подлые поступки ведут к наказанию».

Зачем вообще автору формулировать идею? Не всё ли равно, какие силы двигают сюжет? Нет, не всё равно. Чётко сформулированная идея нужна для того, чтобы стать скелетом сюжета. Именно идея задаёт причинно-следственную связь в череде эпизодов, где первый эпизод (или несколько эпизодов) соответствует первой части идеи, а последний (развязка) – второй части идеи. Завязка является причиной развязки. Первая часть идеи является причиной второй части. Без предыдущего события не может быть последующего. 

Если какой-либо эпизод не задаёт первую или последнюю части идеи и не встроен в цепочку логически связанных между собой событий, то он лишний в этом сюжете. 

Итак, каждый эпизод должен удовлетворять одному из условий: либо он порождает или логически завершает причинно-следственную связь, либо он встраивается в цепочку логически связанных между собой событий, где каждое последующее событие есть следствие предыдущего, а последнее событие доказывает идею.

У новичков часто романы представляют собой свалку эпизодов, мало связанных между собой, где главгерой просто шатается туда-сюда (набор новелл, сериальная композиция), выполняет какие-то задания, совершает какие-то действия или даже случайно попадает в какие-то события, которые не только не приближают развязку, но и отдаляют её. Второй вариант ошибки новичков — сюжет, обвешанный лишними эпизодами и лишними героями, которые заслоняют собой интригу, тормозят развитие конфликта. События в таком произведении можно тасовать, располагать в любом порядке, и от этого книга ничего не потеряет, потому что они не образуют собой цепь, где каждое следующее звено является последствием предыдущего и ведёт к развязке (второй части идеи).

У нас есть три сюжета: о Боромире, Гринёве и Червякове. Каждому из этих сюжетов соответствуют уже сформулированные нами идеи. Давайте сопоставим идеи и цепочку событий, составляющих эти сюжеты.

1. Боромир, старший сын Дэнетора, правителя Гондора, постоянно рискуя жизнью, сражается с армиями орков и харадцев. Ему снится сон о том, что в Ривенделле появится Единое Кольцо, которое поможет победить врага. На совете Элронда Боромир узнаёт, что кольцо (Проклятье Исилдура), в котором сосредоточено вся сила Саурона, цело. Боромир требует не уничтожать кольцо, а использовать его в борьбе. Его пытаются убедить, что крайне опасно и даже невозможно использовать кольцо против его создателя, Саурона. Боромир соглашается и сопровождает Фродо в числе Братства Кольца, но в его душе всё равно теплится искушение использовать мощь кольца на благо родины. У горы Амон Хен Боромир пытается отнять кольцо у Фродо и натыкается на орков. Защищая Пиппина и Мэрри, Боромир гибнет.

Итак, посмотрим, соответствуют ли идее все звенья сюжетной линии Боромира?

«Желание помочь родной стране любой ценой ведёт к смерти»

Желание помочь родине очевидно: не щадя жизни, Боромир сражается с врагами. Силы Гондора тают, но Боромиру снится сон, в котором он узнаёт о Кольце. Если бы сна не было, Боромир не отправился бы в Ривенделл. Если бы он не отправился туда, то не увидел бы кольцо и не вступил бы в Братство Кольца. Если бы Боромир не пошёл за Фродо, то не попытался бы отнять кольцо. Если бы он не попытался отнять кольцо, то не погиб бы. Итог – смерть Боромира. Таким образом, идея «Желание помочь родной стране любой ценой ведёт к смерти» доказана, а каждый эпизод укладывается в цепочку звеньев, соединённых последовательно между собой с помощью причинно-следственной связи.

