Как написать лирическую зарисовку


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Зарисовка (литературный набросок) – это короткое сочинение или рассказ, где могут быть описаны сцены из фильма или из жизни, персонажи или впечатления о какой-либо истории. Хорошая зарисовка должна быть краткой и обязательно сопровождаться эмоциями.

  1. Изображение с названием Write a Vignette Step 1

    1

    Для начала нужно определиться с целью создания зарисовки. Чаще всего стараются описать какой-то момент, но он обязательно должен сопровождаться определенным настроением. Конечно, ваша история или даже скорее «сцена» должна быть описана кратко, но содержательно.

    • Рассказ может включать в себя 800-1000 слов. Конечно, можно уложиться и в 500 слов.[1]
    • Обычно в основе зарисовки лежат 1-2 сцены, момента или впечатления от персонажа, идеи, темы, места или предмета.
    • Зарисовку можно писать от первого, второго или третьего лица. Как правило, автор не чередует эти варианты, а выбирает один и придерживается его. Помните, что ваше сочинение не должно быть растянуто на несколько страниц, поэтому не путайте лишний раз читателя.
    • Мы расскажем вам, как писать литературную зарисовку, мини-рассказ или литературный набросок. В школьной программе этот вид письменной работы также называют «сочинение-миниатюра», но миниатюра может быть и рассуждением или отзывом, а не только художественной зарисовкой.
  2. Изображение с названием Write a Vignette Step 2

    2

    При написании старайтесь не ограничиваться одним стилем. Здесь нет никаких особенных правил насчет соблюдения определенного формата. Вы можете писать так, как вам захочется. Если захотите, в вашем рассказе будет вступление, основная часть и завершение. Если захотите пропустить вступление – это на ваше усмотрение.[2]

    • В этом жанре не обязательно ставить проблему или решать ее. Часто зарисовка не имеет четкого конца; это просто фрагмент, в отличие от романа или рассказа с четкой сюжетной линией.
    • Можно не ограничиваться единственным стилем. Вы можете комбинировать элементы любовной истории и ужасов, цитировать стихотворения или высказывания.
    • Можно писать разговорным языком и свести к минимуму художественные элементы, а можно, наоборот, расписывать детали, добавляя всевозможные речевые обороты и средства выразительности.
  3. Изображение с названием Write a Vignette Step 3

    3

    Старайтесь придерживаться одного важного правила: вам нужна не история, а атмосфера. Вы не можете писать длинно, поэтому старайтесь показывать, а не рассказывать. Поэтому не включайте в вашу зарисовку предысторию или изложение событий. Пусть ваш текст станет «моментальной фотографией» человека или события.[3]

    • Пост в социальной сети или запись в блоге также может являться зарисовкой.
    • Обычно чем короче ваше сочинение, тем сложнее его написать: вы должны всего несколькими словами создать определенную атмосферу и вызвать реакцию читателя.
  4. Изображение с названием Write a Vignette Step 4

    4

    Прочитайте примеры литературных зарисовок. Они могут быть совершенно разными по объему и содержанию. Например:

    • Если вам нужен образец зарисовка на английском языке, обратите внимание на издание Vine Leaves Journal.[4]
      В одном из выпусков была зарисовка поэтессы Патриции Ранцони всего из двух строк: «The softness from dialing the phone/is like lifting the lid to my music box» («Тихо набирая его номер, ты словно открываешь музыкальную шкатулку»).[5]
    • Чарльз Диккенс часто писал небольшие рассказы или отступления, в которых описываются городские сцены и сами горожане.[6]
    • У писательницы Сандры Сиснерос есть целое собрание зарисовок под названием «Дом на Манго-стрит». Рассказ ведется от лица молодой латиноамериканки девушки, проживающей в Чикаго.[7]
  5. Изображение с названием Write a Vignette Step 5

    5

    Проанализируйте примеры, неважно, состоят ли они из пары абзацев или лишь пары строк. Обратите внимание на то, как автор использует язык, как старается передать настроение, чтобы выразить эмоции у читателя.

    • Например, в миниатюре Патриции Ранцони очень удачно применены языковые средства выразительности, простота и сложность одновременно. Простота состоит в том, что в ней описано знакомое всем ощущение, которое испытываешь, набирая номер любимого человека. А сложность – в том, что она связывает это сладостное волнение с тем, которое испытываешь, открывая музыкальную шкатулку. Два образа создают одну эмоцию. Слово «тихо», относящееся к набору номера, – это одновременно и тишина в момент перед открытием шкатулки, и тихая музыка, которая вот-вот заиграет. Всего две строчки создают у читателя определенное настроение.
    • В сборнике «Дом на Манго-стрит» Сандры Сиснерос есть рассказ под названием «Мальчики и девочки». В нем всего 4 абзаца и около 1000 слов. Автор пишет об отношениях молодой рассказчицы с мальчиками и девочками своего района, а также с сестрой Ненни.[8]
    • Автор использует простые предложения, которые описывают представления о мире мальчиков и девочек. Сиснерос завершает свой рассказ изображением, которое передает чувства рассказчицы.

      Когда-нибудь у меня будет лучший друг, настоящий. Ему я смогу доверить все свои секреты. Он всегда будет понимать мои шутки, и мне не придется объяснять их. Но пока этого не случится, я всего лишь красный шарик, шарик, привязанный к якорю.

