Как написать иронический детектив

Труп меня способен только старые тексты выкладывать.

Иоанне Хмелевской и иже с ней с любовью

Как писать пиратские повести, мы с вами уже проходили. Поэтому забудьте все легкомысленные советы оттуда и подойдите к делу серьезно, как к катафалку (он же «тот памятник»).

Итак, чтобы

написать иронический детектив,

ни за что и никогда подобных детективов не читайте (пока не закончите свой собственный). Помните: писателя должна вдохновлять жизнь!!

1. Помешивая ложкой в кастрюльке (ворочая на сковородке блинчики, включив микроволновку и судорожно дожидаясь ее писка), свободной (или как повезет) рукой подтяните к себе ручку и бумагу; клавиатуру компьютера или ноутбук целиком. Технологией запуска техники посложнее ручки поинтересуйтесь у детей или мужа (если кто-либо из них у вас имеется). Только не выдавайте, для чего Вам это нужно. Реакция может быть непредсказуемой.

2. Составьте (не план романа — этим вы займетесь позднее!) список родственников, друзей, знакомых и знакомых знакомых, а также незнакомых; соседей, сослуживцев, сотрудников ЖКХ и прачечной и т.п., а также животных, птиц, рыб — все они рано или поздно станут Вашими героями.

(Если кто-либо из вышеперечисленных отсутствует, не огорчайтесь: остальные с успехом смогут их заменить).

3. Начало положено (а также «покладено и зарыто» — (с) популярный мультик). Переходим к основам жанра.

Детектив — это всегда поиск (см. нагло… ой, нет, англо… латино… русский толковый словарь), и не обязательно трупа и кто его довел до жизни такой. То есть, наоборот. (Советские времена. В кинотеатре идет детектив. Шепот в зале: «Дяденька, дай рубль, а то скажу, кто убил!» Видите, и без того все ясно даже ребенку). Можно искать любое: тапочки; сокровища; соседского кота. Хозяйку соседского кота, занявшую у вас рубль на корм для кота. Любовницу мужа. Мужа, который отпросился к любовнице и до сих пор не вернулся. А также букет, обещанный мужем к годовщине свадьбы, или календарик, из которого явствует, что годовщина эта была в прошлом месяце…

Главное, чтобы сюжет развивался по схеме: загадка, поиск, разгадка; а читатель знал все улики в тот самый миг, когда главный герой ухитрился их раскопать. Если такого не случится, читатель посчитает себя обманутым: «Ах, и убил-то совсем не тот водопроводчик дядя Вася, на которого я делал ставку двадцать три страницы назад!»

REMEMBER ((с) Карл 1 английский перед тем, как его обезглавили): читатель не любит рояли в кустах[1]!

4. Теперь о трупах. Трупов в ироническом детективе много быть не должно. И не стоит смаковать подробности. Предоставьте это не доигравшим в войнушку мужчинам. А если уж слишком захочется труп описать, сделайте это через нашедшего его персонажа[2]. При этом приветствуются визг, заламывание рук, многократное падение в обморок, истеричные рыдания. Во-первых, экспрессия оживляет текст, а во-вторых, читателю доподлинно ясно становится, что произошло с тем вон гражданином, который«банку красной краски разлил, и теперь совсем спит». ((с) Детишки подруги о теле, найденном в кустах. Правда, пока их родители звонили по 02, «покойник» встал и ушел. Но ведь не всем так везет!)

5. Поздравляю, Вы определились с тем, что (кого) будете разыскивать и какую загадку решать. Пора выяснить, кто же, собственно, этим будет заниматься.

Выбираем главного героя!

Дело это, батенька, архиважное! ((с) Владимир Ильич)

Не стоит немедленно делать главного героя милиционером, таможенником, ФСБшником или пожарным.

Если, разумеется, сами в этих структурах не работаете. 

Помните: писатель, как сапер, ошибается один раз, и, как разведчик, прокалывается на мелочах. Не режьте хлеб, прижимая к груди. Положите его на дощечку.

Пусть, немногословный и отважный, профессионал войдет под конец и объяснит герою (героине), насколько тот был неправ, берясь не за свою работу. (Все равно все понимают, что загадка разгадана лишь благодаря наивному, глупому и прекрасному в своей бестолковости непрофессионалу, который, кроме того, еще и неравнодушен, любопытен и отважен.) 

Кроме того, лишь профессионал имеет право упечь преступника куда следует.

Каждому Холмсу по инспектору Лестрейду!

Самый простой способ — 

спиши героя с себя. Или с того себя, которым Вам хотелось бы быть. Лазить по помойкам и чердакам, прыгать через четырехметровые заборы, рулить всеми видами транспорта от детской колясочки до самолета. В общем, на что хватит фантазии. Но при этом проявляйте чувство меры. Если Ваша героиня уборщица, вести самолет она вряд ли сразу сумеет. А достоверность в нашем деле — главное.

Однако не забывайте и про то, что мы пишем иронический детектив. Чем чаще герой (героиня) из-за отсутствия неких навыков попадает в нелепое положение, тем чаще посмеется над ним читатель. И, соответственно, охотнее купит все, что вам удастся накропать. При этом смех должен быть добрым. («Я лучше на рельсы брошусь сам, чем брошу на рельсы героя», — (с) классик Михаил Светлов.)

