Приложение №1
к приказу от 18.01.2017г № 17
Методические рекомендации
педагогам-психологам по написанию
коррекционно-развивающих программ
составила педагог-психолог МБОУ
ДО «ЦДЮТ»
Король Е.В.
Рассмотрено на МО
социально-психологической
службы Нижнегорского района протокол № 4 от 24.11.2016г
Рассмотрено и одобрено педсоветом
МБОУ ДО «ЦДЮТ»
№1 от 17.01.2017
В условиях
кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных
установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению,
а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня
профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего
поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития
личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена
общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию
личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия,
обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь
общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и
психологической помощи и поддержки.
Наиболее актуальной в данном направлении является
психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в
учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей
работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует
уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные
отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой
стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические
качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо
недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально
новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Исходя из выше сказанного, социальный,
учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует
соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется
на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий
комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста,
имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления
эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального
функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности
составления психологических коррекционно-развивающих программ:
Коррекционно-развивающая работа – это
дополнительная к основному образовательному процессу деятельность,
способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его
способностей в различных сферах.
Программа коррекционно-развивающего
воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и
направленной на качественное преобразование различных функций, а также на
развитие различных способностей подрастающего поколения.
Составляя
различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться
на следующие принципы:
•
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
•
принцип единства коррекции и диагностики;
•
принцип приоритетности коррекции каузального типа (Принцип приоритетности
коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения
коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей
и отклонений в развитии клиента)
•
деятельностный принцип коррекции;
•
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
учащегося;
•
принцип комплексности методов психологического воздействия;
•
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей
программе;
•
принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
•
принцип программированного обучения;
•
принцип возрастания сложности;
•
принцип учета объема и степени разнообразия материала;
•
принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления
коррекционно-развивающей работы:
Общая
цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности,
создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении
и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно
лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей
работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и
особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим
обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей
деятельности:
—
коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно
соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось
на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
—
коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также
компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали
складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для
развития в следующий возрастной период;
—
коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для
эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно
развиваются в текущий период взросления;
—
коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию
предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
—
коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
—
коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию
личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные
направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и
подростками
Развитие
и коррекция эмоциональной сферы:— развитие эмоциональности юношей и
девушек, коррекция невротических проявлений;
—
повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции
другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие
личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:
•
воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
•
формирование адекватной самооценки;
•
исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование
видов деятельности:
•
учебно-производственной;
•
профессиональной.
Основные
требования к составлению коррекционно-развивающей программы:
При
составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать
следующие требования:
1.
Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные
цели коррекционно-развивающей работы:
•
цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и
развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция
и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков,
отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление
распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение
результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
•
цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов
учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи,
самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование
деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие
учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной
самостоятельности;
•
цели психофизиологического характера: развитие, коррекция
или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики,
кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в
системе «глаз—рука»
2.
Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные
задачи коррекционно-развивающей работы:
•
совершенствование общей моторики;
•
развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
•
формирование произвольного внимания;
•
развитие сферы образов-представлений;
•
становление ориентировки в пространстве;
•
совершенствование наглядно-образного и формирование элементов
словесно-логического мышления;
•
формирование связной речи и речевого общения;
•
формирование элементов трудовой деятельности;
•
расширение познавательной активности;
•
становление адекватных норм поведения.
3.
Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей
работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные
методики психокоррекционной работы:
•
психогимнастика;
•
эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
•
аутотренинга;
•
сказкотерапия;
•
арттерапия;
•
игра.
4.
Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5.
Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
•
индивидуальная;
•
групповая;
•
смешанная.
6.
Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей
программы.
7.
Определение частоты необходимых встреч.
8.
Определение длительности каждой встречи.
9.
Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение
содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10.
Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов
социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей,
медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй — подключение
родственников, значимых взрослых и т. д.
11.
Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы.
Оценка эффективности реализованной программы.
•
Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным
условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и
возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих
воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом
особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей
помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной
программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка,
его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития,
то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные,
развивающие и коррекционные задачи.
Программа работы педагога-психолога образовательного учреждения относится к обязательной документации.
В психолого- педагогической литературе термин «Программа психолога» определяется как базисный учебный план определяющий направленность и содержание практической деятельности
Каждая программа имеет строго определенную структуру:
1. Цель
Цель — это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь.
Примеры цели
1)Развитие уверенности в себе у детей 7–9 лет.
2) Интеллектуальное развитие дошкольников.
2. Задачи
Задачи — это конкретизация цели, дробление ее на составные части.
Примеры задач
Для первой цели:
—снятие существующих страхов;
—развитие самостоятельности;
— формирование умения отстаивать свою позицию и т.д.
Для второй цели:
—развитие произвольной памяти;
—развитие произвольного внимания;
— развитие логического мышления и т.д.
3. Критерии отбора в коррекционную группу
Это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной программе. Это своего рода установочная диагностика. Эти признаки могут быть выделены:
— с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию — измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.);
— в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.);
— с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка).
4. Направления коррекционной работы, этапы программы
Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления.
