Внешние признаки
Остановившийся взгляд
Трепещущие ноздри
Дрожание челюсти
Дрожащие губы
Трясущиеся руки
Скрюченные пальцы
Бисерины пота на лбу и на носу
Герой зажмуривается
У героя отвисает челюсть
Герой сжимается в комочек и закрывает голову руками (часто пальцы сжаты в кулаки)
Герой стонет или тихо поскуливает
Герой в неверии или отрицании трясет головой
Герой закрывает руками лицо
Герой прижимает руку к груди или к горлу
Герой хватает себя за щеки
Герой судорожно глотает воздух
Герой охватывает себя руками
Герой зажимает себе уши, глаза или рот
Герой теряет силы и падает на землю (оседает по стенке, без сил садится на что-то и т.п.)
Герой царапает себе лицо или вонзает ногти в кожу
Ощущения героя
Ледяной пот
Невозможность моргнуть
Невозможность вдохнуть
Паралич воли
Паралич мышц, невозможность сдвинуться с места
Онемение, неспособность связно излагать мысли
Чувство оглушенвости
Напряженные мускулы
Потеря сознания
Бешеный пульс
Шум в ушах
У героя свело челюсть
Герой перестает замечать боль
Приступ паники
Ноги становятся ватными
Головокружение
Меркнущее сознание
Приступ тошноты
Повышенная чувствительность к звукам, свету или прикосновениям
Неверие, что все это происходит на самом деле
Ощущенние дурного сна, сюрреализма
Ужас от увиденного начинает заслонять ярость
Ужас от увиденного начинает заслонять равнодушие: “Мне уже все равно, что со мной будет”.
Действия героя
Паническое бегство
Громкие рыдания, вой
Герой в ужасе вскрикивает или визжит
Герой вздрагивает, отшатывается, отпрыгивает в сторону
Герой пятится назад
Бесцельное метание, когда персонаж, ни о чем не думая, срывается с места или выскакивает из укрытия и пытается убежать от опасности — часто куда глаза глядят
Безумные действия в попытке избежать опасности (например, герой пытается выпрыгнуть из окна)
Герой в панике оглядывается по сторонам, пытаясь найти поддержку или пути отхода.
Герой цепляется за другого персонажа и не способен отпустить его
Герой нападает на противника, не думая о последствиях (например, пытается ударить злодея первым попавшимся под руку предметом)
Желания героя
Хочется проснуться от кошмара
Хочется замереть и не дышать
Хочется стать меньше, исчезнуть
Хочется умереть на месте
Хочется спрятаться или найти укрытие
Хочется поддаться панике и убежать
Хочется пожертвовать собой, чтобы защитить близких (например, если мать попала в опасную ситуацию вместе с детьми)
Хочется, чтобы “все это” поскорее кончилось и как-то разрешилось
Хочется защиты
Надежда на спасение
Желание убить противника
Желание сдаться на милость противника
Потеря всех желаний: будь что будет — мне уже все равно.
Здравствуйте, любители жанра «Ужасы»! Сегодня я попытаюсь объяснить вам, как правильно описать страшный момент в своей работе.
Для начала нам нужно разобраться, чем же отличается жанр «Ужасы» от других жанров? Ответ на этот вопрос прост, дамы и господа, и вы, возможно, его знаете. Данный жанр отличается от других своей необычайной особенностью: вызывать чувство страха, тревоги и неопределенности через текст. Его смысл может не заключаться в тайном посыле, который нужно рассмотреть через строки, и морали, являвшейся составляющим других жанров. Его главной целью является напугать читателя сюжетными поворотами, событиями и образами, а также эмоциональным элементом, развивавшимся на фоне каких-то событий: как фантастических, так и психопатологических действиях, сценах насилия, преследований… и проявления действий природы.
Итак, как же описать страшный момент, чтобы по коже читателя пробежались мурашки, и он ощутил взгляд преследователя у себя на затылке?
Сначала нужно тщательно продумать образ преследователя и его особенности, добавить в него устрашающую изюминку, отработать манеру поведения и его стиль. Его образ не должен теряться в шаблонности и заштампованности его «коллег», он должен выделяться среди других преследователей из книг.
Нужно представить персонаж так, чтобы читатели видели его перед глазами. Но для начала сам автор должен увидеть его, ощутить те эмоции, которые он испытывает в той или иной ситуации, и на минуту стать тем преследователем, чтобы понять ход его мыслей и желания.
Возможно, я вас сбила с толку, и вы сразу подумали об описании преследователя или какой-то сверхъестественной силы, которое будет тянуться целую вечность. Но необязательно описывать чуть ли не каждую родинку на теле вашего персонажа или Злой силы. К примеру, @rinafolk в одном из своих произведений так описывала один из ужаснейших моментов:
«Что-то мерзкое вокруг меня приходило в движение, оживало, передвигало маленькими многочисленными лапками и усмехалось. Потом оно поползло по мне. Я взвизгивал и сбрасывал с себя одного за другим тараканов, пауков и еще каких-то тварей, превышающих два сантиметра в диаметре».
Вы ведь смогли представить этих насекомых, которые выползали из всевозможных щелей и быстро передвигали свои тоненькие ножки к жертве? Возможно, вы даже внимательно осмотрели комнату на наличие насекомых, ибо четко представили их в своем воображении и заметили, как участился ваш пульс, и где-то рядом проползло что-то.
Weirdness factor:
I’ve watched and read a lot of messed up stuff. Chris isn’t wrong, in that you can certainly write very realistic dreams. But is that really what you want to do? I think of The Illustrated Man, Inception, or Brazil, and the surreal qualities of the settings in these works are such that the lines between dream and reality blur. Eventually, you’re not even sure if it matters.
I have a character who dreams about memories, but sometimes it’s not HER memories (she has a ghost). Other times, they are dreams, but premonitions. Other times, they are symbolic and sent as messages. Unfortunately, you usually know they are SOME kind of dream, but not how ‘real’ they are. The character also hallucinates sometimes (and sometimes the hallucinations reveal a deeper reality, making them more real than reality), so it gets murky. But short of having reality be a slippery slope for the character, readers don’t want to be tricked into thinking dreams are real. The best I can suggest is to make the character’s reality messed up enough that the character isn’t sure what’s real.