6. Главный злодей.

— Янек, ты у меня будешь преступником.

— Лишь бы не «голубым»! ((с) Хмелевская; примерно).

Итак, если у вас есть враг, который долгие годы отравлял и продолжает отравлять Вам жизнь, сделайте его либо преступником, либо жертвой, либо тем и другим сразу. Удовольствие обеспечено. Главное, не забыть сменить ему имя, прочее на Ваше усмотрение.

7. Место действия.

Конечно, желательно, Москва. Город сей зело огромен, и уже поэтому вам обеспечено 5-7 миллионов читателей, ужасно счастливых оттого, что все происходит почти в соседнем дворе. Впрочем, можно конкретные места и не называть. Тем более что некоторые городские районы страшно похожи, в противном случае не вышло бы снять «Иронию судьбы, или с легким паром». Действие также можно перенести в деревеньку, на дачу, в особнячок нелюбимых родственников…

Полезный совет

не ломайте зря голову и не кидайтесь сразу рыскать по справочникам и схемам: родная кухня перед Вами. Начните с нее.

Просто необходимо подробно изучить близлежащие ларьки и магазины, парикмахерские, свалки, прачечные, домоуправления, автомойки, детсадики, заброшенные дома — словом, все, что Вы соберетесь описывать. Можно это делать как непосредственно, так и по проспектам, буклетам, тырнетам и рассказам очевидцев. Второй способ приятнее и безопаснее. («Нет, ну вот стоит надеть что-то приличное, как сразу заведут гулять по свалке!» — (с) я.)

8. Прочий антураж (аксессуары).

Зависит от того, нужны ли Вам спонсоры. Если да — перед написанием детектива просмотрите фильм «Ночной дозор», и все поймете. Если не нужны, пусть ваш герой (героиня) пьет и ест, а также использует в быту то, что Вам нравится самому. Очень неплохо также время от времени вставлять в текст рецепты любимых блюд. Это не только увеличивает полезный выход в авторских листах[3], но и обеспечивает Вам аудиторию благодарных домохозяек.

9. Феньки. О, в них половина прелести иронического детектива. Это всякие приколы, веселые случаи, байки, анекдоты — либо совсем свежие, либо такие бородатые, что даже Вы сами успели их подзабыть. Это нелепые ситуации, связанные и не связанные с сюжетом, в которые все время влипает главный герой, его родственники, знакомые, посторонние герою люди и даже домашние животные. Фенечки лучше не придумывать, а брать из жизни: там они гораздо смешнее. (Новогодняя ночь, звонок в штаб с КПП: «Товарищ полковник, ЧП! К нам рвется Дед Мороз!!» — (с) муж)

11. О психологии. Если Ваш детектив станет еще и источником здравого смысла для затурканной бытом женщины, сделается отдушиной и поводом для веселья, мне останется поклониться Вам в ноги и сказать огромное человеческое mersi.

И если Ваш муж (а также все другие мужья) начнет доказывать, что такой «туфты» не читает, не верьте! Читает, но скромно об этом молчит. («Мужчины врут, что любят Вагнера, сухое вино и тощих женщин. На самом деле они предпочитают красное вино, толстушек и музыку Чайковского» — (с) классик, Ефремов, по-моему, цитата приблизительна).

А теперь прибавьте ко всему вышесказанному много-много терпения и трудолюбия, капельку фантазии, пуд здравого смысла, ум, чувство юмора и доброе сердце, и со спокойной душой садитесь за написание своего детектива.

Радости и удачи всем!

Будущий Ваш читатель Ника Ракитина (с)

[1] А рояль в кустах (он же Бог из машины) — это то, что не следует из логики текста. Вот древние греки могли себе это позволить.

[2] Персонажи — это те создания, которые доставляют герою (и автору заодно) радости, неприяности и лишнюю работу, а также вечно путаются у него под ногами. Но зато и здорово оживляют текст. 

[3] Ночью разбуди — отчеканю: авторский лист — 40000 знаков с пробелами. Чем их больше (и листов, и знаков), тем увесистей гонорар.

пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив

Как написать детектив:

Как написать хороший детектив: инструкции и идеи

Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.

Главные элементы детектива

Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:

  • Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.

  • Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.

  • Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.

  • Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.

  • Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.

Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:

  • Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.

    Пример: Агата Кристи «10 негритят»

  • Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.

    Пример: Умберто Эко «Имя розы»

  • Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.

    Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

  • Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.

    Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

  • Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.

    Пример: Станислав Лем «Расследование»

  • Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.

    Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

  • Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.

    Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»

  • Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.

    Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»

Персонажи и прочие жертвы

Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.

Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:

  • Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.

  • Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.

  • Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.

  • Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.

  • Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.

Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:

  • Чем он выделяется из толпы?
  • Как принимает решения, на что полагается?
  • Готов ли идти на риск?
  • Каковы его амбиции?
  • Как он общается с другими людьми?
  • Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
  • Чем он увлекается в свободное время?
  • Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?

Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.

Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:

  • Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).

  • Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.

  • Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.

Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.

  • Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.

Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.

Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если…».

Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.

Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.

Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.

Постройте героя из трех главных компонентов:

  • Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.

  • Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.

  • Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.

Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.

Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:

  • Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.
  • Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.
  • Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.
  • Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.
  • Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.

Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.

Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:

  • «Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.

  • Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.

  • Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.

  • Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.

  • Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».

Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Как написать детективПочему мы читаем детективы? С одной стороны, это форма убегания от реальности, лишнее доказательство того, что мы живем в справедливом мире. Это спортивный азарт — мы болеем за своего сыщика. Это приятная иллюзия — мы отождествляем себя с главным героем и в результате кажемся себе более сильными, смелыми и т.п.

С другой стороны, это упражнение для ума — многим нравится отгадывать шарады.

Главные элементы детектива

Четырьмя столпами детектива являются:

Загадка. Читатель вместе с главным героем ищет ответы на вопросы: Что это было?, Кто это сделал? и иногда — Поймают или не поймают?

Напряжение. Чтобы читатель всерьез заинтересовался тайной, на кон должно быть поставлено что-то важное. Поэтому детективные сюжеты апеллируют к таким фундаментальным ценностям как жизнь, свобода и деньги. Динамичный сюжет и высокие ставки создают напряжение, и читателю хочется узнать, что будет дальше.

Конфликт. Детектив уходит корнями в древние легенды об эпическом путешествии воина, который борется со Злом. Раскрытие преступления, в особенности убийства, — это символическая победа над смертью. Поэтому в детективе белое отделено от черного и Добро и Зло находятся в состоянии непримиримой войны.

Сюрприз. Теоретически читатель имеет возможность сам раскрыть преступление: по ходу повествования ему даются все необходимые ключи. Но он разочаровывается, если все-таки угадывает, кто именно убил мисс Джейн или стащил бриллианты из тумбочки.

Мир жанрового детектива лишь отдаленно напоминает мир реальный. В нем нет места случайностям, совпадениям и невыясненным обстоятельствам. Все должно быть четко продумано и логично. Каждый из героев выполняет строго определенную функцию: сыщик расследует, свидетели преподносят ему нужные факты, преступник скрывается. Но при этом правдоподобность остается важной особенностью детектива.

Виды детективов

Детектив закрытого типа. Преступление совершается в замкнутом пространстве (на корабле, в горном пансионате и т.п.), и подозрение может пасть на ограниченный круг людей. Закрытый детектив был особенно популярен в 1920-1930 гг.

Психологический детектив. Основной акцент делается на психологию как преступника, так и сыщика.

Крутой детектив и близко стоящий к нему детектив-нуар (т.е. черный). Насилие, трупы и секс живописуются во всех подробностях.

Исторический детектив. Действие происходит в прошлом. Одна из разновидностей исторического детектива — расследование преступления, совершенного давным-давно.

Политический детектив. Действие разворачивается вокруг выборов, политических акций или частной жизни политиков.

Шпионский детектив. Описываются приключения разведчиков.

Искусствоведческий детектив. Расследуется похищение произведения искусства.

Любовный детектив. Любовная интрига (зачастую между двумя антагонистами) серьезно влияет на развитие сюжета.

Иронический детектив. Повествование ведется в ироничном тоне. Расследованиями, как правило, занимаются дамы-любительницы. Кровавые подробности опускаются.

Милицейский детектив. Подробно описываются следственные процедуры и работа профессионалов. Вариация — судебный детектив. Авторами этих произведений обычно становятся адвокаты или бывшие сотрудники правоохранительных органов.

Фантастический детектив. Расследование проводится в вымышленном мире.

Частный детектив. Следствие ведет частнопрактикующий сыщик.

Сыщик-любитель. За раскрытие преступления берется непрофессионал — свидетель, подозреваемый, родственник или друг героя, замешенного в деле. Если речь идет о серии романов о сыщике-любителе, возникает парадокс, когда обычный, казалось бы, человек раз в полгода натыкается на труп.

Персонажи детектива

Сыщик — человек, который ведет следствие. Как уже было выше сказано, сыщики делятся на следующие типы:

• работник правоохранительных органов;

• адвокат;

• шпион;

• частный детектив;

• сыщик-любитель.

Характерные черты главного героя детективов — это отвага, чувство справедливости, замкнутость и способность нарушить закон ради правого дела. Например, сыщик может запугивать негодяя-свидетеля, чтобы узнать истину. Он способен постоять за себя и готов прийти на помощь другим. Он профессионал в своем деле, хотя речь необязательно идет именно о следственной работе.

Зачастую у него имеется особый талант: уникальная память, способности к языкам и т.п. Одним словом, он всегда чем-то отличается от простых смертных — это часть мифа.

Странности и парадоксы в характере героя украшают повествование: тихая библиотекарша может гонять на мотоцикле; патологоанатом — по выходным работать клоуном и т.п. Но тут надо соблюдать осторожность: лесоруб, обожающий балет, выглядит ненатурально. Если библиотекарша ездит на работу на Харлее, пусть у этого будет рациональное объяснение. Например, мотоцикл достался ей в наследство от погибшего мужа.

Помощник — служит для того, чтобы сыщик мог объяснять кому-то детали расследования. Как правило, это человек средних способностей, на чьем фоне главный герой выглядит более представительно.

Преступник — человек, совершивший или организовавший преступление. Как правило, его имя неизвестно до конца.

Вот что советует Джеймс Н. Фрей в книге “Как написать отличный детектив”:

Преступник должен быть эгоистичным и действовать из личных интересов. Если читатель обнаружит, что убийство совершила добрая монашка, защищавшая детей-сирот, теряется один из факторов удовольствия от прочтения детектива. Люди хотят, чтобы зло было наказано. Нет зла — нет конфликта — нет чувства удовлетворения. Если хороший преступник необходим для развития сюжета, наращивайте остроту конфликта другими методами.

