Как написать лик на иконе пошагово

Распечатать

Ю. П. Сергеев

Написание голов и ликов

Особо следует остановиться на писании голов. Ведь от того, как написана голова святого, во многом зависит не только эстетическая, но и духовная сторона иконы.

Раньше, до революции, не каждый мастср-иконописец мог написать икону полностью, от начала и до конца. Часто в иконописных артелях было разделение труда: одни мастера писали все, кроме лица («лика»), и назывались «доличниками», а другие писали только лики и назывались «личниками». Третьи занимались золочением икон («позолотчики»).

Как было сказано ранее, основной цвет головы – санкирь – прокладывается в процессе роскрыши, по нему с помощью высветлений проводится условная лепка головы. Эти высветления принято называть «плавями».

Подробное описание процесса выполнения иконописной головы оставил нам мастер палехской лаковой миниатюры Н.М.Зиновьев. Он представил этот процесс в следующей последовательности. После описи на самых выпуклых местах головы – на лбу, скулах, на носу, на волосах – белилами выполнялись небольшие линии – «движки», определяющие места будущих плавей.

Для нанесения первой плави мастер на основе охры светлой, белил и киновари составлял желтоватый (телесный) цвет.

Он был значительно светлее санкиря, и им проплавлялись самые выпуклые места лба, носа, щек, губ, подбородка, шеи и других частей головы. Первая плавь называлась «охрением» или «вохрением» (в старые времена охра называлась вохрой).

Вторая плавь – «румянцы» – составлялась из киновари, которая очень жидко разводилась водой. Румянцы наплавлялись на надбровных дугах, щеках, губах, на кончике носа, слезничках, на мочках ушей. Румянцы наносились с таким расчетом, чтобы они были видны после проведения последующих плавей.

Третья плавь проводилась жидко разведенной жженой умброй. Этим составом приплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы.

Четвертая плавь называлась «подбивкой». Мастер соединял санкирь и первую плавь – охрение, образуя при этом общий полутон головы. Подбивка составлялась из охры и киновари. Белила в этом случае не добавлялись, так как они дают белесость, которую трудно соединить с санкирем.

Пятая плавь называлась «сплавка». Она выполнялась тоном несколько темнее первой плави (охрения), но светлее подбивки. Сплавкой объединялись все предыдущие плави в общий тон. Она состояла из светлой охры, белил, киновари и кармина, если тон лица имел светло-розовый оттенок. Для загорелого лица сплавка делалась из охры, киновари и небольшого количества белил с кармином. Изнуренное лицо изображалось сплавкой из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Она должна быть так положена, чтобы все предыдущие плави просвечивали сквозь нее.

Этим же тоном делаются блики на самых выпуклых, самых светлых частях прядей темных волос.

Шестая плавь составлялась несколько светлее сплавки и накладывалась на самых выпуклых местах лица, а также на глазах.

После проведения всех указанных плавок голова могла иметь дробный вид. Чтобы ликвидировать этот недостаток, мастер составлял красочный тон из охры темной с незначительной примесью сажи и киновари, и этим тоном проплавлялась вся голова. Проплавлять старые мастера могли и тоном санкиря. Эту плавь выполняли особенно осторожно, чтобы не размыть ниже лежащие слои красок.

После проведения указанных плавок мастер жженой охрой восстанавливал опись всех черт лица, пряди волос и бороды.

Для выявления условного объема притеняли брови и глазные впадины. Обычно это производили жженой сиеной, обладающей легкостью и прозрачностью.

Черной краской на глазах писался зрачок. Интересно, что зрачок старые мастера писали не круглым, а овальным, в некоторых случаях даже почти треугольной формы, который касался верхнего века одним из своих углов. Для усиления выразительности по белку глаз делали отметки белилами с охрой. Губы слегка приплескивали жидким кармином, киноварью или красной охрой. Выполнение линий бровей, волос и глаз с целью выразительности производили живо и с нажимом. Сначала их намечали тонко и осторожно, но с последующим усилением. В середине линии делали нажим, а в начале и в конце линии утоньшались. Брови изображались двумя-тремя параллельными линиями с утолщением в центре. Они начинались от переносья, от так называемой «носовой птички» (рис. 18).