    • Образ воздушного шарика, привязанного к якорю добавляет рассказу цвета и выразительности. Он создает отчетливое чувство того, что рассказчица тяготится своей сестрой, и читатель чувствует, как его вслед за ней буквально тянет вниз.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Vignette Step 6

    1

    Придумайте «диаграмму ассоциаций». Возьмите определенную тему или идею и постарайтесь составить группу слов и фраз, которые ассоциируются с этой темой.[9]

    • Возьмите лист бумаги. В центре напишите основную тему, например, «весна».
    • Вокруг этой темы записывайте все слова и фразы, которые ассоциируются у вас с весной.
    • Например, вокруг темы «весна» можно написать: «цветы», «дождь», «новая жизнь», «радость». Не думайте о структуре, просто перечисляйте слова, которые относятся к главной теме.
    • Когда вы перечислили достаточно слов, начните разбивать их по группам. Постарайтесь обвести одним цветом слова, которые друг с другом связаны. Таким образом вы разобьете все слова на несколько групп. Возможно, некоторые слова могут остаться без группы, но это не значит, что они вам не пригодятся.[10]
    • Сосредоточьтесь на том, как эти слова связаны с главной темой. Например, если у вас получилось достаточно много слов, относящихся к новой жизни, попробуйте придумать краткое изложение на эту тему. А если получилось много слов в группе «цветы», возможно, начав писать про цветы, вы приблизитесь к теме «весна».
    • Начните свой рассказ с фразы «Я удивлен, насколько…» или «Совсем недавно я понял…». Например, можно начать так: «Я был удивлен, как часто образ моей мамы ассоциируется у меня с весной». Или: «Недавно я понял, что для многих весна означает начало новой жизни».[11]
  2. Изображение с названием Write a Vignette Step 7

    2

    Записывайте поток своих мыслей. Не думайте о структуре или правильности написания, просто пишите все, что приходит на ум.

    • Возьмите лист бумаги или создайте новый текстовой документ на компьютере. Наверху напишите главную тему. Затем поставьте таймер на 10 минут и начните писать все, что приходит в голову.[12]
    • Постарайтесь соблюдать следующее правило: пока не пройдут эти 10 минут, не отрывайте руки от клавиатуры или ручку от бумаги. Другими словами, не нужно перечитывать написанное или что-то исправлять, просто пишите дальше. Если вы чувствуете, что вам больше нечего сказать, напишите о том, что больше не можете подобрать слов.
    • Как только просигналит таймер, тут же остановитесь. Перечитайте свой текст. Конечно, некоторые предложения будут запутанными и бессмысленными, но вы все же сможете отобрать несколько удавшихся строк.
    • Подчеркните или выделите маркером фразы и предложения, которые можно было бы использовать для рассказа.
  3. Изображение с названием Write a Vignette Step 8

    3

    Теперь задайте себе шесть важных вопросов. Возьмите новый лист бумаги или создайте новый текстовой документ. Напишите вверху основную тему рассказа, а затем задайте 6 основных вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?»[13]

    • Ответьте на каждый из этих вопросов, пользуясь предложениями из написанного вами текста. Например, если вы взяли тему «Весна», на вопрос «кто?» вы можете ответить «мы с мамой». «Когда?» – «в один теплый майский день, когда мне было шесть лет». «Где?» – «в саду за нашим старым домом». «Почему?» – «потому что это был один из самых счастливых моментов в моей жизни». «Как?» – «в саду были только мы с мамой, сестры еще не пришли из школы».
    • Теперь перечитайте свои ответы. Возможно, на какой-то вопрос вы ответили несколькими предложениями, а какой-то оставили без ответа. Если вы больше всего написали о «где?» и «почему?», возможно, на этом и стоит основывать ваше сочинение.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Vignette Step 9

    1

    Теперь подумайте над стилем. Это может быть свободный стиль, вы можете просто описать какой-то момент из жизни. Можно оформить рассказ в виде письма или заметки в блоге.[14]

    • Например, вы можете описать сцену в саду среди цветов и деревьев, где вы были с мамой. А можно составить описание в виде письма к матери, в котором вы вспоминаете этот весенний день.
  2. Изображение с названием Write a Vignette Step 10

    2

    Добавьте больше деталей, которые передали бы читателю эмоции. Сосредоточьтесь на пяти чувствах: ощущениях, вкусах, звуках, запахах, зрительных образах. Сочинение будет более «живым», если вы добавите больше деталей о своих чувствах, будь то аромат цветка или мягкость лепестков, к которым вы прикоснулись.[15]

    • Чтобы украсить свой рассказ, можно добавить языковые средства выразительности: сравнение, метафору, аллитерацию. Однако используйте их в меру и не ради самих себя, а ради выразительности рассказа в целом.
    • Например, сравнение ребенка с красным шариком, прикрепленным к якорю, в рассказе «Мальчики и девочки» получилось очень ярким. Но его эффект настолько силен потому, что остальная часть рассказа построена из простых предложений.
  3. Изображение с названием Write a Vignette Step 11

    3

    Постарайтесь укоротить свой рассказ. Уберите ненужные детали, которые не несут особого смысла. Оставьте лишь те сцены и моменты, которые являются ключевыми, а также те, которые вызовут у читателя определенное настроение.[16]

    • Обратите внимание на первые две строки. Начинается ли ваша зарисовка сразу, без лишних вступлений? Уже в первых двух предложениях вы должны развивать основную мысль.
    • Персонажи также должны появиться уже в первых нескольких предложениях. Постарайтесь отредактировать текст так, чтобы описать ситуацию минимумом слов.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 27 559 раз.

Была ли эта статья полезной?

Жанр зарисовка в литературе (именно под таким названием известен небольшой прозаический набросок) настоящие «костыли» для писателя. Умение делать яркие и запоминающиеся зарисовки пригодится как для создания рассказов, так и крупных прозаических форм.

Что это такое?

Говоря просто, литературная зарисовка – это набросок. При желании его можно расширить, добавив новых героев, действия, конфликты. В результате автор получит рассказ, повесть или роман.

Зарисовка – это мысль, которую обычно записывают, не задумываясь над изяществом стиля или драматической составляющей. То есть, писать можно «на потоке». Позже этот отрывок шлифуется и дорабатывается через редактирование.

Зарисовка включает в себя:

  • один эпизод истории;
  • размышления автора или героя;
  • одно событие;
  • описание чего-либо.

Чаще всего такой отрывок несет смысловую нагрузку лишь для пишущего, как часть его истории или рабочий материал для дальнейшей разработки сюжета, персонажей.

Отличия от эссе и очерка

Собственно, отличия зарисовки от эссе или очерка выявить трудно, так как ни один из перечисленных жанров не имеет четкого определения.

Очерк – изображение художественными средствами некоего явления так, как оно запало автору в душу, как ему видится в силу его жизненного опыта и мировоззрения (работа с натурой, так сказать). Часто очерки относят к одной из разновидностей рассказа.

