Как написать краткое содержание текста


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Практически во всех школах на уроках языка и литературы требуется, чтобы учащиеся писали изложения (краткие содержания) по книгам. Часто бывает трудно решить, что надо включить в свое изложение, а что надо исключить из него. Из изложения читатели могут узнать о наиболее важных вопросах и событиях, описанных в книге автором. В зависимости от требований преподавателя, вам может быть будет выразить свое мнение о книге, а именно, что вам понравилось или что не понравилось в ней. Если вы выполните небольшую подготовительную работу и напишите конспект, подготовка изложения не должна вас пугать.

  1. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 1

    1

    Выберите подходящую книгу. Преподаватель может посоветовать вам какую-нибудь книгу или дать вам список, из которого вы можете выбрать книгу сами. Если преподаватель не указал вам конкретную книгу, то можете обратиться к школьному библиотекарю с просьбой порекомендовать что-то подходящее для такого задания.

    • Если можете, выберите книгу по тематике, которая интересует вас, так как в этом случае чтение книги доставит вам больше удовольствия.
  2. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 2

    2

    Убедитесь, что вы понимаете задание. Учитель может дать вам задание или подсказать конкретные детали к изложению. Убедитесь, что вы соблюдаете все рекомендованные принципы, такие как длина изложения и его содержание.

    • Не путайте изложение с рецензией. Изложение описывает содержание книги, иногда оно может включать ваше мнение о прочитанном, но все-таки, как правило, оно концентрирует внимание на фактах, относящихся к книге. В рецензии обычно указано, о чем повествует книга, и дается оценка тому, как книга воздействует на читателя.[1]
    • Если у вас возникли вопросы, обратитесь к преподавателю. Гораздо лучше задать свои вопросы, когда вы чего-то не поняли, чем пытаться кое-как довести до конца работу, которая не соответствует тому, чего ожидает преподаватель.
  3. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 3

    3

    Делайте заметки, когда читаете книгу. Вам будет намного легче писать ваше изложение, если вы будете делать записи по ходу чтения, и не будете пытаться вспомнить все в конце. Когда читаете, набросайте несколько заметок на следующие темы:[2]

    • Персонажи. Если книга относится к разряду беллетристики (является биографией или относится к мемуаристике), отслеживайте, кем являются главные действующие лица. Кто они такие? Чем они занимаются? Они отличаются в конце книги от того, как они выглядели в начале? Они вам понравились?[3]
    • Место действия. Эта категория относится главным образом к беллетристике. Место действия книги подразумевает, где и когда происходят события (например, основным местом действия романов о Гарри Поттере является школа Хогвартс). Место действия может оказывать значительное влияние на характеры и на сам рассказ.
    • Сюжет. Какие события происходят в книге? Кто и что делает? Где в книге (в начале, в средине или в конце), как кажется, происходят важные события? Имеются ли в книге какие-нибудь поворотные точки в повествовании, когда кажется, что все изменилось сравнительно с тем, что произошло ранее? Чем разрешился рассказ? Какие части книги вам понравились?
    • Основные идеи и темы. Эта категория в беллетристике будет несколько отличаться от таковой в документальной литературе. В документальной литературе основная идея может быть очень ясной, такой как изложение биографии знаменитого исторического лица. В художественном произведении, вероятно, будет ключевая тема, которая проходит по всей книге. Подумайте об этом с точки зрения того, что вы уже узнали из этой книги и чего вы не знали до того как прочитали ее. Вам будет легче сделать это, если вы заготовите несколько заметок по каждой из глав.
    • Цитаты. Хорошее изложение не только рассказывает, но еще и показывает. Например, если вам действительно понравился литературный стиль автора, вы могли бы воспользоваться цитатой в вашем изложении по книге, которая показывает, почему вам понравилась книга. Хорошей идеей явилась бы также и сочная цитата, которая подводит итог книги. Цитат не должно быть слишком много, но во время чтения вы можете записывать все цитаты, которые привлекли ваше внимание.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 4

    1

    Решите, как вы организуете свое изложение. Скорее всего, учитель даст вам конкретные требования к изложению. Если это так, то вам следует соблюдать их. Существует два основных способа организовать изложение:

