Как написать исследовательскую работу студенту

Нужна помощь в написании работы?

Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Как писать научно-исследовательскую работу

Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:

  1. Выбор темы – темой считается широкое понимание, ее можно направить в нужное русло, выделить внутри нее конкретные проблемы, требующие исследования и решения.
  2. Постановка задачи – внутри исследуемой темы важно выделить конкретные понятия и определить ДНК (Дано, Найти проблему, Критерии ее решения). По выбору задач можно проконсультироваться с преподавателем заранее.
  3. Поиск материала – объем информации в разном виде, начиная от учебников и научных статей, заканчивая электронными ресурсами, данными предприятий, нормативными актами. Преподносить окончательный материал, по которому строится Нир нужно в электронном виде, печатным грамотно структурированным текстом с теоремами и доказательствами, графиками, отчетами и результатами опытов, экспериментов.
  4. Структура – чтобы логично обработать и построить материал Нир, студенту необходимо следовать типовой структуре такого проекта. В ней предусмотрены следующие пункты:
  • титульник;
  • оглавление;
  • введение;
  • несколько глав основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • библиографический список;
  • приложения.

Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:

  • сбор информации;
  • ее анализ и обобщение;
  • разработка концепций и планирования деятельности;
  • поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
  • проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
  • обработка новых данных;
  • оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
  • рецензирование проекта;
  • защита.

Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.

Нужна помощь в написании работы?

Выбор темы

Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:

  1. Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
  2. Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
  3. Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
  4. Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
  5. В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.

Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:

  • математика — «Тригонометрия и комплексные числа», «Предельные цифры», «Уравнения и системы» и т. д.;
  • химия — «Химия как основа биологии», «Химия и превращения сахара», «Прошлое и будущее периодических систем» и др.;
  • физика – «Проблема выхода РБ в космос», «Строение Галактики», «Космические мазеры» и т. п.;
  • биология — «Загадки сна», «Электрограммы различных органов», «Анализ рождаемости и смертности» и др.;
  • психология — «Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете»;
  • экономика – «Основы планирования производства», «Моделирование динамики распределения доходов в России» и др.

Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.

Структура

Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:

  • титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
  • содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
  • введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
  • основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
  • вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
  • заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
  • библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
  • приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.

Правильное оформление НИР

Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:

  • белая бумага формата А4, односторонняя печать;
  • поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
  • сквозная нумерация снизу листа по центру;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • 1,25 см абзацный отступ;
  • на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
  • нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
  • каждая глава начинается с нового листа;
  • названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
  • заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
  • шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
  • главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.

Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Нужна помощь в написании работы?

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

НИР студента

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

НИР школьника

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Внимание!

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.

Рассчитайте стоимость своей работы ->

Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться не только с написанием магистерской диссертации, о которой много написано на нашем телеграм-канале, но и с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.

Пришло время поделиться с вами этой ценной информацией.

Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?

НИР – это такой же вид научных работ, как и все остальные (реферат, доклад, дипломная, лабораторная). Как и все они, научно-исследовательская работа предназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.

НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.

Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.

Хорошая тема научно-исследовательской работы должна быть четкой, важной, научной

9 советов, как писать научно-исследовательскую работу

Если перед вами стоит такая нелегкая задача, не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

  1. Грамотно сформулируйте тему исследования. Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
  2. Обсудите объем работы. Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
  3. Изучите проведенные ранее исследования по этой теме. Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
  4. В самом начале сформулируйте цель работы и задачи. Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
  5. Определите актуальность. Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем выбрали именно эту тему.
  6. Проработайте основную часть. Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делают предварительные выводы.
  7. Проследите логичность работы. После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
  8. Проработайте заключение. Важно грамотно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
  9. Составьте библиографический список. Сделать список литературы можно так же, как и в других научных работах.

А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

  • титульник,
  • список исполнителей,
  • реферат,
  • содержание,
  • определения,
  • сокращения и обозначения,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список использованных источников, приложения.

Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд важно оформлять по строгим правилам:

  1. После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
  2. Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
  3. Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
  4. При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
  5. Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
  6. Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.

Вот и все правила оформления научно-исследовательской работы студентов, которые важно держать в голове. А чтобы крепче усвоить их, изучите наши примеры оформления НИР по ГОСТу:

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

А еще можете скачать образец НИР для наглядного знакомства с этим типом работ.

Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам. Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз.

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

ГБПОУ   «Лабинский медицинский
колледж»

КАК НАПИСАТЬ, ОФОРМИТЬ И
ЗАЩИТИТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

Методическое пособие для преподавателей и
студентов

Лабинск

 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие
содержит сведения, необходимые для создания, грамотного оформления и
представления результатов учебно-исследовательских и научных работ. Приводятся
краткие характеристики основных форм представления исследовательских работ,
таких, как реферат, статья, доклад и т.п. В пособии подробно рассмотрен
алгоритм написания исследовательской работы, даны конкретные рекомендации и
примеры. Также в пособии приводятся некоторые рекомендации по психологической
подготовке к устному выступлению.

Пособие
будет полезным для учащихся и студентов при подготовке рефератов, статей,
тезисов, а также для преподавателей.

1.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Реферат
1) доклад на определенную тему, включающий
обзор соответствующих литературных и других источников;

2)
изложение содержания научной работы, книги статьи.

Поскольку
реферат – самый распространенный вид научной деятельности для школ и начальных
курсов высших учебных заведений, рассмотрим эту форму деятельности более
подробно. В реферате получение нового знания достигается путем анализа,
сравнения и обобщения информации, содержащейся в различных источниках, ее
переосмысления и, иногда, переоценки. Не смотря на то, что реферат отражает
главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные
данные, тем ни менее он должен быть информативным, отличаться полнотой
изложения, объективностью в передаче содержания первичного текста, аргументацией
в оценке материалов первоисточника. В реферате нужны развернутые аргументы,
рассуждения, сравнения.

