Мирно сосуществовать с коллегами получается не всегда. Бывает, что один из сотрудников не выполняет свои должностные обязанности, и из-за этого страдают остальные работники. Случается, что сотрудник передает конфиденциальную информацию третьим лицам, и об этом знают все, кроме руководства. Иногда работник распространяет в коллективе слухи и сплетни, из-за которых страдает рабочий процесс. Бороться с подобными явлениями в одиночку не стоит – лучше объединиться с несколькими коллегами и совместными усилиями описать ситуацию руководителю. Образец коллективной жалобы на сотрудника вы найдете в нашей статье.
Коллективная жалоба: что это, и когда она составляется
Коллективная жалоба – это заявление, составленное группой сотрудников, работающих в одном подразделении (отделе, цехе, предприятии), в котором излагается суть претензии к одному из сотрудников с просьбой к руководству о воздействии на него любым не запрещенным законом методом.
Групповое обращение имеет больший вес, чем индивидуальное, и привлекает к себе существенное внимание, поэтому в случае возникновения серьезных проблем бороться с ними лучше всем коллективом.
Без коллективной жалобы не обойтись, если работник:
- хамит и грубит своим коллегам;
- систематически нарушает правила охраны труда;
- игнорирует приказы вышестоящего руководства в случае, когда для выполнения работы необходимы коллективные усилия;
- разглашает конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе исполнения своих должностных обязанностей;
- совершает действия, направленные на то, чтобы дискредитировать коллег в глазах руководства;
- угрожает коллегам физической расправой.
Как составить жалобу: основные правила
Коллективное письмо с просьбой об увольнении за конфликты, за неисполнение служебных обязанностей и прочее законодательно регламентированного образца не имеет, поэтому его можно составить самостоятельно.
При подготовке документа стоит руководствоваться следующими правилами:
- Писать лаконично, последовательно и понятно, чтобы работодатель не потерялся в перипетиях вашей истории.
- Оперировать только проверенными фактами и не ссылаться на информацию, в достоверности которой вы не уверены.
- Заручиться поддержкой большинства коллег – так вероятность того, что жалоба будет услышана, возрастет.
Коллективная жалоба на сотрудника: содержание и образец
Важно правильно оформить жалобу – это такой же документ, который поступит на рассмотрение вашему руководству, поэтому постарайтесь, чтобы он соответствовал правилам документооборота, действующим внутри компании.
В документе стоит указать:
-
Ф.И.О. и должность лица, на имя которого подается жалоба;
-
Ф.И.О. и должности лиц, от имени которых подается жалоба;
-
наименование документа;
-
подробное описание обстоятельств сложившейся ситуации в соответствии с правилами, описанными выше;
-
просьба о воздействии на сотрудника, в отношении которого подается жалоба (меру воздействия можно предложить самостоятельно, а можно и не указывать вообще);
-
дату составления документа;
-
подписи всех лиц, участвовавших в составлении коллективной жалобы.
К жалобе можно приложить перечень документов (фотографий, аудио- и видеозаписей), подтверждающих обоснованность претензий, предъявляемых сотруднику.
Скачать заполненный образец жалобы вы можете на нашем сайте. Изучив предложенный пример, вы поймете, как пишется коллективная жалоба на сотрудника, и сможете составить на его основании собственную жалобу.
Как подать жалобу?
Подать жалобу можно любым из следующих способов:
- Лично. Документ можно передать руководителю в руки (если вы работаете в небольшой организации с маленьким штатом и можете самостоятельно поговорить с директором) или направить его через приемную (в этом случае жалобу должны зарегистрировать в специальном журнале, присвоить ей порядковый номер и озвучить вам примерные сроки, в течение которых вы сможете получить ответ).
- По почте. Можно передать жалобу руководству посредством почтового отправления. Чтобы точно знать, что документ дойдет до адресата, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении – когда письмо окажется на предприятии, почтальон принесет вам соответствующее письменное уведомление.
- По электронной почте. Если у вашего руководителя есть личная электронная почта, можете отправить жалобу на нее. Отправлять документ на корпоративную почту, к которой имеют доступ все сотрудники, не стоит – ее может прочитать не только адресат, но и тот человек, на которого жалуется коллектив.
Как накажут сотрудника?
Если обращение увенчается успехом, нерадивого сотрудника организации накажут.
Наказание может быть разным:
-
устное замечание;
-
официальный письменный выговор;
-
лишение занимаемой должности;
Что делать, если работодатель не реагирует на жалобу?
Если жалоба написана, руководитель ее получил, но никак не отреагировал, нужно действовать дальше. Порядок действия зависит от того, какие именно действия работника стали причиной для подачи жалобы.
Если у вашего руководителя есть вышестоящее руководство (например, вы жаловались начальнику отдела, который подчиняется генеральному директору), можете подать жалобу ему. В документе укажите, что вы уже обращались к непосредственному руководителю, который не смог (или не захотел) помочь в решении проблемы.
Если сотрудник нарушает ваши трудовые права (например, предметом жалобы было неправомерное отношение начальника, который заставлял вас работать сверхурочно без оплаты), вы можете обратиться в трудовую инспекцию. Эта организация создана специально для того, чтобы защищать права работников, нарушенные работодателем. Если и трудовая инспекция не помогает, можете обратиться в прокуратуру – она проведет проверку законности действий работодателя.
Если нарушения касаются личностей работников, подающих жалобу (например, причиной обращения стало хамство или рукоприкладство), можно обратиться в полицию. Заявление будет зафиксировано, а на основании изложенных в нем фактов – проведена проверка.
Если ни одна из перечисленных инстанций не помогла, обращайтесь в суд. Лучше всего сделать это коллективно – иск, поданный от имени нескольких работников, будет рассматриваться внимательнее, да и защищать права с поддержкой коллег гораздо проще, чем в одиночку.
Итак, коллективная жалоба не имеет установленной законодателем формы; требований к ее содержанию законодательство также не содержит, поэтому можно составить ее самостоятельно. Главное, доходчиво и кратко изложить в ней все обстоятельства сложившейся ситуации и описать суть жалобы. Подписать такое обращение должны все работники, у которых есть претензии к сотруднику, на которого подается жалоба.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
- позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
- позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Автор статьи
Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».
Во время осуществления трудовой деятельности могут появиться претензии к сотрудникам отдела, организации. Не все знают, что на нарушителя рабочего порядка можно пожаловаться руководству и в вышестоящие органы. Важно знать, как написать жалобу на сотрудника (коллегу) по работе, чтобы она была рассмотрена, а в отношении работника приняты соответствующие меры.
Содержание
- 1 Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным?
- 1.1 Оскорбление
- 1.2 Хамское поведение
- 1.3 Отказ от выполнения возложенных обязанностей
- 1.4 Манипуляции в отношениях
- 2 Составление и подача жалобы
- 3 Виды жалоб
- 3.1 Индивидуальная
- 3.2 Коллективная
- 4 Образец жалобы
- 5 Способы подачи
- 6 Куда обратиться с претензией?
- 6.1 Жалоба руководству
- 6.2 Трудовая инспекция
- 6.3 Прокуратура
- 6.4 Коллективный иск в суд
- 7 Допустимые сроки ответа на жалобу
- 8 Вопросы наших читателей
- 8.1 Какие меры наказания могут быть применены?
- 8.2 Можно ли уволить сотрудника за хамство?
- 9 Подводные камни
- 10 Заключение
Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным?
В законе не прописывается, что можно отнести к некорректному поведению. Для установления допустимых границ руководству организации необходимо внести критерии в локальные нормативно-правовые акты.
Часто под неправомерным поведением подразумевают:
- оскорбления в адрес коллег и клиентов;
- использование ненормативной лексики, в том числе в обычной речи;
- грубое отношение к посторонним лицам;
- неприличные жесты;
- отказ выполнять свои обязательства.
Список может быть расширен по решению руководства организации.
Оскорбление
Под оскорблением понимают действия сотрудника в отношении третьего лица, унижающие честь и достоинство. К данному понятию можно отнести использование нецензурных выражений, сравнения коллеги с какими-либо предметами.
Допускают подобные нарушения как сотрудники между собой, так и руководство по отношению к подчиненным.
Хамское поведение
Хамством называют грубость, наглое поведение работника по отношению к другим лицам. Данные деяния затрагивают весь коллектив в целом, а не отдельных работников.
Человек, проявляющий хамство, выставляет себя выше коллег. Такому поведению часто подвержены те, кто скрывает свою компетентность.
Отказ от выполнения возложенных обязанностей
В момент подписания трудового договора на работника и работодателя возлагаются обязанности. Они регламентируются соглашением. Но не всегда сотрудники ориентируются на документ и следуют прописанным правилам. Если работник не исполняет свои обязательства, от чего страдает трудовой процесс, можно подать на него жалобу.
