Как написать краткий анализ стихотворения

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Как делать анализ стихотворения


Как делать анализ стихотворения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?

Как делать анализ стиха?

Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:

  • История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
  • Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
  • Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
  • Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.

Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.

  • Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.

Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий

Рис. 1. Стихотворные размеры определения
  • В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Казмерчук

    5/5

  • Саша Головнин

    5/5

  • Galina Kravtsova

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.


А какая ваша оценка?

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. (Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста).

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи (т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

Обратите внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр (свободный или белый стих)

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, (т.е. пропуск ударения в двусложном размере).

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней (8 слогов)

Нежней мы любим и суеверней… (10 слогов, перебой ритма)

Сияй, сияй прощальный свет (8 слогов)

Любви последней, зари вечерней (10 слогов, перебой ритма)

В) Рифмы

— Смежная (парная) ААВВ

— Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры (одинаковое начало строчек) – как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— бытовую, повседневную,

— литературную, книжную,

— публицистическую,

— архаизмы, устаревшие слова,

— неологизмы, слова, созданные автором («громокипящий кубок»).

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— сам автор,

— рассказ от лица персонажа,

— автор играет какую-то роль («поэтический театр» Цветаевой).

Зачем нужно проводить анализ стихотворения? И можно ли обойтись без него? Как написать анализ стихотворения – краткий или полный? Кому и зачем он может понадобиться? Подобные вопросы возникают практически у каждого человека ещё со времён школы и уроков литературы. Давайте в этом разберёмся.

Основные параметры стихотворения или как провести анализ стихов

Основные параметры стихотворения

Что такое анализ поэтического произведения и зачем его проводить? Казалось бы, стихотворение само по себе – вещь самодостаточная, и ни в каких анализах не нуждается. Однако для того, чтобы лучше понять, в какое время было написано то или иное произведение, что именно хотел передать читателям автор, есть ли какой-то скрытый смысл, и проводится изучение и разбор стихотворений.

По каким параметрам проводят анализ стихотворения? Их довольно много:

  • Стихотворный размер. Здесь учитываются слоги, доли, ритм. Определять размер стихотворения учат ещё в школе. Почитать об этом можно в нашей статье «Гид по поэтическим размерам».
  • Ритмика. Ритмика тесно связана с размером стихотворения. Бывают тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая ритмики. Каждый автор имеет свой «ритмический почерк», который хорошо заметен при анализе.
  • Размер строфы (двустишие, четверостишие, и т.д.). Также помогает определить «характер» стихотворения, при необходимости позволяет определить авторство.
  • Виды рифм: мужская м женская. Определяется ударением в конце стихотворной строки. Рифмы создают определённое звучание стихотворения.
  • Тип рифмовки (сквозная, кольцевая, парная, и т.д.) создаёт общий характер стиха – классический или более оригинальный.
  • Строение стопы имеет непосредственное отношение к ритму и звучанию.

Как написать анализ стихотворения

Однако всё выше перечисленное – это только часть параметров, по которым строится анализ стихотворения. Всё зависит от того, какого именно результата вы хотите достичь. Перечисленные параметры, можно сказать, «технические». Есть и дополнительные, которые позволяют исследовать произведение более широко.

Основные параметры стихотворения вы уже знаете, перечислим дополняющие:

  • Анализ названия. Заглавие стихотворения может рассказать о многом, часто оно несёт основной смысл произведения.
  • Тематика. Разные авторы тяготеют к разным темам. Это может быть и любовная лирика, и политические темы, и пейзажная лирика, и патриотизм, и мистика, и т.д. Способ передачи темы может говорить, к примеру, о времени создания произведения и событиям, повлиявшим на автора.
  • Художественные методы и средства. Помогают определить стиль автора. К примеру, того же Пушкина на спутаешь с Маяковским или с Есениным.
  • Композиция. Тесно связаны с художественными средствами и способом передачи информации. Иногда в стихотворении основная мысль раскрывается уже в первых строках, иногда – к середине, иногда – напряжение нарастает и всё становится понятно только к концу.
  • Направление или жанр. Помогает определить время создания произведения.
  • Стилистика, лексика, фонетика. Создают общий характер и образ произведения.
  • Образ героя. Кого именно изображает автор в произведении? Самого себя, героя текущего времени? Что хочет этим передать?

