Как написать лекцию для студентов

Интервью Наталии Деминой с Александром Марковым, Сергеем Поповым, Алексеем Водовозовым, Александром Пиперски, Дмитрием Вибе
«Троицкий вариант — Наука» №2(271), 29 января 2019 года

Рис. М. Смагина («Троицкий вариант» №2, 2019)

В свете дискуссий в социальных сетях с обсуждением достоинств или недостатков тех или иных научно-популярных лекций мы обратились к лучшим лекторам России с просьбой поделиться рассказами о том, как они готовятся к выступлениям перед слушателями.

Кстати говоря, культурно-просветительский центр «Архэ» проводит конкурс начинающих лекторов «Первая кафедра».

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков, палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»

Александр Марков («Троицкий вариант» №2, 2019)

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса («Введение в эволюционную биологию», «Эволюция человека», «История жизни на Земле»). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь-декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая — уходит в два-четыре раза больше времени.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

Могу еще посоветовать «Школу лекторов», организованную фондом «Эволюция». Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам

Сергей Попов, астрофизик, лауреат премии «За верность науке»

Сергей Попов («Троицкий вариант» №2, 2019)

— Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библиотеке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Формальный ответ — «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале — по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить — не дом построить».

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Опять же вопрос в том, как считать. Если поставить перед собой задачу «а не подготовить ли мне лекцию по теме, в которой я ничего не понимаю», то в случае лекции по астрономии это займет у меня недели три чистого времени минимум (найти и вдумчиво прочесть несколько больших обзоров по теме и, видимо, несколько важных оригинальных работ). По другим областям (имею в виду физику) я бы просто никогда не взялся (да и в астрономии не за всё возьмусь). Если же речь идет о нормальной ситуации, когда в ходе профессиональной работы у меня возникло некоторое понимание, которым я хочу поделиться, — то два-три дня чистого времени, поскольку всё уже прочитано, в голове более-менее уложено и возникло ощущение, что есть важные вещи, которые можно выразить простыми словами. И тогда это в основном техническая работа — сделать несколько десятков слайдов и освежить в памяти, что там на графиках и в таблицах.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция — только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»

Алексей Водовозов, медицинский журналист

Алексей Водовозов («Троицкий вариант» №2, 2019)

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель — очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Первое — не налажать в фактуре. Второе — найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то — уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— При желании можно взять за основу опыт проекта «15×4», там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное

Александр Пиперски, лингвист, лауреат премии «Просветитель»

Александр Пиперски («Троицкий вариант» №2, 2019)

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, — так что, наверное, раз в полтора месяца.

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» — я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару — и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы — по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет — но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции — это непрерывный процесс

Дмитрий Вибе, астрохимик

Дмитрий Вибе («Троицкий вариант» №2, 2019)

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Совсем с нуля — не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции — это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Я бы выделил две вещи. Первое — адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе — четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций — хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

— Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Первый совет — крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой — интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».

Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.

И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.


Download Article


Download Article

Most people are required to deliver a lecture at some point in their life, whether it be for school, work, or other activities. Delivering a strong lecture will demonstrate intelligence, expertise, and leadership to your audience. However, many struggle to organize their information and may suffer from public speaking anxiety. By learning how to research, develop your content, and deliver the speech, you can impress and educate your audience.

  1. Image titled Prepare a Lecture Step 4

    1

    Consider your purpose. The general purpose of your lecture is most likely to inform your audience about something they don’t know. However, you can consider this purpose more deeply. Are you trying to prepare them for an exam on the material? Are you leading them toward developing their own unique thoughts on the subject? Throughout the research and development of your lecture content, ask how you’re serving your overall purpose.

  2. Image titled Prepare a Lecture Step 1

    2

    Read diverse sources. Don’t develop your lecture material from a single source. Try to get a diverse perspective from professional texts, academic papers, news sources, and even less formal sources like blog posts. Diverse sourcing will give you a more comprehensive understanding of the subject matter and reflect a more authoritative ethos to your audience.

    • It’s good to present scholarly perspectives that conflict with each other. This will demonstrate that you are aware of critical perspectives, present a more comprehensive view of the topic, and give your audience something to think about.

    Advertisement

  3. Image titled Prepare a Lecture Step 2

    3

    Keep track of your sources. Make sure you are properly citing any sources you plan on using in the lecture and know precisely where each piece of information comes from. Keep written bibliography on the side in case someone requests this information.

    • Verbal citations for a lecture don’t have to be as complete as written citations for a paper. You can say some like “According to the U.S. Department of Labor’s 2008 study…” before presenting the relevant information. Still, you should have a complete citation that includes the author, date, author’s qualifications, title, publication, relevant page numbers, and instructions for finding the source on the internet or in print in case someone wants to see your sources firsthand.
  4. Image titled Prepare a Lecture Step 3

    4

    Listen to similar lectures. Use your preferred internet search engine to find other lectures on similar subjects. This can help you both in developing information for your content and giving you a template for how the lecture can be organized and delivered.[1]
    YouTube and onlineuniversities.com are good places to find lecture videos.

    • As with any other source, make sure you cite the lecture if you are using specific information you gathered from it.
  5. Advertisement

  1. Image titled Prepare a Lecture Step 5

    1

    Start with an outline. Divide your content into major points and use them to set up an outline and develop subpoints underneath the major points. Starting with an outline will help you organize your thoughts and help you get starting in writing the actual wording of the lecture.[2]

    • Try to organize for consistency and include a relatively equal amount of information, subpoints, reflective questions, and sources for each larger unit of your outline.
  2. Image titled Prepare a Lecture Step 6

    2

    Include an introduction and conclusion. Introductions and conclusions are even more important for verbal lecture than written content because, unlike a written paper, the audience likely won’t be able to go back if they missed something. The introduction should prepare the audience for the most important parts of the lecture and the conclusion should restate those essential parts. [3]

    • The statement of purpose should clearly outline the functional value of the lecture. For example, say “By the end of this lecture, you should be able to apply the Pythagorean theorem to calculate the length of sides of a triangle.”
    • Directly state the purpose of the lecture in both the introduction and conclusion.
  3. Image titled Prepare a Lecture Step 7

    3

    Work in audience participation. Try to work in elements of your speech that are directly engaging the audience. The best way to do this is to include open questions in your lecture and offer an opportunity to for listeners to answer or give their thoughts. Interactive elements will keep your audience involved and give them an opportunity to apply the information or skills they’re learning.

    • You can also organize activities for break out sections. You can break your audience into groups and have them and have them debate a subject against other groups or have them review separate case studies. This works specifically for a classroom lecture.
    • Ask an open-ended question that requires your audience to reason their answer like “Why do you think that Britain declined to recognize the Confederacy during the American Civil War?”
  4. 4

    Tailor the length to the amount of time that you have to speak. Consider ahead of time what you can cover in your allotted time. Generally, it takes 2 minutes to recite 1 double-spaced page, although this can vary from person to person. Assign a certain amount of time to each part of your lecture and time yourself as you practice.[4]

    • If you don’t have much time, hit only the important points. Try not to go off topic or spend time discussing things that aren’t relevant to your main point.
    • It is usually better go slightly shorter with your lecture than to go over the time limit.
  5. Image titled Prepare a Lecture Step 8

    5

    Anticipate questions and confusion. Try to anticipate parts of your lecture that might be confusing and specific questions that the audience may ask. Where you do anticipate confusion, do your best to clarify each part of the information and make time to respond to questions or concerns. You should also try to demonstrate the concept in a practical way. For example, if you’re explaining a difficult math formula, do work out several problems while clearly explaining how the formula applies.[5]

    • If you’re having trouble determining this on your own, ask a friend or colleague to review it and determine areas of confusion.
  6. Advertisement

  1. Image titled Prepare a Lecture Step 9

    1

    Provide an outline. If you’re concerned about the audience’s ability to follow along with your lecture, print out copies of your outline and hand them out to the audience. If you have a projector available, you could just project a copy of the outline instead. PowerPoint is an excellent tool for presenting an outline along with your spoken lecture.

    • It isn’t a good idea to read your lecture verbatim from a script so try to limit your outline to the key conceptual aspects of the lecture.
    • With a PowerPoint or projected outline, don’t over rely on it to keep you on track. Think of it as a note-taking guide for the audience and a way to incorporate visual material like images or video that support your lecture content.[6]
  2. Image titled Prepare a Lecture Step 10

    2

    Practice on your own. Practice will not only improve your technique but lessen any speech anxiety you may be experiencing.[7]
    Go over your speech as many times as possible to perfect your delivery.

    • Consider recording yourself delivering the lecture. This will give you direct insight into how your audience will see you.
    • Time yourself when you practice using your phone or a clock. This will help you realize if your lecture is too long or too short.
  3. Image titled Prepare a Lecture Step 11

    3

    Maintain eye contact. Eye contact will demonstrate confidence and help keep your audience engaged. Try to pick out 3 or 4 targets for eye contact amongst the audience ahead of time and rotate between them.

  4. Image titled Prepare a Lecture Step 12

    4

    Moderate your tone and pace. Consider how quickly you’re delivering the lecture and variations in your tone. Going too quickly will cause you to lose some members in your audience, as will speaking with a monotone.

    • Public speaking anxiety can cause you to speed up without noticing it. If you find yourself doing this, break up sentences with some sort of marking reminding you to pause. This make you more conscious of your pace.
    • You can also mark certain words to put emphasis on. This will provide variation in your delivery tone.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you deliver a lecture?

    Christopher Taylor, PhD

    Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.

    Christopher Taylor, PhD

    English Professor

    Expert Answer

    To effectively deliver a lecture, provide your audience with a clear outline of your lecture, rehearse your talking points, remain in control of your delivery, use eye contact strategically, and maintain energy throughout.

  • Question

    How long should a lecture be?

    Christopher Taylor, PhD

    Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.

    Christopher Taylor, PhD

    English Professor

    Expert Answer

    The length of a lecture totally depends on the circumstances surrounding your talk. Make sure to clarify these circumstances before writing and delivering your lecture.

  • Question

    How do you become a lecturer?

    Christopher Taylor, PhD

    Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.

