Планирование профессиональной деятельности – это представление человека о будущем своей карьеры. Многие соискатели не включают эту информацию в резюме. И зря! Она так же важна, как описание навыков и личных качеств.
Зачем в резюме указывать карьерные планы
Как правило, о личных и профессиональных планах на ближайшие 5 лет рассказывают не в резюме, а во время интервью с работодателем. Но, поверьте, сделав это до очной встречи, вы можете значительно сэкономить свое время
Резюме – важнейший документ при поиске работы. Его цель – быстро помочь работодателям узнать, кто вы, какие у вас стремления, соответствуют ли ваши навыки и опыт желаемой должности.
Перед вами резюме на позицию учителя английского языка. Обратите внимание, как соискатель сделал акцент на профессиональных планах:
При составлении документа на сайте Myresume блок «дополнительная информация» можно переименовать по своему усмотрению, как это и сделал кандидат. В данном случае название раздела точно отражает его содержание. Теперь работодатели знают, к чему стремится человек, еще до этапа собеседования.
Приоритеты работы в резюме позволяют рекрутеру выяснить о кандидате многое:
- важность профессионального развития;
- уровень амбициозности;
- соответствие ценностей и установок корпоративной культуре, принятой в компании;
- траекторию движения к карьерной цели;
- адекватность самооценки;
- насколько долгосрочные планы человека соизмеримы с возможностями предприятия.
Профессиональные планы помогают расставить все точки над «i» в отношениях между соискателями и работодателями.
Во-первых, руководители и HR ищут не просто хороших сотрудников, они выбирают единомышленников. Ведь когда в коллективе царит благоприятная атмосфера, дела идут в гору.
Во-вторых, карьерные цели помогают составить представление о том, в какой сфере могут пригодиться навыки кандидата, где они дадут наилучший результат для бизнеса.
Как написать в резюме о планах, чтобы рекрутер обратил внимание
Наш совет – изучите цели компании до того, как сделаете отклик на вакансию. Сопоставьте их со своими представлениями о карьере и на этой основе пишите о профессиональных планах на будущее.
Ваши планы на ближайшие 5 лет резюме как ответить:
- Мой девиз «Не останавливайся на достигнутом», поэтому я вижу себя через 5 лет генеральным директором вашей компании.
- Пройти тренинг эффективных продаж. Увеличить базу постоянных клиентов в 2 раза. Стать лучшим менеджером по итогам года и удерживать эту планку. Обучать коллег методикам и техникам продаж.
Изучите карьерный сайт компании, свяжитесь с действующими сотрудниками. Узнайте, какие мотивационные программы есть в организации. Отразите это в резюме.
Например
«Через 3 года хочу пройти программу корпоративного обучения по своему профилю, параллельно – повысить уровень владения английским языком до C1. Через 5 лет вижу себя менеджером проектов с дальнейшей перспективой работать в канадском филиале компании».
В этом ответе рекрутер отметит для себя удовлетворенность соискателя должностью, наличие реального плана профессионального развития и осведомленность о программах внутреннего обучения. Кроме того, он поймет, что цели кандидата совпадают с ценностями компании, так как бизнес масштабируется на международном рынке.
Даже если у вас в планах и есть пункт «стать ТОП-менеджером», не стоит об этом кричать во всеуслышание. Описывайте приоритеты в работе в резюме максимально дипломатично и гибко.
Понятие «профессиональные планы» включает в себя 4 составляющие: текущее положение дел (будущее в контексте настоящего), гибкость (описание в общих чертах), мотивацию (желание работать) и значимость (плюсы для компании).
Тактика, которую следует избегать при описании карьерных целей
Перед тем, как ответить на вопрос о планах, подумайте, что хочет услышать рекрутер. Не надо рассказывать ему о всех намерениях, касающихся карьеры.
