Как написать красивый сценарий

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное — выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма — половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма».

Сид Филд/Syd Field,

автор книги «Двигаясь в кино»/«Going to The Movies»

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», — вполне достаточно. Ваша работа — кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например,«Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо» одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично — это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим — вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя — хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки — пробел, четыре строки — пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену — вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие — и не без юмора — описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом — он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» — переворачивается страница — «: из кухни выходит лысый убийца». Переворот страницы — как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других — нет?

Главное — момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Автор статьи: William Martell

Оригинал на filmmaker.iatp.org.ua/

Как правильно написать сценарий?

Вопросы сценаристу

Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.

  • 1. Кто главный герой Вашей истории?
  • 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
  • 3. Какая у главного героя цель?
  • 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
  • 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
  • 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой?
  • 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
  • 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
  • 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
  • 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
  • 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
  • 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
  • 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?

 

Главный герой

Главный герой — это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.

Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта — внешнего или внутреннего.

Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:

  • Его мотивы;
  • Его цель;
  • Препятствия, с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
  • Перемены, которые произойдут в его личности с развитием истории.

Мотивы героя

Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», — его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.

Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство — любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.

  • Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
  • Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).

Цель

Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное — антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.

  • Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
  • Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание — эффективный и популярный у сценаристов мотив.

Препятствия

На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории — ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.

Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».

  • От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер ) ускользает опасный террорист.
  • Его жена Хелен заводит любовника.
  • Хелен и Гарри похищают террористы.
  • Герою удается вырваться, но жену увозят.
  • Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
  • В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.

Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды — это те, которые уже заложены в материале — обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.

  • Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» — пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев — обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
  • Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду — боязнь высоты.

Перемены

Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.

  • Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
  • Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).

Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития — заложить в него два сильных противоборствующих мотива.

Типы персонажей

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции, вспомогательные,второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания — враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» — фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете — упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи, как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел — это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи — это герой и антигерой.

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов — одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма»), и насекомые(«Москиты»), и опасный вирус («Эпидемия»), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Трехактная структура сценария

Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.

Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.

1 Акт

Экспозиция

(страницы 1 — 30)

Первый акт — это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.

Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.

В первом акте необходимо:

  • Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
  • Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
  • Описать провоцирующий инцидент — событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
  • Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
  • Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
  • Ввести в действие антигероя — главную преграду на пути главного героя.

В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт, который запускает второй акт.

2 Акт

Борьба героя с препятствиями на пути к цели

(30 — 90 страница)

Второй акт — это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.

Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть.

Герой начинает действовать

  • Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
  • Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
  • В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть

  • Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения — более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
  • Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть

Подготовка к Кульминации

  • Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
  • Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт

Главный герой выполняет свое предназначение

(90 — 120 страница)

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.

  • Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
  • Действие стремительно приближается к неминуемой развязке — окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
  • В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
  • В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.

Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

Источник: resheto.ru/speaking/edit/news2079.php

Перевели статью  о Дэвиде Мэмете и его письмо о том, как писать интересно, оригинально, дерзко и ярко. 

(ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА: нецензурная лексика максимально сглажена с учетом интеллигентности аудитории нашего блога. Статья написана достаточно агресссивно, стилистика выдержана в пределах разумных норм :) )

В целом день мой был ничем не примечателен, обычный такой офисный день. Пока я не наткнулся на пост Дэвида Мамета — писателя и режиссера. Обращался он к писателям, работавшим над сериалом “Подразделение”, а говорил о том, как надо писать, чтобы привлечь зрителя.

Когда я впервые увидел эти простые, грубоватые и очень верные мысли, я понял, что статья обязательная к прочтению. Достаточно было увидеть всего пару фраз: “Любая сцена, в которой два героя обсуждают третьего, — кусок дерьма. Если вам вдруг стало скучно читать отрывок сценария, будьте уверены в том, что актеры вдвойне заскучают, пока будут ее играть, зритель втройне, пока будет смотреть, и все мы утонем в скуке”. 

Дэвид Мамет вообще, надо сказать, любитель делать едкие замечания сценаристам и продюсерам, шутливо обзывая последних пингвинами. Такой контент всегда интересен, ведь он дает понимание того, как НАДО писать и делать, чтобы заинтересовать публику. В общем, предлагаю насладиться полной версией этого манифеста (заглавные буквы — авторский оригинал).

ПИСАТЕЛЯМ «ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ».

ПРИВЕТ.

ЕСЛИ СЕСТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, КАК НАПИСАН ЭТОТ СЕРИАЛ, ПРОБЛЕМА ЕГО СРАЗУ СТАНЕТ ОЧЕВИДНОЙ.

А ПРОБЛЕМА, ДРУЗЬЯ, ВОТ В ЧЕМ: НАДО УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ДРАМУ ОТ НЕ ДРАМЫ. ПОЯСНЮ.

ВСЕ ВОКРУГ ОРУТ ВО ВЕСЬ ГОЛОС, ЧТО СЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРОСТЫМ И ПОНЯТНЫМ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ. И ПЕРЕД НАМИ БУДТО ВСТАЕТ ЗАДАЧА — ВПИХНУТЬ МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ В МИНИМУМ ВРЕМЕНИ.

