Учебный доклад требует от автора не только качественного содержания, но и достойного оформления. Органичное сплетение этих составляющих делает работу интересной, легкой и приятной для восприятия. Достичь такого эффекта можно с помощью богатства языковой палитры и умелого использования фраз-клише научного стиля в учебном докладе.
Содержание
- 1 Что такое учебный доклад, где его используют?
- 2 С какой фразы начать доклад?
- 3 Вспомогательные фразы для оформления введения
- 4 Фразы для связки частей доклада
- 5 Фразы для оформления выводов
- 6 Заключительная фраза доклада
- 7 Советы по использованию фраз-клише научного стиля
Что такое учебный доклад, где его используют?
Учебный доклад
Учебный доклад – это изложение информации по определенной теме. Используется такой вид доклада на семинарских занятиях, лекциях, круглых столах в учебных заведениях разного уровня аккредитации, а также в школах.
Цель учебного доклада – донесение информации до узкого круга слушателей в ключе научного стиля. Особенность в том, что круг реципиентов «однообразный» в плане специализации, возраста. Все перечисленные характеристики влияют на оформление доклада.
Для поддержки связи со слушателями, а также логической связи частей доклада существуют специальные фразы-клише.
С какой фразы начать доклад?
Устный доклад обязательно предполагает обращение к слушателям. Можно использовать такую формулировку: «Уважаемы присутствующие! Вашему вниманию предлагается доклад (выступление) на тему…».
Не забывайте о том, что вступительная фраза должна соответствовать деловому стилю, несмотря на то, что в аудитории ваши ровесники (одногруппники, однокурсники или одноклассники).
После вступительной фразы можно переходить непосредственно к выступлению.
Вспомогательные фразы для оформления введения
На что обращается внимание в введении доклада?
Введение – это первая часть, в которой автор ознакомляет с темой, раскрывает актуальность проблемы, изложенной в докладе, цели работы, делает краткий обзор существующих трудов по теме.
Введение имеет набор стандартных фраз:
- Ознакомление с темой: «Данный доклад (данная работа) посвящен(а) рассмотрению вопроса…», «В центре внимания доклада находятся…», «Выступление посвящено рассмотрению вопроса (проблемы)…».
- Актуальность: «Актуальность данной работы заключается в том что…», «Как показал анализ источников… проблема…», «Вопрос, рассматриваемый в докладе представляет особую актуальность, так как…», «В последнее время актуальной является проблема (вопрос, тема)….», «Вопрос о… представляется одним из самых существенных в современной науке (обществе)».
- Цель: «Целью данного выступления является…», «Цель доклада…».
- Обзор достижений ученых в заявленной теме: «Можно выделить несколько точек зрения на эту проблему…», «Проблема частично рассматривалась…», «Некоторые аспекты заявленной темы были в поле зрения…».
Фразы для связки частей доклада
Как связать обособленные части доклада?
В основной части доклада автор представляет изложение темы (краткое или детальное) с элементами анализа и цитирования достоверных источников. Весь этот коллаж сведений нужно связать между собой органичными логическими переходами, для этого используются такие фразы:
- «Следует отметить позицию (Фамилия, инициалы)»;
- «Обратите внимание на тот факт, что…»;
- «Нельзя не обратить внимание на…»;
- «Дискуссионным представляется взгляд (автора) на …»;
- «Хотелось бы (следует, целесообразно) остановиться на…, так как»;
- «(Автор) объясняет этот термин так (по-другому)»;
- «Интересна интерпретация (толкование) (автора) …»;
- «Остановимся подробнее на»;
- «Рассмотрим подробнее (детальнее)…»;
- «Позволим дополнительные замечания по этому вопросу…» .
Если нужно указать на причину, следствие или условие явления, прибегают к таким клише: откуда следует, вследствие, в силу… в виду этого, в таком (таких)… в этом случае, свидетельствует, дает возможность.
Фразы для оформления выводов
Как оформить вывод доклада?
Заключительная часть должна кратко подавать обобщенные выводы по теме. Для ее оформления используются следующие фразы:
- «Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…»;
- «На основе анализа материалов по теме можно сделать вывод о…»;
- «Как показали результаты исследований авторитетных ученных, проблема имеет следующие перспективы исследования…»;
- «В заключении можно сказать, что…».
Так как заключительная часть доклада небольшая по объему, достаточно 2-3 фраз для ее оформления, а в некоторых случаях можно ограничиться и одной (например, первой из приведенного списка).
Заключительная фраза доклада
Выступление с докладом завершается обсуждением: присутствующие задают докладчику вопросы по теме, изложенной в докладе. После окончания этой процедуры докладчик должен поинтересоваться, будут ли еще вопросы, если таковых не возникает, произносится следующая фраза: «На этом мое выступление (мой доклад) завершено. Спасибо за внимание!»
Обратите внимание! Ответы на вопросы начинают с фразы: «Спасибо за интересный вопрос!»
Советы по использованию фраз-клише научного стиля
Советы для начинающих
- Следите за тем, чтобы в докладе не было переизбытка стандартных фраз, иначе он превратится в скучную монотонную болтовню.
- Избегайте частых повторений стандартных фраз, используя синонимы.
- Отдавайте предпочтение лаконичным клише, такой прием не только избавит ваше выступление от рутины, но и поможет уложиться во временные рамки.
- Фразы не должны быть от первого лица (это закономерность научного стиля): «Обратите свое внимание на…», а не «Обращаю ваше внимание на…».
Это далеко не полный список фраз для оформления доклада, но при умелом использовании данный набор поможет оформить доклад для достойного выступления.
О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Заключение – это вывод всей вашей работы, который подводит читателя к ответу на поставленный в тексте вопрос. Как правильно подвести итог в докладе и получить за это высокую оценку? Рассказываем в нашей статье!
Что такое заключение в докладе
Заключение – это итог доклада, который завершает вашу работу структурированной главной мыслью. Вывод показывает, правильно ли автор проанализировал и объяснил информацию полученную из литературных источников.
