Как написать исследовательскую работу школьнику 4 класс

Методические
рекомендации по оформлению исследовательских работ для учащихся начальных
классов

                                 
учитель начальных
классов                                                              

Волгоград 2021

Оглавление

1.
Алгоритм  и этапы работы над проектом……………………………………………………3

2.
Требования к содержанию проектной работе ………………………………………………8 3.
Основные требования к оформлению проектной работы…………………………………………11

4.
Защите проекта………………………………………………………………………………………13

5.
Требования к оформлению презентации для защиты проектных работ……………….16

6.
Критерии оценки проектных работ………………………………………………………18

Список
использованных источников …………………………………………………………………………19

Приложения………………………………………………………………………………………………………20

1 Алгоритм разработки и этапы работы над
проектом

Напомним, что проект
  это «продукт», созданный как результат проектной деятельности;
разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации,
описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

  Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат.

  После того как выявлена проблема
и намечена цель, необходимо сделать следующее:

1.       
Установить наличие имеющихся ресурсов и
определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей
работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию,
научиться делать.)

2.       
Поставить задачи. (Что необходимо
сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3.       
Наметить этапы работы. (Разделить
всю работу на части)

4.       
Выбрать способы решения задач на
каждом этапе.

5.       
Определить сроки выполнения работы (поэтапно
и в целом).

Ниже
мы представили этапы работы над проектом.

Выбор темы

    Темапредмет
рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется,
изображается.

   
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

 — Что мне интересно больше всего?

 — Что из изученного в школе хотелось бы узнать более
глубоко?

Формулировка темы проекта

   
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими
были школы в древности?», «Что может компьютер?»
и др.

Определение цели проекта

   Цель – это
то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это
главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была
достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

  
Формулировка цели  — это одно предложение, являющееся ответом на
вопрос: зачем нам нужен этот проект?

  
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать»,
«выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм
…), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

Постановка  задач проекта

    Задача – это
то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

    В формулировках задач
выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

    
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить»,
«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить»,
«придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать»,
«определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

Высказать одну или несколько гипотез

    Гипотеза (греч.)
это предположение, догадка, ещё не
доказанная и не подтверждённая опытом.

  
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что
…», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

  
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на
первое место, менее важную — на второе и т.д.

   Варианты гипотез
к проекту «Как возник язык».

1.     Предположим,
что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.

2.     Допустим,
что люди нашли волшебный говорящий камень.

3.     Возможно,
что в джунглях люди встретили говорящего попугая.

4.     Люди
договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта:
«Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый
словарь помогает в жизни.

Задачи:

1.     Изучить
строение словаря.

2.     Определить,
когда и где можно использовать словарь.

3.     Придумать
рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время
невозможно обойтись без толкового словаря.

Работа с информацией

   Информация –
это сведения об окружающем мире, сообщения о чём — либо.

1) Сбор информации.

    
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

    
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то
рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в
магазине и т.д.).

    
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация
(статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

     К информации относятся
не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки,
графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

   
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться,  а затем
выстроить их по порядку.

      Метод (греч.)
способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

     
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

     
Методы исследования:

·       
Эксперимент
– это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.

·       
Изучение источника исследования.

·       
Опрос.

·       
Интервью.

·       
Поиск информации (в книгах, словарях,
энциклопедиях, интернете и т.д.).

·       
Анализ информации.

·       
Наблюдение. Наблюдение может включать в
себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение
явлений между собой.

·       
Мозговой штурм.

·       
Фонетический анализ (размышление: какие
звуки мы слышим, какова их характеристика),
морфемный анализ (анализ
частей слова).

·       
Анализ
– всесторонний разбор, рассмотрение явления.

·       
Синтез
– это обобщение данных, добытых анализом.

·       
Сравнение.

·       
Обобщение.

·       
Дедукция
способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим
путём, от общих положений к частным выводам.

  
Этим  методом пользовался Шерлок Холмс.  Из общей картины преступления он делал
частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

·       
Индукция
– способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам
легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и
один факт, и второй, и третий помогают
сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много
информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод
исследования.

·       
Аналогия — сходство
между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни
действие так же.

·       
Анкетирование.

·       
Тестирование.

3)
Результаты исследования.

    
Все проекты предполагают создание информационного или
творческого продукта.

    
Продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

   
Так, если это творческая работа, то видом творческого продукта будут: сказка,
песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация,
синквейн.

   
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под
влиянием японской поэзии.

  
В этом стихотворении пять строк.

1.     Запишите
тему стихотворения одним словом.

2.     Подберите
два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.

3.     Выберите
три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.

4.     Запишите
предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно
состоять из четырёх слов).

5.     Одним
словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.

Вывод.

    
Вывод
—  это
логический итог рассуждений, умозаключение.

2
 Требования к содержанию проектной работе

После того, как вы
собрали материал, провели исследование и готовы оформить свою работы, то
ознакомьтесь с требованиями к содержанию проектных работ и основными
структурами проектных работ:

 Структурными
элементами проектных работ являются: титульный лист; введение; термины,
определения и сокращения (при необходимости); основная часть (1, 2, 3 разделы);
заключение; список использованных источников; приложение (если имеется).

2.1
Титульный лист

На титульном листе
приводят: полное наименование школы; учебный предмет; тема работы; наименование
письменной работы; автор письменной работы; наименование города и текущий год.

Полное оформление
титульного листа приведено в приложении (Приложения А).

2.2 Оглавление

Элемент Оглавление
размещается после задания на выполнение работы

и должен охватывать все ее части и
рубрики. В оглавлении в хронологической последовательности даются все названия
структурных элементов работы с указанием номеров страниц, на которых они
помещены. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят
отточие, а затем приводят номер страницы письменной работы, на которой
начинается данный структурный элемент.

Пример оформления
элемента
Оглавление
приведен в Приложении Б.