Преступник должен бояться разоблачения — в противном случае опять теряется острота конфликта. Сделайте его умным и изобретательным. Пусть они с сыщиком борются на равных.

У преступника в прошлом может быть душевная травма, после которой он и вышел на кривую дорожку.

Подозреваемый — человек, на которого изначально падают подозрения. Как правило, он оказывается невиновным.

Жертва — человек, погибший или пострадавший в результате преступления.

Свидетели — люди, снабжающие сыщика важной информацией о преступлении и/или преступнике.

Мудрец — дает сыщику ценные советы о том, как вести расследование.

Эксперт — снабжает сыщика важными научными или профессиональными данными. Например, в области баллистики, лингвистики, искусства и т.п.

План детектива

Обычно детектив строится по следующей схеме:

1) Сыщик берется за расследование. В некоторых случаях автор описывает сцену преступления или вводит пролог — для того, чтобы создать нужную атмосферу.

Если главный герой — профессионал, то пояснять его мотивацию (почему он согласился вести следствие) не нужно: у него работа такая. Если главный герой — любитель или частный детектив, без вводной части не обойтись: надо показать, с какой стати герой ввязался в дело. Это можно сделать в порядке флэш-бэка.

2) Сыщик начинает расследование и сначала ему сопутствует удача. В мифологии это называется инициацией — герой оставляет привычную жизнь и попадает в тридевятое царство криминала.

Расследование ведется двумя способами:

• охота — сыщик сразу находит важную улику и это позволяет ему распутать весь клубок;

• собирательство — сыщик изучает разрозненные факты, которые впоследствии соединяются в картину преступления.

Конфликт может заостриться, если сыщик попадает не в свою среду: например, простой немногословный парень из социальных низов расследует убийство на Рублевке.

3) Сыщик сталкивается с серьезным кризисом, который переворачивает его жизнь, собирается с силами и продолжает расследование уже в новом направлении.

4) Следствие идет по горячим следам. Сыщик обнаруживает недостающие звенья цепи. Наступает момент просветления — он находит ответы на все ключевые вопросы.

5) Сыщик ловит преступника. Убийца (похититель, шпион и т.п.) получает по заслугам.

6) Рассказывается, как события романа повлияли на героев.

На что обращать внимание при написании детектива

Сыщики всегда отслеживают:

• мотив — причину совершения преступления,

• способ — подозреваемый должен иметь доступ к орудию преступления и иметь физическую возможность совершить то или иное действие.

Продумывая сюжет детектива, следует начинать именно с мотива: почему слесарь Кувалдин задушил балерину Тапкину? Далее продумываем, как легче всего это сделать: голыми руками, собственными штанами или проводом от тостера. Не усложняйте: вода течет туда, где ниже, преступники действуют так, как проще.

В детективе должно быть как минимум две истории: одна подлинная, вторая — ложная. Сначала сыщик разрабатывает ложную версию: она настолько хорошо сочетается с фактами, что у него не возникает сомнений насчет избранного пути. И лишь потом, ближе к кульминации, начинает выявляться истинное положение вещей. Ситуация переворачивается с ног на голову и именно в этот момент читатель испытывает катарсис.

Полезно где-то на середине романа остановиться и прописать: о чем к этому времени догадывается читатель? Какие прогнозы он строит? И как минимум два-три прогноза не должны оправдываться.

Чтобы убийцу невозможно было вычислить сразу, наделите каждого из подозреваемых равнозначными достоинствами и недостатками. Пусть внимание читателей концентрируется на сыщике: если самым интересным персонажем романа будет убийца, тайное тут же станет явным.

То же самое произойдет, если вы подчеркнете, что слесарь Кувалдин не имел ни мотива, ни возможности убить балерину Тапкину. Когда автор отводит подозрение от героя, возникает ощущение, что именно здесь собака и зарыта. Эту особенность восприятия часто используется для создания ложных ключей. Например, автор показывает, что Кувалдин невинен как ромашка, читатель довольно ухмыляется: “Ну, все понятно!”, а на самом деле понятно далеко не все. При этом не стоит забывать, что ложные ключи срабатывают только тогда, когда они идеально вписываются в первоначальную следственную версию.

Хороший детектив напоминает квест — компьютерную игру: чтобы добраться до цели, надо собрать определенное количество предметов, которые впоследствие пригодятся игроку. В детективе эту роль выполняют улики.

Уровень мастерства автора во многом зависит от того, насколько искусно он их прячет. Искусно не значит далеко. Напротив, улики должны лежать на поверхности, но при этом иметь такой незначительный вид, что читатель не обращает на них внимание. В результате в момент кульминации ему остается только развести руками: Ну как я не догадался? Ведь мне дали все ключи к разгадке!

Как спрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк приводит такой совет: “Если улика большая, покажите ее маленькой. Если она должна потеряться, положите ее на видное место. Красивую улику испачкайте или сломайте, опасную представьте как совершенно обыденный предмет”.

Отличный пример спрятанной улики можно найти в рассказе Роалда Дала Жертвенный агнец: жена убивает супруга замороженной бараньей ногой, а потом скармливает ее полицейским, которые целый день безуспешно искали орудие преступления.