    • Организуйте изложение по главам. Если вы организуете изложение таким способом, то сможете двигаться от главы к главе. Возможно, в каждом абзаце вам придется остановиться на многих главах.
      • За: Вы можете двигаться в соответствии с хронологическим порядком — это может быть полезным, если вы описываете книгу с множеством сюжетных элементов.
      • Против: Этот вид организации работы может быть более сложным, если вам необходимо рассматривать несколько глав в одном абзаце.
    • Организуйте изложение по типу элемента («тематический» принцип организации). Если вы организуете изложение по книге таким образом, у вас может быть абзац для действующих лиц, абзац или два для обсуждения сюжета, абзац для рассмотрения основных идей, и абзац для обобщения мнения о книге.
      • За: Вы можете поместить много текста о сюжете в очень небольшое пространство. Абзацы четко разделены, поэтому вам будет понятно, какую тему обсуждать в каждом из них.
      • Против: Этот вариант будет неуместен, если вам необходимо скорее обобщить содержание книги, а не высказать свое мнение о ней.
  2. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 5

    2

    Сделайте конспект. Это поможет вам написать изложение. Придайте заметкам такую направленность, которая будет зависеть от того, как вы решили организовать абзацы.

    • Для хронологической организации: Оставьте для каждой главы или раздела книги свой собственный сегмент. Отмечайте наиболее важные элементы истории и развития персонажей, которые показаны в каждой главе.
    • Для тематической организации: Распределите ваши заметки по разным элементам (персонажи, сюжет) и основные идеи по разным разделам. Каждый из них станет абзацем.
    • Когда будете писать первый вариант изложения, подумайте о том, какие элементы двигают сюжет вперед, потому что именно они, вероятно, окажутся самыми важными. Если хотите, можете внести в текст больше подробностей при выполнении второй корректуры.
    • Например, в романе Сюзен Коллинз «Голодные Игры» происходит много событий, и описать их все невозможно. Вместо этого, попробуйте сосредоточиться на всеохватывающем повествовании. Начните с объяснения того, что представляют собой Голодные Игры, и как выбрали Китнисс Эвердин и Пита Мелларка. Затем вы могли бы кратко описать то, как они провели время в Капитолии, а также включить информацию о том, как осуществляется спонсорская помощь. После этого, вы могли бы описать самые важные моменты из Игр, такие как, ожог ноги в костре, который получила Китнисс, нападение ос, смерть Руты, поцелуй в пещере, последнее сражение Като и решение съесть ядовитые ягоды. Затем, вы могли бы в виде заключения подытожить самые важные моменты, относящиеся к заключительному разделу книги.
  3. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 6

    3

    Напишите введение (один абзац). Введение должно познакомить читателя с основной идеей, которой посвящена книга. В него также следует включить краткую информацию об основных героях и идеях. Вам не следует углубляться в подробности; необходимо просто дать достаточно информации, чтобы читатель знал, чего можно ждать от остальной части изложения.

    • Укажите информацию, относящуюся к публикации книги, включая название книги, автора, год публикации и жанр. Преподаватель может попросить включить и другую информацию. Если книга была написана каким-нибудь авторитетным человеком, ей была присуждена награда, или она стала бестселлером, такую информацию также необходимо добавить.[4]
    • Например, краткое изложение романа Луис Лоури «Дающий» могло бы выглядеть следующим образом: «Роман Луис Лоури «Дающий» был опубликован издателем «Houghton Mifflin Harcourt» в 1993 году. В 1994 году он был награжден медалью Ньюбери. Действие романа происходит в обществе, которое представляется утопическим, в котором процветает идея единообразия. В этом обществе нет голода, печалей или нищеты. Однако эта утопия держится на том, что удерживает людей от переживания истинных эмоций. Такое отсутствие эмоций является причиной серьезных проблем у главного героя Джонаса, когда его избрали новым Получателем памяти…»[5]
    • Если книга относится к документальной литературе, обобщите основные идеи автора или его цели при написании книги. Сформулируйте тезис, в который вложите суть книги. Так, например, краткое изложение книги «Я- Малала» могло бы выглядеть следующим образом: «Малала, самый молодой лауреат Нобелевской Премии Мира, рассказывает свою невероятную и правдивую историю «Я — Малала. Девушка, которая выступала за образование и была расстреляна Талибаном». Эта книга была опубликована издательством Little, Brown и Co. в 2013 году. Малала хочет вдохновить других молодых людей и дать им веру в свои силы изменить мир путем передачи своего опыта относительно ценности образования и мирного протеста».[6]
  4. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 7