Справка! Данное поведение относится к дисциплинарному проступку. В рамках трудового законодательства и соглашения с работодателем может наступить ответственность.
Манипуляции в отношениях
Манипуляцией называют использование слабой стороны другого сотрудника для получения выгоды. Она может осуществляться как между коллегами, так и со стороны начальства в отношении к подчиненным. Факт манипуляции сложно определить.
Данный поступок не является дисциплинарным нарушением. Допускается только подача жалобы на человека, если заявитель выявил наличие манипуляции.
Составление и подача жалобы
Чтобы донести факт произошедшего до руководства, необходимо составить претензию. Она может направляться как сотрудником организации, так и клиентом.
Пожаловаться может не только гражданин, в отношении которого было допущено неправомерное поведение. Претензия может быть направлена любым присутствовавшим в момент конфликта работником.
Помимо жалобы может быть оформлен акт в присутствии комиссии. В нем отмечается факт некорректного поведения работника. Особенно часто данная мера применяется, если лицо прибыло на работу в состоянии алкогольного опьянения.
Жалоба оформляется в произвольной форме. Адресатом выступает руководитель организации. Документ передается ему на рассмотрение. По результату изучения жалобы выносится решение, применять или нет к работнику санкции.
Виды жалоб
Выделяют два основных вида жалоб. Выбор зависит от того, кто выступает инициатором решения вопроса: один человек или рабочий коллектив.
Индивидуальная
Индивидуальной называют жалобу, которая подается одним человеком. Она может быть написана от имени сотрудника компании или клиента.
В документе обязательно прописываются личные данные заявителя. Анонимные обращения не принимаются.
Коллективная
Неправомерное поведение работника может повлиять на целый коллектив. В этом случае оформляется единая жалоба.
Коллективное обращение должно содержать подписи всех граждан, интересы и права которых были ущемлены. Такие жалобы имеют большее действие, чаще приводят к требуемому результату.
Образец жалобы
При составлении жалобы можно использовать данный образец — >>
В документе обязательно нужно отразить следующую информацию:
- Данные учреждения, фамилия, имя, отчество руководителя. Он будет рассматривать обращение.
- Сведения о составителе документа: фамилия, имя, отчество, должность. При подаче коллективной жалобы перечисляются данные всех заинтересованных лиц.
- Данные о происшествии. Прописываются дата, время, когда гражданин допустил неправомерное поведение, а также данные виновного лица. Подробно указываются нарушения.
- Дата составления жалобы.
- Подпись заявителя. При оформлении коллективной жалобы требуются подписи всех работников, указанных в качестве обращающихся.
- Перечень документов, с помощью которых можно подкрепить обвинения.
Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)
Способы подачи
Подача жалобы осуществляется несколькими способами:
- Лично в канцелярию работодателя. В наличии должно быть две копии документа. На одной, которая остается на руках у заявителя, ставится отметка о принятии.
- По почте. Необходимо подготовить заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление будет служить подтверждением, что письмо было направлено.
- Через официальный сайт. Контролирующие органы часто имеют специальный раздел, через который принимаются обращения. На электронную почту заявителя должно прийти письмо с информацией, что претензия зарегистрирована и принята к рассмотрению.
Куда обратиться с претензией?
На начальном этапе решать вопрос с работником необходимо через руководство организации. Если это не принесет результата, можно обратиться в Трудовую инспекцию, органы прокуратуры или суд.
Жалоба руководству
Решением конфликтов между сотрудниками занимается работодатель. При возникновении проблем первым делом требуется подача жалобы руководителю.
Документ подается через секретаря. Если гражданин обращается в письменной форме, ему должен быть дан аналогичный ответ.
В обращении нужно подробно описать факт хамского поведения, нарушения трудового распорядка. Документ должен быть составлен в деловом стиле, без содержания нецензурной лексики и эмоциональных выражений. В тексте не стоит прописывать требования, приводить меры, которые должны быть приняты в отношении работника. Санкции определяются самим руководителем.
Трудовая инспекция
Обращение в трудовую инспекцию осуществляется в двух случаях:
- работодатель не предпринял мер по отношению к работнику;
- хамское поведение, неправомерные действия допущены руководителем организации.
После подачи жалобы специалисты трудинспекции инициируют проверку. Они должны подтвердить или опровергнуть факты нарушения закона.
Внимание! Необходимо иметь в наличии доказательства неправомерного поведения руководства. Можно приложить аудио- и видеозаписи, показания свидетелей в письменном виде.
Прокуратура
Если обращение в трудовую инспекцию не принесло результата, можно подать жалобу в прокуратуру. Сотрудники органа проводят проверку указанных фактов. Если будет установлена вина гражданина, он может быть привлечен к ответственности.
Коллективный иск в суд
Если некорректное поведение работника затрагивает интересы нескольких лиц, а руководство и контролирующие органы бездействуют, может быть оформлен коллективный иск в суд.
Документ оформляется в соответствии с требованиями статей 131 и 132 ГПК РФ. В нем обязательно нужно подробно описать суть произошедшего, а также подкрепить факты правонарушений доказательствами. К ним относят аудио-, видеозаписи, показания свидетелей.
При обращении в суд можно получить компенсацию, в том числе морального вреда. Судья после рассмотрения дела выносит решение в пользу истца или отказывает в удовлетворении требований.
Допустимые сроки ответа на жалобу
Для определения срока, в течение которого должен поступить ответ на жалобу, необходимо ориентироваться на дату подачи. Отсчет начинается с момента регистрации документа.
Сроки ответа работодателем могут регулироваться коллективным договором. Также заявитель вправе самостоятельно указать разумный период для рассмотрения обращения. Обычно он составляет 7-10 дней.
При обращении в государственные органы срок рассмотрения регулируется законодательно. Он составляет 30 дней с момента принятия жалобы. Исковые заявления рассматриваются в течение 5 дней.
Вопросы наших читателей
Какие меры наказания могут быть применены?
После рассмотрения жалобы к виновному сотруднику могут быть применены различные меры наказания. Они определены нормами закона (статьи 192 и 193 ТК РФ). Также работодатель вправе самостоятельно определять меры воздействия на сотрудников, указав их в трудовом или коллективном договоре. Важно, чтобы сотрудник был ознакомлен с правилами, о чем должна свидетельствовать его подпись.
Меры наказания |
Комментарий |
Замечание от руководства | Объявляется в устной форме |
Выговор | Объявляется после издания соответствующего приказа |
Расторжение трудового договора | Возможно при грубых нарушениях норм соглашения |
Для применения мер дисциплинарного взыскания необходимо соблюдение установленных правил. Работник должен написать объяснительную, в которой он разъясняет свои действия. Но даже при его отказе изложить суть произошедшего увольнение возможно.
Также гражданина могут лишить премии. Это предусматривается, если работник не исполняет требований трудового договора.
Можно ли уволить сотрудника за хамство?
Работодатель вправе уволить сотрудника за хамство. Нормы поведения, а также последствия за их игнорирование, описаны в трудовой инструкции, договоре, а также внутренних правилах. Работник, нарушивший нормы, может быть уволен.
Факт оскорбления или хамства должен быть зафиксирован специальным актом. Основанием для его оформления является докладная записка или жалоба.
Увольнение сразу практически не применяется. Сотруднику делают устное предупреждение. Если такое поведение повторится, возможно применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения.
Уволить сотрудника можно при наличии трех нарушений. Они не обязательно должны быть связаны с хамским отношением.
Подводные камни
Подача жалобы на сотрудника может быть сопряжена с проблемными моментами:
- Не всегда удается доказать факт хамского, неправомерного отношения работника. Потребуется привлекать свидетелей.
- Работодатель может не отреагировать на обращение сотрудника. Тогда придется подавать претензию в вышестоящие органы.
- Не все граждане могут правильно и грамотно оформить жалобу, докладную записку.
Заключение
После рассмотрения темы стоит выделить основные моменты:
- Если работник допускает неправомерное поведение в отношении коллег или клиентов, можно подать на него жалобу.
- Под неправомерным поведением понимают хамство, оскорбления, неисполнение своих обязательств, которое влияет на рабочий процесс.
- Жалоба может быть подана одним сотрудником или от имени коллектива.
- Сначала требуется обращение к руководству. Если результата это не принесет, можно подать жалобу в трудовую инспекцию, прокуратуру, иск в суд.
- К работнику могут применяться различные дисциплинарные наказания, вплоть до увольнения.
Если вы столкнулись с проблемами на работе, обращайтесь к юристам нашего сайта. Специалисты помогут вам правильно составить жалобу, а также проконсультируют по нормам трудового законодательства.