Особое внимание надо обращать на кульминацию. Она бывает следующих типов:

• сыщик собирает всех действующих лиц и объявляет, кто убийца;

• в отчаянии преступник пытается совершить нечто ужасное (хватает заложников и т.п.);

• сыщик знает, кто убийца, но у него нет прямых доказательств. Он расставляет ловушку, и убийца сам в нее попадает;

• преступник уже готов торжествовать, но тут появляется неожиданный свидетель;

• битва между сыщиком и преступником (вариант — погоня);

• сыщик внезапно осознает, что его предположения не соответствуют действительности;

• псевдо-кульминация. Преступник пойман, читатель радуется, но в последний момент выясняется, что взяли не того.

Сама кульминация строится по следующей схеме:

• удивление — например, читатель никак не ожидал, что убийцей будет именно министр обороны;

• усиление угрозы — убийца загнан в угол, ему нечего терять и теперь он готов на все;

• пик конфликта;

• справедливость торжествует.

Сыщик ловит преступника только благодаря собственному уму — никакой удачи, гадания по руке, бога из машины и пр.

Читатель будет чувствовать себя обманутым, если убийство в конце концов окажется самоубийством или несчастным случаем. То же самое произойдет, если преступление будет раскрыто, когда преступник явится с повинной.

Сюрпризы и неожиданные повороты сюжета — это замечательно. Но когда их слишком много, читатель путается. Рекомендуется вводить два-три больших сюрприза и пару маленьких. Ни сыщик, ни преступник не должны делать заведомых глупостей. Иначе на такой поединок неинтересно смотреть.

Удача может сопутствовать злодею до того, как сыщик разоблачит его. Если потом злодей улетает на голубом вертолете, читатель разочаровывается.

Штампы в детективах

• Сыщик носит плащ и шляпу, в кармане у него всегда имеется фляжка со спиртным.

• Перед ревизией в магазине или на складе преступники устраивают пожар.

• Сыщика пытается соблазнить роскошная женщина — главная подозреваемая.

• Перед смертью жертва шепчет таинственное слово или имя, которое является ключом к разгадке.

• Патологоанатом, жующий на рабочем месте.

• Главный мафиози носит на пальце перстень с бриллиантом, зализывает волосы гелем и везде ходит в сопровождении
гориллообразных телохранителей.

• Следователь постоянно переживает, как бы у него не забрали дело.

• Во всем виновата таинственная секта с маньяком-предводителем во главе.

• Преступник удирает, отпросившись в туалет.

• Подделка отпечатков пальцев.

• Собака не лает на заведомого незнакомца, из чего сыщик делает вывод, что пес знает этого человека.

• Автор так настойчиво подсовывает читателю подозрительного типа, что становится очевидно — это не убийца.

• Поймав сыщика, злодей привязывает его к машине смерти и долго рассказывает о своих коварных планах.

• Начальник следователя — полный идиот и/или мерзавец.

• В кульминационный момент преступник хватает подругу сыщика и приставляет ей к голове пистолет.

• Жена сыщика погибла в самом начале (за несколько лет до начала), и с тех пор наш герой не знает слов любви.

• Сыщик находит на месте преступления окурок и по следам от зубов (отпечатку помады) вычисляет злодея.

• Преступник обеспечивает себе алиби с помощью манекена или брата-близнеца.

• Главный злодей развлекается составлением тайных шифров и хитроумных пиктограмм.

• Сыщик делает дедуктивные выводы, которые не так однозначны, как хотелось бы автору.

[/indeed-social-locker]

Как написать иронический детектив с элементами эротики

Раньше я писал только на темы политики. Работая в одном солидном московском издательстве, уже много лет привык освещать визиты главы государства в разные страны. Я был в пуле и этим все сказано. Деньги платили весьма и весьма неплохие. Потусуюсь где-нибудь на саммите в Брюсселе или форуме в Токио. Джин, виски, мартини. Девушки-журналистки в рот смотрят, каждое слово ловят.

  — И у самого-самого интервью брали у камина?

  Ну, тут снисходительно расскажешь с разными мелкими деталями и утром одна из них уже подает кофе в шикарном пентхаузе.

  Но это ядо кризиса рассказываю. Долбануло по издательству сильно. Я в октябре из пула, в январе с вещами на выход. В марте наехал банк. Двухкомнатная на Плющихе — мечта идиота-политтехнолога. Очередной взнос уже три раза профукал. Я и так и этак. Фото показывал. Тут Путин и я на заднем фоне. Тут те же и Берлускони. А вот здесь я и Путин. ‘И что вам стоит немного подождать, пока все не вернется на круги своя’.

  Начальница кредитного отдела — Маша Свиридова. Рыжая такая — стерва. ‘Прошлое в проценты по кредиту не конвертируется. Слышали как вас того из хорошей жизни и фэйсом об асфальт. Завтра же судебные приставы на пороге или деньги на бочку’! А ведь как раньше было — «и Виталий Павлович, и вы наш самый любимый клиент и передавайте привет тем наверху». Тьфу. Нужно -то каких-то двадцать тысяч зеленых. Попал как собака на границе между Северной и Южной Кореями. Жалко с Плющихи съезжать, привык-с.

  И тут Светка с третьего этажа, вместе мусор выносим.