Элемент Оглавление
размещают с новой страницы. Слово
Оглавление
записывают в верхней части, посередине страницы, с прописной буквы и выделяют
полужирным шрифтом. Межстрочный интервал элемента
Оглавление
– одинарный, шрифт 12 пт.

2.3 Введение

Текст введения не
делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.). Введение размещают на
следующей странице после страницы, на которой заканчивается элемент
Оглавление.
Слово
Введение
помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и
выделяют полужирным шрифтом.

Введение
составляет до 2 страниц, в нем не следует давать определений, таблиц,
графического материала. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность
темы;

2 формулировку
проблемы, которая требует решения, и состояние этой проблемы на данный момент
времени;

3 постановку цели
и задач исследования;

4 обоснование
предмета и объекта исследования;

5 указание методов
исследования;

6 описание логики
исследования;

7 степень
разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в
исследования в изучаемой области;

8 структуру работы
с указанием количества использованных источников.

2.4 Основная часть

Основная часть
может состоять из нескольких разделов (обычно двух-трех). Разделы нумеруются
арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел
начинается с новой страницы.

Первый раздел
должен обеспечивать теоретическую основу для последующего изложения. В конце
каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).

Во втором разделе
приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модернизации)
объекта исследования. Предложения должны быть теоретически обоснованы,
подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами (если таковые
имеют место).

По результатам
исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать соответствующе
заключение (резюме).

2.5 Заключение

В заключении
объемом до 2 страниц в тезисной форме отражаются основные результаты в
соответствии с принятой структурой, целями и задачами, формулируются выводы,
указывается степень достижения поставленной цели. Если в процессе исследования
были сформулированы конкретные предложения, направленные на улучшение
деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов.

2.6 Список
использованных источников

Список должен
содержать литературные источники всех видов и давать представление об уровне
теоретической и практической проработки проблемы. В список должна быть включена
литература, на которую имеются сноски в работе. Каждый источник в списке должен
быть пронумерован.

2.7 Приложение

В приложении
помещаются материалы, которые невозможно использовать в тексте в силу их
громоздкости, справочного характера или первичной информации.

3  Основные требования к оформлению проектной
работы

3.1
Текст набирается на компьютере, печатается на одной стороне листа белой бумаги
формата А4 (размер 210 на 297 мм) в соответствии со следующими требованиями:

интервал
междустрочный – полуторный;

шрифт – Times New
Roman;

размер шрифта – 14
пт (в таблицах допускается 10-12 пт);

выравнивание
текста
по ширине;

размеры полей:
левое – 25-30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм.

3.2
Нумерация страниц начинается с титульного листа, используются

арабские цифры, соблюдается сквозная
нумерация по всему тексту. Порядковый номер страницы на титульном листе не
ставится. 

3.3
Если в письменной работе содержатся рисунки и таблицы, то их необходимо
выносить в приложение. Приложения и список использованных источников необходимо
включать в сквозную нумерацию. Каждый раздел должен начинаться с новой
страницы.

3.4
Общий объем работы составляет: 7-10 страниц. Первой страницей проектной работы
является титульный лист, второй – оглавление.

3.5
Все листы работы и приложений (если они имеются) аккуратно подшиваются
(брошюруются) и переплетаются в следующей последовательности:

титульный
лист (Приложения А);

оглавление
(Приложение Б);

введение

часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу (если это
требует работа) и методы исследования (способы проверки)
;

термины,
определения и сокращения (если имеются);

основная
часть
– описание поэтапного решения задач;

заключение
(выводы, предложения)
– часть, в которой нужно подвести
итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы,
сформулировать рекомендации
;

список
использованных источников (Приложение В);

приложение.

3.6
В процессе выполнения работы необходимо обратить особое внимание на культуру
письма, не допускать грамматических, орфографических и синтаксических ошибок.

4  Защита
проекта

    После того, как проект уже оформлен,
его необходимо представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других,
при помощи доклада. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете,
представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех
убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать
то, что сделали.

Написание доклада – сложный процесс.
Необходимо подобрать точные слова, которые надо говорить на защите, и связать
их с презентацией. После шлифовки этого текста  надо несколько раз его прорепетировать
с демонстрацией презентации.

План защиты проекта
такой:

1.                
Тема проекта.

2.                
Цель проекта.

3.                
Задачи.

4.                
Гипотезы (если это требуется в работе).

5.                
Методы и средства исследования.

6.                
Актуальность проекта.

7.                
Этапы работы.

8.                
Полученные результаты.

9.                
Выводы.

Текст выступления

    Даю вам начало каждой фразы, а
вы, дополнив предложения, получите текст своего доклада (выступления). Если
проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем
распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта …

Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: …

Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Продуктом данной работы будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому
что …

Этапы работы (указать время
выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

Подготовительный этап:

·                  
выбор темы  и уточнение названия (1
неделя);

·                  
сбор информации ( _ недели).

Практический этап:

·                  
эксперимент и анализ материалов ( _
недели);

·                  
изготовление продукта ( _ недели).

Обобщающий этап:

·       
подготовка выступления (1 неделя);

·       
подготовка к презентации проекта (1
неделя);

·       
защита проекта (1 неделя).

Основная часть

Я
/ Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом
я / мы приступил(и) к …

Я
/  Мы завершил(и) работу тем, что …

Заключение

  
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано,
получилось, например, …

  
Это произошло потому, что …

  
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …

  
Работа над проектом показала, что …

  
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

Самоанализ выступления

   
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и
переживаний.

  
Сделайте анализ своего выступления после  защиты проекта. Ответьте кратко на
вопросы мини — анкеты.

1.                
Довольны ли вы своим выступлением?

2.                
Что вам особенно понравилось и
запомнилось?

3.                
Что вам не понравилось?

4.                
Воспользовались ли вы советами,
полученными на занятиях?

5.                
Что вы посоветовали бы друзьям и
одноклассникам?

