Как написать композицию произведения

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.

Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.

В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».

  • При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.

Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:

  • Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.

  • Именование темы.

    Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.

  • Повествование.

    Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.

  • Описание.

    Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.

  • Доказательство.

    Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.

  • Опровержение.

    Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.

  • Воззвание.

    Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.

  • Заключение.

    Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.

Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.

  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  • Обратная или инверсионная.

    Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

  • Параллельная.

    В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.

  • Полифоническая.

    Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

  • Кольцевая композиция.

    Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

  • Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

  • Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.

  • Умолчание.

    Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.

  • Концентрическая.

    Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

  • Ретроспективная.

    Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.

  • Рамочная.

    Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
    Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.

  • Свободная.

    Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:

  • Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.

  • Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.

  • Развитие сюжета. Череда событий.

  • Кульминация. Пиковый момент произведения.

  • Развязка. То, чем завершается кульминация.

  • Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.

Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.

  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.

К образным элементам относят:

  • Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.

  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.

  • Описание сцен из прошлого.
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения.
  • Сны.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:

  • Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

  • Ретроспекция.

    «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.

  • Мотив.

    Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

  • Разрыв.

    Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

  • Экспозиция.

    Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

  • Монтаж.

    Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.

  • Противопоставление.

    Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.

Особенности сюжетной композиции

Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

  • Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.

Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.

Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:

  • Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.

  • Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.

  • Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.

  • Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.

  • Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.

  • Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».

Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.

Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.

Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.

Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три  мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна  и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Виды композиции:

Традиционная классификация:

  • Прямая (линейная, последовательная) события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
  • Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
  • Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
  • Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Классификация А.Б. Есина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

  • Линейная –  события в произведении изображены в хронологической последовательности.
  • Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
  • Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
  • Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в  прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
  • Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
  • Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Композиция художественного произведения – способ внутреннего построения текста, система объединения его элементов. В переводе с латинского «com­ponere» означает «построение», то есть то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия.

Композиция художественного произведения

Композиция в литературе строит целостное произведение из различных элементов текста – события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления. Композиционный анализ – достаточно объемное понятие, касающееся разных сторон художественного текста.

Содержание

  1. Элементы композиции
  2. Основные виды композиции
  3. Речевые и образные элементы
  4. Композиционные приёмы
  5. Фабула и сюжет – в чем разница?

Элементы композиции

При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Я», попутно демонстрируя ему «достопримечательности». Элементы композиции произведения – это стадии развития действия или конфликта:

  • Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
  • Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
  • Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
  • Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
  • Кульминация (от лат. cul­men – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
  • Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Однако развязка может и не устранять противоречие, например, в «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
  • Эпилог (от греч.epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
  • Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например, знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.

Основные виды композиции

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Аспекты композиции многообразны. В то же время подход к произведению как эстетическому объекту выявляет в составе его художественной формы по меньшей мере два слоя и соответственно две композиции, объединяющие различные по своей природе компоненты, – текстуальную и предметную (образную).

Иногда в первом случае говорят о внешнем слое композиции (или «внешней композиции»), во втором – о внутреннем.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • Линейная. События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  • Обратная или инверсионная. Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
  • Параллельная. В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
  • Полифоническая. Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
  • Кольцевая композиция. Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории. Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
  • Зеркальная. Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
  • Умолчание. Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
  • Концентрическая. Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
  • Ретроспективная. Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
  • Рамочная. Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.
  • Свободная. Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

Речевые и образные элементы

Далее идут речевые элементы композиции. Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления.
  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.

Ещё есть образные элементы:

  • Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)
  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик. Ваша задача, чтобы рассказанная история зацепила, вызвав эмоции.

Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д.

Композиционные приёмы

Ещё есть такая штука, как композиционные приемы. Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:

  • Ретроспекция. Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее.
  • Мотив – повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
  • Разрыв считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
  • Экспозиция – описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
  • Монтаж – автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в «Пиковой даме»: любовь и азартная игра. Тот же прием был в «Мастере и Маргарите» Булгакова: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.
  • Противопоставление – один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример или «Война и Мир» Толстого.

Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.

Фабула и сюжет – в чем разница?

Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Есть один нюанс, который заключается в том, что путают понятие сюжета и фабулу. Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях. 

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе “Герой нашего времени” Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

Таким образом, композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции.

Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей, и повторы символических деталей, и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части, и динамика речевого стиля и многое другое.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 387—388. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
  • Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. – М.: Искусство, 1970. – 225 с.: ил. – (Семиотические исследования по теории искусства).

