Красноярский государственный медицинский университет
Кафедра поликлинической
педиатрии и пропедевтики
детских болезней с курсом
ПО
Зав. кафедрой, д.м.н., доцент
Галактионова
М.Ю.
Преподаватель:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
Ф.И.О., возраст ребенка
Куратор:
Студент (Ф.И.О), группа
Красноярск, 2008 г.
Схема написания истории
развития ребенка
(для студентов 5 курса
лечебного факультета)
Фамилия, имя, отчество
ребенка
Пол
Возраст
Дата рождения
Жалобы ребенка (или матери) т.е. основная причина,
заставившая обратиться к врачу или медсестре.
Настоящее заболевание, т.е. последовательное изложение всех деталей по
поводу жалоб с начала болезни.
Анамнез жизни ребенка:
Источником анамнестических сведений
являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты,
выписка истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего
возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что
ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и
умышленно ввести медицинского работника в заблуждение.
Для педиатра расспрос имеет особое
значение т. к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его
родственниками.
Очень важно быть предельно
доброжелательным, спокойным, уверенным в себе.
Следует спокойно выслушать родителей и
одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую
информацию.
Направить рассказ матери в зависимости
от ситуации
Во время опроса не делать заключения,
особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем
мероприятиям, которые применялись коллегами.
Детей младшего возраста заинтересовать
игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с
ребенком.
При расспросе рекомендуется соблюдать
определенную последовательность: анамнез настоящего заболевания, анамнез жизни.
При выяснении анамнеза жизни у детей до
3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального,
интранатального и раннего постнатального периодов.
При сборе анамнеза жизни у детей
старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа
жизни.
Эффективному сбору анамнеза способствуют
такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение,
понимание, сочувствие, доброта.
Анамнез жизни детей раннего
возраста включает: акушерский
анамнез матери, вскармливание и развитие ребенка, его предыдущие заболевания,
данные о лабораторных анализах, а также иммунизации.
Следует выяснить:
·
от каких по счету беременности и
родов родился ребенок;
·
были ли у матери аборты или
выкидыши, предшествующие данной беременности, и как закончились предыдущие
роды.
Очень важно уточнить
особенности течения беременности:
·
условия труда матери, желанный ли
был ребенок в семье;
·
были ли токсикозы;
·
болела ли мать острыми вирусными
заболеваниями (если «да», то в каком триместре);
·
не было ли во время беременности
обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала
женщина.
·
место рождения ребенка (имеются
различия в распространенности тех или иных заболеваний в различных
географических зонах)
Затем выявляют факторы риска для
здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности:
·
наступили ли роды до срока, в срок
или после срока;
·
продолжительность I и II
периодов родов, время отхождения околоплодных вод;
·
родовспоможение (кесарево сечение,
щипцы и др.),
·
осложнения в родах;
·
сразу ли закричал ребенок или
была асфиксия
·
оценка по шкале Апгар;
·
время первого прикладывания к
груди и активность сосания
·
масса и длина при рождении, МРК
·
выраженность и длительность
желтухи;
·
состояние пупочной ранки;
·
какой процент массы потерял
ребенок после рождения (физиологическая убыль массы) и к какому дню
восстановилась первоначальная масса.
Динамика психомоторного и
физического развития: с какого
возраста держит голову, поворачивается на бок, сидит, ползает, ходит, когда стал
улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы;
·
нарастание массы и длины тела на
первом году жизни и в последующие годы;
·
время и порядок прорезывания
зубов;
Вид вскармливания: естественное(грудное), смешанное, искусственное;
·
время и порядок введения
прикормов;
·
время отнятия от груди;
·
соблюдался ли режим кормления;
·
питание ребенка после 1 года;
·
любимые блюда;
Перенесенные заболевания;
Контакты с инфекционными больными;
Профилактические прививки: против каких инфекций привит ребенок, соблюдались ли
сроки прививок, были ли реакции на прививки и в чем проявлялись.
Анамнез жизни для детей старшего возраста:
·
какой по счету ребенок. Как
развивался в период раннего детства
·
поведение ребенка дома и в
коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает
·
перенесенные заболевания и
хирургические вмешательства
·
туберкулиновые пробы, и их
результаты. Контакт с туберкулезными больными
·
половое развитие ребенка (сроки
появления вторичных половых признаков и их последовательность).
Семейный анамнез:
·
возраст родителей (при рождении
ребенка, так как известно, например, что возраст родителей к моменту рождения
ребенка превышает 40 лет, то у ребенка повышается частота возникновения
некоторых генетически обусловленных аномалий);
·
их здоровье;
·
вредные привычки;
·
сколько детей в семье, их
здоровье;
·
все заболевания у кровных
родственников.
·
Генеалогическое дерево, начиная с
ребенка до дедушек и бабушек вверх – по вертикали, и до братьев и сестер – по
горизонтали. При необходимости объем генеалогического исследования может быть
расширен. Полученные данные отразить в генетической карте.
Социальный
анамнез – социально
бытовые условия, которые могут влиять на развитие ребенка. В этой части
анамнеза следует выяснить:
·
характер работы
родителей;
·
участие их в
воспитании ребенка дома или в детском учреждении, если он его посещает;
Выписка из истории развития
1.ФИО ребёнка _____________________________________________________________________________
2.Дата рождения и возраст ребенка_____________________________________________________________
3.Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________________
4.Мать (ФИО) /телефон/_______________________________________________________________________
5.Отец (ФИО) /телефон/________________________________________________________________________
6.Наличие заболеваний у родителей и родственников до рождения ребёнка (речевых, нервно-психических, хронических)___________________________________________________________________
7.Протекание беременности (токсикоз, травмы, инфекционные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, резус-конфликт, кровотечения, угроза выкидыша, вредные привычки матери и др.)________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
8..Какие по счету роды?_______________________________________________________________________
9.Характер родов(самостоятельные, оперативные, срочные, преждевременные, дородовое излитие .особенности о/пл.вод, безводный период и пр.)_________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
10.Сведения о новорожденном:
- Шкала Апгар_________________________________________________________________________
- Когда взял грудь______________________________________________________________________
- Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
- Наличие асфиксии_____________________________________________________________________
- Когда был выписан из роддома?_________________________________________________________
Другие особенности:______________________________________________________________________
11.Раннее развитие:
- Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)_______________________________________
- Наблюдение у невропатолога (причина)___________________________________________________
- Начал держать голову__________________________________________________________________
- Сидеть_______________________________________________________________________________
- Стоять_______________________________________________________________________________
- Ходить ______________________________________________________________________________
12. Перенесенные заболевания:
- 0-1год_______________________________________________________________________________
- 1-3__________________________________________________________________________________
- 3-7__________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________
13. Речевое развитие:
- Гуление_____________________________________________________________________________
- Лепет_______________________________________________________________________________
- Первые слова________________________________________________________________________
- Прерывание речевого развития_________________________________________________________
- Причины перерыва в речевом развитии__________________________________________________
14. Оториноларинголог_(шифр)_____________________________Подпись врача____________________
15. Офтальмолог ( шифр)___________________________________Подпись врача_____________________
16.Невролог( шифр)________________________________________Подпись врача_____________________
17.психиатр ( шифр) _______________________________________Подпись врача_____________________
«Д» учет» ( МКБ-10)_____________________________________________________________________
Дата: Подпись врача: _______________/____________________/
Документ история развития ребенка по форме 112/у является основным медицинским документом детской поликлиники, а также детских яслей, ясельных групп яслей-садов, домов ребенка. Она предназначена для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 14 лет включительно (школьников — до окончания средней школы).
История развития заполняется на каждого ребенка при взятии его на учет: в детской поликлинике — при первичном патронаже (вызове на дом) или при первом обращении в поликлинику; в яслях, яслях-садах и домах ребенка — с момента поступления в дошкольное учреждение.
Паспортная часть «Истории развития ребенка», в т.ч. касающаяся сведений о составе семьи, заполняется в регистратуре поликлиники при взятии его на учет на основании сведений родильного дома, родильного отделения больницы о новорожденном (форма N 113/у) «Обменная карта» (родильного дома, родильного отделения больницы) или медицинского свидетельства о рождении (ф. N 103/у) и опроса родителей.
Отсутствие медицинского свидетельства о рождении или данных о прописке не является основанием для отказа в обслуживании ребенка.
В детских яслях, ясельных группах яслей-садов и домах ребенка паспортная часть заполняется медицинской сестрой.
Медицинская сестра (в детской поликлинике — участковая) заполняет также раздел «Сведения о семье» при первом посещении ребенка на дому или первом обращении его в детскую поликлинику в части, касающейся наличия хронических заболеваний в семье. Для регистрации данных текущих наблюдений патронажной медицинской сестры за ребенком предназначен последний раздел «Истории развития ребенка».
Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. Все записи, сделанные врачами, должны быть ими подписаны.
Истории развития ребенка хранятся в картотеке регистратуры по годам рождения и передаются врачу в день посещения ребенком поликлиники или посещения врачом ребенка на дому.
Истории развития ребенка на детей до 1 года, как правило, хранятся в кабинете участкового педиатра для оперативного использования их в целях обеспечения систематического наблюдения за ребенком и своевременного проведения профилактических мероприятий.
