Как написать исследовательскую работу дошкольнику

АЛГОРИТМ подготовки исследовательской работы дошкольника к участию в фестивале «Я – исследователь»

Структура исследовательской работы дошкольников

Исследовательская работа дошкольников имеет значительные отличия и особенности. Дети дошкольного возраста чаще всего не умеют читать или только овладевают этим навыком, для них характерно конкретное наглядно-образное мышление, нет навыка работы с литературой, не всегда дошкольники могут связать процесс с его результатом. Для того, чтобы ребенок захотел заниматься должен быть значимый мотив, направленный на разрешение стоящей перед ним проблемы. Задача педагога незаметно подвести дошкольника к необходимости действовать в нужном направлении. Учебные исследования могут разворачиваться как в деятельности вне занятий, так и являться их частью. Исследования могут проводить дети индивидуально, парами или подгруппами. Длительность исследований зависит от стойкости интереса ребенка к предмету исследования: может варьироваться от получаса до нескольких дней или недель.

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (Цель этапа: изучить круг интересов ребенка, выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Выбор темы исследования. (Цель этапа: обозначить границы исследования).

3.Цель исследования  (Цель этапа: определить, какой результат предполагается получить).

4. Определение сферы исследования (задачи) (Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

5. Выработка гипотезы. (Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные – провокационные идеи).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. (Цель этапа: зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов, формулировка выводов – кратких ответов на поставленные задачи. (Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета. (Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Презентация. (Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Структура исследовательской работы

Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна отражать суть исследования, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат.

В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными, экспериментом или логическими соображениями.

Примечание: выдвижение гипотезы предполагает развитие основ теоретического мышления (в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление)

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

В работе желателен литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, из каких источников получена информация. Выдвинутая вами проблема должна быть новой, а не решенной до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).

И завершается работа выводамив которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза (предположение) оказывается несостоятельной.

Оформление титульного листа исследовательской работы дошкольника

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Учреждение образования _______________________________________

______________________________________________________________

Регион, город/район ____________________________________________

______________________________________________________________

Название работы _______________________________________________

______________________________________________________________

Работа выполнена индивидуально, коллективно (отметить)

Руководитель работы ___________________________________________

Подпись руководителя работы _____________ ____ __________201  г.

Структура оформления исследовательской работы

ребенка старшего дошкольного возраста 

(работа оформляется взрослым)

Исследовательская работа дошкольника должна содержать:

  • титульный лист
  • оглавление
  • введение (обоснование выбора темы, постановка цели и задачи исследования)
  •  обзор литературы по вопросу исследования
  • описание методики работы
  •  полученные результаты
  • анализ результатов и выводы
  • приложения

СТРУКТУРА описания исследования

1. ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы (обоснование, актуальность)

Постановка цели: изучить, определить, выявить, классифицировать, узнать в процессе исследования.

Постановка задач (связаны со структурой исследования)

2. ОСНОВНАЯ часть

Литературный обзор по вопросу исследования

Описание методики работы (последовательность проведения исследования: выбор методов исследования; поэтапный сбор и обработка материала; анализ и обобщение полученных результатов исследования)

Примечание: в основной части могут быть ссылки на приложения

3. АНАЛИЗ результатов и выводы (подведение итогов работы, перспектива: если возникла; презентация (выступление, доклад; участие в мероприятиях и т.д.)

4. ПРИЛОЖЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ к оформлению исследовательской работы

ребенка старшего дошкольного возраста

(работа оформляется взрослым)

Объем исследовательской работы дошкольников (без приложений) не должен превышать 2-х страниц печатного текста (формат – MSWord 2003/2007, шрифт – TimesNewRoman, размер 14, междустрочный интервал — полуторный, поля: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 10 мм). Объем приложений – до 5 страниц.

Текст печатается на одной стороне страницы. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Примерная структура текста выступления (рассказа) ребёнка старшего дошкольного возраста

Моя работа называется___________________________________________________________

Меня удивило ______________________________________________

Я предположил _____________________________________________

Мы решили проверить_________________________________________

Информацию для ответа на возникшие вопросы я искал (где?) __________________________________________________________________________________________________________________________

      опрос (кого и о чем опрашивал?) _______________________________

      наблюдение (за кем (чем) наблюдал?)___________________________

      эксперимент ________________________________________________

      другие методы (какие именно)_________________________________

— Что (какое качество, черта твоего характера) помогло справиться с работой?

— Что получилось лучше всего (хуже)?

Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

Какие знания и умения пригодились для того, чтобы справиться?

Я узнал много нового? Я научился? (ответы на задачи исследования)_________________________________________________

________________________________________________________________

Я пришел к следующим выводам ________________________________

Что осталось невыясненным? __________________________________

Мне хотелось бы рассказать о своих успехах?

При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.

Машкетова И.В.