2. Гринёв отправляется на службу в Оренбург. По пути играет в бильярд с Зуриным и проигрывает большую сумму денег. Савельич убеждает Гринёва не платить, но тот платит. По пути они попадают в буран и добираются до постоялого двора благодаря проводнику (Пугачёву). В благодарность Гринёв отдаёт ему заячий тулуп. Из Оренбурга Гринёва направляют служить в Белогорскую крепость, где он знакомится со Швабриным и Машей Мироновой. После ссоры из-за Маши Швабрин и Гринёв дерутся на дуэли, где последний получает рану. Маша ухаживает за Гринёвым; они признаются друг другу в любви и хотят пожениться, но отец Гринёва запрещает. На крепость нападает Пугачёв и казнит офицеров (в том числе и родителей Маши). Гринёва же щадит потому, что узнал в нём того барина, который подарил ему тулуп. Швабрин переходит на сторону Пугачёва, Гринёв же отказывается присягать самозванцу, честно говоря, что не может нарушить присягу, принесённую Екатерине. Пугачёв отпускает Гринёва, но Швабрин, оставленный командиром крепости, пытается заставить Машу вступить с ним в брак. Гринёв обращается к Пугачёву, прося отпустить Машу, что тот и делает. Гринёва и Машу, провожаемых людьми Пугачёва, задерживают гусары Зурина. Тот расположен к Гринёву, однако вынужден его арестовать. Оказалось, что пленённый Швабрин на допросах оговорил Гринёва. Последнего ожидает каторга, но Маша едет в Петербург и во время случайной встречи с Екатериной рассказывает, как всё было на самом деле. Та милует Гринёва, он женится на Маше.

Соответствуют ли идее звенья сюжета?

«Честная жизнь и поступки по совести ведут к счастью»

Поступки по совести – это оплата долга, награда проводнику, отказ присягнуть Пугачёву. Если бы Гринёв не оплатил долг, Зурин не был бы так радушен. Если бы Гринёв не одарил Пугачёва-проводника, то тот казнил бы главного героя. Если бы Гринёв не отказался присягнуть, то разделил бы судьбу Швабрина. Если бы Гринёв не влюбился в Машу, то не был бы оклеветан Швабриным, но и не был бы после этого помилован Екатериной (так как главной причиной помилования стал разговор императрицы с Машей). Итог – счастливый брак с Машей. Идея доказана.

3. Экзекутор Червяков в театре чихнул и нечаянно обрызгал слюной статского генерала Бризжалова. Червяков, боясь, что Бризжалов сложит о нём плохое мнение, извиняется. Генерал удовлетворён извинениями, но Червякову мерещится, что тот простил лишь на словах, а в душе затаил злобу. Он ищет встречи с Бризжаловым, извиняется ещё и ещё, всё с большим низкопоклонством, испугом, тревогой. В конце концов Бризжалов решает, что Червяков просто насмехается над ним и выгоняет экзекутора. В ужасе Червяков приходит домой и умирает.

Сформулированная нами идея такова: «Подобострастие и паническая боязнь гнева сильных приводит к смерти».

Следование правилам хорошего тона (извинение) постепенно превращается в паническую боязнь гнева вельможи. С каждым извинением (которые звучат всё подобострастнее) тревога в Червякове только нарастает, он становится всё более и более навязчивым. Если бы он не стал навязчивым, Бризжалов не выгнал бы его и Червяков не испытал бы ужас, от которого умер. Идея доказана.

Мы видим, что во всех трёх случаях каждое последующее событие является следствием предыдущего и не могло бы произойти без него, а вся последовательность событий доказывают причинно-следственную связь, названную идеей. Таким образом, идея держит начало и конец цепочки событий, а сами события являются звеньями этой цепочки, скрепляя друг друга. 

Проследить за доказательством идеи в уже готовом тексте несложно. Но как же формулировать и применять идею нам, тем, кто создаёт сюжет? Об этом поговорим в следующей части.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать идет на поправку
  • Как написать идентификационный номер паспорта правильно
  • Как написать идеальный сценарий
  • Как написать идеальный свой день
  • Как написать идеальный пресс релиз