Художественный текст строится по определенному плану, соответствующему задумке автора. И его сложно представить без композиции. Что же такое композиция? Это структура произведения, совокупность составных частей. Представьте, если бы не было композиции, какая бы белиберда была бы у нас! Повествование, лишенное тема-тема-рематической связи, состоящее из хаотических частей, никак не связанных между собой, было бы невозможно понимать и воспринимать. Но человек придумал, как структурировать свои мысли. Результатом его трудов стали различные типы композиции в литературе. Посмотрим, какие есть и как их отличить друг от друга? Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Из чего состоит композиция?
  • 2 Линейная
  • 3 Обратная
  • 4 Свободная
  • 5 Параллельная
  • 6 Рамочная
  • 7 Полифоническая
  • 8 Кольцевая
  • 9 Зеркальная
  • 10 Умолчание
  • 11 Ретроспективная
  • 12 Концентрическая

Из чего состоит композиция?

В художественной литературе построение произведения, расположение его частей, эпизодов происходит в определенной последовательности. Сюжетная композиция выстраивается из…

  • экспозиции — времени, места и быта героя перед началом действия, описания его жизни; 
  • завязки события, которое послужило началом возникновения конфликта, определяющего все последующее развитие действия; 
  • кульминации — вершины всей истории, момента предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке;
  • развязки — заключительного эпизода в развитии действия, разрешения конфликта или возможного пути его разрешения (есть трагические или благополучные развязки); 
  • эпилога — рассказа о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей. 

А теперь разберём виды композиции в литературе.

Линейная

Линейная композиция отражает естественную последовательность событий. Примеры: И. Гончаров “Обломов”, И. Тургенев “Отцы и дети”. Если бы Вы начали описывать свою жизни, начав с детства, то тоже прибегли бы к самой простой структуре изложения — по порядку, чтобы не запутаться.

В данном случае структура зависит от хронологии событий и привязана ко времени. Если речь идет о становлении героя, писатель последовательно описывает детство, отрочество, юность, а уж потом переходит к сути дела. В современной литературе ее используют уже не так часто, ведь подобная простота изложения приелась читателю и встречалась ему уже сотни раз.

Обратная

Обратная композиция всегда начинается с конца. Вначале мы видим финальные сцены, а дальнейшие эпизоды помогают нам понять, как это вышло, к чему идет и что будет дальше. Такие сюжетные линии используются в детективных историях, где сначала, например, происходит преступление, а потом идет расследование. Вместе с автором мы узнаем, кем был убитый, кто его окружал, каковы мотивы расправы. Для этого мы совершаем экскурс в прошлое. Вспомним детективные сюжеты произведений Конан Дойла “Собака Баскервилей”, “Пестрая лента” и др. 

Обратная композиция сегодня необычайно популярна не только в литературе, но и в фильмах, где подобная ретроспектива раскрывает все возможности монтажа и актерской игры. Популярная фантастика тоже эксплуатирует эту структуру за счет путешествий во времени и других фантастических элементов.

Свободная

Свободная композиция — это структура, состоящая из смешанных действий, когда автор использует несколько типов композиции. Все это делается для того, чтобы сделать произведение еще более увлекательным и захватывающим. Для нее характерно нарушение причинно-следственных и пространственных связей между событиями. Эпизоды связывает не логика, а эмоция или ассоциация.

Примерами богата модернистская литература. К примеру, «Шум и ярость» Фолкнера и «Осень патриарха» Маркеса. Далеко не каждый читатель может воспринимать такие произведения, они довольно сложны и запутанны.

Параллельная

Параллельная композиция — это структура, в которой несколько сюжетных линий, развивающихся параллельно — независимо друг от друга. В произведении несколько главных персонажей. У каждого свой жизненный путь, своя история, но в произведении судьбы этих героев тесно могут переплетаться. Например, как в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», «Хождении по мукам» А.Н. Толстого или «Саге о Форсайтах» Джона Голсуорси.

Данный тип композиции используется в монументальных произведениях для того, чтобы показать, как различные слои общества и социальные группы воспринимают и переживают глобальные события и перемены.

Рамочная

Рамочная композиция — это структура текста, при которой основную часть сюжета представляет собой рассказ или иная вставка от одного из героев, а все остальное, менее важное в идейном смысле, находится за рамками: в самом начале и в самом конце. У таких произведений два начала и два финала. Первым начинает повествование автор, сохранивший речь своего героя для потомков и рассказавший о встрече с «инсайдером», он же завершает текст, делая свои выводы и описывая свои эмоции. Также он может рассказать о дальнейшей судьбе героя. А второе начало и второй финал образуются в истории самого героя, который излагает «всю суть» произведения. Ее еще называют «рассказ в рассказе».

Например, такая композиция характерна для жанра воспоминаний. Тут можно упомянуть такие произведения, как «Старуха Изергиль» М. Горького, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «После бала» Л. Н. Толстого.