НАШИ ДРУЗЬЯ-ПИНГВИНЫ (имеются в виду продюсеры — прим. переводчика) СЧИТАЮТ, ЧТО МЫ НАНЯТЫ КАК РАЗ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЮ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ СВЕСТИ ВОЕДИНО. И ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НАМ НАЧИНАЕТ КАЗАТЬСЯ ТАК ЖЕ.

НО СЛУШАЙТЕ, ЗРИТЕЛЬ ПРИШЕЛ НЕ ИНФОРМАЦИЮ УСВАИВАТЬ.  И ВЫ ТОЖЕ. И Я. ВСЕ ХОТЯТ ДЕЙСТВИЯ, ДРАМЫ, А НЕ НАБОР ФАКТОВ.

  • А ЧТО ЕСТЬ ДРАМА? 

ДРАМА — ЭТО КВЕСТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ГЕРОЙ, ЭТО ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, ЧТО СТОЯТ НА ЕГО ПУТИ.

ПОЭТОМУ МЫ, ПИСАТЕЛИ, В КАЖДОЙ СЦЕНЕ ДОЛЖНЫ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВОПРОСА:

  1. КОМУ ЭТО НАДО?
  2. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ У ГЕРОЯ ВДРУГ НЕ ПОЛУЧИТСЯ?
  3. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС ЭТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ?

ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ — ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ДРАМАТИЧНОСТЬ И НУЖНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.

ЕСЛИ СЦЕНА НАПИСАНА НЕ ДРАМАТИЧНО, СЫГРАТЬ ЕЕ ДРАМАТИЧНО БУДЕТ НЕРЕАЛЬНО.

НЕТ ВОЛШЕБНОГО ПОРОШКА, КОТОРЫМ МОЖНО ПОСЫПАТЬ БЕЗНАДЕЖНО СКУЧНЫЙ, НЕИНТЕРЕСНЫЙ СЦЕНАРИЙ И СДЕЛАТЬ «ВЖУХ И ИНТЕРЕСНО». ТОЛЬКО ВЫ, ПИСАТЕЛИ, НЕСЕТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНТЕРЕСНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.

К СКУКОТЕ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР, ВСЕ СЦЕНЫ НЕПОНЯТНЫХ СПЛЕТЕН, В КОТОРЫХ ДВА ГЕРОЯ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО. ДА, ВСЕ ПОНАЧАЛУ ПИШУТ ТАКУЮ БУРДУ, НО НЕ ДАЙ БОГ ЧТОБ ЭТО КОГДА-ТО БЫЛО СНЯТО ВООБЩЕ. ЛЮБАЯ СЦЕНА, В КОТОРОЙ ДВА ГЕРОЯ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО, ОБРЕЧЕНА НА ПРОВАЛ.

ЕСЛИ ВАМ ВДРУГ СТАЛО СКУЧНО ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ, БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО АКТЕРЫ ЗАСКУЧАЮТ ВДВОЙНЕ, ПОКА БУДУТ ЕЕ ИГРАТЬ, ЗРИТЕЛЬ — ВТРОЙНЕ, ПОКА БУДЕТ СМОТРЕТЬ, И ВСЕ МЫ УТОНЕМ В СКУКЕ.

КТО-ТО НЕПРЕМЕННО ДОЛЖЕН ДОБАВЛЯТЬ В СЦЕНУ ДРАМАТИЧНОСТИ. ПРИЧЕМ, Я СЕЙЧАС НЕ ОБ АКТЕРАХ ГОВОРЮ, ИХ ЗАДАЧА БЫТЬ ПРАВДИВЫМИ И НАСТОЯЩИМИ. И НЕ РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН ЭТО ДЕЛАТЬ. ЗАДАЧА РЕЖИССЕРА — ПИНАТЬ АКТЕРОВ, СНИМАТЬ ФИЛЬМ. ЭТО ВАША, ДРУЗЬЯ МОИ, ЗАДАЧА, ВАС — ПИСАТЕЛЕЙ.

АБСОЛЮТНО КАЖДАЯ СЦЕНА ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИВОЙ. ТО ЕСТЬ, ГЕРОЙ, УЧАСТВУЮЩИЙ В НЕЙ, ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ ПОВОД В НЕЙ ОКАЗАТЬСЯ, У НЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛЬ ПРЕБЫВАНИЯ, ТАК СКАЗАТЬ.

ЭТА ЦЕЛЬ — СЕРДЦЕ САМОЙ СЦЕНЫ, ЕЕ СМЫСЛ. ВСЕ ПОПЫТКИ ГЕРОЯ ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОГО И БУДУТ ЛЕЙТМОТИВОМ ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭКРАНЕ, А УСПЕХ ИЛИ ПРОВАЛ — ЛОГИЧЕСКИМ ЗАВЕРШЕНИЕМ ИЛИ ЖЕ ВСТУПЛЕНИЕМ К СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ.

ВСЕ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ И ОБРАЗУЮТ СЮЖЕТ.

А ВОТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ, КОТОРЫЕ СЮЖЕТ НЕ РАЗВИВАЮТ (ДАЖЕ ЕСЛИ КАЖУТСЯ ВАМ ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНЫМИ) — ЛИБО СОВСЕМ ЛИШНИЕ, ЛИБО НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕПИСЫВАНИИ.

И НА ЭТОМ МОМЕНТЕ ВЫ УЖЕ ИМЕЕТЕ ПОЛНОЕ ПРАВО НЕ ВЫДЕРЖАТЬ И СПРОСИТЬ: ДРУГ, В ЧЕМ ВООБЩЕ НЕОБХОДИМОСТЬ БЫЛА ТАКАЯ, ПИСАТЬ ВСЕ ЭТО?