    Christopher Taylor, PhD

    English Professor

    Expert Answer

    If you are interested in becoming a lecturer, make sure you are an expert in your field and have some public speaking experience. Proposing a lecture at your local library might be a good way to begin.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To prepare a lecture, start by putting the information you want to convey into an outline, so you can organize the points you want to make. Then, make sure you have an introduction that states the most important points of your lecture, as well as a conclusion that restates those points. Additionally, include open questions and opportunities for group discussion if you can, since that can keep your audience engaged. Finally, practice your lecture in advance so you can make any necessary adjustments to stay within your allotted time. For tips from our English reviewer on how to research your lecture by listening to other lectures on similar subjects, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 75,508 times.

Reader Success Stories

  • Val Bainto

    «Very helpful for beginners. Thanks a lot!»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Most people are required to deliver a lecture at some point in their life, whether it be for school, work, or other activities. Delivering a strong lecture will demonstrate intelligence, expertise, and leadership to your audience. However, many struggle to organize their information and may suffer from public speaking anxiety. By learning how to research, develop your content, and deliver the speech, you can impress and educate your audience.

  1. Image titled Prepare a Lecture Step 4

    1

    Consider your purpose. The general purpose of your lecture is most likely to inform your audience about something they don’t know. However, you can consider this purpose more deeply. Are you trying to prepare them for an exam on the material? Are you leading them toward developing their own unique thoughts on the subject? Throughout the research and development of your lecture content, ask how you’re serving your overall purpose.

  2. Image titled Prepare a Lecture Step 1

    2

    Read diverse sources. Don’t develop your lecture material from a single source. Try to get a diverse perspective from professional texts, academic papers, news sources, and even less formal sources like blog posts. Diverse sourcing will give you a more comprehensive understanding of the subject matter and reflect a more authoritative ethos to your audience.

    • It’s good to present scholarly perspectives that conflict with each other. This will demonstrate that you are aware of critical perspectives, present a more comprehensive view of the topic, and give your audience something to think about.

    Advertisement

  3. Image titled Prepare a Lecture Step 2

    3

    Keep track of your sources. Make sure you are properly citing any sources you plan on using in the lecture and know precisely where each piece of information comes from. Keep written bibliography on the side in case someone requests this information.

    • Verbal citations for a lecture don’t have to be as complete as written citations for a paper. You can say some like “According to the U.S. Department of Labor’s 2008 study…” before presenting the relevant information. Still, you should have a complete citation that includes the author, date, author’s qualifications, title, publication, relevant page numbers, and instructions for finding the source on the internet or in print in case someone wants to see your sources firsthand.
  4. Image titled Prepare a Lecture Step 3

    4

    Listen to similar lectures. Use your preferred internet search engine to find other lectures on similar subjects. This can help you both in developing information for your content and giving you a template for how the lecture can be organized and delivered.[1]
    YouTube and onlineuniversities.com are good places to find lecture videos.

    • As with any other source, make sure you cite the lecture if you are using specific information you gathered from it.
  5. Advertisement

  1. Image titled Prepare a Lecture Step 5

    1

    Start with an outline. Divide your content into major points and use them to set up an outline and develop subpoints underneath the major points. Starting with an outline will help you organize your thoughts and help you get starting in writing the actual wording of the lecture.[2]

    • Try to organize for consistency and include a relatively equal amount of information, subpoints, reflective questions, and sources for each larger unit of your outline.
  2. Image titled Prepare a Lecture Step 6

    2

    Include an introduction and conclusion. Introductions and conclusions are even more important for verbal lecture than written content because, unlike a written paper, the audience likely won’t be able to go back if they missed something. The introduction should prepare the audience for the most important parts of the lecture and the conclusion should restate those essential parts. [3]

    • The statement of purpose should clearly outline the functional value of the lecture. For example, say “By the end of this lecture, you should be able to apply the Pythagorean theorem to calculate the length of sides of a triangle.”
    • Directly state the purpose of the lecture in both the introduction and conclusion.
  3. Image titled Prepare a Lecture Step 7

    3

    Work in audience participation. Try to work in elements of your speech that are directly engaging the audience. The best way to do this is to include open questions in your lecture and offer an opportunity to for listeners to answer or give their thoughts. Interactive elements will keep your audience involved and give them an opportunity to apply the information or skills they’re learning.

    • You can also organize activities for break out sections. You can break your audience into groups and have them and have them debate a subject against other groups or have them review separate case studies. This works specifically for a classroom lecture.
    • Ask an open-ended question that requires your audience to reason their answer like “Why do you think that Britain declined to recognize the Confederacy during the American Civil War?”
  4. 4

    Tailor the length to the amount of time that you have to speak. Consider ahead of time what you can cover in your allotted time. Generally, it takes 2 minutes to recite 1 double-spaced page, although this can vary from person to person. Assign a certain amount of time to each part of your lecture and time yourself as you practice.[4]

    • If you don’t have much time, hit only the important points. Try not to go off topic or spend time discussing things that aren’t relevant to your main point.
    • It is usually better go slightly shorter with your lecture than to go over the time limit.
  5. Image titled Prepare a Lecture Step 8

    5

    Anticipate questions and confusion. Try to anticipate parts of your lecture that might be confusing and specific questions that the audience may ask. Where you do anticipate confusion, do your best to clarify each part of the information and make time to respond to questions or concerns. You should also try to demonstrate the concept in a practical way. For example, if you’re explaining a difficult math formula, do work out several problems while clearly explaining how the formula applies.[5]

    • If you’re having trouble determining this on your own, ask a friend or colleague to review it and determine areas of confusion.
  6. Advertisement

  1. Image titled Prepare a Lecture Step 9

    1

    Provide an outline. If you’re concerned about the audience’s ability to follow along with your lecture, print out copies of your outline and hand them out to the audience. If you have a projector available, you could just project a copy of the outline instead. PowerPoint is an excellent tool for presenting an outline along with your spoken lecture.