    4

    Подготовьте основные абзацы. Исходя из составленных ранее заметок и набросков, напишите основную часть изложения с описанием наиболее важных элементов книги. Если вы работаете над достаточно длинным произведением, то можете отразить каждую деталь и даже каждую главу вкратце. Вместо повествования сосредоточьтесь на том, что представляется вам самым важным в самой книге и ее персонажах.[7]

    • Обратите внимание, что конспект должен фокусироваться на том, что вы считаете основной идеей автора, и на том, какое развитие эта идея получает в книге. На каких важных моментах автор делает акцент? Какие наблюдения или рассказы из своего собственного опыта использует он в поддержку своего мнения?
  5. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 8

    5

    Используйте сюжетную линию. Если вы предпочли организовать свое изложение хронологически, подумайте о том, каким образом продвигается сюжет. Каковы основные события сюжета? Где и когда наступают перемены? Где происходят сюрпризы или интригующие ситуации, конец которых невозможно предугадать?

    • Составляйте изложение в зависимости от того, где происходят значительные события. Например, если вы готовите изложение романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит», вы могли бы организовать свою работу следующим образом:
      • Вводный абзац: Обобщение содержания книги в целом и представление информации об издателе.
      • Основной абзац 1: Изложите кратко план Гэндальфа заставить Бильбо Бэггинса стать вором-взломщиком для Торина Дубощита и группы гномов. Закончите тем, что Бильбо предпочел отправиться на поиски приключений (так как это основная поворотная точка для этого персонажа).
      • Основной абзац 2: Изложите кратко приключения Бильбо и гномов, когда их чуть не съели тролли, когда их похитили гоблины, как Бильбо нашел Голлума и Кольцо Всевластия. Приключений очень много, и вам не нужно рассказывать о них всех, вместо этого, выберите только самые важные моменты. Вы могли бы закончить описанием того, как гномов захватили Лесные эльфы, поскольку это очередная поворотная точка в этой истории. Бильбо вынужден решать, достаточно ли он храбр, чтобы спасти всех.
      • Основной абзац 3: Изложите кратко отношение гномов и людьми из Озерного Города (Эсгарота), как Бильбо попадает в Одинокую Гору и разговаривает со Смаугом, а гномы, эльфы и люди сражаются с орками. Здесь как раз подходящий момент, чтобы закончить этот абзац, т.к. это кульминационный момент истории, а читатель хочет знать, чем разрешилась проблема, или как все закончилось.
      • Основной абзац 4: Изложите кратко, как Бильбо пытается остановить битву, спор между Бильбо и Торином, исход битвы и возвращение Бильбо домой, где он обнаруживает, что все его пожитки распродаются. Вы можете также обсудить, каким образом главный персонаж, Бильбо, в конце становится другим хоббитом сравнительно с тем Бильбо, каким он был в начале книги.
      • Заключение: Расскажите об основных идеях книги, и о том, что вы узнали из нее. Вы могли бы порассуждать о том, как важно научиться быть храбрым, или какой критике подвергается жадность в книге. Затем, завершите абзац высказыванием своего мнения о книге в целом. Вы бы рекомендовали ее своему другу?
  6. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 9

    6

    Организуйте изложение в соответствии с темами. Если вы избрали тематический принцип организации изложения, вы можете развивать свои абзацы в соответствии с темой, а не позволять сюжету определять структуру изложения. Вам понадобится в одном-двух абзацах изложить сюжет, в одном абзаце описать персонажей, еще в одном абзаце представить основные идеи и темы, а в заключительном абзаце обобщить свое мнение о произведении в целом.

    • Начните с ОЧЕНЬ краткого изложения сюжета. Расскажите о том, к какому жанру относится книга, где разворачивается действие (Хогвартс, космос, мифическое прошлое), что старается сделать или узнать главный герой книги, чем заканчивается сюжет.
    • В абзаце о персонажах следует рассказать о главном герое (или героях). Кто они, и почему важны? Что они хотят сделать или узнать? Какими недостатками и достоинствами они обладают? Предстают ли они в конце книги изменившимися в каком-то отношении по сравнению с теми, какими они были в начале повествования?[8]