Жалоба работников на работника: как составить коллективную жалобу на сотрудника
Содержание
- Основания для подачи жалобы
- Как написать жалобу на сотрудника
- Образец коллективной жалобы
- Куда можно пожаловаться на коллегу
- Сроки ответа на жалобу
- Меры наказания для работников
Практически в любом трудовом коллективе между сотрудниками возникают трения, обусловленные самыми разными причинами. Они могут вызываться как производственными, так и личностными обстоятельствами. Одним из способов решения подобных конфликтов является подача жалобы работников на работника. В данном обзоре расскажем о том, как составлять и кому подавать жалобу, каковы сроки её рассмотрения и что грозит нарушителю за проступок.
Основания для написания жалобы
Унифицированного перечня ситуаций, в которых можно и нужно подавать жалобу на работника, не существует. Ст. 21 ТК РФ устанавливает, что работник обязан, в частности, добросовестно выполнять свои должностные обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину. Кроме того, есть ведомственные и корпоративные акты, которые регулируют вопросы деловой этики.
В общем случае основание для жалобы на работника появляется, когда он совершает какой-либо проступок. Поэтому можно подавать жалобу на сотрудника:
- за хамское поведение;
- за несоблюдение трудового распорядка (опоздания, ранние уходы, «растянутые» обеды, перекуры);
- за употребление алкоголя в рабочее время;
- за отказ от выполнения должностных обязанностей, стремление «спихнуть» производственные задачи на коллег;
- за оскорбления и сексуальные домогательства.
Но прежде чем подавать жалобу за хамство коллеги или другой неблаговидный поступок, следует поговорить с ним и попросить (потребовать) изменить своё поведение. Практика показывает, что зачастую такой разговор, особенно если с нарушителем беседует не один работник, а несколько, может кардинально изменить ситуацию.
Как написать жалобу на сотрудника на работе
Жалоба – это вид обращения, поэтому к нему применимы нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Жалоба на сотрудника от сотрудника организации должна включать в себя:
- реквизиты адресата, например, должность и Ф. И. О. руководителя организации;
- реквизиты заявителя;
- должность и Ф. И. О. работника-нарушителя;
- описание нарушения;
- просьбу принять меры воздействия.
Обращение должно быть подписано заявителем, на нём также должна быть указана дата составления.
Грамотная жалоба на сотрудника пишется со ссылками на нормы, которые были нарушены. Поэтому чтобы написать жалобу на коллегу по работе, которая даст результат с большей вероятностью, нужно проштудировать нормативные акты. Кроме того, если есть возможность приложить документы, подтверждающие существо жалобы, нужно это обязательно сделать.
Образец коллективной жалобы на сотрудника
Если некорректное поведение одного из сотрудников касается нескольких его коллег по работе, то в этой ситуации правильным будет написать коллективную жалобу на работника руководителю. Скорее всего, коллективная жалоба на коллегу окажется более эффективной, чем индивидуальная: чем больше мнений в ней будет отражено, тем более внимательно она будет рассмотрена.
Куда можно пожаловаться на коллегу
Пожаловаться на некомпетентность сотрудника можно его непосредственному начальнику или руководителю организации, в которой он работает. Если жалоба не возымела действие, можно «вынести сор из избы» и обратиться в инспекцию труда или прокуратуру.
Сроки ответа на жалобу
Согласно требованиям ст. 12 59-ФЗ, ответ на жалобу о некорректном поведении сотрудника должен быть дан в течение 30 дней с даты её получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлён, но не более чем на 30 дней.
Какие меры наказания могут быть применены
Меры наказания, которые могут быть применены к сотруднику, зависят от тяжести допущенного нарушения. Если работник совершил дисциплинарный проступок, ему грозят меры дисциплинарного взыскания в соответствии со ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), а за административное правонарушение или преступление – наказание, предусмотренное КоАП или УК РФ.
Задайте свой вопрос бесплатно
Получите ответ в течение 15 минут!
Пример: Написал заявление об увольнении, отработал положенные 2 недели, а работодатель не хочет платить заработную плату за этот период. Куда и как жаловаться для получения денег?
Нет времени ждать? Позвоните нам:
64 юриста готовы ответить на Ваши вопросы
Спасибо, что задали вопрос!
Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.
Докладная записка о хамском поведении сотрудника — внутрикорпоративный документ, используемый в целях оперативного информирования руководства фирмы о недопустимых действиях работников. Рассмотрим ключевые нюансы его составления.
Для чего составляется докладная на сотрудника, допустившего хамское поведение
Любая докладная записка — это документ информационного характера. Она составляется для своевременного информирования руководства компании либо сотрудников, уполномоченных принимать кадровые решения, о событиях, влияющих на качество и устойчивость системы менеджмента на предприятии.
Хамское поведение сотрудника по отношению к коллегам, клиентам, партнерам или кредиторам относится к таким событиям и деструктивно сказывается на качестве и устойчивости системы корпоративного менеджмента. Страдает имидж компании, дестабилизируется психологическая обстановка в коллективе.
Таким образом, руководство фирмы должно быть оперативно проинформировано о том, что тот или иной сотрудник повел себя по-хамски, чтобы принять в отношении него кадровое решение. Докладные записки — один из самых доступных внутрикорпоративных инструментов для фиксации подобных событий.
Как привлечь работника к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Структура докладной на работника
Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая другая докладная записка, должна включать в себя:
- сведения о составителе документа;
- сведения о получателе документа, сотруднике, которому он адресован;
- описание сути дисциплинарного проступка сотрудника;
- рекомендации составителя докладной записки руководству относительно последующих кадровых решений.
В докладной записке должна быть проставлена дата формирования документа, а также подпись составителя.
Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника
Скачать образец докладной записки на сотрудника, допустившего хамское поведение, вы можете на нашем портале по ссылке ниже:
Скачать докладную записку на сотрудника
Итоги
Хамское поведение — недопустимый элемент взаимоотношений сотрудника с коллегами, клиентами, партнерами фирмы. Своевременное информирование руководства компании о подобных инцидентах — значимый фактор для обеспечения стабильности внутрикорпоративной системы управления.
Ознакомиться с иными важнейшими аспектами кадрового менеджмента в российских компаниях вы можете в статьях:
- «Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2022-2023»;
- «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».
5/5 (6)
- Образцы жалоб работника на работника
- Как документ правильно составить
- Основания для написания
- Способ подачи
- Как написать коллективную жалобу
- Как написать жалобу на руководство
- Куда подавать
- Какие доказательства предоставить
- Сроки ответа
- Какие жалобы будут рассмотрены судом
- Полезные рекомендации
- Возможная ответственность
- Увольнение работника на основании жалобы коллег
- Оцените статью
Образцы жалоб работника на работника
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец докладной записки о нарушении трудовой дисциплины:
СКАЧАТЬ образцы жалоб работника на работника можно по ссылкам ниже:
- Жалоба работника на работника руководителю
- Коллективная жалоба на коллегу
- Жалоба на начальника вышестоящему руководителю
- Жалоба работника на работника в Трудовую Инспекцию
- Жалоба в Прокуратуру
- Жалоба работника на работника в суд
- Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины
Как документ правильно составить
Стандартная форма для написания жалобы не утверждена, поэтому она составляется в произвольном виде.
При этом документ должен содержать определенную информацию:
- в правом верхнем углу листа размещают так называемую «шапку». В этой части указывается: полное название учреждения, куда направляется документ, ФИО и должность директора, так как обращаться нужно именно к нему, личные данные человека, подающего жалобу. Если речь идет о коллективном обращении, уточняются сведения о человеке, представляющем весь коллектив;
- название документа пишется посередине листа – «Жалоба»;
- «тело» документа содержит следующие сведения: полное наименование работодателя, его организационно-правовая форма, уточняется причина обращения, и перечисляются правонарушения, допущенные работником, дата совершения нарушений. Кроме того, указывается информация, имеющая непосредственное отношение к сложившейся ситуации;
- перечисляются требования – пресечь развитие конфликтной ситуации, принять законные меры, прочее;
- в приложении перечисляются копии документов, которые подтверждают факты, изложенные в жалобе;
- далее записывается дата обращения, а также ставятся подписи заявителя или заявителей (если речь идет о коллективной жалобе).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как подать жалобу в Прокуратуру Москвы онлайн?