Altered mental states (I’m leery of ‘mental illness’ as a tag) allow your character to inhabit a very strange reality. You can portray that reality to your reader. Sometimes, their dreams might be more real than their reality (depending on what genre you’re writing in).
Virtual reality is another popular approach to this. Once in a virtual reality, you can never be 100% sure your character has left the virtual reality. There’s always the nagging possibility that something (or everything) is just a construct of the virtual reality.
Weirdness factor:
I’ve watched and read a lot of messed up stuff. Chris isn’t wrong, in that you can certainly write very realistic dreams. But is that really what you want to do? I think of The Illustrated Man, Inception, or Brazil, and the surreal qualities of the settings in these works are such that the lines between dream and reality blur. Eventually, you’re not even sure if it matters.
I have a character who dreams about memories, but sometimes it’s not HER memories (she has a ghost). Other times, they are dreams, but premonitions. Other times, they are symbolic and sent as messages. Unfortunately, you usually know they are SOME kind of dream, but not how ‘real’ they are. The character also hallucinates sometimes (and sometimes the hallucinations reveal a deeper reality, making them more real than reality), so it gets murky. But short of having reality be a slippery slope for the character, readers don’t want to be tricked into thinking dreams are real. The best I can suggest is to make the character’s reality messed up enough that the character isn’t sure what’s real.
Altered mental states (I’m leery of ‘mental illness’ as a tag) allow your character to inhabit a very strange reality. You can portray that reality to your reader. Sometimes, their dreams might be more real than their reality (depending on what genre you’re writing in).
Virtual reality is another popular approach to this. Once in a virtual reality, you can never be 100% sure your character has left the virtual reality. There’s always the nagging possibility that something (or everything) is just a construct of the virtual reality.
Если вдуматься, жанр ужасов не имеет никакого смысла. Мы просто сидим и смотрим на листы бумаги с какими-то словами на них, представляя себе монстров, про которых мы точно знаем, что мы их выдумали… И все это, тем не менее, пугает нас настолько, что мы спим с включенным светом? Серьезно?
Написать действительно страшный ужастик — нелегкое дело. Если вы только начинаете работать в этом жанре (или же просто любите рассказывать истории у костра), вам могут понадобиться указания, как превратить слегка страшноватую историю в источник жутких ночных кошмаров. Вот несколько советов от мастеров ужаса, чтобы вы тоже могли устрашить любого встречного. Их собрало издание Bustle, а мы перевели.
Конечно, к хоррору применимо большинство общих писательских советов. Много читайте. Старайтесь писать каждый день. Пишите истории, которые имеют значение лично для вас, и подпитывайте их реальными эмоциями. Но жанр ужасов ставит перед автором особые задачи. К примеру, как понять, что делает историю страшной? Как выудить это страшное и добавить его в ваш рассказ? Действительно ли клоуны как герои хоррора устарели?
Творческий процесс у каждого автора индивидуален, и у всех нас свои глубокие, темные страхи. Но эти советы по написанию хоррора могут помочь вам найти ваш собственный способ добавить немного страшного в этот мир.
1. Есть три вида страха
Когда вы придумываете новую историю, то есть всего три вещи, которые действительно пугают людей. По крайней мере, если верить Стивену Кингу:
«Есть три вида ужаса. Первый — Отвратительное: вид отсеченной головы, что катится вниз по лестнице, или когда свет гаснет, и что-то зеленое и склизкое плюхается на твою руку. Второй — Ужас: что-то противоестественное, пауки размером с медведей, проснувшийся и шатающийся мертвец, или нечто с клешнями хватает тебя за руку в темноте. И, наконец, последний и наихудший — Страх, когда ты приходишь домой и замечаешь, что все, что составляло твой мир, было унесено прочь и заменено точной копией. И когда выключается свет, ты чувствуешь что-то позади тебя, ты слышишь это, ты чувствуешь его дыхание у твоего уха, но когда ты оборачиваешься, то там ничего нет…»
2. Используйте свой собственный страх
Ширли Джексон верила, что писать необходимо всегда — записывая любые мелкие моменты из жизни и куски диалогов для позднейшего использования, «как экономная хозяйка, которая осторожно собирает все остатки, все стручки фасоли и холодный бекон — чтобы затем подать их всех вместе в великолепном кассероле». Особое внимание она обращала на вещи, которые ее пугали: «Я всегда любила использовать свой страх, понимать его природу и заставлять его работать; я запоминала ситуации, когда я была испугана, и затем применяла их в своих текстах».
3. Глазами рассказчика
Роберт Лоуренс Стайн пугал целое поколение детей при помощи очень простого правила: читатель вставал на место рассказчика. Если мы видим страшную ситуацию глазами героя, то мы будто сами оказываемся в страшной ситуации (кроме того, универсальное зло — куклы-чревовещатели). Как-то Стайн рассказал AdWeek:
«Нет никакой единой формулы. Я думаю, что нужно создавать очень близкую точку зрения. Нужно смотреть глазами самого рассказчика. Все события, все запахи, все звуки — все должно идти через него; тогда ваш читатель начинает идентифицировать себя с этим героем, и именно это действительно пугает».
4. Не пытайтесь быть «легальными»
Всегда будут литературные снобы, которые скажут, что хоррор, как и вся жанровая проза, не так важен или «легален», как «настоящая» проза — о мужчинах среднего возраста, изменяющих своим женам. Тананарив Дью призывает перестать переживать о необходимости быть «легальным» автором и просто писать то, что вам кажется правильнее всего, даже если для этого нужны призраки:
«…Мне много раз вдалбливали в голову на курсах по литературному мастерству, что не стоит ожидать, что ты станешь уважаемым автором, если ты будешь писать коммерческую или жанровую прозу. «Легальность» всегда была для меня важна… Однако в конце концов я решила послать все это к черту. Я не собиралась быть новой Тони Моррисон или Джойс Кэрол Оутс, я хотела быть собой и писать о людях, которых я знаю…»
5. Относитесь к вашей «чепухе» серьезно
Сходным образом вам нужно относиться к вашим призракам и гоблинам со всей серьезностью, поскольку даже глупейший из злых клоунов все еще олицетворяет человеческий страх перед неизвестным. Рэй Брэдбери считал, что письмо прежде всего должно приносить удовольствие и что писателям нужно избирательно прислушиваться к критике:
«Я никогда не слушал тех, кто критиковал мой вкус в космических путешествиях, клоунах или гориллах. Когда это происходит, я собираю своих динозавров и ухожу из комнаты».