Как оформить итог?
Правила оформления итога в докладе такие же, как и для всего остального текста:
- Шрифт – Times New Roman;
- Кегль – 12-14 пт;
- Межстрочный интервал – 1,5;
- Отступ – 1,25;
- Поля: сверху – 2 см, снизу – 2 см, справа – 1 см, слева – 3 см.
Как писать заключение к докладу
Правила написания итога в докладе:
- Итог доклада должен не только решать проблему, поставленную в начале, но и соотноситься по объему и смыслу с введением работы;
- Из вашего итога к докладу должна быть понятная цель исследования и то, какой результат был достигнут;
- Дедуктивный – вывод от общего значения к частному: тема исследования в широком смысле должна переходить к узкоспециализированным выводам вашего заключения.
- Индуктивный – вывод от частного к общему: узкоспециализированные факты вашего исследования должны обобщаться и переходить к теме в широком смысле.
- На основе чужих выводов – в таком заключении используют выводы на основе чужих исследований.
Структура вывода
Структура итога в докладе должна содержать следующие пункты:
- Актуальность исследования;
- Обращаясь к введению своей работы, составьте вывод, который раскроет актуальность проведенного исследования и объяснит значимость доклада;
- Цель и задачи исследования;
- В заключении доклада также необходимо подвести итог выполненных задач и указать, как они помогли достигнуть конечной цели работы.
Фразы-клише для заключения
Существуют фразы-клише для итога доклада, которые помогут правильно сформулировать и написать вывод работы:
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что…;
- Выполненное исследование помогло определить…;
- Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что…;
- Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:…;
- Подводя итоги исследования, можно понять, что…
Образец итога в докладе
Не знаете как подвести итог работы? Вы можете оформить заказ доклада на Студворк! Наши эксперты быстро выполнять работу по вашим требованиям.
Пример заключения в докладе
Любой доклад выводы должен иметь логические, структурированные и понятные, исходя из контекста. Иными словами, прочитав вывод к докладу, можно понять точку зрения выступающего и степень раскрытия темы.
Когда вы написали доклад, выводы должны сформироваться в вашем сознании. Однако доклад можно писать и несколько дней или недель, и тогда информация, которая использовалась ранее, может быть попросту забыта или вытеснена новыми данными.
Как и доклад, выводы должны быть написаны научным языком, но более кратко и лаконично, по сравнению с основной частью. Не может доклад выводы не содержать, это обязательная часть, которая является заключительной при выступлении. После выводов в докладе должно быть предусмотрено время для получения дополнительных вопросов из аудитории. Докладчик должен грамотно, кратко и по делу постараться ответить на все возникшие вопросы. Если вопрос подразумевает дискуссию, следует дать краткий ответ и призвать аудиторию к самостоятельным размышлениям или же назначить отдельную дату для решения сложного вопроса.
Как оформить заключение в докладе?
Выводы можно начать такими словами:
- Итак, можно сделать вывод, что …
- Проведенные исследования позволяют сделать вывод о…
- Подводя итоги, можно констатировать следующее: …
- Резюмируя, можно отметить…
- Подводя итоги анализа, следует сделать вывод…
- Таким образом, работа позволяет сделать вывод…
Краткий вывод из доклада обязательно должен включать в себя отметку о достижении цели, поставленной во вступлении.
Краткий вывод из доклада еще называют резюме (от фр. résumé — «сокращенный»). Это может быть всего 2-3 предложения, оформленные маркированным или нумерованным списком, содержащие основные тезисы доклада.
На интернет-бирже Автор 24 зарегистрированы не только студенты, которым требуется периодически написание учебных работ. Здесь можно встретить настоящих профессионалов своего дела. Это преподаватели, доценты, аспиранты с разнообразных ВУЗов нашей страны и СНГ. Каждый из них знает о том, как правильно написать выводы к докладу, поэтому заказав написание доклада профессионалам, вы получите комплексную работу, включающую:
- Основную часть – доклад;
- Выводы (при необходимости краткий и полный вариант);
- Речь для защиты;
Всесторонне подготовившись к защите написанного доклада, вы гарантированно получите положительную отметку.
Что такое доклад и для чего он нужен
Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.
Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Как написать доклад?
Даже, если студент знает, как сделать доклад, всё равно нужно основательно подготовиться к работе. Для этого желательно знать, с чего начинать и чем заканчивать данную работу. Именно поэтому и нужен план, ведь с его помощью работа пойдет значительно быстрее.
Написание работы состоит из следующих этапов:
Этап 1. Выбор темы. Как правило, студентам предлагаются варианты на выбор. Поэтому можно взять такую тему, чтобы она была действительно интересна докладчику, ведь только тогда получится хорошая работа.
Этап 2. Подбор литературы по теме (около 10 шт.). Источники необходимо основательно изучить и выбрать основную информацию, чтобы она была интересной, полезной и достоверной. Поэтому информация берётся из проверенных источников. Лучше всего обратиться в библиотеку, так как в учебниках и журналах более достоверная информация.
Этап 3. Написание плана. Нужно составить план таким образом, чтобы доклад получился интересным. Пишите в первую очередь не для себя, а для слушателей.
Этап 4. Подведите итоги, напишите выводы.
Этап 5. Подготовьтесь к дополнительным вопросам. Комиссия и коллеги могут задать несколько вопросов после выступления. Поэтому, желательно заранее подготовиться и продумать все варианты ответов.
Составление плана – это гарантированный успех при написании доклада. Работа делится на заголовки, подзаголовки, и учащийся, пользуясь содержанием, будет помнить, о чём говорить в том или ином разделе.
Выбор темы
Шаг 1. Прочитайте внимательно инструкцию. После того, как научный руководитель выдал вам инструкцию для написания работы, нужно тщательно изучить задание, возможно, придётся его перечитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть вопроса. Как правило, в задании даны четкие инструкции, где указано, что именно нужно раскрыть в теме, для какой целевой аудитории предназначен доклад, стоит ли высказывать свое мнение. Ведь если статья информационная, тогда нет необходимости рассказывать что-то от себя, так как вы предоставляете слушателю определенную информацию.
