Как написать изложение 2 класс школа россии

ПАМЯТКА «Изложение текста»

_________________________________________________________________________

Этапы работы над изложением:

1.    Прочитай текст:

·     Какова главная мысль текста?

·     Сколько частей в тексте?

·     Прочитай каждую часть в отдельности. О чем говорится в 1 части? Во 2 части? и т.д.

2.    Проведи орфографическую подготовку:

·     Найди в тексте слова с орфограммами, объясни их написание.

3.    Перескажи текст по частям.

4.    Прочитай текст еще раз.

5.    Напиши изложение текста:

·      Напиши слово «Изложение».

·      На следующей строке напиши название текста (если таковое имеется).

·      Напиши текст по памяти. Если к тексту даны вопросы, то при изложении текста подробно отвечай на опорные вопросы по порядку. Старайся придерживаться точной передачи текста (как написал его автор).

В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.

На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.

Что такое изложение?

Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.

Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.

Чему изложение учит школьников

как писать изложение

Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:

  • понимать, о чем хотел сообщить автор;
  • определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выделять тему и главные мысли;
  • выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
  • создавать цельный текст со вступлением и заключением;
  • формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.

Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.

Виды изложений

Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.

Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.

Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.

Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.

Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.

Кроме того все изложения могут отличаться по объему.

Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.

Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.

Как учитель проводит урок

Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.

В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.

Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.

Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.

Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.

Этапы написания изложения для школьника

этапы работы над изложением

Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.

Подготовка

Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.

Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.

Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.

Написание текста

На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.

Проверка

Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Особенности написания сжатого изложения

Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.

Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:

  1. Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
  2. Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
  3. Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.

Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.

Как написать изложение на «отлично»

как научить ребенка писать изложение

Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.

  1. Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
  2. Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
  3. Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
  4. Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.

И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.

Как подготовиться к изложению в домашних условиях?

Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.

Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.

Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате

узнать подробнее

План-конспект семинара-практикума для педагогов.

Тема: «Методика написания изложений в
начальной школе»

Цель: поделиться опытом методики написания
изложений во 2 классе.


Уважаемые коллеги! Наша тема сегодня – «повышение качества образования в начальной
школе», и я считаю, что проблема развития речи младших школьников является
одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных
классах и с помощью написания изложений можно добиться повышения качества на
наших уроках.


Сегодня я хочу немного Вам помочь, как научить детей более качественному
написанию изложений. Все мы знаем, что связная речь- наиболее сложная сторона
речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными,
включенными в решение основной задачи.


Скажите, а что является единицей связной речи? (Текст) Вот сегодня мы как и
дети будем разбирать текст для изложения.


Прежде чем начать урок необходимо обязательно заинтересовать ученика, что самое
хорошее изложение (наиболее удачно составленные предложения):

·       
прочитают в классе

·       
повесят на стенд в классе

·       
наклеят красивую картинку

·       
прочтут на родительском собрании


Все мы знаем, что изложение текста представляет собой сочетание двух видов
речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение.
Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего
достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и
речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в
слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во
внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского.

 


Предлагаю, сегодня Вам поучаствовать в мастер – классе по написанию изложения
на примере текста «Птичья столовая» по УМК «Планета знаний».

Итак, отправляемся
на урок во 2 класс.

Ознакомление
с текстом.

— Что такое
изложение? (Письменный пересказ текста.)

— Какую цель мы
поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту)

— Я читаю текст, а
вы внимательно следите и называете главных героев текста.

— Кто главные
герои?

— В чем
заключается основная мысль текста?

— Что отражает
тему текста? (Заголовок)

— Как бы вы
озаглавили рассказ?  А вы знали, что особенность внешнего вида клеста – его
клюв, кончики которого перекрещиваются. Скрещенные кончики клюва позволяют
клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них
семена. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте,
к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. За
это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами»

— Это текст
описание, рассуждение или повествование?

— А в каком
предложении выражена основная мысль текста?

— Давайте еще раз
перечитаем текст, подумайте, на сколько частей можно его разделить? (на 3 части)

— Найдите в тексте
наши части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается 1 часть?

— Прочитаем первую
часть. Как вы думаете, какая основная мысль в этой части?

— Как мы можем
озаглавить первую часть?

— Отлично, кто
может пересказать 1 часть?

— Теперь переходим
ко 2 части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта
часть?

— Прочитаем вторую
часть. Назовите, какая основная мысль в этой части?

— Как можно
озаглавить вторую часть?