Разграничивайте в резюме личные и профессиональные планы на ближайшие 5 лет. Личные – это жизненные цели, которые вы можете реализовать на работе. Профессиональные – это карьерные цели, связанные с вашим развитием в качестве специалиста и работой напрямую.
Разные компании – разные карьерные планы
Если вы делаете сразу несколько откликов, то лучше заполнить анкеты на каждую позицию отдельно. Профессиональные планы на будущее в резюме могут отличаться в зависимости от уровня развития компании и ваших карьерных устремлений.
Сценарий №1. Неопределенность
Что делать, если у компании нет карьерного сайта или вы пока не можете определить свой профессиональный вектор? В таком случае пишите про развитие навыков.
Например
«Как специалист по маркетингу, я хочу развивать свои навыки. За 5 лет надеюсь в совершенстве овладеть возможностями компьютерных программ Photoshop или InDesign. Также планирую совершенствоваться в SMM-продвижении и видеомаркетинге. Надеюсь, что смогу применить новые знания и умения в работе с вами».
Будьте внимательны при выборе навыков, чтобы случайно не указать тот, которым вы должны владеть в соответствии с должностью.
Сценарий №2. Взлетная полоса
Допустим, вы используете компанию как временное место работы, зная, что там можно получить хороший опыт. В планах – через 3 года уйти в другую организацию. Об этом руководству точно не надо знать Тогда что написать в резюме, чтобы при этом не соврать? Важно показать свой энтузиазм и желание работать на данной позиции.
Как написать профессиональные планы на будущее в резюме пример:
Планирую пройти корпоративную программу обучения бухгалтеров в течение второго года работы с вами. Надеюсь за 5 лет реализовать два некоммерческих проекта.
А вот так отвечать не надо:
Запускаю стартап. Нужны средства на его развитие, решил устроиться к вам. Через 5 лет планирую масштабировать свой бизнес.
Сценарий №3. С чистого листа
Когда человек решает кардинально поменять профессию, он слабо себе может представить свое профессиональное будущее. Ваша цель – доказать работодателю серьезность своих намерений.
Представим кандидата, который 10 лет проработал юристом и уходит в маркетинг. Пример плана на будущее в резюме:
В долгосрочной перспективе я хочу стать квалифицированным профессионалом в области маркетинга в вашей компании. В течение следующих пяти лет я буду развивать свои soft и hard skills на этой должности.
Но не так:
Через 5 лет я открою ресторан. Мне нужны знания маркетинга, которые я планирую получить в вашей компании. Если ничего не выйдет, уйду обратно в юриспруденцию.
Где в резюме писать о своих профессиональных планах
Если в анкете работодателя или выбранном вами образце резюме не предусмотрен отдельный раздел под профессиональные планы, то карьерные цели следует описать в блоке «Дополнительная информация».
На сайте MyResume представлены образцы резюме из разных профессиональных областей. Достаточно выбрать подходящий и подкорректировать его под себя. Перейти в раздел.
Выводы
Работодатели прекрасно понимают, что предсказать будущее никто не в силах Указать в резюме профессиональные планы не значит попытаться угадать свою судьбу. Эта информация необходима, чтобы понимать ваше стремление развиваться в конкретной компании, мотивы, которые вами движут.
Запомните главное:
- Информация о профессиональных планах выделяет резюме среди прочих.
- Прежде чем сделать отклик, прочитайте информацию о компании на карьерном сайте.
- Выясните, какие «фишки» есть в организации и упомяните их в планах на будущее (например, обучение или стажировки).
- Чувствуете, что корпоративная культура вам не близка – лучше не откликайтесь на вакансию.
- Описывайте карьеру в компании в контексте вашей должности, развития навыков, желания реализовывать новые проекты.
- Нельзя упоминать о том, что вы кого-то хотите «подвинуть». Особенно генерального директора.
Личный профессиональный план учащегося
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
Характеристика профессионального плана:
• определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
• полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
• устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
• реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
• логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
• моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
•согласованность плана с потребностями рынка труда.
