Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.
Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.
Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.
Как составить рассказ
1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.
Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.
Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.
2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.
В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.
Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.
Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.
После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.
3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.
Пример плана рассказа
Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.
Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;
Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;
План:
- описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
- небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
- больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
- разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
- размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
- момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
- за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.
В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.
Что еще должно быть?
- локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
- имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.
Как написать рассказ?
Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.
Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.
Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.
«Вычитка» и редактирование
Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.
Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.
Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉
Новинки из жанра рассказ
- Приключения на курорте. Пройдоха.03.03.2023
СССР. 1976 год. Санаторий «Звездочка», город Горячий Ключ. Мне, и моему другу Рустему, по 10 лет. В том году, нам несказанно повезло. Наши родители достали для нас путевки в детский санаторий «Звездочка»! Ура!…
- Глава 1Деревня Джека
Автор: prizrak_povara
02.03.2023
Марта,сходи за снадобьями к лекарю! —Хорошо,мама…сказала она тихим и безнадёжным тоном,нет,наверно даже вздохом.Подходя к лавке она увидела карательный отряд этой деревни.Он занимался в основном казнью еретиков,так они называли тех кто неугоден феодалу этой…
-
Они живут в темноте
Автор: derzkiy pisatel
02.03.2023
Наконец папа закрыл книгу и сказал, что монстров не существует. «Ага, как же, — подумал Лёша, разглядывая чёрный силуэт на дверце шкафа. — Вот усну, а он обязательно будет стоять надо мной и дышать прямо в лицо, а потом, чего доброго, попытается…
-
Луна рыдала: перестаньте
Автор: Дом Родной
02.03.2023
Когда светло — люди живут делами, а в темноте мечтают. Как и везде, в нашем Комолово подозрительная ночь укутывает людей вуалью загадочности и надежд. Но временами она крепко стягивает ткань на наших шеях…
-
Тяжелое сердце
Автор: Дом Родной
02.03.2023
На востоке России есть провинциальный город Комолово. В его центре находится психиатрическая лечебница №12, в правом крыле которой я сейчас нахожусь. Мне четырнадцать лет, и считается, что я психически нездоров. Может, оно и так,…
пособие для начинающих авторов
Как написать рассказ:
Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.
Как научиться писать рассказы
Костяк любого хорошего рассказа — это:
- четко выраженная сюжетная линия;
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть не много.
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Как найти идеи для рассказа
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
- Записывайте все, что приходит вам в голову.
- Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
- Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
- Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
-
Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..
-
Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.
-
Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.
-
Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
-
СМИ, историческая литература, дневники
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.
Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
-
Книги по писательскому мастерству
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Стоит прочитать:
- «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
- «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
- «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
- «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
- «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
- «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
- «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:
- главный герой;
- время действия;
- сюжет;
- конфликт;
- тема.
Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.
И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:
-
Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);
-
Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)
-
Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);
-
Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).
-
Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).
-
Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).
Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.
Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:
-
Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).
-
Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).
-
Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).
-
Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).
Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.
Четыре главных графы:
-
Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.
-
Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.
-
Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?
-
Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.
Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.
Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:
- против другого персонажа;
- против Бога (богов);
- против самого себя;
- против природы;
- против общества;
- против техники или технопрогресса.
Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.
Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.
Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.
Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.
Как составить план рассказа
Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.
Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:
-
От чьего лица будет вестись повествование.
-
Какой будет первая сцена.
-
Каким будет переход от введения к основной проблеме.
-
Какой окажется кульминация.
-
Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.
На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.
Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.
План:
-
Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.
-
Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.
-
Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.
-
Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.
-
Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.
-
Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.
-
Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.
-
Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.
-
Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.
С чего начать писать рассказ
К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.
Но для начала определите тип повествования:
-
Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).
-
Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.
-
Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.
-
Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.
-
Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».
-
Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.
-
Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.
Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:
- длинных описаний природы и погоды;
- знакомства со всеми персонажами разом;
- безымянных диалогов;
- отсутствия главного героя;
- слишком подробного описания главного героя;
- начала по будильнику;
- вычурности и клише.
Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:
«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».
С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.
Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.
“
Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.
-
Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.
Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.
Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.
Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.
А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.
Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).
Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.
-
Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.
-
Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.
-
Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.
Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Понятие идеи книги
Как придумать интересную идею? Этим вопросом задаются все писатели. Идея — это основа книги, первый кирпичик будущего произведения. Также идеей можно назвать краткую формулировку всего замысла книги.
Важность идеи для творчества
Идея должна быть оригинальной. Полностью оригинальной она, конечно, быть не может, так как все литературные произведения уходят корнями в мифы. Но главное — преподнести книгу необычно и интересно.
80% издаваемых книг банальны, потому что ничем не отличаются от миллионов уже изданных, а всё дело в том, что в них отсутствует оригинальная идея.
Что мне помогает придумать идею?
Лично я пользуюсь следующими методами. Их я применял при написании трилогии «Король-Дворец». Молодым и опытным коллегам тоже их рекомендую.
Дать команду сознанию и подсознанию думать о новой идее
Мозг будет это выполнять сознательно, рационально, а подсознание будет думать, где бы отыскать для вас идею подсознательно. Вы будете читать книги, смотреть фильмы, ходить в театр, цирк, да просто гулять по улице, а подсознание будет искать, где бы найти интересную идею. Направьте, одним словом, свои думы в конструктивное русло.
