Как написать конспект если лень

Образец

Образец

Многие преподаватели принципиально не принимают к проверке напечатанные конспекты. При наличии рукописного конспекта у вас повышаются шансы получить зачет «автоматом» или просто допуск к зачету или экзамену.

Мы предлагаем вам воспользоваться советом одного гениального студента, который поделился с нами секретом: как сделать рукописный конспект на компьютере и быстренько распечатать его на принтере.

Пользуемся и наслаждаемся!

Как написать конспект быстро: рукописный конспект на компе

Если вы не хотите заниматься утомительным механическим трудом, тратить собственное время и силы на написание конспекта, вы можете создать «фейковый» конспект собственными руками.

Для этого вам понадобится ваш компьютер и старый добрый Microsoft Word.

Шаг 1

Создайте страницу и задайте ей размеры 165*205 мм. Задайте параметры полей: сверху и снизу – отступ по 5 мм, слева – 25 мм, справа- 8 мм.

Шаг 2

Создайте любую фигуру, выбрав ее во вкладке «Вставка». Это нужно для того, чтобы у вас появилась функция «Средства рисования». В ней будет раздел «Выровнять», в котором надо найти пункт «Параметры сетки».

b9d33e5d853a6f

8a949aa51d531d

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Шаг 3

Выберите пункт «Параметры сетки». Теперь приступаем к созданию тетрадной клетки: выберите «Показать сетку»и задайте шаг сетки в 5 мм (это размер стандартной тетрадной клетки).

8407600a61ad83

Шаг 4

Задаем шрифт. Самое главное во всей этой работе – уникальная находка: ищем шрифт Escal. Этот шрифт практически ничем (по крайней мере визуально) не отличается от рукописного.

c2a21904084d74

Шаг 5

Копируем нужный текст из Википедии или методической литературы и подгоняем его таким образом, чтобы он был написан, как полагается: с пропуском одной строки, автоматическими переносами и так далее.

f38eba6eafbd7f

Шаг 6

Приступаем к печати. После того, как «рукописный» конспект распечатан, просто соединяете листы привычным способом: скоросшивателем, скотчем или чем вам угодно.

Конечно, никто не застрахован от слишком умного преподавателя (особенно редко на это ведутся молодые специалисты). Однако ученые мужи в годах вряд ли станут разбираться, а даже если и заметят неладное, то едва ли они сообразят, в чем подвох.

А если вам до сих пор лень, то обращайтесь к профессионалам — им никогда не бывает лень!

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Обновлено: 03.03.2023

Бывало препод задаёт написать конспект, или какую-то другую домашнюю письменную работу, но писать её лень, а распечатанную на принтере приносить нельзя. Есть решение данной проблемы.
1. Заходим на этот сайт:
http://coo.by/writer
2. Пишем или вставляем интересующий вас текст.
3. Жмём «Перевести в рукописный вид».
4. Вверху где писали текст нажимаем «Печать», или скачиваем как картинку.
5. Готово!

P.s Можете пощёлкать колпачок ручки, успокаивает нервишки)

Desetri

Aleksandr

Страдает логика.
Человеку лень писать, сразу в конспект от руки, но он должен переписать ВЕСЬ текст в прогу, что бы потом вклеить распечатаны лист в тетрадь.
Так же есть момент с почерком, у меня он такой корявый, что препод сразу бы заметил, если бы я притащил ему конспект сделанный данной программой.
Вобщем задумка хорошая и можно побаловаться, а для работы сыроват

NightCater

Бог флуда

doctor-i-bolit

Бог флуда

Страдает логика.
Человеку лень писать, сразу в конспект от руки, но он должен переписать ВЕСЬ текст в прогу, что бы потом вклеить распечатаны лист в тетрадь.
Так же есть момент с почерком, у меня он такой корявый, что препод сразу бы заметил, если бы я притащил ему конспект сделанный данной программой.
Вобщем задумка хорошая и можно побаловаться, а для работы сыроват

Так ты вручную и не пишешь, а берешь книгу, оттуда КОПИРУЕШЬ текст , вставляешь в этот «планшет» и вуаля, изи вручную написанный текст

lisusha

moped

Честно сказать, 3 года назад наткнулся на данное чудо, год назад где-то, чёрт дёрнул за руки и я удалил всю инфу из браузера, собсна из закладок эта хуета пропала, недавно очень понадобился этот сайтец, искал всеми силами(помню пост был на одном ресурсе(так и не нашёл его)), но не нашёл. Автору спасибо

Мы предлагаем вам воспользоваться советом одного гениального студента, который поделился с нами секретом: как сделать рукописный конспект на компьютере и быстренько распечатать его на принтере.

Пользуемся и наслаждаемся!

Как написать конспект быстро: рукописный конспект на компе

Для этого вам понадобится ваш компьютер и старый добрый Microsoft Word.

Шаг 1

Создайте страницу и задайте ей размеры 165*205 мм. Задайте параметры полей: сверху и снизу – отступ по 5 мм, слева – 25 мм, справа- 8 мм.

Шаг 2

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Шаг 3

Шаг 4

Задаем шрифт. Самое главное во всей этой работе – уникальная находка: ищем шрифт Escal. Этот шрифт практически ничем (по крайней мере визуально) не отличается от рукописного.

Шаг 5

Копируем нужный текст из Википедии или методической литературы и подгоняем его таким образом, чтобы он был написан, как полагается: с пропуском одной строки, автоматическими переносами и так далее.