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
• выяснить, какие профессии требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения профессиональной подготовки.
-
Личностный профессиональный план.
Н.С.
Пряжников предлагает модифицированный
вариант построения личного профессионального
плана (ЛПП) (по Е.А. Климову) дополненный
ценностно-нравственными компонентами
самоопределения: 1.Осознание
ценности честного (общественно-полезного)
труда
(ценностно-нравственная основа
самоопределения). 2.Общая
ориентировка в социально-экономической
ситуации
в стране и прогнозирование перспектив
ее изменения.3.Осознание
необходимости профессиональной
подготовки
для полноценного самоопределения и
самореализации. 4.Общая
ориентировка в мире профессионального
труда
(макроинформационная
основа самоопределения). 5.Выделение
дальней профессиональной цели (мечты)
и ее согласование с другими важными
жизненными целями (досуговыми, семейными,
личностными). 6.Выделение
ближних и ближайших профессиональных
целей как
этапов и путей к дальней цели. 7.Знание
о выбираемых целях:
профессиях и специальностях(макроинформационная
основа самоопределения). 8.Представление
об основных внешних препятствиях
на пути к выделенным целям. 9.Знание
путей и способов преодоления внешних
препятствий.
10.Представление
о внутренних препятствиях
(недостатках), осложняющих достижение
профессиональных целей, а также знание
своих достоинств. 11.Знание
путей и способов преодоление внутренних
недостатков
(и оптимального использования достоинств).
12.Наличие
системы резервных вариантов выбора.
13.Начало
практической реализации личной
профессиональной перспективы и
постоянное совершенствование
(корректировка)
намеченных планов по принципу «обратной
связи».
Можно
выделить следующие четыре
типа ЛПП.
А.
Отсутствие
самостоятельно построенного
профессионального плана
(за учащегося это делают другие —
родители, товарищи, учителя,
профконсультанты).Б. ЛПП
построен самостоятельно, но на очень
неполной ориентировочной основе
(например, учтено только свое желание
или позиция сверстников и пр.).В. ЛПП
построен с учетом многих существенных
обстоятельств
конкретной — «вот этой» — ситуации
выбора профессии.Г. Дополнительно к
тому, что указано в пункте «В»,
сформирована готовность
(умение, настрой) самостоятельно строить
новые ЛПП
в усложняющихся, изменяющихся условиях
(переезд семьи, болезнь и т.п.).
Что
касается вариантов
реализованности ЛПП,
то предлагаются следующие:
1)
пассивное положительное принятие того
способа порождения ЛПП, который
фактически состоялся, и успокоенность;2)
выражение ЛПП в повседневных разговорах,
спорах о выборе профессии;3) частичная
реализация ЛПП в тех или иных формах
самообразования, пробах сил;4) после
школы осуществляется выбор проф
учебного заведения или работы, обучения
на производстве;5) успешная адаптация
к избранной профессии и дальнейшее
проф развитие.
Общая
же последовательность действий при
принятии человеком решения об
очередном выборе для себя профессии
может быть примерно такой:1) составить
себе обзорную ориентировку
в мире профессий;2) выделить
возможности и ограничения,
связанные с обстановкой в группе
близких людей, в обществе;3) собрать,
упорядочить
сведения в соответствии с формулой
«моей» профессии,
учтя и возможные запасные варианты
выбора;4) если необходимо, уточнить
для себя формулу своей профессии;5)
обдумать
варианты шагов на пути освоения новой
профессии
(или повышения квалификации в рамках
имеющейся);6) мысленно «проиграть»,
продумать
элементы структуры ЛПГТ
(они приведены выше при характеристике
компонентов ситуации выбора профессии);7)
окончательно
принять решение,
объявить его уважаемым людям.
Главное
— состояние удовлетворенности сделанным
выбором и принятие на себя ответственности
за него.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #