Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.
Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.
1.
Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»
Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.
2.
Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.
3.
Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.
Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?
4.
Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.
5.
Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).
6.
В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.
Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.
Это занятие само по себе подводит электроды к мозгу, и через какое-то время он заискрит.
Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.
Опять же автор в этот момент похож на шизофреника, но такая техника работает.
7.
Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.
8.
Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.
9.
Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».
10.
Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.
Назначьте себе цифру, за которую выходить нельзя.
Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».
11.
Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.
Все наоборот.
Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.
12.
Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.
13.
Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.
14.
Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:
- высокая читаемость — до 10% длинных слов;
- средняя читаемость — 10–30% длинных слов;
- низкая читаемость — свыше 30%.
15.
Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.
16.
Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).
17.
Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.
18.
Пишите афоризмами.
Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.
Подготовлено по материалам книг:
«Автор, ножницы, бумага»,
«Бизнес-копирайтинг».
Все картинки поста — отсюда.
Текст влияет на всю нашу жизнь. Мы сталкиваемся с ним ежедневно и очень много пишем: на учебе, работе, для постов в соцсетях… Зачастую по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас.
Почему так трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще. ..Так как же сделать, чтобы вам не был мучительно стыдно за свои тексты? Как научиться писать интереснейшие статьи?
Читайте советы о том, как научиться писать тексты!
Курсы копирайтеров в Санкт-Петербурге
1. Визуализируйте все, о чем пишите
80% информации, которую человек получает ежесекундно, он получает с помощью зрения. Логично, что если мы хотим донести до читателя максимум информации, то нужно использовать самый эффективный путь.
Ученые доказали, что лучше всего воспринимаются тексты, в которых прописаны конкретные выражения, позволяющие сформировать определенный образ.
Чтобы читатель от «Вроде понятно» пришел к «Я понял», нужно визуализировать для него образы.
2. Вступайте в диалог с читателем
Распространенная ошибка начинающих авторов – намеренное усложнение текста.
Они пытаются выглядеть умнее, вставляют профессионализмы (а зачастую и канцеляризмы) направо и налево, используют выражения а ля «Как мы все знаем…» или «Очевидно, что…» в тех случаях, когда все на самом деле далеко не очевидно. Пишут длинными сложночитаемыми предложениями и так далее.
В большинстве случаев читатели разделятся на две половины: одни поверят в «великий гений» такого автора, а их самооценка упадет ниже плинтуса, другие скажут: «Да кто ты вообще такой, что передо мной хохлишься?» и перестанут читать. Поэтому не надо так писать.
— Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением
Стивен Пинкер, лингвист Гарвардского университета
А как надо правильно писать?
Надо быть с читателем на одном уровне. Используйте так называемые «кулерный тест»: Представьте, что вы читаете свой материал приятелю, с которым встретились у кулера на работе. А еще лучше, дайте прочитать текст кому-нибудь другому. Другу, коллеге, любимому человеку. И задайте три вопроса:
- Приятно ли ему будет вас слушать?
- Поймет ли он вас?
- Сделает ли правильные выводы?
Если ответ на все три вопроса «да», то вы написали отличный материал.
—В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в «Живой Журнал» или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное
Олег Кашин, журналист и автор личного блога
В общем, разговаривайте с читателем, как с другом, тогда даже самые требовательные и занятые люди найдут время на ваш текст или статью.
3. Не тяните, скрывая главное
В самом начале материала подарите читателю главную мысль. Если он не поймет, в чем тут «соль», то воспринимать текст будет тяжело.
Представьте, что главному редактору спортивного издания скажут, что юношеская сборная России обыграла своих ровесников из Испании. Несмотря на то, что это сфера его профессиональных компетенций, он ничего не поймет.
Какая сборная? Юношеская – это и до 18, и до 16, и до 14. В каком виде спорта обыграла? Футбол? Баскетбол? Хоккей? Возникает масса вопросов даже у подкованного в теме человека.
А что если ваш читатель – новичок? Он не поймет ничего и почувствует себя идиотом. Это негативные эмоции. Они ассоциируются с вашим блогом, либо изданием. Итог – вы потеряете читателя. Это плохо.
Поэтому всегда выдавайте основную мысль в начале, чтобы читатель мог ориентируясь на нее воспринимать материал. В интриге нет никакого смысла, если человеку непонятно, о чем вы тут рассказываете. Тогда он бросает читать.
4. Откладывайте текст в «долгий ящик»
После того, как написанный материал приведен к оптимальному виду (с вашей точки зрения), закройте его и отложите до следующего дня. Займитесь другими делами. Можно начать работу над следующим текстом, главное – к уже написанному больше не прикасайтесь.
На следующий день откройте материал и перечитайте еще раз. Вероятнее всего, будут детали, которые захочется исправить, дописать или поменять. Исправьте, но на этом лучше остановиться.
Помните: лучшее – враг хорошего, а автору почти всегда не нравится его творение.
Окончательное редактирование материала проводите не раньше, чем через сутки после его написания.
5. Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию!
Банальные ошибки в написании слов или постановке запятых могут серьезно испортить о вас впечатление.
Если с вами периодически случаются такие казусы, то глупо предлагать вам повторить школьный курс русского языка. Вероятнее всего, у вас на это нет времени.
В таком случае, постарайтесь проверять свои тексты через специализированные онлайн – сервисы или в Microsoft Word.
Сервисы для проверки орфографии и пунктуации в тексте:
- Text.ru — простой и понятный сервис для быстрой проверки текста, там же можно проверить уникальность текста.
- ArtLebedev — набор из нескольких крутых сервисов на каждый день для профессионального копирайтера и журналиста;
- Яндекс. Спеллер — сервис от компании Яндекс для проверки грамотности текста, можно встроить в свой сайт.
Лучше 100 раз проверить и убедиться что все хорошо, чем один раз расслабиться и потом краснеть. Всегда проверяйте написанный текст на грамотность!
6. Пишите как можно больше
Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.
С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.
Пишите каждый день, набивайте руку.
- Стивен Кинг пишет 6 страниц в день,
- Джеймс Паттерсон – 4 страницы,
- Джеймс Джойс считал удачным день, когда он добавлял в текст 6 новых букв.
- А вы сколько страниц (слов, знаков) пишете в день?
Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.
Читайте классическую литературу. Но не забывайте почитать и что-нибудь другое — иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого.
— Надо много читать, я бы даже сказал – читайте все. Не составляйте себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читайте всё подряд, включая всякий информационный мусор. Нужно иметь представление: что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны
Олег Кашин
В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).
Cо временем у вас выработается собственный неповторимый стиль.
Читайте как можно больше, это расширяет словарный запас и тренирует мозг.
На самом деле, все не так сложно, как кажется. Если вы будете работать в соответствии со всеми правилами, указанными выше, то со временем выйдете на хороший уровень письменной речи.
Подборка профессиональной литературы, которая действительно поможет писать хорошие и интересные тексты:
- Нора Галь «Слово живое и мертвое»
- Максим Ильяхов и Люда Сарычева «Пиши, сокращай»
- Виктор Орлов «Суперзаголовок»
- Денис Каплунов «80 правил копирайтинга»
- Вадим Максимов «Стилистика и литературное редактирование»
- Аркадий Мильчин «Справочник редактора и автора»
- Лидия Чуковская «В лаборатории редактора»
Разумеется, это только базовые рекомендации. Есть еще тысячи тонкостей, которые учитывают настоящие мастера письма. Но начинать нужно с малого.
7 правил, которые научат вас хорошо писать:
1) Визуализируйте то, о чем пишете
2) Вступайте в диалог с читателем
3) В самом начале раскрывайте основную мысль
4) Редактируйте текст спустя сутки после написания
5) Всегда проверяйте текст на грамотность
6) Как можно больше пишите
7) Как можно больше читайте
Уверен, у вас все получится!