5. Организация занятий
Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.
6. Структура занятий
- Приветствие
- Рефлексия прошлого занятия
- Основная часть
- Методические приемы:
- Релаксационные упражнения
- Рефлексия занятия
- Прощание
7. Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе
Это, пожалуй, самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.
При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры подробно описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими.
8. Критерии эффективности программы
На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой — требует повторного прохождения программы.
Алгоритм составления психокоррекционных программ.
-
На основе данных
психологического анамнеза установить
психологический диагноз. -
Исходя из
психологического диагноза определить
прогноз. -
Сформулировать
цели коррекционной работы. -
Определить
круг задач, которые конкретизируют
цели. -
Выбрать
методологическое направление, в рамках
которого будет строиться психокоррекционная
работа. -
Выработать
стратегию и тактику проведения
коррекционной работы. -
Определить
формы работы (индивидуальная, групповая
или смешанная) с клиентом. -
Определить
общее
время,
необходимое для реализации всей
коррекционной программы. -
Определить
частоту необходимых встреч (ежедневно,
1
раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две
недели и т.д.). -
Определить
длительность каждого коррекционного
занятия
(от 10—15 мин в начале коррекционной
программы до
1,5—2 ч на заключительном этапе). -
Отобрать
методики и техники коррекционной
работы. -
Планировать
формы участия других лиц в работе (при
работе
с семьей — подключение родственников,
значимых взрослых и т.д.). -
Разработать
коррекционную программу и определить
содержание коррекционных занятий. -
Подготовить
необходимые материалы и оборудование. -
Разделить
процесс на этапы. Предусмотреть
обязательные психодиагностические
срезы на каждом эитапе для отслеживания
результатов и внесения необходимых
корректировок в последующее психологическое
воздействие (психодиагностический
материал неизменен на входе, срезах,
выходе). -
Реализовать
коррекционную программу (контролируя
динамику хода работы,
внося дополнения и изменений). -
Оценка результативности
работы. -
Составление
психологического или психолого-педагогического
заключения о целях, задачах и
результатах реализованной коррекционной
программы с оценкой ее эффективности. -
Планирование
и осуществление психопрофилактических
мер с учетом результатов коррекции,
индивидуальных особенностей и специфики
социальной ситуации клиента.
Оценка
эффективности коррекционной работы.
Коррекционная
программа может не претендовать
на полное разрешение трудностей развития,
а ставить более узкую цель в ограниченном
временном интервале.
Эффекты
работы
проявляются на протяжении достаточно
длительного временного
интервала: в процессе работы, к моменту
завершения
и т.д.
Оценка
эффективности коррекции может меняться
в зависимости
от того, кто ее оценивает. Позиция
участника коррекционного процесса
определяет
оценку ее успешности.
Для
клиента
критерием
успешности
будет эмоциональное удовлетворение
от занятий и изменение эмоционального
баланса в пользу положительных чувств
и переживаний. Для психолога,
ответственного
за организацию и осуществление
коррекционной программы, критерием
оценки
является достижение поставленных в
программе целей. Для
лиц из окружения клиента эффективность
программы
будет определяться степенью удовлетворения
их запроса,
мотивов, побудивших обратиться за
психологической помощью,
а также особенностью осознания ими
проблем и стоящих
перед ними задач, связанных с
проблемами
клиента.
Анализ
факторов и условий, влияющих на
эффективность коррекционной работы,
показал, что существенное значение
для достижения запланированного эффекта
имеет интенсивность
коррекционных мероприятий.
Занятия
должны проводиться не менее 1
раза в неделю продолжительностью 1—1,5
ч. Интенсивность
коррекционной программы определяется
и
насыщенностью
содержания, разнообразием используемых
игр, упражнений, методов, техник, а
также мерой активного участия
в занятиях самого клиента.
На
успешность коррекционной работы влияет
пролонгированность
коррекционного воздействия. Даже
после завершения
работы желательны контакты с клиентом
с целью выяснения особенностей поведения,
сохранения прежних или возникновения
новых проблем. Желательно осуществлять
контроль и наблюдение хотя бы в течение
1—2 месяцев после
завершения коррекционных мероприятий.
Эффективность
коррекционных программ существенно
зависит
от времени осуществления воздействия.
Чем раньше выявлены
отклонения и нарушения в развитии, чем
раньше
начата коррекционная работа, тем большая
вероятность успешного
разрешения трудности развития.
Эффективность
коррекционного воздействия может быть
оценена
с
точки зрения:
а) разрешения
реальных трудностей развития;
б)
постановки
целей и задач коррекционной программы.
Позиции оценки:
• достижение
целей и задач, определенных специалистом
на основе психологического анамнеза;
• оценивание
результативности лицами, включенными
в данный процесс:
-
специалист;
-
клиент;
-
окружение клиента.
Таблица
117. Особенности
оценки эффективности психокоррекции.
Факторы, |
Требования к |
1.Ожидания
2.
3.Характер проблем
4.Готовность
5.Ожидания
6.Профессиональный 7.Специфическое |
—
—
—
—
— учет
-сравнение
— |
Группы
переменных, характеризующих
психокоррекционное
воздействие:
—
субъективно-переживаемые клиентом
изменения во внутреннем
мире;
—
объективно-регистрируемые (экспертом,
наблюдателем)
параметры, характеризующие изменения
в различных модальностях
мира человека;
—
устойчивость изменений в последующей
(после воздействия)
жизни человека.