    • It isn’t a good idea to read your lecture verbatim from a script so try to limit your outline to the key conceptual aspects of the lecture.
    • With a PowerPoint or projected outline, don’t over rely on it to keep you on track. Think of it as a note-taking guide for the audience and a way to incorporate visual material like images or video that support your lecture content.[6]
  2. Image titled Prepare a Lecture Step 10

    2

    Practice on your own. Practice will not only improve your technique but lessen any speech anxiety you may be experiencing.[7]
    Go over your speech as many times as possible to perfect your delivery.

    • Consider recording yourself delivering the lecture. This will give you direct insight into how your audience will see you.
    • Time yourself when you practice using your phone or a clock. This will help you realize if your lecture is too long or too short.
  3. Image titled Prepare a Lecture Step 11

    3

    Maintain eye contact. Eye contact will demonstrate confidence and help keep your audience engaged. Try to pick out 3 or 4 targets for eye contact amongst the audience ahead of time and rotate between them.

  4. Image titled Prepare a Lecture Step 12

    4

    Moderate your tone and pace. Consider how quickly you’re delivering the lecture and variations in your tone. Going too quickly will cause you to lose some members in your audience, as will speaking with a monotone.

    • Public speaking anxiety can cause you to speed up without noticing it. If you find yourself doing this, break up sentences with some sort of marking reminding you to pause. This make you more conscious of your pace.
    • You can also mark certain words to put emphasis on. This will provide variation in your delivery tone.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you deliver a lecture?

    Christopher Taylor, PhD

    Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.

    Christopher Taylor, PhD

    English Professor

    Expert Answer

    To effectively deliver a lecture, provide your audience with a clear outline of your lecture, rehearse your talking points, remain in control of your delivery, use eye contact strategically, and maintain energy throughout.

  • Question

    How long should a lecture be?

    Christopher Taylor, PhD

    Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.

    Christopher Taylor, PhD

    English Professor

    Expert Answer

    The length of a lecture totally depends on the circumstances surrounding your talk. Make sure to clarify these circumstances before writing and delivering your lecture.

  • Question

    How do you become a lecturer?

    Christopher Taylor, PhD

    Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.

    Christopher Taylor, PhD

    English Professor

    Expert Answer

    If you are interested in becoming a lecturer, make sure you are an expert in your field and have some public speaking experience. Proposing a lecture at your local library might be a good way to begin.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To prepare a lecture, start by putting the information you want to convey into an outline, so you can organize the points you want to make. Then, make sure you have an introduction that states the most important points of your lecture, as well as a conclusion that restates those points. Additionally, include open questions and opportunities for group discussion if you can, since that can keep your audience engaged. Finally, practice your lecture in advance so you can make any necessary adjustments to stay within your allotted time. For tips from our English reviewer on how to research your lecture by listening to other lectures on similar subjects, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 75,508 times.

Reader Success Stories

  • Val Bainto

    «Very helpful for beginners. Thanks a lot!»

Did this article help you?

Требования к учебной лекции

1.Тема лекции должна соответствовать ФГОС, программе
дисциплины ( профессионального модуля ) .

2.Содержание лекции должно отражать основные вопросы и
понятия, важнейшие положения, необходимые для полного раскрытия темы, а также
диагностики знаний студентов. Обязателен список дополнительной литературы для
самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции
студентами.

3.Структура лекции раскрывает: тему и план лекции; цель и
задачи данной лекции; изложение по каждому вопросу плана; список дополнительной
рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов; контрольные
вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами.

4.Наглядные средства — демонстрации иллюстраций (их
использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычной
лекцией на 20-50%). Объём иллюстраций зависит от научной сложности
рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого
на данную тему. Конспектирование иллюстрационного материала студентами,
вызывает потерю лекционного времени. Обилие иллюстрационного материала может
ослабить внимание студентов к важнейшим теоретико-методологическим аспектам лекции.

5.В ходе лекции у студентов могут возникнуть вопросы. В
случае чтения проблемной лекции можно порекомендовать им, прослушать всю лекцию
до конца, ибо в ходе её дальнейшего изложения лектор сам разъяснит ту или иную
ситуацию, по поводу которой возник вопрос. Поэтому рекомендуется оставить
определенное время для ответов на вопросы.

Кроме  того,  лекция   должна  отвечать   следующим
требованиям:

·       
Она
должна быть доступна для понимания; принцип изложения должен быть от простого к
сложному, от известного к неизвестному;

·       
Учебный
материал должен быть построен логично;

·       
Изложение
должно быть четким и ясным;

·       
Должны
умело применяться наглядные пособия и современные методы активизации
деятельности обучаемых (диалог, дискуссия, проблемное изложение).

Эффективная лекция должна иметь не только богатое
содержание, но и строгую дидактическую систему построения и оптимальную
методику подачи.

Типы лекций

·       
Проблемная лекция

 Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на
логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки
проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация —
это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки
проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности
обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в
себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения
известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения
новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит
дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры
поиска её решения.