Вам также может быть интересно:
- Лучшие курсы копирайтинга
- Как быстро освоить навык слепой печати: 5 лучших клавиатурных онлайн-тренажеров
- Как стать журналистом: советы от успешных опытных журналистов
Дата публикации:17.02.2017 @ 12:39
Это не формула для написания текстов типа AIDA. Это чек-лист, который помогает мне написать текст, чтобы за него не было стыдно. Как и всё в этой жизни — текст любит структурированный подход. Посты, статьи, сценарии, пуши, отношения — работает всегда и со всем.
Глава 1. Вопросы
Для начала определить, кому и зачем пишется текст. Задаюсь вопросами:
Куда пишем? В зависимости от места размещения, могут использоваться разные форматы. Если это карусель, то смотрим другие карусели. Если это статья на VC, то смотрим на другие статьи. Если это пост в Телеграм, то смотрим структуру постов на каналах.
Поднимайте уровень насмотренности, это важно.
Для чего будут читать? Такой вопрос поможет сформировать заголовок и задаст направление тезисов. О сложном простыми словами, помогаем решить проблемы или жёстко навариваемся на страхах, неосведомленности и непростых жизненных ситуациях.
Какая польза для читателя? Эта польза должна всасываться с первых слов.
Что хотим получить? Продажи, подписки, доверие, пожертвования. Посмотрите, как это делают другие. Ссылки из текста, на которые вы незаметно для себя перешли — работают. Значит, сработают и на других, поэтому разбейте такой текст на блоки, поищите взаимосвязи. Подумайте, как это можно использовать у себя.
Как не надо делать? Ыыы, войти в айти кринж. Кринж — что не работает, а мы с вами работаем, думаем головой, структурируем, поэтому всё норм. Поищите в интернете самые неудачные кейсы на вашу тематику и используйте их
Либо принять как урок, либо чутка переиграть, и будет сладкий рабочий текст. Нерабочий текст остаётся в тишине — без комментариев, лайков и подписок.
Глава 2. Структура
Тезисы. Собираем важнейшее ядро нашего текста. Читаем посты, листаем статьи, смотрим видео. Всё самое важное коротко записываем и собираем. Не бойтесь тратить время на поиски.
Каждый написанный вами текст учит чему-то новому — вы становитесь круче, а ваши услуги дороже. Не стесняйтесь вкладывать всю душу. Вы никогда не работаете на кого-то, вы работаете на себя. Каждая статья, пост, пуш — часть портфолио, доказательство крутости.
Планировка. Есть задача, есть миллион тезисов — их нужно отсортировать. Планируем структуру текста так, чтобы она работала. Раскладываем тезисы по полочкам и двигаем их, пока не добьемся идеального результата по логическим взаимосвязям:
Так эта статья выглядела на стадии планирования. Зацените сочетание иконки с обложкой!
Глава 3. Ура писать
Очерк. Всеми предыдущими действиями мы погрузили себя в поток и готовы высказать всё, что накопилось. Живо открываем чистый лист и начинаем накидывать всё подряд с учётом планировки. Расписываем тезисы детальнее, тем самым придавая им массы — так из коротенького высера они превращаются в жирные, сочные абзацы. Плюйте на грамотность и запятые, пишите так, как текут мысли. Я так чувствую.
Допишите до конца.
Небольшая пауза. Вдохнуууууули, выыыыдохнули и посмотрели, что я наделал в Midjourney — это нейросеть, которая делает из слов картинки
Красота. Теперь нашему тексту нужно отлежаться. Погуляйте, займитесь другими делами, вы молодец. Обычно я оставляю текст на ночь.
После перечитки текста вы немного себя отругаете, но поправите формулировки, уберёте лишнее, что-то добавите. Повторяйте до идеального результата. Мне нужно 2-4 раза, чтобы я был доволен своей работой.
Финалочка. Отправьте текст друзьям, коллегам — попросите оценить и указать на проблемные моменты. Доработайте с учётом замечаний. Снова дайте отлежаться. Красиво? Выпускайте в свет.
Эпилог
Сначала может не получаться, но если усердно придавать форму, то будет шикарный продукт — относитесь к любому делу, как гончар к вазе.
Задавайтесь простыми вопросами, ведь они всегда дают исчерпывающие ответы.
Спасибо!
- Агрессивно прошу подписаться на мой Телеграм-канал: «Старый Рйонмей»
- Каково прочитать статью из-за слова «Лень» в заголовке?
Остались вопросы? Пойдёмте в комментарии 📸
Они пригодятся тем, кто хочет чётко доносить свои мысли в личном и деловом общении.
В издательстве «МИФ» вышла книга с мотивирующим названием — «Пиши, ленивая *опа». Это пособие для тех, кому нужно писать не для заработка, а для себя или для общения с другими. Автор — Паша Федоров, директор по продакшену в «Палиндроме», создатель Telegram‑канала «Паша и его прокрастинация» и бывший шеф‑редактор Лайфхакера. Предлагаем прочитать отрывок из шестой главы и узнать, как облечь свои мысли в понятный текст.
1. Будьте честны
Честность — вежливость королей и хороших писателей. Когда вы честны с читателем, он платит вам любовью (или её имитацией). Не пытайтесь обдурить людей: они поймут.
Если вы блогер, пожалуйста, не пытайтесь выдать рекламу за нерекламу. Это чаще всего выглядит глупо, наигранно и нечестно. У многих есть аргумент «меня читают умные люди, они понимают, где реклама, а где нет». Да, это так. И в этом как раз и заключается проблема: люди видят, что это реклама, и чувствуют фальшь. И доверие по чуть‑чуть, по капле, но падает. Вам не надо вешать транспарант «ЗА ЭТОТ ПОСТ МНЕ ЗАПЛАТИЛИ», но даже лёгкий намек очистит вашу совесть.
Но не забывайте: некоторые люди могут быть невнимательными. Однажды мне написала подписчица канала: рассказала, что ей нравится, и добавила, что единственные посты, которые её бесят, — записи про школу английского. «В общем, канал очень полезный, но вот этот конкретный пост — отборная чушь». Стоит ли говорить, что это была серия публикаций с хештегом #реклама? А она его даже не заметила.
2. Не выпендривайтесь, если не умеете
«Пролившийся на отдельные слои карельских бюджетников золотой дождь вызвал целую гамму чувств — от радостного удивления до обиды и недоумения. Мало кто понял, что это, собственно говоря, было».
Всегда, когда можно сказать прямо, говорите прямо.
3. Финтифлюшки
Этим кракозябристым словом я называю все слова и обороты, которые не играют роли в тексте, но нужны, чтобы передать правильные эмоции, тональность, настроение: шутки, сравнения, уменьшительно‑ласкательные интонации.
Сначала дело, а потом финтифлюшки и красивости.
Поясню на примере. У вас небольшой интернет‑магазин, нужно написать страницу «Доставка» на сайт. Вы, такие все модные, заверстали страничку, наполнили её умными оборотами «не работаем с» и «соблюдаем принципы», добавили больших картиночек, чтобы управлять вниманием. Круто, сочно, мощно!
А вот ваш клиент. Он заходит на страницу, чтобы узнать, доставляют ли до села Хренюковичи и сколько это стоит. И вот перед ним моднявая вёрсточка. И ему совершенно наплевать, что у вас за принципы. Он хочет знать, что там с Хренюковичами. Ему некогда читать ваши финтифлюшки: ему надо послезавтра своей Матроне вручить подарок. Он хочет понимать, доедет ли до его села посылка и не разорится ли он на доставке. И он либо хаотично проскроллит страницу, либо, если он продвинутый пользователь ПК, нажмёт Ctrl + F и вобьёт в поиск по странице какую‑то ключевую фразу. А потом плюнет себе под ноги и почешет за подарком в универмаг.
Короче, важное — в начало. А красивости, если совсем невмоготу, потом.
4. Чем короче, тем лучше
Чем в предложении или абзаце меньше слов, тем лучше. Чем короче, тем понятнее. Тем не менее не стоит доводить этот совет до абсурда и сокращать каждое предложение до подлежащего и сказуемого.
«Я пошёл. Пришёл. Сделал дела. Вернулся домой. Лёг спать. Хороший день».