Так,
при защите проекта необходимо использовать определенные фразы – клише:

— Я начал свою работу с того, что …

— Потом я приступил к …

— Я завершил работу тем, что …

— В ходе работы я столкнулся с такими
проблемами …

— Я отклонился от плана (указать,
когда был нарушен план) …

— План моей работы был нарушен,
потому что …

— Мне удалось достичь цели проекта,
потому что …

5
Требования к оформлению презентации для защиты проектных работ

Общие требования к
оформлению

·         
Количество слайдов с учетом титульного
листа не должно превышать 7-10.

·         
Текстовое наполнение должно быть
минимальным:

— текст должен быть четко виден:
темный шрифт и светлый фон или наоборот;

—  оптимальное число строк на слайде
— от 6 до11;

—  шрифт — не менее 24 пунктов;

·         
Дизайн презентации должен быть выдержан в
едином стиле.

Рекомендованные сочетания цветов,
расположенных по степени ухудшения восприятия:

1) синий на белом

2) черный на желтом

3) зеленый на белом

4) черный на белом

·         
Особое внимание необходимо уделять
деталям: каждый элемент должен быть тщательно подготовлен, все рисунки очищены
от лишних надписей, диаграммы подписаны, чтобы вам не приходилось объяснять,
что и где изображено.

·         
Графики, рисунки и таблицы должны иметь
названия и порядковый номер.

·         
Данные графические объекты не
комментируются письменным текстом.

Рекомендации

·         
Ваша компьютерная презентация не должна
повторять текст, зачитываемый Вами.

·         
Должна дополнять, расширять Ваш доклад,
одновременно с этим экономя время для Вашего выступления.

·         
Недопустимо создавать слайд, не зачитывая
его текст, произнося фразу «Представлено на слайде», а затем без паузы
переходить к следующему слайду.

·         
Слайды презентации не должны содержать
каждое слово Вашего доклада. Не читайте прямо с экрана!

·         
Не следует вставлять в слайды картинки с
изображением ангелочков, сердечек и бантиков, а также различные анимационные
эффекты.

·         
Не забывайте удалять поля для заголовков,
если Вы их не используете.


Критерии оценки проектных работ

А это критерии оценки ваших работ, то
есть что именно и как оценивается.

1.                
Постановка цели проекта (четкость
формулировки цели, пояснения – в связи с чем эта цель поставлена; пути достижения
цели): 0 – 5 баллов.

2.                
Решение задач проекта (чёткость
формулировок, логичность и самостоятельность суждений, оригинальность,
творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность
использования идей и результатов проекта в разных областях знаний: (0 – 25
баллов).

3.                
Оформление проекта (соответствие
стандартам оформления, наличие и качество наглядных пособий для презентации
проекта): 0 – 10 баллов.

4.                
Защита проекта (ясность, логика изложения,
владение словом, заинтересованность аудитории; лаконичность выступления): 0 –
10 баллов.

     Сумма в 47 – 50 баллов
соответствует оценке «отлично».

Список использованных
источников

1. Воронцов А.Б., Заславский В.М.,
Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 2010. 176 с. 

2. Дубова М. В. Организация проектной
деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных
классов. – М.: Баласс, 2012. 80 с.

3. Методические указания для
студентов ДВФУ о выполнении и оформлении работ. – Владивосток: ДВФУ, 2013. 44 с.

4. Олейник
О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по
русскому языку. 2-4 классы.
М.:
Вако, 2016. 368 с.

5. Пахомова Н.Ю. Проектная
деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс.  –
М.: Русское слово, 2013. 152 с.

Приложение А

Форма титульного листа

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»  с. Новосысоевка

Яковлевского
района Приморского края

Проектная
работа по учебной дисциплине:

русский
язык

ТЕМА:

РАБОТА
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

                                                   
Выполнил(а): Фамилия Имя Отчество

                             
ученик (ца)  _ класса «__»

                                             
МБОУ СОШ № 1 с. Новосысоевка

                                     
                Руководитель: Фамилия Имя Отчество,

                                 
учитель начальных
классов                                                              

с.
Новосысоевка

2017
год

Приложение Б

Образец оформления оглавления письменной
работы

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………….…. 4

1 Исторические и теоретические аспекты взяточничества
и коррупции

1.1 Коррупция: подходы к определению и причины
распространения .………….….… 7

1.2 Взяточничество как форма коррупции и его
проявления ……………………….…. 19

1.3 Предпосылки формирования взяточничества
.………………………………….…… 23

2 Проблемы взаимоотношений чиновника и предпринимателя

2.1 Основные причины бюрократизации отношений
предпринимателя

и чиновника………………………………………………………………………………… 32

2.2 Взятка в экономической теории контракта
………………………………………..… 35

2.3 Взятка в теории поиска
ренты
и
институциональных преобразованиях ……… 41

3 Оценка уровня взяточничества

3.1 Исследования уровня взяточничества в
России………………………………………. 53

3.2 Сдерживающая роль законодательства в снижении
масштабов взяточничества….. 64

3.3 Уровень взяточничества, оптимально допустимый для
общества …….……………. 75

Заключение ……………………………………………………………………………….… 84

Список использованных источников
….…………………………………………………. 89

Приложение ………………………….………………………….………………………….. 90

Приложение В

Образец оформление списка использованных
источников

Список использованных
источников

1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В.,
Биболетова О. Б. и др. Планируемые результаты начального общего образования.
М.: Просвещение, 2009. 120 с.

2. Амосова
И. Ю. Как запомнить словарные слова. // Начальная школа. 2014.№ 5. с. 69–70.

3. Андрианова Т. М. Обучение в 1
классе по учебнику «Русский язык» Андриановой Т. М., Илюхиной В. А.: программа,
методические рекомендации, поурочные разработки. М.: АСТ: Астрель, 2015. 191 с.

4. Андрианова Т. М., Илюхина В. А.
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.М.: АСТ: Астрель,
2014. 94 с.

5. Антонова Е. С., Боброва С. В.
Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ.
сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 448 с.

6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В.,
Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

7.
Бельдина
Е. В. Работа над словами с непроверяемым написанием. // Начальная школа. 2009.
№ 10. С. 32–35.

8.
Возняк И. В. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных
действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация
оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. Волгоград:
Учитель, 2016. 83 с.

9.
Тубельский А. Школа будущего, построенная вместе с детьми. Обстановка
выращивания универсальных умений.
[Электронный ресурс]. URL:
http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/262/p11 (дата обращения:
20.03.2016).

 «Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь»

(древняя мудрость)

Исследовательская работа это своебразное  творчество, а поэтому возможна и эффективна только на добровольной основе. Исследовательская работа может быть   организована на уроках  и как внеурочная деятельность, а может быть начата на уроке, а продолжена во внеурочной деятельности.

   Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и как результат повышается познавательный интерес к учебным предметом. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает, направления, редактирует текст. Один из алгоритмов деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.

Основные этапы исследовательской работы :

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Практическая значимость, перспективы – где и как данные результаты будут использованы.

           Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых,необходимо выделить то, что надо изучить –проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы привлечь внимание..

 Актуальность  — почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать

    В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

    После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

   В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

  Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

 Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Следует  четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

  И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

     Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

 2. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого– 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего– 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел  (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например,исследовательская работа по химии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя,отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя,отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст(согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии,диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

 После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги,город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Если были использованы материалы из Интернета, то указывается  сайт, на котором была взята  информация.

Содержание

  1. Для чего делают проекты в школе
  2. Методы работы с проектом:
  3. Чему учит проектная деятельность
  4. Цели проектной деятельности
  5. Темы исследовательских работ и проектов для младших школьников:
  6. Готовые работы и проекты в начальной школе
  7. Как выращивать цветных улиток
  8. Как влияет гравитация на всхожесть растений
  9. Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории
  10. Титульный лист
  11. Цели и задачи
  12. Тело проекта
  13. Выводы

Для чего делают проекты в школе

В младших классах метод проекта помогает мягче втянуться в учебу. Дети изучают то, что им интересно, а игровая, творческая форма делает такую работу интереснее, увлекательнее.

Когда ребенок готовит проект, он запоминает новую информацию и учится рассказывать о своих открытиях другим. Важный итог представления проекта учителю и одноклассникам — гордость за проделанную работу.

В средней школе проектная деятельность усложняется, у нее появляются дополнительные задачи. Школьники изучают примеры проектов по проектной деятельности из тех учебных предметов, которые им близки, и выбирают то, что им интересно.

Интересные школьные проекты

Чему учит метод проектов в средней школе, чем он полезен:

  • метод проектов повышает мотивацию к учебе (этому способствует возможность выбора работы не по указанию учителя, а ту, что интересна школьнику);
  • включается процесс самообразования;
  • ученик решает творческие задачи, включается интерес к обучению;
  • школьник готовится применять методы и приемы научного исследования;
  • нет нудной зубрежки, появляется глубокое понимание изучаемой темы.

Интересные темы для проектов – это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Проектная деятельность – веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?

Самые интересные темы для проекта 4 класса

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект – это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Самые интересные темы для проекта 4 класса

Методы работы с проектом:

1. Изучение литературы и других источников информации по теме

Не забывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, делайте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Составьте план наблюдения (когда, где, сколько по времени и за чем  наблюдать). Запишите результаты наблюдений.

3. Опрос

Есть 3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.

4. Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента, полученные результаты должны быть подробно описаны в  работе.

5.Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, средства художественной выразительности, рифмы… Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.

Чему учит проектная деятельность

При правильной подаче проектная деятельность дает ребенку хорошие навыки в области целеполагания, понимания “что я хочу” и “зачем это нужно”.

Однако, подача частенько страдает. Ну право, не может МарьИванна вложить душу 30 раз за неделю, ее физически на это не хватит. Поэтому и темы попадаются неинтересные, пресные, где развивается единственный, весьма сомнительный навык – терпеть то, что тебе не нравится.

Что делать?

Вникать самим. Не проводить исследования, не писать доклады по ночам, но помогать найти тему, хотя бы расспросив – а что тебе сейчас интересно? Покопаться в увлечениях, показать энциклопедии и взять на карандаш странички, на которых загораются глазки!

Самые интересные темы для проекта 4 класса

Цели проектной деятельности

Основная цель выполнения ребенком проекта — научить его не просто зазубривать готовую информацию от учителя, а самостоятельно находить, изучать и разбираться в новых темах.

Цели проектной деятельности в школе:

Ставить задачи Школьник учится ставить задачу, прикидывать варианты ее решения.
Учиться искать информацию Нет готовой информации. Ее приходится искать в библиотеке, интернете, спрашивать родителей, преподавателей.
Учиться работать в команде Если проект дети выполняют в паре или в группе, им приходится договариваться, идти на уступки, слушать других и учиться отстаивать свое мнение.
Преодолеть страх выступлений Ребенок плавно, постепенно учится выступать перед другими детьми, учителями. Уходит страх выступлений перед публикой.
Ощутить самостоятельность Ребенок чувствует ответственность за свое дело. Работает с интересной для него темой, вкладывается в нее и гордится результатами.

Темы исследовательских работ и проектов для младших школьников:

Климат, растения

  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев
  • Выращивание кактусов в домашних условиях
  • Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Разноцветные моря
  • Влияние добрых и ругательных слов на растение: эксперимент
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Отчего крапива жжется?

Животные, птицы, насекомые

  • Отличие в поведении больших и маленьких собак
  • Пернатые архитекторы
  • Поможем зимующим птицам
  • Царевна-лягушка, или как я вырастила лягушку сама
  • Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
  • Бездомные животные – проблема каждого из нас
  • Как научить собаку выполнять команды?

Семья, люди, общество

  • Маленькая история о моей большой семье
  • Любимые песни моей бабушки
  • Достопримечательности нашего города
  • Какую работу я могу делать уже сейчас?
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?

Здоровье и питание

  • 5 правил закаливания, которые я испытал на себе
  • Как зарядка влияет на человека?
  • Мой режим питания
  • Опасности двора
  • Чем полезны холод и голод?
  • Полезные сладости без сахара
  • Откуда в хлебе дырочки

Наука (литература, история, математика..)