При выбытии ребенка из-под наблюдения данной детской поликлиники на титульном листе «Истории развития ребенка» делается соответствующая отметка: указывается дата снятия с учета и причина (переезд, смерть; выбытие из детского учреждения). При переезде указывается обязательно — куда выбыл (адрес). В этом случае в целях обеспечения преемственности в наблюдении за ребенком его «История развития» по запросу с нового места жительства должна передаваться в соответствующую детскую поликлинику. При отсутствии запроса «История» хранится в картотеке регистратуры 3 года, а затем сдается в архив.
При достижении ребенком возраста 15 лет (или после окончания школы) «История развития» передается в поликлинику для взрослых по месту жительства.
История развития ребенка не только медицинский, но и юридический документ. В ней не разрешается производить подчистки, зачеркивания, изменения и дополнения в записях текущих наблюдений.
История развития ребенка используется для составления годового «Отчета лечебно-профилактического учреждения» — форма N 1 и отчета-вкладыша N 2 «О медицинской помощи детям».
Выписка из истории развития
11.04.2014 19:58
Как пишется выписка из истории развития ребенка? Есть мысль самой написать, если это только перечень заболеваний ребенка, т.к. с педиатром у нас сложно всё… А потом дать педиатру подписать или отредактировать если что не понравится.
11.04.2014 22:44
Вы с Луны?
Anonymous
11.04.2014 23:05
Нет, вполне себе земная. А что не так в моем вопросе?
Anonymous
11.04.2014 23:16
А вы выписку для кого готовите?
Anonymous
11.04.2014 23:15
Выписка для чего и кому? Вы врач? Может сходить к нормальному врачу? Вообще не поняла темы.
Anonymous
11.04.2014 23:55
пишет врач, это вся история развития и болезней ребенка.. мой вам совет, как только врач напишет не сразу сдавать ее куда вам нужно, а откопировать.. пригодиться.. ну не любят ее врачи писать…
12.04.2014 00:00
Поясню. Выписка нужна для похода к аллергологу-иммунологу. Наш педиатр на участке новый, работает не больше месяца, ребенка и его проблемы не знает совсем. Мужчина очень нерусской наружности, говорит с сильным акцентом. Общаться с ним тяжело — говорит быстро, но чтобы понять его, из-за его акцента надо прилагать усилия и активно вслушиваться. Вообще, у него такой вид, будто пациенты его утомили, ну просто достали. Как педиатр мне не нравится. У меня двое детей, болеют, к сожалению, часто. За этот месяц был явный косяк с его стороны и с младшим и со старшим ребенком и чисто организационные нестыковки. Далее, мы недавно переехали в этот район, карту заводили новую, старые карты я оставила дома, т.к. по новым правилам на руки их не дают, а нам бывают нужны они у узких специалистов. То есть в карте только копии прививок, последние выписки из больницы, анализы и приемы у врачей за последние несколько месяцев. Когда записывалась к иммунологу, среди прочих документов, анализов и справок, что надо с собой иметь на прием, нужно принести выписку из истории развития. Одна женщина говорила, что она сама пишет выписку и приносит педиатру только на подпись. Поэтому я и решила спросить как она пишется, чтобы, если это несложно, написать самой.
автор
12.04.2014 00:23
Ваши врачи совсем охренели, без выписки вас уже не примут? Что за идиотизм, особенно для аллерголога.
12.04.2014 00:25
У нас к аллергологу обязательна выписка, там история всех приступов, писал ее естественно наш врач из карты
Anonymous
12.04.2014 00:28
Т.е. мамы этой информацией не владеют? Совсем мам за идиоток считают?
12.04.2014 00:36
а Вы думаете мамы все помнят? у сына их с 4 лет больше 20 было например, и я не все помню от чего. Да и с какой радости автор требует подпись педиатра? мало ли что она понапишет, пускай тогда без подписи везет, только врятли врач примет такую бумажку.
Anonymous
12.04.2014 00:45
Т.е. без этой писульки доктор принципиально лечить ребенка не будет?
12.04.2014 01:57
скорее он не увидит полной картины, диагноз может быть ошибочный и это не писулька а официальный документ и собственно аллергологи не лечат, а выявляют источник аллергий, не видя четкой картины когда идут обострения, это сделать невозможно
Anonymous
12.04.2014 02:14
Ага, по выписке прямо видно что ел и пил ребенок. Не проще ли тупо сделать пробы?
12.04.2014 02:58
Все зависит от врача, наша да все в карте фиксировала, после первого приступа ложного крупа, ребенок сидел на диете и ему постепенно вводили новые продукты, потом выяснилось, что аллергия не пищевая совсем
Anonymous
12.04.2014 02:47
Запросите справку с прошлого места жительства, но мы когда сменили адрес, я запросила карту ребенка под расписку, что передам по новому месту жительства.
12.04.2014 02:50
еще я когда карта на руках, я ее сканирую дома, на случай потери