Композиция
реферата: вступление, перечисление основных вопросов и проблем, анализ самых
главных вопросов, выражения своего мнения, общий вывод.

Структура реферата

Титульный
лист (заполняется по стандартизованным формам).

1.
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план,
содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата
и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. 

2.
Далее следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении
аргументируется актуальность исследования, констатируется, что сделано в данной
области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть
обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или
экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о
методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи
реферата.

3.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3
параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное
изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В
тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае, если цитируется или
используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо
цифрой материал, таблицу — обязательно сделать ссылку на того автора, у кого
заимствован данный материал.

Основная
часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему,
наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата,
приводятся развернутые аргументы, выдвигаются гипотезы, касающиеся существа
обсуждаемого вопроса.

Основная
часть реферата не должна иметь форму монолога. Аргументируя собственную
позицию, необходимо анализировать и оценивать позиции различных исследователей,
с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Форма диалога,
диспута позволит избежать простого заимствования материала из чужих трудов —
компиляции.

Изложение
материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в
разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть
составлен с использованием различных методов группировки материала:
классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические
исследования), периодизации (исторические исследования).

4.
Заключение содержит главные выводы и итоги из текста основной части, в нем
отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во
введении.

В
этой части реферата в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты,
представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут
намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему
сообщение также не может обойтись без заключительной части — пусть это будут
две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

5. Приложение может
включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список
литературы). Здесь указывается реально использованная для написания реферата
литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Объемы
рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной
стороне листа стандартного формата А4. По обеим сторонам листа оставляются поля
размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал — 1,5.
Все листы реферата должны быть пронумерованы.

Тезисы
– кратко сформулированные основные положения доклада,
научной статьи, лекции, сообщения и т.п.

Организационные
комитеты многих научных собраний (конференций, симпозиумов и т.п.) требуют от
участников тезисы представляемых работ. Как правило, перед началом работы
конференции или другого собрания, публикуется сборник тезисов, который затем
выдается участникам. Опубликованные в сборнике тезисы считаются Вашей
публикацией. Помимо этого, наличие сборника тезисов у участников дает
возможность им ознакомиться с представляемыми работами, оценить степень
значимости той или иной работы, выбрать для себя наиболее интересные работы с
целью дальнейшего обсуждения их с авторами.

Оригинальные
тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, работы. В тезисах
логично и кратко излагается обозначенная тема. Каждый тезис, составляющий
отдельный абзац, освещает отдельную микротему, вопрос. В тезисах, как правило,
отсутствуют цитаты.

Объем
тезисов составляет, как правило, не более 2-3 машинописных страниц стандартного
размера А4.

Статья.
Это научное сочинение сравнительно небольшого размера. Прежде всего, статья –
это официальное обнародование результатов своей исследовательской деятельности.
По этой причине необходимо строго придерживаться того стиля, который принят в
соответствующих кругах. Статья имеет три основные части: 1) Вступление. Здесь
автор обозначает проблему, ее актуальность, определяет цель и задачи своей
работы, выдвигает соответствующие гипотезы; 2) Основная часть. В этой части
идёт решение поставленной задачи, описываются методы, применяемые в ходе
выполнения работы (например, эксперимент), доказываются (или опровергаются)
выдвинутые гипотезы. Необходимо следить за точностью и логикой изложения. 3)
Заключение. Здесь автор обобщает всё вышесказанное и делает выводы. Также
оговариваются перспективные направления дальнейшего исследования поставленной
во вступлении проблемы, рассматриваются вопросы практического использования
теоретических результатов. 4) Список литературы. Список литературы оформляется
согласно правилам оформления библиографических ссылок.

Слова
в статье используются в прямом значении, а не в переносном. Статья, как
правило, пишется «обезличенно», ни от первого, ни от третьего лица.

Доклад
это публичное сообщение на определённую тему, важнейшая и самая распространенная
форма публичного представления результатов Вашего исследовательского труда.
Важно помнить, что от того, как представлен доклад, зависит, как Вас поймут.

Как
правило, на доклад отводится 10-15 минут (в зависимости от числа докладчиков).
Поэтому очень важно правильно распределить время своего выступления. Доклад
состоит из: 1) вступительной части. Здесь в целом освещается проблема,
обозначается гипотеза, привлекается внимание слушателей; 2) основной части. В
этой части приводятся аргументы в пользу выдвигаемых положений, гипотезы. Если
аргументация базируется на постановке эксперимента, он должен быть четко и ясно
описан, необходимо подробно описать результаты, полученные в ходе эксперимента.
3) Заключения. Здесь, на основании предыдущей части доклада делаются выводы.
Поскольку доклад – это связный непрерывный текст, то целесообразно подчеркнуть
окончание своего выступления, например, фразой «Благодарю за внимание, я готов
(-а) ответить на ваши вопросы».

2.
ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ

Написание любой работы начинается с
выбора темы. От того, насколько этот выбор будет удачен, зависит львиная доля
успеха на исследовательском поприще.

Какими соображениями нужно руководствоваться при выборе темы?

1.  Желательно, чтобы выбранная тема
являлась актуальной.

2. Тема, по возможности, должна
соответствовать склонностям и интересам.

3. Собираясь писать работу, необходимо
удостовериться, что  источники информации по выбранной теме доступны, т.е.
имеются в наличии в библиотеках (в том числе, в электронных библиотеках сети
Internet).

4. Тема должна быть посильной для
исследователя и выбираться с учетом его научных возможностей.

5. Выбирая тему, необходимо помнить о том,
что она должна быть предельно узкой и конкретной.

Для написания качественной работы
недостаточно правильно выбрать тему – нужно грамотно ее сформулировать.

Требования к формулировке темы просты и немногочисленны:

                 
Формулировка  темы должна быть по
возможности краткой.