6. Идти туда, где боль
Энн Райс как-то дала по-настоящему страшный совет авторам хоррора: идти туда, где боль. Писать о том, что ты никак не можешь преодолеть, потому что именно там скрывается настоящий ужас:
«Писатели пишут о том, чем они одержимы. Ты сбрасываешь эти карты. Я потеряла мать, когда мне было 14. Моя дочь умерла в 6 лет. Я потеряла свою веру как католик. Когда я пишу, тьма всегда рядом. Я иду туда, где боль».
7. Самое страшное — это потеря контроля
Для Клайва Баркера ужас рождается из осознания, что ты потерял контроль. Лучшие мастера хоррора не гонятся за кровью и шоком и вместо этого напоминают свои читателям, что наша повседневная жизнь и так всегда на краю обращения в хаос:
«Хоррор традиционно имеет дело с табу. Он говорит о смерти, сумасшествии и преодолении моральных и физических границ. Он поднимает мертвых и убивает младенцев в детских кроватках; он создает монстров из домашних животных и просит нашего сочувствия к психопатам. И, наконец, он показывает нам, что тот контроль над вещами, который мы себе мним, — иллюзорный, и что на самом деле мы в любой момент можем оказаться в хаосе и забвении».
8. Просто начните писать, а редактируйте потом
Автор хоррора и поэт Линда Аддисон предлагает приглушить вашего внутреннего редактора на время написания первого черновика и позволить всему ужасному и странному в вашем подсознании течь напрямую на страницы или экран:
«Помните, что даже когда вы не покрываете словами страницу или экран компьютера, вы пишете. Жить и есть писать. Все, что мы делаем, питает нашу творческую энергию, даже в самых, казалось бы, неподходящих для этого случаях. Не редактируйте, пока вы пишете первый черновик, просто дайте ему свободно литься. Мне самой часто сложно соблюдать это правило, потому что я знаю, какого качества своего письма я хочу достичь, — но я также знаю, что важно писать от начала до конца и что редактор не сможет помочь мне с этим».
9. Рассказывайте вашу собственную историю
Пишите в вашей собственной вселенной, а не в чьей-то. Создавайте ваших собственных монстров. Именно это делает Нил Гейман. Вот, к примеру, что он сказал в интервью в подкасте «Nerdist»:
«Рассказывайте вашу историю. Не пытайтесь рассказать историю, которую могут рассказать другие люди. Потому что, естественно, неопытные авторы начинают с голосов других людей — ведь ты столько лет читал других людей… Но так скоро, как вы только можете, переходите к рассказыванию историй, которые можете рассказать только вы — потому что всегда будут лучшие писатели, чем ты, более умные писатели, чем ты… но только ты есть тот, кто ты есть».
10. Сохраняйте элементы реальности (ну или около того)
Романы Хелен Ойейеми смешивают реализм с магией и хоррором — однако для нее это не значит, что ее миры нереалистичны. Пока вы описываете настоящие эмоции, вы можете не переживать о том, чтобы строго придерживаться реальности:
«Я стремлюсь следовать прежде всего эмоциональному реализму, а не известным нам законам времени и пространства, и в таком случае неизбежно начинают происходить странные вещи. Что, я думаю, может быть очень увлекательным».
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Страшные истории не только интересно читать, но и писать. Хорошая история ужасов может напугать вас и даже присниться вам. Так как страшные истории должны пугать читателя, их не так то легко писать. Но, как и любые другие выдуманные истории, написать страшную историю можно посредством планирования, терпения и практики.
-
1
Как и веселые истории, страшные истории довольно сложно писать, так как то, что заставляет одного человека бояться, оставляет другого совершенно безразличным. Но мастера этого жанра умеют придумывать хорошие страшные рассказы.[1]
Хотя ваша история, скорее всего, не напугает абсолютно всех читателей, обязательно найдутся такие, которым будет очень страшно. -
2
Прочитайте несколько разных страшных историй, начиная с классики жанра и заканчивая современными произведениями. Стивен Кинг однажды сказал, что для того, чтобы стать настоящим писателем, нужно много читать и писать.[2]
Вспомните страшные истории или городские легенды. Или же прочитайте следующие произведения:- Уильям Уаймарк Джейкобс, «Обезьянья лапка». Рассказ о трех ужасных желаниях, исполненных лапкой мистической обезьяны.[3]
- Эдгар По, «Сердце-обличитель». Психологическая история ужасов об убийстве и преследовании.[4]
- Нил Гейман, «Дело сорока семи сорок».[5]
- Обязательно прочитайте произведения мастера жанра Стивена Кинга. Он написал более 200 страшных рассказов и использует различные методы, чтобы пугать своих читателей.[6]
Рекомендуется ознакомиться со следующими его произведениями: «Палец»[7]
и «Дети кукурузы». - Современная писательница Джойс Кэрол Оутс написала довольно известную психологическую историю ужасов под названием «Куда ты идешь, где ты была?».[8]
- Уильям Уаймарк Джейкобс, «Обезьянья лапка». Рассказ о трех ужасных желаниях, исполненных лапкой мистической обезьяны.[3]
-
3
Проанализируйте страшные истории, написанные мастерами жанра. Для этого возьмите одно или два произведения и проанализируйте их сюжет, место действия и характеры персонажей в плане того, как автору удается создать атмосферу ужаса.