Эссе – текст, выражающий индивидуальность автора, его размышления. При чем охват определения позволяет отнести к жанру эссе как глубокие философские мысли, так и поверхностные умозаключения фактически ни о чем.

Зарисовки в сравнении с эссе или очерками выглядят лишь как заготовки, а не конечный литературный продукт.

Что интересно читателю?

Чтобы найти ключ к успешной зарисовке необходимо выяснить, что же интересует потенциального читателя? Ответы не так очевидны, как может показаться.

Во-первых, человеку интересно все, что так или иначе касается его самого. Литературный герой должен быть очень похожим на читателя, либо отражать какую-либо его черту.

Во-вторых, мы знаем – невозможно создать героя полностью похожего на читателя. Тем более, если читателей у произведения много. Как говорится, автор всем не угодит.

Что же делать? Нужно найти проблемы, которые касаются многих людей! А затем отразить эти проблемы в конкретных персонажах.

Что вообще интересно людям?

К категориям, интересным многим читателям, можно отнести:

  1. Страх смерти.
  2. Информацию, касающуюся загробной жизни.
  3. Страх будущего.
  4. Интимные отношения, включая секс, эротику.

Все перечисленные темы универсальны. Затронь любую из них – увлекательность чтения по сути гарантирована.

Практика

Вот пример, как создавать зарисовки.

Понадобится:

  • немного времени и усидчивости;
  • картинка из интернета (например, фотография человека, пейзаж или даже абстрактный рисунок – все, что поможет в создании текста и будет уместно как иллюстрация написанного).

План действий:

  1. Создать описание внешности персонажа.
  2. Поднять одну из общих (универсальных) тем и заставить героя над ней задуматься.
  3. Придумать одну историю из жизни персонажа. Это может быть размышление, воспоминание, разговор, событие, действие, поступок.
  4. Написать зарисовку, включающую: небольшое описание внешности героя, немного рассуждений и одно событие.

Объем текста от нескольких предложений или небольших абзацев до 2 000-2 500 знаков.

Все статьи по теме:

Зарисовка (часть 2) — создаем тайну!

Зарисовка (часть 3): зачем нужно нечто постыдное?

Зарисовка (часть 4): о развитии взаимоотношений героев

Зарисовка (часть 5): о сновидениях

Зарисовка (часть 6): внутренние конфликты героя

Зарисовка (часть 7): характер героя и характеризация

Лирическая зарисовка.

Урок литературы в 6 классе по программе Кутузова.

Цель:

1. Показать необходимость наблюдения для создания лирической зарисовки на примере удачных сочинений о природе и образцов пейзажной лирики. Показать отличительную особенность этюда – выражения чувств и мыслей автора через образы. Проследить проявление этой особенности в произведениях разных видов искусства: фотографии, живописи, музыке, литературе.

2. Развивать навыки выразительного чтения стихотворных и прозаических произведений. Развивать навыки отбора материала на заданную тему, изобразительно-выразительных средств. Развивать творческие навыки учащихся в создании собственных произведений.

3. Воспитывать уважительное отношение к творческим поискам одноклассников.

Ход урока

I.Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока пробы пера «Лирическая зарисовка».  Дома вы писали лирическую зарисовку на тему «Осень- пора золотая», «Первый заморозок» , «Лесные фантазии».  Мы оценим эти работы, подумаем, соответствуют ли они данной форме творческих работ, познакомившись с особенностями лирической зарисовки.

II. Чтение учителем удачной работы.

Беседа по работе.

— Как вы думаете, удачна ли эта работа?

— Соответствует ли она форме лирической зарисовки?

— Что вы считаете главным в лирических зарисовках? Чем лирическая зарисовка отличается от сочинения?

(Выражены чувства автора. Взята небольшая картинка жизни. Передано с помощью ярких, запоминающихся, поражающих читателя образов).

III. Работа со словарем

— Найдите в словаре иностранных слов значение слова ЭТЮД.

— Какие главные черты этюда?

IV. Анализ этюдов разных видов искусства.

  1. Чтение учителем лирической зарисовки «Осень».

Лениво стекают капли мутными дорожками по оконному стеклу, медленно сталкиваясь друг с другом, тяжело падают… и нет конца мерному, тоскливому стуку…

Так прощаются с прошлым, так невозвратимо уходит поезд, как начинается осенний дождь. Вот упала первая капля, за ней вторая, третья. Поезд тронулся: по другую сторону заплаканного окна- глаза с прощальным криком. И будут впереди короткие остановки- и снова мерный стук колес на стыке рельсов.

Будут неторопливо текущие мысли, воспоминания, выводы- надоедливые и тягуче надоедливые. Будет серое небо и рой мелких капель, с тихим шелестом трущихся друг о друга.

Будет осень.

— Какую отличительную особенность литературы как рода литературы вы увидели в этом произведении?

-(Выражение чувств).

— Какие чувства выражает автор?

(Осень- пора раздумий, прощание с летом- прощание с прошлым, выводы о прожитом. Ощущение неизбежности расставаний с кем-то или с чем-то).

— Описан один дождь или конкретный?

(Передано ощущение от конкретного дождя в конкретной ситуации).

— Большой ли по объему отрезок жизни?

(Короткий).

— Как автор передает чувство неизбежности расставаний? Какие предложения по строению?

(Длинные, нудные, как осенний дождь. Анафора: БУДУТ).

— Какое сравнение использовано?

(Это образ: дождь-поезд).

— Каковы же особенности лирической зарисовки как формы лирического произведения?

-(Выражены чувства автора. Взята небольшая картинка жизни. Передано с помощью ярких, запоминающихся, поражающих читателя образов).

2. Реализация домашнего задания. Чтение учащимися примеров лирических зарисовок из произведений русских писателей. ( «Зимний вечер» А.С. Пушкина, «Антоновские яблоки» И. С. Бунина, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и др.).

— Какие чувства выразил автор?

— Какими средствами?

3. Рассматривание фотоэтюдов «Закат», «Февраль».

— Каково отношение фотохудожника?

— Какими средствами он это передает?

4. Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь» и «Дождь в дубовом лесу».