Шаг 2. Выбирайте только ту тему работы, которая вам нравится. Тогда намного проще сможете написать доклад. Хотя, иногда преподаватель сам выбирает тему для студентов. В этом случае необходимо найти моменты, которые вам лично будет интересно узнать, и от этого нужно отталкиваться. Поставьте себя на место слушателя.
Шаг 3. Выбирайте оригинальную и захватывающую тему работы, чтобы аудитория с удовольствием слушала докладчика и участвовала в обсуждениях. Конечно же, если у вас одинаковые темы с одногруппниками, скорей всего, сложно будет удержать внимание аудитории.
Шаг 4. Не бойтесь менять тему, если она оказалась слишком сложной для вас. Иногда так случается, что вроде бы выбрали тему, начали искать информацию, но оказалось, что не получается найти достаточно информации. Пока не поздно, лучше поменяйте тему, ведь за несколько дней до сдачи это сделать невозможно.
Шаг 5. Ищите информацию по теме не только в интернете, но и в библиотеке. Как правило, в инструкции должно указываться, сколько источников нужно обработать студенту. Ищите информацию исключительно по теме. Если ваша тема касается какого-то исторического события опишите в какие годы оно произошло, его причины, последствия и т. д.. Обязательно указывайте все необходимые даты. Если берёте информацию из интернета, тогда вы должны быть полностью уверены в ее достоверности.
Шаг 6. Записывайте все необходимые данные. Во время поиска информации записывайте источники, где указывается год выпуска, автор, город издания, номер страницы, где была найдена информация. Впоследствии вы сможете легко составить список использованных источников.
Подготовка к написанию доклада
Сначала определитесь с основной идеей. Необходимо продумать, как вы донесете информацию до слушателей так, чтобы удержать их внимание от начала выступления до окончания.
Заранее продумайте оформление доклада. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем. Возможно, он разрешит оформить доклад по своему усмотрению. Также, можно воспользоваться ГОСТом, благодаря которому подчеркнете свой профессионализм.
Сделайте на черновике набросок. С его помощью поймете, как будет выглядеть ваш доклад. Можно набросок сделать в виде списка или же перечислить свои идеи. То есть, в этот момент создадите определенную структуру доклада.
Структура доклада
Перед тем, как написать доклад, нужно составить не только план, но и структуру работы, которая помогает из отдельных частей написать краткий и одновременно развёрнутый текст. Как правило, доклад пишется не более, чем на 5-ти страницах формата А4.
Основными элементами структуры доклада являются:
- Вступление, где студент приветствует аудиторию.
- Введение, в котором докладчик заинтересовывает слушателей. Студент формулирует актуальную и оригинальную тему исследования. Рассказывает про важность доклада, какие ученые работали в данной области и указывает цель работы.
- Основная часть, где студент рассказывает все части по содержанию. То есть, в этом разделе рассказывается про методики исследования, подробно описываются все действия, которые связаны с получением результатов. Также студент может рассказать о результатах исследования, кратко изложить новую информацию, которая получена в процессе наблюдения.
- Заключение. Здесь докладчик подводит итоги и заканчивает выступление.
Как написать введение (пример)
Как уже говорилось выше, сначала нужно написать вступление и введение. То есть, необходимо поздороваться с аудиторией, представиться (назвать свои Ф. И. О, тему работы, цель, предмет, объект исследования). Это первая часть работы. На примере показано, как правильно начинать вступление и введение:
Введение к докладу (образец)
Как написать основную часть (пример)
После введения описывается вторая часть работы (теория). Здесь можно написать, основную идею. Если тема по истории про крестьянские движения, тогда нужно писать всё про их эксплуатацию, формы движения, повседневные протесты крестьян и т. д.. То есть, выбрать главный тезис и вокруг него создавать структуру написания. Пример рассмотрим ниже:
Основная часть доклада (образец)
После второй части рассматривается, чем заканчивается основная идея. То есть, описываются причины, дается сравнительный анализ. Если работа пишется по математическому предмету, обязательно нужно в практическую часть вставить таблицы для сравнения, диаграммы, схемы и т. д. Необходимо по максимуму проанализировать данные, рассмотреть подробный анализ, а также подвести итоги на основании этих данных.
Как написать заключение (пример)
Уже после теоретической и практической части пишется заключение, где студент подводит общие итоги по сделанной работе. Можно написать, какой период исследовался докладчиком, какие особенности выявлены, какие мысли посетили студента во время написания:
Заключение к докладу (образец)
Что писать после заключения
После заключения с новой страницы пишется список использованных источников. Это могут быть быть статьи из журналов, литература, интернет-ресурсы и т. д.
Как правило, литература пишется в алфавитном порядке, придерживаясь всех стандартов ГОСТа, но следует уточнить у научного руководителя. Возможно, он разрешит писать литературу по своему усмотрению. Посмотрите на примере, как правильно указывать использованные источники.
Список использованных источников (образец)
Требования к оформлению доклада по ГОСТам
Кроме подготовки и написания доклада, нужно еще принять к сведению то, что его нужно правильно оформить. Требования к оформлению доклада практически такие же, как и к оформлению реферата. Однако, здесь требований значительно меньше, так как в ГОСТах нет четкого предписания по данному виду документов.
Доклад можно сдавать не только в печатном виде, но и в рукописном. Однако, работа выглядит более аккуратно, если она напечатана на компьютере. Поэтому лучше заранее узнать у преподавателя, в каком виде оформлять работу.
Существуют два известных ГОСТа, по которым оформляются рефераты, дипломные работы и курсовые. Это ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95, и по ним можно смело оформлять доклад.