  — Хочешь подработать. Заказ горит. Иронический детектив с элементами эротики. Наличие маньяка в сюжете — обязательно. Автор — Донцова. Сдавать завтра. Деньги сразу. Слышала — у тебя проблемы?

  Скоро вся Москва будет в курсе моих заморочек. Согласился пока пакет с мусором мимо контейнера еще летел. Это был единственный шанс зацепиться за плющихинские тополя, и я им воспользовался.

  Три чашки кофе. Две в себя, третью на клавиатуру, хорошо, что мимо. Яндекс — Донцова — отрывок из какого-то ‘убийства в подворотне’. Есть! Стиль пойман. Нужен сюжет. Лишь бы потом самому в него не попасть!

  — Давай, Виталик, давай. Ты же столько всякого там наверху насмотрелся — на три романа про маньяков хватит.

  Итак, поехали:

  ‘Стояла темная ночь…’

  Начало далось легко. Я закурил потушенную позавчера до дня рождения в январе мамы гаванскую сигару и продолжил:

  ‘Начальник кредитного отдела Маша Свиридова вышла из дома не подозревая о прячущимся возле мусорных контейнеров человеке в черном плаще…’

  На следующих тридцати страницах я расправлялся с этой рыжей стервой. О, что только с ней не проделывал маньяк, списанный с нашего зав. отделом международной политики Михаила Самуиловича Либерзона — милейшего человека, любителя сканвордов и красивых женщин. Но внешне выглядевшего почти как Фрэдди Крюгер.

  На тридцать первой странице я расслабился и позволил гражданке Свиридовой вырваться из потных либерзоновский лап. Теперь на авансцену необходимо было выпустить молодого, ироничного следователя. Следователя я начал писать с себя любимого. Шляпа а-ля Делон, итальянский очки от Гуччи, взгляд от Тарантино. Либерзона было решено поймать и кастрировать примерно на 320 странице. Маша Свиридова, вся униженная и растерянная, отдается молодому, но ужасно перспективному следователю. Итак, прокладываем любовную линию… Я ей покажу, как проценты по кредиту требовать. Ноги мыть заставлю на сто первой странице. Яичницу жарить в три часа ночи. Собачку гулять в шесть и на морозе. Всю пятую главу реветь будет!

  Зазвонил телефон.

Я оторвался от клавиатуры и посмотрел в зеркало. Вместо молодого и обаятельного следователя на меня смотрел Михаил Самуилович Либерзон. Я помахал головой, прогоняя видение, и поднял трубку.

  — Виталий Павлович, здравствуйте. Это из ДЭЗа беспокоят. У вас тута счета за март не оплачены по коммуналке…

  Представителя ДЭЗа я сбросил во время погони за Либерзоном с двадцатого этажа панельной многоэтажки. Тот летел очень долго, ударяясь о балконы и лоджии, пугая при этом детей и беременных женщин. Затем по нему проехал большой дорожный каток. Два раза. Нет — пять. Маша Свиридова в это время гладила молодому и обаятельному следователю рубашки, убирала его квартиру, и мыла недельный запас посуды. Мыла стирая слезами макияж с лица. Маникюр с ухоженных ноготочков сползал самостоятельно.

  Уф! Кого бы еще припечатать? Гоша Куроедов — три года — пять штук и уже ясно, что не отдаст. А ведь сколько водки и прочих напитков в общаге было совместно уничтожено, скольким девчонкам обещано…

  Гошу я отдал Либерзону. Пока тот готовил раствор серной кислоты в ванной, Гоша сидел связанный скотчем на диване и смотрел по телевизору ток-шоу ‘Надо ли возвращать долги’.

  Затем рядом с Гошей я посадил патрульный экипаж ГИБДД, оштрафовавший меня на днях за превышение скорости на Садовом кольце в час пик. Либерзону был выдан дополнительный запас серной кислоты. Телевизору прибавлен звук.

  Вспомнил, что детектив все-таки иронический. В самый последний момент ворвавшийся в квартиру следователь спас гаишников и Куроедова. Либерзон уходил через балкон. Командир экипажа ГИБДД вытряхивая из краги купюры, пытался вручить их своему спасителю. Гоша валялся в ногах и умолял открыть пробку в ванной.

  Но в детективе должна присутствовать эротика! И Маше Свиридовой на день рождения досталось от следователя Камасутрой. Ночь прошла сказочно. Читали и пробовали. Пробовали и читали. Либерзон подсматривал в бинокль из подъезда напротив и облизывался. Жить ему оставалось всего пятьдесят страниц.

  Нашего главного редактора, подписавшего приказ о моем увольнении по причине профнепригодности, я выбросил на высоте пять километров из кабины реактивного истребителя. Его секретарша, презрительно ухмыльнувшаяся после моего выхода из кабинета шефа, была отдана самцу гориллы в Сухумском зоопарке. Бывшие коллеги по работе отправлены в известный гей клуб распространять там листовки с изображением Юрия Михайловича Лужкова. Соседка по подъезду, сделавшая сто пятое замечание по поводу тушения окурка в цветочном горшке, увезена бандой байкеров в неизвестном направлении. Надеюсь, что навсегда. Официантка из кафе, обсчитавшая вчера на одиннадцать рублей, теперь пятая жена водителя такси из Каира. Собачка соседа, поднявшая ногу на мое колесо, подарена корейским гастарбайтерам. Маша Свиридова отдалась еще несколько раз, причем все время при этом ревела. Михаил Самуилович Либерзон был торжественно кастрирован на 320 странице.