А ВСЕ ПРОСТО. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ К ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИСТАНЕТ КАКОЙ-ТО ДУРАК И ПОПРОСИТ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ ПРОЩЕ И ЕЩЕ ПОНЯТНЕЕ.

РАБОТА СЦЕНАРИСТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ЗРИТЕЛЯ ВОЛНОВАТЬСЯ И ХОТЕТЬ ПРЕДУГАДАТЬ, ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ, А НЕ ПОЯСНЯТЬ, ЧТО ТОЛЬКО ЧТО ПРОИЗОШЛО.

И НАСТАНЕТ МОМЕНТ, КОГДА ПОДОЙДЕТ КАКОЙ-ТО ИДИОТ И СКАЖЕТ: «НО ДЖИМ, ЕСЛИ МЫ В СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ УБЬЕМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, ВСЕ С УМА СОЙДУТ ОТ КРУТОСТИ!»

ТАК ВОТ ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА. ВАМ ПЛАТЯТ НЕ ЗА РАЗЖЕВЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, НЕ ЗА ПОДАЧУ ОЧЕВИДНОЙ И ПОНЯТНОЙ ЧЕРЕДЫ СОБЫТИЙ, ВАША ЗАДАЧА — ЗАСТАВИТЬ ВОЛНОВАТЬСЯ!

«НУ ДА, НУ ДА» — СКАЖЕШЬ ТЫ.

А Я СНОВА ОТВЕЧУ: «РАЗЖУЮ ЕЩЕ ПОНЯТНЕЕ».

ГДЕ ОН, БАЛАНС МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ ФАКТОВ И ДРАМАТИЧНОЙ СЦЕНОЙ? ЗАДАЧА СЦЕНАРИСТА — НАЙТИ ЕГО. И УМЕНИЕ ЕГО НАХОДИТЬ — ВОТ ЧТО ОТЛИЧАЕТ ВАС ОТ ВСЕХ ТЕХ ДУРАКОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ КРИТИКОВАТЬ И ПЕРЕЛОПАЧИВАТЬ ВАШ СЦЕНАРИЙ.

ПОДУМАЙТЕ НАД ЭТИМ.

КАЖДЫЙ РАЗ НАЧИНАЙТЕ С ПРОСТОГО ПОСТУЛАТА: СЦЕНА ДОЛЖНА ВОЛНОВАТЬ. У ГЕРОЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОБЛЕМА, И ОН ДОЛЖЕН НАЙТИ ЕЕ РЕШЕНИЕ. А ЕСЛИ НЕТ, ТО ДОЛЖЕН ПРИЙТИ К ОСОЗНАНИЮ НЕПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОГО ПУТИ И НАЧАТЬ ИСКАТЬ ДРУГОЙ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. СЛОВОМ, СЮЖЕТ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ НА МЕСТЕ.

  • О ЛОГЛАЙНАХ

 ВОТ ЭТИ ВСЕ ЛОГЛАЙНЫ ИЗ СЕРИИ «БОБ И СЬЮ ОБСУЖДАЮТ ЧТО-ТО ТАМ» — ЭТО НИ РАЗУ НЕ ДРАМАТИЧНО. ЛОГЛАЙН — ЭТО ТО, ЧТО СТОИТ МЕЖДУ НАЧАЛОМ ПРОСМОТРА И ЗРИТЕЛЕМ, УЖЕ ОДИН ОН ДОЛЖЕН ЗАХВАТЫВАТЬ.

ДУМАЙТЕ КАК «СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА». НЕ КАК ПИСАТЕЛИ. НЕ КАК КТО-ТО ТАМ ЕЩЕ. ПОТОМУ ЧТО ОНИ БУДУТ СНИМАТЬ ИМЕННО ТО, ЧТО ВЫ НАПИСАЛИ. Больше о том

что такое логлайн и как его написать >>>>> 

  • О ТРЕВОЖНЫХ ЗВОНОЧКАХ

 ВСЕ СЦЕНЫ СПЛЕТЕН, ГДЕ ДВОЕ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО — ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЮТСЯ КУСКОМ ДЕРЬМА.

ЛЮБАЯ СЦЕНА, В КОТОРОЙ ОДИН ГЕРОЙ ГОВОРИТ ДРУГОМУ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ ЧТО-ТО, ЧТО ДОЛЖЕН БЫЛ ИСКУСНО ДОНЕСТИ ПИСАТЕЛЬ — ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЕТСЯ КУСКОМ ДЕРЬМА.

УМОЛЯЮ ВАС, НЕ ПИШИТЕ ДЛИННЮЩЕЕ ДЕРЬМО. НАПИШИТЕ ЛУЧШЕ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ МИНУТНУЮ СЦЕНУ, КОТОРАЯ ВЗОРВЕТ ВСЕМ МОЗГ, ВОТ ГДЕ УСПЕХ. И ВСКОРЕ СМОЖЕТЕ КУПИТЬ ДОМ НА МАЛЬДИВАХ, ЕЩЕ И СЛУЖАНКУ СЕБЕ НАНЯТЬ.

ПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. И ДЕРЖИТЕ ЭТО ПОСТОЯННО В ГОЛОВЕ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ ВОТ ЭТОГО, ЧТО СЕЙЧАС СНИМАЮТ — РАДИОСПЕКТАКЛИ КАКИЕ-ТО. ВСЕ, ЧТО ВИЗУАЛЬНО, ДОЛЖНО БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОИСХОДЯЩЕГО В СЦЕНАРИИ.

ЕСЛИ ВЫ ПРИКИНИТЕСЬ ГЛУХИМ И НАПИШИТЕ НЕМОЕ КИНО — СЧИТАЙТЕ СЕБЯ ГЕНИЕМ.

ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИЮ В КАРТИНКАХ. БУДТО ВЫ ЛИШЕНЫ РЕЧИ. ЭТО ОЧЕНЬ СМАХИВАЕТ НА РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ, ОДНАКО ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ БЕЗ СЛОВ — ЭТО БУДЕТ НЕРЕАЛЬНО ВАЖНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ.

НУ, И В КОНЦЕ ПОВТОРЮСЬ: ПОСТОЯННО СЕБЯ СПРАШИВАЙТЕ О ТОМ, ЖИВ ЛИ ЕЩЕ ВАШ СЦЕНАРИЙ, НЕ СТУХЛА ЛИ СЦЕНКА И ПРОДВИГАЮТСЯ ЛИ ВПЕРЕД ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ ИЛИ НЕТ? 5 проверенных способов сгенерировать оригинальную идею сценария >>>>>

И НЕ ВРИТЕ СЕБЕ.

И ЕСЛИ ОТВЕТ НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ — СЯДЬТЕ И ПЕРЕПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ — ЗВОНИТЕ.

С ЛЮБОВЬЮ, ДЭВИД МАММЕТ.

П.С.: ОТВЕТОВ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ВЫ МОЖЕТЕ И НЕ ЗНАТЬ, НО ЭТО НЕ МЕШАЕТ ВАМ ИХ СЕБЕ ЗАДАВАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ , КАК ПИСАТЬ ЯРКИЕ СЦЕНАРИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ СНОВА И СНОВА.

Оригинал —  http://www.slashfilm.com/a-let…

Как написать сценарий: 20 полезных советов, как создать сценарий к видеоролику Ютюба, фильму, сериалу + образцы с примерами

Любой видеоролик требует детальной проработки, будь то реклама, ролик в социальных сетях или полноценный фильм. Сценарий – это фундамент, на котором и стоит вся работа.

Только на красивой картинке с шикарными актёрами не выехать. Зрителя надо всецело заинтересовать и отвоевать, значит необходимо приложить все усилия для создания хорошего материала.

Казалось бы, написать сценарий – легче лёгкого, если есть идея. Но нет, всё не так радужно. У профессиональных сценаристов уходит много времени, чтобы полностью передать атмосферу в работе, описать чувства героев, продумать диалоги.

При этом, сюжетная линия должна быть чёткой и интересной, нести смысловую нагрузку.

Существуют также и различные способы для упрощения работы и типичные промахи при первых набросках. Данная статья предоставит вам полноценный план работы со сценарием, разберёт ошибки начинающих и даст дельные советы.

Частые ошибки в работе со сценарием

Сразу же следует обсудить типичные промахи в тексте, которые нарушают дальнейшую работу.

  • Изначально надо понять, что сценарий несёт в себе не только диалоги лиц, описание эмоций и локации.
  • Это полный план, продуманный и расписанный до мелочей, который имеет нестандартную форму написания.
  • Далее стоит обдумать или обсудить с заказчиками цели видео.
  • Люди по-разному понимают одно и то же направление. Из-за чего впоследствии работа полностью не соответствует ожиданиям.

И, наконец, надо работать, вдохновляясь своими идеями, а не брать их у других людей. В нашем мире столько всего однотипного, это надоедает аудитории. Не надо бояться выделяться и выдвигать собственные тренды.

Сценарий – это что

Важно понимать над чем идёт работа. Сценарий – полностью продуманный материал, где помимо сюжетной линии расписаны и другие моменты, например: что берёт камера в кадр, где расположены те или иные объекты, как человек двигается, какие эмоции он выражает.

Обычный сценарий должен содержать несколько пунктов, по которым и идёт работа: сцена, видеоряд, направление камеры, текст, хронометраж. Если всё это присутствует, то работа станет проще, появится ориентир.

В поисках идей

К этому этапу стоит отнестись со всей креативностью, по возможности, желательно подключить к делу команду, участвующую в съемках.

  • Сначала необходимо обсудить тематику видеоролика и принять абсолютно все предложенные идеи.
  • Даже если кажется, что это «совсем не то», стоит записать, может очень пригодиться.
  • После того как вдохновение иссякло – сценаристы внимательно читают написанные идеи и вычёркивают банальные, скучные или слишком сложные для осуществления.
  • В итоге остаются подходящие.

Их необходимо проанализировать, прикинуть примерный план работы и обсудить с заказчиком или командой. Самая близкая идея станет двигателем всего процесса.

Советы перед началом работы

Всегда следует отвечать на три вопроса перед началом написания текста:

  1. Зачем писать?
  2. Для кого писать?
  3. И о чём же?

Если насчёт последнего пункта уже расписано выше, что же делать с первыми двумя? Нужно поставить чёткое направление работы в нескольких словах. Это будет целью сценария.