методист отдела дошкольного образования

ГУО МОИРО

2530964




Исследовательская деятельность



 дошкольников и оформление её результатов





Актуализация.





        Деятельностный подход является одним из важнейших принципов обучения и воспитания дошкольников. Данный подход формирует познавательные, практические и творческие умения, развивает логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность, учит проявлять активность в решении поставленных проблем.



        Исследовательская работа детей – одна из эффективных форм по изучению родного края, природных сред, экологических проблем конкретной местности и других сфер. Она позволяет значительно расширить знания, повысить интеллект. Только более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать те проблемы, изучением которых занимается ребенок. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения.





Исследовательская деятельность дошкольников





        Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия воспитателя (родителя) и ребенка. Воспитатель планирует, организует и создает условия для ребенка.



        Успех исследовательской деятельности будет зависеть от её организации, правильности постановки цели и задач, учетов, наблюдений и отработки полученных данных.



        При выборе темы воспитатель должен учитывать уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Исследовательская деятельность включает в себя некоторые требования:



— работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием;



— у ребенка должен быть выбор;



— относиться к любым наблюдениям ребенка серьёзно;



— проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к работе ребенка;



— старайтесь избегать назидательности, лозунгов (дети, мы должны охранять природу), дети ничего не должны, это воспитатель должен незаметно, доходчиво подвести их к пониманию тех или иных явлений;



— старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка, его любознательность.



        Эти качества – залог успеха в исследовательской работе. Необходимо помочь воспитаннику увидеть необыкновенное в обыкновенном, обыденном.





Исследование состоит из ряда этапов





1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач.



2. Знакомство с объектом исследования, сбор материала, определение методики.



3. Проведение наблюдений, опытов, учетов.



4. Обработка полученной информации, результатов и их анализ.



5. Составление отчета о проделанной работе.





Постановка цели и задач





        Сформулированная цель работы – это краткий ответ на вопрос «зачем проводится исследование, и что конкретно хочет выявить автор».



        Когда цель сформулирована, начинают возникать такие вопросы, как «что в данном случае необходимо выявить, пронаблюдать, сравнить и т.д.». Ответы на эти вопросы и будут задачами.





Например:





Тема: Экологическое состояние присадовской территории Д/С 7.





Цель: Изучение экологического состояния присадовской территории.





Задачи:



— определить степень озеленения, запыленности, травянистого покрова;



— способствовать формированию интереса к исследуемому объекту;



— воспитывать трудолюбие, уважение к тому, что окружает.





        Следует отметить, что в ходе сбора материала, постановка цели и задач может меняться. Мир окружающий нас непредсказуем и исследователь должен быть всегда готов изменить свои планы.





Правила оформления



 результатов исследовательской работы.





1. Титульный лист:



— название работы;



— авторы;



— Ф.И.О. руководителя;



— наименование образовательного учреждения;



— год выполнения работы.





Оглавление





1. Введение.



2. Литературная справка.



3. Методика и объект исследования.



4. Результаты.



5. Выводы.



6. Литература.







Введение.





        В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её значение, формулируются цели и задачи.





Литературная справка.





        Сделать по возможности полный обзор литературы по исследовательской проблеме. Подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление.





Методика и объект исследования.





        В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.



        Далее излагается методика.



        В данном разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.





Результаты и обсуждения.





        Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый их которых соответствует определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, фотографий.





Выводы





        В этом разделе кратко по пунктам формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшей работы. В исследовательской работе, как правило, выводы и есть ответы на вопросы, поставленные при формировании цели и задач.






Содержание

  1. Для чего нужны проекты в детских садах
  2. Документы, необходимые для реализации проекта
  3. Проекты для разных возрастных групп в ДОУ
  4. Типы и виды проектов по ФГОС ДО
  5. Исследовательские
  6. Творческие
  7. Игровые
  8. Проекты в дошкольном образовательном учреждении
  9. Первый этап
  10. Выбор цели проекта
  11. Второй этап
  12. Разработка проекта
  13. Третий этап
  14. Выполнение проекта
  15. Четвертый этап
  16. Подведение итогов
  17. Классификация проектов:
  18. По тематике
  19. По составу участников
  20. По срокам реализации
  21. Образцы проектов по ФГОС
  22. Идеи проектов
  23. 1. Проверяем качество водопроводной воды по всхожести семян
  24. 2. Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  25. 3. Влияние магнита на развитие комнатных растений
  26. 4. Валенки из кошки для кошки
  27. 5. Как влияет гравитация на всхожесть растений
  28. 6. Как живут муравьи в муравьиной ферме
  29. 7. Как растет морковка на грядке
  30. 8. Как делать запасы полезного иван-чая на зиму
  31. 9. Как выращивать цветных улиток
  32. 10 – бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег
  33. Примеры проектов
  34. Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»
  35. Проект по направлению история «Дорога жизни»
  36. Исследовательская работа «Удивительное рядом»
  37. Исследовательская работа «Невидимки»
  38. Мороженое в домашних условиях
  39. Проект “Чудеса из мыла”
  40. Круговорот воды в природе
  41. Проект в средней группе ДОУ “Волшебница – вода”
  42. Краткосрочный проект в средней группе: “Маленькие исследователи”
  43. Почему извергаются вулканы?
  44. Проект в ДОУ “Числа в сказках”
  45. Что могут добрые слова?
  46. Исследовательская работа «Что же такое иммунитет?»
  47. Семинары в детском саду