                 
Название должно отражать содержание
работы, ее конечный результат, ключевые понятия, используемые автором.

                 
В названии должен быть четко сформулирован
предмет исследования.

                 
В заглавии нельзя употреблять сокращения,
жаргонные слова, несовременную, неустоявшуюся терминологию.

Необходимо помнить о том, что есть
определенная разница между рабочей формулировкой темы и ее окончательным
вариантом. Написание работы – процесс творческий. К финалу исследовательского
марафона первоначальный замысел может несколько измениться и тему придется
корректировать.

3.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Необходимо воспользоваться следующими
источниками информации.

·             
законы и
подзаконные акты;

·             
справочную
литературу (энциклопедии, словари и проч.);

·             
учебную литературу
и монографии;

·             
материалы
периодической печати (статьи в журналах и газетах);

·                  
электронные
источники информации (это тоже источники информации, имеющие авторов, поэтому
не нужно стесняться того, что вы ими пользовались, и обязательно ссылаться на
них в своей работе)

4.
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Любая исследовательская работа
состоит из следующих структурных элементов:

1.                
Введение.

2.                
Основная часть.

3.                
Заключение.

4.                
Список литературы.

5.                
Приложения.

Введение

Введение, как бы банально это не звучало,
является лицом работы. Поэтому подойти к  написанию введения нужно с особой
тщательностью.

Когда нужно начинать писать введение?
Вопреки достаточно распространенному мнению о том, что введение ваяется в
последнюю очередь, после того, как основной текст уже написан, мы советуем
браться за его сочинение в самом начале вашей работы. Конечно, то, что будет
создано на данном этапе, будет лишь черновым вариантом введения. Но этот
черновой вариант поможет понять, о чем будет работа и в какой логике вы
намерены ее выстраивать. И если никак не удается накидать хотя бы
приблизительный вариант введения, значит ваши представления о том, что вы
будете писать в своей работе, являются весьма туманными. Имеет ли смысл в таком
случае браться за основную часть?

Хорошо написанное введение включает в
себя:

      
преамбулу;

      
обоснование актуальности темы;

      
анализ литературы по теме исследования;

      
постановку проблемы исследования;

      
формулировку объекта, предмета, цели,
задач исследования;

       обоснование методов
исследования.

Остановимся подробнее на
характеристике каждого из перечисленных элементов введения.

Преамбула – это несколько предложений (как
правило, они умещаются в один небольшой абзац, открывающий введение), которые
служат для того, чтобы прояснить для читателя предназначение вашей работы.

Актуальность – это необходимость изучения
выбранной вами темы в настоящее время.

Обосновать актуальность вашего
исследования вы сможете, ориентируясь на следующие аспекты:

·                  
Соответствие
целевым ориентирам развития исследуемой области знания (например, медицины) в
РФ или регионе.
Необходимо изучить основные нормативные документы, регулирующие развитие
здравоохранения в мире, РФ, регионе (программы развития, декларации, ФЗ). Например,
указание на то, что именно развитие здравоохранения является одной из важнейших
целей государства, то это означает: выбранное направление исследования
актуально. Ссылки на соответствующие места в нормативных документах, которые
призваны подтвердить достоверность ваших слов, обязательны!

·                  
Связь
темы и проблемы исследования с перспективными направлениями развития исследуемой
области знания в мире, стране, регионе.
Для того, чтобы обосновать
актуальность в этом аспекте, необходимо изучить состояние данной области
знания.

Анализ литературы по теме
исследования
является,
как показывает практика, одним из самых сложных элементов введения, но
элементом необходимым. Будет проще, если учитывать следующие моменты:

·                  
В первую
очередь, необходимо помнить о том, что анализ литературы – это не пересказ
литературы. В анализе выявляются особенности подхода конкретного автора (или
группы авторов) к решению исследуемой проблемы, поэтому главная задача –
грамотно и четко изложить основные теоретические положения той или иной работы
и дать им оценку.

·                  
Не
включайте в свою работу анализ тех книг или статей, которые не читали. Подобный
маневр является не только проявлением исследовательской нечистоплотности, но и
миной замедленного действия, т.к. при защите работы обман тотчас же будет
обнаружен.

·                  
При упоминании
в анализе чью-либо концепции, будет недостаточно просто назвать имя ее автора –
нужно обязательно привести название работы и год ее издания.

Анализ литературы может быть выстроен
по хронологическому или проблемному принципу.

В первом случае исследования
разбиваются на группы в зависимости от времени создания, и ваша главная задача
будет заключаться в том, чтобы выявить специфику исследования вашей проблемы на
том или ином историческом этапе.

Например: можно посмотреть, как исследуемая
тема была изучена в советское время (до 1991 года), в 1990 2000-е годы и на
современном этапе (начало 2010-х).

Сущность анализа литературы по
проблемному принципу
заключается в том, что бы классифицировать источники
информации в зависимости от ракурса исследования интересующего вас вопроса.

Например:

      
источники,
считающие изучаемое явление положительным;

      
источники,
считающие изучаемое явление нейтральным;

      
источники,
считающие изучаемое явление отрицательным;

По завершении анализа литературы
необходимо сделать вывод:

      
о степени
разработанности интересующей вас проблемы (какие вопросы разработаны полно,
какие – поверхностно; что предстоит решить; если есть необходимость, можно дать
оценку индивидуального вклада того или иного ученого в исследование
интересующего вас вопроса);

      
о
достоинствах и недостатках существующих исследований, сложившихся подходов и
методов решения проблемы;

      
о том,
какие из проанализированных исследований (и почему) вы возьмете на вооружение в
своей работе (возможно, вам окажется близка чья – то концепция, методология или
просто отдельные идеи).