Полифоническая

Термин “полифония” использовался изначально в музыке и означает «несколько голосов». Если в одном произведении сочетаются несколько самостоятельных линий, мы говорим о полифонии. Но такой термин применим и к литературе.

В полифонической композиции голоса персонажей звучат наравне с голосом автора. Они как будто сами формируют свои судьбы и буквально вмешиваются в ход повествования, споря с автором. Ф. М. Достоевский первым ввел этот термин в литературу. Например, его психологический роман «Братья Карамазовы» отличается многоголосием: основные герои оспаривают взгляды автора и полемизируют друг с другом. Например, антирелигиозные монологи Ивана оспаривают религиозные воззрения автора, Алеши и старца Зосимы. Но и между ними нет согласия, у каждого свой вектор мысли. 

Полифонию мы наблюдаем в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Автор знаком с героем, они виделись в столице, он часто напоминает об этом и вносит свои лирические отступления, где говорит о том, что не имеет прямого отношения к сюжету. Интересно, что Пушкин тоже часто выражает несогласие с Евгением: 

Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей.
Был жертвой бурных заблуждений.
И необузданных страстей.

Кольцевая

Кольцевая композиция — структура текста, при которой наблюдается повторение начала в конце текста. Ее часто используют в стихах, чтобы подчеркнуть однообразие жизни, главную мысль текста или повторение важной закономерности. К примеру, ее использовали А. Блок в стихотворении «В ресторане» и М. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

Также примером может послужить сказка Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”, где старуха вернулась к разбитому корыту из-за своей алчности. А прозаический пример — пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор», где чиновники ждут приезда проверяющего и в начале, и в конце.

Зеркальная

Зеркальная композиция — структура текста, подразумевающая повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу. Многие исследователи сходятся на том, что элементы зеркальной композиции имеются в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: в начале героиня пишет любовное письмо жениху, а в финале Евгений повторяет ее поступок по отношению к ней. Послания очень похожи. Та же ситуация в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». В первых главах Сен-Пре пишет Юлии роковое признание, а в последних она делает это, уже будучи замужней женщиной.

Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной земле и сцена самоубийства Актера).

Умолчание

Умолчание — это композиционный прием, подразумевающий наличие события, которое случилось раньше остальных, но мы, читатели, узнаем о нем в конце. Примером могут послужить детективные истории бельгийского писателя Жоржа Сименона.

В русской литературе умолчания тоже использовались. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы лишь в финале узнаем, кто убил Федора Карамазова. Благодаря этому сохранялась интрига. 

А в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» читатель долго ломает голову над тем, кто же такая госпожа Лебядкина и что произошло со Ставрогиным за границей.

Ретроспективная

Ретроспективная композиция — структура текста, при которой автор делает отступление в прошлое по ходу развития действия. Художественное время идет вспять, как будто мы движемся в прошлое. Такое определение чаще всего дается в учебниках: 

Вид композиции, основанный на перенесении завязки в середину повествования, когда читателю уже известна кульминация, а иногда и развязка конфликта. 

Примером может служить роман Патрика Зюскинда “Парфюмер”. В русской литературе тоже есть свои примеры ретроспекции в композиции: «Легкое дыхание» И. Бунина и «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого.

Концентрическая

Концентрическая композиция — сюжетная спираль, демонстрирующая, что причины каждого из последующих событий находятся в прошлом героя. Можем вспомнить роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” или роман Фицджеральда “Ночь нежна”.

К примеру, Лермонтов намеренно меняет порядок глав в тексте, чтобы сначала рассказать о настоящем героя, а затем углубиться в его прошлое, где мы находим разгадку его эгоистичного поведения: 

Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. … Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял…

Благодаря концентрической композиции мы узнаем много нового и о Родионе, совершившем убийство в романе «Преступление и наказание». Сначала мы шокированы его теорией, но потом автор рассказывает нам о доброте, сострадании и семейных обстоятельствах Родиона, которые меняют наше преставление о нем. 

Автор: Екатерина Грушевская

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое литературная композиция?)

Композиция в литературе — знакомая для писателей фраза. Но очень часто у многих с построением композиции возникают серъёзные проблемы из-за путаницы в понятиях. Не тех, по которым с тебя спросят, я про виды композиции.

Для начала, поймём, что это такое: композиция художественного произведения — это способ построения текста, упорядоченная система объединения его элементов. Те, кто знает, как писать и веруя в свои великия знания, отвергает путь опыта, изобретая велосипед, не мыслит шаблонами пыльных преподов литературоведения, могут дальше не читать, к тому же, далее буковок будет очень много.