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

deti devochka malchik fltograf 700x466 Дети с камерой Kids with camera

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная – от 1,5 до 2 лет;
  • младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя – от 4 до 5 лет;
  • старшая – от 5 до 6 лет;
  • подготовительная – от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Malenkaya devochka sobiraet tsvetyi Little girl collects flowers 700x465 Маленькая девочка собирает цветы Little girl collects flowers

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Deti risunki Children drawings 700x466 Дети, рисунки Children, drawings

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

kraski devocka rebenok ruki malenkaa child little girls paints 700x466 Девочка в красках Girl in paints

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Подведение итогов

Проводится “разбор полетов”, оценка результатов и определение задач для новых проектов.

push ups 888024 700x465 Отжимания Push ups

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта – индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога.

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

Идеи проектов

1. Проверяем качество водопроводной воды по всхожести семян

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 1–2 недели.

Нам понадобится: нефильтрованная вода из-под крана и питьевая вода — например, бутилированная, которую семья заказывает для питья, или вода из артезианской скважины на даче, семена сезонных овощей — например, огурцов, земля и цветочные горшки или стаканчики.

Эксперимент. Разделяем семена на две одинаковые группы по 10–12 семян. Каждую группу закапываем в свой горшок с землей на одинаковую небольшую глубину. Первую группу поливаем холодной водопроводной водой, только что из-под крана, вторую группу — питьевой столовой водой. Каждый горшочек помечаем с помощью стикеров и помещаем в одинаковые условия — на подоконник.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Каждый день поливаем горшочки нужной водой (не заливая, земля должна быть просто влажной), наблюдаем и фиксируем результаты. Что произошло на первый день, на второй, третий и далее — до недели или двух? Сколько семян дали ростки в каждой группе, какой длины и толщины эти ростки, какой высоты они день за днем, в каком горшочке трава зеленее, где ростки первыми сбросили с листков оболочки семян. Результаты удобно заносить в сравнительную таблицу.

Скорее всего, ростки в «водопроводном» горшке взойдут не все, поднимутся позже, будут тоньше и ниже, семенные кожурки сбросят позже. И тогда мы сможем поднять палец к потолку и рассказать о вреде хлорированной воды, а еще — погуглить вместе с ребенком состав водопроводной водицы и способы ее очистки. Самые научно-ориентированные семьи могут дополнить эксперимент еще одним горшочком с семенами: его мы будем поливать той же водопроводной водой, но фильтрованной или отстоянной.

2. Влияет ли зубная паста на прочность зубов?

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 10–14 дней.

Нам понадобится: куриные яйца — 4 штуки, 2 стеклянных банки, любимая газировка, свежеприготовленный лимонад, зубочистки, таблетки для окрашивания зубного налета (например, Curaprox) и в идеале — микроскоп.

Эксперимент проходит в два этапа. Сначала рассказываем ребенку, что вредные бактерии, которые разрушают зубы, любят кислоту и отлично размножаются в ней. Да и сама по себе кислота портит зубы. Проверяем. Эксперимент начинаем с утра пораньше. Берем куриное яйцо и объясняем, что его скорлупа тоже состоит из кальция, как и зубы. Открываем бутылку Кока-колы или другой любимой газировки, заливаем газировкой яйцо в банке. Для другого яйца готовим свежий лимонад из сока лимона и сахара — тоже заливаем. После обеда проверяем наши яйца: скорлупа станет мягкой. После ужина еще раз аккуратно трогаем яйца: скорее всего, скорлупа растворится полностью, останется только тонкая пленка поверх белка и желтка (даже если этого не случится вечером, то уж на следующее утро — точно).

Теперь проверим силу зубной пасты. Новым утром берем газировку, свежий лимонад и пару яиц. На этот раз щедро наносим на яйца зубную пасту (надежнее всего — с фтором) и снова помещаем яйца в знакомые растворы. После обеда аккуратно стучим карандашом по каждому яйцу: скорлупа останется твердой, хоть и истончится.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Второй этап эксперимента. Рассказываем ребенку, что кариозные бактерии живут в зубном налете. Снимаем с помощью зубочистки немного налета и, если у вас есть сильный микроскоп, размазываем налет по предметному стеклу и наблюдаем. Крупные темные пятна — это и есть бактерии.