Анализируем, фантазируем

Конечно, даже самый тщательный анализ не поможет нам точно передать всё то, что автор чувствовал. Но всё же такой подробный разбор позволяет разобраться в некоторых вещах: например, определить примерное время написания произведения, авторство (если автор неизвестен), политическую и социальную обстановку и влияние их на общество, и т.д.

Как написать анализ стихотворения, мы знаем ещё со школьных лет. Тем не менее, писать его можно по-разному – используя только основные параметры или все доступные средства.

Если вы и сами пишете стихотворения, вполне можно пофантазировать и придумать новые формы, которые, возможно, потом войдут в историю стихосложения.

Кроме того, поэзия нужна не только для передачи мироощущения. Она пригождается нам во многих сферах жизни. Например, стихотворение в подарок на любое торжество принесут много радостных мгновений тому, кому они адресованы.

А ведь это так здорово – дарить радость!

Творческая студия Татьяны Агаповой

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
  • Создается такое настроение ———————
  • Вызывает мысли о том, что —————————
  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема –

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)
  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Идея

  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…
  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Заглавие

  • Стихотворение названо так потому, что…

3. Сюжет: 

  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 
  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (…).
  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
  • Мысль первой строфы такова….
  • Во второй строфе автор говорит о….
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

  • В первой строфе возникают образы (существительные)…
  • Во второй строфе автор говорит…
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • образы событий (…каких именно…);
  • образы чувств (…).
  • Образ лирического героя, авторское «Я» (сам автор,  рассказ от лица персонажа,  автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую;  архаизмы, устаревшие слова) лексику.
  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы … отмечает (что?) …описывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) … напоминает (о чем?)
  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7. Рифма

8. Тропы.

9. Фигуры

10.

Рифма

Мужская — рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская — с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая — с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля — -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже — двух з

ТРОПЫ

ПРИМЕРЫ

Эпитет — художественное определение

Куда ты скачешь, гордый конь?

прозрачная дева

Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» — вместо «лев»

Ирония — скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота — художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»

Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление — уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит» — подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

 Французу отдана?

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

ФИГУРЫ

ПРИМЕРЫ

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

  • анафора — единоначатие
  • эпифора — единство концовок
  • градация — своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Антитеза — потивопоставление

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис — пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия — нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает его впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 1

    1

    Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стихотворение. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или показались необычными. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.[1]

    • Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 2

    2

    Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?[2]

    • Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
    • Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения в конце строки и делайте паузы там, где нужно.
    • Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи его чтения. Прослушайте записи, но при этом активно следите за текстом, а не просто пассивно слушайте.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 3

    3

    Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стихотворения есть ритм и размер, если оно написано по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты. Единственный вид поэзии, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр, или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.[3]

    • В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждую строку со следующей? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
    • Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
  4. Изображение с названием Study Poetry Step 4

    4

    Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стихотворению определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.[4]

    • Например, стихотворение «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, а любой из сонетов У. Шекспира — из трех четверостиший и одного двустишия.
  5. Изображение с названием Study Poetry Step 5

    5

    Проанализируйте литературные приемы. Поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стихотворение более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.[5]

    • Рифмы — повторение конечных звуков в словах (например, «лицо» и «крыльцо»). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
    • Ономатопея — звукоподражание посредством слов (например, «жужжание» пчелы).
    • Аллитерация — повторение согласных звуков (например, «хр» в «хрустят и хрупки, как хрусталь»).
    • Ассонанс — повторение гласных звуков (например, «у» в «у наших ушки на макушке»).
    • Консонанс, или диссонанс, — неточная рифма, при которой совпадают все или большинство согласных звуков, а ударения или гласные отличаются (например, «кедр» и «бодр»).
    • Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сравнение (например, «серебряный ручей»).
    • Сравнение — уподобление предметов или явлений друг другу со словами «будто», «словно» или «как» (например, «то заплачет, как дитя»).
  6. Изображение с названием Study Poetry Step 6

    6

    Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты, баллады, акростихи, белые стихи, хайку (хокку), синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.[6]

    • Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 7

    1

    Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте содержания стихотворения. Делает ли название более глубокой основную мысль?[7]

    • Иногда название указывает на то, к кому обращается поэт, например «Письмо матери» или «К другу». Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения, например, «Сонет 18» или «Элегия».
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 8

    2

    Определите повествователя. Поэт и повествователь — не всегда одно и то же лицо. Повествование может вестись от лица персонажа стихотворения. Автор может писать в первом («я»), втором («ты», «вы») или третьем («он», «она», «они») лице.[8]

    • Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Просто постарайтесь правильно понять, в каком лице ведется повествование.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 9

    3

    Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, остановитесь и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.

    • Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
    • Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
    • Используйте такой же подход для незнакомых имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
  4. Изображение с названием Study Poetry Step 10

    4

    Определите тон и настроение стихотворения. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.[9]

    • Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
  5. Изображение с названием Study Poetry Step 11

    5

    Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью это стихотворение было написано, чтобы уловить контекст. Возможно, автора вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.[11]

    • Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Посмотрите на год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
  6. Изображение с названием Study Poetry Step 12

    6

    Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.[12]

    • Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: «(и) больше ничего». Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
  7. Изображение с названием Study Poetry Step 13

    7

    Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении — еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?[13]

    • Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
    • Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.
  8. Изображение с названием Study Poetry Step 14

    8

    Подведите итог одним предложением. Рассмотрите все элементы формы и содержания, а затем попробуйте подытожить стихотворение в одном-двух предложениях. Запишите общую идею или тему, как вы ее видите. Полагайтесь на подсказки в форме и содержании, а также на собственные мысли и впечатления. Задумайтесь, о чем это стихотворение?[14]

    • Например, стихотворение «Ворон» Эдгара По можно подытожить так: «Это стихотворение говорит о страхе перед смертью, которую олицетворяет находящийся за дверью ворон».
    • Не зацикливайтесь на том, правильно ли вы поняли стихотворение. Поэзия всегда субъективна, поэтому ваше толкование может быть таким же правильным, как любое другое. Каждый человек видит стихотворение по-своему, но не забывайте подкреплять свои мысли доказательствами из текста.

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 15

    1

    Покажите стихотворение друзьям или коллегам. Иногда взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Покажите стих близкому другу или однокласснику и спросите, что он думает о нем: «Как ты считаешь, о чем это стихотворение? Что ты чувствовал, когда его читал?»[15]

    • Также можно обратиться с такими вопросами к сотрудникам на работе или одногруппникам в университете. Обратитесь к другим студентам после занятия по литературе и узнайте мнение о стихотворении. Желательно выбрать человека, который хорошо разбирается в поэзии.
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 16

    2

    Обсудите стихотворение в поэтическом кружке. Если вы посещаете поэтический кружок, то покажите стих своим друзьям и спросите о впечатлениях. Запишитесь в кружок, чтобы разбираться в поэтической теории, либо организуйте собственную группу любителей поэзии. Обсуждайте стихотворения все вместе, чтобы замечать как можно больше деталей и обмениваться различными толкованиями одного текста.[16]

    • Предложите друзьям прочитать стихотворение, затем выскажите собственное мнение, мысли и впечатления, чтобы начать дискуссию. Делитесь идеями и догадками, анализируйте содержание и форму стихотворения.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 17

    3

    Обратитесь за советом к преподавателю. Всегда полезно обратиться за помощью к учителю литературы. Покажите ему стихотворение и выслушайте авторитетное мнение преподавателя, а затем поделитесь своими идеями. Обсудите возможные подходы к анализу конкретного стиха и всего жанра.[17]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 30 817 раз.

Была ли эта статья полезной?

План анализа

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»

При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист.

Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта.

В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод. При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

  • «Слышу трепет крыл …
  • Бьёт в меня светящими очами
  • Ангел бури — Азраил!»
  • «Стерегите, злые звери,
  • Чтобы ангелам самим
  • Не поднять меня крылами ,
  • Не вскружить меня хвалами…»
  • «Я укрыт до времени в приделе,
  • Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Жизнь» анализ стихотворения Блока по плану кратко – метафоры, рифма, эпитеты, тема

Следующая

Анализ стихотворений«Юбилейное» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – средства выразительности, тема, идея

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать красота страшная сила
  • Как написать красота неземная
  • Как написать красную строку
  • Как написать красками на торте
  • Как написать красивыми буквами текст