Посвящается
величайшему и непревзойдённому мастеру комедийного жанра советского кино –
Леониду Гайдаю.
Комедия – это особый жанр, без которого не обойтись не
одному зрителю, как не обойтись в жизни без смеха и положительных эмоций.
Собираясь в кино на комедийный фильм, каждый из нас желает получить повышение
настроения, удовольствие, смех, легкость и ощущение праздника после просмотра.
Но получаем ли мы всегда то, ради чего начинаем смотреть
очередную комедию? К сожалению, далеко не всегда. Более того, для многих из
нас, после выхода из кинотеатра или просмотра очередного DVD, стали привычными
мысли типа: «Неужели нельзя было придумать что-то более смешное? Деградация
продолжается… Зря потратил время…» и тому подобное. Юмор часто является
настолько оскорбительным, плоским, тупым или пошлым, что после просмотра
хочется плеваться. И при этом сама история не увлекает, события текут вяло,
герои не располагают к себе…
В результате вышеописанной ситуации, мы можем смело сделать
вывод, что создатели комедий не всегда знают, понимают и учитывают те основы,
на которых строится настоящее смешное и увлекательное кино.
Но такие основы есть и, если вы собираетесь работать в
комедийном жанре, их необходимо знать. Данная статья является результатом наших
наблюдений и тщательного анализа того, какие элементы и ходы используются в тех
комедиях, которые заняли достойное место в умах зрителей, и принесли деньги и
славу их создателям. Здесь вы найдёте 9 способов того, как увлечь и рассмешить
зрителя, и как создать сценарий такой комедии, которая сможет стать
классической, и год за годом поднимать настроение миллионам зрителей. Если вам,
как сценаристу, такая цель по душе, тогда начнём.
В комедии, как и в других жанрах, наша первоочередная задача
— увлечь зрителя. Увлечь, а потом смешить, не давая ему скучать. Для этого
важно на протяжении всего фильма совмещать элементы, вызывающие интерес и смех.
Как вызвать интерес? Смотрите предыдущие статьи серии «Как
написать сценарий. Части 1 — 4». Цель, угроза, герой, антигерой, приключение,
легенда, тайна, — все составляющие увлекательной истории как всегда делают своё
дело, и здесь комедия не является исключением. Она строится на тех же законах,
являясь жанром, который просто обязан держать внимание зрителя с первой до
последней минуты, но здесь к интересной истории мы большими порциями добавляем
СМЕХ.
Как вызвать смех? Конечно, этому и посвящена вся статья. Но
в самом начале необходимо отметить, что смех возникает в результате того, что
человек наблюдает и осознаёт НЕЛОГИЧНОСТЬ ситуации или действий.
Вспомните любой смешной случай, и Вы найдёте в нём
нелогичность – то есть произошло то, чего не должно было произойти в этих
обстоятельствах, в этом месте или рядом с этими людьми. Например, мужчина идёт
по улице, засматривается на девушку и мы слышим «БУМ!..», и мужчина лежит у
столба, держась за голову. А если при этом столб ещё и упадёт (не дай Бог на
него или на девушку), то это будет ещё одной нелогичностью, которую можно было
бы использовать в очень несерьёзном кино.
Итак, мы представляем вашему вниманию 9 основных элементов
комедийного жанра, используемых в большей или меньшей степени в тех фильмах,
которые смело можно отнести к разряду классических комедий. Фундаментом каждого
элемента является НЕЛОГИЧНОСТЬ.
ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА:
1. ДЕЙСТВИЕ ПРИ
ОТСУТСТВИИ ПОЛНЫХ ДАННЫХ.
Этот пункт показывает, что комичные ситуации могут возникать
вследствие того, что герой или его противник начал действовать, упуская или не
имея важных для этого данных.
Например, герою кто-то что-то недоговорил, или герой
недослушал, или же просто забыл часть полученной информации, и вот он
становится на путь достижения своей цели и… у него неожиданно начинаются
проблемы!
Если для примера включить воображение, то вот какие ситуации
могли бы возникнуть:
• Героя направляют на выяснение отношений с обидчиком,
которого он ещё не видел, а тот оказывается сумасшедшим каратистом.
• Героиня узнаёт о прекрасном мужчине (по описанию – её
мечта), который желает встретиться с ней, но прослушивает, что ему 90 лет.
Ещё пример: фильм Гайдая «Не может быть», когда герой
Куравлёва не мог узнать невесту. Из-за отсутствия у героя нужной информации, а
точнее — как выглядит будущая жена без верхней одежды и головного убора, —
комичные моменты следуют буквально один за другим.
Как видите, если упустить необходимую информацию в любой
ситуации, там обязательно возникнет нелогичность и смех.
2. ОБМАН.
Тема давно открытая, но обладающая бесконечным запасом
материала. Если Вы вспомните любую достойную комедию, там обязательно будет
обман или притворство.
Для удобства можно выделить три вида обмана:
a) Сокрытие чего-либо. Это первый вид обмана, который является
«золотой жилой» для шуток. Персонаж сделал что-то такое, о чём не хочет, чтобы
узнали другие. Например, допустил грубую ошибку при выполнении ответственного
задания, а потом пытается эту ошибку исправить, пока её не заметили другие
(«Мистер Бин», эпизод с испорченной картиной). Для создания цепочки смешных
ситуаций просто нужно сделать так, чтобы его старания оборачивались всё новыми
и новыми ошибками, а количество «грехов», которые необходимо скрывать – всё
возрастало.
b) Ложная цель. Второй вид обмана. Герой начинает заниматься
делом, которым не стоило заниматься, или же он идёт к неправильной цели.
Помните, как в «12-ти стульях» отец Фёдор пошёл по ложному пути за
драгоценностями (спрятанными в одном из стульев), и какое количество
неприятностей его на этом пути ждало. А направил его по ложному пути персонаж
(Коробейников), представляющий собой следующий вид обмана, а именно…
c) Ложный источник информации. Когда герой доверяет тому,
кому верить не стоило, он получает путаницу и проблемы, а сценарист может с
успехом использовать такую ситуацию для создания комедии положений.
Пример: жене приходит по почте письмо с сообщением о том,
что муж ей изменяет, и она нанимает знакомого частного детектива для слежки.
Потом выясняется, что злосчастное письмо ей прислал этот же частный детектив,
чтобы получить работу. Кстати, обратите внимание, это один из главных ходов для
создания истории-афёры.
3. ПРИТВОРСТВО.
Быть кем-то одним, а выдавать себя за другого (особенно,
если это делается неумело) – это обычно вызывает смех. Быть на грани раскрытия
притворства – это вызывает острые ощущения и интерес у зрителя. Мужчина
неуклюже притворяется женщиной, девственник притворяется мачо, ботаник
притворяется гангстером, — данная тема является неисчерпаемой кладезю шуток,
курьёзных ситуаций и сюжетных линий.
Например, управдом притворяется царём в «Иване Васильевиче»,
африканский принц-миллионер притворяется простым студентом в «Поездке в
Америку», Остап Бендер притворяется… (да кем он только не притворяется!).
Обратите внимание: комедийная история с использованием
притворства позволяет вам сделать историю по-настоящему увлекательной за счёт
постоянно нависающей над героем опасности разоблачения. «Рассекретят его или он
снова выкрутится?», — этот вопрос зритель должен задавать себе много раз на
протяжении фильма. Обязательно выстраивайте развитие сюжета таким образом,
чтобы герой постоянно оказывался на грани разоблачения. И при этом сделайте
так, чтобы герою грозили большие неприятности в случае раскрытия притворства (удар
по репутации, финансовые проблемы или даже смертная казнь). Это великолепный
приём для совмещения смеха и зрительского интереса (а интерес – это
противоположность скуки).
4. НЕОЗНАКОМЛЕННОСТЬ.
Если человека отправить в незнакомую для него область, то
смешные ситуации там могут возникать одна за другой. Это происходит вследствие
того, что герой оказывается неосведомлённым и некомпетентным в новой области.
Например, герой может не знать законов и обычаев дикого племени, в которое он
неожиданно попадает. Героиня, которая выросла в окружении слуг, может не
представлять, как управляться по хозяйству.
Вспомните эпизод гениальной комедии «В джазе только
девушки», когда главный герой приглашает Душечку на чужую яхту, но понятия не
имеет, где и что там находится. В результате неознакомленности герою приходится
хитроумно выкручиваться, зритель смеётся, и данный эпизод навсегда остаётся в
классике комедийного жанра.
Если вы хотите создать почву для взращивания смешных
ситуаций, то поместите героя или группу из нескольких персонажей в такие
обстоятельства, которые противоречат всему тому, к чему они привыкли в жизни,
что они знают и умеют. А потом садитесь и быстро записывайте все нелогичности,
которые начнёт выдавать ваше богатое воображение.
Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию» (жулик и
управдом оказываются при власти в царской Руси), «Поездка в Америку»
(африканский принц, с детства окружённый слугами, вынужден осваиваться в
современной Америке), «Кейт и Лео» (джентельмен 19-го столетия неожиданно
оказывается в современном Нью-Йорке).