  Все!

  Я вытер пот со лба и огляделся. Стояла темная ночь. Взяв пакет с мусором я вышел на улицу. Сзади подошел какой-то тип в черном плаще.

  — Папаша, закурить не найдется?

  После удара по голове и трехнедельного лечения в Склифе меня навестила Светка с третьего этажа. — Я твой детектив нашла и отдала нашему выпускающему. Вот тебе сигнальный экземпляр и чек. Публика уже требует продолжения. Либерзон — такая душка получился. Ну, прямо копия нашего директора. Кстати, тебе из банка звонили по поводу закладной на машину. И из службы судебных приставов сообщили, что за границу не выпустят. С бывшей работы какой-то ноутбук требуют. Ну что, будешь продолжение писать или как?


15


1384

Вы хотите узнать, как написать детектив, но не знаете, с чего начать? Интересуетесь, как заинтриговать читателя, и чего не должно быть в качественном романе? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье!

Детектив – один из самых популярных жанров, любимый многими. О похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его не менее знаменитого помощника доктора Ватсона не слышали, разве что, маленькие дети, а в каждой семье на книжной полке наверняка найдется не одно детективное произведение. Неудивительно, что этот жанр до сих пор не изжил себя, и с каждым годом на прилавках появляются новые книги о раскрытии преступлений: хороший детектив способен надолго увлечь читателя, давая ему возможность раскрыть дело наравне с литературными профессионалами. Но как написать детектив, который добьется всеобщего признания и станет бестселлером?

  • Как написать роман – 10 советов начинающим писателям

Как написать детектив, который станет бестселлером

Многие начинающие (и не только) авторы, видя популярность детективных романов, хотят попробовать себя именно в этом жанре, надеясь на быструю прибыль и популярность. Казалось бы, что сложного? Придумал сыщика, подробно расписал преступление, добавил пару ложных улик, чтобы сюжет получился увлекательным, и сиди, жди прибыли. Однако большинство произведений так никогда и не увидят своих читателей, разве что сам автор разместит свое произведение на каком-нибудь форуме писателей-любителей.

Так в чем же причина? Как написать детектив, который не стыдно будет представить широкой публике? Давайте разберемся!

Как написать детектив с помощью Конан Дойла

Артур Конан Дойл знал, как написать детектив, который полюбят читатели

Как написать план детективного романа

Рисунок начинается с эскиза, а книга – с плана

Помните, как вас заставляли составлять план произведения на уроках литературы? Вспоминаем школьные годы! Очень немногие авторы умеют импровизировать на ходу, подавляющее большинство делает наброски будущего сюжета, а также заранее прописывает характеры всех значимых героев. Отдельными пунктами очень кратко распишите последовательность поворотов сюжета.

Как написать хороший детективный сюжет

На самом деле, здесь все индивидуально. Кому-то из читателей подавай запутанную историю с кучей сюжетных поворотов и неожиданных развязок в стиле лучших боевиков, а кого-то зацепит и простая, но до последнего интригующая история с убийцей-дворецким, написанная хорошим литературным языком.

Можно дать один дельный совет: не делайте сюжет слишком сложным, по крайней мере, в первых произведениях. Такое произведение запутает не только читателя, еще в книжном магазине отбив у него охоту продолжать чтение после просмотра первой страницы, но и вас самих.

Знаете, чем хороший детективный роман отличается от плохого? Он позволяет читателю почувствовать себя частью расследования и уйти от рутины, в то время как второй призван скоротать свободное время и быть забытым через несколько минут. Одно из главных правил детектива – читатель должен знать о деле ровно столько же, сколько и сыщик, чтобы делать свои выводы по ходу чтения. Никаких роялей в кустах! Но и излишнее разжевывание сюжета плохо: мало кому понравится, когда буквально в каждой строчке есть намеки на личность преступника.

Баланс оригинальности и правдоподобности

Хотите, чтобы детектив был небанальным, но не решаетесь выйти за привычные рамки? Зря! Поверьте, книжный рынок переполнен историями, действие которых разворачивается «в обычном провинциальном городе», а их главный герой – «самый обычный частный детектив». Оригинальные идеи повысят шансы вашего романа стать популярным. Хотите, чтобы действие происходило в далеком будущем и на Луне? Почему бы и нет! А может, стоит перенести читателя в Средние века? Бессмысленно спрашивать, как написать детектив, если вы не готовы брать ответственность за лихие повороты сюжетной линии!

оригинальность - лучший рецепт для хорошего детективного романа

Как написать детектив? Не бойтесь здоровой оригинальности!

Избегайте клише

Забудьте о поимке преступника с помощью анализа пепла от сигареты, найденной на месте преступления, или по запаху одеколона: сотни, нет, тысячи авторов делали это до вас и столько же сделает после.

Старайтесь, чтобы ваш детектив как можно больше походил на настоящее расследование. Почитайте пособия по криминалистике и различные медицинские статьи, которых много в открытом доступе, чтобы все выглядело как настоящее расследование. Конечно, придется попотеть, но вы ведь хотите прослыть настоящим профессионалом? Оригинальность оригинальностью, но не должно быть противоречий с сюжетом.