Противоречие и проблема

Для того, чтобы двигаться дальше,
необходимо найти противоречие (два противоположных друг другу положения)
между тем, как должно быть, и тем, какие проблемы не позволяют достичь того,
как должно быть.
Именно для того, чтобы сформулировать противоречие и
выявлялась актуальность темы (то, что востребовано; то, что должно быть)
и анализировалась литература и состояние практики (то, что есть, но есть в
проблемном, недостаточном варианте).

Формулировка противоречия строится по
стандартной схеме: противоречие между тем-то и тем-то.

Например:
таким образом, можно выявить противоречие между необходимостью
информационного продвижения художественного творчества студентов не профильных
специальностей и недостаточной разработанностью существующих информационных
интернет-ресурсов.

Из противоречия вытекает проблема
исследования. Проблема – это вопрос, на который необходимо найти ответ в
своей работе. Поэтому формулировать проблему лучше всего в виде вопроса исходя
из второй части противоречия.

Если сформулировать проблему в виде
вопроса не получается, то можно написать повествовательное предложение.

Например: Проект
будет направлен на решение проблемы проектирования электронного справочника,
содержащего систематизированную, доступную и удобную в практическом
использовании информацию о профилактике пародонтоза.

Объект, предмет, цель, задачи.

Объект исследования
– процесс или явление, существующий независимо от исследователя и выбранный для
изучения.

Предмет исследования
– это конкретная часть, сторона объекта, которая подлежит исследованию.

Формулировать объект и предмет
исследования необходимо в соответствии с формулировкой темы исследования.

Например:

      
Тема исследования: «Природный парк «Оленьи
ручьи» как объект экологического туризма»

      
Объект исследования: природный парк
«Оленьи ручьи».

      
Предмет исследования: возможности развития
экологического туризма на территории природного парка «Оленьи ручьи».

Цель исследования можно
обозначить как предполагаемый результат исследования. Самый простой
вариант постановки цели исследования –«приставить» глагол к формулировке
предмета исследования (хотя могут быть случаи, когда это «правило» работает не
в полную силу).

Например:
выявить возможности развития экологического туризма на территории природного
парка «Оленьи ручьи».

Задачи исследования – это
«шаги» по достижению поставленной цели. При постановке задач цель
как бы «расщепляется» на части.

Традиционно существуют два способа
сформулировать задачу. В первом случае формулировка начинается с
существительного. Например: анализ литературы по теме исследования.

Однако, более классической является
формулировка задач, начиная с глагола. Например: проанализировать
литературу по теме исследования.

В какой последовательности следует располагать
задачи?

      
Начинать нужно с постановки задач,
направленных на изучение литературы по теме работы и теории вопроса. Для 
формулировки этих задач можно использовать следующие глаголы: изучить,
обобщить, проанализировать, сравнить, обосновать, выявить, описать,
охарактеризовать.

      
Если работа носит практический характер,
то следующими после изучения теории будут задачи, связанные с изучением
состояния практики.
Их формулировку можно начинать с глаголов:
ознакомиться, установить, выделить, оценить, проследить, описать, определить,
охарактеризовать.

      
Далее располагаются задачи, решение
которых будет способствовать созданию нового продукта в результате
проведенного теоретического исследования
(например, это могут быть сборники
заданий, факультативные занятия, электронные проекты и проч.). Глаголы для
такого рода задач: усовершенствовать, классифицировать, систематизировать,
обобщить, подготовить, создать, выработать, сформулировать, разработать.

      
Последняя группа задач связана с
реализацией разработок на практике.
Подходящим началом для данных задач
будет: проверить эффективность…, провести частичную апробацию…,
определить условия.., проанализировать данные…

      
В зависимости от объема работы оптимальным
будет наличие во введении 3 — 6 задач.

Обоснование методов исследования.

Метод исследования
можно определить как способ извлечения и обработки информации. Какие методы
исследования существуют?

Из общенаучных методов исследования
(т.е. общих для всех наук) чаще всего используются анализ и синтез.

Задачей анализа
является: выявление наиболее ценной информации и отделение ее от несущественной
или устаревшей. В процессе анализа содержание расчленяется на составляющие его
аспекты и определяется, какая информация относится к каждому из аспектов,
устанавливается ее значимость для исследования. Анализ позволяет найти самое
главное, что подлежит включению в работу. Посредством синтеза ценная
информация, выявленная в результате анализа содержания, соединяется в единое
логическое целое.

Кроме того, достаточно часто в исследованиях
по туризму используются социологические методы исследования:

      
Анкетирование;

      
контент-анализ;

      
SWOT-анализ
и проч.

Основная
часть

Основная часть исследовательской работы
включает в себя несколько глав, которые могут разбиваться на разделы и
подразделы (параграфы).

Общие требования к написанию основной части следующие:

1. В основной части необходимо писать
только о том, без чего действительно не обойтись. Главная ошибка многих людей,
взявшихся за написание исследовательской работы – стремление изложить абсолютно
все, что им известно по выбранной теме, они забывают о том, что реферат,
курсовая или диплом – это демонстрация не только эрудиции автора, но и его
исследовательских умений: умений классифицировать, систематизировать материал,
и писать только по существу вопроса и не уходить в сторону от предмета работы.
Таким образом, если вы изначально не позаботиться о том, чтобы рассортировать
материал, отделить главное от второстепенного, вряд ли стоит рассчитывать на
высокую оценку.

2. Каждая глава должна быть посвящена
решению той или иной задачи, сформулированной во введении. Необходимо следить
за тем, чтобы главы располагались в логической последовательности, а не
бессистемно: по самой структуре работы должно быть видно как методично, шаг за
шагом вы идете к решению поставленной проблемы. Для того, чтобы избежать
обвинений в халтурном отношении к работе, необходимо запомнить два правила:

      
Никогда не писать в разных пунктах и
подпунктах об одном и том же.

      
Никогда не обещать в названии главы того,
чего там не окажется.

