Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Композиция стихотворения
Под анализом композиции стихотворения мы понимаем анализ композиционного принципа (если он есть), на котором построен текст, анализ соотношения смысловых частей, особенностей развития в них поэтической мысли. Иначе, мы рассматриваем стихотворную композицию как способ структурирования поэтической идеи, формальное ее развертывание. При этом умение «видеть» особенности композиции часто оказывается главным фактором в понимании смысла стихотворения. Так, глубокое проникновение в идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» невозможно без подробного анализа композиции – формальной организации поэтического содержания.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!.. 1837г.
Вопросы
На какие части можно композиционно разделить стихотворение? Как развивается поэтическая мысль от одной части к другой? Как изменяется художественное пространство стихотворения по мере движения лирического «повествования» и какой художественный смысл имеет это изменение?
Комментарии
Данное стихотворение – лирическая история приобщения человека к миру природы: обретение через это приобщение важной светлой истины, гармонии, что дает разрешение душевной тревоги в Божественном логосе. Композиция этой истории строго продумана, в ней есть своя смысловая динамика. В описании природы (первые три строфы) выделяются три этапа развития лирического «сюжета»:
первая строфа – о гармонии в природе,
во второй – приветливая обращенность природы к лирическому герою,
третья – об успокоении измученного, тревожного сердца лирического героя, обретении им природной гармонии.
В четвертой, заключительной, строфе – прямое выражение лирическим героем его чувств, его духовного состояния преображения.
Приобщение лирического героя к миру природы также имеет свою внутреннюю динамичность, проявляющуюся, главным образом, через организацию художественного пространства стихотворения.
Первые две строки: максимально широкий взгляд, максимально широкий охват пространства (нива, лес); взгляд «стороннего наблюдателя».
Третья-четвертая строки: более крупный план отдельных предметов (слива, листок), что отражает уже соприкосновение лирического героя с природой.
Вторая строфа: устанавливается контакт, интимная связь героя с природой; отмечаются особенности даже небольшого предмета (ландыш, росой обрызганный душистой).
Третья строфа: возникает диалог с природой; общение, воздействие природы на лирического героя (студеный ключ лепечет лирическому герою и погружает его мысль в сон). И именно в восприятии лирического героя природа оживает: если сначала природные явления описываются в рамках устоявшихся образных значений слов (нива волнуется, лес шумит), то далее – только индивидуальный взгляд на природу (олицетворения: слива прячется, ландыш кивает головой, ключ играет, лепечет).
Композиция стихотворения отражает динамику поэтической мысли, и эта динамика заключается не столько в изменении природного мира, сколько в приобщении лирического героя к природному миру, благодаря чему лирическому герою открывается самое простое, незатейливое, но самое естественное счастье, которое до этого не было доступно его тревожной душе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ещё со школьных лет нас учат анализировать литературные произведения. И особенно рьяно учителя берутся, как правило, за стихотворные тексты. Можете ли вы сейчас назвать виды композиций стихотворения и ответить, почему это важно, особенно если ваша профессия связана с творчеством?
Анализ стихотворения. Композиция
В школе необходимость знать, как именно анализировать стихотворный текст, вызывала скуку. Ведь действительно: а зачем это нужно, если текст и так перед глазами, и общий его смысл понятен? Однако попробуйте попросить любого школьника привести пример композиции стихотворения, и он, скорее всего, растеряется и не сможет ответить. Спросите после этого о смысле произведения – и вы снова, скорее всего, услышите либо очень невнятный ответ, либо и вовсе молчание. Так почему же так важен анализ?
Когда мы читаем текст произведения, мы можем только догадываться о том, какие эмоции и чувства хотел в него вложить автор. Иногда и сам смысл меняется, если мы узнаём какие-то, как нам сначала кажется, «ничего не значащие мелочи». Какие бывают виды композиций стихотворения?
- Противопоставление. Обычно используется, чтобы усилить контраст между двумя явлениями: чёрное-белое, день-ночь, добро-зло, и так далее.
- Параллелизм. Изображаются схожие явления, которые как бы усиливают друг друга, придают оттенок многообразия.
- Сопоставление или сравнение. Часто используется для изображения чувств и ощущений, передаёт мироощущение поэта: глаза как звёзды, мир как море, и т.п.
- Повторение или закольцованность – повторение одной и той же фразы или строки для усиления смысла. В закольцованном варианте первые строки повторяются в конце, что придаёт стихотворению особое звучание.
Как определить композицию стихотворения? Прежде всего, внимательно в него вчитаться. Дальше уже несложно. Главное – не пытаться просто пробежать глазами текст. Так вы не только упустите композицию, но и лишитесь всей прелести повествования.
