Как написать комментарий к рассказу


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Написание литературного комментария – это важная часть Международного Бакалаврского экзамена по английскому (или другому языку) уровня А1. Однако, литературные комментарии особо не отличаются для этого экзамена, поэтому эту статью может взять на вооружение каждый.

  1. Изображение с названием Write a Literary Commentary Step 1

    1

    Прочтите нужный текст несколько раз. Прочтите его раз, чтобы понять суть того, что хочет сказать автор. Запишите свои первые впечатления от определенных частей текста, чтобы вы могли обращаться к ним, когда будете писать комментарий. Когда закончите, вернитесь в начало и прочтите все еще раз, на этот раз, подчеркивая ключевые слова и фразы и записывая примечания для себя на полях. Минимальное количество раз прочтения текста – это два, но лучше сделать это три или четыре раза.

  2. Изображение с названием Write a Literary Commentary Step 2

    2

    Распланируйте свой комментарий. Запишите ключевые моменты, которые нужно будет отметить. Постройте их в логическом порядке, чтобы ваш комментарий не был скомканным. Найдите цитаты из текста для каждого пункта. Вы должны прокомментировать все следующее (хоть и не обязательно в этом порядке):{{#txtscrl:Plan your commentary||Analysis of Edgar Allan Poe’s “Fall of the House of Usher”Theme/Topic:Деструктивная природа взаимозависимости. Родерик и Мэделин зависят друг от друга. Как было типичным для женщины в 19 столетии и для литературы этого столетия, Мэделин зависит от поддержки своего брата. Ее брат также зависит от нее, так как она «нежно любящая сестра, его единственный товарищ на протяжении долгих лет, его последняя родственная душа на земле». Мэделин погибает, когда брат хоронит ее заживо, а Родерик сходит с ума из-за потери и нелепого погребения своей сестры. Вот что разрушило «Дом Ашеров».Повествователь:История рассказывается старым детским другом Родерика. Очень важно упомянуть тот факт, что даже будучи другом, повествователь знает очень мало о Родерике. Форма/Структура:Художественное произведение, рассказ. Ощущение упадка и разрушения нарастает постепенно. Идея/Цель:Очертить деструктивный характер нездоровых отношений. Возможен инцестуальный контекст. Родерик однажды говорит: «Я должен погибнуть из-за плачевной глупости», не разъясняя, что же это за «глупость», возможно, имея в виду отношения между ним и сестрой, которые неестественно и необычно близки.Тон/Атмосфера:Классический пример готической художественной литературы. Характеризуется темной, мрачной и угнетающей атмосферой, с намеком на упадок повсюду.Сенсорные детали:Неплодородный ландшафт, деструктивная болезнь, неблагоприятная погода. Образы, соотносящиеся с клаустрофобией, такие как, особняк и гробница Мэделин. Все это создает ощущение западни в условиях, которые нельзя разрушить. Манера повествования:Слова и фразы, имеющие отношение к удвоению: двойняшки, отражение дома в озере и другие.}}

    • Тема/Подтема/Предмет – Какова суть текста? Тем может быть много, но попробуйте найти одну или две ключевых для обсуждения. Вам может помочь, если вы обратите внимание на такую информацию, как имя писателя или дата написания.
    • Тон – От чьего лица идет повествование? Определите, идет ли рассказ от первого или от третьего лица. Если от первого, это повествует автор или кто-то другой? Кому адресован текст? Вы также должны рассмотреть обстановку и как она влияет на тон повествования и на общее значение текста.
    • Форма/Структура – Определите жанр (художественное произведение/нехудожественное произведение, эссе, статья, записки путешественника и прочее) текста. Является ли текст циркулярным или ретроспективным повествованием? Подумайте над очевидными способами поделить текст на разделы (физически или еще как-то). Подумайте, как выбранная структура и форма влияют на суть или послание текста.
    • Идея/Цель – Определите цели писателя. Этот текст имеет убеждающую, информативную или описывающую окраску? Определите подтекст и найдите сатиру или иронию в тексте.
    • Тон/Атмосфера – определите атмосферу текста. Присутствует ли в нем накал чувств или какое-то особое настроение? Опишите, как автор добился этого эффекта (подумайте о выборе слов, ритме, синтаксисе). Снова обратитесь к окружающей обстановке и ее влиянию на тон и атмосферу.
    • Сенсорные детали – Опишите, как автор взывает к органам чувств, чтобы создать более яркую картину для читателя. Не забывайте всегда связывать ваши наблюдения с общим смыслом текста.

      • Образность – Это одна из наиболее важный сенсорных деталей. Есть ли в тексте какие-нибудь визуальные образы? Опишите здесь метафоры и сравнения (как отдельные примеры, так и в общем по тексту).
    • Манера изложения – опишите лексику текста. Понаблюдайте, какого рода слова использует автор – сгруппированы ли они по какой-то теме (счастье, беспокойство, прочее)? Вам также стоит упомянуть слова, которые кажутся не к месту – какое влияние они создают на читателя/зрителей? Они как-то помогают точнее раскрыть тему текста?
    • Ритм/Рифма/Аудиальные эффекты – опишите тип рифмования (если есть). Какой эффект создает оно в контексте общей темы? Раскройте суть ритмического рисунка текста (это можно делать как рассматривая поэтический текст, так и прозу). Ритм меняется? Также найдите в тексте примеры аллитерации. Правда, в этом вам стоит быть поаккуратней – если ритм/рифма/аудиальные эффекты не имеют никакого влияния, лучше не упоминать о них совсем.
  3. Изображение с названием Write a Literary Commentary Step 3

    3

    Напишите свой комментарий. Теперь, когда у вас уже есть четкая идея того, что вы хотите изложить, начните писать свой комментарий. Иногда начало может быть тяжело писать – вы можете начать с основной части (которую вы только что распланировали) и лишь в конце написать вступление. Вот то, что нужно запомнить: {{#txtscrl:Write your commentary||Analysis of Edgar Allan Poe’s “Fall of the House of Usher”Дом Ашеров в конечном итоге приходит в упадок из-за неестественной взаимозависимости между братом и сестрой. Мэделин стала для Родерика «единственной родственной душой на долгие годы», что становится очевидным, потому что даже рассказчик, будучи другом Родерика, практически ничего о нем не знает. Брат и сестра стали затворниками своего фамильного дома в ловушке, из которой нет выхода. Они должны держаться друг друга. Так же, как и отражение дома в озере не может существовать без самого дома, Родерик и Мэделин – это две части одного целого, которые не могут существовать друг без друга. Родерик, кажется, понимает, что сам он «погибнет из-за плачевной глупости», что, скорее всего, является аллюзией на одержимую и безвыходную взаимозависимость между ним и сестрой.