  • Образ дракона/единорога/…. в детской литературе
  • Математические пословицы
  • Приемы быстрого счета
  • Как написать стихотворение?
  • Сказка в музыке.

Другое

  • Как выбрать спелый арбуз
  • Соль – материал для творчества.
  • Скотч – материал на все случаи жизни.

Готовые работы и проекты в начальной школе

В этом разделе предложены исследовательские работы, выполненные ученика начальной школы совместно с педагогами, а также исследования и проекты воспитателей на познавательные и экологические темы, научно исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Опубликованные долгосрочные и краткосрочные исследовательские проекты направлены на развитие у детей начальной школы познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью, выполняются с родителями и воспитателями дошкольной образовательной организации.

Как выращивать цветных улиток

Возраст: от 8–9 лет.

Продолжительность: месяцы и годы.

Нам понадобится: аквариум, приборы для очистки воды и насыщения ее кислородом, красивый грунт, улитки ампулярии, корм для них.

Эксперимент. Аквариумных улиток ампулярий любят за их разноцветье. Они бывают черными, синими, голубыми, желтыми, красными, оранжевыми… Папа и мама разного цвета дадут деток непредсказуемых оттенков. Этот момент как раз и можно исследовать. Посадите в аквариум желтую, красную и голубую улитку — и наблюдайте. Ну, и, конечно, ребенку понравится просто кормить улиток разными продуктами, следить за температурой воды и замечать, когда улитки лучше себя чувствуют. Конечно, аквариум с живыми улитками — большая ответственность, как и уход за любым другим питомцем. Если ваш ребенок любит необычных живых существ, ему понравится возиться и с сухопутными улитками ахатинами, и с «привиденьевыми» палочниками, и с гекконами, — он узнает много нового и станет заботливее. Лишь бы у вас и детей хватало времени и сил на качественную заботу о домашних любимцах. И уж, конечно, с ними можно проводить самые разные исследования.

Самые интересные темы для проекта 4 класса

Как влияет гравитация на всхожесть растений

Возраст: от 7–8 лет.

Продолжительность: 7–10 дней.

Нам понадобится: семена огурцов, чистая вода, марля, стаканчики с землей, стикеры.

Эксперимент. Это исследование чем-то похоже на эксперимент с магнитом, только здесь мы будем изучать, как влияет сила земного притяжения на растения. Для этого прорастим семена огурцов и посадим их в стаканчики с землей: часть корешком вниз, часть — корешком вверх, влево и вправо.

Сперва поместите семена огурцов в марлю или вату и залейте их водой. Через пару дней из них проклюнутся корешки — вот тогда и начнем главную фазу эксперимента. Разделите пророщенные семена на 4 равных группы (по 5–6 семян). Подготовьте 4 стаканчика с землей, каждый из них пометьте стикером. В первый стакан сажайте семена корнем вниз, во второй — корнем вверх, в третий — корнем вправо и в четвертый — корнем влево, все на одинаковую глубину. Поставьте их в одинаковые условия на подоконник и увлажняйте землю в стаканчиках.

Самые интересные темы для проекта 4 класса

Через 2–3 дня появятся первые всходы. Ежедневно наблюдайте за ними и фиксируйте результаты в таблице с 4 столбиками — для каждого стаканчика. Появились ли ростки? Сколько семян взошло? Затем наблюдайте за порослью: какой толщины стебли, крепкие или тонкие, какой высоты, прорастут ли новые семена, одинаковая ли высота ростков, когда ростки сбросят кожицу семени. И делайте выводы!

В большинстве случаев лучше всех прорастают семена, посаженные корнем вниз. Это явление по-научному называется геотропизм: корни лучше растут по направлению к центру земного шара, а стебли — от центра.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь современных школьников. Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Шпаргалка – помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.

Проект и проектирование

Титульный лист

Правильное оформление титульника – это большой плюс, он сразу произведет хорошее впечатление и даст дополнительные очки.

  • В верхней части листа с выравниванием по центру пишем полное название учебного заведения с указанием населенного пункта.
  • В центральной части, тоже по центру, пишем увеличенным шрифтом тему работы. Под названием презентации можно разместить четкую, яркую картинку.
  • Ниже, с выравниванием по правому краю, указываем полное имя и фамилию автора работы: “Выполнил ученик 3 “А” класса Иванов Иван”.
  • Под этой строкой нужно написать ФИО учителя, место его работы (номер школы). Выравнивание по правому краю. Выглядеть это должно так: “Руководитель проекта: Петрова Мария Александровна, учитель начальных классов СШ №100”.
  • В самом низу листа по центру прописывается название населенного пункта и год сдачи проекта.

Цели и задачи

На второй странице нужно указать, какие цели и задачи преследует выполненная работа.

  • Цель вытекает из темы, которую мы указали на титульном листе.
  • Задачи – это те действия, которые ребенок предпринял, чтобы достичь цели. Их всегда должно быть несколько, как минимум, две.

Тело проекта

На третьем листе начинается собственно описание хода исследования. Оно должно быть структурировано, а не идти сплошным, непрерывным массивом текста.

Каждую задачу и ход ее решения нужно описывать в отдельном абзаце (если они мелкие). Если же задачи более объемные, можно описать каждую в небольшом подразделе с подзаголовком.

Иллюстрации станут дополнительным плюсом. К тому же, они дополнительно структурируют текст и сделают его более наглядным.

Выводы

После того, как описание работы закончится, нужно подвести итог. Для этого нужен раздел “Выводы”. Он начинается с новой страницы.

Выводов тоже несколько, как и задач. Каждой задаче должен соответствовать свой итог. Кратко, одним предложением описываем, что мы узнали, решая ту или иную задачу.