Это важно! В докладе, также, как и в реферате нумеруются страницы, начиная с введения. На первом и втором листе страницы не ставятся, но считаются. То есть, на странице, где написано «Введение» ставится цифра «3» по центру в самом низу.
Размер шрифта может быть, не меньше 12, а лучше 14 кегль, но этот нюанс уточняется у преподавателя. Это же касается заголовков, основной части, списка литературы и т. д.
Образец написания доклада (по истории)
Приведем пример, как написать доклад по истории при помощи плана. Цель доклада – обретение студентами навыков работы над источниками, глубоко изучить материал и выступить перед аудиторией.
Внимание! Задача студента – научиться самостоятельно перерабатывать большое количество материала, найти главную идею и максимально раскрыть информацию по теме.
Во вступлении студент сначала приветствует с аудиториею, а затем называет тему доклада, например: «Крестьянское движение в 30-50 гг. XIX в.». Здесь, нужно рассказать, что такое крестьянское движение. Затем описывается цель: «Изучение крестьянского движения в России в первой половине XIX в». Для достижения цели студент ставит такие задачи:
- когда и как долго проходили крестьянские движения;
- какие губернии славились крестьянскими движениями.
После вступления идёт основная часть, где в первой главе можно написать про эксплуатацию крестьян, а во второй части докладчик продолжает историю о выступлении крестьян, их причины и почему они ежедневно протестовали.
После основной части кратко пишется заключение, где делаются выводы докладчика и выделяются основные, наболевшие моменты.
В конце доклада указывается список использованной литературы по ГОСТу, то есть, в алфавитном порядке.
Советы для выступающих перед аудиторией
Теперь студенты уже знают, как сделать доклад интересным не только слушателям, но и преподавателю. Все понимают, что подготовка материала занимает много времени, сил и чтобы получить высокую оценку, есть несколько основных советов:
Совет 1. Выступать перед аудиторией нужно от 10 до 20 минут. За это время студент должен прочитать подготовленный материал, и желательно с примерами и достоверными фактами.
Совет 2. Выучить все научные термины, которые находятся в докладе. Также студент должен понимать их смысл, так как педагоги по ним часто задают вопросы. Поэтому докладчик должен основательно подготовить приблизительные ответы.
Совет 3. Тщательно следить за изложением материала, за его грамотностью и последовательностью.
Совет 4. Побороть страх перед аудиторией и настроиться на то, что слушатели относятся к происходящему дружелюбно.
Совет 5. Быть убедительным во время доклада и слушатели поймут, что студент действительно владеет темой на должном уровне.
Совет 6. Не торопиться и не растягивать слова. Лучше всего заранее потренироваться, так как скорость чтения должна быть примерно 120 слов минуту.
Совет 7. Заранее продумать вопросы, которые могут задать слушатели после доклада. Для этого лучше посоветоваться с однокурсниками и даже с ними потренироваться.
Совет 8. Адекватно реагировать на обсуждения аудитории. Если они активно говорят на данную тему, значит им действительно интересно слушать студента.
Если соблюдать вышеперечисленные правила, тогда преподаватель оценит доклад на отлично.
Заключение
В статье рассмотрено, как писать и зачитывать доклад. С одной стороны, кажется всё очень просто, но с другой – нужно учитывать все элементы, касающиеся подготовленного материала. Всё зависит только от студента, насколько он добросовестно отнесется к работе, такую оценку и получит на докладе.
- Что такое заключение в реферате
- Как сделать выводы в реферате
- Как писать заключение к реферату
- Образец заключения в реферате
- Пример правильного заключения в реферате
- Как закончить реферат
Реферат — проверка знаний студента, поэтому при его создании приходится стараться сделать все максимально правильно. Один из обязательных элементов – написать заключение в реферате. По сути, это отчет, поэтому особое внимание обратите на оформление реферата, соответствие стандартам и правилам. Заключение в реферате – завершающий этап работы над основным разделом. Если оно сильное, то может спасти даже посредственное изложение темы. Грамотные выводы позволят избежать вопросов от преподавателя.
Что такое заключение в реферате
Заключение в реферате – это раздел, составляющий 5-10% от общего объема. Цель написания заключения – систематизировать знания, подвести итоги, выделить утверждения, обозначить достигнутое. Проверяющий должен понять, какие проблемы были рассмотрены, возможно ли их практическое использование.
Заключение реферата:
- анализирует и структурирует содержание;
- определяет главное;
- отвечает на основной вопрос;
- подытоживает теоретическую и практическую часть;
- создает положительное впечатление о материале.
Цель заключения реферата – подчеркнуть значимость работы, обратить внимание на самое важное. В этом разделе кратко описывается вся работа, методы достижение цели, результаты, характеристики проблемы, рекомендации автора. Самое главное – написать в заключении гармоничные выводы к каждому параграфу реферата.
Как сделать выводы в реферате
Хотя по ГОСТ выводы в конце глав не обязательны, они повышают качество материала, так как систематизируют содержание. Это отношение автора, мнение об изложенной информации, новый взгляд на нее. Выводы связаны с задачами и целями, поставленными во введении реферата.
Написать выводы в реферате – не значит переписать другими словами информацию, изложенную в работе. Это систематизация изученного материала с целью создания собственной точки зрения на проблему исследования. Новизна не нужна, но требуется мнение автора. С точки зрения синтаксиса это логические суждения, состоящие из ранее высказанных и доказанных тезисов, обоснованных друг другом. Это не значит, что обоснование создано автором. Оно является выводом авторов, работы которых использованы в материале.
Итоги подчинены законам логики. Они основаны на конкретной работе. Методологически это обобщение, определение общих характеристик предмета, свидетельствующих об умении выделить общее из различных подходов и концепций.
Недаром большинство преподавателей считает выводы в реферате самой сложной частью. Это мысли автора, показатель степени проработки информации. Выводы тесно связаны с задачами, целью и содержанием. Основная характеристика – конкретность, четкость формулировки, основанная на статистических и аналитических данных.