Шаг 6

Конечно, никто не застрахован от слишком умного преподавателя (особенно редко на это ведутся молодые специалисты). Однако ученые мужи в годах вряд ли станут разбираться, а даже если и заметят неладное, то едва ли они сообразят, в чем подвох.

А если вам до сих пор лень, то обращайтесь к профессионалам — им никогда не бывает лень!

Неважно — учишься ты в школе, университете или уже закончила обучение — навыки быстрого конспектирования тебе пригодятся. Вот лишь часть методик и техник, которые помогут стать асом в этой области.

Выбираем носитель

Основные варианты — это физический (тетрадь) и цифровой (ноутбук/планшет). У каждого есть свои преимущества и недостатки:

Тетрадь

Преимущества:

Внешний вид. Выпусти наружу внутреннего поклонника учебной эстетики и украшай заметки как душе угодно: маркерами, стикерами или даже блестками.

Мышечная память. Когда мы пишем рукой и рисуем примеры или графики, мы лучше запоминаем, так как у мозга возникает ассоциация движений кисти с полученной информацией.

Недостатки:

Вес. На каждый предмет по тетради — и рюкзак обычного учебного дня ощущается как гильотина. Можно, конечно, иметь одну тетрадь на все предметы сразу, но забыть ее дома будет неприятно.

Неразборчивость. Кто пытался готовиться к экзаменам по рукописным конспектам поймут: проще посмотреть информацию в интернете, чем разбирать свои каракули.

Ноутбук / планшет

Преимущества:

Мобильность. Можно забыть дома одну тетрадь, но целый ноутбук забыть сложно — там же вся жизнь!

Чистота. Никаких зачеркиваний, помарок и орфографических ошибок: просто сотри текст и печатай по новой.

Недостатки:

Вес. Даже крошечный нетбук тяжелее тетрадей для 6 предметов, а на планшете неудобно печатать.

Отвлекающие факторы. Слишком большой соблазн бросить ведение конспекта и зайти в интернет.

Зависимость от техники. Каждый вечер надо ставить гаджет на зарядку, ведь если в аудитории не окажется розетки, ты не сможешь печатать. К тому же, если прибор сломается, то учеба станет намного сложнее, а сохраненные в компьютере конспекты пропадут.

Наш совет: используй преимущества обеих систем. Бери ноутбук как основной носитель, но всегда носи с собой тетрадь для экстренных ситуаций или для лекций, где важнее рисунки и схемы (например, биология или геометрия).

Используй разные способы

Бездумно писать слово в слово за лектором не нужно и даже вредно. Лучше распределять информацию в удобной тебе системе:

Переводческая скоропись. Эту методику используют последовательные переводчики, то есть те, кто говорит вслед за выступающим. Освоить систему будет непросто, и подойдет она не для всех дисциплин: скоропись скорее передает взаимосвязи событий, чем точную формулировку, так что для точных наук использовать ее неудобно. Зато для истории и литературы подойдет прекрасно: конспект в такой методике состоит практически из одних рисунков и условных обозначений, а не из слов.

Метод Корнелла. На странице проводят две горизонтальные линии: одну вверху для заголовка, о другую— внизу для краткого пересказа лекции. Посередине рисуем две колонки: слева пошире, справа поуже. В широкую колонку записываем конспект так, как ты делаешь обычно, только оставляй пропуски между параграфами, чтобы дописать дополнительную информацию позже.

После лекции ты пишешь в левую колонку самые важные идеи, имена, даты и концепты. Спустя сутки надо вернуться к лекции и заполнить нижнее поле с кратким пересказом: так ты повторишь материал и выявишь свои слабые места.

Метод ментальных карт. Основное отличие от других способов — здесь мы начинаем с центра листа, как будто находясь посередине круга. В центре ты записываешь тему или главное понятие, а дальше развиваешь дополнительную информацию.

Для удобства держи под рукой маркеры трех разных цветов, чтобы помечать главное, важное и дополнительную информацию.

Смысловые блоки. Что-то среднее между Методом Корнелла и методом ментальных карт. Просто дели разворот тетради на квадраты, и в каждом начинай новую подтему.

Поток сознания. Метод для самых ленивых, но креативных. Веди конспект как обычно, но записывай попутно свои идеи и догадки под звездочкой*. Так получится некий дневник, который будет интересно перечитывать и после завершения учебы.

Конспект – это письменное изложение информации, полученной из первоисточника. Этим первоисточником может быть, как учебник, монография или другой научный труд, так и рассказ лектора на занятиях в ВУЗе, курсах повышения квалификации.

Процесс конспектирования предполагает систематизацию услышанного или прочитанного с целью дальнейшего использования в личных целях. Работая с учебником, студент редко бывает ограниченным во времени на написание конспекта. Писать конспект, слушая преподавателя, намного сложнее. Во-первых, по причине того, что каждый лекторы по-разному излагают информацию:

  • Один монотонно озвучивает материал, как будто читает книгу;
  • Другой много говорит по теме, но останавливается на основных тезисах и дает время их записать;
  • Третий заставляет дословно записывать излагаемый материал.

Сэкономить собственное время и сделать свои конспекты более понятными и полезными помогут навыки скоростного конспектирования. Умение кратко и понятно записывать информацию пригодится не только студентам, но и секретарям, журналистам и другим служащим, которым приходится часто фиксировать и изучать большие объемы информации.

Какими бывают конспекты

Каждый человек усваивает информацию по-разному: кому-то проще работать с тезисами, а кому-то – пользоваться таблицами и схемами. Также цель, с которой составляется конспект, влияет на то, какое изложение информации будет более продуктивным.