— Каково отношение художника к изображаемому?

(Он восхищается раздольем, простором, благодатной красотой России. Тогда зритель думал: Почему так беден крестьянин на этой благодатной земле, почему богат только помещик. А могучие сосны вызывали не только восхищение- они пробуждали мысль, точно сформулированную великим современником художника А.П. Чеховым: «Какие деревья! В сущности, какая красивая жизнь должна быть возле них!» )

— Какими средствами он это передает в картине «Рожь»?

-(До самого горизонта простирается море ржи, занимает весь передний план, треть картины. Краски сочные, золотые. Мазки тяжелые. Передают ощущение спелых колосьев. Сосны занимают две третьих картины. Краски густые, темные. Человек не присутствует, но его присутствие ощущается. Это он истоптал лаптями и покрыл золотом хлеба землю. Его повозки выбили колеи на дороге. Это он вырубил красовавшийся некогда на земле неприветливый сосновый бор. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту-до самого горизонта возвышаются среди ржи вековые сосны. Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут спелую рожь жнецы).

5. Прослушивание этюда Черни в исполнении ученика.

— Какое настроение передает композитор?

— Почему создалось такое настроение?

— Какие звуки?

6. Повторить вывод об особенностях лирической зарисовки.

V. Запись термина в «Словарик литературоведческих терминов».

Лирическая зарисовка или этюд- это форма лирического произведения, выполненного с натуры.

VI. Анализ неудачной работы.

VII. Д.З. Доработать лирические зарисовки.

На последнем Практикуме мы с вами учились писать 55-словники – особый вид миниатюры.

Сегодня же поговорим о миниатюре лирической. Произведения этой формы и жанра мы встречает в творчестве Бунина и Пришвина, Куприна и Тургенева, Рериха и Солоухина и др.

Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности.

Основные особенности миниатюры — композиционная полнота и тематическая законченность, а так же чёткость идеи или образа, авторского замысла.
Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный.
Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка.

При этом художественные приёмы в нём сконцентрированы на небольшой площади повествования – для этого используются образы, эпитеты, сравнения (Сверху, откуда чёрной змейкой бежит рассекающий надвое белые снега ручей, спускается девушка с вёдрами «Девушка с вёдрами», М. Пришвин), допускаются символизм и аллегории.

Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами (Свет в Москве обнимает человека и несёт. «Сверкающие дни» Пришвин) и олицетворениями (Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. «Голубая чашка. А. Гайдар).
Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.

Для примера приведу две весенние миниатюры М.М. Пришвина:

Весенняя уборка

Еще несколько дней, какая-нибудь неделя — и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой желтый сухой и мертвый костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз — осенью. Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело: они живут, но их время прошло. Сейчас удивляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветики звездочкой. Изредка попадает, но тоже удивляет «волчье лыко».
Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.

Капля и камень

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась весна. «Я!я!я!» — звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.
Но вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а с крыши все еще звенит светлая капель.
Капля, падая на камень, четко выговаривает: «Я!». Камень, большой и крепкий, ему, может быть, еще тысячу лет здесь лежать, а капля живет одно мгновенье — боль бессилия. И все же: «капля долбит камень», многие «я» сливаются в «мы», такое могучее, что не только продолбит камень, а иной раз и унесет его в бурном потоке.

Задание сегодняшнего практикума – написать лирическую миниатюру на тему «Один зимний день». Давайте ограничим размер текста 10-12 предложениями, чтобы было удобно разместить его в комментариях.
Трактовка темы – на ваше усмотрение. Это может быть пейзажная зарисовка, забавный случай на зимней прогулке, наблюдение за предновогодними хлопотами – проявите свою фантазию. Постарайтесь не забывать об основных принципах и приёмах, которые упомянуты выше.

Читайте работы ваших коллег по перу, отмечайте понравившиеся, комментируйте.
Авторы, собравшие наибольшее количество симпатий, получат наши виртуальные призы.
Итак, начинаем!

Зарисовка

Лукашенкова
Жанна Васильевна

учитель православной культуры,  русского языка и литературы 

МБОУ «СШ
№34» города Смоленска

Среди методик, доказавших свое превосходство в деле
развития творческих способностей, прекрасно зарекомендовала себя литературная
зарисовка. Она лежит на стыке двух областей, очень живо и прочно связанных с
творчеством: журналистики и метода творческого самовыражения Творческое ассоциирование посредством литературного
творчества.  Творческая
ассоциация – это

                Зарисовка
      
–        это        небольшое      всегда результат селекции.

Что имеется в виду? Во-

художественное письмо,      литературный
     первых, придуманная набросок,
каких в большом количестве можно ассоциация должна оказаться далекой от наиболее часто

встретить    в    произведениях    писателей    и

повторяемых,
устоявшихся

дневниковых         записях.         Не         путать
    ассоциаций. Во-вторых,

созданная ассоциация литературную
зарисовку   с        формальным

одновременно
адекватна

школьным сочинением – между ними по (гармонична) контексту глубинной
сущности нет ничего общего.

Особенность зарисовки как методики находит выражение в
жесткой системе требований и ограничений. Учащиеся сталкиваются с
ней еще на самом старте творческого развития, ибо каждое требование подобрано
специально – в определенном соотношении с тем или иным творческим качеством, за
которое оно отвечает.

Успешная литературная зарисовка «цепляет» читателя,
заставляет вживаться в сюжет, сопереживать. Чтобы этого добиться, необходимо
соблюсти следующие требования и ограничения. 

1.                
Первым делом зарисовка, вопреки существующим представлениям о
свободе творчества, избегает вольного характера. Дома учащийся
может по желанию писать всё, что ему захочется. На занятиях такой счастливой
возможности он мгновенно лишается. Поисковая (рабочая) область зарисовки строго
ограничивается темой
. Учащимся дается определенное название
зарисовки, сразу задающее четко очерченную направленность. Название
предлагается одно, без альтернатив.

Литературная зарисовка ориентирована на развитие у ученика процессов
творческого ассоциирования
(см. запись на плашке). При строго
заданной теме зарисовка предоставляет учащемуся и свободу мысли, и выбор сюжета
(о чем писать). И этот выбор тем шире, чем активнее функционируют процессы
творческого ассоциирования
. Задача ученика: выйти за рамки стереотипа через
яркие, оригинальные ассоциации
, оставаясь при этом в границах темы
зарисовки. 