Определение композиции стихотворения для творческого человека
Зачем может пригодиться знание того, как анализировать стихотворение, в жизни? Конечно, чаще всего нам не приходится сталкиваться с необходимостью серьёзно разбирать тексты после окончания учёбы. Но если речь идёт о профессиях творческих, то определение композиции стихотворения может пригодиться. Так, актёр, читающий текст стихотворения со сцены, будет знать, какие именно чувства он должен передать зрителям, какую «изюминку» он должен придать своей роли, если речь идёт о спектакле, и так далее. Авторы произведений – как стихотворных, так и прозаических, умело пользуются такими знаниями, чтобы создать настоящий шедевр. И, конечно, не стоит забывать о том, что литература, как и любое другое творчество, не терпит строгих и точных форм. Поэтому мы так часто можем встретить варианты смешанных композиций. Зная, что такое композиция стихотворения, вы сможете с блеском выступить, к примеру, на конкурсе чтецов. Или подарить необычный стихотворный презент к любому празднику, вложив в него именно те чувства, которые хотите показать.
Чувства в стихах
Теперь-то вас заинтересовал анализ стихотворения? Композиция любого произведения – это не просто каприз автора, и не способ показать «заумность». Это возможность выразить всё то, что сложно сказать обычным текстом. Ведь на самом деле стихи помогают человеку не теряться и преподносить свои чувства в красивом и при этом понятном виде. Хотите сделать близким необычный и запоминающийся подарок? Закажите стихи у автора Татьяны Агаповой и выскажите при помощи композиции свои самые искренние чувства и пожелания. А уж как их усилить с помощью знаний анализа текста, вы теперь знаете.
Дарите искренность и радость!
Анализ стихотворения
– это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.
План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.
Проблема выбора
Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.
Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.
План анализа стихотворения
Делать анализ стихотворения необходимо придерживаясь определенного плана (схемы). Таким образом, можно максимально полностью раскрыть все необходимые пункты. План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения
/ когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль
/ о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
А) Тема стихотворения: – пейзаж; – общественно-политическая; – любовная/интимная; – философская.
Б) Идея
В) Настроение
Г) Сюжет: – есть сюжет: образы событий (…каких именно…); – без сюжета: образы чувств (…).
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
- Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
- Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб 2,4,6,8,10
Хорей 1,3,5,7,9
Дактиль 1,4,7,10
Амфибрахий 2,5,8,11
Анапест 3,6,9,12
Б) Рифма: аабб – парная; абаб – перекрёстная; абба – кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным
- определить своеобразие и активность использования тропов
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола – художественное преувеличение;
- ирония – скрытая насмешка;
- литота – художественное преуменьшение;
- метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
- олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- параллелизм;
- сравнение;
- эпитет – художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
- инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
- аллитерация – повторение одинаковых согласных
- анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф
- ассонанс – повторение гласных
- эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф
9. Образ лирического героя, авторское “Я”.
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль
10. Литературное направление:
романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр:
эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием!
В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:
1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…
2. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»
Об авторе
Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.
Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.
Основная тема стихотворения «Дума»
Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.
В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.
Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.
Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.
Задумка
Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.
В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.
Структура
Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.
Средства выразительности
В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:
- Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
- Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
- Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
- Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).
Автор: Анастасия Сметанова
Тематика произведения
В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.
Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.
Постмодернизм и проблемы с поиском смысла
Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.
Главная мысль
Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.
Идея
Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.
Описание
Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.
Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.
Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.
Образ героя
Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой. Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная. Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.
Образ Денисьевой
Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.
Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний. Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной.
Образы и символы
- В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира». Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке.
- Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.
- Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.
Образ лирического героя
Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.
История создания
А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.
После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).
Язык
Один из последних пунктов плана анализа стихотворения – это обзор средств художественной выразительности, с помощью которых автор доносит свою мысль до читателей. Как правило, наиболее распространенными приемами являются использование эпитетов, сравнений, метафор. Поэтическая лексика позволяет лучше проанализировать структуру и композицию стихотворений. Поэтому учениками следует обратить внимание на данный пункт изучения лирического произведения. В рассматриваемом произведении следует указать на обилие эпитетов, которыми Тютчев характеризует образ своей возлюбленной. Почти в каждом четверостишии имеется пара прилагательных, которыми поэт обрисовывает образ Денисьевой в начале счастливого романа и после разразившегося скандала.
Композиция
В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.
«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено
Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.
Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.
Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.
Стихи о дружбе
В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.
Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.
Другие примеры
Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина. При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве.
Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.
Краткий анализ
История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.
Тема стихотворения – Любовь к родине.
Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.
Жанр – Патриотическая лирика.
Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.
Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».
Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».
Инверсия – «не делаем ее в душе своей».
Анализ поэтического текста должен состоять из следующих этапов.
— Анализ отдельных уровней языка / текста:
— анализ образной системы (образы, их соотношение),
— анализ пространственно-временного уровня текста (пространство и время художественного мира, их идейная нагрузка),
— анализ композиции (деление на строфы, содержательное наполнение каждой строфы; движение лирического «сюжета»; принцип, на котором построена композиция стихотворения: кольцевой, зеркальный, принцип антитезы, параллелизма, др.),
— анализ фонетического уровня языка (звукопись),
— анализ морфологического уровня языка (частотность употребления частей речи, смысловая нагрузка на слова разных частей речи),
— анализ словообразовательного уровня языка (авторское словообразование, морфемные особенности слов),
— анализ синтаксического и ритмического уровней (особенности строения предложений, особенности ритма: пиррихии, спондеи, ритмические сбои, паузы, темп),
— семантический анализ (образные средства, художественный, т.е. контекстуальный, смысл отдельных слов),
— анализ эмоционального фона стихотворения (чувства, настроение, эмоции, которые вызывает стихотворение; способы создания лирического настроения).
— Соединение всех видов анализа в связный текст в той последовательности, которая позволит логично выразить мысль и достичь главной цели анализа, т.е. показать, как поэтическая идея воплощается на разных уровнях языка / текста (или — возможна другая логика изложения — как разные уровни текста «работают» на поэтическую идею).
— Включение стихотворения в контекст творчества поэта, а также в более широкий историко-литературный контекст (для чего должно быть сформировано целостное представление о русской поэзии в динамическом аспекте).
Из этих же этапов состоит и процесс обучения умению анализировать поэтическое произведение. Но прежде чем приступать непосредственно к анализу стихотворного текста, необходимо освоить основные понятия теории стиха. Возможные проверочные работы в этой области вынесены в Приложения.
Заметим, что разграничение поэтического произведения на уровни носит учебный характер, поскольку в действительности всегда существует их взаимосвязь, взаимодополнение: временной план текста часто определяется морфологически — грамматическими формами времени глаголов; авторское словообразование всегда рождает дополнительные контекстуальные смыслы, которые нередко становятся доминантой семантического поля; пространственно-временной план текста может выполнять композиционные функции и т. д. Однако такое взаимодействие разных элементов художественной структуры не исключает факта самостоятельного существования каждого.
Рассмотрим особенности анализа обозначенных уровней поэтического текста.
ПОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ
Пространственно-временная организация текста
В качестве примера анализа пространственно-временной организации поэтического текста рассмотрим два стихотворения, близких тематически.
А. А. Фет
***
Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна. 1881 г.
А. К. Толстой
***
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей. 1858 г.
Вопросы к стихотворению А. А. Фета «Это утро, радость эта…»
Какое пространство охватывает поэтический пейзаж? Какова временная протяженность художественного мира? Как пространственно-временная организация текста раскрывает душевное состояние лирического героя?
Комментарии
Пространство в стихотворении максимально расширено. В первых строках пространственная точка зрения поднимается вверх: синий свод (причем первоначальный взгляд издали (свод) постепенно приближает к читателю предметы: вереницы → стаи → птицы). Далее пространственный взгляд падает вниз: говор вод, затем поднимается до «среднего уровня» (при этом также дальний план меняется на ближний): ивы и березы → пух — не лист; горы, долы → мошки, пчелы. Такая пространственная организация художественного текста создает ощущение максимальной погруженности лирического героя в мир природы; он — не сторонний наблюдатель, он активно со-переживает состояние весеннего пробуждения, обновления природы.
Кроме того, через включенность в поле зрения лирического героя разнообразных природных явлений и насыщенность «картины» звуком (говор вод, зык и свист, дробь и трели), светом (мощь и дня и света, зори без затменья) создается наполненный активной жизнью пейзаж.
Соотношение временных планов художественного текста также несет на себе важную смысловую нагрузку. Поэтическое «описание» мира начинается утром, а заканчивается ночью, однако ночью природа тоже активно живет, она также полна звуков (дробь и трели), и даже зори — без затменья. Более того, не может уснуть и лирический герой (ночь без сна), потому что его душа тоже переполнена жаждой жизни. «Это всё — весна» не только в природе, но и в душе героя.
Вопросы к стихотворению А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье…»
Каково художественное решение пространственно-временной организации текста в стихотворении А.К.Толстого? В чем сходство со стихотворением А.А.Фета? А в чем оригинальность образной системы А.К.Толстого?