Первым до понимания литературной композиции додумался товарищ Фабий Квинтилиан, древнеримский оратор. И если его понимание литературной композиции имело структуру из восьми частей, то современная литературная композиция имеет всего три:

— Вступление

— Основную часть

— Заключение

Есть множество видов композиции, но её типов всего два: внешняя и внутренняя.

Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. (Не путать с эпитафиями, хотя некоторым произведениям она определенно нужна.) Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. 

Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых.

Виды композиции принято классифицировать по способам подачи материала:

Обратная или инверсионная

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело.

Параллельная

В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Всеми любимая «Война и мир», как яркий тому пример. Не путать с Войной миров и Том Круз тут тоже лишний. 

Полифоническая

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — Достоевский, он же Фёдор, он же Михалыч. Он же считается родоначальником этого вида композиции. Удивил, да? А вы думали, что он только депрессию и самокопания придумал?) 

Кольцевая композиция

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделав его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось или же начинается и заканчивается равнозначными образами. Не путать с инверсионной композицией, где автор описивает конечное событие, а затем восстанавливает хронологию. Наше всё — Пушкин, как яркий пример кольцевой композиции. В «Евгении Онегине», в начале поизведения, в любви признается Татьяна Онегину, а в конце наоборот, кусая локти, Онегин клянётся ей в любови вечной на земле.(Кто понял остылку, маякните в коммах, любопытно ж.)

Умолчание

Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Пример — финальная сцена в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти. Поднимите руку те, кто его читал?) Ну или, каждый второй роман Агаты Кристи. И помните, если виновен не дворецкий, то непременно тот, кого подозреваешь меньше всего. И даже если он будет брыкаться, его притянут за уши.)

Концентрическая композиция

Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий имеют начало в предыдущих. Пример:  «Преступление и наказание» Достоевского. Снова он. А вы думали, что он может только в полифонию? Живи он сейчас, мы бы получили первого в мире дракона, сожалеющего о награбленом. )

Ретроспективная композиция

Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Помните, флешбеки нужно грамотно оформлять. 

Рамочная. Не рюмочная, рамочная.

Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. Фильмы в пример приводить не стоит, но черт возьми, не могу обойти стороной фильм Мементо, кто смотрел — дайте пятюню!)

Свободная, она же микс, она же солянка

Писатель использует два или более вида композиции одновременно. Их сочетание (которое надо умело создать) помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Фолкнер Уильям вам в пример.

Мы разобрались с напильниками, теперь осмотрим надфили — элементы комозиции.

В мастерской рачительного и усердного мастера они всегда в идеальном порядке: 

Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делая его более интересным. Ну или хороня его сразу, если не уметь им пользоваться.

Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия. Да-да, меня убеждали многие, что конфликт — шаблон, клише, моветон и вообще, произведения без конфликта — будущее. Я ржал, утирая слёзы. Банил и ржал, банил и ржал, ибо старым консерваторам, пыльным профессорам и брюзгливым пердунам с клишированным, как у меня, мышлением, не понять современный гений. Да и х*й с ним!)

Развитие сюжета. Череда событий.

Кульминация. Пиковый момент произведения.

Развязка. То, чем завершается кульминация.

Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей. Не всегда обязателен как и пролог. Вообще всё, что я написал выше — не обязательно. Творите, как душе угодно, один чёрт — вы не изобретёте нового. Даже если вам хочется так думать.)) 

Далее идут речевые элементы композиции:

Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию.

Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения. (Которые, опять таки, надо уметь грамотно преподнести.) 

Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ. 

Ещё есть образные элементы. Думали, что всё? Нее, эт я ещё кратенько. Итак, образные элементы: 

Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)

Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик. Вы думаете, что ваша задача — рассказать историю? Не совсем. Ваша задача, чтобы рассказанная история зацепила, вызвав эмоции. Негативные они будут или положительные, а может и все сразу, да побольше — решать вам.

Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д. Буржуи зовут это Лором. 

Ещё есть такая штука, как композиционные приемы.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:

Ретроспекция — Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее. Это не флешбек.

Мотив — повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

Разрыв — считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Не облом, с недописанной серией книг, а именно прием. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца. Оченно тонкий приём и прежде, чем его использовать, искренне советую пару десятков раз потренироваться на рассказах, иначе вместо интриги вы вызовете фейспалм и испанский стыд. И желание взять в руки биту.

Экспозиция — описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

Монтаж — автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в Пиковой даме: любовь и азартная игра. Если Пушкин для вас не авторитет, то тот же прием был в Мастере и Маргарите: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.  