В течение веков в иконописном искусстве выработался определенный перечень образов святых, пророков, служителей церкви, которые многие годы сохраняют один и тот же облик (рис. 19).

Рис. 19. Характерное написание образов святых: ангела, Сергия Радонежского, Иоанна Златоуста, апостола Петра, Мельхиседека, Соломона, Василия Великого, Николая Мерликийского, Иоанна Предтечи.

Лексикон иконописцев традиционно хранит названия встречающихся в иконах бород по цвету: черные, русые и седые. По форме: широкие, круглые, «с косичками», кудреватые, длинные, свешивающиеся с ушей, раздвоенные. Это – характерные формы бород Спаса, Златоуста, Предтечи, Николая, Сергия и других. Причем каждый вид выполнялся в определенном стиле. Так, бороды Спаса и Предтечи расписывались сажей, высветлялись на выпуклых прядях волос и притенялись коричневой жидкой краской. Русые волосы перед описью приплескивались коричневой краской. Для притенения мастера применяли сиену жженую, умбру, иногда с добавлением зеленого цвета. Высветления на прядях выполнялись парными штрихами, которые вписывались между темными линиями описи. Линии светлых штрихов также писались с нажимом посередине. Они объединялись между собой приплавками светлым тоном по середине и ослаблениями света по краям. Седые волосы иногда перед описью покрывались полностью серым тоном, составленным из белил и сажи. Этот тон в старые времена называли «ревтью». Разделка седых волос заключается в том, что светлые черточки-волоски по два, по три или даже по четыре наносились в разных направлениях, создавая этим растрепанные пряди волос.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Комментарии для сайта Cackle

Как написать икону, фото № 1

Икона Матери Божией Знамение. С чего начать писать икону?

После нанесения на грунт прориси, процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1) раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2) роспись; 3) пробела – высветление одежд, зданий, горок и пр. ; 4) охрение – высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5) нанесение ассиста.

Роскраш иконы. Как готовить эмульсию для разведения натуральных пигментов.

Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону – значит, заложить основные тона. При решении этой задачи необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуется брать цвета или произвольно, или с цветных репродукций; это не рекомендуется особенно начинающим знакомиться с иконописью. Лучше иметь под рукой, хотя и небольшой художественной ценности, подлинную икону и с нее копировать.

Начинать надо с простых изображений, например, отдельных святых и переходить к более сложным. Раскрываются сначала основные тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе последующей работы – высветлений и притенений. На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густо-равномерно (достигается нанесением краски в 2–3 слоя), и легко – «наливом», то есть жидко или даже прозрачно – «водка», часто и не вполне равномерно. Лучше всего покрыть один раз, но «в силу», чтобы левкас слегка просвечивал. Начинать закладку тонов лучше с тех, которые на иконе занимают большую площадь по сравнению с другими; во всяком случае с «доличного», то есть с того, что пишется до ликов. После раскрытия всех тонов общий колорит иконы должен подсказать, каков должен быть в основном и тон ликов. Если общий колорит изображения решен в холодных тонах, то основной тон ликов должен быть теплым, и наоборот. При нанесении тонов следует закрывать и черные линии прориси.

Как ставить описи и пробела на иконе.

После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи».

Если икона «оглавная», то есть на ней есть один или одни лики и совсем немного изображены плечи, то роспись надо начинать с ликов. Если икона «поясная» (святой изображен до пояса) или какая другая, роспись делается прежде по «доличному». Цвет росписи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другой. Например, по санкирю зеленоватого оттенка роспись дается жженой сиеной с умброй или жженой умброй и т.п. При росписи контуров и складок одежд необходимо обращать особое внимание на их живописность и не впадать в сухость и однообразие линий. Кисть при этом держится перпендикулярно к поверхности, на которой работают.


Иконопись. 1 серия. О линиях

4 года назад

Самоучитель иконописи | Пишем икону Казанская // 1

3 года назад

Кто может писать иконы

3 года назад

Урок иконописи. Что такое плавь. Презентация онлайн обучения иконописи.

2 года назад

Живопись темперой.  Иконопись. Упражнения. Для начинающих рисовать.

1 год назад

ИКОНОПИСЬ. Секреты написания Иконы. Уроки по Иконописи ( прорись )

3 года назад

#1 Нанесение прориси | Урок по иконописи

2 года назад

С Чего Начать Иконописцу?

1 год назад

Самоучитель иконописи | Пишем икону святой Иларии

3 года назад

Первое  Вохрение --- Уроки  Иконописи --- Личное

2 года назад

Обучение иконописи.  Написание одежд.

5 лет назад

САМОУЧИТЕЛЬ ИКОНОПИСИ написание глаз на иконе

8 лет назад

1 Фильм- Первое Вохрение Личное#Богородица -Взыграние ,,Уроки-Иконописи Техника  -Наборно.

2 года назад

Первый этап роскрыши. Лекция 6, Святитель Николай. Мастер-классы по иконописи

4 года назад

Презентация онлайн курса иконописи- Базовый курс для начинающих. Программа обучения.

3 года назад

Курс "Фигура и одежды в иконописи", вебинар 19.07.2022

7 месяцев назад

#2 Роскрышь иконы | Урок по иконописи

2 года назад

Как написать икону видео урок. How to paint an icon of the Virgin. Сome dipingere l'icona

2 года назад

Читинский иконописец зарабатывает на жизнь маникюром

3 года назад

Лекция 1. Первый этап. Начальный уровень. Вводный урок

5 лет назад

Левкас для икон.

8 лет назад

Иконопись. Наталья Воронцова. Знакомство с красками (1).

6 лет назад

Техника иконописи | «Практическая теоэстетика» #5

1 год назад

Учимся иконописи. Урок 1. Что нам нужно для левкаса.

4 года назад

Все полные видеоуроки Игоря Сахарова! Иконопись

9 лет назад

Master class on writing the "Savior" icon. Iconography. How to write an icon. Icon painting lesson.

5 лет назад

Мазок кисти | Техника яичная темпера в иконописи

8 месяцев назад

Иконопись. 3 серия. Наброски архитектуры

4 года назад

Урок иконописи. Мастер-класс. Как писать власы Ангела. Презентация онлайн обучения иконописи.

1 год назад

Иконопись Полный видеоурок Сахарова Иисус Христос

9 лет назад

Иконопись. 2 серия. Упражнения с калькой

4 года назад

Онлайн курс иконописи. Как проходит обучение

4 года назад

Написание лика иконы.

3 года назад

Как провести опушь на иконе ? Прямая линия кистью/ мастер класс / уроки иконописи

5 лет назад

Иконопись. Как рисовать складки. Урок.

9 лет назад

Приветствие.Для начинающих иконописцев.

2 года назад

Обучение иконописи онлайн. Пишем икону Святой Троицы поэтапно. Мастер класс по написанию иконы

1 год назад

Обучение иконописи. Мастер-класс

8 лет назад

Графика в иконе, небольшие упражнения для начинающих.

3 года назад

Иконопись. Наталья Воронцова. Приготовление эмульсии

7 лет назад

Иконопись. Важность эскизов

4 года назад

Всё о золочении икон. Мастер-класс. Как позолотить икону. Онлайн обучение иконописи

2 года назад

Как сделать прорись для иконы из образца | Иконописная школа TEOFOS

4 года назад

Игорь Сахаров. Урок живописи. Иконопись. Богородица

9 лет назад

Мастер Класс по Резьбе Нимба Выборка Левкаса Обучение для Начинающих Иконописцев Иконопись

4 года назад

Правильное приготовление яичной эмульсии для иконописи.Все тонкости процесса!