Основания для написания
Чаще всего жалобы на работников поступают в ситуациях, когда они допускают следующие проступки:
- неуважительно относятся к другим работникам, грубят, проявляют хамство, оскорбительно выражаются в адрес сотрудников, их семей, товарищей, прочее;
- в общении используют нецензурную брань с целью унижения других людей;
- высказывают угрозы;
- допускают рукоприкладство;
- неуважительно относятся к сотрудницам женского пола, домогаются их в сексуальном плане;
- заставляют других сотрудников выполнять обязанности, которые они делать не должны, или это не предусмотрено трудовым соглашением;
- не соблюдают правила охраны труда на производстве;
- саботируют процесс производства;
- не выполняют приказы руководства, занимаются самоуправством;
- занимаются махинациями, связанными с несвоевременной выплатой зарплаты, снижением ее размера, невыплатой премиальных (такие проступки совершаются руководящими лицами предприятия).
Посмотрите видео. Как правильно написать жалобу:
Способ подачи
Направить руководству жалобу на коллегу можно несколькими способами:
- принести лично. В этом случае документ регистрируется, и делается запись в специальную книгу учета;
- отправить по почте заказным письмом с уведомлением о доставке. Так вы сможете подтвердить, что документ действительно направлялся в администрацию;
- воспользоваться другими возможными способами, если это позволительно регламентом конкретного государственного органа или законодательными актами.
Жалоба может подаваться руководителю предприятия или в контролирующий орган. Кстати, такое обращение может быть одновременным, закон не запрещает это делать.
Обратите внимание! При выборе способа доставки подумайте о том, что лично принесенная жалоба будет рассмотрена в кратчайшие сроки в отличие от письма, на доставку которого уйдет определенное время.
Как написать коллективную жалобу
При составлении жалобы от коллектива сотрудников нужно придерживаться следующих правил:
- прежде чем составлять подобное обращение, пообщайтесь с людьми, уточните мнение каждого, определите общую позицию;
- попросите у всех желающих направить жалобу их контактные данные, которые могут понадобиться в процессе составления документа или его передачи в администрацию;
- не стоит всем вместе придумывать текст жалобы. Достаточно того, что этим займется один человек. После ее написания он просто показывает текст всем желающим и выслушивает их замечания и пожелания;
В коллективном обращении должны использоваться только местоимения «мы», «нам».
- не стоит излагать свои мысли и требования слишком подробно. Текст должен быть четким и лаконичным. Дело в том, что большое по объему письмо может «отбить охоту» его изучать, и оно так и останется нерассмотренным;
- жалоба состоит не только из описаний конкретных фактов, в ней обязательно указываются требования, выдвигаемые к администрации;
- уточните, на какие нормы законодательства вы ссылаетесь при составлении обращения (если таковые имеются);
- обращение сопровождается отдельным листом, где стоят подписи всех сотрудников, которые были заинтересованы в написании жалобы;
- обязательно запишите обратный адрес и контактный номер телефона представителя коллектива, который подает жалобу от имени группы сотрудников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как подать коллективную жалобу в Прокуратуру?
Как написать жалобу на руководство
Если вы хотите, чтобы вашу жалобу на руководство рассмотрели, нужно грамотно ее написать. Следуйте основным правилам составления данных документов. Прежде всего, используйте деловой стиль. Форма документа – произвольная. Изложение обстоятельств дела должно быть конкретным и полным.
Важно! Что должно быть в обращении с жалобой на руководство:
- название организации, куда обращается заявитель. Также это может быть должность, ФИО лица, которое займется ее рассмотрением;
- личные сведения о заявителе: ФИО, адрес, должность, контактные данные (номер телефона, электронный адрес). Если жалоба направляется от коллектива работников, то в документе пишется следующее: «от коллектива работников такого-то предприятия». Также можно перечислить всех сотрудников, если их немного;
- какие нарушения допустило руководство организации. Уточняется, какие права граждан нарушены, кто нарушил (ФИО, должность начальника), указываются ссылки на статьи законов, которые имеют непосредственное отношение к правонарушениям. В коллективном обращении используются местоимения: «мы, «нам», «наши», прочее, то есть жалоба пишется от лица коллектива;
- какие требования выдвигает коллектив. Например, провести проверку, уволить директора, погасить задолженность по зарплате, прочее;
- представляется список документации, прилагаемой к жалобе. Это могут быть документальные подтверждения фактов, изложенных в тексте обращения;
- дата составления, ФИО, подписи работников, чьи права нарушены руководством.
Жалоба от коллектива составляется в двух экземплярах. Первый передается адресату, второй, с отметкой о принятии, остается у заявителя. Принимая жалобу, ответственное лицо кроме подписи и даты указывает свои личные данные и должность.
Жалоба на руководство направляется в следующие инстанции:
- вышестоящему руководителю, в саму организацию;
- в контролирующие органы, Прокуратуру, Трудовую Инспекцию, налоговую службу;
- в суд.
Обратите внимание! Все факты, о которых сообщается в жалобе, должны иметь документальное подтверждение. Так что перед тем как написать такое обращение, соберите все возможные доказательства.
Куда подавать
Жалоба на работника подается в администрацию предприятия. Часто таким обращениям не дается дальнейший ход, потому что руководство не хочет сильно распространяться о каких-либо проблемах. В случае игнорирования руководителем обращений работников нужно писать жалобу в контролирующие госорганы.
К таким органам относятся:
- Трудовая Инспекция;
- органы Прокуратуры;
- судебные инстанции.
Можно обратиться с жалобой в любой из этих органов. Когда работники обращаются с жалобой в Трудовую Инспекцию, то ее ответственные сотрудники сами организуют проверку, подготовят доказательную базу. Если будет необходимость – подадут от имени коллектива исковое заявление в суд.
Если вы решите сами обращаться в суд или Прокуратуру, то подготовка доказательной базы ложится уже на ваши плечи.
Какие доказательства предоставить
Уже не раз упоминалось о том, что нужна доказательная база. Давайте рассмотрим, что это значит в данной ситуации.
Подтверждением неправомерного поведения одного из сотрудников могут быть:
- видеоматериалы, отснятые камерами видеонаблюдения, установленными на предприятии;
- аудиозаписи (запись велась лицом, в отношении которого поведение сотрудника было неподобающим);
- свидетельские показания очевидцев.
Перечисленные выше доказательства могут задействоваться в случае рассмотрения дела в суде или Прокуратуре. Хотя в большинстве случаев ситуации с жалобами на работников разрешаются внутри организации и далее никуда не идут.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Сроки ответа
Жалоба, направленная в гос. или муниципальный контролирующий орган, рассматривается в течение 30 дней. Отсчет этого периода начинается со дня принятия жалобы. Предельный срок рассмотрения обращения граждан высшим руководством указывается в самом документе.
Обычно на то, чтобы руководство могло изучить жалобу и подготовить ответ, отводится 10 дней.
Письменный ответ заявителю содержит вариант исправления ситуации и сроки, в течение которых проблема будет решена. Отказ на жалобу будет законным только в том случае, если он имеет четкую аргументацию.
Какие жалобы будут рассмотрены судом
В суде жалобы рассматриваются в том случае, если действия сотрудника подпадают под статью админ. или уголовного кодекса.
Направить жалобу в судебную инстанцию можно в таких случаях:
- если налицо факты сексуального домогательства (ст. 133 УК РФ);
- когда публично нанесено оскорбление человеческого достоинства (ст. 5.61 КоАП РФ);
- работник намеренно действовал таким способом, что это привело к дисциплинарному взысканию или увольнению другого работника. В данном случае статья инкриминируется в зависимости от тяжести содеянного.
Обратите внимание! Не стоит в тексте жалобы проявлять свои эмоции и чувства. Излагайте суть дела четко и понятно.
Сопроводите жалобу такими доказательствами, как видеоматериалы или аудиозаписи, документы, прочее.
Полезные рекомендации
Прислушайтесь к нашим советам:
- не стоит бороться с хамством самостоятельно. Пишите коллективную жалобу, так у вас будет больше шансов, что обращение не оставят без внимания;
- сразу же все свои претензии излагайте письменно, устные жалобы ни к чему не приведут. Обязательно представляйте документальные подтверждения изложенных в документе фактов;
- используйте как доказательство записи разговоров, документы, показания очевидцев, записи с камер видеонаблюдения, прочее;
- постарайтесь сделать так, чтобы у вас осталось подтверждение подачи жалобы. Куда вы ее подавали, значения не имеет;
- не стоит нервничать, излагайте ситуацию спокойно, используя деловой стиль.
Возможная ответственность
Довольно часто можно встретить хамов не только среди простых работников, но и среди непосредственных начальников. Это может быть начальник отдела, бригадир, мастер и т. д.
Наблюдается не очень приятная тенденция: чем начальник выше по должности, тем больше нелицеприятных действий он может себе позволить. Смириться с таким поведением – это значит перестать уважать самого себя. Не каждый человек любит жаловаться, но это не тот случай. Нужно всегда защищать свою честь и достоинство.