Нет‑нет‑нет, не надо делать из себя бездумную машину по убиванию «лишних слов». Вспомните Оруэлла и новояз. Нам же нужно больше разных и красивых слов, но меньше. Я, когда пишу текст, формулирую его прямо на ходу. Из‑за этого повествование сбивается и появляются лишние куски. Пока пишу, есть ощущение, что они ни фига не лишние, а очень даже в тему и решают важную задачу. А начинаю переписывать — тьфу, на кой чёрт я сюда это тупое сравнение вписал? Понимаете, к чему я?
Чем короче вы пишете, тем понятнее выходит. Если вы вырезаете из текста лишние слова и фразы, то сокращаете читателю путь до основной мысли.
Смотрите:
«Выйдя со двора, я вдохнул запах листьев: осень уже приближалась, а я тем не менее ещё шагал в шортах и футболке, даже несмотря на прохладный ветер, — просто мне было тепло, тем более что шёл я на футбол».
Что мы узнали? О, да много чего. А теперь:
«На улице было прохладно, но я пошёл на футбол в шортах и футболке».
Что мы узнали теперь? Гораздо меньше, но ничего важного не потеряли. Просто убрали излишнюю художественность. Само собой, если ваши посты собирают тысячи лайков именно за такие подробности, просто игнорируйте мой совет. Но если нет — сокращайте.
Однако не злоупотребляйте.
Без длинных предложений, которые так странно построены, что кажется, будто они уже кончились и началась новая мысль, но нет, это всё ещё то же предложение, в которое напихали кучу всего и, возможно, не до конца согласовали, пропустили запятые или добавили лишние, а оно всё никак не кончается и не кончается, а ведь проблема таких предложений как раз в том, что люди теряют мысль, понимают, что им здесь не рады, и потому уходят, — думаю, нет смысла говорить, что вам это не приносит никакой пользы, а только вред и разочарование со стороны того, кто мог бы стать вашим ярым фанатом и восславлять все ваши творения во имя лучших людей этой Вселенной.
Поняли, что я хотел сказать? Вот и я уже не понимаю.
Как быть?
Просто перечитайте вслух! Все места, где спотыкаетесь, заслуживают внимания: где‑то можно сократить, где‑то добавить подробностей, где‑то поменять местами. Но не забывайте: делать это надо, когда уже готов первый черновик, а не в процессе. Иначе внутренний критик загрызёт вас.
Пишите короче, но не доводите до абсурда.
5. «Читатель должен катиться по маслу»
Этот совет мне когда‑то давно дал Влад Цыплухин, главный по продукту в издательском доме «Комитет». Дословно фраза звучит так (пришлось переворошить гору переписки, но я нашёл):
В тексте должен быть сюжет, читатель должен катиться по маслу с первой строчки до последней. Лучший способ написать хороший текст — двадцать раз его самостоятельно перечитать.
Ага‑ага, не лучшая метафора. Тем не менее довольно точная.
Если читатель идёт по тексту и постоянно спотыкается, это плохо. Или закроет, или не поймёт, или разозлится — куча вариантов, при которых всё идёт не по плану. Старайтесь делать так, чтобы читатель будто на ледянке скатывался по тексту.
Как быть?
Не поверите: перечитать вслух. И снова обратить внимание на все места, где спотыкаетесь. Незнакомое слово? Сложный оборот? Переписать и заменить!
6. Не пишите так, как говорите
Часто в книгах или блогах можно встретить совет: «Пиши, как будто говоришь». Пожалуйста, не надо. Когда мы говорим (если не готовились заранее), то мысли формулируем на месте: выбираем не самые простые конструкции, часто повторяем мысли. Это совершенно нормально.
Текст должен быть лаконичнее и чётче, чем речь.
Текст помогает сформулировать мысли, сфокусироваться и сказать только то, что вы хотите. Можно подумать. При разговоре такой блажи у вас часто нет.
Попробуйте писать не так, как говорите. Попробуйте говорить, будто пишете.
7. Мыслите мельче
Представьте: структура готова, и прямо сейчас ваша задача — написать абзац. Не статью целиком, не главу, не страницу — абзац. Как только этот рубеж преодолён, пора приниматься за новый. Большой текст — просто текст на много абзацев, а не большое беспробудное древнее зло, которое надо перепрыгнуть за один раз. Наоборот: чем мельче вы мыслите в процессе, тем лучше. Пишите абзацами, а не статьями.
Чтобы спланировать текст целиком, мы и говорили о структуре: вы просто выстраиваете скелет, строите мост (да, вот такие банальные метафоры лучше не использовать, плохой Паша, плохой). И просто взбираетесь на него.
Если вы смотрите на текст целиком, то легко застрянете. И хорошо, если где‑то посерединке или даже ближе к концу. С гораздо большей вероятностью вы просто не начнёте, потому что: ну это же сколько писать, да кто вообще с этим справится, да что такое творится‑то! А если вы воспринимаете свою работу как лестницу со ступеньками, то понимаете: одна ступенька, вторая, третья — и вот уже не так страшно, и вот уже ты где‑то наверху, и теперь главное — не смотреть вниз. Или смотреть и восхищаться собой.
Пишите текст абзацами, а планируйте до того, как начали.
8. Главное, чтобы вас понимали
Если вы пишете что‑то увеселительное, например любовный роман или заметку на «Пикабу», то главное, чтобы читателю было интересно. Во всех остальных случаях приоритетная задача — чтобы читателю было понятно.
Статья, пост в соцсети, личное или деловое письмо — задача всех этих текстов в том, чтобы вас поняли и правильно отреагировали.
И вот как раз для того, чтобы вас понимали, нужно строить адекватную структуру, подбирать незаезженные слова и проверять текст на ошибки. А не потому, что так принято.
Главное, чтобы вас понимали.
9. Боязнь простоты
Боязнь простоты — это когда человек опасается написать слишком просто, поэтому начинает докручивать текст всякими финтифлюшками, украшательствами и прочей бижутерией.
Вот, например, объявление в детском саду:
«29 мая делаем прививки». Не, как‑то слишком тупо и просто.
«29 мая будут сделаны прививки». Ну вот, стало получше. Но ещё как‑то несерьёзно.
«29 мая будет произведён процесс установки прививок». Вот, уже солидно, но, кажется, чего‑то не хватает. Хм. А, точно!
«29 мая будет произведён процесс установки прививок детям, не кормите их до детского сада». Так, опять просто! Что ж ты…
594 версии спустя:
«29.05.2019, согласно распоряжению администрации МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““, специалистами медицинского учреждения ГОБУУЗУЗ „Детская стационарная поликлиника № 666“ будет произведён плановый процесс проведения прививания человеческих особей возраста 4–6 лет. Процесс прививания должен производиться на пустой желудок, поэтому администрация детского сада настоятельно призывает не кормить всех принадлежащих семье детей в возрасте 4–6 лет до посещения МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““».
Если вам кажется, что пример слишком утрирован, то так и есть: я специально сделал его максимально стрёмным. Но вот вам другой пример. Открываю «ВКонтакте», а там в ленте пост от одного из друзей, дальше цитата.
«Вот так проходит в условиях пандемии заседание Межведомственной комиссии по отбору кандидатов для избрания в советы директоров и ревизионные комиссии акционерных обществ, принадлежащих Российской Федерации более чем на четверть, но не полностью («пакетников»)».
Эти люди живут среди нас, ребята.
Прихожу в ГИБДД писать объяснительную (записал на видеорегистратор чудака, который мчал по встречке на улице с односторонним). Всё написал, инспектор смотрит и говорит: «Добавь вот здесь фразу „данного автомобиля“». Зачем, зачем? Так положено, говорит. А дело, конечно, ни на кого не завели.
Пройдитесь по любым муниципальным учреждениям (детским садам, больницам) — все кругом пишут приказы, записки и объявления на канцелярском языке, потому что думают: «Слишком просто и неофициально писать нельзя». Само собой, такие текстики появляются по сотне причин, но боязнь, что покажется слишком просто и несолидно, — одна из них.