Зарисовку нельзя писать по памяти. Необходимо силой
воображения построить ситуацию, которой в опыте не было. Зарисовка – это воображение,
а не плод опыта. Она, естественно, будет включать элементы опыта. Без этого
деятельность воображения не мыслима. Но в целом это должно быть построение
воображения, а не памяти.

2.                
Второе требование касается времени написания: время
необходимо сразу строго ограничить.

Большое заблуждение считать, что
временной лимит как способ активизировать импровизацию – серьезный шок для
учащихся. Этот шок не больший, чем писать контрольную работу за 40 минут.
Естественно, на первых порах приходится выслушивать от учащихся возражения, что
у них «нет вдохновения», они «не могут писать по заказу», что они «не созданы
для этого», у них «нет способностей к литературе» и пр. Однако за протестами,
как правило, лежат всего лишь кокетство с элементами самоутверждения или
отсутствие мотивации, объясняемое элементарной неопытностью. И достаточно
бывает всего одного раза попробовать написать, чтобы все встало на свои места.
Кстати, как свидетельствует опыт, сопротивляются обычно больше всех те, кто
потом показывает если не лучшие, то, по крайней мере, очень достойные
результаты. Так что временного лимита напрасно опасаться. Он – прекрасная
дисциплина для творческих способностей во главе с импровизацией и обслуживающей
ее интуицией.

Опять же по опыту работы, на первое написание зарисовки
стоит отвести не больше получаса (30 минут). За это время учащиеся смогут
привыкнуть к новой форме занятий и примерить, как им лучше распределять свои
силы в дальнейшем. Уже со второго–третьего занятия время следует сократить до
15–20 минут, заранее (еще на первом занятии) предупредив об этом. А в
дальнейшем, если это оправдано условиями, достаточно бывает и 10 минут. Через
постепенное сокращение времени достигается формирование навыка творческой
активизации в заданных обстоятельствах.

3.                
Объем не должен превышать 1–1,5 страницы. Четко и
компактно выразите основную мысль
зарисовки: что своим произведением вы
хотите донести до читателя. Отсейте все лишнее – то, что перегружает текст и
«заболачивает» саму мысль.

4.                
Методика литературной зарисовки зажимает ребят обязательством
соблюдать в процессе письма законы жизненной правды. Абсолютно
отвергнуты всякого рода фантастика, сказка и т.п. В сюжете отражена
исключительно объективная реальность. Зарисовка в данном ограничении
преследует две цели: 1) она развивает жемчужину всякого прикладного таланта –
адекватность учащихся действительности; 2) а вторая причина, почему писать надо
именно так, а не иначе… Потому, что написать реалистично гораздо сложнее, чем
создать какую-либо фантасмагорию или голую абстракцию.

5.                
И последнее требование зарисовки: писать ее надо образным
языком. Ради чего? Основной прицел этого требования – вовлечь в творческий процесс
эмоционально-чувственную сферу человека, без участия которой творчество
выхолащивается.

В последние десятилетия зависимость творчества от эмоций
нашла выражение в новой форме. Незамысловатая аббревиатура EQ проникла в
психологию, без особого труда потеснив своего антипода – классическое IQ. На
Западе теперь даже считается дурным тоном, проводя тестирование на IQ (при
приеме на работу и т. п.), обойти стороной EQ. Такой чести «новичок» удостоился
неспроста.

EQ – «emotional quality» – дословно переводится как «качество
чувств».

Другие его ставшие уже традиционными
наименования – «эмоциональный интеллект», «эмоциональное мышление». По
результатам исследований Гарвардского Университета выяснилось, что на долю EQ в
личном успехе человека приходится 80%, тогда как на долю интеллектуального
мышления (IQ) всего лишь 20%. «Успех» в данном случае понимается в самом
широком смысле: от профессиональной карьеры до благополучия в разного рода
отношениях – семейных, деловых, в кругу друзей, в том числе под категорию
успеха подпадают и творческие достижения. Отсюда, и такое внимание к ЕQ.

Зарисовка – произведение хоть и учебное, но тоже
творческое. Поэтому, по возможности, писать ее тоже надо эмоционально, вовлекая
в творческий процесс всю гамму чувственных переживаний. Тогда, быть может,
вероятность получить на выходе качество возрастет.

Если образы зарисовки шаблонные – значит, чувства зажаты,
неподвижны, их что-то сковывает. Если же письмо пластичное, заставляя
сопереживать сюжету и герою, – чувства свободны, ничто их не сдерживает, кроме,
конечно, цели зарисовки…

Образный язык имеет выражение в изобразительно-выразительных
средствах
(тропы, сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия,
гипербола, гротеск, литота, оксюморон, перифраз, плеоназм, окказионализм,
аллегория, символ, ирония, каламбур, анафора, антитеза, градация, инверсия,
синтаксический параллелизм, парцелляция, риторический вопрос, риторическое
восклицание, умолчание, фразеологизм, эллипсис).

*           
Пример из
художественной литературы

Все светилось. Метели как и не бывало.
Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами.
Мороз как бы потеплел. (Н. В. Гоголь. Отрывок из повести «Ночь перед
Рождеством»).

*           
Пример из
ученической работы

Рождество (фрагмент)

Рождество Христово! Морозный, хрустальный праздник!
Мысль о Рождестве захватывает дух. Представляется сверкающее, живое небо, на
котором каждая звездочка – это маленькая жизнь. Они пульсируют, мигают,
трепещут. Звезды – влекут, смотрят на тебя миллионами горящих глаз. Нет, это не
звёзды, это – взирает само Н е б о .

Серебрится
снег рассыпанными замёрзшими крепкими жемчужинами. Хруп-хруп:

идёшь ты по нему к храму…

Ах, как
хорошо и чисто на душе, будто заново родился. Это – Рождество!..