Для рекламы – раскрутить предложенный товар или услугу, для видеоролика в социальных сетях – поднять актуальную тему этого времени, а для фильма – заинтересовать максимальное количество зрителей сюжетом.

Но аудитория бывает разной и угодить абсолютно всем – трудная задача. Поэтому сценаристы сразу определяют для кого писать – свою ЦА (целевую аудиторию) и ориентируются на данный круг лиц. К примеру, питание для детей – родители, модная бижутерия – девочки 14-17 лет.

А также неплохой идеей является просмотр видеороликов потенциальных конкурентов. Таким образом сценарист не допустит повтора идеи и углубится в тему ролика.

Проработка сюжета

Итак, во многих видеороликах присутствует главное действующее лицо. Работа начинается именно с него. Необходимо расписать его деятельность по жизни, что он из себя представляет, возраст, его цели и желания.

Для Фильма потребуется детальная проработка каждого героя, а для рекламы вполне достаточно базовых характеристик.

  • Если тематика ролика – экологичная одежда, то в главной роли может быть молодая девушка или парень, которые задумываются о будущем всего мира.
  • При развитии темы нового перспективного обучения в главных ролях задействуют школьников или студентов.

После описания героя сценарист ищет конфликт. Обычно он появляется из тематики ролика. Например, необходимо найти качественную стиральную машинку или здоровое и полноценное питание для кошек.

И появившийся конфликт должен разрешиться за время видео. При этом, решение, которое нашёл человек, должно удовлетворять его полностью.

Упрощение работы на финишной прямой

В помощь сценаристу приходит простая схема работы: завязка – развитие события – кульминация с развязкой. Такой подход поможет двигаться писателю в правильном направлении и не упускать деталей.

  • Но перед проработкой финального варианта текста, следует написать его в сжатом виде, опуская диалоги и описания.
  • В таком виде будут присутствовать только ключевые наброски, по которым и будет строиться дальнейшая работа.
  • Теперь сценарист расписывает шаг за шагом в черновики более развёрнутую версию, опираясь на предыдущие наброски.
  • Раз это черновик, то у него произвольная форма, не стоит сразу следовать принятым нормам, это успеется в финальном варианте.
  • На этом этапе добавляются диалоги, описание локации и чувств героев.

Но не нужно увлекаться диалогами, чаще всего видеоролики нацелены показывать, а не рассказывать. Оставлять следует только самые необходимые фразы, зритель хочет отдыхать, а не анализировать фразы описания характеристик.

Финал

На последнем этапе сценарист корректирует наброски, оформляет текст. Нужно разбить материал на пункты: место, диалоги, время, действие.

Также эстетически сценарий должен радовать глаз, поэтому сценаристы работают и над правильным, красивым оформлением работы на листах.

Перед отправкой итогового варианта необходимо перечитать работу, проверить на соответствие всем требованиям и хронометражу.

Фото как написать сценарий

Как правильно оформить сценарий – правила с примерами

Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.

Редактор, автор блога Band

Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?

Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.

Требования к оформлению сценария

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.

Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».

Базовые правила разметки:

Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.

Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».

Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.

Правила форматирования:

Классический сценарный шрифт: Courier New.

Кегль (размер шрифта): 12.

Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.

Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.

Как правильно оформить титульный лист

Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:

Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.

Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.

Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.

Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.

Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.

Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».

Блоки, из которых состоит сценарий

Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.

«Время и место действия»

С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.

Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).

Текст набирается заглавными буквами (капслоком).

Пример правильного и неправильного отступа.

«Описание действия»

Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.

Пример правильного оформления «Описания действия».

Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.

«Имя героя»

Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.

Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.

Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».

После «Имени героя» обычно идет реплика:

Как выглядит реплика героя.

Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».

Пример реплики героя с ремаркой.

При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.

«Реплика героя»

Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.

Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).

Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.

Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.

«Ремарка»

Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.

Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.

Пример использования ремарок.

«Титр»

Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.

Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».

Профессиональные сокращения

ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.

Что еще почитать по этой теме:

Где посмотреть примеры оформления сценария

Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.

Советы опытных сценаристов

Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.

Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.

«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».

Насколько важно следовать всем этим правилам?

Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.

Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Прежде всего, я бы хотел определиться с некоторыми моментами, общими терминами и принципами, чтобы избежать дальнейшей путаницы. Если вы новичок в написании сценариев, то изложенная ниже информация о кинопроизводстве должна вас заинтересовать. Если же вы опытный инсайдер киноиндустрии, надеюсь, что формулировки и описания 7-ми основных требований к сценарию позволят под другим углом взглянуть на уже знакомые вам вещи.

1. РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Развлечения – единственный продукт кинобизнеса. Но, я не говорю о развлечении, только как о забаве. Хотя примеров подобных фильмов множество. Это картины, которые на потеху зрителям, без особой необходимости демонстрируют сцены секса и насилия, а вот другие инструменты, имеющиеся в распоряжении сценариста и режиссера (постановка, действие, характерность, сюжет, структура и диалоги), к сожалению, не нашли применения.

Слово «развлечение» (entertainment) происходит от латинского корня «переплетать» (intertwine). Основная задача сценариста – сплести воедино все доступные ему элементы для создания развлекательной истории. В хорошо проработанных сценариях переплетение должно быть плотным и незаметным. Постановка, действие, характерность, сюжет, структура и диалоги – все эти элементы требуется переплести так, чтобы не было видно швов. Писатель, научившийся этому, постиг искусство написания сценариев.

