Как написать краткое изложение 5 класс

текст для изложения

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а дым мешает их найти. Для этой цели в Лондоне специально обучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, её звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её  — не обгорела ли она; но Боб вновь рвался в дом.
Пожарные подумали, что в доме ещё есть кто-нибудь живой, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро вернулась с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, все расхохотались: собака несла большую куклу.
(По Л. Н. Толстому)

Незнакомых слов в тексте нет.

Тема текста — спасение собаками детей во время пожаров.

Основная мысль: специально обученные собаки очень полезны во время пожаров в Лондоне, потому что они спасают детей.

Тип речи — повествование.

В тексте четыре абзаца: в первом говорится о том, что во время пожаров из-за испуга дети прячутся, поэтому, чтобы их спасти, в Лондоне используют специально обученных собак; во втором повествуется о том, как пёс по кличке Боб, спасший за всю жизнь двенадцать детей, в одном из пожаров вытаскивает двухлетнюю девочку; далее пожарные осматривают собаку; в четвёртом абзаце Боб вытаскивает куклу из горящего дома.

Стилистические особенности текста: это художественный текст, но наряду с общеупотребительной лексикой автор использует разговорное слово «расхохотались».
 

Подробное изложение:

иногда на пожарах в домах есть дети, которые от испуга прячутся, потому их сложно найти. Поэтому в Лондоне есть специально обученные собаки. Они живут с пожарными, и при пожаре их посылают вытаскивать детей. Одним из таких псов является Боб, спасший двенадцать детей.
Однажды загорелся дом. Женщина из этого дома сказала пожарным, что там двухлетняя девочка. Туда отправили Боба. Через некоторое время он выбежал из дома, неся в зубах за рубашку девочку. Мать была счастлива, что её дочка жива.
Пожарные стали осматривать собаку, но пёс снова стремился в дом.
Решив, что там остался кто-то ещё, пожарные пустили его. Вскоре люди увидели, что она вынесла, и расхохотались: у Боба в зубах была большая кукла.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Способы сжатия текста

Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.

Выделяют основные приёмы сжатия текста: 

Исключение

  • вводных слов; 

  • однородных членов предложения; 

  • повторов; 

  • однотипных примеров; 

  • риторических вопросов и восклицаний; 

  • цитат; 

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

  • пояснений; 

  • рассуждений; 

  • описаний; 

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо:

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

    Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

  • парцеллированных (намеренно расчленённых на смысловые части) предложений; 

  • ряда предложений; 

  • связанных одной мыслью частей предложений; 

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

  2. Найти в них общее. 

  3. Объединить эти факты на основе общего. 

  4. Сформулировать получившееся предложение. 

    Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

► Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения —  простым; 

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

  • прямой речи — косвенной; 

  • части текста — одним предложением; 

  • части предложения местоимением и т.д. 

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

  2. Сформулировать получившееся предложение. 

         Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

Примечание

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

При сжатии исходного текста необходимо помнить, к какому типу речи относится исходный текст.

♦ Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

♦ Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

♦ Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Пример 1.

Текст  (отрывок из рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»)

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)

(Ю.Казаков «Тихое утро»)

Применяем следующие способы сжатия текста:

1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.

2) исключение: исключение фрагмента предложения: 
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. — Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. — Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.

3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. — Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.

► Возможный вариант сжатого текста

Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)

Пример 2.

Текст (по В. Солоухину)

     Тишина — вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

     Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

     Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)

Для сжатия этого текста следует: 

  • текст разделить на абзацы;  

  • вычленить существенную информацию; 

  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  

  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

 Возможный вариант сжатого текста  

Тишина — самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

   Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

    Ему  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)

  • авторский тезис; 

  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; 

  • вывод автора. 

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 456,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 587,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 629,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 630,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 437,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 438,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 442,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

8 класс

Упражнение 38,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 331,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 335,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 4,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 5,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 189,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 213,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 261,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 346,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.
Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания

Техническое обслуживание с течением времени

Написав краткое изложение сюжета, авторы должны опасаться излишней привязанности к своей золотой прозе. В то же время «раздувание сюжета» — серьезная проблема. Раздувание сюжета — это постепенное расширение краткого содержания сюжета со временем редакторами из лучших побуждений, которые не имеют преимущества предварительного обсуждения предпочтительного уровня детализации для данной конкретной работы. Периодические обзоры и переоценки новыми редакторами необходимы для поддержки статей Википедии и, в частности, для поддержки разделов с кратким изложением сюжета.

Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Так, в учебнике «Русский язык. Русская речь. 5 класс» тема текста рассматривается как то, о чем (или о ком) в нем говорится. Авторы учебника обращают внимание школьника на то, что часто тема текста отражена в его заглавии.

В учебнике рассматриваются темы «Что такое текст?», «Что значит писать и говорить на тему?», «Главное в тексте — идея, основная мысль», «Для чего нужен план?» и др. и на с. 24-68 приводится ряд упражнений аналитического и аналитико-конструктивного характера, посвященных изучению специфики текста.

Рассмотрим некоторые из них.

Русский язык. Сборник заданий

Русский язык. Сборник заданий

Сборник практических заданий по русскому языку помогает систематизировать изученное в начальной школе, но главное — освоить содержание программных разделов «Фонетика», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология», «Фразеология». Образцовые тексты сопровождаются интересными комплексными заданиями, позволяющими определить тему, тип речи и стиль текста, выявить его лексические и грамматические особенности, прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Купить

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание.
Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать».

Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена

. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание.
Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.

Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Целесообразно при выполнении этого задания актуализировать знания ребят об основной мысли текста как о том, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Школьники могут заметить, что название текста может отражать не только тему, но и основную мысль, например, свой пересказ они могут назвать «Солнце — золотое колесо», «Как красив восход!» и т.д.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание.
Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.

План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.

Работа школьников по плану предполагает, что ребята «сконструируют» текст по тем пунктам, вопросам, которые необходимо раскрыть, продумать их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:

Назовем некоторые задания из учебника «Русский язык. Русская речь. 6 класс» Е. И. Никитиной, направленные на формирование умения создавать сжатое изложение (пересказ): знать особенности сжатия текста, отбирать в исходном тексте основную информацию, выделять микротемы, выделять существенную информацию в каждой микротеме, уметь последовательно излагать отобранные сведения.

Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание.
Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.
Перед вами — две записи из «Дневника Коли Синицына». Прочитайте их.

Сформулируйте тему всего «Дневника Коли Синицына»; тему записи за 11 июля; за 14 июля. Приготовьтесь к изложению на основе данного текста.

Работа над сжатым выборочным изложением в 6 классе

Задание.
Напишите сжатое выборочное изложение от 3-го лица по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему «История жизни Самсона Вырина» (см. памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста»). Ваше изложение должно быть понятным и тому, кто этой повести не читал.
Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.

При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения

.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача — помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Купить

Работа над изложением в 7 классе

Упражнения, содержащиеся в учебнике «Русская речь. Русский язык. 7 класс» Е. И. Никитиной, в основном направлены на закрепление умений по сжатию текста, полученные в 5-6 классах. Приведем пример упражнения со с. 77 этого учебника.

Задание.
Напишите выборочное изложение по главе VIII повести М. Горького «Детство» на тему «Главное в жизни Хорошего Дела». Используйте памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста».
При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

  • 1) Внешний вид Хорошего Дела.
  • 2) Главное в его жизни — наука.
  • 3) Поглощенность Хорошего Дела наукой и его безразличие к внешним сторонам жизни (одежда; обстановка комнаты; питание; отношение к деньгам).
  • 4) «Колдовская» работа Хорошего Дела.
  • 5) Поразительное трудолюбие учёного.
  • 6) Простота, точность и краткость его речи.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Какие сюжеты не являются

Ярлык

  • WP: СЮЖЕТ

Краткое содержание сюжета — это не резюме. Он не должен охватывать каждую сцену и каждый момент истории. Такой веб-сайт, как « Телевидение без жалости», был отличным ресурсом, но мы не делаем то же самое, что и он, и нам не следует следовать его примеру при составлении резюме. Тем не менее, мы должны обязательно использовать лучший доступный источник для резюме. Это тот случай, когда вторичные резюме могут быть неуместными — резюме резюме вряд ли будет полезным.

В кратком изложении сюжета не только следует избегать повторения сцен за сценой, но также нет причин, по которым краткое изложение сюжета должно охватывать события истории в том порядке, в котором они появляются (хотя это часто бывает полезно). Смысл резюме не в том, чтобы воспроизвести опыт, а в том, чтобы объяснить историю. Если оригинал является нелинейным или экспериментальным по своей структуре, то в статье этот факт должен быть изложен в прозе, а не в отрыве от сюжета. [1] На самом деле, чтобы сбить с толку историю, мы должны предположить, что некоторые из наших читателей будут искать ее, потому что не поняли ее. Простое повторение увиденного им вряд ли поможет.