- В рассказе Кинга «Палец» герой обнаруживает в ванной комнате двигающийся человеческий палец, торчащий из сливного отверстия раковины. Автор описывает попытки героя избавиться от пальца и его страхи. Кинг также использует другие элементы для создания атмосферы неизвестности и страха, например, игру «Рискуй!» и беседу героя со своей женой.
- В произведении Оутс «Куда ты идешь, где ты была?» главной героиней является девушка-подросток Конни, описываются сцены из ее повседневной жизни, а затем показан один роковой день, когда девушка в доме совсем одна и двое незнакомых мужчин останавливают свою машину возле ее дома и предлагают ей прокатиться с ними. Оутс использует диалог между персонажами, чтобы создать атмосферу ужаса и передать читателю растущее чувство страха Конни перед этими людьми.
- В обеих историях атмосфера ужаса создается за счет сочетания чувства страха, сверхъестественных элементов (двигающийся человеческий палец) или психологически тревожных моментов (одна молодая девушка с двумя мужчинами).
Реклама
-
1
Подумайте о том, что вас пугает больше всего, например, вы боитесь потерять членов семьи, одиночества, насилия, клоунов, демонов или даже белок. Перенесите ваши страхи на бумагу, чтобы они передались читателям.[9]
- Составьте список того, что вы боитесь больше всего. Затем подумайте, как бы вы отреагировали, если бы вы оказались в ловушке и были вынуждены противостоять вашим страхам.
- Также спросите ваших родных, друзей или коллег, чего они боятся.
-
2
Возьмите обычную ситуацию и превратите ее в нечто ужасное. Например, подумайте о прогулке в парке, резке фруктов или пребывании в гостях у друзей и добавьте в эти ситуации страшный или странный элемент. Например, во время прогулки вам попадается отрубленное человеческое ухо, во время резки фруктов они превращаются в человеческие пальцы или щупальца, во время пребывания в гостях у друга он вдруг заявляет вам, что не знает вас.[10]
- Используйте ваше воображение, чтобы обычную ситуацию превратить в пугающую.
-
3
Еще один способ создать атмосферу страха – это ограничить область перемещения главного персонажа, чтобы он был вынужден смотреть своим страхам в глаза и искать выход из положения.[11]
- Подумайте о том, какие замкнутые пространства пугают вас больше всего.
- Поместите ваш персонаж в замкнутое или ограниченное пространство, например, в погреб, гроб, заброшенную больницу, на остров или в заброшенный город. Так вы моментально создадите напряженную атмосферу, так как такое пространство будет небезопасным для главного героя.
-
4
Ограничьте способность к передвижению вашего главного персонажа. Например, ваш главный герой – это оборотень, который не хочет нападать на людей до следующей полной луны, поэтому запирается в подвале или в комнате. Или, может быть, ваш персонаж так боится отрубленного пальца в ванной комнате, что делает все, чтобы не заходить туда.[12]
-
5
Вызовите соответствующие эмоции у вашего читателя, чтобы ему было страшно.
- Шок. Простейший способ напугать читателя – это шокировать его, например, описать запекшуюся кровь или сцену насилия. Тем не менее, чрезмерное количество шокирующих сцен может привести к тому, что читатель будет предугадывать их появление и ему не будет страшно.
- Паранойя. Это ощущение того, что что-то не так, заставляющее читателя сомневаться и бояться. Этот тип эмоции вызывается психологическими рассказами ужасов.
- Ужас. Эта эмоция вызвана ожиданием того, что вот-вот случится что-то плохое. Ужас появляется у читателя тогда, когда он начинает сопереживать главному герою. Вызвать ужас у читателя сложно, так как нужно написать такую историю, которая постоянно держала бы читателя в напряжении.
-
6
Используйте страшные детали, чтобы вызвать ужас у ваших читателей. Стивен Кинг утверждает, что есть несколько ключевых способов создания ощущения ужаса или страха.[13]
- Отвратительные детали, например, отрубленная голова, прыгающая по ступеням; что-то зеленое и слизкое на руке; падение персонажа в лужу крови.
- Неестественные детали (или что-то неизвестное или невозможное), например, пауки размером с медведя или живые мертвецы.
- Страшные психологические детали, например, персонаж, который приходит домой и видит в нем своего двойника, или главный герой, которому снятся кошмары, влияющие на его реальную жизнь.
-
7
Создайте фабулу после того, как вы придумали место действия, эмоции, которые вы хотите вызвать у ваших читателей, и ужасные элементы, которые вы собираетесь включить в произведение.
- Для этого вы можете использовать пирамиду Фрейтэга.[14]
Согласно этой структуре, фабула традиционно состоит из шести частей: вступление (описание персонажа или одного дня из его жизни), завязка (нахождение пальца в ванной комнате, встреча с двумя мужчинами), развитие сюжета (персонаж пытается разрешить возникшие проблемы, но сталкивается с препятствиями), кульминация, развязка (персонаж меняется или умирает) и эпилог.
Реклама
- Для этого вы можете использовать пирамиду Фрейтэга.[14]
-
1
Сделайте так, чтобы читатель отождествлял себя с главным героем. Для этого детально опишите главного героя, его отношения и мысли.[15]
- Определите возраст и род занятий вашего персонажа.
- Определите семейное положение вашего персонажа.
- Определите, является ли он циником, скептиком, беспечным человеком, счастливым человеком и так далее.
- Добавьте специфические или уникальные детали. Например, определенные черты характера, отличительные черты внешности (стрижка, шрам) или характерные предметы (одежда, ювелирные изделия, трость). Также вы можете наделить главного героя характерным говором или акцентом.
- Если читатель отождествляет себя с главным героем, то он будет сопереживать и волноваться за ваш персонаж, в то же время понимая, что такие ситуации встречаются редко.
- Несоответствие между тем, что должно произойти с героем с точки зрения читателя, и тем, что происходит с персонажем на самом деле, будет подпитывать интерес читателя к вашей истории.
-
2
Будьте готовы к тому, что с вашим персонажем случится что-то плохое или ужасное и он сможет или не сможет преодолеть свои страхи. На этом основаны все страшные истории (рассказы, в которых с хорошими людьми случается что-то хорошее, не являются ужастиками), которые держат читателя в напряжении.[16]
- Для того чтобы поместить персонаж в страшное или опасное положение, введите в историю ужасный или угрожающий элемент, например, двигающийся палец, двух незнакомцев в машине, лапу мистической обезьяны или клоуна-убийцу.
- Например, в рассказе Кинга «Палец» главный герой – это мужчина средних лет по имени Говард, который любит смотреть игру «Рискуй!» и имеет хорошие отношения с его женой. Но Кинг не дает читателю расслабиться от описания идиллического существования главного героя и вводит в рассказ странные звуки в ванной комнате. Нахождение в ванной комнате пальца и последующие попытки персонажа избежать посещения ванной комнаты или уничтожить палец составляют основу истории, в которой обычное течение жизни хорошего человека прервано чем-то неизвестным или нереальным.
-
3
Пусть ваши персонажи совершают ошибки или принимают неверные решения. После того, как вы поместили персонаж в страшную или необычную ситуацию, вам нужно сделать так, чтобы главный герой совершал ошибочные шаги, при этом считая, что делает все правильно.[17]
- Важно грамотно замотивировать персонажа, чтобы его неправильные решения казались оправданными, а не просто глупыми или невероятными. Привлекательная молодая няня, увидев убийцу в маске, бежит не к телефону, чтобы вызвать полицию, а наружу в дремучий темный лес – это неправдоподобный и глупый поступок главного героя с точки зрения читателя.
- Но если персонаж принимает обоснованные, хотя и неверные решения, то читатель будет охотнее верить вам.
- Например, в рассказе Кинга «Палец» Говард сначала не решается рассказать жене о пальце в ванной комнате, потому что считает, что это галлюцинация, а шум издают мыши. Решение Говарда никому не рассказывать о пальце обосновывается тем, что большинство людей, увидев что-то сверхъестественное, думают, что это им привиделось.
- Далее кажущаяся правильность такого решения Говарда подкрепляется тем, что его жена заходит в ванную комнату и не видит пальца, то есть автор намекает читателю, что палец Говарду действительно мог привидеться.
-
4
Четко определите риски для персонажа, то есть то, что он может потерять или лишиться при принятии того или иного решения. Если ваши читатели не знают, чем рискует главный герой, они не будут бояться, что он чего-то лишится. И хорошая история ужасов основана на том, что страхи главного героя передаются читателям.
- Страх вызывают возможные последствия от принятия персонажем тех или иных решений. Поэтому, если ваш персонаж решает противостоять клоуну-убийце на чердаке или двум незнакомцам в автомобиле, читатель должен знать, что персонаж может потерять в результате такого решения. Предпочтительно, чтобы риски персонажа были максимальными, например, он может лишиться рассудка, невинности, жизни или близкого человека.
- В рассказе Кинга главный герой боится потерять рассудок, если он будет всерьез воспринимать существование пальца в ванной комнате. Здесь риски для персонажа очень высоки и весьма понятны читателям. Поэтому у читателей возникает ощущение ужаса, когда Говард начинает бороться с пальцем.
Реклама
-
1
Не запутайте читателя. Он может либо запутаться, либо испугаться, но не одновременно. Предзнаменования, изменения главного персонажа или раскрытие тайны истории предназначены для создании интриги и вызова чувства беспокойства или страха у читателей.[18]
[19]
- Намекните читателю на разгадку тайны истории, введя в кульминацию небольшие подсказки или детали, например, этикетки на бутылках, которые впоследствии пригодятся главному герою; звук или голос в комнате, который позже будет свидетельствовать о чем-то сверхъестественном; заряженный пистолет под подушкой, которая впоследствии может быть использован главным героем.
- Держите читателя в напряжении, чередуя страшные и спокойные моменты. Затем доведите читателя до предела, поместив героя в самую жуткую ситуацию.
- В рассказе «Палец» Кинг чередует страшные и спокойные моменты: сначала Говард находит палец в ванной комнате, затем он разговаривает с женой, смотрит игру «Рискуй!» и думает о пальце, а затем пытается избежать встречи с пальцем, отправившись в магазин. Говард начинает чувствовать себя в безопасности и думает, что палец ему привиделся, но как только он открывает дверь в ванную комнату, он видит, что палец увеличился в размерах и двигается гораздо быстрее.
- Кинг постепенно создает атмосферу ужаса, вводя сверхъестественный элемент, на котором будет основана оставшаяся часть рассказа. Читатели отлично понимают, что палец представляет собой угрозу, и сопереживают Говарду в его попытках избежать встречи с пальцем и в дальнейшей борьбе с ним.
-
2
Создайте развязку, которая может вознести или похоронить все произведение. Развязка должна раскрывать многие загадки истории, но не главную тайну, чтобы читатель не потерял интерес к истории.[20]
- Создайте прекрасную развязку, но при этом читателя не должно покидать чувство неопределенности.
- В развязке покажите момент выхода героя из страшной ситуации или способ такого выхода. Развязка должна основываться на деталях или элементах, вносимых вами по ходу истории, и не должна казаться читателю оторванной от основной канвы повествования.[21]
- В развязке рассказа «Палец» Говард понимает, что палец явился из подземного мира. Он задает полицейскому, приехавшему арестовать его после жалоб соседей на шум из квартиры Говарда, последний вопрос игры «Рискуй!» из категории «Необъяснимое»: «Почему ужасные вещи иногда случаются с хорошими людьми?». Затем полицейский открывает крышку унитаза, чтобы посмотреть на нечто неизвестное или сверхъестественное.
- Такая открытая развязка оставляет у читателя чувство неопределенности (но не запутывает его), потому что ему интересно, что же увидит полицейский в унитазе и был ли палец реален или плодом воображения Говарда.
-
3
Избегайте клише. Как и любой жанр, истории ужасов имеют свой собственный набор штампов и клише, поэтому избегайте их, если вы хотите написать уникальное и интересное произведение. Клише включают всем известные персонажи, например, невменяемого клоуна на чердаке, или избитые фразы, такие как «Беги!» и «Не оглядывайся!».[22]
- Пишите такую историю, которая будет страшной лично для вас. Или добавьте неожиданный элемент, например, вампира, который любит сладости, а не кровь, или поместите главного героя в мусорный контейнер, а не в гроб.