Погружаясь в рождественское волшебство, забываешь
худое и горестное. Смотришь на Млечный Путь, который представляется дорогой в
далёкое и высокое Небо, где летают райские птицы, ангелы. Какая красота! Так и
хочется оторваться от земли и подняться в это манящее Небо, подлететь к каждой
звёздочке, поговорить с ней, восхититься красотой земли. Земля встречает
Рождество Младенца Христа!..

Рождество – особый праздник! Люди возвращаются с
Рождественского богослужения. В их взглядах – тепло и нежность. Христос родился!
Славьте!..

Морозный воздух звенит и своим звоном вселяет в тебя
веру… веру в добро и милосердие, которые задымлены серыми буднями…

Рождество –
это новое рождение тебя самого для новой жизни, для Вечной Жизни!

(Дарья Г.,
10 класс, МБОУ «СШ» №34 города Смоленска)

Зарисовка Лукашенкова

Зарисовка Лукашенкова

Успешная литературная зарисовка «цепляет» читателя, заставляет вживаться в сюжет, сопереживать

Успешная литературная зарисовка «цепляет» читателя, заставляет вживаться в сюжет, сопереживать

Однако за протестами, как правило, лежат всего лишь кокетство с элементами самоутверждения или отсутствие мотивации, объясняемое элементарной неопытностью

Однако за протестами, как правило, лежат всего лишь кокетство с элементами самоутверждения или отсутствие мотивации, объясняемое элементарной неопытностью

И последнее требование зарисовки: писать ее надо образным языком

И последнее требование зарисовки: писать ее надо образным языком

Образный язык имеет выражение в изобразительно-выразительных средствах (тропы, сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия, гипербола, гротеск, литота, оксюморон, перифраз, плеоназм, окказионализм, аллегория, символ, ирония, каламбур, анафора,…

Образный язык имеет выражение в изобразительно-выразительных средствах (тропы, сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия, гипербола, гротеск, литота, оксюморон, перифраз, плеоназм, окказионализм, аллегория, символ, ирония, каламбур, анафора,…

Рождество – это новое рождение тебя самого для новой жизни, для

Рождество – это новое рождение тебя самого для новой жизни, для

Слайд 1
Учимся писать лирическую миниатюру в 6 классе (при изучении творчества

Н.Рубцова в 6 классе)
Учимся писать лирическую миниатюру в 6 классе (при изучении творчества Н.Рубцова в 6 классе)


Слайд 2
Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по

объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение.
Основные особенности миниатюры — композиционная полнота и тематическая законченность, а так же чёткость идеи или образа, авторского замысла.
Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный. 
Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка.
Здесь используются образы, эпитеты, сравнения.
Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами и олицетворениями.
Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.
Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему,


Слайд 3
Что такое миниатюра?
Чем она отличается от других жанров литературы? Назовите

её отличительные признаки.
Что такое миниатюра? Чем она отличается от других жанров литературы? Назовите её отличительные признаки.


Слайд 4

Михаил Пришвин «Весенняя уборка»
Еще несколько дней, какая-нибудь неделя — и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой желтый сухой и мертвый костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз — осенью. Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело: они живут, но их время прошло. Сейчас удивляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветики звездочкой. Изредка попадает, но тоже удивляет «волчье лыко».
Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.
Михаил


Слайд 5

«Капля и камень» Михаил Пришвин
Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась весна. «Я!я!я!» — звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.
Но вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а с крыши все еще звенит светлая капель.
Капля, падая на камень, четко выговаривает: «Я!». Камень, большой и крепкий, ему, может быть, еще тысячу лет здесь лежать, а капля живет одно мгновенье — боль бессилия. И все же: «капля долбит камень», многие «я» сливаются в «мы», такое могучее, что не только продолбит камень, а иной раз и унесет его в бурном потоке.


Слайд 6
Какая из миниатюр Михаила Пришвина Вам больше понравилась? Почему? Объясните.

Какая из миниатюр Михаила Пришвина Вам больше понравилась? Почему? Объясните.


Слайд 7
Напишите лирическую миниатюру по названию одного из стихотворений Николая Рубцова.

Напишите лирическую миниатюру по названию одного из стихотворений Николая Рубцова.


Никак. Расходимся.

Точнее, это действительно очень сложная задача, которую можно разделить на несколько уровней. Написание хорошего рассказа — игра на приставке без возможности сохранения, каждый уровень надо пройти чисто, чтобы добраться до финального босса. Я прибегаю к такому сравнению, поскольку основной повествовательной стратегией последних десятилетий является игра. Если осознавать игровой характер создаваемого продукта, снимутся многие барьеры. Игра — не жизнь, можно проиграть и начать сначала, можно сказать «я в домике», можно сказать, что тебя мама позвала домой, и выйти из игры.

Литература — прятки. Читатель прячется, а писатель его ищет.

Уровень 1. Языковое мастерство.

Если вы плохо владеете родным языком, хороший рассказ не напишется никогда. Это связано не только с тем, что корявые безграмотные тексты трудно читать — иногда читатель лоялен к писательским ошибкам, если у писателя достаточно авторитета. Толстой мог позволить себя фразы вроде «накурившись, между солдатами завязался разговор», начинающего писателя за такое поднимут на смех.

Как померить свой уровень языкового мастерства?

Есть несколько способов. Главный — это по умолчанию считать, что вы владеете русским языком недостаточно мастерки. Подобная позиция позволяет совершенствоваться и видеть собственные ошибки. Второй способ — поддерживать контакты с литературными редакторами или работающими по специальности филологами. Они помогут вам увидеть стилистические недочеты в тексте. Третий способ связан с формальными показателями: если есть свободное время, посчитайте среднюю длину своих предложений и соберите личный словник — те слова, что вы употребили в текстах. В словаре языка Пушкина, как известно, содержится более 20 тысяч слов. Современный хороший писатель вполне способен потягаться с Пушкиным, особенно если учесть, что многие слова, включенные в словарь, были употреблены Пушкиным один или два раза. То есть он не старался каждый раз вывернуть фразу так, чтобы в ней встречалось уникальное слово, а применял язык по случаю, очень точно называя явления.