Не пытайтесь воссоздать эмоциональное воздействие произведения через краткое изложение сюжета. Википедия не заменяет оригинал. [2]

Заметки

  1. Для некоторых историй- например, « Памятник»
    или «
    Если в зимнюю ночь путешественник»
    — представление событий в порядке оригинала только усугубит путаницу. События в этих историях представлены нелинейно, и большая часть опыта основана на распутывании сюжета. Для целей энциклопедии мы не хотим добавлять тайны — мы хотим объяснить это. Для чего-то вроде
    Memento
    , где первоначальный порядок существует по драматической причине, мы могли бы отметить, что история структурирована определенным образом, и мы обязательно захотим объяснить, какие части истории рассматриваются как большие откровения.
  2. Каким бы эмоциональным ни был конец « Гамлета»
    , финальный бой не нуждается в подробном описании мельчайших деталей, пытающихся воссоздать каждый эмоциональный ритм сцены. Наша статья не должна заменять собственно чтение пьесы.
  3. В любой конкретной точке истории, по мере ее развития, есть настоящее
    , а значит, и
    прошлое,
    и
    будущее
    , поэтому независимо от того, является ли какое-то событие, упомянутое в рассказе, прошлым, настоящим или будущим, изменяется по мере развития истории; все описание представлено так, как будто
    настоящее время
    — это непрерывное настоящее.
  4. Этот стандарт соответствует динамическому напряжению между политикой, согласно которой Википедия не подвергается цензуре , и практикой недопущения сенсаций или оскорблений ради самих себя.

Спойлеры

Основная статья: Википедия: Спойлеры

По своей природе энциклопедия, охватывающая художественные произведения, Википедия содержит спойлеры . Традиционно для статей Википедии о художественной литературе (в том числе избранных статей ) сюжет произведения кратко излагается в разделе довольно рано (часто сразу после отрывка, хотя в других случаях после раздела с предысторией или списка персонажей и актеров, которые их играют). . Информацию не следует намеренно опускать из резюме, чтобы избежать «спойлеров» в статье энциклопедии. (Предупреждения о спойлерах использовались на ранних этапах проекта, но редакторы пришли к общему мнению, что эта практика была неэнциклопедической, поэтому их использование было прекращено.)

Однако при резюмировании сюжета и выборе деталей, которые следует включить, редакторы должны действовать по своему усмотрению. Преимущества исчерпывающего освещения произведения заключаются в динамическом напряжении с желанием сохранить художественные качества произведения для читателей. [4] Википедия должна содержать потенциально «портящие» детали, если они существенно улучшают понимание читателем произведения и его влияния, но не должны упоминаться, если они просто портят восприятие художественного произведения для наших читателей.

Цели: повторить алгоритм написания
сжатого изложения; продолжить работу по
формированию навыков анализа текста, выделения в
тексте главной и второстепенной информации –
подготовить учащихся к написанию сжатого
изложения.

Тип урока: комбинированный
(повторение теории, обучение работе по сжатию
текста, словарная работа, написание сжатого
изложения).

Оборудование: дидактический материал
(текст изложения – 1 экземпляр для каждого
учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре
изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить,
уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из
текста детали (подробности), обобщим отдельные
факты, действия, заменим сложные предложения
простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст
из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик
М.С. Сборник текстов для изложений с
лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр
текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала со дна корзинки здоровущего
плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как
выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне
удобней было об него тренироваться и развивать в
себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. У него были разные глаза. Один его
собственный – жёлтый, стеклянный, а другой
большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка
довольно весело смотрел на меня своими разными
глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе
руки поднял, будто шутил, что он уже заранее
сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший
друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся
разными глазами, а я хочу тренировать об него
силу удара… 

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор
создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.
– Какие художественные средства автор
использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается
текст по абзацам и формулируется основная мысль)

– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим
ключевые слова, озаглавим  данную часть
текста.
(На доске и в тетради записываются план и
ключевые слова)

– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим
ключевые слова, озаглавим  данную часть
текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его,
выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац,  придумайте
название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова,
озаглавим  данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.
  2. Плюшевый мишка, чем не груша?
  3. Я обрадовался
  4. Такой нелепый, но родной мишка.
  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять
смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте
только самое главное)

– Подумайте, как можно передать слова мамы с
помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки
здоровущего плюшевого мишку. И бросила
его мне на диван. (и предложила 
использовать его в качестве боксёрской груши)

– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как
выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на
диване
, чтобы мне удобней было
об него тренироваться и
развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый
. У него были разные глаза. Один его
собственный – жёлтый, стеклянный, а другой
большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка
довольно весело смотрел на меня
своими разными глазами. Он расставил ноги и
выпятил живот, а
обе руки поднял, будто шутил,
что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване(,) мой
бывший самый лучший друг,
настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными
глазами, а я хочу тренировать об него силу
удара…
                               
                                                                                   

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая,
пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать
силу удара

Орфографическая работа

-Тся, -ться в
глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся)
Падежные окончания существительных (груши, 
на диване
)
Окончания прилагательных (плюшевого,
боксёрской
,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской,
смотрел, выпятил, сдаётся, сидит)
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила)
Приставки на , (расставил)

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах
предложения (Он сидел передо мной такой
шоколадный, но облезлый. Он расставил
ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее
сдавался…)

Знаки препинания в сложном предложении устроил
мишку на диване, чтобы удобней было об него
тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший
самый лучший друг, а я хочу тренировать об него
силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала плюшевого мишку и предложила 
использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об
него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он
расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял,
будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг,
а я хочу тренировать об него силу удара…

 (68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание

Методы и приёмы работы с сжатым изложением в 5-6 классе.

Учитель русского языка

и литературы Каюмова .З.Р ,

экономический лицей «Хилол»

город Душанбе

Русский язык 5 класс

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его. Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку? Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Изложение с изменением лица

ХОД УРОКА:

  1. Определение темы, идеи.

  2. Выделение частей текста.

  3. Анализ текста.

  4. Лексический анализ

  5. Орфографический анализ.

Текст – два и более предложения, связанных по смыслу и грамматически.

Композиция – строение текста.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать». Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Григорий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. С приёмными родителями Грише повезло. Мальчик был окружён заботой и любовью. Отец был охотником и рыболовом – человеком, который любил, знал и понимал природу. Эту любовь он сумел передать приёмному сыну. Первый рассказ Скребицкого «Ушан» появился, когда ему было 37 лет. Это история о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и котом Иванычем.

Рассмотрим текст:

«Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”. Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит».

Итак, этот рассказ о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды. Автор показывает зайца находчивым и сообразительным. Он обхитрил собак и спас свою жизнь. Заголовок: «Хитрый заяц».

Теперь составим план по первой части фрагмента. «Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду». Заголовок: «Собаки выследили зайца».

Читаем вторую часть.

«Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?». Заголовок «Заяц пропал».

Читаем третью часть: «Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”». Заголовок «Не выдавай меня».

Читаем последнюю часть: «Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит». Заголовок: «Заяц экзамен на хитрость сдал».

В тексте нам встретились орфограммы: безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов, безударные гласные в корне, правописание не с глаголами, правописание -тся, -ться у глаголов.

Повторим их, чтобы не допустить ошибок в изложении.

Итак, для проверки безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной: дере́вья – де́рево.

  1. У существительных окончание -е пишется:

  2. у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах;

  3. у существительных 2-го склонения в предложном падеже.

  4. Окончание -и пишется:

  5. у существительных 1-го склонения в родительном падеже;

  6. у существительных 3-го склонения и у существительных на -ия,-ие,-ий в родительном, дательном и предложном падежах;

  7. По вырубке (1 склонение, дательный падеж).

  8. На верхушке (1 склонение, предложный падеж).

  9. На дорожке (1 склонение, предложный падеж).

  10. У акации (заканчивается на -ия).

  11. Окончание глаголов зависит от спряжения.

  12. Глаголы первого спряжения имеют личные окончания у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет (-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

  13. Например, думает (окончание -ет – 1 спряжение); зеленеют (окончание -ют – 1 спряжение).

  14. Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Красит (окончание -ит – 2 спряжение), пилят (окончание -ят – 2 спряжение).

Нужно помнить!

  1. Если глагол отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

  2. Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

  3. В вопросе нет Ь, значит и у глагола не будет Ь.