Расскажу, как я придумал идею трилогии «Король-Дворец». Я твёрдо решил, что напишу интересную историю, которая охватит много территорий: леса, озёра, горы, равнины, поля, моря, города и т.д. Потом стал прорисовываться необычный герой — Король-Дворец. Затем появились и другие интересные герои. Идея пришла мне в 13 лет, а к написанию трилогии я приступил лишь в 22 года, поскольку не знал, как физически воплотить придуманное. У разной формы разный срок и созревания. Идея сказки может созреть за неделю, а вот с романом дольше, на это может уйти и полгода, и год, и больше.
Начитанность так же важна для придумывания идей
Нужно как минимум прочесть классическую литературу, классику фэнтези, фантастики. А для детских писателей и авторов фэнтези и фантастики просто обязательно надо сначала прочитать древние мифы. Подробнее о важности основ мировой мифологии будет написано в статье «Писательский карантин».
Писатель должен читать и специальную литературу: по символам, нумерологии, истории. Дополнительные знания будут только способствовать расширению кругозора. Для писателя-фантаста важно изучать новейшие изобретения и достижения науки.
Важно также увидеть свою идею
Для этого я всегда просматриваю картинки в интернете, чтобы обогащать свою фантазию. Рядом со мной всегда блокнот, куда я вписываю интересные идеи. За вечер просмотра картинок приходит порядка 5 хороших идей.
Услышьте свою идею
Слушайте побольше музыки, которая вас вдохновит на написание. Это может быть героическая мелодия, грустная, веселая и т.д. Лично я прослушиваю классическую музыку и героическую.
Идея должна поднимать сложную проблему
Сейчас многие авторы сознательно избегают проблем. Некоторые жалуются на их отсутствие в жизни! Только вдумайтесь: в России и нет проблем? Да стоит только выйти в люди, как повсюду одни проблемы. Ещё слышал, что детей надо уберегать от проблем. Но и книги такие кисельно-сиропные никому не интересны и не нужны! Они явно не останутся в памяти читателя!
Степень гениальности и величия книги зависит напрямую от уровня затронутой проблемы. Почему так популярен «Гарри Поттер»? В нём затронуты все проблемы человечества!
Очень важно, чтобы у вас была чёткая гражданская позиция, внутренний стержень
Лично мне не нравятся писатели, которые пишут идея для конкурсов и для того, чтобы понравиться публике. А ещё хуже те, которые пишут фанфики. Это книги-однодневки, и на них нет смысла терять время и силы.
Важно найти то, что вас вдохновляет!
Лично мне помогает придумывать идеи листы белой бумаги. Когда передо мной стоит блок из 500 листов А5, то за вечер удается придумать не менее 5 хороших идей. Я записываю идеи перьевой ручкой и чернилами и оставляю идею на «просушку» сроком не менее недели. А уже после этого времени трезво оцениваю идею: стоит ли ее развивать.
Писателю необходимо слушать и слышать окружающих!
Здорово, если у вас богатый внутренний мир, но если пока туго с сюжетами, то советую запастись блокнотом и ручкой и побольше общаться с окружающими, пытаясь найти интересную идею. Станьте на время экстравертом. Расспросите родных, близких, друзей.
Даже если вы пишете фэнтези, интересные истории и биографии не помешают! Как вести эффективные записи и пользоваться записной книжкой, будет описано в статье: «Записная книжка писателя».
Побольше путешествуйте!
Перемены места и климата обогащают впечатлениями и будят фантазию!
Хорошо придумываются те идеи, в чем писатель хорошо разбирается
К примеру, Александра Маринина как следователь по профессии очень хорошо применяет полученный опыт и знания при написании детективов.
Если идея никак не рождается, просто рисуйте
В этом плане мне, как сыну художника, повезло. Я подолгу рисую наброски, и обязательно идея приходит!
Какого автора я рекомендую?
Это Юрген Вольф и его книга «Школа литературного мастерства». До него я читал очень много книг и статей, как писать книги. Но авторы больше любовались собой и кокетничали, однако советы не раскрывали.
Я долго обдумывал свою трилогию и никак не мог понять: как же мне написать книгу? Только после того, как я прочел книгу Юргена Вольфа, я понял, как мне действовать дальше. Он подсказал очень интересные приемы генерации идей.
Правила придумывания идей от Юргена Вольфа
- Стремиться придумывать как можно больше идей;
- Не пытаться анализировать идеи, потому что это тормозит процесс их генерации;
- Записывать абсолютно все идеи;
- Использовать достижения предыдущих писателей.
Методы, как придумать идею, от Юргена Вольфа
Методы рабочие, лично их применял и применяю.
Задавайте больше вопросов!
Они помогают рассмотреть свою книгу с разных сторон. Вольф советует первый вопрос: «Что будет, если?» Возьмем, к примеру, такую ситуацию: за сварливый характер следователю стараются давать самые сложные «висяки», но он раскрывает их. «А что будет, если все подозреваемые — это его коллеги, которые стараются от него избавиться?» «А что, если главный убийца — это мэр города, хотя с виду божий одуванчик?» Также Вольф советует задавать и другие вопросы: «А что, если бы это происходило в другое время, в другом месте, закончилось по-другому?»
Активно используйте сны
Во сне были придуманы многие гениальные произведения. Мэри Шелли придумала во сне идею «Франкенштейна», часто таким образом идеи книг приходят Стивену Кингу. Во сне к нему пришла идея романа «Мизери». Мелодия песни Yesterday пришла Полу Маккартни во сне.
Писатель-фантаст Ван Вогт ставил на ночь будильник ровно на 45 минут и после пробуждения записывал идеи, которые ему пришли за это время. Лучше всего держать под рукой блокнот и ручку.
Используйте диктофон для решения задач
Причем пока вы не решили первую, не надо переходить к другой.
Учитесь у успешных людей
Изучайте эффективные методики придумывания идей и сюжетов, интересуйтесь всем необычным.
Метод двойника
Для выполнения монотонной работы, а также той, что вам не по душе, используйте Двойника. Представьте, что вы перевоплотились в человека, который с радостью разбирает бумаги, чистит стол и прочее.
Волшебный вопрос: «Почему?»
Задавая этот вопрос, можно узнать много интересного о своей истории и раскрыть образы героев. Задав не меньше десяти «почему», можно ответить на очень важные вопросы.
Советы классиков о том, как придумывать идеи книг
Давайте рассмотрим, как придумывали идеи великие писатели.
Шекспир
Старался тщательно обдумывать свои произведения. Между задумкой и написанием «Ромео и Джульетты» прошло пять лет.
Бальзак
Задумал написать роман «Шагреневая кожа», чтобы «свести воедино предприимчивый век, нашу жизнь, наш эгоизм». Для Бальзака было важно выразить своим произведением атмосферу того времени, ведущую концепцию, мировоззрение.
Также Бальзак увлекся научной теорией сравнения животного мира и человеческого общества. Это была общая идея «Человеческой комедии». Также Бальзак считал, что первоначальный этап работы над произведением, процесс придумывания, обладает большей привлекательностью, чем обработка и доделка произведения. К концу написания замысле может существенно измениться.
Флобер
Указывал, что стиль вытекает из концепции, что фраза писателя «до отказа насыщена идеей». Общий замысел произведения «Госпожа Бовари» сформировался не сразу, а лишь в процессе работы над романом. В первоначальном варианте Эмма Бовари была девственница, но это тормозило и мешало работе над книгой, и автор отказался от этой идеи.
Лев Толстой
У Льва Толстого эпопея «Война и мир» полна патриотических идей. А ведь изначально писатель хотел показать историю дворянских семей. Но это очень ограничивало идею, и Толстой описал историю и русского народа. Временной масштаб тоже изменился.
Первоначально Толстой охватил 1856 год, потом 1805, 1807, 1812 и 1825 годы. Во время работы над «Войной и миром», «Утром помещика» он обдумывал замысел романа «Анна Каренина».
В процессе работы над «Анной Карениной» Толстой был полон неприязни к героине, но потом поменял мнение о ней. Процесс созревания идеи был очень важен для Толстого, он приступал к написанию книги, только когда мысль созрела настолько, «чтобы вы горели ею, плакали над ней, чтобы она отравляла вам покой».
Достоевский
Достоевский считал главной идеей «Преступления и наказания»: «Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием». А идею «Идиота» писатель сформулировал так: «изобразить вполне прекрасного человека».
Гоголь
Гоголь много думал о порочной помещичьей системе, и потому на него снизошло озарение, когда он задумал идею «Мертвых душ», при этом он воскликнул: «Поздравьте меня, дети, я вскоре сделаюсь гением!»
Некрасов
У Некрасова описание тяжелой жизни русского народа в «Кому на Руси жить хорошо» меняется с простых зарисовок до призыва к свержению строя, бунтарству и народному протесту. Писатель работал над произведением более четырнадцати лет.
Чехов
А.П. Чехов активно использовал зарисовки из записных книжек, так возник замысел рассказа «Человек в футляре».
Алексей Толстой
А. Н. Толстой первоначально задумывал трилогию «Хождение по мукам» как небольшое произведение, но затем замысел стал расширяться, вбирая в себя новые сферы из жизни России.
Блок
А. Блок начал писать поэму «Двенадцать» со строк: «Уж я ножичком полосну, полосну!»
Толкин
Дж. Р. Р. Толкин начал работу над повестью «Хоббит» со строк: «В земле была нора, в норе жил хоббит». И уже потом стал придумывать уникальный мир, сюжет, героев.
Роулинг о способе придумать идею
Джоан Роулинг задумала «Гарри Поттера» в поезде. Но стоит оговориться, что саму идею она обдумывала явно долго, как и Толкин.
Защита авторских прав
Если вас посетила интересная идея, то до ее воплощения в жизнь никому не рассказывайте о ней, потому что закон не охраняет идею произведения. Опытный, но слабый писатель сможет воплотить вашу идею.
Бесплатный лайфхак от автора статьи по защите авторских прав на написанную книгу
До этого я додумался не сам, подсказала моя хорошая знакомая, редактор. Берете распечатанную рукопись книги. Относите на почту, пересылайте сами себе заказным письмом, не вскрываете — это важно! — при получении. Главное, чтобы у вас была отметка с датой на письме. Ни дай Бог, если будет судебный процесс, понадобится.