5. ПЕРЕПУТАЛ.
Это один из главных принципов комедии положений, где
источником смеха обычно являются случайности, совпадения и тому подобные
обстоятельства. Взяв за основу данное комедийное обстоятельство, можно
придумать целую цепь смешных ситуаций. Например, герой перепутал Питер и Москву
на Новый год («Ирония судьбы»), или контрабандисты перепутали «руссо туристо»
(«Бриллиантовая рука»), после чего данное «событие-толчок» влечёт за собой
десятки других нелогичностей.
Во время создания комедийного сценария нужно брать
конкретную ситуацию и смотреть, что будет, если какой-то ключевой персонаж
перепутает правильную последовательность действий, время или место встречи и
т.д. Например, наши герои играют на премьерном спектакле. Один из актёров
опаздывает, и, путая сцены, впопыхах выпрыгивает на сцену с кинжалом убивать
свою жену-изменницу, которая в этот момент должна находиться в объятиях
любовника. А любовника нет (это будет следующая сцена)…, и теперь надо как-то
выпутываться.
6. ДОДУМАЛ.
Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, когда нам не
совсем понятно, что происходит, и тогда разум начинать выдавать различные
предположения. Если начать действовать на основе предположений, или же на
основе чьего-то «авторитетного» мнения, но не на основе точных подтверждённых
фактов, то последствия могут быть как трагичными, так и очень комичными. Например,
в фильме «Не может быть» жена в срочном порядке за копейки распродаёт семейное
имущество, так как её мужа-взяточника пригласили в милицию. Не имея точных
данных, она додумала, что её мужа собираются арестовать за взятки, что чревато
полной конфискацией имущества.
В «Бриллиантовой руке» Семён Семенович додумал, что таксист
(в действительности милиционер), который его вёз после круиза домой, является
бандитом. В данном случае великолепно показана способность разума додумывать, а
последствия вы наверняка помните.
7. НЕСПОСОБНОСТЬ.
Великолепный комедийный ход — герой берётся за задачу,
выполнение которой противоречит его способностям. Бесконечное количество
комедий основано именно на этом пункте. Вспомните «Кавказскую пленницу» и
«Операцию «Ы», — всем полюбившаяся тройка мелких бандитов абсолютно неспособна
на выполнение поставленных перед ними задач. В данном случае их проблемы
связаны с неспособностью «думать», то есть с глупостью.
Что касается физической неспособности, то это также
незаменимый инструмент для создания смеха. Комедия «Ничего не вижу, ничего не
слышу» — слепой и глухой проворачивают операцию по обезвреживанию преступников,
и курьёзные ситуации следуют одна за другой. Эту комедию однозначно можно было
бы сделать более увлекательной, но сама идея является неисчерпаемым материалом
для создания комичных ситуаций.
Далее для примера берём «Всегда говори «Да», где герой может
давать только положительные ответы, а также «Лжец, лжец», где герой не может
лгать, — две комедии, ставшие классическими, благодаря мастерски обыгранным
«неспособностям».
Здесь также нужно заметить, что использование данного
комедийного элемента является замечательной возможностью выстроить развитие
характера героя. То есть, начиная с неспособности, мы заканчиваем умением и
способностью, и получаем нужное нам изменение героя, что в свою очередь
вызывает эмоциональную реакцию зрителя. Помните Семёна Семёныча в начале
«Бриллиантовой руки»? «Я не трус… Но я боюсь»… А в конце он смело расправляется
с целой шайкой бандитов.
8. НАЛИЧИЕ ТОГО, ЧЕГО
ТУТ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
Если во время первой брачной ночи мужа будет консультировать
мама, — что и как он должен делать, и при этом она будет сидеть рядом с
кроватью, — это будет хорошим примером того, чего «здесь не должно быть». Когда
кто-то или что-то является абсолютно неподходящим для определённой ситуации, мы
получаем данный комедийный элемент. Это пистолет в авоське Семёна Семёныча, это
советские сандалии на ногах управдома, играющего роль царя Руси, это
студент-картёжник, тянущий экзаменационные билеты, как карты, и преподаватель,
машинально отвечающий ему тем же в «Наваждении» Гайдая.
Как видите, действие, сделанное не в то время и не в том
месте (по ошибке или невнимательности), — может привести к комичному положению
дел. Также как и предмет, добавленный туда, где его быть не должно – может
вызвать взрыв смеха.
В качестве примера для данного пункта, подойдёт и следующая
реальная история, прочитанная в интернете. Жила была семья. Жена долго собирала
деньги на люстру своей мечты, и вот, наконец, они с мужем её купили и привезли
домой. Сначала они эту покупку хорошо «отметили», а затем начали подвешивать.
Муж встал на табурет, взял громадную стеклянную люстру, и начал мастерить. В
это время жена стояла рядом и помогала. В какой-то момент ей видимо стало
скучно, она решила подшутить… и дала мужу лёгкий щелбан (извините за пикантные
детали) по яйцам, когда он работал с проводами… Муж резко подпрыгнул, выронил
люстру и с ужасом в глазах прошептал: «Аж до яиц током долбануло…» В итоге
дорогая люстра была разбита вдребезги, а муж так никогда и не узнал правду.
9. ОБОСТРЁННАЯ
НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Это значительное преувеличение неоптимального поведения.
Всё, что нужно сделать сценаристу в данном случае, — это взять какую-то
странность разума или внешнюю особенность персонажа, и увеличить её в несколько
раз, чтобы она выглядела абсурдно и смешно. Таким образом, мы можем получать
следующие нерациональности: женщина постоянно наводит генеральную уборку, т.к.
ей кажется, что повсюду смертельные микробы, мама усердно воспитывает сына,
которому уже под 60, парень ходит в солнцезащитных очках даже тёмными зимними
вечерами, считая, что это «круто» и т.д.
Представьте следующий персонаж — блондинку, которая считает,
что всегда (в том числе и дома) нужно ходить на каблуках, чтобы быть
сексуальной. Это пример нерациональности. Сценарист мог бы отправить её в поход
по песчаной почве с тяжелым рюкзаком и, конечно же, она бы пошла в этот поход
на каблуках. Это будет – обострённая нерациональность.
В статье «Как написать сценарий. Часть 3: разработка
персонажей» есть пункт, где описано, как разрабатывать особенности персонажей
(внешние и внутренние). Так вот, при создании комедийных персонажей эти
особенности необходимо усиливать, увеличивать и обострять. Пример комедии, где
сразу несколько персонажей демонстрируют обострённую нерациональность – это
«Полицейская академия».
Итак, мы рассмотрели девять ключевых пунктов, на основе
которых создаётся высококлассная комедия. Заметьте, что все эти пункты объединяет
кое-что общее, и это – «нелогичность». Как мы уже говорили в начале данной
статьи, смех возникает вследствие осознания или наблюдения человеком
НЕЛОГИЧНОСТИ ситуации или действий. И это главный секрет.
Обман, притворство, неспособность и другие вышеописанные
элементы – это ваши помощники для создания комедийных ситуаций и по-настоящему
смешных историй. Так что теперь в ваших руках инструмент для создания юмора.
Мы желаем вам новых идей, и ждём экранизации великолепных
комедий, которые спустя годы можно будет пересматривать снова и снова, и по
окончании фильма в очередной раз с удовольствием восклицать: «Великолепная
нестареющая классика!»
Успехов в применении!
Авторы статьи — Александр и Наталия Астремские.
Как написать комедийный сериал
Продюсер Мария Савиных об особенностях создания сценария в самом жизнеутверждающем телевизионном жанре
Мария Савиных — креативный продюсер, девелопмент-продюсер. Долгое время работала продюсером на канале ТНТ, а также возглавляла комедийный отдел Sony Pictures Television. Участвовала в создании ситкома «Счастливы вместе» (2006—2009) и комедийного сериала «Восьмидесятые» (2016).
Автор интенсива «Как написать комедийный сериал» образовательного проекта «Факультет».
Смех — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже если вы не собираетесь становиться успешным комедийным сценаристом или бомбить со сцены в жанре стэндапа, научиться шутить — достойная задача. Умение пошутить помогает разрешать конфликты, налаживать знакомства и проходить собеседования.
Можно ли развить чувство юмора? Как раскрыть и развить свой комедийный потенциал? Существует ли инструментарий, который можно использовать в различных ситуациях, чтобы добиться комедийного эффекта? Хорошая новость для всех заключается в том, что да, можно научиться быть смешным. Вторая хорошая новость предназначена для сценаристов — в основе комедии лежит драма. Третья хорошая новость снова для всех — от смеха худеют. Смейтесь чаще!
Итак, вы решили написать сценарий комедийного сериала. С чего начать? Начать нужно, как полагается, с себя. Чтобы написать свою комедию, нужно изучить, какой тип юмора близок именно вам.