Выводы – утверждения, основанные на анализе источников и результатах исследования. Автор настаивает на утверждении, так как удостоверился в его подлинности и может доказать. Это его точка зрения, которую он готов отстаивать.
Для написания выводов используются 3 метода:
- дедуктивный – от общего к обобщению;
- индуктивный – от отдельных фактов к обобщению;
- на основе чужих выводов.
Используя первый метод, выводы следует писать для каждого параграфа. Это требует свободного владения информацией, относящейся к теме. Если студент встречается с новой информацией, знаний может оказаться недостаточно, чтобы изложить данные в логической последовательности. В таких ситуациях вместо систематизации и обобщения получается дублирование информации.
При использовании второго метода за основу берутся внешние источники. Третий метод можно использовать, если удалось найти данные, полностью соответствующие теме. Если это условие не соблюдается, выводы получаются нелепыми, выделяющимися на фоне основного текста.
Как писать заключение к реферату
После написания основной части нужно собрать выводы к параграфам, систематизировать их, перефразировать, избавиться от противоречий. Если объема недостаточно, следует добавить дополнительные данные, ориентируясь на предмет и цель исследования. Выводы в заключении реферата должны иметь такую же направленность, как материал в целом. Это кратко изложенные мысли, не противоречащие теме, сути рассматриваемой проблемы.
Если преподаватель не требует формирования выводов в конце каждой главы, заключение следует писать, как логическое завершение работы. Прочтите еще раз основную часть и попытайтесь пересказать тезисами. Запишите тезисы – они станут основой заключения. Не обязательно рассматривать каждую главу. Главное условие – придерживаться темы, указанной на титульном листе реферата и цель и задач. Все пункты должны создать цельную структуру, плавно перетекая друг в друга.
Писать заключение в реферате следует отдельно от общей части. На отдельной странице пишется «Заключение», выравнивается посередине. Делаются 2 отступа. Шрифт, кегль и межстрочный интервал такие же, как в основной части. Недопустимо оформление заключения в виде перечисления.
Старайтесь писать заключение таким образом, чтобы выводы не содержали бессмысленных слов. Старайтесь избегать одинаковых или однокоренных слов слишком близко друг к другу. Копировать фразы из материала можно. Стиль публицистический, отчасти научный.
Заключение к реферату можно писать, используя фразы:
- подводя итоги, можно утверждать;
- из результатов исследований можно сделать вывод;
- подводя итоги исследований и анализа, можем отметить;
- мы пришли к выводу;
- резюмируя, можно сказать;
- исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод.
Не следует указывать в заключении новую информацию. Это обобщение реферата, перечисление результатов.
Не помешает перечитать введение в реферате, чтобы вспомнить задачи и цели. Кроме собственного мнения необходимо указать мнения других авторов, сделать их анализ.
Образец заключения в реферате
Образец заключения в реферате на тему «Основы здорового образа жизни»:
Итак, в заключении реферата можно отметить, что беспечное отношение части людей в нашем обществе к своему здоровью, наносит социально-экономическое и морально-психологическое ущерб семье, производственному коллективу и обществу в целом; во многом зависит от недостатков в функционировании системы физического воспитания детей и молодежи в недалеком прошлом.
На состояние человеческого организма значительное влияние оказывает психосоматика, поэтому иногда выделяют следующие условия ЗОЖ: эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие. Нельзя ставить под сомнение пользу режима дня. Поэтому необходим системный подход к распределению времени. Правильно подобранный режим составляет смену периодов физической и умственной работы периодами расслабления организма. Таким образом, сон должен состоять из 7-8 часов в сутки для взрослого человека.
Выяснена и важность рационально подобранного питания. Здоровый образ жизни неразрывно сочетается с правильным питанием.
Занятия физкультурой — это один из основополагающих элементов здорового образа жизни. Нынешний уровень развития технического прогресса значительно упростил жизнедеятельность человека, но при этом положительном влиянии значительно уменьшилась двигательная активность человека. В наше время люди существенно меньше ходят пешком. Движение необходимо для нормального функционирования организма. Выбор физической активности зависит только от возраста, физических возможностей и индивидуальных желаний человека.
Пример правильного заключения в реферате
Пример заключения реферата на тему «Современны индустриальный город и спортивные практики»
В заключении реферата сделаем краткие выводы по результатам изучения проблемы:
— Выявлено, что в условиях современных индустриальных городов определенные условия, в которых данная деятельность могла бы проявить себя как спорт и подкрепить ее соответствующим социальным отношением призвана государственная, региональная и муниципальная политика в сфере развития физической культуры и спорта. Одной из главных задач является обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спортивно-досуговой сферы, в основном спортивных школ. Для этого также необходима разработка и реализация муниципальной политики в сфере развития спортивных практик в крупных индустриальных городах.
— Развитию предмета исследования препятствует три больших блока проблем: экономический, социальный и политический. В тоже время изучение практики реализации муниципальных программ, направленных на развитие спортивных практик в крупных городах показывает, что администрациями городов определяются цели, направления и сроки модернизации системы дополнительного образования спортивной направленности. Ряд авторов считает, что при достаточном уровне финансирования данных механизмов реализации программ по изучаемой в реферате теме поможет вывести на новый уровень развитие спорта в крупных городах при условии дальнейшей коммерциализации процесса развития спортивных практик на муниципальном уровне.
Как закончить реферат
Качественное заключение может написать любой. Чтобы написать реферат правильно, в выводах дайте несколько советов по решению проблемы. Можете указать актуальность и ценность исследования. Не лишним будет оценить, выполнены ли поставленные задачи, чего удалось достичь исследованием.
Обязательное условие при написании реферата – высокий уровень грамотности. Даже для студента, изучающего основы экономики, недопустимо сдавать работу с пунктуационными и стилистическими ошибками.
Обновлено: 03.03.2023
Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!
Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.
Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.
Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.
Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.
Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.
Подготовка
Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.
Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?
Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.
Третье правило: готовь хорошие слайды
Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.