— Кто перескажет 2
часть?

— Теперь читаем 3
часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?

— Прочитаем эту
часть. Какая основная мысль в этой части?

— Как можно
озаглавить эту часть?

— Кто может
пересказать эту часть?

Обратите внимание,
что в тексте много имен прилагательных. Для чего автор сделал?

Работа
с планом текста.

— Найдите, что мы
отнесем к 1 части, 2 части, 3 части.

Составление плана.

Орфографическая
работа со словами и образными выражениями текста. Проговаривание.   

— Что будете
делать, если забыли или не знаете, как писать слово?

Объясняем
орфограммы в словах.

— Восстановите текст
с помощью картинок.

— Устные рассказы
по тексту с пропусками слов.

Учит подробному
пересказу с ориентиром на план.

Развивает
орфографическую зоркость.

— Теперь каждому
из вас предстоит записать текст. Вам поможет план (на ЭД). Сколько частей будет
в тексте? Не обязательно писать слово в слово, можно изменять
предложения. Помните о том, что писать нужно грамотно. В случае необходимости
нужно пользоваться словарём.

Самостоятельная
творческая работа.

Подведение
итогов урока

— Кто хочет
прочитать свой текст?

— Как вы считаете,
удалось вам пересказать текст письменно? Помогал ли вам план? Кто пользовался
словарём? В чём испытывали трудность? Как вы думаете, почему?

— Уважаемые
коллеги, напомню, что изложение как вид орфографического упражнения
характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на
основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.
Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда
учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения
правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения
используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к
изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После
написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в
которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

— Чем ярче и
необычнее пройдет первый урок ознакомления с таким видом деятельности как
изложение, тем легче будет детям с последующими работами не только с письменным
пересказом, но и с написанием сочинений.

Спасибо
за внимание!

Одной из важнейших педагогических задач
современной школы является подготовка учащихся
к самостоятельной познавательной деятельности.
Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с
каждым годом увеличивается поток информации, в
которой нужно уметь быстро ориентироваться,
выбирать главное. Обучение в школе расширяет
источники и возможности речевого развития детей.
Развитие речи – важная задача обучения родному
языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности,
средство коммуникации. Умения учеников
сравнивать, классифицировать,
систематизировать, обобщать формируются в
процессе овладения знаниями через речь и
проявляются так же в речевой деятельности.
Логически чёткая, доказательная, образная устная
и письменная речь ученика – показатель его
умственного развития.

Учащиеся изучают правила, где специально
излагаются нормы устной и письменной речи.
Помимо того, необходима планомерная и
целенаправленная работа над речью учащихся, над
её обогащением. Однако развивать речь не значит
только предоставлять детям возможность больше
говорить или писать, давать материал и темы для
устных и письменных выступлений. Детей надо
учить речи. Развивать речь – значит
систематически, планомерно работать над
содержанием речи, над её последовательностью,
учить построению предложений, вдумчивому выбору
подходящего слова и его формы, постоянно
работать над грамотным (орфографическим и
пунктуационным) оформлением мыслей и правильным
орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и
организованная по известной системе работа по
языку принесёт учащимся пользу, будет
способствовать овладению его формами. Особенную
трудность для детей представляет письменная
речь, которой до школы они не владеют и которой
они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения
грамматики и правописания и выработки речевых
навыков. Наиболее распространённым видом
самостоятельной письменной работы является
изложение текста. И настоящее время вопрос
обучения младших школьников написанию изложений
не утратил своей актуальности. В системе работы,
призванной развивать и совершенствовать
коммуникативно-речевые умения школьников,
изложения играют большую роль. Изложения –
традиционный, проверенный в практике обучения
вид работы по развитию связной речи. При работе
над изложением не только активизируется
пассивный словарь ученика, но в его речь входят
новые слова, над значением и употреблением
которых проводиться в классе определённая
работа, речь учащихся обогащается и другими
языковыми средствами выражения мысли. Под
влиянием языковых особенностей исходного текста
учащиеся начинают использовать в своей речи
более разнообразные по структуре и
стилистической принадлежности грамматические
конструкции. Анализируя содержание текста,
школьники учатся выделять главное и
второстепенное, доказательства и выводы, делить
текст на смысловые отрезки и устанавливать между
ними связь, составлять план. Предлагаем ряд
заданий, способствующих развитию у учащихся
навыка написания изложений.