    • Не пишите от первого или второго лица. Единственным исключением может быть заключительная часть – повествование от первого лица может быть использовано здесь, чтобы подчеркнуть ранее изложенную точку зрения.
    • Не используйте аббревиатуры. Также не стоит писать что-то типа «и пр. и т. д.» Всегда пишите «например» или другие варианты.}}
  4. Изображение с названием Write a Literary Commentary Step 4

    4

    Напишите заключительную часть. В этой части стоит суммировать интересную информацию, упомянутую ранее, не включая новых идей. {{#txtscrl:Write a conclusion|Analysis of Edgar Allan Poe’s “Fall of the House of Usher” Дом Ашеров в конечном итоге приходит в упадок из-за неестественной взаимозависимости между братом и сестрой. Мэделин стала для Родерика «единственной родственной душой на долгие годы», что становится очевидным, потому что даже рассказчик, будучи другом Родерика, практически ничего о нем не знает. Брат и сестра стали затворниками своего фамильного дома в ловушке, из которой нет выхода. Они должны держаться друг друга. Так же, как и отражение дома в озере не может существовать без самого дома, Родерик и Мэделин – это две части одного целого, которые не могут существовать друг без друга. Родерик, кажется, понимает, что сам он «погибнет из-за плачевной глупости», что, скорее всего, является аллюзией на одержимую и безвыходную взаимозависимость между ним и сестрой.|Даже несмотря на то, что он пытается вырваться из этих отношений, закрыв свою сестру, которую считал мертвой, в семейной гробнице, однако, он уже достиг той черты, когда одной попытки достаточно, чтобы осуществилось падение как самого Родерика, так и «дома», или даже всей фамильной ветки Ашеров.}}

    Реклама

Советы

  • Используйте цитаты из текста/отрывка, чтобы подкрепить мысли.
  • Когда пишите о произведении в прозе, запомните следующее:
    • Сосредоточьтесь на стиле автора. Раскройте эффекты литературных приемов, которые он использует, а не просто влияние каждого отдельно взятого приема.
  • Когда пишите о поэтическом произведении, запомните следующее:
    • Когда раскрываете «манеру», не забудьте упомянуть о «лирическом герое». Не используйте слова «рассказчик/повествователь» для описания того, от чьего лица написан стих.
    • Не забывайте, что стихотворения обычно предназначены для аудитории, а не для читателя.

Реклама

Предупреждения

  • Никогда не переходите сразу к стихам, прочтите как стихотворения, так и прозу для полного понимания и успешного комментария.
  • Никогда не занимайтесь плагиатом чужой работы.

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 18 897 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как написать комментарий к тексту

Необходимость прокомментировать текст может вызвать эффект «всё понимаю, а сказать не могу». Это связано не с отсутствием мыслей, а со способностью их упорядочивать. Решить проблему вам поможет план высказывания.

Как написать комментарий к тексту

Инструкция

Комментарий к тексту будет представлять собой его краткий анализ. Прежде чем начать его составлять, определитесь, по каким критериям вы оцениваете текст. От этого будет зависеть дальнейшее направление рассуждений.

Можно рассмотреть отдельно содержание текста. То есть обратить внимание на тему или проблему, которая в нем затрагивается. При этом у вас есть два пути для структурирования мыслей: откликнуться на один вопрос из множества или рассматривать сразу все темы, которые вы обнаружили в тексте. В начале комментария сформулируйте, как вы поняли тему/проблему, чтобы было ясно, о чем вы ведете речь. Затем перечислите наиболее важные аспекты проблемы и обозначьте плюсы и минусы авторского способа ее раскрытия. Скажите, с чем вы не согласны и приведите аргументы в пользу своего тезиса.

Следующий вариант составления комментария – это оценка текста с точки зрения его формы. Он используется в тех случаях, когда форма действительно необычна или претендует на звание таковой. Такой комментарий требует от его автора глубоких знаний по теме, поскольку надо будет не только высказать свою оценку, но и обосновать ее: привести высказывания авторитетных источников и сравнить текст с примерами из истории и современности.

Более глубокий анализ может получиться при сопоставлении формы и содержания. В этом случае напишите в комментарии, какие задачи, по вашему мнению, решает текст и какие приемы с точки зрения формы для этого использованы. Насколько они достаточны и уместны для того смыслового наполнения, которое вы прочли.

Фигура автора в тексте также может стать объектом внимания. Расскажите, как автор реальный (т.е. живой человек с определенной биографией) соотносится с повествователем в тексте, насколько совпадают их точки зрения и к чему приводит такое взаимодействие. В комментариях подобного рода важно не перейти на личности, воспринимать человека, написавшего текст, и его альтер-эго в произведении несколько отстраненно.

Наконец, вы можете воспринять текст как фрагмент реальности. Прокомментируйте его актуальность в конкретных социальных и политических условиях, сравните с другими произведениями по схожей тематике. Проанализируйте, какой вклад внес автор в раскрытие вопроса по сравнению со всей историей его изучения. При написании комментариев такого типа следите за тем, чтобы каждый из ваших выводов был подтвержден достаточным количеством аргументов.

Источники:

  • какие можно написать комментарии

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.

Одним из показателей правильного комментария является логика его построения, которая ведет от проблемы текста к авторской позиции по ней.

Как писать комментарий проблемы текста?

ПРИМЕЧАНИЕ:

Читайте статьи: «Что такое проблема текста?», «Как найти проблему в тексте?» и «Как правильно сформулировать проблему текста?».

Из данной статьи вы узнаете, что такое комментарий проблемы, структуру комментария, как найти примеры-иллюстрации в экзаменационном тексте и многое другое, связанное с комментированием проблемы в сочинении ЕГЭ.

Содержание статьи

  • 1 Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
  • 2 Структура комментария
  • 3 Пример-иллюстрация в комментарии
  • 4 Виды примеров-иллюстраций
    • 4.1 Примеры, которые приводит автор в своём тексте
    • 4.2 Размышления автора, связанные с проблемой
    • 4.3 Цитаты
    • 4.4 Описания
    • 4.5 Истории
    • 4.6 Точки зрения, которые приводит автор
    • 4.7 Средства выразительности
    • 4.8 Слова, выражения, важные для понимания проблемы
  • 5 Как находить примеры в тексте?
    • 5.1 Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
    • 5.2 Примеры-иллюстрации в художественном тексте
  • 6 Способы отсылки к тексту
    • 6.1 1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
    • 6.2 2. Прямая речь
    • 6.3 3. Косвенная речь
    • 6.4 4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
    • 6.5 5. Соединение разных способов в одном примере
  • 7 Пояснение к примерам-иллюстрациям
  • 8 Что такое смысловая связь
  • 9 Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
    • 9.1 Смысловая связь в начале комментария
    • 9.2 Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
    • 9.3 Смысловая связь как итог комментирования

Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?