- Помните, что чрезмерное количество запекшейся крови и насилия скорее вызовут у читателя отвращение, чем напугают его. Конечно, некоторое количество крови весьма уместно в истории ужасов, но не переборщите с ней.[23]
- Еще один способ избежать клише – это сосредоточиться на описании препятствий или неустроенности главного персонажа, а не на кровавых образах. Живописные образы, скорее всего, не запомнятся читателю, а вот эффект, производимый этими образами на главного героя, будет держать читателя в напряжении. Поэтому цель истории – не поразить воображение читателей, а держать их в постоянном напряжении.[24]
Реклама
-
1
Прочитайте первый вариант вашей истории и найдите в предложениях дубликаты прилагательных, существительных и глаголов. Помните, что для описания цвета платья или крови можно использовать не только прилагательное «красный», но, например, прилагательные «рубиновый» и «малиновый» (лужа рубиновой крови).
- Возьмите словарь синонимов и антонимов и замените все дубликаты слов.
- Удостоверьтесь, что ваш персонаж говорит на соответствующем языке, то есть, например, девушка-подросток использует слова и фразы, которые отличаются от слов и фраз, используемых мужчиной средних лет. Выпишите слова и фразы, которые будет употреблять герой вашей истории и которые соответствуют его личности; так вы создадите правдоподобный персонаж.
-
2
Прочитайте историю вслух. Вы можете сделать это перед зеркалом или перед небольшой группой людей, которым вы доверяете. Истории ужасов берут свое начало с устных рассказов у костра, поэтому чтение вслух поможет вам определить, правильно ли выстроена сюжетная линия, вызывает ли ваша история шок, паранойю или страх и соответствуют ли действия персонажа складывающейся обстановке.
- Читая ваше произведения вслух, вы также определите, звучат ли диалоги героев естественно и правдоподобно.
- Во время чтения развязки вашей истории оцените реакцию слушателей, посмотрев на их лица. Так вы поймете, нуждается ли концовка вашего произведения в доработке или нет.
Реклама
Предупреждения
- Не пытайтесь переписать чужие истории – это плагиат.
Реклама
Что вам понадобится
- Карандаш или ручка и бумага, или пишущая машинка, или компьютер с текстовым редактором, таким как Microsoft Word.
- Сюжет, характеры персонажей и место действия.
- Орфографический словарь и словарь синонимов и антонимов.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 49 984 раза.
Была ли эта статья полезной?
Каковы элементы страшной истории? Как и большинство произведений, страшная история должна включать в себя четко обозначенные обстоятельства действия, протагониста, антагониста, нарастание действия, кульминацию, спад действия и развязку. Кроме того, в хорошем ужастике также есть мотивация, напряжение, неопределенность, предчувствия и общая атмосфера страха и/или ужаса».
Вы любите читать страшные истории на ночь, от которых мурашки бегут по коже? Или вас пугают рассказы, держащие вас в состоянии тревоги? Написание ужастика (как и любой другой истории) подразумевает разработку сюжета, места действия и персонажей, т.е. вам нужен пошаговый план. Но страшные истории и страшилки также держат читателя в состоянии тревоги на протяжении всего сюжета вплоть до пугающей или ужасной кульминации. Найдите вдохновение в реальной жизни, опираясь на ваши собственные страхи, и напишите историю, которая запросто напугает вас.
Ниже приведены рекомендации, которые помогут писателю написать отличную страшилку. Но использовать эти инструкции можно не только для написания страшных историй, а и для других литературных жанров.
ЧАСТЬ 1. ПРИДУМЫВАНИЕ СЮЖЕТА
1. Составьте список того, что вы боитесь больше всего. Это лучший способ придумать сюжет страшной истории. Сюжет — это ряд основных событий произведения, которые обуславливают характеры персонажей, место действия и развитие истории. Например, вы боитесь потерять членов семьи, одиночества, насилия, клоунов, демонов или даже белок. Перенесите ваши страхи на бумагу, чтобы они передались читателям. Пишите рассказ, который будет страшен лично вам.
Страх перед неизвестным — это лучшая основа любой страшной истории и страшилки. Люди боятся того, что они не знают.
2. К вашим страхам добавьте элемент «что если». Подумайте о различных сценариях, в которых вы можете испытать некоторые из ваших самых больших страхов. Подумайте также о том, как бы вы отреагировали, если бы оказались в ловушке или были бы вынуждены противостоять вашим страхам. Составьте список вопросов, начинающихся с «что если».
Например, если вы боитесь оказаться в застрявшем лифте, спросите себя: «Что если я застрял в лифте с мертвым человеком?» Или: «Что если застрявший лифт — это дверь в потусторонний мир?»
3. Создайте атмосферу страха. Ограничьте область перемещения главного персонажа, чтобы он был вынужден смотреть своим страхам в глаза и искать выход из положения. Подумайте о том, какие замкнутые или ограниченные пространства пугают вас больше всего, например, погреб, гроб, заброшенный город.
4. Возьмите обычную ситуацию и превратите ее в нечто ужасное. Например, подумайте о прогулке в парке, приготовлении обеда или пребывании в гостях у друзей. Затем добавьте в эти ситуации страшный или странный элемент. Например, во время прогулки вам попадается отрубленное человеческое ухо, во время резки фруктов они превращаются в человеческие пальцы или щупальцы.
Или добавьте неожиданный элемент, например вампира, который любит сладости, а не кровь, или пусть главный герой застрянет в мусорном контейнере, а не в гробу.
5. Ищите сюжет страшной истории в новостях. Для этого читайте местные газеты или статьи в интернете. Возможно, в вашем районе произошла кража со взломом, очень похожая на кражи в других районах города. Используйте газетные статьи для создания сюжета.
Для создания сюжета вам могут пригодиться ваши заметки. Например, при написании страшного рассказа о том, как вы останавливались в странном отеле. Или о вечеринке, на которой что-то произошло, или о вашем друге, который начал необычно вести себя по отношению к вам.