Важно! Если жалобу рассмотрят и согласятся с тем, что нужно предпринимать решительные меры, то, скорее всего, будут использованы такие меры наказания:
- вынесут устное замечание и пообещают дальнейшие последствия;
- вынесут выговор «с занесением в личное дело»;
- лишат премиальных выплат. Кстати, многие работники считают это наказание более серьезным, чем выговор;
- снимут с занимаемой должности;
- уволят с работы и в трудовой книжке сделают не очень приятную запись. Хотя часто в этом случае пишут «уволен по собственному желанию».
Иногда люди даже не предполагают, чего можно добиться своим хамским поведением на рабочем месте. За подобные действия сотруднику грозит:
- гражданско-правовая ответственность. В этом случае ему придется возместить моральный ущерб. Потерпевший сотрудник, согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ, может обратиться в суд с целью защитить свою репутацию. Согласно п. 3,7 ст. 152 обидчику придется принести публичные извинения. Кроме того, возможно денежное возмещение морального ущерба (ст. 150 и ст. 151 ГК РФ);
- уголовная ответственность. Меры взыскания в данном случае предусмотрены ст. 130 ГК РФ «Оскорбление»;
- административная ответственность. Она регулируется п. 5 ст. 5.61 и называется «Оскорбление».
Учтите! Иногда люди не видят различий между клеветой и оскорблением. Но на самом деле это абсолютно разные понятия, и наказываются такие деяния по-разному.
За неподобающее отношение к сотрудникам предусмотрен штраф. Такое наказание могут понести как физические, так и юридические лица (ст. 5.61 КоАП РФ).
Размер штрафа зависит от категории, к которой относится виновный:
- рядовой сотрудник – от 1000 до 5000 рублей;
- руководящие лица – от 10000 до 50000 рублей.
Какой будет сумма штрафа, зависит от конкретной ситуации и устанавливается судом.
Многие сталкивались с таким ситуациями, когда начальство и сотрудник-хам являются родственниками или друзьями. Скорее всего, их поведение и объясняется ощущением вседозволенности. Часто в коллективах «заводится» вот такой неприятный во всех отношениях человек. Понятно, что обращаться с жалобой к руководству бесполезно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Образец написания жалобы в Прокуратуру.
Если вы решили жаловаться в высшие инстанции, сначала нужно предпринять следующие действия:
- постараться найти общий язык с обидчиком, высказать ему свои претензии или претензии всего коллектива;
- обратиться с жалобой к начальству. Обязательно дождитесь ответа. Если вас просто проигнорируют, у вас все равно останется подтверждение (второй экземпляр жалобы с отметкой о приеме) того, что вы пытались решить проблему мирно.
Если вас не слышат на собственном предприятии, обращайтесь в Трудовую Инспекцию, Полицию, суд, Прокуратуру или налоговую.
Не забывайте, что за оскорбление обидчик может понести уголовную ответственность или ему придется заплатить вам за причинение морального вреда.
Увольнение работника на основании жалобы коллег
Чтобы уволить человека с работы по просьбе коллектива, необходимо выполнить определенные действия:
- принять жалобу от работников организации. Рассмотреть обращение, изучить изложенные в ней проблемы;
- уточнить законные обстоятельства, на основании которых можно уволить провинившегося сотрудника;
- предложить работнику написать объяснительную записку. Для этого ему дается 2 рабочих дня;
- подготовить приказ об увольнении, ознакомить с его содержанием увольняемого сотрудника. Последний должен подписать данный документ.
Увольнение работника возможно только в том случае, если он не выполняет свои трудовые обязанности, не соблюдает распорядок дня, нарушает внутренние правила компании. Если же он не допускает подобных нарушений, уволить его по жалобе коллектива сотрудников невозможно. Согласно нормам трудового законодательства, увольнение происходит при наличии веских оснований.
В большинстве случаев жалобы на одного человека от коллектива сотрудников поступают по причине напряженных межличностных отношений, но это не может быть веским основанием для его увольнения.
Посмотрите видео. Как подать жалобу в Прокуратуру через интернет:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7-495-899-01-60
Москва, Московская область
+7-812-389-26-12
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8-800-511-83-47
Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.
Содержание
(кликните, чтобы открыть)
-
Законодательная база
-
Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным
-
Оскорбление
-
Хамское поведение
-
Отказ от выполнения возложенных обязанностей
-
Манипуляции в отношениях
-
Что такое коллективная жалоба
-
Отличительные свойства данного документа
-
Особенности жалобы
-
Основания для написания жалобы
-
Жалоба на саботаж
-
Нарушения трудового законодательства
-
Оформление претензии
-
Структура жалобы
-
Правила составления
-
Нюансы оформления
-
Куда подаётся документ
-
Вышестоящему руководству
-
В трудовую инспекцию
-
Профсоюзная организация
-
Комиссия по трудовым спорам
-
В прокуратуру
-
В судебную инстанцию
-
Способы подачи жалобы
-
В письменной форме
-
Онлайн
-
Кто принимает документы по данной категории дел
-
Допустимые сроки ответа на жалобу
-
Дополнительные вопросы
-
Чем грозит начальству коллективная жалоба
-
Допускается ли анонимная подача обращения
-
Какие меры наказания могут быть применены
-
Можно ли уволить сотрудника за хамство
-
Заключение
В статье разберемся, как и куда подается жалоба на сотрудника.
Законодательная база
Процесс подачи жалобы полностью регулируется определенным перечнем документов:
- ТК РФ от 3.12.01
- ФЗ № 294
- распоряжение правительства № 476
- ФЗ № 59
Однако, правительство может вносить соответствующие изменения, что могут повлиять (дополнить или изъять) на содержание законодательной базы.
Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным
Правила поведения работника на предприятии с коллегами, руководством, клиентами и партнерами должно быть определено в локальных нормативных актах, а также правилами делового общения.
В ТК закреплено, то любой работник должен общаться с учетом профессиональных, корпоративных, социальных норм.
Каждый работник должен быть ознакомлен с принятым положением под роспись. Благодаря этому, у него будут четкие критерии, по которым его поведение будет оценено как неправомерное.
Оскорбление
Этот проступок выражается в неправомерных действиях сотрудника по отношению к третьему лицу, которые привели к унижению его чести и достоинства.
В качестве оскорбления можно расценивать использование нецензурной лексики, сравнение оппонента с каким-нибудь одушевленным либо неодушевленным предметом и т. д.
Очень часто оскорбления можно встретить между коллегами, а также у начальства по отношению к своим подчиненным.
Хамское поведение
Хамство предполагает грубое, наглое поведение либо высказывание работника. Чаще всего хамство затрагивает всех окружающих, а не направлено на какое-либо лицо.
Обычно хамство выступает как выражение превосходства работника над окружающими его людьми. Часто такое поведение можно встретить среди коллег, которые скрывают свою некомпетентность.
Отказ от выполнения возложенных обязанностей
При подписании трудового соглашения между работником и администрацией, он обязуется исполнять обязанности, возложенные на него данным документом. Но иногда возникает ситуация, когда работник отказывается от исполнения данных обязанностей.
Такое право дается ему трудовым законодательством, но только в ситуациях, когда администрация не исполняет свои обязательства по уплате зарплаты, либо при иных уважительных причинах.
Внимание! В остальных ситуациях отказ от исполнения обязанностей для работника будет серьезным дисциплинарным проступком, который может иметь для него последствия.
Манипуляции в отношениях
Манипуляция предполагает, что работник будет использовать слабую сторону другого человека с целью получения какой-либо выгоды.
Манипуляции могут наблюдаться не только между коллегами, но также и у начальства по отношению с подчиненными. Иногда факт манипуляции очень сложно определить.
Однако, если вторая, пострадавшая, сторона выявляет наличие манипуляции, она может пожаловаться на этой вышестоящему начальству.
Важно
Доказать манипуляцию достаточно сложно, кроме этого данный проступок не может квалифицироваться как дисциплинарное нарушение. Здесь в качестве борьбы с ним можно применять только общественное порицание.
Что такое коллективная жалоба
Коллективная жалоба на руководителя – это заявление, составленное группой сотрудников конкретной организации, в основной части которого подробно излагается суть претензии к начальству с просьбой о привлечении нарушителя к ответственности.
find_in_page Статьи по теме
(кликните, чтобы открыть)
Оформлять документ рекомендуется исходя из общих для заявителей нарушений. Он подлежит рассмотрению в особом порядке.
Групповое обращение имеет большой потенциал и весомость, нежели индивидуальное. Недовольство большого коллектива единой организации неправомерными действиями начальника – это нежелательный показатель наличия проблем.
Самое главное, настроить коллектив на положительный исход дела и привлечь к подписи большее количество сотрудников.
Отличительные свойства данного документа
Немаловажным является, кто владелец компании, сколько руководителей организации, какое положение у подчинённого и начальника, есть ли люди, стоящие выше их или те, кто специально нанят для рассмотрения данных споров.