Упражнение: перечислите 3 фильма, которые, по вашему мнению, созданы исключительно ради развлечения.

Существуют правила написания сценариев и инструменты написания сценариев, и не следует их путать. Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Но прежде, вам необходимо выучить эти правила, чтобы знать, что, собственно, нарушать. А инструмент, помогающий выполнить работу, должен родиться в вашей голове. Если он справляется со своей задачей – отлично. Если нет, придумайте другой.

Во время просмотра фильма попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Чем вас заинтересовала эта история?
2. Вы заметили какие-либо общие элементы в постановке, действии и создании образов, объединяющие эти картины?
3. Что вам понравилось в каждом из фильмов менее всего?
4. Что понравилось более всего?

В таком подходе нет ничего научного, однако, после анализа увиденного, примененные технические приемы, становятся очевидными для вас и в дальнейшем могут быть использованы (или нет) в вашей работе.

2. НАЧИНАНИЕ

Орсон Уэллс как-то сказал: «Поэту нужно перо, художнику – кисть, а кинематографисту – целая армия».

Нравится вам это или нет, но кинобизнес дело непростое. Сценаристы, как правило, излишне увлекаются процессом создания фильма – техникой, актерами, озвучиванием, кинематографией, дизайном костюмов и реквизита. Но для всего этого существует киноиндустрия (сродни автоиндустрии, космической индустрии). Все, что касается съемок и производства фильма – дело киноиндустрии.

Сценаристы, забывающие о деловой стороне кинобизнеса, сильно рискуют. Банкиры и финансисты, специалисты по маркетингу и связям с общественностью, владельцы и служащие кинотеатров, бухгалтеры с их сложной отчетностью, налоговые юристы, сборщики отчислений за авторские права и роялти – лишь небольшая часть невидимых, на первый взгляд, работников киноиндустрии.

Добавьте более известных актеров, режиссеров, редакторов, гримеров, художников-сценографов, специалистов по свету и звуку, и вы действительно получите целую армию людей, вовлеченных в создание фильма.

Каждый этап создания картины в действительности является отдельной субиндустрией, и люди занятые в одной субиндустрии склонны не доверять, а порой даже ненавидеть людей из других. Деньги и коллективная работа – 2 краеугольных камня кинобизнеса. Следовательно, сценарист, заложивший в сценарий, скажем, направление камеры или слишком точное описание сцены, лишает возможности творческого сотрудничества оператора и актеров, двух очень важных групп работников. Фокус заключается в том, чтобы написать сценарий, вовлекающий в творческий процесс создания фильма все группы сотрудников. Успешный сценарист обязан знать, как этого добиться и при этом использовать творческий потенциал каждого из сотрудников. Таким образом, готовый сценарий нужно рассматривать как набросок фильма или ряд предложений по его созданию, а не запечатанный пакет с тщательно прописанной инструкцией, не соблюдение которой может повлечь серьезное наказание. Сценаристы, игнорирующие сказанное выше и не обременяющие себя изучением тонкостей кинобизнеса, значительно уменьшают свои шансы на успех.

Сценаристы должны узнать о кинобизнесе как можно больше. Читайте прессу. Читайте журналы, посвященные кино. Читайте бульварные еженедельники. Пролистывайте всевозможные публикации в поисках важных новостей и сочных сплетен, которые определенно вооружат вас знаниями. Вот список обязательных к ознакомлению: издания: «Variety», «Hollywood Reporter», «Screen International» (публикуются ежедневно и еженедельно), сайты: donedeal.com, imsdb.com, indiewire.com, просматривайте каждый из них, как свой собственный.

Труд писателя подразумевает долгие часы одиночества, и скорее всего, в это время вы забудете о коммерческих аспектах кинобизнеса и правилах коллективной работы над фильмом. Но, всегда помните, что работа сценариста – это, прежде всего, его собственное дело, а себестоимость (например, стоимость бумаги, чернил и нескольких конвертов) изготовленного товара (сценария и сценарных планов) несоизмеримо мала по сравнению с возможной ценой продажи.

Как-то за обедом в кругу бизнесменов в области легкой промышленности один мой друг-писатель похвастался, что открыл бизнес с прибыльностью в 10 000 %.

За столом повисла мертвая тишина, ведь обычно прибыльность составляет 60-80 %. Наконец, один из наиболее влиятельных бизнесменов спросил, чем же он занимается, и мой друг ответил: «Я пишу сценарии». Говоря о прибыли, он имел в виду стоимость пачки бумаги – единственного материала, который был необходим ему для производства.

Как ни странно, многие бизнесмены – реалисты и точно знают свои финансовые возможности, даже если при этом выглядят респектабельно и невероятно богато. Я знал несколько весьма успешных бизнесменов, которые могли до цента просчитать свою прибыль на год вперед. Скорость роста их бизнеса вполне предсказуема, на нее оказывают влияние только основные экономические факторы, вроде занятости и повышения процентных ставок. Только в спорте и кино человек может в одночасье превратиться из нищего в мультимиллионера. Написание хорошо проработанного и коммерчески жизнеспособного сценария сразу вознесет вас на вершину кинобизнеса. Но прежде, чем мечтать о богатстве и заказывать каталог Rolls Royce, запомните следующее. Вам никогда не будут платить авансом за написание сценария. Вы получите деньги только в том случае, если сможете его продать. А продать можно лишь то, что пользуется спросом.