1 год назад

Яичная эмульсия в иконописи

2 года назад

Мастер-класс иконописца, стенописца, арт-директора компании «АРТРУСТ» Алексея Козлова «ФРЕСКА»

1 год назад

Иконопись - это вид живописи, обладающий уникальной, глубокой эстетикой и технологией.

1 год назад

Самоучитель иконописи | Пишем икону Богородицы - вместе онлайн, 1

3 года назад

Иконопись рисунок

Иконопись рисунок

Пропорции Лика в иконописи

Пропорции Лика в иконописи

Пропорции Лика в иконописи

Пропорции Лика в иконописи

Пропорции Лика в иконописи

Пропорции Лика в иконописи

Иконопись прориси икон кисти

Иконопись прориси икон кисти

Прориси икон византийские

Прориси икон византийские

Архангел Михаил прорись

Архангел Михаил прорись

Пропорции в иконописи

Пропорции в иконописи

Поэтапное написание иконы

Поэтапное написание иконы

Владимирская икона Божией матери прорись

Владимирская икона Божией матери прорись

Прорись Лика Богородицы

Прорись Лика Богородицы

Этапы написания Лика на иконе

Этапы написания Лика на иконе

Икона Божией матери прорись

Икона Божией матери прорись

Икона Смоленской Божьей матери прориси

Икона Смоленской Божьей матери прориси

Прорись Лика Богородицы

Прорись Лика Богородицы

Сергий Радонежский прорись

Сергий Радонежский прорись

Прорись иконы Святого Пантелеймона

Прорись иконы Святого Пантелеймона

Прорись иконы Сергий Радонежский

Прорись иконы Сергий Радонежский

Пропорции Лика в иконе

Пропорции Лика в иконе

Прориси икон Пресвятой Богородицы

Прориси икон Пресвятой Богородицы

Икона Христа прорись

Икона Христа прорись

Прорись Богоматери Казанской

Прорись Богоматери Казанской

Икона Богоматерь Одигитрия прорись

Икона Богоматерь Одигитрия прорись

Прориси икон Иисуса Христа

Прориси икон Иисуса Христа

Рисунок иконы карандашом для начинающих

Рисунок иконы карандашом для начинающих

Казанская икона прорись

Казанская икона прорись

Прорись иконы Богородицы Казанская

Прорись иконы Богородицы Казанская

Богородица Знамение прорись иконы

Богородица Знамение прорись иконы

Икона карандашом

Икона карандашом

Корсунская икона Божией матери прорись

Корсунская икона Божией матери прорись

Прориси икон Пресвятой Богородицы

Прориси икон Пресвятой Богородицы

Икона рисунок карандашом Иисуса Христа заповедь

Икона рисунок карандашом Иисуса Христа заповедь

Казанская икона Божией матери прорись

Казанская икона Божией матери прорись

Прориси икон Богородицы

Прориси икон Богородицы

Прориси икон византийские

Прориси икон византийские

Трафарет Божьей матери с младенцем

Трафарет Божьей матери с младенцем

Спас Нерукотворный прорись

Спас Нерукотворный прорись

Владимирская икона Божией матери рисунов

Владимирская икона Божией матери рисунов

Прорись иконы Казанской Божьей матери

Прорись иконы Казанской Божьей матери

Владимирская икона Божией матери прорись

Владимирская икона Божией матери прорись

Прориси Калужской иконы БМ

Прориси Калужской иконы БМ

Казанская икона Божией матери прорись

Казанская икона Божией матери прорись

Прорись иконы Божией матери Покрова

Прорись иконы Божией матери Покрова

Венчальные иконы + прориси

Венчальные иконы + прориси

Икона Воскресения Христова прориси

Икона Воскресения Христова прориси

Построение Лика в иконописи

Построение Лика в иконописи

Казанская икона прорись

Казанская икона прорись

Прорись иконы Одигитрия

Прорись иконы Одигитрия

Техника написания икон

Техника написания икон

Нерукотворный образ Иисуса Христа прориси

Нерукотворный образ Иисуса Христа прориси

Прорись иконы Богородицы Умиление

Прорись иконы Богородицы Умиление

Прориси икон Спасителя

Прориси икон Спасителя

Икона Божией матери прорись

Икона Божией матери прорись

Иконопись поэтапное написание

Иконопись поэтапное написание

Икона Божией матери прорись

Икона Божией матери прорись

Георгий Победоносец прорись

Георгий Победоносец прорись

Виктор Трускалов иконописец рисунок

Виктор Трускалов иконописец рисунок