Урок 1. Тема: Предложение как
основная единица речи

Зима. Ребята расчистили каток. Малыши катаются
парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!

— Сколько предложений услышали? Какое
предложение состоит из одного слова? Как вы
определили, сколько предложений в тексте? Что
такое предложение? Вспомни правило. Докажите, что
вы услышали текст. По каким признакам мы
определяем границы предложения на письме?

1. Работа над оформленным
предложением-образцом. Анализ готовых
предложений.

— Сказать, не читая, сколько здесь предложений
(по графическим знакам). Какой знак стоит в конце
каждого предложения?

Лесные звери готовятся к зиме. У белки в дупле
много орехов и грибов. Медведь ищет место для
берлоги.

— Прочитай каждое предложение. Что говориться о
зверях? О ком сообщается во втором предложении?
Что сообщается о белке? О чём узнали из третьего
предложения?

2. Деление сплошного текста на предложения.

А) Знакомство с текстом. Прочитай текст сначала
про себя, затем тихо вслух.

Пришла зима выпало много снегу реки и озёра
замерзли дети надели тёплые шубки

— О чём прочитал сначала? О чём говорится дальше?
О ком сообщается потом? Сколько мыслей высказано?
Сколько предложений в тексте? Озаглавь текст.

Б) Нахождение границ каждого предложения:

— О чём говориться в первом предложении? Сколько
выпало снега? Что говориться про реки и озёра? Что
узнали о ребятах?

Чтение каждого предложения. Выделение голосом
первого слова.

В) Исправление текста.

— Какие слова надо записать с заглавной буквы?
Какой знак надо поставить в конце каждого
предложения?

Д) Последовательно записать каждое
предложение. (Перед записью предложение
прочитывается хором по слогам)

Урок 2. Тема: Текст. Признаки текста

Лиса

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса.
Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
(По П. Афанасьеву)

— О ком здесь рассказывается? Какие две картинки
можно нарисовать к тексту? Что было с лисой
сначала? Из какого предложения об этом узнали?
Прочитай. Что случилось потом? (Прочитай два
следующих предложения). Чем всё закончилось?
Прочитай. Соответствует ли заглавие содержанию
текста? Какой случай произошёл с лисой? Можно ли
озаглавить рассказ “Случай в лесу” или
“Полакомилась!”? Обоснуй свой ответ.

3. Редактирование текста.

А) Прочитай предложения и назови то, которое
подходит по смыслу и содержанию рассказа: Лес
был густой. Лиса была голодна.

Б) Беседа:

— Поможет ли это предложение понять общий смысл
рассказа? Где в рассказе его лучше записать?
Прочитай дополненный текст. Какими словами надо
заменить слово “лиса”, чтобы оно не повторялось?
Почему же предложение “Лес был густой” лишнее?
По какому признаку подбирается к рассказу
заглавие?

В) Запись отредактированного текста.

4. Устная работа с текстом.

А) Выделение признаков связного текста.

— Перечитай текст без первых двух предложений.
Понятен ли смысл дальнейшего без вводных
предложений? Что будет, если убрать 3 предложение?

Б) Работа с деформированным текстом.

— Прочитай предложения. Почему их нельзя
назвать текстом?

А капкан цап лису за лапу! Шла лиса по лесу.
Неудача. Побежала лиса на запах. Вдруг она
почуяла запах мяса. Лиса была голодна.

Почему нарушилась связь?

Урок 3. Тема: Редактирование текста

1. Чтение текста.

Прочитайте заглавие. Снежная кукла.

— О чём, судя по заглавию, должен быть текст?
Прочитайте внимательно текст. Соответствует ли
его содержание заглавию?

Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли.
Зато кукла вышла хорошая.

2. Беседа. Соответствует ли содержание текста
заглавию? Почему?

Каким предложением нужно дополнить текст,
чтобы его содержание соответствовало заглавию?
(Из снега они лепили куклу. Они лепили снежную
куклу.)

— Куда надо поставить это предложение? Почему?
Соответствует ли теперь содержание текста
заглавию?

3. Самостоятельная работа. Списывание
дополненного текста.

4. Работа с текстом Л. Н. Толстого “Снежная
кукла”.

Снежная кукла

Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега
они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла
вышла хорошая. Глаза – угли. Нос – морковка
.

— Найди и прочитай предложения, которые
включены в текст. Какое из них лишнее? Почему
первое предложение оказалось лишним? Что нового
вы узнали из двух последних предложений?