В своём сочинении ученик должен прокомментировать найденную им проблему с опорой на исходный текст, то есть написать свои рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Комментарий в сочинении – это последовательный анализ исходного текста, где нужно на конкретных примерах из экзаменационного текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, изобразительно-выразительные средства, для доказательства того, что сформулированная в сочинении проблема действительно присутствует в исходном тексте.

Из данного определения, следует, что комментарий – это рассуждения выпускника по проблеме экзаменационного текста, соотнесенные с его знаниями, личным жизненным опытом.

Структура комментария

Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.

В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:

  1. Пример-иллюстрация (из исходного текста).
  2. Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
  3. Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
  4. Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
  5. Смысловая связь между примерами иллюстрациями.

Пример-иллюстрация в комментарии

Важными составляющими структуры комментария являются два примера-иллюстрации и пояснение к ним.

Внимание!

Выпускник обязан иметь четкое представление о том, что такое пример-иллюстрация.

Пример-иллюстрация – это фрагмент необходимой информация из исходного текста, демонстрирующий определенную проблему, которую ученик анализирует в своем сочинении.

Важно!

Выпускник должен уметь анализировать примеры-иллюстрации и выражать свое мнение по ним, а не просто пересказывать авторский текст.

Пример-иллюстрация отличается от простого пересказа тем, что при пересказе текста выпускник говорит о поступках героев текста, а в примере-иллюстрации обращает внимание на мастерство автора в раскрытии проблемы текста.

Например, каждую минуту герой должен выбирать из этого громадного материала самое важное и нужное — это пересказ текста.

А.П.Чехов обращает наше внимание на то, что лектор каждую минуту должен из огромного количества материала выбирать «самое важное и нужное» — это иллюстрация. (Текст №9).

Виды примеров-иллюстраций

Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.

В качестве примеров-иллюстраций в комментарии можно использовать:

  • примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Выбор того или иного примера не зависит от его достоинств или недостатков, лёгкости или сложности, а зависит от содержания конкретного текста и умения выпускника читать и интерпретировать текст.

Все фрагменты исходных текстов для ЕГЭ по русскому языку взяты из произведений разных авторов.

Каждый автор имеет свой жизненный опыт и пишут они тексты по самым разнообразным видам проблем.

В зависимости от содержания текста, его элементов, которыми автор раскрывает проблему текста, в одних текстах можно найти одни виды примеров, а в других – другие.

Ниже приведены примеры различных видов примеров-иллюстраций для комментирования проблемы текста.

Примеры, которые приводит автор в своём тексте

В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).

Размышления автора, связанные с проблемой

В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).

Цитаты

В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).

Описания

В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).

Истории

В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).

Точки зрения, которые приводит автор

В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).

Средства выразительности

В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).

Слова, выражения, важные для понимания проблемы

В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).

Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.

Как находить примеры в тексте?

Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.

Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте

В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
  • события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.

Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.

Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.

Важно!

Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.

Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».

Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.

Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.

В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.

Примеры-иллюстрации в художественном тексте

В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
  • диалог между героями;
  • изобразительные средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему.

Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.

Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.

Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.

Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».

Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.

Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.

Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.

Способы отсылки к тексту

Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.

Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».

Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.

Существуют следующие способы отсылки к тексту:

1. Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)

2. Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)

3. Косвенная речь

Например: Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)

4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)

5. Соединение разных способов в одном примере

Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).

Важно!

Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

Важно!

Если будет подчеркнута вся часть сочинения, нацеленная на комментарий проблемы текста, значит, выпускник не смог сформулировать своих рассуждений по поводу примеров, значит, к ним нет пояснения, и эту часть работы необходимо переделать, иначе проверяющий эксперт снизит баллы за комментарий проблемы текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами.

Что такое смысловая связь

При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, используемыми выпускником в комментарии проблемы текста.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может указывать на:

  • сопоставительные отношения (аналогично, таким же образом, так же, как);
  • противительные отношения (антитеза, контраст: «было – стало»; но, зато, однако);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
  • обобщение предыдущей информации (таким образом, итак);
  • дополнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
  • прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
  • конкретизацию (суть отношений – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
  • другие отношения между примерами.

Выбор вида смысловой связи зависит от того, каким образом раскрывает проблему автор исходного текста, что он для этого включает в содержание своего произведения, и тех примеров-иллюстраций, которые выпускник выбрал для комментария к своему сочинению.

Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Смысловая связь в начале комментария

Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .

Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .

Смысловая связь как итог комментирования

Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .

Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .

Важно!

При написании комментария выпускник должен объяснить, почему автор написал текст именно на эту тему, для чего он использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и давал различные примеры, иллюстрирующие проблему текста, а также показать, что сформулированная выпускником проблема действительно присутствует в экзаменационном тексте.

Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста, как правильно ее сформулировать?».

Как написать комментарий?

Сочинение по тексту на ЕГЭ строится по специальному алгоритму: формулировка одной проблемы, её разъяснение (т.е. комментирование с введением двух текстовых примеров), обозначение позиции автора текста, выделение своего мнения (согласия или несогласия с автором), подбор доказательств (не менее двух аргументов) из читательского  опыта  или  жизненных  наблюдений.

Когда проблема исходного (первичного) текста уже сформулирована, нужно прокомментировать её, дать пояснительные замечания, оценить выделенную проблему. Это самая сложная часть в сочинении. Она показывает, насколько глубоко и точно понята проблема, насколько ясен пишущему ход авторской мысли.

Должны быть вытянуты в одну линию следующие компоненты: одна проблема из нескольких − объяснение её − позиция автора по этой же проблеме − выражение своего мнения по той проблеме − наличие своих аргументов по этой сформулированной проблеме. Такая общая связь всех компонентов необходима, чтобы вторичный текст обладал логичностью, последовательностью, точностью выражения своего собственного понимания первичного текста.

В качестве действующего алгоритма можно воспользоваться схемой:

первая проблема → выделение примеров из текста по первой проблеме → мнение автора по первой проблеме → доводы согласия или несогласия по первой проблеме → подбор книг с примерами для подтверждения доводов.

По такой схеме можно обозначить все проблемы, поднятые в тексте, и развести по блокам разные проблемы. Тем самым намечается несколько линий-графов для того, чтобы определиться с выбором проблемы для написания сочинения. Если все блоки на месте и нет каких-либо пропусков, можно приступать к созданию сочинения.