Запишите 25 шуток, которые вас очень смешат
Они могут быть откуда угодно — анекдот, друг сказал, прочитали в интернете или в детской книжке. Понимание вкусовых предпочтений в юморе поможет вам обрести уникальный голос в комедии. Посмотрите стэндап, чтобы определить, чей юмор вам ближе — саркастичный, злой и интеллектуальный юмор Джорджа Карлина или физический, гэговый, добрый юмор Стива Мартина, например.
Заведите записную книжку
Вообще любому сценаристу, а комедийному особенно, стоит носить с собой маленькую записную книжку. В неё можно записывать:
- шутки, которые заставили вас посмеяться;
- неправильно употребляемые слова, вроде слова «подокойник», вместо «подоконник»;
- забавные или интересные фразы реальных людей;
- смешные фамилии;
- жизненные ситуации, в которых есть место смешному, и тому подобное.
Эти записные книжки могут стать прекрасным источником шуток в ваших диалогах и помогут в создании комедийной ситуации. Также существует множество творческих упражнений, направленных на развитие чувства юмора. Если вы всерьёз решили прокачать свою комедийную мышцу, нужно ежедневно тренироваться. Много упражнений описано, например, в книге Джуди Картер «Библия комедии. Standup».
Определитесь, какую комедию хотите написать
После того, как вы разобрались, что смешит именно вас, какой тип юмора вам подходит, самое время определиться с тем, какую именно комедию вы хотите написать.
Телевизионная комедия делится на следующие типы:
- Мультикамерная комедия или ситком. Ситком — это сокращение от «ситуационная комедия», а так как любой вид комедии может быть ситуационным, название условное. Речь идёт о ситкоме, снятом в построенном павильоне с использованием нескольких камер, чаще всего четырёх. В Америке на съёмках присутствует живая аудитория и смех записывается прямо на площадке. В России попытки использовать на съёмках ситкомов живую аудиторию не прижились. В сериях прокладывается закадровый смех на этапе озвучивания. Структура ситкома чаще всего подразумевает два акта и две основные линии. За рубежом популярность этого жанра постоянно переживает взлёты и падения. Несмотря на относительно высокую скорость и дешевизну производства, а также отличную повторяемость, сейчас этот жанр не слишком востребован.
Съёмочная площадка сериала «Счастливы вместе»
- Однокамерная комедия или синглкэм. Это получасовая комедия, которая не обязательно снимается одной камерой. Их может быть две и даже три. Отличие от ситкома заключается в том, что действие происходит в локациях. Также, если в ситкоме герои почти не меняются от серии к серии, то в этих историях возможны прозрения героев и их постепенное изменение. Сами истории жизненные, часто лирические и даже драматические. Юмор ситуативный, рождается в основном за счёт интересного или необычного взгляда героев на мир. Юмор менее плотный, чем в ситкоме, где насыщенность шутками очень велика. Структура получасовой комедии чаще всего подразумевает три акта и три линии. По тональности синглкэмы очень сильно отличаются. Сравните, например, сериал 30 Rock («Студия 30»), в котором характеры являются чуть более выпуклыми, чем обычные люди, а плотность юмора почти не уступает ситкому, и сериал Love («Любовь»), в котором рассказана жизненная история романтических отношений двух очень реалистичных персонажей.
- Драмеди. По хронометражу это часовая история. Точнее от 45-ти до 52-х минут. В драмеди упор делается на серьёзные, часто драматические события. Иногда комедия происходит только во второстепенной сюжетной линии.
Однокамерные получасовые комедии и драмеди сейчас на пике популярности, как в России, так и за рубежом. В таких историях вам, как сценаристу, нужно очень чётко понимать, какую историю вы рассказываете, о чём ваш сериал. Это может показаться банальным, однако большинство структурных и прочих проблем кроется именно в неполном понимании сценаристом истории, которую он рассказывает. Стоит разбирать сериалы, которые вам нравятся, чтобы понять, как именно они структурированы, как действуют полюбившиеся персонажи.
Кадр из сериала «Студия 30»
Изучите приёмы создания комедии
И вот вы решили, какую историю вам хотелось бы рассказать. Записываете и понимаете, что в ней есть всё, кроме собственно комедии. Знакомо? Попытаемся разобраться, откуда берётся комедия.
Комедийная предпосылка / Разрыв шаблона
Основа всех комедийных основ — комедийная предпосылка. Это пропасть между реальной реальностью и комической реальностью. Слом между тем, что ожидается и тем, что происходит на самом деле. В этом самом разрыве и кроется комедия. Комедийная предпосылка содержится в большинстве комедийных структур, от самых крупных, вроде идеи для сериала, до малых и конкретных, вроде каламбура.
Переписка в интернете:
— Помогите найти минус песни Земфиры «Припевочка».
— Хорошая песня, минусов нет.
Мы ожидаем, что слово «минус» относится к записи музыки песни без слов. Это наша реальная реальность. Но внезапно ответ на вопрос переворачивает значение слова минус в его другое значение — недостаток чего-либо. Нам смешно от того, что мы не ожидали такого исхода или развития ситуации.
Сцена из сериала «Уилл и Грейс»
Тут она протягивает руку с эклером и говорит: «Хочешь укусить?»
Ну, я её и укусил.
В реальной реальности она протягивала ему эклер для укуса, в комической реальности он понял её буквально и укусил за руку. Что, конечно, многое говорит нам о характере самого персонажа, который, положим, не умеет считывать признаки флирта.
Чтобы ломать шаблоны стало для вас привычным занятием, нужно много практиковаться. Через некоторое время такой взгляд на вещи станет привычным образом мышления. Ищите что-то, что нарушает ожидания. Присматривайтесь к самым обыденным ситуациям с мыслью о том, как нарушить их привычный ход. Переворачивайте с ног на голову ход мыслей, обстоятельства, место действия, объект действия и способ действия.
Сцена из сериала «Теория большого взрыва»
Рыба без воды
Ещё один часто используемый комедийный приём, который может помочь вам придумать идею для своей комедии. «Рыба без воды» — это когда ваш герой оказывается в совершенно непривычной для себя ситуации, новом окружении, на неизведанной для себя территории. В основе лежит всё тот же разрыв шаблона:
- 12-летний мальчик в одночасье становится взрослым мужчиной (фильм Big/«Большой»).
- Игроман и мелкий жулик скрывается от бандитов под личиной благочестивого пастора (сериал Impastor/«Самозванец»).
- Обычный заправщик на бензоколонке становится директором телеканала (сериал «Мылодрама»).
Чем больше пропасть между реальным миром вашего героя и новым миром, в который он попадает, тем ярче будут комедийные моменты истории.
Этот приём можно использовать и более локально, на уровне одной сцены. Поместите своего героя в крайне непривычную для него ситуацию. Например, простого парня с окраины на званый ужин в высших кругах, и у вас моментально появится повод для комедии.
Монтаж Гиллигана
Очень простой, но не менее эффективный приём называется «Монтаж Гиллигана». Суть этого инструмента проста: в одной сцене показываем героя, который как максимально категорично заявляет, что не будет что-либо делать/что-либо с ним не произойдёт. В следующей сцене (чаще всего эти сцены следуют друг за другом) показываем, что герой именно это и делает/именно это с ним и происходит.
«Я никогда, ни за что на свете не стану прыгать с парашютом». В следующей сцене кричащий от ужаса герой летит вниз с парашютом.
В лирической комедии «Москва слезам не верит», например, есть сцена в которой Катя полна решимости насчёт своей внезапной беременности: «Ребёнка не будет». В следующей сцене она стоит с дочкой на крыльце роддома.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Актуализация
Ещё один часто используемый в комедии приём. Актуализация — это когда кто-либо выполняет что-либо буквально, как ему говорят.
Два охотника выходят из леса, и один из них вдруг падает на землю. Кажется, он не дышит. Другой охотник хватает телефон и вызывает 911. Задыхаясь от волнения, кричит в трубку: «Мой друг мёртв! Что мне делать?». Оператор отвечает: «Успокойтесь, мы вам поможем. Сначала давайте удостоверимся, что ваш друг действительно мёртв». Некоторое время в трубке тишина, потом слышится выстрел. Охотник говорит диспетчеру: «Ладно, он мёртв, что теперь?».
То есть охотник в буквальном смысле убедился, что другой мёртв — он в него выстрелил.
Какие приёмы помогут шутить в тексте
Так как вы сценарист, ваши шутки будут оценивать прежде всего в сценарии, то есть в тексте. Для создания юмора в тексте пригодится следующее:
Каламбур
Каламбур — это шутка, построенная на игре слов. Например:
- Материя бесконечна, но её всё время не хватает кому-то на штаны (Г. Малкин)
- Лучше синица в руках, чем утка под кроватью (Н. Фоменко)
Гипербола
Гипербола нарочитое преувеличение. Может быть использовано для выражения или подчёркивания чувств говорящего. Пример из сериала «Друзья»:
— Извини, но я такой! Я позитивно настроен!
— Нет, это я позитивно настроена. А ты, как Санта Клаус под кайфом (пауза) в Диснейленде, с девицей в обнимку.