Фильмы – это снова киноиндустрии. Если у вас есть оригинальная идея, и кто-то из мира киноиндустрии решит, что сможет заработать на ней деньги, за вами непременно пришлют лимузин. Только хорошо продуманный и коммерчески выгодный сценарий найдет свою стоимость.

3. ИЗОБРЕТЕНИЕ

Нигде не изобретают больше, чем в кино. Все, что касается киноиндустрии, начиная с изображения на экране, и заканчивая съемками фильма группой техников, доказывает правоту моих слов. Уж если мы придумали кинотеатры, то сценаристам необходимо научиться заполнять образами и голосами пустоту экрана кинозала.

Помните, как в детстве все мы с нетерпением ждали сказок на ночь, которые рассказывали нам родители. Теперь, повзрослев, мы ходим в кинотеатры, чтобы увидеть очередную сказку. И нас ничуть не смущает тот факт, что авторы фильма использовали ряд ухищрений при его создании.

Например, широко известно, что фильмы снимаются вне строгой последовательности. Предположим, что по сценарию картина начинается со сцены, где она одевается в ее спальне, и все это происходит в центре города, а следующая сцена с ней в аэропорту, где она бросается в объятия своего любимого после двухдневной разлуки. Все мы знаем, что режиссер не будет останавливать съемку после первой сцены и тащить всех в аэропорт, чтобы снять вторую, ну и так далее. Мы знаем, что из экономических соображений фильмы снимаются непоследовательно. Но понимание этого не мешает нам смотреть картину сидя перед экраном.

Собираясь в кино, мы ожидаем одного из двух: либо история, которую мы увидим, навсегда изменит нашу жизнь, либо, что мы не уснем от скуки во время сеанса.

4. ЛЮБОПЫТСТВО

Люди зациклены на том, что происходит с другими. Пройдитесь по любой улице и обратите внимание на толпу, собравшуюся вокруг жертвы несчастного случая или вспомните то чувство, когда ваша голова начинает непроизвольно поворачиваться, если, идя по ночной улице, вы вдруг замечаете силуэт обнаженного тела, мелькнувший на фоне занавески спальни.

Давайте признаемся – мы любопытны от природы.

Основная задача сценаристов – создание мира, за которым люди захотели бы подсмотреть, а также настолько правдоподобное создание экранных персонажей, диалогов, декораций и действий, что зрители не смогли бы оторваться от экрана до самого последнего кадра, до самого последнего слова.

5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ ПО МАКСИМУМУ

Экономия во время творческого процесса – дело непростое. Сценарист обязан по максимуму использовать все, что имеется в его распоряжении. Также не следует забывать о том, что при написании сценария, вы должны избегать использования части литературных приемов. Аллитерации, сравнения и метафоры оставьте для поэтов, лириков и романистов.

Кроме того, сценарист может описывать только то, что реально визуализировать на экране. Поэтому вы не можете просто написать «очень холодно», как показать холод? А вот написать «град бил по ветровому стеклу» можно.

Но, речь идет не только о творческих приемах. Вам, как сценаристу, необходимо должным образом выстроить свою личную жизнь, а также проявлять силу и терпение, разъясняя важность этой работы для вас близким. Вам необходимо понимать, когда согласится с чем-либо, когда попросить их о помощи – это тоже важно.

Тщательно прорабатывайте содержание, каждое слово на странице должно быть обоснованной необходимостью. Поэтому, такое описание, как «шестнадцатикомнатный загородный дом, построенный в поздневикторианском стиле, заросший многолетними растениями» нужно заменить на «обветшалый особняк».

Но самое ужасное, это когда, прокравшись в свой кабинет, писатель включает компьютер. Будто щелчок при выключении машины создает черную дыру энергии. Эта энергия, распространяется повсюду: вдруг начинает звонить телефон, домашнее животное сию минуту требует внимания, или, чего хуже, если вы живете не один, ваша половинка внезапно проникается заботой о вас. Обычно это выглядит так: «Дорогая, я поработаю минут 45». Через четверть часа любовь всей твоей жизни подходит к тебе и начинает массировать шею, воркуя что-то вроде: «Ты выглядишь очень усталым» или «Тебе необходимо сделать что-то с этими мешками под глазами», и ты сам не замечаешь, как заканчиваешь писать и ложишься спать!

Организуйте свою личную жизнь таким образом, чтобы ваша семья и друзья знали, что вас нельзя беспокоить во время работы, и это должно стать привычкой. Вы и сами должны научиться концентрировать свое внимание, если хотите написать действительно стоящий сценарий.

6. ГОЛЛИВУД: ЗА И ПРОТИВ?

Прежде всего, хочу обозначить, что под Голливудом, я понимаю профессиональное кино и телевизионное сообщество, сосредоточенное в Лос-Анджелесе. Да, Голливуд является главным центром кинопроизводства. Но говоря о нем, я также имею в виду центры кинопроизводства в других крупных городах: Нью-Йорке, Торонто, Гамбурге, Ванкувере, Барселоне и Лондоне.

Профессиональные кинокомпании в этих и других городах также выпускают фильм за фильмом, хотя, возможно, и не в таком масштабе, как в Лос-Анджелесе. Эти кинокомпании разные по масштабам: от мини-мейджоров, таких как «FilmFour», «Canal Plus», «Pathe» или «Kinoveldt», до небольших компаний, выпускающих одну или две картины непосредственно для телевидения или домашнего видеорынка.