3. Главы не могут называться так же, как сама
работа – ведь тема исследования должна быть шире, чем каждая из глав. Заглавия
глав и параграфов необходимо согласовывать друг с другом.  В названии пунктов и
подпунктов не должно быть ничего лишнего: краткие  и точные формулировки не
только украсят работу, но и оставят приятное впечатление об интеллектуальных
способностях автора.

4. Глава должна завершаться выводом,
который представляет собой краткое, тезисное изложение основных идей, в ней
рассмотренных. За выводом обычно помещают несколько предложений, которые должны
обозначить переход к следующей главе.

Основная часть исследования считается
хорошо написанной, если:

      
в ней раскрыты основные понятия, предмет
исследования, решены поставленные задачи;

      
содержание материала логично и грамотно
структурировано;

      
имеется авторская оценка анализируемых
теорий, концепций, существующих подходов к решению проблемы.

Заключение

Заключение – это демонстрация тех
результатов, которых вы достигли при написании своей работы. По своей сути оно
представляет собой перечень наиболее интересных и важных выводов вашего
исследования.

Структура заключения может выглядеть
следующим образом:

      
Изложение в сжатой  форме выводов по
исследованию. Их можно представить как в свободной форме, так и в форме
пронумерованных тезисов. Поскольку выводы должны свидетельствовать о
достижении поставленной цели и решении задач
, то и формулировать их лучше в
соответствии с прописанными во введении задачами. Все полученные результаты
формулируются в конкретных суждениях, утвердительно, без неопределенности.

      
Краткое изложение предложений и
рекомендаций по использованию результатов работы.

      
Описание перспектив дальнейшего
исследования проблемы.

Заключение должно подчеркивать
достоинство работы и сглаживать недостатки.

Список литературы

В списке литературы все источники
располагаются в алфавитном порядке.

Правила оформления списка литературы:

1.                 
Список
литературы оформляется на отдельном листе после заключения.

2.                 
Ни в коем
случае при оформлении списка литературы не ставятся кавычки в названии издания.

3.                 
Если в
списке использованы издания разных авторов-однофамильцев, то они располагаются
в алфавитном порядке их инициалов (сначала Стругацкий А., затем Стругацкий В. И
т. д.).

4.                 
Если в
списке использованы разные работы одного автора, то они располагаются в
алфавитном порядке названий (неважно, книги или статьи, и написанные в
соавторстве с другими авторами).

5.                 
Если у издания
два автора, то перечисляют всех, если три и более, то указывают фамилию и
инициалы первого автора и добавляют «и другие».

Приложения

Приложение является вспомогательной
частью исследовательской работы, однако наличие приложения необходимо для более
полного освещения темы. В приложении могут содержаться:

      
материал,
не вошедший в основную часть работы и раскрывающий побочные вопросы, связанные
с вашей темой;

      
схемы,
таблицы, графики, диаграммы и т.п.;

      
фотографии,
рисунки и проч.

Приложения располагаются в самом
конце работы, после списка литературы. Перед первым приложением необходимо
вставить чистый лист с заголовком посреди страницы «Приложения», а затем
располагать все приложения по порядку.

Каждое приложение начинается с нового
листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и его номера
(арабскими цифрами без знака №). Например: Приложение 1.

В случае, если одно приложение
располагается на нескольких листах, на всех листах этого приложения, кроме
первого, проставляется в верхнем правом углу слово Приложение и его порядковый
номер, в скобках указывается «продолжение». Например: Приложение 2
(продолжение).

Каждое приложение должно иметь
тематический заголовок.

На все приложения должны быть ссылки
в тексте работы.

5. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА

О чем нужно помнить, создавая текст
исследовательской работы?

1. Стиль изложения материала должен
быть научным.

Чтобы текст соответствовал требованиям
научности, необходимо помнить следующие правила:

·                  
Научный язык всегда строг и нейтрален –
без лишних эмоций и украшений.
Не нужно писать свою
работу как сочинение или поэму – с обилием восклицаний, многоточий,
риторических вопросов, витиеватых фраз, просторечных выражений или жаргонных
слов.

·                  
В исследовательской работе не принято
употреблять местоимение «я».
Обычно вместо «я» пишется
«мы» или же употребляются безличные и неопределенно – личные конструкции: автор
полагает…, можно сделать вывод…, представляется доказанным…, следует сказать… и
проч.

·                  
Научный текст строится как цепь
рассуждений, призванных доказать то или иное положение работы.

В связи с этим важную роль играют в нем словосочетания, которые позволяют
уловить переходы авторской мысли, помогают внутреннему структурированию текста.

— Если нужно обозначить переход от одной
мысли к другой, можно начать новое предложение следующим образом: перейдем к…,
обратимся к…, рассмотрим…, остановимся…

— При подведении вывода, можно
использовать слова и словосочетания: итак, значит, таким образом, в заключение
отметим…, сказанное позволяет сделать вывод о…, подводя итог, следует сказать…

— Для того, чтобы подчеркнуть
последовательность ваших суждений или выделить новую мысль, можно использовать
словосочетания: в начале…, прежде всего…, затем, во – первых, значит,
следовательно, кроме того, к тому же.

·                  
Текст исследовательской работы не должен
являться откровенным плагиатом.
Студенты часто забывают о
том, что исследовательская работа – это не переписывание чужих работ и
первоисточников, а их анализ. Если вам сильно понравилась мысль того или иного
автора, не следует выдавать ее за свою – нужно обязательно сослаться на
соответствующую работу. Сделать это можно двумя способами.

— Можно процитировать нужный пассаж, но
только в том случае, если цитата не превышает половины страницы. Цитата
помещается в кавычки, а внизу страницы делается ссылка на цитируемую работу с
указанием ее автора, наименования, места, года издания и страницы, с которой взята
 цитата. Если выпишете незакавыченную цитату, в результате у вас получается плагиат.

— Можно использовать парафраз – пересказ
мыслей других авторов своими словами. Но и в этом случае необходимо оговорить в
тексте, чье мнение вы приводите и в какой работе оно содержится.

Материал,
представленный в работе, должен быть достоверным.
Перед
тем, как печатать чистовой вариант текста, необходимо проверить все даты, имена
собственные, правильность написания терминов и понятий

2.    
Текст работы должен быть понятен читателю.

Некоторые начинающие исследователи
считают, что исследовательская работа и работа заумная и никому непонятная –
это одно и то же. Им кажется, что если вставить в свою работу много красивых,
но малопонятных слов, то слушатели будет потрясена интеллектом автора. Это
заблуждение. Обилие специальных терминов чаще всего настораживает. Возникает
вопрос: понимает ли сам автор  то, о чем пишет? В большинстве случаев, ответ на
этот вопрос является отрицательным.

Идеал, к которому должен стремиться
каждый исследователь – научиться писать о сложном просто (но не примитивно!).
Как этого добиться?

·                  
Необходимо
писать по возможности кратко
. Кратко – не значит мало и поверхностно. Краткость – это
умение избегать ненужных повторов и излишней детализации. Нередко начинающие
исследователи сознательно (для увеличения объема работы) или же просто по
невнимательности повторяют одну и ту же мысль разными словами. Необходимо исключать
из своей работы слова и мысли, не несущие смысловой нагрузки.

      
Необходимо
избегать  длинных, запутанных фраз.

      
Можно
использовать в работе только те термины и понятия, которые действительно
необходимы.
Не
нужно употреблять в большом количестве специальную и канцелярскую терминологию,
а также слова иностранного происхождения, если имеется их общеупотребительный
русский эквивалент.

      
Нельзя
писать свою работу сплошным текстом.
Необходимо делить текст на абзацы – предложения,
которые объединены единой темой. Один абзац должен сменять другой, когда
меняется мысль, тема рассуждения.

Основные правила оформления
текста

Основные заголовки (к главам)
пишут прописными буквами, без переносов и точки в конце.

Внутренние
заголовки
(к подглавам, параграфам)
выполняются строчными буквами (первая – прописная), для выделения можно
подчеркнуть.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 2–3 интервала
или 10-15 мм. Текст разделяется на абзацы (элементы текста, имеющие законченную
мысль), которые начинаются с красной строки в 5 пробелов пишущей машины (в
рукописи и на ПК – около 1 см).

Оформление ссылок и сносок. Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании
следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию,
инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При
повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных
данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.».
Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется
словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на
используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать
слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в
нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата. Сноски
бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски
являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…».
Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера
сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего
реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю
работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15).
Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке
источников и литературы стоит под седьмым номером.

Сокращение
слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год –
г., страница – с.).

Оформление иллюстраций. К
иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п.
Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей,
помещенных под иллюстрацией:

1. Условное
сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый
номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название
иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Распределение
курильщиков по социальному положению.

При необходимости
иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если
приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в
тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом
по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях,
необходимо делать ссылку.

6.
ЗАЩИТА РАБОТЫ

Защита – это краткое изложение
основных идей и выводов работы. Защита должна быть составлена таким образом,
чтобы заменить членам комиссии, жюри и т.д. чтение работы.

Текст защитной речи составляется
обязательно и сопровождается электронной презентацией.

Структура защитной речи может выглядеть следующим
образом:

1.    
обоснование
актуальности темы;

2.    
выводы по
анализу литературы;

3.    
методологический
аппарат исследования (противоречие, проблема, объект, предмет, цель и задачи)

4.    
выводы о
решении поставленных задач;

5.    
перспективы
дальнейшего развития темы исследования.

Основные правила защиты:

      
не
отклоняться от темы;

      
четко
выделять ключевые моменты;

      
ярко и
доходчиво излагать основные положения защиты;

      
говорить
простыми предложениями;

      
обязательно
приводить примеры, иллюстрирующие теоретические положения и выводы;

      
осторожно
критиковать чужой опыт;

      
использовать
наглядные материалы в виде таблиц, иллюстраций и проч.

Однако грамотно составленный текст
речи еще не гарантирует стопроцентного успеха на защите. Защита – это всегда
публичное выступление, поэтому многое зависит от умения подать себя так, чтобы
у комиссии сложилось о вас благоприятное впечатление.

Готовимся к успешному выступлению:

– Внушите себе: аудитория очень редко бывает враждебной и
немного адреналина в крови только полезно для вашего здоровья.

– Чувствуйте настроение аудитории как доброжелательного
собеседника.

– Готовьтесь, готовьтесь и готовьтесь!

– Сделайте «успокаивающие» записки для себя: планы, девизы,
даты, поговорки, подсказки, «рожицы» и т.п.

– Ярко представьте свой успех, себя, уверенно и убежденно
говорящего.

– Используйте все каналы восприятия информации.

– Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.

– Не расходуйте энергию до выступления.

– Во время выступления установите «контакт глаз» с
дружелюбными лицами.

– Говорите громко, чтобы разогнать неуверенность и
нервозность.

– Используйте все свое чувство юмора, остроумие.

– Не держитесь слишком серьезно.

– Постарайтесь «заразить» слушателей интересными фактами из
вашей работы, тем, что вас особенно затронуло в исследуемой проблеме.

– Не извиняйтесь, если допустили
ошибку, большинство слушателей едва ли ее заметят. Но все же постарайтесь
избегать ошибок!


*** НЕ СТУДЕНТАМ НЕ
ЧИТАТЬ! ***

Привет, студент! Этот текст для тебя. Любимая кафедра
требует от тебя опубликовать научную статью, а ты не знаешь даже, с чего
начать? «Молодой ученый» сделал для тебя простую и понятную инструкцию.