— Что нужно изменить в рассказе, если мы не хотим
исключать из него первое предложение? Перескажи
отредактированный текста

Урок 4. Тема: Редактирование текста

Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой
рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая
хитрая мордочка. Лиса любит мясо.

А) Перечитай внимательно предложения.

— Что сообщается о лисе? Что главное: описание
лисы или сообщение о том, что любит лиса? Можно ли
озаглавить все эти предложения и считать их
текстом-описанием, или надо что-то изменить?
(Какое предложение здесь лишнее? Почему?)

Б) Текст-описание.

— Перечитай предложения. Можно ли их считать
текстом? Озаглавь текст. Все ли признаки
внешности лисы здесь перечислены, или пропущено
что-то существенное?

(Дополнить: У лисы большой пушистый хвост.
Предложение записывается на доску)

— Что надо сделать, чтобы составить
текст-описание с этими предложениями под
заглавием “Лиса”? (Убрать последнее
предложение, добавить новое)

— Подумай, после какого предложения уместно
вставить новые? Почему?

5. Самостоятельная запись отредактированного
текста.

6. Устная работа с текстом.

А) Прочитай текст.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька
всё ученье прошла, как будто её родители всему
Жальку научили. Жалька играла с льдинкой. Вдруг
Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не
подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода
бывает в жидком и твёрдом состоянии.

Б) Беседа.

— О ком этот текст? Кто такая Жалька? Какое слово
повторяется в тексте очень часто? Какими словами
можно заменить повторяющееся слово? Что вы
можете сказать про эту собаку, прочитав рассказ?
Озаглавь текст.

В) Прочитай текст, заменив повторяющиеся слова.

— Чем отличается текст от того, который читали в
первый раз? Какой вариант вам понравился больше?
Почему?

Урок 5. Тема: Составление текста по
вопросам, подсказывающим словам для ответа

1. Ознакомление учащихся с новым видом работы –
изложением (объяснение, что изложение – это
письменный пересказ текста).

2. Чтение учащимися текста, записанного на
доске.

Синичка

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У
окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка
влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала
клевать крошки хлеба.

3. Анализ текста.

— Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил
синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и
прочитай предложение, из которого об этом узнали.
Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её?
Из каких предложений вы узнали, что птичка была
голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими
словами названа в рассказе синичка? Прочитай.

4. Подготовка к записи текста по вопросам.

Вопросы Словарь
Когда это было?  
Кто прилетел к окну?  
Кто стоял у окна?  
Что сделали дети? форточку
Куда влетела синичка? в комнату
Как вела себя голодная птичка? Голодная _ _ клевать _ _.

Учитель предлагает детям ответить на каждый
вопрос (кроме последнего)

— С каких слов начинается первое предложение
(второе)? Обдумай два следующих предложения.
Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым.
Каким словом надо заменить слово “дети” в
четвёртом предложении? Каким предложением можно
ответить на последний вопрос, чтобы объединить в
ответе два последних предложения? Попробуйте
составить предложение по схеме.

5. Пересказ текста по вопросам.

6. Запись текста в процессе коллективной работы.

Запись заглавия. Чтение первого ответа.
Проговаривание предложения-ответа по слогам.
Запись первого предложения и аналогично второго.

Третье, четвёртоё и пятое предложения дети
записывают самостоятельно.

Ответ на шестой вопрос восстанавливается по
схеме, проговаривается и записывается учащимися.

7. Самопроверка.

Урок 6. Тема: Изложение зрительно
воспринятого текста

1. Подготовительная работа.

А) Чтение текста учащимися.

Лось

Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и
ветки.

Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным
добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль.
Взрослым помогают школьники.

Б) Беседа:

— Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой?
Как люди помогают животным? Кто помогает
лесникам? Сколько частей в тексте? Прочитай
первую часть. Что ты узнал о лосе из этой части?
Прочитай вторую часть текста. О чём говориться в
этой части?

В) Орфографическая подготовка.

Объясните, какими буквами обозначена мягкость
согласных в словах: лось, большой, лесной зверь,
ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники
(слова записаны на доске).

Объясните написание гласных после шипящих в
словах: животным, пищу.

Запомните, как пишется слово “помогает”.

2. Пересказ отдельных частей текста.

3. Повторное чтение текста.

4. Написание текста.

Самостоятельная работа учащихся. Ответы на
вопросы плана.