У меня для вас ужасные новости.
Писать просто не только можно, но и нужно.
Чем проще — тем понятнее. Чем понятнее, тем больше шанс, что вас воспримут правильно и станут доверять. А не это ли главное? Да‑да, именно это.
Общие правила понятного текста, советы по выбору слов и составлению структуры, заметки о сетевом этикете и упражнения для проверки себя — всё это можно найти в книге «Пиши, ленивая *опа».
Купить книгу
Читайте также 🧐
- Как написать классный пост о чём угодно
- Как писать о числах и фактах: отрывок из «Ясно, понятно» — новой книги Максима Ильяхова
- Как написать сильную и захватывающую историю: отрывок из книги Людмилы Сарычевой «Уступите место драме»
Я не новичок в редактуре, но статьями на заказ занималась мало. На лекциях Нетологии я узнала, как предупредить многократные правки, стать ближе к целевой аудитории и сделать текст более живым — делюсь тем, что особенно запомнилось. Эти советы подойдут тем, кто делает первые шаги в копирайтинге.
Чтобы понять, как вы будете общаться с теми, кто прочитает вашу статью, подумайте, как выглядит обладатель этого голоса: чем он занимается, интересуется и какой у него характер.
Можно использовать готовые архетипы (бунтарь, простодушный, славный малый и другие типы личности) или придумать героя самостоятельно.
Ценности этого персонажа должны совпадать с ценностями вашей целевой аудитории — так читатель будет воспринимать текст как обращённый лично к нему.
Личный опыт. Одним из заданий на курсе были тексты для рассылки компании, — я выбрала магазин органической косметики.
Писать письма стало проще, когда я представила «лицо» магазина: серьёзная молодая девушка творческой профессии (скажем, арт-директор или дизайнер), в сумке у которой лежит складной стакан для кофе, в шкафу — футболка из органического хлопка. Её тон — дружеский, но вежливый и без фамильярности, умеренно проникновенный.
Преподавательница отметила, что мои письма «душевные, написаны просто и понятно» — значит, всё удалось.
Так вы услышите, получилось ли написать доступно и понятно.
Если да — текст прозвучит естественно, в зависимости от площадки и контекста — непринуждённо или официально, но всё же «по-человечески» (похоже на разговор с коллегами или малознакомыми людьми).
Если нет — ухо будут резать штампы и канцеляризмы.
Личный опыт. Я написала пост для соцсетей, но не стала вычитывать его вслух.
При проверке задания обнаружилась суконная фраза: «Подумайте над развлекательной программой с учётом местности и инфраструктуры».
Если бы я услышала такое, то написала бы проще: «Подумайте, как будете развлекать гостей в отеле».
Иногда кажется, что задача простая, но результат почему-то не устраивает заказчика: и того не хватает, и это не упомянули, и вообще «не то». Вероятно, вы не согласовали понимание задачи.
Один раз пообщаться с клиентом и получить нужную для работы информацию — это ещё не всё. Когда вы обработаете ответы, стоит сделать вот что:
- описать, как вы видите задачу и цель статьи;
- составить план статьи с вашим решением задачи;
- уточнить дедлайны и гонорар.
Получившийся документ нужно согласовать с заказчиком устно или по почте (но есть риск, что письмо прочитают невнимательно). Да, эта подготовительная работа займёт дополнительное время, но значительно снизит количество исправлений и риск отказа от готовой работы.
Личный опыт. Однажды я писала статью о компании на заказ. При встрече провела интервью с гендиректором, затем получила дополнительные материалы и подготовила текст — казалось, очень хороший.
Однако, когда я отправила готовую работу, мне сообщили, что гендиректор остался недоволен и сам переписал статью, поэтому мой текст использовать не будут. Мне заплатили половину оговоренного гонорара «за труд», но неприятный осадок остался до сих пор.
Сейчас я уверена, что избежала бы этой ситуации, согласовав понимание задачи перед написанием статьи.
- Научитесь создавать полноценные информационные продукты и решать бизнес-задачи с помощью контента
- Освоите главные навыки редактора: работу с текстом и изображениями, типографику и вёрстку, управление командой
- Три модуля на выбор — для новичков и опытных специалистов. Получите знания, необходимые именно вам
Статью, выглядящую сплошным потоком слов, трудно воспринимать — ведь человеку приходится структурировать его в голове и выискивать полезное. Не каждый захочет заниматься таким анализом.
Разложите всё по полочкам за читателя. Нужно не только выделить модули — самодостаточные части текста, которые можно прочитать в отрыве от общего повествования, — но и наглядно их обозначить. Посмотрев на статью в целом и на каждый модуль в частности, человек должен понять, какую информацию он получит.
Используйте классические подзаголовки для общей структуры и подзаголовки в подбор (как «Личный опыт» в этой статье) в модулях.
Личный опыт. В домашнем задании по теме «Статьи» нужно было из неудобоваримого массива текста о публикации обнажённого тела в Instagram сделать полноценную структурированную статью.
Я разбила текст на пять модулей с логичными и понятными подзаголовками:
- «Запрещено публиковать».
- «Что лучше не постить».
- «Что можно размещать».
- «Как могут наказать».
- «Полезные советы».
Итог — статья выглядит аккуратно, понятно содержание каждого модуля, а если читатель частично знаком с темой, можно прочитать только интересующий раздел, не копаясь в тексте.
Классный способ научиться структурировать текст и соблюдать его гигиену.
Чем хороши подборки:
- простой структурой — в одном модуле один инструмент, пример, совет;
- логичными подзаголовками — кратким описанием содержимого модуля;
- визуальной лёгкостью — списки предполагают деление текста на абзацы, а «нарезанный» текст облегчает восприятие;
- небольшим объёмом структурных элементов — для одного пункта подборки может хватить одного абзаца.
Бонус — читатели любят подборки и активно репостят их в соцсетях, что увеличивает охват статьи.
Личный опыт. За примером далеко ходить не придётся — эта статья и есть подборка.
Все модули структурно идентичны: краткая суть совета в подзаголовке; подробное описание совета; мой опыт.
Все советы из этой статьи можно объединить в два важных пункта:
- Заботьтесь о читателе: структурируйте текст, пишите просто, говорите с аудиторией на её языке.
- Поймайте волну клиента: согласовывайте цель и план статьи, чтобы написать именно то, что требуется — без недопонимания и миллиона правок.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Ценность книги определяется не тем, сколько человек ее прочтет. У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. Но именно из-за этого усилия и рождается эстетический эффект. Литературный фаст-фуд никогда не подарит тебе ничего подобного.
Виктор Пелевин, «Священная книга оборотня»
С текстами есть крупная сложность – критерии того, «хороший» перед нами текст или «плохой», трудно формализуемы. Нет общепринятой «таблицы соответствий». Нет золотых скрижалей, на которых выбиты понятные заповеди построения отличной истории, статьи, колонки, рассказа. Поэтому каждому автору приходится тратить годы на выработку самой системы оценки – как чужой работы, так и собственной. Попробуем выявить методологию этого трудоемкого дела.
Тексты – как люди на шумной вечеринке. Одни поражают своим напористым обаянием, собирают вокруг себя кружок ошеломленных слушателей и производят будоражащее впечатление – словно вся компания выпила по три бокала шампанского подряд.
Другие похожи на молчаливых гостей, готовых просидеть в сторонке весь вечер, не привлекая к себе внимания. Но если вы с ними заговорите, вы забудете, где вы и зачем сюда пришли – настолько они глубоки, красивы и жгуче интересны, хоть и неброски.
Третьи – как все. Многословные, поверхностные, путаные, напыщенные, бестолковые, шарлатанствующие, претенциозные, пустые. Их большинство, и они нам по большому счету не интересны.
Мы тянемся к некоторым текстам, как тянемся к особым людям. Если не спеша подумать, то окажется, что посредством текстов мы в очень большой степени интересуемся их авторами. Потому что чувствуем: вначале был автор, а потом было слово.