  4. Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

  5. Необходимо (что делать?) трудиться.

  6. В вопросе есть Ь, и у глагола будет Ь.

  7. Вспомним о правописании не с глаголами.

  8. Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

  9. Не был. Негодовать (искл.)

Внимание, в цитируемом тексте идёт повествование от лица автора, то есть от первого лица. Изложение нужно написать от третьего лица.

Сжатое изложение 6 класс

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Микротема – это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

Как составить сложный план:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.

  3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.

  4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

  5. При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.

  2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.

  3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.

  4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

  5. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

Приёмы сжатия текста:

  1. Исключение подробностей и деталей

  2. Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

  3. Обобщение однородных явлений

  4. Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

  5. Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения)

  6. Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

Как готовиться к сжатому изложению:

Внимательно прочитайте текст.Определите его основную мысль.

  1. Исключите из текста подробности, повторы.

  2. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.

  3. Ещё раз внимательно читаем исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Замолаживает…

– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)

-О ком это текст?

-О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».

-Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Словарная работа:

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

Выберите заголовок, отражающий содержание текста:

1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».

2. «Холодный мартовский день».

3. «Разговор с ямщиком».

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Горшкова Елена Геннадьевна,

МОУ СОШ №42 г.Твери,

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи.

5 класс

Образовательные цели урока:

– формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста;

– знакомство с основными способами сжатия текста;

– формирование навыков сжатия исходного текста различными способами;

– формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

– отработка умения понимать и преобразовывать информацию;

– формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие цели урока:

– развитие навыков восприятия текста, выделения микротем;

– развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов.

Воспитательная цель урока:

– пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны.

Исходный текст похож на большую формочку для песка,

подробное изложение – на формочку поменьше,

сжатое изложение — на самую маленькую.

Задача подробного изложения — максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения — кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий.

Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

— исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

— исключение одного или нескольких предложений.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. (Николай Носов.)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

ОБОБЩЕНИЕ

— замена однородных членов обобщающим понятием (словом).

Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. (Николай Носов.)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Эти книги лежали у него повсюду.

УПРОЩЕНИЕ

— слияние нескольких предложений в одно,

— замена сложноподчинённого предложения простым.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.)

Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

Как писать сжатое изложение

Инструкция

— Внимательно прослушайте текст.

— Выделите важные, необходимые мысли.

— Найдите среди них главную мысль.

— Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

— Озаглавьте каждую часть и составьте план.

— Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

— Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

— Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

— Запишите этот сокращенный текст на черновике.

Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»…

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого. (По Л. Успенскому)

ЗАСЕ́КА и ЗА́СЕКА, -и, ж.

1. Преграда из наваленных деревьев. На лесных дорогах в приближении врага делали засеки — валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2. Устар. Заповедный лес.

Ширина засек вокруг крупных городов древности на Руси могла достигать нескольких десятков километров.

микротема

план

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

1. Географические названия имеют запутанное прошлое.

— Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

— Найдите среди них главную мысль.

— Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

— Озаглавьте каждую часть и составьте план.

микротема

план

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшитель-ная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»…

микротема

план

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

2. О происхождении некоторых географических названий:

а) Ростов;

б) Клин;

в) Засека.

микротема

план

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

3. Каждое название – драгоценная памятка прошлого.

Работаем над первым абзацем

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

— Подумайте, как можно объединить два предложения в одно, от каких подробностей отказаться.

Надо великолепно знать историю тому, кто думает заняться изучением географических имен, потому что у них имеется очень запутанное прошлое.

— Подумайте, что можно исключить в этой части, от каких подробностей отказаться, а какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Работаем над вторым и третьим абзацами

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»…

Например, имя города Ростов происходит от распространённой в Древней Руси уменьшительной формы имени Ростислав – Рост, а название города Клин напоминает о границах Московского и Тверского княжеств.

Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО над четвёртым – шестым абзацами

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

Использованная литература

Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Издательство «Эксмо», 2014. (Серия «Стихи и сказки для детей»)

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А—Й. — С. 570.

Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике. – Ленинград: Издательство «Детская литература», 1967.

Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами /Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (Серия «ГИА. Полный курс А, В, С»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать кратко судебную практику
  • Как написать кратко спасибо на английском
  • Как написать кратко священномученик
  • Как написать кратко свою автобиографию
  • Как написать кратко письмо деду морозу