Противопоставление — один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример. Ну а для покрытых пылью и мыслящих шаблонами, как и я, в пример поставлю всё ту же Войну и Мир. Надеюсь те, кто думал о Томе Крузе при первом упоминании этого эпоса, уже закрыли мой блог и мы можем по-пердуновски пообсуждать Натаху и Пьера. )

Есть один нюанс, как Чапай нам завещал. (Кто не знает анекдотов про Петьку и Чапая: У — уходи) 

Нюанс заключается в том, что авторы, которые гении от рождения и знают как писать — вас это не касается, вы и так всё знаете, но авторы, которые простые смертные и учатся на своих ошибках, часто путают понятие сюжета и фабулу. Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях.  

Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.

Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» Лермонтова (Горячо мной любимого по-пердуновски) части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

На этом всё. Буду рад, если кому-то текст пригодится, откроет что-то новое или будет просто интересен. Значит я не зря мудохался час с небольшим  труд мой не напрасен.))

  1. Композиция литературного произведения.
    Основные аспекты композиции.

  2. Композиция образной системы.

  3. Система образов-персонажей
    художественного произведения.

  4. Композиция сюжета и композиция
    внесюжетных элементов

1. Композиция литературного произведения. Основные аспекты композиции.

Композиция (от
лат. compositio – составление, соединение)
– соединение частей или компонентов в
целое; структура литературно-художественной
формы. Композиция
это состав и определенное расположение
частей, элементов произведения в
некоторой значимой последовательности.

Композиция – соединение
частей, но не сами эти части; в зависимости
от того, о каком уровне (слое) художественной
формы идет речь, различают аспекты
композиции
. Это и
расстановка персонажей, и событийные
(сюжетные) связи произведения, и монтаж
деталей (психологических, портретных,
пейзажных и т.п.), и повторы символических
деталей (образующих мотивы и лейтмотивы),
и смена в потоке речи таких ее форм как
повествование, описание, диалог,
рассуждение, а также смена субъектов
речи, и членение текста на части (в том
числе на рамочный и основной текст), и
динамика речевого стиля и многое другое.

Аспекты композиции многообразны.
В то же время подход к произведению как
эстетическому объекту позволяет выявить
в составе его художественной формы по
меньшей мере два слоя и соответственно
две композиции, объединяющие различные
по своей природе компоненты, – текстуальную
и предметную (образную).
Иногда в первом случае говорят о внешнем
слое композиции (или «внешней композиции»),
во втором – о внутреннем.

Может быть, ни в чем так ясно
не проявляется различие предметной и
текстуальной композиции, как в применении
к ним понятий «начало» и «конец», иначе
«рама» (рамка, рамочные компоненты).
Рамочные компоненты – это заглавие,
подзаголовок,
иногда – эпиграф,
посвящение, предисловие
,
всегда – первая строка,
первый и последний
абзацы.

В современном литературоведении,
по-видимому, привился пришедший из
лингвистики термин «сильная
позиция текста
» (он, в
частности, применяется к заглавиям,
первой строке, первому абзацу, концовке).

Исследователи проявляют
повышенное внимание к рамочным компонентам
текста, в частности, к создающему некий
горизонт ожидания его абсолютному
началу, структурно выделенному. Например:
А.С. Пушкин. Капитанская
дочка.
Далее – эпиграф:
«Береги честь смолоду».
Или: Н.В. Гоголь.
Ревизор. Комедия в пяти действиях.

Эпиграф: «На зеркало
неча пенять, коли рожа крива. Народная
пословица
». Далее
следуют «Действующие
лица
» (традиционный в
драме компонент побочного
текста
), «Характеры
и костюмы. Замечания для господ актеров
»
(для понимания авторской концепции роль
этого метатекста очень важна).

По сравнению с эпическими и
драматическими произведениями лирика
скромнее в оформлении «входа» в текст:
часто заглавия нет вообще, и имя тексту
дает его первая строка,
одновременно вводящая в ритм стихотворения
(поэтому ее нельзя сокращать в оглавлении).

Свои рамочные компоненты имеют части
текста, также образующие относительные
единства. Эпические произведения могут
члениться на тома, книги, части, главы,
подглавки и т.п. Их названия будут
образовывать свой выразительный текст
(компонент рамки произведения).

В драме обычно членение на акты (действия),
сцены (картины), явления (в современных
пьесах разбивка на явления встречается
редко). Весь текст четко делится на
персонажный (основной) и авторский
(побочный), включающий в себя помимо
заголовочного компонента, разного рода
сценические указания: описание места,
времени действия и пр. в начале актов и
сцен, обозначение говорящих, ремарки и
т.п.