Теперь выясняем, хорошо ли ребенок чистит зубы. После вечерней дежурной чистки выдаем ему «волшебную таблетку» для окрашивания зубного налета. Таблетку нужно разжевать, около минуты подержать во рту образовавшуюся жидкость, прополоскать рот и улыбнуться во все зубы. Скорее всего, в зеркале ребенок увидит синюю или зеленую улыбку зомби. Это означает, что налет на зубах все еще остался. Придется еще раз хорошенько почистить зубы, пока чудесная синева не исчезнет. Считается, что для автоматизации качественной чистки зубов хватает десяти дней, то есть, вам понадобится пачка из 10 таблеток. Есть все шансы, что после этого исследования ребенок проникнется темой здоровья зубов и научится правильно их чистить!

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

3. Влияние магнита на развитие комнатных растений

Продолжительность: несколько недель.

Нам понадобится: две свежесрезанные веточки одного комнатного растения, пара стаканов с водой, пара горшков с землей, сильный магнит.

Эксперимент. Ученые открыли, что магнитное поле земли хорошо влияет на рост растений. Проверяем. Срезаем две веточки комнатного растения, погружаем их в стаканы с водой, помещаем в одинаковые условия (на подоконник) на расстоянии 20–30 см друг от друга, под один из стаканов кладем магнит.

Первая проверка хода эксперимента — через 10–11 дней (все это время доливаем воду в стаканы). Смотрим, сколько корешков появилось у «магнитного» растения и какой они длины, сравниваем с корешками «необработанного» растения. В тот же день высаживаем веточки в горшки с землей, поливаем, ставим в одинаковые условия на расстоянии 20–30 см. Под «магнитное» растение снова кладем магнит.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Затем в течение нескольких недель наблюдаем, какое растение развивается лучше, измеряем высоту, количество новых ростков. В большинстве случаев «магнитные» веточки растут активнее и пышнее (если им ничто не мешает — не повреждены корешки при посадке, в горшке хорошая земля). Здесь можно порассуждать с ребенком о природе магнитного поля и о том, как можно применять его в сельском хозяйстве.

4. Валенки из кошки для кошки

Продолжительность: от 3–4 недель.

Нам понадобится: шерстистая домашняя кошка или кот, инструмент для вычесывания пуха и шерсти, инструменты для мокрого валяния и немного терпения.

Эксперимент. Выясняем, можно ли с пользой употребить шерсть домашнего питомца. Для начала вычесываем его регулярно и копим шерсть. На один маленький валеночек высотой 5 см понадобится около 15 грамм шерсти. В процессе узнаем, как мало весит шерсть или пух, сколько пуха вычесывается из вашей личной кошки в один прием, рассуждаем о том, что к зиме животные отращивают больше пуха для тепла, а вот к лету линяют.

Положительный побочный эффект: приучаем ребенка регулярно вычесывать домашнего любимца, в доме больше порядка.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Накопив нужное количество шерсти, ищем в интернете мастер-класс по валянию валенок или идем со своим пухом в студию на занятие по валянию. Создаем валенки для любимой кошки (которые могут стать семейной реликвией) и радуемся! Отдельные мастера ухитряются свалять из шерсти своих питомцев маленькие копии самих питомцев — но, конечно, здесь нужна сноровка и опыт в валянии.

5. Как влияет гравитация на всхожесть растений

Продолжительность: 7–10 дней.

Нам понадобится: семена огурцов, чистая вода, марля, стаканчики с землей, стикеры.

Эксперимент. Это исследование чем-то похоже на эксперимент с магнитом, только здесь мы будем изучать, как влияет сила земного притяжения на растения. Для этого прорастим семена огурцов и посадим их в стаканчики с землей: часть корешком вниз, часть — корешком вверх, влево и вправо.

Сперва поместите семена огурцов в марлю или вату и залейте их водой. Через пару дней из них проклюнутся корешки — вот тогда и начнем главную фазу эксперимента. Разделите пророщенные семена на 4 равных группы (по 5–6 семян). Подготовьте 4 стаканчика с землей, каждый из них пометьте стикером. В первый стакан сажайте семена корнем вниз, во второй — корнем вверх, в третий — корнем вправо и в четвертый — корнем влево, все на одинаковую глубину. Поставьте их в одинаковые условия на подоконник и увлажняйте землю в стаканчиках.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Через 2–3 дня появятся первые всходы. Ежедневно наблюдайте за ними и фиксируйте результаты в таблице с 4 столбиками — для каждого стаканчика. Появились ли ростки? Сколько семян взошло? Затем наблюдайте за порослью: какой толщины стебли, крепкие или тонкие, какой высоты, прорастут ли новые семена, одинаковая ли высота ростков, когда ростки сбросят кожицу семени. И делайте выводы!

В большинстве случаев лучше всех прорастают семена, посаженные корнем вниз. Это явление по-научному называется геотропизм: корни лучше растут по направлению к центру земного шара, а стебли — от центра.