P.S. Когда я отправлял письмо самому себе, работники почты России в недоумении пожимали плечами. А когда пришел получать, то перешептывались (довольно громко), что пришел парень с «поехавшей крышей». Но у каждого, кто занялся литературой, нелегкий выбор: или быть как все, или пытаться изменить мир к лучшему.
P.S. Ещё оригинальный способ, как придумать идею — использовать необычный метод написания книг.
Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171
Поделиться в соц. сетях
Иногда задумки толпятся в голове, и автор не знает, за какую из них хвататься. А порой хочется написать рассказ, но фантазия пребывает в глубокой спячке. Как ни тормошишь разум, он не может вытолкнуть ни единого замысла. Моя статья подскажет три простых способа придумать идею для рассказа.
Первый способ заключается в случайности. Откройте на любой странице сборник стихов (например, о любви, если Вам нравится писать романтические истории). Прочтите, что попалось. Грустное стихотворение о безответной влюбленности? Легкий стих о счастливых отношениях? Печальное произведение о разлуке? Попытайтесь придумать рассказ, в котором будут похожие чувства.
Воровать идею нельзя. Нужно не переносить в прозу сюжет стиха, не создавать что-то по мотивам, а просто хвататься за описанное настроение.
Вместо сборника стихотворений можно использовать любимую музыку. Загадайте число: например, 10. Найдите десятую песню в своей папке на компьютере. Прослушайте и постарайтесь придумать историю, созвучную ее настроению.
Может помочь группа в соцсети, посвященная цитатам. Точно так же, как с песней, загадайте число и найдите фразу, которая ему соответствует. Затем попытайтесь придумать рассказ, опираясь на основную мысль или настроение цитаты. Саму фразу, естественно, использовать нельзя.
Похожим способом для поиска идеи можно использовать картинки.
Второй способ предлагает отправиться на прогулку. На улице зима и так холодно, что мысли на ходу замерзают? Тогда можно ловить идеи, например, когда едете в автобусе. Оглянитесь вокруг. Не так, как обычно, не вскользь. Зацепитесь внимательным взглядом за окружающих людей. Может, кто-то из них станет прототипом для главного героя нового рассказа. Что бы могло произойти с таким персонажем?
Может, та девушка грустит из-за того, что ее бросил парень? Возможно, она хотела бы его вернуть? Вот и начало для романтического рассказа. Может быть, она решит его приворожить, обратится к колдунье и ввяжется в магическое приключение? Вот и завязка для фэнтези.
Возможно, тот мужчина нервничает, потому что направляется на собеседование? А может, из-за того, что в его доме поселился призрак? Или причина беспокойства – тревожащий сон, который может оказаться вещим?
Займитесь этой мысленной игрой. Дорисуйте к реальности собственный сюжет. Только, если едете в автобусе, не пропустите остановку, погрузившись в фантазии.
Третий способ придумать идею – это литературные конкурсы. Зачастую они предлагают тему для рассказа. Вам остается только по-своему раскрыть ее. Заодно получите шанс на приз. Хотя главным призом в этом случае будет написанное произведение.
Что же делать, если ни один способ не помогает? Не переживайте. Такие периоды в творчестве бывают у многих авторов. Немного отдохните от писательства. Вполне возможно, что после маленького творческого отпуска идеи сами постучатся в Ваш разум.
Кстати, если придет сразу несколько задумок, вкратце их запишите. Ведь, пока Вы занимаетесь одним рассказом, другие замыслы могут выскользнуть из памяти. А так будет возможность в следующий раз, когда уснет воображение, взять уже придуманную идею.
Надеюсь, мои советы помогут пробудить творческую фантазию. Желаю Вам интересных идей.
Для начала уточним, что такое идея. Идея – это стержень истории, это основная мысль, которую вы вкладываете в произведение. Это, например, сакраментальное «любовь спасет мир» или «добро победит зло», «а если я вдруг проснусь в другом мире» или «а если бы я был магом?».
Идея – это необходимая составная часть истории. Более того, это искра, толчок, который возбуждает в писателе интерес к работе. Именно с появлением идеи, как правило, появляется и желание – записать историю.
Идеи бывают масштабными и глобальными – для одной (или нескольких книг) и небольшими – это идея интересного персонажа или ситуации.
Как появляются идеи
1.«Сборная солянка» – идеи из накопленной информации.
На протяжении жизни мы усваиваем огромное количество информации. Что запоминаем, а что-то, как нам кажется, забываем. Однако «забытое» никуда не исчезает, любая информация либо полностью/частично откладывается в памяти, либо обдумывается, и в памяти сохраняются еще и выводы из усвоенного, опыт пережитого. И на подсознательном уровне работа над информацией ведется постоянно.
Возникновение идеи из «солянки» отследить очень сложно. Она может присниться, может «вдруг» всплыть из воспоминаний детства из-за какого-либо яркого впечатления, а может просто появиться в момент обдумывая ситуации, с идеей никак не связанной. Но в любом случае она является результатом мыслительного, жизненного опыта. И возникает, как нам порой кажется, из ниоткуда. И это самый интересный вид идей, самый оригинальный и глубокий, личный и «авторский».