При
оценке эффективности воздействия могут
использоваться
объективные психофизиологические
методы, регистрирующие
вегетативно-соматические, физиологические
и
психические функции.
Отношения
«психолог-клиент».
При
коррекции
психолог играет по отношению к субъекту
психологического воздействия ведущую
роль. Ориентируясь на главную
профессиональную ценность — уникальность
личности, психолог берет на себя
ответственность по определению содержания
коррекционной программы, времени и
сроков ее реализации, методов воздействия,
а главное — ответственность за результаты
воздействия.
Особенно
высока ответственность при коррекции
развития на ранних этапах онтогенеза
(по отношению к детям осуществляется
основная часть коррекционных мероприятий
в практической психологии). Это обусловлено
тремя причинами:
1)
темпы индивидуального развития в детстве
имеют максимальный разброс, и возрастные
нормы носят весьма приблизительный
характер. Норма же выступает ориентиром
для оценки психических возможностей
конкретного ребенка, и отклонение от
нее является основанием для проведения
коррекционной работы.
2)
сложность постановки психологического
диагноза определяется трудностью
конструирования адекватных, валидных
и надежных методик. Психологу необходимо
умение располагать к себе ребенка,
который отказывается от участия в
обследовании или прекращает выполнение
тестового задания в связи с потерей
интереса к нему и непроизвольным
переключением внимания на другие
предметы или виды деятельности.
3)
в коррекционной работе ребенку,
находящемуся в отношениях со взрослым
человеком, трудно защищать свои права
(если они нарушаются), отстаивать свои
интересы. Подчиняясь взрослому, он в
большей степени, чем подросток или тем
более зрелый человек, доверяется
психологу и не осознает степени и меры
такого вмешательства в его внутренний
мир.
При
психокоррекционной работе с другими
возрастными категориями возможны три
варианта
отношений
между психологом и клиентом (по Г.С.
Абрамовой):
1.
«Делай как я!» (психолог берет
ответственность на себя и предлагает
довольно жесткую схему работы).
2.
«Давай сделаем вместе» (психолог делится
ответственностью с клиентом).
3.
«Выбирай из этих способов сам» (клиенту
предлагается взять ответственность на
себя).
Выбор
модели отношений зависит от
совмещения/несовмещения позиций
заказчика и клиента в одном человеке
(является ли человек инициатором
коррекции своего развития, или заказ
на нее делается другим — родителем или
педагогом), степени тяжести дефекта
развития, организационных возможностей
и личностных особенностей психолога,
его общей профессиональной позиции.
На
формирование позиции влияет
методологический подход практического
психолога. Например, в контексте
бихевиористского подхода психокоррекция
осуществляется как научение нужным
формам поведения, и программы многих
тренингов построены на этом принципе;
в культурно-историческом подходе — как
развитие высших психических функций
через овладение знаковыми системами
при учете «зоны ближайшего развития»,
в экзистенциально-гуманистическом
подходе понятие «психокоррекция»
связано с организацией условий для
самоактуализации и личностного роста.
В
различных подходах по-разному трактуется
понятие «норма развития», являющееся
одним из основных в планировании и
проведении психокоррекционной работы.
Граница между нормой и аномалией часто
носит размытый, ориентировочный характер.
В последние годы в психокоррекции стали
чаще ориентироваться на динамику
развития, а не на статические показатели
уровня развития, на обучаемость, а не
на обученность. В связи с этим меняются
представления о методах и формах
психокоррекционного воздействия.
Требования к
психологу, осуществляющему психокоррекционные
мероприятия.
Таблица
118. Основные
компоненты профессиональной готовности
к коррекционному воздействию
Компонент |
Характеристика |
Содержание |
Теоретический |
Знание |
Знание |
Практический |
Основательное |
К
Профилактика |
Личностная |
Психологическая |
Личностные |
Проведение
коррекционной работы требует от
специалиста, ее проводящего,
определенной подготовки.
Формы,
виды и методы психокоррекции.
Коррекционные
занятия проводятся в течение длительного
времени. Поводом для организации
коррекционной работы становятся
трудности в учебной деятельности,
нарушения поведения и дезадаптация
школьника, проблемы в профессиональной
или повседневной деятельности, в
эмоционально-волевых переживаниях
взрослого человека. Целью
занятий может быть, например,
преодоление дефицита внимания, помощь
в преодолении трудностей умственного
развития, коррекция неадекватных
эмоциональных реакций на те или иные
события, укрепление самообладания,
развитие эмоционального самоконтроля,
коррекция личностных качеств, форм
поведения, норм социального взаимодействия
человека. Отклонения от психологической
нормы могут сочетаться с серьезными
отклонениями в психическом здоровье
и в сфере социального поведения.
Практический психолог свою коррекционную
работу должен строить в тесном
взаимодействии с нейропсихологом,
психиатром, социальным педагогом. Те
же самые методы практической психологической
работы могут использоваться и в
развивающих
занятиях.