Поскольку человек – социальное животное, это в его природе: видеть в продукте творческой деятельности самого творящего. Нас интересует вопрос: если он производит такое, то чем он отличается от меня? Какой он? Как он это делает?
Напивается с утра, кричит в потолок мантры, лепит из бумаги и скотча великанов, а потом бросается к ноутбуку и – рраз! Выдает? Или долго курит на балконе, сидит с осоловелым взглядом, за которым скрывается сверлящая мысль, ходит вокруг да около, откладывает дело, начинает с конца, мучается неделями, и вдруг публикует выдающийся результат?
Как он преуспевает? Это магия такая? Талант, который дан генетически, и ничего тут не попишешь? Этому можно научиться? Какие мантры для этого кричать? Вот что нас занимает.
Мы тоже хотим быть глубокими, красивыми, интересными и преуспевающими. Например, с помощью написания статей, эссе, рассказов, постов в блоге. Но без критериев оценки того, какой продукт позволит «преуспеть», мы не сможем сделать к этому первый шаг.
По сути, чтобы начать писать хорошие тексты, мы должны «собезьянничать» – притвориться сильным автором, понять, как он думает и как реализовывает свою индивидуальность в текстах. И это вовсе не означает, что нужно напиваться с утра или научиться особо изящно держать сигарету. Это означает, что требуется найти те же критерии оценки качества текста, которыми пользовались выдающиеся авторы.
Однако первый этап поиска критериев все-таки читательский – конвенциональный.
Конвенциональный метод: все говорят, что автор хорош, значит он хорош
Конвенция – это, кроме прочего, многосторонний договор людей о том, что считать чем. На самом деле никакого «желтого цвета / света» не существует. Это электромагнитное излучение с определенной длиной волны. Сетчатка нашего глаза регистрирует его и посылает некий сигнал мозгу, тот сложным образом интерпретирует его. Мы договорились считать полученную интерпретацию «желтым цветом».
То же с качеством текстов. Люди договариваются считать того или иного автора выдающимся, а его произведения – чем-то особенным. При поиске критериев для собственной работы можно воспользоваться такими конвенциями.
Но «договоры» о каких образцах стоит изучать? Выскажу свое твердое убеждение: критерии качества текста нужно искать в сферах художественной литературы, драматургии (в том числе киношной), публицистики, эссеистики и в творчестве тех авторов, которых принято называть «писатели-сатирики».
Повторюсь: тексты – как люди. У них, как и у людей, есть профессии. Бывают служебные тексты, построенные по строгому уставу. Бывают «служебные люди», трудящиеся и живущие по регламенту. Мы признаем необходимость и таких текстов, и таких людей. Но любим другое.
Хороший служебный текст легче написать, если у автора по определению «задрана планка». Но эту высокую планку почти не найти в разливанном море самих служебных текстов – рекламных, новостных, блогерских – типа «16 способов вежливо показать мужчине, что он надоел».
Сугубо функциональные работы обычно пишутся конвейерно, по шаблону и без серьезных усилий. Если кому-то трудно до обморока писать служебный текст, страшно подумать, что сталось бы с таким человеком, поставь ему задачу – набросать рассказ объемом в половину авторского листа…
Рискую вызвать непонимание и раздражение, но вынужден настаивать: если мы хотим регулярно получать от самих себя искомые «хорошие тексты», нам следует соответствовать совершенно хардкорным критериям качества, которые приняты в литературе, драматургии и т. д. (см. выше).
Соответствовать чаще всего не получится, но настройки «на максималках» будут мощно тащить текст «вверх». И он в конечном итоге получит большее «конвенциональное» признание от публики.
Никто так не трудится над текстом, как писатели. Это действительно тяжелая (хоть и вдохновляющая) работа. «Быстрый» автор может выдавать по роману раз в полгода, но сравнительно комфортным считается срок в один год для написания книги объемом в 400-600 тысяч знаков.
Однажды Федор Достоевский написал роман за 26 дней. Точнее надиктовал. Этот подвиг был вызван исключительно кабальным контрактом, который писатель подмахнул с издателем Стелловским. В соответствии с договором Достоевский был обязан представить роман определенного объема к некоему строку. Опоздай он хоть на день, Стелловский имел бы право 9 (!) лет издавать все новые произведения писателя без какого-либо авторского вознаграждения.
Достоевский приступил к рукописи очень поздно. Но успел – спасла стенографистка Анна Сниткина, которая позже стала женой писателя. За день до дедлайна Федор Михайлович сдал текст под роспись приставу в полицейском отделении, чтобы исключить любое разночтение срока окончания работы с издателем.
Подобный случай редок в истории мировой литературы. Этот хардкор – всем хардкорам хардкор. Обычно хорошие тексты в такие немыслимо сжатые сроки не пишутся. Но мы имеем дело с гением. И на удивление роман «Игрок» (а это был он) вышел очень удачным. Видимо, из-за того, что текст диктовался устно, книга получилась немного не в «стиле Достоевского». Она легче, «проворнее» и яснее, чем другие сочинения классика.
Журналистам может показаться, что «подвиг Достоевского» – это не так уж и трудно. Количественно – да, что-нибудь можно написать за 26 дней. Ну там, «Историю финансовых органов N-ской губернии от Петра I до наших дней». Мне, например, доводилось писать пару-тройку «служебных» книг на подобную тему в очень короткие сроки. Но все они были далеко не «Игрок» по качеству…
Кстати, именно писатели имеют лучшую возможность и право иронизировать над собственным трудом, ибо слишком хорошо знают, о чем речь. Приведу небольшую цитату (это братья Стругацкие, «Хромая судьба»):
…Вообще-то я люблю Леню Баринова… никуда не денешься: литературный вкус у него великолепный, слабости любого художественного текста он вылавливает мгновенно, способность к литературному анализу у него прямо-таки редкостная, я таких критиков и среди наших профессионалов не знаю. И вот этот талант к анализу роковым образом оборачивается его неспособностью к синтезу, потому что сила писателя, на мой взгляд, не в том, чтобы уметь найти единственное верное слово, а в том, чтобы отбросить все заведомо неверные.
А Леня, бедняга, сидит и день за днем мучительно, до помутнения в мозгах, взвешивает на внутренних весах своих, как будет точнее сказать: «она тронула его руку» или «она притронулась к его руке»… И в отчаянии он звонит за советом Вале, и жестокий Валя Демченко, не теряя ни секунды, отвечает ему знаменитым аверченковским: «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила, где ты девал деньги…» И тогда он в отчаянии звонит мне, а я тоже не сахар, и ему остается только упавшим голосом упрекнуть меня в грубости…
Итак, тезис первый (парадоксальный, как вся наша жизнь): качественная журналистика и копирайтинг стоят на плечах титанов. Все критерии качества скрыты в художественной литературе и ряде «сопутствующих» жанров. Чтобы отлично писать служебные тексты, нужно научиться сносно писать художественные (публицистические).
У хороших музыкантов есть понятие «наслушанность». Это о специальном кругозоре, о годами формировавшейся в голове «базе» музыкального языка. Она состоит из приемов разных жанров, стилей, традиций. Наслушанность позволяет музыканту выработать собственный инструментарий.
В русском языке есть привычное нам слово «начитанность». Обычно оно понимается как наличие у человека довольно формальной эрудиции и способности к месту щеголять цитатами. Мне бы хотелось применить слово «начитанность» в том же контексте, что «наслушанность» у музыкантов.
Автору любых текстов совершенно необходимо сформировать в своей памяти «базу данных» из образцов сильной художественной (и около) литературы. В процессе поглощения чужих книг, пьес, эссе, стихов, статей в голове пишущего человека начинают заполняться «ящички» с надписями:
- словарный запас;
- синтаксические конструкции (структура предложений, речи вообще);
- морфологические изыски (словообразование);
- фонетическая красота (звукосочетания);
- виды метафор (сравнения, употребление переносных значений слов);
- виды гипербол (стилистические фигуры преувеличения);
- виды метонимий (особая замена слов в словосочетаниях словами в переносном значении);
- рифмы как явление и их виды;
- драматургия текста;
- прямая речь и диалоги;
- сюжеты и способы рассказывать истории и пр.