Чем сильнее вы раздуваете гиперболу, чем больше выходите за пределы разумного, тем смешнее будет ваш текст или сцена.
Сравнение
Для того, что сравнение сработало для комического эффекта, оно должно быть как можно более конкретным.
- Хорошая речь должна быть как женская юбка: достаточно длинная, чтобы закрыть тему и достаточно короткая, чтобы возбудить интерес (У. Черчилль)
- Мой мозг похож на мой браузер: 20 вкладок открыто, 4 зависли, и я никак не пойму откуда эта музыка.
Помимо создания комедийного эффекта, сравнения также очень обогащают речь персонажа. По тому, какие сравнения приводит персонаж, можно сказать многое об уровне его интеллекта, его интересах и даже о его характере.
- Есть только одна вещь, которую я ненавижу больше лжи. Обезжиренное молоко. Это просто вода, притворяющаяся молоком (Рон Свонсон, сериал «Парки и зоны отдыха»)
- — Шелдон, ты серьёзно думаешь, что дойдёт до драки?
— А что, похоже, что эти кулаки здесь доят невидимую корову? (сериал «Теория Большого Взрыва»)
Сравнение, использованное Шелдоном, смешит, потому что эти два действия — водить кулаками как в боксе и доить корову — действительно невероятно похожи. Однако сравнение неочевидно, оно оригинальное, а это дорогого стоит.
Кадр из сериала «Теория большого взрыва»
Метафора
Метафора — это приём, который заключается в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
В этой сцене из сериала «Друзья» Рейчел пытается объяснить отцу почему она не вышла замуж:
Рейчел: Ну папочка, послушай! Это как… если бы… всю мою жизнь все вокруг постоянно твердили: «Ты — туфля! Ты — туфля! Ты — туфля! Ты — туфля!» А сегодня я просто остановилась и сказала: «Что если я не хочу быть туфлей? Что если я хочу быть… сумочкой, понимаешь? Или… шляпкой?» Нет, я не говорю, что хочу, чтобы ты купил мне шляпку, я говорю, что я и есть шляпка. Это метафора, папа!
Росс: Понятно откуда тут проблемы.
Комедийный эффект достигается также за счёт самих образов, которые Рейчел выбрала в качестве аналогии, при том, что эти образы чётко отражают ценности Рейчел.
Этот инструмент может употребляться не только в тексте. С помощью метафоры в отношениях можно строить и комедийную сцену.
Существуют устоявшиеся представления о том, как разворачивается сцена, например, разрыва в отношениях между мужчиной и женщиной. В фильме «Мачо и ботан – 2» нам показывают ссору лучших друзей. И эта сцена обыграна как сцена расставания двух любовников, что порождает комедийный эффект. Можно обыгрывать поведение двух взрослых людей, как поведение взрослого и ребёнка. Сын и отец ведут себя как пожилая супружеская пара, которые друг другу осточертели, но не могут расстаться и тому подобное.
Предположим, что всё прошло очень успешно, и вы написали пилот своего комедийного сериала. Как же понять, что шутки, которые вы написали, смешные? Увы, не существует другого пути, кроме как протестировать их. Прочтите свой сценарий друзьям и знакомым, посмотрите на их реакцию, попробуйте использовать шутки из сценария в жизни. Пожалуйста, не расстраивайтесь, если кто-то не смеётся. Даже у самых великих комедиантов шутки не всегда заходят с первого раза.
Практикуйтесь, чаще используйте комедийные приёмы и всё получится!
Текст: Мария Савиных
Обложка: кадр из сериала «Друзья»
5 марта 2019
Серия статей «Профессиональный сценарист»
Статья №9 «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ КОМЕДИИ»
Авторы статьи – Александр и Наталия Астремские
Посвящается величайшему и непревзойдённому мастеру комедийного жанра советского кино – Леониду Гайдаю.
Комедия – это особый жанр, без которого не обойтись не одному зрителю, как не обойтись в жизни без смеха и положительных эмоций. Собираясь в кино на комедийный фильм, каждый из нас желает получить повышение настроения, удовольствие, смех, легкость и ощущение праздника после просмотра.
Но получаем ли мы всегда то, ради чего начинаем смотреть очередную комедию? К сожалению, далеко не всегда. Более того, для многих из нас, после выхода из кинотеатра или просмотра очередного DVD, стали привычными мысли типа: «Неужели нельзя было придумать что-то более смешное? Деградация продолжается… Зря потратил время…» и тому подобное. Юмор часто является настолько оскорбительным, плоским, тупым или пошлым, что после просмотра хочется плеваться. И при этом сама история не увлекает, события текут вяло, герои не располагают к себе…
В результате вышеописанной ситуации, мы можем смело сделать вывод, что создатели комедий не всегда знают, понимают и учитывают те основы, на которых строится настоящее смешное и увлекательное кино.
Но такие основы есть и, если вы собираетесь работать в комедийном жанре, их необходимо знать. Данная статья является результатом наших наблюдений и тщательного анализа того, какие элементы и ходы используются в тех комедиях, которые заняли достойное место в умах зрителей, и принесли деньги и славу их создателям. Здесь вы найдёте 9 способов того, как увлечь и рассмешить зрителя, и как создать сценарий такой комедии, которая сможет стать классической, и год за годом поднимать настроение миллионам зрителей. Если вам, как сценаристу, такая цель по душе, тогда начнём.
В комедии, как и в других жанрах, наша первоочередная задача — увлечь зрителя. Увлечь, а потом смешить, не давая ему скучать. Для этого важно на протяжении всего фильма совмещать элементы, вызывающие интерес и смех.
Как вызвать интерес? Смотрите статьи этой серии №5, 6 и 7. Цель, угроза, герой, антигерой, приключение, легенда, тайна, — все составляющие увлекательной истории как всегда делают своё дело, и здесь комедия не является исключением. Она строится на тех же законах, являясь жанром, который просто обязан держать внимание зрителя с первой до последней минуты, но здесь к интересной истории мы большими порциями добавляем СМЕХ.
Как вызвать смех? Конечно, этому и посвящена вся статья. Но в самом начале необходимо отметить, что смех возникает в результате того, что человек наблюдает и осознаёт НЕЛОГИЧНОСТЬ ситуации или действий.
Вспомните любой смешной случай, и Вы найдёте в нём нелогичность – то есть произошло то, чего не должно было произойти в этих обстоятельствах, в этом месте или рядом с этими людьми. Например, мужчина идёт по улице, засматривается на девушку и мы слышим «БУМ!..», и мужчина лежит у столба, держась за голову. А если при этом столб ещё и упадёт (не дай Бог на него или на девушку), то это будет ещё одной нелогичностью, которую можно было бы использовать в очень несерьёзном кино.
Итак, мы представляем вашему вниманию 9 основных элементов комедийного жанра, используемых в большей или меньшей степени в тех фильмах, которые смело можно отнести к разряду классических комедий. Фундаментом каждого элемента является НЕЛОГИЧНОСТЬ.
ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА:
1. ДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНЫХ ДАННЫХ.
Этот пункт показывает, что комичные ситуации могут возникать вследствие того, что герой или его противник начал действовать, упуская или не имея важных для этого данных.
Например, герою кто-то что-то недоговорил, или герой недослушал, или же просто забыл часть полученной информации, и вот он становится на путь достижения своей цели и… у него неожиданно начинаются проблемы!
Если для примера включить воображение, то вот какие ситуации могли бы возникнуть:
• Героя направляют на выяснение отношений с обидчиком, которого он ещё не видел, а тот оказывается сумасшедшим каратистом.
• Героиня узнаёт о прекрасном мужчине (по описанию – её мечта), который желает встретиться с ней, но прослушивает, что ему 90 лет.
Ещё пример: фильм Гайдая «Не может быть», когда герой Куравлёва не мог узнать невесту. Из-за отсутствия у героя нужной информации, а точнее — как выглядит будущая жена без верхней одежды и головного убора, — комичные моменты следуют буквально один за другим.
Как видите, если упустить необходимую информацию в любой ситуации, там обязательно возникнет нелогичность и смех.
2. ОБМАН.
Тема давно открытая, но обладающая бесконечным запасом материала. Если Вы вспомните любую достойную комедию, там обязательно будет обман или притворство.
Для удобства можно выделить три вида обмана:
a) Сокрытие чего-либо. Это первый вид обмана, который является «золотой жилой» для шуток. Персонаж сделал что-то такое, о чём не хочет, чтобы узнали другие. Например, допустил грубую ошибку при выполнении ответственного задания, а потом пытается эту ошибку исправить, пока её не заметили другие («Мистер Бин», эпизод с испорченной картиной). Для создания цепочки смешных ситуаций просто нужно сделать так, чтобы его старания оборачивались всё новыми и новыми ошибками, а количество «грехов», которые необходимо скрывать – всё возрастало.
b) Ложная цель. Второй вид обмана. Герой начинает заниматься делом, которым не стоило заниматься, или же он идёт к неправильной цели. Помните, как в «12-ти стульях» отец Фёдор пошёл по ложному пути за драгоценностями (спрятанными в одном из стульев), и какое количество неприятностей его на этом пути ждало. А направил его по ложному пути персонаж (Коробейников), представляющий собой следующий вид обмана, а именно…
c) Ложный источник информации. Когда герой доверяет тому, кому верить не стоило, он получает путаницу и проблемы, а сценарист может с успехом использовать такую ситуацию для создания комедии положений.