С помощью проблемной лекции
обеспечивается достижение трех
основных дидактических целей:

     
усвоение студентами теоретических знаний;

     
развитие теоретического мышления;

     
формирование познавательного интереса к содержанию
учеб
ного предмета и профессиональной мотивации будущего
специали
ста.

Применение на своих занятиях проблемной лекции
приводит к значительным результатам:

1. Знания, усвоенные «активно», прочнее
запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более
глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации
(эффект развития, творческого мышления).

2. Решение проблемных задач выступает
своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия).

3. Восприятие знаний подобным способом повышает
интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность
(эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).

4. Освоенные таким образом знания являются
собственным достоянием студентов, тем самым достигается воспитательный эффект
занятия.

·               
Лекция-визуализация

Лекция-визуализация
учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную
форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы
содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип
доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие
информации.

Процесс
визуализации является свертыванием различ­ных видов информации в наглядный
образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление
абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера.
Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и
придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

 Любая форма
наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому
лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разреше­ние
которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит
на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва­ния или развертывания
информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная 
задача преподавателя — использовать та­кие формы наглядности, которые не только
дополняли словесную ин­формацию, но и сами являлись носителями информации. Чем
больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной
активности студента.

Методика
проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных
материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем
состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или
часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекци­онного
занятия в визуальную форму для представления студентам че­рез технические
средства обучения или вручную (схемы, рисунки, модели  и т. п.). Основная
трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств
наглядности и ди­дактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивиду­альных
особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую
лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь
пол­ностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент)  данной лекции.
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию
имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их
разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельно­сти.

Лучше всего использовать разные виды визуализации —
натураль­ные, изобразительные, символические, каждый из которых или их со­четание
выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от
текста к зрительной форме или от одного вида на­глядности к другому может
теряться некоторое количество информа­ции. Но это является преимуществом, так
как позволяет сконцентриро­вать внимание на наиболее важных аспектах и
особенностях содержа­ния лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой
работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них
подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом
совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у
студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий
уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна
определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно
использовать комплекс техни­ческих средств обучения, рисунок, в том числе с
использованием гро­тескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и
наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и
мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего
использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

·       
Лекция вдвоем

В лекции такой формы
учебный материал проблемного содержания дает­
ся
студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей
между собой. Моделируются реальные профессиональные си­туации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций дву­мя
специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником
или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача,
стоящая перед преподавателями,
чтобы диалог де­монстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с
привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою
позицию, формируют свое отно­шение к обсуждаемому материалу лекции, показывают
свой эмоцио­
нальный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем
происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для
понимания учебной проблемы и
участия в совместной работе. Такая лекция заставля­ет студентов активно
включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать
выбор, присоединиться к той или иной
из них или выработать свою.

Высокая активность
преподавателей на лекции вдвоем вызывает
отклик студентов, что
является одним из характерных признаков ак­
тивного
обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятель­
ность
студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо
всего
этого, студенты получают наглядное представление о культуре
дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и приня­тия решений.

Специальной задачей этого
вида лекции является демонстрация
отношений преподавателей к
объекту высказываний. Эта лекция, как
никакая другая, ярче
и глубже показывает личностные качества пре­
подавателя
как педагога-профессионала в своей предметной области.

Подготовка и чтение лекции
вдвоем предъявляет повышенные
требования к 
преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллек­туально
и личностно совместимы, обладать развитыми коммуника­
тивными
умениями, способностями к импровизации, показывать вы­
сокий
уровень владения всем предметным материалом. Если эти тре­бования при
проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студен­
тов
сформируется доверительное отношение к такой форме работы.

Для студентов лекции вдвоем
вызывают определенные затрудне­ния: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда
вызывают  отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется
принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться.
Однако применение лекции вдвоем эффективно для
формирова­
ния теоретического
мышления, воспитания убеждений студентов.

·       
Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции
позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать
профессиональные ситуации, вы­
ступать в роли экспертов,
оппонентов, рецензентов, вычленять невер­
ную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к
лекции состоит в том, чтобы зало­жить в ее содержание определенное количество
ошибок содержа­тельного, методического или поведенческого характера. Список та­
ких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто до­пускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподавате­ли в
ходе чтения лекции.
Количество запланированных ошибок
зависит от специфики учебно­
го материала, дидактических
и воспитательных целей лекции, уров­
ня подготовленности студентов.

Сложность подготовки к такой
лекции для преподавателя состоит в необходимости

специальной ра­
боты над содержанием лекции, высокого уровня
вла­
дения
материалом и лекторского мастерства, т.к.  он
проводит изложение лекции
таким образом,
чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так
легко можно было заметить студентам.

Задача студентов заключается
в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в
конце лекции. На раз­
бор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе
которого преподавателем,
студентами или совместно
даются правильные ответы на вопросы.

Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем прово­дится сверка со списком таких ошибок), так ошибки,
которые были невольно допущены преподавателем,
особенно
речевые и поведенческие. Соз­
дание на занятиях атмосферы
доверия между преподавателем и студентами, лично­
стное
включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной
деятельности сту­
дентов — вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными
ошибками выполняет не только сти­
мулирующую функцию, но и
контрольную. Преподаватель может оце­
нить уровень
подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь —
проверить
степень своей ориентации в материале. С помощью системы
ошибок
преподаватель определяет недочеты, анализирует их
в
ходе обсуждения со студентами, получает представление о
структуре
учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у
обучающихся высокую интеллек­туальную и эмоциональную активность, так как
студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную
с пре­подавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ
ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше
всего про­
водить в завершение темы или раздела учебной
дисциплины, когда у
студентов сформированы основные понятия
и представления.

·       
Лекция — пресс-конференция

Форма проведения такой лекций напоминает
классическую (традиционную) пресс-конференцию,
но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия препода­ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут
сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи­сать их
на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо­даватель в течение 3-5
минут сортирует вопросы по их смысловому содержа­
нию
и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится
в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во­просов, выявляя знания и интересы студентов.

    Отличительная
черта
этой
формы лекции состоит в активизации работы
студентов на занятии
за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на
свой
вопрос концентрирует внимание
студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов  формулировать вопросы,
которые носят проблемный характер и являются нача­
лом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное
и социальное отношение преподавателя к поставленным
вопросам и
ответам на них оказывает воспитательное
влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабаты­
вают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд­ных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательст­ва и
опровержения.

Лекцию пресс-конференцию
можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы
основная цель лекции — выявление круга интересов и потребно­
стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель мо­жет составить представление об аудитории слушателей — ее ожиданий,
возмож­
ностей. Это важно при первой встрече
преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций,
новых дисциплин и
т. п.

Лекция-пресс-конференция в
середине темы или курса ставит задачу
привлечения внимания
студентов к главным моментам содер­
жания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала;
систематизации знаний студентов,
корректировки выбранной
системы
лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции
пресс-конференции в конце темы или раз­дела — подведение итогов лекционной
работы, определение уровня
усвоения студентами
содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого
рода можно провести и по окончании всего курса с целью об­суждения перспектив
применения теоретических знаний на практике.

·       
Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с
аудиторией является наиболее распростра­
ненной и
сравнительно простой формой активного вовлечения студен­
тов
в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт
преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к
участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать
вопросы к аудитории. Вопросы, которые задает
преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть
информационного
или проблемного характера. И предназначе­
ны  они для выяснения
мнений и уровня осведомлен­
ности студентов по
рассматриваемой теме, степени их готовности к
усвоению
последующего материала, а
не
для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудит
ории,
так и кому-то конкретно. Они
могут быть как простые,
способные сосредоточить внимание
на отдельных нюансах темы,
так и проблемные.
 Студенты, продумывая
ответ на заданный вопрос, получают воз­можность самостоятельно прийти к тем
выводам и обобщениям, ко­
торые преподаватель должен
был сообщить им в качестве новых
знаний, либо понять глубину
и важность обсуждаемой проблемы,
что повышает интерес и
степень восприятия мате­
риала.

Основным методом изложения
учебного материала здесь явля­
ется беседа, как наиболее
простой способ обучения, в ходе которой
преподаватель
вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут приме­
няться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после органи­зовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальней­шие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при
этом имея возможность наиболее доказа­
тельно
изложить очередной тезис лекционного материала.

Преимущество такой лекции
состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее
важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же
заключается в
снижении эффективности этого метода в
условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь
в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если
группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон,
привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации
мышления студентов.

При такой форме занятия
главная задача преподавателя — позаботиться о том, чтобы его вопросы не
оставались без ответов, иначе они будут
носить только риторический
характер, не обеспечивая достаточной
активизации мышления обучаемых.

·       
Лекция-дискуссия

Дискуссия — это
взаимодействие преподавателя и студентов, сво­бодный обмен мнениями, идеями и
взглядами по исследуемому во­
просу.

В отличие от лекции-беседы в данной
технологии при изложении лекционного материала преподаватель
использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для
активизации студентов и темы для обсужде­ния составляется самим преподавателем
в зависимости от конкретных
дидактических задач,
которые он ставит перед собой для
данной аудитории.

Можно предложить студентам
проанализировать и обсу­
дить конкретные ситуации,
документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии пре­подаватель
приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко
сформулированных
проблем и предлагает студентам коротко обсу­
дить
их, затем делает краткий анализ, выводы и — лекция продолжается.

 По­зитивным
моментом
в такой лекции является то, что студенты в
ходе дискуссии могут согласить­ся с точкой зрения преподавателя с большей
охотой,
нежели во время беседы, когда преподаватель
выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу,
в том числе и свою.
Дан­ный
метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студен­
ты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно опре­делять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать
возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться
запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собствен­ном мнении
(возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.

Дискуссия оживляет учебный
процесс, активизирует
познавательную деятельность аудитории и
позволя­ет преподавателю управлять коллективным мнением группы, исполь­
зовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Для достижения эффекта от
такой лекции необходимо
правильно подобрать вопросы
для дискуссии и умелой, целена­
правленной ее организации, что определяется
компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.

·       
Лекция с разбором конкретных ситуаций

Это еще один способ
активизации учебно-познавательной дея­
тельности
студентов.  По форме — это лекция-дискуссия, но на обсуждение
преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким,
но содержащим достаточную информацию для его последующего
обсуждения.