- на слайдах — то, что помогает людям понять суть дела. Доклад — не комикс, иметь по слайду на каждую фразу — это перебор
- слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит
- стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — пять: заголовок, мысль и три подмысли
- на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.
Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.
Время доклада
Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.
Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).
Репетиция доклада
Проверка оборудования перед докладом
На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.
Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.
Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.
Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.
Начало доклада
Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.
Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.
Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.
Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.
В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.
Поза докладчика
- стойте в открытой позе, избегайте скрещивания рук на груди, животе и гениталиях;
- непринужденно перемещайтесь по тому пространству, которое вам выделено перед слушателями (сцена, часть зала); избегайте неподвижности;
- глядите в зал, лучше всего — выберите в зале симпатичного вам человека и смотрите на него, так, как будто вы рассказываете ваш доклад ему лично; лучше выбрать нескольких таких человек, и периодически переводить взгляд с одного на другого; избегайте постоянного взгляда вбок, в пол, в потолок. Задумались, посмотрели в окно или в сторону? Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал;
- никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете. Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение;
- жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился.
Собственно доклад
Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни
В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.
Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).
Вопросы в ходе доклада
Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени
Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.
Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.
Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.
Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.
Завершение доклада
Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.
Важная деталь
Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).
А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.
UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.
Учебный доклад требует от автора не только качественного содержания, но и достойного оформления. Органичное сплетение этих составляющих делает работу интересной, легкой и приятной для восприятия. Достичь такого эффекта можно с помощью богатства языковой палитры и умелого использования фраз-клише научного стиля в учебном докладе.
Что такое учебный доклад, где его используют?
Учебный доклад – это изложение информации по определенной теме. Используется такой вид доклада на семинарских занятиях, лекциях, круглых столах в учебных заведениях разного уровня аккредитации, а также в школах.
Для поддержки связи со слушателями, а также логической связи частей доклада существуют специальные фразы-клише.
С какой фразы начать доклад?
Не забывайте о том, что вступительная фраза должна соответствовать деловому стилю, несмотря на то, что в аудитории ваши ровесники (одногруппники, однокурсники или одноклассники).
После вступительной фразы можно переходить непосредственно к выступлению.
Вспомогательные фразы для оформления введения
На что обращается внимание в введении доклада?
Введение – это первая часть, в которой автор ознакомляет с темой, раскрывает актуальность проблемы, изложенной в докладе, цели работы, делает краткий обзор существующих трудов по теме.
Введение имеет набор стандартных фраз:
Фразы для связки частей доклада
Как связать обособленные части доклада?
В основной части доклада автор представляет изложение темы (краткое или детальное) с элементами анализа и цитирования достоверных источников. Весь этот коллаж сведений нужно связать между собой органичными логическими переходами, для этого используются такие фразы:
Если нужно указать на причину, следствие или условие явления, прибегают к таким клише: откуда следует, вследствие, в силу… в виду этого, в таком (таких)… в этом случае, свидетельствует, дает возможность.
Фразы для оформления выводов
Как оформить вывод доклада?
Заключительная часть должна кратко подавать обобщенные выводы по теме. Для ее оформления используются следующие фразы:
Так как заключительная часть доклада небольшая по объему, достаточно 2-3 фраз для ее оформления, а в некоторых случаях можно ограничиться и одной (например, первой из приведенного списка).
Заключительная фраза доклада
Советы по использованию фраз-клише научного стиля
Советы для начинающих
Это далеко не полный список фраз для оформления доклада, но при умелом использовании данный набор поможет оформить доклад для достойного выступления.
О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Если первые слова оратора должны привлечь внимание публики, то последние призваны усилить эффект выступления. Сказанные под занавес слова должны звучать в ушах слушателей и после окончания выступления.
По сути, заключение состоит из двух частей.
1.Сделать обзор того, что Вы сказали
Но особенно важна вторая часть заключения. Хотелось бы, чтобы у слушателей не только возникло ощущение, что информация классная, чтобы они не только получили удовольствие, но и стали следовать полученной информации. Поэтому в заключении речи необходимо призвать людей к действиям.
2.Призыв к действиям
Этим Вы завершаете выступление. Говорите о том, что людям надо сделать, не оставляйте место для досмысливания, люди после вашего выступления должны четко знать, куда идти и что делать.
Какими способами можно еще завершить свое выступлений? Например, так:
Повторить основные этапы развития темы
С тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. В чем причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя…
Показать пути выхода из проблемы
Показать пути выхода из проблемы и наметить ее возможное развитие. Сегодня в обществе существует значительная напряженность, которая выплескивается в дискуссиях, в разговорах, беседах. Но я уверена, что выход есть, и он – в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил.
Высказать пожелание аудитории или обратиться к ней с прямым призывом
Указание перспектив
Если Вы добросовестно освоите материал на сегодняшнем занятии, то сможете быстрее научиться…
Иллюстрированная концовка
Выглядит очень эффектно. Для этого могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты. Это позволяет усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся.
Юмористический финал
Чего избегать в заключении
Люди не застрахованы от ошибок, тем более их легко совершить, когда, как Вам кажется, Ваше выступление уже позади. И все постарайтесь избегать следующих вещей:
— Не извиняйтесь перед слушателями за то, что у Вас не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому Вам не удалось хорошо выступить; что Вы, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели напрасно потратили время;
— Не вводите в заключение новые разделы. Убедитесь, что оно связано со вступлением;
— Избегайте длинных заключений, которые утекают в неопределенность;
— Шутки, не относящиеся к теме выступления, будут неуместны.
Резюме
Мы все более или менее представляем себе, что это такое.
А вот откуда пошла традиция устных и письменных докладов, по каким правилам он составляется, для каких целей служит – узнать необходимо.
Доклад — это.
На рабочих совещаниях, отчётных собраниях докладчик предлагает слушателям ознакомиться с результатами своей работы или совершает обзор достижений своих подопечных (если это учитель, руководитель). Как правило, такое выступление для наглядности сопровождается презентацией.