Прориси икон Спасителя

Прориси икон Спасителя

Прориси икон Богородицы

Прориси икон Богородицы

Икона Божией матери прорись

Икона Божией матери прорись

Прориси икон Богородицы

Прориси икон Богородицы

Иконы карандашом для срисовки

Иконы карандашом для срисовки

Богородица Корсунская прорись

Богородица Корсунская прорись

Прориси Лика святых дев

Прориси Лика святых дев

Прориси икон Пресвятой Богородицы

Прориси икон Пресвятой Богородицы

Прориси икон святых

Прориси икон святых

Раскраски иконы для детей

Раскраски иконы для детей

Казанская икона прорись

Казанская икона прорись

Этапы написания иконы

Написание иконИконопись – явление своеобразное и довольно сложное. Различают разнообразные виды иконы: мерная икона, аналойная, семейная и т.д. Вне зависимости от вида иконы, иконописец должен соблюдать определённые правила, выдерживать принятую последовательность при работе. Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий. Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность: начинается все с подготовки доски – основы, затем приготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой.

Интересно, что все эти этапы написания иконы носили на Руси название «ремесла», так как каждый этап выполнял отдельный мастер. При всей сложности технологии написания икон, необходимо особо подчеркнуть, что иконопись не сводится только к ремеслу. Иконопись – «умозрение в красках», «богословие в красках». Икона – это предмет мистический, это таинственное явление духовной сущности в материальном мире. Икона — посредник, мостик между миром дольним и миром Горним… Писать иконы может далеко не каждый, пусть даже и высокопрофессиональный, художник. Иконопись требует веры и просвещенности мастера учением Православной Церкви. Каждый настоящий иконописец должен быть православным христианином, иметь священническое благословение на свою деятельность и жить духовной жизнью, особенно в период написания иконы, – поститься, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн в Таинстве Евхаристии.

Этапы создания иконы:

1. Доска.

Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. Если доска не цельная, то она должна быть собрана из отдельных досок и очень хорошо проклеена натуральным клеем. После склеивания и высыхания в икону врезаются шпонки. На лицевой стороне иконы выдалбливается небольшое углубление – «ковчег». В первую очередь, «ковчег» имеет богословское обоснование, символизируя ковчег спасения и глубину духовного измерения. А также «ковчег» имеет практическую пользу, уберегая изображение от повреждений. Скос, ребро, образуемое между двумя уровнями доски – «ковчегом» и полями называется лузгой.

2. Грунтовка доски.

Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.

3. Рисунок.

Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения, а затем методом припороха.

4. Золочение.

Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается оп контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.

5. Эмульсия.

Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.

6. Краски.

В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.

7. Живопись.

Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение. Роскрышь, высветление и, наконец, охрение. В последнюю очередь тщательно прописывается лик святого, завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков как оживки и движки. Они – небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Затем следуют такие завершающие приему как приплеск и проплавка, что объединяет оживки и охрение. Затем наносятся тончайшие лессировочные слои, сквозь них просвечивает уже написанный лик. Окончательная опись, обведение контуров рисунка кистью, подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.

8. Олифа.

После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать лид продающий
  • Как написать лид магнит
  • Как написать лид к статье
  • Как написать либретто к сказке
  • Как написать либретто к опере