      • Например, абзац, посвященный персонажам «Хоббита», будет более всего сосредоточен на Бильбо Бэггинсе, или на главном герое романа. Необходимо будет также обсудить некоторых других важных действующих лиц: Торина Дубощита и волшебника Гэндальфа. В этом абзаце следует рассмотреть развитие характера Бильбо от персонажа, боящегося всего нового, до хоббита, который в конце предстает храбрецом, спасающим своих друзей.
    • Абзац, посвященный основным идеям или темам, может оказаться наиболее трудным для описания — в этом случае должны помочь заметки, которые вы делали при чтении книги. Подумайте о том, какие уроки усвоили персонажи. О чем эта книга заставила вас задуматься? Заставила ли она вас задавать вопросы?
      • Например, вы писали о романе «Дающий», и у вас могло появиться желание обсудить значение чувств в жизни людей. Вы также могли бы обсудить идею, согласно которой, чтобы прочувствовать всю полноту жизни, человек должен испытать как боль, так и удовольствие. Также важной является тема, как стать хозяином самому себе: герой романа Джонас пытается узнать, каким образом можно избавиться от «единообразия» в обществе, чтобы идти по жизни своим собственным путем.
  7. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 10

    7

    Подготовьте заключение. В заключении необходимо сделать обзор основных идей книги и выразить свое собственное мнение о ней. Вам понравилась книга? Она доставила вам удовольствие? Вы согласны с идеями автора и его манерой писать? Узнали ли вы что-то, чего не знали раньше? Приведите доводы в свою пользу, используйте примеры или даже цитаты в поддержку вашего мнения.[9]

    • Пусть заключение дает читателям понять, следует читать книгу или нет. Понравится ли она читателям? Должны ли они прочитать ее? Почему да или почему нет?

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 11

    1

    Прочитайте свое изложение. Структура изложения должна быть четкой. Оно должно содержать введение (с кратким перечислением основных тем произведения), основную часть (где кратко и четко обобщается содержание книги) и заключение (в котором представлена всесторонняя оценка книги).[10]

    • Когда вы читаете изложение, спросите себя: если бы вы познакомили с этим изложением ваших друзей, которые не читали эту книгу, поняли бы они что произошло? Могли бы они прийти к определенному мнению относительно того, понравилась бы им эта книга или нет?
  2. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 12

    2

    Проверьте текст на наличие логических переходов. Необходимо проверить наличие логических связей между абзацами, а также между отдельными идеями в каждом абзаце. Эти связи помогают направлять читателя дальше, по мере того, как он узнает о том, что происходит.

    • Например, вместо того, чтобы начать предложение с местоимений (это, этот, оно и т.д.), вы можете напомнить читателю, о чем говорилось в предыдущем предложении. Вы также можете использовать синонимы, чтобы избежать повторений.
  3. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 13

    3

    Удостоверьтесь, что имена автора и имена персонажей книги написаны правильно, указаны соответствующие полные титулы, а также указана фамилия издателя (если преподаватель просил указать это).

  4. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 14

    4

    Прочитайте изложение вслух. Это поможет найти и исправить любые непонятные или плохо написанные моменты. Чтение вслух лучше поможет заметить ошибки, пропущенные при чтении и корректуре ранее..

  5. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 15

    5

    Попросите кого-нибудь другого прочесть ваше изложение вслух. Лучшим способом узнать, действительно ли вы хорошо выполнили работу, обобщая важные моменты книги, можно, попросив кого-нибудь другого прочитать ваше изложение. Друзья или родители могут помочь вам найти места в изложении, которые могут быть непонятны читателю.

    • Не говорите читающим, о чем книга, и на чем вы акцентировали внимание до того, как они прочитают изложение. Таким образом, им придется сосредоточиться на том, что изложено в вашей работе..
  6. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 16

    6

    Убедитесь, что имя и фамилия преподавателя (а также ваше собственное имя) указаны на последней странице работы. Это важно независимо от того, сдаете вы работу в печатном или рукописном видео. Если вы не указали в работе свою фамилию, то преподаватель не сможет поставить вам оценку. .

  7. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 17

    7

    Подготовьте чистовик с работой. Если вы распечатываете свое изложение по книге на компьютере, заложите в принтер хорошую чистую бумагу. Если вы пишете изложение от руки, пишите очень аккуратно, четкими буквами на чистой бумаге. Постарайтесь не помять и не испачкать бумагу, пока вы не сдали свою работу. .

  8. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 18

    8

    Молодцы! Вы отлично поработали! Можете гордиться своей работой!

    Реклама

Советы

  • Постарайтесь подумать о том, как вы расскажете эту историю человеку, который ее не знает.
  • Не ждите последней минуты! Начните раньше: читайте и обобщайте одну главу каждый день. При таком подходе вам придется выполнять меньше работы за один раз. Это также поможет вам написать изложение по книге сразу, пока вы хорошо помните материал.
  • Для родителей: прочитайте изложение по каждой главе. Если вы не можете понять текст, скажите своему ребенку, какой информации, по вашему мнению, не хватает. Пусть он/она добавит соответствующую информацию при вторичном редактировании.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 50 629 раз.

Была ли эта статья полезной?

Summary (саммари) представляет собой пересказ какого-либо объемного материала. В этой статье мы поговорим, зачем summary пишется, какими особенностями отличается, какую имеет структуру, какие практические советы по написанию существуют.

Саммари — это сжатое изложение материала либо обобщение информации, которая изложена в каком-нибудь источнике. Также саммари — это:

— краткая выжимка основных идей/главного содержания;

— уход от излишней детализации и ненужных подробностей;

— упражнение, развивающее письменную речь в английском языке.

Иногда summary включает в себя дополнительные рекомендации относительно того, что можно сделать в контексте решения рассматриваемой проблемы.

Цель

Саммари необходимо писать в следующих целях:

— для обучения, если речь идет об иностранных языках;

— для предоставления заинтересованной стороне наиболее важной информации об интересующих вопросах/проблемах/тематике;

— для существенной экономии времени (далеко не каждый имеет возможность прочитать конспект на ста листах или неделю изучать какой-нибудь объемный текст). 

Таким образом, изучив саммари, заинтересованное лицо будет знать суть материала, причем с основными источниками ему знакомиться не придется.

Структура

Структуризация позволяет написать материал более логично и последовательно. Говоря о структуре, мы подразумеваем наличие отдельных логических модулей, к примеру:

  1. Введение (презентуется тема, дается информация об авторе).
  2. Изложение (открывается основная идея, даются факты/примеры).
  3. Заключение (делаются выводы).

Также для summary характерно применение:

— простых предложений;

— перечислений;

— обобщений;

— вводных слов.

Советы и рекомендации

Рассмотрим практические советы общего плана, которые помогут все грамотно написать:

— внимательно прочтите оригинальный текст, ведь вам нужно четко понимать, о чем речь;

— выделите основную идею;

— отметьте факты и важные примеры — это позволит обозначить основные тезисы;

— излагайте материал сжато и кратко, сложная терминология не приветствуется.

Теперь рассмотрим советы о том, как писать саммари на английском:

1. При обучении вам могут поставить задачу написать summary двух видов: оценочное либо информативное, причем вы должны понимать, о каком виде пересказа идет речь. Первый случай — это аналогия с рецензиями к фильмам/книгам/передачам. Здесь надо не только изложить сюжет в краткой форме, но и высказать свое мнение, дать оценку работе автора/актера/режиссера. Здесь потребуется высокий уровень владения языком. Второй случай — это краткое изложение смысла какой-нибудь статьи. Данный вариант также называют реферированием.

2. Бегло ознакомьтесь с материалом, выявите основную мысль.

3. Перечитайте материал еще раз, но уже более вдумчиво. Разберите речевые обороты и незнакомые слова. Далее определите и выпишите ключевые фразы. Кратко сформулируйте суть каждого абзаца, составьте предварительный план.

4. Доработайте план. Очень часто некоторые абзацы без проблем объединяются в один. Тут важно учитывать не размер абзацев, а их смысл.

5. Старайтесь передать содержание любого пункта вашего плана несколькими предложениями (одним-двумя). Можно применять готовые фрагменты из источника либо перефразировать длинные фразы более кратко, но уже своими словами.

В современном английском языке есть много фраз и выражений, позволяющих излагать текст последовательно. Примеры:

  • The article/problem is about/concerned with… (эта статья/проблема касается…)
  • It’s a striking example of the… (это поразительный пример…)
  • The author provides/gives the information on… (автор информирует о…)
  • The author gives a detailed analysis of… (автор проводит детальный анализ…)
  • In the first/second/third paragraph… (в первом/втором/третьем параграфе…)
  • Firstly/Secondly/Thirdly…
  • Afterwards… (после этого…)
  • In addition… (в дополнение…)
  • Moreover… (более того…)
  • In the conclusion… (в заключение…)
  • At the end… (в конце…)
  • Finally… (наконец…)

Также вам может быть полезна таблица ниже:

Итогом вашей деятельности должен стать краткий пересказ, который будет составлять не более четверти от первоначального объема. Надеемся, эта статья была вам полезна, и теперь вы знаете, как писать summary.

Источники:

  • https://inspeak.ru/articles/Leksika/Summary;
  • https://irina-deryugina.ru/blog/summary.