Части текста в лирике (и в стихотворной
речи вообще) – это стих, строфа. Тезис
о «единстве и тесноте стихового ряда»,
выдвинутый Ю.Н. Тыняновым в книге
«Проблемы стихотворного языка» (1924)
позволяет рассматривать стих (обычно
записываемый отдельной строкой) по
аналогии с более крупными единствами,
частями текста. Можно даже сказать, что
функцию рамочных компонентов выполняют
в стихе анакруза и клаузула, часто
обогащенная рифмой и заметная как
граница стиха в случае переноса.

Во всех родах литературы
отдельные произведения могут образовывать
циклы.
Последовательность текстов внутри
цикла (книги стихов) обычно порождает
интерпретации, в которых аргументами
выступают и расстановка персонажей, и
сходная структура сюжетов, и характерные
ассоциации образов (в свободной композиции
лирических стихотворений), и другие –
пространственные и временные – связи
предметных миров произведения.

Итак, есть компоненты
текста
и компоненты
предметного мира

произведения. Для успешного анализа
общей композиции произведения требуется
прослеживание их взаимодействия, часто
весьма напряженного. Композиция текста
всегда «накладывается» в восприятии
читателя на глубинную, предметную
структуру произведения, взаимодействует
с нею; именно благодаря этому взаимодействию
те или иные приемы прочитываются как
знаки присутствия автора в тексте.

Рассматривая предметную композицию,
следует отметить, что первая ее функция
– «держать» элементы целого, делать
его из отдельных частей; без обдуманной
и осмысленной композиции невозможно
создать полноценное художественное
произведение. Вторая функция композиции
– самим расположением и соотношением
образов произведения выражать некоторый
художественный смысл.

Прежде, чем приступать к
анализу предметной композиции, следует
ознакомиться с важнейшими композиционными
приемами
. В качестве
основных среди них могут быть выделены:
повтор, усиление,
противопоставление и монтаж

(Есин А.Б. Принципы и приемы анализа
литературного произведения – М., 1999,
с.128 – 131).

Повтор– один из самых простых и в
то же время самых действенных приемов
композиции. Он позволяет легко и
естественно «закруглить» произведение,
придать ему композиционную стройность.
Особенно эффектной выглядит так
называемая кольцевая композиция, когда
устанавливается «перекличка» между
началом и концом произведения.

Часто повторяющаяся деталь
или образ становится лейтмотивом
(ведущим мотивом) произведения. Например,
через всю пьесу А.П.Чехова проходит
мотив вишневого сада как символа Дома,
красоты и устойчивости жизни, ее светлого
начала. В пьесе А.Н. Островского
лейтмотивом становится образ грозы. В
стихотворениях разновидностью повтора
является рефрен (повтор отдельных
строк).

Близким к повтору приемом
является усиление.
Этот прием применяется в тех случаях,
когда простого повтора недостаточно
для создания художественного эффекта,
когда требуется усилить впечатление
путем подбора однородных образов или
деталей. Так, по принципу усиления
построено описание внутреннего убранства
дома Собакевича в «Мертвых душах»
Н.В. Гоголя: всякая новая деталь
усиливает предыдущую: «все было прочно,
неуклюже в высочайшей степени и имело
какое-то странное сходство с хозяином
дома; в углу гостиной стояло пузатое
ореховое бюро на пренелепых четырех
ногах, совершенный медведь. Стол, кресла,
стулья – все было самого тяжелого и
беспокойного свойства, – словом, каждый
предмет, каждый стул, казалось, говорил:
«и я тоже Собакевич!» или «и я очень
похож на Собакевича!».

По тому же принципу усиления
действует подбор художественных образов
в рассказе А.П. Чехова «Человек в
футляре», использованных для того, чтобы
описать главного героя – Беликова: «Он
был замечателен тем, что всегда, даже в
очень хорошую погоду, выходил в калошах
и с зонтиком и непременно в теплом пальто
на вате. И зонтик у него был в чехле из
серой замши, и когда вынимал перочинный
нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у
него был в чехольчике; и лицо, казалось,
тоже было в чехле, так как он все время
прятал его в поднятый воротник».

Противоположным повтору и
усилению приемом является противопоставление
– композиционный прием, основанный на
антитезе. Например, в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы
не смоете всей вашей черной кровью/
Поэта праведную кровь».

В широком смысле слова противопоставлением
называется всякое противоположение
образов, например, Онегин и Ленский,
Базаров и Павел Петрович Кирсанов,
образы бури и покоя в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Парус» и т.п.