Пример: жене приходит по почте письмо с сообщением о том, что муж ей изменяет, и она нанимает знакомого частного детектива для слежки. Потом выясняется, что злосчастное письмо ей прислал этот же частный детектив, чтобы получить работу. Кстати, обратите внимание, это один из главных ходов для создания истории-афёры.
3. ПРИТВОРСТВО.
Быть кем-то одним, а выдавать себя за другого (особенно, если это делается неумело) – это обычно вызывает смех. Быть на грани раскрытия притворства – это вызывает острые ощущения и интерес у зрителя. Мужчина неуклюже притворяется женщиной, девственник притворяется мачо, ботаник притворяется гангстером, — данная тема является неисчерпаемой кладезю шуток, курьёзных ситуаций и сюжетных линий.
Например, управдом притворяется царём в «Иване Васильевиче», африканский принц-миллионер притворяется простым студентом в «Поездке в Америку», Остап Бендер притворяется… (да кем он только не притворяется!).
Обратите внимание: комедийная история с использованием притворства позволяет вам сделать историю по-настоящему увлекательной за счёт постоянно нависающей над героем опасности разоблачения. «Рассекретят его или он снова выкрутится?», — этот вопрос зритель должен задавать себе много раз на протяжении фильма. Обязательно выстраивайте развитие сюжета таким образом, чтобы герой постоянно оказывался на грани разоблачения. И при этом сделайте так, чтобы герою грозили большие неприятности в случае раскрытия притворства (удар по репутации, финансовые проблемы или даже смертная казнь). Это великолепный приём для совмещения смеха и зрительского интереса (а интерес – это противоположность скуки).
4. НЕОЗНАКОМЛЕННОСТЬ.
Если человека отправить в незнакомую для него область, то смешные ситуации там могут возникать одна за другой. Это происходит вследствие того, что герой оказывается неосведомлённым и некомпетентным в новой области. Например, герой может не знать законов и обычаев дикого племени, в которое он неожиданно попадает. Героиня, которая выросла в окружении слуг, может не представлять, как управляться по хозяйству.
Вспомните эпизод гениальной комедии «В джазе только девушки», когда главный герой приглашает Душечку на чужую яхту, но понятия не имеет, где и что там находится. В результате неознакомленности герою приходится хитроумно выкручиваться, зритель смеётся, и данный эпизод навсегда остаётся в классике комедийного жанра.
Если вы хотите создать почву для взращивания смешных ситуаций, то поместите героя или группу из нескольких персонажей в такие обстоятельства, которые противоречат всему тому, к чему они привыкли в жизни, что они знают и умеют. А потом садитесь и быстро записывайте все нелогичности, которые начнёт выдавать ваше богатое воображение.
Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию» (жулик и управдом оказываются при власти в царской Руси), «Поездка в Америку» (африканский принц, с детства окружённый слугами, вынужден осваиваться в современной Америке), «Кейт и Лео» (джентельмен 19-го столетия неожиданно оказывается в современном Нью-Йорке).
5. ПЕРЕПУТАЛ.
Это один из главных принципов комедии положений, где источником смеха обычно являются случайности, совпадения и тому подобные обстоятельства. Взяв за основу данное комедийное обстоятельство, можно придумать целую цепь смешных ситуаций. Например, герой перепутал Питер и Москву на Новый год («Ирония судьбы»), или контрабандисты перепутали «руссо туристо» («Бриллиантовая рука»), после чего данное «событие-толчок» влечёт за собой десятки других нелогичностей.
Во время создания комедийного сценария нужно брать конкретную ситуацию и смотреть, что будет, если какой-то ключевой персонаж перепутает правильную последовательность действий, время или место встречи и т.д. Например, наши герои играют на премьерном спектакле. Один из актёров опаздывает, и, путая сцены, впопыхах выпрыгивает на сцену с кинжалом убивать свою жену-изменницу, которая в этот момент должна находиться в объятиях любовника. А любовника нет (это будет следующая сцена)…, и теперь надо как-то выпутываться.
6. ДОДУМАЛ.
Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, когда нам не совсем понятно, что происходит, и тогда разум начинать выдавать различные предположения. Если начать действовать на основе предположений, или же на основе чьего-то «авторитетного» мнения, но не на основе точных подтверждённых фактов, то последствия могут быть как трагичными, так и очень комичными. Например, в фильме «Не может быть» жена в срочном порядке за копейки распродаёт семейное имущество, так как её мужа-взяточника пригласили в милицию. Не имея точных данных, она додумала, что её мужа собираются арестовать за взятки, что чревато полной конфискацией имущества.
В «Бриллиантовой руке» Семён Семенович додумал, что таксист (в действительности милиционер), который его вёз после круиза домой, является бандитом. В данном случае великолепно показана способность разума додумывать, а последствия вы наверняка помните.
7. НЕСПОСОБНОСТЬ.
Великолепный комедийный ход — герой берётся за задачу, выполнение которой противоречит его способностям. Бесконечное количество комедий основано именно на этом пункте. Вспомните «Кавказскую пленницу» и «Операцию «Ы», — всем полюбившаяся тройка мелких бандитов абсолютно неспособна на выполнение поставленных перед ними задач. В данном случае их проблемы связаны с неспособностью «думать», то есть с глупостью.
Что касается физической неспособности, то это также незаменимый инструмент для создания смеха. Комедия «Ничего не вижу, ничего не слышу» — слепой и глухой проворачивают операцию по обезвреживанию преступников, и курьёзные ситуации следуют одна за другой. Эту комедию однозначно можно было бы сделать более увлекательной, но сама идея является неисчерпаемым материалом для создания комичных ситуаций.
Далее для примера берём «Всегда говори «Да», где герой может давать только положительные ответы, а также «Лжец, лжец», где герой не может лгать, — две комедии, ставшие классическими, благодаря мастерски обыгранным «неспособностям».
Здесь также нужно заметить, что использование данного комедийного элемента является замечательной возможностью выстроить развитие характера героя. То есть, начиная с неспособности, мы заканчиваем умением и способностью, и получаем нужное нам изменение героя, что в свою очередь вызывает эмоциональную реакцию зрителя. Помните Семёна Семёныча в начале «Бриллиантовой руки»? «Я не трус… Но я боюсь»… А в конце он смело расправляется с целой шайкой бандитов.
8. НАЛИЧИЕ ТОГО, ЧЕГО ТУТ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
Если во время первой брачной ночи мужа будет консультировать мама, — что и как он должен делать, и при этом она будет сидеть рядом с кроватью, — это будет хорошим примером того, чего «здесь не должно быть». Когда кто-то или что-то является абсолютно неподходящим для определённой ситуации, мы получаем данный комедийный элемент. Это пистолет в авоське Семёна Семёныча, это советские сандалии на ногах управдома, играющего роль царя Руси, это студент-картёжник, тянущий экзаменационные билеты, как карты, и преподаватель, машинально отвечающий ему тем же в «Наваждении» Гайдая.
Как видите, действие, сделанное не в то время и не в том месте (по ошибке или невнимательности), — может привести к комичному положению дел. Также как и предмет, добавленный туда, где его быть не должно – может вызвать взрыв смеха.
В качестве примера для данного пункта, подойдёт и следующая реальная история, прочитанная в интернете. Жила была семья. Жена долго собирала деньги на люстру своей мечты, и вот, наконец, они с мужем её купили и привезли домой. Сначала они эту покупку хорошо «отметили», а затем начали подвешивать. Муж встал на табурет, взял громадную стеклянную люстру, и начал мастерить. В это время жена стояла рядом и помогала. В какой-то момент ей видимо стало скучно, она решила подшутить… и дала мужу лёгкий щелбан (извините за пикантные детали) по яйцам, когда он работал с проводами… Муж резко подпрыгнул, выронил люстру и с ужасом в глазах прошептал: «Аж до яиц током долбануло…» В итоге дорогая люстра была разбита вдребезги, а муж так никогда и не узнал правду.
9. ОБОСТРЁННАЯ НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Это значительное преувеличение неоптимального поведения. Всё, что нужно сделать сценаристу в данном случае, — это взять какую-то странность разума или внешнюю особенность персонажа, и увеличить её в несколько раз, чтобы она выглядела абсурдно и смешно. Таким образом, мы можем получать следующие нерациональности: женщина постоянно наводит генеральную уборку, т.к. ей кажется, что повсюду смертельные микробы, мама усердно воспитывает сына, которому уже под 60, парень ходит в солнцезащитных очках даже тёмными зимними вечерами, считая, что это «круто» и т.д.