Лучше всего проблему формулировать в виде вопросительного предложения, а позицию автора выражать как ответ на этот вопрос.

Пример первый:

Проблема: Почему человек мучает животное, обрекает его на мучительную смерть?

Позиция автора: Человек, мучающий животного, относится к нему как к неодушевлённому предмету, так поступать могут только безнравственные люди.

Пример второй:

Проблема: Помогает ли человеку изучение особенностей творчества знаменитых людей?

Позиция автора: Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и лучше познать себя.

Пример третий:

Проблема: Чем отличаются гении от природы и гении от себя?

Позиция автора: Существует два типа творческой деятельности: через вдохновение или через неустанный труд. Через вдохновение автор, как кажется со стороны, творит с лёгкостью необыкновенной. Гений от себя пробивается сквозь внешние и внутренние препятствия, неустанно трудясь, постоянно превозмогая неудачи и провалы.

Пример четвёртый:

Проблема: В чём заключается истинная дружба? В чём её ценность?

Позиция автора: Дружба дарит уверенность человеку в том, что ему есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью.

Пример пятый:

Проблема: Как сохранить дружбу?

Позиция автора: Для сохранения дружбы необходима вера в друга и взаимная терпимость.

Анализируя приведённые примеры, видим, что на поставленный вопрос можно и нужно искать в тексте ответ автора, если не прямой, как в публицистике, то косвенный (как бы ответил автор, что бы он сказал об этом).

Теперь о том, какое место между проблемой и позицией автора занимает комментарий. Задача комментария − показать, как автор приходит к ответу на поставленный проблемный вопрос, назвать, какие факты или эпизоды повлияли на его выводы.

По сути комментарий − это расширение проблемы с целью её разъяснения и оценки. Если проблема − это вопрос, то комментарий − это осмысление причин и последствий того, что вызвало данный вопрос. Автор не может оставаться беспристрастным в изложении каких-либо фактов, он негодует, возмущается, спорит, доказывает, анализирует, критикует, протестует, восхищается, недоумевает и т.д.

Работая с художественным или публицистическим текстом, отыщите примеры, иллюстрирующие причины (Почему так происходит или произошло?), цели (Зачем кто-то что-то сделал или поступил?), подробности (Как в деталях что-то происходило?), взаимосвязи (Как это связано с другими сферами жизни?). Такой комментарий, как правило, называют текстуальным. Вы идёте вслед за автором в раскрытии проблемы, ищете в тексте ответы на следующие вопросы:

  • На чём особенно и почему автор заостряет своё внимание?  
  • Какие имена, факты или события и для чего упоминает автор?  
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражается отношение автора к изображаемому?

Но есть ещё и концепционный комментарий.

Для справки: КОНЦЕПТ (от лат. conceptus − схватка, замысел, зачатие) − единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат, полученный в коммуникации, тем самым предполагая направленность на другого; акт схватывания смыслов.

Разбираясь в тонкостях публицистического текста, определите, почему эта проблема привлекла внимание автора, к каким выводам он подводит читателя. Можно найти и выписать какое-либо парадоксальное утверждение или афоризм автора, разъясняющего суть события, или стремящегося изменить какое-то устойчивое мнение, или предлагающего своё решение проблемы.

Для введения комментария, уместно использовать речевые фразы:    

1. Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на …, отмечает важность, цитирует, опирается на мнение, анализирует, сопоставляет, противопоставляет, предупреждает …

2. Пишет с восхищением, с гордостью, с недоумением. Автор по-настоящему встревожен тем, что … Стоит прислушаться к словам автора … Ему страшно и больно видеть …

В сочинениях учеников часто комментарий отсутствует вообще, о нём, к сожалению, иногда забывают. Бывает и так, что комментируется другая проблема, а не та, которая была сформулирована.

Комментируя проблему, нельзя пересказывать текст или увлекаться чрезмерным цитированием, а также переписывать фрагмент рецензии из задания 24. Конечно, опираться на исходный текст необходимо, но не бездумно. Здесь предпочтителен анализ. Нужно показать, какие примеры приводит автор, как доказывает свои мысли. В общем, важно не то, что сделали герои, а что думает по этому поводу писатель.

Нельзя забывать и о двух примерах в комментарии. Как их ввести? Можно кратко процитировать фразы из текста или указать в скобках номера важных предложений.

Часто автор текста и то лицо, от имени которого идёт рассуждение, смешиваются, не различаются учениками. Ни в коем случае нельзя подменять два понятия: «автор» и «герой «. Автор может сделать рассказчиком кто угодно: и литературного персонажа, и собственно себя, то есть писателя. Герой же − это непосредственно действующее лицо произведения, это с ним всё происходит в тексте, хотя он может быть даже очень близок самому писателю или похож на него фактами своей биографии, но никогда не тождествен ему.

Словом, если в повествовании обнаруживается местоимение «я», это не значит, что рассказчик есть сам автор. У рассказчика и автора могут быть на самом деле очень разные позиции, мнения, оценки.

Пора переходить к практическим примерам. Обратимся к фрагментам сочинений учащихся. Для работы им был предложен текст современного прозаика Сергея Качалкова о Максиме Любавине.

Приведём текст полностью.

(1)Как время меняет людей! (2)Неузнаваемо! (3)Порою это даже не изменения, а настоящие метаморфозы! (4)В детстве была принцесса, повзрослела – превратилась в пиранью. (5)А бывает наоборот: в школе – серая мышка, незаметная, невидная, а потом на тебе – Елена Прекрасная. (6)Почему так бывает? (7)Кажется, Левитанский писал, что каждый выбирает себе женщину, религию, дорогу… (8)Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь? (9)На самом ли деле наша жизнь изначально предначертана свыше: рождённый ползать летать не может?.. (10)Или всё дело в нас: ползаем мы потому, что не захотели напрягать свои крылья? (11)Не знаю! (12)В жизни полным-полно примеров как в пользу одного мнения, так и в защиту другого.

(13)Выбирай, что хочешь?..

(14)Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном. (15)Правда, внешне он нисколько не походил на великого учёного, но зато имел все замашки гениев: был рассеян, задумчив, в его голове всегда бурлил сложный мыслительный процесс, совершались какие-то открытия, и это часто приводило к тому, что он, как шутили одноклассники, был не в адеквате. (16)Спросят, бывало, его на биологии, а он, оказывается, в это время каким-то мудрёным способом рассчитывал излучение каких-то там нуклидов. (17)Выйдет к доске, начнёт писать непонятные формулы.

(18)Учительница биологии плечами пожмёт:

(19) – Макс, ты про что?

(20)Тот спохватится, стукнет себя по голове, не обращая внимания на смех в классе, тогда уж начнёт рассказывать то, что нужно, например, про дискретные законы наследственности.

(21)На дискотеки, классные вечера он носу не показывал. (22)Ни с кем не дружил, так – приятельствовал. (23)Книги, компьютер – вот его верные товарищи-братья. (24)Мы между собой шутили: запомните хорошенько, как одевался Максим Любавин, где он сидел. (25)А лет через десять, когда ему вручат Нобелевскую премию, сюда понаедут журналисты, хоть будет что про своего великого одноклассника рассказать.

(26)После школы Макс поступил в университет. (27)Блестяще окончил его… (28)А потом наши дороги разошлись. (29)Я стал военным, надолго уехал из родного города, обзавёлся семьей. (30)Жизнь у военного бурная: только соберёшься в отпуск – какое-нибудь ЧП… (31)Но вот всё же удалось с женой и двумя дочками вырваться на родину. (32)На вокзале сговорились с частником, и он повёз нас на своей машине до родительского дома.

(33) – Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. (34)Я изумлённо посмотрел на него. (35)Высокий, костистый мужчина, жидкие усики, очки, шрам на щеке… (36)Не знаю такого! (37)Но голос, действительно, знакомый. (38)Макс Любавин?! (39)Да не может быть! (40)Великий физик занимается частным извозом?

(41) – Нет! (42)Бери выше! – усмехнулся Макс. – (43)Я грузчиком на оптовом рынке работаю…

(44)По моему лицу он понял, что я счёл эти слова шуткой.

(45) – Да нет! (46)Просто я умею считать! (47)У нас сахар мешками продают! (48)Я вечером из каждого мешка грамм по триста-четыреста отсыплю…(49)Знаешь, сколько в месяц выходит, если не жадничать? (50)Сорок тысяч! (51)Вот и прикинь, если бы я стал учёным, получал бы я такие деньги? (52)На выходных можно извозом подкалымить, подвёз пару клиентов – ещё тысяча. (53)На булочку с маслом хватает…

(54)Он довольно засмеялся. (55)Я покачал головой.

(56) – Макс, а вот с сахаром – это не воровство?

(57) – Нет! (58)Бизнес! – ответил Макс.

(59)Он довёз меня до дома. (60)Я дал ему двести рублей, он вернул десятку сдачи и поехал искать новых клиентов.

(61) – Вместе учились? – спросила жена.

(62) – Это наш Эйнштейн! – сказал я ей. – (63)Помнишь, я про него рассказывал!

(64) – Эйнштейн?

(65) – Только бывший! – с печальным вздохом произнёс я.

(По С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков  (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.

Поскольку тест можно отнести к художественному стилю, важно выделить героев: повествование движется от лица первого – рассказчика Анатолия (33-34 предложения «– Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. Я изумлённо посмотрел на него».), который делится наболевшим и ищет ответы на философские вопросы. В диалог с ним вступает Максим Любавин, его бывший школьный товарищ (14 предложение «Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном».). Здесь образ военного по имени Анатолий сразу отделён от образа автора – писателя Сергея Качалкова.

Давайте теперь определим одну из проблем, поставленных автором в этом тексте. Сразу очевидна проблема нравственного выбора, сформулированная в 8 предложении текста («Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь?»). На этот проблемный вопрос ответим, прояснив авторскую позицию: будущее человека находится в его собственных руках, он сам строит и разрушает его.

Приведём несколько вариантов комментария к данной проблеме, которые дали разные ученики в своих сочинениях по тексту.

Пример первого комментария:

Автор в своём тексте повествует о молодом человеке Максиме Любавине и о его жизни. В школе Макса называли Эйнштейном, правда, внешне и внутренне он не был похож на учёного. Писатель отмечает, что юноша ни с кем особо не дружил, предпочитая компьютер и книги. Но скоро всё изменилось… Максим не выбрал путь учёного, не стал великим физиком, а занялся частным извозом, работая на оптовым рынке грузчиком.

Пример второго комментария:

Автора серьёзно беспокоит судьба своего одноклассника, линия его жизни дала странный крен и ведёт вовсе не туда, куда, очевидно, следовало бы двигаться. Обилие восклицательных предложений и антитез свидетельствуют, что прийти к однозначному выводу писатель не может. Качалков цитирует строки стихотворения Ю. Левитанского и тут же противопоставляет им слова из «Песни о Соколе» М. Горького. Впрочем, рассказ об однокласснике так же противоречив. Автор отмечает вначале, что Любавина все дразнили Эйнштейном из-за явных замашек гения, выбравшего себе в товарищи книги и компьютер. Сейчас писатель с улыбкой вспоминает, как они с ребятами шутили о будущей Нобелевской премии Максима. Причём это были не насмешки, а пророчества в забавной форме. Автор обращает наше внимание на то, что Любавин блестяще закончил университет, а дальше их дороги разошлись. Встреча спустя много лет выявила не только внешние изменения в Максиме (жидкие усики, очки, шрам на щеке), но и внутренние (физика заброшена, теперь Любавин считает деньги и называет воровство «бизнесом»). Такая метаморфоза страшит писателя, и он с печальным вздохом называет Максима «бывшим» Эйнштейном.

Пример третьего комментария:

Рассуждая над проблемой, Качалов обращается к воспоминаниям одного военного, который вернулся в свой город и случайно встретил своего одноклассника. Он никак не мог представить, что время может изменить человека до неузнаваемости и даже поменять его образ жизни, цели и стремления.

Пример четвёртого комментария:

Автор обращает внимание на судьбу своего школьного одноклассника Максима Любавина, «юного Эйнштейна», не дружившего ни с кем, не ходившего на дискотеки, лишь занимавшегося учёбой. Качалков с горечью повествует о том, что Максим впоследствии стал обычным грузчиком на оптовом рынке, бросив занятия наукой после окончания университета, ссылаясь на низкие зарплаты учёных.

В каждом примере есть какие-то недочёты, разберёмся в них. В первом заметно смешение понятий «автор» и «писатель». Автор в данном случае имеет профессию военного, его зовут Анатолий. Это рассказчик, который размышляет о времени и влиянии его на человека, о выборе, который делает человек, выстраивая свои жизненные ценности и свой путь. Согласимся, что здесь писатель Качалков уступает своё место герою-повествователю, видимо, разделяя с ним свою позицию.