Эти два момента определяют разные категории возможных конспектов. Выделяют пять их основных видов:

  • плановый;
  • схематический плановый;
  • текстуальный;
  • тематический;
  • свободный.

Если цель конспекта – подготовиться к семинару или публичному выступлению, то лучше составлять плановый конспект. При его написании нужно составить подробный план выступления или доклада с пунктами и подпунктами, а потом кратко, в два-три предложения раскрыть суть каждого пункта и подпункта плана. Чем точнее и подробнее будет написан план, тем информативнее и полнее будет раскрыто содержание.

В схематическом плановом конспекте все пункты плана являются вопросами. Кратко отвечая на них, можно хорошо проследить структуру и взаимосвязь полученных сведений. Такой вид конспекта позволяет хорошо усвоить информацию.

Если очень важны цитаты автора, например, в литературе, то лучше делать текстуальный конспект. Его составляют их цитат и выдержек из первоисточника, разных терминов и тезисов. Сложность составления такого конспекта заключается в том, что бывает трудно выделить важное.

Если одна тема изучается с разных сторон, с использованием нескольких источников – для наибольшей целостности картины, то составляется тематический конспект. Суть его не в том, чтобы законспектировать информацию, содержащуюся в каждом источнике, а в том, чтобы всесторонне изучить заданную тему.

Свободный конспект не ограничен в способах изложения информации. Он может содержать план, тезисы, цитаты, схемы и графики. Такой конспект является наиболее целостным и содержательным. Он подойдет для людей, которые могут использовать несколько приемов работы со сведениями.

Основные приемы скоростного конспектирования

Быстрого написания конспекта можно добиться двумя способами. Первый – быстрее писать, а второй – сократить сам путь, который проделывает ручка по бумаге. В первом случае часто может страдать подчерк, и в последующем будет трудно расшифровать записи, поэтому остановимся на втором способе.

Самый распространенный метод скоростного конспектирования – это элементарное сокращение слов, как при написании СМС. Это можно сделать с помощью:

* * *

Перечисленные правила конспектирования не являются единственными. Каждый человек способен дополнить их своими личными приемами и методами конспектирования, которые позволяют ему кратко излагать, а после усваивать значительные объемы информации. Именно поэтому у разных людей не может быть абсолютно одинаковых конспектов. Никогда не стоит слепо копировать чьи-то методы, имеет смысл создать свой, уникальный.

В современном мире очень важно применять дополнительные меры для очистки воды, которую мы пьем и используем в приготовлении еды, ведь окружающая среда, особенно в крупных городах, совсем порой не отличается чистотой и экологичностью. Если вам не безразлично собственное здоровье и чистота воды, которую вы пьете, то вам обязательно стоит обратить в компанию Vicaqua !

Выбирай из представленных на сайте или загружай фон тетрадки и задний фон для своего конспекта!

Добавляй помарки поверх фото созданного конспекта!

Сохраняй шаблоны с помарками

Применяй различные фильтры

Печатай в любых форматах и многое другое

Card image cap

Пример фото конспекта для отправки в zoom ‘ src=»/static/images/icons/help.jpg» alt=»» data-bs-original-title=»» title=»»>

responsive image zoom-image

Пример рукописного конспекта

На сайте доступно 50 шрифтов

Конспект онлайн

Пример фона тетради и второго фона

На сайте доступно 26 фонов тетради и 9 вторых фонов

Конспект онлайн

Пример казахского языка

На сайте доступно 9 казахских шрифтов

Конспект онлайн

Пример фона тетради и второго фона

Для каждого фона тетради применяется свой второй фон(настроены тени, градиент)

Конспект онлайн

Пример математических символов

У 10 шрифтов есть математические символы

Пример таблицы

Вы можете создавать таблицу с разными настройками кривизны

Card image cap

Пример распечатанного конспекта ‘ src=»/static/images/icons/help.jpg» alt=»» data-bs-original-title=»» title=»»>

Читайте также:

      

  • Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему осень золотая
  •   

  • Индексация выплат в связи с материнством отцовством и детством конспект
  •   

  • План конспект рекреационного занятия для школьников 6 классов
  •   

  • Конспект урока окончание 5 класс
  •   

  • Конспект монографии по истории древнего востока
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.

S.a.n.c.h.o

Дней с нами
1.917
Розыгрыши
0
Сообщения
100
Репутация
+/-

1

Реакции
64


  • #1

Бывало препод задаёт написать конспект, или какую-то другую домашнюю письменную работу, но писать её лень, а распечатанную на принтере приносить нельзя. Есть решение данной проблемы.
1. Заходим на этот сайт:
http://coo.by/writer
2. Пишем или вставляем интересующий вас текст.
3. Жмём «Перевести в рукописный вид».
4. Вверху где писали текст нажимаем «Печать», или скачиваем как картинку.
5. Готово!