Комментарии
В стихотворении та же тема — наступление весны как освобождение от тоски не-жизни, тот же эмоциональный фон, душевное состояние лирического героя, испытывающего «жизни новой / Торжествующий прилив». Толстовский пейзаж нарисован более скупыми штрихами, однако он также максимально охватывает пространство: цветы — небо, натянутые струны между небом и землей, что отражает переполненность лирического героя новой жизнью, его готовность вместить в себя весь мир. «Звуковое» же сравнение («Как натянутые струны / Между небом и землей») передает не столько звуки природы (которыми насыщено стихотворение А. А. Фета), сколько звуки души лирического героя. Они имеют качественную характеристику: свежо и юно. А. К. Толстой использует максимальное пространство по вертикали для того, чтобы через образ натянутых (т.е. напряженных, полных сил) струн выразить свое душевное состояние, сопрягающееся с состоянием весенней природы.
Мир души лирического героя А. К. Толстого дан преимущественно эксплицитно, А. А. Фет же использует имплицитное выражение душевного состояния через поэтический пейзаж, его стихотворение — это эмоциональное переживание обновления природы. Стихотворение А. К. Толстого построено на параллелизме изменений в природе и в душе лирического героя.
Композиция стихотворения
Под анализом композиции стихотворения мы понимаем анализ композиционного принципа (если он есть), на котором построен текст, анализ соотношения смысловых частей, особенностей развития в них поэтической мысли. Иначе, мы рассматриваем стихотворную композицию как способ структурирования поэтической идеи, формальное ее развертывание. При этом умение «видеть» особенности композиции часто оказывается главным фактором в понимании смысла стихотворения. Так, глубокое проникновение в идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» невозможно без подробного анализа композиции — формальной организации поэтического содержания.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!.. 1837г.
Вопросы
На какие части можно композиционно разделить стихотворение? Как развивается поэтическая мысль от одной части к другой? Как изменяется художественное пространство стихотворения по мере движения лирического «повествования» и какой художественный смысл имеет это изменение?
Комментарии
Данное стихотворение — лирическая история приобщения человека к миру природы: обретение через это приобщение важной светлой истины, гармонии, что дает разрешение душевной тревоги в Божественном логосе. Композиция этой истории строго продумана, в ней есть своя смысловая динамика. В описании природы (первые три строфы) выделяются три этапа развития лирического «сюжета»:
первая строфа — о гармонии в природе,
во второй — приветливая обращенность природы к лирическому герою,
третья — об успокоении измученного, тревожного сердца лирического героя, обретении им природной гармонии.
В четвертой, заключительной, строфе — прямое выражение лирическим героем его чувств, его духовного состояния преображения.
Приобщение лирического героя к миру природы также имеет свою внутреннюю динамичность, проявляющуюся, главным образом, через организацию художественного пространства стихотворения.
Первые две строки: максимально широкий взгляд, максимально широкий охват пространства (нива, лес); взгляд «стороннего наблюдателя».
Третья-четвертая строки: более крупный план отдельных предметов (слива, листок), что отражает уже соприкосновение лирического героя с природой.
Вторая строфа: устанавливается контакт, интимная связь героя с природой; отмечаются особенности даже небольшого предмета (ландыш, росой обрызганный душистой).
Третья строфа: возникает диалог с природой; общение, воздействие природы на лирического героя (студеный ключ лепечет лирическому герою и погружает его мысль в сон). И именно в восприятии лирического героя природа оживает: если сначала природные явления описываются в рамках устоявшихся образных значений слов (нива волнуется, лес шумит), то далее — только индивидуальный взгляд на природу (олицетворения: слива прячется, ландыш кивает головой, ключ играет, лепечет).
Композиция стихотворения отражает динамику поэтической мысли, и эта динамика заключается не столько в изменении природного мира, сколько в приобщении лирического героя к природному миру, благодаря чему лирическому герою открывается самое простое, незатейливое, но самое естественное счастье, которое до этого не было доступно его тревожной душе.
Семантическое поле стихотворения
Очень часто смыслообразующими в стихотворном тексте оказываются определенные семантические группы слов. Рассмотрим, например, свето-цветовое семантическое поле в стихотворении Ф. И. Тютчева «Н. И. Кролю».
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И всё для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно, —
Но чья-то песнь вдруг раздалась…
И вот, каким-то обаяньем,
Туман, свернувшись, улетел,
Небесный свод поголубел
И вновь подернулся сияньем…
И всё опять зазеленело,
Всё обратилося к весне…
И эта греза снилась мне,
Пока мне птичка ваша пела. Первая половина 1860-х гг.
Вопросы
Каков художественный смысл эпитета «ржавый»? В какие смысловые отношения с другими словами (в плоскости цветовой семантики) вступает этот эпитет? Как такое свето-цветовое семантическое поле отражает душевное состояние лирического героя?