В последнем случае решение зависит от субъективного мнения этого человека, действия которого непонятно чем могут быть мотивированы.
Однако, как упоминалось ранее, появляться на его ход мыслей можно. Следует описать те моменты, которые наиболее ярко демонстрируют снижение эффективности деятельности профессиональной команды.
Это может произойти, когда директор:
- Давит психологически на подчинённых.
- Задерживает выплату зарплаты.
- Не считает нужным поощрить премиальными заслуживших работников.
То есть ваш посыл заключается в том, что выгоднее найти более компетентного и вежливого начальника. Люди всегда ищут выгоду, вот и предоставьте её вышестоящему начальству.
Если вы состоите на государственной службе, то должны знать о том, что перед принятием решения проводят комиссии и другие мероприятия по выяснению обстоятельств.
Важно
Помните, что не всегда ваша жалоба будет удовлетворена и тогда дела могут пойти хуже.
Особенности жалобы
Все особенности связаны с тем, какой является организация — частной или государственной.
В первом случае, если компания частная и у нее есть конкретный собственник, то жалоба составляется на его имя. Однако это не значит, что рассматривать ее будет лично владелец: обычно этим занимается либо совет директоров, либо назначенные для этого юристы. Так или иначе, все зависит от иерархии.
Успешность жалобы напрямую зависит от его содержания. Важно перечислить в ней все о нарушении прав максимально конкретно — проверяющий сотрудник должен отчетливо понимать, что произошло. Опираться надо и на то, что все коммерческие компании ищут выгоду, а это значит, что неэффективное руководство им не нужно.
Важно
Шансы на удовлетворение жалобы значительно возрастают, если в жалобе обоснована выгода для компании после увольнения начальника.
Во втором случае, когда компания государственная, обосновывать потенциальные преимущества при увольнении сотрудника не нужно. Необходимо только объективно и максимально четко описать произошедшую ситуацию. Это требуется для того, чтобы соответствующие службы смогли провести тщательную проверку и принять на ее основе взвешенное решение.
Основания для написания жалобы
Трудовых и гражданских причин, которые могут послужить основанием для подачи коллективного ходатайства на руководящего сотрудника довольно много.
Самыми распространенными является такие противоправные действия:
- нарушение установленного порядка заработных выплат;
- отказ в выплате премиальных;
- отказ от официального трудоустройства, заключения ТД;
- отказ в предоставлении отпуска по графику и отпускных выплат;
- принудительный труд, навязывание дополнительных обязанностей без оплаты;
- отказ в оплате больничного листа;
- отказ в повышении в должности при наличии оснований;
- несоблюдение правил охраны труда;
- грубое отношение, оскорбления и хамское поведение в адрес подчиненных;
- сексуальное домогательство;
- физические замечания;
- саботаж на производстве;
- незаконное увольнение работника.
Жалоба на саботаж
Довольно часто руководство организации умышленно уклоняется от исполнения возложенных обязанностей, что причиняет вред всему коллективу.
Написать жалобу о внутреннем конфликте на предприятии можно генеральному директору, собрав убедительные доказательства. Дополнить ее следует перечнем производственных приказов, норм, инструкций, которыми пренебрег нарушитель.
Нарушения трудового законодательства
Трудовые права между участниками отношений оговорены в ТД. Если начальник ущемляет права работника ниже по рангу, его действия противоречат условиям соглашения и расцениваются как прямое нарушение ТК РФ.
Следовательно, руководство не исполняет свои должностные обязанности перед коллективом и нарушает трудовое соглашение. Это повод обратиться с заявлением в соответствующие инстанции.
Оформление претензии
Перед подачей ходатайства стоит учесть все плюсы и минусы, а также ознакомиться с примером такого заявления, чтобы исключить возможность его отклонения из-за некорректного оформления. В противном случае есть риск, что заявитель получит отказ в удовлетворении своих требований.
И, как следствие, подрыв авторитета и ухудшение деловой репутации в глазах руководства и коллег. Претензия на руководителя имеет свои особенности, которые рассмотрим ниже.
Структура жалобы
Опираясь на содержание ст. 4 п. 4 ФЗ №59, обращение от членов коллектива – это законное заявление в соответствующую инстанцию для разрешения внутреннего конфликта на предприятии. Особых требований к оформлению такого ходатайства нет.
Оно составляется от группы людей в двух экземплярах по такому принципу:
- указание точного адресата;
- личные данные жалующихся лиц;
- основная часть, которая должна включать краткое и достоверное описание ситуации, при которой были допущены ущемления или нарушения прав работников компании;
- список требований со стороны заявителей;
- дата подачи;
- подписи членов коллектива с расшифровкой;
- список доказательств.
Важно
При составлении и последующей подаче такого обращения нет необходимости в «шапке» перечислять фамилии работников коллектива, которые подписались. Вполне достаточно указать, что заявление подается от имени членов коллектива определенного отдела либо участка производственного процесса.
Правила составления
Кратко рассмотрим основные правила, которые должны быть соблюдены при подаче:
- Нельзя использовать ненормативную лексику. Не допускаются также личные оскорбления. В случае игнорирования этих требований заявление не принимается, а заявитель лишается права решения конфликта в досудебном порядке.
- Текст должен быть емким. Не нужно писать длинный рассказ, стоит кратко описать основные моменты конфликта и того, в чем заключается неправота обвиняемой стороны. Не рекомендуется также использовать выражения и фразы, что трактуются двусмысленно.
- Речь должна быть грамотной. Необходимо соблюдать все синтаксические и пунктуационные нормы. Это позволит повысить скорость рассмотрения жалобы.
Всегда стоит адресовать жалобу правильно — в соответствии с иерархией. Если начальством выступает администратор, то нужно пожаловаться директору, а не владельцу фирмы и т.д. Это не только увеличит оперативность обработки обращения, но также позволит быстрее решить вопрос.
Нюансы оформления
Перед началом оформления жалобы необходимо составить обобщенный список всех претензий и требований.
Следует учесть также следующие нюансы оформления:
- жалоба является коллективной, но писать ее должен только один представитель трудящихся;
- после оформления, с текстом заявления должны ознакомиться все участники процесса;
- не допускать в тексте угроз, оскорблений, ненормативной лексики;
- не ограничиваться простыми словами, а приложить к заявлению обширную доказательную базу из письменной документации, фото, видео или аудио материалов;
- подкрепите написанный текст ссылками на статьи закона;
- список жалующихся лиц нужно оформить в виде отдельного приложения.
Необходимо сдерживать проявление эмоций, чтобы это не привело к отказу в рассмотрении заявления. Следует изложить все грамотно, доступно, кратко, но максимально информативно.
Куда подаётся документ
Важно не только составить заявление, но и определиться, куда жаловаться на начальника. Изначально направляем заявление непосредственной вышестоящей инстанции. Дальнейшее разбирательство может привести к необходимости привлечь на помощь:
- трудовую инспекцию;
- органы прокуратуры;
- судебную систему.
Вышестоящему руководству
Жалуясь вышестоящему начальнику, передаём заявление:
- по почте;
- через секретаря.
В любом случае сохраняется второй экземпляр. Он пригодится в случае продолжения разбирательства в других инстанциях.
В трудовую инспекцию
Полагая, что нельзя позволять руководству превышать полномочия и попирать права сотрудников, привлекают поддержку в лице трудовой инспекции.
Какой ответ может давать трудовая инспекция
Эта структура располагает возможностями:
- провести внеплановую выездную проверку;
- издать предписание об устранении нарушений в срок, не превышающий месячного;
- привлечь руководителя к административной ответственности, как правило — оштрафовать;
- отстранить руководителя (временно или постоянно);
- приостановить деятельность организации до устранения нарушений;
- привлечь к уголовной ответственности.
Профсоюзная организация
Профессиональный союз – это независимый орган, создаваемый трудящимися компаний для защиты своих прав и интересов (ст.370 ТК РФ).
Важно
Немедленно обратиться в профсоюз – это один из самых действенных и простых способов при нарушении прав работодателем. Сотрудники организации проконсультируют заявителя и примут действенные меры.
Комиссия по трудовым спорам
КТС образуется на общем собрании коллектива трудящихся в количестве 15 человек и утверждается путем голосования. После ее формирования коллектив имеет возможность защищать свои права и отстаивать интересы.
Члены такой комиссии обладают полномочиями принимать решения в отношении рассматриваемых ситуаций, подлежащие немедленному исполнению.
В прокуратуру
Направляя жалобу, учитываем, с какими нарушениями призвано иметь дело это ведомство.
Принимаем к сведению, что можно пожаловаться на руководство одновременно и в трудовую инспекцию, и в органы прокуратуры.