Это, так называемые, 
микроситуации.
Чтобы сосредоточить внимание, ситуации
подбираются достаточ­
но характерные и, как правило, острые.
Студенты анализируют и
обсуждают их всей аудиторией. Роль
преподавателя здесь — стремиться ак­
тивизировать участие в
обсуждении вопросами, обращенными к от­
дельным студентам,
выяснить оценку их суждений, предложить со­
поставить
с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различ­
ные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нуж­ное русло.
В итоге, опираясь на правильные высказывания и анали­
зируя
неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убе­
дительно
подводит студентов к коллективному выводу или обоб­
щению.

Недостатком такого вида занятий может быть
возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему,
используя примеры подобных обстоятельств из
собст­
венного опыта, могут
увести дискуссию в сторону других проблем.
Преподавателю
необходимо помнить, что основным содержанием занятия является
лекционный
материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом
конкретных рас­сматриваемых вопросов.

Обсуждение микроситуации
может иногда использоваться в каче­
стве своеобразного пролога к
последующей части лекции. Это бывает
необходимо для того,
чтобы заинтересовать аудиторию, заострить
внимание
на отдельных проблемах и подготовить студентов к творче­
скому восприятию
изучаемого материала.

·       
Лекция с применением технологии обратной
связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на
слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям
умело
оценить эту обратную связь и внести соответствующие
корректи­
вы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обуче­ния, где руководитель занятия имеет возможность с помощью тех­нических
устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются и в начале, и в кон­це изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы
узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй — для
контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на
вводный вопрос,
преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же
число правильных отве­
тов ниже
желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце
смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос.
При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к
уже прочитан­ному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Здесь важ­ным
является использование методического принципа обратной свя­зи: вводный вопрос —
изложение — конкретный вопрос и т. д.

Таким образом, в лекции с
применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала
становится управляемым и максимально приближенным к уровню
подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы
занятия. А это
обеспечивает в какой-то степени реализацию
принципа ин­дивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.

Следует сказать, что лекция с применением
тех­ники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих
технических средств. При их отсутствии обратную
связь можно обеспечить более простыми способа­
ми.
Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется,
группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.

Классификация лекций показывает, что лекция – это очень динамичная
гибкая форма организации учебной деятельности и обладает большими
возможностями.  Для         современной       лекции       характерно разумное сочетание нескольких методов проведения.

Во введении к числу основных
действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции,
указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и
способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в
программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в
аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции
преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с
аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение
материала.

3. Установление четких временных
рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как
опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей
речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и
поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции
преподавателю рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в
основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Напомнить слушателям о
методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную
тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным
содержанием.

      Желательно спокойно
положить перед собой записи и сделать небольшую паузу в пределах секунд. Эта
начальная пауза имеет большое психологическое значение. Во время начальной
паузы преподаватель стремиться установить зрительный контакт с аудиторией.
Однако во всех случаях следует добиваться ощущения устойчивого равновесия,
подвижности и естественности.

      Многие преподаватели стоят
неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают, куда девать
руки и т. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Особенна, неудачна
поза, когда преподаватель со слабым зрением сгибается в три погибели над
столом, чтобы разглядеть свои записи.

«Считай
несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил
к своему образованию».  

 Я.А. Коменский

Использованные
источники

1.     http://vuzirossii.ru/publ/15-1-0-975

2.     http://tbmc.tomsk.ru/sites/default/files/podgotovka_i_provedenie_lekcionnyh_zanyatiy.pdf

3.     http://www.sgau.ru/files/pages/620/13745578180.pdf

4.     https://xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/6951682

5.     https://studfiles.net/preview/3924617/page:2/

Структура лекционного занятия

Обновлено

2021-03-18



5 мин. для прочтения



сиянс

Типы и структура лекционных занятий.

Содержание

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

Может содержать:

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций — использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций — демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

  • Лекционные занятия

Дмитрий Сергеевич Кулябов

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Высшее образование. Зачем
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения

Как составить план лекции

Чтобы лекция прошла на высоком уровне, необходимо иметь план. Поскольку, прежде чем начать что–то говорить слушателям, надо четко представлять себе, что говорить, в какой последовательности и т.д. В решении этого вопроса может помочь план–конспект или план-тезисы. В нем должна быть отражена мысль лектора, его желание донести до аудитории новые знания, активизировать деятельность слушателей, помочь усвоить материал.

Как составить план лекции

Инструкция

Первое, что вам надлежит сделать, — это четко сформулировать тему. Она должна быть ясной и конкретной. Отталкиваясь от темы, продумайте структуру построения плана лекции. Каждый лектор определяет структуру по-разному. Это зависит от его личности, заинтересованности, его желания работать и от подготовленности слушателей. Разной аудитории одну и ту же тему не всегда следует преподносить одинаково. Вы можете составить план-конспект или план-тезисы. Каждый лектор сам должен определиться, что ему подходит больше. Далеко не каждый может грамотно провести лекцию, основываясь лишь на тезисах. С другой стороны, иному лектору вовсе не нужен подробный план-конспект.

