Как написать лирическое отступление

Лирическое отступление — это элемент композиции лиро-эпического текста, находящийся внесюжетного повествования, отражает авторскую позицию и является композиционно-стилистическим приёмом.

Лирические отступления встречаются в произведениях кодификатора: в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Глава 1

С позицией А. С. Пушкина в произведении «Евгений Онегин» читатель знакомится уже в первой главе. В строфах XXV, XXIX — XXXIV, XXVI, XLV — LI , LV — LX автор повествует, что он живет в такой же эпохе, что и Онегин: «С ним подружился я в то время». Он испытывает к нему теплые чувства: «Мне нравились его черты». Александр Сергеевич в своих лирических отступлениях также сообщает, что «недуг скуки» и разочарованности в свете — их общий:

«Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.»

Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:

«В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.»;

«Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.«;

«Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.» ;

«Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя
Иль предузнав издалека
Кончину дяди старика.».

Личность Пушкина в произведении ярко выражается в строфах XXVI, где он винит свой «бедный слог», высказывается про закономерность:

«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…».

Автор отмечает, что его мироощущение, несмотря на все же некоторые сходные признаки, отлично от Евгения. Писатель был рожден для «деревенской тишины» и предан душой природе.

В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества, о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:

«Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила».

Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы:

«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.

Видимо, авторская любовь к «женским ножкам» и «головам», пусть и уже исчерпанная «И скоро, скоро бури след /В душе моей совсем утихнет», поспособствовала созданию многих его произведений, в частности, «Евгения Онегина» : «Тогда-то я начну писать / Поэму песен в двадцать пять».

Глава 2

Во второй главе романа Пушкин использует лирические отступления в строфах XVIII, XX, XXXIX, XL. В них писатель рассуждал о страстной молодости «Зато и пламенная младость/Не может ничего скрывать», о любви в эту пору «Ах, он любил, как в наши лета/Уже не любят». Автор призывает читателей жить, а не бесследно «бродить в мироздании»: «Покамест упивайтесь ею,/Сей легкой жизнию, друзья!».

Глава 3

В третьей главе лирические отступления появляются в XI — XV, XXII — XXXI строфах. Уже в них авторское повествование подходит ближе к сюжету и размышления писателя звучат все чаще. Пушкин продолжает рассуждать на тему поэта и поэзии «Друзья мои, что ж толку в этом?/Быть может, волею небес,/Я перестану быть поэтом…» и затрагивает нравы людей своей эпохи «А нынче все умы в тумане,/Мораль на нас наводит сон». Далее автор описывает Татьяну:

«Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты»;

» Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?».

Писатель восхищается Татьяной и ее чистой любовью к Евгению: «Кто ей внушал и эту нежность,/И слов любезную небрежность?». Автор жалеет героиню » За что ж виновнее Татьяна?/За то ль, что в милой простоте/Она не ведает обмана/И верит избранной мечте?» и разделяет с ней ее душевную муку «Татьяна, милая Татьяна!/С тобой теперь я слезы лью…».

Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:

«Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!»

Он заявил, что порой неверное произношение слов красит женщину в его глазах «Владея слабо и с трудом,/Его так мило искажали» и даже если русский язык введут в общее употребление со всеми нормами, он не сменит манеру своего письма «Но я… какое дело мне?/Я верен буду старине».

Глава 4

Четвертая глава романа в стихах начинается с авторского размышления о любви «Чем меньше женщину мы любим,/Тем легче нравимся мы ей». Лирические отступления встречаются в VII — XI, XVIII — XXIV, XXVIII — XXXVIII. XXXIX

Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :

«Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим…»;

«В красавиц он уж не влюблялся…
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость…»;

«Онегин жил анахоретом…»,

пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно:

«Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил…«.

Автор возвращается к теме творчества, рассуждая об истинной награде лирика:

«Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград.»

Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:

«Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне…»

Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.

Глава 5

Лирические отступления в этой главе расположены в строфах I — VII, XL. В них автор извиняется за столь бурное обсуждение дамских «ножек» (1 глава строфы XXX — XXXII) и возвращается к портрету и мироощущениям Татьяны:

«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь».

Глава 6

Шестая глава начинается со знакомства читателя с Зарецким «Картежной шайки атаман,/Глава повес, трибун трактирный» и с объявления о дуэли двух, казалось бы, друзей «Короткий вызов, иль картель/…/Звал друга Ленский на дуэль». В шестой главе лирические отступления появляются в IV — XI,  XVIII, XXVIII, XXXIII, XXXIV — XLVI.

Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:

«Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце…» 

Автор не забывает упомянуть чувства Татьяны при повествовании о дуэли «Когда б он знал, какая рана/Моей Татьяны сердце жгла!», он уже разделяет ее будущую горечь «Татьяна изнывала тайно»и говорит об ее упущенной возможности примирить друзей «Ах, может быть, ее любовь/Друзей соединила б вновь!».

Пушкин формулирует тему истинной дружбы, замечая, что Ленский «Убит приятельской рукой!» и в этом виновен не только Онегин, но и общественное мнение «Не разойтиться ль полюбовно?../Но дико светская вражда/Боится ложного стыда.»

Писатель снова возвращается к своим переживаниям, размышляя о своих печалях в «скорых тридцать лет»:

«Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?»

Автор в лирических отступлениях часто упоминает читателя «милые друзья», «друзья» и задает ему риторические вопросы:

«Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?»

Глава 7

Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфахБольшое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзаж, разлука Татьяны с милым краем:

«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,

Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»;

Размышления Пушкина, во время посещения Татьяной «барского дома», наполнены неким облегчением:

«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной».