P.s Можете пощёлкать колпачок ручки, успокаивает нервишки)

Desetri

Дней с нами
2.485
Розыгрыши
0
Сообщения
86
Репутация
+/-

1

Реакции
62


  • #2

Страдает логика.
Человеку лень писать, сразу в конспект от руки, но он должен переписать ВЕСЬ текст в прогу, что бы потом вклеить распечатаны лист в тетрадь.
Так же есть момент с почерком, у меня он такой корявый, что препод сразу бы заметил, если бы я притащил ему конспект сделанный данной программой.
Вобщем задумка хорошая и можно побаловаться, а для работы сыроват

Дней с нами
2.611
Розыгрыши
4
Сообщения
2.219
Репутация
+/-

42

Реакции
1.653


  • #3

мы живём в 2018 или 2007, где нормальные темы? АУУУУУ

doctor-i-bolit


  • #4

Страдает логика.
Человеку лень писать, сразу в конспект от руки, но он должен переписать ВЕСЬ текст в прогу, что бы потом вклеить распечатаны лист в тетрадь.
Так же есть момент с почерком, у меня он такой корявый, что препод сразу бы заметил, если бы я притащил ему конспект сделанный данной программой.
Вобщем задумка хорошая и можно побаловаться, а для работы сыроват

Так ты вручную и не пишешь, а берешь книгу, оттуда КОПИРУЕШЬ текст , вставляешь в этот «планшет» и вуаля, изи вручную написанный текст :oops:

———Двойное сообщение соединено: 16 Ноя 2018———

Че то даже сам не понимаю, что написано рукописью :D

lisusha

Дней с нами
2.574
Розыгрыши
0
Сообщения
215
Репутация
+/-

10

Реакции
295
Telegram
eightloops


  • #5

Честно сказать, 3 года назад наткнулся на данное чудо, год назад где-то, чёрт дёрнул за руки и я удалил всю инфу из браузера, собсна из закладок эта хуета пропала, недавно очень понадобился этот сайтец, искал всеми силами(помню пост был на одном ресурсе(так и не нашёл его)), но не нашёл. Автору спасибо

Desetri

Дней с нами
2.485
Розыгрыши
0
Сообщения
86
Репутация
+/-

1

Реакции
62


  • #6

Возможно в случаи книг, но увы конспект не только с книги бывает, а еще и переписывать с тетради одногрупника и там уже никакой скан не поможет, ведь скан рукописного текста это еще тот угу.

semeckij13rus

Дней с нами
2.558
Розыгрыши
0
Сообщения
145
Репутация
+/-

0

Реакции
52


✪ RaX12

Дней с нами
2.501
Розыгрыши
0
Сообщения
104
Репутация
+/-

1

Реакции
50


  • #8

Можно ли это как то адаптировать под тетрадный лист? Что бы не доебался никто

semeckij13rus

Дней с нами
2.558
Розыгрыши
0
Сообщения
145
Репутация
+/-

0

Реакции
52


  • #11

Как на таких листах распечатывать? В плане формат или тд

Я таким занимался лет 5 назад. Всего не вспомнишь. Экспериментируй. Успехов тебе.

1134hell

Дней с нами
2.203
Розыгрыши
0
Сообщения
783
Репутация
+/-

22

Реакции
767


  • #12

Как на таких листах распечатывать? В плане формат или тд

скорее всего А5

planta

Дней с нами
2.562
Розыгрыши
4
Сообщения
369
Репутация
+/-

40

Реакции
1.576
Telegram
pLanTach


  • #13

Пожалуйста, имейте в виду, если хотите сотрудничать с данным человеком, он заблокирован на нашем форуме.

Похожие темы

На чтение 11 мин Просмотров 4.7к. Опубликовано 23.03.2022
Обновлено 24.06.2022

Вести конспекты вам придется в течение всей жизни, особенно на работе. Это касается не только журналистов, секретарей и менеджеров, кому нужно много писать. Чтобы занимать хорошую должность, преуспеть в карьерном плане, понадобится заниматься самообразованием, где конспектирование будет как нельзя кстати. Мы предлагаем 9 способов как писать конспект — выбирайте подходящий именно вам.

Содержание

  1. Конспект: что это такое
  2. Виды конспектов
  3. Плановый
  4. Свободный
  5. Тематический
  6. Текстуальный
  7. Графический
  8. Как вести конспект быстро и удобно
  9. Метод блоков
  10. Метод Корнелла
  11. Ментальные карты или Майнд-карты
  12. Метод строчной нумерации
  13. Ведение таблиц-конспектов
  14. Метод условных знаков
  15. Как написать конспект урока
  16. Как написать конспект лекций
  17. Как конспектировать литературу
  18. Как оформить конспект — примеры
  19. Нужно ли писать конспект и какая от этого польза
  20. Где лучше вести конспект

Конспект: что это такое

Конспект: что это такое

Конспект — это краткое содержание полученного материала, позволяющее выделить самые основные моменты для легкого восприятия большого объема данных.

Слово «конспект» произошло от латинского «conspectus» и означает обозрение, обзор, очерк.

В школах и институтах не учат тому, как правильно конспектировать большие объемы информации.

Человек либо не пишет вовсе, либо ведет конспект слово в слово и потом устаёт. Чтобы избежать такого получения знаний, нужно научиться правильно оформлять конспект. Тогда весь материал будет хорошо усваиваться, знания сохраняться и в дальнейшем применяться.

Виды конспектов

Каждый человек выбирает сам, как ему вести свои записи. Давайте разберем, чем отличается один способ конспектирования от другого. А после вы выберете, какой больше подходит и нравится вам.

Плановый

Суть конспектирования состоит в том, что нужно писать план лекции.

Такой вид представления информации предлагается в ВУЗах. Преподаватель делит свою лекцию на несколько подтем. Студент записывает основную информацию по этим подтемам.

Пример - плановый конспект

Его польза: в рамках одной темы выделяются вопросы, которые ее раскрывают. Подходит как для гуманитарных, так и для технических наук.

Свободный

Самый любимый вид конспектирования для студентов, используется на последних курсах. Содержит графики, таблицы, выписки, тезисы, цитаты. Грамотным написанием свободного конспекта обладают только те, кто имеет достаточный багаж знаний.