2. Ассоциация – это сознательное развитие идеи по цепочке, от зацепившего образа до, собственно, идеи истории.
Например, вы смотрите интересный приключенческий фильм. И сюжет так цепляет, что включается неосознанный процесс: а если бы я был искателем? – что бы я искал? – а кто бы мне мешал и почему? – а какие опасности? – а любовь там будет, такая, как в фильме? – а какие приключения начнутся! Все, считайте, сюжет, выстроенный по случайной ассоциативной цепочке, готов.
Причем роль толчка, спускового крючка для ассоциативного ряда может сыграть что угодно: и красивый образ, и любимый жанр, и случайная интересная фраза.
3. Ситуация – это идея, основанная на желании передать (развить) конкретную интересную ситуацию. Или высказать мысли, возникшие опять-таки под воздействием ситуации.
Часто такие идеи основаны на личном опыте – либо реальном и жизненном (автобиографические романы), либо наблюдательном (целенаправленный сбор информации по конкретной тематике). К ситуативным также относится написание фанфиков, когда перерабатывается чужая идея.
Как быть, если не знаешь, о чем писать книгу
А теперь поговорим о первой части названия статьи – «о чем писать?», то бишь об отсутствии идей.
Честно говоря, подобные вопросы вызывают недоумение. Что значит «не о чем писать», когда нас окружает бездна информации, когда мы живем в огромном и интересном мире?
И хотя мы уже выяснили, откуда можно брать идеи, давайте немного глубже разберемся в проявлении таинственного синдрома «не знаю, о чем писать».
Идеи любят новый опыт
Работа с идеей – процесс двусторонний: ей мало прийти – вам нужно суметь ее принять. Значит, вы должны быть открыты: для нового жизненного опыта, для получения информации, для переработки прежнего опыта в конце концов. Если вся ваша жизнь – пришел с работы, сел на диван и включил, допустим, «Универ» – конечно, вам будет не о чем писать. Впрочем, теоретически можно написать фанфик по «Универу»…
Что делать? Преодолевать лень и усталость. Читайте интересные книги – форумов с советами в Интернете хватает и онлайн-библиотек море. Смотрите познавательные или качественные жанровые фильмы. Ездите в отпуск не только за отдыхом у бассейна, но и за впечатлениями, за новой информацией. Ходите новыми дорогами и смотрите по сторонам, подмечайте детали. И обдумывайте то, что видите, фантазируйте.
Хотите написать любовный роман? Вот, на скамейке сидит и целуется парочка – готовые типажи. А дальше – по Шекспиру. Из какой семьи парень, из какой – девушка? Сколько они уже встречаются и надолго ли? А не прогуливают ли они учебу друг ради друга? И так далее.
Жизнь нам, писателям, все показывает – только не ленитесь смотреть и обдумывать то, что видите. Жизнь в состоянии «включенного приемника» интересна и без написания книг, кстати.
Поиск идей для книги внутри себя
Порой человек замыкается в своем собственном мирке, сосредотачивается на собственных проблемах и заботах. И идеи вроде стучатся, проявляются смутно, формируются и всплывают под воздействием переживаний, но их очень сложно зацепить, опознать и изучить. И хочется, и руки чешутся, но о чем писать – непонятно. Но так ли непонятно?
Что делать? Разбирайтесь в себе, изучайте себя. Не бойтесь. По легенде, Стивен Кинг стал известным мистиком по совету психиатра, который рекомендовал переработать собственные страхи. Поймите, что вас мучает, чего вам не хватает. Вероятно, в этом кроется суть идей в реализации тайных желаний и стремлений. Может быть, в душе вы амазонка, а в реальности вам приходится сидеть в бухгалтерии за отчетами? Это мучительно. Но идейный выход для душевной самореализации есть всегда. 😉
Реалистический подход к поиску идей для книги
«Чего-то хочу, но сам не понимаю, чего» – тоже разновидность «безыдейности». Похоже на требования организма – он что-то хочет съесть, но что – непонятно, и даже поход в магазин проблему не решает.
Откуда такое желание? Часто – от того, что вы любите читать, но все пишут однотипное, скучное, а вам хочется свежего (а не написать ли самому?). Часто – от того, что вокруг все пишут, а писательство – это вирус, все пишут – и я хочу. А также – просто от желания стать писателем. Хочется, чтобы о вас узнали, чтобы ваши книги издавали и покупали, чтобы (а чем черт не шутит?) прославиться.
Что делать? Во-первых, задвинуть от греха подальше мечты о немедленной и громкой славе. 18-20-25-летний автор, который напишет шедевр за месяц и на века, – это фантастика. Шолохов, Горький и прочие таланты – исключения, которые подтверждают правило. Как это ни грустно, писательство – это труд, долгий и упорный. Поэтому, в первую очередь, учитесь работать и верить в себя.
А во-вторых, действуйте по плану.
1. Выберите жанр и форму – и «не знаю, о чем» сузится до границ фэнтези и рассказов, детективов и романов.