Татьяна не находит себе места и в Москве. Автор с состраданием отражает ее задумчивость и болезненное состояние души «Нигде, ни в чем ей нет отрад,/И облегченья не находит/Она подавленным слезам,/И сердце рвется пополам». Лирические отступления, касающиеся Татьяны, часто выражают авторское волнение о судьбе героини и желание облегчить ее любовную муку «Но здесь с победою поздравим/Татьяну милую мою».

Также в данной главе звучат авторское прощание с Ленским «Мой бедный Ленский!», размышления поэта на тему жизни и смерти:

«…за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой,
Или над Летой усыпленный
Поэт, бесчувствием блаженный,
Уж не смущается ничем,
И мир ему закрыт и нем?..«.

Автор верит, что за гранью человеческой жизни «глас вдруг молкнет» и теряется вся связь с милыми ранее сердцу людьми «Так! равнодушное забвенье/За гробом ожидает нас».

Однако тема жизни и смерти, затронутая автором — не последняя. Пушкин продолжает свои философские размышления, затрагивая тему недостатков русской жизни «Теперь у нас дороги плохи,/Мосты забытые гниют,/На станциях клопы да блохи»; делает акцент на прелестях зимней жизни «Зато зимы порой холодной/Езда приятна и легка».

Глава 8

Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:

«Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон?..»

Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.

Александр Сергеевич также возвращается к теме творчества «Близ вод, сиявших в тишине,/Являться муза стала мне…». Он обозревает собственный процесс создания произведений и ярких афоризмов:

«Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей».

Автор задает читателям риторический вопрос, касающийся личности Евгения Онегина в романе «— Зачем же так неблагосклонно/Вы отзываетесь о нем?». Пушкин объективно оценивает главного героя, не испытывая к нему отвращения или слепую симпатию

» Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.»

В конце главы автор передает терзающие чувства Онегина «В какую бурю ощущений/Теперь он сердцем погружен!» и прощается с читателями » Друг, недруг, я хочу с тобой /Расстаться нынче как приятель».

Как мы можем заметить, лирические отступления в романе неотделимы от сюжетного повествования. В. Г. Белинский писал, что ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.».

Часто, читая произведения, можно столкнуться с особой манерой повествования: авторы как будто отвлекаются от основного сюжета, действия, выставляя напоказ свои личные размышления, переживания, воспоминания или непосредственно обращаются к самому читателю. Такой литературный прием называется лирическое отступление.

Если давать этому понятию точное значение, то оно будет звучать так: лирическое отступление – это композиционно-стилистический элемент произведения, представляющий собой рассуждения, мысли либо выражение чувств писателя, в которых отражается его непосредственное (или косвенное) отношение к самому сюжету.

Типы лирических отступлений

Лирическое отступление принято делить на несколько групп:

  1. Авторское.
  2. Критико-публицистическое.
  3. Отступления на житейские темы.
  4. Образ лирического.
  5. Отступления на гражданские темы.
  6. Смешанное.

Авторское отступление, как правило, содержит в себе непосредственное выражение мыслей автора на происходящее. Для него характерен резкий обрыв повествования, неожиданный переход на комментарии писателя по поводу совершенных персонажами поступков, или же его отношения к происходящим событиям в обществе того времени, описания эпохи, когда происходят действия.

Включая в свои произведения такой прием, автор демонстрирует свободу и неподчинения правилам последовательного изложения, замедляет все происходящие действия, устанавливает свой темп. Применение подобного литературного приема характерно больше для лирико-романтических поэм.

Яркие примеры можно найти в поэмах Байрона, Баратынского и Лермонтова.

Пример лирического отступления в произведении М. Ю. Лермонтова

Поэма Пушкина «Евгений Онегин» практически полностью построена на чередовании авторских отступлений, например, в первой главе мы читаем о воспоминаниях первой любви, которая приходит еще в юности, автор иронически рассуждает о «ножках»; в главе 7 представлен собирательный образ столичной «красавицы». Глава 8 берет своё начало с биографических замечаний автора, тем же и заканчивается. А в «Отрывках из путешествий Онегина» Александр Сергеевич рассуждает о переосмыслении романтических ценностей, об их изменчивой и непостоянной натуре.

Критико-публицистические отступления представляют собой некий монолог в адрес читателя о стилях и жанрах в литературе. В процессе самого написания произведения автор делает свои замечания, делится соображениями с нами по поводу того, как лучше его писать. Смыслом этого отступления становится поиск нового стиля, манеры изложения событий.

Если буквально воспринять утверждение самого А.С. Пушкина о том, что «роман требует болтовни», то следующий тип лирического отступления – разговоры на житейские темы — как раз отражает смысл сказанного. В подобных отступлениях в центре внимания рассуждения о семье, любви, детях, браке, дружбе, верности, образовании, моде, нравах и т.п. Нередко автор высказывается на подобные темы через монологи своих героев.

Образ лирического включает в себя отступления, раскрывающие внутренний мир героев, их настроения, также это могут быть и пейзажные зарисовки.

Отступления на гражданскую тему посвящены описываемым историческим событиям, взаимоотношениям в обществе, общественным течениям и т.д.

Смешанный тип лирического отступления вмещает в себя своего рода смесь из вышеперечисленных типов, или же какие-то факты из биографии автора.

Лирические отступление является неотъемлемой и важной частью произведения. Через них автор приоткрывает незримый, тонкий мир своих душевных переживаний, чувств, мыслей, отношения к людям, любви, родине, нравственным ценностям, доброте.

Дает возможность проникнуться в глубину произведения, понять его идею, замысел и, возможно, взглянуть по-новому на какие-то жизненные ситуации. Вот в чем заключается роль лирических отступлений.

Лирическое отступление в литературе

Лирическое отступление в литературе достаточно широко распространено, как в классической, так и в современной. Их ценность нисколько не меньше, чем основная часть произведения.