ЧАСТЬ 2. СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ
1. Создайте персонажей истории. Сделайте так, чтобы читатель отождествлял себя с главным героем. Если читатель отождествляет себя с главным героем, то он будет сопереживать и волноваться за ваш персонаж. Вам нужен по крайней мере один главный герой и (в зависимости от вашего рассказа) следующие персонажи:
- злодей;
- второстепенные персонажи (член семьи, лучший друг, любимый человек и так далее);
- эпизодические персонажи (почтовый служащий, работник бензоколонки и так далее).
2. Продумайте конкретные детали для каждого персонажа. Создавая персонажей страшилки, определите кто они, что они делают и какова их мотивация. Наделите персонажи определенными чертами характера. Создайте список для каждого персонажа, который будет включать следующую информацию (и обращайтесь к этому списку в процессе написания истории):
- имя, возраст, рост, вес, цвет глаз, цвет волос и так далее;
- черты характера;
- симпатии и антипатии;
- история семьи;
- лучший друг и злейший враг;
- пять предметов, без которых персонажи никогда не выходят из дома.
3. Четко определите риски для персонажа. Это то, что он может потерять или лишиться при принятии того или иного решения. Если ваши читатели не знают, чем рискует главный герой, они не будут бояться, что он чего-то лишится. И хорошая история ужасов основана на том, что страхи главного героя передаются читателям.
Обозначьте, что произойдет, если персонаж не достигнет желаемого. Риски для персонажа или последствия от неудовлетворения желаний — это факторы, поддерживающие развитие сюжета в страшной истории. Риски для персонажа также держат читателя в напряжении и поддерживают его интерес к произведению.
4. Злодей должен быть не совсем «стандартным». Он должен отклоняться от общепринятых норм. Например, подумайте о Дракуле. Его зубы не похожи на зубы обычного человека, потому что верхние клыки Дракулы намного больше и острее клыков обычного человека.
5. Усложните жизнь вашему персонажу. Все страшные истории основаны на страхе и трагедии и на способности персонажа преодолеть свои страхи. Рассказы, в которых с хорошими людьми происходит что-то хорошее, не будут страшными. На самом деле история, в которой плохие вещи случаются с хорошими людьми, является не только более реалистичной, но и держит читателя в большем напряжении. Пусть с вашим персонажем случится что-то плохое или ужасное.
Несоответствие между тем, что должно произойти с героем с точки зрения читателя, и тем, что происходит с персонажем на самом деле, будет подпитывать интерес читателя к вашей истории.
6. Пусть ваши персонажи совершают ошибки или принимают неверные решения, при этом считая, что делают все правильно.
Не переусердствуйте с такими ошибками или неправильными решениями. Они должны казались оправданными, а не просто глупыми или невероятными. Привлекательная молодая няня, увидев убийцу в маске, бежит не к телефону, чтобы вызвать полицию, а наружу в дремучий темный лес — это неправдоподобный и глупый поступок главного героя с точки зрения читателя.
ЧАСТЬ 3. НАПИСАНИЕ ИСТОРИИ
1. Создайте фабулу после того, как вы придумали сюжет страшилки, место действия и персонажей. Для этого вы можете использовать пирамиду Фрейтэга. В нее входят вледующие ключевые элементы:
- Вступление. Описание персонажей и места действия.
- Завязка. Столкновение персонажа с проблемами.
- Развитие сюжета. Персонаж пытается разрешить возникшие проблемы, но сталкивается с препятствиями.
- Кульминация. Описание самого тревожного момента истории.
- Увядание сюжета. Описание событий после кульминации.
- Развязка. Персонаж справляется или не справляется с главной проблемой.
- Эпилог. Описание дальнейшей судьбы персонажей.
2. Показывайте, а не рассказывайте историю. Хороший страшный рассказ включает детальные описания чувств персонажей, чтобы читателю было легче представить себя на месте главного героя. Если же вы будете описывать ситуацию и чувства героев кратко и поверхностно, читатель будет менее заинтригован.
Например, рассмотрим следующие два способа описания одной сцены:
- Я была слишком напугана и не могла открыть глаза, слыша приближающиеся шаги.
- Я укуталась в одеяло и начала тихо скулить. У меня перехватило дыхание, а желудок сжался от страха. Я не хотела смотреть. Независимо от того, насколько близко были эти шаркающие шаги, я не хотела смотреть. Я не хотела, я… не…»
Во втором примере переживания персонажа описаны более детально, чтобы читатель лучше прочувствовал обстановку.
3. По мере развития сюжета делайте историю более напряженной. Для создания хорошего страшного рассказа необходимо, чтобы читатель сопереживал персонажу, поэтому нужно увеличивать уровень опасности и тревоги.
- Намекните читателю на разгадку тайны истории и возможную кульминацию, введя небольшие подсказки или детали, например, этикетки на бутылках, которые впоследствии пригодятся главному герою; звук или голос в комнате, который позже будет свидетельствовать о чем-то сверхъестественном.
- Держите читателя в напряжении, чередуя страшные и спокойные моменты. Пусть главный герой успокоится и почувствует себя в безопасности. Затем усильте напряжение, поместив героя в самую жуткую ситуацию.
4. При написании страшного рассказа используйте технику «предсказания». Эта техника заключается в том, что вы вводите в рассказ подсказки, которые позволяют читателю «предсказывать» дальнейшее развитие сюжета. Но читатель должен быть в состоянии «разглядеть» такие подсказки. Эта техника также держит читателя в напряжении, потому что он обеспокоен тем, что плохие последствия наступят раньше, чем герой выберется из сложившейся ситуации.
5. Не употребляйте определенные слова. Описывайте происходящее такими словами, которые вызовут у читателя эмоции, а не будут навязывать ему определенные чувства. Например, лучше не употреблять следующие слова:
- испуганный, пугливый;
- ужасный, страшный;
- страх, ужас;
- боящийся;
- напуганный.