Таблица
119. Виды
психокоррекции
Основание |
Вид |
Характеристика |
По |
Симптоматическая
Каузальная |
Предполагает
Направлена |
По |
Сверхкороткая Короткая Длительная Сверхдлительная |
Длится
Длится
Продолжается
Может |
По |
Общая
Частная
Специальная |
Мероприятия
Набор
Комплекс |
Основными
формами
коррекции являются индивидуальные и
групповые. Их выбор определяется в
первую очередь особенностями
психологической проблемы. Групповая
психокоррекция часто бывает направлена
на развитие коммуникативных способностей,
на формирование умения анализировать
поведение и состояния других людей,
умения адекватно воспринимать себя и
окружающих. Корректируются нормы
межличностного взаимодействия,
развивается способность гибко реагировать
на ситуацию, быстро перестраиваться в
различных условиях и разных группах.
Методами
групповой психокоррекции являются
ролевые игры, групповые тематические
дискуссии, специально разработанные
психотехники и упражнения. В
качестве методов
используются различные виды
интеллектуального тренинга, обучения
саморегуляции, социально-психологические
тренинги, ролевые игры, групповые
дискуссии.
Таблица
120. Виды
психокоррекции
Основание |
Вид |
По |
• познавательной • личности;
• аффективно-волевой
• поведенческих
• межличностных
-внутригрупповых
— детско-родительских |
По |
.• • групповая:
-в
-в
-смешанная |
По |
• программированная; • импровизированная. |
По |
• директивная; • недирективная. |
Индивидуальная
психологическая коррекция
— обоснованное воздействие психолога
на дискретные характеристики внутреннего
мира человека (Г.САбрамова).
В
основе воздействия на клиента лежат
теоретические представления о норме
осуществляемых действий, о норме
содержания переживаний, о норме протекания
познавательных процессов и целеполагания
в том или ином конкретно-возрастном
периоде. А коррекционная программа
составляется па основе сопоставления
диагностической информации с теоретическими
данными о закономерностях индивидуального
и возрастного развития и осуществляется
с ориентацией на резервы клиента.
Таблица
121. Индивидуальная
психокоррекция.
Условия |
Показания |
Противопоказания |
Эффективность |
•добровольное •доверие •активность |
• желание •характер • отказ • высокий • высокий •острое |
•выраженная •недостаточный •низкие |
• личностными • отношениями • адекватностью • способами |
Возможные
результаты
индивидуальной
коррекционной работы:
• усиление
внимания клиента к собственным
потребностям, переживаниям, мыслям;
• повышение
самооценки и чувства значимости;
• «разрешение
себе быть» (приобретение или развитие
самопонимания, самопринятия);
• развитие
стремления к самосовершенствованию;
• изменение
отношения к себе и миру;
• повышение
адаптивного уровня.
Для
активизации и контроля процесса
психокоррекции нужно соблюдать
определенные правила:
• осуществлять
индивидуальный подход (помнить об
уникальности каждого клиента и его
жизненной ситуации);
• правильно
расставлять приоритеты в процессе
психокоррекции (специалист дает чувство
принятия и безопасности);
• главный
результат психокоррекции — принятие
клиентом ответственности за свою жизнь
и чувство контроля над ней;
• помнить
о том, что психологическое изменение —
процесс пролонгированный (неразумно
ожидать эффективных результатов от
каждой встречи).
Таблица
122. Стадии
индивидуальной психокоррекции:
Основные |
Содержание |
1) |
Включает 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) |
2) |
Применение |
3) |
Выделить |
4) |
Прояснить |
5) |
Происходит |
6) |
Осуществляется |
Таблица
123. Основные
методы индивидуальной психокоррекции.
Метод |
Определение |
Основа |
Убеждение |
Воздействие |
Отбор, |
Переубеждение |
Процесс |
Целенаправленное, |
Внушение |
Целенаправленное, |
Информация, |
Интервью. |
Способ |
Вопросы. |
Наблюдение |
Эмпирический |
Восприятие. |
Психологические |
Стандартизированный |
|
Психологическая |
Заключается |
Слова, |
Диалог |
Речевое |
Реплика |
Слушание |
Предполагает |
Восприятие |
Заражение |
Бессознательная, |
Передача |
Подражание |
Принятие |
Образцы |
При
индивидуальной психокоррекции выбор
техник осуществляется в зависимости
от предпочтений специалиста, специфики
личности клиента и его проблемы.
Таблица
124. Основные
понятия индивидуальной психокоррекции
Понятие |
Определение |
Человек |
Существо, |
Личность |
Феномен |
Личностное |
Процесс |
Индивид |
Отдельный |
Индивидуальность |
Человек, |
Возраст |
Категория, |
Возраст |
Выражает |
Возраст |
Обозначает |
Возрастной |
Особые, |
Стресс |
Термин |
Фрустрация |
Психическое |
Групповые
формы психокоррекции
Группа
— ограниченная размером общность людей,
выделяемая из социального целого по
определенным признакам: характеру
деятельности, социальной или классовой
принадлежности, структуре, композиции,
уровню развития.
Наиболее
распространены следующие классификации
групп:
• по
размеру (большие, малые, микрогруппы
(диады, триады);
• по
общественному статусу (формальные —
неформальные);
• по
специфике взаимосвязей (реальные,
контактные и условные);
•по
уровню развития (низкий уровень —
ассоциации, корпорации, диффузные;
высокий уровень — коллективы);
• по
значимости (референтные, группы членства).
Сочетание
выделенных признаков определяет
специфику конкретной группы и зависит
от целей и задач, решаемых в процессе
деятельности, в которую она вовлечена
и ради которой была создана.
Психокоррекционная
группа —
искусственно созданная малая группа,
объединенная целями межличностного
исследования, личностного научения,
самораскрытия. Это взаимодействие
«здесь и теперь», при котором участники
изучают происходящие с ними процессы
межличностного взаимодействия в данный
момент и в данном месте. Руководитель
психокоррекционной группы должен иметь
высшее психологическое образование,
специализацию в данном направлении,
личный опыт индивидуальной и групповой
работы в качестве клиента.
Основные
принципы работы группы:
1)
принцип ответственности (за себя и за
других);
2)
принцип близости (не предполагает
обязательность откровенности, недоверия
и оправдания этого доверия, которое
выражается в эмпатии и сохранении
тайны);
3)
принцип поддержки (ведущий поддерживает
участников, а участники поддерживают
друг друга);
4)
принцип конгруэнтности (каждый созвучен
себе и другим в ситуации «здесь и
теперь»).
Правила
работы группы (Фопель К.).
1.
Каждый участник принадлежит группе,
а группа принадлежит ему независимо от
того, что они думают, чувствуют, говорят.
2.
Каждый имеет право думать и чувствовать
то, что он думает и чувствует.
3.
Контакт возникает раньше, чем согласие
и сотрудничество.
4.
Общение должно быть искренним настолько,
насколько возможно.
5.
Естественность.
6.
Конфиденциальность.
7.
Нельзя говорить о присутствующих в
третьем лице.
8.
«Здесь и теперь».
9.
Говорить от первого лица.
10.
Нельзя обобщать.
11.
Нельзя задавать вопрос: «Почему?»,
только: «Что?» и «Когда?».
12.
Запрещены посторонние разговоры.
13.
Каждый в любое время имеет право сказать:
«Нет».
Центрированность
группы (на руководителе или членах
группы) зависит от характера группы и
задач, которые необходимо решить в
процессе психокоррекции.
Групповая
динамика —
совокупность внутригрупповых
социально-психологических процессов
и явлений, характеризующих весь цикл
жизнедеятельности малой группы и его
этапы — образование, функционирование,
развитие, стагнацию, регресс, распад.
Это учение о силах, структуре и процессах,
которые действуют в группе. Группа при
этом рассматривается как общность
людей, характеризующаяся ограниченным
числом членов (до 20 человек), непосредственными
контактами, распределением ролей и
позиций, взаимозависимостью участников,
общими целями, ценностями и нормами, а
также постоянным составом.
Психокоррекция
семейных отношений
Психокоррекция
семейных отношений — особая форма
психологического воздействия,
ориентированная на решение проблем во
взаимоотношениях, преодоление семейных
конфликтов, построение функциональных
отношений, в основе которых лежит
правильно организованная иерархическая
система.
Таблица
125. Основные
понятия семейной психокоррекции
Понятия |
Содержание |
Семья |
Меняющаяся |
Значимые |
Люди, |
Семейный |
Защитные |
Семейный |
Семья |
Выделенный |
Член |
Иерархия |
В • партнерские • • |
Жизненный |
Определенные • период • вступление • рождение • выход • выход |
Различают
психокоррекцию супружеских отношений
и семейную психокоррекцию. Супружеская
психокоррекция может проводиться и как
самостоятельный вид психологической
помощи и как один из этапов психокоррекции
семейной.
Таблица
126. Причины
проблем и основы нормализации супружеских
взаимоотношений
Причины |
Нормализация |
• различное • различное • неоправданные • неоправданные |
• «увидеть» • принять • «увидеть» • принять • научиться |
Все
перечисленные причины в своей основе
имеют отсутствие уважения и принятия
себя как личности у каждого из супругов.
Отсутствие самоуважения вследствие
глубоко скрываемой низкой самооценки
(страх непринятия) приводит к неискренности
в отношениях с другими и подмене истинных
чувств на стереотипные способы их
выражения (т.е. чувства подменяются
социально значимыми ценностями).
Общепринятые догмы выступают как кривое
зеркало, искажая личность партнера.
В
семейной психокоррекции объектом
психологического воздействия выступает
семья, воспринимаемая как некое единое
целое, включающее в себя не только
непосредственно супругов и их
родственников, но всех значимых близких.
Семейная психокоррекция — направление
психологического воздействия на
приведение семейных отношений к
соответствию определенной норме,
основанной на социокультурологических
особенностях конкретной семьи. Может
осуществляться в рамках любого из
теоретических направлений.
Следует
помнить, что семья может прекратить
свое существование (развод) или претерпеть
видоизменение (например, смерть кого-либо
из супругов) на любом из приведенных
выше этапов.
Рассмотрим
подробнее каждый из этапов.
Период
ухаживания
— вступление человека на новую ступень
в иерархической системе общества,
характеризующийся установлением
статусных отношений с другими и выбором
партнера. Фактор риска — формирование
ощущения собственной ущербности в
случае неуспешного или несвоевременного
прохождения данного периода по сравнению
со сверстниками. Данный период —
своеобразная церемония инициации, цель
которой — обретение зрелости, независимости,
освобождения от опеки родительской
семьи и подготовка к созданию собственной.