Лирические отступления произведений русских авторов многочисленны, образцами могут служить роман Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», поэма Ахматовой «Поэма без героя», поэма Вознесенского «Треугольная груша», поэма Гоголя «Мертвые души» и другие.

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Лирические отступления в «Мертвых душах» являются неотъемлемой частью всего произведения, монологи автора занимают львиную долю всего содержания. Благодаря чему мы чувствует присутствие автора на каждой странице. Читая поэму, по ходу происходящих событий мы с нетерпением ждем колких, точных замечаний автора, его личного мнения, оценки поступков. Сам автор становится необходимым проводником, безмолвным собеседником. Лирические отступления поначалу касаются лишь самих героев, но по мере развития событий тем становится больше.

Рассказывая о Манилове и Коробочке, автор прекращает своё повествование, отходит на второй план, давая нам самостоятельно прочувствовать созданную атмосферу той жизни. Отступление в момент рассказа о Коробочке, предстает перед читателем сравнением с «сестрой из общества аристократов», которая схожа с помещицей-хозяйкой, невзирая на смену своего облика.

Примером лирического отступлением в поэме несколько иного характера, отнюдь не относящегося к персонажам, встречается в заключение главы 5, где автор рассуждает о целом русском народе, о его могуществе, силе. Может показаться, что совершенно нет связи между этим лирическим отступлением и основными событиями произведения, однако именно они и несут в себе смысловую нагрузку поэмы: настоящая Россия – это всем не ноздрёвы, коробочки и собакевичи, а целый народ, могучий и неодолимый.

Лирический образ хорошо раскрыт в начале главы 6, в которой Гоголь ностальгически высказывается о юности, о своем восприятии жизни в молодые годы.

Неодобрение автора и даже его презрение к низким желаниям, чувствам и стремлениям Плюшкина ощущается в обобщающей фразе: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!».

Мнение автора об искусстве, к людям из верхов общества, о самом обществе, которое неминуемое делится на две нравственно противоположные категории, представлено в главе 7. Здесь же и развернутая тема России, где с одной стороны “бедно, разбросано и неприютно”, а с другой — «только здесь и могут рождаться богатыри». Воспета авторам и природа, говоря о дороге и несущейся тройке лошадей, перед нами, как перед путешественниками, предстают осенние картины, широкие просторы.

Таким образом, все лирические отступления в «Мертвых душах» наполнены патриотизмом, переживаниями автора о русском народе, его судьбе, нравственных ценностях и моральном воспитании. А самый важный вопрос: “Русь, куда ж несешься ты?” – автор оставляет для нас, читателей, чтобы задуматься и самому решить, каков же будет ответ.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы «замедляет» развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления — это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления — это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

лирические отступления это

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские — они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические — писатель ими «комментирует» произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы — писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные — красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему — авторские высказывания о важных исторических событиях.

роль лирических отступлений

Отступления в «Евгении Онегине»

Лирическое отступление в романе — это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа «Евгений Онегин». Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема — это одна из важных основ самого романа, а для автора — животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь — неразделимы.
  • Рассуждения о свободе — отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию — свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве — благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина — друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни — это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа — простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества — театральные представления, литература, искусство — это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

лирическое отступление в романе

Лирические отступления в «Мертвых душах»

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма «Мертвые души». В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В «Мертвых душах» их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

темы лирических отступлений

Последние отступления

Гражданский пафос Гоголя особенной силы достигает в отступлении «Русь! Русь!…». Оно являет, как и помещенный в начале 7-й главы лирический монолог, отчетливую грань между звеньями повествования — рассказом о происхождении главного героя (Чичикова) и городскими сценами. Здесь тема России развернута уже широко. В ней «неприютно, разбросано, бедно». Однако именно здесь рождаются богатыри. Автор вслед за этим делится с нами мыслями, которые были навеяны ему мчащейся тройкой и далекой дорогой. Николай Васильевич одну за другой рисует картины родной русской природы. Они возникают перед взором мчащегося по осенней дороге на быстрых конях путешественника. Несмотря на то что остался позади образ птицы-тройки, в этом лирическом отступлении мы чувствуем его вновь.

Рассказ о Чичикове завершается высказыванием автора, которое является резким возражением относительно того, кого главный герой и все произведение в целом, изображающее «презренное и дурное», могут шокировать.

лирические отступления в поэме гоголя мертвые души

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем — это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

анализ лирического отступления

Лирические отступления и их роль в произведении

Лирические отступления – внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ. Классические лирические отступления можно наблюдать в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», прозаической поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», поэмах Дж. Г. Байрона (в частности, «Дон Жуан») и других.

В архитектонике произведения они столь же важны, как и сюжетные фрагменты (главы, строфы и другие). В случаях, когда речь идёт о произведении со смешанной родовой и жанровой природой, они являют собой основу его структуры. Как правило, в текстах такого плана явно выражено эпическое начало. В произведениях эпохи романтизма и позднее оно выражается не столько через центральное место грандиозного исторического «события» в сюжете, имеющего значение для целого народа или нации, сколько через широту панорамы изображаемого, масштабность описываемого, которому придается общечеловеческое значение. В таком случае в лирических отступлениях на первый план выступает собственно лирическое начало, которое и делает произведение лироэпическим.