Такая же подмена наблюдается и во втором комментарии, довольно развёрнутом, с примерами из текста. В нём с опорой на текст свободно излагаются основные стороны выделенной проблемы, даётся понимание главного – беспокойство автора в связи с тем, что «человек со временем может отказаться от своего предназначения и изменить прежним идеалам, подменив их корыстным интересом».

В третьем примере можно найти фактическую ошибку: фамилия автора текста искажена (вместо Качалков написано Качалов!), хотя подмены между понятиями «автор» и «герой» нет.

В четвёртом примере выявляется уже отмеченная нами в предыдущих комментариях подмена понятий. Ученик забыл привести какие-либо примеры из текста.

Как видим, среди основных ошибок в комментировании были названы подмена понятий «автор» и «герой», фактические ошибки и отсутствие примеров. Мы убедились в том, что для написания комментария очень важно разобраться в самом тексте, выявить его подводные течения, если хотите, сделать его аналитическую схему: кто есть кто и кем кому доводится, кто автор и кто герой, от чьего лица ведётся рассуждение (повествование/описание) и делаются выводы.

В наших примерах присутствуют элементы изложения, но не хватает цитат, ссылок на конкретные предложения, только во втором комментарии прослеживается движение автора от формулировки проблемы к основным выводам, видна авторская логика и его система аргументов, в этой работе выделены все ключевые моменты проблемы.  

Рекомендуем на черновике до написания связного текста своего сочинения сделать подобную схему и выписать самые важные ключевые слова и словосочетания, разграничить, какая фраза содержит наименование проблемы, какой абзац предполагает комментарий с двумя примерами, как выглядит предложение, обозначающее позицию автора, выделить тезис своего мнения и, наконец, прописать списком два составленных аргумента.

Поскольку текст всегда перед глазами, надо не лениться раз за разом проверять названия, цитаты, указывать номера предложений, на которые впоследствии можно будет сослаться в скобках. Когда же связный текст написан, нужно устанавливать повторы и редактировать их в позиции отстранения: будто текст написал не сам, а кто-то другой, и критически оценивать речевое воплощение. Тогда и только тогда сочинение получится хорошим.


Download Article


Download Article

A literary commentary is a detailed analysis of a passage of text, focusing specifically on the text itself. It should not be confused with a literary analysis essay, as it does not need a thesis statement or a general discussion of the book as a whole. Instead, the literary commentary should only analyze and reflect on a specific passage. To write a literary commentary, start by reading the text and creating an outline. Then, dive right into a detailed discussion of the text. Make sure you polish the literary commentary for style, grammar, and spelling before handing it in so it is at its best.

  1. Image titled Write a Literary Commentary Step 1

    1

    Read the passage several times. Start by reading the passage once out loud to yourself and once in your head. Take the time to read each word and each sentence slowly. This will help you get in the mindset of analyzing the text and ensure you understand each detail of the text.

    • Make sure you have a hard copy of the passage so you can mark it up as you read it. Jot down any initial thoughts or questions you may have about the text as you read it several times.
  2. Image titled Write a Literary Commentary Step 3

    2

    Highlight keywords in the text. Take a pen, pencil, or highlighter and mark any words that feel important in the text. Look for words that are bolded or italicized in the text, as this likely means they are important for the author and key to understanding the text. You may also highlight words that you do not understand or have questions about. You can then discuss these terms in your literary commentary.

    • You should also look for words that are repeated in the text, as this means they are likely important. Notice if the same word is used in a different context in the passage and highlight each mention of the word.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Literary Commentary Step 7

    3

    Create an outline. Literary commentaries follow a very simple outline and unlike an essay, do not require a thesis statement. Instead, you should analyze the structure, content, and form of the provided text in detail. The outline should look like:

    • Introduction section: Identify the text
    • Body section: Discuss the main features of the text
    • Conclusion section: Summarize your thoughts on the text
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Literary Commentary Step 4

    1

    Identify the title, author, and genre in the introduction. Begin the literary commentary by noting the basic details of the text. State the title, author, date of publication, and genre of the text. This should appear in your introduction section. You can also mention at what point in a larger work the passage occurs, if relevant.

    • For example, you may note, “Published in 1966, Seamus Heaney’s ‘Blackberry-Picking’ is a poem that appears in his poetry collection, Death of a Naturalist.”
    • If the text is from a larger work, do not write about the overall plot of the larger work. You should also not include details from the author’s biography or the historical period when the text was written, unless it feels relevant to the passage.
  2. Image titled Write a Literary Commentary Step 4

    2

    Discuss the text’s subject, themes, and audience. In the body paragraphs, think about what the text is about. Who or what is the text focusing on? What are the main ideas in the text? What is the overall purpose of the text? Who is the text written for?[1]

    • For example, in Seamus Heaney’s poem, «Blackberry-Picking,” the subject is two people picking a large quantity of blackberries.[2]
    • The themes of the poem could be nature, hunger, and decay or rot.
    • The poem begins with a dedication to “Philip Hobsbaum,” which means he could be the intended audience of the poem, the “you” addressed in the poem.
  3. Image titled Write a Literary Commentary Step 6

    3

    Look at the genre, form, and structure of the text. The genre of the text is tied to its form, or how it appears on the page. Is the text a poem, a piece of prose, or an essay? Does the text fit in a specific genre, such as fiction, nonfiction, poetry, travel writing, or memoir?[3]

    • The genre and form of the text will also help you determine the structure of the text. For example, Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking” takes the form of a poem and fits in the genre of poetry. It uses a familiar poetic structure, such as short lines of text and is broken into two stanzas.
  4. Image titled Write a Literary Commentary Step 7

    4

    Analyze the voice in the text. Ask yourself, who is speaking in the text? Identify the speaker or narrator in the text. Then, think about how the voice of the text is reflected in the word choice, the language, and the diction in the text.

    • For example, in Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” the speaker uses the first person voice. The speaker then addresses a “you” in the text, indicating there are two characters in the poem.
  5. Image titled Write a Literary Commentary Step 8

    5

    Study the tone and mood. The tone of the text is how the author expresses their attitude in the writing. The tone may shift or change throughout the text, such as moving from a light-hearted tone to a serious tone or from a friendly tone to a sinister tone. It is usually expressed through the diction, the point of view, and the word choice in the text. The tone also reflects the mood of the text. The mood is the atmosphere of the text, or how the text makes you feel as you experience it.