2. Выберите сферу – история (исторический роман, квестовые приключения), психология (как обезопасить свою личность в условиях…), технические науки (ага, есть ли жизнь на Марсе?).
3. Изучайте рынок, следите за трендом, читайте книги конкурентов и изучайте их идеи. Если свои не приходят, начните с небольших фанфиков. Напишите повесть от лица чужого героя, найдите в сюжете переломный момент и напишите альтернативную историю.
Чем это может помочь в поиске идей? Сработает метод ассоциаций. При хорошей проработке и увлеченности одна идея потянет за собой вторую, третью, четвертую. Сначала – с чужими «корнями», потом – на основе ваших мыслей.
Но самое главное условие для всех трех подходов – живите. Живите и получайте от жизни удовольствие, находите время и развивайте в себе любознательность, интересуйтесь и развивайтесь, читайте, наблюдайте и анализируйте. Тогда и вопроса «откуда брать идеи?» не возникнет.
Прямо сейчас – вместо того чтобы бегать из угла в угол по комнате, вместо того чтобы сидеть и страдать, что вам не о чем писать – прямо сейчас идите на улицу, посмотрите по сторонам и подумайте: а чем можно написать?
Вокруг нет ничего интересного? Задействуйте свои интересы, придумайте на их основе героев и сюжет. Нет интересов? Заведите. Это полезнее, чем сидеть дома и уныло смотреть на экран монитора. Не хотите интересоваться и развиваться? Тогда не жалуйтесь и не пишите. Чем вы сможете заинтересовать читателя, если сами ничем не интересуетесь?
И еще: если вам уже приходили интересные идеи, подумайте – по какому методу? От ситуации, ассоциации или «из ниоткуда»? И ищите новые идеи, опираясь на собственный опыт, работайте в своем направлении.
Зоя Чернышевская говорила: «Стихи не приходят из пустоты. Они рождаются, как и все живое». С идеями происходит то же самое. Заполните информационную и душевную пустоту внутри себя, и вам никогда не придется страдать от недостатка идей.
Идея – это опыт, мыслительный, чувственный и «физический». Поэтому – живите, мыслите, чувствуйте и действуйте.
Сборник статей «Работа над книгой»
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Даже если у вас есть отличная идея для истории, разработать для нее сюжет может быть непросто. К счастью, это не то, что должно вас остановить! Для начала обрисуйте общую картину: что будет происходить (главный замысел), с кем будет происходить (персонажи) и где будет происходить (обстановка). Потом постройте сюжетную линию, используя различные типы повествования. И, наконец, подготовьте план, чтобы было вам легче написать историю.
-
1
Проведите мозговой штурм, чтобы придумать идеи для сюжета. Вам нужно выписать все мысли до того, как вы начнете составлять из них цельную картинку. Попробуйте просто в свободной форме выписать все, что приходит на ум, или составьте список идей. Не волнуйтесь, что они идут вразнобой. Просто старайтесь раскрывать все возможные аспекты своей истории.[1]
- Проведите мозговой штурм в отношении общей задумки, персонажей, обстановки и места действия (в зависимости от того, что приходит в голову).
- Можно нарисовать ментальную карту, чтобы развивать идеи в визуальной форме.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».
Ваш замысел — это та идея, которой будет подчиняться вся ваша история. Писательница и сценарист Люси Хэй говорит: «Если вы хотите написать книгу, первым делом нужно придумать ее концепцию. Концепция — это то, что заставит читателя взять в руки вашу книгу. Когда она у вас будет, подумайте о том, каким будет сюжет. Сюда обычно относится структура истории и ее персонажи. Подумайте, что произойдет с героем и что встретится у него на пути, включая антагониста и обстоятельства действия».
-
2
Опишите замысел или краткое содержание. Замысел — это основная идея истории. Для начала напишите всего одно предложение, а потом развивайте его до тех пор, пока у вас не получится краткая аннотация. [2]
- Пример предложения: две лучшие подруги попадают в автокатастрофу, но лишь одна девушка выбирается из машины.
- Пример краткого содержания: Катя и ее лучшая подруга Маша пребывают в восторге от того, что их пригласили на вечеринку года. Однако по дороге туда машину Кати заносит на скользкой дороге, и она врезается в дерево. Очнувшись в больнице, Катя узнает, что Маши не было в автомобиле. Теперь все уверены, что Маша с кем-то сбежала, однако Катя знает, что подруга была вместе с ней в ночь аварии.
-
3
Составьте таблицу главных и второстепенных персонажей. Включите туда описание внешности каждого из них, личную информацию, черты характера и предпочтения. Создайте биографию главных героев. Распишите, каким будет персонаж в начале истории, и как он будет меняться в процессе.[3]
- Самое главное, определите, к чему стремится ваш герой. [4]
- Таблица персонажей может быть как обширной, так и краткой, все зависит от вас. Если вы пишете небольшой рассказ, достаточно сделать общий набросок второстепенных персонажей.
- Примеры таблиц персонажей можно найти в интернете.
- Самое главное, определите, к чему стремится ваш герой. [4]
-
4
Определите, в чем заключается конфликт. Этот конфликт должен появиться на ранних стадиях истории, чтобы заставить читателя испытывать напряжение. По ходу сюжета конфликт будет нарастать и достигнет своей вершины в кульминации. В конце истории он должен быть разрешен.[5]
- Внутренний конфликт происходит в борьбе героя с самим собой. Например, он знает, что поступает неправильно, но не может остановиться.