Однако в ряде случаев именно через призму индивидуального восприятия можно увидеть и оценить масштабные явления, благодаря чему происходит «возвращение» («обращение») к эпическому. Недаром в тексте произведения лирические отступления занимают значительное место (в «Евгении Онегине» их насчитывается двадцать семь, не считая пятидесяти разнотипных лирических вставок). В «Евгении Онегине» они касаются не только «женских ножек» или картин русской природы, но и характерных для эпохи 1820-х гг. черт русской жизни (лирическое отступление о Москве в момент наполеоновского нашествия и другие; быт и нравы дворянской России, приметы литературного быта в главе 1 романа, разговор о литературе как виде искусства и другие). Именно лирические отступления способствуют тому, чтобы «Евгений Онегин» из истории любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина превратились в «энциклопедию русской жизни» (В. Г. Белинский), а гоголевский рассказ об афере Чичикова в конце повествования окончательно преобразился в рассуждение об исторических судьбах России: начиная последний фрагмент путешествия Чичикова на тройке лошадей, писатель постепенно отходит от описания реалий к передаче собственных переживаний, и этот лирический компонент способствует трансформации брички в сказочную «птицу-тройку».

Лирические отступления можно рассматривать и как композиционно-стилистический прием. Прерывая нить повествования, автор получает возможность прямого высказывания на темы, близкие ему, но не обязательные для раскрытия сюжетных коллизий. В ряде случаев они как бы «тормозят» развитие событий, стимулируя читательский интерес; одновременно он превращает и автора из рассказчика или повествователя в одного из главных героев произведения. Зачастую лирические отступления, расширяя художественное пространство, поддерживают сюжетное время.

Чтобы понять их природу, следует проанализировать роль и место историософских и философских отступлений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Они возникают, во-первых, в тесной тематической связи с описываемыми по ходу развития сюжета событиями и, во-вторых, несут эпический, а не лироэпический и уж тем более не чисто лирический заряд. В особо сложных случаях комбинации жанров и мены сущностей поэзии и прозы — как с «Евгением Онегиным», который является «романом в стихах», или с «Мёртвыми душами», определёнными автором как поэма и написанными прозой, обладающими явной романной основой, — именно лирические отступления выступают в качестве жанрообразующего начала.

К немногим современным произведениям, в которых они встречаются, следует отнести роман в стихах В. Гандельсмана «Там на Неве дом… » (см. об этом: Панн Л. «Как вдруг растормошённая зола…» // Новый Мир, 1996, № 10). Автор не выходит за пределы тематики лирических отступлений, заданной Пушкиным и Гоголем; в частности, объектом лирического переживания в его случае является поэтическое слово, отрефлектированное посредством явлений природы.

Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В «Мертвых душах» короткие лирические отступления — это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление — это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

Отступления в 5-й и 6-й главах

Лирическое отступление в конце пятой главы носит уже совсем другой характер. Автор здесь говорит не о своем герое, не об отношении к тому или иному персонажу, а о талантливости русского народа, о могучем человеке, живущем на Руси. Это лирическое отступление как будто не связано с предыдущим развитием действия. Однако оно весьма важно для раскрытия главной идеи поэмы: истинная Россия — это не коробочки, ноздревы и собакевичи, а народная стихия.

Тесно связана с лирическими высказываниями, посвященными народному характеру и русскому слову, и вдохновенная исповедь о юности, о восприятии жизни Гоголем, открывающая шестую главу.

Гневными словами Николая Васильевича, имеющими обобщающий глубокий смысл, прерывается повествование о Плюшкине, воплотившем в себе с наибольшей силой низменные чувства и стремления. Гоголь негодует о том, до какой «гадости, мелочности и ничтожности» мог дойти человек.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь предстает как писатель-реалист: лирические отступления позволили автору высказать свое отношение к героям, оха­рактеризовать общество и создать образ «живой души» — России. Гоголь был убежден, что в условиях современной ему действительности идеал и красоту жизни можно выра­зить только через отрицание безобразной действительности. Лирические отступления не уводят от основной мысли, а лишь еще более углубляют ее. Мысли автора о высоком на­значении человека, о судьбе Родины и народа здесь противо­поставлены мрачным картинам русской жизни.

Кроме того, лирические отступления — необходимый жанрообразующий элемент поэмы: именно в них автор при­водит обобщения эпического характера (например, о живой душе русского народа, которая воплощается в его языке), раскрывает свою душу (например, лирическое отступление об утрате искренности и непосредственности восприятия в начале б-й главы).

Очень много размышлений автора «рассыпано» по всей поэме. Гоголь иронически рассуждает о «толстых и тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки и средней руки», о «тонкостях» обращения с людьми разного типа, о языке дам города N, о читателях высшего сословия, о человеческих страстях, о метко сказанном русском слове и русской песне.

Приведем некоторые примеры. Первое лирическое отсту­пление — «о толстых и тонких» — необходимо автору для до­полнительной характеристики главного героя, Чичикова, цель жизни которого и состояла в том, чтобы перейти в раз­ряд «толстых» (а он был «ни толст, ни тонок»). Лирическое отступление, характеризующее тонкости обращения («муха и Прометей»), не только вносит дополнительные оттенки в образ Чичикова, но рисует нравы целого общества: в России с помещиком, у которого двести душ, говорят иначе, чем с тем, у которого их триста.

Чичиков разговаривает с Коробоч­кой не так, как разговаривал с Маниловым: здесь он не цере­монится, поминает черта, стучит кулаком по столу. В этом проявляется очень плохая черта, характеризующая не толь­ко Чичикова, но и общество в целом. Общаясь с подчиненны­ми и с людьми невысокого социального статуса, правитель канцелярий «высматривает орлом, выступает плавно, мер-. но». Но, по мере приближения к кабинету начальника, орел превращается в куропатку. Такая же метаморфоза происхо­дит с Чичиковым: из любезного и приятного в обращении со­беседника он превратился в человека грубого и требователь­ного.

Немало пошлого, нелепого видит автор в заседаниях чи­новников.

Он очень тонко высмеивает всю эту пошлость: «В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсут­ствие той необходимой вещи, которая в простонародье назы­вают толком».