Представьте следующий персонаж — блондинку, которая считает, что всегда (в том числе и дома) нужно ходить на каблуках, чтобы быть сексуальной. Это пример нерациональности. Сценарист мог бы отправить её в поход по песчаной почве с тяжелым рюкзаком и, конечно же, она бы пошла в этот поход на каблуках. Это будет – обострённая нерациональность.
В статье №7 «Как написать сценарий. Часть 3: разработка персонажей» есть пункт, где описано, как разрабатывать особенности персонажей (внешние и внутренние). Так вот, при создании комедийных персонажей эти особенности необходимо усиливать, увеличивать и обострять. Пример комедии, где сразу несколько персонажей демонстрируют обострённую нерациональность – это «Полицейская академия».
Итак, мы рассмотрели девять ключевых пунктов, на основе которых создаётся высококлассная комедия. Заметьте, что все эти пункты объединяет кое-что общее, и это – «нелогичность». Как мы уже говорили в начале данной статьи, смех возникает вследствие осознания или наблюдения человеком НЕЛОГИЧНОСТИ ситуации или действий. И это главный секрет.
Обман, притворство, неспособность и другие вышеописанные элементы – это ваши помощники для создания комедийных ситуаций и по-настоящему смешных историй. Так что теперь в ваших руках инструмент для создания юмора.
Мы желаем вам новых идей, и ждём экранизации великолепных комедий, которые спустя годы можно будет пересматривать снова и снова, и по окончании фильма в очередной раз с удовольствием восклицать: «Великолепная нестареющая классика!»
Успехов в применении!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
«Третья планета от Солнца», «Сайнфелд», «Долбанутые» и «Друзья» всегда обладают силой заставить вас смеяться. Как сказал однажды Дик Соломон в «Третьей планете от Солнца»: «Заставить кого-то смеяться — это как обладать властью проникнуть в чей-то мозг и пощекотать его». На что Гарри ответил: «Я могут это сделать барабанной палочкой». Если разные типы ситкомов, но за каждой сценой всегда стоит сценарий, а сценарии не падают с неба. Для них нужны писатели.
Шаги
-
1
Изучите правильные техники форматирования, если вы планируете заниматься этим профессионально. Самый простой способ — установить программу, которая будет правильно форматировать то, что вы печатаете (например, Celtx).
- В начале каждой сцены укажите, где она разворачивается, находитесь вы внутри помещения или на улице (инт. = интерьер, нат. = натура). Ремарки указываются в блоках текста от левого до правого отступов. Текст пишется в средней колонке (представьте, что страница разделена на три равных колонки, вы будете писать текст в центральной). Всегда набирайте имя персонажа заглавными буквами, исключение — внутри диалога.
-
2
Посмотрите на ситкомы, которые сейчас выходят. Посмотрите, где их производят. Место производства ситкома обычно задает тип шуток. Например, американская комедия обычно является фарсом и основывается на том, что «происходит с» персонажем, в то время как британские комедии больше о том, что персонажи «делают» по отношению друг к другу и дурачат аудиторию. Конечно, существует множество других стилей, так что просто оглянитесь и найдите занимательный баланс.
-
3
Выберите свой жанр и аудиторию. Вы можете выбрать научную фантастику, приключения или что-то совсем простое, как злоключения двух друзей (жанр также известен как «сценки из жизни»).
-
4
Опишите персонажей. Возьмите блокнот и посвятите страницу персонажу. Объясните, как они действуют, как себя ведут, как говорят и, самое важное, почему. Персонажи — основа вашей истории.
-
5
Запишите в блокноте основную сюжетную линию. Вам потребуется от 15 до 20 ключевых моментов, и это может прозвучать глупо, но убедитесь, что они идут в хронологическом порядке. Здесь вам не нужно писать никаких шуток, это добавится в сценарии.
-
6
Начните писать сценарий. Возьмите ноутбук, компьютер, записную книжку, что угодно! Просто начните писать. Используйте формат, в котором собираетесь это продавать. Печатайте шрифтом Courier New 12 размера, поскольку это стандарт индустрии. Здесь вы уже будете включать шутки. Пусть они будут реалистичны в исполнении вашего персонажа и естественны для вашего стиля. Вам нужно написать около 25 страниц (общее правило — минута на страницу).
-
7
Тщательно вычитайте. Смотрите на цельность характеров и пробелы в сюжете. Когда вы прочитали часть, с учетом правок напишите второй черновик. Всегда сохраняйте каждый черновик в отдельном файле. Это делается для того, чтобы вы могли прочитать их все, и если заметите, что юмор куда-то теряется, вернулись к тому месту, где что-то пошло не так и пересмотрели его!
-
8
Напишите еще несколько сценариев, не показывая их публике, и всегда ставьте копирайты (указывайте авторство). Для начала вам будет достаточно около 5 сценариев. Не показывайте их никому, кроме друзей и критиков. Это нужно, чтобы собрать небольшое портфолио и избежать плагиата.
-
9
Найдите агента. Поищите агентства и попробуйте получить агента. Ищите агента с хорошей историей и подходящей ценой. В этот момент потребуются сценарии, поскольку в агентствах, вероятно, захотят прочитать что-то из ваших работ. Если не захотят, забудьте о них.
Реклама
Советы
- Установите себе срок для выполнения работы, и если вы справились успешно, побалуйте себя чем-нибудь.
- Хотя «Шоу Кэрол Бернетт» (или разные шоу, было три «сезона») выходило в разных форматах, скэтчи часто строились как мини-ситкомы, один из которых вел к спин-оффу, семье Мамы.
- Получайте удовольствие. Аудитория почувствует это и тоже получит удовольствие.
- Наградите себя чем-то основательным, когда закончите сценарий.
- Есть также стандартизированные форматы, например, «быть не в своей тарелке», или помещение персонажей в чуждое или странное окружение.
- Учитесь на лучшем и худшем: иногда «худшие» ситкомы самые шаблонные, они научат вас базовым требованиям жанра. Лучшие из них, скорее всего, отлично маскируют шаблон. Лучшие ситкомы обычно производятся студией Desilu, MTM Productions, Norman Lear productions, Сьзан Харрис, в последнее время — создателями «Друзей» и «Уилл и Грейс». Сол Тёртлтауб и Берни Оренштейн — мастера жанра. «Чертова служба в госпитале Мэш» была одним из лучших ситкомов всех времен, руководил созданием сериала Ларри Гелбарт, а во многих эпизодах упоминаются имена отличных сценаристов, которые работали над шоу.
- До начала работы над сценарием пишите ручкой на бумаге. Так идеи идут свободнее.
- Убедитесь, что каждый отдельный персонаж работает на пользу всей группы персонажей. Как в «Друзьях», где каждый из 6 персонажей обладает собственной личностью, которая работает на группу. Также старайтесь создавать в среднем 4-6 персонажей. 1-3 не позволят вам создать 2 сюжетные линии в эпизоде. В итоге вам потребуются постоянно возвращающиеся персонажи, как в «Сэм и Кэт», в конце концов они станут главными героями, что не всегда хорошо, как в «айКарли». Но больше 6 уже слишком много, поскольку каждый из персонажей будет получать недостаточно экранного времени за 21-24 минуты.
- Когда пишете, планируете или делаете что-то еще, отправляйтесь в особое место, включайте расслабляющую музыку и пишите.
- Многие старые ситкомы можно увидеть в повторах или на кабельных телеканалах. Полезно поговорить с фанатами, которые смотрели их с самого начала, чтобы понять культурные контексты.
- Ситкомы «золотого века» установили ограничения: в них не высмеивались персонажи, не было явного насилия и жестокости, за исключением, возможно, отношения начальника на работе, было стремление творить добро, развлекать, возможно, преподавать урок или желание позволить людям почувствовать себя хорошо, никто не получал серьезных травм в результате всех поворотов сюжета. Сатира была мягкой, это скорее были вариации на тему, а не глумление. Будьте осторожны с вашим подходом и настроением, которое вы создаете.
- Учитесь на других жанрах: в одном из эпизодов «Шоу Косби» эффективно использовали классические приемы водевиля; на самом деле большая часть американской комедии уходит корнями в водевиль и бурлеск. Существуют и более старые жанры, итальянская комедия дель арте, испанская тонадилья, которые могут быть полезными источниками. Изучайте, что работает и как умело это применить, чтобы не испортить.
Реклама
Предупреждения
- Не позволяйте никому использовать ваши работы без указания авторства.
- Не воруйте чужой материал — ни шутки, ни реплики, ни сюжеты!
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 12 215 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как говорится в пословице: хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом. Дар писать и говорить смешно дает преимущество перед теми, кто этого делать не может и не умеет. Да и сделать комедийный сериал, обладая чувством юмора, гораздо проще.
Итак, допустим, у вас есть чувство юмора. И вам надо написать диалог. Что вы будете делать?
Мне кажется, это должно происходить максимально естественно, это примерно то же самое, что ввернуть шутку в разговор.