Список почти бесконечен.
Кое-какие из этих «ящичков» у нас неплохо наполнены с детства, ведь мы овладели устной речью. Но письменная речь – особый навык. Неспроста десятки и сотни миллионов людей теряются, когда их просят написать текст о чем-либо – даже простой связный отзыв о полученной услуге.
Списочек выглядит довольно уныло, не правда ли? Какая-то нудная хрень из пыльного учебника. Но давайте посмотрим, как хорошо наполненные «ящички» непосредственно проявляются в живом мире текстов.
Возьмем, к примеру, «морфологические изыски». Видим у Булгакова:
«…А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:
— Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш…»
Вот это «урежьте» и «урезал» – пример изящного и очень выразительного авторского словообразования.
Заглянем в ящичек «фонетическая красота». На память приходит строчка из народной песни:
«Пойду ль я, выйду ль я да?»
Попробуйте произнести ее вслух. Не правда ли, строчка звучит, как звонкая маленькая наковаленка? А теперь повертите на языке словосочетание «звонкая маленькая наковаленка». Чувствуете? Это оно.
О ящичке «синтаксические конструкции». Возьмем четверостишие мастера короткой формы Игоря Губермана:
«Из нас любой, пока не умер он,
себя слагает по частям
из интеллекта, секса, юмора
и отношения к властям».
Сосредоточимся на первой строчке – почему «Из нас любой…», а не «Любой из нас…»? Ведь это равнозначно. И ударение во втором случае вполне ложится в размер? А вот и не равнозначно.
В авторском варианте «Из нас любой…» указание «из нас» может быть прочитано, проговорено почти безударно, и только на слово «любой» падает некий «речевой вес», акцент. Автору нужно подчеркнуть именно то, что любой состоит из описанных частей. «Любой» здесь употребляется в значении «каждый». Поэтому и выбрана именно такая конструкция.
Если бы Губерман написал «Любой из нас…», слово «любой» могло бы быть «заболтано», лишено ударения, у него не стало бы такого веса, какой нужен…
Подробнее, о том, что скрывается в «ящичках», мы поговорим во второй части нашей эпопеи «Пишем хороший текст…», а пока давайте вернемся к конвенциональному методу оценки качества.
Так кого читать-то?
Согласие общества по поводу высокого качества тех или иных текстов выражается в содержании школьной программы – основной и факультативной, в данных о тиражах писателей и в степени сияния их славы среди людей.
Профессиональную критику опускаем, потому что именно критики в свое время и вознесли классиков на Олимп школьной программы. А в нашей эпохе они вымирающее сословие, ибо профессиональных критиков почти никто не финансирует, и это большое упущение.
Коммерческая конвенция (голосование рублем) – самый ненадежный метод. По свидетельству информированного человека, начальника отдела книжных выставок и пропаганды чтения Роспечати Александра Воропаева, в 2008 и 2018 гг. коммерческий топ авторов в России выглядел так:
И на это список нельзя положиться целиком. Из авторов, представленных в нем, насобирать материала в «ящички» можно только у некоторых. Это: Акунин, Кинг (который Стивен), Ремарк, Брэдбери, Кристи (которая Агата), отчасти Бушков. У остальных брать нечего. И у Коэльо – тоже (извините).
Но вот вам топчик в детской литературе:
«Да чем ты меряешь? Что у тебя за «экзистенциальный градусник»? – вслед за Пелевиным воскликнет читатель. Об этом погорим чуть ниже – в главке «Выборка и сравнительный анализ». Пока же скажу – в качестве «градусника» работает та самая «начитанность», о которой мы говорили ранее. Когда десятилетиями «ящички» набивались материалом, и ты не просто равнодушно хранил его, а любовно изучал, делал стилизации, применял на практике, со временем начинаешь отличать дурное от хорошего с высокой степенью уверенности.
Итак, тиражность автора не равна качеству текста. Это банальность, казалось бы. Однако ею стоит помахать, словно красной тряпкой. Ведь нас окружает множество людей, для которых коммерческий успех автора – единственное мерило.
Когда у больших писателей спрашивают «как научиться писать?», все говорят примерно одно и то же: «просто пиши». И еще: «не думай про деньги, это тебя писать не научит».
Опять проведу аналогию с музыкой. Если мы будем судить по современным российским хит-парадам, то музыкальные титаны года – это Дорн, Тима Белорусских, Jah Khalib, Артур Пирожков и прочая братия из известного поп-гетто. Ну-у-у… люди со вкусом всерьез же не станут так думать. В том же жанре та же Билли Айлиш с ее братцем-композитором берут и отменяют всех этих «титанов» одним своим треком.
То же и с литературой. Нечему учиться у Донцовой, Вильмонт, Колычева. Их тексты слабые. Проблема в том, что научиться это понимать – сложная задача, которая не решается с полпинка. Это долговременный проект – воспитание собственного вкуса.
Коммерческие конвенции публики о том, кто у нас удалец и «ай да Пушкин, ай да сукин сын», не работают. Эффективнее работает слава, сложившаяся за века.
Рассмотрим таблицу «Лучшие писатели всех времен», составленную на основе голосования российских интернет-пользователей, результаты которого подсчитываются начиная с 2009 года. Я оставил лишь первые 30 имен, поскольку рейтинг включает в себя более 500 авторов, и неразумно помещать их всех в статью. Итак, это рейтинг СЛАВЫ:
Автор |
Рейтинг |
Число книг, по которым рассчитан рейтинг |
|
1 |
Федор Достоевский |
1152495 |
10 |
2 |
Михаил Булгаков |
741881 |
10 |
3 |
Лев Толстой |
690012 |
10 |
4 |
Александр Пушкин |
520060 |
10 |
5 |
Антон Чехов |
473531 |
10 |
6 |
Николай Гоголь |
445169 |
10 |
7 |
Иван Тургенев |
329213 |
10 |
8 |
Эрих Мария Ремарк |
325104 |
10 |
9 |
Илья Ильф, Евгений Петров |
288745 |
4 |
10 |
Александр Дюма |
266463 |
10 |
11 |
Артур Конан Дойль |
220127 |
10 |
12 |
Аркадий и Борис Стругацкие |
202218 |
10 |
13 |
Виктор Гюго |
160929 |
6 |
14 |
Эрнест Хемингуэй |
149022 |
9 |
15 |
Михаил Шолохов |
148029 |
6 |
16 |
Джек Лондон |
141419 |
10 |
17 |
Алексей Толстой |
126901 |
10 |
18 |
Михаил Лермонтов |
107110 |
8 |
19 |
Александр Грибоедов |
105575 |
1 |
20 |
Жюль Верн |
103956 |
10 |
21 |
Иван Гончаров |
94883 |
4 |
22 |
Марк Твен |
85467 |
5 |
23 |
Николай Лесков |
81503 |
7 |
24 |
Уильям Шекспир |
79418 |
10 |
25 |
Агата Кристи |
74842 |
10 |
26 |
Даниель Дефо |
71995 |
1 |
27 |
Джордж Оруэлл |
64393 |
6 |
28 |
Александр Беляев |
60534 |
5 |
29 |
Борис Васильев |
59264 |
5 |
30 |
Станислав Лем |
57087 |
10 |
Первая тридцадка практически безупречна. Тут у каждого уместно учиться писать. Читатель может спросить: «Ты что – что-нибудь прочел у них всех?» Отвечу: мне пришлось. Ведь я очень-очень хотел понимать, что это такое – «хороший текст». Так всю жизнь и погибаю под грудами книг.
*Маленькое лирическое отступление в жанре «самоедство vs бахвальство»*
Если брать авторов из первой сотни, то я совсем не знаком с творчеством лишь трех (Иван Шмелёв, Владимир Обручев, Гавриил Троепольский). С книгами одного – знаком плохо (Юрий Поляков), потому что этого автора активно не люблю за его публицистику и позорно не могу абстрагироваться от нее и почитать собственно литературу.