Мы ответим на пять вопросов:

  1. Зачем писать?
  2. О чем писать?
  3. Когда писать?
  4. Как писать?
  5. Как опубликовать?

Вопрос первый: «Зачем писать?»

Здесь все просто. Студенты делятся на две разновидности.

20% студентов занимаются наукой потому, что им интересно
заниматься наукой. 80% студентов занимаются наукой потому, что так хочет зав.
кафедрой, декан или руководитель диплома. Обычно давление на студента
возрастает, когда приближается защита диплома или другое важное событие.

Еще один важный сценарий – будущее поступление в
магистратуру. То есть, если ты хочешь поучиться еще пару лет и стать магистром
– без научных публикаций никак.

Вопрос второй: «О чем писать?»

Если ты из первых 20%, то у тебя такого вопроса не
возникнет. Ты с интересом занимаешься какими-то проектами, проводишь
исследования и получаешь всякие интересные результаты. Об этих исследованиях и
результатах и будут твои статьи.

А вот для оставшихся 80% вопрос «О чем писать статью?!!!» –
более чем актуальный. Даем три беспроигрышных варианта.

Первый вариант: если ты уже дипломник, пиши по теме диплома.
Более удобного варианта быть не может. Тебе так или иначе придется разобраться
с темой и подготовиться к защите. Ты в любом случае напишешь пятьдесят,
семьдесят или сколько там еще страниц диплома. Дополнительные пять или десять
страниц статьи по той же теме? Пффф.

Второй вариант: если ты еще не дипломник, а статья уже
нужна. Вспомни тему какого-нибудь своего курсовика – и пиши об этом. Только,
пожалуйста, НЕ НАДО просто выдирать кусок курсовика в отдельный файл и называть
это научной статьей! Это плохо. Просто используй знакомую тему.

Третий вариант подойдет, если ты когда-то выступал на
студенческой конференции. Вспомни, о чем ты там говорил, найди свою презентацию
– и используй для вдохновения.

Вопрос третий: «Когда писать?»

Лучше, конечно, заранее.

Но, если так получилось, что приходится писать статью в
последний момент, – найди журнал, который сможет опубликовать твою научную
статью максимально быстро. Например,

журнал
«Молодой ученый»

выходит еженедельно, а справки о публикации предоставляет
в течение нескольких секунд после оплаты.

Вопрос четвертый: «Как писать?»

Когда ты знаешь, о чем будешь писать (хотя бы примерно),
можно начинать.

Во-первых, надо

собрать
материал

. Если взял для статьи тему диплома или курсовика – найди и
просмотри все материалы, которые собирал. Наверняка у тебя есть какие-то
расчеты, таблицы, графики. Если ты гуманитарий, то как минимум должны быть
цитаты, выдержки. Начни с того, что уже есть.

Дальше
– поищи другие статьи на твою тему. С вероятностью 146% ты не первый, кто
взялся исследовать эту тему. На сайте «Молодого ученого» в самом верху есть
кнопка «Поиск»: воспользуйся ей! Поищи статьи в

Киберленинке

.

Помогут и обычные поисковики: Google и Яндекс,
но с ними нужно быть осторожнее: отделяй

серьезные источники от развлекательных

.
Ответы@Mail.Ru или
сайт с рефератами – не лучший выбор. Будь осторожен и с Википедией: можешь
почитать ее, чтобы в чем-то быстро разобраться, но цитировать ее не стоит.


Как искать информацию для научной статьи


Использование «Википедии» в научной работе: быть или не быть

Можно сходить в библиотеку: даже в XXI веке хорошие
книги никто не отменял. Поищи по каталогу или попроси помочь библиотекаря.

Затем, когда материал более или менее подобран, задай

структуру статьи

. Например, вот такую:

  • Название
  • Аннотация

    (не обязательно)
  • Ключевые слова

    (не обязательно)

    — попробуй наш

    нанотехнологичный сервис АВТОМАТИЧЕСКОГО формирования ключевых слов

    !

  • Введение
  • Основная часть
  • Выводы
  • Литература

Для удобства можешь взять за основу

образец «Молодого
ученого»

.

Ну и как там говорил нам Гоголь? «Возьмите хорошенькое
перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните…».
Так же и ты. Открой Word
– и начинай писать.

Начни с

введения

.
Определи проблему исследования – о чем будет твоя статья. Проанализируй, как
твою проблему изучали другие ученые: какие давали определения, с каких сторон и
в каких аспектах они изучали тему. Не бойся цитировать статьи и книги: без
цитирования никакой науки не бывает.

Четко пойми разницу между

цитированием

и

копированием

. Любой чужой фрагмент
текста, который ты используешь, обязательно бери в кавычки и указывай номер
источника в квадратных скобках. Чужой текст без кавычек в твоей статье – это
плагиат. А плагиат – это очень плохо.


Плагиат и научная этика

Затем переходи к

основной
части

. Здесь описываются твои результаты. Если ты будущий айтишник и
написал программу – расскажи о ней и покажи скриншоты и фрагменты кода. Если ты
социолог и провел исследование – приведи вопросы, графики и таблицы. Если ты
учишься на бухгалтера и проходил практику в какой-то фирме – представь анализ
отчетности. Если готовишься стать учителем – расскажи о педагогическом эксперименте
или открытом уроке. Смысл должен быть понятен: основная часть – это то, что
сделал, проанализировал, изучил, понял ты сам.

По ходу написания текста формируй

список литературы

. Каждый источник (статья, книга, интернет-ресурс
и т.д.), который ты используешь, должен быть указан. Чтобы правильно оформить
ссылки на источники, можешь воспользоваться

онлайн-помощником

.

Не забудь

сделать
выводы

. Кратко, буквально в одном-двух абзацах, расскажи, к каким
результатам ты пришел.

Когда текст статьи готов, придумай подходящее

название

.