6. Как живут муравьи в муравьиной ферме

Продолжительность: до нескольких месяцев и лет.

Нам понадобится: муравьиная ферма (покупная или изготовленная самостоятельно), пища и вода для муравьев, а если вы готовы усложнить исследования — то берите большую ферму и два вида муравьев.

Эксперимент. Муравьиная ферма позволяет изучить весь цикл создания муравейника. Вы с ребенком разберетесь, чем отличаются муравьи-рабочие от муравьев-нянек, какие ритмы есть в жизни муравейника и что они едят. Восхититесь организованности и трудолюбию муравьев и начнете ставить над ними добрые эксперименты.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Например, что будет, если положить рядом с муравейником не только еду, но и крошечные кусочки разных материалов? Иногда муравьи атакуют непонятные объекты — например, крошки пенопласта. Порой они относят находки в свои кладовки и размещают их там, сортируя по форме или размеру. А когда муравьям становится скучно, они перекладывают имущество на складе и меняют принцип сортировки — например, разделяют объекты по цвету: в одной кладовочке лежат черные катышки, в другой — красные. Ход мысли муравьев подобен нашему: они не бросают своих, умеют вместе преодолевать трудности, много трудиться и быть справедливыми. Население муравьиной фермы легко полюбить, а дети хотят быть похожими на тех, кого любят. Так ребенок может стать терпеливее, упорнее и даже добрее.

7. Как растет морковка на грядке

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: несколько недель.

Нам понадобится: грядка на даче или садовом участке, семена моркови, лейка и тяпка для ребенка.

Эксперимент. Если у вас есть сад или домик в деревне, отдайте ребенку «клочок земли» для исследований. Помогите ему взрыхлить землю, посеять семена моркови. Записывайте даты: когда морковь посеяли, когда появились всходы, как они развиваются каждую неделю. Когда придет пора прореживать всходы, проведите эксперимент: на одной части грядки проредите морковь, как положено, а на другой части оставьте плотную посадку. Одну часть грядки пропалывайте от сорняков, другая пусть зарастает, как хочет. В конце сезона сравните урожай с двух половинок экспериментальной делянки. Измерьте и взвесьте корнеплоды — все это важные данные для проекта.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

8. Как делать запасы полезного иван-чая на зиму

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 2–4 дня на одну порцию листьев.

Нам понадобится: листья иван-чая (кипрея узколистного), чистые тканевые салфетки, мясорубка (не обязательно), духовка, чистые емкости.

Эксперимент.Иван-чай запасали и пили наши предки, зная о его оздоровительной силе. Сегодня мы можем купить сборы с иван-чаем в магазине или аптеке, а можем собрать сами! Но секрет иван-чая заключается в правильной ферментации, просто так сушить и заваривать его нет смысла. Предлагаем провести сравнительное исследование: немного иван-чая насушить просто так, а большую часть — ферментировать. Потом заварить оба варианта и сравнить напитки — по насыщенности, цвету, аромату и, может быть, даже по действию на организм.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Иван-чай цветет почти все лето, именно в пору цветения его листья набирают полную силу. В интернете много хороших руководств по ферментации листьев кипрея, они расскажут и о полезных свойствах растения, а еще — о том, что происходит в процессе ферментации. Все это можно рассказать ребенку в процессе работы над запасами иван-чая.

9. Как выращивать цветных улиток

Продолжительность: месяцы и годы.

Нам понадобится: аквариум, приборы для очистки воды и насыщения ее кислородом, красивый грунт, улитки ампулярии, корм для них.

Эксперимент. Аквариумных улиток ампулярий любят за их разноцветье. Они бывают черными, синими, голубыми, желтыми, красными, оранжевыми… Папа и мама разного цвета дадут деток непредсказуемых оттенков. Этот момент как раз и можно исследовать. Посадите в аквариум желтую, красную и голубую улитку — и наблюдайте. Ну, и, конечно, ребенку понравится просто кормить улиток разными продуктами, следить за температурой воды и замечать, когда улитки лучше себя чувствуют. Конечно, аквариум с живыми улитками — большая ответственность, как и уход за любым другим питомцем. Если ваш ребенок любит необычных живых существ, ему понравится возиться и с сухопутными улитками ахатинами, и с «привиденьевыми» палочниками, и с гекконами, — он узнает много нового и станет заботливее. Лишь бы у вас и детей хватало времени и сил на качественную заботу о домашних любимцах. И уж, конечно, с ними можно проводить самые разные исследования.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

10 – бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег

Продолжительность: 1–2 недели.

Нам понадобится: лупа, носовой платок, бинт, емкости.

Эксперимент. Лето промчится — вернется снежная уральская зима, и ведь нам снова понадобятся темы для проектов! Предлагаем исследовать: как образуется снег, почему он скрипит, испаряется ли он, какой формы бывают снежинки, можно ли считать снег чистым (и есть его).