Для улучшения языкового навыка могу посоветовать следующие упражнения:

1. Откройте генератор случайных слов. Нажимайте кнопку «генерировать» и создавайте с каждым новым словом предложение. Старайтесь, чтобы предложение в свернутом виде содержало сюжет.

Например: толокняный — Солдат давился сухой толокняной кашей, но продолжал благодарить гостеприимную хозяйку.

2. С помощью того же генератора отберите несколько слов, дайте им определение и сравните со словарным определением.

Например: бодрить — приводить в дееспособное, активное состояние.

«Большой толковый словарь»: Придавать бодрость, возбуждать (силы, энергию и т. п.).

Как видите, я не повторила словарную формулировку, но и не разошлась с ней. Подобная практика позволяет извлечь из пассивного запаса спящую лексику. Вы знаете гораздо больше слов, чем вам кажется — их надо просто… взбодрить.

3. Возьмите любое нераспространенное предложение и распространите его. Например: Пришла весна.

Что можно сделать? Охарактеризовать действие «пришла» и раскрасить «весну».

Например: Пришла и одиноко села в уголке никому не нужная в этом году чумная и сырая весна, с полными карманами черных, как семечки, грачей.

4. Создавайте метафорические ряды. Для этого нужно задать вопрос: на что похоже?

На что похожа весна? На девушку, цветок, на возвращающегося из ссылки каторжанина, на добрую мать, на чистый лист, на узкую бурную реку. Придумайте как можно больше ассоциаций и выберите ту, которая кажется вам точной и новой.

5. Используйте метод прогрессивной грамматики. Каждое следующее слово зависит от предыдущего. Представим себе фразу: «Я вас любил». После слова «я» может идти глагол «любил», местоимение «вас» («тебя», «его», «себя» и т. п.), какие-то другие слова. Но, например, мы с низкой долей вероятности увидим после «я» еще одно «я» и с нулевой долей вероятности увидим здесь «любишь» и «а». Чем дальше мы идем в предложение, тем больше ограничений.

Установлено, что большинство признанных писателей использовали не уникальные, низкочастотные слова, а умели создавать неожиданные сочетания слов, то есть подбирали после слова такое следующее слово, которое не ожидалось читающим.

Попробуйте и вы. Можно взять любую известную фразу, пословицу, поговорку, мем и перебрать в нем слова, заменив на логичные, но не слишком ожидаемые. В этом, кстати, состоит и сила рифмы: она тогда хороша, когда сочетается со смыслом, но при этом плохо прогнозируется из данного контекста.

И, конечно, нельзя забывать, что языковые красоты нужно отгружать в текст умеренно. Дело в том, что любая новинка или аномалия тормозит читателя на данном участке текста, заставляет мысленно споткнуться и иногда может разрушить художественный гипноз (и, соответственно, вовлеченность в текст). Любой яркий прием должен работать в месте сильного напряжения, это своего рода акцент. Как в слове нельзя ударять каждую гласную, так и в тексте нельзя перегружать предложения. Для красивостей нужен нейтральный фон. Поэтому основной текст должен быть написан гладко, но время от времени в нем должно появляться нечто такое, что воспринимается читателем как находка.

В книгах по риторике можно найти еще такой совет: чередовать длину предложений и постоянно менять типы конструкций, чтобы текст не убаюкал читателя. Совет дельный, но трудноисполнимый. Когда мы пишем, мы меньше всего думаем о синтаксисе — он напрямую отражает ход нашего мышления, который в этот момент не рефлексируется. Так что если вы вошли в текст, имеет смысл следить только за ритмом: побыстрее — помедленнее, удар — оттяжка. С остальным стоит работать до текста или на стадии редактирования.

Уровень 2. Сюжет и герой.

Есть мнение, что все сюжеты уже придуманы, есть разные классификации и сборники таких прото-сюжетов, есть коллекции сюжетных составляющих (так называемых тропов). Но как и в хорошей аранжировке старая мелодия не узнается, так и при должной обработке всем известный сюжет становится по-новому интересным.

Напомню 4 сюжетных цикла по Борхесу: осада крепости, возвращение, поиск и самоубийство бога. Все они могут быть исполнены в трагическом, драматическом, трагикомическом, комическом, мелодраматическом ключе —то есть в любом на ваш вкус. И здесь нужно поставить несколько важных вопросов:

1. Какое воздействие должен оказать ваш рассказ на читателя? Он может волновать, как триллер, смешить, как комедия, пугать, как хоррор. Лучше не бежать сразу во все стороны, а выбрать одну. Впрочем, если вы сделаете жанровую солянку — не беда, это тоже работает, если все компоненты соединяются в цельную картину смысла.

2. Будет ли ваш сюжет типичным для жизни, или он должен быть неожиданным для читателя? Типичные сюжеты означают, что вы хотите показать или художественно заострить какое-то важное явление действительности. Важное, потому что распространенное и хорошо знакомое читателю. Тут, конечно, легко свалиться в банальность. Именно поэтому на вашей стороне должна быть сила детали и метафоры. Очень важно иметь хороший язык, если вы беретесь за бытописательство, уметь видеть знаковые мелочи. Например, не обязательно описывать грязную кухню нищей семьи во всех подробностях — достаточно показать, как по кухонному столу наискось бежит таракан. Минимизируйте словесную ткань, оставляя только самое острое, яркое — и тем не менее характерное.

Если же ваш сюжет должен быть необычным, надо продумать пуант — точку поворота смысла. Пуант работает тогда, когда он логически вытекает из предыдущих сюжетных ходов, но не ожидается читателем, поскольку демонстрирует какую-то жизненную нетипичность или ломает стереотип. Здесь выделяются две фазы: казалось — оказалось. Для разминки можно попробовать поиграть с известными сюжетами: взять «Ромео и Джульетту», кратко описать сюжет (т. е. создать синопсис), но прикрутить другой финал. Например, в финале открывается, что Ромео намеренно соблазнил девушку из семьи врагов, чтобы потом сымитировать двойное самоубийство и лишить Капулетти наследников. И на самом деле он выжил.

Неожиданные сюжеты часто преподносит сама жизнь: обычно истории с поворотом рассказывают в виде баек. За каждой такой историей стоит представление о том, что несмотря на всю силу прогноза, богатство ситуаций никогда в полной мере не осознается, и в жизни всегда есть место чуду или катастрофе.