    • For example, in Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” the tone in the first stanza is nostalgic and light. The tone then shifts in the second stanza to be more serious and dark.
  6. Image titled Write a Literary Commentary Step 9

    6

    Identify the literary devices in the text. Literary devices like metaphor, simile, imagery, and alliteration are often used in writing to deepen the meaning of the text. If you notice any literary devices in the text, discuss them in the literary commentary. Name the literary devices and use them to discuss key ideas or themes in the passage.[4]

    • For example, if you are discussing Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” you may look at a simile like “You ate that first one and its flesh was sweet/Like thickened wine: summer’s blood was in it.” Or you may discuss imagery like “a rat-grey fungus” or “fruit fermented.”
    • You can find a complete list of literary devices in literature online.[5]
  7. Image titled Write a Literary Commentary Step 10

    7

    Include quotes from the text. Support your discussion of the text by quoting lines or sentences in the passage. Use quotation marks to note when you are quoting the text directly. Only include quotes that will support your discussion of the text.

    • For example, if you are discussing themes of decay in Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” you may quote a line like “I always felt like crying./It wasn’t fair/That all the lovely canfuls smelt of rot.”
  8. Image titled Write a Literary Commentary Step 11

    8

    Wrap up the commentary with a summary of your thoughts. End the literary commentary with a brief conclusion that reinforces your main points about the text. Discuss the relevance of the passage within the larger work. Restate your main ideas about the text but do not add new information or new thoughts in the conclusion.

    • For example, you may end your literary commentary on Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking” by noting how the poem fits into the poetry collection and reflects common themes in Heaney’s work.
  9. Advertisement

  1. Image titled Write a Literary Commentary Step 12

    1

    Read the commentary aloud to yourself. Once you have completed a draft of the literary commentary, read it back to yourself aloud. Listen for any sentences that sound awkward or long winded. Revise any confusing or convoluted phrases. Make sure each sentence is clear and easy to understand.[6]

    • You can also read the commentary aloud to someone else to get their feedback. Ask a peer, a friend, or a family member to listen to you read the commentary and then ask for their feedback.
  2. Image titled Write a Literary Commentary Step 13

    2

    Confirm the commentary follows a clear outline. To do this, you can try making a reverse outline using the commentary as a guide. Make sure the commentary has a clear introduction section, body paragraphs, and a conclusion section. Confirm it follows your original outline.

    • You can go through the commentary and write down “introduction” or “discussion of text” next to the relevant paragraphs in the commentary. Doing this will ensure you cover all the necessary information in the commentary.
  3. Image titled Write a Literary Commentary Step 14

    3

    Review the commentary for spelling, grammar, and punctuation. Try reading the commentary backwards, focusing on each word to ensure it is spelled correctly. Circle the punctuation marks in the commentary and ensure you use them correctly, such as a period at the end of every sentence or a comma between words, when needed.[7]

    • If you are using a computer to write the literary commentary, you can use the spellcheck option in the computer program. However, you should not rely on spellcheck only to go through your work. Make sure you also do a close review of the commentary for any errors before you hand it in.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What is the difference between a commentary and an essay?

    Community Answer

    A commentary includes opinions or explanations about a subject. For example, you may be given a passage and told to confidently share your thoughts on how the writer expresses his theme using literary devices. On the other hand, an essay is a short piece of writing on a particular subject in which you do not share your own personal thoughts, only facts gathered through research.

  • Question

    What are the basic steps for writing commentary about video games?

    Community Answer

    Comment on the overall quality of the game (it helps to give it a rating), discuss the story line, graphics, performance, sound and visuals, etc. Is it fun, addictive, too hard/easy?

  • Question

    Should I use the first or third person point of view?

    Community Answer

    One should write in first person point of view, as the reader wants your experience and thoughts of the passage that was given to you.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a literary commentary, begin by closely reading the text at least twice while paying attention to the content and structure. While commentaries do not need a thesis statement, you should identify the title, author, and genre in your introduction. In your body paragraphs, discuss the text’s subject, themes, and audience while pointing out any literary devices, like metaphors or symbols, that you notice. Use quotes to illustrate your points and conclude with a summary of your thoughts on the text. For advice about how to read and annotate your text from our Writer reviewer, scroll down.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 685,686 times.

Reader Success Stories

  • Anonymous

    «I have my English exam tomorrow and didn’t know at all what was going on. Now I think that I can easily nail this!»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

A literary commentary is a detailed analysis of a passage of text, focusing specifically on the text itself. It should not be confused with a literary analysis essay, as it does not need a thesis statement or a general discussion of the book as a whole. Instead, the literary commentary should only analyze and reflect on a specific passage. To write a literary commentary, start by reading the text and creating an outline. Then, dive right into a detailed discussion of the text. Make sure you polish the literary commentary for style, grammar, and spelling before handing it in so it is at its best.

  1. Image titled Write a Literary Commentary Step 1

    1

    Read the passage several times. Start by reading the passage once out loud to yourself and once in your head. Take the time to read each word and each sentence slowly. This will help you get in the mindset of analyzing the text and ensure you understand each detail of the text.

    • Make sure you have a hard copy of the passage so you can mark it up as you read it. Jot down any initial thoughts or questions you may have about the text as you read it several times.
  2. Image titled Write a Literary Commentary Step 3

    2

    Highlight keywords in the text. Take a pen, pencil, or highlighter and mark any words that feel important in the text. Look for words that are bolded or italicized in the text, as this likely means they are important for the author and key to understanding the text. You may also highlight words that you do not understand or have questions about. You can then discuss these terms in your literary commentary.

    • You should also look for words that are repeated in the text, as this means they are likely important. Notice if the same word is used in a different context in the passage and highlight each mention of the word.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Literary Commentary Step 7

    3

    Create an outline. Literary commentaries follow a very simple outline and unlike an essay, do not require a thesis statement. Instead, you should analyze the structure, content, and form of the provided text in detail. The outline should look like:

    • Introduction section: Identify the text
    • Body section: Discuss the main features of the text
    • Conclusion section: Summarize your thoughts on the text
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Literary Commentary Step 4

    1

    Identify the title, author, and genre in the introduction. Begin the literary commentary by noting the basic details of the text. State the title, author, date of publication, and genre of the text. This should appear in your introduction section. You can also mention at what point in a larger work the passage occurs, if relevant.