Из второй сотни авторов я «плаваю» в творчестве Виктора Астафьева, Сергея Аксакова, Анатолия Иванова, Харпер Ли (о, горе мне), не читал Джорджа Мартина (и сериал пресловутый не смотрел, так уж вышло). Еще три имени мне совсем ничего не говорят.
На третьей сотне авторов из рейтинга я начинаю заметно сдавать свои позиции – там у меня напрочь выпадают 25-30 имен. В четвертой сотне ничего не могу сказать примерно о 40+ авторах. В общем, грубый подсчет показывает, что из рейтинга в 553 имени, мне доступно вести разговор о книгах примерно 350-370 авторов.
Зачем я об этом говорю – дабы очертить долговременность проекта под названием «я пишу хороший текст». Чтобы ознакомиться с творчеством этих 350-ти мастеров из указанного списка мне понадобилось, если считать со времен средней школы, более 30 лет. Три десятка лет.
Справедливости ради стоит заметить, что с приведенным мной рейтингом сам я не во всем согласен. Я бы позиции расставил по-другому и внес бы в него еще 100+ авторов, которых люблю и считаю мастерами. Но мы тут говорим о СЛАВЕ, а не моих личных вкусах.
*Лирическое отступление закончено*
Объем выборки писателей и произведений, с которыми стоит ознакомиться, чтобы набить свои собственные писательские «ящички», конечно пугает. Но здесь нам на помощь в первое время может прийти… школьная программа. Как бы ее ни ругали, составляли программу люди со вкусом и хорошим образованием (когда политическая «необходимость» отпала с крушением СССР). Это как бы «выборка из выборки».
И если в школе вы проехали мимо Толстого, Лескова, Салтыкова-Щедрина и прочих – это, в общем, нормально. Но во взрослом возрасте нужно к ним вернуться (вы же все-таки вознамерились научиться писать хороший текст, да?).
Антон Чехов, мастер из мастеров, говорил о Льве Толстом:
«…Боюсь только Толстого. Ведь подумайте, ведь это он написал, что Анна сама чувствовала, видела, как у нее блестят глаза в темноте!..»
Речь о строчке из романа «Анна Каренина»:
«…Она долго лежала неподвижно с открытыми глазами, блеск которых, ей казалось, она сама в темноте видела…»
Это очень тонко – не находите?
А Лесков? Ведь это тот, кто в «Очарованном страннике» устами своего героя, «непростого простого человека», так описывает женскую красоту:
«…и промежду всей этой публики цыганка ходит этакая… даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем…
…и я увидал, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощенье, а сам через стакан ей в лицо смотрю и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьет… «Вот она, – думаю, – где настоящая-то красота, что природы совершенство называется…»
А Салтыков-Щедрин – это тот, кто в «Истории одного города» так начинал очередную страницу своего «сторителлинга»:
«…В августе 1762 года в городе Глупове происходило необычное движение по случаю прибытия нового градоначальника, Дементия Варламовича Брудастого. Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдоты и называли его «красавчиком» и «умницей». Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали слезы, заходили в кабаки, снова выходили из них, и опять заходили. В порыве восторга вспомнились и старинные глуповские вольности. Лучшие граждане собрались перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, потрясали воздух восклицаниями: батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!..»
Школьная литературная программа – это в самом деле сокровищница. В ней жемчуга, «лалы и смарагды» – по выражению Татьяны Толстой (вот кто, кстати, мастер – не пропустите роман «Кысь»).
Итак, тезис второй: накопление «начитанности» – долговременный проект. Краткая выборка, ускоряющая процесс – это образцы классики из основной и факультативной школьной программы. Это минимум, база, фундамент, «корни».
Мы в агентстве «Текстерра» писали и курировали создание тысяч функциональных текстов. Производство качественного контента искренне считаем важнейшей частью комплексного продвижения бизнеса в интернете. Если ваша компания готова к покорению новых высот, и вы чувствуете, что они где-то рядом – в Сети, то пишите-звоните-приходите, будем рады помочь.
Выборка, сравнительный анализ, феномен квалифицированного чтения
Героическим читателям, добравшимся до этой главки сообщу – обсудить по заявленной теме осталось немного, но это будет самое страшное.
Попробуем разобраться, чем примечателен фрагмент текста:
«…Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья…»
Это из «Котлована» Андрея Платонова. И фрагмент этот странный. Как писатель Платонов в свое время заговорил на каком-то заново переизобретенном русском языке. Неискушенный читатель, впервые увидев текст этого автора, может подумать, что его писал малограмотный школьник, который затеял сочинение, но еще не разобрался, какие слова с какими пристойно сочетать.
И это будет большой ошибкой. Платонов создал в русской литературе совершенно особый герметичный мир, собственный платоновский (да-да тут отсылка и к Платону) идеальный космос.
Писатель использовал ни на что не похожий, чрезвычайно яркий псевдонаивный язык. Читать Платонова трудно – мы к такому не привыкли. Мы уже готовы «хватать» текст фразами, ну хотя бы словосочетаниями. Мозг собирается сравнивать их с имеющимися шаблонами, но ничего не выходит – платоновский текст не соответствует распространенным шаблонам. При чтении приходится замедляться и продираться сквозь него.
Но не всем. Некоторые сознательно начитанные люди к моменту встречи с Платоновым уже усвоили виды подобной письменной речи. Что-то такое квалифицированный читатель уже встречал. Например это:
«…Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку…
…глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве…» («Песнь песней» Соломона, Ветхий Завет)
Или это:
«…Дочери наши
живут в домах важных господ,
совершенно прирученные.
Теперь
наши матери, женщины стройные,
все похоронены.
Прекрасные муравьеды забыты нами.
Теперь
те, кто отцами нам были,
чудесными муравьедами стали,
далеко впопыхах оставлены были…»
Выше фрагмент из русского перевода песен индейцев народности аче-гуаяки.
«Фигасе ассоциации!» – скажете вы. Поясню: Андрей Платонов как бы заново решил сделать русский язык языком мифа. Литературоведы называют его прозу «орнаментальной» и «полифонической». Такие качества присущи образцам мифологии разных народов мира.
А вот к чему. Я сознательно показываю кусочек бездны. Корпус мощных, богатых, насыщенных текстов на русском языке (включая переводы значительной мировой литературы) настолько велик, хорош и глубок, что захватывает дух.
Тексты, которые нас окружают в повседневной жизни – верхушка айсберга. Из них нельзя составить релевантную выборку, чтобы, сравнивая их между собой, вычленить некие критерии оценки качества. Повседневные тексты одномерны, бедны словарно, поверхностны – словом, скудны.
Выборка школьной программы очень хороша. Но, увы, и она все-таки недостаточна. Сравнительный анализ внутри этой литературной «страны» страдает некоторой ограниченностью. Напитаться только шедеврами из преимущественно русской классики – это как построить великолепный, прочный фундамент для дома, но на нем водрузить шалаш. А следовало бы пару этажей.
Проблема, конечно, решаема. Можно, например, быстро провести исследование с помощью поисковика на темы «10 лучших писателей Британии», «10 лучших писателей США», «10 лучших писателей Франции» и т. п. У каждой из этих держав сложилась своя великая литература – там тоже жемчуга. Чтобы насытить свой писательский мозг новыми ассоциациями и связями, неплохо было бы провести изобильный тур по зарубежным литературным топам (в смысле – читать-читать-читать).
Далее. Как любой язык, русский пребывает в состоянии постоянной изменчивости. С развитием интернета и накоплением в рунете массы статей, литературных произведений, колонок, блогов, UGC начали подниматься и спадать волны моды на новую «цифровую речь».
Вспомним «олбанский». Вспомним своеобразный язык Дианы Удовиченко с ее гомерически смешными матерными экскурсами в человеческую историю. Вспомним Славу Сэ, который из блогера на «лирушечке» и в «ЖЖ» вырос в популярного колумниста и писателя.