Контаминация, объединение
приемов повтора и противопоставления,
дает особый композиционный эффект: так
называемую «зеркальную композицию».
Как правило, при зеркальной композиции
начальные и конечные образы повторяются
с точностью до наоборот. Классическим
примером зеркальной композиции может,
служить роман А.С. Пушкина «Евгений
Онегин», В нем как бы повторяется уже
изображаемая ранее ситуация, только с
переменой положений: вначале Татьяна
влюблена в Онегина, пишет ему письмо и
выслушивает его холодную отповедь В
конце произведения – наоборот: влюбленный
Онегин пишет письмо и выслушивает ответ
Татьяны.

Суть приема монтажа,
заключается в том, что образы, расположенные
в произведении рядом, рождают некий
новый, третий смысл, который появляется
именно от их соседства. Так, например,
в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» описание
«художественного салона» Веры Иосифовны
Туркиной соседствует с упоминанием о
том, что из кухни слышалось звяканье
ножей и доносился запах жареного лука.
Вместе эти две детали создают ту атмосферу
пошлости, которую и старался воспроизвести
в рассказе А.П. Чехов.

Все композиционные приемы
могут выполнять в композиции произведения
две функции, несколько отличающиеся
друг от друга: они могут организовывать
либо отдельный небольшой фрагмент
текста (на микроуровне), либо весь текст
(на макроуровне), становясь в последнем
случае принципом
композиции.

Например, наиболее
распространенным приемом микроструктуры
стихотворного текста является звуковой
повтор в конце стихотворных строк –
рифма.

В приведенных выше примерах
из произведений Н.В. Гоголя и А.П. Чехова
прием усиления организует отдельные
фрагменты текстов, а в стихотворении
А.С. Пушкина «Пророк» становится
общим принципом организации всего
художественного целого.

Точно так же монтаж может
становиться композиционным принципом
организации всего произведения (это
можно наблюдать в трагедии А.С. Пушкина
«Борис Годунов», в романе «Мастер и
Маргарита» М.А  Булгакова).

Таким образом, следует
разграничивать повтор, противопоставление,
усиление и монтаж как собственно
композиционные приемы и как принцип
композиции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Композиция это в литературе

Сущность и определение

Композицией в литературе принято называть специфику построения произведений. Существует несколько теорий, согласно которым дается определение данному понятию. Она определяется в соответствии с содержанием и смысловой нагрузкой текста, а также зависит от целей, которые ставит перед собой автор.

Композиционная структура предполагает расположение разных элементов произведения в определенном порядке, позволяющем читателю уловить суть рассказа и проследить описанные в нем события. Необходимость четкого структурирования текстов обусловлена тем, что даже самый интересный и захватывающий сюжет сам по себе не может вызвать восторг у читающего. Автор должен уметь преподнести историю максимально убедительно, последовательно, обоснованно.

Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.

Автор может использовать на свое усмотрение различные композиционные приемы на всех уровнях, позволяющие сделать повествование более ярким, эмоциональным, образным и впечатляющим. Они могут применяться как для прозы, так и для стихотворения.

Специфика построения произведений в литературе

Основные приемы литературных произведений:

  1. повторы — намеренное переплетение автором начала и концовки рассказа;
  2. ретроспекция — возвращение читателя в прошлое для описания событий, предшествующих основному сюжету (к примеру, о детстве Ильи Обломова Гончаров повествует только в 9 главе, а не в начале книги);
  3. противопоставление — выбор противоположных персонажей, образов;
  4. разрыв — специальный прием, позволяющий сохранять интригу в ходе чтения, чаще всего применяется при написании детективных романов;
  5. усиление — подбор аналогичных образов или деталей, способных усилить впечатление читателя.

Использование одного или более приемов свойственно всем литературным жанрам. Без них тексты казались бы унылыми, монотонными. Композиция должна присутствовать и в прозе, и в стихотворениях, и в поэмах. Она соединяет все части воедино и является основополагающим фактором. Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.

Структурные компоненты

Сюжет любой книги развивается последовательно, в нем не должно быть непонятных для читателя пробелов. Располагаются все элементы композиции по порядку. В литературе существует много жанров (поэмы, новеллы, романы, биографии, сказки), но для каждого из них свойственна та или иная структура.

Основными элементами являются:

Пролог — вступительная часть любого повествование,

  1. Пролог — вступительная часть любого повествование, первое знакомство автора с читателем, предварительная история того, о чем пойдет речь (обязательно должен тематически соответствовать последующим действиям);
  2. Экспозиция — используется в произведениях не всегда (на усмотрение авторов) и представляет собой предысторию того, что послужило поводом написать произведение. Может быть представлена характеристика героев, определение их ролей в сюжете, объяснение читателю, почему персонажи ведут себя так или иначе;
  3. Завязка — главное событие, с которого начинаются основные действия (обнаружение противоречий, конфликт и т. д. );
  4. Развитие событий — основная часть, сюжетная линия и все то, что происходит с героями после завязки;
  5. Кульминация — эта часть текста должна держать читателя в максимальном напряжении, наиболее острая форма развивающихся действий. Кульминаций может быть в тексте несколько в зависимости от основных сюжетных линий;
  6. Развязка — разрешение кульминации, итоговая часть произведения, которая ставит точку и завершает смысловую часть.