    • For example, you may note, “Published in 1966, Seamus Heaney’s ‘Blackberry-Picking’ is a poem that appears in his poetry collection, Death of a Naturalist.”
    • If the text is from a larger work, do not write about the overall plot of the larger work. You should also not include details from the author’s biography or the historical period when the text was written, unless it feels relevant to the passage.
  2. Image titled Write a Literary Commentary Step 4

    2

    Discuss the text’s subject, themes, and audience. In the body paragraphs, think about what the text is about. Who or what is the text focusing on? What are the main ideas in the text? What is the overall purpose of the text? Who is the text written for?[1]

    • For example, in Seamus Heaney’s poem, «Blackberry-Picking,” the subject is two people picking a large quantity of blackberries.[2]
    • The themes of the poem could be nature, hunger, and decay or rot.
    • The poem begins with a dedication to “Philip Hobsbaum,” which means he could be the intended audience of the poem, the “you” addressed in the poem.
  3. Image titled Write a Literary Commentary Step 6

    3

    Look at the genre, form, and structure of the text. The genre of the text is tied to its form, or how it appears on the page. Is the text a poem, a piece of prose, or an essay? Does the text fit in a specific genre, such as fiction, nonfiction, poetry, travel writing, or memoir?[3]

    • The genre and form of the text will also help you determine the structure of the text. For example, Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking” takes the form of a poem and fits in the genre of poetry. It uses a familiar poetic structure, such as short lines of text and is broken into two stanzas.
  4. Image titled Write a Literary Commentary Step 7

    4

    Analyze the voice in the text. Ask yourself, who is speaking in the text? Identify the speaker or narrator in the text. Then, think about how the voice of the text is reflected in the word choice, the language, and the diction in the text.

    • For example, in Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” the speaker uses the first person voice. The speaker then addresses a “you” in the text, indicating there are two characters in the poem.
  5. Image titled Write a Literary Commentary Step 8

    5

    Study the tone and mood. The tone of the text is how the author expresses their attitude in the writing. The tone may shift or change throughout the text, such as moving from a light-hearted tone to a serious tone or from a friendly tone to a sinister tone. It is usually expressed through the diction, the point of view, and the word choice in the text. The tone also reflects the mood of the text. The mood is the atmosphere of the text, or how the text makes you feel as you experience it.

    • For example, in Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” the tone in the first stanza is nostalgic and light. The tone then shifts in the second stanza to be more serious and dark.
  6. Image titled Write a Literary Commentary Step 9

    6

    Identify the literary devices in the text. Literary devices like metaphor, simile, imagery, and alliteration are often used in writing to deepen the meaning of the text. If you notice any literary devices in the text, discuss them in the literary commentary. Name the literary devices and use them to discuss key ideas or themes in the passage.[4]

    • For example, if you are discussing Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” you may look at a simile like “You ate that first one and its flesh was sweet/Like thickened wine: summer’s blood was in it.” Or you may discuss imagery like “a rat-grey fungus” or “fruit fermented.”
    • You can find a complete list of literary devices in literature online.[5]
  7. Image titled Write a Literary Commentary Step 10

    7

    Include quotes from the text. Support your discussion of the text by quoting lines or sentences in the passage. Use quotation marks to note when you are quoting the text directly. Only include quotes that will support your discussion of the text.

    • For example, if you are discussing themes of decay in Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking,” you may quote a line like “I always felt like crying./It wasn’t fair/That all the lovely canfuls smelt of rot.”
  8. Image titled Write a Literary Commentary Step 11

    8

    Wrap up the commentary with a summary of your thoughts. End the literary commentary with a brief conclusion that reinforces your main points about the text. Discuss the relevance of the passage within the larger work. Restate your main ideas about the text but do not add new information or new thoughts in the conclusion.

    • For example, you may end your literary commentary on Seamus Heaney’s «Blackberry-Picking” by noting how the poem fits into the poetry collection and reflects common themes in Heaney’s work.
  9. Advertisement

  1. Image titled Write a Literary Commentary Step 12

    1

    Read the commentary aloud to yourself. Once you have completed a draft of the literary commentary, read it back to yourself aloud. Listen for any sentences that sound awkward or long winded. Revise any confusing or convoluted phrases. Make sure each sentence is clear and easy to understand.[6]

    • You can also read the commentary aloud to someone else to get their feedback. Ask a peer, a friend, or a family member to listen to you read the commentary and then ask for their feedback.
  2. Image titled Write a Literary Commentary Step 13

    2

    Confirm the commentary follows a clear outline. To do this, you can try making a reverse outline using the commentary as a guide. Make sure the commentary has a clear introduction section, body paragraphs, and a conclusion section. Confirm it follows your original outline.

    • You can go through the commentary and write down “introduction” or “discussion of text” next to the relevant paragraphs in the commentary. Doing this will ensure you cover all the necessary information in the commentary.
  3. Image titled Write a Literary Commentary Step 14

    3

    Review the commentary for spelling, grammar, and punctuation. Try reading the commentary backwards, focusing on each word to ensure it is spelled correctly. Circle the punctuation marks in the commentary and ensure you use them correctly, such as a period at the end of every sentence or a comma between words, when needed.[7]

    • If you are using a computer to write the literary commentary, you can use the spellcheck option in the computer program. However, you should not rely on spellcheck only to go through your work. Make sure you also do a close review of the commentary for any errors before you hand it in.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What is the difference between a commentary and an essay?

    Community Answer

    A commentary includes opinions or explanations about a subject. For example, you may be given a passage and told to confidently share your thoughts on how the writer expresses his theme using literary devices. On the other hand, an essay is a short piece of writing on a particular subject in which you do not share your own personal thoughts, only facts gathered through research.

  • Question

    What are the basic steps for writing commentary about video games?

    Community Answer

    Comment on the overall quality of the game (it helps to give it a rating), discuss the story line, graphics, performance, sound and visuals, etc. Is it fun, addictive, too hard/easy?

  • Question

    Should I use the first or third person point of view?

    Community Answer

    One should write in first person point of view, as the reader wants your experience and thoughts of the passage that was given to you.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a literary commentary, begin by closely reading the text at least twice while paying attention to the content and structure. While commentaries do not need a thesis statement, you should identify the title, author, and genre in your introduction. In your body paragraphs, discuss the text’s subject, themes, and audience while pointing out any literary devices, like metaphors or symbols, that you notice. Use quotes to illustrate your points and conclude with a summary of your thoughts on the text. For advice about how to read and annotate your text from our Writer reviewer, scroll down.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 685,686 times.

Reader Success Stories

  • Anonymous

    «I have my English exam tomorrow and didn’t know at all what was going on. Now I think that I can easily nail this!»

Did this article help you?

В третей части курса речь пойдёт о комментарии к сформулированной проблеме.

Другие части курса:

Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 4 — позиция автора.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Внимание

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина…».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Другие части курса:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать контрольную ничего не зная
  • Как написать комментарий к научной статье пример
  • Как написать контрольную на пятерку
  • Как написать комментарий к заказу на озоне
  • Как написать комментарий к заказу на вайлдберриз