Размышляя о роли писателя и его творчестве, Гоголь, признавая «сладкое обаяние романтических произведений», сам избирает другую судьбу: судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Писатель второго типа подвержен гонениям за сатирическое отражение действи­тельности. Лирическое отступление о двух путниках и о двух типах писателей раскрывает точку зрения самого Гоголя на реализм и сатиру: художник, пишущий правду, обречен на одиночество.

Вершины мастерства достигает Гоголь, давая авторскую оценку своим героям. Например, Плюшкину, который сме­шон в своем засаленном халате, с чулком на шее, похожий на ключницу. При виде этой «прорехи на человечестве» сам пи­сатель не в силах сдержать слез. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так изме­ниться!» — восклицает он. Дополнительные характеристики в образ Плюшкина вносит лирическое отступление в начале 6-й главы. Здесь автор предостерегает о возможной утрате жизненных сил души и вспоминает о своем детстве. Когда-то, в юности, все занимало его живое воображение: и лавоч­ки, и проезжающий мимо чиновник, и дома странной архи­тектуры. Внимание к жизни сменилось равнодушием и апа­тией, то есть живая душа оказалась утраченной…

Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения». Это лириче­ское отступление не случайно помещено в начало 6-й главы. Плюшкин — единственный помещик, у которого когда-то была живая душа, которую он утратил. В лирическом отсту­плении слышатся размышления автора о необходимости бе­речь силы души, чистоту восприятия, интерес к окружающе­му миру: «О моя юность! о моя свежесть!»

Главный герой поэмы — не Чичиков, а русский народ. Го­голь говорит о меткости и силе русского слова: «Выражается сильно русский народ!». Прозвища закрепляются за челове­ком на всю жизнь, потому что содержат очень точные харак­теристики: даже имени Плюшкина соседские крестьяне не знают, им известно только малоприличное, но меткое про­звище! По мнению Гоголя, в языке народа отражена «живо­творящая способность души», у каждого народа — свое ело- во, которое выражает его внутреннюю суть. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко бы так вырвалось из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово!»

Одним из самых важных является лирическое отступле­ние о России, помещенное в начало 11-й главы. Русь в описа­нии Гоголя поражает своей двойственностью. С одной сторо­ны, она бесприютна и бедна, нет в ней ни красивых пейзажей, ни причудливых арок, ни виноградников… С дру­гой стороны, это неохватные просторы, где звучит вольная песнь и рождается свободный и сильный духом человек: «Здесь ли не быть богатырю?» Русь превращается в чудную даль, манящую автора к себе.

Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лириче­ский образ народной России, о которой Гоголь пишет с любо­вью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чи­новничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед трой­ки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?…» Именно Рос­сия, заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Автор с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа»


Пример сочинения 2

Поэму «Мертвые души» невозможно представить без «лирических отступлений». Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов. Благодаря «лирическим отступлениям» мы постоянно чувствуем присутствие автора, который делится с нами своими мыслями и переживаниями по поводу того или иного события, описываемого в поэме. Он становится не просто экскурсоводом, ведущим нас по страницам своего произведения, а, скорее, близким другом, с которым нам хочется разделить переполняющие нас эмоции. Зачастую мы ждем этих «отступлений» в надежде, что он своим неподражаемым юмором поможет нам справиться с возмущением или грустью, а иногда просто хотим знать его мнение по поводу всего происходящего. Кроме того, эти «отступления» обладают невероятной художественной силой: мы наслаждаемся каждым словом, каждым образом и восхищаемся их точностью и красотой.

Что же говорили знаменитые современники Гоголя по поводу «лирических отступлений» в поэме? А. И. Герцен писал: «Тут переход от Собакевичей к Плюшкиным, — обдает ужас; вы с каждым шагом вязнете, тонете глубже, лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся». В. Г. Белинский тоже высоко оценивал лирическое начало «Мертвых душ», указывая на «ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность, которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем, симпатичною душою».

С помощью «лирических отступлений» писатель выражает свое отношение не только к описываемым им людям и событиям. Эти «отступления» несут в себе утверждение высокого призвания человека, значимости больших общественных идей и интересов. Высказывает ли автор свою горечь и гнев по поводу ничтожества показанных им героев, говорит ли о месте писателя в современном обществе, пишет ли о живом, бойком русском уме — источником его лиризма являются думы о служении родной стране, о ее судьбах, печалях и скрытых гигантских силах.

Лирические места автором включены в произведение с большим художественным тактом. Вначале они содержат его высказывания только о героях произведения, но по мере развития сюжета их темы становятся все более разносторонними.

Рассказав о Манилове и Коробочке, автор ненадолго прерывает повествование, как будто хочет немного отойти в сторону, чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение ее с «сестрой» из аристократического общества, которая, несмотря на иной облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.

После посещения Ноздрёва Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: «Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь». Но все это совершенно чуждо Чичикову: его холодная осмотрительность здесь сопоставляется с непосредственным проявлением человеческих чувств.

В конце пятой главы «лирическое отступление» носит совершенно иной характер. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это «лирическое отступление» как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: подлинная Россия — это не собакевичи, ноздрёвы и коробочки, а народ, народная стихия.

С лирическими высказываниями о русском слове и народном характере тесно связана и та вдохновенная исповедь художника о своей юности, о своем восприятии жизни, которая открывает шестую главу.

Повествование о Плюшкине, с наибольшей силой воплотившем в себе низменные стремления и чувства, прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий, обобщающий смысл: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

Седьмую главу Гоголь начинает своими рассуждениями о творческой и жизненной судьбе писателя в современном ему обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего «возвеличенные образы», и писателя-реалиста, сатирика. В этом «лирическом отступлении» отразились не только взгляды писателя на искусство, но также его отношение к господствующим верхам общества и к народу. «Лирическое отступление»: «Счастлив путник, который после длинной и скучной дороги…» является важным этапом в развитии повествования: оно как бы отделяет одно повествовательное звено от другого. Высказывания Гоголя освещают сущность и значение как всех предшествующих, так и последующих картин поэмы. Это «лирическое отступление» непосредственно связано с народными сценами, показанными в седьмой главе, и играет очень важную роль в композиции поэмы.