В большинстве произведений присутствует эпилог. Это заключительный эпизод, послесловие, в котором автор хочет рассказать о том, что случилось с героями в будущем, как складывается их судьба.

Лирическое отступление

Нередко частью композиции выступает лирическое отступление. В нем писатель позволяет себе некоторые отступления и отклонения, делает вставки, которые лишь косвенно или практически не связаны с главной темой. Это, с одной стороны, намеренное создание интриги, отвлечение от развития событий, уточнение каких-либо подробностей. С другой стороны, это желание автора выразить собственную точку зрения по поводу происходящих действий, образов героев и т. д.

Особенностью некоторых произведений является разрыв. Этот прием автор использует для прерывания композиции, заканчивая одну главу на самом захватывающем моменте и начиная следующую с рассказа о других событиях. В некоторых произведения интрига может быть очень важна.

Классификация видов

Композиции в литературе делятся на несколько видов, согласно принятым классификациям. Например, стандартными, общепринятыми разновидностями являются прямая, кольцевая, зеркальная композиции и рассказ в рассказе.

Прямая (последовательная или линейная) структура предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке. При кольцевой начало и окончание повествования совпадают или повторяются, перекликаются.

Кольцевая структура

Для зеркальной композиции характерно наличие приемов противопоставления и многочисленных повторов, позволяющих повторять образы с точностью до наоборот. Например, в первых сценах романа «Анна Каренина» автор описывает, как под колесами поезда гибнет человек, а в конце Толстой рассказывает, что именно так и свела счеты с жизнью его героиня.

Рассказ в рассказе — особая схема построения текста, в котором главный герой одновременно является и главным рассказчиком.

Еще одну классификацию в соответствии с монографией А. Бесина «Принципы и приемы анализа произведений» представляют следующие типы композиции в литературе:

Рассказ в рассказе

  1. линейная — развитие событий в соответствии с хронологической таблицей;
  2. ретроспективная — периодическое отвлечение от сюжетной линии с целью уточнения исторических сведений о действующих персонажах;
  3. умолчание — о некотором важном произошедшем событии, которое случилось раньше остальных, автор рассказывает только в окончании повествования;
  4. зеркальная — сцены и действия повторяются в начале и в финальной части с максимальной противоположностью и противопоставлением;
  5. кольцевая — прослеживающаяся взаимосвязь между первыми и последними частями;
  6. свободная — использование автором смешанных композиционных техник и расположение этапов произведения в свободном порядке, чтобы постоянно удерживать интригу, вызывать интерес читателя и создавать напряжение.

Произведения со свободной композицией считаются более яркими, выразительными, ориентированы на удержание читающей аудитории. Однако такой прием может быть использован не во всех жанрах.

Литературные элементы

Каждый текст создается не только по определенному плану с логичной последовательностью сюжетов, но и с использованием композиционных элементов. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и ассоциации. Принято различать следующие элементы:

План для создания текста

  1. повествование — рассказ, содержащий большое количество глаголов, оборотов, деепричастий для наиболее динамичной передачи происходящих событий;
  2. диалог — беседа двух героев, которая позволяет наиболее точно передать противопоставление двух разных точек зрения или раскрыть личность персонажа;
  3. монолог — речь героев, не требующая ответа, размышления;
  4. система образов — взаимосвязь и взаимодействие всех присутствующих в тексте героев, топонимики и предметных образов;
  5. пейзаж — уникальное литературное средство, позволяющее ярко описать воображаемый мир, страны и города, целые галактики и планеты, а также передать атмосферу определенного эпизода;
  6. портрет — подробная характеристика не только внешности действующего лица, но и его внутреннего мира.

Художественный текст невозможен без грамотного и четкого структурирования, использования приемов в соответствии с выбранным жанром и тематикой произведения. Можно привести достаточно внушительный список увлекательных книг, которые цепляют читателя с первой страницы, но есть и такие, интерес к которым не появляется даже на этапе кульминации.

>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать команду на компьютере
  • Как написать комплимент девочке
  • Как написать команду кип инвентари тру
  • Как написать команду барьер
  • Как написать компилятор на ассемблере