Источники

  • https://littleone.com/publication/0-6801-temy-dlya-shkolnoy-proektnoy-deyatelnosti
  • https://mama.tomsk.ru/education/beginning-school/stotem.html
  • https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola
  • https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/9633-10-idey-dlya-issledovatelskih-proektov-v-nachalnoy-shkole.html
  • https://FB.ru/article/371540/samyie-interesnyie-temyi-dlya-proekta-proektirovanie-v-shkole
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5984d3e67ddde837f2a103e2/5cdab4d10ae27d00b35f0d1e

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы

Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога — руководителя исследовательской работы.

2. Содержание исследовательской работы

Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы

Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.

3. Введение исследовательской работы

Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Структура Введения исследовательской работы:

  • Актуальность исследовательского проекта
  • Проблема исследовательской работы
  • Цель исследовательской работы
  • Объект и предмет исследования
  • Задачи исследовательской работы
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследовательской работы
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме проекта

Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.

5. Основная часть исследовательской работы, проекта

При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:

  • Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала, методов для проведения исследования.
  • Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
  • Описание этапов проведения исследования.
  • Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

6. Заключение

Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.

В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.

В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.

7. Используемая литература

Пояснение и оформление: Используемая литература

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

Пояснение и оформление: Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «План исследовательской работы учащихся«:
<a href=»http://obuchonok.ru/plan» target=»_blank»>План исследовательской работы</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Как провести и оформить исследовательскую работу

  1. Как выбрать тему исследования

Продолжи фразу.

Мне нравится (мне интересно) узнать (узнавать) новое о…………………………………………..

Я интересуюсь …………………………………………………. И хочу еще больше узнать об этом.

Цель исследования

Изучить, исследовать, выявить, выяснить, определить, проанализировать, привлечь внимание (подчеркните нужное слово и продолжите фразу)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задачи исследования –это основные шаги (действия), которые мы должны выполнить, чтобы достичь цели.

Узнать… что такое (кто такие)……………………………………….

Изучить…………………………………………………………………….

Провести опрос………………………………………………………………………………….

Провести эксперимент………………………………………………………

Поработать с данными ……………………………………………………….

Сделать вывод……………………………………………………………………

Гипотеза исследования – это предположение, наша догадка. Подчеркните нужное слово и продолжите фразу.

Предположим, (допустим, возможно) что… ………………………………………………………………………………………

Как организовать исследование?

• прочитать книги о том, что исследуешь;

• познакомиться с кино- и телефильмами, научными фильмами, видеоуроками по этой проблеме;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент (опыт), измерения и т.д.

Подготовка к защите исследования

. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  1. дать определения основным понятиям;

  2. классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

  3. выявить и обозначить все замеченные тобой несоответствия;

  4. предложить сопоставления, схемы и др.;

  5. выработать суждения и умозаключения;

  6. сделать выводы;

  7. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;

  8. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы приготовить тексты, фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Общие правила оформления научно-исследовательских работ:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Главы основной части

Глава 1

Глава 2

Глава 3

  1. Заключение (выводы)

  2. Список использованной литературы

  3. Приложения

Титульный лист

Название конкурса

Научно-исследовательская работа: «Название»

Исполнитель:Ф.И.

ученик(ца) класса

МБОУ ОШ № 25

Руководитель: ФИО

Липецк

2021 год

Оглавление или содержание

  1. Введение стр.

  2. Теоретическая часть стр.

    1. стр.

    2. стр.

  1. Выводы стр.

  2. Заключение стр.

  3. Список литературы стр.

  4. Приложение стр.

Исследовательский проект — это самостоятельная работа учащихся, направленная на поиск информации и ответов на поставленную задачу. Исследовательская работа учеников начальных классов направлена на развитие творческо-исследовательского потенциала, умение вычленять главное, ставить задачи и искать пути их решения.

Конечно, научно-исследовательские проекты пишутся в разных возрастных и специализированных категориях. Мы же поговорим сегодня об исследовательских работах для учеников начальных классов. Такое задание было дано сынишке на лето и мы активно в него погрузились))) Чуть позже я обязательно представлю вам плоды наших трудов.

Исследовательский проект в начальной школе

Такая самостоятельная работа, как исследование, в начальной школе на первых порах может осуществляться лишь с активным взаимодействием с родителями. И в этом не «минус», а «плюс». Ведь совместная работа — это еще и ключик к пониманию и тесному общению. А совместный поиск ответов даст маленькому человеку хороший урок на будущее и полезный навык к самостоятельным проектам.

Этапы проведения исследовательской работы

С чего начать и как сделать исследовательский проект? Когда есть план и ясна конечная цель — путь становится короче и понятнее. Вот и начнем с планирования проекта. Можно выделить следующие основные этапы которые будут входить в план исследования:

  • Выбор темы исследования
  • Постановка целей
  • Выдвижение гипотезы
  • Сбор информации и проведение самого исследования
  • Обработка информации
  • Представление результатов, или защита проекта.

Тема научно-исследовательского проекта

Выбрать тему и просто и сложно одновременно. Если не задана определенная тема, то следует ориентироваться на интересы ребенка. Ведь гораздо интереснее изучать то, что увлекает в данный момент, то, что актуально именно сейчас, и именно ребенку, а не взрослому.

Задача взрослого лишь предложить несколько тем и путем наводящих вопросов помочь ученику с выбором и формулировкой темы.

Тема работы может звучать, как вопрос, например, «Почему озеро соленое?», или утвердительно «Посмотрите: одуванчик!».

Цели и задачи исследования

Каждая работа преследует те или иные задачи. Какие цели могут быть у исследовательского проекта? Цель — это конкретный результат, который предполагается получить.

Задачи — это то, что можно делать, как теоретически так и экспериментально.

Примечательно, что цель исследования — одна, а вот поставленных задач может быть несколько. Все зависит от промежуточных этапов. К задачам может относиться теоретическая часть — все то, что известно на начальном этапе, и экспериментальная — , то что непосредственно узнается в ходе исследования.

Выдвижение гипотезы

Гипотеза — это предположение, некоторое представление о знаниях. Изначально гипотеза не может быть вымыслом или правдой. Она выдвигается и в процессе исследования обретает очертания и смысл, путем доказательств.