В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о чинах и сословиях: «…теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе».

Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории: но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».

Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в «лирическом отступлении»: «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека». Как и лирический монолог начала седьмой главы, это «лирическое отступление» составляет отчетливую грань между двумя звеньями повествования — городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже широко развернута тема России, в которой «бедно, разбросано и неприютно», но

Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это «лирическое отступление» как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: подлинная Россия — это не собакевичи, ноздрёвы и коробочки, а народ, народная стихия.

С лирическими высказываниями о русском слове и народном характере тесно связана и та вдохновенная исповедь художника о своей юности, о своем восприятии жизни, которая открывает шестую главу.

Повествование о Плюшкине, с наибольшей силой воплотившем в себе низменные стремления и чувства, прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий, обобщающий смысл: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

Седьмую главу Гоголь начинает своими рассуждениями о творческой и жизненной судьбе писателя в современном ему обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего «возвеличенные образы», и писателя-реалиста, сатирика. В этом «лирическом отступлении» отразились не только взгляды писателя на искусство, но также его отношение к господствующим верхам общества и к народу. «Лирическое отступление»: «Счастлив путник, который после длинной и скучной дороги…» является важным этапом в развитии повествования: оно как бы отделяет одно повествовательное звено от другого. Высказывания Гоголя освещают сущность и значение как всех предшествующих, так и последующих картин поэмы. Это «лирическое отступление» непосредственно связано с народными сценами, показанными в седьмой главе, и играет очень важную роль в композиции поэмы.

В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о чинах и сословиях: «…теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе».

Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории: но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».

Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в «лирическом отступлении»: «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека». Как и лирический монолог начала седьмой главы, это «лирическое отступление» составляет отчетливую грань между двумя звеньями повествования — городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже широко развернута тема России, в которой «бедно, разбросано и неприютно», но где не могут не родиться богатыри. Вслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в нем далекая дорога и мчащаяся тройка: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога». Гоголь набрасывает здесь одну за другой картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И несмотря на то что образ птицы-тройки остался позади, в данном «лирическом отступлении» мы снова чувствуем его.

Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и вся поэма, изображающая «дурное» и «презренное».

«Лирические отступления» отражают высокое чувство патриотизма автора. Глубокой любовью овеян образ России, завершающий роман-поэму, образ, воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображении мелкой, пошлой жизни.

Но без ответа остается самый важный для Гоголя вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?» Что ждало в конце пути эту «вдохновенную Богом» страну, тогда мог ведать только Бог.


Пример сочинения 3

Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу. В поэме «Мертвые души», которая сама по себе является остросоциальной, писатель позволяет себе лирические отступления, где говорит об основных проблемах России.

В первой главе представлено рассуждение о «толстых» и «тонких» помещиках. Оно пропитано фирменной иронией Гоголя. Толстые, по его мнению всегда лучше умеют устраиваться в жизни, они надежно занимают важные и прибыльные места.

В пятой главе писатель восхищается силой и меткостью народного слова. Его поражает то, как живой и быстрый русский ум может обращаться со словами, рубить словом. Ни один язык в мире не способен вложить в одно слово столько жизни, столько силы, столько чувство. Одним словом может русский народ задеть за живое, достигнуть самого сердца.

В лирическом отступлении из седьмой главы Гоголь рассуждает о незавидном положении русского писателя. Читатели из высшего света очень взыскательны по отношению к качеству и чистоте книжной речи. При этом они сами часто плохо говорят на родном языке, допускают французский или английский акцент. Они не хотят ничего делать для родной речи, но при этом хотят язык чистый и благородный, без простонародных словечек.

Самое известное лирическое отступление о «птице тройке» располагается в одиннадцатой главе поэмы. В нем Гоголь поднимает тревожащую всех тему о судьбе России, о том, по какому пути ей нужно развиваться. Писатель уподобляет Русь лошадиной тройке, которая несется на огромной скорости, а управляет ею простой ямщик. Через образ ямщика Гоголь пытался донести, что от самого народа, прежде всего, зависит, как будет идти развитие страны. Россия очень самобытна, у нее есть свой особенный путь. Но один человек никак не сможет повлиять на ее судьбу, такая неукротимая сила никому не подвластна. Сам народ должен взять на себя ответственность за судьбу родной земли.

Лирические отступления в поэме помогают читателю немного глубже заглянуть во внутренний мир автора, посмотреть на общественные явления под новым углом. Ведь писатели и поэты чувствуют все гораздо острее.

Роман – история любви, представленная в стихотворной форме в 9 главах. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» сложно недооценить. В них биография поэта, судьба России, ее нравы и характеры.

О роли лирических отступлений в «Евгении Онегине»

Содержание

  1. Сочинения про лирические отступления в романе
  2. Вариант 1
  3. Вариант 2
  4. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»
  5. Философские рассуждения о жизни и смерти
  6. Судьба России
  7. Разные дамы и французский язык
  8. Житейские истины
  9. Роль лирических отступлений Пушкина
  10. Вариант 1
  11. Вариант 2
  12. Сон Татьяны

Сочинения про лирические отступления в романе

Вариант 1

«Евгений Онегин краткое содержание читать» — это новаторское произведение Александра Пушкина, жанр которого определяется как роман в стихах. В чем же проявляется новизна?

Во-первых, автор соединил особенности прозаического жанра с поэтической формой.