Как придумать хорошее название для научной статьи

Вопрос пятый: «Как опубликовать?»

Текст статьи нужно

оформить по правилам

. У разных издательств правила оформления могут отличаться –
будь внимателен.

Оформленную статью отправь в редакцию – как правило, по
электронной почте. Адрес посмотри на сайте журнала. У некоторых журналов есть
удобные формы для

отправки статьи
онлайн

.

В течение нескольких дней твою статью прочитает специально
обученный человек – рецензент. Если статья совсем плохая, то ее вернут тебе на
доработку. Если же ты проделал хорошую работу, то…

Научно-исследовательская деятельность

Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:

  • фундаментальный, приобретение новых теоретических знаний, научных данных и закономерностей в исследуемой области;
  • поисковой, разработка новейших прогнозов формирования в науке и технике, а также поиск и открытие не существовавших закономерностей;
  • прикладной, решение определенных научных проблем для создания новых путей решения (разработка методик, рекомендаций и пошаговых инструкций).

Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента. НИР ставит перед учащимся определенные цели, которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:

  • развивать умения к самостоятельным исследованиям, которые можно применять для решения актуальных проблем;
  • тщательное исследование уже существующих работ, как на территории нашей страны, так и за границей;
  • умение самостоятельно изучать выбранную проблему;
  • демонстрация навыков анализировать и систематизировать полученные в ходе исследований данные;
  • развить интерес к НИР.

Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя. НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу. Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного. Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:

  • регулярно трудиться;
  • руководитель не должен полностью направлять все шаги учащегося;
  • не стесняться брать на себя инициативу;
  • понимать, что каждый имеет право на ошибку.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Тема, задача и материал научной-исследовательской работы

Тема – это очень широкое понимание, которое может изменяться в ходе написания работы. Тему можно направить в любое удобное для учащегося русло, чтобы она выгодно подчеркивала его знания и понимания в выбранной работе.

Задача – это более конкретное понятие, так как имеет четкую постановку, ее еще называют ДНК (что Дано, что Найти и каковы Критерии решения проблемы). Задачи бывают более сложные и полегче, руководитель самостоятельно выбирает учащемуся исходя из его навыков.

Материал – это информация, которая предоставляется исключительно в электронном виде. Это может быть доказательство теоремы, различные графики, черновая работа отчета, результаты экспериментов и опытов. За годы обучения учащийся должен научиться предоставлять свои работы в том формате, который требуется.

Выбор подходящей темы НИР

Разработано два практических шага, которые помогут правильно подобрать тему для написания научного труда. Учащемуся может подобрать тему руководитель или же он тему выбирает самостоятельно в зависимости от своих знаний и предпочтений. Выбор можно сделать в пользу многих наук:

  • математика («Предельные цифры», «Плотные упаковки и периодичность», «Тригонометрия и комплексные числа», «Уравнения и системы», «Математика и музыка» и т. д.);
  • физика («Строение Галактики», «Влияние луны», «Космические мазеры», «Ионные слои космической системы», «Проблема выхода РБ в космос» ит. д.);
  • физика и химия («Общее физики, химии и развитие физхимиии», «Пределы Периодической системы», «Плотные упаковки, оболочки и ядра», «Энергии ионизации и диссоциации» и т. д.);
  • химия («Прошлое и будущее периодических систем», «Химия как основа биологии», «Понятие флогистона как электрона», «Химия и превращения сахара» и т. д.);
  • биология («Классы растений», «Загадки сна», «Анализ смертности», «Электрограммы различных органов», «Проект Вавилова-Лысенка» и т. д.);
  • биология и химия («Необходимость содержания калия в организме», «Роль радиозотопов в биологии», «Развитие зеленой революции», «Основные причины смертности» и т. д.);
  • человек общество государство («Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете», «СОС-комплекс», «Право правонарушения», «Права учащихся» и т. д.);
  • введение в экономику;
  • история.

Структура НИР

Вся научная работа должна оформляться в соответствии с установленными нормами, поэтому она должна быть представлена таким образом:

  • титульный лист (первая страница, заполненная по определенным правилам);
  • содержание (вторая страница, на ней указываются главы и параграфы с соответствующими им страницами);
  • введение (указывается проблема, а также ее актуальность и практическая значимость проблемы);
  • основная часть (необходимо полностью раскрыть суть научной работы);
  • вывод (лаконично сформулировать вывод материала);
  • заключение;
  • список используемой литературы;
  • приложения.

Как написать научно-исследовательскую работу правильно

Опытные специалисты разработали единые верный алгоритм, который поможет написать качественную научно-исследовательскую работу. Учащийся должен тщательно изучить данную разработку и придерживаться этих рекомендаций. Тогда он сможет без проблем осуществить задуманное:

  • необходимо собрать всю доступную информацию о данной проблематике;
  • провести тщательный анализ и обобщить полученные знания;
  • грамотно разработать план действий;
  • подобрать метод, для проведения исследования;
  • провести исследование;
  • тщательно обработать полученную информацию;
  • нужно письменно оформить материал в виде целостного текста;
  • сдача работы на рецензирование;
  • предоставление к защите;
  • защита работы.

Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?

Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.

  • Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность научного характера, которая связана с научным поиском, проведением исследований, экспериментами.

В такой процесс включена не только учебная работа студента в вузе и подготовка рефератов и курсовых или написание ВКР, но и его внеучебная деятельность в научных кружках, на конференциях и в проблемных лабораториях.

Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?

Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.

Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.

В этом кроется отличие фундаментальных научных работ от прикладных НИР. Прикладные исследования, напротив, направлены на практическое решение технических и социальных проблем, в том числе с использованием достижений фундаментальной науки.

Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?

В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.

Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.

Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать исследовательский проект 10 класс
  • Как написать исследовательский вопрос
  • Как написать исследовательская работа 1 класс
  • Как написать исправленное исковое заявление
  • Как написать использованную литературу