Сбор информации и проведение самого исследования

Сбор информации можно осуществлять из любых источников: книги, интернет, интервью, опросы. Само исследование также имеет широкий спектр действий: это и опыты, эксперименты, наблюдения, рассуждения, интервьюирования и т.д.

Обработка информации

Следующим этапом осуществляется обработка информации. При необходимости выводятся итоговые числа, строятся графики или составляется текстовое представление. Несмотря на явно большое количество собранной информации, важно отобрать главное.

Завершить все следует доказательством или опровержением выдвинутой в начале гипотезы, а также прийтик определенным выводам, резюмируя проделанную работу.

Представление результатов, или защита проекта.

Результаты упорного исследовательского труда можно представить разными способами, по — отдельности и сразу несколько.

  • видео — формат
  • слайд-шоу
  • плакаты
  • научные сказки
  • опросы и анкетирование
  • графики и схемы
  • кроссворды и филворды
  • рефераты, подкрепленные устным ответом
  • и т.д.

Защита проекта должна быть интересна и тому, кто проводил исследование и тем, кто слушает результаты, поэтому желательно задействовать все органы восприятия: зрительные, слуховые, по возможно тактильные и даже обонятельные :)

Вот такой краткий план подготовки исследовательского проекта в школе. В начальной школе бОльшую часть этой работы придется делать взрослому, но именно так, в совместном творчестве, ребенок будет учиться и готовиться к будущим большим проектам.

В завершении статьи-плана предлагаю несколько особо-интересных тем для научно-исследовательского проекта, встреченные мною на просторах интернета:

Примерные темы исследовательских проектов в начальной школе

  • Загадки клавиатуры
  • Искусство создания книги
  • Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  • Краски в нашей жизни
  • Маленькая история о моей большой семье.
  • Математика на кухне
  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
  • Мультфильмы: что это?
  • Мир ребёнка: взгляд сквозь время
  • Молодежный жаргон в речи современных школьников.
  • Образ дракона в детской литературе
  • О некоторых способах выжить в природе.
  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Почему скисает молоко?
  • Почему стреляет попкорн?
  • Почему сугроб полосатый?
  • Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  • Почему чай заваривают в горячей воде?
  • Путешествие водяной капельки
  • Русский богатырь: воплощение моей мечты.
  • Сказка – ложь, да в ней намёк…
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Русская берёзка
  • Что мы знаем о древесной коре?
  • Почему подсолнух называют цветком солнца?
  • Про вершки и корешки
  • Ягодная азбука
  • Бабушкина аптека
  • Крапива. Что я знаю о ней?
  • Удивительное царство грибов.
  • Удивительная находка
  • Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  • Любознательный зверёк — белка.
  • Мамонты — древние и могучие.
  • Мои питомцы
  • Что я знаю о дельфинах
  • Мои любимые пингвины
  • Чьи гнезда лучше?
  • Чудо из яйца
  • Это сказочное существо – лягушка.
  • Порхающие цветы
  • Почему бабочки не живут в городе?
  • Ах, эти бактерии!
  • Кто такие микробы?
  • Разноцветные моря
  • Что такое айсберги?
  • Семь чудес света
  • Как хорошо уметь считать!
  • Математика в жизни кошки.
  • Математические пословицы
  • Как быстро выучить таблицу умножения
  • Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
  • Страна доброй математики
  • Числовые великаны
  • Весёлые задачки для юных рыбаков.
  • Сказочные задачки
  • Музыкальные краски
  • История одного инструмента.
  • Шоколад – вред или польза.
  • Что такое витамины?
  • Календарь семейных профессий.
  • Математика ремонта

Активных знаний и радости от совместных проектов и творчества!

С любовью,

Людмила и Арсений Поцепун.

Загрузка…

С одной стороны – радость. Мои сыночки-близнецы выросли и пошли в школу. С другой стороны – куча забот прибавилась. Но вместе мы стараемся преодолеть все трудности. И первый вопрос, с которым мы столкнулись, был о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе. Причем в первом классе.

как написать исследовательскую работу в начальной школе

Началось все это дело с того, что в какой-то момент муж мне сказал, что пора их, эти исследовательские работы, уже сдавать. Ну все, думаю, ничего не успеваю… Работаю с утра до вечера со студентами, а своим деткам помочь не успеваю…

Почему мне все это не нравилось изначально

Вообще, к идее писать исследовательские работы в начальной школе я отношусь негативно. Тому есть несколько причин.

Во-первых, дети не могут еще в этом возрасте оформить свои мысли грамотно. Следовательно, заведомо эту часть работы предполагается выполнять взрослым. Малышам остается только сидеть рядом, может быть наблюдать, а может просто заниматься в это время своими делами, что я чаще всего и видела в семье своей подруги. Она просила меня сформулировать грамотно ту или иную мысль, так как, на ее взгляд, то, что у нее было написано, было не очень. А потом просто дело техники: выучить с ребенком наизусть весь текст. Сделать красивую презентацию. Ну и пообщаться с ним на тему, чтоб на вопросы мог ответить, если зададут.

Она очень любит эти исследовательские работы. Сама вся в этом процессе. Все придумывает, исследует, оформляет… Потом ребенок защищается и занимает даже иногда призовые места. У нее два сына. Один уже в седьмом классе. Тоже занимал места. Теперь не знает, к чему себя приложить. В чем раскрыться. Вообще не научен самообразованию. А ведь ФГОСы уже действовали в начальной школе. По крайней мере эти исследовательские работы, как метод, давно уже применяются. И, я знаю, что разного рода интервью, опыты и прочее, что можно было, он делал вместе с мамой в этих самых исследованиях. То есть активно участвовал в процессе. И тем не менее – эффекта нет. Исследовательский навык не сформирован.