Пример - свободный конспект

Тематический

Конспектирование подходит для самостоятельной подготовки студентов, когда в рамках одной темы используется несколько источников информации.

Пример - тематический конспект

Необходимо выписать источники информации и их главную мысль. После этого можно сделать вывод, объединив данные из всех источников в одно целое. Тем самым сделать материал связным.

Текстуальный

Достаточно сложный вид конспектирования материала. Подходит для использования тем людям, которые хорошо разбираются в теме, но хотят дополнить свои знания эксклюзивными данными от оратора. Слова оратора настолько крылаты, что представляют собой ценную выжимку научных терминов.

Суть заключает в том, чтобы записывать кратко только новую информацию. Зачастую это термины, их определения сжато и цитаты лектора.

Графический

Способ конспектирования предполагает использование графиков, чертежей, рисунков, таблиц. Подходит для студентов, изучающих технические науки.

Зачастую преподаватели в своих презентациях или на доске используют графический метод. Этот материал обязательно нужно переписывать в тетрадь, потому что он представляет собой сжатую, самую основную информацию по вопросу.

Пример - графический конспект

Как вести конспект быстро и удобно

Мы приведем только те методы конспектирования, которые удобны и пользуются популярностью и среди студентов, и среди уже работающих людей.

Метод блоков

Как писать конспект в виде блоков

Конспект в виде блоков

Создателем является сам Билл Гейтс, основатель Microsoft. Во время переговоров он делает пометки в тетради таким способом.

Как писать: лист бумаги нужно разделить на несколько квадратов, т.е. блоков (или боксов). В каждом боксе будет представлена информация по отдельному вопросу, теме, событию. Вообще делить материал на боксы можно так, как удобно вам.

Когда и для кого удобен такой метод

  • Он удобен тем, что одну лекцию удастся разделить на несколько подразделов, записав в квадратах только все самое важное по каждой подтеме.
  • Использовать его можно так же, как и Билл Гейтс, на встречах, совещаниях, вычленяя из сказанного главную мысль.

Метод Корнелла

Как писать конспект по методу Корнелла

Метод был разработан профессором Корнеллского университета Уолтером Паука в середине XX века. Он пользуется популярностью не только у студентов, но и работающих людей.

Как писать:

  • необходимо разделить лист A4 на 4 блока, отделив их линиями.
  • 1 блок (верхняя часть листа) — дата и тема занятия.
  • 2 и 3 блок располагаются на большей части листа, отделить их нужно вертикальной линией.
  • 2 блок (занимает меньшее пространство) — основные понятия, термины, идеи, вопросы.
  • 3 блок (занимает большее пространство) — подробное объяснение каждого понятия, данного во 2 блоке.
  • 4 блок (нижняя часть листа) — основные выводы по всей теме, можно дополнить своими мыслями или вписать информацию из других источников литературы.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Студенты могут использовать его, когда лекция насыщена новыми понятиями, определениями. Таким образом удастся зафиксировать все необходимое.
  • Знание этого способа позволит кратко делать записи по полученным знаниям, не упуская из виду ни одного момента.
  • Метод Корнелла отлично подойдет кадровикам, которые собеседуют людей, а также журналистам, берущим интервью у человека.

Ментальные карты или Майнд-карты

Метод майнд-карт для ведения конспекта

Как писать: ментальные карты представляют собой разветвляющуюся, как дерево, схему. Корневым элементом является тема, главная идея, а ветви — это подтемы, ключевые понятия, мысли, тезисы.

Майнд-карта может иметь много «ветвей», но для лучшего усвоения информации используйте не более 4-х.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Тема будет лучше раскрыта и понятна, когда потребуется ее перечитывать.
  • Развивается системное, последовательное мышление, человек учится вычленять главные мысли из большого объема данных.
  • Способ конспектирования будет полезен как в частных, так и государственных компаниях.

Например, для достижения стратегической цели ее необходимо разбить на тактические, а далее на оперативные подцели. Майнд-карты будут в помощь.

Создателем методики «mind-maps» является Тони Бьюзен. У него есть своя книга «Интеллект-карты», в которой представлено полное руководство по тому, как грамотно оформлять такой конспект.

Метод строчной нумерации

Метод строчной нумерации для ведения конспекта

Этот способ конспектирования подходит, когда лектор/оратор быстро диктует, а также любит перескакивать с одной мысли на другую.

Как писать: каждое предложение нужно писать на отдельной строке, а потом полученную информацию объединять в блоки. Для каждого блока необходимо будет использовать цветные ручки и маркеры, чтобы помечать, к какой именно части относится каждое написанное предложение.

Пример:

Сначала вы писали про Вторую Мировую войну, а потом учитель стал рассказывать факты о Великой Отечественной войне. Рядом с данными о Второй Мировой войне будет стоять пометка «№1», а рядом с данными о Великой Отечественной войне — пометка «№2».

Когда и для кого удобен такой метод:

Такой способ конспектирования будет удобен у лекторов/ораторов, у которых одна незаконченная мысль быстро сменяется другой.

Ведение таблиц-конспектов

Метод таблиц конспектов

Таблицы-конспекты удобно оформлять, когда рассматриваются темы с одинаковыми критериями оценки, конспектируются какие-либо фактор, сопоставляются плюсы и минусы чего-либо.

Как писать: лист необходимо разделить на нужное количество строк и столбцов. Крайний боковой столбец и верхняя строчка — это критерии, обобщающие понятия. Все остальные ячейки — это содержательная часть.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Студентам ведение таблиц позволит лучше усвоить материал, особенно когда есть сравнение чего-либо.
  • Таблицы также будут удобны, когда необходимо структурировать данные, имеющие одинаковые критерии, но разную содержательную часть.
  • Также работникам для карьерного роста необходимо будет проходить дополнительные курсы, заниматься самообразованием.

Метод условных знаков

Метод условных знаков для конспекта

Когда необходимо изучить большой объем информации в условиях ограниченного времени будет полезно знание метода условных знаков. 

Как писать:  используйте аббревиатуры, стрелки, значки, маленькие рисунки. Для этого необходимо определить, какие значки вы будете использовать для сокращения, прописать их на форзаце или первой странице, чтобы не забыть.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Использование данного способа конспектирования позволит лучше усваивать информацию. Несмотря на то, что преподаватель быстро диктует, вы будете успевать писать, при этом не уставать и хорошо запоминать материал.
  • Он также будет полезен при посещении различных лекций, мастер-классов, где лектор будет читать в удобном для себя темпе (и, скорее всего, это будет быстро).

Как написать конспект урока

Конспект: 9 способов как его писать в 2022

A student at a table littered with books in the library happily writes synopsis

Навык конспектирования учителя начинают вырабатывать у учеников еще в школьное время. Тогда он находится на базовом уровне. Но именно в школьный период таким навыком нужно овладеть, чтобы в институте было легче.

Чтобы запись урока была полной и понятной, следуйте рекомендациям:

  1. Запишите дату и тему урока.
  2. Слушайте учителя внимательно, обращая внимание на его паузы. Когда учитель делает паузы, значит эту информацию нужно записать.
  3. Конспектируйте материал кратко, написав тезис и определение. Всю остальную часть фиксируйте кратко или старайтесь запомнить устно.
  4. Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
  5. Дома, после уроков, напишите вывод по пройденной теме. Если позволяет время, делайте это лучше сразу после урока.

Подходящие методы:

  • м. блоков;
  • м. Корнелла;
  • м. таблиц-конспектов;
  • м. условных знаков.

Несмотря на то, что метод условных знаков используется, когда оратор быстро излагает материал, начать им пользоваться лучше в школе. Таким образом вы запомните все условные обозначения и в институте не придется тратить время на их заучивание.

Как написать конспект лекций

к написать конспект лекций

В школьное время навык написания конспектов был на базовом уровне. В институте он совершенствуется. И чем быстрее будет найдет удобный способ изложения материала, тем лучше. С каждым семестром преподаватели диктуют все быстрее.

Чтобы запись лекции была полной и понятной, следуйте рекомендациям:

  1. Запишите дату и тему лекции.
  2. Запишите вопросы, который будут рассматриваться в рамках одной лекции. Если преподаватель не озвучил подтемы, попроси его это сделать.
  3. Конспектируйте материал кратко, обязательно записав тезис и определение.
  4. Всю остальную часть также старайтесь сокращать, пользуйтесь специальными условными знаками и сокращениями.
  5. Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
  6. Сразу после лекции сделайте вывод по пройденной теме. До дома не ждите, иначе можете упустить важные моменты.
  7. Если возникли вопросы, после занятия или на следующей паре задайте их преподавателю.

Подходящие методы: все.

Как конспектировать литературу

Как конспектировать литературу

Письменное изложение литературных произведений осуществляется особенным способом. Использование всех представленных выше методов будет недолговечным. В литературе важны цитаты и мелкие детали. Поэтому алгоритм конспектирования следующий:

  1. Написать название, автора и дату создания произведения.
  2. Использовать ответно-вопросные формулы. Т.е. вы выделяете несколько главных вопросов по произведению и отвечаете на каждый из них подробно, используя цитаты.
  3. Выделить и записать главные проблемы, поднятые в произведении. Дополнить их конкретными примерами, цитатами.
  4. Отдельным блоком написать исторические события, происходящие в тот момент, и связать их с проблематикой произведения.

Как оформить конспект — примеры

Конспект: 9 способов как конспектировать правильно

Для наглядности приведем вам несколько примеров хороших записей: по техническим и гуманитарным наукам.

По техническим наукам, а именно физике: 

Пример конспекта по техническим наукам

По гуманитарным наукам, а именно стилистике:

«На моду влияют политич., соц., религиозные, экон. факторы, а также настроения общества.

Тренды – это «лицо» изменений, которые происходят в мире.

На моду способны влиять конкретные люди. Трендсеттеры – те, кто задают моду.

Как появляются тренды?

Классическая схема:

  1. Сверху вниз
  2. Снизу вверх

Сверху вниз: дизайнеры/элита → магазины/медиа → потребители/масс-маркет

Снизу вверх: потребители/субкультура → магазины/медиа → дизайнеры/элита

Современная схема:

Тренд:

  • редакторы;
  • дизайнеры;
  • розница и медиа;
  • стрит;
  • блогеры;
  • стилисты;
  • аналитические агентства;
  • знаменитости;
  • потребители.

Тренды бывают:

  • микротренды (короткие);
  • мидлтренды;
  • макротренды.»

Нужно ли писать конспект и какая от этого польза

В век информационных технологий, когда лекцию можно скачать или сфотографировать, кажется, что вести конспекты не нужно. Однако писать их полезно по следующим причинам:

  • Информация быстрее запоминается. При просмотре или чтении материала задействуется краткосрочная память. Если полученные знания отражать на бумаге, они отправляются в долгосрочную память. Плюс зрительная память дополняется двигательной.
  • Легче вспоминать полученные знания. Если конспектировать правильно, а не заниматься простым переписыванием, данные будет выстроены структурно. Времени на вспоминание потребуется меньше.
  • Легче концентрироваться на предмете. При бездумном записывании за преподавателем, внимание теряется, становится скучно и клонит в сон. Чтобы оформить хорошую запись, необходимо обдумывать получаемые знания, становиться активным и вовлеченным в процесс. Такие знания легче применять на практике.

Плюс ко всему вы получаете знания. А новые знания никогда не будут лишними.

Где лучше вести конспект

В XXI веке есть два способа, как можно писать конспект по полученному материалу:

  • от руки в тетради/блокноте;
  • на компьютере.

Разберем плюсы и минусы каждого способа.

От руки

Плюсы Минусы
Лучше запоминается информация Написание текста от руки занимает много времени
Полученные знания дольше хранятся в памяти
Человек меньше отвлекается на посторонние факторы

На компьютере

Плюсы Минусы
Писать на компьютере гораздо быстрее, чем делать это от руки Больше отвлекающих факторов: почта, игры, открытые ссылки
Удастся написать много информации Материал запоминается хуже
Если нужно обратиться к более старым данным, они всегда под рукой

Несмотря на век технологий, умение писать связный конспект важно. Даже если это делать на компьютере, материал не должен быть просто записан за лектором, он должна быть обдуман и кратко представлен. Для этого и были разработаны способы конспектирования.

Теперь вы знаете, что это такое конспект и как его правильно сделать. В статье были представлены наиболее популярные виды и методы ведения записей, чтобы вся информация была логически выстроена и в дальнейшем понятна вам. Пробуйте разные способы, пока не найдете идеальный для себя.

Вам понравилась статья?

Как писать конспект, подскажут собранные нами рекомендации. Советы включают предложение сконцентрироваться, структурировать материал и сокращать слова.

Студентам приходится осваивать массу предметов, относящихся к выбранной специализации или необходимых представителю каждой профессии. Опытные педагоги с первых же дней учебы нагружают подопечных огромным объемом информации. Не обучают их только одному умению, требующемуся, чтобы все эти сведения надежно фиксировать, — знанию, как писать конспект. Его грамотное ведение поможет в дальнейшем не портить глаза, разбирая собственные наспех выполненные каракули, а использовать записанную информацию для успешной аттестации. Некоторые рекомендации помогут превратить полученный на лекции материал в удобное пособие.

как писать конспект

Как правильно писать конспект: полная концентрация

Вне зависимости от того, требуется ли конспект статьи Лихачева «Учиться говорить и писать», которую школьникам задают перечитывать к урокам по развитию речи, или просто запись прослушиваемых лекций, не обойтись без максимальной сосредоточенности на теме. Одновременное выполнение нескольких дел не будет тому способствовать. Потому не стоит отвлекаться на увлекательные беседы с соседями по парте или чаты с приятелями в соцсетях — такими несущественными для усвоения знаний занятиям допустимо посвящать перемены. Лекционный же курс или конспектирование определенных статей предназначается для углубленного понимания нужного материала.

Как писать конспект по истории или иному предмету: фиксирование опорных моментов

Если предстоит переносить на бумагу лекционный материал, составлять конспект «Учиться говорить и писать» или другой книги, принцип здесь один: надо учиться выделять ключевые моменты. Не нужно дословно переписывать все, что успел произнести за время своего продолжительного монолога преподаватель. Это нереально, если не строчить со скоростью света. Опытные лекторы часто сами выделяют в собственной речи главное, начиная в определеннные моменты рассказывать немного медленнее, чтобы предоставить студентам возможность все зафиксировать. Для вникания в подробности существуют учебники, а лекции предназначаются для получения учащимися представления об основных принципах, законах и аксиомах изучаемого.

как писать конспект

Как писать план-конспект или лекцию: структурирование получаемого материала

Независимо от конкретной цели конспектирования, в получившемся после выполнения подобного задания тексте самому человеку непросто будет разобраться, если тот будет представлять собою сплошное пересказывание, без малейших признаков структурирования. Разделение на подпункты, уровни по степени важности, соотношению элементов между собою, — одно из обязательных требований к тому, как писать план-конспект урока. При записывании же лекционной информации этот принцип поможет в дальнейшей работе с нею, позволит выделить опорные моменты, быстрее отыскать ответы на необходимые экзаменационные или зачетные вопросы.

Как писать конспект по литературе и другим дисциплинам: использование цветовых выделений

Помимо ручки, для конспектирования непременно пригодятся маркеры нескольких цветов. Они потребуются для подчеркивания опорных моментов: терминов, ключевых фактов из жизни писателя, взаимоотношений между персонажами его творений, других блоков информации, которые впоследствии помогут сориентироваться в тексте, оперативно отыскать необходимую информацию. Так будет проще отыскать блоки текста, требующие углубленного рассмотрения. Эта рекомендация едва ли поможет с тем, как писать конспект по параграфу: там больше пригодится рекомендация по структурирования, — но при записывании лекций станет подспорьем.

как правильно писать конспект

Как писать конспект урока: создание системы сокращений

Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов. Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау. Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло.

Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме. Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей. Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена здесь.

как писать конспект

Когда нужно написать большой конспект, но не хватает времени на его выполнение или просто нет желания, можно пойти на хитрость и распечатать лекцию письменным шрифтом.

Нам понадобится

Одинарные тетрадные листы

Шаг 1 из 14

Для того чтобы распечатать конспект письменным шрифтом, необходимо скачать рукописный шрифт Eskal (скачать) и установить его.