Ловите снежинки на варежку и рассматривайте их, отмечайте правильную кристаллическую форму. Ходите по снегу и прислушивайтесь к хрусту-скрипу в морозную погоду и в оттепель — сделайте вывод, что снег скрипит в мороз, скрип издают ломающиеся кристаллики. Пусть ребенок подует на холодный металлический предмет (в выдыхаемом воздухе есть вода в состоянии пара) — предмет начнет покрываться инеем, слой инея будет становиться все толще, все пушистее. Затем проведите варежкой по инею — он посыплется вниз. Точно так же крохотные капельки воды кристаллизуются высоко в небе, превращаясь в правильные снежинки и оседают на землю. Последите за тем, как образуются узоры на стекле, как царапинки на поверхности и потоки воздуха помогают создавать узор из инея.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Повесьте на морозный воздух мокрый носовой платок. Сначала он замерзнет, но через несколько дней полностью высохнет. Это означает, что снег и лед тоже умеют испаряться, и круговорот воды в природе не прекращается зимой. Занесите стакан со снегом в тепло, посмотрите, как быстро снег растает. Оцените прозрачность талой воды — скорее всего, она будет мутной. Сложите бинт в несколько раз, профильтруйте снег — скорее всего, на марлевом фильтре останутся грязные следы. Это говорит о том, что снег успевает вобрать в себя частицы копоти, пока летит на землю, а потом повторно загрязняется на земле.

Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Исследовательские проекты дают новые знания, развивают наблюдательность, дисциплину и волю. Записывайте исходные данные, промежуточные и итоговые результаты, фотографируйте процесс, — и вы сможете не только интересно провести время, но и написать учебную работу, чтобы поделиться своим опытом с другими детьми и поучаствовать в конкурсе!

Примеры проектов

Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»

Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. В данной работе ученик исследует экологические проблемы родного города и пути их решения.

Проект по направлению история «Дорога жизни»

Проектная работа посвящена юбилею снятия блокады Ленинграда. Цель работы: изучение одной из страниц истории Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда.

Исследовательская работа «Удивительное рядом»

Я уже знаю, что гусеница потом превращается в куколку, но как это происходит, я никогда не видела? Сможет ли гусеница окуклиться у меня дома. Цель работы: стать свидетелем превращения гусеницы в куколку.

Исследовательская работа «Невидимки»

Маше 6 лет, и она не верила, что на наших руках остаются бактерии, пока сама это не проверила. Ее целью стало узнать, действительно ли существует на наших руках невидимая глазу грязь (микробы, бактерии)?

Мороженое в домашних условиях

мороженое

Данный краткосрочный проект “Мороженое в домашних условиях” для старшей группы детского сада посвящен изучению истории мороженного. рассмотрению рецептов приготовления мороженного в домашних условиях и практической деятельности воспитанников.

Проект “Чудеса из мыла”

мыло
Тематика:  ДОУ Автор работы:  Лейфман Елизавета

Детский проект в ДОУ на тему «Чудеса из мыла» создан воспитанницей старшей группы детского сада под руководством мамы с целью, изучить историю мыловарения и попробовать самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.

Круговорот воды в природе

круговорот воды
Тематика:  ДОУ Автор работы:  Степанченко Александр

В исследовательской работе в старшей группе детского сада “Круговорот воды в природе” содержатся исследования дошкольника об испарении воды, рассматриваются основные принципы круговорота воды в природе на простых примерах.

Проект в средней группе ДОУ “Волшебница – вода”

капелька
Тематика:  ДОУ Автор работы:  Эбузова Анжела Расуловна

В исследовательской работе в средней группе “Волшебница – вода” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с водой и ее свойствами.

Краткосрочный проект в средней группе: “Маленькие исследователи”

наш вулкан
Тематика:  ДОУ Автор работы:  средняя группа

В исследовательской работе в средней группе “Маленькие исследователи” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с вулканами.

Почему извергаются вулканы?

вулкан
Тематика:  ДОУ Автор работы:  Калашников Макар

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Почему извергаются вулканы?” направлен на изучение воспитанниками природных особенностей вулкана, его строения и причин извержения.

Проект в ДОУ “Числа в сказках”

числа
Тематика:  ДОУ Автор работы:  Бружас Арина Артемовна

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Числа в сказках” направлен на изучение воспитанниками значения чисел в сказках и определение смысла употребления разных чисел в контексте сказки.

Что могут добрые слова?

добрые слова
Тематика:  ДОУ Автор работы:  Стефанко Альбина

Данный проект в ДОУ на тему «Что могут добрые слова?» разработан воспитателем детского сада с целью ознакомления воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения с теорией влияния слов на живые организмы.

Исследовательская работа «Что же такое иммунитет?»

В течение своей жизни мне ни один раз приходилось слышать фразы: «Вадик гулять не пойдет, он опять заболел, иммунитета совсем нет»; «Нужно правильно питаться, кушать натуральные продукты. Иначе не будет сил и иммунитета». Меня заинтересовало: Что же такое иммунитет и почему о нем так часто говорят?