Вторая причина – отсутствие у родителей правильного понимания этого процесса. У меня был уже опыт наблюдения за детьми в разновозрастной группе. Те, которые постарше, всегда стараются подсказать малышам ответы на вопросы, которые для них труда особого не составляют, но малышам надо бы подумать. Думаю, в исследовательских работах в начальной школе, то же самое прослеживается. Мама (или папа) делают это с увлечением. По сути, для них такая работа и не должна представлять какой-либо сложности. Даже говорят так: “Надо исследование сделать для сына (или дочки)”. Никто еще не говорил в моем присутствии, что ребенку нужно выполнить исследование…

Наконец, третья причина, связана с отсутствием у взрослых знаний методики организации исследовательского процесса. Тем более с обучающимися в начальной школе. Даже студентов организовать на настоящее исследование достаточно сложно. А тут первоклассники! И мне совсем не хочется, чтобы мои дети выросли очередными неспособными к самостоятельности потребителями. Хотелось бы выжать из этой ситуации максимум полезного для них. И это отнюдь не первые места при защите.

Вот и озадачилась я. Стала думать. Надеюсь, то, к чему я пришла, поможет и другим родителям, а может и учителям начальной школы, чтоб родителей обучить.

С чего начать выполнение исследования

Повторюсь, сейчас я буду говорить о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе с первоклассником. Обратите внимание, ребенок будет активно участвовать, но, как бы нам ни хотелось, он не может полностью выполнить весь процесс самостоятельно. Сейчас очень хороший период, и благоприятная возможность научить его некоторым приемам и методам, вместе с ним проследить логику процесса научного исследования, освоить методы оформления результатов и их защиты.

К сожалению, я слишком поздно занялась этой работой со своими ребятами. Лучше начать с самого сентября, потихоньку проходя этап за этапом. Мне приходится форсировать события. Иногда по целому часу мы посвящаем этой работе. Миша и Саша, хотя и близнецы, по-разному к этой работе относятся. Тем более интересными для меня будут результаты. На сегодняшний день вся работа еще в процессе. Мы до конца ее не оформили. Защита будет в ближайшее время. Что мы успеем, как все пройдет – обязательно сообщу, чтобы можно было оценить мою методику по результатам.

Итак, 1 этап заключается в том, чтобы определиться с темой и целью исследования. Когда я спросила у мальчиков, что они хотят исследовать, они оба сказали – звезды. Да, понимаю, что интересно, тем более мальчикам. Но проблема в том, что полноценное исследование должно содержать эксперимент, а для астрономических наблюдений нам ничего в тот момент не способствовало. Да и сама я не особо в этой области сильна. Получится, что на самом деле буду сама что-то исследовать, и, скорее всего, уже не смогу организовать их исследовательский процесс.

Поэтому я стала предлагать им исследования из тех областей, которые я знаю, причем такие, чтобы эксперимент не был растянутым во времени, так как сроки уже поджимали.

Рекомендация родителям: оцените свои силы. Выберите ту область, в которой может быть работаете, или связанную с хобби. Но это должно быть известное вам направление. В этом случае вы сможете организовать процесс так, чтобы ребенок действительно сделал открытие для себя. Он сам сможет сформулировать гипотезу, задачи. Вы удивитесь, как много он сможет сделать сам, если не будете увлечены собственным исследованием, а сконцентрируетесь на том, чтобы организовать творческий процесс для ребенка.

Дополнительные занятия для первоклассников хорошо бы проводить дома. Для этого родителям нужны подходящие пособия. Предлагаю вашему вниманию: внеурочка 1 класс

Труднее всего было увлечь темой мальчиков. Они-то звездами хотели заниматься. Несколько бесед мы с ними провели (обычно по дороге в школу или обратно), решили, что звездами займемся обязательно попозже, а пока, оказалось, что самая простая вода имеет много чего интересного в себе. Миша будет исследовать свойства пара, а Саша – свойства льда.

На этом же этапе родителю необходимо поставить цель и задачи в своем процессе. Для чего вы организуете эту исследовательскую работу? Я, например, хочу чтобы дети

1) впервые познакомились с циклом научного познания: факты – гипотеза – эксперимент – факты…

2) научились проводить эксперимент и анализировать его результаты;

3) получили представление о программе, в которой можно создать презентацию, оформили слайды, вставили фотографии;

4) освоили метод интеллект-карт, с помощью которого предполагаю организовать процесс запоминания сложной для данного возраста научной информации;

5) осознанно выступали на защите своей исследовательской работы.

Что сделать прямо сейчас

Итак, дорогие родители, прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите, в какой области знаний, быта, искусств, культуры и прочего вы хорошо разбираетесь. Даже дворнику есть о чем организовать исследовательскую работу для своего ребенка. Утилизация бытовых отходов на сегодняшний день глобальная проблема, которая крайне актуальна. Чем не тема для исследования? Кем бы вы ни работали, чем бы ни занимались, всегда можно найти что-то что будет интересно вашему ребенку.

Какова бы ни была тема, выбранная вами, найдите время пообщаться с сыном или дочерью. Заинтересуйте их своей темой. Расскажите что-то о своей работе. Детям всегда интересно послушать, чем занимается мама или папа. Посвятите выбору темы для исследования несколько бесед, не жалейте времени. Важно, чтобы ребенок заинтересовался. Чтобы ему поскорее уже хотелось начать.

И подписывайтесь на обновления, потому что в следующих постах я буду рассказывать о том, как решить сформулированные выше задачи. Если они совпадают с тем, что вы желаете своему ребенку, рада буду поделиться своими результатами. В конце концов, для вас уже не будет вопросом, как написать исследовательскую работу в начальной школе.

PS: О том, что у нас получилось, можно почитать в статье “Исследовательские работы в начальной школе”

Все статьи по этой теме
Исследовательская работа в школе

  • Исследовательские работы в начальной школе
  • Как написать исследовательскую работу в начальной школе
  • Готовимся к выступлению (технология интеллект-карт)
  • Как организовать учебное исследование в начальной школе

Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!

Сумму можно указать любую.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать исследовательский проект 10 класс
  • Как написать исследовательский вопрос
  • Как написать исследовательская работа 1 класс
  • Как написать исправленное исковое заявление
  • Как написать использованную литературу