Следующее, на что стоит обратить внимание, – это цель, которая должна быть достигнута благодаря вашей лекции. Цели делятся на: образовательные, воспитательные, развивающие и т.д.

Следующий пункт плана лекции – это ход самой лекции. Здесь должны быть расписаны все действия преподавателя, методы, применяемые им, предположения, как в том или ином случае должен себя повести себя слушатель.

Собственно лекция должна состоять из трех частей: вступительной, изложения и заключения.
Вступление должно заинтересовать слушателя, поэтому следует обратить внимание на «цепляющие» фразы, а также некую недосказанность, заставляющую аудиторию находиться на протяжении всей лекции в состоянии внимания и внутреннего напряжения, ожидая разгадки, раскрытия, квинтэссенции темы и ответов на все вопросы. В то же время вступление должно быть кратким.
Основная часть лекции — это ее изложение, в ней должна быть раскрыта тема и достигнута цель.
Заключение — подведение итогов, краткое повторение темы, закрепление ее основных пунктов.

Обратите внимание

Составив план лекции, вы не упустите самые мельчайшие вопросы темы и предполагаемого хода вашего выступления перед аудиторией.

Полезный совет

При составлении плана необходимо помнить, что во время лекции должно быть раскрыто не более четырех вопросов.

В плане вы можете даже набросать вопросы, которые, по вашему мнению, могут задать вам слушатели, и подготовиться к ним. Тогда на лекции вы не попадете впросак.

В плане лекции обязательно должно быть упомянуто оборудование, наглядные пособия, которые помогут слушателям лучше и эффективнее воспринять тему.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.


Как правильно и быстро конспектировать лекции

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости  конспектирования.

Конспект для студента — хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент — это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию — это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций. 

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти.
Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все
под диктовку — это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание
под диктовку бессмысленно.

Конспект — сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект — неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Конспект лекции

Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:

  • Преподаватель читает материал как по учебнику.
  • Преподаватель много рассказывает, и дает под запись лишь ключевые моменты (отличный преподаватель!)
  • Преподаватель дает под запись готовый проработанный конспект. Студенты все записывают дословно (плохой преподаватель). В этом случае правильный конспект получится сам собой и вам нужно сосредоточится на «переваривании» получаемой информации, не поддаваясь соблазну перейти на механическое записывание под диктовку.

Вот какие рекомендации могут вам пригодится:

Советы по созданию конспекта лекции

  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.
  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:

    Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).

    При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

    При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом. Например, если П обозначает слово «промышленность», то слово «промышленный» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

  3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.
  4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
    • Древнерусский язык — др .р. яз.
    • Украинская литература — укр. лит-ра.
    • Государство – гос-во
    • Руководство – рук-во
    • Формула — ф-ла
    • Функция – ф-я (хотя тут можно просто f)
  5. Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например: 
    • ! — важно;
    • !! — очень важно;
    • ? — под вопросом;
    • R — проверить;
    • Rm — запомнить;
    • U — посмотреть в учебнике;
    • ZB — пример (например).
  6. Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например
    • «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);
    • «-ение» или «-анис» — ~
    • / — «-ический» (например соц. — социальный; соц/ — социалистический).
  7. Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  8. Используйте различные математические обозначения:
    • + (плюс), = (равно),
    • ≠ (не равно),
    • ≈ (приблизительно),
    • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    • ± (погрешность, неточность),
    • ⇒ (следовательно),
    • → (влечение, «если, то …»),
    • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда … ),
    • ∨ (или),
    • ∧ (и),
    • ∀ (для всех),
    • ∃ (существует),
    • ∅ (пустое множество),
    • ∈ (принадлежит),
    • ∉ (не принадлежит),
    • ⊂ (включает в себя),
    • ∪ (объединение),
    • ⋂ (пересечение),
    • ∞ (бесконечно),
    • || (параллельно),
    • ∑ (сумма),
    • ¬ (не),
    • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);
  9. Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    • В физике: v — скорость, а — ускорение, L — индуктивность, БАД.
    • Программирование: ООП, СУБД, БД, ЯВУ, ТЗ, ТП, ЭП.
  10. Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  11. Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  12. Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства. Например:

    На изображении «а)» представлен хороший конспект, на изображении «б)» неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект «а)» мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:

  13. Используйте пространственную запись:

Другие виды конспектов

  • Конспект научной статьи. Основное в конспектировании научных работ — умение выделить главное, рациональное. Основное правило  такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ. Примечания к таким конспектам чаще всего имеют такие специальные знаки: NB — nota bene (заметь хорошо, возьми на заметку, обрати внимание), Sic! (было именно так и никак иначе, даже если очевидно, что тут ошибка; «я знаю, что тут ошибка, но так было в оригинале»), знаки восклицания и знаки вопросов.
  • Конспект словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем — выписка отдельных значений слов, но студенты чаще всего переписывают текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы — выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.
  • Конспект художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

Источник: http://fevt.ru


Добавлено: 15.02.2012 |

Просмотров

: 66456
|

Рейтинг

: 4.8/6 |

Теги

:

конспект, дисциплина, cовет, первокурснику, аккуратность, лекции

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать лейтмотив
  • Как написать леденец правильно леденец
  • Как написать лего майнкрафт
  • Как написать легкую программу на python
  • Как написать легкоатлетический