В судебную инстанцию
Рассматривающий жалобу руководитель в сложных ситуациях предупреждается, что заявитель готов отстаивать свои права и интересы в суде.
До судебного разбирательства дело доходит, когда приходится добиваться компенсации нанесённого ущерба. Поэтому в исковом заявлении должно найти отражение наличие:
- претензии, предъявлявшийся руководству и отклонённой им;
- весомой доказательной базы.
Способы подачи жалобы
Это можно проделать:
- лично или по почте;
- задействовав уполномоченного представителя или нотариуса.
При выборе способа подачи жалобы учитываем:
- простоту осуществления;
- рациональность;
- результативность влияния на адресата.
В письменной форме
Коллективная жалоба – это официальная претензия, которая пишется в произвольной форме. Единого образца или бланка нет, составить ее следует в индивидуальном порядке, с учетом данных обстоятельств. Бумагу пишут от руки либо набирают на компьютере и распечатывают.
Онлайн
С помощью интернета можно урегулировать большинство вопросов. Именно во всемирной сети создано несколько порталов, позволяющих формировать претензии.
Кто принимает документы по данной категории дел
Вопрос о том, как написать анонимно коллективную жалобу на руководителя, учитывая готовый образец, разобрали. Далее, стоит определиться с тем, куда подать претензию. Естественно, что с претензией обращаются к лицам, у которых в подчинении начальство коллектива.
Если результаты разбирательства вышестоящих руководителей, не удовлетворило требований коллектива или решение принято необъективно, обращение проигнорировано, тогда можно пойти дальше и обратиться к конкретному владельцу компании. Когда такие попытки также не принесли результатов, обращаться нужно в суд и другие государственные учреждения.
В случае жалобы в прокуратуру и выше, помните о том, что они разбирают серьёзные проблемы. Обращение в такие государственные органы должно быть обоснованным, стоящим и только если некому пожаловаться внутри компании.Подумайте перед тем, как предъявить претензию, действительно правы вы и ваши права нарушены? В случае положительного ответа следует, конечно же, отправлять письмо в суд.
Для того чтобы всё хорошо закончилось:
- Будьте уверены в своём решении.
- Не испытывайте страх перед увольнением. В конце концов, зачем вам сотрудничать с плохой компанией.
- Помните, что вы защищаете свои права, личные или трудовые. Эти действия нельзя считать неверными или плохими.
Неважно, кем приходится вам человек и каков его статус, никто не должен нарушать ваши права.
Коллективная жалоба на сотрудника согласно образцу может быть приведена в действие под надзором инспекторов, госинспекция следит за качественным исполнением обязанностей, допустим, в определённом отделе детского сада, в госпитале, в школе за классным столом, чтобы начальники-самодуры правильно исполняли свою работу и не агитировали свой коллектив писать коллективные жалобы.
Допустимые сроки ответа на жалобу
При определении срока, в течение которого предприятие должно дать ответ на поступившую жалобу, имеет значение от кого она поступила.
Если она исходит от органа государственной власти, то ответ на нее надо составить в течение тридцати дней. Когда для ответного письма требуется получения дополнительной информации от третьих лиц, этот период может быть увеличен еще на тридцать дней.
Важно
Когда срок ответа нормами не определен, каждая компания может в своих нормативных актах определить свой период в разумных рамках. К примеру, при написании жалобы ее составители просят часто дать ответ им в течение 7-10 дней.
Дополнительные вопросы
Чем грозит начальству коллективная жалоба
После разбирательства к руководству могут применить следующие действия:
- штрафные санкции;
- увольнение руководителя;
- запрет на право занимать руководящие должности;
- привлечение к уголовной или административной ответственности.
Последствия зависят от конкретного случая и от тяжести нарушений.
Допускается ли анонимная подача обращения
Анонимная подача заявления невозможна. Этот факт закреплен правилами деловой переписки. Комиссия при поступлении такого обращения вправе отказать в его рассмотрении.
Однако в примечаниях к жалобе заявитель может указать, что не желает, чтобы его данные были переданы руководству. Таким образом, анонимность сохраниться лишь частично и на начальных этапах начальник не будет знать личность того, кто составил жалобу.
Какие меры наказания могут быть применены
Меры дисциплинарной ответственности определены нормами законодательства. Также хозяйствующий субъект имеет право устанавливать меры воздействия на работника за дисциплинарный проступок.
Главное требование, чтобы с актами, которые их установили, были ознакомлены сотрудники компании под роспись.
Статьи 192 и 193 ТК РФ устанавливают строгий перечень взысканий, которые работодатель может применять к своим работникам:
- Объявления в устной форме замечания.
- Вынесение приказом руководства выговора.
- Расторжение с работником трудового контракта.
Чтобы применить меры дисциплинарного взыскания правильно, необходимо соблюдение установленных процедур, в том числе представление работником фирмы объяснительной, в котором он поясняет происшедшее.
Важно учитывать и период, когда работника можно привлечь к ответственности. По закону это время ограничено одним месяцем. Работодатель должен помнить, что за одно и то же нарушение нельзя наказывать дважды.
Обязательно необходимо учитывать, что премиальные начисляются за соблюдение установленных определенных критериев.
Если они нарушаются, то выплата премиальных не производиться. Это не является дисциплинарным наказанием, а считается материальным последствием сложившейся ситуации.
Важно
Главное, чтобы критерии, по которым премия начисляется или не начисляется были зафиксированы в соответствующем положении и с этим актом работники были ознакомлены под роспись.
Можно ли уволить сотрудника за хамство
Нормы трудового права не дают определения какое поведение сотрудника компании считается хорошим, а какое расценивается как хамство.
Тем не менее при некорректном обращении к своим коллегам или партнерам организации, данный человек может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. При этом данные меры необходимо закрепить во внутренних нормах предприятия.
Увольнение за хамство работника допускается при соблюдении следующих условиях:
- Нормы поведения описаны в трудовых инструкциях работника, оформленном с ним трудовом контракте, внутреннем нормативном акте. При этом с последним нужно ознакомить всех сотрудников.
- Факт оскорбления и хамского отношения работника к коллегам и партнерам был зафиксирован путем составления соответствующего акта. Основанием для его составления выступает докладная или поступившая жалоба.
- Первоначально работнику выносится наказание в виде устного замечания.
- Если работник совершает данный проступок повторно, он привлекается к дисциплинарному взысканию. У него должна быть запрошена объяснительная, а наложение взыскания оформляется письменным распоряжением руководителя.
- Увольнение следует, если у данного человека существует три нарушения, которые к моменту увольнения считаются непогашенными. Эти нарушения не обязательно могут быть связаны с хамским отношением. Если нарушения с оскорблением личности повторяются, то работника, который нарушает правила можно уволить за неоднократные нарушения дисциплины труда.
Заключение
Сталкиваясь с несправедливостью, пренебрежением, халатностью или плохим обращением, граждане ведут себя по-разному. Многие замалчивают ситуацию, пускают все на самотек, а некоторые пытаются добиться правды всеми возможными законными способами.
Не стоит забывать, что никто не может ущемлять и нарушать трудовые права! Госструктуры всегда будут на стороне трудящихся, если предоставить достаточную доказательную базу о причиненном вреде членам коллектива.
Подпишитесь на свежие новости
Правила написания коллективной жалобы в различных ситуациях
Нередко происходят ситуации, когда люди проявляют свое недовольство в отношении качества предоставляемых им услуг или при нарушении их спокойствия, и когда оказывается, что они в своем возмущении не одиноки, появляется инициатива коллективного обращения в соответствующие органы.
Следует помнить, что написание коллективной жалобы, это не заявление в органы власти, а предшествующее ему прошение в разрешении сложившейся ситуации к первоначальной инстанции, а уже потом при получении отказа пишется заявление в вышестоящие органы.
Нормативная база
Согласно ст. 4 п.4 ФЗ №59 от 2006 года, жалоба от коллектива – это легитимное обращение в соответствующую инстанцию для разрешения любого вопроса. Суть бумаги заключается не только в самом изложении возникшего вопроса, но и в коллективном предложении путей по его разрешению.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
Формируется коллективное заявление несколькими лицами, которые стали потерпевшими или свидетелями в одном деле.
Исходя из утверждений ст.2 ФЗ№59 , каждый гражданин или группа лиц имеют право на подобные обращения без соблюдения строгих правил за исключением одного – письменное составление документа с указанием перечня всех жалующихся лиц.
Однако перед тем, как написать коллективную жалобу все же лучше вникнуть в суть составления такой документации, чтобы получить адекватное действие со стороны соответствующей инстанции.