Вступление
в брак —
ритуал, важный разделительный рубеж,
отделяющий и символизирующий переход
на новый уровень взаимоотношений с
избранником, с родительской семьей и
обществом в целом. Проблемы в супружеских
взаимоотношениях могут начаться с
момента заключения брака и определяются
как причинами, по которым был заключен
брак, так и несогласованностью
представлений о том, каким должен быть
брак.
Таблица
127. Основы
понимания проблем семьи и выхода из
них.
Причины, |
Области, |
•стремление •стремление •желание •стремление •эмоциональная •несоответствие |
•способы •определение •определение |
«Искусство
брака предполагает достижение
независимости при одновременном
сохранении эмоциональной связи с
родственниками».
Рождение
и воспитание детей.
В случае существования дисфункциональных
отношений между супругами появление
ребенка обостряет старые нерешенные
семейные проблемы и приносит новые.
Многие пары начинают ощущать себя
попавшими в западню вследствие осознания
невозможности легко прервать отношения,
как это было возможно сделать до появления
ребенка. У других обострение отношений
подводит к осознанию непрочности брачных
уз в принципе. Ребенок становится
оправданием старых проблем и причиной
для возникновения новых, самим своим
появлением разрывая старую игру супругов
— «интим вдвоем» — и создавая треугольник.
Он может просуществовать долго, вплоть
до вступления ребенка в юношеский
возраст и выхода из родительской семьи,
поскольку ребенок выступает в роли
посредника.
Рождение
ребенка ставит задачи,
которые нужно решеить супругам совместно
с родительскими семьями:
• пересмотр
соглашения о визитах;
• выбор
имени будущему ребенку, устраивающее
все семьи;
• выбор
ответственного за воспитание ребенка;
• определение
кто и как будет помогать в процессе
воспитания.
В
результате выхода
детей из семьи
(обретение ими самостоятельности и/или
создание собственной семьи) многие
супруги «обнаруживают», что им «нечего
сказать друг другу», что их ничто не
связывает и не связывало, кроме заботы
о детях. Оставшиеся родители вновь
оказываются наедине друг с другом и
своими нерешенными проблемами. Брак
снова оказывается под угрозой и может
на этот раз распасться, что, как правило,
воспринимается особенно трагично на
фоне его продолжительности (18- 20 лет).
Его существование может спасти появление
внуков.
Выход
супругов на пенсию.
Выход на пенсию одного из супругов может
внести в отношения относительную
гармонию, поскольку «освободившийся»
супруг способен теперь больше времени
посвящать заботе о работающем. Ситуация
обостряется когда они оба, достигнув
пенсионного возраста, оказываются
вынужденными проводить по двадцать
четыре часа друг с другом. В этом периоде
главной задачей семьи становятся:
нахождение общих точек соприкосновения
и обретение связи с родственниками и
семьями своих детей. Молодые «детские
семьи» сталкиваются с серьезной задачей
— забота о стариках.
«То,
каким образом младшие обращаются со
старшими, становится образцом того, как
будут обращаться с ними, когда они в
свою очередь состарятся, поскольку
семейный цикл повторяется без конца».
Обозначив
стадию развития семейных отношений, на
которой находится данная семья, специалист
может определить очаг конфликта, что
будет способствовать установлению
психологического диагноза и планированию
мер психокоррекционного воздействия.
Таблица
128. Осуществление
психокоррекции.
Правила |
Обсуждение |
Проведение |
Проверка |
Страхование |
•установление •сбор •обсуждение •уточнение •проведение •проверка •«страхование • |
•распределение •общая •условия •санкции |
•укрепление •инициировать •осуществлять |
Клиентам |
Домашнее |
Семейная
коррекция рекомендуется в следующих
случаях:
• наличие
у кого-либо из членов семьи нервно-психического
расстройства (неврозы, алкоголизм,
декомпенсации психопатий, психопатическое
развитие, суициды, нарушения половой
функции);
• наличие
острых семейных конфликтов;
•нарушение
иерархии внутри семьи;
• взаимосвязь
соматических заболеваний членов семьи
(ситуация, когда выздоровление одного
члена семьи вызывает заболевание
другого).
Педагогическая академия современного образования
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» город Москва зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации (Минюст России) уч. № 7714058502 организует Всероссийские дистанционные бесплатные конкурсы для педагогов, воспитателей, социальных работников, школьников и дошкольников с учетом требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями и в соответствии с ч. 2 ст. 77 и п. 22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 26.07.2019)
Выступление на ИМС СПС 28.12.20
Особенности составления психокоррекционных программ
Для реализации психокоррекционной стратегии психолог использует сценарий работы, применяя разные методы психокоррекции, учитывая их механизм психокоррекционного воздействия. Он может использовать готовые программы, но чаще всего психокоррекционные программы составляются под конкретный психокоррекционный случай и носят индивидуальный характер. При планировании психокоррекционных мероприятий и составлении психокоррекционной программы важно опираться на следующие принципы. Принципы составления психокоррекционной программы по А.А. Осиповой (общая психокоррекция):
1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности посредством механизма компенсации;
2.Принцип единства коррекции и диагностики отражает целостность процесса оказания психологической помощи в рамках психокоррекции как особого вида деятельности психолога;
3.Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии;
4.Деятельностный принцип коррекции отражает и определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей;
5.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей требует соответствия хода психического и личностного развития нормативному развитию, с одной стороны, и признания бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой;
6.Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия техник, методов, приемов практической психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь людям с самыми различными проблемами;
7.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента;
8.Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие;
9.Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из последовательных операций или шагов, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий;
10.Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов от минимально простого к более сложному. Формальная сложность материала может не совпадать с психологической сложностью. Работать с человеком необходимо на оптимальном уровне сложности;
11.Принцип учета объема и степени разнообразия материала определяет, что психологу следует включать новый материал в работу после сформированности определенного умения;
12.Учет эмоциональной сложности материала. Коррекционная работа обязательно должна завершаться на эмоциональном позитивном фоне.