Комментарии
Эпитет «ржавый» помимо своего прямого цветового значения содержит дополнительный смысловой оттенок «разрушения, умирания». Более того, яркий (очевидно, насыщенно-оранжевого оттенка) цвет листьев затушевывается, бледнеет, оказываясь в контексте световых слов мрачной, размытой, «бесцветной» семантики: день потухающий дымился, ночь, туман. Таким образом, свето-цветовое семантическое поле первой части стихотворения (до союза «но») репрезентирует холодное, грустное состояние природного мира. Во второй части, антитезной первой, мы видим антонимичное свето-цветовое семантическое поле: туман улетел; (небесный свод) поголубел, подернулся сияньем; зазеленело. Пейзаж наполнился светом и цветом. Идея весеннего возрождения жизни противопоставлена идее осеннего умирания, содержащейся в эпитете «ржавый».
Свето-цветовое наполнение двух «пейзажей» (в первой и второй частях стихотворения) отражает не только эмоциональное восприятие их лирическим героем, но и эмоциональное состояние души самого лирического героя. В первой части это выражено эксплицитно: все «было холодно-бесцветно, <…> грустно-безответно» и для глаз, и для сердца (эпитет «ржавый» также имеет контекстуальный смысл особого душевного состояния). Звук живой природы (пение птички) возвращает лирического героя к ощущению полноты жизни. Более того, этот светлый пейзаж существует только в воображении лирического героя — в его душевном мире («И эта греза снилась мне»).
Интересно проанализировать художественную семантику определения «ржавый» в стихотворении М.И.Цветаевой «Когда гляжу на летящие листья…», где поэтическим контекстом актуализирована сема «забытый, ненужный».
Примером иного принципа взаимосвязи световых слов и душевного мира лирического героя является стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии…». Напомним начало произведения:
На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко: печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою…
При анализе этого стихотворения необходимо ответить на вопрос: Как световое семантическое поле текста раскрывает поэтическую идею?
Комментарий
Световое семантическое поле стихотворения имеет два полюса: мгла — светла (это акцентировано рифмой). При этом мгла — атрибут внешнего мира (художественное время — ночь), свет же характеризует сферу душевной жизни лирического героя, где даже «темное» чувство (печаль) становится светлым. Такое соотношение световых слов отражает особое поэтическое мировосприятие, состояние духовной гармонии пушкинского лирического героя — даже вопреки внешней тьме.
В стихотворном тексте нередко выделятся какая-либо семантическая группа слов, на которую ложится основная идейная нагрузка. Например, в стихотворении В.С.Соловьева «В тумане утреннем неверными шагами…» (текст стихотворения ниже) широко представлена семантическая группа слов с общим значением «неопределенность, неосязаемость, бесплотность»: туман, таинственные и чудные берега, неведомые боги, неведомая страна, грезилося, заветный храм, а также далеко (два раза), неверные, новые, приобретающие это значение контекстуально. Смысл данных слов образует ядро семантического поля стихотворения, в котором отразилось символистское восприятие внешнего мира как оболочки, скрывающей истинную — т.е. таинственную, заветную — сущность явлений.
Фонетический уровень языка
Текст стихотворения рассчитан на произношение, поэтому не последнюю роль в выражении идеи играют фонетические особенности. В качестве примеров использования фонетических возможностей стиха возьмем два текста.
В стихотворении А. А. Блока «Незнакомка» с точки зрения фонетики интересны две строфы (начинающиеся с «И каждый вечер…»), в которых появляется образ Незнакомки. Именно в этих строках исчезает резкий, громкий [р] (встречается только по одному разу в каждой строфе, тогда как в предыдущих шести строфах — почти по пять раз), появляется аллитерация на плавные [м], [н], [л]. Все это приглушает и замедляет «шумный» стремительный ритм начала стихотворения, где речь идет об окружающей поэта пошлой, ненужно суетной, бездуховной действительности. Такая смена звучания стиха усиливает контраст прекрасного, чистого образа с низкой реальностью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Любое
стихотворение допускает две точки
зрения. Как текст на определенном
естественном
языке
— оно представляет собой последовательность
отдельных знаков (слов), соединенных по
правилам синтагматики данного уровня
данного языка, как поэтический текст —
оно может рассматриваться в качестве
единого знака — представителя единого
интегрированного значения.
В
этом утверждении содержится известное
противоречие. Дело в том, что произведение
искусства (разумеется, хорошее произведение
искусства, то есть такой текст, который
может наилучшим образом и наиболее
длительное время выполнять художественную
функцию в системе текстов данной культуры
или данных культур) в принципе неповторимо,
уникально. Само же понятие знака
подразумевает некоторую повторяемость.