Образец коллективной жалобы
Документ необходимо формировать с соблюдениями требований, предъявляемых к форме деловой документации:
- Шапка располагается, в правом вернем углу с указанием:
- Наименования организации;
- ФИО руководителя – этот пункт не обязателен, но лучше, если он будет присутствовать;
- Указывается от кого заявление – при составлении коллективного документа необходимо указать, к примеру, от жителей дома №36 и прочее.
- Название коллективного документа «Жалоба» с указанием на ситуацию.
- В теле документа необходимо перечислить факты правонарушений. Хорошо, если будут присутствовать ссылки на законодательные акты, согласно которым доступно расценить поступки виновной стороны, как правонарушение.
- После этого следует потребовать или попросить разрешения конфликтной ситуации уполномоченным органом.
- Сделать рациональные предложения по решению возникшей проблемы.
- Указать перечень обращающихся лиц и дату формирования коллективной жалобы.
Если лиц очень много необходимо перечень составить на отдельном листе приложении с проставлением подписей.
В целом данная бумага имеет произвольную форму, так что принимать за обязательное какой-либо образец не стоит.
Пример написания коллективной жалобы:
Скачать пример написания коллективной жалобы
Пошаговая инструкция составления
Перед началом формирования коллективной жалобы необходимо сообща составить согласованный список претензий, жалоб и требований.
Составляя документ, следует учитывать главные правила:
- Жалоба является коллективной, но формировать её должен один человек.
- После составления ее обязаны изучить все участники и по желанию внести корректировку.
- Текст должен быть составлен грамотно без ошибок и описок.
- Не следует во время составления проявлять эмоции и использовать ненужную лексику – брань, оскорбление, ненормативные изречения.
- Чтобы обращение действительно было коллективным, и его рассмотрение ускорилось необходимо в конце составления указать перечень всех заявителей с подписями.
- Текст должен изобиловать правдивыми доказательствами правонарушения, не лишним будет приложить к нему документальные подтверждения, видеоматериалы и прочие доказательства.
- С целью веской аргументации своих требований необходимо указать ссылки на статьи закона.
- Формирование следует выполнить кратко и ясно.
Куда подается коллективная жалоба?
Подавать коллективное обращение нужно в государственные инстанции с учетом особенностей случая.
К примеру:
- Если беспокоят соседи своим поведением необходимо обращаться к участковому;
- При ненадлежащем использовании жилой площади – в ЖКХ;
- Чрезмерное загрязнение и зловоние требуют обращения в Роспотребнадзор.
Кроме этого допустимо жаловаться:
- в прокуратуру, при отсутствии адекватных действий со стороны первичной инстанции;
- в суд;
- в региональный департамент образования;
- минздрав;
- прочие вышестоящие инстанции.
Как написать коллективную жалобу на соседей?
Если дело касается многоквартирного дома, то всегда найдется сосед, который испытывает своим поведением и образом жизни терпение жильцов.
Заявления на таких нерадивых соседей подразделяются по видам, от которых зависит выбор уполномоченного органа:
- Шум в неположенное время в квартире – обращение к участковому.
- Систематический залив с верхних этажей – ЖКХ.
- Зловоние и куча бездомных животных – ветеринарные службы.
При этом в написании коллективной жалобы необходимо указать:
- Точный адрес проживания нарушителя спокойствия, его ФИО.
- Указать конкретные виды совершенных им проступков со ссылкой на закон.
- Выдвинуть конкретные к соседу требования.
Как написать коллективную жалобу на начальника?
Чтобы коллективно пожаловаться на начальника необходимо, что бы он совершил:
- нарушение предписаний ТК РФ;
- нарушил нормы охраны труда;
- нарушил требования локальных внутренних актов.
Жаловаться в таком случае нужно вышестоящему руководству или в региональное отделение Федеральной службы по труду и занятости.
При этом лучше писать заявление с соблюдением данной лестницы, не стоит сразу же бежать в прокуратуру, так как это спровоцирует нескончаемые проверки на предприятии, которые вряд ли улучшат положение работников.
Изначально следует попытаться решить проблему силами организации, посредством жалобы вышестоящему руководству.
Написание коллективной жалобы, нужно сопроводить доказательствами в виде:
- Видео- и аудиозаписей.
- Докладных записок.
- Служебной документации.
Все факты излагаются в жалобе и сопровождаются доказательствами.
Обращение в прокуратуру
Обращение с жалобой, в том числе и коллективной в прокуратуру регулируется статьей 10 ФЗ №2202.
Составление коллективной жалобы происходит в строгом регламенте формирования деловой документации, её следует сопроводить ссылками на законодательные акты и доказательные документы.
В бумаге необходимо изложить суть дела и высказать свои требования и ожидания.
Причиной для такого обращение может быть любая конфликтная ситуация:
- задержка зарплаты;
- необоснованное увольнение;
- отсутствие ответа на запрашиваемую информацию от госструктур.
Рассматривать коллективное обращение граждан прокуратура имеет право 30 дней.
Как написать коллективную жалобу на ЖКХ?
Составлять такой документ имеют право только жильцы домов, которые обслуживает управленческая компания.
Обычно жаловаться начинают вышестоящим инстанциям и при отсутствии адекватной реакции обращаются в суд.
При этом, чем выше инстанция, тем больше необходимо прикладывать документации к заявлению, указывая на предыдущие обращения в непосредственные службы и отсутствие от них ответа.
Вопросы, которые рассматриваются в коллективной жалобе на ЖКХ, могут иметь различные темы:
- плохой обогрев домов в зимний период;
- загрязнение территорий домов и вокруг них;
- отсутствие длительное время ремонтных работ;
- сломанный лифт и прочее.
Все эти обращения должны иметь аргументацию – составленные уполномоченными органами акты, проведение замеров температурного режима в различных квартирах, привлечение официального представителя ДЭЗа.
Коллективное обращение в трудовую инспекцию
Согласно ст. 356 ТК РФ инспекция обязана принимать заявления от трудящихся лиц в связи с нарушением их трудовых прав и принимать все необходимые меры по восстановлению прав.
То есть коллективная жалоба в Трудовую инспекцию реальна при:
- отказе работодателя исполнять обязанности согласно трудовому договору;
- выплате зарплаты в меньшем размере, нежели предусматривалось;
- предоставлении рабочего места без надлежащих условий;
- лишении законного время отдыха;
- прочие спорные ситуации.
Обращаться следует в территориальное отделение трудовой инспекции, сопроводив жалобу надлежащими документальными доказательствами.
Составляется бумага согласно общепринятым нормам формирования подобной документации, с обязательным указанием адреса отделения.
Рассматривается заявление, как и в случае с прокуратурой месяц с момента регистрации обращения.
Как написать коллективную жалобу на учителя директору школы?
Если произошел инцидент в школе и возмущенные родители не могут его пустить на самотек, необходимо изначально обращаться к директору школы коллективно.
В теле документа нужно конкретно указать ФИО педагога, а также преподаваемую им дисциплину.
Перечнем указать ФИО учеников, чьи интересы были ущемлены.
Следует кратко и в корректной форме описать сложившуюся ситуацию.
При отсутствии каких-либо действий со стороны дирекции школы необходимо обращаться в региональный департамент образования или прокуратуру.
Коллективная жалоба на учителя директору школы формируется родителями:
- при злоупотреблении учителем своими полномочиями;
- неадекватном и оскорбительном его поведении;
- нанесении моральных и материальных убытков ученикам, в таком случае к заявлению необходимо приложить иск.
Нюансы
Написав коллективную жалобу, заявители имеют право подать её различными способами:
- Через официальный сайт учреждения электронным письмом, приложив к нему сканы сопроводительных документов.
- Лично, зарегистрировав документ у секретаря копию оригинала.
- Почтой посредством применения заказного письма с уведомлением и описью всего вместимого пакета.
- При этом, если жалоба коллективная, то её рассмотрение ускоряется, проставляя подписи в таком обращении необходимо указывать их расшифровку.
- В шапке документа не надо указывать полный перечень заявителей, достаточно указать, что он коллективный.
Обычно заявления рассматриваются в 30-дневный срок, но если это обращение в связи с защитой прав потребителей, то срок сжат до 10 дней.
Решение инстанции не является окончательным и если заявители недовольны полученным результатом, они вправе идти дальше и бороться за положительное решение.
Последствиями написания коллективной жалобы могут стать:
- Формирование предписаний виновной стороне по исправлению ошибок.
- Штрафные санкции.
- Приостановка деятельности предприятия
- Отстранение от занимаемой должности.
- Если дело касается несоблюдения жилищных условий жильцом, то все может закончиться его выселением.
В целом составление жалобной бумаги не требует особых навыков и соблюдения унифицированных форм, так как их попросту нет, но изложение важных нюансов и указание необходимых реквизитов обязательно.