- Внешний конфликт происходит при взаимодействии героя с тем, что его окружает. Существует три основных вида:
- Человек против человека: главный герой противостоит антигерою. Например, девушка борется со своим обидчиком.
- Человек против природы: главный герой сталкивается с природными силами. Например, туристы должны выжить в лесу во время сильного урагана.
- Человек против общества: главный герой противостоит проблемам в обществе или общепринятым нормам. Например, девушка проявляет гражданское неповиновение, чтобы изменить закон.
-
5
Придумайте обстановку. Иными словами, когда и где будет происходить действие. Обстановка очень важна для сюжета, потому что от нее зависит, как будет выглядеть история и как она будет развиваться. Например, общество и технологии в рассказе о двадцатых годах прошлого века будут значительно отличаться от общества и технологий в наши дни. [6]
- Если вы выбрали незнакомую для себя обстановку или период времени, проведите некоторые исследования, чтобы получить больше информации.
- Было бы неплохо изучить фотографии места действия. Вы можете сделать их сами или найти в интернете.
Реклама
-
1
Запишите все идеи для сюжета, которые приходят вам на ум. В данный момент не обязательно придавать им какой-то смысл или располагать в хронологическом порядке. Просто перенесите мысли на бумагу. Для начала можно выписать все захватывающие сюжеты, а потом добавлять еще по мере того, как они будут появляться у вас в голове. [7]
- Не заставляйте себя следовать логичному изложению. Чем больше идей вы напишете, тем проще вам будет заполнять пробелы в сюжете.
-
2
Придумайте начальную сцену, которая зацепит читателя. В этой сцене вы должны представить своего героя и место действия. Покажите читателю, как ведет себя персонаж в повседневной жизни. Внесите нотку конфликта, заставив героя столкнуться с соответствующими проблемами.[8]
- Эта сцена послужит введением, если сюжет идет по традиционному сценарию. Например, историю о Кате и Маше, указанную выше, можно начать с момента, когда они едут на вечеринку. Машина слегка заезжает на тротуар, заставляя Катю вернуть контроль над управлением.
-
3
Распишите отправную сцену. С нее начинается развитие сюжета. Она может произойти в начале, если вы пишете короткий рассказа, или спустя несколько глав, если дело касается целого романа. Убедитесь, что в этой сцене заложен конфликт.[9]
- Если рассказ очень короткий, вы можете использовать отправную сцену, чтобы сразу зацепить читателя.
- В случае с Катей и Машей это будет момент, когда машина врезается в дерево.
-
4
Постройте завязку, чтобы напряжение нарастало. Завязка начинается после отправной сцены и ведет читателя к кульминации. Напряжение должно нарастать постепенно, по ходу действия. В коротких историях это можно уложить в одну сцену, а для обширных произведений потребуется много сцен, ведущих к развязке.[10]
- Если вы пишете длинную историю, делайте небольшие вставки, которые помогут облегчить напряжение — это позволит читателю отдохнуть.
- Например, завязка в истории Кати и Маши может появиться в следующих сценах: Катя просыпается в больнице, Катя говорит с полицией, Катя идет на поправку, Катя связывается с друзьями, чтобы найти Машу, Катя изучает социальные сети, чтобы отследить Машу, Катя обыскивает машину и другие места в поисках следов Маши.
-
5
Опишите кульминацию. Кульминация — это вершина истории, когда главный герой сталкивается с конфликтом лицом к лицу. Это будет пик эмоционального напряжения, которое росло на протяжении истории и достигло своего предела.[11]
- Например, кульминация истории Кати и Маши может наступить тогда, когда Катя обнаружит телефон Маши под сидением в машине, тем самым, убедившись, что она была права. Катя угоняет машину отца и едет на место аварии, чтобы найти Машу. Когда прибывает полиция, Катя скрывается в лесу в поисках подруги. И вот-вот Катю должны поймать, как вдруг она замечает свою раненную подругу в кустах.
-
6
Определите сцену для развязки. Развязка идет после кульминации. Она должна быть краткой и привести читателя к заключению. Она служит для того, чтобы завершить историю.[12]
- Например, в случае с Катей и Машей развязкой будет момент, когда Катя окажет Маше помощь, Маша поправится в больнице, и все извинятся за то, что не верили Кате.
-
7
Придумайте удовлетворительное заключение для своей истории. В конце у читателя не должно остаться вопросов к сюжету. Нет необходимости подводить счастливый итог, так как многие истории заканчиваются плохо. Тем не менее, у читателя должно остаться чувство удовлетворения от прочитанного, и он должен что-то для себя вынести.[13]
- История Кати и Маши может закончиться небольшой вечеринкой в честь выздоровления Маши.
-
8
При необходимости заполните пропуски между сценами. Как только вы построите основную сюжетную линию, возможно, вы заметите, что некоторые события не очень четко связаны. Ничего страшного! На данном этапе вы можете придумать вставки, которые заполнят пробелы в истории.[14]
- Если вы не знаете, как провести сюжет из точки А в точку В, поставьте заметку вернуться к этому моменту потом. А пока двигайтесь дальше. Вы сможете заполнить этот пробел позже.