Противоречие
это, однако, лишь кажущееся. Во-первых,
остановимся на минимальной величине
повторяемости — два раза. Для того чтобы
быть способным выполнить функции знака,
сигнал должен хотя бы один раз повториться.
Однако смысл этой величины повторения
различен для условных и иконических
знаков. Условный знак должен хотя бы
раз повторить самого себя, иконический
— хотя бы раз повторить заменяемый им
объект. Сходство знака и объекта и
представляет собой минимальный акт
повторения. Между тем художественные
тексты: словесные, живописные и даже
музыкальные — строятся по иконическому
принципу. Напряжение между условной
природой знаков в языке и иконической
в поэзии — одно из основных структурных
противоречий поэтического текста.
Однако
вопрос к этому не сводится. «Неповторимый»
на уровне текста поэтический знак
оказывается сотканным из многочисленных
пересечений различных повторяемостей
на более низких уровнях и включен в
жанровые, стилевые, эпохальные и другие
повторяемости на сверхтекстовом уровне.
Сама неповторяемость текста (его
«неповторимость») оказывается
индивидуальным, только ему присущим
способом пересечения многочисленных
повторяемостей.
Так,
образцом неповторимости может считаться
текст, создаваемый в результате
художественной импровизации. Не случайно
романтики приравнивали импровизацию
к высшему проявлению искусства,
противопоставляя ее «педантству»
поэтического труда, убивающему
оригинальность поэтического творения.
Однако какой вид импровизации мы ни
взяли бы: русские народные причитания
или итальянскую комедию дель’арте — мы
легко убеждаемся, что импровизированный
текст — это вдохновенный, мгновенно
рождающийся в сознании творца монтаж
многочисленных общих формул, (*117) готовых
сюжетных положений, образов,
ритмико-интонационных ходов. Мастерство
актера в комедии дель’арте требовало
заучивания многих тысяч поэтических
строк, овладения стандартами поз, жестов,
костюма. Весь этот огромный арсенал
повторяемостей не связывал индивидуальное
творчество импровизатора, а — напротив
— давал ему свободу художественного
самовыражения.
Чем
в большее количество неиндивидуальных
связей вписывается данный художественный
текст, тем индивидуальнее он кажется
аудитории.
Единство
текста как неделимого знака обеспечивается
всеми уровнями его организации, однако
в особенности — композицией.
Композиция
поэтического текста всегда имеет двойную
природу. С одной стороны, это
последовательность различных сегментов
текста. Поскольку в первую очередь
подразумеваются наиболее крупные
сегменты, то с этой точки зрения композицию
можно было бы определить как сверхфразовую
и сверхстиховую синтагматику поэтического
текста. Однако эти же сегменты оказываются
определенным образом уравненными,
складываются в некоторый набор однозначных
в определенных отношениях единиц. Не
только присоединяясь, но и
со-противопоставляясь, они образуют
некоторую структурную парадигму, тоже
на сверхфразовом и сверхстиховом уровнях
(для строфических текстов — и на
сверхстрофическом).
Рассмотрим
композицию стихотворения Пушкина «Когда
за городом, задумчив, я брожу…».
Когда
за городом, задумчив, я брожу
И
на публичное кладбище захожу,
Решетки,
столбики, нарядные гробницы,
Под
коими гниют все мертвецы столицы,
В
болоте кое-как стесненные рядком,
Как
гости жадные за нищенским столом,
Купцов,
чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого
резца нелепые затеи,
Над
ними надписи и в прозе и в стихах
О
добродетелях, о службе и чинах;
По
старом рогаче вдовицы плач амурный,
Ворами
со столбов отвинченные урны,
Могилы
склизкие, которы также тут
Зеваючи
жильцов к себе на утро ждут, —
Такие
смутные мне мысли все наводит,
Что
злое на меня уныние находит.
Хоть
плюнуть, да бежать…
Но
как же любо мне
Осеннею
порой, в вечерней тишине,
В
деревне посещать кладбище родовое,
Где
дремлют мертвые в торжественном покое.
Там
неукрашенным могилам есть простор;
К
ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ
камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит
селянин с молитвой и со вздохом;
(*118)
На
место праздных урн, и мелких пирамид,
Безносых
гениев, растрепанных харит
Стоит
широко дуб над важными гробами,
Колеблясь
и шумя…
Стихотворение
явственно — в том числе и графически, и
тематически — разделено на две половины,
последовательность которых определяет
синтагматику текста: городское кладбище
— сельское кладбище.