Когда мы говорим о сюжете, то это означает и разговор о герое. Они неразрывно связаны между собой в рамках рассказа. Если вы пишете не лирическую зарисовку, а обычный рассказ, как правило все события будут соотноситься с жизнью одного героя, реже двух. Здесь можно было бы поговорить о типах нарратива, но это отдельная тема, требующая глубокой проработки. Сосредоточимся на другом, тоже важном вопросе: на вовлечении читателя в субъективный круг героя.

Грубо говоря, мы можем отождествлять себя с героем (неискушенный читатель так делает почти всегда) или расподобляться с ним. С этими параметрами можно очень тонко играть: начать с уподобления, а затем показывать героя таким, чтобы читатель в ужасе воскликнул — «нет, я другой!» В последнее время в моде антигерои: не-до-конца-злодеи, те, кто для своих негуманных поступков имеет моральное или ситуационное оправдание. Чтобы импонировать читателю, вызывать у него симпатию герой может: 1) страдать от несправедливости; 2) красиво и честно бороться с обстоятельствами; 3) использовать шарм и обаяние; 4) умело шутить или высказывать интересные мысли; 5) ловко выходить сухим из воды; 6) иметь схожий с читателем социальный и/ или психологический профиль.

В некоторых рассказах герой — это только хроникер, рассказчик, тогда его сила — в умении описывать обстоятельства, отбирать и располагать материал. Он как бы превращается в язык, и хорош настолько, насколько приятен производимый им текст. Но, повторюсь, приятность — не самоцель. Читателю нужно не только красивое. Есть правило трех С: секс, смерть, смех. Оно действует и в рекламе, и вообще везде. Нас привлекают примерно одни и те же вещи, человек довольно прост: напугаться, посмеяться, возбудиться — вот то, чего хочет большинство. Я бы сюда еще добавила «заинтересоваться», но это настолько трудноопределимая категория, что нередко ее сбрасывают со счетов.

Уровень 3. Глубина резко изображаемого пространства.

Я взяла этот термин (ГРИП) из фотоискусства. Нам он тоже пригодится. Чтобы текст обрел объем, писатель должен не только тянуть сюжет, но и выстраивать мир — резкий в глубину. Если этот мир похож на реальность, достаточно силы памяти. Она позволяет видеть пространство текста в деталях: герой не просто осуществляет движение по улице, вокруг него деревья, под ногами асфальт, на проводе сидит и гадит голубь. Герой идет — мир живет. Если мир не похож на реальность, придется напрячься сильнее и придумать все то, что составляет живую жизнь реального мира, от неба до земли, от животных до техники, от языка до обычаев. И пока происходит написание текста, мир должен быть в актуальном состоянии. Он висит в сознании пишущего как гигантская сфера, в которой происходит магия. Чем резче видны детали, тем достовернее получается написанное. Достоверность — это не сходство с действительностью, а способность к захвату внимания, к созданию эффекта художественного гипноза, когда читатель обнаруживает себя в мире, о котором читает, забывая о том, что он сидит в кресле с книжкой или читалкой в руках. Логичные, продуманные, плотные, детальные миры обладают высокой достоверностью. Но даже если писатель накосячит по мелочи, это ему простят, если в целом мир окажется устойчив и не будет содержать фундаментальных противоречий. Есть, конечно, и капризный читатель, который докопается до любой мелочи — такой хорош на стадии редактирования, а на стадии продакшна его, как говорится, надобно расстрелять.

Кстати, сказанное не означает, что каждая продуманная вами деталь должна быть изображена, описана. Есть вещи, которым не суждено войти в текст, но они его уплотняют извне. Все, что осталось за кадром, имеет не меньшее, а иногда и большее влияние на текст, чем то, что в кадр все-таки вошло. Придуманные миры похожи на гармошку — их можно натянуть на рассказ, а при высокой плотности — на роман. Кому-то мира хватает на сериал, многотомник, но такой мир — результат многолетнего кропотливого труда.

Уровень 4. Личность писателя.

И над этим, как выясняется, надо работать. Хороший текст создается интересной личностью. Сложной, иногда бунтующей, иногда одиозной, но все-таки личностью, то есть человеком с большим объемом сознания. Если с вами скучно в жизни, читатель с вами тоже заснет. С некоторыми авторами читатель рискует и вовсе не проснуться.

Каким образом можно увеличить объем сознания?

Принять тот факт, что жизнь — очень сложная штука и начать ее изучать. Задавать вопросы. Задавать очень много вопросов. Не пытаться вывести правила и истинные утверждения, на этом этапе они вредны. Нет никаких обобщений — есть так называемое кишение фактов. В этом кишении, в продуктивном бульоне рождается все сущее, и в нем же умирает. Вот видите, меня тоже понесло. Понесет и вас. Дайте волю своему сознанию, раскрепостите его. Все правила — в топку, все законы — на свалку. Всё заново.

А если не получится… ну, хотя бы поживете интересно.

Собрав воедино уровни, вы получите сложный, красивый текст, который как минимум приятно читать. Шедевра не обещаю. Шедевры рождаются тогда, когда писателю удалось увидеть нечто новое и очень важное в человеке или в жизни. Легче встретить динозавра, чем выловить из шума мира это знание.

Логичный вопрос под финал: автор данной статьи, который лихо дает советы, вообще способен хороший рассказ написать?

Нет.

Потому что правильный ответ был дан в первой строке статьи. Никакие рецепты не помогут, пока они находятся в статусе внешнего слова. Можно сказать много правильных вещей, а результата не будет. То, что составляет суть любого мастерства, представляет собой результат тысячи инсайтов, внутренних открытий. Они немного подталкиваются извне — в целом, читая эту статью, вы движетесь в верном направлении, но преувеличивать их значение не стоит.

Важно другое. Успех может прийти в любом возрасте. Если работать. Да. Если работать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать кукла лол
  • Как написать лирику для песни
  • Как написать кузнечик на английском
  • Как написать линолеум правильно или ленолеум
  • Как написать линейный алгоритм