Мы живем в очень увлекательное время появления в Интернете фильмов, и новых сайтов www2.0 и www3.0, дающих возможность воспроизводить картины в превосходном качестве непосредственно на вашем компьютере, ноутбуке и мобильном телефоне. Наблюдая за тем, как Голливуд борется с этим, как реагирует на риски пиратства и вообще адаптируется к этому новому рынку, могу сказать, что все происходящее имеет большое значение для будущего сценаристов, поскольку киноиндустрия входит в новую цифровую эпоху.

Лично я обожаю голливудские фильмы.

И это не единожды доставляло мне неприятности. Будучи руководителем Raindance Film Festival, который славится своими ультрасовременными агрессивными фильмами, я часто слышал от своих знакомых: «Как тебе может нравиться Голливуд? Большинство голливудских фильмов – отстой!»

Это правда. Так же, как и большинство балетов, романов, опер, картин, стихов, симфоний и песен в стиле рок.

Говоря, что я люблю голливудские фильмы, я имею в виду то, что мне нравится видеть потрясающие своим величием пейзажи, сияющие спецэффекты, сочные и яркие диалоги, великолепные костюмы и декорации, дерзкие и грандиозные движения камеры – все это основа типичных голливудских картин. И когда Голливуду удается снять фильм, захватывающий зрителя целиком, вызывающий у аудитории бурю эмоций, будь то комок в горле от надвигающихся слез или приступ смеха, Голливуд просто великолепен. Из этого можно сделать вывод о том, что один из лучших способов научиться писать сценарии – это смотреть голливудские фильмы.

Некоторые мои знакомые, работающие в киноиндустрии, не устают повторять, что не понимают, как можно любить подобные картины, что им давно скучно и неинтересно смотреть такие фильмы.

И если вдруг вы поймете, что разделяете данную точку зрения, при всем моем уважении, я посоветую вам сменить профессию. Если вы говорите, что сыты по горло этой напыщенностью, роскошью, устали от этого сияния, уверяю вас – вы занимаетесь не своим делом.

Если вы относитесь именно к такой категории людей, то прошу рассматривать этот пост, просто как получение дополнительных знаний о кинобизнесе, и может быть прочитанное поможет вам лучше понять увиденные фильмы, но, пожалуйста, не делайте вид, что я вас переубедил. Не обрекайте себя на боль и страдания.

Продюсеры «pay or play» (контракты с гарантированной выплатой) согласны с тем, что основная причина, по которой к съемкам допускается так много непроработанных сценариев, заключается в навязанной им и сценаристам форме такого договора. Единственный способ привлечь к работе действительно талантливых сценаристов – это заключить с ними контракт с конкретными сроками сдачи проекта и оплачивать их труд независимо от того, будет ли сценарий полностью готов к дате начала съемок или нет. Перенос даты начала съемок по причине доработки сценария влечет существенные штрафные санкции, поэтому продюсеры вынуждены закрывать на это глаза и запускать производство картины. По крайней мере, у них будет снятый фильм, и можно будет попытаться вернуть вложенные деньги.

Говоря о Голливуде, я также подразумеваю ставшую священной традицию пропускать каждый сценарий через ряд фильтров. Фильтровальная система Голливуда не безупречна и пропускает много плохих сценариев. Причина этого кроется в политике кинобизнеса, а если говорить конкретнее то, в сделках по договорам «pay or play», доминирующих в этом бизнесе.

Голливудская система каждый год тратит сотни миллионов долларов на разработку сценариев, и это дает сценаристам возможность работать и получать за это деньги.

В 1999 году появился совершенно новый тип кинокомпаний. Они специализируются на съемках видео роликов для Интернета, мобильных телефонов и портативных устройств. Эти компании производят продукт для новых платформ, и я также называю эти организации «Голливуд». Еще одна голливудская среда, потребляющая один киносценарий за другим.

Производимые голливудскими компаниями фильмы создаются с единственной целью – заработать деньги для продюсеров и инвесторов, которые финансировали производственный бюджет (и чек сценариста).

7. АУДИТОРИЯ: САМОЕ ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СЦЕНАРИЮ

Меня поражает тот факт, что сценаристы чаще всего не задумываются, для кого в конечном итоге они работают.

Игнорирование аудитории почти наверняка негативно отразится на вашей карьере сценариста. Этот пробел невозможно восполнить, даже посещая специализированные школы: поскольку большинство из них также не осознают важности изучения аудитории.

Источник: raindance.org
Перевод: Сергей Коржаев
Редактура: Татьяна Анган

Только до 28 февраля 2023 годовой доступ к Базе питчингов, грантов и сценарных лабораторий будет стоить 3 983 руб. (вместо 5 999 руб.). Спешите, предложение ограничено и действует только на первые 25 заказов!

Мы знаем, как сложно находить финансирование и индустриальные ресурсы для создания, продвижения и последующей окупаемости своего фильма. Именно поэтому мы создали первую в России постоянно обновляемую Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий, которая будет полезна на любом этапе производства – от разработки сценария, производства и постпродакшена, включая копродукцию, до фестивальных отправок и дистрибьюции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать красивую песню на английском языке
  • Как написать красивую музыку на гитаре
  • Как написать красивую мелодию на гитаре
  • Как написать красивую букву к для росписи
  • Как написать красивую букву к большую