Почерк главного героя

Возможно, ваш персонаж использует в работе сложное оборудование, которого пока не существует, но действие происходит в наши дни? Постарайтесь объяснить, откуда оно у него появилось (возможно, это новое экспериментальное изобретение, которое только начало тестироваться?), либо используйте что-то более привычное. То же самое и со сверхспособностями: никаких внезапных магических навыков в обычном мире, если это не является изначальной задумкой (например, главный герой является вампиром).

С сюжетом более-менее разобрались, переходим к следующему важному пункту.

Как создать интересных детективных персонажей

Повторимся снова: не бойтесь экспериментировать, но и не перебарщивайте!

Мало кому будет интересно читать про похождения самого обычного лейтенанта полиции, который живет самой скучной жизнью, разве что сюжет будет настолько крутым, что читателю будет неважно все остальное. Напротив, слишком многогранный герой, который за завтраком раскрывает преступление, в обеденный перерыв ловит преступника, а вечером завоевывает олимпийское золото (и все это в неполные 20 лет) еще больше оттолкнет аудиторию: читатель должен отождествлять себя с персонажем, а таких людей просто не бывает.

Помните, что сыщик (и остальные герои) – обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Смело добавляйте ему изюминку: поверьте, так будет только интереснее! Возможно, главный персонаж начинает вслух вспоминать алфавит, когда думает? Или пьет только воду с 5 ложками сахара?

прекрасная героиня детективной истории

Героиня хорошего детективного романа неподражаема, но реалистична

Герои второго плана

В погоне за созданием нового Шерлока Холмса не забывайте и о героях второго плана: в конце концов, именно с ними ассоциируют себя наибольшее число читателей! Что, если помощник детектива экстрасенс-недоучка и использует эту способность для раскрытия дел, но в итоге идет по ложному следу? А каким будет преступник?

Не раскрывайте все карты сразу, позвольте читателю постепенно узнавать о внешности и характере героев, ведь мы практически никогда не узнаем о человеке все в момент первого знакомства.

Как начать писать хороший детективный роман

Сюжет есть, персонажи прописаны… самое время перейти к написанию!

Возвращаемся к нашему плану. Совсем скоро наши коротенькие пункты обретут объем и начнут превращаться в настоящую рукопись! Состоять она будет из двух частей: основы и украшений.

Основа рукописи

Все довольно просто: начинаем постепенно расширять наш набросок, грубо говоря, делаем краткое изложение. На этом этапе коротко прописываем все произведение, подробно раскрывая каждый пункт. И простое «преступник похитил девушку» превращается в что-то наподобие «Воскресным вечером, когда все вокруг праздновали день города, девушка прогуливалась по пустынному парку в спальном районе. На следующее утро она не пришла на работу. Начальник, привыкший к вечным прогулам, заявил в полицию только тогда, когда девушка не явилась третий раз подряд…».

Возможно, поначалу это покажется сложным, однако гораздо проще раскрывать уже имеющийся план, чем писать книгу с нуля, имея все наброски в голове. Процесс этот не быстрый и может занять до нескольких недель, все зависит от вашего опыта желания писать.

Украшения и стиль

чтобы разрешить детективную тайну, иногда с нее нужно сорвать маску

Как написать детектив? Сорвите маску с тайны в финале!

Когда «каркас» готов, начинаем оформление: придаем нашему произведению более литературный вид, добавляем различные описания, в общем, облагораживаем роман. И снова вспоминаем, что иногда лучше не дописать, чем переборщить. Излишне богатый сложными оборотами текст тяжело читать.

Создайте свой уникальный стиль, который есть у каждого писателя. Возможно, вам понравится писать от первого лица? Или вы считаете, что книга без вашего юмора – бумага на ветер? Ищите себя, ведь авторский стиль играет не последнюю роль в популярности будущей книги: гораздо интереснее читать автора с изюминкой.

Что делать, когда детективный роман написан

Подумать только, еще недавно вы робко спрашивали Интернет, как написать детектив, а теперь гордо держите в руках свою первый роман книгу и уже готовы покорять знаменитые издательства и книжные магазины!

Не торопитесь: как бы вы ни старались, ваша книга может понравиться далеко не всем, включая издателей. Перед большим шагом в мир литературы дайте прочитать ваш шедевр хотя бы десятку знакомых, их мнение поможет взглянуть на произведение более объективно.

Если переживаете, что вам завысят оценки, чтобы не расстраивать и не обижать, устройте анонимный опрос, например, на бумажечках или через какой-нибудь интернет-сервис. Еще один способ – выкладывать маленькие отрывки из книги на форуме писателей. Конечно, речь идет не о ключевых моментах произведения, а лишь о его отдельных частях. Не бойтесь критики: она помогает трезво взглянуть на ваши способности, а порой намного улучшить произведение и показать его миру. И помните: все в ваших руках!

***

Вам понравились наши советы о том, как написать детектив, или мы что-то упустили из виду? Какие советы для тех, кто хочет написать новый детективный бестселлер, предложили бы вы? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать ирине волк
  • Как написать ирине винер
  • Как написать ипр рядовому сотруднику
  • Как написать ипотека правильно ипотека
  • Как написать иосифу пригожину