Как написать изложение кратко и правильно

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Содержание:

  • Как написать сжатое изложение
  • Основные правила
  • Распространенные ошибки

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

  1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
  2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
  3. Уточните значение непонятных слов.
  4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
  5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
  6.  Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
  7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
  8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение

Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение

Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

  • Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
  • Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.
  • Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Что такое синопсис

Зачем нужен синопсис, из чего он состоит, как написать синопсис книги, а также наиболее частые ошибки при его написании с примерами — все в этой статье.

Зачем нужен синопсис

Допустим, вы написали первый роман и теперь ищете агента или издателя. Но чтобы заинтересовать их, помимо рукописи и сопроводительного письма понадобится синопсис. Синопсис — это краткое содержание вашей книги от начала до конца, которое должно продать текст литературному агенту, редактору или издателю.

Синопсисом называется не аннотация, не продающий текст и не пересказ, а именно краткое содержание текста. Его задача — продемонстрировать, что вы способны зацепить внимание читателя проработанным миром, достоверными характерами главных героев, драматическим конфликтом или необычными поворотами сюжета.

Синопсис позволяет понять, способны ли вы рассказать всю историю от начала и до конца, интересны ли ваши персонажи и нет ли в повествовании логических дыр, нестыковок или других проблем с сюжетом.

Качество синопсиса может решить судьбу всей книги. Если синопсис интересен, а текст сыроват, текст можно доработать и улучшить. Но если сыроват синопсис, рукопись даже открывать не будут, какой бы хорошей она ни была.

Из чего состоит синопсис

В зависимости от требований каждого конкретного издателя или агента, объём синопсиса варьируется от 4 до 7 тысяч знаков, или от 2 до 3 страниц текста. Это краткий синопсис. Иногда редакторы просят предоставить развернутый синопсис, его объём составляет от 10 до 15 страниц.

Синопсис состоит из нескольких четких разделов. В самом начале должны быть указаны имя автора, его контактные данные, название произведения, его жанр и объём в авторских листах (1 авторский лист содержит 40 тысяч знаков, считая пробелы).

В следующем абзаце даётся краткая, не больше пары предложений, характеристика главного героя, его целей и мотивов.

Далее следует в двух-трех предложениях описать сеттинг, в котором разворачивается действие книги. Особенно это важно для исторических романов, фантастики и фэнтези, поскольку позволяет сразу отсечь авторов, которые не ориентируются в описываемой эпохе или скопировали свой мир со Средиземья, Вестероса или далёкой-далёкой галактики.

Теперь можно переходить к краткому изложению сюжета, причём каждый абзац обязан продвигать повествование вперёд и не утаивать развязку. Синопсис — это не пересказ, а краткое описание произведения. История должна соблюдать законы жанра, в котором вы пишете. Детектив должен завершаться поимкой преступника или раскрытием преступления, а любовный роман не может заканчиваться разводом. Развод — это завязка сюжета, но не его итог.

Как написать синопсис книги

В идеале текст синопсиса должен отвечать на следующие вопросы:

  • Кто ваш главный герой и чего он хочет в начале истории? Что заставляет читателей переживать за него?
  • Какое событие или решение побуждают его приступить к действию?
  • Какие действия предпринимает герой, чтобы достичь цели?
  • Есть ли в повествовании антагонист, чего он хочет и чем ему так насолил главный герой?
  • Какие препятствия встают у него на пути?
  • Какие действия предпринимает протагонист, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу?
  • Что происходит в кульминации истории?
  • Какова ее развязка? Что ждёт главного героя? Выживет ли он? Все ли сюжетные линии увязаны?

Ответьте на эти вопросы, а затем превратите ответы в связный и логичный текст.

Важно соблюдать следующие правила:

  • Рассказывайте, не показывайте. Оставьте лирические отступления, шутки и пространные описания для рукописи. Стиль синопсиса должен быть кратким, ёмким и информативным. Никаких лишних персонажей, деталей, имён, подробностей и описаний. Детали могут быть в изложении, только если напрямую влияют на сюжет, но их описание не должно превышать пары строчек.

  • Если в вашем повествовании несколько главных героев или сюжетных линий, опустите все второстепенные. В идеале синопсис должен повествовать об одном главном герое и одной сюжетной линии. Если герои или сюжетные линии равнозначные, отделите их друг от друга небольшими подзаголовками, например, «На Стене», «За Узким морем» или «В Королевской гавани».