6. Избегайте клише. Как и любой жанр, истории ужасов имеют свой собственный набор штампов и клише, поэтому избегайте их, если вы хотите написать уникальное и интересное произведение. Клише включают всем известные персонажи, например, невменяемого клоуна на чердаке, или избитые фразы, такие как «Беги!» и «Не оглядывайся!».
7. Не перестарайтесь с количеством крови и насилия. Помните, что чрезмерное количество запекшейся крови и насилия скорее вызовут у читателя отвращение, чем напугают его. Если в вашем страшном рассказе будут постоянно появляться лужи крови, читателю станет скучно. Конечно, некоторое количество крови весьма уместно для описания сцены или персонажа. Используйте кровь или насилие в рассказе с умом, то есть так, чтобы испугать читателя, а не вызвать отвращение или скуку.
ЧАСТЬ 4. НАПИСАНИЕ ХОРОШЕЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
1. Увеличивайте риски для героя вплоть до кульминации. Поместите его в ситуацию, с которой он вряд ли справится. Завалите его множеством незначительных проблем. Нагнетайте обстановку вплоть до кульминации, чтобы читатель осознал, что персонаж находится в серьезной опасности.
2. Позвольте главному герою понять, как выбраться из сложившейся ситуации. Такое решение должно основываться на деталях, вносимых вами по ходу повествования, и не должно быть спонтанным или кажущимся случайным.
3. Напишите кульминацию. Кульминация — это переломный момент в повествовании. В кульминации страшной истории главному герою угрожает опасность (его физическому, психологическому, эмоциональному или духовному здоровью).
В рассказе Эдгара По кульминация имеет место в самом конце истории. По описывает, как с приходом полицейских внутренняя борьба главного героя все нарастает и нарастает, а внешне персонаж остается абсолютно спокойным. В самом конце рассказа под давлением внутренней вины герой сознается в убийстве и показывает полицейским труп старика.
4. Создайте неожиданную развязку, которая сделает вашу страшную историю еще более интересной. Неожиданная развязка — это то, чего читатель не ждет, например, перевоплощение главного героя из положительного персонажа в злодея.
5. Решите, как вы хотите закончить историю. В заключительной части рассказа раскрываются все секреты и тайны. Но зачастую это не так в страшных историях — лучше, чтобы читателя не покидало чувство неопределенности. Разве убийцу поймали? Действительно ли существует призрак? Но такая неопределенность не должна смущать читателя.
Хотя нужно оставить читателя в некотором неведении, не оставляйте все тайны нераскрытыми — так читатель может вообще не понять концовку истории.
Подумайте, сделать ли окончание истории неожиданным или предсказуемым. В хорошем страшном рассказе развязка наступает в самом конце повествования. Рассказ Эдгара По держит читателя в напряжении до самого конца, потому что развязка описывается в последнем абзаце произведения.
ЧАСТЬ 5. РЕДАКТИРОВАНИЕ ИСТОРИИ
1. Перечитайте свою страшную историю. Прочитайте черновик вашей истории (про себя или вслух) и сосредоточьтесь на повышении интриги. Обратите внимание на те моменты истории, которые недостаточно интересные или интригующие. Сократите длинные абзацы или перепишите их так, чтобы они содействовали поддержанию напряженной атмосферы.
Иногда рассказ пишется так, что читатель знает развязку заранее. Но читатель все равно готов прочитать произведение полностью, потому что концовка может быть интересной и захватывающей. Читатель сопереживает герою, поэтому ему хочется проследить за ходом развития истории.
2. Проверьте рассказ на наличие в нем орфографических и грамматических ошибок. Таким образом, ваш читатель сможет сосредоточиться на самой истории, и его не будут отвлекать опечатки или неуместные знаки препинания.
Лучше распечатать свой страшный рассказ и внимательно проверить его.
3. Дайте почитать ваш рассказ другим людям. Так вы узнаете, что они думают о вашей истории. Попросите людей прокомментировать следующие вопросы:
- Персонажи. Персонажи правдоподобны? Ситуация, в которую они попадают, реалистична?
- Повествование. История имеет смысл? Ход событий изложен в правильном порядке?
- Язык и грамматика. Рассказ легко читается? Есть лишние предложения, неправильно подобранные слова и так далее?
- Диалоги. Диалоги между персонажами реалистичны? Диалогов слишком много или мало?
- Темп. История развивается в хорошем темпе? Вам становится скучно в каких-то местах? Или в каких-то местах действие разворачивается слишком быстро?
- Сюжет. Сюжет имеет смысл? Цели персонажей имеют смысл?
4. Внесите изменения в рассказ. Помните, что вы писатель и это ваша страшная история. Она полна ваших собственных идей, поэтому вы не обязаны включать в нее идеи других людей. Иногда человек, критикующий произведение другого человека, пытается привнести свои взгляды в историю. Если идеи других людей хороши, включите их в рассказ. Но если вы думаете, что такие идеи не имеют смысла для вашей истории, откажитесь от них.
СОВЕТЫ ПИСАТЕЛЮ
Прочитайте несколько разных страшных историй, начиная с классики жанра и заканчивая современными произведениями. Например, прочитайте следующие произведения:
- Уильям Уаймарк Джейкобс, «Обезьянья лапка». Рассказ XVIII века о трех ужасных желаниях, исполненных лапкой мистической обезьяны.
- Эдгар По, «Сердце-обличитель». Психологическая история ужасов об убийстве и преследовании.
- Любой страшный рассказ Стивена Кинга. Он написал более 200 страшных рассказов и использует различные методы, чтобы пугать своих читателей. Рекомендуется ознакомиться со следующими его произведениями: «Палец» и «Дети кукурузы».
- Современная писательница Джойс Кэрол Оутс написала известную психологическую историю ужасов под названием «Куда ты идешь, где ты была?».
Предупреждение: если вы проводите исследования для вашей страшной истории (чтобы сделать ее более реалистичной), делайте это тщательно и с умом.
Читать страшные истории:
- ➩ Ужас из леса
➩ Стремная семья
➩ Вернувшаяся из ада
➩ Не звони на номер
➩ Когда наступает рассвет