-Кто такой лось? Что он ест? Чем засыпана трава
зимой? Что тяжело добывать животным? Что подвозят
им лесники? Кто помогает взрослым?

Итак, вся работа строилась в соответствии с
целью работы: Сформировать умение связно
излагать текст. На последнем этапе детям
предлагалось написание повествовательного
текста, который являлся итоговым и
контролирующим результат проведения обучения.

Библиография

  1. Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. – М.:
    Просвещение, 1995.
  2. Рамзаева Т. Г. Львов М. Р. Методика обучения
    русскому языку в начальных классах. – М.:
    Просвещение, 1979.
  3. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи
    учащихся. – М.: ИНТОР, 1998.

Русский язык. 2 класс.

Урок 9. Изложение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Способы конструирования предложений с помощью опорных слов.

2) Правила оформления текста на письме.

3)Правила подбора заголовка к тексту.

Тезаурус:

Изложение– устный или письменный пересказ текста.

Заголовок–это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.

Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 16–22.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева.– М.: Просвещение, 2017. – С. 8–11.

3. Щёголева Г. С. Моя письменная речь: учебн. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – СПб.: Специальная Литература, 2017.– С. 8–11.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вспомните, что такое изложение.

Изложение – устный или письменный пересказ текста. Прочитайте внимательно текст. Попробуйте его пересказать. Составить предложения для пересказа вам помогут опорные слова. По ним можно определить основное содержание текста. Обратите внимание, из каждой строчки слов составляем только одно предложение. Предложений будет столько, сколько строчек. Чтобы предложение получилось понятным, надо добавить недостающие слова и слова, которые помогут связать предложения в тексте.

Текст можно разделить на части. Выделяют три части текста: вводную, основную и заключительную. Каждая новая часть пишется с красной строки.

Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему или главную мысль рассказа. Подумайте, какой заголовок наиболее удачный к тексту. Заголовок нужно писать в центре первой строки.

При записи текста, слова нужно записывать грамотно, диктуя себе каждое слово. Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.

Теперь, используя опорные слова, попробуйте составить текст. Помните, в предложении слова, содержащие новое, стоят в конце. После записи текст нужно проверить. Прочитайте получившийся текст. Подумайте, всё ли в нём понятно. Проверьте по опорным словам.

Примерный разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Дождь.

Вставьте недостающие по смыслу слова в предложения.

Вдруг набежала __________. Ветер закачал _________. Застучали частые __________ дождя.

капли деревья туча

Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.

Правильный ответ:

Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя.

Задание. Гроза.

Восстановите порядок предложений в тексте.

По дороге они укрылись в шалаше.

Светило солнце.

Ветер закачал деревья.

Вдруг набежала туча.

Вася и Рая рвали на лугу щавель.

Дети помчались домой.

Застучали частые капли дождя.

Подсказка: правильно составленный текст изменит цвет.

Правильный ответ:

Светило солнце.

Вася и Рая рвали на лугу щавель.

Вдруг набежала туча.

Ветер закачал деревья.

Застучали частые капли дождя.

Дети помчались домой.

По дороге они укрылись в шалаше.

Что такое изложение? И как научиться его писать?

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

мальчик-пишет

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

дети-в-классе-пишут

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

учитель-диктует

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

дети-слушают-учителя

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

школьники-пишут

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.мальчик-задумался
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!пятерки-в-дневнике

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!

Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!

Технологическая карта

Предмет: Развитие речи

Ф.И.О. студента: Чалая Екатерина Валентиновна

Класс: 2 в Дата: 16.02.2016

Тема урока: Обучающее изложение. 

Оборудование: раздаточный материал, презентация

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Научить передавать содержание текста по вопросам

Задачи урока:

Обучающая: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.

Развивающая: Развивать письменную речь, орфографическую зоркость через работу с изложением.

Воспитывающая: Воспитывать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению.

План урока:

  • Организационный момент — 2 мин.

  • Актуализация знаний – 7 мин.

  • Физкультминутка – 2 мин.

  • Изучение нового материала – 15 мин.

  • Закрепление изученного материала – 15 мин.

  • Итог урока – 3 мин.

  • Рефлексия – 2 мин.

Этапы урока

№п/п

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организацион-ный момент

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создание благоприятной обстановки.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валентиновна, сегодня урок буду вести у Вас я.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою —

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

— Здравствуйте Екатерина Валентиновна! (дети встают и здороваются)

Дети проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД: создать условия для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять личностную рефлексию.