Семинары в детском саду

Источники

  • https://academy-prof.ru/blog/proekty-v-detskom-sady-po-fgos
  • http://vospitatel.com.ua/category/proekty.html
  • https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/9633-10-idey-dlya-issledovatelskih-proektov-v-nachalnoy-shkole.html
  • https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/
  • https://obuchonok.ru/dou
  • http://doshvozrast.ru/metodich/metodich01.htm

Рекомендации для педагогов

по написанию исследовательских работ

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя
исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … /
задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и
выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня
неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за
того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют
работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере
своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему

Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной
цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень

Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

Как сформулировать проблему исследования, цель и задачи?

Проблема — это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате
работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге
исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.

Из формулировки темы должно
быть понятно,

·                    
что не так

·                    
почему не так и

·                    
и что будет, если сделать как
надо.

Требования к формулировке проблемы:

1.                
Под проблемой понимается
противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего
выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части
реальности, другой.

2.                
Корректная формулировка
проблемы исследования должна соответствовать требованиям:

·                    
должно быть конкретно указано
на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации,
описанной в теории;

·                    
в формулировке проблемы должно
быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.

При формулировке проблемы
могут быть допущены следующие ошибки:

·                    
подмена проблемы вопросом: как
мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?

·                    
подмена проблемы задачей:
рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.

·                    
подмена формулировки проблемы
на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы.

Виды целей

·                    
определение характеристик
явлений, не изученных ранее; 

·                    
выявление взаимосвязи неких
явлений; 

·                    
изучение развития явлений;

·                    
 описание нового
явления; 

·                    
обобщение, выявление общих
закономерностей; 

·                    
создание классификаций.

Формулировку цели исследования также
можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в
научной речи клише. Примеры некоторых из них. Можно поставить
целью:

·                    
выявить…;

·                    
установить…;

·                    
обосновать…;

·                    
уточнить…;

·                    
разработать…;

·                    
показать…;

·                    
исследовать…;

Формулировать задачи необходимо очень
тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит
содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в
соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде
утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным,
трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Задачи исследования обычно
начинаются с таких глаголов, как:

·                    
выяснить…;

·                    
изучить…;

·                    
провести…;

·                    
рассмотреть…;

·                    
найти…;

описать…

ГЛАГОЛЫ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

Варьировать, вести, взвесить,
взвинчивать, возрастать, восстановить, вспомнить, вставить, выбрать, выразить,
вырастить, вычесть, вычислить, выявить.

Действовать, делать логический
вывод, доказать, добавить, доложить.

Задать вопрос, задать корм,
заключить, заморозить, записать, записать на пленку, запрограммировать,
засвидетельствовать, защитить.

Идентифицировать, измерить,
изобрести, изучить, иллюстрировать, инвертировать, интервьюировать,
интерполировать, интерпретировать, испарить, исследовать.

Каталогизировать,
классифицировать, конвертировать, контактировать, контролировать, критиковать.

Ликвидировать, лимитировать.

Манипулировать.

Наблюдать, найти методом
мозгового штурма, написать, нарисовать, настроить.

Обеспечить, обнаружить,
обосновать, обсудить, объяснить, описать, определить, определить количество,
организовать, осветить, ответить, отличить, отразить, отсортировать, охлаждать,
оценить, очистить.

Передать, переместить,
повторить, подготовить, поддержать, подогреть, подтвердить, построить гипотезу,
построить последовательность, превратить в жидкость, предложить, предположить,
предсказать, представить (вообразить), представить (доклад), представить в виде
таблицы, применить, приобретать, проверить, провести, провести опыт,
продемонстрировать, проиллюстрировать, проследить, протестировать,
противопоставить, прочитать.

Разделить, разработать,
расположить, рассчитать, рассчитать по времени, решить (задачу), руководить.

Сделать набросок, сделать
обзор, синтезировать, снизить, собрать, соединить, создать карту, сообщить,
составить график, составить краткое описание, составить план, составить
спецификацию, составить список, составить уравнение, сосчитать, сравнить,
суммировать, сформулировать.

Удлинить, удобрить, уменьшить,
умножить, усилить, установить, установить, устранить.

Экстраполировать.

Проблемные вопросы исследования
могут начинаться:

Может ли…?

Будет…?

Возможно ли…?

Почему…?

Как…?

Как можно…?

Что случится, если…?

Каковы опасности…?

Каковы преимущества…?

Каково влияние…?

Каким образом…?

ФОРМУЛИРУЯ ЗАДАЧИ

Формулировка задач
исследования – довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке
исследователь должен чётко указать, для чего проводилась работа, за чем (или
кем) нужно было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые
ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ.