Первая
половина текста имеет свой отчетливый
принцип внутренней организации. Пары
слов соединяются в ней по принципу
оксюморона: к слову присоединяется
другое — семантически наименее с ним
соединимое, реализуются невозможные
соединения:
нарядные
— гробницы
мертвецы
— столицы
мавзолеи
— купцов, чиновников
усопшие
— чиновники
дешевый
— резец
плач
— амурный
По
тому же принципу построены описания
городского кладбища во второй части
текста:
праздные
— урны
мелкие
— пирамиды
безносые
— гении
растрепанные
— хариты
Принципы
несовместимости семантики в этих парах
различны: «нарядные» и «гробницы»
соединяет значение суетности и
украшенности с понятием вечности,
смерти. «Нарядные» воспринимаются
в данном случае на фоне не реализованного
в тексте, но возможного по контексту
слова «пышные». Семантическое
различие этих слов становится его
доминирующим значением в стихе. «Мертвецы»
и «столица» дают пару, несоединимость
которой значительно более скрыта (разные
степени несоединимости создают в тексте
дополнительную смысловую игру). «Столица»
в лексиконе пушкинской эпохи не просто
синоним понятия «город». Это город
с подчеркнутым признаком административности,
город как сгусток политической и
гражданской структуры общества, наконец,
это на административно-чиновничьем и
улично-лакейском жаргоне замена слова
«Петербург». Ср. в лакейской песне:
Что
за славная столица
Развеселый
Петербург!1
Весь
этот сгусток значений несоединим с
понятием «мертвец», как в рассказе
Бунина «Господин из Сан-Франциско»
роскошный океанский пароход или
фешенебельная гостиница несовместимы
с трупом и скрывают или прячут (*119) его,
поскольку сам факт возможности смерти
превращает их в мираж и нелепость.
«Мавзолеи»
«купцов» в соединении звучат столь
же иронически, как «усопшие чиновники»
или «дешевый резец» (замена
«скульптора» «резцом» придает
тексту характер поэтичности и
торжественности, тотчас же опровергаемый
контекстом). «Мелкие пирамиды» —
пространственная нелепость, «праздные
урны» — смысловая. «Урна — вместилище
праха» — таково понятие, с которым
соотнесены эти урны, ничего не вмещающие
и лишенные всех культурно-значительных
ассоциаций, которые связаны со словом
«урна».
Этот
принцип раскрытия нелепости картины
посредством проецирования ее на некоторый
семантически «правильный» фон,
сопоставления каждого слова с некоторым
нереализованным его дублетом составляет
основу построения первой части текста.
Так, «склизкие» функционируют на
фоне «скользкие». Пушкин в одном
из прозаических текстов приводит слово
«склизкие» в пример красочной
народной речи. Однако здесь у него другая
функция. Весь текст построен на
стилистическом диссонансе между
торжественностью некоторых опорных
слов текста («гробницы», «резец»,
«добродетель», «урны» и пр.) и
фамильярностью тона («склизкий»,
«зеваючи»). В соединении с
канцеляризмами стиля («под коими»)
это придает тексту сложный характер:
он звучит как пересказанный автором
(погруженный в авторскую речь) текст на
столично-чиновничьем жаргоне.
Диссонансы
стиля проявляются и в других элементах
построения. Так, перечислительная
интонация и синтаксическая однородность
членов уравнивают «добродетель»,
«службу» и «чины».
Последний
пример особенно показателен. Невозможность
соединений соединяемых пар рисует
невозможный мир. Он организован по
законам лжи («плач амурный») или
нелепости, миража. Но он существует. И
одновременно конструируется точка
зрения, с которой подобные соединения
возможны и не кажутся удивительными.
Это — точка зрения, приравнивающая
«добродетели» к «чинам» и
«службе» и допускающая соединение
слов «публичное» и «кладбище».
Это — «столичная», петербургская,
чиновничья точка зрения, данная в
обрамлении редкой у Пушкина по однозначной
прямолинейности авторской оценки:
«нелепые затеи», «злое на меня
уныние находит».
Вторая
половина текста — не только другая
картина, присоединенная к первой.
Одновременно это и трансформация той
же
картины. Она должна восприниматься в
отношении к ней и на ее фоне.
Уже
разорванный стих-граница дает не только
два полюса настроений:
плюнуть
— любо,
плю
— люб,
но
и знаменательный звуковой параллелизм
(активность оппозиции п/б раскрывается
и на фоне: плюнуть — бежать).
Сопоставление
первой и второй половин текста обнажает
некоторые новые смыслы: в центре каждой
части, взятой в отдельности, стоит тема
кладбища, смерти. Но при сопоставлении:
(*120)
признак
«кладбище» оказывается вынесенным
за скобки как основание для сравнения.