В основу произведения легли характеристики романа. Это большое количество действующих лиц, длительное время повествования, разнообразие случаев и эпизодов. Но отражены они лирическим способом.

Автор использует стихотворную форму, большое значение придает чувствам, мыслям героев и использует множество средств выразительности. Это и эпитеты, и метафоры, и метонимии, и анафоры… Словом, все, что только возможно!

Во-вторых, новизна писателя выражается в лирических отступлениях, которые словно расширяют проблематику произведения, круг вопросов, которые освещаются в ней, а также способствуют новому выражению автора в романе.

Лирическое отступление — это уход от основной темы повествования на определенный период, который направлен на раскрытие проблем текста, поднятия новых тем, выражения мыслей автора. Многие лирические отступления «Евгения Онегина» направлены на восхищение русской природой, архитектурой Санкт-Петербурга и Москвы.

Также некоторые из них дают авторскую оценку происходящим в стране изменениям. Как правило, они касаются культуры и моды. Александр Пушкин не принимает иностранного заимствования, поэтому при описании нарядов героев выражает свое сожаление об этом в виде лирического отступления.

Такие размышления медленно переходят на тему образования и культуры. Писатель несколько не понимает восхищение и преклонение над французской культурой, что выражается также в отступлениях.

На темы лирических отступлений влияет и биография автора. Чтобы полностью раскрыть их смысл, нужно разбираться в фактах жизни писателя. Некоторые лирические отступления затрагивают темы ссылок Александра Пушкина, отношений с властью, дружбы с выдающимися людьми, воспоминания из детства.

С помощью лирических отступлений автор также дает оценку героям. Посредством их он делает небольшой анализ личностей Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Он выражает и свое отличие от этих образов, тем самым с помощью лирических отступлений можно проследить взросление Александра Пушкина как личности и как литератора.

Лирические отступления — это новаторское изобретение Александра Пушкина, которое делает «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Вариант 2

Данный роман рассказывает о замечательной истории любви. Благодаря большому количеству лирических отступлений, которые присутствуют в нем, стоит сказать, что автору удалось показать произведение ярким, удивительным и очень интересным.

В данные отступления писатель сумел вложить все понимание характеров и образов центральных героев, а также ему удалось запечатлеть страну такой, какой она была представлена в те времена. Стоит сказать и о том, что нравы героев отражают суть человеческих взаимоотношений, и через ее призму можно понять, какими чертами характера обладали люди во времена жизни писателя.

Стоит упомянуть о том, что частью отступлений, которые автор добавил в данное произведение, являются воспоминания автора. Пушкиным были поведаны истории о том, какие переживания и чувства он испытывал в годы своей юности.

Темами для его творческих мотивов в то время было то, что он хотел писать о том, какие чувства испытывал, и на каких пирах присутствовал. Он мечтал стать знаменитым писателем, поэтому его творческий путь начался с больших мечтаний о том, как в дальнейшем он будет писать о более глубоких и продуманных тематиках и работах.

По поводу выхода в свет своего романа, у автора было множество различных идей и раздумий по их воплощению. Можно говорить о том, что лирические отступления помогли автору лучше прочувствовать стилистику данного произведения.

Очень часто в свои лирические размышления и отступления автор вносил грустные ноты. Так как он понимал, что в моменты, когда с героями приключалось несчастье, он просто должен был поделиться своими размышлениями.

Когда, например, умер Ленский, автор доносит до читателей такую мысль, чтобы они поняли, что чувствует писатель в данный момент. Можно сказать и то, что благодаря лирическим отступлениям, автор может показать и другие свои чувства, например, сопереживание, расстройство, гнев, радость и прочие.

В лирических отступлениях можно увидеть и отношение автора к русской природе. В ней он видит весьма интересные и невероятные облики, к которым он питает светлые чувства.

Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно рассказывает о том, что необходимо ко всему подходить с долей собственного отношения, и благодаря лирическим отступлениям, данная мысль выглядит весьма ясной и открытой.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Часть отступлений в романе – это воспоминания поэта. Пушкин рассказывает о лицейских годах, делится интересами юности. Классик говорит о первых поэтических пробах: «являться муза стала…». О чем писал юный автор: о пирах, затеях молодости. Пушкин славил старину, передал сны трепетного сердца.

Пушкин делится сомнениями о форме и содержании входящего из-под пера романа. Он признается, что текст противоречив, вернее всего, что не понравится цензорам. Поэт уверен: роман принесет славу, «кривые толки, шум, брань».

Автор пересматривает получившийся текст, но не хочет исправлять. Пусть журналисты «съедают» плод трудов. Первыми читателями будут жители Петербурга: «иди же к невским берегам, новорожденное творение».

Философские рассуждения о жизни и смерти

Грустные мысли о жизни проникают в душу поэта, особенно в сценах гибели Ленского. Люди, как зерна «восходят, зреют и падут».

Следом за ними появляются другие, и так череда за чередой сменяются поколения. «Племя» людей «растет, волнуется, кипит» и в то же время не замечает, как двигается к гробу и теснит старшее поколение.

Поэту всего 26 лет, ровесники – персонажи романа, но философские рассуждения о скоротечности жизни витают в воздухе. Читателя поражает мудрость Пушкина.

К смерти у автора различное отношение. Он смеется над врагами, над дуэлями, пугает эпиграммами. Сквозь смех прослеживает серьезное отношение к людям, не ценящим жизнь: «…и узнавать себя стыдится…»., «…и тихо целить в бледный лоб…».

Судьба России

Поэт любит русскую природу. Просыпающаяся весна вызывает грусть. Россия спит и не может вырваться из лап страшного режима. Это время перед восстанием декабристов: страх, сомнения, скрытность.

На страницах романа появляются проблемы страны. Российские дороги изменятся только через пять веков. Глухие углы, где властвуют Соловьи-разбойники раскиданы по всей России.