  • Если второстепенный персонаж не влияет на сюжет, не упоминайте его. Персонажа стоит включать только в том случае, если без его участия концовка не имеет смысла. По именам стоит называть только самых важных для повествования героев, всех остальных достаточно назвать по их роли: бывший муж, любовница, таксист, беглый каторжник. При первом упоминании имя важного персонажа можно выделить КАПСОМ. Пример: В поезде Гарри знакомится с двумя другими волшебниками-первогодками: неряхой РОНОМ и всезнайкой ГЕРМИОНОЙ. В первый день в новой школе Белла встречает загадочного и красивого одноклассника по имени ЭДВАРД.

  • Повествование должно быть линейным, никаких лирических отступлений, экскурсов в прошлое или будущее. Если в романе есть флэшбеки, не описывайте их.

  • Повествование должно быть логически завершенным. В синопсисе не может быть неразрешенных сюжетных линий и неясности.

  • Никакой недосказанности. В изложении обязательно должна быть раскрыта главная интрига произведения.

  • Повествование должно вестись в настоящем времени. Белла ВСТРЕЧАЕТ, Гарри ЗНАКОМИТСЯ.

  • Даже если ваш роман написан от первого (или даже второго) лица, в синопсисе изложение ведётся только от третьего. Однако в первых абзацах следует указать, от чьего лица ведётся повествование в рукописи. Например, повествование ведётся от лица Измаила, моряка на китобойном судне «Пекод».

  • Самые важные, интересные и интригующие детали старайтесь помещать в начало текста. Заголовок синопсиса должен содержать имя автора и название произведения.

  • Демонстрируйте эволюцию персонажа. Отмечайте, что он думает и чувствует по мере развития сюжета.

Наиболее частые ошибки при написании синопсиса

  • Грамматические и пунктуационные ошибки и опечатки. Редактор решит, что если вы не можете написать без ошибок даже пару страниц текста, рукопись открывать вообще не стоит.

  • Превышенный объём. У синопсисов есть чёткие размеры: не превышайте их.

  • Большое количество непонятной информации, необъяснимых или малознакомых терминов и сложных имён.

  • Сравнения с топовыми авторами и хвалебные оценки собственного труда. Допускаются фразы наподобие «рассчитано на аудиторию Джона Толкина и Джорджа Мартина», но вот словосочетаний типа «гениальный роман», «восхитительная книга» или «лучше Гарри Поттера» быть не должно. Избегайте любых оценочных суждений о вашем тексте, его качестве и маркетинговом потенциале. Исключения допускаются, если вам удалось получить отзыв авторитетного литературного критика, или же вы участник семинара или мастер-класса известного автора, который уже разобрал ваш текст.

  • Вы перепутали синопсис с рецензией. Избегайте фраз типа «кульминация повествования», «череда напряжённых сцен» или «в этом душераздирающем моменте».

  • Вы предполагаете реакцию аудитории. Не нужно писать «Читатели ахнут, когда узнают, что припас профессор Мориарти для Шерлока Холмса». Правильный вариант: «Приехав в Швейцарию, Шерлок начинает понимать, что для него заготовил профессор Мориарти».

  • Слишком много диалогов. В синопсисе не должно быть диалогов в принципе, они включаются только в том случае, если передают какую-то характерную особенность героя или содержат ключевой момент повествования.

  • Набор бессвязных предложений. Синопсис — логичный и связанный текст, практически микрорассказ.

Пример синопсиса

Хороший образец синопсиса рассмотрим на примере очень краткого (в идеале текст должен получиться в несколько раз больше) изложения романа Чарльза Диккенса «Большие надежды».

Филип Пиррип, известный всем как ПИП, живет со своей деспотичной сестрой, женой доброго ДЖО ГАРДЖЕРИ. Он отправляется учиться к МИСС ХЭВИШЕМ, старой леди в пожелтевшем подвенечном платье, которая слегка помешалась от того, что ее бросил жених перед алтарём.

В доме мисс Хэвишем Пип знакомится с ЭСТЕЛЛОЙ, очаровательной девушкой его возраста, и влюбляется в неё. Презрительное и высокомерное отношение девушки доводит Пипа до слез, и он решает «выбиться в люди».

Стряпчий сообщает Пипу, что он унаследовал внушительное состояние. Пип переезжает в Лондон, начинает новую жизнь, отдаляется от семьи и стыдится родства с верным Джо.