Реклама
-
1
Определите, насколько детальным вы хотите сделать план. Возможно, вам будет достаточно описать каждую сцену одним предложением или вы захотите выписать все происходящее в каждой сцене. Все зависит только от вас! Обе стратегии могут быть эффективными при создании хорошего плана истории.[15]
- Помните, что вы всегда сможете добавить что-то к плану, и вам не обязательно писать все и сразу.
-
2
Составьте многоуровневый план, чтобы упорядочить информацию. Многоуровневые планы отлично подходят для того, чтобы поделить информацию на части. И это очень хороший вариант для координации сюжета. Обычно такой план состоит из одного или двух уровней, но если вы хотите сделать более развернутый вариант, можно добавить больше уровней. Вот стандартная система нумерации пунктов:[16]
- Римские цифры (I, II, III, IV, V) для основных пунктов. Например, это может быть предложение, кратко описывающее сцену.
- Заглавные буквы (A, B, C) для подпунктов. Например, можно перечислить каждое действие из определенной сцены.
- Арабские цифры (1, 2, 3) для дополнительных деталей. Например, какую важную информацию необходимо включить или что нужно добавить о второстепенных персонажах.
- Прописные буквы (a, b, c) для незначительных деталей. Например, какие параметры или образы вы хотите внести в эту сцену.
-
3
Начните с начала истории и проработайте ее до конца. Это должно быть просто, так как у вас уже построена сюжетная линия. Перечислите сцены в хронологическом порядке.[17]
- Пронумеруйте каждую сцену в нужном порядке, чтобы закончить план.
-
4
Напишите по одному краткому предложению, характеризующему каждую сцену. Это позволит вам выделить основные моменты в плане. Опишите каждую сцену сюжета.[18]
- Если вы заметили пробел в истории, заполните его. Если вы не уверены, как будете решать эту ситуацию, укажите основную идею того, что должно случиться, чтобы сцены сюжета связались воедино.
-
5
При желании внесите детальные описания сцен. Если вы не хотите включать это в план, то и не нужно. Тем не менее, так вам будет проще писать историю в дальнейшем, но это зависит от вашего стиля письма. Вот какие детали вы можете добавить:[19]
- Список всех персонажей, участвующих в этой сцене.
- Описание каждого действия в сцене.
- Важные пометки по образу, предчувствия, накал страстей и прочее.
Реклама
Советы
- Если вы пишете историю, где присутствует злодей, придумайте ему мотивацию. Если вы подумаете об этом, вам будет проще развивать сюжет.
- Ставьте себя на место персонажа, когда решаете, какие действия ему предпринять.
- Не торопитесь, создавая сцены. У вас должен быть баланс между действием, драмой и завязкой.
- Создавайте гармонию в эмоциях. Если вы сочиняете трагедию, добавьте немного юмора. А для веселой комедии не помешает немного драмы. Если вы пишете роман, не забудьте внести немного напряжения.
- Составьте список интересных идей, которые приходят на ум. Некоторые их них могут неплохо вписаться в сюжет. Оставшиеся приберегите для следующей истории.
- Помните: сюжет строится на мотивации вашего героя. Прежде чем прописывать любые основные события в истории, уделите внимание созданию своего персонажа.
- Как только вы придумаете, что движет вашим героем, придерживайте этого. Если вы будете пытаться силой впихнуться героя в сюжет, это покажется читателям неестественным. Верьте в своего персонажа и используйте его прошлое, чтобы разрешить конфликт. Так история будет лучше звучать!
Реклама
Предупреждения
- Не торопитесь. На завершение истории может потребоваться время, и, если вы не будете спешить, вы сможете сделать ее качественнее.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 19 006 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как написать рассказ. Авторский замысел. План
Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….
Это просто! Главное, иметь замысел – первый этап творческого процесса, а затем грамотно составить план. Этим сегодня и займемся.
Краткость – сестра таланта
Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном. А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.
Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. 🙂
Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.
Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.
Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.
Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.
Литературный глоссарий
Три важных шага от старта до финиша
Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:
- составляем план,
- пишем текст,
- редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).
Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».
Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.
В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).
Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.
Авторский замысел
Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это задуманный план действий, деятельности; намерение.
Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
Авторский замысел своим рождением может быть обязан размышлениям, любознательности и фантазиям.
Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм, или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?
- О том, как рождаются идеи, можно прочесть ЗДЕСЬ.
Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.
Отбираем материал
Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:
- описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
- конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
- синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.
Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?
Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:
- Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
- О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
- Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
- Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?
Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят мышление работатьвнужном направлении.
Составляем план рассказа
Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:
- идею рассказа;
- последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
- мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
- имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать литературных героев и персонажей«.
Определимся также с тем, идет ли рассказ:
- от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
- второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
- или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.
При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:
- введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
- первичного действия (т.е. что послужило началом),
- развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
- кульминации истории (поворотный момент истории),
- заключающего действия,
- развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).
Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.
Чем мы и занимаемся. До встречи!
Понравилась публикация?
Поделись ею с друзьями!