Я бы хотел сказать что-то вроде: “И после того, как вы посетите курс шуток от лучшего шутника…” Или же: “Прочитав книгу “Как юморить на каждом шагу”…” (и дальше не менее вдохновляющее продолжение мысли и конец, в котором вас ждет успех)
Только вот все, что я могу сказать по этому поводу — повторить слова Тима Аллена, которого в одной телепередаче спросили о его умении шутить и быть смешным.
“Быть смешным — это мой дар. Я без понятия, как и когда он у меня появился, но это чудо из чудес, и я больше всего на свете боюсь потерять его”.
Откуда это берется? И почему? Как в человеке зарождается это тонкое чувство сарказма? Почему одному человеку дано, а другому нет?
Безбрачная неделя ( 2011 )
Ты можешь смешно рассказывать, но это вовсе не значит, что и писать ты будешь настолько же смешно.
Писать и говорить смешно — разные навыки, скажем так. И уж точно умение вести себя комично не имеет никакого отношения к написанию смешных текстов.
Большая часть тех, кто может рассмешить коллег и друзей своими умопомрачительными байками, абсолютно не могут перенести тот же рассказ на бумагу, не сделав его смертной скукой.
Мальчишка-подросток добивается внимания одноклассницы. Но он не спортсмен и не интеллектуал. Остается быть забавным и смешить ее, как же иначе ее привлечь? Но даже если у него это получается, это вовсе не значит, что он будет успешным комиком и сможет создать комедийный сериал или, в целом заниматься юмором.
Очевидно, что запихивание пиццы в нос может быть смешным в начальной школе, однако пытаться завоевать этим девичье сердце в студенчестве — сомнительная авантюра. Мальчишка со временем должен понять, что глупым шуткам девочки предпочтут интеллектуальную. И только если он это поймет, из мальчишки с куском пиццы в носу вырастет юморной юноша.
В повседневности мало кто может действительно смешно пошутить. Люди либо отвлекаются и смазывают шутку, либо сами начинают смеяться раньше времени, и рассказ затягивается настолько, что становится скучным, либо так ударяются в подробности, что сама ирония теряется.
Как автор комедийных сценариев, могу сказать, что ваша задача еще сложнее: ваша аудитория — любители комедий (то есть они уже видали много чего действительно смешного), продюсеры, агенты и прочие ценители юмора.
Последних надо заставить смеяться уже на первых страницах, потому что если в начале им несмешно, они могут так и не дочитать до смешного момента. Что-то должно заставить их перевернуть страницу и продолжить чтение. И, если помимо смешных моментов сама история хороша, можете спать совершенно спокойно — ваш сценарий купят.
Отель «Гранд Будапешт » ( 2014)
Мощная история без единого смешного момента всегда лучше дурацкой, в которой по три шутки на странице.
Многие комедии загибаются именно из-за слабого сюжета. В любом случае, сколько бы шуток ни было и какими бы смешными они ни казались, на них одних далеко не уедешь.
Поскольку мы смеемся над тем, что говорят и делают наши персонажи, мы должны также и переживать за них, независимо от абсурдности ситуации, в которой они находятся. Если нет других эмоций, кроме смешков над глупостями — это провал.
Один известный баскетболист сказал: “Между талантом и везением я выбираю везение”. Вот так же и с комедийными сценариями: между горой шуток и сильной идеей я выберу второе.
Смешное приложится, его всегда можно добавить. Пусть даже не вы это сделаете. Потому что хорошая история цепляет. А сделать ее из сборника анекдотов действительно сложно.
Сыграй это еще раз, Сэм! (1972)
Одна голова — хорошо. Но две лучше.
Допустим, вы уже опытный сценарист. И о сценарии вы знаете не только про трехактную структуру, а знакомы уже с пятиактной и даже семиактной.
Кстати, в энциклопедии начинающего сценариста можно изучить материал о трехактной структуре сценария >>>>
И что герои не должны быть плоскими вы тоже уже понимаете, знаете, как оживить их, в чем будет их конфликт и так далее.
Вы даже прочитали Джозефа Кэмпбелла и Кристофера Воглера, так что теперь уже точно знаете, как создать многогранного персонажа. И книжки все модные для сценаристов прочитали. И на семинар уже сходили и лекцию прослушали. Ну и чтоб уж наверняка — даже оформили подписку на несколько журналов для сценаристов и киношников.
Осталось дело за малым: написать пару смешных диалогов, чтобы сделать комедийный сериал. И вот вы все стараетесь, тужитесь, а выходит либо серьезно, либо никак.
Вот тут вам и нужен будет комик и шутник, зажигалка любой компании, стендапер от Бога, способный сострить даже если его разбудить посреди ночи. И если у него была идея написать сценарий, но он не мог, а вы хотели пошутить, но не вышло — вы созданы друг для друга! Это прекрасное сочетание талантов!
Гляньте на списки сценаристов ситкомов. В большинстве случаев автор там не один, а целая команда. То же и с комедийными полнометражными фильмами, а также сериалами. Просто вы должны найти друг друга, найти идею и вложить в нее все лучшее, что в вас есть.
Тут надо уточнить, что найти человека, с которым будете писать душа в душу не так-то просто. Пожалуй, даже посложнее, чем удачно жениться. Но поиски надо вести постоянно, где-то он да найдется.
А если вы ошиблись и разбежались — не беда, опыт будет полезен обоим. О работе с соавтором >>>>>
Знакомство с Факерами 2 ( 2010 )
Когда мы берем фильм братьев Фаррелли, мы заранее знаем, чего от него ждать. Это глупые комичные ситуации, это грубый и временами не особо интеллектуальный юмор, это милый, трогательный и вдохновляющий сюжет.
Вуди Аллен — другая история, это романтика, это про отношения, хоть это тоже забавно, мы уже заранее знаем, что юмор там будет качественный, что шутки будут на несколько уровней выше. Это уже сочетание чувства юмора с интеллектом.
Если среди сценаристов затесался Джадд Апатоу — грязным шуткам на тему секса быть! Вполне возможно, что вам и не надо равняться на этих ребят, может, у вас совершенно иной и новый стиль.
Романтическая комедия должна быть забавной. Но не прямо смешной. Возьмите пару фильмов с Риз Уизерспун. Ни Блондинка в законе, ни Стильная штучка — не смешные фильмы. Однако они наивно-забавные, и сюжет так или иначе увлекает.
Комедии для мужиков, назовем их так, наоборот должны содержать поменьше романтики и побольше юмора.
Те же самые Незваные гости, Король дорог, Ананасовый экспресс и так далее. Что мы видим по телевизору?
Секс в большом городе — самый популярный комедийный сериал. Комедийный? Нет, друзья. Это драма. Драма со смешными моментами. То же самое с сериалом Красавцы. Никто не смотрел его ради смеха. Да, местами это смешно, но, опять же, это шутки героев в той или иной ситуации, которая может быть как раз вовсе несмешной. Такая грустная ирония. Этот жанр называется драмеди и с годами он только набирает обороты.
В любом комедийном сценарии есть какие-то связующие или поясняющие ситуацию моменты. И эти моменты не обязаны быть смешными. Каждый комедийный сценарист имеет право на эти обязательные, нужные и несмешные куски в тексте. Самое главное — избегать их хотя бы первые 15 страниц сценария.
Следовательно. Если вы хотите написать комедию для всех — она должна быть смешной с самого начала и до самого конца. Если это романтическая комедия или жанр комедия/драма — не частите с шутками, пусть их будет максимум по паре на страницу текста. Еще раз: тут главное не хи-хи — ха-ха, тут важнее идея.
Блондинка в законе ( 2001 )
И добавлю. Можно ли научиться быть смешным? Да. Это так же, как научиться готовить еду. Если погрузиться с головой в мир комедии — смотреть стенд-ап шоу, читать много литературы и так далее, то со временем вы научитесь делать то, за что не будете краснеть.
Вы должны ходить на курсы. Вы должны смотреть фильмы и изучать их с точки зрения их создания. Должны крутиться в этой атмосфере постоянно. И нужно буквально посвятить себя этому.
В конце концов, если долго мучиться, что-нибудь получится, и если вы категорически против соавторства, бейтесь, копайте, ищите смешные решения. Снова и снова. Только не пытайтесь понять, откуда исходит талант писать смешно. Просто делайте свое дело.
О том, как сценаристу сказать новое слово в жанре, используя при этом простые приемы, — в статье Блэйка Снайдера.
1. Замена
Классическая история «Принца и Нищего» впервые нашла свое комедийное воплощение в картине «Поменяться местами» (1983). Это история, где две противоположности по какой-то причине меняются местами: спор, срочная необходимость или ошибка. Прием также позволяет менять местами неодушевленные предметы, как в фильме «Красивая жизнь» (1990), где органайзер успешного менеджера попадает в руки преступника.
Лично я использовал этот прием, когда писал сценарий с рабочим названием «Большой, уродливый ребенок», который можно описать, как «замена ребенка в роддоме для пришельцев».
Что нужно сделать:
Нарисуйте прямую линию (палку о двух концах). С одной стороны напишите «Принц», а с другой — «Нищий». Так вам будет лучше понятна разница между ними. Затем придумайте два типа людей, две полные противоположности и поменяйте их местами (так, чтобы у одного из них было превосходство над другим, или над ситуацией). Не забывайте: они должны вынести важный урок из сложившейся ситуации.