Условно можно подразделить
возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы:

·                    
Количественные задачи
(отвечающие на вопрос «Сколько?»).

·                    
Количественные задачи на
выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

·                    
Качественные задачи
(отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

·                    
Функциональные задачи
(отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

·                    
Задачи на выявление механизмов
(отвечающие на вопрос «Как?»).

·                    
Задачи на выявление причин
явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

Как написать с ребенком научно-исследовательскую работу

  1. Выбор темы:

Тема должна соответствовать требованиям:

Актуальность. Тема должна быть актуальной. Вопрос об актуальности не так прост. То, что одним представляется актуальным, на самом деле может либо не иметь актуальности, либо быстро ее потерять. Считается, что разговор об актуальности темы – это то, что нужно сегодня для развития науки и практики. Автор пишет, что данная тема является актуальной в связи с тем то и тем то.

Объем проводимого исследования. Название темы должно соответствовать объему предполагаемой работы. Тема может оказаться слишком широкой. Тогда есть риск, что исследование станет поверхностным. Для школьного исследования лучше выбрать более узкую тему.

Проблемный характер. Тема должна содержать в себе какую-либо проблему, которую надо решить в ходе работы. Иначе вместо исследования будет написан реферат.

  1. Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, глав и заключения. Каждую главу обычно делят на параграфы. Если вы запланируете большое число глав или параграфов, то есть риск, что работа станет поверхностной. Если у вас все же получается слишком много вопросов, которые выстраиваются как главы или параграфы, то либо вы плохо представляете содержание работы, что поправимо, либо, что намного хуже – неправильно выбрали тему.

Научно-исследовательская работа (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру:

  • титульный лист (страница № 1 не нумеруется),
  • оглавление (содержание),
  • введение,
  • ….главы, заключение /выводы,
  • список литературы
  • список условных сокращений (если таковые имеются)
  • приложения.

Во введении (1-страница) автор должен обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Обычно  приводят также объект и предмет исследования. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (т.е. с точки зрения данного исследования) свойства и признаки. «Методы исследования» — это описание методик исследования  материала.

Главы (общий объем работы не должен превышать 10 станиц) должны называться в соответствии с содержанием,  глава 1 носит теоретический характер, 2- практический. В первой главе целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если затрагиваются несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.     1.2 и т.д.). Наибольший интерес представляет изложение собственных результатов исследования. Можно размещать в приложении таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале — представлять собой решение этих задач). Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соответствуют задачам — измените задачи, никто не заметит.

Список литературы оформляется по текущему  ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту — иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре научно-исследовательская работа (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

Объем работы (без учета приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 10 машинописных страниц. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 12 или 14 пт, в зависимости от требований конкурса.

  1. Ход работы.

Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой  у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен, для того чтобы было понятно, какую литературу вам нужно подобрать и прочесть, в каком направлении должно проводиться ваше исследование.

Следует составить библиографию, которую нужно изучить, для того чтобы вы могли написать работу. Нужно почитать монографии, учебные пособия и статьи по теме. Нужно научить подростка конспектировать то, что интересно и относится к вопросам вашей работы. При этом надо соблюдать корректность использования чужих мыслей в своей работе. Если вы приводите дословно какую-то фразу или ее часть, то она берется в кавычки. По мере чтения литературы у вас будет накапливаться материал. Когда его будет достаточно много, распределите его по параграфам глав. Сразу станет видно, для каких параграфов материала недостаточно. Требования к оформлению работы довольно жестки. О них подробно говорится в информационном письме к тому или иному конкурсу.

  1. Защита работы

Нужно подготовить текст выступления (1-2 стр.), презентацию, раздаточный материал. Защитное слово лучше НЕ читать. Необходимо настроить подростка на то, что ему будут задавать вопросы и количество вопросов не зависит от качества работы.

 Дорогу осилит идущий…

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области информирует об организации дополнительного приема детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Свердловской области, на обучение в отделение дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (далее – ГБОУ СО «ЦППМСП «Ресурс»).

Отделение дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий ГБОУ СО «ЦППМСП «Ресурс» реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной, технической, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной направленности. На обучение принимаются дети-инвалиды 6,5-18 лет.

Правила приема и перечень программ размещены на официальном сайте ГБОУ СО «ЦППМСП «Ресурс» по ссылке: https://ресурс.дети/page/poriadok-priema-na-obuchenie-po-dopolnitelnym-obshcheobrazovatelnym-programmam.

Контактные лица: Терехина Екатерина Викторовна, тел.: (343) 221-01-57 (доб. 400), e-mail: odo@center-resurs.ru; Осмоловская Татьяна Александровна, тел.: (343) 221-01-57 (доб. 403).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать исследовательский проект 10 класс
  • Как написать исследовательский вопрос
  • Как написать исследовательская работа 1 класс
  • Как написать исправленное исковое заявление
  • Как написать использованную литературу