Вспомним наконец «Лурк». Дикие посты в Телеграме покойного Доренко. Плеяду новых колумнистов в диапазоне от «Кольты» до журнала «Нож».
Все это хотя бы в общих чертах имеет смысл «всосать», чтобы иметь не только базу, но и ориентироваться в современном контексте.
Меня, возможно, спросят: «Так что же, ты предлагаешь обрушить на свою голову столько текстов, сколько войдет? Нет же ни времени, ни сил». Ну да, в общем, предлагаю. Ведь мы хотим стать асами? Ах, времени жалко? Ну не надо тогда хотеть.
Проблема в том, что критерии качества хорошего текста нам никто не принесет на блюдечке. Их можно выработать только самостоятельно – в процессе усвоения множества чужих произведений.
И вот они – леденящая душу тайна и тезис третий: формальных критериев хорошего текста НЕТ. В процессе наращивания личной выборки и постоянного сравнения чужих опусов между собой растущий автор вырабатывает лишь острое чутье.
Ты начинаешь понимать, что такое плотный текст и «разряженный» текст. Почему язык Гоголя – сочный и благозвучный, а у Достоевского язык – «рваный», но оба они хороши, как солнце и луна. Почему Набоков избыточен, но точен, как лазерный «скальпель», а Стругацкие скупы, почти сухи, но многомерны и обладают словом какого-то эпического веса.
Это как с юмором. Формальных критериев действительно смешного не существует. Над одними анекдотами мы хохочем, как ненормальные, от других только хмыкаем. А почему – поди объясни.
Прежде, чем сделаться в широком смысле писателем, приходится стать квалифицированным читателем. Это нельзя обойти, хакнуть, проскочить. Потому что, только выстроив многомерные ассоциативные языковые связи в собственном мозгу, можно перейти непосредственно к технике письма, о которой мы будем говорить в Части № 2 нашей «эпопеи».
Эти связи позволяют неплохо справляться с текстами в любом жанре. Насыщать их юмором, аллюзиями и намеками, расцвечивать неожиданными и выпуклыми сравнениями. А главное – развлекать и удивлять читателя, преподносить ему полезное в привлекательной форме (а то он ведь нос воротит), удерживать его внимание…
Мне хочется напоследок утешить тех, кто добрался до финала с ощущением, что путь из потребителей текстов в шеф-повары текстов – это какой-то адский труд. Вовсе не адский, просто труд. И он, конечно же, сопровождается восхитительными приключениями.
Поглощая шедевры мировой литературы, ты проживаешь сотни и тысячи жизней вместо одной. Можешь ощутить себя полубогом, киборгом, частным детективом, девушкой в красном, всадником Понтием Пилатом, вазой, мышью-полевкой и даже текстом.
Нет вещей более триповых, чудесных, «вставляющих», бодрящих, освежающих, чем книги (ну ладно, кино и музыка, живопись и балет – тоже триповые).
А еще тексты – как люди. Знакомясь с ними, ты знакомишься с их авторами. И, как правило, это весьма занятные персонажи.
Можно читать в транспорте, читать за едой, читать во время вынужденного ожидания во всяких присутственных местах. Можно читать вместо бухлишка, читать вместо телека, вместо ссоры с женой. Это только кажется, что времени нет. И что сил нет. На самом деле вопрос мотивации тут показывает уши…
Ну и вишенка на торте. На пути превращения в квалифицированного читателя, а потом писателя многим достается приятный бонус. Изобильно читая, ты обычно умнеешь.
Если вы пишете тексты для сайта или блога, нужно учитывать аудиторию, платформу и цели текста. Дополнительно приходится подбирать правильные слова, чтобы заинтересовать читателя. Ну а вишенкой на торте становится SEO. И между всем этим приходится балансировать, как акробату в цирке. Чтобы облегчить вам задачу, мы собрали советы от профессиональных копирайтеров.
1. Спросите себя, какую проблему решает текст
Кейт Тун, копирайтер и основательница рекламного агентства, советует ставить пользователей на первое место, а поисковые системы на второе. То есть в первую очередь писать для людей, а потом уж для поисковых систем. Мы в Kokoc.com полностью с этим согласны!
Чаще всего люди посещают сайты, когда хотят решить какую-то проблему. Ставьте нужны пользователей на первое место. Это поможет создать сильный и эффективный контент.
2. Как то, что вы продаете, меняет чью-то жизнь
SEO-специалист Джули Ким рекомендует подумать, как рекламируемый товар или услуга изменят жизнь конечного потребителя. Не стоит писать абстрактный текст, наполненный техническими характеристиками продукта или маркетинговыми терминами.
Если ваш текст продает автомобили, нужно разобраться, зачем человек его покупает: просто для развлечения, для поездок по бездорожью ли же для перемещения по городу всей семьей. Разберитесь с поисковым интентом и получите SEO-текст, который резонирует с аудиторией.
3. Используйте короткие предложения
Тема на которую вы пишете, может быть сложной, но это не значит, что нужно делать сложным и текст. Гендиректор Yoast, Марике ван де Ракт, советует сокращать предложения.
Длинные и витиеватые фразы заставляют читателя терять фокус внимания. В конечном итоге пользователь может вообще уйти с сайта.
4. Рисуйте в голове пользователя четкую картинку словами
Копирайтер агентства CopyPress, Шрути Сона Шарма, рекомендует сосредоточиться на создании в голове пользователя четкой картинки. Если читатель не может представить то, о чем вы пишите, он это и не купит.
Описания могут быть важными и убедительными, особенно если нет возможности использовать хорошие фотографии или картинки. Выбрав правильные слова, вы поможете пользователю не только визуализировать продукт, но и увидеть себя с ним.
5. Продумайте структуру текста до написания
Автор SEO-компании Yoast Эдвин Тунен советует составлять диаграмму связей или интеллект-карту планируемого текста. Специальные инструменты помогут визуально отобразить информацию для дальнейшей структуризации текста.
Это особенно актуально для объемных текстов на сложные темы. Интеллект-карты помогают визуализировать связи между разными идеями, организовать информацию, а иногда находить новый подход к изложению.
6. Не думайте слишком долго
Копирайтер Майкл Вангард советует не затягивать с первым предложением. Порой достаточно начать записывать мысли, которые есть в голове сейчас, будто вы рассказываете их друзьям. Да, идеальный текст сразу вряд ли получится, но редактировать его будет проще, чем пустую страницу.
7. Откажитесь от подхода «Пиши только когда есть, что сказать»
Автор издания Wall Street Journal, Энн Хандли, считает такой подход провальным. Рано или поздно идеи заканчиваются, и можно прождать целую вечность, пока в голову придет новая.
Энн рекомендует находиться в постоянном поиске идей и писать по графику, даже если не уверены, о чем хотите написать. В конечном итоге практика нужна всем.
8. Начинайте с проблемы, которую понимает аудитория
Интернет-маркетолог Нильс ван дер Кнаап советует начинать текст с проблемы или заявления, которые аудитория понимает и с которыми согласна. Если пользователю не зашел заголовок и лид, он не будет читать дальше.
Первое и, возможно, последнее, что видят пользователи — это заголовок и Title в поисковике. Важно делать цепляющий заголовок, который привлечет внимание. Если в начале будет релевантное заявление, пользователь сочтет контент информативным. Однако не скатывайтесь в кликбейт, это пошло!
9. Думайте не только о поисковой системе, но и о людях
SEO-специалист Валентина Турчетти призывает делать не только качественный поиск ключевых слов, но и не забывать о грамматике, пунктуации и т. д. Да, учитывать факторы ранжирования стоит, но в чем смысл текста, который непонятен пользователю?
10. Читабельность превыше всего
Всегда думайте о читабельности материала. Хорошо написанный текст должен читаться на одном дыхании, считает копирайтер Эми Харрисон. Пользователь должен думать о своей выгоде, о том, что произойдет, если он купит продукт, а не о самом тексте.