2.

Актуализация знаний

Цель: Мотивировать к самостоятельному выполнению пробного действия

-Ребята, отгадайте эти загадки, и вы узнаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке.

1.Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

2.Мягкие лапки, а на лапках царапки (Открывается иллюстрация к тексту на доске – слайд 1).

— Мы будем говорить о кошках, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.

-Что такое изложение и для чего мы пишем изложения?

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить: (слайд 2).

— Давайте вспомним, что такое текст? Назовите признаки текста.

— Также, нам с вами необходимо знать, что такое изложение и

какие правила необходимо соблюдать при записи текста по памяти (слайд 3)

Итак, записываем в тетради число, на следующей строчке, посередине – с заглавной буквы слово «Изложение».

Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение. (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом – карточка с цифрой 1).

Но, ребята, у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? «Васька» — это слово пишется с заглавной буквы потому, что это кличка кота. Название текста тоже запишите.

— Кошка (кот)

— Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме

— Текст – это 2 или несколько предложений, связанных по смыслу и стоящих в определённом порядке. Признаки: заголовок, начало, осн. часть, концовка, ключевые слова, осн. мысль.

Записывают в тетради: «изложение». Придумывают название текста, записывают его.

ПУУД:

умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

логические — анализ объектов с целью выделения признаков

РУУД:

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, определить успешность выполнения своего задания в паре

КУУД:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.

Изучение нового материала.

Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.

Знакомство с текстом, чтение текста учителем ещё раз – слайд 5.

У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. 

Вопросы к тексту: (слайд 6)

— Почему Ваську назвали проказником?

— Удалось ли Ваське исполнить свой замысел?

— Чем закончилась история про кота?

План текста (слайд 7)

У вас на партах есть карточка с цифрой 2. Эта карточка с планом и опорным словами к каждому пункту плана. Наш текст состоит из 4 частей. В каждой части есть предложения. К каждому предложению вопрос. Отвечая на этот вопрос мы составляем предложение.

Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.

Давайте его разберём. (Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).

Словарная работа (слайд 8) (даётся карточка с данными словами, одна на парту – с цифрой 3)

Будем внимательны при написании следующих слов: проказник, однажды, гнездо, заметил, увидел, полез.

— Все эти слова непроверяемые, их необходимо запомнить!

— Словарные слова: на берёзе, большой.

— Читаем текст ещё раз вместе и разбираем остальные орфограммы, выделяем их на карточке с текстом (слайд 9)

— План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте, даю вам 5 минут и после — карточки у вас соберу.

Слушают учителя.

— Потому, что кот полез на дерево за грачом, и т. д.

— Нет, грач клюнул его в лоб.

— Васька убежал домой.

Разбирают план и отвечают на вопросы.

— Разбирают орфограммы и читают текст вместе с учителем.

ПУУД:

Структурирование знаний, построение речевого высказывания,

логические — анализ объектов с целью выделения признаков

КУУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

РУУД:
Уметь работать по коллективно составленному плану.

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)

И сказали три кота:

-Ах, какая красота! (Хлопки в ладоши)

4.

Закрепление изученного материала.

Цель: выявить границы применения новых знаний.

— Теперь прочитаем текст вместе, затем вы прочитаете его ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте, даю вам 5 минут и после — карточки у вас соберу.

— Теперь попробуйте написать изложение. У вас на партах есть карточки с орфограммами, с планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк. Предложение пишем с заглавной буквы и в конце – знак препинания, у нас с вами это «точка».

— Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)

— Читают текст и пересказывают его друг другу.

Несколько детей читают своё изложение

КУУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ПУУД:

Структурирование знаний

РУУД:

Целеполагание, планирование

5.

Подведение итогов урока.

Цель: Зафиксировать новое содержание урока.

-Кому на уроке было легко? Сложно?

-Кто может про себя сказать, что ему удалось передать содержание текста?

— Какие правила нужно соблюдать при написании изложения?

Дети подводят итог: чему они научились за этот урок

РУУД:

Оценивание своей деятельности

КУУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме

6.

Рефлексия.

Цель: Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности

Слайд 11 + раздаточный материал

Дети на раздаточном материале отмечают тот смайлик, который соответствует их уровню знаний

ЛУУД: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать изложение 2 класс видеоурок
  • Как написать изжарить
  • Как написать игру на java на android
  • Как написать игру на java intellij idea
  • Как написать игру на ios