Шаг 2 из 14

Открываем текстовый редактор Word. Настроим нужные размеры страницы, чтобы имитировать тетрадный лист в клеточку.

Переходим на вкладку «Разметка страницы», выбираем раздел «Размер» и открываем команду «Другие размеры страницы».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 3 из 14

Устанавливаем следующие размеры страницы:

  • Ширина: 16,5 см
  • Высота: 20,5 см

Подтверждаем изменения кнопкой «ОК».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 4 из 14

Переходим в раздел «Поле» и выбираем команду «Настраиваемые поля».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 5 из 14

Устанавливаем следующие размеры полей:

  • Верхнее: 0,5 см
  • Нижнее: 0,5 см
  • Левое: 2,5 см
  • Правое: 0,8 см

Подтверждаем изменения кнопкой «ОК».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 6 из 14

Добавляем прямоугольник, в котором будем рисовать тетрадный лист.

Переходим на вкладку «Вставка». В разделе «Фигуры» выбираем прямоугольник.

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 7 из 14

Приступаем к рисованию клеток. Для этого переходим на вкладку «Формат», используем команду «Выровнять» и выбираем пункт «Параметры сетки».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 8 из 14

Добавляем параметры сетки. В пункте «Шаг сетки» устанавливаем следующие размеры:

  • По горизонтали: 0,5 см
  • По вертикали: 0,5 см

В пункте «Показать сетки» выбираем «Отображать линии сетки на экране».

Подтверждаем изменения кнопкой «ОК».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 9 из 14

Тетрадный лист готов. Теперь необходимо удалить прямоугольник. Устанавливаем курсор в области прямоугольника, правой кнопкой мыши вызываем дополнительное меню и выбираем команду «Вырезать».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 10 из 14

Приступаем к оформлению конспекта. Вставляем нужный текст в документ. На вкладке «Главная» меняем параметры шрифта:

  • Шрифт: Eskal
  • Размер шрифта: 16

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 11 из 14

Изменяем параметры абзаца. Для этого правой кнопкой мыши вызываем дополнительное меню. Выбираем раздел «Абзац».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 12 из 14

В пункте «Интервал» устанавливаем следующие параметры:

  • Межстрочный: точно
  • Значение: 14,2 пт

Подтверждаем изменения кнопкой «ОК».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 13 из 14

В разделе «Абзац» выбираем команду «Удалить интервал после абзаца».

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

Шаг 14 из 14

Теперь можно приступать к печати. После того как лекция будет напечатана, восстанавливаем тетрадь с помощью тетрадной обложки, скоб и скотча. Конспект готов!

Как не писать конспект. Печатаем на тетрадных листахКак не писать конспект. Печатаем на тетрадных листах

как конспектировать правильно

Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.

Для чего нужны конспекты

Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.

Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.

Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.

Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.

Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.

Конспекты:

  • могут заменить учебники и книги;
  • часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
  • служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
  • содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
  • повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
  • экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
  • обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
  • являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
  • развивают скорость письма и тренируют память;
  • характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.

При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.

Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.

Базовые правила конспектирования

Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).

В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).

Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:

  • Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
  • Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
  • То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
  • Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
  • Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.

Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:

  • Используйте графический конспект. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
  • Используйте диктофон. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
  • Используйте конспект-план. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
  • Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.

Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.

Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

Как грамотно конспектировать лекции

Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.

Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.

Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.

Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.

Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:

  • лекция может читаться по учебнику;
  • лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
  • лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.

Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.

Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):

  1. Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
  2. Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
  3. Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
  4. Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
  • функция – ф-я;
  • формула – ф-ла;
  • государство – гос-во;
  • руководство – рук-во;
  • древнерусский язык – др. р. яз.;
  • литература – лит-ра и т.д.
  1. Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
  • ! – важно;
  • !! – очень важно;
  • ? – не точно или под вопросом;
  • Rm – запомнить;
  • R – проверить;
  • P – пример;
  • U – посмотреть в учебнике;
  • I – посмотреть в Интернете и т.п.

Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.

  1. Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
  • / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
  • ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.);
  • Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
  1. Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
  2. Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
  • + – плюс;
  • — – минус;
  • <, > – меньше и больше;
  • ± – неточность;
  • ≠ – не равно;
  • ≈ – примерно;
  • ⇒ – следовательно;
  • ⇔ – верно только тогда, когда…;
  • ∧ – и;
  • ∨ – или;
  • ∃ – существует;
  • ∈ – принадлежит;
  • ∉– не принадлежит;
  • ∀ – для всех;
  • ∪ – объединяет;
  • ⋂ – пересекается;
  • ⊂ – включает в себя;
  • ∞ – бесконечно;
  • ∑ – сумма;
  • || – параллельно;
  • ¬ – не;
  • ↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.
  1. Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
  2. Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
  3. Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
  4. Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:

Как конспектировать правильно

А вот пример удачной:

Как конспектировать правильно

  1. Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:

Как конспектировать правильно

В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:

  • При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
  • При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
  • При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет запоминать больше информации.

Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.

Эффективные методы конспектирования

Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).

Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.

Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».

Метод Билла Гейтса

Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.

В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.

По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.

Метод Корнелла

Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.

Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).

Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).

В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.

По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.

Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.

Метод течения

Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.

В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.

Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.

Метод предложений

И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.

Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».

Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.

Желаем вам удачи и успехов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать консольный калькулятор на c
  • Как написать консольную игру на си
  • Как написать консольное приложение на python
  • Как написать конкурсную работу
  • Как написать конечно на английском языке