Учебный процесс предполагает написание докладов как отдельный вид работы.
В школьной практике доклады бывают устными и письменными. Обычно текст доклада фиксируется на бумаге, а затем произносится публично.
Большим плюсом является наличие дополнительных аудио-и видеоматериалов.
Как оценивают доклад
Пока ученик или студент выступает перед аудиторией, педагог оценивает его труд по следующим критериям:
- — качество подготовленного материала (содержательность, полнота охвата информации);
- — умение учащегося самостоятельно выделять главное и второстепенное;
- — владение навыками устной речи;
- — понимание используемых терминов;
- — краткость (говорить нужно лаконично, собранно, без вводных слов и долгих пауз, только по делу);
- — выразительность.
Как выбрать материал
Перед тем, как выбрать информацию из книги или интернет-источника, нужно проверить подлинность найденных сведений. В этом смысле книга авторитетнее и надёжнее. Энциклопедии составляются целым коллективом учёных-специалистов, затем проходят экспертную оценку и редакторскую правку. Не все сайты также добросовестно работают со своим контентом.
Чтобы не попасть впросак, придерживайтесь нескольких правил:
Проанализируйте ответы и в конце доклада сделайте вывод о том, интересен ли поэт современным читателям.
Как писать доклад (из каких частей он состоит)
-
Во вступлении важно озвучить тему доклада, сказать несколько предложений о важности того предмета, о котором вы собираетесь поведать миру и обозначить проблему.
Здравствуйте! Сегодня я расскажу о галапагосских черепахах. На своих морщинистых панцирях они носят следы древнейших цивилизаций. Эти редчайшие животные, возможно, скоро исчезнут с лица Земли. Как не допустить этого? Что мы можем сделать для них сегодня?
А знаете ли вы, что галапагосские черепахи откладывают за один раз 120 яиц, каждое из которых напоминает по размерам мяч для пинг-понга?
Итак, галапагосские черепахи – уникальные существа нашей планеты, которые остро нуждаются в охране. Можно помочь сохранению вида распространением информации об этих рептилиях, посильной поддержкой зоопарков, океанариумов, специальных питомников и охранных зон.
Введение и заключение – зеркальное отражение друг друга. Следите за тем, чтобы вопросы не остались без ответа.
Как оформить доклад
Когда материал найден, его нужно распечатать, особым образом расположив графы текста на листах бумаги.
Проверил: Строгова Л.К.
Для школьного доклада этого достаточно.
В университете на верхней части листа нужно будет указать полное название учебного заведения и кафедру. Внизу вы проставите город и год написания работы. Образец оформления доклада (титульный лист):
Проверил: д.б.н., проф. И.И.Бородатов
После титульного листа находится оглавление – раздел, отражающий структуру доклада.
Текст основной части набирается 14 кеглем Times New Roman через полуторный интервал. Выравнивание производится по ширине листа, поля – стандартные.
Секреты успешного выступления
Для этого выполните следующие шаги:
- Несколько раз прочитайте написанное вслух.
- Составьте в голове план выступления и перескажите информацию сначала по частям, затем – полностью.
- Встаньте перед зеркалом, понаблюдайте за своей мимикой и жестикуляцией, скорректируйте их. Представьте, что смотрите себя по телевизору и постарайтесь быть интересными.
- Поработайте с голосом и речью (дыханием, интонацией, паузами, словами-паразитами).
- Прорепетируйте выступление перед кем-нибудь из домашних, кому вы доверяете. Следите за реакцией: прекращайте говорить, как только слушатель начнёт зевать!
Выступление имеет успех, когда докладчик чувствует себя уверенно, хорошо разбирается в материале. Он готов ответить на любой вопрос и даже ждёт диалога от аудитории.
Чтобы как следует подготовиться, познакомьтесь с дополнительной литературой по выбранной проблеме, поинтересуйтесь новейшими исследованиями в данной области.
Желаем удачи при подготовке доклада и на выступлении. Смело идите вперёд к вершинам ораторского мастерства!
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не понимаю, как можно два разных события назвать одним словом. Проходит планёрка у директора, он говорит инженеру, сделайте доклад за вчерашний день. И в тоже время идёт заседание съезда и на нём выступает три часа докладчик. И всё это называется одним словом доклад?
Главное для докладчика понимать самому, что он написал, а то сейчас скачивают из интернета чужие работы, даже в суть не хотят вникнуть. Раньше с поиском информации было сложнее, сами книги искали, сами доклады по заданной теме писали, но была уверенность в достоверности информации. Сейчас же пишут все кому не лень, один Дзен чего стоит, а дети из таких сомнительных источников берут информацию и в лужу садятся.
От того, насколько удачной будет заключительная часть доклада, может зависеть успех всего выступления. Нельзя пренебрегать работой над столь важным элементом, поскольку в заключении докладчик обобщает и структурирует изложенный материал. Если сделать все грамотно, удастся не только пробудить внимание аудитории, но и существенно усилить интерес к представленной в докладе информации. Выполнение любого вида научно-исследовательской работы требует усидчивости, тщательного анализа используемой литературы, глубокого погружения в тему. Если задача подобного рода кажется излишне сложной, на помощь придут специалисты фриланс-биржи, где можно купить доклад отличного качества и по приемлемой цене.
Классический вариант
Традиционно в заключении доклада необходимо подытожить сказанное, дать в сжатом виде основные положения. Если вначале ставились цели и задачи, в конце обязательно следует отметить полученные результаты. В ходе исследования должны появиться определенные выводы, анализ которых ведется в соответствующих главах. Заключительная часть – это раздел, где итоги подаются кратко, лаконично и без какой-либо новой информации.
Прописывая выводы, нужно следить за тем, чтобы каждый пункт был логичным продолжением предыдущего. Докладчик должен озвучить не только свое мнение, но и точку зрения нескольких авторов.
Заканчивая доклад, можно воспользоваться готовыми конструкциями, к примеру:
- полученные результаты позволяют сделать следующие выводы…;
- резюмируя написанное выше…;
- в заключении следует отметить…;
- исследование показало…;
- нам удалось… и т. д.
По объему заключение не должно превышать вводный раздел. Выступление можно завершить словами благодарности за внимание. Также уместно предложить аудитории задавать вопросы.
Нетрадиционный подход
Провокация в заключительной части доклада – способ вызвать у слушателей определенные эмоции и желание незамедлительно приступить к обсуждению темы. Докладчик может задать неожиданный вопрос или озвучить провокационное утверждение. Благодаря такому подходу удается отыскать интересные и даже оригинальные решения.
Без должного умения желательно избегать грубых провокаций, иначе вместо усиления внимания аудитории можно заполучить всеобщее осуждение и, соответственно, провалить доклад.
Услуги специалистов
Прежде чем допускать исполнителей к написанию различных заказов, биржа проверяет их на профпригодность по специальной методике. Таким образом, после подачи заявки на создание доклада можно не волноваться: за работу возьмется настоящий специалист. Главное, предварительно обсудить с выбранным исполнителем малейшие нюансы, касающиеся выполнения заказа.
Читайте также:
- Райская летающая змея доклад
- 4 симфония кабалевский доклад
- Доклад о детекторе лжи
- Как сделать доклад в виде презентации в ворде
- Доклад по истории древние люди в россии кратко
Вы уже составили план и содержание, поставили цель и обозначили задачи, оформили титульный лист и список литературы. Казалось бы, можно расслабиться и наслаждаться жизнью. Но нет, в любой работе ещё есть введение и заключение, в котором подводят итоги и делают выводы.
Как написать введение и заключение к реферату? О работе над вводной частью мы уже рассказывали. А в этой статье рассмотрим, как оформлять выводы и нужно ли заключение в реферате.
Хотите получать полезные материалы первыми? Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками, чтобы учиться ещё выгоднее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Что такое заключение в реферате
Заключение — это незаменимая часть в структуре работы. Как правильно написать заключение в реферате? На этот вопрос хотят знать ответ многие студенты. Ведь ГОСТ и методические пособия не предусматривают правил оформления и содержания заключения. А между прочим, заключение — наиболее важная часть реферата, поскольку она обобщает и структурирует весь материал.
Заключение — это итоговый вывод в реферате, в котором студенту необходимо оценить, удалось ли выполнить поставленные задачи и достичь целей исследования.
Другими словами, финальная часть реферата сосредотачивается на сути проделанной работы, подводит общую черту и резюмирует проблему и шаги, сделанные для её решения.
Рекомендуется писать заключение тезисно, отдельно описывая итоги и главную мысль параграфов основной главы реферата.
Нужен ли вывод в реферате
А нужно ли вообще делать заключение в реферате? Это ведь совсем небольшая работа, если сравнивать её по объёму с курсовой или дипломом.
В любой работе необходимо сделать выводы. Даже если вы пишите простой отчёт по практике или готовите сложный научный доклад. Заключение должно показать, насколько вы умеете анализировать и практически применять указанные данные. Без выводов реферат превратится в обычный текст, который не вызовет ничего, кроме недоумения.
Что можно написать в заключении реферата: рекомендации + пример
Как писать заключение? Заключение излагается научным стилем: без личных местоимений и «водных» слов— только факты и собственные умозаключения.
Какие функции у заключения:
- раскрывать цель и задачи исследования;
- приводить статистику и аналитику;
- формулировать чёткие и однозначные выводы по работе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
В заключении должны содержаться только выводы по работе. Никаких таблиц, графиков и ссылок на сторонние источники.
Если студент «прикипел» к тематике работы, то завершить подведение итогов можно, высказав собственное мнение о поднятой проблеме или о перспективах дальнейших исследований.
Структура заключения в реферате
Чтобы составление заключительной части реферата не вызвало проблем, воспользуйтесь следующим советом. Готовя текст заключения, опирайтесь на вводную часть:
- напомните об актуальности темы;
- уточните предмет и объект исследования;
- опишите, удалось ли выполнить задачи и достичь цели.
Обратим ваше внимание, что вывод должен соответствовать вводной части реферата, но не дублировать её и содержать личную оценку и умозаключения. Главная особенность заключения — выводы формулируют своими словами, обосновывая и и подкрепляя фактами из каждого раздела реферата.
Запомните: плохой вывод — резюмировать источники по теме, хороший — высказывать своё мнение о проблематике реферата.
Шаблоны фраз для заключения к реферату
Чтобы избежать тавтологии в заключительной части и формулировать выводы чётко и ясно, рекомендуем использовать речевые шаблоны и клише. Мы собрали такие слова для заключения в реферате, которые можно смело вплетать в текст:
- на основании анализа исследованной литературы… ;
- подводя итоги вышесказанному… ;
- таким образом, можно утверждать… ;
- проделанная работа позволяет… ;
- в заключение следует отметить… ;
- резюмируя написанное выше… ;
- с опорой на анализ… ;
- исследование показало… ;
- приведённый в работе материал позволяет заключить… ;
- на основании проведённой работы можно предположить… ;
- установлено, что… ;
- авторы исследований приходят к… ;
- мы исследовали (получили)… ;
- нам удалось… .
Оформление заключения реферата
Последний вопрос, о котором стоит помнить — это грамотное оформление выводов.
Оформляют заключение также, как и весь текст реферата:
- основной шрифт — Times New Roman;
- стандартный размер — 12-14 кегель;
- межстрочный интервал — 1,5;
- размеры полей: нижнее и верхнее — 2 см, правое — 1 см, левое — 3 см.
По объёму заключительная часть реферата не должна быть больше введения.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Мы рассмотрели все нюансы, которые позволят написать верное заключение в реферате. Но если понимаете, что вам сложно делать выводы или не хватает времени писать реферат самостоятельно, доверьте это студенческому сервису.