Требования к разработке психокоррекционной программы
Тема должна формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Позитивная форма представления темы коррекционной программы включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности, которые должны быть сформированы у клиента/ребенка (ориентиры для точек роста индивида);
Цель. При формулировании цели коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», цели не должны носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса нового позитивного опыта и способов действий в реальную практику жизненных отношений.
Задачи. При постановке задач необходимо учитывать принцип системности развития психологической деятельности, который задает необходимость учета в коррекционной работе коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гeтepoxpoнность их развития. Задач должно быть не менее 4–7, из них половина и более – это коррекционные, остальные – развивающие и психопрофилактические задачи;
Объект программы: человек или группа людей, на которых направлена психокоррекционная работа (необходимо указать возраст и количество участников);
Форма работы: индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая;
Методы психокоррекции: конкретные направления и подходы психокоррекционной работы, технологии, техники, методики;
Содержание
1 этап. Диагностический. Перечислить психодиагностические методы и методики для сбора психологического анамнеза и проведения комплексного психологического обследования личности;
2 этап. Аналитический. Структурировать данные психологического анамнеза; составить список данных и трудностей/проявлений нарушения и сделать вывод об источнике недостатков и проблем ребенка, его индивидуально-личностных особенностях; сформулировать психологический диагноз и психологический прогноз; обозначить модель/стратегию оказания психокоррекции; произвести выбор техник и методов психокоррекционного воздействия;
3 этап. Установочный. Перечислить методы и приемы для установления психологического контакта с ребенком, заключить договор/контракт на психокоррекционную работу;
4 этап. Психокоррекционный. Определить тематический план, построить ряд условных подэтапов, определить цель коррекции на каждом из них. Решающее значение имеет определенная логика планируемой работы в зависимости от предмета психологической коррекции, индивидуально-личностных особенностей клиента, использования различных методов и техник (не должно быть случайного набора упражнений!!!);
5 этап. Этап оценки эффективности. Определить методы оценки эффективности психокоррекции (наблюдение за поведением клиента в естественных условиях; беседа с представителями ближайшего социального окружения клиента (по возможности) и диагностические методики, использовавшиеся на диагностическом этапе;
6 этап. Завершающий. Подобрать упражнения для отработки круга эмоций клиентом/ребенком для завершения на стадии принятия и создания установки для переноса позитивных изменений клиента/ребенка в реальную жизненную ситуацию;
А.А.Осипова определяет разные виды психокоррекционных программ.
1-я классификация
1.Общая модель психокоррекции – условия оптимального возрастного развития.
2.Типовая модель психокоррекции – овладение различными компонентами действий и их поэтапное формирование.
3.Индивидуальная модель коррекции – определение индивидуальной программы развития с опорой на более сформированные стороны.
2-я классификация
1.Стандартизированная программа – четкая последовательная поэтапная программа, требующая жесткого ее выполнения.
2.Свободная – психолог составляет самостоятельно, определяет цели и задачи этапов психокоррекции, намечает ориентиры результата достижений.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 г. Выпуск 1 (32). С. 18-23
УДК 376;159.922.7
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
О. В. Булатова
С проблемой составления психокоррекционных программ сталкиваются большинство практикующих психологов, а также студентов обучающихся по разным гуманитарным направлениям. Это связано, во-первых, с отсутствием единого подхода к «психологопедагогической коррекции» как практическому виду деятельности педагога-психолога. Исследователи используют разнообразные трактовки: «психокоррекция», «коррекционная деятельность», «психолого-педагогическая коррекция», «диагностико-коррекционная работа». Во-вторых, чаще всего коррекцию связывают с исправлением органических нарушений и какой-либо патологии. Обусловлено это тем, что термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка» впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального развития.
Р. В. Овчаровой отмечает, что дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — специальным психологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами [3].
В-третьих, психолого-педагогическая коррекция в настоящий момент является методически слабо разработанной. Ее описание разбросано по многочисленным источникам, что делает их малодоступными для системного использования. В связи с этим хотелось бы отметить, что в данной статье речь идет об области психологической помощи нормально развивающимся детям. Детям, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, в общем потоке. Но в то же время характеризуются педагогической запущенностью, парциальными недостатками развития, функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Проблемы этих детей не носят органического характера. Они обусловлены недостатками воспитания, ущербной средой дошкольного развития. В педагогике за такими детьми закрепилось определение «дети риска школьной дезадаптации», или просто «дети группы риска».