Автор видит, как шоссе соединит города, мосты встанут широкими дугами. Но красоту цивилизации портят трактиры, они появятся на каждой станции. Что это авторская ирония или желание усталого путника?

Разные дамы и французский язык

Татьяна пишет признание в любви при свете луны. Тишина окружает чувства Татьяны, выливающиеся на листок. Письмо написано практически на одном дыхании. Автор говорит, что оно дышит любовью, но есть и опасная характеристика – «необдуманное письмо».

Пушкин вспоминает дам, от которых бежал в страхе. На их лице было начертано отсутствие любви. Другие причудницы могли играть чувствами, равнодушно слушали признания и поведением пугали «робкую любовь».

Молодые любовники менялись, дамы нежно ослепляли очередную жертву. Татьяна не похожа на этих дам. Она доверчива и честна. Татьяна предалась чувству, как милое дитя». Пишет девушка по-французски.

Классик удручен таким положением, гордый русский язык не подходит к почтовой прозе. Поэт долго рассуждает о различии двух языков, о поколении красавиц, не знающих родной грамматике. Он как будто готовит читателя к чтению письма, личного и очень лиричного.

Житейские истины

Пушкин рассуждает об образовании молодого поколения 19 века. Его строки подходят ко всем последующим векам: «…мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…».

Одна из радостей жизни человека, по мнению автора, дружба. Не все умеют дружить, чувство товарищества подменяется высокомерием: «…почитаем всех нулями, а единицами себя…».

Житейская мудрость переполняет строки о любви. Слова становятся крылатыми: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».

Роль лирических отступлений Пушкина

Вариант 1

В русской классической литературе нет произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин».

На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства.

Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою…»), дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»), высказывает свое мнение по поводу привычек светских «львов».

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений.

Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз… явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией («Он был любим… по крайней мере так думал он…»).

Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо».

В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны…» — замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм — типичная черта поколения.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев.

Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Засеребрился…

Автор говорит в романе и о своем личном восприятии природы («Я был рожден для жизни мирной…»).

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с — «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий».

Для Пушкина ода — отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным «поэтам слезным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц.

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа.

Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен «отдохнуть»; в пятой главе сообщает, что намерен «эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем.

Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в «Евгении Онегине» отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, его «чувства, понятия, идеалы».

Вариант 2

Лирические отступления как литературный прием используется в произведениях художественной литературы довольно часто, и роман в стихах «Евгений Онегин» — не исключение.  Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим отступлениям, затем снова возвращается к сюжетной линии.

Лирические отступления – это размышления автора о каких-либо событиях, происходящих в романе; с их помощью А. С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени.  С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о своей жизни, о своем отношении к героям романа.

Большое значение имеют также описания природы. С их помощью автор показывает, насколько близка ему деревня, ее размеренный уклад. И насколько далек от этого уклада его герой – Евгений Онегин.

Рождена «для деревенской тишины» и его героиня – Татьяна Ларина. Поэтому ее глазами Пушкин смотрит на «куртины, кровли и забор», засыпанные снегом, на «потопленные луга», на «прощальную красу» осеннего леса. Описания природы, времен года давно существуют вне произведения – как самостоятельные стихи.

Другие лирические отступления – это описание балов, театра, деревенского уклада жизни помещиков. Почти целая глава посвящена женским ножкам. Много внимания уделяется театру. Поэт так красочно описывает театральные ложи, Онегина с лорнетом, что невольно словно сам оказываешься среди публики.

Описание двух столиц —  тоже важное лирическое отступление. С его помощью Пушкин показывает свое отношение и отношение героев к этим городам.

Все по-настоящему русское, считает Пушкин, находится в гармонии с природой. Именно поэтому такое внимание уделяется описаниям окружающей природы.  И Татьяна обретает душевное равновесие только среди природы, в деревне, и говорит, что «много бы отдала», чтобы вернуться туда.

Сон Татьяны

Одно из красочных лирических отступлений – сон Татьяны. Прочитав его, мы понимаем, что Татьяна – истинно «русская душою», так как верит снам и преданиям, приметам. Сон описан настолько красочно, что кажется, будто сам бежишь с Татьяной по лесу, спасаясь от медведя.

Другое не менее важное лирическое отступление – посещение Татьяной дома Онегина в его отсутствие. Описание комнат, жизненного уклада «молодого повесы» помогают нам лучше узнать его образ жизни, предпочтения и привычки.

А как по-другому, без лирических отступлений, можно было показать Татьяну-княгиню, то, как она изменилась, выйдя замуж? Как по-другому, без лирических отступлений, показать того же Владимира Ленского, его ранимую душу?

Лирические отступления – прием, предназначенный как раз для показа характеров героев, описания их внешности, то есть для более яркого представления о них. Но отступления должны быть вставлены в текст или, как в данном случае, в поэму, так, чтобы не отвлекать от сюжета, от главных героев. И у поэта этот прием удался. Отступления не отвлекают от сюжета, а дополняют его, делают ярче, красочнее.

Именно лирические отступления делают героев романа «живыми», с их помощью мы узнаем о той эпохе, о жизни дворянства и о жизни и пристрастиях самого поэта.

Читайте также: Свидригайлов – характеристика героя «Преступление и наказание».

Лирические отступления нужны для того, чтобы читатель не просто бездумно «проглотил» весь роман. А чтобы он продумал его, прочувствовал его, периодически откладывал книгу, может быть, даже вставал с кресла или дивана, подходил к окну и смотрел на улицу. Задумывался о чём, возможно, делал для себя какие-то выводы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать кукла лол
  • Как написать лирику для песни
  • Как написать кузнечик на английском
  • Как написать линолеум правильно или ленолеум
  • Как написать линейный алгоритм