В пространстве между ними (посередине линии) запишите ваши идеи того, как эти двое поменяются местами. А сам механизм этой замены станет названием сценария!
2. Как рыба без воды
Эта история тоже не нова. Человек, который «в своем пруду» ничего серьезного из себя не представляет, попадая в новое окружение, становится звездой. Примеры: «Мисс Конгениальность», «Блондинка в законе», «Полицейский из Беверли-Хиллз». Это, честно говоря, мой любимый прием, я называю его «Прием Т».
Что нужно сделать:
Нарисуйте большую букву «Т» и назовите одну сторону «Рыба», вторую — «Вода». Придумайте персонажей, которые могут быть «Рыбами» (для примеров используйте все те же фильмы — «Мисс Конгениальность», «Блондинка в законе»). Потом спросите себя: в какой ситуации эти люди будут чувствовать себя не в своей тарелке (не в своем водоеме)? Напишите все эти ситуации на той стороне буквы, где написана «Вода». И убедитесь, что «проблемы», которые стоят перед персонажем в самом начале, в конце должны быть решены. Что это за проблемы? Препятствия, которые должен преодолеть герой, чтобы стать полноценным. Это же и станет «темой» вашего сценария. Как, например, отношения с участницами конкурса красоты помогают героине Сандры Баллок («Мисс Конгениальность») преодолеть комплекс «пацанки», с которым она безуспешно борется в начале фильма.
3. Недоступные отношения
Почти все студии заинтересованы в сценариях ромкомов, но авторам такие сюжеты даются с трудом. Почему? Сейчас общество становится все более однородным: любой может влюбиться и добиться при этом взаимности, любой может получить свою порцию секса от объекта вожделения. Совсем не так, как в былые дни…. Впрочем, не будем тосковать, ваша задача — придумать что-то, что не позволит людям быть вместе. Примеры: географическое положение в «Неспящих в Сеатле», анонимность в Интернете в картине «Вам письмо» или проживание под одной крышей в фильме «Любовь и прочие неприятности». Вся загвоздка как раз в том, чтобы держать героев на расстоянии друг от друга! Как вам внести свою лепту в этот жанр?
Что нужно сделать:
Нарисуйте две вертикальные линии, одну назовите «Он», вторую — «Она», а в промежутке между ними напишите «Сложности». Запишите между линиями все, что на ваш взгляд не позволяет героям быть вместе (по иронии судьбы эти же обстоятельства притягивают их друг к другу). Затем, на основании выбранных вами препятствий, придумайте противоположности для этих двух линий. Например: если «Сложность» — религия, сделайте Его мусульманином, а Ее — христианкой.
4. Волшебство
В таких сюжетах вы можете дать волю своей фантазии и придумать множество невероятных ситуаций: проклятия, заклятия, смена внешних оболочек и масса всего другого. Но нужно помнить одно важное правило «Волшебства»: чем отчаянней будет вести себя герой, тем более заслуженным будет понесенное им наказание. Примеры: «Чокнутый профессор», «Клик: С пультом по жизни», «Лжец, лжец», «Любовь зла» и «Чумовая пятница». Основной посыл этих картин — «Осторожней с желаниями… они могут сбыться». Ваша же задача отмести все, что было до вас и придумать абсолютно новый сюжет. И это возможно, как, например, придумали же для Адама Сэндлера «волшебный пульт», когда, казалось, ничего нового уже не будет! Так и у вас есть шанс сделать что-то совершенно новое!
Что нужно сделать:
Напишите вверху страницы: «Если бы у меня была волшебная палочка, и я мог бы наделить себя любой силой, что бы это была за сила?». На другой странице напишите: «Если бы существовало проклятие, что было бы самым страшным для меня?». Затем ниже распишите силы или проклятия, которые вы считаете наиболее важными (и придумайте к ним правила). Но учтите: не более одной силы (проклятия) на сценарий, и следите за тем, чтобы герои придерживались придуманных вами правил!
5. Спор
Это популярный прием. Например: «Как отделаться от парня за 10 дней». Несмотря на то, что большинство зрителей таких фильмов в определенный момент хотят закричать: «Да скажи же ты ему (ей), что это спор!», такой прием в комедиях работает отлично.
Что нужно сделать:
На листке бумаги напишите слово «Google». Оно будет напоминать вам о том, что нужно поискать в Интернете самые нелепые (или невероятные) споры между людьми. Посмотрите на результаты поиска, но не забывайте и старый прием: расспрашивайте родственников и друзей об их опыте в спорах. Все эти примеры дадут импульс вашей истории, останется только придумать не менее интересных спорщиков.
6. Два друга
История о двух неудачливых друзьях сейчас почему-то пользуется особой популярностью среди сценаристов. Примеры: «Незваные гости», «Сорокалетний девственник». Сюда же можно добавить все известные миру комедии о друзьях-полицейских. Поместите двух друзей в необычную ситуацию и у вас уже есть повод задуматься о продаже такой истории!
Что нужно сделать:
Вернитесь к приему с буквой «Т» и добавьте к «Рыбе» еще одну. Хороший пример — фильм «Незваные гости». Не обязательно было делать фильм о приключениях сразу двух людей, оказавшихся не на своем месте, но именно из-за того, что героев двое, каждому можно придумать интересную историю, объединенную одним целым. Сделайте что-то подобное: придумайте к каждой «Рыбе» вторую, и посмотрите, как они себя поведут.
7. История реальной жизни
Я всегда собираю истории, происходящие в реальной жизни. Чаще всего — это вырезки из газет или, собранные в один файл, тексты из Интернета. Одну историю я помню особенно хорошо: родители похищают свою дочь накануне свадьбы, поскольку не хотят, чтобы она вышла замуж за молодого человека. В реальной жизни — родители сидят в тюрьме, но в Голливуде эта история уже заинтересовала несколько студий. Почему? Не смотря на то, что это история из реальной жизни, она служит отличным толчком для сочиненного сценария. Поэтому читайте прессу, просматривайте статьи и новости на наличие забавных историй. Не важно, подтолкнут ли они вас на целый сценарий, или из них можно отобрать несколько забавных ситуаций, которые разбавят историю.
Что нужно сделать:
Заведите себе отдельную папку, куда вы будете складывать забавные истории из жизни.
8. Скучный приятель, который пришел к ужину и остался навсегда
Такие ситуации тоже часто происходят в жизни. Это «приключения», которым нет конца, ситуации, с которыми нужно просто смириться — скучный приятель, навязчивый родственник, утомительный перелет с неприятным попутчиком. «Знакомство с родителями», «Он, я и его друзья», «Четыре рождества», «Развод по-американски», «Ужин с придурками» — это все фильмы, где используется этот прием.
Что нужно сделать:
Составьте список мест, где вы потенциально можете застрять: пробка, лифт, приглашение на ужин к начальнику, свадьба друга, выпускной вечер, встреча с одноклассниками. Потом придумайте героя, чья единственная цель — выйти из этой ситуации. Потом, в противовес, придумайте кто (или что) мешает герою осуществить задуманное.
9. Длинное путешествие
Это тоже не самый свежий прием. Его, только не в комедийном варианте, можно узнать в «Ясоне и аргонавтах». Чаще всего это «роуд муви», наполненное комичными ситуациями: «Поездочка», «Самолетом, поездом, машиной», и масса других примеров. Но есть и более простой способ придумать такой сюжет.
Что нужно сделать:
Возьмите любой список фильмов, который можно найти в Интернете или на профильных сайтах, и добавьте к каждому из них «… на дороге». Например, один из сценариев, который я писал в соавторстве, можно описать как «Один дома на дороге». Еще была одна история, которую можно назвать: «Ворчливый старик… на дороге». Я сразу представляю себе постер такого фильма. А вы? И вообще, такой прием всегда помогает генерировать забавные сюжеты.
10. Осторожно, абсурд!
«Очень страшный фильм» имел в свое время большой кассовый успех, затем появился фильм «Киносвидание»… и просто вспомните любую картину с Лесли Нильсеном («Без вины виноватый», «Голый пистолет», «Аэроплан»)! Как придумать что-то такое же смешное?
Что нужно сделать:
Выберите административное учреждение, частную компанию, фильм, историческое событие, чью-либо биографию или отрывок из новости и перекрутите все так, чтобы вывернуть наружу самое абсурдное, нелепое и смешное, что только может быть. Другими словами — вы берете что-то относительно известное и смеетесь над ним. Например: взять «Гладиатора», старые фильмы о приключениях Одиссея и «Трою»: что получится? Такой абсурд я бы посмотрел!
В следующий раз, когда вы будете смотреть очередную успешную комедию и задаваться вопросом «Почему не я это придумал?!» — знайте, я дал вам для этого все инструменты!
Источник: http://www.cinemotionlab.com/stati/10_sposobov_pridymat_otlichnyu_komediu/