Смысловая дифференциация строится на
его основе, но заключена не в нем, а в
строе жизни. Вперед, и это типично для
Пушкина, выдвигается противопоставление
жизни, построенной в соответствии с
некоторым должным и достойным человека
порядком, и жизни, построенной на ложных
и лживых основаниях. Жизнь и смерть не
составляют основы противопоставления:
они снимаются в едином понятии бытия —
достойного или лживого.
С
этой точки зрения становится заметным
смысловое противопоставление первой
и второй частей еще по одному признаку.
«Городу» свойственна временность:
даже мертвец — лишь гость могилы. Не
случайно слово «гость» употребляется
в первой половине два раза, то есть чаще
всех других.
Естественность
и простота во второй части — синонимы
вечности. В противопоставлении «безносых
гениев» и дуба над могилами активизируется
целый ряд смысловых признаков: «сделанность
— природность», «ничтожность —
величественность». Однако следует
выделить один: дерево (особенно «вечное»
дерево — дуб) — устойчивый мифологический
и культурный символ жизни. Этим вводится
и символика вечности как знак бытия, а
не смерти, и мир древности, мифологии,
и важная для Пушкина мысль о настоящем
как звене между прошлым и будущим.
Однако
единство текста достигается сопоставлением
не только его частей между собой, но и
его неединственностью в системе известных
нам текстов. Стихотворение воспринимается
нами как целое еще и потому, что мы знаем
другие стихотворения и невольно
проецируем его на этот фон.
В
данном случае это определяет значимость
концовки. Знакомство с многочисленными
поэтическими текстами вырабатывает в
нашем сознании стереотип законченного
стихотворения. На фоне представления
об обязательных признаках законченности
оборванный последний стих:
Колеблясь
и шумя… —
заполняется
многочисленными значениями — неоконченности,
невозможности выразить глубину жизни
в словах, бесконечности жизненного
потока. Сама неизбежная субъективность
этих истолкований входит в структуру
текста и ею предусмотрена.
Образы
поэта и возвышающегося над гробами дуба
(символа жизни) обрамляют сопоставленные
картины двух кладбищ. Смерть выступает
как начало амбивалентное. Отвратительная
как явление социальное, она может быть
прекрасна. Как проявление вечности, она
синоним, а не антоним жизни в ее
естественном течении.
Так
единство структуры текста раскрывает
в нем содержание, которое вступает в
конфликт с чисто языковыми его значениями:
рассказ о месте смерти — кладбище и
рассказ о порядке жизни, о бытии выступают
во (*121) взаимном напряжении, создавая в
своей совокупности «неповторимость»
значения текста.
1
Эпиграф к стихотворному циклу Н. А.
Некрасова «О погоде» (1858-1865).
План анализа
Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами. На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров. Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:
«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»
При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:
- Дата написания, автор;
- Название стихотворения, тема и идея;
- Сюжет;
- Композиция стихотворения;
- Разбор образов, их характеристика;
- Художественные средства, к которым прибегнул автор;
- Рифма;
- Стихотворный размер;
- Тропы;
- Фигуры;
- Вывод, собственное отношение к произведению;
Дата написания и автор
Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.
Название, тема и идея
В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:
- Баллада — драматическая песня;
- Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
- Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
- Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
- Послание — обращение к конкретному адресату;
- Сонет — четырнадцать строк;
- Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
- Басня — короткий рассказ в стихах;
- Белый стих — стих без рифмы;
- Романс — о любви;
Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.
Сюжет, композиция и разбор образов
Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.
В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод.
При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).
Художественные средства
Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:
«Слышу трепет крыл …
Бьёт в меня светящими очами
Ангел бури — Азраил!»
«Стерегите, злые звери,
Чтобы ангелам самим
Не поднять меня крылами ,
Не вскружить меня хвалами…»
«Я укрыт до времени в приделе,
Но растут великие крыла»
Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:
- Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
- Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
- Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
- Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
- Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.
Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.
Поэтическая рифма
Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:
- Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
- Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
- Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
- Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:
- Составная (два или более слова);
- Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
- Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
- Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
- Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
- Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;
Следом необходимо определить стихотворный размер:
- Хорей (двухсложный стихотворный размер).
- Ямб (слог долгий и короткий).
- Дактиль (трёхсложный размер стиха).
- Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
- Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).
Тропы и фигуры
Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.
Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.
Вывод, собственное отношение к произведению
В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.
В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.
Читайте примеры анализа стихотворений:
-
«Родная деревня» Н. Рубцова;
-
«Топи да болота» С. Есенина;
-
«Города и годы» Д. Аминадо;
-
«Идешь на меня похожий» М. Цветаевой.