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психологопедагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [6].
Исходя, из понимания психолого-педагогической коррекции как «создания оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы» в отечественной психологии выделяют следующие три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
Еще Л. С. Выготский указывал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. В связи с этим, при определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, цен-
18
Требования к составлению психокоррекционных программ
ности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях [6].
Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
В положении о конкурсе программ 2011 года педагогов-психологов дается следующее определение психолого-педагогической программе — это комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития, реализация которых ограничена конкретными временными рамками [5].
При этом психокоррекционные программы, психолого-педагогические программы, развивающие программы и т. д. рассматриваются нами как синонимы, так как все они связаны с коррекционным воздействием или исправлением таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития.
Интегрировав имеющиеся в нашем распоряжении материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов психокоррекционных программ, мы разработали методические рекомендации к разработке программ. Структура программы психологической коррекции для детей с нормальным уровнем развития, по нашему мнению, должна включать следующие составляющие:
1. Цель программы — формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог.
Следует отметить, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
2. Основная концепция (концепции) в рамках которой осуществляется психологопедагогическая коррекция. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
3. Принципы психологической коррекции — представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы [4]:
• Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
• Принцип единства коррекции и диагностики.
• Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
• Деятельностный принцип коррекции.
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
• Принцип комплексности методов психологического воздействия.
19
О. В. Булатова
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
• Принцип опоры на разные уровни организации психических процессор.
• Принцип программированного обучения.
• Принцип возрастания сложности.
• Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
• Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Можно выделить и другие принципы, в частности речь идет о специфических принципах, отражающих специфику программы и зависящих от творческой задумки автора. Но мы не преследуем глобального охвата данной проблемы.
4. Задачи программы — конкретизируют цель программы. В них отражается принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, который указывает на необходимость присутствия в любой программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. При определении задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
5. Организация занятий. Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.
М. Р. Битянова отмечает, что предпочтительной является интенсивная форма ведения занятий. Большим эффектом будет обладать цикл из 10-12 встреч, проведенных в течение 4-5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. Цикл работы с данной конкретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15-20 занятий). Длительность занятий и размер группы зависит от возраста детей, но в любом случае они должны позволять организовывать собственно групповую совместную деятельность и создавать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы [1, 2].
6. Направления (блоки) коррекционного воздействия — здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления). В каждом направлении или блоке определяется цель.
А. А. Осипова описывает психокоррекционный комплекс следующим образом:
1. Диагностический.
2. Установление продуктивного контакта с клиентом.
3. Коррекционный.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель — побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки [4].
Необходимо отметить, что в каждом блоке описывается общее количество отведенных коррекционных мероприятий, их структура (если конечно она меняется), раскрываются компоненты занятия.
М. Р. Битянова предлагает ввести единую универсальную структуру группового занятия с детьми в рамках школьной психологической практики. В ее представлении структура
20
Требования к составлению психокоррекционных программ
группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Остановимся подробнее на каждом из элементов встречи [1].
Ритуалы приветствия — прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы в начальной школе чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской или подростковой группы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Конечно, предлагаемая структура занятия может быть изложена только в самом общем виде, так как ее конкретное наполнение зависит от уровня рефлексии детей, их открытости, зрелости самой группы и опыта ведущего. Вместе с тем соблюдение кажется нам важным условием эффективной работы с детьми.
7. Этапы психолого-педагогической коррекции — отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.
8. Планирование психологической коррекции — данная часть программы предполагает планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:
Направления Задачи Методы и приемы коррекционного воздействия Виды мотивационной направленности
или
21
О. В. Булатова
№ занятия Дата проведения Тема занятия Цель занятия Примерные упражнения
1
2
3
9. Методы коррекции — способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.
К основным методам психокоррекции относят игротерапию (ролевую игру), арттерапию (музыкатерапия, библиотерапия, танцевальная терапия проективный рисунок, сказкотерапия, куклотериапия и т. п.), психогимнастику, методы поведенческой коррекции, психодрама.
Основное содержание психологических групповых занятий со школьниками всех возрастов составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества [2, 4].
Содержательная часть включает в себя конспекты занятий. Конспекты коррекционноразвивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах занятий не должны рассогласовываться с содержанием психокоррекционной программы.
Описание каждого занятия осуществляется по схеме:
— название занятия;
— цели и задачи занятия;
— оборудование, необходимое в осуществлении занятия;
— описание вводной части занятия;
— описание основной части занятия;
— описание заключительной части занятия;
— контрольные вопросы участникам программы.
К проблеме содержания занятий относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять эти трудности, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы.
Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться. В содержательной части программы прилагается список использованной литературы.
Литература
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битяно-
ва. — М. : Совершенство, 1997. — 298 с.
22
Требования к составлению психокоррекционных программ
2. Истратова, О. Н. Справочник по групповой психокоррекции [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 443 с.
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студентов вузов и практических работников [Текст] / Р. В. Овчарова. — М. : ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. — 448 с.
4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А. А. Осипова. — М. : ТЦ «Сфера». — 2004. — 512 с.
5. Положение о III Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» [Текст] // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 2. — C. 6-8.
6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмя-нина ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Изд. центр «Академия», 1998. — 160 с.
23