Спустя несколько лет Пип выясняет, что источником его богатства был беглый каторжник, которому он когда-то помог. Каторжника арестовывают, и Пип остаётся без гроша. Эстелла решает выйти замуж за злейшего врага Пипа, но ее семейная жизнь складывается нелучшим образом.

Пип возвращается к Джо и решает зажить честным трудом. Несколько лет спустя он встречает овдовевшую Эстеллу, и они уходят прочь, взявшись за руки.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Резюмировать текст

Резюмировать сейчасicon

Для чего предназначен инструмент резюмирования

Основная цель — создание краткого текста в виде резюме, содержащего основную информацию из статьи или текста. Резюме — это краткий обзор объемного текста. Основная цель этого, дать читателю представление об оригинальном тексте, не читая его, предоставить основную идею текста или статьи, то есть пересказать самый важный смысл статьи в краткой форме.

seo_table.register_title seo_table.register_description
seo_table.price_title seo_table.price_description
seo_table.ai_title seo_table.ai_description
seo_table.langs_title seo_table.langs_description
seo_table.limit_title seo_table.limit_description
seo_table.uniq_title seo_table.uniq_description

graduated Как работает резюмирование

Для начала мы обрабатываем более длинный текст и начинаем выделять с него важные фрагменты, всё это происходит благодаря Natural Language Processing и AI based внутреннему инструменту. После анализа всего текста мы генерируем более короткие текста, также известный как выжимка текста, которые передают основный смысл статьи в короткой и понятной форме. На самом деле существует два основных типа генератора резюме, извлечение и абстрактное обобщение, разница в том, что первый извлекает основное содержание и делает его короче путем слияния, а второй использует технологию NLP, которая дополнительно изменяет структуру предложения.

nerd Как пользоваться резюмированием

Наш генератор резюме статей и текстов очень прост в работе. Все, что вам нужно сделать, это вставить свой текст в исходное окно, а затем нажать кнопку Резюмировать сейчас. В результате вы получите краткие тезисы вашего текста с указанием их основного смысла. Все это абсолютно бесплатно, без какой-либо абонентской платы.

shocked Для кого этот инструмент?

Писатели: Писателям часто приходится читать много информации, прежде чем они смогут сделать выводы, но часто в тексте много воды, которая не позволяет им быстро уловить суть текста. В этом случае они могут воспользоваться нашим инструментом резюмирования и быстро понять основные моменты статьи.

Студенты: инструмент резюмирования статей помогает студентам быстро понять основную суть текста и сделать собственные выводы, вместо того чтобы читать длинные тексты и пытаться понять, что в них главное. С этим инструментом учиться становится намного проще.

Что означает резюмировать

Это сжатая версия текста с его основным контекстом. Резюме позволяет быстро передать смысл длинного текста в краткой форме.

Как резюмировать статью?

Самый быстрый способ — использовать инструмент для подведения итогов, созданный сервисом Neural Writer. Это совершенно бесплатно и не займет много времени.

В чем разница между резюмированием и перефразированием?

Резюмирование уменьшает размер текста, оставляя только самое важное, а перефразирование переписывает весь текст, сохраняя его смысл и примерную исходную длину текста.

Какой лучший инструмент для резюмирования?

Объективно лучший инструмент для подведения итогов Neural Writer. Инструмент бесплатный и работает в связке с обработкой естественного языка + ИИ, что дает отличные результаты.

Ⓡ 2022 — NeuralWriter Multilanguage Pharaprasing Tool

Contact Us

Ukraine, Kyiv, Peremohy Ave 42

Способы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

    • вводных слов;

    • однородных членов предложения;

    • повторов;

    • однотипных примеров;

    • риторических вопросов и восклицаний;

    • цитат;

    • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

    • пояснений;

    • рассуждений;

    • описаний;

    • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

  • убрать детали;

  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

  • объединить существенное;

  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

    • парцеллированных предложений;

    • ряда предложений;

    • связанных одной мыслью, частей предложений;

    • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

    1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.

    2. Найти в них общее.

    3. Объединить эти факты на основе общего.

      1. Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

    • однородных членов обобщающим словом;

    • сложного предложения — простым;

    • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

    • прямой речи — косвенной;

    • части текста — одним предложением;

    • части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную;

  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

  • сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать краткое содержание курсовой работы
  • Как написать краткое содержание книги
  • Как написать краткое содержание как один мужик двух генералов прокормил
  • Как написать краткое содержание диплома
  • Как написать краткое соболезнование